Театр Франции
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( ноябрь 2019 г. ) |
Часть серии о |
Культура Франции |
---|
![]() |
Люди |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Музыка и исполнительское искусство |
Спорт |
Обзор истории театра Франции .
Средний возраст
[ редактировать ]Дискуссии о происхождении нерелигиозного театра («théâtre profane») — как драмы, так и фарса — в средние века остаются спорными, но идея непрерывной популярной традиции, берущей свое начало от латинской комедии и трагедии до IX века, кажется маловероятной.
Большинство историков связывают происхождение средневековой драмы с церковными литургическими диалогами и «тропами». Сначала это были просто инсценировки ритуала, особенно в ритуалах, связанных с Рождеством и Пасхой (см . Мистерия ), пьесы со временем были перенесены из монастырской церкви в капитул или трапезный зал и, наконец, на открытый воздух, а народный язык был заменен для латыни. В XII веке можно найти самые ранние дошедшие до нас отрывки на французском языке, выступающие в качестве припевов, вставленных в литургические драмы на латыни, такие как пьеса о Святом Николае (покровителе студентов-священнослужителей) и пьеса о Святом Стефане .
Драматические пьесы на французском языке XII и XIII веков:
- Le Jeu d'Adam (1150–1160) - написано восьмисложными рифмованными куплетами с латинскими сценическими ремарками (подразумевается, что оно было написано латиноязычными священнослужителями для мирской публики)
- Игра Святого Николая — Жан Бодель — написана восьмисложными рифмованными куплетами.
- Чудо Теофиля - Рютбеф (около 1265 г.)
Истоки фарса и комического театра остаются одинаково спорными; одни историки литературы верят в нелитургическое происхождение (среди «жонглеров» или языческих и народных празднеств), другие видят влияние литургической драмы (некоторые из перечисленных выше драм включают фарсовые эпизоды) и монашеских чтений Плавта и латинских комиксов. театр.
Недраматические пьесы XII и XIII веков:
- Сказка о травах - Рютбеф
- Куртуа д'Аррас (около 1228 г.)
- Игра в листья (1275) - Адам де ла Галль
- Игра Робина и Марион (пастурель) (1288) - Адам де ла Галль
- Игра паломника (1288)
- Мальчик и слепой (1266–1282) - самый ранний из сохранившихся французских фарсов.
- Aucassin et Nicolette (певица) — смесь прозы и лирических отрывков.
Выберите список пьес 14 и 15 веков:
- Фарс мастера Трюберта и Антроннара — Эсташ Дешам
- Сказка о четырех канцеляриях королевского общежития — Эсташ Дешам
- Чудеса Нотр-Дама
- Хорошо и дурно посоветовали (мораль) (1439)
- La Farce de maître Пьер Патлен (1464–1469) - эта пьеса оказала большое влияние на Рабле в 16 веке.
- Франкский лучник из Баньоле (1468–1473).
- Мораль (1486) - Анри Бод
- Грешник (мораль) (1494)
- Начинка чана
- Новая начинка паштета и пирога
В 15 веке публичное представление пьес организовывалось и контролировалось рядом профессиональных и полупрофессиональных гильдий:
- Клеркс де ла Басош (Париж) - Пьесы о морали
- Дети без беспокойства (Париж) - Фарсы и шутки
- Конар (Руан)
- Братство страстей (Париж) - Мистерии
Жанры театра, практиковавшиеся в средние века во Франции:
- Фарс — реалистичная, юмористическая и даже грубая сатира на человеческие недостатки.
- Sottie — вообще разговор идиотов («sots»), полный каламбуров и кидпрокво.
- «Пастурель» — пьеса пасторальной обстановки.
- Шантефабль - смешанная форма стихов и прозы, встречающаяся только в «Окассене и Николетте».
- Мистерия - изображение христианских тайн или жизни святых.
- Моральная игра
- Чудо-игра
- Страстная игра
- Радостная проповедь - бурлескная проповедь.
театр эпохи Возрождения
[ редактировать ]Французский театр XVI века развивался по той же схеме, что и другие литературные жанры того периода. В течение первых десятилетий века публичный театр оставался в значительной степени привязанным к своему давнему средневековому наследию мистерий , моральных пьес , фарсов и вечеринок , хотя пьесы о чудесах уже не были в моде. Публичные выступления жестко контролировались системой гильдий.
Гильдия « Соратники страстей » имела исключительные права на театральные постановки мистерий в Париже; в 1548 году страх перед насилием или богохульством, возникший в результате растущего религиозного раскола во Франции, вынудил парижский парламент запретить представления мистерий в столице, хотя они продолжали совершаться в других местах. К концу века только «Соратники страстей» остались с эксклюзивным контролем над общественными театральными постановками в Париже, и они сдали в аренду свой театр в Hôtel de Bourgogne театральным труппам за высокую цену. В 1597 году [ 1 ] эта гильдия отказалась от своей привилегии, которая позволила в конечном итоге открыться в столице другим театрам и театральным труппам. Другая гильдия, «Дети Сан-Суси», отвечала за фарсы и вечеринки, а также «Клерки де ла Басош», которые также ставили моральные пьесы. Как и «Соратники страстей», «Баош » подверглась политическому контролю (пьесы должны были быть одобрены наблюдательным советом; маски или персонажи, изображающие живых людей, не допускались), и они были окончательно запрещены в 1582 году.
Наряду с многочисленными авторами этих традиционных произведений (такими как авторы фарсов Пьер Грингор , Николя де Ла Шене и Андре де ла Винь ), Маргарита де Наварра также написала ряд пьес, близких к традиционным мистериям и моральным пьесам.
