Jump to content

Приматология

(Перенаправлено с Приматологов )

Оливковый павиан

Приматология – это научное исследование приматов , кроме человека . [1] Это разнообразная дисциплина, находящаяся на границе между млекопитанием и антропологией , и исследователей можно найти на академических факультетах анатомии , антропологии , биологии , медицины , психологии , ветеринарии и зоологии , а также в приютах для животных, биомедицинских исследовательских центрах, музеях и т.д. зоопарки. [2] Приматологи изучают как живых, так и вымерших приматов в их естественной среде обитания и в лабораториях, проводя полевые исследования и эксперименты, чтобы понять аспекты их эволюции и поведения. [3] [4]

Субдисциплины

[ редактировать ]

Как наука, приматология имеет множество различных разделов, которые различаются по теоретическим и методологическим подходам к предмету, используемым при исследовании современных приматов и их вымерших предков.

Есть два основных центра приматологии: западная приматология и японская приматология . Эти две расходящиеся дисциплины проистекают из уникальных культурных традиций и философий, которые легли в основу их основания. Хотя по сути и западная, и японская приматология разделяют многие из одних и тех же принципов, области их внимания в исследованиях приматов и методы получения данных сильно различаются. [5]

Западная приматология

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Западная приматология возникла главным образом на основе исследований североамериканских и европейских ученых. Ранние исследования приматов были сосредоточены в первую очередь на медицинских исследованиях, но некоторые ученые также проводили «цивилизаторские» эксперименты на шимпанзе, чтобы оценить как интеллект приматов , так и пределы их умственных способностей.

Изучение приматологии рассматривает биологические и психологические аспекты приматов, кроме человека. Основное внимание уделяется изучению общих связей между человеком и приматами. Практикующие считают, что, поняв наших ближайших родственников животных, мы сможем лучше понять природу, разделяющую наших предков.

Приматология – это наука. Общее мнение состоит в том, что научное наблюдение за природой должно быть либо крайне ограниченным, либо полностью контролируемым. В любом случае наблюдатели должны быть нейтральны по отношению к своим объектам. Это позволяет получить объективные данные и исключить влияние человека на испытуемых .

В приматологии существует три методологических подхода: полевые исследования, более реалистичный подход; лабораторное исследование, более контролируемый подход; и полусвободное выгуливание, где среда обитания приматов и дикая социальная структура воспроизводятся в неволе.

Полевые исследования проводятся в естественной среде, в ходе которой научные наблюдатели наблюдают за приматами в их естественной среде обитания.

Лабораторные исследования проводятся в контролируемых лабораторных условиях. В лабораторных условиях ученые могут проводить контролируемые эксперименты по изучению способностей к обучению и моделей поведения животных.

В исследованиях на полусвободном выгуле ученые могут наблюдать, как приматы могут вести себя в дикой природе, но имеют более легкий доступ к ним и возможность контролировать окружающую среду. К таким объектам относятся Центр «Живые связи» в Национальном центре исследования приматов Йеркса в Джорджии, США, и Центр Элджина в Сафари «Страна львов» во Флориде, США.

Все виды исследований приматов в западной методологии считаются нейтральными. Хотя есть некоторые западные приматологи, которые проводят более субъективные исследования, упор в этой дисциплине делается на объективность.

Ранняя полевая приматология имела тенденцию концентрироваться на отдельных исследователях. такие исследователи, как Джейн Гудолл , Дайан Фосси и Бируте Галдикас Примерами этого являются . В 1960 году Джейн Гудолл отправилась в лес Гомбе-Стрим в Танзании, где ее решимость и навыки позволили ей наблюдать за поведением шимпанзе , которого раньше не видел ни один исследователь. Шимпанзе использовали инструменты, сделанные из веток, для извлечения термитов из своих гнезд. Кроме того, работа Дайан Фосси, проведенная на исследовательской станции Карисоке в Руанде, доказала возможность привыкания горных горилл. Фосси узнал, что самок горилл часто перемещают из одной группы в другую, и гориллы поедают собственный навоз для переработки питательных веществ. Третий «тримат», Бируте Галдикас , более 12 лет привыкал к орангутанам на Борнео , Индонезия. Галдикас использовала статистику и сбор современных данных, чтобы завершить свою докторскую диссертацию 1978 года, посвященную поведению и взаимодействиям орангутанов.

