Харизматическое христианство
Часть серии о |
христианство |
---|
Харизматическое христианство – это форма христианства , которая подчеркивает работу Святого Духа и духовные дары как повседневную часть жизни верующего. [1] Он имеет глобальное присутствие в христианском сообществе. [2] Практикующих часто называют харизматическими христианами или возрожденцами . Несмотря на значительное совпадение, харизматическое христианство часто подразделяют на три отдельные группы: пятидесятничество , харизматическое движение (которое распространено среди исторических христианских конфессий ) и неохаризматическое движение .
Харизматическое христианство выросло из протестантизма. [3] и отличается от пятидесятничества тем, что говорение на языках больше не является необходимым как свидетельство крещения Святым Духом , и уделяет особое внимание разнообразию духовных даров. По данным исследовательского центра Pew , по состоянию на 2011 год число пятидесятников и харизматических христиан во всем мире превысило 584 миллиона человек. [update]. [4]
Этимология
[ редактировать ]Термин «харизматический» происходит от греческого слова χάρισμα « харизма» («дар», происходящего от χαρισ , «милость, благосклонность»). [5] 17 века Форма харизмы конкретно относится к божественным дарам. Среднеанглийский язык также принял это слово как karisme для обозначения даров исцеления и обучения. [6]
История
[ редактировать ]Поскольку традиции пятидесятничества уже развились в 18 веке на основе протестантского евангелизма, [7] Начало харизматического движения Св. Марка в исторических христианских церквях пришло в 1960 году в епископальной церкви в Ван-Найс, Калифорния . Деннис Беннетт , настоятель церкви, объявил прихожанам, что он получил излияние Святого Духа. [8]
Харизматическое движение достигло лютеран и пресвитериан в 1962 году. [9] Среди католиков оно распространилось примерно в 1967 году. [10] [3] Методисты стали участвовать в харизматическом движении в 1970-х годах. [11]
Некоторые внеконфессиональные евангелические церкви решили последовать этому движению и дистанцироваться от своих пятидесятнических конвенций. [12] Часовня на Голгофе в Коста-Меса, Калифорния , — одна из первых евангелических неохаризматических церквей, основанная в 1965 году. [13] [ ненадежный источник? ] В Соединенном Королевстве «Армия Иисуса» , основанная в 1969 году, является примером влияния за пределами Соединенных Штатов. [14] Распространению харизматического движения за пределами США также способствовал Беннетт, который отправился в Ванкувер, чтобы служить там. [13] [ ненадежный источник? ] В остальном мире было основано множество других общин. [15] Современные церкви по всему миру приняли харизматическое движение или адаптировали свои собственные практики для его включения. В Соединенном Королевстве движение домашних церквей расширилось и включило в себя харизматические практики. Церковь Хиллсонг в Австралии — еще один пример пятидесятнической церкви, включающей в себя харизматическое движение. [16] Неохаризматическое движение, также известное как Третья волна (термин, придуманный К. Питером Вагнером) , также широко распространилось с 1970 года; эти церкви часто отвергают ярлыки харизматических или пятидесятнических, но принимают общую практику принятия даров Духа. [7]
Некоторые ученые связывают быстрое и успешное распространение харизматического христианства с успешным использованием платформ средств массовой информации, а также с физическим опытом религии, который оно обеспечивает, что создает личную связь верующих с духовным посредничеством. [17]
Отличительные убеждения
[ редактировать ]Харизматическое христианство представляет собой всеобъемлющую группу связанных верований и практик, которое само по себе не имеет строгого определения в рамках конкретных практик. Конфессии внутри группы разделяют духовность, характеризующуюся мировоззрением , согласно которому чудеса, знамения и чудеса , а также другие сверхъестественные явления должны присутствовать в жизни верующих. Сюда входит наличие духовных даров, таких как пророчество и исцеление . Несмотря на схожесть во многих отношениях, некоторые подгруппы существенно отличаются. Эти различия привели к тому, что харизматическое христианство было разделено на три основные группы: пятидесятничество, харизматическое движение и неохаризматическое движение. [18]
