Астрономия австралийских аборигенов
Астрономия австралийских аборигенов передавалась устно , посредством церемоний и в различных произведениях искусства . Таким образом, переданные астрономические системы демонстрируют глубину понимания движения небесных объектов, что позволило им использовать их в качестве практического средства для создания календарей и для навигации по континенту и водам Австралии. [ 1 ] В Австралии существует множество астрономических традиций, каждая из которых имеет свое особое выражение космологии . Однако, похоже, между группами существуют общие темы и системы. Из-за долгой истории астрономии австралийских аборигенов аборигенов несколько раз называли «первыми астрономами в мире». [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Многим созвездиям были даны имена, основанные на их форме, точно так же, как это делает традиционная западная астрономия, например, Плеяды , Орион и Млечный Путь , а другие, такие как Эму в небе, описывают темные пятна, а не точки, освещенные звездами. звезды. Современное искусство коренных народов Австралии часто ссылается на астрономические предметы и связанные с ними знания , такие как « Семь сестер» .
Записи астрономии аборигенов
[ редактировать ]Одно из самых ранних письменных свидетельств об астрономии аборигенов было сделано Уильямом Эдвардом Стэнбриджем, англичанином, который эмигрировал в Австралию в 1841 году и подружился с местным народом буронг . [ 5 ]
Интерпретация неба
[ редактировать ]Эму в небе
[ редактировать ]
Созвездие , используемое почти повсеместно в культуре австралийских аборигенов, - это « Эму в небе», которое состоит из темных туманностей (непрозрачных облаков пыли и газа в космическом пространстве), которые видны на фоне (центра и других секторов) Млечного Пути. . [ 6 ] [ 7 ] Голова Эму — это очень темная туманность Угольный Мешок, расположенная рядом с Южным Крестом ; тело и ноги — это продолжение Великого Разлома, тянущегося к Скорпиусу . [ 6 ]
В национальном парке Ку-ринг-гай Чейз , к северу от Сиднея, находятся обширные наскальные изображения жившего там народа гурингай , включая изображения героя-создателя Дарамулана и его жены-эму. Гравюра возле трассы Эльвина. [ 8 ] показывает эму в той же позе и ориентации, что и созвездие эму в небе.
Однако для Вардамана Угольный Мешок — это глава законника. [ 9 ]
Брюса Паско Книга «Темный эму» получила свое название от одного из аборигенных названий созвездия, известного народу вираджури как Гугурмин . [ 10 ] [ 11 ]
В мае 2020 года Королевский монетный двор Австралии выпустил ограниченную серию памятной монеты достоинством в один доллар , ставшей первой в серии «Звездные сны», посвященной астрологии коренных австралийцев. [ 12 ]
Каноэ в Орионе
[ редактировать ]Народ йолу из северной Австралии говорит, что созвездие Ориона , которое они называют Джулпан (или Джулпан), представляет собой каноэ . В них рассказывается история трех братьев, которые пошли на рыбалку, и один из них съел рыбу-пилу, запрещенную их законом. Увидев это, женщина-Солнце Валу создала водяной смерч, который унес его, двух его братьев и их каноэ в небо. Три звезды, расположенные в центре созвездия, образующего в западной мифологии Пояс Ориона , — это три брата; над туманность Ориона ними — запретная рыба; а яркие звезды Бетельгейзе и Ригель — это нос и корма каноэ. Это пример астрономических легенд, лежащих в основе этических и социальных кодексов, которые люди используют на Земле. [ 13 ] [ 14 ]
Семь сестер
[ редактировать ]Созвездие Плеяд фигурирует в «Сновидениях » и песенных строках нескольких австралийских аборигенов, которых обычно называют семью сестрами. Эта история была описана как «один из наиболее определяющих и преобладающих метанарративов, зафиксированных в древней материковой Австралии», в котором описывается предковое существо мужского пола (с именами, включая Вати Ньиру, Юрлу и другие). [ 15 ] ), который преследует семь сестер через середину австралийского континента с запада на восток, где сестры превращаются в звезды. Рассказанный рядом народов по всей стране с использованием разных имен персонажей, он начинается в Марту стране в регионе Пилбара в Западной Австралии (в частности, Робурн) . [ 15 ] через земли Нгааньятжарра ) ( Анангу Питджантятжара земли Южная Австралия). ), и путешествует , в или Янкунитятжара Западная ( APY Австралия , [ 16 ]
