Якобитизм
Якобитизм | |
---|---|
Шотландский гэльский : Якобиты Ирландцы : Джеймс, Джеймс | |
![]() Джеймс Фрэнсис Эдвард Стюарт , заявитель якобита с 1701 по 1766 год | |
Лидеры |
|
Военные лидеры | |
Даты работы | 1688–1780 |
Активные регионы | Британские острова |
Идеология |
|
Сражения и войны |
Якобитизм [ C ] была политическая идеология, защищающая восстановление католического дома Стюарта на британский престол . Когда Джеймс II из Англии в ноябре 1688 года выбрал изгнание после великолепной революции , парламент Англии постановил, что он «бросил» английский трон, который был передан его протестантской дочери Мэри II из Англии , и ее мужу Уильяму III . [ 1 ] На той же основе в апреле шотландская конференция присудила Мэри и Уильяму престолу Шотландии. [ 2 ]
Революция создала принцип договора между монархом и людьми, который, если нарушен, означал, что монарх может быть удален. Ключевым принципом якобитизма было то, что короли были назначены Богом, делая режим после 1688 года незаконным. Тем не менее, он также функционировал как выход для популярного недовольства и, следовательно, был сложным сочетанием идей, многие против самих Стюартов. Конфликт между принцем Чарльзом и шотландскими якобитами в отношении актов Союза 1707 и Божественного Права серьезно подорвало рост 1745 года .
Якобитизм был самым сильным в Ирландии, западном шотландском нагорье , Пертшире и Абердиншире . [ 3 ] Фароки поддержки также присутствовали в Уэльсе , Северной Англии , Уэст -Мидлендс и Юго -Западной Англии , во всех районах сильнее роялисты во время войн трех королевств . Кроме того, Стюарты получали прерывистую поддержку от таких стран, как Франция , обычно зависящие от своих собственных стратегических целей.
В дополнение к войне Уильямита в 1689–1691 годах в Ирландии и Якобите в 1689 году в Шотландии и 1745 годах произошли серьезные восстания , в 1715 , 1719 попытки французского вторжения , в 1708 и 1744 годах . В то время как в 1745 году восходящее, казалось, угрожало ганноверской монархии, его поражение в 1746 году положило конец якобитизму как серьезное политическое движение.
Политический фон
[ редактировать ]
Якобитская идеология возникла с Джеймсом VI и я , которые в 1603 году стали первым монархом, который управляет всеми тремя королевствами Англии , Шотландии и Ирландии . Его основа была божественным правом , которое утверждало, что его власть исходила от Бога, и спуск короны от неотъемлемого наследственного права: Джеймс и его сторонники подчеркнули его право на престол кровью, чтобы предотвратить противоречие из -за его назначения Елизаветой I в качестве ее преемника. [ 4 ] Личное правление монарха устраняло необходимость в парламентах и требовало политического и религиозного союза, концепции широко непопулярны во всех трех королевствах. [ 5 ]
Божественное право также столкнулось с католической верностью папе и с протестантскими нонконформистами , поскольку оба утверждали, что над королем была власть. [ 6 ] Вера 17-го века в том, что «истинная религия» и «хорошее правительство» были одним и тем же, означала споры в одной области, подаваемые в другую; Милленаризм и вера в неизбежность второго пришествия означали, что многие протестанты рассматривали такие проблемы как срочные и реальные. [ 7 ]
Как первый шаг к Союзу, Джеймс начал стандартизировать религиозные практики между церквями Англии , Шотландии и Ирландии . После его смерти в 1625 году это продолжило его сын Карл I , которому не хватало его политической чувствительности; К концу 1630 -х годов внедрило личное правило в 1629 году , обеспечивая соблюдение лаудийских реформ в Англии и правление без парламента привело к политическому кризису. [ 8 ] Аналогичные меры в Шотландии вызвали войны епископов 1639–1640 годов и установку правительства Ковенантера . [ 9 ]
Организованное небольшой группой католической дворянства, Ирландское восстание в октябре 1641 года стало совокупным эффектом конфискации земли, потери политического контроля, антикатолических мер и экономического спада. Восстание было предназначено как бескровный переворот, но его лидеры быстро потеряли контроль, что привело к злодеяниям с обеих сторон. [ 10 ] В мае армия Ковенантера приземлилась в Ольстере, чтобы поддержать поселенцев шотландцев. Хотя Чарльз и Парламент оба поддержали воспитание армии для подавления восстания, ни один из них не доверял другому своим контролем; Эта напряженность в конечном итоге привела к вспышке первой гражданской войны на английском языке в августе 1642 года. [ 11 ]
В 1642 году католическая конфедерация, представляющая ирландских повстанцев, провозгласила верность Чарльзу, но Стюарты были ненадежным союзником, поскольку уступки в Ирландии стоили им протестантскую поддержку во всех трех королевствах. Кроме того, Закон об искателях приключений , утвержденный Чарльзом в марте 1642 года, финансировал подавление восстания путем конфискации земли от ирландских католиков, большая часть которой принадлежит членам Конфедерации. [ 12 ] Результатом стал трехсторонний конкурс между конфедерацией, роялистскими войсками под протестантским герцогом Ормонд и армией, возглавляемой Ковенантером в Ольстере. Последние все чаще противоречили английскому правительству; После казни Чарльза в январе 1649 года Ормонд объединил эти фракции, чтобы противостоять с 1649 по 1652 гг . [ 13 ]

Чарльз II отверг свой союз с Конфедерацией, в обмен на шотландскую поддержку в третьей английской гражданской войне , и Ормонд отправился в изгнание в 1650 году. Поражение в 1652 году привело к массовому конфискации католической и роялистской земли, и его переосмысление среди английского Парламентские солдаты и протестантские поселенцы. [ 14 ] Три королевства были объединены в Содружество Англии , восстановив свой отдельный статус, когда монархия была восстановлена в 1660 году. [ 15 ]
В правлении Чарльза доминировали экспансионистская политика Людовика XIV из Франции, которая рассматривалась как угроза для протестантской Европы. Когда его брат и наследник Джеймс объявили о своем обращении в католицизм в 1677 году, была предпринята попытка запретить его с английского престола . [ 16 ] Тем не менее, он стал королем в феврале 1685 года с широкой поддержкой в Англии и Шотландии; Католический монарх был предпочтительнее исключить «естественного наследника», и восстания протестантских диссидентов быстро подавлялись. Это также рассматривалось как временное; Джеймсу было 52 года, его второй брак был бездетным через 11 лет, а его протестантская дочь Мэри была наследником. [ 17 ]
Его религия сделала Джеймса популярным среди ирландских католиков, чья позиция не улучшилась под его братом. К 1685 году католическое право собственности на землю упала до 22%, с 90% в 1600 году, не в последнюю очередь благодаря католическим арендодателям, переходящим в англиканскую церковь. После 1673 года серия прокламаций лишила католическое джентри права на ношение оружия или занимать государственные должности. [ 18 ] Католический Ричард Тэлбот, 1 -й граф Тирконнелл , был назначен лордом -заместителем Ирландии в 1687 году и начал строить католическое учреждение, которое могло бы пережить Джеймса. Опасаясь короткого правления, Тирконнелл двигался со скоростью, которая дестабилизировала все три королевства. [ 19 ]
Джеймс уволил английские и шотландские парламенты, когда они отказались одобрить его меры религиозной терпимости , которые он применял, используя королевскую прерогативу . Это угрожало вновь открыть споры по поводу религии, вознаграждение тех, кто восстал в 1685 году и подорвал своих собственных сторонников. Он также проигнорировал влияние Эдикта Фонтенбло 1685 года , который отменил терпимость к французским протестантам и создал около 400 000 беженцев, 40 000 из которых поселились в Лондоне. [ 20 ] Два события превратились в восстание, первым из которых стало рождение сына Джеймса 10 июня 1688 года, которое создало перспективу католической династии. Вторым было судебное преследование Джеймса о семи епископах , которые, казалось, выходили за рамки терпимости к католицизму и активно нападали на церковь Англии; Их оправдательный приговор 30 июня вызвал широкое радость по всей Англии и Шотландии и уничтожило политическую власть Джеймса. [ 21 ]
В 1685 году многие опасались гражданской войны, если Джеймс обходится; К 1688 году даже граф Сандерленд , его главный министр, почувствовал, что только его удаление может предотвратить это. Сандерленд тайно координировал приглашение Уильяму , заверив Мэри и ее мужа, и племянника Джеймса, Уильям Оранжевый Английский поддержку вооруженного вмешательства. Уильям приземлился в Брикхэме 5 ноября с 14 000 человек; Когда он продвигался, армия Джеймса покинула, и он отправился в изгнание 23 декабря. [ 22 ] В феврале 1689 года английский парламент назначил совместных монархов Англии Уильяма и Марии, а шотландцы последовали их примеру в марте. [ 23 ]

Большая часть Ирландии все еще контролировалась Тирконнеллом, где Джеймс приземлился 12 марта 1689 года с 6000 французских войск. с 1689 по 1691 год Война Уильямита в Ирландии подчеркнула две повторяющиеся тенденции; Для Джеймса и его преемников главной премией была Англия, с Ирландией и Шотландией, вторичными по отношению к этому, в то время как основной французской целью было поглощение британских ресурсов, не обязательно восстановить Стюартов. [ 24 ] Выборы в мае 1689 года выступили с первым ирландским парламентом с католическим большинством с 1613 года. Он отменил изъятия кромвелл земли, конфисковал землю от Уильямите и провозгласил Ирландию «отдельным королевством из Англии», измерявшись после поражения в 1691 году. [ 25 ]
