Джихадизм
В этой статье отсутствует информация о последних 30 годах и ее отношении к Западу. ( июль 2024 г. ) |
Часть серии о |
ислам |
---|
Часть серии о исламизм |
---|
Политический портал |
Часть серии о |
Джихадизм |
---|
Исламский портал |
Джихадизм – это неологизм воинствующих , исламских движений которые воспринимаются как экзистенциальная угроза Западу . [ 1 ] [ 2 ] Это форма религиозного насилия , которая применялась к различным повстанческим исламским экстремистам , воинствующим исламистам и террористическим лицам и организациям, идеология которых основана на исламском понятии меньшего джихада из классической интерпретации ислама. [ 7 ] Это также применялось к различным исламским империям в истории, таким как Рашидун и Омейяды халифаты ранних мусульманских завоеваний , а также Османская империя . [ 8 ] [ 9 ]
конца 19-го и начала 20-го веков Современный джихадизм в основном уходит своими корнями в идеологические разработки исламского возрождения , которые в дальнейшем развились в кутбизм и связанные с ним исламистские идеологии в 20-м и 21-м веках. [ 4 ] [ 10 ] [ 11 ] Идеологи джихада рассматривали джихад как «революционную борьбу» против светского международного порядка с целью объединения мусульманского мира под « правлением Бога ». [ 12 ] Исламистские добровольческие организации, участвовавшие в советско-афганской войне 1979–1989 годов, усилили рост джихадизма, который распространялся во время различных вооруженных конфликтов на протяжении 1990-х и 2000-х годов. [ 13 ] [ 14 ]
Джихадистские организации и повстанческие группы стали более заметными с 1990-х годов; По одной из оценок, в 1990 году джихадистские группировки участвовали в 5 процентах гражданских войн, а в 2014 году — более 40 процентов. [ 15 ] Французский политолог Жиль Кепель диагностировал специфическую салафитскую форму джихадизма в салафитском движении 1990-х годов. [ 16 ] Джихадизм международного, панисламистского масштаба также известен как глобальный джихадизм . [ 19 ] Исследования показывают, что с появлением Исламского государства некоторые мусульманские добровольцы, прибывшие как из западных стран , так и из стран с мусульманским большинством, отправились в путь, чтобы присоединиться к глобальному джихаду в Сирии и Ираке . [ 25 ]
Терминология
[ редактировать ]Концепция джихада («приложение»/«стремление»/«борьба») является фундаментальной для ислама и имеет множество применений: больший джихад (внутренний джихад), означающий внутреннюю борьбу со злом внутри себя, и малый джихад (внешний джихад), который Далее подразделяется на джихад пера/языка (дискуссия или убеждение) и джихад меча (война). Последняя форма джихада означала завоевание и обращение в классическую исламскую интерпретацию, обычно за исключением последователей других монотеистических религий . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] в то время как исламские ученые-модернисты обычно приравнивают военный джихад к оборонительной войне. [ 29 ] [ 30 ] Большая часть современного мусульманского мнения считает, что внутренний джихад имеет приоритет над внешним джихадом в исламской традиции, в то время как многие западные писатели придерживаются противоположной точки зрения. [ 27 ] Сегодня слово «джихад» часто используется без религиозного подтекста, как, например, английский крестовый поход .
Термин «джихадизм» используется с 1990-х годов, получив более широкое распространение после терактов 11 сентября . [ 31 ] Впервые его использовали индийские и пакистанские средства массовой информации, а также французские ученые, употребившие более точный термин « джихадист-салафит ». [ Примечание 1 ] Историк Дэвид А. Чартерс определяет «джихадизм» как «революционную программу, идеология которой обещает радикальные социальные изменения в мусульманском мире … [с] центральной ролью джихада как вооруженной политической борьбы с целью свержения « отступнических » режимов, изгнания их неверных союзников и, таким образом, вернуть мусульманским землям управление на основе исламских принципов». [ 12 ]
Дэвид Романо, исследователь политологии в Университете Макгилла в Монреале, Квебек , определил использование этого термина как относящееся к «отдельному или политическому движению, которое в первую очередь сосредотачивает свое внимание, дискурс и деятельность на проведении насильственных, бескомпромиссных действий». кампанию, которую они называют джихадом ». [ 32 ] Вслед за Дэниелом Киммейджем он отличает джихадистский дискурс джихада как глобальный проект по переустройству мира от дискурса сопротивления таких группировок, как «Хезболла» , который оформлен как региональный проект против конкретного врага. [ 32 ]
«Джихадизм» определяется иначе как неологизм воинственных , , преимущественно суннитских исламских движений которые используют идеологически мотивированное насилие для защиты Уммы (коллективного мусульманского мира ) от иностранных немусульман и тех, кого они воспринимают как внутренних неверных . [ 2 ] [ 33 ] Термин «джихадистский глобализм» также часто используется по отношению к исламскому терроризму как глобалистской идеологии и, в более широком смысле, к войне с террором . [ 34 ] Австрийско-американский академик Манфред Б. Стегер , профессор социологии Гавайского университета в Маноа , предложил расширить термин «джихадистский глобализм», чтобы применить его ко всем чрезвычайно жестоким направлениям идеологий, находящихся под религиозным влиянием, которые воплощают глобальное воображаемое в конкретные политические действия. программы и террористические стратегии; в их число входят «Аль-Каида» , «Джемаа Исламия» , «Хамас » и «Хезболла» , которую он считает «сегодняшним наиболее ярким проявлением религиозного глобализма». [ 35 ]
По словам американского политолога «подавляющее большинство мусульман взгляды на ислам отвергают джихадистские еврейского происхождения . Барака Мендельсона , на основе религии и благочестия». [ 2 ] Многие мусульмане не используют термины «джихадизм» или «джихадист», не любя ассоциацию незаконного насилия с благородной религиозной концепцией, и вместо этого предпочитают использовать делигитимизирующие термины, такие как «девианты». [ 31 ] [ Примечание 2 ] Мааджид Наваз , основатель и председатель антиэкстремистского аналитического центра Quilliam , определяет джихадизм как насильственную разновидность исламизма : «Исламизм – это желание навязать любую версию ислама любому обществу. Джихадизм – это попытка сделать это силой. ." [ 37 ]
« Джихад крутой » — это термин, обозначающий ребрендинг воинствующего джихадизма как модного или « крутого » для молодых людей через потребительскую культуру , социальные сети, журналы, [ 38 ] рэп видео , [ 39 ] игрушки, пропагандистские видеоролики , [ 40 ] и другие средства. [ 41 ] [ 42 ] Эта субкультура в основном применяется к людям в развитых странах, которых вербуют для поездок в зоны конфликтов с целью джихада. Например, участники джихадистских рэп-видео заставляют участников выглядеть «больше на MTV, чем на мечети». по данным NPR , которое первым сообщило об этом явлении в 2010 году, [ 41 ] Чтобы оправдать свои акты религиозного насилия , отдельные лица и сети джихадистов прибегают к необязательному жанру исламской юридической литературы ( фетвы ), разработанному джихадистско-салафитскими правовыми властями, чьи юридические труды распространяются и распространяются через Интернет. [ 43 ]
История
[ редактировать ]Ключевые влияния
[ редактировать ]Термин «джихадизм» применялся к различным исламским империям в истории, таким как Арабский халифат Омейядов и Османская империя , которые активно проводили кампании против немусульманских стран во имя джихада. [ 8 ] [ 9 ]
Исламский экстремизм восходит к ранней истории ислама, с появлением хариджитов в 7 веке нашей эры. [ 44 ] Первоначальный раскол между хариджитами , суннитами и шиитами среди мусульман оспаривался по поводу политической и религиозной преемственности руководства мусульманской общиной ( уммой ) после смерти исламского пророка Мухаммеда . [ 44 ] Исходя из своей по сути политической позиции, хариджиты разработали крайние доктрины, которые отличали их как от основных мусульман-суннитов, так и от мусульман-шиитов. [ 44 ] Шииты считают, что Али ибн Аби Талиб является истинным преемником Мухаммеда, в то время как сунниты считают, что Абу Бакр занимает эту должность. Хариджиты отделились как от шиитов, так и от суннитов во время Первой Фитны (первой гражданской войны в исламе); [ 44 ] они были особенно известны тем, что приняли радикальный подход к такфиру (отлучению от церкви), в соответствии с которым они объявляли мусульман-суннитов и шиитов либо неверными ( куффар ), либо ложными мусульманами ( мунафикун ), и поэтому считали их достойными смерти за предполагаемое отступничество ( ридда). ). [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
