История Филиппин (900–1565 гг.)
![]() | |
Горизонт | Филиппинская история |
---|---|
Географический диапазон | Юго-Восточная Азия |
Период | в. 900–1560-е гг. |
Даты | в. До 900 г. н.э. |
Основные сайты | Тундун , Селудонг , Пангасинан , Известняковые гробницы , цитадели Иджанг , Панай , Раджанат Себу , Раджанат Бутуан , Раджанат Санмалан , Город Вато , Город Суг , Ма-и , Дапитан, Золотые артефакты , Сингхапала |
Характеристики | Индианизированные королевства , индуистские и буддийские народы, малайские султанаты. |
Предшественник | Предыстория Филиппин |
С последующим | Колониальная эпоха |
Записанная история Филиппин между 900 и 1565 годами начинается с создания Медной надписи Лагуны в 900 году и заканчивается началом испанской колонизации в 1565 году. В надписи указана дата создания - 822 год Сака (900 г. н.э.). Обнаружение этого документа знаменует конец предыстории Филиппин в 900 году нашей эры. В этот исторический период времени Филиппинский архипелаг был домом для многочисленных королевств и султанатов и был частью Индосферы и Синосферы . [1] [2] [3] [4]
Источники доколониальной истории включают археологические находки ; записи о контактах с династией Сун , Брунейским султанатом , Кореей , Японией и мусульманскими торговцами; генеалогические записи мусульманских правителей; отчеты, написанные испанскими летописцами XVI и XVII веков; и культурные модели, которые в то время еще не были заменены европейским влиянием.
Социальные категории
[ редактировать ]Раннее филиппинское общество состояло из таких разнообразных подгрупп, как, например, рыбаки, фермеры и охотники/собиратели, причем некоторые из них жили в горных склонах,некоторые на плавучих домах, а некоторые в коммерческих прибрежных портах. Некоторые подгруппы были экономически самодостаточны, а другие имели симбиотические отношения с соседними подгруппами. [5] : 138 Общество можно разделить на четыре категории следующим образом: [5] : 139
- Бесклассовые общества, общества, в которых нет терминов, отличающих один социальный класс от другого;
- Общества воинов, общества с признанным классом, отличающимся доблестью в бою;
- Мелкие плутократы, общества с признанным классом, характеризующимся унаследованной недвижимостью; и
- Княжества, общества с признанным правящим классом с унаследованными правами занимать политические посты или осуществлять центральную власть.
Медная надпись Лагуны
[ редактировать ]
Медная надпись Лагуны (LCI) является самым ранним свидетельством филиппинского языка и присутствия письменности на островах. [6] Размер документа составляет около 20 на 30 см, на одной стороне написано десять строк.
Текст
[ редактировать ]Текст LCI был в основном написан на старомалайском языке с влиянием санскрита , старояванского и старотагальского языков с использованием сценария кави . голландский антрополог Антон Постма Текст расшифровал . Дата надписи приходится на «822 год Саки, месяц Вайсакха », что соответствует апрелю –маю 900 года нашей эры.
В тексте отмечается освобождение всех потомков некоего почетного Намварана от долга в 1 кати и 8 суварн, что эквивалентно 926,4 граммам золота , пожалованное военачальником Тундуна (Тондо) и засвидетельствованное лидерами Пайлы , Бинвангана и Пулиран , которые, вероятно, также расположены на Лусоне . Ссылка на современное королевство Меданг в современной Индонезии подразумевает политические связи с территориями в других частях Приморской Юго-Восточной Азии .
