Массажный чай
Говорит тиграхауда Массажный чай | |
---|---|
в. 8 век до н.э. – ок. III век до нашей эры | |
Общие языки | сакский язык |
Религия | Скифская религия |
Демон(ы) | Говорит тигровой корой Ортокорибанты Массажный чай |
Правительство | Монархия |
Король или королева | |
• в. 530 г. до н.э. | Томирис |
• в. 520 г. до н.э. | Скуша |
Историческая эпоха | железного века Скифские культуры |
• Учредил | в. 8 век до нашей эры |
• Упразднено | в. III век до нашей эры |
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Массагеты или или массагеты , также известные как саки-тиграхауда . ортокорибанты , были древним восточно-иранским сакским народом [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] населявшие степи Средней Азии и входившие в состав более широкой скифской культуры . [ 6 ] Массагеты пришли к власти в VIII-VII веках до нашей эры, когда они начали серию событий с далеко идущими последствиями, изгнав скифов из Центральной Азии в Кавказские и Понтийские степи. Массагеты наиболее известны тем, что их царица Томирис якобы победила и убила Кира , основателя Персидской империи Ахеменидов . [ 7 ]
Массагеты пришли в упадок после III века до нашей эры, после чего они объединились с некоторыми другими племенами, образовав аланов , народ, принадлежавший к более крупной сарматской племенной конфедерации и двинулся на запад, в кавказские и европейские степи, где они участвовали в событиях. миграции периода . [ 7 ]
Имена
[ редактировать ]Массажный чай
[ редактировать ]Название «Массагеты» — латинская форма древнегреческого имени Μασσαγεται ( Массагеты ) . [ 2 ]
Иранолог Рюдигер Шмитт отмечает, что, хотя первоначальное название массагетов не подтверждено, представляется, что наиболее правдоподобным этимоном является иранский *Masyaka-tā . [ 1 ] [ 2 ] *Masyaka-tā — форма множественного числа, содержащая восточноиранский суффикс *-tā , который отражен в греческом -tai . [ 2 ] Форма единственного числа — *Masi̯a-ka- и состоит из иранских *-ka- и *masi̯a- , что означает «рыба», происходящих от младоавестийского masiia- ( 𐬨𐬀𐬯𐬌𐬌𐬀 ; родственно ведическому mátsya- ). [ 2 ] Название буквально означает «заботящийся о рыбе» или «рыбак». [ 1 ] [ 2 ] Это соответствует замечанию древнегреческого историка Геродота (1.216.3) о том, что «они живут скотом и рыбой». [ 1 ] Шмитт отмечает, что возражения против этого рассуждения, основанные на предположении, что вместо масиа- образование от иранского *капа- «рыба» (ср. осетинское кӕф ( кæф )) «не являются решающими». можно ожидать [ 2 ] Шмитт заявляет, что любые другие интерпретации происхождения оригинального иранского названия массагетов «лингвистически неприемлемы». [ 2 ]
Иранолог Янош Харматта , однако, раскритиковал предложение о том, что массагеты произошли от масьяка-та , что означает «рыбоедение (мужчины),» как семантически и фонологически неприемлемое, и вместо этого предположил, что это имя могло быть получено от раннебактрийское языковое название Maššagatā , от более раннего Mašyagatā , связанного с младоавестийскими терминами maṣ̌a- ( 𐬨𐬀𐬴𐬀 ), maṣ̌iia- ( 𐬨𐬀𐬴𐬌𐬌𐬀 ), maṣ̌iiāka- ( 𐬨𐬀 𐬴𐬌𐬌𐬁𐬐𐬀 ), что означает «мужчины», с производным окончанием имени. от восточноиранского суффикса *-tā или от собирательного образующего слога, из которого произошел суффикс. Согласно гипотезе Харматты, бактрийское имя Машшагата соответствовало бы имени Даха , что означает «мужчины», которое массагеты использовали для себя. [ 8 ]
Говорит тигровой корой
[ редактировать ]Древнеперсидское , имя Сака тиграхауда ( 𐎿𐎣𐎠 𐏐 𐎫𐎡𐎥𐎼𐎧𐎢𐎭𐎠 ) означало « Саки носящие остроконечные шляпы », [ 11 ] с описательным tigraxaudā ( 𐎫𐎡𐎥𐎼𐎧𐎢𐎭 ), означающим «носитель остроконечных шляп», состоящим из терминов tigraʰ ( 𐎫𐎡𐎥𐎼 ), «острый», и xauda- ( 𐎧𐎢𐎭𐎠 ), «шапка». [ 11 ] Это название было отсылкой к фригийской шапке , которую носили древние иранские народы, из которых сакская тиграхауда носила необычно высокую и заостренную форму. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Ортокорибанты
[ редактировать ]Название Orthocorybantians, данное массагетам / сакам tigraxaudā , происходит от латинского имени Orthocorybantes , которое происходит от древнегреческого : Ορθοκορυβαντες , латинизированного : Orthokorubantes , что само по себе является буквальным переводом древнеперсидского имени tigraxaudā ( 𐎫𐎡𐎥𐎼 ) . 𐎧𐎢𐎭), что означает « носитель остроконечных шляп.", [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Азиатский
[ редактировать ]Предлагаемая этимология массагатского подплемени апасиаков, чье имя не засвидетельствовано в древних иранских записях, включает *Āpasakā , что означает «водные саки», и *Āpašyāka , что означает «радоваться воде», которые до сих пор не были найдены. был окончательным. [ 19 ]
Идентификация
[ редактировать ]Говорит тигровой корой
[ редактировать ]Иранолог Янош Харматта идентифицировал массагетов как людей, которых называли саками тиграхауда (« саки , носящие остроконечные шапки персы ортокорибантами — »), а греко-римляне . Идентификация Харматты основана на упоминании сакских тиграхауда , живущих между реками Амударья и Сырдарья , где Арриан также обнаружил массагетов. [ 20 ]
