Зейдизм
Основатель | |
---|---|
Зейд ибн Али | |
Регионы со значительной численностью населения | |
северо-запад Йемена , юг Саудовской Аравии |
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
Портал шиитского ислама |
Зайдизм ( араб . Zaydiyya , латинизировано : az-Zaydiyya ) — одна из трёх основных ветвей. [1] шиитского ислама , возникшего в восьмом веке после Зайда ибн Али против неудачного восстания халифата Омейядов . [2] Зайдизм обычно считается ветвью шиитского ислама, наиболее близкой к суннитам , хотя «классическая» форма зайдизма (обычно называемая хадави ) на протяжении веков несколько раз меняла свою позицию по отношению к суннитским и шиитским традициям. до такой степени, что интерпретация Зайди как шиита часто основана только на том, что они признают Али законным преемником пророка Мухаммеда . [3] Зайдиты считают рационализм более важным, чем коранический буквализм , и в прошлом были весьма терпимы к суннитскому шафиизму , религии, которой придерживается около половины йеменцев . [4]
Большинство зайдитов мира проживают в Северном Йемене и в в Саудовской Аравии районе Наджрана .
История
[ редактировать ]В 7 веке некоторые ранние мусульмане ожидали, что Али станет первым халифом , преемником Мухаммеда . После прихода к власти Абу Бакра сторонники Али (и будущих шиитов) продолжали считать правителями только людей из семьи Пророка и избирали одного лидера, имама, из каждого поколения (прото-сунниты, напротив, признавали Абу Бакра как правителя). законный первый халиф ). [4] Зайдиты возникли из уважения к Зайда ибн Али против неудавшемуся восстанию халифа Омейядов Хишама ибн Абд аль-Малика ( годы правления 724–743 ). В то время как большинство ранних шиитов признавали брата Зайда, Мухаммада аль-Бакира , пятым лидером, некоторые считали Зайда пятым имамом и, таким образом, в 8-м веке сформировали зайдитское или « пятерку ». ответвление ислама, [4]
Зайдиты сформировали государства на территории, которая сейчас известна как северный Иран ( Табаристан , 864 г. н.э. , Хасан ибн Зайд , расширился до Дайлама и Гилана ), а затем в Йемене (893 г. н.э., аль-Хади ила'л-Хакк Яхья ). Зайдиты на Каспийском море были насильственно обращены в шиизм-двунадесятник в 16 веке. [5]
Зайдиты в Йемене изначально жили в высокогорьях и на северных территориях, но степень их господства вдали от их семивековой столицы Саады со временем менялась. Династия Рассидов возникла после османского вторжения в 16 веке. начал новую линию преемственности После очередного взаимодействия с османами в 19 веке Мухаммад бин Яхья Хамид ад-Дин . С небольшими перерывами эти две династии правили в Йемене до создания Йеменской Арабской Республики в 1962 году. Хотя правители якобы подчинялись закону Хадави (таким образом, «имамат»), доктрины пришлось изменить, чтобы разрешить наследственную передачу власти, в отличие от традиционных отбор имамов по заслугам. [6]
Конец правления имама в 1962 году, когда новые правители Йемена больше не соответствовали требованиям зайдизма, побудили ученых-зайдитов призвать к восстановлению имамата. Это способствовало гражданской войне в Северном Йемене , которая длилась с 1962 по 1970 год. [7] Национальное примирение 1970 года приостановило боевые действия с травмированными зайдитами по трем основным направлениям: [8]
- присоединение к новой политической системе (религиозная Партия Правды создана в 1990 году);
- восстановление духовного и культурного наследия зайдизма путем открытия религиозных центров и поощрения племен отправлять туда свою молодежь для получения образования;
- подготовка к будущим боевым действиям ( движения хуситов основатель Хусейн аль-Хуси ). подготовкой ополчения занимался
Закон
