Судно на воздушной подушке



Судно на воздушной подушке ( мн.: судно на воздушной подушке [ 1 ] ), также известный как автомобиль на воздушной подушке или ACV , [ 2 ] — корабль-амфибия, способный передвигаться по земле, воде, грязи, льду и различным другим поверхностям.
Суда на воздушной подушке используют воздуходувки для создания большого объема воздуха под корпусом или воздушной подушки, давление которого немного выше атмосферного . Разница давлений между воздухом с более высоким давлением под корпусом и окружающим воздухом с более низким давлением над ним создает подъемную силу, которая заставляет корпус плавать над рабочей поверхностью. Из соображений устойчивости воздух обычно продувается через щели или отверстия по внешней стороне платформы дискообразной или овальной формы, что придает большинству судов на воздушной подушке характерную форму закругленного прямоугольника.
Первая практическая конструкция судна на воздушной подушке была разработана британцами в 1950-х годах. В настоящее время они используются по всему миру в качестве специализированных транспортных средств для оказания помощи при стихийных бедствиях, береговой охраны, военных и исследовательских целей, а также для спортивных или пассажирских перевозок. Очень большие версии использовались для перевозки сотен людей и транспортных средств через Ла-Манш , в то время как другие имеют военное применение для перевозки танков, солдат и крупной техники в враждебных условиях и на местности. Снижение общественного спроса означало, что по состоянию на 2023 г. [update], единственное в мире общественное судно на воздушной подушке, работающее круглый год, курсирует между островом Уайт и Саутси в Великобритании. [ 3 ] [ 4 ] Oita Hovercraft планирует возобновить работу в Оите, Япония, в 2024 году. [ 5 ] [ 6 ]
Хотя сейчас это общий термин для типа судна, само название Hovercraft само по себе было товарным знаком, принадлежавшим Saunders-Roe (позже British Hovercraft Corporation (BHC), затем Westland ), поэтому другие производители использовали альтернативные названия для описания транспортных средств.
История
[ редактировать ]Ранние усилия
[ редактировать ]Было предпринято множество попыток понять принципы высокого давления воздуха под корпусом и крыльями. Суда на воздушной подушке уникальны тем, что могут подниматься самостоятельно, находясь в неподвижном состоянии, в отличие от экранопланов и судов на подводных крыльях , которым для создания подъемной силы требуется движение вперед.
Первое упоминание в исторических записях концепций, лежащих в основе экранопланов, с использованием термина зависание было сделано шведским ученым Эмануэлем Сведенборгом в 1716 году. [ 7 ]
Судостроитель Джон Исаак Торникрофт запатентовал раннюю конструкцию корабля на воздушной подушке / судна на воздушной подушке в 1870-х годах, но подходящие мощные двигатели не были доступны до 20-го века. [ 8 ]

В 1915 году австриец Дагоберт Мюллер фон Томамюль (1880–1956) построил первую в мире лодку на «воздушной подушке» ( Luftkissengleitboot ). По форме напоминающий часть большого аэродинамического профиля (это создает область низкого давления над крылом, как у самолета), корабль приводился в движение четырьмя авиационными двигателями, приводящими в движение два подводных морских гребных винта, а пятый двигатель нагнетал воздух под переднюю часть крыла. корабль для увеличения давления воздуха под ним. Только во время движения корабль мог задерживать воздух под передней частью, увеличивая подъемную силу. Судну также требовалась глубина воды для работы и оно не могло переходить на сушу или другие поверхности. Разработанный как быстрый торпедный катер , Veruchsgleitboot имел максимальную скорость более 32 узлов (59 км/ч). Он был тщательно испытан и даже вооружен торпедами и пулеметами для эксплуатации в Адриатике . Однако в реальных боях он так и не участвовал, и по мере развития войны его в конечном итоге списали из-за отсутствия интереса и предполагаемой необходимости, а его двигатели вернулись в ВВС. [ 9 ]
Теоретические основы движения над слоем воздуха были построены Константином Эдуардовичем Циолковским в 1926 и 1927 годах. [ 10 ] [ 11 ]
В 1929 году Эндрю Кучер из Ford начал экспериментировать с концепцией Левапада : металлические диски, в которые воздух под давлением продувается через отверстие в центре. Левапады сами по себе не обеспечивают стабильности. Некоторые из них необходимо использовать вместе, чтобы выдерживать нагрузку над ними. Из-за отсутствия юбки колодки должны были оставаться очень близко к беговой поверхности. Первоначально он предполагал, что их будут использовать вместо роликов и колес на фабриках и складах, где бетонные полы обеспечивают необходимую для работы гладкость. К 1950-м годам Форд продемонстрировал ряд игрушечных моделей автомобилей, использующих эту систему, но в основном предлагал использовать ее в качестве замены колес в поездах, при этом Левапады двигались близко к поверхности существующих рельсов. [ 12 ]
В 1931 году финский авиационный инженер Тойво Дж. Каарио приступил к проектированию усовершенствованного варианта судна на воздушной подушке и в 1937 году построил прототип Pintaliitäjä («Надводный планер»). [ 13 ] Его конструкция включала в себя современные особенности подъемного двигателя, нагнетающего воздух в гибкую оболочку для подъема. За усилиями Каарио в Советском Союзе внимательно следил Владимир Левков, который вернулся к цельной конструкции Versuchsgleitboot . Левков спроектировал и построил ряд подобных судов в 1930-е годы, а его быстроходный катер Л-5 на испытаниях достиг скорости 70 узлов (130 км/ч). Однако начало Второй мировой войны поставило крест на его опытно-конструкторских работах. [ 14 ] [ 15 ]
Во время Второй мировой войны американский инженер Чарльз Флетчер изобрел транспортное средство на воздушной подушке с бортами, Glidemobile . Поскольку проект был засекречен правительством США, Флетчер не смог подать заявку на патент. [ 16 ]

В апреле 1958 года инженеры Ford продемонстрировали Glide-air — модель безколесного автомобиля длиной один метр (три фута), развивающую скорость в тонкой пленке воздуха толщиной всего 76,2 мкм ( 3/1000 дюйма ) над дорожным полотном стола. В статье в Modern Mechanix цитируется Эндрю А. Кучер, вице-президент Ford, отвечающий за разработку и исследования, который отмечает: «Мы рассматриваем Glide-air как новую форму высокоскоростного наземного транспорта, вероятно, в области наземного железнодорожного транспорта, для быстрого поездки на расстояния примерно до 1600 километров (1000 миль)». [ 12 ]
В 1959 году компания Ford представила концептуальный автомобиль на воздушной подушке Ford Levacar Mach I. [ 22 ] [ 23 ]
В августе 1961 года журнал Popular Science сообщил об Aeromobile 35B, транспортном средстве на воздушной подушке (ACV), которое было изобретено Уильямом Р. Бертельсеном и должно было произвести революцию в транспортной системе с персональными парящими беспилотными автомобилями , способными развивать скорость до 2400 км. км/ч (1500 миль в час).