Политика
[ редактировать ]Возникновение независимых государств
[ редактировать ]Ранние поселения, называемые барангаями, варьировались от 20 до 100 семей на побережье и около 150–200 человек во внутренних районах. Прибрежные поселения были связаны по воде, при этом между горными и равнинными районами было гораздо меньше контактов. [7] К 1300-м годам ряд крупных прибрежных поселений превратились в торговые центры и стали центром социальных изменений. [8] Некоторые государства имели обмены с другими государствами Азии. [9] [10] [11] [12] [13]
Государства, основанные на Филиппинах в 10–16 веках, включают Майнилу , [14] Тондо , Намайан , Пангасинан , Себу , Бутуан , Магинданао , Буаян , Ланао , Сулу и Ма-и . [15] Среди знати были лидеры, называемые датусами , ответственные за управление автономными группами, называемыми барангай или дулохан . [8] Когда эти барангаи объединились, чтобы образовать более крупное поселение [8] или географически более свободная группа альянса, [9] более уважаемые из них будут признаны «первостепенными данными», [8] [16] фигура , или султан [17] который возглавлял общинное государство. [18] Существует мало свидетельств крупномасштабного насилия на архипелаге до 2-го тысячелетия нашей эры. [19] [ нужен лучший источник ] Считается, что на протяжении всех этих периодов плотность населения была низкой. [20]
Социальные классы
[ редактировать ]Четвертую социальную категорию, указанную выше, можно назвать классом данных , и она представляла собой титулованную аристократию. [5] : 150–151 [21]
Ранние государства обычно состояли из трехуровневой социальной структуры: класс дворянства, класс «свободных людей» и класс зависимых должников-поручителей: [8] [9]
- Дату (правящий класс)
- Магиноо (благородный класс, откуда берут начало данные)
- дворянство (класс воинов) [22]
- Тимава (свободные люди)
- Рабы (зависимый класс), подразделяющиеся крепостных и рабов. на [23]
Другие политические системы по этническим группам
[ редактировать ]
На Лусоне
[ редактировать ]В долине Кагаян глава городов-государств Илонгот называется бенганганатом а у Гадданга — мингалом . , [24] [25] [26]
Народ илокано на северо-западе Лусона первоначально проживал на территории современного Илокос-Сур и возглавлялся бабакнангом . Их государство называлось Самтой и не имело королевской семьи, а скорее представляло собой совокупность определенных барангаев (вождеств).
На Минданао
[ редактировать ]Известно, что народ Лумад из внутреннего Минданао возглавлялся дату .
на Народом Субанон полуострове Замбоанга правил тимуай , пока он не был побежден султанатом Сулу в 13 веке.
Народ сама-баджау в Сулу , который не был мусульманином и не был связан с султанатом Сулу, управлялся накурой . до прихода ислама
Торговля
[ редактировать ]Считается, что торговля с Китаем началась во времена династии Тан , но стала более обширной во времена династии Сун . [27] Ко 2-му тысячелетию нашей эры некоторые филиппинские государства, как было известно, отправляли торговые делегации, которые участвовали в системе данников, введенной китайским императорским двором, и вели торговлю, но без прямого политического или военного контроля. [28] [ нужна страница ] [9] Среди предметов, которые очень ценились на островах, были кувшины, которые были символом богатства во всей Южной Азии, а позже металл, соль и табак . В обмен продавались перья, рога носорога , птиц-носорогов клювы , пчелиный воск , птичьи гнезда, смола и ротанг .
Индийское влияние
[ редактировать ]Индийские культурные черты, такие как лингвистические термины и религиозные обычаи, начали распространяться на Филиппинах в 10 веке, вероятно, через индуистскую империю Маджапахит . [12] [8] [29]
Системы письма
[ редактировать ]Брахмическое письмо достигло Филиппин в виде письма Кави , а позже и системы письма Байбайн . [30] Надпись на медной пластине Лагуны была написана шрифтом Кави.
побережье
[ редактировать ]
К 13 или 14 веку байбайн использовалось письмо для тагальского языка . Он распространился на Лусон , Миндоро , Палаван , Панай и Лейте , но нет никаких доказательств того, что он использовался на Минданао.