[ редактировать ]В вопросах исламской юриспруденции зайдиты следуют учениям Зайда ибн Али , которые задокументированы в его книге «Маджму аль-Фикх» ( араб . مجموع الفِقه ). Зайди -фикх похож на ханафитскую школу суннитской исламской юриспруденции. [9] а также школа Ибади . Абу Ханифа , основатель ханафитской школы, благосклонно отнесся к делу Зайди и даже сделал пожертвование. [10] Зайдиты отвергают религиозное притворство ( такийя ). [11] Зайдизм не сильно полагается на хадисы , но использует те, которые согласуются с Кораном , и открыт для хадисов . Некоторые источники утверждают, что зайдизм — это просто философия политического правления, которая оправдывает свержение несправедливых правителей и отдает предпочтение тем, кто принадлежит к Бану Хашим . [12]
Теология
[ редактировать ]Хайдер [13] утверждает, что основной зайдизм (Хадави) является результатом взаимодействия двух течений, батризма и джарудизма , их последователей, объединившихся во время первоначального восстания Зайда. [14] Эти имена, обозначаемые также как Батри и Джаруди, не обязательно представляют собой сплоченные группы людей, например, идеи батризма (прото-суннитов) доминировали среди зайдитов в 8 веке, а джарудизм (шииты) взял верх в 9 веке. [13] [15] В следующей таблице суммированы различия между верованиями Батри и Джаруди по Хайдеру: [16]
батарея | Джаруди |
---|---|
Мухаммед неявно назначил Али халифом. | Али был явно назван Пророком |
Оппоненты Али стали жертвами неверного решения. Их нельзя проклинать или объявлять отступниками. | Оппоненты Али были отступниками и их можно проклинать. |
Имамат может уйти к менее достойному кандидату | Имамом станет только самый достойный кандидат |
Юридическая власть принадлежит всей мусульманской общине. | Юридическими полномочиями обладают только потомки Али и Фатимы. |
Доктрины раджаа , такийи и бада недействительны. | Принимаются раджа, такия и бада. |
Теологическая литература Зайдиса делает упор на социальную справедливость и человеческую ответственность, а также на их политические последствия, т.е. у мусульман есть этическое и юридическое обязательство в соответствии со своей религией поднимать и свергать несправедливых лидеров, включая неправедных султанов и халифов. [17]
Убеждения
[ редактировать ]Зайди считают, что Зейд ибн Али был законным преемником имамата, поскольку он возглавил восстание против халифата Омейядов, который, по его мнению, был тираническим и коррумпированным. Мухаммад аль-Бакир не участвовал в политических действиях, и последователи Зайда считали, что настоящий имам должен бороться с коррумпированными правителями. [18] Известный мусульманский юрист Абу Ханифа , которому приписывают основание ханафитской школы суннитского ислама , выступил с фетвой или юридическим заявлением в пользу Зайда в его восстании против правителя Омейядов. Он также тайно призывал людей присоединиться к восстанию и передавал средства Зайду. [19]
В отличие от двунадесятников и исмаилитского шиизма , зайдиты не верят в непогрешимость имамов. [20] [21] и отвергнуть понятие « насс-имамат» . [20] но верьте, что имамом может быть любой потомок Хасана ибн Али или Хусейна ибн Али. Зайди считают, что Зейд ибн Али в свой последний час был предан людьми в Куфе . [ нужна ссылка ]
Зайди отвергают антропоморфизм и вместо этого придерживаются рационалистического подхода к использованию антропоморфных выражений в Священных Писаниях, как это показано в таких работах, как « Китаб аль-Мустаршид» зайдийского имама 9-го века аль-Касима ар-Расси . [22]
История
[ редактировать ]Статус халифов и сахабов