Якобит , растущий в Шотландии, добился некоторого первоначального успеха, но в конечном итоге был подавлен. Через несколько дней после того, как ирландские якобиты потерпели поражение в битве при Бойне в июле 1690 года, победа в Beachy Head дала французскому временному контролю над английским каналом . Джеймс вернулся во Францию, чтобы призвать немедленное вторжение в Англию, но англо-голландский флот вскоре восстановил морское превосходство, и возможность была потеряна. [ 26 ]
Ирландские якобиты и их французские союзники были окончательно побеждены в битве при Аугриме в 1691 году, и договор о Лимерике закончил войну в Ирландии; Будущие восприятия от имени изгнанных Стюартов были ограничены Англией и Шотландией. Акт поселения 1701 года запретил католикам с английского престола, и когда Энн стала последним монархом Стюарта в 1702 году, ее наследником был ее протестант-кузен София Ганновер , а не ее католический сводный брат Джеймс. Ирландия сохранила отдельный парламент до 1800 года, но Союз 1707 года объединил Англию и Шотландию в Королевство Великобритании . Энн рассматривала это как единое протестантское королевство, которого ее предшественники не смогли достичь. [ 27 ]
Изгнанные Стюартс продолжали агитировать для возвращения к власти, основываясь на поддержке, которую они сохраняли в трех королевствах Англии, Шотландии и Ирландии. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Это требовала внешней помощи, наиболее последовательно поставляемой Францией, в то время как Испания поддержала подъему 1719 года . В то время как переговоры также проводились в разное время со Швецией , Пруссией и Россией , они никогда не давали конкретные результаты. Хотя Стюарты были полезны в качестве рычага, их иностранные покровители, как правило, мало интересовались их восстановлением. [ 31 ]
Идеология
[ редактировать ]Историк Фрэнк Маклинн идентифицирует семь основных водителей в якобитизме, отмечая, что, хотя движение содержало «искренних людей [..], которые стремились исключительно для восстановления Стюартов», оно «дало источник легитимности для политического несогласного всех видов». [ 32 ] Установление идеологии активных участников усложняется тем фактом, что «в целом те, кто написал большинство, не действовали, и те, кто действовал, мало что писали, если что -то». [ 33 ] В результате историки приобрели разные взгляды на свою основную движущую силу. К ним относятся аристократическое отклонение от все более унитарного государства , феодальное оппозицию капитализму или шотландцев и ирландского национализма. [ 34 ]
Якобитизм использовал элементы политического богословия, разделяемого не юридическими элементами тори в Англии и членами шотландской епископальной церкви . [ 35 ] Это были божественное право королей , их ответственность перед Богом, а не человеку или парламент; Во -вторых, эта монархия была божественным институтом; В -третьих, легитимизм , спуск короны от неопределенного династического права, который не может быть отменен или аннулирован; и, наконец, в Священном Писании запрет на пассивное послушание и неретиспособность, даже к монархам, от которых индивидуальный субъект может не одобрять. [ 36 ] [ 37 ]

Якобитские пропагандисты утверждали, что такая божественно санкционированная власть была главной моральной защитой общества, в то время как его отсутствие привело к борьбе за партии . Они утверждали, что революция 1688 года позволила политической коррупции и позволила эгоистичным оппортунистам, таким как виги, религиозные несогласные и иностранцы, взять под контроль правительство и угнетать простых людей. [ 38 ]
Однако взгляды на «правильный» баланс прав и обязанностей между монархом и субъектом варьировались, и якобиты пытались различить «произвольную» и «абсолютную» власть. по не подводной церкви Ирландии Священник Чарльз Лесли был, пожалуй, самым экстремальным божественным теоретиком правого, но даже он утверждал, что монарх был связан «Его клятвой Богу, а также его обещание своему народу» и «законы справедливости и чести ". [ 39 ] Брошюры для якобитов часто предполагают, что внутренние проблемы были божественными наказаниями для англичан за отверстие их законного короля, хотя пост 1710 это было предъявлено конкретно на вигов . [ 40 ]
Эти взгляды не были придерживаются всех якобитов, [ 41 ] В то время как многие виги утверждали, что последовательность после 1688 года была также «божественно рукоположена». [ 36 ] [ 42 ] После акта урегулирования 1701 года пропагандисты -якобитские пропагандисты разбили чисто легитимистские элементы в своем письме, и к 1745 году активное продвижение наследственного и неопределенного права было в значительной степени ограничено несколькими епископальцами -шотландцами, такими как лорды Питлиго и Балмерино . [ 43 ]
Вместо этого они начали сосредотачиваться на популистских темах, таких как оппозиция постоянной армии, политическая коррупция и социальная несправедливость. [ 44 ] К 1750 -м годам сам Чарльз пообещал Тринальским парламентам, распадая армию и юридические гарантии на свободу прессы . [ 45 ] Такая тактика расширила их привлекательность, но также несла риски, поскольку они всегда могли быть подготовлены правительством, готовым предложить аналогичные уступки. [ 46 ] Продолжающийся Стюарт фокусируется на Англии и восстановлении объединенного британского престола привел к напряженности с их более широкими сторонниками в 1745 году, когда основной целью большинства шотландских якобитов было заканчивается союз 1707 года. Это означало, что после победы в Prestonpans в сентябре они предпочитали вести переговоры, а не вторгаться в Англию, как это хотел Чарльз. [ 47 ]
В более общем плане теоретики якобита отразили более широкий консервативный ток в мышлении просвещения , обращаясь к тем, кто привлекает монархистское решение воспринимаемого современного упадка. [ 48 ] Популистские песни и трактаты представили Стюартс, способные исправить широкий спектр болезней и восстановить социальную гармонию, а также контрастные голландские и ганноверские «иностранцы» с человеком, который даже в изгнании продолжал потреблять английскую говядину и пиво. [ 49 ] Хотя это особенно рассчитывается на то, чтобы обратиться к Тори, широкий спектр тем, принятых якобитскими памплерами и агентами, периодически приживляли недовольных вигов и бывших радикалов. Такие «виг-якобиты» были высоко оценены изгнанным судом, хотя многие рассматривали Джеймс II как потенциально слабый король, от которого было бы легко извлечь уступки в случае восстановления. [ 50 ]
Сторонники якобита в трех королевствах
[ редактировать ]Ирландия
[ редактировать ]Роль якобитизма в ирландской политической истории обсуждается; Некоторые утверждают, что это было широкое популярное движение и основной драйвер ирландского католического национализма между 1688 и 1795 годами. [ 51 ] Другие видят это как часть «пан-британского движения, основанного на конфессиональной и династической лояльности», сильно отличающееся от ирландского национализма 19-го века. [ 52 ] Историк Винсент Морили описывает ирландский якобитизм как отличительную идеологию в более широком движении, которая «подчеркнула милийское происхождение Стюартов, их верность католицизму и статус Ирландии как королевства с собственной короной». [ 53 ] В первой половине 18 -го века якобитизм был «основной верностью политически сознательных католиков». [ 54 ]

Ирландская католическая поддержка Джеймса была основана на его религии и предполагала готовность удовлетворить свои требования. В 1685 году ирландский Бард Дайбхи - Бруадайр отпраздновал свое вступление как обеспечение возрожденного превосходства как католической церкви в Ирландии , так и ирландского языка . Расширение армии Тирконнелла в результате создания католических полков приветствовала Диармуид Мак Картхай, что позволило вооружить местного ирландского «тадхга» и утверждать свое доминирование над «Джоном» английским протестантом. [ 55 ] И наоборот, большинство ирландских протестантов рассматривали его политику как предназначенную для «совершенно разрушения протестантского интереса и интереса английского языка к Ирландии». [ 56 ] Этот ограниченный протестантский якобитизм «священнослужителями доктрина», недовольных землевладельцев Тори и католических новообращенных », которые выступали против католицизма, но все еще считали удаление Джеймса незаконным. [ 57 ] Несколько министров Церкви Ирландии отказались поклясться в верности новому режиму и стали не младшими , самым известным из которых является пропагандист Чарльз Лесли . [ 58 ]
С тех пор, как восстановление Англии было его основной целью, Джеймс рассматривал Ирландию как стратегический тупик, но Луи XIV из Франции утверждал, что это было лучшее место для начала войны с изменением режима , поскольку администрация контролировалась Тирконнеллом, и его причина была популярна среди большинства Католическое население. [ 59 ] Джеймс приземлился в Кинсейл в марте 1689 года и в мае назвал первым парламентом Ирландии с 1666 года, в первую очередь, обращаясь за налогом для финансирования военных действий. Tyrconnell обеспечил преимущественно католические электораты и кандидатов, выпустив новые городские чартеры, приняв католиков в городские корпорации и устранение «нелояльных членов». [ 60 ] Поскольку выборы не проводились во многих северных районах, Ирландская палата общин была 70 членов, а 224 из 230 депутатов были католиками. [ 61 ]