Харизматическое движение иногда связывали с возрождением Нью Эйдж в Соединенных Штатах 1960-х и 1970-х годов. [19] Подобные характеристики обнаруживаются в росте популярности Кундалини в индуистском мистицизме . [20] [21]
Пятидесятники
[ редактировать ]Пятидесятники — это те христиане, которые отождествляют себя с верованиями и практиками классических пятидесятнических конфессий, таких как Ассамблея Божья или Церковь Божья (Кливленд, Теннесси) . Классическое пятидесятничество выросло из движения святости и приобрело особую идентичность в начале 20-го века после того, как его популяризировали Чарльз Фокс Парэм и его ученик Уильям Дж. Сеймур . Сеймур основал то, что считается первым пятидесятническим служением в Лос-Анджелесе в 1906 году. [7] В то время, когда большинство деноминаций подтверждали цессационизм (веру в то, что духовные дары прекратились), пятидесятники считали, что дары Святого Духа возвращаются в христианскую церковь . [22] Отличительной доктриной пятидесятничества является то, что происходит второе действие благодати после обращения , которое пятидесятники называют крещением Святым Духом , о чем свидетельствует говорение на языках . [23] Говорение на языках считается свидетельством присутствия Духа. Есть также нетринитарные пятидесятники-единственники , которые разделяют такие убеждения о действительности духовных даров в современной церкви, но расходятся во взглядах на Божество и учениях о внешней святости . [24] Пятидесятничество имеет несколько основных доктрин, вокруг которых сосредоточены их убеждения; к ним относятся спасение через Иисуса, исцеление через Иисуса, крещение через Иисуса и Святого Духа и, наконец, то, что Иисус придет снова. Пятидесятничество также характеризуется морализмом и часто запрещает своим последователям употреблять алкоголь или носить украшения. [7]
Харизматическое движение
[ редактировать ]В то время как ранние пятидесятники часто подвергались маргинализации в более широком христианском сообществе, пятидесятнические верования начали проникать в основные протестантские конфессии с 1960 года и в католическую церковь с 1967 года. [25] Это принятие пятидесятнических верований представителями исторических церквей стало известно как харизматическое движение. Харизматики определяются как христиане, которые разделяют с пятидесятниками акцент на дарах Духа, но остаются частью основной церкви. Кроме того, харизматики с большей вероятностью, чем пятидесятники, верят, что глоссолалия – говорение на языках – не является необходимым доказательством крещения Духом. [23] Этот переход произошел после возросшей популярности использования даров духа в период возрождения исцеления 1946–1958 годов. Массовые межконфессиональные встречи, проводимые евангелистами возрождения исцеления, в том числе Уильямом М. Бранхамом , Оралом Робертсом , А.А. Алленом и другими, привели к повышению осведомленности и принятия. [26]
Харизматическое движение внутри исторических христианских церквей утверждает, что крещение Святым Духом — это «суверенное действие Бога, которое обычно происходит, когда кто-то, склонный к подчинению и послушанию, молится о новом излиянии Святого Духа в свою жизнь». ." [27] [28] Приверженцы Харизматического движения учат вере, что «крещение Святым Духом высвобождает Святой Дух, который уже присутствует внутри нас, оживляя благодати, которые мы получили в таинстве Крещения», и что оно «вооружает и вдохновляет человека на служение, для миссии, для ученичества и для жизни». [27] [29] [28] Преподобный Брентон Кордейро резюмирует, что он видит, что те, кто принял Крещение Святым Духом, «свидетельствуют, что этот опыт привел их к новому осознанию реальности и присутствия Иисуса Христа в их жизни, [а также] к новому голоду по Слову Бог, Таинства и были наполнены обновленным стремлением к святости». [28]
