Исцеление слепого близ Иерихона
В каждом из трех синоптических Евангелий рассказывается об Иисусе, исцеляющем слепого близ Иерихона , когда он проходил через этот город незадолго до своей страсти .
Евангелие от Марка повествует об исцелении человека по имени Вартимей , исцеленного Иисусом при выходе из Иерихона . Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки включают разные версии этой истории.
Повествование
[ редактировать ]Евангелие от Марка ( 10:46–52 ) рассказывает об исцелении слепого нищего по имени Вартимей (буквально «Сын Тимея»). Он один из немногих получателей исцелений, чьи имена нам сообщили евангелисты. Когда Иисус со своими последователями покидает Иерихон, Вартимей кричит: «Сын Давидов, помилуй меня!» и упорствует, хотя толпа пытается заставить его замолчать. Иисус велит привести к нему этого человека и спрашивает, чего он хочет; он просит иметь возможность видеть. Иисус говорит ему, что его вера исцелила его; он сразу же прозревает и следует за Иисусом.
Помимо рассказа чудесной истории, показывающей силу Иисуса, автор Евангелия использует эту историю для достижения явно богословской цели. Он показывает персонажа, который понимает, кто такой Иисус, и как правильно реагировать на него – с верой. Нищий, когда его призвали к Иисусу, сбрасывает свой плащ, что символизирует оставление имущества. А использование титула «Сын Давидов» – единственный случай, когда он используется в Евангелии от Марка – служит для идентификации Иисуса как Мессии. [ 1 ] Это также была ссылка на царскую власть Иисуса, которая, по мнению иудеев, ставила его в противоречие с Цезарем. Император считался надлежащим референтом призыва kyrie eleison , поскольку по-гречески его называли kyrios («господин» на английском языке). [ 2 ]
В Евангелии от Матфея изображены два безымянных слепца, сидящих на обочине дороги; Иисус «движим состраданием» и касается их глаз. 20:29–34 Версия той же истории рассказывается ранее в повествовании, когда Иисус проповедовал в Галилее. В этом случае он спрашивает слепых, верят ли они, что он может их вылечить, и когда они уверяют его, что это так, он хвалит их веру и касается их глаз, возвращая им зрение. Он предупреждает их никому об этом не рассказывать, но они идут и распространяют новость по всему округу. ( Матфея 9:27-31 )
В Евангелии от Луки 18:35–43 эта история рассматривается по-другому; есть один безымянный слепой, и автор переносит этот инцидент так, чтобы он произошел, когда Иисус приближался к Иерихону, чтобы он мог привести к истории Закхея . [ 3 ]
Сын Давида
[ редактировать ]Вернон К. Роббинс подчеркивает, что исцеление Вартимея является последним из исцелений Иисуса у Марка, и связывает более раннее учение Иисуса о страданиях и смерти Сына Человеческого с деятельностью Его Сына Давидова в Иерусалиме. [ 4 ] [ 5 ] В этой истории акцент Марка на «слепоте» учеников – их неспособности понять природу мессианства Иисуса – сочетается с необходимостью следовать за Иисусом в Иерусалим, где его страдания и смерть сделают его узнаваемым для язычников. [ нужны разъяснения ] как Сын Божий (см. Марка 15:39, где при распятии римский центурион говорит: «Воистину, этот человек был сыном Божьим»). [ 6 ]
Паула Фредриксен , которая считает, что такие титулы, как « Сын Давида », были применены к Иисусу только после распятия и воскресения , утверждала, что Марк и Матфей связали это исцеление с провозглашением «Сын Давидов!» незадолго до «отъезда Иисуса в Иерусалим , давно предвещаемое место его страданий». [ 7 ] Титул «Сын Давидов» — мессианское имя. [ 8 ] [ 9 ] Таким образом, восклицание Вартимея было, по словам Марка, первым публичным признанием Христа после частного Петра исповедания святого в Марка 8:27–30 .
Вартимей
[ редактировать ]Имя Вартимея необычно в нескольких отношениях: (а) тот факт, что имя вообще дано, (б) странный семитско-греческий гибрид, (в) явный перевод «Сын Тимея». Некоторые ученые видят в этом подтверждение ссылки на историческую личность; [ 10 ] однако другие ученые видят особое значение этой истории в образной ссылке на платоновского «Тимея» , который представляет самый важный космологический и теологический трактат Платона, в котором зрение рассматривается как основа познания. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стивен Ахерн-Кролл, Плачущие псалмы в страстях Марка: Давидовы страдания Иисуса (Cambridge University Press, 2007), страницы 138-140
- ^ «Кирие Элейсон» . Энциклопедия.com .
- ^ Люк Тимоти Джонсон, Евангелие от Луки (Liturgical Press, 1991), стр. 283.
- ^ Иисус Учитель: социально-риторическая интерпретация Марка Вернона К. Роббинса 2009, ISBN 978-0-8006-2595-5 . 41-43.
- ^ Вернон К. Роббинс, «Исцеление слепого Вартимея (10:46-52) в марканском богословии». Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine , Journal of Biblical Literature 92 (1973), 224-243.
- ^ Вернон К. Роббинс, «Перевернутая контекстуализация 22-го псалма в распятии Маркана: социально-риторический анализ» [1]. Архивировано 21 декабря 2018 г. в Wayback Machine (1992).
- ^ Фредриксен, От Иисуса ко Христу , стр. 181.
- ^ «Размышления: слепой Вартимей: Марка 10:46-52», 24 октября 2009 г., The Manila Bulletin , веб-сайт Manila Bulletin. Архивировано 26 октября 2009 г. в Wayback Machine со ссылкой на «365 дней с Господом» (Св. Paul's, Макати-Сити, Филиппины) с сайта Святого Павла. [ мертвая ссылка ] [ мертвая ссылка ] , по состоянию на 28 октября 2009 г.
- ↑ Барри Уэтерилл, «Иисус исцеляет слепого Вартимея», из книги «Жизнь Иисуса Христа» , найденной в EasyEnglish Bible Study . По состоянию на 28 октября 2009 г.
- ^ Винсент Тейлор. Евангелие от Марка. 1966 St. Martin's Press Inc., стр. 448.
- ^ Мэри Энн Толберт, Посев Евангелия: мир Марка в литературно-исторической перспективе 1996, Fortress Press. стр189.
См. также
[ редактировать ]- Исцеление слепого от рождения человека
- Жизнь Иисуса в Новом Завете
- Служение Иисуса
- Притчи Иисуса
- Слепой из Вифсаиды
Ссылки
[ редактировать ]- Паула Фредриксен , «От Иисуса ко Христу» (2000), ISBN 0-300-08457-9
- Вернон К. Роббинс, Иисус Учитель: социально-риторическая интерпретация Марка , 2009 г., ISBN 978-0-8006-2595-5