Известный ирландским историкам 19-го века « парламентом патриота », он открылся, объявив Джеймса как законного короля и осуждая «измененных субъектов», которые его свергли. В ирландских якобитах были некоторые дивизии по вопросу о возвращении всех католических земель, конфискованных в 1652 году после того, как Кромвельское завоевание Ирландии . Большинство Ирландской палаты общин хотело, чтобы Закон об урегулировании Кромвеля в 1652 году был отменен полностью, причем право собственности вернулось в то, что преобладало в 1641 году. Это было против меньшинства в католической элите, которое выиграло от Закона 1662 года , Группа, в которую входили сам Джеймс, Тирконнелл и другие члены ирландского дома лордов . Вместо этого они предположили, что те, кто лишен лишений в 1650 -х годах, следует восстановить в половине их поместий и оплачиваемой компенсации оставшихся. [ 62 ] Однако, когда общее общее количество в подавляющем большинстве в пользу полного восстановления Тирконнелл убедил лордов одобрить законопроект. [ 63 ]
Более серьезными были различия между парламентом и Джеймсом, которые сопротивлялись любым мерам, которые могли бы «неудовлетворены его протестантскими субъектами» в Англии и Шотландии. [ 63 ] Они противоречат требованиям ирландского парламента, что в дополнение к восстановлению земли включало терпимость к католицизму и ирландской автономии. [ 64 ] Французский дипломат заметил, что у Джеймса было «сердце, слишком английское, чтобы сделать все, что могло бы раздражать англичан». Поэтому он сопротивлялся мерам, которые могли бы «неудовлетворить его протестантских подданных» в Англии и Шотландии, жалуясь, «он попал в руки людей, которые протарали бы много тяжелых вещей в его горло». [ 63 ] Когда стало ясно, что парламент будет голосовать за военные налоги только в том случае, если он удовлетворит их минимальные требования, Джеймс неохотно дал свое согласие с законопроектом о земель Тирконнелла и принял счет за достижение , конфисковав владения из 2000, в основном протестантских «повстанцев». [ 65 ] Хотя он также утвердил резолюцию парламента о том, что Ирландия была «отдельным королевством», а законы, принятые в Англии, не применялись там, он отказался отменить закон Пойнинга , который требовал, чтобы ирландское законодательство было утверждено английским парламентом. [ 66 ]
Несмотря на свой собственный католицизм, Джеймс рассматривал протестантскую церковь Ирландии как важную часть его базы поддержки; Он настаивал на том, чтобы сохранить свое юридическое повышение, хотя согласие на землевладельцев придется только платить десятину духовенству своей собственной религии. [ 65 ] Тем не менее, цена на эти уступки заключалась в том, чтобы в значительной степени удалить англиканский элемент из ирландского якобитизма, который после этого стал почти полностью католической идеологией. После 1690 года ирландские якобиты также были разделены между «миротворческой партией» Тирконнелла, которые продолжали искать согласованное решение, и «войной», во главе с Патриком Сарсфилдом, который предпочитал борьбу до конца. [ 67 ]

Джеймс покинул Ирландию после поражения в Бойне в 1690 году, сказав своим сторонникам «сдвинуться на себя». [ 68 ] Это привело к тому, что некоторые изобразили его как ( ирландский : «Séamus an chaca» , «Джеймс дерьмо»), который покинул своих верных последователей. [ 69 ] Тем не менее, ученый-гэльский ученый Брюандан-Буачалла утверждает, что его репутация впоследствии выздоровела как «законного короля ... суждено вернуться», и ирландские писатели якобита высшего класса, такие как Чарльз О'Келли и Николас Планкетт, обвинили «коррумпированные английские и шотландские советники» дезертирство. [ 70 ]
После 1691 года меры, принятые парламентом 1689 года, были аннулированы, уголовные законы криминализировали практику католицизма и запретили католикам из общественной жизни, в то время как акт достижения использовался для оправдания дальнейших конфискаций земли. 12 000 якобитских солдат отправились в изгнание в диаспоре, известную как полет диких гусей , большинство из которых были впоследствии поглощены французской королевской армии ирландской бригадой . Около 1000 человек ежегодно набрали для французских и испанских армий, многие из которых были «осязаемой приверженностью делу Стюарта». [ 71 ] Элементы французской ирландской бригады приняли участие в шотландском якобитском подъеме в 1745 году.
Ирландские поэты, особенно в Мюнстере , продолжали отстаивать дело после смерти Джеймса; В 1715 году Эойн О Калланайн описал своего сына принца Джеймса Фрэнсиса Эдварда Стюарта как « даосис -на » или «вождь Гаэльса». [ 72 ] Как и в Англии, в течение 1720 -х годов, день рождения принца Джеймса 10 июня был отмечен празднованием в Дублине и такими городами, как Килкенни и Голуэй . Они часто сопровождались беспорядками, предлагаемыми в качестве доказательства популярных про-якобитовых симпатий. [ 73 ] Другие утверждают, что беспорядки были распространены в городских районах 18-го века и рассматривают их как «серию ритуальных столкновений». [ 74 ]
В сочетании с якобитской риторикой и символикой во многих работах поэзии айзлинг , составленной на ирландском языке и широко распространенной поддержке народной поддержки , или якобитских партизан , таких как Эамон, хнуак , Джон Херли и галопический хоган , дают некоторые историки, теперь утверждают, что Популярная поддержка реставрации Стюарта. [ 75 ] Другие, однако, утверждают, что трудно различить «как далеко риторический якобитизм отражал поддержку Стюартов, в отличие от недовольства статус -кво». [ 76 ] Тем не менее, страхи перед возрожденным католическим якобитизмом среди правящего протестантского меньшинства означали, что антикатолические уголовные законы оставались в течение большей части восемнадцатого века. [ 77 ]
Поскольку уголовные законы запрещали ирландским католикам иметь военную подготовку или даже владеть или носить оружие, в 1715 или 1745 году не было никаких ирландских родов, сопровождающих тех, кто в Англии и Шотландии; Одним из предложений является после 1691 года, по разным причинам разоруженных и лишенных гражданских прав ирландских якобитов обращались к европейским союзникам или возвращению диких гусей, а не планировали внутреннее восстание. [ 69 ] С 1720 -х годов многие восходящие мобильные католики были готовы поклясться лояльности Ганноверского режима, но отказались от присяги о возмещении , что требовало осуждения авторитета Папы и доктрин о трансстанции и реального присутствия как «базового и идолоподобного». Полем [ 78 ] После эффективной кончины якобита в 1750 -х и 60 -х годах многие католические джентри отказались от поддержки из Стюартов. Вместо этого они создали такие организации, как Католическая Конвенция , которая работала в существующем состоянии для возмещения католических жалоб. [ 79 ] Когда Чарльз умер в 1788 году, ирландские националисты искали альтернативных либераторов, среди которых Французская Первая Республика , Наполеон Бонапарта и Даниэль О'Коннелл . [ 80 ] Якобитская идеология с тех пор повлияла на гэльское возрождение и большую часть традиционного ирландского национализма .
Англия и Уэльс
[ редактировать ]Часть политической серии на |
Торизм |
---|
![]() |
В Англии и Уэльсе якобитизм часто ассоциировался с тори , многие из которых поддерживали право Джеймса на престол во время кризиса исключения . Идеология тори подразумевала, что ни «время, ни законы [...] не могли улучшить грех узурпации», [ 81 ] В то время как общие темы Тори и Якобита Божественного Права и Священного Царственности могли предоставить альтернативу концепциям вигов «свободы и собственности». [ 82 ] Меньшинство ученых, в том числе Eveline Cruickshanks , утверждают, что до конца 1750-х годов тори были крипто-якобитской партией; Другие, что якобитизм был «конечностью торизма». [ 83 ] Тем не менее, превосходство англиканской церкви также было центральным в идеологии Тори, и Джеймс потерял свою поддержку, когда его политика, казалось, угрожала этому первенству. Закон об урегулировании 1701 года, за исключением католиков с английского престола, был принят администрацией Тори; Для подавляющего большинства католицизм Стюарта был непреодолимым препятствием для активной поддержки, в то время как доктрина неретиспособности тори также отговаривала их от поддержки изгнанников против действующего монарха. [ 84 ]

В течение большей части периода с 1690 по 1714 год парламент либо контролировался тори, либо равномерно разделен с вигами; Когда Джордж сменил Энн, большинство надеялась примириться с новым режимом. Граф Мар , который возглавил подъему 1715 года, наблюдал «Якобитизм, который они использовали для маркировки тори, теперь я предполагаю, что я предполагаю из дверей». [ 85 ] Тем не менее, Джордж обвинил правительство Тори 1710 по 1714 года в мире Утрехта , которое он рассматривал как вредный для своего родного штата Ганновер . Его изоляция бывших министров тори, таких как лорд Болингброк и граф Мар, сначала въехали их в оппозицию, а затем изгнали. Их исключение из власти между 1714 и 1742 годами привело к тому, что многие тори оставались в контакте с якобитским судом, который они считали потенциальным инструментом для изменения или давления на существующее правительство. [ 86 ]
В 1715 году 29 мая, День восстановления, День восстановления , День восстановления и 10 июня, в день рождения Джеймса Стюарта, особенно в городе, в которых преобладали Тори, такие как Бристоль , Оксфорд , Манчестер и Норвич , хотя они молчали в 1715 году. В 1730 -х годах многие демонстрации «якобитов» в Уэльсе и в других местах были обусловлены местной напряженностью, особенно враждебностью к методизму , и показали атаки на нонконформистские часовни. [ 87 ] Большинство английских участников в 1715 году прибыли из традиционно католических районов на северо -западе, таких как Ланкашир . [ 88 ] К 1720 году в Англии и Уэльсе было менее 115 000 человек, и большинство из них оставалось верным в 1745 году, включая герцога Норфолк , глава английской католической общины, приговоренной к смертной казни за его роль в 1715 году, но помиловал. [ 89 ] Несмотря на это, симпатии были сложными; Агент Норфолка Эндрю Кровь присоединился к Манчестерскому полку , и позже он нанял еще одного бывшего офицера Джона Сандерсона в качестве своего хозяина лошади. [ 90 ] Английские католики продолжали предоставлять изгнанию финансовую поддержку в 1770 -х годах. [ 91 ]
