Батарея
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Батрия или Бутрийя ( араб . بترية , форма прилагательного Батри ), также известная как Батризм , является ранней ветвью зайдитского ислама .
Батрия — группа умеренных шиитов, возникшая в Куфе и сыгравшая значительную роль в формировании раннего зайдизма в VIII веке. Их богословские позиции и практика представляли собой золотую середину между радикальными шиитскими группировками и протосуннизмом . Батрия сыграли важную роль в формировании раннего движения Зайди наряду с Джарудией , которое охватило активистскую программу других шиитских групп. [ 1 ]
Исторический контекст
[ редактировать ]Батрия возникла в среде раннего исламского сектантского развития. Они были современниками Джарудийи , причем обе группы внесли свой вклад в установление зайдизма . Зайдия в конечном итоге стала основной ветвью шиитского ислама, известной своим уникальным сочетанием теологических и политических доктрин.
Доктринальные убеждения
[ редактировать ]Батрия придерживалась различных взглядов по нескольким ключевым теологическим и политическим вопросам:
Преемственность и Имамат
[ редактировать ]Батрия признала первенство Али ибн Аби Талиба как самого выдающегося из мусульман после Пророка Мухаммеда . [ 2 ]
Батрийя полагают, что Али назначил аль-Хасана имамом после своей смерти, а аль-Хасан впоследствии назначил аль-Хусейна . После этого имама выбирали не по званию, а по заслугам среди потомков. Имамом считается любой потомок аль-Хасана или аль-Хусейна, который становится лидером, демонстрируя знания, справедливость и добродетель. Батрия допускает возможность того, что в мире может не быть имама или что может существовать несколько имамов одновременно. Они утверждают, что так же, как мир мог существовать без пророка, точно так же он может существовать и без имама. Более того, точно так же, как одновременно может быть несколько пророков, может быть и несколько имамов. Они также поддерживают имамата человека меньшего совершенства, если это необходимо. [ 3 ]
Легитимность первых двух халифов
[ редактировать ]Батрия признала легитимность первых двух халифов, Абу Бакра и Умара ибн аль-Хаттаба , утверждая, что Али ибн Аби Талиба отсутствие возражений со стороны представляет собой молчаливое одобрение их правления:
«Мы соглашаемся с тем, с кем он согласился, ибо поступать иначе для нас незаконно. [ 4 ] По сравнению с Джарудийа, которые утверждали, что «любой, кто отстранил Али от этой позиции, был богохульством; и что община была кощунственной и введенной в заблуждение, когда она воздерживалась от выражения преданности ему. [ 4 ] "
Легитимность третьего халифа
[ редактировать ]Батрис воздержался от вынесения приговора Усману ибн Аффану :
«Когда мы слышим предания в пользу Усмана и слышим, что он один из десяти, которым обещан Рай, мы признаем, что должны признать здравость его ислама и его веры, и что он один из тех, кто пойдет в Рай , но когда мы смотрим на его деяния, такие как его небрежность в неспособности дисциплинировать Омейядов и Бану Марван, или его самодержавное поведение, противоречащее путям сподвижников, мы чувствуем себя обязанными сказать, что мы должны объявить его неверующим. Мы; поэтому мы не уверены в нем; поэтому мы приостанавливаем решение и передаем дело лучшему из судей». [ 5 ]
Знания и юридический авторитет
[ редактировать ]Батрия не приписывала семье Пророка исключительные религиозные знания , но признавала достоверность знаний, передаваемых внутри более широкой мусульманской общины . Они допускали использование индивидуальных рассуждений ( иджтихад ) и аналогий ( кийас ) при установлении закона, приводя их в соответствие с ранними прото-суннитскими традициями. [ 2 ]
Батрия позволяла Алидам учиться у различных ученых-неалидов, в том числе у тех, кто подчеркивал исключительную юридическую силу традиций, переданных сподвижниками Пророка . Подтвердив моральную целостность всех сподвижников, батрия усилила свою зависимость от этих традиций как источников религиозных знаний. Поскольку эти знания считались полученными, а не богодухновенными, кандидаты в имаматы должны были продемонстрировать глубокое понимание закона и его основополагающих текстов. Этот подход к религиозным знаниям тесно связан с протосуннизмом начала восьмого века. [ 1 ]
Богословские верования и практики
[ редактировать ]Батрии критиковали несколько убеждений других шиитских групп: [ 1 ]
- Раджа (Возвращение) : Они отвергли доктрину о том, что определенные личности вернутся из мертвых до Воскресения.