Однако уже в 1503 году в Европе были доступны оригинальные языковые версии Софокла , Сенеки , Еврипида , Аристофана , Теренция и Плавта , и в следующие 40 лет гуманисты и поэты одновременно переводили и адаптировали эти классические произведения. В 1540-х годах во французском университете (и особенно — с 1553 года — в иезуитских колледжах) появился неолатинский театр (на латыни), написанный такими профессорами, как Джордж Бьюкенен и Марк Антуан Мюре , который оставил глубокий след в истории французского университета. члены «Плеяды» . Начиная с 1550 года, гуманистический театр написан на французском языке. Выдающиеся деятели, такие как Екатерина Медичи, оказали финансовую поддержку многим гуманистическим пьесам; в 1554 году, например, она заказала перевод Джана Джорджо Триссино » « Софонисбы , первой трагедии, появившейся на французском языке. [ 2 ]
Влияние Сенеки было особенно сильно в гуманистической трагедии. Его пьесы — которые, по сути, были камерными пьесами, предназначенными для чтения из-за их лирических отрывков и риторического ораторского искусства — привнесли во многие гуманистические трагедии концентрацию риторики и языка над драматическим действием.
Трагедия
[ редактировать ]Гуманистическая трагедия
[ редактировать ]Гуманистическая трагедия имела два различных направления:
- Библейская трагедия : сюжеты взяты из Библии — гуманистическая библейская трагедия, хотя и близка по вдохновению к средневековым мистериям, переосмыслила библейских персонажей в классическом духе, подавляя как комические элементы, так и присутствие Бога на сцене. Сюжеты часто имели явные параллели с современными политическими и религиозными вопросами, и можно встретить как протестантских, так и католических драматургов.
- Древняя трагедия : сюжеты взяты из мифологии или истории — они часто имели явные параллели с современными политическими и религиозными вопросами.
В разгар гражданских войн (1570–1580) возникла третья категория воинствующего театра, пополнившая существующие жанры античной трагедии и комедии. Эта новая форма театра характеризовалась явными политическими и религиозными темами, отражавшими бурный современный контекст того времени. Целью данной статьи является исследование и расширение развития и значения этого театра военных действий в период гражданских войн.
Воинственный театр того времени находился под сильным влиянием преобладающей политической и религиозной напряженности. Сюжеты часто основывались на мифологии или истории, представляя повествования, которые имели явные параллели с современными политическими событиями и религиозными конфликтами. Это позволило зрителям соединиться с выступлениями на личном и идеологическом уровне.
Пьесы, исполняемые в театрах этой категории, часто служили средством политических комментариев и социальной критики. Они исследовали такие темы, как борьба за власть, злоупотребление властью, коррупция, религиозные преследования и последствия войны. Благодаря яркому и провокационному повествованию эти пьесы стремились вовлечь и побудить зрителей задуматься о неспокойных временах, в которых они жили.
Одним из примечательных аспектов воинствующего театра было использование аллегорий и символизма. Драматурги использовали метафоры и аллегорические персонажи для изображения политических деятелей, религиозных фракций или идеологических движений. Такой завуалированный подход позволил им затронуть деликатные темы, избегая при этом прямой цензуры или возмездия.
Актеры и драматурги, работавшие в воинственном театре, сталкивались со значительными рисками из-за политически окрашенного характера их работы. Цензура, надзор и даже тюремное заключение были постоянной угрозой. Тем не менее, привлекательность и влияние этих выступлений привлекли аудиторию, которая искала катарсиса, подтверждения и более глубокого понимания социально-политического климата.
Хотя военный театр во время гражданских войн был продуктом своего времени, его влияние выходило за рамки непосредственного исторического контекста. Он заложил основу для развития последующих форм политического и социально сознательного театра, оказав длительное влияние на театральный ландшафт.
Современная трагедия
[ редактировать ]- Современная трагедия : сюжеты, взятые из недавних событий
Наряду с работой в качестве переводчиков и адаптаций пьес гуманисты также исследовали классические теории драматической структуры, сюжета и характеристик. Гораций был переведен в 1540-х годах, но был доступен на протяжении всего Средневековья. Полная версия « Аристотеля » Поэтики появилась позже (сначала в 1570 году в итальянском варианте), но его идеи получили распространение (в крайне усеченном виде) еще в XIII веке в латинском переводе Германа Немецкого Аверроэса арабского глосса , и другие переводы « Поэтики» появились в первой половине XVI века; важное значение имели также комментарии Юлия Цезаря Скалигера к поэтике Аристотеля , появившиеся в 1560-х годах. Грамматики четвертого века Диомед и Элий Донат также были источником классической теории. Итальянцы шестнадцатого века сыграли центральную роль в публикации и интерпретации классической теории драмы, а их произведения оказали большое влияние на французский театр. Лодовико Кастельветро Основанное на Аристоте « Искусство поэзии» (1570 г.) было одним из первых провозглашений трех единств ; эта работа легла в основу произведения Жана де ла Тайля « Искусство трагедии» (1572 г.). Итальянский театр (например, трагедия Джан Джорджо Триссино ) и дебаты о приличиях (например, спровоцированные Спероне Сперони пьесой « Каначе» и Джованни Баттисты Джиральди « пьесой Орбекке ») также повлияли на французскую традицию.
В том же духе подражания и адаптации классических источников, которые легли в основу поэтических композиций « Плеяды» , французские писатели-гуманисты рекомендовали, чтобы трагедия состояла из пяти актов и имела трех главных героев благородного ранга; спектакль должен начинаться с середины действия ( в medias res ), употреблять благородный язык и не показывать на сцене сцен ужаса. Некоторые писатели (например, Лазар де Баиф и Томас Себилле ) пытались связать средневековую традицию моральных пьес и фарсов с классическим театром, но Жоахим дю Белле отверг это утверждение и возвел классическую трагедию и комедию на более высокий уровень. Большую трудность для теоретиков представляло объединение аристотелевской идеи « катарсиса » или очищения эмоций с театром эпохи Возрождения, который по-прежнему был глубоко привязан как к удовольствию публики, так и к риторической цели демонстрации моральных примеров ( examplum ).