В 1689 году около 2% духовенства в англиканской церкви отказались принять клятву верности Уильяму и Марии; Один список определяет в общей сложности 584 духовенства, школьных мастеров и университетских дон в качестве не присяжных . [ 92 ] Это почти наверняка снижает их число, потому что многие симпатики оставались в Англиканской церкви, но не присяжные были непропорционально представлены в якобитских Risings и беспорядках и предоставили много «мучеников». К концу 1720 -х годов аргументы в пользу доктрины и смерть ее инициаторов уменьшили церковь до нескольких разбросанных общин, но некоторые из тех, кто казнен в 1745 году, прибыл из Манчестера, последнего значительного собрания в Англии. [ 93 ]
квакера Лидер Уильям Пенн был выдающимся неконформистским сторонником Джеймса, хотя это было основано на их личных отношениях и не пережил его показания. Другим элементом английского якобитизма была горстка недовольных радикалов, для которых изгнанные Стюарты предоставили потенциальную альтернативу учреждению вигов. Примером был Джон Мэтьюз, якобитский принтер, исполненный в 1719 году; Его брошюра Vox Populi Vox dei подчеркнула Lockean теорию социального договора , доктрина, очень немногие тори того периода. [ 44 ]
Шотландия
[ редактировать ]Шотландский якобитизм имел более широкие и более обширные корни, чем в Англии. 20 000 шотландцев сражались за якобитов в 1715 году по сравнению с 11 000, которые вступили в государственную армию, и были большинством из 9 000 до 14 000, которые служили в 1745 году. [ 94 ] Одной из причин была настойчивость феодализма в некоторых частях сельской Шотландии, где арендаторы могли быть вынуждены предоставить своим арендодателям военную службу. Многие из горных глэнов , которые были особенностью армий якобитов, были подняты таким образом: во всех трех основных восходящих ростах основная часть ранга и файла была поставлена небольшим количеством северо-западных кланов, чьи лидеры присоединились к восстанию. [ 95 ]

Несмотря на это, многие якобиты были протестантскими низментами, а не католиками, гэльскими, говорящими на легенде. [ 96 ] К 1745 году менее 1% шотландцев были католическими, ограниченными дальним северо-западом и несколькими благородными семьями. [ 97 ] Большая часть ранга и файла, а также многие лидеры якобитов, принадлежали к протестантским епископальным общинам, не предназначенным. [ 98 ] В течение 17 -го века тесная связь между шотландской политикой и религией означала, что изменения режима сопровождались тем, что проигравшие изгнали из церкви Шотландии . В 1690 году более 200 священнослужителей потеряли свои приходы, в основном в Абердиншире и Банфшире , в настоящей епископальной области с 1620 -х годов. В 1745 году из этой части страны приходилось около 25% новобранцев якобитов. [ 99 ]
Епископализм был популярен среди социальных консерваторов, так как он подчеркнул необоснованное наследственное право, абсолютное послушание и подразумеваемое отложение линии старшей Стюарта было нарушением естественного порядка. [ 100 ] Церковь продолжала возывать молитвы за Стюартов до 1788 года, в то время как многие отказались клянуться в верность ганноверцам в 1714 году. [ 101 ] Однако даже в 1690 году существенное меньшинство, приспосабливаемое к новому режиму, что значительно увеличилось после создания шотландской епископальной церкви в 1712 году. [ 102 ]
Епископальные министры, такие как профессор Джеймс Гарден Абердина, представили Союз 1707 года как один из серии бедствий, которые могут стать Шотландией, спровоцированные «грехами [...] восстания, несправедливости, угнетения, раскола и проживания». [ 103 ] Оппозиция была усилена мерами, введенными Парламентом Великобритании после 1707 года , в том числе Законом о измене 1708 года , решением 1711 года, которое запрещало шотландцам с английскими или британскими пэрами с их мест в Палате лордов и повышением налогов. [ 104 ] Несмотря на свои предпочтения, Стюартс пытался обратиться к этой группе; В 1745 году Чарльз выпустил декларации, растворяющие «притворенный союз», несмотря на опасения, что это оттолкнет его сторонников английского языка. [ 105 ]
Однако противодействие законодательству после союза не было ограничено якобитами. Многие пресвитериане выступили против создания епископальной церкви в 1712 году и других мер снисходительности, в то время как худшие налоговые беспорядки имели место в Глазго , городе, отмеченном своей антипатией Стюартам. [ 106 ] Как и в Англии, некоторые возражали меньше против Союза, чем Ганноверскую связь; Лорд Джордж Мюррей , старший якобитский командир в 1745 году, был профсоюзом, который неоднократно не соглашался с Чарльзом, но выступал против «войн [...] из -за избирателей Ганновера». [ 107 ]
Сообщество
[ редактировать ]
В то время как агенты якобитов продолжали свои попытки нанять недовольных, наиболее преданные якобиты часто были связаны относительно небольшими семейными сетями, особенно в Шотландии; Якобитские мероприятия в таких областях, как Пертшир и Абердиншир, сосредоточены на ограниченном числе влиятельных семей, в значительной степени вовлеченных в 1715 и 1745. [ 108 ]
Некоторые из самых влиятельных землевладельцев сохранили лояльность своего учреждения, но сохранили традиции верности Стюарта, позволяя младшим сыновьям участвовать в активном якобитизме; В 1745 году Льюис Гордон , как считается, является прокси для своего брата, герцога Гордона . [ 109 ] Многие лидеры якобитов были тесно связаны друг с другом и сообществом изгнания по браку или крови. Это привело к тому, что некоторые историки, в частности, Брюс Ленман, охарактеризовать якобитское восприятие как попытки переворота с французским государством небольшой сетью, взятой из элиты, хотя эта точка зрения не общепринята. [ 110 ]
Семейные традиции якобитской симпатии были усилены с помощью таких объектов, как надписанная стеклянная посуда или кольца со скрытыми символами, хотя многие из тех, кто выживает, на самом деле являются нео-джакобитными творениями 19-го века. Другие семейные семейные реликвии содержали ссылку на казненные якобитские мученики, для которых движение сохранило необычный уровень почитания. [ 111 ] Тартанская ткань, широко принятая якобитской армией в 1745 году, использовалась в портретной живописи как символ симпатий Стюарта, еще до восхода. Вне элитных социальных кругов, якобитское сообщество распространяло пропаганду и символические объекты через сеть клубов, продавцов печати и педларов, нацеленных на провинциальный джентри и средний сортинг. В 1745 году принц Чарльз заказал памятные медали и миниатюрные картинки для тайного распределения. [ 112 ]

Среди наиболее заметных элементов якобитской общины были пьющие клубы, основанные в начале 18-го века, такие как Шотландский клуб Бакс или «Цикл белой розы», во главе с валлийским тори сэром Уоткин Уильямс-Винн . [ 113 ] Другие включали «морские сержанты», в основном составленные из Южного Уэльса Джентри или «Независимых избирателей Вестминстера» во главе с Гламорганшира адвокатом Дэвидом Морганом , казненным за его роль в 1745 году. [ 114 ] Помимо Моргана, подавляющее большинство их членов не принимали участия в подъеме 1745 года; Позже Чарльз сказал: «Я сделаю для валлийских якобитов, что они сделали для меня. Я выпью их здоровье». [ 115 ]
День Oak Apple 29 мая отметил Чарльза II и стал поводом для демонстрации симпатии Стюарта, как и «День белой розы», день рождения старого претендента 10 июня. [ 116 ] Символы обычно использовались якобитами, учитывая, что они не могут быть привлечены к ответственности за их использование; Наиболее распространенной из них была Белая Роза Йорка , принятая после 1688 года по причинам, которые сейчас неясны. Были предложены различные происхождения, в том числе его использование в качестве древнего шотландского королевского устройства, его связь с Джеймсом II в качестве герцога Йоркского , или Чарльз, который я называл «Белым королем». [ 117 ] Якобитские военные подразделения часто использовали простые белые стандарты или кокарды , в то время как зеленые ленты были еще одним признанным символом Стюарта, несмотря на их связь с Whig Green Ribbon Club . [ 118 ]
Пост-1745 упадок
[ редактировать ]Несмотря на то, что он приветствовал героя по возвращении в Париж, прием Чарльза за кулисами был более приглушенным. У D'Eguilles , неофициального французского посланника якобитов, было низкое мнение о нем и других старших якобитах, назвав Лохгарри как «бандидит», и предполагая, что Джордж Мюррей был британским шпионом. Со своей стороны, шотландцы были разочарованы из -за отсутствия значимой поддержки английского или французского, несмотря на постоянные гарантии обоих. [ 119 ] События также подчеркнули реальность того, что низкий уровень, продолжающийся мятеж, был гораздо более рентабельным для французов, чем реставрация, что является формой войны, потенциально разрушительной для местного населения. [ D ] Раскрывая дивергенцию между шотландскими, французскими и Стюартскими целями, а также отсутствием поддержки в Англии, Rising 1745 года прекратило якобитизм как жизнеспособную политическую альтернативу в Англии и Шотландии. [ 44 ]