Кристофер Кокерелл
[ редактировать ]
Идея современного судна на воздушной подушке чаще всего ассоциируется с Кристофером Кокереллом , британским инженером-механиком. Группа Кокерелла была первой, кто разработал использование воздушного кольца для поддержания подушки, первой разработала успешную юбку и первой продемонстрировала практичное транспортное средство в дальнейшем использовании. Мемориал первому проекту Кокерелла стоит в деревне Сомерлейтон .
Кокерелл натолкнулся на ключевую концепцию своей конструкции, изучая кольцо воздушного потока, когда воздух под высоким давлением подавался в кольцевую область между двумя концентрическими жестяными банками (одна из-под кофе, другая из-под кошачьего корма) и феном. Как и ожидалось, это создало кольцо воздушного потока, но он также заметил и неожиданную выгоду; слой быстро движущегося воздуха представлял собой своего рода физический барьер для воздуха по обе стороны от него. Этот эффект, который он назвал «импульсной завесой», можно было использовать для улавливания воздуха под высоким давлением в области внутри завесы, создавая камеру высокого давления, которую в более ранних примерах приходилось создавать со значительно большим потоком воздуха. Теоретически для создания подъемной силы потребуется лишь небольшое количество активного воздушного потока, и гораздо меньше, чем в конструкции, которая опирается только на импульс воздуха для обеспечения подъемной силы, как в вертолете . Что касается мощности, судну на воздушной подушке потребуется от четверти до половины мощности, необходимой вертолету.
Кокерелл построил и испытал несколько моделей своего судна на воздушной подушке в Сомерлейтоне, Саффолк, в начале 1950-х годов. В конструкции был установлен двигатель, который дул из передней части корабля в пространство под ним, сочетая в себе как подъемную силу, так и тягу. Он продемонстрировал модель, летающую над многими коврами Уайтхолла , перед различными правительственными экспертами и министрами, и впоследствии этот дизайн был занесен в секретный список. Несмотря на неустанные усилия по обеспечению финансирования, ни одно подразделение вооруженных сил не заинтересовалось, как он позже пошутил: «Военно-морской флот заявил, что это был самолет, а не лодка; ВВС сказали, что это лодка, а не самолет; и армия была... просто не интересно». [ 24 ]
СР.Н1
[ редактировать ]
Отсутствие военного интереса означало, что не было причин хранить концепцию в секрете, и она была рассекречена. Кокереллу наконец удалось убедить Национальную корпорацию исследовательского развития профинансировать разработку полномасштабной модели. В 1958 году NRDC заключила контракт с Saunders-Roe на разработку того, что впоследствии стало SR.N1 , сокращенно от Saunders-Roe, Nautical 1.
SR.N1 был оснащен двигателем Alvis Leonides мощностью 450 л.с. , приводившим в действие вертикальный вентилятор в середине корабля. Помимо обеспечения подъемного воздуха, часть воздушного потока отводилась в два канала по обе стороны от корабля, которые можно было направить для создания тяги. При нормальной работе этот дополнительный поток воздуха был направлен назад для обеспечения тяги вперед и обдувал два больших вертикальных руля направления, обеспечивающих управление по курсу. Для маневренности на малых скоростях дополнительная тяга могла быть направлена вперед или назад, дифференцированно для вращения.
SR.N1 совершил свой первый полет 11 июня 1959 года и совершил знаменитое успешное пересечение Ла-Манша 25 июля 1959 года. В декабре 1959 года герцог Эдинбургский посетил Сондерс-Роу в Ист-Каусе и убедил главного летчика-испытателя , командиру Питеру Лэмбу, чтобы позволить ему взять на себя управление SR.N1. Он летел на SR.N1 так быстро, что его попросили немного сбросить скорость. При последующем осмотре корабля было обнаружено, что его носовая часть была вогнута из-за чрезмерной скорости, повреждения, которое так и не удалось устранить, и с тех пор его ласково называли «Королевской вмятиной». [ 25 ]
Юбки и другие улучшения
[ редактировать ]
Испытания быстро показали, что идея использования одного двигателя для подачи воздуха как для подъемной шторы, так и для полета вперед требует слишком большого количества компромиссов. Были добавлены турбореактивный двигатель Blackburn Marboré для прямой тяги и два больших вертикальных руля направления для управления курсом, в результате чего получился SR.N1 Mk II. Дальнейшая модернизация с помощью Armstrong Siddeley Viper привела к созданию Mk III. Дальнейшие модификации, особенно добавление заостренного носа и кормы, привели к созданию Mk IV.
Хотя SR.N1 оказался успешным в качестве испытательного стенда, его конструкция висела слишком близко к поверхности, чтобы быть практичной; на высоте 9 дюймов (23 см) в носовую часть ударялись даже небольшие волны. Решение предложил Сесил Латимер-Нидхэм по предложению его делового партнера Артура Орд-Хьюма. В 1958 году он предложил использовать два резиновых кольца для создания двойных стенок вентиляционных отверстий в нижней части фюзеляжа. Когда воздух подавался в пространство между листами, он выходил из нижней части юбки так же, как раньше выходил из нижней части фюзеляжа, воссоздавая ту же инерционную завесу, но на этот раз на некотором расстоянии от нижней части корабля. .
Латимер-Нидхэм и Кокерелл разработали конструкцию юбки высотой 4 фута (1,2 м), которая была установлена на SR.N1 для производства Mk V. [ 26 ] демонстрируя значительно улучшенные характеристики, с возможностью преодолевать препятствия высотой почти до юбки. В октябре 1961 года Латимер-Нидэм продал свои патенты на юбки компании Westland , которая недавно переняла долю Сондерса Роу в судне на воздушной подушке. [ 27 ] Эксперименты с дизайном юбки выявили проблему; Первоначально ожидалось, что давление, приложенное к внешней стороне юбки, согнет ее внутрь, и теперь смещенный поток воздуха заставит ее выскочить обратно. На самом деле произошло следующее: небольшое сужение расстояния между стенками привело к уменьшению потока воздуха, что, в свою очередь, привело к большей потере воздуха под этой частью юбки. Фюзеляж над этой областью упадет из-за потери подъемной силы в этой точке, и это приведет к дальнейшему давлению на юбку.
После долгих экспериментов Денис Блисс из Hovercraft Development Ltd. нашел решение этой проблемы. Вместо того, чтобы использовать два отдельных резиновых листа для формирования юбки, один лист резины был согнут в U-образную форму, чтобы получить обе стороны, с прорезями, прорезанными в нижней части U, образующими кольцевое вентиляционное отверстие. Когда к внешней стороне этой конструкции было приложено деформирующее давление, давление воздуха в остальной части юбки заставило внутреннюю стенку также сдвинуться внутрь, оставив канал открытым. Несмотря на некоторую деформацию занавески, воздушный поток внутри юбки сохранялся, а подъем оставался относительно устойчивым. Со временем эта конструкция превратилась в отдельные расширения над нижней частью прорезей юбки, известные как «пальцы».