[ редактировать ]Среди сподвижников и сторонников Зайда ибн Али, таких как Абу аль-Джаруд Зияд ибн Аби Зияд, Сулейман ибн Джарир, Касир ан-Нава аль-Абтар и Хасан ибн Салих, существовали разногласия относительно статуса первого три халифа Рашидун , унаследовавшие политическую и административную власть Мухаммеда. Самая ранняя группа, названная Джарудийа (названная в честь Абу аль-Джаруда Зияда ибн Аби Зияда), выступала против одобрения некоторых сподвижников Пророка . Они считали, что Пророк дал достаточно описания того, что все должны были признать Али законным халифом. Поэтому они считают, что сподвижники были неправы, не признав Али законным халифом и отрицая легитимность Абу Бакра , Умара и Усмана ; однако они избегают их обвинять. [23]
Джарудийа действовали во время позднего халифата Омейядов и раннего халифата Аббасидов . Его взгляды, хотя и преобладали среди более поздних зайдитов, особенно в Йемене под сектой Хадави, вымерли в Ираке и Иране из-за насильственного обращения нынешних религиозных сект в двунадесятный шиизм династией Сефевидов . [24] [23]
Вторая группа, Сулеймания, названная в честь Сулеймана ибн Джарира, считала, что вопрос об имамате должен решаться путем консультаций. Они считали, что сподвижники, включая Абу Бакра и Умара, допустили ошибку, не последовав за Али, но это не было грехом. [ нужна ссылка ]
Третья группа известна как Батрия , Табирийя или Салихия в честь Касира ан-Нава аль-Абтара и Хасана ибн Салиха. Их убеждения практически идентичны убеждениям Сулеймания, за исключением того, что они считают Усмана также заблуждающимся, но не грешащим. [25]
Термин «рафида» использовался Зайдом ибн Али по отношению к тем, кто отверг его в последние часы его жизни за отказ осудить двух первых халифов мусульманского мира, Абу Бакра и Умара. [26] Зайд горько ругает «отвергателей» ( рафидха ), которые его покинули, — это прозвище, которое салафиты используют для обозначения шиитов-двунадесятников по сей день. [27]
Группа их лидеров собралась в его (присутствии Зайда) и сказала: «Да помилует тебя Бог! Что ты можешь сказать по поводу Абу Бакра и Умара?» Зайд сказал: «Я не слышал, чтобы кто-нибудь из моей семьи отрекался от них обоих и говорил о них что-то кроме хорошего… когда им было доверено правительство, они вели себя справедливо по отношению к людям и действовали в соответствии с Кораном и Сунной». [28]
Согласно зайдитским традициям, Рафида относилась к тем куфанам , которые дезертировали и отказались поддержать Зайда ибн Али , который положительно относился к первым двум халифам Рашидун . [29] [30] [31] [32] Термин « Рафида » стал популярным уничижительным термином, используемым учеными-зайдитами против имамитов-шиитов, чтобы критиковать их неприятие Зайда ибн Али . [33] [34]
Шииты-двунадесятники упоминают Зайда
[ редактировать ]Хотя Зайд ибн Али не является одним из Двенадцати имамов , исповедующих двунадесятный шиизм, он фигурирует в исторических отчетах двунадесятнической литературы в положительном и отрицательном свете.
В отчетах Twelver имам Али ар-Рида рассказал, как его дед, Джафар ас-Садик , также поддерживал борьбу Зайда ибн Али:
он был одним из ученых из семьи Мухаммеда и разгневался ради Достопочтенного и Возвышенного Бога. Он сражался с врагами Бога, пока не был убит на Его пути. Мой отец Муса ибн Джафар передал, что он слышал, как его отец Джафар ибн Мухаммад сказал: «Да благословит Бог моего дядю Зайда... Он советовался со мной по поводу своего восстания, и я сказал ему: «О мой дядя! Сделайте это, если вы довольны тем, что вас убили, а ваш труп повесили на виселице в районе Аль-Конаса». После ухода Зайда Ас-Садик сказал: «Горе тем, кто слышит его призыв, но не помогает ему! ".
- Уюн Ахбар ар-Рида , [35] п. 466
Любовь Джафара ас-Садика к Зейду ибн Али была настолько огромной, что он не выдержал и заплакал, прочитав письмо, в котором сообщалось ему о его смерти, и заявил:
Мы от Бога и к Нему наше возвращение. Я прошу у Бога награду за это бедствие. Он был действительно хорошим дядей. Мой дядя был человеком нашего мира и нашей будущей жизни. Клянусь Богом, что мой дядя — мученик, как и мученики, сражавшиеся вместе с Пророком Бога, Али, Аль-Хасаном или Аль-Хусейном.