Сайид Кутб , египетский исламистский идеолог и видный лидер Братьев-мусульман в Египте, был влиятельным пропагандистом панисламистской идеологии в 1960-х годах. [ 50 ] Когда он был казнен египетским правительством при режиме Гамаля Абдель Насера , Айман аз-Завахири сформировал Египетский исламский джихад , организацию, которая стремится заменить правительство исламским государством, которое отражало бы идеи Кутба об исламском возрождении , к которому он стремился. . [ 51 ] Идеология кутбистов имела влияние среди джихадистских движений и исламских террористов , которые стремятся свергнуть светские правительства, в первую очередь Усамы бен Ладена и Аймана аз-Завахири из Аль-Каиды . [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] а также салафитско-джихадистская террористическая группировка ИГИЛ/ИГИЛ/ИГ/ДАИШ . [ 52 ] Более того, книги Кутба часто цитировались Усамой бен Ладеном и Анваром аль-Авлаки . [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
Можно сказать, что Сайид Кутб основал настоящее движение радикального ислама. [ 6 ] [ 49 ] [ 50 ] В отличие от других исламских мыслителей, упомянутых выше, Кутб не был апологетом . [ 6 ] Он был видным лидером «Братьев-мусульман» и весьма влиятельным исламистским идеологом. [ 6 ] [ 49 ] и первым, кто сформулировал эти анафематствующие принципы в своем великом опусе «Фи Силал аль-Коран» ( «В тени Корана» ) и манифесте 1966 года «Маалим фил-тарик» ( «Вехи» ), которые привели к его казни египетским правительством. [ 6 ] [ 59 ] Другие салафитские движения на Ближнем Востоке и в Северной Африке , а также салафитские движения во всем мусульманском мире переняли многие из его исламистских принципов. [ 6 ] [ 49 ]
По мнению Кутба, мусульманская община ( Умма ) вымерла на несколько столетий, а также вернулась к джахилии (доисламской эпохе невежества), потому что те, кто называет себя мусульманами, не следуют шариата законам . [ 6 ] [ 49 ] Чтобы восстановить ислам, вернуть дни его славы и освободить мусульман от оков невежества, Кутб предложил избегать современного общества, создать авангард, созданный по образцу первых мусульман, проповедовать и готовиться к бедности или даже готовясь к смерти, готовясь к джихаду против того, что, как он считал, было правительством/обществом джахили , и к их свержению. [ 6 ] [ 49 ] Кутбизм — радикальная исламистская идеология, основанная на идеях Кутба. [ 49 ] был осужден многими видными мусульманскими учеными, а также другими членами Братьев-мусульман, такими как Юсуф аль-Кардави .
Исламское возрождение и салафизм (с 1990-х по настоящее время)
[ редактировать ]По словам Рудольфа Питерса , исследователя исламоведения и истории ислама , современные мусульмане-традиционалисты «копируют фразы из классических произведений по фикху » в своих трудах о джихаде; Исламские модернисты «подчеркивают оборонительный аспект джихада, рассматривая его как равнозначный bellum justum в современном международном праве; а современные фундаменталисты ( Абул А'ла Маудуди , Сайид Кутб , Абдулла Аззам и др.) рассматривают его как борьбу за расширение ислама и реализации исламских идеалов». [ 60 ]
Некоторые из ранних исламских ученых и богословов, оказавших глубокое влияние на исламский фундаментализм и идеологию современного джихадизма, включают средневековых мусульманских мыслителей Ибн Таймию , Ибн Касира и Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба , а также современных исламистских идеологов Мухаммада Рашида Риду , Сайида. Кутб и Абул А'ла Маудуди. [ 5 ] [ 11 ] [ 17 ] [ 61 ] [ 62 ] Джихад пропагандируется в современном фундаментализме, начиная с конца 19-го века, идеология, которая возникла в контексте борьбы против колониальных держав в Северной Африке в то время, как во время махдистской войны в Судане, и особенно в середине 20-го века Авторы исламского возрождения, такие как Сайид Кутб и Абул Ала Маудуди. [ 63 ]
Термин джихадизм (ранее салафитский джихадизм ) возник в 2000-х годах для обозначения современных джихадистских движений, развитие которых в ретроспективе прослеживается до развития салафизма в сочетании с истоками Аль-Каиды во время советско-афганской войны в 1990-е годы. . Джихадизм называют «ответвлением» исламского возрождения 1960-х и 1970-х годов. Произведения Сайида Кутба и Мохаммеда Абдул-Салама Фарага служат источником вдохновения. Говорят, что советско-афганская война (1979–1989) «усилила джихадистскую тенденцию из маргинального явления в главную силу в мусульманском мире ». [ 64 ] Он служил для воспитания пехотинцев, лидерства и организации. Абдулла Юсуф Аззам занимался пропагандой афганского дела. После войны ветераны-джихадисты вернулись в свои страны, а оттуда разошлись по другим местам конфликтов с участием мусульманского населения, таким как Алжир, Босния и Чечня , создавая «транснациональный поток джихадистов». [ 65 ] Некоторые примеры:
- Кашмирский конфликт ( Лашкар-э-Тайба ; 1990 – настоящее время)
- Гражданская война в Сомали (1991 – настоящее время)
- Гражданская война в Алжире (1991–2002 гг.)
- Боснийская война ( боснийские моджахеды ; 1992–1995)
- Внутренний конфликт в Афганистане ( Талибан ; 1994 – настоящее время)
- Восточно-Туркестанский ирредентизм ( Исламское движение Восточного Туркестана ; 1997 – настоящее время)
- Чеченская война и повстанческое движение на Северном Кавказе ( арабские моджахеды в Чечне ; 1994–2017)
- Шариатский конфликт в Нигерии ( Боко Харам ; 2001 – настоящее время)
- Повстанческое движение в Магрибе (2002 – настоящее время)
- Иракское повстанческое движение ( Исламское Государство Ирак ; 2003 – настоящее время)
- Повстанческое движение Аль-Каиды в Йемене ( провинция Абьян ; 2010 – настоящее время)
- Гражданская война в Сирии ( Фронт ан-Нусры по защите Леванта ; 2011 – настоящее время)
- Гражданская война в Сирии ( Исламское Государство Ирака и Леванта ; 2013 – настоящее время)
Объяснением готовности джихадистов убивать гражданских лиц и самопровозглашенных мусульман на том основании, что они на самом деле были отступниками ( такфир ), является значительно уменьшенное влияние традиционного разнообразного класса улемов , часто высокообразованных исламских юристов. В «подавляющем большинстве» мусульманских стран в постколониальном мире 1950-х и 1960-х годов частные религиозные фонды ( авкафы ), которые на протяжении веков поддерживали независимость исламских ученых и юристов, перешли в руки государства. Юристы стали наемными работниками, и националистические правители, естественно, поощряли своих сотрудников (и интерпретации ислама их сотрудниками) служить интересам правителей. Мусульманская общественность неизбежно стала рассматривать юристов как занимающихся этим. [ 67 ]
В этот вакуум религиозной власти пришел агрессивный прозелитизм , финансируемый десятками миллиардов долларов денег от экспорта нефти из Саудовской Аравии . [ 68 ] Распространяемая версия ислама (саудовская доктрина ваххабизма ) позиционировала себя как возврат к изначальному, простому и прямолинейному исламу. [ 69 ] не одна школа среди многих и не интерпретирующая исламский закон исторически или контекстуально, а как единый, ортодоксальный «прямой путь» ислама. [ 69 ] В отличие от традиционных учений юристов, которые терпели и даже прославляли различные мнения и школы мысли и держали экстремизм на обочине, ваххабизм имел «крайнюю враждебность» к «любым сектантским разногласиям внутри ислама». [ 69 ]
Шиитский джихад