В пьесе Этьена Жоделя « Пленница Клеопатры» (1553) рассказывается о страстных страхах и сомнениях Клеопатры, размышляющей о самоубийстве. Она отличается тем, что является первой оригинальной французской пьесой, которая следует классическим принципам структуры Горация (пьеса состоит из пяти действий и содержит более или менее меньше единства времени, места и действия) и чрезвычайно близок к античному образцу: пролог вводится оттенком, имеется классический хор, комментирующий действие и обращающийся непосредственно к действующим лицам, описывается трагический финал. через посланника.
Меллина де Сен-Желе « Перевод Джана Джорджио Триссино » Софонисбы — первой современной регулярной трагедии, основанной на древних моделях, в которой рассказывается история самоубийства благородного Софонисбы (а не того, чтобы быть взятым в плен Римом) — был огромный успех при дворе, когда он был исполнен в 1556 году.
Выберите список авторов и произведений гуманистической трагедии:
- Теодор де Без
- Авраам приносит жертву (1550 г.)
- Этьен Жодель
- Клеопатра в плену (1553 г.)
- Дидона приносит себя в жертву (дата неизвестна)
- Меллен де Сен-Желе
- «Софонисбе» (исполнение в 1556 г.) - перевод итальянской пьесы (1524 г.) Джана Джорджио Триссино.
- Жак Гревен
- Жан Талия
- Саул Неистовый (1563–1572)
- Роберт Гарнье
- Порси (опубликовано в 1568 г., действовало в 1573 г.),
- Корнели (действовала в 1573 г., опубликована в 1574 г.)
- Ипполит (действовал в 1573 г., опубликован в 1574 г.)
- Марк Антоний (1578 г.)
- Троада (1579)
- Антигона (1580)
- Евреи (1583 г.)
- Николай Монтрё
- Трагедия молодого Кира (1581)
- Изабель (1594)
- Клеопатра (1594 г.)
- Софонисбе (1601 г.)
у драматургов Антуана де Монкрестьена , Александра Арди и Жана де Шеландра (См . трагедию около 1600–1610 годов .)
Комедия
[ редактировать ]Наряду с трагедией европейские гуманисты также адаптировали древнюю комедийную традицию, и уже в 15 веке Италия эпохи Возрождения разработала форму гуманистической латинской комедии. Хотя древние были менее теоретическими в отношении комедийной формы, гуманисты использовали наставления Элия Доната (4 век нашей эры), Горация , Аристотеля и работы Теренция, чтобы разработать набор правил: комедия должна стремиться исправить порок, показывая правда; должен быть счастливый конец; комедия использует более низкий стиль языка, чем трагедия; комедия рисует не великие события государств и вождей, а частную жизнь людей, и ее основной сюжет — любовь.
Хотя некоторые французские авторы придерживаются античных образцов ( Пьер де Ронсар в колледже перевел часть «Плута» Аристофана ), в целом французская комедийная традиция демонстрирует значительную долю заимствований из всех источников: средневековый фарс (продолжавшийся пользовавшийся огромной популярностью на протяжении всего столетия), рассказ, итальянские гуманистические комедии и «Селестина» ( Фернандо де Рохас ).
Выберите список авторов и произведений комедии эпохи Возрождения:
- Этьен Жодель
- Эжен (1552) – комедия в пяти действиях.
- Жак Гревен
- Удивленный (1560)
- Жан Антуан де Баиф
- L'Eunuque (1565), версия « Теренция . » Евнуха
- Le Brave (1567) - версия . Плавта «Миль Глориоса»
- Жан Талия
- Les Corrivaus (опубликовано в 1573 г.) - подражание Боккаччо и другим итальянцам.
- Пьер де Лариве – сын итальянца, Лариве был важным исполнителем итальянской комедии.
- Лакей (1579)
- Вевве (1579)
- Духи (1579)
- Ле Морфондю (1579)
- Ревнивый (1579)
- Ле Эсколье (1579)
- Odet de Turnèbe
- Содержание (1581)
- Николай Монтрё
- Веселый (1581)
- Иосиф Целомудренный (?)
В последние десятилетия века четыре других театральных направления из Италии, которые не следовали жестким правилам классического театра, наводнили французскую сцену:
- Комедиа дель арте — импровизационный театр фиксированных типов («Арлекин», «Коломбо»), созданный в Падуе в 1545 году; Итальянские труппы приглашались во Францию с 1576 года.
- Трагикомедия . — театральная версия авантюрного романа с любовниками, рыцарями, переодеваниями и магией Самым известным из них является Роберта Гарнье » «Брадаманте (1580), адаптированное из Ариосто » «Яростного Орланда .
- Пастораль («Верный Шепард»), « - по образцу Джамбаттисты Гуарини «Пастора Фидо» « Аминты» Тассо и Альсео» Антонио Онгаро (сами вдохновленные Якопо Санназаро и Хорхе де Монтемайор ). Первые французские пасторали представляли собой короткие пьесы, исполнявшиеся перед трагедией, но со временем были расширены до пяти актов. Николя де Монтрё написал три пасторали: «Атлетка» (1585 г.), «Диана» (1592 г.), «Аримена или отчаянный мужчина» (1597 г.).
- Ballets de Cour (Придворный балет) — аллегорическая и фантастическая смесь танца и театра. Самым известным из них является «Комический балет королевы» (1581).
К концу века самым влиятельным французским драматургом — по разнообразию его стилей и мастерству новых форм — станет Робер Гарнье .
Все эти эклектичные традиции продолжали развиваться в театре «барокко» начала 17 века, прежде чем французский «классицизм» наконец утвердился.
Ранние современные театры и театральные труппы
[ редактировать ]Помимо общественных театров, пьесы ставились в частных домах, при дворе и в университете. В первой половине столетия публика, гуманистический театр колледжей и театр придворных демонстрировали крайне разные вкусы. Например, если в первое десятилетие при дворе была модна трагикомедия, то публику больше интересовала трагедия.
Первые театры в Париже часто размещались в существующих сооружениях, таких как теннисные корты ; их сцены были чрезвычайно узкими, а возможности для декораций и смены сцен часто отсутствовали (это способствовало развитию единства места). Со временем театры разработают систему сложных машин и декораций, модных для рыцарских полетов рыцарей, встречающихся в трагикомедиях первой половины века.