Коммерциализация
[ редактировать ]
Благодаря этим усовершенствованиям судно на воздушной подушке стало эффективной транспортной системой для высокоскоростного обслуживания на воде и суше, что привело к широкому развитию военной техники, поисково-спасательных и коммерческих операций. К 1962 году многие британские авиационные и судостроительные фирмы работали над проектами судов на воздушной подушке, в том числе Saunders Roe/ Westland , Vickers-Armstrong , William Denny , Britten-Norman и Folland . [ 28 ] Малые паромные перевозки начались еще в 1962 году с запуском самолета Vickers-Armstrong VA-3. С появлением парома SR.N4 на 254 пассажира и 30 автомобилей, перевозящего через Ла-Манш в 1968 году компанией Hoverlloyd и Seaspeed , суда на воздушной подушке превратились в полезные коммерческие суда.
Еще одно важное новаторское усилие ранней эры судов на воздушной подушке было предпринято фирмой Жана Бертена во Франции. Бертен был сторонником «многоюбочного» подхода, при котором использовалось несколько цилиндрических юбок меньшего размера вместо одной большой, чтобы избежать отмеченных выше проблем. В начале 1960-х годов он разработал серию прототипов, которые он назвал «террапланами», если они предназначались для использования на суше, и «навипланами» для использования на воде. Самым известным из этих проектов был N500 Naviplane , построенный для Seaspeed компанией Société d'Etude et de Développement des Aéroglisseurs Marins (SEDAM). N500 мог перевозить 400 пассажиров, 55 автомобилей и пять автобусов. Он установил рекорд скорости между Булонью и Дувром - 74 узла (137 км/ч). Его операторы отвергли его, заявив, что он ненадежен. [ 29 ]

Другое открытие заключалось в том, что общее количество воздуха, необходимое для подъема корабля, зависело от шероховатости поверхности, по которой он двигался. На плоских поверхностях, таких как тротуар, необходимое давление воздуха было настолько низким, что суда на воздушной подушке могли конкурировать по энергопотреблению с традиционными системами, такими как стальные колеса. Однако подъемная система судна на воздушной подушке действовала как в качестве подъемника, так и в качестве очень эффективной подвески, и поэтому она, естественно, пригодилась для использования на высоких скоростях, где традиционные системы подвески считались слишком сложными. Это привело к появлению множества предложений по « поездам на воздушной подушке в Англии » в 1960-х годах, в том числе гусеничному судну на воздушной подушке и французскому поезду на воздушной подушке . В США компании Rohr Inc. и Garrett получили лицензии на разработку местных версий Aérotrain . Эти конструкции конкурировали с системами на магнитной подвеске на высокоскоростной арене, где их основным преимуществом были очень «низкотехнологичные» гусеницы, в которых они нуждались. С другой стороны, воздух, выдувающий грязь и мусор из-под поездов, представлял собой уникальную проблему на станциях, и в 1970-х годах интерес к ним пошел на убыль.
К началу 1970-х годов базовая концепция была хорошо разработана, и судно на воздушной подушке нашло ряд нишевых ролей, где сочетание его характеристик было выгодным. Сегодня они используются в основном в военных целях для десантных операций, поисково-спасательных машин на мелководье и спортивных транспортных средств.
Дизайн
[ редактировать ]
- Пропеллеры
- Воздух
- Вентилятор
- Гибкая юбка
Судно на воздушной подушке может быть оснащено одним или несколькими двигателями. Меньшие суда, такие как SR.N6 , обычно имеют один двигатель с приводом, разделенным через коробку передач. На транспортных средствах с несколькими двигателями обычно один из них приводит в действие вентилятор (или крыльчатку ), который отвечает за подъем транспортного средства, нагнетая под него воздух под высоким давлением. Воздух надувает «юбку» под автомобилем, заставляя ее приподниматься над поверхностью. Дополнительные двигатели обеспечивают тягу для приведения корабля в движение. На некоторых судах на воздушной подушке используются воздуховоды, позволяющие одному двигателю выполнять обе задачи, направляя часть воздуха к юбке, а остальная часть воздуха выходит сзади, толкая судно вперед.
Использование
[ редактировать ]Коммерческий
[ редактировать ]Британская авиационная и морская инженерная компания Saunders-Roe построила для Национальной корпорации исследований и развития первое практическое судно на воздушной подушке, перевозящее людей , SR.N1, которое провело несколько программ испытаний в 1959–1961 годах (первая публичная демонстрация состоялась в 1959 году), включая испытательный запуск через канал в июле 1959 года, пилотируемый Питером «Шипи» Лэмбом, бывшим военно-морским летчиком-испытателем и главным летчиком-испытателем в Сондерс Роу. На борту находился Кристофер Кокерелл, и полет состоялся в 50-летие Луи Блерио . первого воздушного перелета [ 30 ]
SR.N1 приводился в движение вытесненным воздухом и приводился в действие однопоршневым двигателем. Демонстрированный на авиашоу в Фарнборо в 1960 году. [ 30 ] было показано, что это простое судно может перевозить до 12 морских пехотинцев с их оборудованием, а также пилота и второго пилота лишь с небольшим уменьшением высоты висения, пропорционального перевозимому грузу. У SR.N1 не было юбки, вместо этого использовался принцип периферийного воздуха, запатентованный Кокереллом. Позже выяснилось, что высота зависания корабля была увеличена за счет добавления юбки из гибкой ткани или резины вокруг зависающей поверхности для удержания воздуха. Юбка была независимым изобретением, сделанным офицером военно-морского флота Королевского К. Х. Латимером-Нидхэмом , который продал свою идею компании Westland (к тому времени материнской компании Сондерса-Роу по производству вертолетов и судов на воздушной подушке) и который работал с Кокереллом над дальнейшим развитием этой идеи.
Первым пассажирским судном на воздушной подушке, поступившим на вооружение, был Vickers VA-3 , который летом 1962 года регулярно перевозил пассажиров вдоль побережья северного Уэльса от Мортона, Мерсисайд, до Рила . Он был оснащен двумя турбовинтовыми авиационными двигателями и приводился в движение воздушными винтами . [ 31 ]


В течение 1960-х годов Сондерс-Роу разработал несколько более крупных проектов, которые могли перевозить пассажиров, в том числе SR.N2 , который курсировал через Солент в 1962 году, а позже SR.N6 , который курсировал через Солент от Саутси до Райда на острове. Уайта на протяжении многих лет. В 1963 году SR.N2 использовался в экспериментальной эксплуатации между Уэстон-сьюпер-Мэр и Пенартом под эгидой компании P&A Campbell, операторов колесных пароходов.