Народ яматджи из языковой группы Ваджарри региона Мерчисон в Западной Австралии называет сестер Ньярлуварри. Когда созвездие приближается к горизонту на закате, люди знают, что сейчас подходящее время для сбора яиц эму, и они также используют яркость звезд для прогнозирования сезонных дождей. [ 12 ]
В регионе Кимберли в Западной Австралии ястреб-орлик преследует семь сестер в небо, где они становятся звездным скоплением, а он становится Южным Крестом. [ 17 ]
В культурном блоке Западной пустыни в центральной Австралии они, как говорят, являются семью сестрами, спасающимися от нежелательного внимания человека, представленного некоторыми звездами Ориона, охотника. В этих историях мужчину зовут Ньиру. [ 18 ] или Нирунья, [ 17 ] а «Семь сестер» — это песня, известная как «Кунгкарангкальпа» . [ 19 ] История семи сестер часто встречается в произведениях искусства региона. [ 18 ] [ 20 ] например, картина Тджунгкара Кена 2017 года , [ 19 ] Работа Кейлин Виски 2018 года «Семь систов», [ 21 ] [ 22 ] и крупномасштабная инсталляция Tjanpi Desert Weavers, заказанная в рамках в Национальной галерее Австралии в 2020 году выставки «Знай мое имя» . [ 23 ] В Музее современного искусства Австралии в Сиднее хранится работа 2013 года ткачей пустыни Тьянпи под названием «Минима Пуну Кунгкарангкалпа» («Семь сестер-женщин-деревьев»). [ 24 ] В марте 2013 года старшие танцоры пустыни из APY Lands (Южная Австралия) в сотрудничестве с ARC Linkage Австралийского национального университета под руководством художественного руководителя Уэсли Инока исполнили «Кунгкарангкальпа: песня семи сестер» на берегу озера Берли Гриффин в Канберре. . [ 18 ] [ 25 ] [ 26 ]
В версии истории Варлпири сестры Напалджарри часто изображаются несущими мужчину по имени Вардилика, влюбленного в женщин. Но утренняя звезда Юкурра-Юкурра, человек из другой скин-группы и тоже влюбленный в сестер, преследует их по небу. Каждую ночь они взлетают в небо, и каждую ночь он следует за ними. Эта история известна как « Напалджарри-варну Джукурпа» . [ 27 ]
Жители окрестностей озера Эйр не позволило предку мужского пола захватить одну из семи сестер в Южной Австралии рассказывают, как великое наводнение . [ 17 ]
У народа вирангу , проживающего на западном побережье Южной Австралии, есть история создания , воплощенная в очень значимой песне, основанной на Плеядах. В рассказе охотника ( созвездие Ориона ) зовут Тгилби. Тгилби, влюбившись в семь сестер, известных как Югариля, гонит их с неба на землю и по ней. Он гонится за ними, как Югарили гонятся за змеей Дюну. [ 28 ]

Люди Бунвуррунг из народа Кулин в Виктории рассказывают историю Каратгурков , в которой рассказывается о том, как ворона украла у семи сестер их секрет добывания огня, тем самым подарив это умение людям на земле. [ 29 ]
В другой истории, рассказанной народами Нового Южного Уэльса , семь сестер — красивые женщины, известные как Майя-Майи, две из которых похищены воином Варруммой или Варунной. [ 17 ] В конце концов они сбегают, забравшись на сосну , которая постоянно растет в небо, где они присоединяются к другим своим сестрам. [ 30 ]
крупная выставка под названием «Songlines: Tracking the Seven Sisters» открылась В 2017 году в Национальном музее Австралии . [ 16 ] после этого поездка в Берлин (2022 г.) и Париж (2023 г.). [ 31 ]
В сентябре 2020 года Королевский монетный двор Австралии выпустил вторую памятную монету номиналом один доллар из серии «Звездные сны», посвященной астрологии коренных австралийцев (см. Эму в небе выше). [ 12 ]
Млечный Путь
[ редактировать ]Народ каурна на равнинах Аделаиды в Южной Австралии называл (центр и другие сектора) Млечного Пути водлипарри на языке каурна , что означает «домашняя река». Они считали, что Карравирра Парри ( река Торренс ) была отражением водлипарри. [ 32 ]