[ редактировать ]Термин «джихадист» почти исключительно используется для описания суннитских экстремистов . [ 70 ] Одним из примеров является Сирия, где тысячи иностранных мусульманских боевиков участвовали в гражданской войне . Например, несирийских шиитов часто называют «ополченцами», а иностранцев-суннитов - «джихадистами» (или «потенциальными джихадистами»). "). [ Примечание 3 ] [ Примечание 4 ] Дэнни Постел, который действительно использует термин «шиитский джихад», жалуется, что «этот шиитский джихад в значительной степени остается за пределами доминирующего повествования». [ 73 ] [ 74 ] Другие авторы считают идеологию «сопротивления» (араб. мукавама ) более доминирующей даже среди экстремистских шиитских группировок. Для ясности они предлагают вместо этого использовать термин « мукавамист» . [ 75 ] Йеменские повстанцы-хуситы часто призывали к «джихаду», чтобы противостоять интервенции Саудовской Аравии , хотя движение хуситов из заидизма по теологии ближе к суннитам, чем к другим шиитским сектам. [ 76 ] [ 77 ]
Убеждения
[ редактировать ]По мнению Шади Хамида и Рашида Дара, джихадизм основан на идее, что джихад — это «индивидуальная обязанность» ( фард айн ), возложенная на всех мусульман . Это контрастирует с верой мусульман до сих пор (и современных не-джихадистов) в то, что джихад представляет собой «коллективное обязательство» ( фард аль-кифая ), выполняемое по приказу законных представителей мусульманской общины. Джихадисты настаивают на том, что все мусульмане должны участвовать, потому что (они верят) сегодняшние мусульманские лидеры нелегитимны и не обладают властью, позволяющей предписывать оправданное насилие. [ 78 ]
Эволюция джихада
[ редактировать ]Некоторые наблюдатели [ 4 ] [ 79 ] [ 80 ] отметили эволюцию правил джихада — от первоначальной «классической» доктрины до салафитского джихадизма XXI века . [ 81 ] По словам историка права Садарата Кадри, [ 79 ] в течение последних нескольких столетий постепенные изменения в исламской правовой доктрине (разработанной исламистами, которые в противном случае осуждают любые бидаа (инновации) в религии) «нормализовали» то, что когда-то было «немыслимым». [ 79 ] «Сама идея о том, что мусульмане могут взорвать себя ради Бога, была неслыханной до 1983 года, и только в начале 1990-х годов кто-либо где-либо пытался оправдать убийство невинных мусульман, которые не были на поле боя». [ 79 ]
Первая, или «классическая», доктрина джихада, разработанная в конце VIII века, делала упор на «джихад меча» ( джихад бил-саиф ), а не на «джихад сердца». [ 82 ] но он содержал множество юридических ограничений, которые были разработаны на основе толкований как Корана , так и хадисов , таких как подробные правила, касающиеся «начала, проведения и прекращения» джихада, обращения с пленными, распределения добычи и т. д. произошло внезапное нападение на мусульманскую общину, джихад не был «личным обязательством» ( фард айн ); вместо этого это был «коллективный» ( фард аль-кифайя ), [ 83 ] которые нужно было разрядить «на пути Аллаха» ( фи сабил Аллах ), [ 84 ] и им мог управлять только халиф , «чье усмотрение в отношении его поведения было практически абсолютным». [ 84 ] (Частично это было сделано для того, чтобы избежать таких инцидентов, как джихад хариджа и его убийство против халифа Али , поскольку они считали, что он больше не мусульманин). [ 4 ] Мученичество в результате нападения на врага без заботы о собственной безопасности было похвальным, но смерть от собственной руки (в отличие от руки врага) заслуживала особого места в аду . [ 85 ] Категория джихада, которая считается коллективным обязательством, в западных текстах иногда упрощается как «наступательный джихад». [ 86 ]
Такие ученые, как Абул Ала Маудуди , Абдулла Аззам , Рухолла Хомейни , лидеры «Аль-Каиды» и другие, считают, что оборонительный глобальный джихад является личным обязательством, а это означает, что ни один халиф или глава мусульманского государства не должен объявлять о нем. Убийство себя в процессе убийства врага является актом шухады (мученичества), и оно дает вам особое место на Небесах , а не особое место в аду ; и убийство прохожих-мусульман (не говоря уже о немусульманах ) не должно препятствовать актам джихада. Военный и интеллектуальный аналитик Себастьян Горка описал новую интерпретацию джихада как «преднамеренное нападение на гражданское население негосударственным субъектом с помощью нетрадиционных средств». [ 87 ] [ 80 ] Считается , что отколовшиеся от «Аль-Каиды» группы и конкуренты «Джамаат ат-Таухид валь-Джихад» и « Исламское государство Ирака и Сирии » находились под сильным влиянием [ 81 ] [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ] [ 91 ] в работе 2004 года о джихаде под названием «Управление дикостью» ( Идарат ат-Таваххуш ), [ 81 ] автор Абу Бакр Наджи [ 81 ] и намеревался разработать стратегию создания нового исламского халифата , сначала уничтожив «жизненно важные экономические и стратегические объекты» и запугав врага жестокостью, чтобы сломить его волю. [ 92 ]
Исламский богослов Абу Абдулла аль-Мухаджир считается одним из ключевых теоретиков и идеологов современного джихадистского насилия. [ 81 ] [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ] Его теологические и юридические обоснования повлияли на Абу Мусаба аз-Заркави , члена «Аль-Каиды» и бывшего лидера «Аль-Каиды» в Ираке , а также на несколько других террористических группировок джихада, включая ИГИЛ и «Боко Харам» . [ 81 ] [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ] Заркави использовал 579-страничную рукопись идей аль-Мухаджира в тренировочных лагерях АКИ, которые позже были развернуты ИГИЛ, известную по-арабски как Фикх аль-Дима и называемую по-английски «Правоведение джихада» или «Правоведение крови» . [ 81 ] [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ] [ 96 ] Специалист по борьбе с терроризмом Орва Аджуб охарактеризовал книгу как рационализацию и оправдание «операций смертников, нанесения увечий трупам, обезглавливания и убийств детей и мирных жителей». [ 81 ] The Guardian Марк Журналист Таусенд, цитируя Салаха аль-Ансари из Квиллиама наблюдается поразительное отсутствие изучения и беспокойства по поводу этого отвратительного и опасного текста [ Правоведение крови ]». , отмечает: « Почти во всех западных и арабских ученых [ 95 ] Чарли Винтер из The Atlantic описывает это как «богословскую пьесу, используемую для оправдания отвратительных действий группы». [ 94 ] Он заявляет:
Интеллектуальное наследие Мухаджира, варьирующееся от размышлений о достоинствах обезглавливания, пыток или сожжения заключенных до мыслей об убийствах, осадных войнах и использовании биологического оружия, является важнейшим компонентом литературного корпуса ИГИЛ – и, по сути, всего, что происходит после него. это способ сделать практически все допустимым, при условии, что это можно представить как полезное для джихада. [...] По мнению Мухаджира, самоубийство с целью убийства людей - это не только теологически обоснованный поступок, но и похвальный поступок, который следует беречь и праздновать независимо от его результата. [...] ни Заркави, ни его наследники не оглянулись назад, широко используя работу Мухаджира для нормализации использования тактики самоубийства с тех пор, так что они стали единственным наиболее важным военным и террористическим методом - оборонительным или наступательным - используемым ИГИЛ сегодня. Способ, которым Мухаджир выдвинул теорию, был прост: он предложил богословское решение, позволяющее любому желающему обойти предписания Корана против самоубийства. [ 94 ]
Клинический психолог Крис Э. Стаут также обсуждает текст, вдохновленный аль-Мухаджиром, в своем эссе «Терроризм, политическое насилие и экстремизм» (2017). По его оценке, джихадисты считают свои действия «ради всеобщего блага»; что они находятся в ситуации «ослабления на земле», что делает исламский терроризм действенным средством решения проблемы. [ 96 ]
Оппоненты
[ редактировать ]В рамках своих обязательств по восстановлению исламского государства , которое реализует шариат (исламский закон), джихадисты выступают против всех форм светского правления : будь то демократия , коммунизм , баасизм , национализм , а также все виды немусульманских политических порядков. [ 97 ]
Против баасизма
[ редактировать ]Сирия