В конце 16 века существовало как минимум три разновидности байбайна. Их можно сравнить с различными вариантами латыни, в которых используются несколько разные наборы букв и системы написания. [31] [ нужен лучший источник ]
В 1521 году летописец Антонио Пигафетта из экспедиции Фернана Магеллана отметил, что люди, которых они встретили на Висайских островах, не были грамотными. Однако в последующие несколько десятилетий им, похоже, была представлена письменность Байбаин. В 1567 году Мигель Лопес де Легаспи сообщил, что «они [визайцы] имеют свои буквы и символы, такие же, как у малайцев , от которых они их узнали; они пишут их на коре бамбука и пальмовых листьях заостренным инструментом, но никогда не бывает древних Среди них не было обнаружено ни письменности, ни сведений об их происхождении и прибытии на эти острова, их обычаи и обряды сохранились в традициях, передаваемых от отца к сыну без каких-либо других записей». [32]
Самый ранний задокументированный контакт с Китаем
[ редактировать ]с Филиппинами, - для прямого контакта Китая . 982 Самая ранняя дата , предложенная год [33] или сайт под названием «Mait» на Миндоро. [34] [35] ) привезли свои товары в Гуанчжоу и Цюаньчжоу . Это было упомянуто в « Истории песни и Вэньсянь Тункао» , Ма Дуаньлиня написанной во времена династии Юань. [34]
Приход ислама
[ редактировать ]
Начало
[ редактировать ]Мусульманские торговцы представили ислам тогдашним индианизированным Малайским империям закончились войны за престолонаследие. примерно в то время, когда в 1405 году в империи Маджапахит Однако к 1380 году Махдум Карим уже принес ислам на Филиппинский архипелаг, основав мечеть шейха Каримала Макдума в Симунуле. , Тави-Тави , старейшая мечеть в стране. [ нужна ссылка ] К 15 веку ислам утвердился на архипелаге Сулу и распространился оттуда. [36] Последующие визиты арабских , малайских и яванских миссионеров способствовали дальнейшему распространению ислама на островах. [ нужна ссылка ]
Султанат Сулу когда-то включал в себя части современной Индонезии, Малайзии и Филиппин. Его королевский дом заявляет о своем происхождении от Мухаммеда . [ нужна ссылка ]
Брунейские атаки
[ редактировать ]
В начале 16 века Брунейская империя под предводительством султана Болкиаха напала на Королевство Тондо . [1] [37]
Испанские экспедиции
[ редактировать ]![]() | Эта статья или раздел , по-видимому, противоречат сами себе относительно руководителей экспедиций, последовавших за экспедицией Магеллена в 1521 году . ( сентябрь 2020 г. ) |
В следующей таблице представлены экспедиции испанцев на Филиппинский архипелаг.
Год | Лидер | Корабли | Посадка |
---|---|---|---|
1521 | ![]() ![]() | Тринидад, Сан-Антонио, Консепсьон, Сантьяго и Виктория | Хомонхон , Лимасава , Себу |
1525 | ![]() | Санта-Мария-де-ла-Виктория, Эспириту-Санто, Анунсиада, Сан-Габриэль, Джейсон-Понсе, Санта-Мария-дель-Парраль, Сан-Лесмес и Сантьяго. | Суригао , Висайские острова , Минданао |
1527 | ![]() | 3 неизвестных корабля | Минданао |
1542 | ![]() | Сантьяго, Хорхе, Сан-Антонио, Сан-Кристобаль, Сан-Мартин и Сан-Хуан. | Самар , Лейте , Саранггани |
1564 | ![]() | Святой Петр, Святой Павел, Святой Иоанн и Святой Лука | впервые высадился на Самаре , основал колонии в составе Испанской империи. |
Первая экспедиция
[ редактировать ]
Хотя архипелаг, возможно, и раньше посещался португальцами (которые завоевали Малакку в 1511 году и достигли Малуккских островов в 1512 году), [ нужна ссылка ] Самая ранняя европейская экспедиция на Филиппинский архипелаг была возглавлена португальским мореплавателем Фернаном Магелланом на службе короля Испании Карла I в 1521 году. [38]
Экспедиция Магеллана увидела горы Самара на рассвете 17 марта 1521 года и на следующий день вышла на берег у небольшого необитаемого острова Гомонхон в устье залива Лейте . [39] В пасхальное воскресенье , 31 марта 1521 года, на острове Мазауа Магеллан установил крест на вершине холма, возвышающегося над морем, и заявил права на встреченные им острова королю Испании, назвав их Архипелагом Святого Лазаря, как сказано в «Первое кругосветное путешествие» его спутника, летописца Антонио Пигафетты . [40]
Магеллан искал союзов среди жителей островов, начиная с Дату Зулы из Сугбу ( Себу ) и особенно гордился обращением их в христианство . Магеллан участвовал в политических конфликтах на островах и принял участие в битве против Лапулапу , вождя Мактана и врага Дату Зулы.
На рассвете 27 апреля 1521 года Магеллан с 60 вооруженными людьми и 1000 висайских воинов с большим трудом высадился на скалистом берегу Мактана, где на суше ждала армия Лапулапу в 1500 человек. Магеллан со своими солдатами высадился на берег и атаковал силы Лапулапу , приказав Дату Зуле и его воинам оставаться на кораблях и наблюдать. Магеллан недооценил армию Лапулапу, и, будучи значительно превосходящей ее численностью, Магеллан и 14 его солдат были убиты. Остальным удалось вернуться на борт кораблей. [ нужна ссылка ]
В результате битвы в экспедиции осталось слишком мало членов экипажа, чтобы укомплектовать три корабля, поэтому они покинули « Консепсьон ». Остальные корабли – « Тринидад » и « Виктория » – отправились к островам специй на территории современной Индонезии. Оттуда экспедиция разделилась на две группы. «Тринидад » под командованием Гонсало Гомеса де Эспиносы пытался плыть на восток через Тихий океан к Панамскому перешейку . Болезнь и кораблекрушение прервали путешествие Эспинозы, и большая часть команды погибла. Выжившие с Тринидада вернулись на Острова пряностей, где их заключили в тюрьму португальцы. « Виктория » продолжала плыть на запад под командованием Хуана Себастьяна Элькано и сумела вернуться в Санлукар-де-Баррамеда , Испания, в 1522 году.