Известные западные приматологи

[ редактировать ]

Японская приматология

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

животных возникла дисциплина японская приматология На основе экологии . В основном это заслуга Кинджи Иманиши. [10] и Дзюнъитиро Итани . Иманиши был экологом-зоотехником, который начал изучать диких лошадей, прежде чем сосредоточиться на экологии приматов. Он помог основать Исследовательскую группу приматов в 1950 году. Дзюнъитиро был известным антропологом и профессором Киотского университета . Он является соучредителем Института исследований приматов и Центра региональных исследований Африки .

Японская дисциплина приматологии, как правило, больше интересуется социальными аспектами приматов. [5] Социальная эволюция и антропология представляют для них первостепенный интерес. Японская теория полагает, что изучение приматов позволит нам понять двойственность человеческой природы: индивидуальное «я» и социальное «я».

Один японский приматолог Каваи Масао ввел концепцию кёкан . Это была теория , согласно которой единственный способ получить надежные научные знания — это достичь взаимоотношений, личной привязанности и совместной жизни с животными. Хотя Каваи — единственный японский приматолог, использующий этот термин, основополагающий принцип является частью фундамента японских исследований приматов. [11]

Японская приматология — тщательно дисциплинированная субъективная наука. Считается, что лучшие данные получаются через идентификацию со своим субъектом. Нейтралитета избегают в пользу более непринужденной атмосферы, в которой исследователь и испытуемый могут более свободно общаться. Одомашнивание природы не только желательно, но и необходимо для изучения.

Японские приматологи известны своей способностью узнавать животных в лицо, и действительно, большинство приматов в исследовательской группе обычно имеют имена и номера. Исчерпывающие данные по каждому испытуемому в группе — уникальная японская черта исследований приматов. У каждого члена сообщества приматов есть своя роль, и японские исследователи заинтересованы в этом сложном взаимодействии.

Для японских исследователей приматологии выводы команды важнее отдельных людей. Изучение приматов — это групповая работа, и группа получит за это признание. Группа исследователей может наблюдать за группой приматов в течение нескольких лет, чтобы собрать очень подробные демографические и социальные истории.

Известные японские приматологи

[ редактировать ]

Приматология в социобиологии

[ редактировать ]

В то время как социобиология пытается понять действия всех видов животных в контексте выгодного и невыгодного поведения, приматология рассматривает исключительно отряд приматов, в который входит Homo sapiens . На стыке приматологии и социобиологии подробно исследуется эволюция поведенческих процессов приматов и то, что изучение наших ближайших ныне живущих родственников-приматов может сказать о нашем собственном разуме. американский антрополог Эрнест Альберт Хутон Как говорил , « Primas sum: primatum nil a me Alienum Puto ». («Я примат; ничто о приматах не находится за пределами моей компетенции».) Место встречи этих двух дисциплин стало связующим звеном дискуссий по ключевым вопросам, касающимся эволюции социальности, развития и целей языка и обмана, а также развитие и распространение культуры.

Кроме того, этот интерфейс представляет особый интерес для наблюдателей за наукой и технологиями, которые изучают социальные условия, которые стимулируют, формируют и в конечном итоге реагируют на научные открытия и знания. Подход STS к приматологии и социобиологии выходит за рамки изучения обезьян и включает в себя наблюдение за людьми, изучающими обезьян.