Британские власти приняли серию мер, предназначенные для предотвращения использования шотландского нагорья для другого роста. Новые форты были построены, военная дорожная сеть наконец завершилась, и Уильям Рой сделал первый комплексный опрос Highlands. [ 120 ] Большая часть власти, удерживаемой горными вождями, полученными от их способности требовать военной службы от их кланов, и даже до 1745 года система кланов была под сильным стрессом из -за изменения экономических условий; Закон о наследственных юрисдикциях убрал такой феодальный контроль над начальниками Хайленда. [ 121 ] Это было гораздо более значимым, чем более известный акт запрета , который запрещал одежду на высоком уровне, если они не носят на военную службу: его влияние обсуждается, а закон был отменен в 1782 году. [ 121 ]

Еще в 1745 году французы боролись с затратами на войну австрийской преемственности , и в июне 1746 года они начали мирные переговоры с Британией в Бреда . Победы во Фландрии в 1747 и 1748 годах фактически ухудшили свою позицию, привлекая в ранее нейтральную Голландскую Республику , на которой они полагались, чтобы избежать британской военно -морской блокады. [ 122 ] К 1748 году нехватка продовольствия среди французского населения принесла мир вопросом срочности, но британцы отказались подписать договор Аикс-Ла-Шелле, в то время как Чарльз оставался во Франции. После того, как он проигнорировал просьбы уйти, французы потеряли терпение; В декабре 1748 года он был кратко заключен в тюрьму, прежде чем его депортировали. [ 123 ]
В июне 1747 года его брат Генри стал католическим священником; Учитывая, что у Чарльза не было законного наследника, это было замечено как молчаливое признание их отцом Джеймсом, что якобитское дело было закончено. Чарльз продолжал изучать варианты восхождения в Англии, включая его обращение в англиканство, предложение, которое возмутило его отца Джеймса, когда предложило ранее. [ 124 ] Он «тайно» посетил Лондон в 1750 году, чтобы встретиться с сторонниками, и был введен в церковь, не являющаяся присяжным . [ 125 ] Тем не менее, снижение якобитизма демонстрируется тем фактом, что король Георг II и его правительство хорошо знали о присутствии Чарльза и не сделали ничего, чтобы вмешаться. Английские якобиты ясно дали понять, что они ничего не сделают без иностранной поддержки, что, несмотря на уверенности Чарльза Фредерику II из Пруссии, казалось маловероятным. [ 126 ]
Сюжет, чтобы захватить или убить Георга II, возглавляемое Александром Мюрреем из Элибанка , был предан правительству Аластером Руадхом Макдоннеллом или «маризует шпион», но не раньше, чем Чарльз послал два изгнания в качестве агентов. Одним из них был Арчибальд Кэмерон , ответственный за набор камерона в 1745 году, который, как утверждается, был предан его собственным кланам и казнен 7 июня 1753 года. [ 127 ] В споре 1754 года с английскими заговорщиками пьяный и все более отчаянный Чарльз угрожал опубликовать свои имена за то, что он «предал» его; Большинство оставшихся английских симпатиков теперь оставили причину. [ 128 ]
В течение семилетней войны в 1759 году Чарльз встретил Чоазела , тогдашнего главного министра Франции , чтобы обсудить еще одно вторжение , но Choiseul уволил его как «недееспособный напиток». [ 129 ] Якобитское дело было оставлено французами, в то время как британские сторонники перестали предоставлять средства; Чарльз, который вернулся в католицизм, теперь полагался на папство, чтобы финансировать свой образ жизни. Однако со смертью отца Чарльза в 1766 году ганноверцы получили фактическое признание Папы. [ 130 ] Несмотря на уступки Генри, Клемент XIII отказался признать своего брата Чарльзом III; Чарльз умер от инсульта в Риме в январе 1788 года, разочарованного и озлобленного человека. [ 131 ]
После смерти Чарльза шотландские католики поклялись в доме Ганновера и решили два года спустя, чтобы молиться за короля Георга по имени. Стюарт претендует на Генри, ныне кардинал, который набрал себя короля Генриха IX из Англии. После того, как он попал в финансовые трудности во время французской революции , ему было предоставлено стипендия Георгия III . Тем не менее, его отказ отказаться от его претензии о том, что он «Генри IX» предотвратил полное примирение с домом Ганновера. [ 132 ]
Во время ирландского восстания 1798 года , возглавляемого Объединенными ирландцами при поддержке французской поддержки, каталог предложил сделать Генри Кинга из ирландцев . [ 133 ] [ 134 ] Они надеялись, что это привлечет поддержку со стороны католических ирландцев и приведет к созданию стабильного клиентского государства. Вулф Тон недолгая ирландская республика . , протестантский республиканский лидер, отверг это предложение, и вместо этого была провозглашена [ 134 ]
После смерти Генри в 1807 году иск якобита передал те, кто был исключен в соответствии с Законом о урегулировании 1701 года. С 1807 по 1840 год он проводился домом Савойя , затем домом Габсбург-Лотарингии до 1919 года, в то время как нынешний якобитский наследник- Франц, герцог Баварии , из дома Виттельбаха . Тем не менее, ни он, ни какой -либо из его предшественников с 1807 года не выполнили свои претензии. Генри, Чарльз и Джеймс увековечены в памятнике Королевским Стюартам в Ватикане. [ Цитация необходима ]
Анализ
[ редактировать ]Традиционная историография вигов рассматривала якобитизм как незначительную угрозу для прогресса в направлении современной парламентской демократии, считая мнение, что, когда он был побежден, она никогда не мог выиграть. [ 135 ] Представляя «доиндустриальный патернализм» и «мистический лоялизм» против дальновидного индивидуализма, эта концепция якобитизма была подкреплена стереотипом Маколея типичного «тори-якобита» как «фанатичного, невежественного, пьяного филистина». [ 135 ]
Более поздние анализы, такие как JCD Clark , предполагают, что якобитизм может рассматриваться как часть «глубокой вены социального и политического консерватизма, работающего на протяжении всей британской истории», утверждая, что урегулирование вигов не было так стабильно, как было изображено. [ 136 ] Дальнейший интерес к исследованиям якобитов был вызван переоценкой националистических чаяний шотландских якобитов, в частности, подчеркивая их место в рамках продолжающихся политических дебатов.
Романтическое возрождение
[ редактировать ]Поскольку политическая опасность якобитизма отступила, движение все чаще рассматривалось как романтический символ прошлого, особенно последнее восстание. Реликвии и сувениры 1745 года были сохранены, и сам Чарльз праздновал на «все более эмоциональном языке». Эта тенденция мемориализации была подкреплена публикацией в 1830 -х годах отборов из Лиона в трауре Робертом Форбсом (1708–1775), набором исходных материалов и интервью с участниками якобита в RISING 1745 года. [ 137 ]
Историография 19-го века часто представляла шотландских якобитов как в первую очередь обусловлено романтической привязанностью к Стюартам, а не реальностью людей с разнородными мотивами. Это соответствовало викторианскому изображению горцев в качестве «боевой расы», отличной от традиции «неуместной лоялизма» с момента перехода в британскую корону. [ 138 ] Участие низменных шотландцев и северо-восточного джентри было менее подчеркнуто, в то время как его ирландские консультанты по-якобитов, такие как капитан Феликс О'Нил y O'Neille , [ 139 ] до недавнего времени, неточно представлены как бесполезные люди, которые оказали исключительно негативное влияние на Чарльза Стюарта в 1745 году. [ 140 ]

Уолтер Скотт, автор книги «Уэверли» , истории о восстании 1745 года, объединил романтический взгляд на якобитизм с верой в то, что он говорит как практические преимущества whiggism . В 1822 году он организовал представление о том, что они заново изобрели шотландские традиции для визита короля Георга IV в Шотландию . Показы тартана оказались чрезвычайно популярными, а одежда на высоком уровне, ранее связанная с восстанием и сменой режима, стала эмблемами шотландской национальной идентичности . Некоторые потомки тех, кто достигнут восстания, были восстановлены в 1824 году, в то время как преследование и дискриминационные законы против католиков были отменены благодаря усилиям Даниэля О'Коннелла в 1829 году. Политический и военный якобитизм теперь благополучно ограничены «более ранней эпохой». До сих пор в значительной степени игнорируется место их последнего поражения в Каллодене, начал праздновать. [ 141 ]
Нео-джакобитное возрождение
[ редактировать ]В конце 1880 -х годов и в 1890 -х годах и в 1890 -х годах произошло краткое возрождение политического якобитизма. [ 142 ] Был сформирован ряд якобитских клубов и обществ, начиная с ордена Белой Розы, основанной Бертрамом Эшбернхэмом в 1886 году. [ Цитация необходима ] В 1890 году Герберт Вивиан и Руарайд Эрскин стали соучредителями еженедельной газеты «Винтерв» , которая поддерживала политическую точку зрения якобита. [ мертвая ссылка ] Вивиан, Эрскин и Мелвилл Генри Массуе сформировали легитимистку Якобитской лиги Великобритании и Ирландии в 1891 году, которая продолжалась в течение нескольких лет. Вивиан продолжал участвовать в парламенте четыре раза на якобитской платформе - хотя он не был избран каждый раз. [ 143 ] Возрождение в значительной степени подошло к концу с Первой мировой войной , и различные общества того времени теперь представлены Королевским обществом Стюарта .
Литературное наследие
[ редактировать ]Английские и низменные шотландцы
[ редактировать ]Многие якобитские народные песни появились в Шотландии в романтическую эпоху ; Ряд примеров был собран коллегой Скотта Джеймсом Хоггом в его якобитских реликвиях , в том числе несколько, которые он, вероятно, сочинил себя. Поэты шотландцев, такие как сэр Уолтер Скотт , Роберт Бернс , Алисия Энн Споттисвуд , Агнес Максвелл Маклеод и Каролина Нэрн, Леди Наэрн (чья « Бонни Чарли » остается популярной), добавили дополнительные примеры. Многие из этих песен видели обновленную популярность с начала британского народного возрождения в 1950 -х годах.