- Такийя (Притворство) : Они выступали против практики сокрытия своих истинных убеждений перед лицом преследований. Применение такийи сильно различалось: куфан по имени Умар б. Риях (ум. около восьмого века) посещает аль-Бакира в Медине и задает вопрос о ритуальном законе, который он ранее задавал годом ранее. Однако на этот раз аль-Бакир выносит решение, которое противоречит его предыдущему решению. Когда Умар требует от него объяснить это несоответствие, Имам ссылается на такийю. Умара это не убедило, и он указывает на отсутствие какой-либо внешней угрозы, которая могла бы оправдать сокрытие. Затем он сообщает об инциденте некоторым своим коллегам в Куфе, которые впоследствии перешли в батри-зайдизм. [ 1 ]
- Бадах (Изменение божественной воли) : Батрис не принимал идею о том, что божественные решения могут меняться в зависимости от исторических обстоятельств. Шииты использовали эту идею во время оспариваемой преемственности Джафара аль-Садика, когда он умер раньше своего ожидаемого преемника (его старшего сына Исмаила). Ересиографы отмечают, что многие последователи Садика отвергли это объяснение и стали Батрисом. [ 1 ]
Ритуальные практики
[ редактировать ]Батрии поддерживали ритуальные практики в соответствии с куфанским традиционализмом, такие как «замена протирания обуви» ( масх ала'л-хуфайн ) и употребление угря и финикового вина. [ 6 ]
Важные цифры
[ редактировать ]Зейд ибн Али
[ редактировать ]Зайд ибн Али (ум. 120-1/740): потомок аль-Хусейна б. Али , Зайдия возникла в результате восстания Зайда б Али в Куфе в 740 году. Зайдия изначально не была шиитским религиозным подразделением. [ 7 ]
Это также можно увидеть по поддержке, которую получил Зейд ибн Али. Многие ведущие ученые, в том числе Абу Ханифа (ум. 767), эпоним суннитской ханафитской юридической школы, поддержали Зайда ибн Али в 740 году. [ 1 ]
Зейд ибн Али был умеренным в своих взглядах на преемственность Пророка , он отказался осудить двух первых халифов, Абу Бакра и Умара ибн аль-Хаттаба, и, в отличие от многих шиитских групп, признал религиозную власть неалидским ученым. например, его учитель Васил б. Ата . [ 1 ]
И Зайд, и его сын Яхья рассматриваются историками как Батри, поскольку они были куфанскими традиционалистами (прото-суннитами) и поддерживали военные восстания и политические претензии Алидов. [ 8 ]
Яхья ибн Зайд
[ редактировать ]Яхья был старшим сыном Зейна ибн Али. Он был единственным, кто присоединился к восстанию Зейда , а затем тоже восстал, хотя и безуспешно. [ 8 ]
Мухаммад б. Абдаллах ан-Нафс аз-Закия и его брат Ибрагим
[ редактировать ]Ан-Нафс аз-Закия и Ибрагим были дальними родственниками Яхьи ибн Зайда. Мухаммад ибн Абдалла считался халифом с юных лет, и многие называли его « аль-Махди ». [ 8 ]
ан-Нафса аз-Закии Отец заручился верностью своего сына Мухаммеда, и братья создали обширную сеть. Аббасидский халиф аль-Мансур искал братьев, когда они уходили в подполье во время революции Аббасидов . В 763 году братья вновь восстали. Ан-Нафс аз-Закийя назвал себя законным имамом и взял под свой контроль Медину , а его брат взял под свой контроль Басру . Обе силы потерпели поражение, и к концу года братья были мертвы. Тем не менее, восстание имеет большое значение, поскольку впервые в истории можно проследить отчетливую идентичность Зайди. Ибрагим заметил скандирование «Мы — зайдиты и сыновья зайдитов», хотя и поправил тех, кто сказал, что им следует просто называть себя мусульманами. [ 8 ]
Яхья б. Абдаллах и его брат Идрис
[ редактировать ]В контексте зайдия значение Яхьи и Идриса основано на том факте, что они были неотъемлемой частью «джарудизации» зайдизма. [ 8 ]
Яхья и его брат выросли в семье шестого имама-двунадесятника Джафара аль-Садика . [ 1 ]
Ритуальная ортопраксия Яхьи находилась под влиянием имамизма , а замена Куфаном Зайдисом протирки обуви и питья финикового вина привела к тому, что Яхья отказался вести их в групповых молитвах. [ 8 ]
Влияние Яхьи возросло после того, как он получил халифское помилование вместе с крупной суммой денег, которая позволила ему свободно передвигаться и поддерживать Алидов.