[ редактировать ]Исламская оппозиция правлению партии Баас возникла вскоре после переворота 1963 года , превратившего Сирию в однопартийное социалистическое государство . На протяжении 1960-х годов оппозиция организовывала протесты в сирийских городах и деревнях при поддержке консервативных слоев общества, поддерживаемых улемами , против социально-экономической маргинализации и антирелигиозной политики элиты нео-Баас . Сирийское отделение «Братьев-мусульман» стало крупнейшей фракцией оппозиции в этот период. После серии внутренних чисток генерал Хафез аль-Асад стал неоспоримым лидером партии Баас и государства в 1970 году и установил персоналистскую диктатуру, основанную на сектантской лояльности семье аль-Асада . Растущая заметность доминирования алавитов и кланового фаворитизма привела к росту недовольства и в конечном итоге привела к исламским восстаниям 1976-1982 годов . «Исламский фронт», коалиция исламистских организаций во главе с сирийскими «Братьями-мусульманами», сыграла важную роль в распространении восстаний по всем сирийским городам и объявила Джихад (священная война) с целью свержения режима Баас . Аль-Талия («Боевой авангард») под руководством Аднана Уклы была крупной исламистской организацией, участвовавшей в джихаде . Восстания были жестоко подавлены во время резни в Хаме в 1982 году , в результате которой погибло 20 000–40 000 человек. [ 98 ]
Во время сирийской революции 2011 года «Братья-мусульмане» сыграли ключевую роль в протестах против Асада наряду со светской оппозицией, а также имели влияние в Свободной сирийской армии . Иностранные добровольцы начали прибывать в Сирию в 2012 году, чтобы свергнуть режим Асада , а в 2013 году джихадисты совершили масштабные вторжения на территории, контролируемые режимом. [ 99 ] [ 100 ] Фронт Ан-Нусра был одной из крупнейших джихадистских группировок в гражданской войне в Сирии и проводил крупномасштабные нападения на баасистских военных и правительственных чиновников во время их мятежа в период с 2012 по 2016 год. [ 101 ]
Ирак
[ редактировать ]Еще в 1980-х годах боевик-джихадист из Саудовской Аравии и «Аль-Каиды» член Усама бен Ладен произнес проповеди, нападая на президента Ирака Саддама Хусейна , осуждая его как отступника (процедура, известная в исламской юриспруденции как такфир ) и осуждая баасистский Ирак как « атеистический режим », который преследовал гегемонистские амбиции в регионе Персидского залива . [ 102 ] Согласно исламистскому мировоззрению бен Ладена , « социалисты – неверные, где бы они ни находились». В 2003 году Соединенные Штаты вторглись и оккупировали Ирак после ложного обвинения Саддама Хусейна в связях с «Аль-Каидой» . Недовольство суннитов своей маргинализацией после падения баасистского режима привело к росту джихадистских сетей в регионе, что привело к восстанию в Ираке под руководством Аль-Каиды . [ 103 ]
Политика дебаасификации, инициированная новым правительством, привела к росту поддержки джихадистов, и остатки иракских баасистов начали объединяться с Аль-Каидой в их общей борьбе против Соединенных Штатов. [ 104 ] Журналист, рассказывающий о войне в Ираке Джордж Пакер, пишет в книге «Ворота убийц» :
«Война в Ираке доказала ложность некоторых утверждений администрации Буша и сделала другие самореализующимися. Одним из них было настаивание на оперативной связи между Ираком и «Аль-Каидой»... после падения режима, Самой мощной идеологической силой, стоящей за повстанческим движением, был ислам и его враждебность к неисламским захватчикам. Некоторые бывшие баасистские чиновники даже бросили пить и начали молиться. Мятеж назывался мукавама» , или сопротивление, с оттенком религиозной легитимности « . святые воины; они провозгласили свою миссию джихадом » . [ 105 ] [ 106 ]
Против коммунизма
[ редактировать ]Во время советско-афганской войны поощряли мусульман всего мира в 1980-х годах страны Персидского залива , Египет , Пакистан, Марокко , Иордания и различные прозападные арабские страны к джихаду с целью разгрома коммунистических захватчиков в Афганистане. Соединенные Штаты и их союзники поддерживали исламистских революционеров в победе над угрозой, исходящей от «безбожного коммунизма », снабжая афганских моджахедов деньгами, оборудованием и обучением. [ 107 ] Сотни тысяч добровольцев моджахедов были набраны из разных стран, включая Египет, Пакистан и Саудовскую Аравию . [ 108 ] После свержения коммунистического режима и распада СССР многие иностранные джихадисты, объединившиеся в транснациональные сети организации Аль-Каида, начали рассматривать свою борьбу как часть «глобального джихада», что в конечном итоге привело их к столкновению с Соединенными Штатами. в 1990-е годы. [ 109 ] [ 110 ]
Против шиитских исламистов
[ редактировать ]После начала сирийской революции 2011 года народное восстание против режима Асада переросло в межконфессиональную гражданскую войну ; в котором суннитские исламистские группировки повстанческого движения столкнулись с поддерживаемыми Ираном шиитскими ополченцами, сражающимися на стороне режима. В Египте « Братья-мусульмане» призвали к джихаду против сирийского правительства и его союзных иранских доверенных лиц, обвинив «Хезболлу» в развязывании «религиозной войны», поддерживая Башара Асада . [ 111 ] Саудовская Аравия также поддерживала различные джихадистские группировки, выступающие против режима Асада, рассматривая эту борьбу как часть более широкого прокси-конфликта с Ираном . [ 112 ] Иностранные боевики-сунниты-джихадисты прибыли в Сирию из Саудовской Аравии, Бахрейна, Йемена, Кувейта, Туниса, Ливии, Египта, Марокко, а также из других арабских государств, Чечни, Пакистана, Афганистана и западных стран. [ 113 ]
См. также
[ редактировать ]- Арабская холодная война
- Кавказский Эмират , [ 114 ] самопровозглашенное протогосударство на России . Северном Кавказе
- Контрджихад
- Оборонительный джихад
- Теология доминиона
- Международная пропаганда салафизма и ваххабизма ( по регионам )
- Ислам и война
- Ислам и насилие
- Исламский экстремизм
- исламизм
- Список исламистских террористических атак
- моджахеды
- Религиозный фанатизм в исламе
- Насилие против мусульман в независимой Индии
- Салафитское движение
- Христианский терроризм
- Индуистский терроризм
- Индуистский национализм
- Хиндутва
Примечания
[ редактировать ]- ^ Жиль Кепель использовал варианты джихадист-салафит (стр. 220), джихадизм-салафизм (стр. 276), салафит-джихадизм (стр. 403) в своей книге «Джихад: путь политического ислама» (Гарвард: Harvard University Press, 2002). )
- ↑ Использование термина «джихадизм» подверглось критике со стороны по крайней мере одного учёного (Брахмана): «Джихадизм — неуклюжий и противоречивый термин. Он относится к периферийному течению экстремистской исламской мысли, приверженцы которой требуют применения насилия для вытеснения неисламское влияние из традиционно мусульманских стран на пути к установлению истинного исламского правления в соответствии с шариатом, или законом Бога. Самым существенным ограничением этого выражения является то, что оно содержит слово «джихад», которое является важным религиозным понятием в исламе. В исламском мире джихад просто относится к внутренней духовной кампании, которую человек ведет против самого себя». [ 36 ]
- ^ Например: «Битва привлекла шиитские ополченцы из Ливана, Ирака и Афганистана на сторону Асада, в то время как суннитские потенциальные джихадисты со всего мира пополнили ряды многих исламистских группировок, борющихся с его правлением, включая Исламскую Государственная экстремистская группа». [ 71 ]
- ^ Иранское правительство привлекло афганских беженцев, живущих в Иране, и число афганцев, сражающихся в Сирии на стороне режима Асада, оценивается «от 10 000 до 12 000». [ 72 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сравните: Файерстоун, Реувен (2012). « Джихадизм» как новое религиозное движение» . В Хаммере, Олав ; Ротштейн, Микаэль (ред.). Кембриджский спутник новых религиозных движений . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 263–285. дои : 10.1017/CCOL9780521196505.018 . ISBN 978-0-521-19650-5 . LCCN 2012015440 . S2CID 156374198 .
«Джихадизм» — это термин, который применяется в западных языках для описания воинствующих исламских движений , которые воспринимаются как экзистенциально угрожающие Западу . Западные СМИ склонны называть джихадизм военным движением, уходящим корнями в политический ислам . [...] «Джихадизм», как и слово «джихад» , из которого он состоит, представляет собой термин, который трудно дать точному определению. Значение джихадизма является фактически движущейся мишенью, поскольку оно остается неологизмом недавнего времени , и для него не было выработано единого, общепринятого значения.