Люди Йолу верят, что после смерти их уносит мистическое каноэ Ларрпан на остров духов Баралку в небе, где можно увидеть их костры, горящие на берегу великой реки Млечного Пути. Каноэ отправляется обратно на Землю в виде падающей звезды, давая понять своей семье на Земле, что они благополучно прибыли в страну духов. Аборигены также думали, что богом является каноэ. [ 14 ]
Народ буронг видит на Южном Кресте опоссума на дереве. [ 14 ]
Солнце и Луна
[ редактировать ]Во многих традициях есть истории о женщине- Солнце и мужчине- Луне . [ 33 ]
Йолу говорят, что Валу , женщина-Солнце, каждое утро зажигает небольшой костер, который мы видим как рассвет. [ 34 ] Она красит себя красной охрой , часть которой проливается на облака, создавая восход солнца. Затем она зажигает факел и несет его по небу с востока на запад, создавая дневной свет. В конце своего путешествия, когда она спускается с неба, часть ее красок охры снова стирается с облаков, создавая закат. Затем она тушит факел и всю ночь отправляется под землю обратно в свой стартовый лагерь на востоке. [ 33 ] Другие аборигены Северной территории называют ее Вуриупранили . [ 35 ] Другие истории о Солнце связаны с Валой , Йи и Гноуи .
Йолу рассказывают, что Нгалинди , Лунный человек, когда-то был молодым и стройным ( растущая Луна ), но стал толстым и ленивым ( полнолуние ). Его жены топорами отрубали ему куски ( убывающая Луна ); чтобы спастись от них, он забрался на высокое дерево по направлению к Солнцу, но умер от ран ( новая луна ). Пробыв мертвым три дня, он снова воскрес, чтобы повторить цикл, и продолжает делать это по сей день. Народ Кувема на Северной территории говорит, что он жиреет в каждое полнолуние, пожирая души тех, кто не подчиняется законам племени. [ 33 ] [ 34 ] [ 36 ] Другая история аборигенов Кейп-Йорка связана с созданием гигантского бумеранга , который был брошен в небо и стал Луной. [ 37 ]
История из Южной Виктории повествует о красивой женщине, которая вынуждена жить одна в небе после ряда скандальных романов . [ 37 ]
Йолу также связывали Луну с приливами и отливами . [ 14 ]
Затмения
[ редактировать ]объясняют Люди Варлпири солнечное затмение тем, что Лунный человек скрывает женщину-Солнце, когда он занимается с ней любовью. [ 33 ] Это объяснение разделяют и другие группы, такие как Вирангу .
В национальном парке Ку-ринг-гай Чейз имеется ряд гравюр, изображающих форму полумесяца с острыми рогами, направленными вниз, а под ним - рисунок мужчины перед женщиной. Хотя большинство исследователей полагают, что форма полумесяца представляет собой бумеранг, некоторые утверждают, что ее легче интерпретировать как солнечное затмение, а под ним изображено мифическое объяснение мужчины и женщины. [ 33 ]
Венера
[ редактировать ]Восход Венеры знаменует собой важную церемонию Йолу, которые называют ее Барнумбирр («Утренняя звезда и Вечерняя звезда»). Они собираются после захода солнца, чтобы дождаться восхода планеты. Когда она снова появляется (или появляется только в другие ближайшие недели) в ранние часы перед рассветом, йоллу говорят, что она тянет за собой веревку света, прикрепленную к острову Баралку на Земле, и вдоль этой веревки с помощью Богато украшенный «Полюс утренней звезды» позволяет людям общаться со своими умершими близкими, показывая, что они все еще любят и помнят их. [ 38 ]
Юпитер
[ редактировать ]Джа Джа Вуррунг называют Юпитер « Бунджила костром ». Планета изображена на логотипе корпорации аборигенных кланов Джа Джа Вуррунг как символ Духа-Творца. [ 39 ]
и Карина
[ редактировать ]В 2010 году астрономы Дуэйн Хамахер и Дэвид Фрю из Университета Маккуори в Сиднее показали, что аборигены буронг на северо-западе Виктории, Австралия, стали свидетелями вспышки Эта Киля в 1840-х годах и включили его в свои устные традиции как Коллогулорическую Войну , жену Войны. ( Канопус , Ворона – wɑː ). [ 40 ] На сегодняшний день это единственное достоверное свидетельство о вспышке Эта Киля, зафиксированное коренными народами в литературе.