- Уюн Ахбар ар-Рида , [35] п. 472
Однако в других хадисах, переданных в «Аль-Кафи» , главной шиитской книге хадисов , Зайд ибн Али подвергается критике со стороны своего сводного брата, имама Мухаммада аль-Бакира, за его восстание против династии Омейядов . По словам Александра Шепарда, специалиста по исламоведению , большая часть хадисов и богословия Twelver была написана с целью противодействия зайдизму. [36]
Империи
[ редактировать ]Юстаниды
[ редактировать ]Юстаниды . (персидский: جستانیان) были правителями части Дайлама (горный район Гилана) с 791 года до конца 11 века После того, как Марзубан ибн Юстан принял ислам в 805 году, древняя семья Юстана связалась с Зайди Алидами из региона Дайлам. Юстаниды приняли зайдитскую форму шиизма.
Династия Ига
[ редактировать ]Династия Каркия , или династия Киа, была династией зайди-шиитов, которая правила Биапишем (восточный Гилян) с 1370-х по 1592 год. Они также заявляли о сасанидском происхождении. [37]
Династия Алидов
[ редактировать ]Династия Алидов в Табаристане. См. Союзные династии северного Ирана.
Династия Идрисидов
[ редактировать ]Династия Идрисидов была династией Зайди, сосредоточенной вокруг современного Марокко. Он был назван в честь своего первого лидера Идриса I.
Бану Ухайдхир
[ редактировать ]Бану Ухайдхир — династия, правившая в Аль-Ямаме (центральная Аравия ) с 867 года по крайней мере до середины одиннадцатого века.
Династия Хаммудидов
[ редактировать ]Династия Хаммудидов — династия Зайди, существовавшая в 11 веке на юге Испании.
Представитель
[ редактировать ]Мутаваккилитское королевство Йемен , также известное как Северный Йемен, существовало между 1918 и 1962 годами в северной части нынешнего Йемена. До 1948 года его столицей была Сана, затем Таиз.
Сообщество и бывшие государства
[ редактировать ]Поскольку самой ранней формой зейдизма была Джарудия , [25] многие из первых заидитских государств поддерживали его позицию, например, иранские алавиды из провинции Мазандаран , династия Буидов из провинции Гилян и арабские династии Бану Ухайдхир. [ нужна ссылка ] аль -Ямамы современная Саудовская Аравия ) и рассидов Йемена ( . Династия Идрисидов в западном Магрибе была еще одним арабским государством. [38] Zaydi [39] [40] [41] [42] [43] [44] династия, правившая 788–985 гг.
Алавиды основали зайдитское государство в Дейламане и Табаристане (северный Иран) в 864 году; [45] оно просуществовало до смерти своего лидера от руки суннитов Саманидов в 928 году. Примерно сорок лет спустя государство возродилось в Гилане (Северо-Западный Иран) и просуществовало до 1126 года.
С XII по XIII века общины зайди признавали имамов Йемена или конкурирующих имамов в Иране. [46]
Династия Буидов изначально была Заиди. [47] как и правители Бану Ухайдхир аль-Ямамы в IX и X веках. [48]
Лидер общины заиди принял титул халифа . Таким образом, правитель Йемена был известен как халиф. Аль-Хади ила'л-Хакк Яхья , потомок имама Хасана ибн Али, основал это рассидское государство в Сааде , аль-Яман, в ок. 893–897. Рассида Имамат просуществовал до середины 20 века, когда революция 1962 года свергла имама. После падения Зайдитского Имамата в 1962 году многие [ нужна ссылка ] Зайди-шииты на севере Йемена обратились в суннитский ислам. [49] [ сомнительно – обсудить ]
Государство Рассидов было основано при мысли Джарудийи; [9] однако усиление взаимодействия с ханафитскими и шафиитскими школами суннитского ислама привело к сдвигу в сторону мышления сулеймании, особенно среди подсекты хадави.