Относительно немногие из самых известных сохранившихся песен, за исключением тех, которые Уильям Гамильтон и Джеймс Робсон , на самом деле встречаются со времен роста, и большинство из тех, кто это делает, на других языках, чем английский или шотландцы.
Литература ирландского языка
[ редактировать ]Продемонстрированный в 1924 году Даниэлем Коркери , в современной литературе по ирландцам , якобитизм вдохновил на чрезвычайно влиятельный мечты или видения мечты жанр ирландской бардской поэзии . Один из наиболее широко известных как моя яркость Шана Клараха Мак Домнаил . , rua éamonn Aogán ó rathaille , antoic , tadhg gaelach ó souilleabháin eoghan ó souilleabháin и donnchadh ruadh mac conmara . и Máire Bhuidhe Ní Laoghaire , Pádraig Phiarais Cúndún к более поздним причинам и Seán Gaelach ó Souilleabháin борьбе ирландского народа . честь " в С 1976 года стихотворение мечты Лиама Мак -Уистина
Шотландская гэльская литература
[ редактировать ]К 1933 году Джон Лорн Кэмпбелл опубликовал новаторскую книгу «Горные песни сорок пять» , состоящих из 32 гэльских песен, которые были проанализированы на наличие политического содержания, аннотированные и опубликованы с личными переводами в английский пустой стих или Unrhymed Iambic Pentameter ; Настоящие культурные, политические и религиозные причины якобита в 1745 году были скрыты романами сэра Уолтера Скотта и Роберта Луи Стивенсона , которые оба изображали «Горник как романтический герой, борющийся за потерянное дело». [ 144 ] В ответ Кэмпбелл намеревался дать «голос безмолвным - обычным людям, которым никогда не разрешали говорить за себя». [ 145 ]
Поскольку объем Кэмпбелла и его более поздние опубликованные работы были раскрыты в англоязычном мире , в рамках шотландской гэльской литературы , якобитской идеологии и событий восходов вдохновляли бессмертную поэзию Иаина Лома , Силеаса На Сеапай , Аласдейр Мак Мхайстр Аласдейр, Иайн Мак-Исвар, Аласдейр Мак Мхайстр Аласдейр, Иайн Мак-Иипейр, Аласдейр Мак Мхайстр Аласдейр, Иайн Мак-Иипейр, Аласдейр Мак Мхайстр Аласдейр , Иайн Мак-Иипейр , Аласдейр Мак Мхайст . Катриона Ник Феаргхайс , Иэн Руадх Стхибхарт и Уильям Росс . Несмотря на то, что его собственная бессмертная поэзия о борьбе за правительство в Кэмпбелле Аргайл -Милиции во время битвы при Фолкерк Мьюр в 1746 году, [ 146 ] По словам Кэмпбелла, их современник, Дункан Бан Макинтайр , предлагает в своей более поздней поэзии «интересное свидетельство о горько восстал против этого ". [ 147 ]
Заявители Англии, Шотландии, Ирландии и Франции
[ редактировать ]- Джеймс II и VII (6 февраля 1685 - 16 сентября 1701 года).
- Джеймс III и VIII (16 сентября 1701 года - 1 января 1766 года) Джеймс Фрэнсис Эдвард Стюарт, также известный как Chevalier de St. George , король над водой или старый претендент . (Сын Джеймса II)
- Чарльз III (1 января 1766 г. - 31 января 1788 года), Чарльз Эдвард Стюарт, также известный как Бонни Принс Чарли , молодой шевалье или молодой претендент . (Сын Джеймса III)
- Генри IX и я (31 января 1788 - 13 июля 1807 г.) Генри Бенедикт Стюарт, также известный как кардинальный король . (Сын Джеймса III)
Со времени смерти Генри, ни один из якобитских наследников не претендовал на английские или шотландские престолы. Франц, герцог Баварии (родился в 1933 году), прямой поток Чарльза I , является нынешним законным наследником дома Стюарта. Было высказано предположение, что отмена акта урегулирования 1701 года может позволить ему претендовать на трон, хотя он не выразил заинтересованности в этом. [ 148 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Список движений, которые оспаривают легитимность правящего монарха
- Карлизм
- Традиционалистский консерватизм
Пояснительные сноски
[ редактировать ]- ^ «Старый претендент»
- ^ «Молодой претендент»
- ^ Шотландский гэльский : Seumasachas , [ˈʃeːməs̪əxəs̪] ; Ирландцы : SeaCaibíteachas , Séamusachas ; Термин проистекает из Якобуса , латинской версии имени Джеймса II из Англии , которая выставлена на латыни как Якобус и его последователи, известные как якобиты
- ^ Суммировано в британском разведывательном докладе о 1755 году: «...», это не в интересах Франции, когда -либо восстановлена Палата Стюарта Шуда, так как это будет только объединить три королевства против них; Англия не будет иметь внешней части [угрозы] Нам, и [...] предотвратите любого из его потомков (Стюартов), пытающихся что -либо против свобод или религии народа ».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Harris 2007 , с. 271–272.
- ^ Barnes 1973 , с. 310–312.
- ^ Gooch 1995 , p. 13
- ^ Goldsworthy 2001 , с. 78–79.
- ^ Стивен 2010 , с. 49
- ^ Райан 1975 , с. 122–124.
- ^ Джейкоб 1976 , с. 335–341.
- ^ Kenyon & Ohlmeyer 1998 , p. 12
- ^ Kenyon & Ohlmeyer 1998 , p. 16
- ^ Ленихан 2001a , с. 20–23.
- ^ Kenyon & Ohlmeyer 1998 , p. 31
- ^ Manganiello 2004 , p. 10
- ^ Ленихан 2001b , с. 11–14.
- ^ Ленихан 2014 , с. 140–142.
- ^ Стать 2010 , с. 63–68.
- ^ Harris 1993b , pp. 581–590.
- ^ Миллер 1978 , с. 124–125.
- ^ McGrath 1996 , с. 27–28.
- ^ Harris 1993 , pp. 123–127.
- ^ Spielvogel 1980 , p. 410.
- ^ Harris 2007 , с. 235–236.
- ^ Harris 2007 , с. 3–5.
- ^ Трус 1980 , с. 460.
- ^ McKay 1983 , с. 138–140.
- ^ Ленихан 2014 , с. 174–179.
- ^ Линн 1999 , с. 215
- ^ Сомерсет 2012 , с. 532–535.
- ^ «Якобиты и Союз» . Создание профсоюза . Би -би -си. Архивировано из оригинала 27 июня 2020 года . Получено 18 августа 2020 года .
- ^ - Ciardha 2000 , p. 21
- ^ «Якобитские восстания: хронология» . Историческая Великобритания . Архивировано из оригинала 23 августа 2020 года . Получено 18 августа 2020 года .
- ^ Wills 2001 , с. 57–58.
- ^ McLynn 1982 , p. 99
- ^ Ленман 1980 , с. 36
- ^ McLynn 1982 , с. 98–99.
- ^ Szechi 1994 , p. 92
- ^ Jump up to: а беременный Браун 2002 , с. 47
- ^ Кларк 1985 , с. 89
- ^ Monod 1993 , p. 92
- ^ Monod 1993 , p. 18
- ^ Monod 1993 , p. 28
- ^ Эрскин-Хилл 1982 , с. 55
- ^ Гибсон 2012 , с. 12
- ^ McLynn 1982 , p. 109
- ^ Jump up to: а беременный в Коллли 1985 , с. 28
- ^ Szechi 1994 , p. 38
- ^ Колли 1985 , с. 29
- ^ Езда 2016 , с. 199.
- ^ Monod 1993 , p. 81.
- ^ Szechi 1994 , p. 36
- ^ Szechi 1994 , p. 60
- ^ - Ciardha 2000 , стр. 21, 30.
- ^ Коннолли 2014 , с. 27–42.
- ^ Morely 2016 , с. 333.
- ^ Коннолли 1992 , с. 233–249.
- ^ - Ciardha 2000 , стр. 77–79.
- ^ Ленихан 2008 , с. 175.
- ^ - Ciardha 2000 , p. 89
- ^ Дойл 1997 , с. 29–30.
- ^ Миллер 1978 , с. 220–221.
- ^ Gills 2016 , P. "
- ^ Дойл 1997 , с. 30
- ^ Ленихан 2008 , с. 178.
- ^ Jump up to: а беременный в Ленихан 2014 , с. 136
- ^ Harris 2007 , p. 445.
- ^ Jump up to: а беременный Ленихан 2014 , с. 177.
- ^ Moody, Martin & Byrne 2009 , p. 490.
- ^ Симмс 1952 , с. 309–312.
- ^ Ленихан 2008 , с. 183.
- ^ Jump up to: а беременный Ó Ciardha 2000 , p. 84
- ^ - Ciardha 2000 , p. 85
- ^ Ленихан 2014 , с. 199.
- ^ Morley 2007 , p. 194.
- ^ Ленихан 2014 , с. 244
- ^ Garnham 2002 , с. 81–82.
- ^ - Ciardha 2000 , p. 144
- ^ Gills 2016 , P. 59
- ^ - Ciardha 2000 , p. 374.
- ^ Коннолли 2003 , с. 64–65.
- ^ Грэм 2002 , с. 51
- ^ Morley 2007 , с. 198–201.
- ^ Szechi 1994 , p. 64
- ^ Браун 2002 , с. 62
- ^ McLynn 1985 , p. 81.
- ^ McLynn 1982 , p. 98
- ^ Колли 1985 , с. 26
- ^ McLynn 1982 , p. 107
- ^ Роджерс 1982 , с. 70–88.