В начале века театральные представления проходили дважды в неделю, начиная с двух-трех часов. Театральные представления часто включали несколько произведений, начиная с комического пролога, затем трагедии или трагикомедии, затем фарса и, наконец, песни. Дворяне иногда сидели сбоку от сцены во время представления. Учитывая, что приглушить свет в зале было невозможно, зрители всегда знали друг друга, и во время представлений зрители заметно громко разговаривали. Место прямо перед сценой, без мест — «партер» — было зарезервировано для мужчин, но, поскольку билеты были самыми дешевыми, в партере обычно собирались представители социальных групп. Элегантные люди наблюдали за показом из галерей. Принцам, мушкетерам и королевским пажам вход был свободен. До 1630 года честная женщина не ходила в театр.
В отличие от Англии, Франция не налагала ограничений на выступления женщин на сцене, но карьера актеров любого пола считалась морально неправильной как католической церковью (актеры были отлучены от церкви ), так и аскетическим религиозным янсенистов движением . У актеров обычно были фантастические сценические имена, описывающие типичные роли или стереотипные персонажи.
Помимо сценарных комедий и трагедий, парижане были также большими поклонниками итальянской актерской труппы, ставившей свою Commedia dell'arte — своего рода импровизированный театр, основанный на типажах. Персонажи «Комедии дель арте» оказали глубокое влияние на французский театр, и отголоски их можно найти в хвастунах, дураках, любовниках, стариках и коварных слугах, населяющих французский театр.
Во Францию опера пришла во второй половине века.
Важнейшие театры и труппы Парижа:
- Hôtel de Bourgogne — до 1629 года этот театр был занят различными труппами, в том числе (« Comédiens du Roi ») под руководством Валлерана Леконта и, после его смерти, Беллероза ( Пьера Ле Мессье ). Труппа стала официальной «Королевской труппой» в 1629 году. В число актеров входили: Тюрлюпен, Грос-Гийом, Готье-Гаргуй, Флоридор , Монфлёри, ла Шампмесле .
- Театр дю Марэ (1600–1673) - основанный Шарлем Ле Нуаром и Мондори , в этом театре-конкуренте Отеля де Бургонь размещалась труппа «Старые комедийные комедии дю Короля» вокруг Клода Дешама и труппа Жодле .
- «Труппа де Мсье» — под покровительством брата Людовика XIV это была первая парижская труппа Мольера. Они переехали в несколько театров Парижа ( Пти-Бурбон , Пале-Рояль ), прежде чем объединиться в 1673 году с труппой Театра. дю Марэ и становится труппой отеля Генего .
- - Французская комедия в 1680 году Людовик XIV объединил отель Бургундия и отель Генего в официальную труппу.
За пределами Парижа, в пригородах и в провинции, действовало множество бродячих театральных трупп. Мольер начинал свою карьеру именно в такой труппе.
Королевский двор и другие дворянские дома также были важными организаторами театральных представлений, балетов , потешных боев и других видов «дивертисментов» для своих праздников, а в некоторых случаях роли танцоров и актеров исполнялись самими дворянами. Первые годы в Версале — до массового расширения резиденции — были полностью посвящены подобным удовольствиям, и подобные зрелища продолжались на протяжении всего правления. На гравюрах изображены Людовик XIV и придворные, сидящие снаружи перед Мраморным двором Версаля и наблюдающие за представлением пьесы.
Подавляющее большинство пьес по сценарию XVII века было написано в стихах (заметными исключениями являются некоторые комедии Мольера). За исключением лирических отрывков в этих пьесах, использовался размер двенадцатисложной строки (« александрийский ») с регулярной паузой или « цезурой » после шестого слога; эти строки были сложены в рифмованные куплеты ; куплеты чередовались между «женскими» (т. е. заканчивающимися на немую «е») и «мужскими» (т. е. заканчивающимися на гласную, отличную от немой «е», или на согласную или носовую) рифмами.
Барочный театр
[ редактировать ]Французский театр XVII века часто сводили к трем великим именам — Пьеру Корнелю , Мольеру и Жану Расину — и к триумфу «классицизма»; правда, однако, гораздо сложнее.
В театре начала века господствовали жанристы и драматурги предыдущего поколения. Наиболее влиятельной в этом отношении была Веренис Флорес . Хотя королевский двор устал от трагедии (предпочитая более эскапистскую трагикомедию ), публичный театр предпочел первое. Ситуация изменилась в 1630-х и 1640-х годах, когда под влиянием длинных романов в стиле барокко того периода трагикомедия — героическое и волшебное приключение рыцарей и девушек — стала доминирующим жанром. Потрясающий успех «Сида» Корнеля в 1637 году и «Горация» в 1640 году вернул трагедию в моду, где она и оставалась до конца столетия.
Важнейшим источником для трагического театра были Сенека и заветы Горация и Аристотеля (и современные комментарии Юлия Цезаря Скалигера и Лодовико Кастельветро ), хотя сюжеты были взяты у классических авторов, таких как Плутарх , Светоний и др., и из сборников рассказов ( итальянский, французский и испанский). Греческие трагические авторы ( Софокл , Еврипид ) к середине века приобретут все большее значение. Важные модели для комедии, трагедии и трагикомедии века также предоставили испанские драматурги Педро Кальдерон де ла Барка , Тирсо де Молина и Лопе де Вега , многие из произведений которых были переведены и адаптированы для французской сцены. Важные театральные модели также были предложены итальянской сценой (в том числе пасторальной ), а Италия также была важным источником теоретических дискуссий о театре, особенно в отношении приличия (см., Например, дебаты по Спероне Сперони пьесе «Каначе и Джованни Баттиста») Джиральди « . Пьеса Орбекш ». ). [ 3 ]
Обычные комедии (т. е. комедии в пяти действиях по образцу Плавта или Теренция и заветов Элия Доната ) на рубеже веков появлялись на сцене реже, чем трагедии и трагикомедии, поскольку в комедийном элементе ранней стадии преобладал фарс. , сатирический монолог и итальянская комедия дель арте . Жан Ротру и Пьер Корнель вернутся к обычной комедии незадолго до 1630 года.