Ученый Марек Ян Ольбрихт также отождествил массагетов с сакскими тиграхаудами . [ 7 ]
в таксе
[ редактировать ]Янош Харматта также отождествил массагетов / сакских тиграхауда с даха , причем эта идентификация основана на расположении первых между реками Амударья и Сырдарья , где Арриан также обнаружил даха. [ 21 ] Ученые А. Абетеков и Х. Юсупов также предположили, что даха были составным племенем массагетов. [ 22 ] Си Джей Бруннер предположил, что даха были либо соседями саков тиграхауда, либо обе группы были частью одного и того же народа. [ 23 ]
Ученый Я. А. Заднепровский вместо этого предположил, что дахи были потомками массагетов. [ 24 ]
Марек Ян Ольбрихт считает даха отдельной от саков группой и, следовательно, не тождественной массагетам/ сакам-тиграхауда . [ 25 ]
Sꜣg pḥ Sk tꜣ
[ редактировать ]Основываясь на замечании Страбона о том, что массагеты жили частично на равнинах, в горах, на болотах и на островах в стране, орошаемой рекой Аракс, иранолог Рюдигер Шмитт также предположил предварительную связь с Sꜣg pḥ Sk tꜣ ( Древнеегипетский 𓐠𓎼𓄖𓋴𓎝𓎡𓇿𓈉 ), «Сака Болот, Сака Земли», упомянутый в Суэцких надписях Дария Великого . [ 2 ]
Субплемена
[ редактировать ]Массагеты состояли из нескольких подплемен, в том числе: [ 26 ] [ 27 ] [ 2 ] [ 28 ]
- Апасиаки ( древнегреческий : Apasiakai , латинизированный : Apasiakai )
- Аугасии ( древнегреческий : Авгасиои , латинизированный : Аугасиой )
- Дербики Дервикес ( древнегреческий : Дервиккай , латинизированный : Дербикес ; , , латинизированный: Дербиккай ; Дербекиой латинизированный : Дербекиой [ 29 ] )
Расположение
[ редактировать ]Массагеты жили в Прикаспийской степи. [ 7 ] а также в низменностях Средней Азии, расположенных к востоку от Каспийского моря и юго-востоку от Аральского моря , точнее на обширной территории, простирающейся от земель вокруг рек Амударья и Зарафшан до степей и пустыни к северу от горного коридора Хорасан , то есть в регионе, включающем пустыни Кызылкумы и Каракумы и плато Устюрт , особенно область между Окс и Яксарт. реками [ 8 ] [ 2 ] [ 30 ] и вокруг Хоразмии . [ 31 ] Таким образом, территория массагетов включала территорию, соответствующую современному Туркменистану. [ 25 ] и, возможно, возможно, распространилось на некоторые части Гиркании . и [ 32 ] [ 30 ]
Одна из массагетских подгрупп, апазиаки, обитала либо на восточном побережье Аральского моря между реками Окс и Танаис / Яксарт , либо, возможно, вдоль реки Окс в западной Бактрии . [ 19 ] или между Каспийским и Аральским морями» [ 33 ] [ 23 ]
Другая массагетская подгруппа, дербики, жила в засушливой местности к северу от Атрек . реки [ 23 ] граничила с Каспийским морем на западе, с Гирканией на юге, рекой Окс на востоке, а гора Балхан и река Очус и ее устье находились на их территории. [ 23 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] В период Ахеменидов некоторые дербики мигрировали на юго-запад вдоль побережья Каспийского моря и достигли центрального Табаристана . Дербицы делили регион между Каспийским морем и Оксом с Дахами. [ 23 ] которые, однако, могли быть тождественны массагетам, [ 8 ] а дербики могли простираться к востоку от Окса, а греческий автор Ктесий даже расширил их ареал до границ Бактрии и Индии. [ 23 ]
Однако неточное описание места проживания массагетов древними авторами побудило современных ученых приписывать им различные места, такие как дельта Окса , дельта Яксарта, между Каспийским и Аральским морями или дальше на север или северо-восток, но не основывая эти предложения на каких-либо убедительных аргументах. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Массагеты пришли к власти в VIII-VII веках до нашей эры, когда они мигрировали с востока в Среднюю Азию. [ 2 ] откуда они изгнали скифов , еще одно кочевое иранское племя, с которым они были тесно связаны. После этого они заняли большие территории региона, в том числе Прикаспийскую степь, где вытеснили скифов. [ 7 ] Массагеты, вытеснив первых скифов и вытеснив их на запад через реку Аракс и в кавказские и понтийские степи, положили начало значительному перемещению кочевых народов Евразийской степи . [ 37 ] после чего скифы вытеснили киммерийцев и агафирсов , которые также были кочевым иранским народом, тесно связанным с массагетами и скифами, завоевали их территории, [ 37 ] [ 38 ] [ 7 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] и вторглись в Западную Азию . Там их присутствие сыграло важную роль в истории древних цивилизаций Месопотамии , Анатолии , Египта и Ирана . [ 39 ]
Саки -тиграхауда имели тесные контакты с Мидийской империей , влияние которой распространялось на земли к востоку от Каспийского моря , до того как ее сменила персидская династия Ахеменидов в 550 г. до н.э. [ 42 ]
Смерть Кира