В 21 веке самым известным заидитским движением является Шабаб аль-Муминин , широко известная как хуситы , которая участвовала в восстании против правительства Йемена, вызвав серьезный гуманитарный кризис на севере Йемена. [50] [51]
В некоторых персидских и арабских легендах говорится, что заидиты бежали в Китай от Омейядов в VIII веке. [52]
Йеменские хуситы
[ редактировать ]С 2004 года в Йемене боевики-заиди ведут восстание против фракций, принадлежащих к суннитскому большинству в стране. Хуситы , в свою очередь, обвинило их , как их часто называют, утверждают, что их действия направлены на защиту своей общины от правительства и дискриминации, хотя правительство Йемена в желании свергнуть ее и ввести религиозный закон. [53]
было подписано соглашение, 21 сентября 2014 года в Сане под патронажем ООН по сути предоставляющее хуситам контроль над правительством после десятилетия конфликта. [54] Затем племенные ополченцы быстро предприняли шаги по укреплению своих позиций в столице, и 6 февраля 2015 года группа официально заявила о прямом контроле над государством. [55] Этот результат последовал за смещением президента Йемена Али Абдаллы Салеха в 2012 году после затяжных протестов «арабской весны» . Саудовская Аравия оказала преобладающее внешнее влияние в Йемене после вывода египетского экспедиционного корпуса Насера, ознаменовавшего окончание ожесточенной гражданской войны в Северном Йемене . [56] [57]
В Йемене существует широкий спектр внутренних противников правления хуситов, начиная от консервативной Суннитской партии Ислах и заканчивая светским социалистическим Южным движением и радикальными исламистами Аль -Каиды на Аравийском полуострове , а с 2014 года — Исламского государства – провинции Йемен . [58] [59] [60]
Имамы Заидитов
[ редактировать ]Имамы Йемена составляют одну линию заидитских имамов.
Хронология, показывающая заидитских имамов в ранний период среди других шиитских имамов, перечисленных в книге «Аль-Масабих Ас-Сира» Ахмада бин Ибрагима, следующая: [ нужна ссылка ]
- Али ибн Аби Талиб
- Аль-Хасан ибн Али ибн Аби Талиб
- Аль-Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб
- Али Зейн аль-Абидин ибн Аль-Хусейн ибн Али
- Хасан аль-Мутана ибн Аль-Хасан ибн Али
- Зайд ибн Али ибн Аль-Хусейн
- Яхья ибн Зайд ибн Али
- Мухаммад ибн Абдулла ибн Хасан аль-Мутана
- Ибрагим ибн Абдулла ибн Хасан аль-Мутана
- Абдулла ибн Мухаммад ибн Абдулла
- Аль-Хасан ибн Ибрагим ибн Абдулла
- Аль-Хусейн ибн Али ибн Хасан аль-Муталат ибн Хасан аль-Мутана
- Иса ибн Зайд ибн Али
- Яхья ибн Абдулла ибн Хасан Аль-Мутана
- Идрис I ибн Абдулла ибн Хасан аль-Мутана
- Мухаммад ибн Ибрагим ибн Исмаил ибн Ибрагим ибн Хасан аль-Мутана
- Мухаммад ибн Мухаммад ибн Зайд
- Мухаммад ибн Сулейман ибн Дауд ибн Хасан Аль-Мутана
- Аль-Касим ибн Ибрагим ибн Исмаил
- Яхья ибн Аль-Хусейн ибн Аль-Касим ибн Ибрагим
- Мухаммад ибн Яхья ибн Аль-Хусейн
- Ахмад ибн Яхья ибн Аль-Хусейн
- Аль-Хасан ибн Ахмад ибн Яхья
- Яхья ибн Умар ибн Яхья ибн Аль-Хусейн
- Аль-Хасан ибн Зайд ибн Мухаммад ибн ибн Ибн Хасан
- Мухаммад ибн Зайд ибн Мухаммад
- Аль-Хасан ибн Али ибн Аль-Хасан ибн Али ибн Умар аль-Ашраф ибн Али
- Хасан ибн Аль-Касим ибн Аль-Хасан ибн Али ибн Абд ар-Рахман ибн Аль-Касим ибн Хасан или Абу Мухаммад Хасан ибн Касим
- Ахмад ибн Хасан или Абу 'л-Хусейн Ахмад ибн Хасан
- Джафар ибн Хасан или Абу аль-Касим Джафар ибн Хасан
- Мухаммад ибн Ахмад или Абу Али Мухаммад ибн Ахмад
- Хусейн ибн Ахмад или Абу Джафар Хусейн ибн Ахмад
- Мухаммад ибн Юсуф аль-Ухайдхир ибн Ибрагим ибн Муса ибн Абдулла ибн Хасан аль-Мутана
- Юсуф ибн Мухаммад ибн Юсуф аль-Ухайдир
- Исмаил ибн Юсуф ибн Мухаммад
- Аль-Хасан ибн Юсуф ибн Мухаммад
- Ахмад ибн Аль-Хасан ибн Юсуф
- Абу аль-Мукаллид Джафар ибн Ахмад ибн Аль-Хасан
- Идрис II ибн Идрис I
- Мухаммад ибн Идрис II
- Али ибн Мухаммад
- Яхья ибн Мухаммад
- Яхья II ибн Яхья I
- Али II ибн Умар ибн Идрис II
- Яхья III ибн Аль-Касим ибн Идрис II
- Яхья IV ибн Идрис ибн Умар ибн Идрис II
- Аль-Хасан I ибн Мухаммад ибн Аль-Касим ибн Идрис II
- Аль-Касим Геннун ибн Мухаммад ибн Аль-Касим ибн Идрис II
- Абул-Айш Ахмад ибн Аль-Касим Геннун
- Аль-Хасан II ибн Аль-Касим Геннун
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хайдер 2010 , с. 436.