- ^ Oates 2016 , с. 97–98.
- ^ Yates 2014 , с. 37–38.
- ^ Monod 1993 , p. 134.
- ^ Szechi 1994 , с. 18–19.
- ^ Овертон, 1902 , с. 467–496.
- ^ Szechi 1994 , p. 19
- ^ Szechi 1994 , p. 77
- ^ McCann 1963 , p. 20
- ^ Pittock 1998 , p. 135.
- ^ Гамильтон 1963 , с. 4
- ^ Szechi 1994 , p. 67
- ^ Pittock 1998 , p. 99
- ^ 'Hens 2007 , p. 235.
- ^ Стронг 2002 , с. 15
- ^ Sechi 1994 , с. 19–20.
- ^ Шоу 1999 , с. 89
- ^ Szechi 1994 , p. 72
- ^ Pittock 1998 , p. 26
- ^ Езда 2016 , с. 337.
- ^ McLynn 1982 , с. 109–110.
- ^ Sechi & Sankey 2001 , с. 95–96.
- ^ Ленман 1980 , с. 255
- ^ Ленман 1980 , с. 256
- ^ Sechi 1994 , с. 36–37.
- ^ Monod 1993 , с. 81–82.
- ^ Лорд 2004 , с. 40
- ^ Езда 2016 , с. 378.
- ^ Pittock 1997 , p. 107
- ^ Monod 1993 , p. 210.
- ^ Pittock 1998 , pp. 72–73.
- ^ Роджерс 1982 , с. 25
- ^ McLynn 1985 , с. 177–181.
- ^ Seymour 1980 , с. 4–9.
- ^ Jump up to: а беременный Campsie 2017 .
- ^ Black 1999 , pp. 97–100.
- ^ Езда 2016 , с. 496–497.
- ^ Corp 2011 , с. 334.
- ^ Робб 2013 .
- ^ Pittock 1998 , p. 123.
- ^ Ленман 1980 , с. 27
- ^ Monod 1993 , p. 345.
- ^ Zimmerman 2003 , p. 273
- ^ Гамильтон 2015 , с. 57–58.
- ^ Pittock 2004 .
- ^ Johns 1998 , p. 161.
- ^ Pittock 2006 , p. 210.
- ^ Jump up to: а беременный Aston 2002 , p. 222
- ^ Jump up to: а беременный Sechi 1994 , p. 5
- ^ Szechi 1994 , p. 6
- ^ Pittock 1998 , p. 137.
- ^ Pittock 2009 , p. 143.
- ^ Феликс О'Нил , Словарь ирландской биографии
- ^ Джон С. Гибсон (1967), Корабли из сорока пяти: спасение молодого претендента , Hutchinson & Co. London. С предисловием сэра Джеймса Фергюссона из Килкеррана, Барт., LLD с. 119-157.
- ^ Pittock 2009 , p. 146
- ^ Pittock 2014 , p. ?
- ^ "Стерлинг Бургс вакансии". Dundee Evening Telegraph . 29 апреля 1908 года.
- ^ Ray Perman (2013), человек, который отдал свой остров: жизнь Джона Лорна Кэмпбелла , Бирлинн -Лимитед . Страницы 23-26.
- ^ Ray Perman (2013), человек, который отдал свой остров: жизнь Джона Лорна Кэмпбелла , Бирлинн -Лимитед . Страница 26.
- ^ Джон Лорн Кэмпбелл (1979), Горные песни сорок пять , Arno Press , Нью-Йорк. С. 193-225.
- ^ Джон Лорн Кэмпбелл (1979), Горные песни сорок пять , Arno Press , Нью-Йорк. С. 194-195.
- ^ Alleyne & De Quetteville 2008 .
Источники
[ редактировать ]- Эллейн, Ричард; Де Кетвилл, Гарри (7 апреля 2008 г.). «Отмена актов может сделать Франц Херцог фон Бавария Новым Королем Англии и Шотландии» . Ежедневный телеграф . Лондон Архивировано из оригинала 23 июня 2011 года . Получено 19 мая 2011 года .
- Aston, Nigel (2002). Христианство и революционная Европа, 1750–1830 . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521465922 .
- Барнс, Роберт П. (1973). «Джеймс VII конфискация шотландского престола». Альбион: ежеквартальный журнал, касающийся британских исследований . 5 (4): 299–313. doi : 10.2307/4048254 . JSTOR 4048254 .
- Блэк, Джереми (1999). От Людовика XIV до Наполеона: судьба великой силы . Routledge . ISBN 978-1857289343 .
- Браун, Ричард (2002). Церковь и государство в современной Британии 1700–1850 . Routledge. [ ISBN отсутствует ]
- Джон Лорн Кэмпбелл (1979), Highland Songs of the Pery Five , Arno Press , Нью-Йорк
- Кэмпси, Элисон (31 октября 2017 г.). "Миф Бастер: Тартан действительно запрещен после Каллоден?" Полем Шотландский . Архивировано с оригинала 21 ноября 2017 года . Получено 7 ноября 2018 года .
- Чемберс, Лиам (2018). Бинаско, Маттео (ред.). Рим и ирландская миссия дома в ирландском католицизме в атлантическом мире, 1622–1908 . Palgrave Press. ISBN 978-3319959740 .
- Charteris, Эван (1907). Краткий отчет о делах Шотландии . Эдинбург: Дэвид Дуглас.
- Кларк, JCD (1985). Английское общество, 1688–1832 гг.: Идеология, социальная структура и политическая практика во время древнего режима . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521309220 .
- Колли, Линда (1985). В неповиновении олигархии: партия тори 1714–60 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521313117 .
- Коннолли, Шон (1992). Религия, право и власть: создание протестантской Ирландии, 1660–1760 . Кларендон Пресс. ISBN 978-0198201182 .
- Коннолли, Шон (2014). Патриотизм и национализм в Оксфордском справочнике современной ирландской истории . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199549344 .
- Коннолли, Шон (2003). «Якобиты, белые ноги и республиканцы: разновидности недовольства в Ирландии восемнадцатого века». Ирландия восемнадцатого века / Ирис и да Чултур . 18 (1): 63–79. doi : 10.3828/eci.2003.7 . JSTOR 30070994 . S2CID 164907232 .
- Корпорация, Эдвард (2011). Стюарты в Италии, 1719–1766 . Издательство Кембриджского университета. [ ISBN отсутствует ]
- Трус, Барри (1980). Стюарт возраст 1603–1714 . Лонгман. ISBN 978-0582488335 .
- Cruikshanks, Lauchlin Alexander (2008). Акт Союза: Смерть или отсрочка для нагорья? Полем Уэслианский университет. OCLC 705142720 .
- Дойл, Томас (1997). «Якобитизм, католицизм и ирландская протестантская элита, 1700–1710». Ирландия восемнадцатого века / Ирис и да Чултур . 12 (1): 28–59. doi : 10.3828/eci.1997.4 . JSTOR 30071383 . S2CID 256147597 .
- Эрскин-Хилл, Х. (1982). «Литература и якобитское дело: была ли риторика якобитизма?». В Cruickshanks, E. (ed.). Идеология и заговор: аспекты якобитизма, 1689–1759 . Эдинбург: Дж. Дональд.
- Гарнхэм, Нил (2002). Кларк, Питер (ред.). Полиция и общественный порядок в Дублине 18 -го века в двух столицах: Лондон и Дублин, 1500–1840 . Британская академия. ISBN 978-0197262474 .
- Гибсон, Уильям (2012). Церковь Англии 1688–1832 гг . Routledge. [ ISBN отсутствует ]
- Гиллен, Ультан (2016). Ascendency Ирландия, 1660–1800 гг. В истории Принстона современной Ирландии . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА . ISBN 978-0691154060 .
- Goldsworthy, Jeffrey (2001). Суверенитет парламента: история и философия . Издательство Оксфордского университета.
- Гуч, Лео (1995). Отчаянная фракция?: Якобиты северо-восточной Англии, 1688–1745 . Университет Халл Пресс. ISBN 978-0859586368 .
- Грэм, Брайан, изд. (2002). В поисках Ирландии: культурная география . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1134749188 .
- Гамильтон, Дуглас Дж. (2015). Якобитизм, Просвещение и Империя, 1680–1820 . Routledge. ISBN 978-1317318194 .
- Гамильтон, Генри (1963). Экономическая история Шотландии в восемнадцатом веке . Кларендон Пресс.
- Харрис, Тим (2007). Революция; Великий кризис британской монархии 1685–1720 . Пингвин. ISBN 978-0141016528 .
- Харрис, Тим (1993). Политика под последующим Стюартсом: партийный конфликт в разделенном обществе, 1660–1715 . Лонгман. ISBN 978-0582040823 .
- Харрис, Тим (1993b). «Вечеринка поворачивается? Или виги и тори выходят из Скотта бесплатно». Альбион: ежеквартальный журнал, касающийся британских исследований . 25 (4): 581–590. doi : 10.2307/4051311 . JSTOR 4051311 .
- Хейс, Ричард (1949). «Ирландия и якобитизм». Исследования: Ирландский ежеквартальный обзор . 38 (149).
- Джейкоб, Маргарет С. (1976). «Милленаризм и наука в конце семнадцатого века». Журнал истории идей . 7 (32): 335–341. doi : 10.2307/2708829 . JSTOR 2708829 .
- Джеймс, Фрэнсис Годвин (1979). «Церковь Ирландии в начале 18 -го века». Исторический журнал протестантской епископальной церкви . 48 (4): 433–451. JSTOR 42973720 .