Астрономические календари
[ редактировать ]Календари аборигенов, как правило, отличаются от европейских календарей: многие группы северной Австралии используют календарь с шестью сезонами, а некоторые группы отмечают времена года звездами, которые видны во время них. Например, для Питьянтьятьяры восход Плеяд на рассвете (в мае) знаменует начало зимы. [ 41 ] [ 42 ]
Истории обогащают персонализированный календарь, в котором гелиакический восход или заход звезд или созвездий указывает австралийским аборигенам , когда пришло время переехать в новое место и/или искать новый источник пищи. [ 41 ]
Народ буронг Маллифул в Виктории знает, что, когда Лира ( ) исчезнет в октябре, чтобы «посидеть с Солнцем», настало время начать собирать ее яйца на Земле. Другие группы знают, что, когда Орион впервые появляется в небе, динго вот-вот родятся щенки . Когда появляется Скорпиус , Йолу знают, что макасский рыбак скоро прибудет ловить трепанга . [ 41 ]
Неизвестно, в какой степени аборигенов интересовало точное движение Солнца, Луны, планет или звезд. Однако вполне вероятно, что некоторые каменные сооружения в Виктории, такие как Вурди Юанг возле Литл-Ривер, Виктория , могли использоваться для предсказания и подтверждения равноденствий и/или солнцестояний . Композиция соответствует заходу солнца в дни солнцестояния и равноденствия, но ее возраст неизвестен. [ 43 ] [ 44 ]
есть наскальные рисунки народа Нгангураку В Нгаут-Нгауте , которые, согласно устной традиции, представляют лунные циклы. Большая часть их культуры (включая язык) была утрачена из-за запрета подобных вещей христианскими миссионерами до 1913 года. [ 45 ] [ 41 ]
В современной культуре
[ редактировать ]Большая часть современного искусства аборигенов имеет астрономическую тему, отражающую астрономические элементы культуры художников. Яркими примерами являются Гулумбу Юнупингу , Билл Йидумдума Харни и Нами Маймуру , все из которых получили награды или были финалистами премии Telstra Indigenous Art Awards . выставка астрономического искусства коренных народов Западной Австралии под названием «Илгариджири». открылась В 2009 году в AIATSIS в Канберре одновременно с симпозиумом по астрономии аборигенов [ 46 ]
Среди других современных художников - дочери покойного Клиффорда Поссума Тьяпалтьярри , у которых семь сестер являются одним из их сновидений . Габриэлла Поссум и Мишель Поссум изображают на своих картинах Семь сестер, мечтающих. Они унаследовали это Сновидение по материнской линии.
См. также
[ редактировать ]- Астрономический проект австралийских аборигенов
- Археоастрономия
- Искусство коренных народов Австралии
- Список археоастрономических объектов по странам
- Плеяды в фольклоре и литературе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Норрис, Рэй П. (2 августа 2016 г.). «Обзор Дауэса 5: Астрономия и навигация австралийских аборигенов». Публикации Астрономического общества Австралии . 33 : 39. arXiv : 1607.02215 . Бибкод : 2016PASA...33...39N . дои : 10.1017/pasa.2016.25 . S2CID 119304459 .
- ^ Стеффенс, Мэрик (27 июля 2009 г.). «Первые астрономы Австралии» . www.abc.net . Архивировано из оригинала 18 марта 2024 года . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ «Астрономия аборигенов: наука о составлении карт неба и времен года» . НИТВ . Архивировано из оригинала 17 октября 2023 года . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ «Первые астрономы Австралии» . BBC Земля . Архивировано из оригинала 17 октября 2023 года . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ Астрономы-аборигены: старейшие в мире? Архивировано 1 июня 2010 г. в Wayback Machine , Australian Geographic, 28 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Питер Д'Арси (1994). Марго Саттон (ред.). Эму в небе: Истории об аборигенах, дневном и ночном небе. Эму на небе изображен в темном пространстве между звездами° — Эму . Национальный научно-технический центр. стр. 15, 16. ISBN. 978-0-64618-202-5 .
