Урмонотеизм
Часть серии о |
Антропология религии |
---|
Социальная и культурная антропология |
Термин Urmonotheismus ( по-немецки « первобытный монотеизм») или « монотеизм » выражает гипотезу монотеистической примитивный уррелигии , из которой политеистические религии якобы выродились . [ 1 ] Этот эволюционный взгляд на религиозное развитие диаметрально контрастирует с другим эволюционным взглядом на развитие религиозной мысли: гипотезой о том, что религия прогрессировала от простых форм к сложным: сначала преанимизм, затем анимизм , тотемизм , политеизм и, наконец, монотеизм. [ 2 ]
История
[ редактировать ]В 1898 году шотландский антрополог Эндрю Лэнг предположил, что идея Высшего Существа , «высшего Бога» или «Всеотца» существовала среди некоторых из простейших современных племен до их контакта с западными народами. [ 2 ] и что Urmonotheismus («примитивный монотеизм ») был первоначальной религией человечества. Эта идея имеет параллели в произведениях Тертуллиана и в раввинской литературе . [ 3 ]
Католический священник Вильгельм Шмидт (1868–1954) защищал идею Urmonotheismus в своей работе Der Ursprung der Gottesidee («Происхождение идеи Бога»), опубликованной с 1912 по 1955 год, выступая против подхода «революционного монотеизма», прослеживающего возникновение монотеистического мысль как постепенный процесс, охватывающий религии бронзового и железного веков древнего Ближнего Востока и классической античности . [ 4 ] По мнению Шмидта, предполагаемые следы первобытного монотеизма появляются у ассиро-вавилонских божеств Ашура и Мардука , а также у древнееврейского бога Яхве . Шмидт рассматривает монотеизм как «естественную» форму теизма , которая позже была наложена и «деградирована» политеизмом после того, как умершие предки стали объектами поклонения в первобытных человеческих обществах, а персонифицированным природным силам стали поклоняться так же, как и божественным существам. [ 4 ]
Значительная часть работ итальянского антрополога и историка религии Рафаэле Петтаццони (1883-1959) по изучению древних религий сосредоточилась на опровержении спекулятивной теории «изначального монотеизма» ( Urmonotheismus ), разработанной ранее Шмидтом, и на изучении концепции Верховного Существа в так называемых «примитивных» религиях . [ 4 ] Шмидт считал, что свидетельства монотеизма существуют в племенных обществах , и утверждал, что все человеческие общества признают Высшее Существо как неисключительную духовную сущность, которая имеет первостепенное значение и которой также противостоят другие духовные сущности. [ 4 ] Петтаццони бросил вызов концепции Шмидта о Высшем Существе, которая обязательно влечет за собой монотеизм. [ 4 ] [ 5 ] Скорее, Петтацони пишет, что монотеизм — это недавнее религиозное развитие в ходе медленной революции в политеизме и, возможно, генотеизме . [ 5 ] В еврейской Библии этот спор продолжается рассказами о ветхозаветных пророках, которые спорили с ханаанскими богами ; такие сценарии служат подтверждению как этического монотеизма израильтян , противостоящего ханаанской религии, так и их веры в одно исключительное трансцендентное божество, сосуществующее с меньшими божественными существами. [ 5 ] ( См. также : Бог в авраамических религиях ).
Гипотеза Шмидта вызывала споры на протяжении большей части первой половины 20 века. В 1930-х годах Шмидт привел доказательства из коренных американцев религии и мифологии , религии и мифологии австралийских аборигенов , а также других примитивных цивилизаций в поддержку своих взглядов. [ 6 ] [ 7 ] Он также ответил своим критикам. Например, он отверг утверждение Петтаццони о том, что боги неба были просто смутной персонификацией или воплощением физического неба, написав в «Происхождении и росте религии» : «Очертания Высшего Существа становятся тусклыми только у более поздних народов». [ 8 ] Шмидт добавляет, что «существо, живущее на небе, стоящее за небесными явлениями, которое должно «централизовать» в себе различные проявления [грома, дождя и т. д.] вовсе не является олицетворением неба». [ 8 ] Согласно Эрнесту Брандеви в книге «Вильгельм Шмидт и происхождение идеи Бога» , Шмидт также утверждает, что Петтаццони не может серьезно изучить работы Шмидта и часто полагается на неправильные переводы немецкого языка Шмидта. [ 9 ] Брандеви также говорит, что определение Петтаццони примитивного этического монотеизма является «произвольным» аргументом подставного лица, но он говорит, что Шмидт зашел слишком далеко, когда заявил, что такой этический монотеизм был самой ранней религиозной идеей. [ 10 ]
Согласно анализу Петтаццони, Шмидт путал науку и теологию , как пишет Петтаццони в брошюре « Высшее существо в первобытных религиях» (1957). Для Петтаццони идея бога в примитивных религиях не является априорной концепцией, независимой от исторического контекста; есть только исторический контекст, который возникает из различных экзистенциальных условий внутри каждого типа человеческого общества. Идея Бога может быть удовлетворена только в этом социальном контексте, следовательно, Верховное Существо не существует априори . Таким образом, можно обнаружить, что Высшее Существо определяется по-разному: как тот, кто посылает дождь , как защитник охоты или даже как податель жизни, связанный с почвой и урожаем в аграрных обществах - уникальные исторические контексты, каждое из которых порождает свои собственное особое представление о Высшем Существе. Петтаццони утверждает, что религию следует воспринимать прежде всего как исторический продукт , обусловленный историческими, культурными и социальными контекстами, обладающий уникальным влиянием на другие социальные и культурные реальности внутри того же человеческого общества, которое его произвело.