[ редактировать ]В VI веке до нашей эры массагетам пришлось столкнуться с преемницей Мидийской империи, недавно сформированной Персидской империей Ахеменидов , основатель которой Кир II провел кампанию против них в 530 году до нашей эры. [ 2 ] По словам Геродота, Кир хитростью захватил лагерь массагетов, после чего царица массагетов Томирис повела основные силы племени против персов, разбила их, убила Кира и положила его отрубленную голову в мешок, полный крови. [ 43 ] По другой версии смерти Кира, записанной Ктесием , именно дербики — племя, против которого Кир погиб в бою: по этой версии, он был смертельно ранен дербиками и их индийскими союзниками, после чего союзник Кира , царь сакской хаумаварги Аморгес , вмешался со своей армией и помог персидским солдатам разгромить дербиков, после чего Кир продержался три дня, в течение которых он организовал свою империю и назначил Спитака , сына Сисама , сатрапом над дербиками, прежде чем наконец умираю. Причина, по которой дербики, а не массагеты, названы народом, против которого Кир погиб, сражаясь, заключается в том, что дербики были членами массагетов или тождественны им. [ 44 ] [ 27 ] [ 2 ] [ 45 ] По мнению Страбона , Кир погиб, сражаясь против саков (группой которых были массагеты), а по мнению Квинта Курция Руфа, он погиб, сражаясь против абиев . [ 22 ]
Вавилонский , живший в III веке до нашей эры, вместо этого записал, что Кир погиб в писец Беросс битве против Даха ; по мнению иранолога Мухаммада Дандамаева , Беросс идентифицировал дахов, а не массагетов как убийц Кира, потому что они заменили массагетов как самое известное кочевое племя Центральной Азии задолго до времен Бероса; [ 27 ] [ 28 ] хотя некоторые ученые идентифицировали дахов как тождественных массагетам или как одну из их подгрупп. [ 8 ] [ 22 ] [ 24 ]
Правление Ахеменидов
[ редактировать ]После войны с Киром о массагетах известно немного больше. В период Ахеменидов они напирали на Гирканию, [ 23 ] и примерно к 520 г. до н.э., а возможно и раньше, ими правил царь по имени Скуха , который восстал против Персидской империи, пока один из преемников Кира, царь Ахеменидов Дарий I , не провел кампанию против саков с 520 по 518 г. до н.э. во время которого он завоевал массагетов/ саков-тиграксауду , захватил Скуха и заменил его правителем, который был верен власти Ахеменидов. [ 2 ] [ 45 ] [ 46 ] Согласно Полиэну , Дарий сражался против трех армий, возглавляемых тремя царями, которых звали Сакесфарес , Фамирис (чье имя могло быть связано с именем Томирис) и Аморг или Хомарг , причем рассказ Полиэна основан на персидских исторических записях. [ 45 ] [ 47 ] [ 48 ]
Территории саков были присоединены к империи Ахеменидов в составе Хорезмии , включавшей большую часть территории между реками Окс и Яксарт , [ 49 ] а саки снабжали армию Ахеменидов большим количеством конных лучников. [ 50 ] После административных реформ Дария в Империи Ахеменидов саки-тиграхауда были включены в тот же налоговый округ, что и мидяне . [ 42 ]
Во время вторжения македонцев в империю Ахеменидов массагеты предоставили ахеменидской армии 40-тысячное войско, что было большей численностью, чем войска, выставленные всеми остальными жителями побережья Каспийского моря, вместе взятыми. [ 23 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]Массагеты вместе с согдийцами и бактрийцами участвовали в восстании Спитамена против Александра III Македонского , но позже снова подчинились ему после убийства Спитамена. [ 2 ]
Среди ученых, которые не отождествляют массагетов с дахами, Рюдигер Шмитт предполагает, что массагеты вместо этого были поглощены дахами в более поздний эллинистический период . [ 2 ] Мухаммад Дандамаев предположил, что дахае заменили массагетов как самый известный народ среднеазиатских степей. [ 27 ] [ 28 ] Марек Ян Ольбрихт предполагает, что дахи мигрировали на запад из районов к востоку от Аральского моря и вокруг долины Яксарта и изгнали дербицев со своей родины, после чего последние раскололись, часть из них мигрировала в Гирканию, а часть - в низовье Узбой . реки [ 51 ]
В эллинистический период часть массагетского подплемени дербиков мигрировала на юго-запад вдоль побережья Каспийского моря и достигла центрального Табаристана , тогда как другая подгруппа двинулась на юго-восток в Маргиану . [ 23 ]
Около 230 г. до н. э. парнийский царь и основатель империи Парфянской Арсак I искал убежища от Селевкидов царя Селевка II Каллиника , спасаясь среди массагетского подплемени апазиаков. [ 19 ] Попытка Селевка вернуть восточные сатрапии своей империи поначалу увенчалась успехом. Однако вспыхнувшие восстания в западной части его империи помешали ему продолжить войну против парфян, которые при поддержке апасиаков в конечном итоге добились успеха. [ 52 ]
Исчезновение
[ редактировать ]Господство массагетов в Средней Азии закончилось в III веке до нашей эры, после завоевания Персии македонцами , которое прервало отношения между степными кочевниками и оседлым населением предыдущей Персидской империи Ахеменидов . Последующая империя Селевкидов начала нападать на массагетов, кочевников саков и дахов , живших к северу от ее границ, что, в свою очередь, привело к тому, что эти народы начали оказывать западное давление с востока на родственный кочевой иранский народ, сарматов. Сарматы, воспользовавшись упадком скифской власти на западе, пересекли реку Дон и вторглись в Скифию, начиная с конца IV - начала III веков до нашей эры. [ 53 ] [ 7 ]