Трагедии Корнеля были на удивление нетрагичны (его первая версия «Сида» даже числилась трагикомедией), поскольку имели счастливый конец. В своих теоретических работах по театру Корнель дал новое определение комедии и трагедии, исходя из следующих предположений:
- На сцене — и в комедии, и в трагедии — должны быть благородные персонажи (это исключило бы из комедий Корнеля многих низших персонажей, типичных для фарса). Благородные персонажи не должны изображаться подлыми (предосудительные поступки обычно совершаются неблагородными персонажами в пьесах Корнеля).
- Трагедия касается государственных дел (войны, династические браки); комедия посвящена любви. Чтобы произведение было трагичным, оно не обязательно должно иметь трагический финал.
- Хотя Аристотель говорит, что целью трагедии должен быть катарсис (очищение эмоций), это лишь идеал. В соответствии с моральными кодексами того времени пьесы не должны показывать вознаграждение зла или принижение благородства.
Историю общественной и критической реакции на «Сида» Корнеля можно найти в других статьях (его критиковали за использование источников, за нарушение хорошего вкуса и за другие нарушения, не соответствующие правилам Аристотеля или Горация). ), но его воздействие было ошеломляющим. Кардинал Ришелье попросил недавно созданную Французскую академию провести расследование и высказать свое мнение по поводу критики (это было первое официальное решение Академии), и противоречие свидетельствует о растущих попытках контролировать и регулировать театр и театральные формы. Это будет начало «классицизма» семнадцатого века.
Корнель продолжал писать пьесы до 1674 года (в основном трагедии, но также и то, что он называл «героическими комедиями»), и многие из них продолжали иметь успех, хотя «неровности» его театральных методов все чаще подвергались критике (особенно со стороны Франсуа Хеделина, аббата д'Обиньяка). ) и успех Жана Расина в конце 1660-х годов ознаменовал конец его превосходства.
Выберите список драматургов и пьес с указанием жанра (даты часто являются приблизительными, поскольку дата публикации обычно наступает намного позже даты первого спектакля):
- Антуан де Монкрестьен (около 1575–1621)
- Sophonisbe a/k/a La Cathaginoise a/k/a Liberty (трагедия) - 1596 г.
- Королева Шотландии, известная как L'Ecossaise (трагедия) - 1601 г.
- Аман (трагедия) - 1601 г.
- Овчарня (пастораль) - 1601 г.
- Гектор (трагедия) - 1604 г.
- Жан де Шеландр (ок. 1585–1635)
- Тир и Сидон, или Роковая любовь Белкара и Мелианы (1608 г.)
- Александр Арди (1572–1632) – по общему мнению, Харди написал 600 пьес; до нас дошло всего 34.
- Сцедасе, или Нарушенное гостеприимство (трагедия) — 1624 г.
- La Force du sang (трагикомедия) - 1625 (сюжет взят из рассказа Сервантеса)
- Лукреция, или Прелюбодеяние наказанное (трагедия) - 1628 г.
- Онора де Бюэй, лорд Ракана (1589–1670)
- Пастухи (пастораль) - 1625 г.
- Теофиль де Вио (1590–1626)
- Трагическая любовь Пирама и Фисбы (трагедия) - 1621 г.
- Франсуа ле Метель де Буаробер (1592–1662)
- Целомудренная Дидона, или Любовь Хиарбаса (трагедия) - 1642 г.
- Жан Мэре (1604–1686)
- Ла Сильве (пасторальная трагикомедия) - ок.1626 г.
- «Сильванир, или смерть, живи» (пасторальная трагикомедия) - 1630 г.
- Галантеры герцога Оссона, вице-короля Неаполя (комедия) - 1632 г.
- Софонисба (трагедия) - 1634 г.
- Ла Вирджиния (трагикомедия) - 1636 г.
- Тристан Л'Эрмит (1601–1655)
- Мариамна (трагедия) - 1636 г.
- Пенфей (трагедия) — 1637 г.
- Смерть Сенеки (трагедия) — 1644 г.
- Смерть Криспа (трагедия) - 1645 г.
- Паразит - 1653 г.
- Жан Ротру (1609–1650)
- Кольцо забвения (комедия) — 1629 г.
- Прекрасная Альфреда (комедия) - 1639 г.
- Лаура преследуемая (трагикомедия) - 1637
- Истинный Сен-Женест (трагедия) - 1645 г.
- Вацлав (трагикомедия) — 1647 г.
- Косроэс (трагедия) - 1648 г.
- Пьер Корнель (1606–1684)
- Мелита (комедия) - 1629 г. [ 4 ]
- Клитандра (трагикомедия, позже преобразованная в трагедию) — 1631 г.
- Вдова (комедия) - 1631 г.
- На Королевской площади (комедия) — 1633 г.
- Медея (трагедия) — 1635 г.
- Комическая иллюзия (комедия) — 1636 г.
- Ле Сид (трагикомедия, позже преобразованная в трагедию) - 1637 г.
- Гораций (трагедия) — 1640 г.
- Дверь (Трагедия) - 1640 г.
- Полиевкт («Христианская» трагедия) - ок.1641 г.
- Смерть Помпея (трагедия) — 1642 г.
- Лжец (комедия) — 1643 г.
- Родогуна, принцесса Парфии (трагедия) - 1644 г.
- Ираклий, Восточный император (трагедия) - 1647 г.
- Дон Санче д'Арагон («героическая» комедия) — 1649 г.
- Никомед (трагедия) - 1650 г.
- Серторий (трагедия) - 1662 г.
- Софонисбе (трагедия) - 1663 г.
- Отон (трагедия) - 1664 г.
- Тите и Беренис («героическая» комедия) - 1670 г.