- ^ Перейти обратно: а б с Мендельсон, Барак (21 марта 2024 г.). Круикшанк, Пол; Хаммель, Кристина; Морган, Кэролайн (ред.). «На горизонте: будущее движения джихада» (PDF) . СТС Сентинел . 17 (3). Вест-Пойнт, Нью-Йорк : Центр по борьбе с терроризмом : 1–10. Архивировано (PDF) из оригинала 25 марта 2024 года . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Атияс-Львовский, Лорена; Азани, Эйтан; Барак, Майкл; Могадам, Ассаф (20 сентября 2023 г.). Круикшанк, Пол; Хаммель, Кристина; Морган, Кэролайн (ред.). «CTC-ICT в центре внимания Израиля: словом и делом? Глобальный джихад и угроза Израилю и еврейской общине» (PDF) . СТС Сентинел . 16 (9). Вест-Пойнт, Нью-Йорк : Центр борьбы с терроризмом : 1–12. Архивировано (PDF) из оригинала 20 сентября 2023 года . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Поляревич, Эмин (2021). «Теология такфиризма, ориентированного на насилие, как политическая теория: пример Исламского государства в Ираке и Сирии (ИГИЛ)». В Кьюсаке, Кэрол М .; Упал, М. Афзал (ред.). Справочник исламских сект и движений . Справочники Брилла по современной религии. Том. 21. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 485–512. дои : 10.1163/9789004435544_026 . ISBN 978-90-04-43554-4 . ISSN 1874-6691 .
- ^ Перейти обратно: а б Бадара, Мохамед; Нагата, Масаки (ноябрь 2017 г.). «Современные экстремистские группы и разделение мира: критика с исламской точки зрения» . Ежеквартальный журнал арабского права . 31 (4). Лейден : Издательство Brill : 305–335. дои : 10.1163/15730255-12314024 . ISSN 1573-0255 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кук, Дэвид (2015) [2005]. «Радикальный ислам и современная теория джихада» . Понимание джихада (2-е изд.). Беркли : Издательство Калифорнийского университета . стр. 93–127. ISBN 9780520287327 . JSTOR 10.1525/j.ctv1xxt55.10 . LCCN 2015010201 .
- ^ [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
- ^ Перейти обратно: а б Конец государства джихада .
- ^ Перейти обратно: а б Моханти, Нироде (15 сентября 2018 г.). Джихадизм: прошлое и настоящее - Нироде Моханти - Google Книги . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781498575973 . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Айдынлы, Эрсель (2018) [2016]. «Джихадисты после 11 сентября» . Насильственные негосударственные субъекты: от анархистов до джихадистов . Исследования Рутледжа по проблемам, кризисам и инакомыслию в мировой политике (1-е изд.). Лондон и Нью-Йорк : Рутледж . стр. 110–149. ISBN 978-1-315-56139-4 . LCCN 2015050373 .
- ^ Перейти обратно: а б Джалал, Аиша (2009). «Ислам подорван? Джихад как терроризм». Сторонники Аллаха: Джихад в Южной Азии . Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . стр. 239–301. дои : 10.4159/9780674039070-007 . ISBN 9780674039070 . S2CID 152941120 .
- ^ Перейти обратно: а б А. Чартерс, Дэвид (6 февраля 2007 г.). «Что-то старое, что-то новое…? Аль-Каида, джихадизм и фашизм» . Терроризм и политическое насилие . 19 . Рутледж: 65–93. дои : 10.1080/09546550601054832 . ISSN 0954-6553 . S2CID 144155484 – через tandfonline.
- ^ Хекматпур, Пейман (1 января 2018 г.). «Что мы знаем об исламском радикализме: метаанализ академических публикаций» .
сопротивление афганских моджахедов советскому вторжению.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Хекматпур, Пейман; Бернс, Томас (14 августа 2018 г.). «Радикализм и энантиодромия: триалектика современности, постмодерна и антимодерна в исламском мире» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Фирон, Джеймс Д. (2017). «Гражданская война и современная международная система» . Дедал . 146 (4). MIT Press для Американской академии искусств и наук : 20–22. дои : 10.1162/DAED_a_00456 . ISSN 0011-5266 .
- ^ Кепель, Жиль (2021) [2000]. Джихад: путь политического ислама . Откровения Блумсбери (5-е изд.). Лондон: Bloomsbury Academic . стр. 219–222. ISBN 9781350148598 . OCLC 1179546717 .
- ^ Перейти обратно: а б Мелеагру-Хитченс, Александр; Хьюз, Симус; Клиффорд, Беннетт (2021). «Идеологи» . Доморощенные: ИГИЛ в Америке (1-е изд.). Лондон и Нью-Йорк : IB Tauris . стр. 111–148. ISBN 978-1-7883-1485-5 .
- ^ Кларк, Колин (8 сентября 2021 г.). Круикшанк, Пол; Хаммель, Кристина (ред.). «Двадцать лет после 11 сентября: каково будущее глобального движения джихада?» (PDF) . СТС Сентинел . 14 (7). Вест-Пойнт, Нью-Йорк : Центр борьбы с терроризмом : 91–105. Архивировано (PDF) из оригинала 8 сентября 2021 года . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ [ 3 ] [ 10 ] [ 17 ] [ 18 ]
- ^ Милтон, Дэниел; Перлингер, Ари (11 ноября 2016 г.). Круикшанк, Пол; Хаммель, Кристина (ред.). «От колыбели до могилы: жизненный цикл иностранных боевиков в Ираке и Сирии» (PDF) . СТС Сентинел . Вест-Пойнт, Нью-Йорк : Центр борьбы с терроризмом : 15–33. Архивировано (PDF) из оригинала 18 июня 2020 г. Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Шмид, Алекс П.; Тиннес, Джудит (декабрь 2015 г.). «Иностранные (террористические) боевики с ИГ: европейская перспектива» (PDF) . Исследовательский документ ICCT . 6 (8). Гаага : Международный центр по борьбе с терроризмом . дои : 10.19165/2015.1.08 . ISSN 2468-0656 . JSTOR resrep29430 . S2CID 168669583 . Архивировано (PDF) из оригинала 25 ноября 2020 г. Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Пикер, Лес (июнь 2016 г.). «Откуда берутся иностранные боевики ИГИЛ?» . Дайджест . Том. 6. Кембридж, Массачусетс : Национальное бюро экономических исследований . Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ Хекматпур, Пейман; Бернс, Томас Дж. (2019). «Восприятие враждебности западных правительств к исламу среди европейских мусульман до и после ИГИЛ: важная роль сегрегации по месту жительства и образования». Британский журнал социологии . 70 (5). Уайли-Блэквелл для Лондонской школы экономики : 2133–2165. дои : 10.1111/1468-4446.12673 . eISSN 1468-4446 . ISSN 0007-1315 . ПМИД 31004347 . S2CID 125038730 .
- ^ Покалова, Елена (2020). «Иностранные боевики в Сирии и Ираке: отклонение от истории или история повторяется?». Возвращающиеся иностранные боевики-исламисты: угрозы и вызовы Западу . Бейзингсток : Пэлгрейв Макмиллан . стр. 11–58. дои : 10.1007/978-3-030-31478-1 . ISBN 978-3-030-31477-4 . S2CID 241995467 .
- ^ [ 3 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
- ^ Делонг-Бас, Натана Дж. (22 февраля 2018 г.) [10 мая 2017 г.]. «Джихад» . Оксфордские библиографии – исламские исследования . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/обо/9780195390155-0045 . Архивировано из оригинала 29 июня 2016 года . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Боннер 2006 , с. 13.
- ^ Петерс, Рудольф (2005). "Джихад". В Элиаде, Мирча ; Джонс, Линдси; Адамс, Чарльз Дж. (ред.). Энциклопедия религии . Том. 7 (2-е изд.). Справочник Macmillan США . п. 4917. ИСБН 9780028657394 .
- ^ Петерс, Рудольф (2015) [1980]. «Доктрина джихада в современном исламе». Ислам и колониализм: доктрина джихада в современной истории . Религия и общество. Том. 20. Берлин и Бостон : Де Грюйтер . стр. 105–124. дои : 10.1515/9783110824858.105 . ISBN 9783110824858 . ISSN 1437-5370 .
- ^ Ваэль Б. Халлак (2009). Шариат: теория, практика, трансформации . Издательство Кембриджского университета (издание для Kindle). стр. 334–338.