Таксономическая основа

[ редактировать ]

До Дарвина и молекулярной биологии отец современной систематики Карл Линней организовал природные объекты по видам, которые, как мы теперь знаем, отражают их эволюционное родство. Он сортировал эти виды по морфологии , форме предмета. Такие животные, как гориллы , шимпанзе и орангутанги, очень похожи на людей, поэтому Линней поместил Homo sapiens вместе с другими похожими на вид организмами в таксономический отряд приматов . Современная молекулярная биология укрепила место человечества в ордене приматов. Люди и обезьяны разделяют подавляющее большинство своей ДНК , при этом шимпанзе имеют 97-99% генетической идентичности с людьми.

От ухода к разговору

[ редактировать ]

Хотя социальный уход наблюдается у многих видов животных, действия по уходу, предпринимаемые приматами, не направлены исключительно на уничтожение паразитов. [12] У приматов уход — это социальная деятельность, укрепляющая взаимоотношения. Количество груминга, происходящего между членами отряда, является ярким показателем формирования альянса или солидарности отряда. Робин Данбар предполагает связь между уходом за приматами и развитием человеческого языка. Размер неокортекса в мозгу примата напрямую коррелирует с количеством особей, за которыми он может социально следить, будь то стая шимпанзе или племя людей. [13]

Это число называется обезьяньей сферой . Если численность населения превышает размер, определяемый ее когнитивными ограничениями, группа подвергается расколу. В контексте эволюции число Данбара демонстрирует стремление к развитию метода связи, который менее трудоемкий, чем уход: языка. По мере роста обезьяньей сферы количество времени, которое нужно будет тратить на уход за товарищами по отряду, вскоре становится неуправляемым. Кроме того, во время ухода можно одновременно общаться только с одним товарищем по отряду. Эволюция голосовой коммуникации решает как временные ограничения, так и проблему общения один на один, но за это приходится платить.

Язык позволяет общаться с несколькими людьми одновременно на расстоянии, но связь, создаваемая языком, менее интенсивна. Этот взгляд на эволюцию языка охватывает общие биологические тенденции, необходимые для развития языка, но требуется другая гипотеза, чтобы раскрыть эволюцию когнитивных процессов, необходимых для языка.

Модульность ума приматов

[ редактировать ]

Ноама Хомского Концепция врожденного языка обращается к существованию универсальной грамматики , которая предполагает особый вид «устройства», с которым рождаются все люди, единственной целью которого является язык. Гипотеза модульного разума Фодора расширяет эту концепцию, предполагая существование заранее запрограммированных модулей для работы со многими или всеми аспектами познания. Хотя эти модули не обязательно должны быть физически различны, они должны быть различны функционально. национальном зоопарке был проведен эксперимент по обучению языку орангутанов В Смитсоновском с использованием компьютерной системы, разработанной приматологом Франсин Ниаго совместно с IBM . [14] [15]

Тезис массивной теории модульности утверждает, что существует огромное количество чрезвычайно взаимосвязанных, но специализированных модулей, запускающих программы, называемые дарвиновскими алгоритмами или DA. DA можно выбрать так же, как и ген, что в конечном итоге улучшит когнитивные способности. Противоположная теория, теория универсального разума, предполагает, что мозг — это просто большой компьютер, на котором работает одна программа — разум. Например, если разум представляет собой обычный компьютер, способность рассуждать должна быть одинаковой независимо от контекста. Это не то, что наблюдается. Столкнувшись с абстрактными цифрами и буквами, не имеющими значения для «реального мира», респонденты карточного теста Уэйсона обычно показывают очень плохие результаты. Однако при выполнении теста с идентичным набором правил, но социально значимым содержанием респонденты получают заметно более высокие баллы. Разница особенно заметна, когда контент посвящен вознаграждению и оплате. Этот тест убедительно свидетельствует о том, что человеческая логика основана на модуле, изначально разработанном в социальной среде для искоренения мошенников, и что либо модуль находится в крайне невыгодном положении, когда задействовано абстрактное мышление, либо что при столкновении с мошенниками используются другие менее эффективные модули. абстрактная логика.