Сами массагеты слились с племенными группами в Средней Азии и образовали аланов — народ, который сам принадлежал к более крупной сарматской группе. Родственные асиям, вторгшимся в Бактрию во II веке до нашей эры, аланы были вытеснены народом Кан-чу на запад, в кавказские и понтийские степи, где они вступили в контакт и вступили в конфликт с Парфянской и Римской империями. Ко II веку нашей эры они завоевали степи Северного Кавказа и Северного Причерноморья и создали под своей властью мощную конфедерацию племен. [ 53 ] [ 7 ]
В 375 году н.э. гунны завоевали большую часть аланов, живших к востоку от реки Дон , уничтожили значительное их количество и включили в свое племенное государство, в то время как аланы к западу от Дона остались свободными от гуннского господства и участвовали в в движениях миграционного периода . Некоторые свободные аланы бежали в горы Кавказа, где участвовали в этногенезе популяций, в том числе осетин и кабардинцев , а другие группировки алан сохранились в Крыму . Другие свободные аланы мигрировали в Центральную, а затем в Западную Европу, откуда некоторые из них отправились в Британию и Испанию , а часть аланов присоединилась к германским вандалам , чтобы пересечь Гибралтарский пролив и создать Королевство вандалов в Северной Африке . [ 7 ] [ 53 ]
Наследие
[ редактировать ]Позднее византийские авторы использовали название «массагеты» как архаичный термин для обозначения гуннов , тюрков , татар и других родственных народов, совершенно не связанных с популяциями, первоначально обозначавшими это название в Античности. [ 2 ]
» IX века В работе Рабана Мавра « De Universo говорится: «Массагеты происходят от племени скифов, и называются массагетами, как бы тяжелыми, то есть сильными гетами». [ 54 ] [ 55 ] В среднеазиатских языках, таких как среднеперсидский и авестийский , приставка масса означает «великий», «тяжелый» или «сильный». [ 56 ]
Некоторые авторы, такие как Александр Каннингем , Джеймс П. Мэллори , Виктор Х. Мэйр и Эдгар Кноблох, предложили соотнести массагетов с кутианами Месопотамии 2000 г. до н.э. и/или народом, известным в древнем Китае как «Да Юэчжи » или «Великий Юэчжи» (основавший Кушанскую империю в Южной Азии). Мэллори и Мэйр предполагают, что Да Юэчжи когда-то произносилось как d'ad-ngiwat-tieg , что связывало их с массагетами. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] Однако эти теории не получили широкого признания.
Многие ученые предполагают, что массагеты были родственниками гетов древней Восточной Европы. [ 60 ]
Тадеуш Сулимирский отмечает, что саки также вторглись в некоторые части Северной Индии. [ 61 ] И снова Раджендра Риши , индийский лингвист. [ 62 ] выявил лингвистическое родство между индийскими и центральноазиатскими языками, что еще больше подтверждает возможность исторического влияния саков в Северной Индии. [ 56 ] [ 61 ]
Культура
[ редактировать ]Образ жизни
[ редактировать ]Согласно Страбону , массагеты жили на равнинах, в горах, на болотах и на островах в стране, орошаемой рекой Аракс. [ 2 ]
Некоторые массагеты были в основном рыбаками, а другие группы племени разводили овец ради молока и шерсти, а также собирали корнеплоды и дикие фрукты. [ 2 ] Однако никто из массагетов не занимался каким-либо земледелием, их пища состояла из мяса и рыбы, и в основном они пили молоко, а не вино. [ 5 ] По словам греческого автора Страбона, дербицы не употребляли в пищу самок животных. [ 23 ]
Там, где жили массагеты, было много золота и бронзы, но они не использовали ни железа, ни серебра, потому что их не было в их стране. [ 5 ]
Массагеты, возможно, практиковали деформацию черепа. [ 23 ]
Одежда
[ редактировать ]Как и все древние иранские народы, массагеты/ саки-тиграхауда носили туники до колен, которые были либо прямыми и закрытыми (в соответствии с мидийской модой), либо открытыми с лацканами, причем оба фасона застегивались поясом на талии (в соответствии с типично скифской модой). Под низом они носили узкие брюки и мокасины . Поверх них они иногда носили плащ с длинными и узкими рукавами и остроконечную шапку , хотя их племя носило характерную форму этого головного убора с острым концом, от которого и произошли имена, данные им персами ( 𐎫𐎡𐎥𐎼𐎧𐎢𐎭 Тиграхауда ). и греки ( Ορθοκορυβαντες Orthokorubantes ), оба означают «носитель остроконечных шапок ». Использование мидийской закрытой туники среди сакских тиграхауда было результатом обширных контактов между тиграхаудами и мидянами в период Мидийской империи. [ 14 ] [ 12 ] [ 63 ] [ 16 ] [ 64 ]
Рыбаки носили тюленьи шкуры, а овцеводы — одежду из шерсти. [ 2 ]
Массагеты носили золотые головные уборы, пояса, погоны, использовали для своих лошадей золотые сбруи и бронзовые доспехи. [ 2 ]
Война
[ редактировать ]Массагеты сражались как пешие, так и конные, их оружие состояло из луков и стрел, копий и боевых топоров, а конские доспехи, наконечники копий и стрел были золотыми. [ 2 ] [ 5 ]
Массагеты особенно использовали копья, лезвия которых были сделаны из меди или железа, благодаря чему греки называли их аихмофорами ( αιχμοφοροι ) , что означает «копьеносцы». [ 65 ]
Язык
[ редактировать ]Имя массагетского князя, записанное в греческой форме Спаргапис ( Σπαργαπισης ) и отражающее скифскую форму *Спаргапис , имеет скифское языковое происхождение, а его имя и имя агафирского царя Спаргапифа и скифского царя Спаргапифа ( скиф : * Spargapaiϑah ) являются вариантами одного и того же имени и родственны авестийскому имени Sparəγa-paēsa ( 𐬯𐬞𐬀𐬭𐬆𐬖𐬀-𐬞𐬀𐬉𐬯𐬀 ). [ 66 ] [ 67 ] [ 2 ]