- ^ Стивен В. Дэй (2012). Регионализм и восстание в Йемене: проблемный национальный союз . Издательство Кембриджского университета. п. 31. ISBN 9781107022157 .
- ^ Хайдер 2021 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б с Салмони, Лойдолт и Уэллс 2010 , с. 285.
- ^ Салмони, Лойдолт и Уэллс, 2010 , стр. 285–286.
- ^ Салмони, Лойдолт и Уэллс 2010 , стр. 286.
- ^ Обейд 2023 , с. 73.
- ^ Обейд 2023 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Статья Сайида Али ибн Али Аль-Заиди, Аттарих ас-Сагир ан аш-шиа аль-йаманиеин (арабский: Краткая история йеменских шиитов), 2005 г.
- ^ Принстонская энциклопедия исламской политической мысли , страница 14, Герхард Бёверинг , Патрисия Кроун, Махан Мирза - 2012
- ^ Региональные исследования мира: Ближний Восток и Северная Африка, 2003 г. Лондон, Англия: Публикации Европы. 2003. с. 149. ИСБН 978-1-85743-132-2 .
- ^ МАЙСАА ШУДЖА АЛЬ-ДИН. «Раздираемое войной соперничество Йемена за религиозное образование» . Фонд Карнеги за международный мир . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Хайдер 2021 , стр. 203–204.
- ^ Хайдер 2010 , стр. 203–204.
- ^ Хайдер 2021 , с. 436.
- ^ Хайдер 2021 , с. 209.
- ^ Абдулла, Люкс (лето 2009 г.). «Последний зайдитский имам Йемена: -Мумин, Малазим и Шабаб аль Хизб Аллах в мыслях Хусейна Бадр ад-Дина аль-Хуси». Современные арабские дела . 2 (3): 369–434. дои : 10.1080/17550910903106084 .
- ^ Исламские династии Арабского Востока: государство и цивилизация в эпоху позднего средневековья, Абдул Али, MD Publications Pvt. ООО, 1996, с97.
- ^ Ахкам аль-Коран Абу Бакр аль-Джассас ар-Рази, том 1, страница 100, опубликовано Дар Аль-Фикр Аль-Бейрутия.
- ^ Jump up to: а б Робинсон, Фрэнсис (1984). Атлас исламского мира с 1500 года . Нью-Йорк : факты в архиве . п. 47 . ISBN 0871966298 .
- ^ «Зейдия» . Бесплатный словарь .
- ^ Абрамов, Биньямин (1996). Антропоморфизм и интерпретация Корана в богословии аль-Касима ибн Ибрагима: Китаб аль-Мустаршид . Э. Дж. Брилл. ISBN 9789004104082 .
- ^ Jump up to: а б Бессмертный: Военная история Ирана и его вооруженных сил . Стивен Р. Уорд, с. 43
- ^ Современный Иран: корни и результаты революции . Никки Р. Кедди, Янн Ричард, стр. 13, 20.
- ^ Jump up to: а б Статья Сайида Али ибн Али Аль-Заиди, Аттарих ас-Сагир ан аш-шиа аль-йаманиеин (арабский: Краткая история йеменских шиитов), 2005 г. Ссылка: Момен, стр. 50, 51 и СС Ахтар Ризви, «Шиитские секты».