- Сурена, парфянский полководец (трагедия) - 1674 г.
- Пьер дю Рие (1606–1658)
- Лукреция (трагедия) - 1636 г.
- Альцион - 1638 г.
- Сцевола (трагедия) - 1644 г.
- Жан Демаре (1595–1676)
- Провидцы (комедия) - 1637 г.
- Эригона (прозаическая трагедия) - 1638 г.
- Сципион (стиховая трагедия) - 1639 г.
- Франсуа Хелен, аббат Обиньяка (1604–1676)
- Ла Циминда - 1642 г.
- Орлеанская дева - 1642 г.
- Зеноби (трагедия) - 1647 г., написанная с намерением предоставить модель, в которой соблюдались строгие правила драмы.
- Мученичество святой Екатерины (трагедия) - 1650 г.
- Пол Скаррон (1610–1660)
- Жоделе - 1645 г.
- Дон Джафель из Армении - 1653 г.
- Исаак де Бенсерад (около 1613–1691)
- Клеопатра (трагедия) — 1635 г.
- Сэмюэль Шаппюзо - 1625 - 1701 гг.
- Круг женщин, или Тайна брачного ложа 1656 (Комедия, проза)
- Дамон и Пифий, или Торжество любви и дружбы (трагикомедия) 1657
- Армецар, или друзья враги (трагикомедия) 1658
- Недовольный богач, или мнимый дворянин (комедия) 1660
- Женская академия (Фарс в стихах), Париж, 1661 г.
- Ле Колен-Майяр (Фарс, Comedie Facetieuse), Париж, 1662 г.
- Одураченный скряга, или Соломенный человек, (комедия) Париж, 1663 г.
- Воды Пирмонта - 1669 г.
Классицизм 17 века
[ редактировать ]Выражение «классицизм» применительно к литературе подразумевает понятия порядка, ясности, моральной цели и хорошего вкуса. Многие из этих представлений напрямую вдохновлены работами Аристотеля и Горация , а также классическими греческими и римскими шедеврами.
Во французском классическом театре (также называемом французским классицизмом ) [ 5 ] пьеса должна следовать Трем Единствам :
- Единство места : обстановка не должна меняться. На практике это приводило к частому «Замку, интерьеру». Бои происходят за сценой.
- Единство времени : в идеале вся пьеса должна происходить за 24 часа.
- Единство действия : должна быть одна центральная история и все второстепенные сюжеты должны быть связаны с ней.
Несмотря на классические примеры, единство места и времени считалось необходимым для полного погружения зрителя в драматическое действие; дико разрозненные сцены в Китае или Африке или на протяжении многих лет, как утверждали критики, разрушили бы театральную иллюзию. Иногда к единству действия присоединяется представление о том, что ни один персонаж не должен неожиданно появляться в драме в конце драмы.
С театральными единствами связаны следующие понятия:
- « Les bienséances »: литература должна уважать моральные нормы и хороший вкус; не должно быть представлено ничего, что противоречит этим кодексам, даже если это исторические события.
- « La vraisemblance »: действия должны быть правдоподобными. Когда исторические события противоречат правдоподобию, некоторые критики советуют последнее. Критерий правдоподобия иногда также использовался для критики монолога, и в поздних классических пьесах персонажи почти всегда снабжаются доверенными лицами (камердинерами, друзьями, медсестрами), которым они раскрывают свои эмоции.
Эти правила исключали многие элементы, распространенные в барочной «трагикомедии»: летающие кони, рыцарские сражения, магические путешествия в чужие земли и deus ex machina . Растерзание Ипполита чудовищем в «Федре» могло произойти только за сценой.
- Наконец, литература и искусство должны сознательно следовать завету Горация «угождать и воспитывать» («aut delectare aut prodesse est»).
Эти «правила» или «кодексы» редко соблюдались полностью, и многие шедевры века намеренно нарушали эти правила, чтобы усилить эмоциональный эффект:
- «Сид» Корнеля подвергся критике за то, что Родриг предстал перед Хименой после убийства ее отца, что является нарушением моральных норм.
Театр при Людовике XIV
[ редактировать ]К 1660-м годам классицизм окончательно утвердился во французском театре. Ключевой теоретической работой по театру этого периода была «Практическая практика театра» Франсуа Эделина (1657 г.), и смысл этой работы показывает, до какой степени «французский классицизм» был готов изменить правила классического искусства. трагедия для поддержания единства и приличия (д'Обиньяк, например, считал трагедии Эдипа и Антигоны неподходящими для современной сцены).
Хотя Пьер Корнель до конца жизни продолжал ставить трагедии, произведения Жана Расина с конца 1660-х годов полностью затмили поздние пьесы старшего драматурга. Трагедии Расина, вдохновленные греческими мифами, Еврипидом , Софоклом и Сенекой, сжимали свой сюжет в узкий набор страстных и связанных с долгом конфликтов между небольшой группой благородных персонажей и концентрировались на двойных связях этих персонажей и геометрии их нереализованные желания и ненависть. Поэтическое мастерство Расина заключалось в изображении пафоса и любовной страсти (например, любви Федры к пасынку), и его влияние было таково, что эмоциональный кризис станет доминирующим типом трагедии до конца века. Две поздние пьесы Расина («Эсфирь» и «Аталия») открыли новые двери к библейским темам и использованию театра в образовании молодых женщин.
В трагедии последних двух десятилетий века и первых лет XVIII века преобладали постановки классиков Пьера Корнеля и Расина, но в целом энтузиазм публики по поводу трагедии значительно уменьшился: театральная трагедия бледнела рядом с темной экономической и демографические проблемы конца века и «комедия нравов» (см. ниже) вобрали в себя многие моральные цели трагедии. Среди других трагиков более позднего века: Клод Бойер , Мишель Ле Клерк , Жак Прадон , Жан Гальбер де Кампистрон , Жан де Ла Шапель , Антуан д'Обиньи де ла Фосс , аббат Шарль-Клод Женест , Проспер Жолио де Кребийон . В конце века, в частности в пьесах Кребийона, время от времени проявляется возврат к театральности начала века: многоэпизодность, экстравагантный страх и жалость, изображение ужасных действий на сцене.