- ^ Перейти обратно: а б «Что такое джихадизм?» . Новости Би-би-си . 11 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2016 года . Проверено 13 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Романо (2013). «Джихадисты в Ираке» . У Джона Л. Эспозито; Эмад Эль-Дин Шахин (ред.). Оксфордский справочник по исламу и политике . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195395891.013.003 . ISBN 978-0-19-539589-1 . Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Креншоу, Марта (2017). «Транснациональный джихадизм и гражданские войны» . Дедал . 146 (4). MIT Press для Американской академии искусств и наук : 59–70. дои : 10.1162/DAED_a_00459 . ISSN 0011-5266 .
- ^ Стегер, Манфред Б. (2011). «Джихадистский глобализм против имперского глобализма: великая идеологическая борьба двадцать первого века?». Подъем глобального воображаемого: политические идеологии от Французской революции до глобальной войны с террором . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 213–248. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199286942.003.0007 . ISBN 9780191700408 .
- ^ Стегер, Манфред Б. Глобализация: краткое введение . 2009. Издательство Оксфордского университета , с. 127.
- ^ Брахман 2008 , с. 4.
- ^ Мааджид Наваз (14 июня 2016 г.). «Признайтесь: эти террористы — мусульмане» . Ежедневный зверь . Архивировано из оригинала 25 июня 2017 года . Проверено 25 июня 2017 г.
- ^ Стив Эмерсон (15 апреля 2013 г.). «Джихад – это круто: джихадистские журналы вербуют молодых террористов» . Вопросы семейной безопасности . Архивировано из оригинала 11 марта 2015 года . Проверено 22 августа 2014 г.
- ^ Дж. Дана Стастер (29 апреля 2013 г.). «9 тревожно хороших джихадистских рэпов» . Внешняя политика . Архивировано из оригинала 23 августа 2014 года . Проверено 22 августа 2014 г.
- ^ Ютте Клаузен (2012). «Джихадисты на YouTube: анализ пропагандистской кампании Аль-Мухаджируна в социальных сетях» . Перспективы терроризма . 6 (1). Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года . Проверено 22 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дина Темпл-Растон (6 марта 2010 г.). «Крутой джихад: последнее оружие вербовщиков террористов» . Национальное общественное радио . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 22 августа 2014 г.
- ^ Шерил К. Чамли (27 июня 2014 г.). «Террористы ведут «джихад крутой», используют рэп, чтобы соблазнить молодых американцев» . Вашингтон Таймс . Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 22 августа 2014 г.
- ^ Френч, Натан С. (2020). «Джихадско-салафитская правовая традиция? Споры о авторитете и мученичестве» . И Бог знает мучеников: Мученичество и насилие в джихадистском салафизме . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 36–69. дои : 10.1093/oso/9780190092153.003.0002 . ISBN 9780190092153 . LCCN 2019042378 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Изуцу, Тошихико (2006) [1965]. «Неверный ( кафир ): хариджиты и происхождение проблемы» . Концепция веры в исламской теологии: семантический анализ имана и ислама . Токио : Институт культурных и лингвистических исследований Кейо при Университете Кейо . стр. 1–20. ISBN 983-9154-70-2 .
- ^ Хан, Шима (12 мая 2018 г.). «Еще одна битва с «истинно верующими» ислама » . Глобус и почта . Мнение Globe and Mail . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Хасан, Усама (2012). «Баланс ислама в борьбе с экстремизмом» (PDF) . Фонд Квильям . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2014 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Галлахер, Юджин В .; Вильски-Чиолло, Лидия, ред. (2021). «Аль-Каида» . Новые религии: новые верования и религиозные культуры в современном мире . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния : ABC-CLIO . стр. 13–15. ISBN 978-1-4408-6235-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Айдынлы, Эрсель (2018) [2016]. «Джихадисты до 11 сентября» . Насильственные негосударственные субъекты: от анархистов до джихадистов . Исследования Рутледжа по проблемам, кризисам и инакомыслию в мировой политике (1-е изд.). Лондон и Нью-Йорк : Рутледж . стр. 65–109. ISBN 978-1-315-56139-4 . LCCN 2015050373 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Муссалли, Ахмад С. (2012). «Сайид Кутб: основатель радикальной исламской политической идеологии» . В Акбарзаде, Шахрам (ред.). Справочник Рутледжа по политическому исламу (1-е изд.). Лондон и Нью-Йорк : Рутледж . стр. 9–26. ISBN 9781138577824 . LCCN 2011025970 .
- ^ Перейти обратно: а б Полк, Уильям Р. (2018). «Философ мусульманского восстания Сайид Кутб» . Крестовый поход и джихад: тысячелетняя война между мусульманским миром и глобальным Севером . Серия лекций Генри Л. Стимсона. Нью-Хейвен и Лондон : Издательство Йельского университета . стр. 370–380. дои : 10.2307/j.ctv1bvnfdq.40 . ISBN 978-0-300-22290-6 . JSTOR j.ctv1bvnfdq.40 . LCCN 2017942543 .
- ^ Лоуренс Райт (2006). «2». Надвигающаяся башня . Кнопф. ISBN 0-375-41486-Х .
- ^ Баеле, Стефан Дж. (октябрь 2019 г.). Джайлз, Ховард (ред.). «Заговоровские повествования на языке агрессивных политических деятелей» (PDF) . Журнал языка и социальной психологии . 38 (5–6). Публикации SAGE : 706–734. дои : 10.1177/0261927X19868494 . hdl : 10871/37355 . ISSN 1552-6526 . S2CID 195448888 . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Скотт Шейн; Суад Мехеннет и Роберт Ф. Уорт (8 мая 2010 г.). «Путь имама от осуждения террора к проповеди джихада» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 мая 2010 г.
- ^ Роберт Ирвин, «Это тот человек, который вдохновил Бен Ладена?» The Guardian (1 ноября 2001 г.).
- ↑ Пол Берман, «Философ исламского террора» , журнал New York Times (23 марта 2003 г.).
- ^ «Выйти из тени: опередить радикализацию заключенных» (PDF) . ПБС .
- ^ Тревор Стэнли. «Эволюция Аль-Каиды: Усама бен Ладен и Абу Мусаб аз-Заркави» . Проверено 26 февраля 2015 г.
- ↑ Кутбизм: идеология исламского фашизма. Архивировано 9 июня 2007 г. в Wayback Machine Дейлом К. Эйкмайером. Из параметров , весна 2007 г., стр. 85–98.
- ^ Джибрил Хаддад, «Квиетизм и затворничество последнего времени в Коране и хадисах: Ан-Набулуси и его книга Такмил ан-Нуут в жанре узла», Исламские науки 15, вып. 2 (2017): стр. 108-109).
- ^ Петерс, Рудольф (1996). Джихад в классическом и современном исламе: читатель . Принстон: Маркус Винер. п. 150. ИСБН 9004048545 . Архивировано из оригинала 18 октября 2015 года . Проверено 12 августа 2015 г.
- ^ Р. Хабек, Мэри (2006). Зная врага: джихадистская идеология и война с террором . Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 17–18. ISBN 0-300-11306-4 .
- ^ Ханифф Хасан, Мухаммед (2014). Отец джихада . Шелтон-стрит, 57, Ковент-Гарден, Лондон WC2H 9HE: Imperial College Press. п. 77. ИСБН 978-1-78326-287-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Рудольф Питерс, Джихад в современных терминах: читатель 2005, стр. 107 и примечание с. 197. Джон Ральф Уиллис, «Джихад Фи Сабил Аллах», в: На пути Аллаха: Страсти аль-Хаджа Умара: эссе о природе харизмы в исламе , Routledge, 1989, ISBN 978-0-7146-3252-0 , 29–57. «Гибб [ Магометанство , 2-е изд. 1953] справедливо мог заключить, что одним из последствий возобновления акцента в девятнадцатом веке на Коране и Сунне в мусульманском фундаментализме было восстановление джихада фи сабилилла в значительной степени того выдающегося положения, которое он занимал в начале Однако Гибб, несмотря на все свое восприятие, не рассматривал джихад ни в контексте его союза с аскетическими и возрожденческими настроениями, ни с точек зрения, которые оставляли его открытым для различных интерпретаций». (стр. 31)
- ^ Комминс, Дэвид (2009). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . ИБТаурис. п. 174.
- ^ Комминс, Дэвид (2009). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . ИБТаурис. стр. 156, 7.