- Джонс, Кристофер М.С. (1998). Антонио Канова и политика покровительства в революционной и наполеоновской Европе . Калифорнийский университет . ISBN 978-0520212015 .
- Кеньон, Джон; Олмейер, Джейн, ред. (1998). Гражданские войны: военная история Англии, Шотландии и Ирландии, 1638–60 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198662228 .
- Ленихан, Падрейг (2001a). Конфедеративные католики на войне 1641–1649 . Издательство Корка Университет . ISBN 978-1859182444 .
- Ленихан, Падрейг (2001b). "Введение". В Ленихане, Падрейг (ред.). Завоевание и сопротивление: война в Ирландии семнадцатого века . Брилль ISBN 978-9004117433 .
- Ленихан, Падрейг (2008). Консолидация завоевания: Ирландия 1603–1727 (2016 год). Routledge. ISBN 978-1138140639 .
- Ленихан, Падрейг (2014). Последний кавалер: Ричард Тэлбот (1631–91) . Университетский колледж Дублин Пресс. ISBN 978-1906359836 .
- Ленман, Брюс (1980). Якобитские восприятия в Британии 1689–1746 гг . Methuen Publishing . ISBN 978-0413396501 .
- Лорд, Эвелин (2004). Секретная армия Стюарта: скрытая история английских якобитов . Пирсон. ISBN 978-0582772564 .
- Линн, Джон (1999). Войны Людовика XIV, 1667–1714 (современные войны в перспективе) . Лонгман. ISBN 978-0582056299 .
- Macinnes, Allan (2007). «Якобитизм в Шотландии: эпизодическая причина или национальное движение?». Шотландский исторический обзор . 86 (222): 225–252. doi : 10.3366/shr.2007.86.2.225 . S2CID 154561509 .
- Manganiello, Stephen (2004). Краткая энциклопедия революций и войн Англии, Шотландии и Ирландии, 1639–1660 . Пресс чучела. [ ISBN отсутствует ]
- Макканн, Джин Э. (1963). Организация якобитской армии . Докторская диссертация Эдинбургского университета. HDL : 1842/9381 . OCLC 646764870 .
- Маккормик, Тед (2014). Восстановление Ирландия, 1660–1688; В Оксфордском справочнике современной ирландской истории . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198768210 .
- МакГрат, Чарльз Ивар (1996). «Обеспечение протестантского интереса: происхождение и цель уголовных законов 1695 года». Ирландские исторические исследования . 30 (117): 25–46. doi : 10.1017/s0021121400012566 . HDL : 10197/9696 . JSTOR 30008727 . S2CID 159743855 .
- Маккей, Дерек (1983). Рост великих держав 1648–1815 . Routledge. ISBN 978-0582485549 .
- Маклинн, Фрэнк (1982). «Проблемы и мотивы в якобите в 1745 году». Восемнадцатый век . 23 (2): 97–133. JSTOR 41467263 .
- Маклинн, Фрэнк (1985). Якобиты . Routledge. [ ISBN отсутствует ]
- Миллер, Джон (1978). Джеймс II; Исследование в области царствования . Менюэн. ISBN 978-0413652904 .
- Митчелл, Альберт (1937). «Неоттеснения; 1688–1805». Церковь . 51 (2).
- Monod, Paul (1993). Якобитизм и английский народ, 1688–1788 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521447935 .
- Муди, Том; Мартин, Фрэнк; Byrne, FJ (2009). Новая история Ирландии: Том III: Ранняя Современная Ирландия 1534–1691 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198202424 .
- Морли, Винсент (2007). «Непрерывность недовольства в Ирландии восемнадцатого века». Ирландия восемнадцатого века / Ирис и да Чултур . 22
- Морли, Винсент (2016). Ирландский язык в Принстонской истории современной Ирландии . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. ISBN 978-0691154060 .
- Ó Ciardha, Eamonn (2000). Ирландия и якобитская причина, 1685–176666 гг.: Фатальная привязанность . Четыре суда пресса . ISBN 978-1851825349 .
- Оутс, Джонатан (2016). Последняя битва на английской земле, Престон 1715 . Routledge. [ ISBN отсутствует ]
- Овертон, JH (1902). НЕВЕДЕНИЯ: их жизнь, принципы и сочинения (2018 изд.). Wentworth Press. ISBN 978-0530237336 .
- Пэрриш, Дэвид (2017). Якобитизм и анти-якобитизм в британском атлантическом мире, 1688–1727 . Королевское историческое общество. ISBN 978-0861933419 .
- Паркер, Джеффри (2002). Империя, война и вера в раннюю современную Европу (2003 г.). Пингвин. ISBN 978-0140297898 .
- Питок, Мюррей (1998). Якобитизм . Palgrave Macmillan . ISBN 978-0333667989 .
- Питок, Мюррей (1997). Изобретение и сопротивление Британии . Palgrave Macmillan. [ ISBN отсутствует ]
- Питок, Мюррей (2004). «Джонсон, Босвелл и их круг». В Кеймере, Томас; Ми, Джон (ред.). Кембриджский компаньон в английской литературе с 1740 по 1830 год . Кембридж: издательство Кембриджского университета. С. 157–172. ISBN 978-0521007573 .
- Питок, Мюррей (2006). Поэзия и якобитская политика в Великобритании и Ирландии восемнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521030274 .
- Питок, Мюррей (2009). Миф о якобитских кланах: якобитская армия в 1745 году . Эдинбургский университет издательство . ISBN 978-0748627561 .
- Питок, Мюррей (2014). Спектр декаданса (Routledge Revivvals): литература 1890 -х годов . Routledge. ISBN 978-1138799127 .
- Планка, Джеффри (2005). Восстание и дикости: якобитское восхождение 1745 года и Британской империи . Университет Пенсильвании Пресс . ISBN 978-0812238983 .
- Езда, Жаклин (2016). Якобиты: новая история 45 восстания . Блумсбери. ISBN 978-1408819128 .
- Робб, Стивен (2013). «Гордон, Роберт (1703–1779)». Оксфордский словарь национальной биографии (онлайн -ред.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref: ODNB/105934 . ( Требуется членство в публичной библиотеке в Великобритании .)
- Роджерс, Николас (1998). Толпы, культура и политика в Грузинской Британии . Издательство Оксфордского университета. [ ISBN отсутствует ]
- Роджерс, Николас (1982). Бунт и популярный якобитизм в ранней Ганноверской Англии, в идеологии и заговоре: аспекты якобитизма, 1689–1759 гг . John Donald Publishers Ltd. ISBN 978-0859760843 .
- Райан, Конор (1975). «Религия и государство в Ирландии семнадцатого века». Архивиум hibernicum . 33 : 122–132. doi : 10.2307/25487416 . JSTOR 25487416 .
- Seymour, WA (1980). История обследования боеприпасов . Доусон. ISBN 978-0712909792 .
- Симмс, JG (1952). «Тактика мира Уильямита, 1690–1691». Ирландские исторические исследования . 8 (32): 303–323. doi : 10.1017/s0021121400027528 . JSTOR 30006194 . S2CID 164073726 .
- Шоу, Джон С. (1999). Политическая история Шотландии восемнадцатого века . Макмиллан. [ ISBN отсутствует ]
- Смит, Ханна (2013). Грузинская монархия: политика и культура, 1714–60 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521828765 .
- Сомерсет, Энн (2012). Королева Анна; Политика страсти . HarperCollins. ISBN 978-0007203765 .
- Spielvogel, Jackson J (1980). Западная цивилизация . Wadsworth Publishing. ISBN 1285436407 .
- Стивен, Джеффри (январь 2010 г.). «Шотландский национализм и союз Стюарта». Журнал британских исследований . 49 (1, Scottish Special). doi : 10.1086/644534 . S2CID 144730991 .
- Стронг, Роуэн (2002). Епископализм в Шотландии девятнадцатого века: религиозные реакции на модернизирующее общество . Издательство Оксфордского университета. [ ISBN отсутствует ]
- Sechi, Daniel (1994). Якобиты: Британия и Европа, 1688–1788 (первое изд.). Манчестерское университетское издательство . ISBN 978-0719037740 .
- Сечи, Даниэль; Санки, Маргарет (ноябрь 2001 г.). «Элитная культура и упадок шотландского якобитизма 1716–1745». Прошлое и настоящее (173): 90–128. doi : 10.1093/прошлое/173.1.90 . JSTOR 3600841 .
- Уиллс, Ребекка (2001). Якобиты и Россия, 1715–1750 . Tuckwell Press Ltd. ISBN 978-1862321427 .
- Worden, Blair (2010). «Оливер Кромвель и протекторат». Сделки Королевского исторического общества . 20 (6): 57–83. doi : 10.1017/s0080440110000058 . JSTOR 41432386 . S2CID 159710210 .
- Йейтс, Найджел (2014). Восемнадцатый век Британия: религия и политика 1714–1815 . Routledge. [ ISBN отсутствует ]
- Циммерман, Дорон (2003). Якобитское движение в Шотландии и в изгнании, 1749–1759 . Palgrave Macmillan. ISBN 978-1403912916 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Би -би -си - интерактивная временная шкала британской истории архивировала 9 сентября 2007 года на The Wayback Machine
- Общая история горной местности Архивирована 12 мая 2019 года на машине Wayback
- Библиотека Университета Гвельфа, архивные и специальные коллекции, насчитывает более 500 брошюр для якобитов, истории и литературы в разделе редких книг, представленных в библиотеке UG: архивные и специальные коллекции - брошюры для якобитов
- Асканий; Или молодой авантюрист