Последующие экспедиции
[ редактировать ]После экспедиции Магеллана на острова были предприняты еще четыре экспедиции под руководством Гарсиа Хофре де Лоаиса в 1525 году, Себастьяна Кабота в 1526 году, Альваро де Сааведра Серон в 1527 году и Руя Лопеса де Вильялобоса в 1542 году. [41]
В 1543 году Вильялобос назвал острова Лейте и Самар -Лас-Ислас Филиппинами в честь Филиппа II Испанского, в то время принца Астурийского. [42]
Завоевание островов
[ редактировать ]Филипп II стал королем Испании 16 января 1556 года, когда его отец Карл V отрекся от испанского престола и престола СРИ , последний перешел к его дяде Фердинанду I. По возвращении в Испанию в 1559 году король приказал совершить экспедицию на острова Пряностей, заявив, что ее целью было «открытие островов запада». [43] На самом деле его задачей было завоевание Филиппинских островов. [44]
19 или 20 ноября 1564 года испанская экспедиция численностью всего 500 человек во главе с Мигелем Лопесом де Легаспи покинула Барра-де-Навидад , Новая Испания , и прибыла в Себу 13 февраля 1565 года. [45] Именно эта экспедиция основала первые испанские поселения. Это также привело к открытию обратного маршрута торнавиахе в Мексику через Тихий океан Андресом де Урданетой . [46] ознаменовав торговлю галеонами в Маниле , которая продолжалась два с половиной столетия.
См. также
[ редактировать ]- вот оно
- Антонио де Морга
- Антонио Пигафетта
- Барангай (доколониальный)
- побережье
- Кодекс боксера
- Бутуан (историческое государство)
- Каинта (историческое государство)
- Каболоан
- святыня
- Данные
- Энрике Малаккский
- Фердинанд Магеллан
- Первая месса на Филиппинах
- Тондо (историческое государство)
- Документы Лакандолы
- Листы
- Лапулапу
- Список лидеров суверенного государства на Филиппинах
- Лусонес
- Не
- Маджа-ас
- Джентльмен
- роялти
- Майнила (историческое государство)
- Филиппинские шаманы
- Окрашенный
- Пуллил
- инжир
- Схема Хумабона
- Раджахнат Бутуана
- Раджанат Себу
- Сандао
- Санмалан
- Султанат Магинданао
- Султанат Сулу
- Султанат Буаян
- Султанат Ланао
- Суят
- Тимуай
- Смех
- Война на доколониальных Филиппинах
- Тавалиси
- Использование золота в ранней истории Филиппин
- История Филиппин
- Предыстория Филиппин
- История Филиппин (испанская эпоха 1521–1898 гг.)
- История Филиппин (американская эпоха, 1898–1946 гг.)
- История Филиппин (Третья республика 1946–65)
- История Филиппин (Эра Маркоса, 1965–86)
- История Филиппин (современная эпоха, 1986 – настоящее время)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б * Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Кесон-Сити: Издательство Университета Атенео де Манилы. ISBN 971-550-135-4 .
- ^ «Филиппины | Древняя паутина» . theancientweb.com . Проверено 4 марта 2016 г.
- ^ Скотт, Уильям Генри (1992), В поисках доиспанского филиппинца. Издательство New Day, Кесон-Сити. 172 стр. ISBN 9711005247 .
- ^ Патрисия Герберт; Энтони Кротерс Милнер (1989). Юго-Восточная Азия: Языки и литература: избранное руководство . Издательство Гавайского университета. п. 153. ИСБН 978-0-8248-1267-6 .
- ^ Jump up to: а б с Скотт, Уильям Генри (1979). «Классовая структура на неиспаноязычных Филиппинах» . Филиппинские исследования . 27 (2). Университет Атенео де Манила: 137–159. JSTOR 42632474 – через Jstor.