Имя сакского тиграхаудского царя Скуха может быть связано с осетинским термином, означающим «отличающийся от себя», и засвидетельствовано как скₒыкын ( схоыхын ) на дигорском диалекте и как æsk'wænxun ( ӕскъуӕнхун ) in the Iron dialect. [ 68 ] [ 69 ]
Религия
[ редактировать ]Геродот упоминал, что массагеты поклонялись только богу Солнца, которому приносили в жертву лошадей. Считается, что это указывает на культ иранского бога солнца Митры , который был связан с поклонением огню и лошадям. [ 2 ] [ 22 ] Когда Кир напал на массагетов, их царица Томирис поклялась Солнцем убить его, если он не вернется в свое царство. [ 5 ]
Однако Страбон записал, что дербики, которые были либо идентичны массагетам, либо одному из их подплемен, поклонялись «Матери-Земле», интерпретируемой как богиня Земли и Воды Апи . [ 70 ]
Брачные обычаи
[ редактировать ]Массагеты заключали моногамные браки, хотя жены могли вступать в сексуальные отношения с другими мужчинами. Когда массагетский мужчина хотел вступить в половую связь с женщиной, он вывешивал свои гориты возле ее палатки, внутри которой пара приступала к половому акту. [ 2 ] [ 5 ] Эдвард Вестермарк , однако, в «Истории человеческого брака » предположил, что Геродот и Страбон, на чьих трудах основано это понимание массагетских брачных обычаев, возможно, ошибались, и что вместо этого соответствующий обычай был распространен в Центральной Азии. Азия, в которой у братьев была одна жена. [ 71 ]
Похоронные обычаи
[ редактировать ]Согласно Геродоту, массагетов приносили в жертву, готовили и ели вместе с мясом жертвенных животных. Умерших от болезни представителей массагетов хоронили или оставляли в пищу диким животным. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Заринея , царица сакского племени, также имевшего контакты с мидянами.
- Гора Имеон
- Индо-скифы
- Геты
- Тиссагеты
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Шмитт 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Шмитт 2018а .
- ^ Дьяконов 1985 .
- ^ Груссе 1970 , с. 547 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Делай 2018 год .
- ^ Unterländer 2017 : «В первом тысячелетии до нашей эры кочевники распространились по Евразийской степи от Алтайских гор по северному Причерноморью до Карпатского бассейна... Греческие и персидские историки 1-го тысячелетия до нашей эры ведут хронику существования массагеты и савроматы, а позже сарматы и саки: культуры, обладающие артефактами, подобными тем, которые встречаются в классических скифских памятниках, такими как оружие, конская упряжь и характерная художественная традиция «звериного стиля». Соответственно, эти группы часто относят к Скифская культура...»
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ольбрихт 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Харматта 1999 .
- ^ Спрос Д. Реймера (1982). Археологические сообщения из Ирана . стр. 223–225.
- ^ Сэндвичи 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б Итого 2007 , стр. 19-20.
- ^ Перейти обратно: а б Dandamayev 1994 , p. 45.
- ^ Негматов 1994 , с. 443-444.
- ^ Перейти обратно: а б Франкфурт, 1988 , стр. 189–191.
- ^ Фогельсанг 1992 , с. 156-157.
- ^ Перейти обратно: а б Дьяконов 1985 , с. 100: Что касается термина «Orthocorybantii», то это перевод иранского tigraxauda- «носящие остроконечные шапки».
- ^ Дандамаев 1994 : « Саки Тиграхауда (которые носят остроконечные шапки) были известны греческим авторам как Ортокорибантии , прямой перевод древнеперсидского имени»
- ^ Кредитирование 1996 : «Геродот называет саков тиграхаудами ортокорибантами («люди в остроконечных шляпах»)»
- ^ Перейти обратно: а б с Шмитт 1986 .
- ^ Harmatta 1999 : Однако мы не должны забывать, что в древнеперсидских эпиграфических текстах различаются сакские племена или народы: 1. Sakā tayaiy paradraya «Саки, живущие за морем» (=европейские скифы). 2. Сака хаумаварга «Саки, поклоняющиеся Хауме» (в Средней Азии — Ἀμύργιοι Σάκαι греческих географов), 3. Сака тиграхауда «Саки, носящие остроконечную шапку» (между реками Аракша = Амударья и Сыр-дарья, 4. Сака тайайы пара Сугдам "Саки, живущие за Согдианой (=за рекой Сырдарьей)"
---------------------------------------------------------------------------
Однако в цитированном отрывке Арриан говорит, что эти скифы, жившие по соседству с согдийцами между реками Амударья и Сырдарья, назывались массагетами . Следовательно, имя Μασσαγέται может быть индивидуальным наименованием, собственным именем этого иранского кочевого народа. - ^ Harmatta 1999 : Однако в цитированном отрывке Арриан говорит, что этих скифов, живших по соседству с согдийцами между реками Амударья и Сырдарья, называли массагетами . Следовательно, имя Μασσαγέται может быть индивидуальным наименованием, собственным именем этого иранского кочевого народа. Но ясному суждению в этом вопросе мешает то, что Арриан (III. 28, 8) описывает дахов ( Δάαι ) как живущих по эту сторону Танаиса = Сырдарьи, т.е. между Сырдарьей и Амударьей. реки. Из этого сообщения следует, что массагеты были тождественны дахам.