- ^ «Эму в небе» . Астрономия австралийских аборигенов . Архивировано из оригинала 22 февраля 2024 года . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Прогулка с гравюрами аборигенов Эльвина-Бей» . Дикие прогулки. Архивировано из оригинала 17 октября 2023 года . Проверено 20 июня 2016 г.
- ^ Йидумдума Харни (2005) [ нужна полная цитата ]
- ^ Кендалл, Росс (15 октября 2020 г.). «65 000 лет наблюдения за звездами коренных австралийцев» . Эхонетдейли . Архивировано из оригинала 29 ноября 2023 года . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Паско, Брюс (2014), Темный эму: черные семена: сельское хозяйство или несчастный случай? , Книги Магабалы, ISBN 978-1-922142-43-6
- ^ Jump up to: а б с д «Королевский монетный двор Австралии обращается к звездам, чтобы чтить истории коренных народов Австралии» . Королевский австралийский монетный двор . 3 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2024 года . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ «Каноэ в Орионе» . Астрономия австралийских аборигенов . Архивировано из оригинала 17 октября 2023 года . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Астрономия австралийских аборигенов» . Что такое аборигенная астрономия? . Архивировано из оригинала 17 октября 2023 года . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Глинн-Макдональд, Рона (25 октября 2022 г.). «Песенные строки» . Общая земля .
- ^ Jump up to: а б Николлс, Кристин Джудит (20 декабря 2017 г.). «Songlines: Tracking the Seven Sisters — выставка, которую обязательно должен посетить каждый австралиец» . Разговор . Архивировано из оригинала 18 октября 2023 года . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «История «Семи сестер» » . Галерея медовых муравьев . 2017 . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Сны семи сестер» . Искусство и культура аборигенов: взгляд Америки . 24 марта 2013 года . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Призы: Премия Арчибальда 2017: Тьюнгкара Кен» . Художественная галерея Нового Южного Уэльса . 2017 . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ «Кунгкарангкальпа – Семь сестер» . Художественная галерея Южной Австралии . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ «Победители 2019 года – Телстра НАЦИАА» . МАГНТ . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ «Кейлин Виски» . Новости АВС . 9 августа 2019 года . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Белл, Делия (9 октября 2020 г.). «Ткачи пустыни Тьянпи отмечают на выставке Национальной художественной галереи» . НИТВ . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ «Минима Пуну Кунгкарангкальпа (Семь сестер-женщин дерева)» . МКА Австралия . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ "О" . Кунгкарангкальпа: Песня семи сестер . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ "Кунгкарангкальпа: Песня семи сестер" (Видео (1 час 8 минут) ) Кунгкарангкальпа: Песня семи сестер 2 марта 2013 года . Получено 10 августа.
- ^ «История звездных сновидений семи сестер (Плеяд)» . Галерея искусств аборигенов Джапингка . 30 октября 2019 года . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Гамильтон, Джоди (7 октября 2020 г.). «История создания звезд «Семи сестер», воссоединяющая людей со своей страной после снятия табу на резню на вершине скалы» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ Мудруру (1994). Мифология аборигенов: от Аризоны, охватывающая историю австралийских аборигенов от самых ранних легенд до наших дней . Лондон: Торсонс. стр. 35–36. ISBN 978-1-85538-306-7 .
- ^ Питер Д'Арси (1994). Марго Саттон (ред.). Эму в небе: Истории об аборигенах, дневном и ночном небе — Семь сестер (Плеяды) . Национальный научно-технический центр. стр. 5–6. ISBN 978-0-64618-202-5 .
- ^ Герлинг, Саманта (18 июня 2022 г.). «Работы известных художников Мартумили озаряют Оперный театр ярким фестивалем» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ "Примирение" . Городской совет Аделаиды . Проверено 26 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Солнце, Луна и затмения» . Астрономия австралийских аборигенов . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Уэллс (1964) [ нужна полная цитата ]
- ^ Питер Д'Арси (1994). Марго Саттон (ред.). Эму в небе: Истории об аборигенах, дневном и ночном небе — The Sun. Национальный научно-технический центр. стр. 3, 4. ISBN 978-0-64618-202-5 .