Постоянно появлялись новые доказательства в пользу модульного разума, а также некоторые поразительные открытия, касающиеся приматов. Совсем недавнее исследование показало, что человеческие младенцы и взрослые обезьяны подходят к числам и обрабатывают их одинаковым образом, что предполагает наличие развитого набора DA для математики (Джордан). Представление как о человеческих младенцах, так и о взрослых приматах является перекрестно-сенсорным, что означает, что они могут добавить 15 красных точек к 20 гудкам и приблизить ответ к 35 серым квадратам. По мере того, как будет обнаружено больше доказательств существования базовых когнитивных модулей , они, несомненно, сформируют более прочную основу, на которой можно будет понять более сложное поведение.

В противоположность этому нейробиолог Яак Панксепп утверждает, что разум не является компьютером и не является модульным. Он заявляет, что с помощью реальной нейробиологии, в отличие от психологических исследований, не было получено никаких доказательств массовой модульности или мозга как цифрового компьютера. Он критикует психологов, которые используют тезис о массовой модульности за то, что они не интегрируют нейробиологию в свое понимание. [16]

Теория разума приматов

[ редактировать ]

Поведение приматов, как и поведение человека, в высшей степени социальное и наполнено интригами установления королей , играми власти, обманом, рогоносцами и извинениями. Чтобы понять поразительно сложную природу взаимодействия приматов, мы обращаемся к теории разума . Теория разума спрашивает, распознает ли человек и может ли он отслеживать информационную асимметрию среди людей в группе, и могут ли они приписывать народные психологические состояния своим сверстникам. Если некоторые приматы смогут сказать, что другие знают и хотят, и действовать соответственно, они смогут получить преимущество и статус.

Недавно теорию разума шимпанзе выдвинул Феликс Варнекен из Института Макса Планка . Его исследования показали, что шимпанзе могут распознавать, желает ли исследователь упавший предмет, и действовать соответствующим образом, подбирая его. Еще более убедительным является наблюдение о том, что шимпанзе будут действовать только в том случае, если объект уронят случайно: если исследователь уронит объект таким образом, что кажется намеренным, шимпанзе проигнорирует его.

В аналогичном эксперименте группам шимпанзе предлагались задачи по перетягиванию веревки, которые они не могли решить индивидуально. Испытуемые Варнекена быстро выяснили, какой человек в группе лучше всех тянет веревку, и поручили ему основную часть задачи. Это исследование весьма показательно для способности шимпанзе обнаруживать народное психологическое состояние «желания», а также способности распознавать, что другие особи лучше справляются с определенными задачами, чем они.

Однако приматы не всегда так хорошо себя чувствуют в ситуациях, требующих теории разума. В одном эксперименте парам шимпанзе, которые были близкими партнерами по уходу, предложили два рычага. Нажатие на один рычаг принесет им еду, а другой — еду их партнеру по уходу. Нажатие на рычаг, чтобы четко дать своему партнеру по уходу столь желанную еду, не отнимет у них того, сколько еды они сами получили. По какой-то причине шимпанзе не хотели нажимать на рычаг, который давал бы пищу их давним приятелям. Это правдоподобно, но маловероятно, что шимпанзе полагали, что еда ограничена, и это в конечном итоге уменьшит их собственное пищевое вознаграждение. Эксперименты открыты для таких интерпретаций, что затрудняет установление чего-либо наверняка.