- ^ Постма, Антон (1992). «Надпись на медной пластине Лагуны: текст и комментарий» . Филиппинские исследования . 40 (2): 182–203.
- ^ Ньюсон, Линда А. (16 апреля 2009 г.). Завоевание и эпидемия на ранних испанских Филиппинах . Издательство Гавайского университета. п. 12. ISBN 978-0-8248-6197-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хокано, Ф. Ланда (2001). Филиппинская предыстория: новое открытие доколониального наследия . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc. ISBN 978-971-622-006-3 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д Юнкер, Лаура Ли (1999). Набеги, торговля и пиршества: политическая экономия филиппинских вождеств . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 3. ISBN 978-0-8248-2035-0 . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Микшич, Джон Н. (2009). Керамика Юго-Восточной Азии: новый взгляд на старую керамику . Издания Дидье Милле. ISBN 978-981-4260-13-8 . [ нужна страница ]
- ^ Сальс, Флоран Жозеф (2005). История Агу: 1578–1572 гг. Ла Юнион: Освещение типографии. п. 80.
- ^ Jump up to: а б Хокано, Фелипе младший (7 августа 2012 г.). Уайли, Марк (ред.). Вопрос происхождения . Издательство Таттл. ISBN 978-1-4629-0742-7 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) [ нужна страница ] - ^ «Хронология истории» . Архивировано из оригинала 23 ноября 2009 года . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ Кольцо, Труди; Роберт М. Салкин и Шэрон Ла Бода (1996). Международный словарь исторических мест: Азия и Океания . Тейлор и Фрэнсис. стр. 565–569. ISBN 978-1-884964-04-6 . Проверено 7 января 2010 г.
- ^ Исторический атлас республики . Управление развития коммуникаций и стратегического планирования президента. 2016. с. 64. ИСБН 978-971-95551-6-2 .
- ^ Легарда, Бенито младший (2001). «Культурные достопримечательности и их взаимодействие с экономическими факторами во втором тысячелетии на Филиппинах». Кинаадман (Мудрость) Журнал Южных Филиппин . 23:40 .
- ^ Карли, Майкл (4 ноября 2013 г.) [2001]. «7» . Городское развитие и гражданское общество: роль сообществ в устойчивых городах . Рутледж. п. 108. ИСБН 9781134200504 . Проверено 11 сентября 2020 г.
На каждой лодке находилась большая семейная группа, и хозяин лодки сохранял власть в качестве лидера, или дату, деревни, основанной его семьей. Эту форму деревенской социальной организации можно найти еще в 13 веке в Панай, Бохоле, Себу, Самаре и Лейте на Висайских островах, а также в Батангасе, Пампанге и Тондо на Лусоне. Имеющиеся данные свидетельствуют о значительной степени независимости небольших городов-государств, главы которых были известны как дату, раджа или султан.
- ^ Тан, Сэмюэл К. (2008). История Филиппин . ВВЕРП Пресс. п. 37. ИСБН 978-971-542-568-1 . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Маллари, Перри Гил С. (5 апреля 2014 г.). «Война и мир на доколониальных Филиппинах» . Манила Таймс . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Ньюсон, Линда (2009) [2009]. «2». Завоевание и эпидемия на ранних испанских Филиппинах . Издательство Гавайского университета. п. 18. дои : 10.21313/гавайи/9780824832728.001.0001 . ISBN 9780824832728 . Проверено 11 сентября 2020 г.
Учитывая значение численности и распределения населения для распространения болезней и их способности становиться эндемичными, стоит кратко прокомментировать физическую и человеческую географию Филиппин. Жаркий и влажный тропический климат в целом способствовал распространению многих болезней, особенно инфекций, передающихся через воду, хотя могут иметь место региональные или сезонные изменения климата, которые могут повлиять на заболеваемость некоторыми болезнями. Однако в целом тот факт, что Филиппины включают около семи тысяч островов, некоторые из которых даже сегодня необитаемы, препятствовал бы распространению инфекций, как и низкая плотность населения.
- ^ «Глава 30: Какое самое старое королевство на Филиппинах? Лаканат Лаван или Тондо, или Мусульманский султанат, или Испанское королевство?» . site.google.com/site/truelakandula . Объединенные королевские дома Филиппин . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Скотт, Уильям Генри (1992). Ищем доиспанского филиппинца. . п. 2.