- ↑ «Упадок халифата Омейядов» , Табари, Кэрол Хилленбранд, 1989, стр. 37
- ^ Энциклопедия религии , том 16, Мирча Элиаде, Чарльз Дж. Адамс, Макмиллан, 1987, с. 243. «Последователи Зайда называли их «Рафидами… этот термин стал уничижительным прозвищем среди мусульман-суннитов, которые использовали его, однако для обозначения отказа Имамии от первых трех халифов, предшествовавших Али…»
- ^ Упадок халифата Омейядов , Табари, Кэрол Хилленбранд, 1989, стр. 37, 38.
Энциклопедия религии Том. 16, Мирча Элиаде, Чарльз Дж. Адамс, Macmillan, 1987, с. 243. - ^ Ахмад Каземи Мусави; Карим Дуглас Кроу (2005). Лицом к одной Кибле: правовые и доктринальные аспекты мусульман-суннитов и шиитов . Pustaka Nasional Pte Ltd. 186. ИСБН 9789971775520 .
- ^ Наджам Хайдер (26 сентября 2011 г.). Истоки шиитов: идентичность, ритуалы и священное пространство в Куфе восьмого века . Издательство Кембриджского университета. стр. 196–7. ISBN 9781139503310 .
- ^ Наджиббабади, Акбар (2000). История ислама Том 2 . Издательство Даруссалам . п. 229. ИСБН 978-9960892863 .
- ^ Сулейман, Ясир, изд. (21 апреля 2010 г.). Живая исламская история: исследования в честь профессора Кэрол Хилленбранд (иллюстрированное издание). Издательство Оксфордского университета . п. 11. ISBN 9780748642199 .
- ^ Кольберг, Этан (1979). «Термин «Рафида» в использовании имами-шиитов». Журнал Американского восточного общества . 99 (4): 677–679. дои : 10.2307/601453 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 601453 .
- ^ Энциклопедия религии , том 16, Мирча Элиаде, Чарльз Дж. Адамс, Макмиллан, 1987, с. 243. «Последователи Зайда называли их «Рафидами… этот термин стал уничижительным прозвищем среди мусульман-суннитов, которые использовали его, однако для обозначения отказа Имамии от первых трех халифов, предшествовавших Али…»
- ^ Jump up to: а б Ибн Бабавайх аль-Кумми, Мухаммад ибн Али. Уюн Ахбар ар-Рида .
- ^ «Сектантская полемика Аль-Кулайни: хадисы против Зайди и против Гулата в двенадцатилетней литературе». Центр изучения Ближнего Востока, Здание глобальных и международных исследований, 5 ноября 2019 г. ' https://www.academia.edu/video/lvaQP1
- ^ Кашефф, Манучехр (2001). «ГЕЛАН против истории Сефевидов». Энциклопедия Ираника, Том. X, Фаск. 6 . стр. 635–642.
- ^ Ходжсон, Маршалл (1961), «Предприятие ислама» , Чикаго: University of Chicago Press, стр. 262
- ^ Ибн Аби Зар аль-Фаси, Али ибн Абдаллах (1340 г.), Рауд аль-Киртас: Анис аль-Мутриб би-Рауд аль-Киртас фи Ахбар Мулюк аль-Магриб ва-Тарих Мадинат ар-Рабас, ар- (опубликовано 1972), с. 38
- ^ «Когда марокканцы обнаружат, что они были шиитами и хариджитами до того, как стали маликитами!» . Hespress.com . Проверено 30 ноября 2013 г.
- ^ Гольдцихер, Игнак; Хамори, Эндрю; Юлдцихар, Иджнас (1981). Введение в исламскую теологию и право Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691100999 . Проверено 30 ноября 2013 г. - через Google Книги.
- ^ Гастингс, Джеймс (2003). Энциклопедия религии и этики . Кессинджер. ISBN 9780766137042 . Проверено 30 ноября 2013 г. - через Google Книги.
- ^ «Институт исмаилитских исследований – первоначальный пункт назначения халифата Фатимидов: Йемен или Магриб?» . Iis.ac.uk. Проверено 30 ноября 2013 г.
- ^ «25. Шиитские догматы относительно вопроса об имамате» . Мусульманская философия.com . Проверено 30 ноября 2013 г.