Неохаризматическое движение
[ редактировать ]Рвение, наблюдаемое в распространении харизматического христианства, привело к созданию независимых евангелических харизматических церквей, более созвучных этому возрождению Святого Духа. Часовня на Голгофе Коста-Меса, Калифорния, — одна из первых евангелистских харизматических церквей, построенная в 1965 году. [30] В Великобритании « Армия Иисуса» , основанная в 1969 году, является примером влияния за пределами США. [14] В остальном мире было основано множество других общин. [15]
Новые церкви и деноминации возникли наряду с харизматическим движением исторических христианских церквей с 1970 года, которые называются неохаризматическими . Не принимая ни ярлыка пятидесятников, ни харизматиков, они разделяют с этими группами общий акцент на Святом Духе, духовных дарах, чудесах и пятидесятническом опыте. [7] [31] Эти группы часто называют «Третьей волной», чтобы отделить их от первоначальных пятидесятников («Первая волна») и от более широкого харизматического движения 1970-х годов («Вторая волна»). Неохаризматические церкви часто считают себя внеконфессиональными или не принимают неохаризматический ярлык, вместо этого опираясь на харизматические практики духовных даров или идентифицируя себя с более широкими движениями и группами, такими как Стратегическая молитвенная сеть США , Новоапостольская Реформация или другие крупные религиозные движения. [32]
Статистика
[ редактировать ]В 2011 году во всем мире насчитывалось 279 миллионов христиан-пятидесятников, что составляло 4 процента населения мира и 12,8 процента всего христианского населения. Харизматических христиан насчитывалось 305 миллионов, или около 4,4 процента населения мира и 14 процентов христианского населения. Вместе эти группы составляют 26,8 процента христианского населения мира и более 8 процентов населения мира. В региональном масштабе самая высокая концентрация харизматических христиан проживает в Америке, где проживает 48,5 процента этой группы. Следующим по величине концентрацией является Азиатско-Тихоокеанский регион, где проживают еще 29,6 процента христиан-харизматиков. [4]
См. также
[ редактировать ]- Католическое харизматическое обновление
- Цессационизм против континуационизма
- Харизматический адвентизм
- Прямое откровение
- Исцеление верой
- Международное Сообщество Деловых Людей Полного Евангелия
- Поздний дождь (движение 1880-х годов)
- Поздний дождь (движение после Второй мировой войны)
- Христианское возложение рук
- Монтанизм - неортодоксальное христианское движение конца II века, которое подчеркивало чувствительность к водительству Святого Духа.
- Неохаризматическое движение
- Теолог обновления
- Убитый в духе
- Слово Знания
- Слово мудрости
- Ксеноглоссий
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Энциклопедический
[ редактировать ]- Берджесс, Стэнли М., изд. и Эдуард М. ван дер Маас, доц. изд., Новый международный словарь пятидесятнических и харизматических движений , исправленное и расширенное издание (Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван, 2002); страница издателя
- Берджесс, Стэнли М., изд. Энциклопедия пятидесятнического и харизматического христианства (Routledge, 2006); страница издателя
Поддерживающий
[ редактировать ]- Дир, Джек . Удивлен силой духа
- Грудем, Уэйн . Дар пророчества в Новом Завете и сегодня
- Мария Стефатос. Голос священника, плачущего в пустыне
- Стормс, Сэм . «Язык Небес»
Критический
[ редактировать ]- Браун, Марк Э., Чему мы можем научиться у харизматического движения? , Вперед во Христе , том 83, номер 10, октябрь 1996 г.
- Макартур, Джон . Харизматический хаос
- Ханеграафф, Хэнк . Поддельное возрождение
- Гардинер, Джордж Э. Коринфская катастрофа
- Варфилд, BB Counterfeit Miracles
- Гаффин, Ричард Б. Взгляды на Пятидесятницу
- О. Палмер Робертсон Заключительное слово Ответ Уэйну Грудему
- Майкл Де Семлен Все дороги ведут в Рим Публикации Dorchester House (март 1993 г.)