Операции Hovertravel начались 24 июля 1965 года на самолете SR.N6, на борту которого находились 38 пассажиров. [ 30 ] В 1983 году на этом маршруте были представлены два 98-местных судна на воздушной подушке AP1-88 , а в 2007 году к ним присоединился первый 130-местный корабль BHT130 . AP1-88 и BHT130 были примечательны тем, что они были построены в основном компанией Hoverwork с использованием судостроительных технологий и материалов (например, сварная алюминиевая конструкция и дизельные двигатели), а не авиационных технологий, которые использовались при строительстве более ранних самолетов, построенных Saunders-Roe-British Hovercraft Corporation. . По состоянию на 2004 год этой услугой воспользовались более 20 миллионов пассажиров - услуга работает до сих пор (по состоянию на 2020 год). [update]) и на сегодняшний день является самой продолжительной непрерывно работающей службой судов на воздушной подушке.
В 1966 году были открыты два перекрестных пассажирских судна на воздушной подушке с использованием судов на воздушной подушке SR.N6. Hoverlloyd осуществлял рейсы из Рамсгейт гавани , Англия, в Кале , Франция, а Townsend Ferries также начал сообщение с Кале из Дувра, которое вскоре было заменено сообщением Seaspeed .
Помимо Saunders-Roe и Vickers (которые в 1966 году объединились в Британскую корпорацию на воздушной подушке (BHC)), другие коммерческие суда были разработаны в 1960-х годах в Великобритании компаниями Cushioncraft (часть Britten-Norman Group) и Hovermarine, базирующейся в Великобритании. Вулстон (последнее представляет собой судно на воздушной подушке с боковыми стенками , у которого борта корпуса выступают в воду, чтобы удерживать воздушную подушку в обычном судне на воздушной подушке). юбки на носу и корме ). Одна из этих моделей, HM-2, использовалась компанией Red Funnel между Саутгемптоном (около плавучего моста Вулстон ) и Каусом . [ 33 ]

Первое в мире судно на воздушной подушке, перевозящее автомобили, было построено в 1968 году. Это BHC Mountbatten модели класса (SR.N4), каждая из которых оснащена четырьмя двигателями Bristol Proteus турбовальными . Оба они использовались конкурирующими операторами Hoverlloyd и Seaspeed (которые объединились в Hoverspeed в 1981 году) для выполнения регулярных автомобильных и пассажирских перевозок через Ла-Манш. «Ховерлойд» работал из Рамсгейта специальный порт на воздушной подушке , где в заливе Пегвелл был построен , до Кале. Seaspeed выполняла рейсы из Дувра, Англия, в Кале и Булонь во Франции. Первый SR.N4 имел вместимость 254 пассажира и 30 автомобилей и максимальную скорость 83 узла (154 км/ч). Пересечение канала заняло около 30 минут и выполнялось как авиакомпания с номерами рейсов. Более поздний SR.N4 Mk.III вмещал 418 пассажиров и 60 автомобилей. Позже к ним присоединился построенный во Франции самолет SEDAM N500 Naviplane вместимостью 385 пассажиров и 45 автомобилей; только один был введен в эксплуатацию и использовался с перерывами в течение нескольких лет в межканальной службе, пока не был возвращен в эксплуатацию. SNCF в 1983 году. Служба прекратилась 1 октября 2000 года спустя 32 года из-за конкуренции с традиционными паромами и катамаранами , исчезновения беспошлинной торговли в ЕС, старения судов на воздушной подушке SR.N4 и открытия Тоннель под Ла-Маншем . [ 34 ]
Коммерческий успех судов на воздушной подушке пострадал из-за быстрого роста цен на топливо в конце 1960-х и 1970-х годах после конфликта на Ближнем Востоке. Альтернативные надводные транспортные средства, такие как катамараны, преодолевающие волны ( как SeaCat до 2005 года продававшиеся в Великобритании ), потребляют меньше топлива и могут выполнять большую часть морских задач на воздушной подушке. Несмотря на то, что суда на воздушной подушке были разработаны в других частях мира как для гражданских, так и для военных целей, за исключением перехода Солент -Райд-Саутси, суда на воздушной подушке исчезли с береговой линии Великобритании до тех пор, пока ряд Griffon Hoverwork не был куплен Королевским национальным институтом спасательных шлюпок .
Судно на воздушной подушке курсировало между Воротами Индии в Мумбаи и центральными деловыми районами Белапура и Ваши в Нави Мумбаи в период с 1994 по 1999 год, но впоследствии услуги были прекращены из-за отсутствия достаточной инфраструктуры водного транспорта . [ 35 ]
Гражданский некоммерческий
[ редактировать ]
В Финляндии небольшие суда на воздушной подушке широко используются при спасательных операциях на море, а также во время распутицы («сезона грязи») в качестве архипелага средств связи . В Англии суда на воздушной подушке спасательного катера Бернем-он-Си (BARB) используются для спасения людей из густой грязи в заливе Бриджуотер . Пожарно-спасательная служба Avon стала первой пожарной службой местных властей в Великобритании, которая использует суда на воздушной подушке. Он используется для спасения людей из густой грязи в районе Уэстон-сьюпер-Мэр и во время наводнений внутри страны. Спасательное судно на воздушной подушке Griffon уже несколько лет используется пожарной службой аэропорта Данди в Шотландии. Его используют в случае посадки самолета в устье реки Тей. Многочисленные пожарные депо вокруг Великих озер США и Канады используют суда на воздушной подушке для спасения на воде и льду, часто подледных рыбаков, оказавшихся на мели, когда лед откалывается от берега. Канадская береговая охрана использует суда на воздушной подушке для разрушения легкого льда. [ 36 ] [ 37 ]

В октябре 2008 года Красный Крест начал работу спасательной службы на воздушной подушке в Инвернессе , Шотландия. [ 38 ] Пожарно-спасательная служба Глостершира получила два спасательных судна на воздушной подушке, подаренные компанией Severn Trent Water после наводнений в Великобритании в 2007 году . [ 39 ]
С 2006 года суда на воздушной подушке используются для оказания помощи на Мадагаскаре международной неправительственной организацией HoverAid, которая использует суда на воздушной подушке, чтобы добраться до самых отдаленных мест острова. [ 40 ]
Скандинавская авиакомпания SAS арендовала судно на воздушной подушке AP1-88 для регулярных пассажиров между аэропортом Копенгагена судов на воздушной подушке SAS , Дания, и терминалом в Мальмё , Швеция.
В 1998 году Почтовая служба США начала использовать построенный британцами самолет Hoverwork AP1-88 для перевозки почты, грузов и пассажиров из Вефиля, Аляска , в восемь небольших деревень вдоль реки Кускоквим и обратно . Вефиль находится далеко от дорожной сети Аляски, что делает суда на воздушной подушке привлекательной альтернативой методам доставки по воздуху, которые использовались до появления судов на воздушной подушке. Обслуживание судов на воздушной подушке приостанавливается на несколько недель каждый год, когда река начинает замерзать, чтобы свести к минимуму ущерб поверхности речного льда. Судно на воздушной подушке способно работать в период гололеда; однако это потенциально может сломать лед и создать опасность для жителей деревни, использующих свои снегоходы вдоль реки в начале зимы. [ нужна ссылка ]
В 2006 году компания Kvichak Marine Industries из Сиэтла , США, построила по лицензии грузопассажирскую версию Hoverwork BHT130 . Обозначенный «Suna-X», он используется как высокоскоростной паром, вмещающий до 47 пассажиров и 47 500 фунтов (21 500 кг) груза, обслуживающий отдаленные деревни Аляски Кинг-Коув и Колд-Бэй .