Ранняя французская опера была особенно популярна при королевском дворе в этот период, а композитор Жан-Батист Люлли был чрезвычайно плодовитым (подробнее о придворных балетах и опере того периода см. в статье композитора). Эти музыкальные произведения продолжали традиции трагикомедии (особенно «пьесы в машинах») и придворного балета, а также иногда представляли собой трагические сюжеты (или «трагедии в музыке»). Среди драматургов, работавших с Люлли, были Пьер Корнель и Мольер , но самым важным из этих либреттистов был Филипп Кино , автор комедий, трагедий и трагикомедий.
В комедии второй половины века господствовал Мольер . Опытный актер, мастер фарса, фарса, итальянского и испанского театра (см. выше) и «обычного» театра по образцу Плавта и Теренция , Мольер был большим и разнообразным. Ему приписывают придание французской « комедии нравов » («comédie de mœurs») и «комедии характеров» («comédie de caractère») их современной формы. Его веселые сатиры на скупых отцов, « précieuses », светских парвеню, врачи и напыщенные литераторы пользовались огромным успехом, но комедии о религиозном лицемерии (« Тартюф ») и распутстве (« Дон Жуан ») принесли ему много критики со стороны церкви, а «Тартюф» был поставлен только благодаря вмешательству короля. Многие комедии Мольера, такие как «Тартюф», «Дон Жуан» и « Мизантроп », могли колебаться между фарсом и мрачнейшей драмой. и концовки «Дон Жуана» и «Мизантропа» далеко не чисто комичны.
Комедия до конца века продолжала идти по пути, проложенному Мольером: доминировали сатира на современные нравы и нравы, «обычная» комедия, а последняя великая «комедия» правления Людовика XIV — «Комедия» Алена-Рене Лесажа . «Туркарет» - чрезвычайно мрачная пьеса, в которой почти ни один персонаж не проявляет искупительных качеств.
Выберите список французских пьес после 1659 года:
- Мольер (псевдоним Жана-Батиста Покелена) (1622–1673)
- Драгоценные насмешки (комедия) - 1659 г.
- Школа для женщин (комедия) — 1662 г.
- Тартюф , или Самозванец (комедия) — 1664 г.
- Дон Жуан , или Каменный пир (комедия) — 1665 г.
- Мизантроп (комедия) — 1666 г.
- L'Avare (комедия) - 1668 г.
- Буржуа-джентльмен (комедия) - 1670 г.
- Фурбери из Скапена (комедия) - 1671 г.
- Учёные женщины (комедия) — 1672
- Мнимый больной (комедия) — 1673 г.
- Томас Корнель (1625–1709) – брат Пьера Корнеля.
- Тимократ (трагедия) - 1659 г., самая длинная серия (80 ночей) из всех зарегистрированных пьес столетия.
- Ариана (трагедия) — 1672 г.
- Цирцея (трагикомедия) — 1675 (в соавторстве с Донно де Визе )
- La Devineresse (комедия) - 1679 (в соавторстве с Донно де Визе )
- Беллерофонт (опера) - 1679 г.
- Филипп Кино (1635–1688).
- Альцеста (музыкальная трагедия) - 1674 г.
- Прозерпина (музыкальная трагедия) - 1680 г.
- Амадис де Голль (музыкальная трагикомедия) - 1684, по мотивам рыцарского романа эпохи Возрождения.
- Армида (музыкальная трагикомедия) - 1686, по мотивам « . Тассо Освобождения Иерусалима»
- Жан Расин (1639–1699)
- Жак Прадон (1632–1698)
- Пирам и Фисбе (трагедия) - 1674 г.
- Тамерлан, или смерть Баязета (трагедия) — 1676 г.
- Федра и Ипполит (трагедия) - 1677, эта пьеса, вышедшая одновременно с Расином, имела мгновенный успех.
- Жан-Франсуа Реньяр (1655–1709)
- Игрок (комедия) — 1696 г.
- Отвлеченный (комедия) - 1697 г.
- Жан Гальбер де Кампистрон (1656–1723)
- Андроник (трагедия) - 1685 г.
- Тиридат (трагедия) — 1691 г.
- Флоран Картон Данкур (1661–1725)
- Модный рыцарь (комедия) — 1687 г.
- Буржуазии в моде (комедия) - 1693 г.
- Качественные буржуазии (комедия) - 1700 г.
- Ален-Рене Лесаж (1668–1747)
- Тюркаре (комедия) - 1708 г.
- Проспер Жолио де Кребийон (1674–1762)
- Идоменей (трагедия) - 1705 г.
- Атрей и Фиест (трагедия) - 1707 г.
- Электра (трагедия) — 1709 г.
- Радамист и Зенобия (трагедия) - 1711 г.
- Ксеркс (трагедия) - 1714 г.
- Семирамида (трагедия) - 1717 г.
18 век
[ редактировать ]Французский театр 18-го века процветал благодаря влиятельным драматургам, таким как Вольтер , известный такими произведениями, как Эдип (1718) и Заир (1732), и Мариво , чьи комедии исследовали сложности любви, в то время как Дени Дидро представил буржуазную трагедию , а Бомарше произвел революцию. комедия с «Севильским парикмахером» (1775) и «Свадьба Фигаро» (1778); Между тем, Жан-Жак Руссо раскритиковал роль театра в обществе в своем «Письме к господину Даламберу о спектаклях» , внеся свой вклад в богатый дискурс, в котором переплетались политика, философия и драматическое искусство.
Выберите список французских пьес XVIII века:
- Вольтер
- Эдип (1718)
- Мариамна (1724 г.)
- Эрифил (1732)
- Заир (1732 г.)
- Магомет (1741 г.)
- Меропа (1743 г.)
- Принцесса Наваррская (1745 г.)