- Дэвис Р., Верный своему пути: чистота и безопасность в христианской духовной практике (ACW Press, Озарк, Алабама, 2006 г.), ISBN 1-932124-61-6 .
Нейтральный
[ редактировать ]- Роббинс, Джоэл (октябрь 2004 г.). Бреннейс, Дон ; Страйер, Карен Б. (ред.). «Глобализация пятидесятнического и харизматического христианства». Ежегодный обзор антропологии . 33 . Годовые обзоры : 117–143. дои : 10.1146/annurev.anthro.32.061002.093421 . ISSN 1545-4290 . JSTOR 25064848 . S2CID 145722188 .
- Грудем, Уэйн (редактор). Чудесные ли подарки на сегодняшний день?
Литература
[ редактировать ]- Коэльо, Пауло. У реки Пьедра я сел и заплакал .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вонди, Вольфганг (2017). «Часть 1: История Полного Евангелия – Исцеление: проявление знамений и чудес» . Пятидесятническое богословие: жизнь по полному Евангелию . Систематическое пятидесятническое и харизматическое богословие T&T Кларка (1-е изд.). Лондон и Нью-Йорк : T&T Clark . стр. 107–130. ISBN 9780567387738 .
- ^ Коулман, Саймон (2000). Глобализация харизматического христианства: распространение Евангелия процветания . Кембриджские исследования в области идеологии и религии. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-66072-3 .
- ^ Перейти обратно: а б «Христианские движения и конфессии» . Исследование Пью . 19 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 27 августа 2022 г. . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Глобальное христианство: отчет о размере и распределении христианского населения в мире (PDF) (Отчет). Форум Pew по религии и общественной жизни . 19 декабря 2011 г. с. 67. См. также «Часть II Глобальная статистика: масштабное всемирное явление». Новый международный словарь .
- ^ «Харизма» . Merriam-webster.com. Архивировано из оригинала 23 августа 2018 г. Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «харизма | Происхождение и значение харизмы по Интернет-этимологическому словарю» . www.etymonline.com . Архивировано из оригинала 16 сентября 2020 г. Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Роббинс, Джоэл (2004). «Глобализация пятидесятнического и харизматического христианства». Ежегодный обзор антропологии . 33 : 117–143. doi : 10.1146/annurev.anthro.32.061002.093421 – через JSTOR.
- ^ Вомак, Натан (2022). «Движение харизматического обновления в христианстве: вторая волна пятидесятничества» . База данных истории религии . doi : 10.14288/1.0422131 – через Университет Британской Колумбии .
- ^ Суэненс, Лео Джозеф (1978). Экуменизм и харизматическое обновление: богословские и пастырские ориентации . Книги Слуги. п. 21.
- ^ Чордас, Томас Дж. (2021). Язык, харизма и творчество: ритуальная жизнь религиозного движения . Издательство Калифорнийского университета . п. 272. ИСБН 978-0-520-36602-2 .
- ^ Авраам, Уильям Дж.; Кирби, Джеймс Э. (2009). Оксфордский справочник методистских исследований . Издательство Оксфордского университета . п. 289. ИСБН 978-0-19-160743-1 .
- ^ Балмер, Рэндалл Герберт (2004). Энциклопедия евангелизма . Издательство Бэйлорского университета . п. 149.
- ^ Перейти обратно: а б «Теопедия» . www.theopedia.com . Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 г. Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Купер, Саймон; Фаррант, Майк (1997). Огонь в наших сердцах: история Содружества Иисуса/Армии Иисуса . Англия: Множественные публикации. п. 169.
- ^ Перейти обратно: а б «Понимание харизматического движения» . The Exchange – блог Эда Стетцера . Христианство сегодня . Архивировано из оригинала 25 августа 2015 года . Проверено 19 июля 2015 г.