- ^ Халли (1996) [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б Питер Д'Арси (1994). Марго Саттон (ред.). Эму в небе: Рассказы об аборигенах и дневном и ночном небе — Луна . Национальный научно-технический центр. стр. 7, 8. ISBN 978-0-64618-202-5 .
- ^ «Банумбирр и церемония Утренней звезды» . Астрономия австралийских аборигенов . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Соглашение об урегулировании Джа Джа Вуррунг» (PDF) . 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2015 года . Проверено 23 августа 2015 г.
- ^ Хамахер, Д.В.; Фрю, диджей (2010). «Запись австралийских аборигенов о великом извержении Эта Киля». Журнал астрономической истории и наследия . 13 (3): 220–234. arXiv : 1010.4610 . Бибкод : 2010JAHH...13..220H . дои : 10.3724/SP.J.1440-2807.2010.03.06 . S2CID 118454721 .
- ^ Jump up to: а б с д «Календари» . Астрономия австралийских аборигенов . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Кларк (2003) [ нужна полная цитата ]
- ^ Эндрю Карсвелл и Роберт Кокберн (5 февраля 2011 г.). «Камни Вурди Юнга могут доказать, что аборигены были первыми астрономами» . «Дейли телеграф» . Проверено 14 марта 2011 г.
- ^ «Вурди Юанг» . Астрономия австралийских аборигенов . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Нгаут-Нгаут: подсчет лунных циклов?» . Астрономия австралийских аборигенов . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Вещи, принадлежащие небу»: симпозиум по астрономии коренных народов. Архивировано 12 ноября 2009 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Предметный справочник АИАТСИС» . Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива . 28 января 2015 г. }
- Программа ABC Message Stick по астрономии аборигенов
- История эму в небе в Квестаконе
- Национальное художественное произведение ABC Radio о «Первых астрономах»
- Кэрнс, Х. и Йидумдума Харни, Б. (2003). Темные бенгальские огни: аборигенная астрономия Йидумдумы . Хью Кэрнс, Сидней.
- Фредрик, С. (2008). Небо знаний: исследование этноастрономии аборигенов Австралии . Магистерская диссертация по философии. Кафедра археологии и древней истории, Лестерский университет, Великобритания.
- Фуллер, Р.С.; Хамахер, Д.В. и Норрис, Р.П. (2013). Астрономические ориентиры церемониальных площадок Бора в Юго-Восточной Австралии. Австралийская археология , № 77, стр. 30–37.
- Хамахер, Д.В. (2013). Полярное сияние в традициях австралийских аборигенов. Журнал астрономической истории и наследия. Vol. 16(2), с. 207–219.
- Хамахер, Д.В. (2012). Об астрономических знаниях и традициях австралийских аборигенов . Докторская диссертация. Департамент исследований коренных народов, Университет Маккуори, Сидней, Австралия.
- Хамахер, Д.В. (2011). «Метеоритика и космология среди культур аборигенов Центральной Австралии» . Журнал космологии (PDF) . 13 : 3743–3753. arXiv : 1103.0595 . Бибкод : 2011JCos...13.3743H . Архивировано из оригинала 11 июля 2020 года.
- Хамахер, Д.В.; Фрю, диджей (2010). «Запись австралийских аборигенов о Великом извержении Эта Киля». Журнал астрономической истории и наследия . 13 (3): 220–234. arXiv : 1010.4610 . Бибкод : 2010JAHH...13..220H . дои : 10.3724/SP.J.1440-2807.2010.03.06 . S2CID 118454721 .
- Хамахер, Д.В.; Фуллер, Р.С.; Норрис, Р.П. (2012). «Ориентация линейных каменных композиций в Новом Южном Уэльсе». Австралийская археология . 75 : 46–54. arXiv : 1209.0146 . Бибкод : 2012AuArc..75...46H . дои : 10.1080/03122417.2012.11681949 . S2CID 8171354 .
- Хамахер, Д.В.; Голдсмит, Дж. (2013). «Устные традиции аборигенов австралийских ударных кратеров». Журнал астрономической истории и наследия . 16 (3): 295–311. arXiv : 1306.0278 . Бибкод : 2013JAHH...16..295H . дои : 10.3724/SP.J.1440-2807.2013.03.06 . S2CID 118556709 .