- ^ Перейти обратно: а б с д Абетеков и Юсупов 1994 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бруннер 2004 .
- ^ Перейти обратно: а б Заднепровский 1994 : «В середине третьего века до нашей эры к власти пришла группа племен, состоящая из парний (апарни) и дахов, потомков массагетов Приаралья».
- ^ Перейти обратно: а б Ольбрихт 2021 , с. 22: «Очевидно, дахаи представляли собой сущность, не идентичную другим более известным группам сакаев, то есть сакаи (сака) тиграхауда (массагетаи, кочевавшие в Туркменистане) и сакаи (сака) хаумаварга (в Трансоксании и за пределами Сырдарьи). )"
- ^ Ольбрихт 2021 , стр. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д Dandamayev 1994 .
- ^ Перейти обратно: а б с Dandamayev 1989 , p. 67.
- ^ Смит, Уильям (1854). Словарь греческой и римской географии . Бостин: Литтл, Браун и компания . п. Дербикки .
- ^ Перейти обратно: а б Фогельсанг 1992 , с. 160: «В разделе 2 Даха XPh были условно расположены в пределах пустыни Каракумы. Это снова подводит нас к проблеме саков Тиграхауда , которых мы расположили на большей части той же территории, а именно в степях к востоку от Каспии и которые отличаются сочетанием медико-скифских черт».
- ^ Франкфурт 1988 , с. 184.
- ^ Фогельсанг 1992 , с. 132: «Таким образом, можно предположить, что саки Тиграхауда населяли территорию, которая покрывала (некоторую часть) земель между Амударьей и Зарафшаном. Они, возможно, даже населяли древнюю Варкану , поскольку Бехистунский текст не упоминает о каких-либо походах в этом регионе. область, несмотря на то, что Варкана числится в числе мятежных земель, с враждебными саками-тиграксаудами, населяющими пустыни и степи земель к северу от пустынного коридора Хорасан...»
- ^ Кук 1985 : «Павсикаи могли быть такими же, как Апсиаки Полибия и Страбона между Оксом и Яксартом».}}
- ^ Ольбрихт 2021 , стр. 33-34.
- ^ Ольбрихт 2021 , стр. 116.
- ^ Ольбрихт 2021 , стр. 293.
- ^ Перейти обратно: а б Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 553.
- ^ Харматта 1996 .
- ^ Перейти обратно: а б Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 560-590.
- ^ Бэтти 2007 , с. 202-203.
- ^ Сулимирский 1985 .
- ^ Перейти обратно: а б Фогельсанг 1992 , с. 160.
- ^ Геродот (1975). Г. П. Гулд (ред.). Геродот: Персидские войны . Том. 1 (Книги I – II). Перевод А.Д. Годли. Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета; Уильям Хайнеманн Лтд. 269 (Книга I). ISBN 0-674-99130-3 . ( ISBN 0-434-99117-1 - британский)
- ^ Франкфурт 1988 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с Шмитт 1994 .
- ^ Шахбази 1994 .
- ^ Фогельсанг 1992 , с. 131.
- ^ Де Йонг 1997 , с. 297 .
- ^ Канлифф 2015 , с. 235 .
- ^ Dandamayev 1994 , pp. 44–46
- ^ Ольбрихт 2021 , стр. 32-34.
- ^ Koshelenko & Pilipko 1994 .
- ^ Перейти обратно: а б с Melyukova 1990 .
- ^ Мавр, Рабан (1864). Минь, Жак Поль (ред.). Де вселенский . Париж.
Массагеты происходят от племени скифов и называются массагетами, как бы тяжелыми, то есть сильными гетами.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Диллон, Бальбир Сингх (1994). История и изучение джатов: применительно к сикхам, скифам, аланам, сарматам, готам и ютам (иллюстрированное изд.). Канада: Beta Publishers. п. 8. ISBN 1-895603-02-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Риши, Вир Раджендра (1982). Индия и Россия: языковая и культурная близость . Рома. п. 95.
- ^ Мэллори, JP; Майр, Виктор Х. (2000). Таримские мумии: Древний Китай и тайна древнейших народов Запада . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 98–99. ISBN 0-500-05101-1 .
- ^ Джон Ф. Хаскинс (2016). Пазырик – Долина замерзших гробниц . Читайте книги. п. 10. ISBN 978-1-4733-5279-7 .
- ^ СИЛЬНЕЕ ПЛЕМЯ, Ю. А. Зуев, стр. 33: "Массагеты самых ранних античных авторов... это юэчжи китайских источников"
- ^ Лик, Джейн Акомб (1967). Геаты Беовульфа: исследование географической мифологии Средневековья (иллюстрированное изд.). Университет Висконсина Пресс. п. 68. ИСБН 978-0-598-17720-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Сулимирский, Тадеуш (1970). Сарматы . Том. 73 Древних народов и мест. Нью-Йорк: Прегер. стр. 113–114. ISBN 9789080057272 .