- ^ Грэм, Рут (29 марта 2022 г.). «Хиллсонг, некогда лидер Christian Cool, теряет опору в Америке» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Линдхарт, Мартин (2015). «Деньги-посредники: материальность и духовная война в танзанийском харизматическом христианстве». В Коулмане, Саймоне; Хакетт, Розалинд Эй Джей (ред.). Антропология глобального пятидесятничества и евангелизма . Нью-Йорк Пресс . стр. 147–160. ISBN 978-0-8147-7259-1 . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ Берджесс, Стэнли М.; ван дер Масс, Эдуард М., ред. (2003). "Введение". Новый международный словарь пятидесятнических и харизматических движений (издание Kindle) (переработанное издание). Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван .
- ^ Вольфсон, Сэм (07 апреля 2018 г.). «Культ свободной любви, который терроризировал Америку – и стал последним фильмом, который обязательно нужно посмотреть на Netflix» . Хранитель . Архивировано из оригинала 07.11.2021 . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Преториус, Стефанус Петрус (декабрь 2002 г.). Благословение Торонто: выражение христианской духовности в харизматическом движении? (PDF) (Диссертация). Университет Южной Африки . Архивировано 5 ноября 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ Ким, Инджиб (1 августа 2009 г.). Христианская йога как продукт индуизма и движения Нью Эйдж (магистерская диссертация). Университет Свободы .
- ^ «Введение: классические пятидесятники». Новый международный словарь .
- ^ Перейти обратно: а б «Введение: пятидесятнические и харизматические различия». Новый международный словарь .
- ^ Паттерсон, Эрик; Рыбарчик, Эдмунд (2007). Будущее пятидесятничества в Соединенных Штатах . Нью-Йорк: Лексингтон Букс. стр. 123–4. ISBN 978-0-7391-2102-3 .
- ^ Новый международный словарь , «Введение: харизматическое движение».
- ^ Мориарти, Майкл (1992). Новые харизматики . Зондерван. стр. 118–139. ISBN 978-0-310-53431-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Элвелл, Уолтер А. (2001). Евангелический богословский словарь . Бейкер Академик. п. 220. ИСБН 978-0-8010-2075-9 .
Харизматическое движение затронуло почти каждую историческую церковь и распространилось на многие церкви и страны за пределами США. ... Особые акценты по-разному отражаются в харизматическом движении. Крещение Святым Духом . Крещение Святым Духом широко признается как особый христианский опыт. Это рассматривается как событие, когда верующий «наполняется» присутствием и силой Святого Духа. Крещение Святым Духом понимается как результат «дара Святого Духа», когда Дух свободно «изливается», «нисходит», «приходит», «помазывает», «наделяет» верующего». власть свыше». ... Крещение Святым Духом, соответственно, не отождествляется с обращением. Это рассматривается как опыт наполнения Святым Духом, который приносит мощное свидетельство об Иисусе Христе. Через это крещение Духом возвышенный Христос продолжает Свое служение в церкви и мире.
- ^ Перейти обратно: а б с Кордейру, Брентон (29 мая 2017 г.). «Крещение Святым Духом: почему каждый католик должен рассмотреть возможность его получения» . Католическая ссылка. Архивировано из оригинала 26 мая 2021 года . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ «Крещение Святым Духом» . Католическое харизматическое обновление . Архивировано из оригинала 26 мая 2021 года . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ Суини, Дуглас А. (2005). Американская евангелическая история: история движения . Бейкер Академик . стр. 150–151.
- ^ Новый международный словарь , «Введение: неохаризматика».
- ^ МакКлауд, Шон. Американские владения . Издательство Оксфордского университета. стр. 6–7.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Европейская исследовательская сеть по глобальному пятидесятничеству (GloPent) — это инициатива трех ведущих европейских университетов в области пятидесятнических исследований, объединяющая академические исследования пятидесятнических и харизматических движений.
- PentecoStudies: Интернет-журнал междисциплинарного исследования пятидесятнических и харизматических движений, издаваемый под эгидой GloPent.