Экспериментальная служба работала в Шотландии через залив Ферт-оф-Форт (между Кирколди и Портобелло, Эдинбург ) с 16 по 28 июля 2007 года. Служба, продаваемая как Forthfast , использовала судно, зафрахтованное у Hovertravel достиг 85% , и коэффициент пассажирской загрузки . По состоянию на 2009 год [update], возможность создания постоянной службы все еще рассматривается. [ 41 ]
Поскольку на маршрутах Ла-Манша суда на воздушной подушке заброшены и в ожидании какого-либо повторного введения на шотландском маршруте, единственной общественной службой судов на воздушной подушке Соединенного Королевства является служба Hovertravel между Саутси ( Портсмут ) и Райдом на острове Уайт . [ нужна ссылка ]
С 1960-х годов в Японии действовало несколько коммерческих линий, но без особого успеха. В Японии последняя коммерческая линия связывала аэропорт Оита и центр Оита, но была закрыта в октябре 2009 года. [ нужна ссылка ] Однако коммерческая линия между аэропортом Оита и центром Оиты планируется вновь открыться в 2024 году. [ нужна ссылка ]
Суда на воздушной подушке до сих пор производятся в Великобритании, недалеко от того места, где они были впервые задуманы и испытаны, на острове Уайт. [ нужна ссылка ] Их также можно зафрахтовать для самых разных целей, включая инспекции морских ветряных электростанций с мелким дном, а также VIP- или пассажирское использование. Типичным судном будет Tiger IV или Griffon. Они легкие, быстрые, транспортабельные и легко адаптируемые, а также обладают уникальной способностью минимизировать ущерб окружающей среде.
Военный
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]
ВМС Народной армии Китая эксплуатируют LCAC класса Jingsah II . ВМС США Это судно на воздушной подушке, перевозящее войска и оборудование, примерно соответствует китайскому эквиваленту LCAC .
Финляндия
[ редактировать ]ВМС Финляндии разработали экспериментальное ракетное судно на воздушной подушке класса Tuuli В конце 1990-х годов . Прототип этого класса, Tuuli , был введен в эксплуатацию в 2000 году. Он оказался чрезвычайно успешной конструкцией прибрежного быстроходного ударного корабля, но из-за финансовых причин и изменений в доктрине ВМФ судно на воздушной подушке вскоре было снято с производства.
Иран
[ редактировать ]
ВМС Ирана эксплуатируют несколько самолетов британского производства. [ 42 ] [ 43 ] и несколько судов на воздушной подушке иранского производства. [ 44 ] [ 45 ] Тондар или Тандерболт выпускаются в вариантах , предназначенных для боя и транспортировки. Иран оснастил «Тондар» ракетами средней дальности, пулеметами и возвращаемыми разведывательными дронами. В настоящее время они используются для водного патрулирования и борьбы с контрабандистами наркотиков.
Россия
[ редактировать ]
Советский Союз был крупнейшим в мире разработчиком военных судов на воздушной подушке. Их проекты варьируются от небольшого корабля на воздушной подушке класса «Цилим» , сравнимого с SR.N6, до чудовищного «Зубр» класса десантного корабля , крупнейшего в мире корабля на воздушной подушке. [ когда? ] Советский Союз также был одной из первых стран, использовавших судно на воздушной подушке « Бора » в качестве с управляемыми ракетами корвета , хотя его правильнее классифицировать как корабль надводного действия, поскольку у него жесткие, ненадувные борта. С распадом Советского Союза большая часть советских военных судов на воздушной подушке пришла в негодность и пришла в упадок. Лишь недавно современный российский Военно-Морской Флот приступил к строительству новых классов военных судов на воздушной подушке.
Великобритания
[ редактировать ]
Первое применение судна на воздушной подушке для военного использования было осуществлено британскими вооруженными силами с использованием судна на воздушной подушке, построенного компанией Saunders-Roe. В 1961 году Великобритания создала Межсервисную группу испытаний судов на воздушной подушке (IHTU) на базе авиабазы Ли-он-Солент (HMS Daedalus) , где сейчас находится Музей судов на воздушной подушке , недалеко от Портсмута . [ 46 ] Это подразделение проводило испытания SR.N1 от Mk1 до Mk5, а также испытания самолетов SR.N2 , SR.N3 , SR.N5 и SR.N6 . Группа испытаний судов на воздушной подушке (Дальний Восток) была создана Королевским флотом в Сингапуре в августе 1964 года с двумя вооруженными судами на воздушной подушке; Позже в том же году они были переброшены в Тавау на малазийском Борнео и действовали там на водных путях во время конфронтации между Индонезией и Малайзией . [ 47 ] Изобретатель судна на воздушной подушке сэр Кристофер Кокерелл в конце своей жизни заявил, что Фолклендскую войну можно было бы выиграть гораздо легче, если бы британские военные проявили большую приверженность судам на воздушной подушке; [ 48 ] хотя ранее испытания SRN-6 проводились на Фолклендских островах, к моменту конфликта подразделение судов на воздушной подушке было расформировано. [ 49 ] В настоящее время Королевская морская пехота использует судно на воздушной подушке Griffonhoverwork 2400TD , заменившее ACV Griffon 2000 TDX Class, который использовался морской пехотой во время вторжения в Ирак в 2003 году . [ 50 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В 1960-х годах Bell лицензировала и продавала Saunders-Roe SR.N5 как Bell SK-5. Они использовались ВМС США на испытаниях во время Вьетнаме войны во в качестве PACV патрульных кораблей в дельте Меконга , где их мобильность и скорость были уникальными. Он использовался как в британской конфигурации с изогнутой палубой SR.N5 , так и позже с модифицированной плоской палубой, орудийной башней и гранатометом, получившим обозначение 9255 PACV. Армия США также экспериментировала с использованием судов на воздушной подушке SR.N5 во Вьетнаме. Три судна на воздушной подушке с плоской палубой были отправлены в Онг Там в районе дельты Меконга, а затем в Бен-Люк. Они видели действие в основном на Равнине Тростника . Один был уничтожен в начале 1970 года, другой — в августе того же года, после чего подразделение было расформировано. Единственное оставшееся судно на воздушной подушке SR.N5 армии США в настоящее время выставлено в Музее армейского транспорта в Вирджинии .