Один феномен, который указывает на возможную хрупкость теории разума у ​​приматов, происходит, когда павиан теряется. В таких обстоятельствах потерявшийся павиан обычно издает «кричащий лай», чтобы объявить о своей потере. До 1990-х годов считалось, что этот призывный лай затем будет возвращен другими бабуинами, подобно тому, как это произошло с мартышками-верветками . Однако, когда исследователи официально изучили это в последние несколько лет, они обнаружили кое-что удивительное: только заблудившиеся павианы когда-либо издавали призывный лай. Даже если младенец плакал в агонии всего в нескольких сотнях метров от него, его мать, которая ясно узнавала его голос и была в отчаянии от его безопасности (или, альтернативно, бежала к своему младенцу в зависимости от ее собственного восприятия безопасности), часто просто смотрела в его сторону. его руководство заметно взволновалось. Если бы мучающаяся мать-павиан вообще позвала кого-нибудь, детеныш мгновенно узнал бы ее и побежал бы к своему месту. Этот тип логики, по-видимому, утерян у павианов, что указывает на серьезный пробел в теории разума этого, казалось бы, очень умного вида приматов. Однако также возможно, что павианы не отвечают на лай по экологическим причинам, например, потому, что ответный лай может привлечь внимание к потерявшемуся павиану, подвергая его большему риску со стороны хищников.

Научные исследования, касающиеся поведения приматов и человека, подвергались тому же набору политических и социальных сложностей или предубеждений, что и любая другая научная дисциплина. Пограничный и междисциплинарный характер приматологии и социобиологии делает их зрелыми областями исследования, поскольку они представляют собой смесь объективных и субъективных наук. Современная научная практика, особенно в области точных наук, требует полного отделения личного опыта от конечного научного продукта (Bauchspies 8). Эта стратегия несовместима с полевыми наблюдениями и ослабляет их в глазах точных наук . Как уже упоминалось выше, западная школа приматологии пытается свести к минимуму субъективность, тогда как японская школа приматологии стремится принять близость, присущую изучению природы.

Социальные критики науки, некоторые из которых действуют изнутри этой области, критически относятся к приматологии и социобиологии. Утверждается, что исследователи привносят в свои исследования уже существовавшие мнения по вопросам, касающимся человеческой социальности, а затем ищут доказательства, которые согласуются с их мировоззрением или иным образом способствуют социально-политической повестке дня. В частности, предметом разногласий было использование приматологических исследований для утверждения гендерных ролей, а также для продвижения и подрыва феминизма.

Несколько исследовательских работ по познанию приматов были отозваны в 2010 году. Их ведущий автор, приматолог Марк Хаузер, был уволен из Гарвардского университета после того, как внутреннее расследование обнаружило доказательства научных нарушений в его лаборатории. Данные, подтверждающие вывод авторов о том, что ватные тамариновые обезьяны демонстрируют поведение, схожее с человеческими младенцами, как сообщается, не удалось найти после трехлетнего исследования. [17]

Женщины в приматологии

[ редактировать ]

Женщины получают большинство докторских степеней в области приматологии. Лонда Шибингер , написавшая в 2001 году, подсчитала, что женщины составляют 80 процентов аспирантов, получающих докторскую степень в области приматологии, по сравнению с 50 процентами в 1970-х годах. Из-за большого количества женщин Шибингер даже заявил, что «приматология широко известна как феминистская наука». [18]

Эволюция приматологии

[ редактировать ]

В 1970 году Жанна Альтманн обратила внимание на методы репрезентативной выборки, при которых все особи, а не только доминирующие и влиятельные, наблюдались в течение равных периодов времени. До 1970 года приматологи использовали «оппортунистический отбор проб», при котором фиксировалось только то, что привлекло их внимание.

Сара Хрди, самопровозглашенная феминистка, была одной из первых, кто применил к приматам то, что стало известно как социобиологическая теория. В своих исследованиях она акцентирует внимание на необходимости самок отвоевывать у самцов родительскую заботу о своем потомстве.

Линда Федиган считает себя репортером или переводчиком, работающим на стыке гендерных исследований науки и основного направления приматологии.