К 1950-м годам академический истеблишмент отверг гипотезу примитивного этического монотеизма (но не как таковые другие предложенные версии Urmonotheismus ), а сторонники «Венской школы» Шмидта перефразировали его идеи таким образом, что, хотя древние культуры, возможно, не знали «истинный монотеизм», они, по крайней мере, демонстрируют доказательства «первоначального теизма » ( Urtheismus , в отличие от нетеистического анимизма ), с концепцией Хохготт («Высший Бог», в отличие от Эйнготта «Единый Бог») — по сути, генотеизм , который признавал Высшее Существо, но также и различных меньших богов. [ нужна ссылка ] Христианская апологетика в свете этого отошла от постулирования «памяти об откровении » в дохристианских религиях, заменив ее «предчувствием искупления » или добродетельным язычеством, бессознательно предвосхищающим монотеизм. [ 4 ] [ нужна цитата для проверки ] Тем не менее, Э. Эванс-Притчард отметил в «Теориях примитивной религии» , впервые опубликованных в 1962 году, что большинство антропологов отказались от всех эволюционных схем (таких как схемы Шмидта или Петтаццони) исторического развития религии, добавив, что они также обнаружили существование монотеистических верований. бок о бок с другими религиозными верованиями. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Антропология религии
- Деизм
- Этический монотеизм
- Фитра
- Хорошая неприятность
- Ханиф
- Неверие
- Натуралистический пантеизм
- Нейронаука религии
- Нетеистическая религия
- Психология религии
- Религиозный натурализм
- Духовный натурализм
- Один (неоплатонизм)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Смарт, Ниниан (10 ноября 2020 г.) [26 июля 1999 г.]. «Политеизм: Природа многобожия» . Британская энциклопедия . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 25 апреля 2021 г.
Вера во множество божественных существ, которым обычно нужно поклоняться или, если они злые, отгонять их с помощью соответствующих ритуалов, широко распространена в человеческих культурах. Хотя единый эволюционный процесс не может быть постулирован, в различных традициях наблюдается дрейф в сторону объединения священных сил под единой главой, которая в ряде бесписьменных «первобытных» обществ закрепилась за высшим существом. Иногда это существо представляет собой deus otiosus («безразличный бог»), который считается отстраненным от непосредственной заботы о людях и иногда считается слишком возвышенным, чтобы люди могли просить его. Это наблюдение побудило Вильгельма Шмидта , австрийского антрополога, постулировать в начале 20-го века Urmonotheismus , или «первоначальный монотеизм», который позже был заменен политеизмом. Как и все другие теории происхождения религии, эта теория умозрительна и не поддается проверке. Более многообещающими являются попытки социологов и социальных антропологов проникнуть в суть использования и значения богов в конкретных обществах.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б
Дхаванони, Мариасусай (1973). Феноменология религии . Издательство Папского Григорианского университета. стр. 60–64. ISBN 88-7652-474-6 .
Эволюционный взгляд на историю религий рассматривал религию как прогресс от самых простых форм, таких как преанимизм, анимизм, тотемизм, к более высоким формам, таким как политеизм и, наконец, монотеизм.
- ^ Кляйн, Реувен Хаим (2018). «Происхождение идолопоклонства и стражи единобожия». Бог против богов: иудаизм в эпоху идолопоклонства . Мозаика Пресс. стр. 33 и далее. ISBN 978-1946351463 . ОЛ 27322748М .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Петтаццони, Рафаэле (апрель 1958 г.). «Конец первобытного монотеизма». Нумен (на немецком языке). 5 (2). Лейден : Издательство Brill : 161–163. дои : 10.2307/3269406 . eISSN 1568-5276 . ISSN 0029-5973 . LCCN58046229 . OCLC 50557232 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гнус, Роберт К. (1997). «Монотеизм в мире древнего Израиля» . Никаких других богов: возникающий монотеизм в Израиле . Журнал по изучению Ветхого Завета: серия дополнений . Том. 241. Шеффилд : Шеффилд Академик Пресс . стр. 138–146. ISBN 9780567374158 .
- ^ Высшие боги в Северной Америке , 1933 г.
- ^ Происхождение и рост религии: факты и теории , 1931 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шмидт, Вильгельм (1972) [1931]. Происхождение и рост религии: факты и теории . Серия справочных, информационных и междисциплинарных предметов. Перевод Роуз, HJ Нью-Йорк: Cooper Square Publishers. п. 211. ИСБН 9780815404088 . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Брандеви, Эрнест (1983). Вильгельм Шмидт и происхождение идеи Бога . Серия справочных, информационных и междисциплинарных предметов. Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки. п. 251. ИСБН 9780819133632 . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Брандеви, страницы 44 и 119.
- ^ Сэр Эдвард Эванс-Притчард, Теории примитивной религии , Нью-Йорк: Oxford University Press, 1987, страницы 104–105.