Упадок и наследие
[ редактировать ]Когда куфанский традиционализм был поглощен суннизмом в 9 веке, взгляды Джарудийа стали доминировать в мысли зайдитов. [ 2 ] Несмотря на это, влияние Батрии сохранялось в более широком развитии шиитского и зайдитского богословия. Их умеренная позиция в отношении преемственности, юридической власти и общинных знаний отражает важный этап в эволюции исламского сектантства.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Афзал Упал, Мухаммед; Кьюсак, Кэрол М. (24 июня 2021 г.). Справочник исламских сект и движений . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-43554-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Зайдия» . Энциклопедия ислама, второе издание . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ Маделунг, Уилферд; Уокер, Пол (1 января 1998 г.). Исмаилитская ересиография . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-45098-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Шиитские разделы - Китаб Фирак Аль Шиа Аль Хасан Ибн Муса Аль Навбахти .
- ^ Шахрастани, Абд аль-Карим (26 августа 2019 г.), «Тарджума-йи Китаб аль-милял валь-нихал» , Тарджума-йи Китаб аль-милял вал-нихал (на персидском языке), Брилл, ISBN 978-90-04-40671-1 , получено 16 июня 2024 г.
- ^ ван Эсс, Йозеф; О'Кейн, Джон (1 января 2017 г.). Теология и общество во втором и третьем веках хиджры. Том 1 . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-32317-9 .
- ^ https://www.leidenarabichumanitiesblog.nl/articles/zaydī-rebellion-in-the-kitāb-al-futūh-of-ibn-aʿtham-fl-around-320-932-the-case-of-yahyā-b -zayd-b-alī-d-125-743 [ только URL ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хайдер, Наджам: Истоки шиитов: идентичность, ритуалы и священное пространство в Куфе восьмого века. Кембридж, 2011.
Источники
[ редактировать ]- Шиитские разделы - Китаб Фирак Аль Шиа Аль Хасан Ибн Муса Аль Навбахти .
- Шахрастани, Абд аль-Карим (26 августа 2019 г.), «Тарджума-йи Китаб аль-милял валь-нихал» , Тарджума-йи Китаб аль-милял вал-нихал (на персидском языке), Брилл, ISBN 978-90-04-40671-1 , получено 16 июня 2024 г.
- Маделунг, Уилферд; Уокер, Пол (1 января 1998 г.). Исмаилитская ересиография . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-45098-1 .
- Хайдер, Наджам (2021). «Зейдизм» (PDF) . Справочник исламских сект и движений . Издательство «Брилл» . стр. 204–234. дои : 10.1163/9789004435544_013 . ISBN 978-90-04-43554-4 .
- Афзал Упал, Мухаммед; Кьюсак, Кэрол М. (24 июня 2021 г.). Справочник исламских сект и движений . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-43554-4 .
- Маделунг, В. (2002). «Зайдия» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 477–481. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_1385 . ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Хайдер, Наджам (2011). Истоки шиитов: идентичность, ритуалы и священное пространство в Куфе восьмого века . Кембридж.
- ван Эсс, Йозеф; О'Кейн, Джон (1 января 2017 г.). Теология и общество во втором и третьем веках хиджры. Том 1 . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-32317-9 .
- «Зайдия» . Энциклопедия ислама, второе издание . Проверено 16 июня 2024 г.