В то время как некоторые влиятельные женщины бросали вызов фундаментальным парадигмам, Шибингер предполагает, что наука состоит из множества факторов, варьирующихся от гендерных ролей и внутренних проблем, связанных с расой и классом, до экономических отношений между исследователями из развитых стран мира и стран развивающегося мира, в которых проживает большинство нечеловекообразных приматов. . [18]

Изменение стереотипов [ нужны разъяснения ]

[ редактировать ]

Дарвин отмечал, что половой отбор по-разному действует на самок и самцов. Ранние исследования подчеркивали конкуренцию между мужчинами за женщин. Широко распространено мнение, что мужчины склонны ухаживать за женщинами, а женщины пассивны. В течение многих лет эта интерпретация была доминирующей, подчеркивая конкуренцию между доминирующими самцами, которые контролируют территориальные границы и поддерживают порядок среди более мелких самцов. С другой стороны, женщин описывали как «преданных матерей маленьким младенцам и сексуально доступных мужчинам в порядке доминирования мужчин». Соревнования между женщинами были проигнорированы. Шибингер предположил, что отказ признать соревнования между женщинами и женщинами может «исказить представления о половом отборе», чтобы «игнорировать взаимодействия между мужчинами и женщинами, которые выходят за рамки строгой интерпретации пола как исключительно репродуктивной». [19] В 1960-х годах приматологи начали изучать поведение самок, постепенно меняя стереотип пассивной самки. Теперь мы знаем, что женщины являются активными участниками и даже лидерами внутри своих групп. Например, Роуэлл обнаружил, что самки павианов определяют маршрут ежедневного поиска пищи. [20] Точно так же Ширли Страм обнаружила, что вклад мужчин в особые отношения с женщинами приносит большую продуктивную отдачу по сравнению с рангом мужчины в иерархии доминирования. [21] Эта возникающая «женская точка зрения» привела к повторному анализу того, как агрессия, репродуктивный доступ и доминирование влияют на общества приматов.

Шибингер также обвинил социобиологов в создании «корпоративных приматов», которых описывают как «женщин-павианов с портфелями, стратегически конкурентоспособных и агрессивных». Это контрастирует с представлением о том, что только мужчины конкурентоспособны и агрессивны. Наблюдения неоднократно демонстрировали, что самки обезьян и мартышек также образуют стабильные иерархии доминирования и союзы со своими собратьями-самцами. Самки проявляют агрессию, осуществляют сексуальный выбор и конкурируют за ресурсы, партнеров и территорию, как и их коллеги-мужчины. [18]

Шесть особенностей феминистской точки зрения, характеризующих современную приматологию (Федиган)

[ редактировать ]
  1. Рефлексивность: чувствительность к контексту и культурным предубеждениям в научной работе.
  2. «Женский взгляд»
  3. Уважение к природе и этика сотрудничества с природой
  4. Отойди от редукционизма
  5. Продвигайте гуманитарные ценности, а не национальные интересы
  6. Разнообразное сообщество, доступное и эгалитарное

Шибингер предполагает, что только две из шести черт характерны для феминизма. Одним из них является обсуждение политики участия и внимания к женщинам как объектам исследований. [18]

Академические ресурсы

[ редактировать ]