Опыт привел к созданию предложенного Bell SK-10, который стал основой для класса LCAC, десантных кораблей на воздушной подушке которые сейчас используются ВМС США и Японии . Разработанный и испытанный в середине 1970-х годов, LACV-30 использовался армией США для перевозки военных грузов в ходе береговых логистических операций с начала 1980-х до середины 1990-х годов. [ 51 ]
-
Патрульная машина США на воздушной подушке (PACV) в заливе Кау Хай недалеко от Хюэ, Южный Вьетнам, 1968 год.
-
Десантный корабль ВМС США на воздушной подушке, пример военного корабля на воздушной подушке.
Рекреационный/спортивный
[ редактировать ]Небольшие суда на воздушной подушке, изготовленные серийно, в сборе или по чертежам, все чаще используются в рекреационных целях, таких как гонки по внутренним рекам и круизы по внутренним озерам и рекам, болотистым местам, устьям рек и прибрежным прибрежным водам. [ 52 ]
Круизный клуб на воздушной подушке [ 53 ] поддерживает использование судов на воздушной подушке для плавания по прибрежным и внутренним водным путям, озерам и лохам.
Клуб судов на воздушной подушке Великобритании , основанный в 1966 году, регулярно организует внутренние и прибрежные гонки на воздушной подушке в различных местах по всей Великобритании. [ 54 ] Подобные мероприятия также проводятся в Европе и США. [ 55 ] [ 56 ]
В августе 2010 года Клуб судов на воздушной подушке Великобритании принял чемпионат мира по судам на воздушной подушке на ипподроме Таусестер. [ 57 ] за которым последовал чемпионат мира по судам на воздушной подушке 2016 года в Центре водных лыж Уэст-Мидлендс в Тамворте.
Чемпионат мира по судам на воздушной подушке проводится под эгидой Всемирной федерации судов на воздушной подушке. [ 58 ] До сих пор чемпионаты мира по судам на воздушной подушке принимала Франция: 1993 год – Верней, 1997 год – Люкон, 2006 год – озеро Толерм; Германия: 1987 г. в Бад-Карлсхафене, 2004 г. в Берлине, 2012 и 2018 гг. в Заальбурге; Португалия: 1995 год, Песо-де-ла-Регуа; Швеция: 2008 и 2022 годы в лыжном центре Флотбро в Худдинге; Великобритания, 1991 и 2000 годы, Уэстон-Парк; США: 1989 г. в Трое (Огайо), 2002 г. в Терре-Хот. Чемпионат мира по судам на воздушной подушке 2020 года пришлось перенести на 2022 год из-за ограничений, вызванных вспышкой Covid-19.
Помимо судов, спроектированных как «гоночные суда на воздушной подушке», которые часто подходят только для гонок, существует еще одна разновидность небольших личных судов на воздушной подушке для досуга, часто называемых крейсерскими судами на воздушной подушке, способных перевозить до четырех человек. Как и их полноразмерные аналоги, способность этих небольших личных судов на воздушной подушке безопасно пересекать любые типы местности (например, воду, песчаные отмели, болота, лед и т. д.) и достигать мест, часто недоступных для любого другого типа судов, делает их подходящими для ряда функций, таких как исследовательские работы, патрулирование и спасательные работы, а также для личного досуга. Эти суда все чаще используются в качестве тендеров для яхт, позволяя владельцам яхт и гостям путешествовать с ожидающей яхты, например, на уединенный пляж. В этой роли малое судно на воздушной подушке может предложить более занимательную альтернативу обычному небольшому катеру и составить конкуренцию водному мотоциклу. Ощущением удовольствия от личного судна на воздушной подушке теперь можно насладиться на «днях опыта», которые популярны среди семей, друзей и деловых людей, которые часто рассматривают их как упражнения по сплочению команды. Такой уровень интереса, естественно, привел к появлению сектора аренды судов на воздушной подушке и многочисленным производителям небольших, готовых конструкций личных судов на воздушной подушке для удовлетворения потребностей. [ 59 ]
Другое использование
[ редактировать ]Ховер баржа
[ редактировать ]Реальное преимущество транспортных средств на воздушной подушке при перемещении тяжелых грузов по труднопроходимой местности, например, по болотам, было упущено из виду из-за энтузиазма по поводу финансирования британским правительством разработки высокоскоростных судов на воздушной подушке. Лишь в начале 1970-х годов эта технология была использована для перемещения модульной морской баржи с драглайном на борту для использования по мягкой мелиорированной земле.
Mackace (Mackley Air Cushion Equipment), ныне известная как Hovertrans, произвела ряд успешных Hoverbarge, таких как 250-тонная полезная нагрузка «Sea Pearl», которая эксплуатировалась в Абу-Даби, и двойная 160-тонная полезная нагрузка «Yukon Princesses», которая переправляла грузовики через реку Юкон для помощи в строительстве трубопровода. Ховербаржи работают до сих пор. В 2006 году компания Hovertrans (созданная первоначальными менеджерами Mackace) спустила на воду 330-тонную буровую баржу с полезной нагрузкой в болотах Суринама. [ 60 ]
Технология Hoverbarge несколько отличается от высокоскоростных судов на воздушной подушке, которые традиционно строились с использованием авиационных технологий. Первоначальная концепция баржи на воздушной подушке всегда заключалась в том, чтобы предоставить низкотехнологичное амфибийное решение для доступа к строительным площадкам с использованием типичного оборудования, встречающегося в этой области, такого как дизельные двигатели, вентиляторы, лебедки и морское оборудование. Нагрузка для перемещения 200-тонной баржи ACV с полезной нагрузкой на скорости 5 узлов (9,3 км/ч) составит всего 5 тонн. Конструкция юбки и воздухораспределения на быстроходных судах опять-таки более сложна, так как им приходится справляться с размыванием воздушной подушки волной и волновым ударом. Низкая скорость и большая монокамера парящей баржи на самом деле помогают уменьшить эффект воздействия волн, обеспечивая очень плавный ход.
Низкая тяговая сила позволила Боинг 107 вертолету тащить баржу по снегу, льду и воде в 1982 году. [ 61 ] [ 62 ]
Поезда на воздушной подушке
[ редактировать ]Было предпринято несколько попыток применить технологию воздушной подушки для использования в системах с фиксированными путями, чтобы использовать более низкие силы трения для обеспечения высоких скоростей. Самым передовым примером этого был Aérotrain , экспериментальный высокоскоростной поезд на воздушной подушке , построенный и эксплуатировавший во Франции в период с 1965 по 1977 год. Проект был заброшен в 1977 году из-за отсутствия финансирования, смерти его ведущего инженера и принятия на вооружение TGV . французское правительство в качестве решения для высокоскоростного наземного транспорта.