Свидетельства как античных авторов, так и археологические находки указывают на массовую миграцию сакских (саков)/массагетанских племен из дельты Сырдарьи (Средняя Азия) к середине II в. до н.э. некоторых сырдарьских племен; они также вторглись в Северную Индию.
- ↑ Индийский институт цыганских исследований. Архивировано 8 января 2013 г., archive.today .
- ^ Негматов 1994 , с. 435.
- ^ Фогельсанг 1992 , с. 156-157, 160.
- ^ Литвинский 2000 .
- ^ Хинц, Вальтер (1975). Древнеиранский язык вторичных традиций . Висбаден , Германия : Harrassowitz Verlag . п. 226 . ISBN 978-3-447-01703-9 .
- ^ Уседа 2014 .
- ^ Schmitt 2018a : «OPers. Skunxa- (вождь саков, восставших против Дария I), возможно, связанный с Oss. skₒyxyn / æsk'wænxun «чтобы отличиться».»
- ^ Schmitt 2018c : «3. альтперы. Скунха - (вождь Сакенов, восставших против Дария I), возможно, следует сочетать с осет. дигорон скₒиксын, железный æsk'wænxun «чтобы отличиться и т. д.» [ 3. Оперс Скунха - (предводитель саков, восставших против Дария I), возможно, родственник осетин .
- ^ Сафаи, Яздан (2020). «Скифские и зороастрийские богини земли: сравнительное исследование Апи и Армаити» . В Никнами — Камал-Алдин; Хожабри, Али (ред.). Археология Ирана в исторический период . Серия научных и гуманитарных наук Тегеранского университета. Международное издательство Спрингер. стр. 65–75. дои : 10.1007/978-3-030-41776-5_6 . ISBN 978-3-030-41776-5 . S2CID 219515548 .
- ^ Вестермарк, Эдвард, История человеческого брака , Том. 1, гл. 3, стр. 106–07 (Лондон, 1921).
Источники
[ редактировать ]- «Происхождение и деяния готов» . ucalgary.ca. 22 апреля 1997 г. Проверено 14 мая 2010 г.
- Холсолл, Пол (август 1998 г.). «Геродот: царица массагетов Томирис и поражение персов при Кире» . Справочник по древней истории в Интернете . Проверено 14 мая 2010 г.
- «Больше женщин-правителей» . Женщины в учебной программе всемирной истории. 1996–2010 гг . Проверено 14 мая 2010 г.
- Роберт Б. Штрасслер (2009). Ориентир Геродот: Истории . Random House Digital, Inc., стр. 113–4. ISBN 9781400031146 .
- Абетеков, А. [на кыргызском языке] ; Юсупов, Х. (1994). «Древние иранские кочевники в Западной Центральной Азии» В Дани, Ахмад Хасан ; Харматта, Джон ; Пури, Байдж Натх ; Этемади, Г.Ф.; Босворт, Клиффорд Эдмунд (ред.). История цивилизаций Центральной Азии Париж , Франция : ЮНЕСКО стр. 100-1 24–34. ISBN 978-9-231-02846-5 .
- Бэтти, Роджер (2007). Рим и кочевники: Понтийско-Дунайское царство в древности . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-198-14936-1 .
- Кук, Дж. М. (1985). «Возвышение Ахеменидов и основание их империи». В Гершевиче, Илья (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 2. Кембридж , Великобритания : Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-20091-2 .
- Канлифф, Барри (2015). Степь, пустыня и океан: рождение Евразии . Оксфорд , Соединенное Королевство : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-968917-0 .
- Дандамаев, М.А. (1994). «СМИ и Ахеменидский Иран». В Дани Ахмад Хасан ; Харматта, Янош ; Пури, Байдж Натх ; Этемади, Г.Ф.; Босворт, Клиффорд Эдмунд (ред.). Развитие оседлых и кочевых цивилизаций: 700 г. до н.э. – 250 г. н.э. История цивилизаций Центральной Азии. Том. 2. Париж , Франция : ЮНЕСКО . стр. 35–64. ISBN 978-9-231-02846-5 .
- Дандамаев, М.А. (1989). Политическая история империи Ахеменидов . Лейден , Нидерланды ; Нью-Йорк , США : Brill . ISBN 978-9-004-09172-6 .
- Де Йонг, Альберт (1997). Традиции волхвов: зороастризм в греческой и латинской литературе . Лейден , Нидерланды ; Нью-Йорк , США : BRILL . ISBN 978-9-004-10844-8 .
- Дьяконов, И.М. (1985). «Медиа». В Гершевиче, Илья (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 2. Кембридж , Великобритания : Издательство Кембриджского университета . стр. 36–148. ISBN 978-0-521-20091-2 .
- Франкфор, Анри-Поль (1988). «Средняя Азия и Восточный Иран». В Бордмане, Джон ; Хаммонд, ШФЛУ ; Льюис, DM ; Оствальд, М. (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 4. Кембридж , Великобритания : Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-22804-6 .
- Гера, Дебора Левин (2018). Женщины-воины: Анонимный трактат Мулиерибуса . Лейден , Нидерланды ; Нью-Йорк , США : Brill . стр. 187–199. ISBN 978-9-004-32988-1 .
- Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . Нью-Брансуик , США : Издательство Университета Рутгерса . ISBN 978-0-813-51304-1 .
- Харматта, Янош (1996). «10.4.1. Скифы». У Германа, Иоахима; де Лаэт, Зигфрид (ред.). История человечества . Том. 3. ЮНЕСКО . п. 181. ИСБН 978-9-231-02812-0 .