- ^ Вудс, Дэймон Л. (1992). «Томас Пинпин и грамотные индио: тагальская письменность на ранних испанских Филиппинах» (PDF) . Исторический журнал Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . 12 .
- ^ «Острова Лейте и Самар – Национальная комиссия по культуре и искусству» .
- ^ «ИЛОНГОТ – Национальная комиссия по культуре и искусству» .
- ^ «ВЗГЛЯД: Народы Филиппин» .
- ^ Гловер, Ян; Беллвуд, Питер; Беллвуд, Питер С.; Гловер, доктор (2004). Юго-Восточная Азия: от предыстории к истории . Психология Пресс. п. 267. ИСБН 978-0-415-29777-6 . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Скотт 1994 .
- ^ Осборн, Милтон (2004). Юго-Восточная Азия: Вводная история (Девятое изд.). Австралия: Аллен и Анвин. ISBN 978-1-74114-448-2 . [ нужна страница ]
- ↑ Байбайин, древнее филиппинское письмо. Архивировано 21 августа 2010 года в Wayback Machine . По состоянию на 4 сентября 2008 г.
- ^ Морроу, Пол. «Стили байбайнов и их источники» . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Святого Августина, Каспар (1646 г.). Завоевание Филиппинских островов 1565–1615 гг .
«У них есть свои буквы и иероглифы, как у малайцев, от которых они им научились; У них они пишут штампами на коре тростника и пальмовых листьях, но никогда не было найдено ни древней письменности, ни какого-либо света на их происхождение и прибытие на эти острова, сохраняя по традиции свои обычаи и обряды от родителей к детям без каких-либо других вестей».
- ^ Вперёд, Бон Хуан (2005). «Ма'л в китайских записях - Миндоро или Бай? Исследование исторической загадки» . Филиппинские исследования . 53 (1). Кесон-Сити: Университет Атенео-де-Манила: 119–138 . Проверено 16 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Патанн, EP (1996). Филиппины в VI-XVI веках . Сан-Хуан: LSA Press. ISBN 971-91666-0-6 .
- ^ Скотт, Уильям Генри. (1984). «Общества на доиспанских Филиппинах». Доиспанские исходные материалы для изучения филиппинской истории . Кесон-Сити: Издательство New Day. п. 70. ИСБН 971-10-0226-4 .
- ^ Макэмис, Роберт Дэй. (2002). Малайские мусульмане: история и проблемы возрождения ислама в Юго-Восточной Азии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 18–24, 53–61. ISBN 0-8028-4945-8 . Проверено 7 января 2010 г.
- ^ дель Мундо, Клодуальдо (20 сентября 1999 г.). «Я Рагам» . Коричневый дух . Архивировано из оригинала 18 октября 2009 года . Проверено 30 сентября 2008 г.
- ^ Зайде, Грегорио Ф.; Соня М. Зайде (2004). История и правительство Филиппин (6-е изд.). Всенародное издательство. стр. 52–55. ISBN 971-642-222-9 .
- ^ Зайде 2006 , стр. 78.
- ^ Зайде 2006 , стр. 80–81.
- ^ Зайде 2006 , стр. 86–87.
- ^ Скотт 1985 , с. 51.
- ^ Уильямс 2008 , с. 14
- ^ Уильямс, Патрик (2008). «Филипп II, Филиппины и латиноамериканский мир» . В Рамиресе, Дамасо де Ларио (ред.). Изменение формы мира: Филипп II Испанский и его время . Издательство Университета Атенео. стр. 13–33. ISBN 978-971-550-556-7 .
- ^ Мак Халили (2004). Ред.-Халили по истории Филиппин, 2004 г. Книжный магазин Рекс, Inc. ISBN 978-971-23-3934-9 .
- ^ Зайде 1939 , стр. 113.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Скотт, Уильям Генри. (1984). Доиспанские исходные материалы для изучения истории Филиппин (пересмотренное издание). Издательство New Day, Кесон-Сити. ISBN 9711002264 .
- Скотт, Уильям Генри (1985), Трещины в пергаментной занавеске и другие очерки по истории Филиппин , New Day Publishers, ISBN 978-971-10-0074-5 .
- Зайде, Грегорио Ф. (1939), Филиппинская история и цивилизация , Philippine Education Co.
- Зайде, Соня М (2006), Филиппины: уникальная нация , All-Nations Publishing Co Inc, Кесон-Сити, ISBN 971-642-071-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с историей Филиппин (900–1565 гг.) на Викискладе?
- Доколониальная Манила