Испытательный полигон для гусеничного судна на воздушной подушке был построен в Эрите недалеко от Кембриджа , Англия . Он пролегал на юго-запад от Саттон-Голта , зажатого между рекой Олд-Бедфорд и меньшим по размеру контр-дреном на западе. Тщательный осмотр участка все равно обнаружит следы бетонных опор, которые поддерживали конструкцию. Настоящий автомобиль, RTV31, хранится в Railworld в Питерборо. [ 63 ] его можно увидеть из поездов, к юго-западу от железнодорожной станции Питерборо . 7 февраля 1973 года автомобиль достиг скорости 104 миль в час (167 км/ч). [ 64 ] но через неделю проект был отменен. Проектом управляла компания Tracked Hovercraft Ltd. под руководством Дениса Блисса в начале 1970-х годов, а затем его закрыл министр аэрокосмической промышленности Майкл Хезелтайн . Записи об этом проекте доступны из переписки и документов сэра Гарри Легг-Бурка, члена парламента библиотеки Университета Лидса. [ 65 ] и другие обвинили Хезелтина Эйри Нив в введении в заблуждение Палаты общин, когда он заявил, что правительство все еще рассматривает возможность предоставления финансовой поддержки Hovertrain, хотя решение отключить его уже было принято кабинетом министров.
После того, как проект Кембриджа был заброшен из-за финансовых ограничений, части проекта были подхвачены инжиниринговой фирмой Alfred McAlpine и заброшены в середине 1980-х годов. Проект гусеничного судна на воздушной подушке и профессора Лейтуэйта система поездов на магнитной подвеске были одновременными, и между двумя перспективными британскими системами существовала острая конкуренция за финансирование и доверие.
На другом конце скоростного спектра находится U-Bahn Serfaus, работающая непрерывно с 1985 года. Это необычная подземная система скоростного фуникулера на воздушной подушке на расположенная австрийском горнолыжном курорте Серфаус , . Длина линии составляет всего 1280 м (4200 футов), а максимальная скорость достигает 25 миль в час (40 км/ч). Аналогичная система также существует в международном аэропорту Нарита недалеко от Токио, Япония.
(UMTA) Министерства транспорта США В конце 1960-х и начале 1970-х годов Управление городского общественного транспорта профинансировало несколько проектов поездов на воздушной подушке, которые были известны как гусеничные транспортные средства на воздушной подушке или TACV. Они также были известны как Aerotrains, поскольку один из строителей имел лицензию компании Бертена Aerotrain. Было профинансировано три отдельных проекта. Исследования и разработки проводились компаниями Rohr, Inc. , Garrett AiResearch и Grumman . UMTA построила обширный испытательный полигон в Пуэбло, штат Колорадо , с различными типами путей для различных технологий, используемых подрядчиками прототипов. Им удалось построить прототипы и провести несколько тестовых запусков, прежде чем финансирование было сокращено.
Тяжелые перевозки
[ редактировать ]С 1960-х по 1980-е годы тяжеловозы в Великобритании использовали систему на воздушной подушке для своих гидравлических модульных прицепов для перевозки тяжелых грузов по мостам, которые не могли выдержать вес груза и прицепа. [ 66 ] Центральному электроэнергетическому управлению пришлось переносить с одного места на другое трансформаторы массой от 150 до 300 тонн, для которых у них не было соответствующего оборудования; поэтому они наняли тяжелые самосвалы, такие как Wynns и Pickfords , у которых было специализированное оборудование, такое как гидравлические модульные прицепы производства Nicolas и Cometto , а также балластные тягачи от Scammell , которые были достаточно прочными и мощными, чтобы нести груз. Это сделало транспортировку эффективной, поскольку удалось избежать усиления мостов, которое в некоторых случаях стоило евро 30 000 .
Трансформаторы загружались в балочную раму гидромодульного прицепа с осями спереди и сзади трансформатора, что позволяло удерживать трансформатор как можно ниже к земле для преодоления препятствий на пути следования. Воздушные подушки были установлены под поверхностью балочной рамы и приводились в действие компрессорной машиной, которая представляла собой изготовленную по индивидуальному заказу 16-тонную максимальную нагрузку Commer , предоставленную CEGB. Автомобиль был оснащен четырьмя воздушными компрессорами с двигателем Rolls-Royce мощностью 235 л.с. Во время перехода по мосту воздушные подушки надулись, что значительно снизило нагрузку на мост. Без этой технологии правительству пришлось бы восстанавливать мосты, что было невозможно только для перевозки небольшого количества грузов. [ 67 ]
Нетранспортировка
[ редактировать ]Hoover Constellation сферического типа с контейнером, представлял собой пылесос отличавшийся отсутствием колес. судно на воздушной подушке, плавающее на воздушной подушке Это было отечественное . Они не были особенно хороши в качестве пылесосов, поскольку воздух, выходящий из-под подушки, разносил несобранную пыль во всех направлениях, и в качестве судна на воздушной подушке, поскольку отсутствие юбки означало, что они эффективно парили только над гладкой поверхностью. Несмотря на это, оригинальные «Созвездия» сегодня являются востребованными предметами коллекционирования .
Flymo — на воздушной подушке это газонокосилка , в которой для подъема режущего лезвия используется вентилятор. Это позволяет перемещать его в любом направлении и выполнять двойную функцию мульчера.
Крикетный клуб Мэрилебон владеет « парящим укрытием », которое он регулярно использует для покрытия поля на стадионе Lord's Cricket Ground . Это устройство легко и быстро перемещать, оно не имеет точек давления, что снижает вероятность повреждения поля.
— Затирочная машина это устройство на воздушной подушке, используемое для снятия бетона.
Функции
[ редактировать ]
Преимущества
[ редактировать ]- Независимость от рельефа местности - пересекает пляжи и склоны крутизной до 40 градусов.
- Всесезонность — замерзшие или текущие реки не помеха
- Скорость
- Гибкость благодаря низкому поверхностному трению
Недостатки
[ редактировать ]- Уровень шума двигателя
- Первоначальные затраты
- Склонность к встречным ветрам
- юбки Износ
Сохранение
[ редактировать ]В Музее судов на воздушной подушке в Ли-он-Солент , Хэмпшир, Англия, хранится самая большая в мире коллекция конструкций судов на воздушной подушке, включая некоторые из самых ранних и крупнейших. Большая часть коллекции размещена в вышедшем из эксплуатации судне SR.N4 на воздушной подушке Princess Anne . Она последняя в своем роде в мире. В музее много судов на воздушной подушке, но все они не работают.
По состоянию на 2023 год [update]Суда на воздушной подушке продолжают использоваться между Райдом на острове Уайт и Саутси на материковой части Англии. Служба, которой управляет Hovertravel , планирует до трех переправ в час и обеспечивает самый быстрый способ попасть на остров или покинуть его. На острове Уайт до сих пор производятся большие пассажирские суда на воздушной подушке.
Рекорды
[ редактировать ]
- Самое большое в мире гражданское судно на воздушной подушке [ 68 ] – BHC SR.N4 Mk.III длиной 56,4 м (185 футов) и массой 310 метрических тонн (305 длинных тонн) может вместить 418 пассажиров и 60 автомобилей.