- Харматта, Янош (1999). «Александр Македонский в Средней Азии» . Журнал Древневенгерской академии наук . 39 (1–4): 129–136. дои : 10.1556/aant.39.1999.1-4.11 . S2CID 162246561 . Проверено 4 июля 2022 г.
- Кулланда, Сергей Всеволодович (2014 ) . «Внешние связи скифов» . Журнал языковых отношений . 11 (1): 81–90. дои : 10.31826/jlr-2014-110110 .
- Кредитование, Йона (1996). «Скифы/Саки» . Ливиус.орг . Проверено 8 июля 2022 г.
- Литвинский, Борис А. [на русском языке] (2000). «Копье» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Проверено 11 мая 2023 г.
- Бруннер, CJ (2004). «Иран» . Энциклопедия Ираника . Том. 5. Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Проверено 11 мая 2023 г.
- Кошеленко Г.А.; Пилипко В.Н. (1994). «Парфия» В Дани, Ахмад Хасан ; Харматта, Джон ; Пури, Байдж Натх ; Этемади, Г.Ф.; Босворт, Клиффорд Эдмунд (ред.). История цивилизаций Центральной Азии Том. 2. Париж , Франция : ЮНЕСКО . стр. 100-1 127–145. ISBN 978-9-231-02846-5 .
- Негматов, Н.Н. (1994). «Государства Северо-Западной Центральной Азии». В Харматте, Янош (ред.). История цивилизаций Центральной Азии . Том. 2. ЮНЕСКО . стр. 432–447. ISBN 9231028464 .
- Ольбрихт, Марек Ян (2021). Ранняя Арсакидская Парфия (ок. 250–165 гг. до н.э.): на перекрестке иранской, эллинистической и среднеазиатской истории . Лейден , Нидерланды ; Бостон , США : Брилл . ISBN 978-9-004-46076-8 .
- Ольбрихт, Марек Ян (2000). «Замечания о присутствии иранских народов в Европе и их азиатских связях» . В Пструсинской Ядвига [на польском языке] ; Страх, Эндрю (ред.). Collectanea Celto-Asiatica Kracoviensia . Краков : Księgarnia Akademicka . стр. 101–140. ISBN 978-8-371-88337-8 .
- Мелюкова, А.И. (1990). Синор, Денис (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Том. 1. Перевод Крукенден, Джулия. Кембридж , Великобритания ; Нью-Йорк , США : Издательство Кембриджского университета . стр. 97–117. ISBN 978-0-521-24304-9 .
- Сандес, Кэролайн (2014). «Персеполь, Иран» . Блог Стэнфордского университета . Стэнфорды . Проверено 14 января 2018 г.
- Шмитт, Р. (1994). «Аморж» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Проверено 12 июля 2022 г.
- Шмитт, Р. (2018a). «Скифский язык» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Проверено 28 июля 2022 г.
- Шмитт, Р. (2018b). «Массагеты» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» .
- Шмитт, Рюдигер (2018c). "Die Sprache der Skythen" [ЯЗЫК СКИФОВ] (PDF) . Нартамонге. Журнал алано-осетинских исследований: эпос, мифология и язык (на немецком языке). 13 (1–2): 77–86. дои : 10.23671/VNC.2018.1-2.37869 . ISSN 1810-8172 . Проверено 28 июля 2022 г.
- Шмитт, Рюдигер (2021). «Массагеты» . Энциклопедия ислама . Издательство «Брилл» .
- Шмитт, Р. (1986). «3». Апасиаки . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Проверено 14 июля 2022 г.
- Шахбази, А. Шапур (1994). "3" Дариус Энциклопедия Ираника Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Получено 1 июля 2022 г.
- Сулимирский, Т. (1985). «Скифы». В Гершевич И. (ред.). Кембриджская история Ирана: мидийский и ахеменидский периоды . Том. 2. Издательство Кембриджского университета . стр. 149–199. ISBN 978-1-139-05493-5 .
- Сулимирский, Тадеуш ; Тейлор, Т.Ф. (1991). «Скифы». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э .; Уокер, CBF (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 3. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 547–590. ISBN 978-1-139-05429-4 .
- Саммерер, Латиф (2007). Иванчик, Аскольд ; Личели, Вахтанг (ред.). Ахеменидская культура и местные традиции в Анатолии, Южном Кавказе и Иране: новые открытия . Издательство «Брилл» . стр. 3–30. ISBN 978-9-047-42398-0 .
- Унтерлендер, Мартина (2017). «Происхождение, демография и потомки кочевников железного века Евразийской степи» . Природные коммуникации . 8 (1): 14615. Бибкод : 2017NatCo...814615U . дои : 10.1038/ncomms14615 . ПМЦ 5337992 . ПМИД 28256537 .
- Фогельсанг, WJ (1992). Возвышение и организация империи Ахеменидов: свидетельства Восточного Ирана . Лейден , Нидерланды ; Нью-Йорк , США : Brill . ISBN 978-9-004-09682-0 .
- Заднепровский, Ю.А. (1994). «Кочевники Северной Средней Азии после нашествия Александра» В Дани, Ахмад Хасан ; Харматта, Джон ; Пури, Байдж Натх ; Этемади, Г.Ф.; Босворт, Клиффорд Эдмунд (ред.). История цивилизаций Центральной Азии Париж , Франция : ЮНЕСКО стр. 100-1 448–463. ISBN 978-9-231-02846-5 .