Общества

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Что такое приматология?» . Информационная сеть приматов . Проверено 9 июня 2011 г.
  2. ^ «Что такое приматолог?» . Информационная сеть приматов . Проверено 9 июня 2011 г.
  3. ^ «Несовершенный амелогенез в зубном ряду дикого шимпанзе» . Исследовательские ворота . Проверено 12 января 2019 г. .
  4. ^ Геркулано-Хаузель, Сюзана; Каас, Джон Х.; Оливейра-Соуза, Рикардо де (2016). «Кортикализация двигательного контроля у людей является следствием масштабирования мозга в эволюции приматов». Журнал сравнительной неврологии . 524 (3): 448–455. дои : 10.1002/cne.23792 . ISSN   1096-9861 . ПМИД   25891512 . S2CID   21971853 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Безерра де Мело Дейли, Г. (2015). «Почему японская приматология? Взгляд со стороны социокультурной антропологии». Дополнение к исследованиям приматов . 31 . дои : 10.14907/primate.31.0_106_1 .
  6. ^ «Лаборатория Альтмана» . www.princeton.edu .
  7. ^ «Колин Чепмен» . Колин Чепмен .
  8. ^ "Дом" .
  9. ^ «Карлос Перес» . www.uea.ac.uk. ​Архивировано из оригинала 18 декабря 2018 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
  10. ^ Мацудзава, Тетсуро; МакГрю, Уильям К. (22 июля 2008 г.). «Кинджи Иманиси и 60 лет японской приматологии» . Современная биология . 18 (14): Р587–Р591. дои : 10.1016/j.cub.2008.05.040 . ПМИД   18644329 . S2CID   13572608 .
  11. ^ Херцфельд, К. (2017). Большие обезьяны: Краткая история . Издательство Йельского университета. п. 192.
  12. ^ Питер Каппелер; Карел П. ван Шайк (20 марта 2006 г.). Сотрудничество приматов и человека: механизмы и эволюция . Springer Science & Business Media. ISBN  978-3-540-28277-8 .
  13. ^ Линденфорс, Патрик (2005). «Эволюция неокортекса у приматов: «социальный мозг» предназначен для женщин» . Письма по биологии . 1 (4): 407–410. дои : 10.1098/rsbl.2005.0362 . ПМК   1626378 . ПМИД   17148219 .
  14. ^ Кергоат, М. (8 апреля 2016 г.). «Норин Чай: Ценность открытий Франсин Неаго неоспорима » (на французском языке). Будущие науки.
  15. ^ «Языковой проект орангутанов» . Исследовательские проекты аналитических центров . Смитсоновский зоологический парк. Архивировано из оригинала 5 февраля 2007 года.
  16. ^ http://www.flyfishingdevon.co.uk/salmon/year3/psy364criticisms-evolutionary-psychology/panksepp_seven_sins.pdf [ пустой URL PDF ]
  17. ^ Джонсон, Кэролайн. «Автор в отпуске после расследования в Гарварде» , The Boston Globe, 10 августа 2010 г. Проверено 29 августа 2010 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Шибингер, Лонда (2001). «Изменил ли феминизм науку?». Знаки . 25 (4). Первое издательство Гарвардского университета: 1171–5. дои : 10.1086/495540 . ПМИД   17089478 . S2CID   225088475 .
  19. ^ Шибингер, Лонда (2001). «Изменил ли феминизм науку». Знаки . 25 (4). Первое издательство Гарвардского университета: 1171–5. дои : 10.1086/495540 . ПМИД   17089478 . S2CID   225088475 .
  20. ^ Деспре, Винциан (2009). «Культура и гендер не растворяются в том, как ученые «читают» природу: инакомыслие Тельмы Роуэлл». В Хармане, Орен (ред.). Бунтовщики, индивидуалисты и еретики в биологии (PDF) . Издательство Йельского университета . стр. 338–355. hdl : 2268/135556 . ISBN  9780300158458 .
  21. ^ Страм, Ширли К. (2012). «Обезьяна Дарвина: почему павианы не могут стать людьми» . Американский журнал физической антропологии . 149 : 3–23. дои : 10.1002/ajpa.22158 . ПМИД   23077093 .
  22. ^ Джон Уайли и сыновья . «Американский журнал приматологии» . Архивировано из оригинала 5 января 2013 года . Проверено 2 февраля 2009 г.
  23. ^ Спрингер. «Международный журнал приматологии» . Проверено 2 февраля 2009 г.
  24. ^ Джон Уайли и сыновья . «Журнал медицинской приматологии» . Проверено 2 февраля 2009 г.
  25. ^ Эльзевир . «Журнал эволюции человека» . Проверено 2 февраля 2009 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ff924b57e762dba1f229d48323068f9__1718651400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/f9/9ff924b57e762dba1f229d48323068f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Primatology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)