- ^ Фэрфилд, Ханна; Уоллес, Тим; Уоткинс, Дерек (21 мая 2015 г.). «Как расширяется ИГИЛ» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 23 мая 2015 года . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ Абу Эль Фадл, Халед (2002). Место толерантности в исламе Халед Абу Эль Фадл Место толерантности в исламе . Маяк Пресс. п. 6 . ISBN 9780807002292 . Проверено 21 декабря 2015 г.
Хранителями исламской традиции были юристы.
- ^ Кепель, Жиль (2006). Джихад: путь политического ислама . ИБ Таурис. п. 51. ИСБН 9781845112578 . Архивировано из оригинала 14 мая 2016 года . Проверено 23 марта 2016 г.
Задолго до полного возникновения исламизма в 1970-х годах растущая группа сторонников, прозванная «нефтеисламом», включала ваххабитских улемов и исламистских интеллектуалов и выступала за строгое соблюдение шариата в политической, моральной и культурной сферах; у этого протодвижения было мало социальных проблем и еще меньше революционных.
- ^ Перейти обратно: а б с Абу Эль Фадл, Халед (2002). Место толерантности в исламе Халед Абу Эль Фадл Место толерантности в исламе . Маяк Пресс. стр. 8–9 . ISBN 9780807002292 . Проверено 21 декабря 2015 г.
Хранителями исламской традиции были юристы.
- ^ «Война против джихадистов. Неприятные союзники» . Экономист . 6 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 26 августа 2016 г. . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Булос, Набих (17 августа 2016 г.). «Солдаты обеих сторон рассматривают борьбу за Алеппо как битву между джихадистами» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Хайстейн, Ари; Уэст, Джеймс (20 ноября 2015 г.). «Другие иностранные боевики Сирии: иранские афганские и пакистанские наемники» . Национальный интерес . Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Дэнни Постел; Лаура Секор (осень 2016 г.). «Театры принуждения: обзор книги «Дети рая: борьба за душу Ирана» » . Журнал демократии . № 42. Архивировано из оригинала 14 октября 2016 года . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ см . также: Смит, Филипп (2 октября 2013 г.). «Иностранные шиитские джихадисты в Сирии» . abc.net.au. Архивировано из оригинала 28 августа 2016 года . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ «Являются ли шиитские ополченцы джихадистами?» . журнал.zenith.me . 20 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 19 сентября 2018 года . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Понимание идеологии хуситов и ее последствий для Йемена Посольство Йемена в Вашингтоне, округ Колумбия. Салем Бахфи. сентябрь 2020 г.
- ^ «В раздираемом войной Йемене мирные жители борются за выживание» . TIME.com . Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ Хамид, Шади; Дар, Рашид (15 июля 2016 г.). «Исламизм, салафизм и джихадизм: учебник» . Брукингский институт. Архивировано из оригинала 12 октября 2016 года . Проверено 13 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кадри, Садакат (2012). Рай на Земле: путешествие по законам шариата из пустынь Древней Аравии . Лондон: Издательство Macmillan . стр. 172–175. ISBN 978-0099523277 .
- ^ Перейти обратно: а б Горка, Себастьян (3 октября 2009 г.). «Понимание семи этапов джихада в истории» . Центр по борьбе с терроризмом . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 1 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Аджуб, Орва (2021). Развитие теологических и политических аспектов джихада-салафизма (PDF) . Лунд : Шведская сеть исследований Южной Азии (SASNET) при Центре ближневосточных исследований Лундского университета . стр. 1–28. ISBN 978-91-7895-772-9 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 февраля 2021 года . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Льюис, Бернард (1988). Политический язык ислама . Чикаго: Издательство Чикагского университета . п. 72 . ISBN 0-226-47693-6 – через Интернет-архив .
- ^ Хаддури, Маджид (1955). «5. Доктрина джихада» (PDF) . Война и мир в праве ислама . Балтимор : Издательство Университета Джонса Хопкинса . п. 60. Архивировано из оригинала (PDF) 28 ноября 2015 года . Проверено 26 октября 2015 г.
[В отличие от пяти столпов ислама, джихад должен был проводиться государством.] ... если только мусульманская община не подвергнется внезапному нападению и, следовательно, все верующие, включая женщин и детей, несут обязанность сражаться — [джихад меча] рассматривается всеми правоведами, почти без исключения, как коллективная обязанность всей мусульманской общины», имея в виду, что «если обязанность выполняется частью общины, она перестает быть обязательной для других».
- ^ Перейти обратно: а б Кадри, Садакат (2012). Рай на Земле: путешествие по законам шариата из пустынь Древней Аравии . Лондон: Издательство Macmillan . стр. 150–151. ISBN 978-0099523277 .
- ^ Льюис, Бернард (2003) [1967]. Ассасины — радикальная секта в исламе . Основные книги. п. xi-xii. ISBN 978-0786724550 . Проверено 13 октября 2015 г.
- ^ Эдвардс, Ричард; Зухур, Шерифа (12 мая 2008 г.). Энциклопедия арабо-израильского конфликта: политический, социальный и . АВС-КЛИО. п. 553. ИСБН 978-1851098422 .
- ^ Р. Хабек, Мэри (2006). Зная врага: джихадистская идеология и война с террором . Лондон: Издательство Йельского университета. п. 42. ИСБН 0-300-11306-4 .
- ^ Маккой, Терренс (12 августа 2014 г.). «Рассчитанное безумие ужасающей жестокости Исламского государства» . Вашингтон Пост . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ Крук, Аластер (30 августа 2014 г.). «Управление дикостью ИГИЛ в Ираке» . Всемирная почта . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ Хасан, Хасан (8 февраля 2015 г.). «ИГИЛ достигла новых глубин разврата. Но за этим стоит жестокая логика» . Хранитель . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Маккой, Терренс (12 августа 2014 г.). «Рассчитанное безумие ужасающей жестокости Исламского государства» . Вашингтон Пост . Проверено 1 сентября 2014 г.
• Крук, Аластер (30 июня 2014 г.). «Управление дикостью ИГИЛ в Ираке» . ХаффПост .
• Хасан, Хасан (8 февраля 2015 г.). «ИГИЛ достигла новых глубин разврата. Но за этим стоит жестокая логика» . Хранитель . - ^ Райт, Лоуренс (16 июня 2014 г.). «Дикая стратегия ИГИЛ в Ираке» . Житель Нью-Йорка . Проверено 1 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бунцель, Коул (18 февраля 2016 г.). «Королевство и Халифат: Дуэль исламских государств» (PDF) . Документы Карнеги . 265 . Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир : 1–43. Архивировано (PDF) из оригинала 28 марта 2016 г. Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и аль-Сауд, Абдулла К.; Винтер, Чарли (4 декабря 2016 г.). «Абу Абдулла аль-Мухаджир: малоизвестный теолог, создавший ИГИЛ» . Атлантика . Вашингтон, округ Колумбия. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Таунсенд, Марк (13 мая 2018 г.). «Основное руководство ИГИЛ, которое исказило ислам, чтобы узаконить варварство» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 9 июня 2018 года . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стаут, Крис Э. (2018) [2017]. «Психология терроризма» . Терроризм, политическое насилие и экстремизм: новая психология для понимания, противостояния и обезвреживания угрозы . Санта-Барбара, Калифорния : Издательская группа Greenwood . стр. 5–6. ISBN 978-1440851926 . OCLC 994829038 .
- ^ «Важные научные и аналитические материалы». Справочник по исламскому международному праву и праву джихада (войны) . США: Международные деловые публикации. 2011. с. 59. ИСБН 978-1-4387-2472-0 .
- ^ Лефевр, Рафаэль (2013). Пепел Хамы: Братья-мусульмане в Сирии . Мэдисон-авеню, 198, Нью-Йорк, Нью-Йорк 10016, США: Издательство Оксфордского университета. стр. 43–133. ISBN 978-0-19-933062-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Лефевр, Рафаэль (2013). «9: Восстания в Сирии: Месть истории». Пепел Хамы: Братья-мусульмане в Сирии . Мэдисон-авеню, 198, Нью-Йорк, Нью-Йорк 10016, США: Издательство Оксфордского университета. стр. 181–205. ISBN 978-0-19-933062-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Харрис, Уильям (2018). «1: Зона боевых действий обретает форму: 2011-2014». Ртутная война: Сирия, Ирак и спираль конфликта . Мэдисон-авеню, 198, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк 10016, США: Издательство Оксфордского университета. стр. 13–50. ISBN 9780190874872 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ «Внутри Джабхат ан-Нусра – самое радикальное крыло борьбы Сирии» . 2 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2018 г. . Проверено 5 апреля 2018 г.