- ^ Статья Сайида Али ибн Али Аль-Заиди, Ат-тарих ас-Сагир ан аш-шиит аль-йаманиеин (арабский: Краткая история йеменских шиитов), 2005 г. Ссылка: Иранское влияние на мусульманскую литературу
- ↑ Статья Сайида Али ибн Али Аль-Заиди, Ат-тарих ас-Сагир ан аш-шиит аль-йаманиеин (арабский язык: Краткая история йеменских шиитов), 2005 г. Ссылка: Энциклопедия Ираника
- ^ Уокер, Пол Эрнест (1999), Хамид ад-Дин Аль-Кирмани: исмаилитская мысль в эпоху Аль-Хакима , серия «Исмаилитское наследие», том. 3, Лондон; Нью-Йорк: IB Tauris совместно с Институтом исмаилитских исследований, с. 13, ISBN 978-1-86064-321-7
- ^ Маделунг, В. «аль-Укхайдир». Энциклопедия ислама . Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2007. [1]
- ^ Ардич, Нурулла. Ислам и политика секуляризма: Халифат и Ближний Восток .
- ^ «Карта: Ислам» . Gulf2000.columbia.edu . Проверено 30 ноября 2013 г.
- ^ «Проект Персидский залив/2000 – SIPA – Колумбийский университет» . Gulf2000.columbia.edu . Проверено 30 ноября 2013 г.
- ^ Дональд Дэниел Лесли (1998). «Интеграция религиозных меньшинств в Китае: случай китайских мусульман» (PDF) . Пятьдесят девятая лекция Джорджа Эрнеста Моррисона по этнологии. п. 6 . Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ «Смертельный взрыв произошел в мечети Йемена» . Новости Би-би-си. 2 мая 2008 года . Проверено 11 ноября 2009 г.
- ^ Хамдан ар-Рахби (26 октября 2014 г.). «Хуситы получили шесть министерских портфелей в новом кабинете министров Йемена» . АШарк Аль-Аусат . Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ «Йеменские повстанцы-шииты завершили государственный переворот и пообещали распустить парламент» . Глобус и почта. 6 февраля 2015 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ «Правительство Йемена достигает соглашения с повстанцами-шиитами-хуситами» . Хранитель . 21 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 22 сентября 2014 г.
- ^ аль-Зарка, Ахмед (22 сентября 2014 г.). «Йемен: Саудовская Аравия признает новый баланс сил в Сане, когда хуситы свергают «Братьев-мусульман»» . Аль-Ахбар . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ «ИГИЛ крепнет в Йемене» . CNN . 21 января 2015 года . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ «После захвата власти йеменские повстанцы-шииты подверглись критике за «переворот» » . Вашингтон Пост. 7 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала 9 февраля 2015 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ «Лидер шиитов в Йемене говорит, что переворот защитит от Аль-Каиды» . Бизнес-инсайдер . 7 февраля 2015 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ван Арендонк, Корнелис (1960). Les débuts de l'imamat zaidite au Yemen (на французском языке). Лейден: Брилл.
- Хайдер, Наджам (2010). «Зейдизм: теологический и политический обзор» (PDF) . Религиозный компас . 4 (7): 436–442. дои : 10.1111/j.1749-8171.2010.00214.x .
- Хайдер, Наджам (2021). «Зейдизм» (PDF) . Справочник исламских сект и движений . Издательство «Брилл» . стр. 204–234. дои : 10.1163/9789004435544_013 . ISBN 978-90-04-43554-4 .
- Маделунг, В. (2002). «Зайдия» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 477–481. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_1385 . ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Салмони, Барак А.; Лойдолт, Брайс; Уэллс, Мадлен (2010). «Приложение B: Зайдизм: обзор и сравнение с другими версиями шиизма». Режим и периферия в Северном Йемене (PDF) . Санта-Моника, Калифорния: Rand Corporation . стр. 285–296. ISBN 978-0-8330-4933-9 .
- Обейд, ЮАР (2023 г.). Йеменский путь к войне: йеменская борьба на Ближнем Востоке . Издательство Остина Маколи. ISBN 978-1-64979-942-5 . Проверено 14 января 2024 г.