- Нанин (1749)
- Китайская сирота (1755)
- Бомарше
- Евгения (1767)
- Два друга (1770)
- Тараре (1787)
- Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность (1775)
- Безумный день, или Женитьба Фигаро (1778)
- Другой Тартюф, или Виновная мать (1792)
- Мариво
- Дени Дидро
- Жан-Батист-Луи Грессе ( «Плохой парень» )
- Жан-Франсуа Реньяр
19 век
[ редактировать ]Основная битва романтизма во Франции велась в театре, но не против театра. Первые годы века были отмечены возрождением классицизма и вдохновленными классикой трагедиями, часто с темами национального самопожертвования или патриотического героизма, что соответствовало духу Революции, но постановка « Гюго » Виктора Эрнани в 1830 году ознаменовала торжество романтического движения на сцене (описание бурной премьеры можно найти у Теофиля Готье). Драматическое единство времени и места было уничтожено, трагические и комические элементы появились вместе, была завоевана метрическая свобода. Отмеченные пьесами Фридриха Шиллера , романтики часто выбирали сюжеты исторических периодов ( Французский Ренессанс , правление Людовика XIII во Франции ) и обреченных знатных персонажей (мятежных принцев и преступников) или непонятых художников (пьеса Виньи, основанная на жизни Томас Чаттертон ).
К середине века театр стал все более отражать реалистическую тенденцию, связанную с натурализмом . Эти тенденции можно увидеть в театральных мелодрамах того периода и, в еще более мрачном и ужасающем свете, в « Гран Гиньоле» конца века. Помимо мелодрам, народный и буржуазный театр середины века обратился к реализму в «хорошо сделанных» буржуазных фарсах Эжена Марина Лабиша и моральных драмах Эмиля Ожье . Также популярны были оперетты, фарсы и комедии Людовика Галеви , Анри Мейяка и, на рубеже веков, Жоржа Фейдо . До войны самой успешной пьесой была Октава Мирбо великая комедия Бизнес « есть бизнес » (1903).
Поэзия Бодлера и большая часть литературы второй половины века (или « конца века ») часто характеризовались как « декадентские » из-за их мрачного содержания или морального видения, но с публикацией Жана Мореаса «Манифеста символиста» в 1886 году именно термин символизм чаще всего применялся к новой литературной среде. Символизм появился в театре в произведениях писателей Вилье де Л'Иль-Адама , Мориса Метерлинка и других.
20 век
[ редактировать ]Самым значительным драматургом Франции рубежа веков был Альфред Жарри . Влияние его пьес, в первую очередь «Убу Рой» , оказало большое влияние на современную публику и продолжает оказывать большое влияние, в частности, на « Летающий цирк Монти Пайтона» и «Молодёжь» .
Авангардный театр во Франции после Первой мировой войны был глубоко отмечен дадаизмом и сюрреализмом . Сюрреалистическое движение было основной силой в экспериментальной письменной форме и международном мире искусства до Второй мировой войны, а техника сюрреалистов особенно хорошо подходила для поэзии и театра, особенно в театральных произведениях Антонена Арто и Гийома Аполлинера .
Театр в 1920-х и 1930-х годах претерпел дальнейшие изменения в свободном объединении театров (так называемом «Картеле») вокруг режиссеров и продюсеров Луи Жуве , Шарля Дуллена , Гастона Бати , Людмилы и Жоржа Питоевых . Они создали французские произведения Жана Жироду , Жюля Ромена , Жана Ануя и Жана-Поля Сартра , а также греческие и шекспировские пьесы и произведения Луиджи Пиранделло , Антона Чехова и Джорджа Бернарда Шоу .
Вдохновленный театральными экспериментами первой половины века и ужасами войны, авангардный парижский театр «Новый театр», названный « Театром абсурда критиком Мартином Эсслином » в отношении Эжена Ионеско , Сэмюэл Беккет , Жан Жене , Артур Адамов , Фернандо Аррабаль — отказались от простых объяснений и отказались от традиционных персонажей, сюжетов и постановки. Другие эксперименты в театре включали децентрализацию, региональный театр, «народный театр» (предназначенный для привлечения рабочего класса в театр), брехтианский театр (практически неизвестный во Франции до 1954 года) и постановки Артура Адамова и Роже Планшона . Авиньонский фестиваль был основан в 1947 году Жаном Виларом , который также сыграл важную роль в создании « Национального народного театра » или TNP.
События мая 1968 года стали переломным моментом в развитии радикальной идеологии революционных изменений в образовании, классе, семье и литературе. В театре концепция «творческого коллектива», разработанная «Театр дю Солей» Арианы Мнушкиной, отказалась от разделения на писателей, актеров и продюсеров: целью было полное сотрудничество, множественность точек зрения, устранение разделения между актерами и публике, и чтобы аудитория искала свою собственную правду.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брокетт, Оскар (2003). История театра, 9-е издание . Аллин и Бэкон. п. 188. ИСБН 0-205-35878-0 .
- ↑ Люси Рэйфилд, Театр эпохи Возрождения во Франции , «Приключения на книжной полке», январь 2016 г.
- ^ См., среди других работ: Брей, Рене. Формирование классической доктрины во Франции . Париж: Hachette, 1927. Анализ развития театра в эпоху Возрождения см.: Reiss. Тимоти. «Театр эпохи Возрождения и теория трагедии». Кембриджская история литературной критики. Том III: Возрождение. стр.229-247. ISBN 0-521-30008-8
- ^ Фредерик Хокинс (1884 г.). «Хронология французского этапа, 789-1699» . Анналы французской сцены . Лондон: Чепмен и Холл. hdl : 2027/hvd.32044095082038 – через Hathi Trust.
- ^ Деннис Дж. Спорре, Творческий импульс: введение в искусство , Прентис Холл, 2000, стр. 414.
Внешние ссылки
[ редактировать ]История западного театра: от греков до елизаветинцев в Wikibooks
История западного театра: с 17 века до наших дней в Wikibooks
Учебные материалы по переводу французской драмы в Викиверситете