- Хамахер, Д.В. и Норрис, Р.П. (2011). Преодоление разрыва посредством австралийской культурной астрономии. В книге «Археоастрономия и этноастрономия: наведение мостов между культурами » под редакцией К. Рагглза. Издательство Кембриджского университета, стр. 282–290.
- Хамахер, Д.В.; Норрис, Р.П. (2011). «Затмения в астрономии австралийских аборигенов». Журнал астрономической истории и наследия . 14 (2): 103–114. arXiv : 1105.2635 . Бибкод : 2011JAHH...14..103H . дои : 10.3724/SP.J.1440-2807.2011.02.03 . S2CID 54818087 .
- Хамахер, Д.В.; Норрис, Р.П. (2011). «Кометы в астрономии австралийских аборигенов». Журнал астрономической истории и наследия . 14 (1): 31–40. arXiv : 1010.0801 . Бибкод : 2011JAHH...14...31H . дои : 10.3724/SP.J.1440-2807.2011.01.03 . S2CID 118417832 .
- Хамахер, Д.В.; Норрис, Р.П. (2010). «Метеоры в мечтах австралийских аборигенов» (PDF) . WGN, Журнал Международной метеорной организации . 38 (3): 87–98. Бибкод : 2010JIMO...38...87H . Архивировано из оригинала (PDF) 19 февраля 2011 года.
- Хамахер, Д.В.; Норрис, Р.П. (2009). «Геомифология австралийских аборигенов: свидетельства очевидцев космических воздействий?». Археоастрономия: Журнал астрономии в культуре . 22 : 60–93. arXiv : 1009.4251 . Бибкод : 2009Arch...22...62H .
- Хейнс, РФ и др. (1996). Мечтаю о звездах. В «Исследователях южного неба » под редакцией Р. Хейнса. Издательство Кембриджского университета, стр. 7–20.
- Джонсон, Д. (1998). Ночное небо аборигенов Австралии: Ноктуарий . Издательство Сиднейского университета.
- «Камиларой и Эуахлайи» . Австралийская астрономия коренных народов . 16 мая 2018 г.
- Морисон, Дж. (1996). Ночное небо Буронга . Магистерская диссертация, Австралийский центр, Мельбурнский университет.
- Морисон, Дж. (2003). Астрономия Буронга. Всемирный археологический конгресс , июнь 2003 г.
- Норрис, Р.П. и Хамахер, Д.В. (2013). Астрономия австралийских аборигенов: обзор. В Справочнике по культурной астрономии под редакцией К. Рагглза. Спрингер, в печати.
- Норрис, Р.П.; Хамахер, Д.В. (2011). «Астрономическая символика в наскальном искусстве австралийских аборигенов». Исследование наскального искусства . 28 (1): 99–106. arXiv : 1009.4753 . Бибкод : 2011RArtR..28...99N .
- Норрис, Р.П. и Хамахер, Д.В. (2009). Астрономия аборигенов Австралии. В книге «Роль астрономии в обществе и культуре » под редакцией Д. Вальс-Габо и А. Боксенберга. Издательство Кембриджского университета, стр. 39–47.
- Норрис, Р.П.; Норрис, премьер-министр; Хамахер, Д.В.; Абрахамс, Р. (2012). «Вурди Юанг: каменная композиция австралийских аборигенов с возможными солнечными индикаторами». Исследование наскального искусства . 30 (1): 55–65. arXiv : 1210.7000 . Бибкод : 2013RArtR..30...55N .
- Норрис, Р.П. и Норрис, премьер-министр (2008). Сновидения эму: введение в астрономию аборигенов . Эму Дриминг, Сидней.
- Норрис, РП, (2016) Норрис, Рэй П. (2 августа 2016 г.). «Обзор Дауэса 5: Астрономия и навигация австралийских аборигенов». Публикации Астрономического общества Австралии . 33 : 39. arXiv : 1607.02215 . Бибкод : 2016PASA...33...39N . дои : 10.1017/pasa.2016.25 . S2CID 119304459 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Милика, Дэррил Пфицнер. "Введение" . Искусство аборигенов и любительская астрономия: слияние культуры, творчества, искусства и науки . Веб-сайт создан Kokatha художником Дэррилом Миликой , дизайнером художественной инсталляции Yerrakartarta в Аделаиде.