- ^ « Израиль: Ирак помогает палестинскому террору, но не связан с Аль-Каидой », канал Fox News , 1 февраля 2003 г.
- ^ Глинн Уильямс, Брайан (2017). Контрджихад: военный опыт Америки в Афганистане, Ираке и Сирии . Филадельфия, Пенсильвания 19104-4112, США: Издательство Пенсильванского университета. стр. 45–46, 179, 185–195. ISBN 978-0-8122-4867-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Глинн Уильямс, Брайан (2017). «4: Вторжение и оккупация Ирака». Контрджихад: военный опыт Америки в Афганистане, Ираке и Сирии . Филадельфия, Пенсильвания 19104-4112, США: Издательство Пенсильванского университета. стр. 188–192. ISBN 978-0-8122-4867-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Пакер, Джордж (2006). Ворота ассасинов: Америка в Ираке . 18 West 18th Street, Нью-Йорк 10011, США: Фаррар, Штраус и Жиру . п. 309. ИСБН 978-0-374-53055-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Глинн Уильямс, Брайан (2017). «4: Вторжение и оккупация Ирака». Контрджихад: военный опыт Америки в Афганистане, Ираке и Сирии . Филадельфия, Пенсильвания 19104-4112, США: Издательство Пенсильванского университета. п. 191. ИСБН 978-0-8122-4867-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ А. Гергес, Фаваз (2009). «Введение: Дорога к 11 сентября и после». Дальний враг: почему джихад стал глобальным . Эдинбургское здание, Кембридж CB2 8RU, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 68–73. ISBN 978-0-521-51935-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Раннее старение: крах оазиса свобод - стр. 47, Мирза Аман - 2009 г.
- ^ А. Гергес, Фаваз (2009). «Введение: Дорога к 11 сентября и после». Дальний враг: почему джихад стал глобальным . Эдинбургское здание, Кембридж CB2 8RU, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 30–31. ISBN 978-0-521-51935-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ↑ Уход под огнем, Джошуа Л. Глейс – 2011 г.
- ^ Мэгги Фик (14 июня 2013 г.). «Братья Египет» поддерживают джихад в Сирии и критикуют шиитов» . Рейтер . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ Роберт Ф. Уорт (7 января 2014 г.). «Саудовцы поддерживают сирийских повстанцев, несмотря на риски» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 мая 2017 года . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- ^ Марк Хосенболл (1 мая 2014 г.). «В Ираке и Сирии возрождение иностранных террористов-смертников» . Экономист . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 1 июля 2017 года .
- ↑ Дарион Роудс, Салафистско-такфирийский джихадизм: идеология Эмирата Кавказ. Архивировано 3 сентября 2014 г. в Wayback Machine , Международный институт по борьбе с терроризмом , март 2014 г.
Литература
[ редактировать ]- Аббас, Тахир (2007). Исламский политический радикализм: европейская перспектива . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-2528-4 .
- Акбарзаде, Шахрам (2010). Ислам и политическое насилие: мусульманская диаспора и радикализм на Западе . IB Tauris & Co Ltd. ISBN 978-1-84511-473-2 .
- Аль-Рашид, Мадави (2009). Умереть за веру: религиозно мотивированное насилие в современном мире . IB Tauris & Co Ltd. ISBN 978-1-84511-687-3 .
- Аслан, Реза (2010). Глобальный джихадизм . ISBN 978-3-639-25006-0 .
- Боннер, Майкл (2006). Джихад в исламской истории: доктрины и практика . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1400827381 .
- Ботобеков, Уран (2021). «Как салафитско-джихадистские группировки Центральной Азии используют пандемию Covid-19: новые возможности и вызовы». В Кясехаге, Нина (ред.). Религиозный фундаментализм в эпоху пандемии . Религииwissenschaft. Том. 21. Билефельд : Стенограмма Verlag. стр. 107–148. дои : 10.14361/9783839454855-005 . ISBN 978-3-8376-5485-1 .
- Брахман, Джаррет (2008). Глобальный джихадизм: теория и практика . том. 10 из серии Касс о политическом насилии, Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-45241-0 . * Деволюция джихадизма: от Аль-Каиды к более широкому движению . Стратфор. 2010. ISBN 978-1-4537-4664-6 .
- Бжушкевич, Сара (2020). «Джихадизм и крайне правый экстремизм: общие атрибуты в отношении спектаклей насилия» . Европейский взгляд . 19 (1): 71–79. дои : 10.1177/1781685820915972 .
- Кулсэт, Рик (2008). Джихадистский терроризм и вызов радикализации в Европе . Эшгейт. ISBN 978-0-7546-7217-3 .
- Хеггхаммер, Томас (2010). Джихад в Саудовской Аравии: насилие и панисламизм с 1979 года . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-51858-1 .
- Хеггхаммер, Томас (2015). « Классический» и «глобальный» джихадизм в Саудовской Аравии» . В Хайкеле, Бернард ; Хеггхаммер, Томас; Лакруа, Стефан (ред.). Саудовская Аравия в переходный период: взгляд на социальные, политические, экономические и религиозные изменения . Издательство Кембриджского университета. стр. 207–228. дои : 10.1017/CBO9781139047586.014 . ISBN 978-1-107-00629-4 .
- Кезехаге, Нина (2021). «На пути к ковид-джихаду – милленаризм в области джихадизма». В Кясехаге, Нина (ред.). Религиозный фундаментализм в эпоху пандемии . Религииwissenschaft. Том. 21. Билефельд : Стенограмма Verlag. стр. 81–106. дои : 10.14361/9783839454855-004 . ISBN 978-3-8376-5485-1 .
- Кепель, Жиль (2021) [2000]. Джихад: путь политического ислама . Откровения Блумсбери (5-е изд.). Лондон: Bloomsbury Academic . ISBN 9781350148598 . OCLC 1179546717 .
- Хосрохавар, Фархад (2009). Внутри джихадизма: понимание джихадистских движений во всем мире . Парадигма. ISBN 978-1-59451-616-0 .
- Лахуд, Нелли (2010). Путь джихадистов к самоуничтожению . C Hurst & Co Publishers Ltd. ISBN 978-1-84904-062-4 .
- Лолькер, Рюдигер, изд. (2013). Джихадизм: онлайн-дискурсы и представления . Издательство Венского университета. ISBN 978-3-8471-0068-3 .
- Лолькер, Рюдигер, изд. (2012). Новые подходы к анализу джихадизма . Издательство Венского университета. ISBN 978-3-89971-900-0 .
- Паргетер, Элисон (2008). Новые рубежи джихада: радикальный ислам в Европе . IB Tauris & Co Ltd. ISBN 978-1-84511-391-9 .
- Паша, Мустафа Камаль (апрель 2010 г.). «В тени глобализации: цивилизационный кризис, «глобальный модерн» и «исламский нигилизм» . Глобализации . 7 (1–2). Тейлор и Фрэнсис : 173–185. Бибкод : 2010Glob....7..173P . дои : 10.1080/14747731003593463 . S2CID 144581998 .
- Рансторп, Магнус (2009). Понимание насильственной радикализации . Рутледж. ISBN 978-0-415-55630-9 .
- Родос, Дарион (2014). Салафистско-такфирийский джихадизм: идеология Имарата Кавказ . Международный институт по борьбе с терроризмом .
- Сейджман, Марк (2008). Джихад без лидера: террористические сети в XXI веке . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-4065-8 .
- Санчес, Джеймс (2007). Кто есть кто в движениях Аль-Каиды и джихада в Южной и Юго-Восточной Азии 19 906 ключевых лиц, организаций, инцидентов и связей . Лулу. ISBN 978-1-4303-1473-8 .
- Вертиганс, Стивен (2007). Воинствующий ислам: социология характеристик, причин и последствий . Рутледж. ISBN 978-0-415-41246-9 .
- де Поммеро, Изабель (2015). «Для борьбы с доморощенными джихадистами Германия извлекает урок из борьбы с неонацистами» . Христианский научный монитор .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Захид, Фархан (8 января 2020 г.). «Джихадизм в Южной Азии: меняющийся воинственный ландшафт» . mei.edu . Вашингтон, округ Колумбия: Институт Ближнего Востока . Проверено 7 сентября 2020 г.