- Самое большое в мире военное судно на воздушной подушке — российский LCAC класса «Зубр» длиной 57,6 метра (188 футов) и максимальным водоизмещением 535 тонн. Этот корабль на воздушной подушке может перевозить три (ОБТ) Т-80 основных боевых танка , 140 полностью экипированных военнослужащих или до 130 тонн груза. Четыре из них были приобретены ВМС Греции .
- Пересечение Ла-Манша - 22 минуты на судне на воздушной подушке класса принцессы Анны Маунтбаттен SR.N4 Mk.III, 14 сентября 1995 г.
- Мировой рекорд скорости на воздушной подушке [ 69 ] — 137,4 км/ч (85,38 миль в час или 74,19 узлов). Боб Виндт (США) на чемпионате мира по судам на воздушной подушке, река Рио-Дору, Песо-де-Регуа, Португалия, 18 сентября 1995 года.
- Рекорд наземной скорости судна на воздушной подушке [ 70 ] — 56,25 миль в час (90,53 км/ч или 48,88 узлов). Джон Алфорд (США) на солончаках Бонневиль, штат Юта, США, 21 сентября 1998 года.
- Самое продолжительное непрерывное использование: оригинальный прототип SR.N6 Mk.I (009) находился в эксплуатации более 20 лет и наработал 22 000 часов. В настоящее время он экспонируется в Музее судов на воздушной подушке в Ли-он-Солент , Хэмпшир , Англия .
См. также
[ редактировать ]- Летающий аппарат Аэрофекс
- аэролодка
- LCAC
- Аврокар
- Эффект Коанда
- Экраноплан
- Жидкостный подшипник
- Флаймо
- Ховерборд
- Ховеркар
- Танк на воздушной подушке
- Судно на подводных крыльях
- Пегас
- Исследовательский испытательный автомобиль 31
- Резонансный метод разрушения льда
- Saab 401 Прототип шведского автомобиля на воздушной подушке
- Соединитель судно-берег
- Корабль с эффектом поверхности
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Определение и значение судна на воздушной подушке ,collinsdictionary.com , получено 2 июля 2019 г.
- ^ Рэгг, Дэвид В. (1973). Словарь авиации (первое изд.). Скопа. п. 18. ISBN 9780850451634 .
- ^ Паркинсон, Джастин (9 ноября 2015 г.). «Что случилось с пассажирским судном на воздушной подушке?» . Великобритания: Би-би-си . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ Ноубл, Уилл (13 августа 2021 г.). «Судно на воздушной подушке, которое продолжало идти» . CNN Трэвел .
- ^ Секия, Ёхей; Симбун, Ёмиури (3 сентября 2023 г.). «Судно на воздушной подушке возвращается в Оиту и доставляет пассажиров в аэропорт» . Ёмиури Симбун . Япония . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Griffon Hoverwork выигрывает экспортную сделку в Японию на сумму 25 миллионов фунтов стерлингов» (пресс-релиз). Великобритания: Грифон на воздушной подушке . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Дебаты в Палате общин: законопроект о судах на воздушной подушке» , Парламентские дебаты (Hansard) , vol. 764, cc1479-522, 16 мая 1968 г., заархивировано из оригинала 27 ноября 2012 г. , получено 26 мая 2012 г.
- ^ «BBC В ЭТЫЙ ДЕНЬ, 11 ноября 1959 года: Судно на воздушной подушке знаменует новую эру в транспорте» . Новости Би-би-си . 11 июня 1959 года. Архивировано из оригинала 6 января 2008 года . Проверено 10 июля 2007 г.
- ^ «Техника – Австро-Венгерское судно на воздушной подушке – Развитие» . Домашние страницы.fh-giessen.de. 26 марта 1915 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2007 года . Проверено 26 мая 2012 г.
- ^ Циолковский, Константин, Трение и сопротивление воздуха (на русском языке), личный архив, изданный Российской академией наук (собственной рукой автора), стр. 55 и 56.
- ^ " «Россия и экраноплан» . Рейс Интернешнл . 5 апреля 1962 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2015 года . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Машины, которые летают» . Современный Механикс . Октябрь 1959 г., стр. 92–95. Архивировано из оригинала 29 января 2016 года.
- ^ «ТамПуб» (PDF) . uta.fi. Архивировано (PDF) из оригинала 26 марта 2012 года . Проверено 22 января 2010 г.
- ^ "Судно на воздушной подушке" [Hovercraft] (in Russian). Great Soviet Encyclopedia . Archived from the original on 14 August 2011 . Retrieved 6 May 2013 .
- ^ Первый боевой корабль на воздушной подушке, советский торпедный катер Л-5 [ The first air-cushion warship, the Soviet torpedo boat L-5 ]. 1940. Archived from the original on 10 May 2019 . Retrieved 17 November 2017 – via YouTube.
- ^ Изобретатель недели: Кристофер Кокерелл , Массачусетский технологический институт, август 2007 г., архивировано из оригинала 13 июня 2012 г. , получено 24 апреля 2012 г.
- ^ Брофи, Джим (4 сентября 2021 г.). «Curtiss-Wright Air Car 2500 1959 года – словно езда на облаке…» . Кербсайд Классик . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Войдила, Бен (2 февраля 2015 г.). «Люк Скайуокер, твой лендспидер готов» . Дорога и трек . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ «Аэромобиль Curtiss-Wright Model 2500 1959 года» . Дроссель Экстрим . 18 октября 2017 г. Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ «Этот невероятный воздушный автомобиль Curtiss-Wright Model 2500 1959 года» . Дизайн, которому вы доверяете . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ «Апрельский артефакт месяца: воздушный автомобиль Curtiss-Wright Model 2500» . Музей транспорта армии США . 23 марта 2021 г. Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Форд, Джейсон (18 июня 2019 г.). «Июнь 1960 года: появление новой идеи» . Инженер . Архивировано из оригинала 18 июня 2019 года . Проверено 11 мая 2020 г. - через theengineer.co.uk.
- ^ «Локомоция» (PDF) . Инженер . 3 июня 1960 г. с. 930. Архивировано из оригинала (PDF) 3 мая 2022 года . Проверено 4 мая 2022 г. - через theengineer.co.uk.
- ^ "Воздух" , Журнал управления морской обороной, выпуск 47.
- ^ Раймонд Уилер, «От реки к морю», Cross Publishing, 1993.
- ^ Билл Ганстон, «Суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке: новые транспортные средства для моря и суши», Doubleday, 1969, стр.93
- ^ в рамках консолидации британской вертолетной деятельности нескольких авиационных компаний в одну
- ^ «Судно на воздушной подушке: впереди новые поколения» . Flight International : 528. 5 октября 1961. Архивировано из оригинала 22 июня 2012 года . Проверено 13 января 2010 г.
- ^ «Aérotrain и Naviplanes - История SEDAM и Naviplanes» . Аэропоезда и Naviplanes . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 28 июля 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с Лефо, Джон (2001). Что случилось с судном на воздушной подушке? . Книги Пентленда. ISBN 1-85821-850-0 .
- ^ «Хойлейк-Рил Сервис судов на воздушной подушке» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 8 февраля 2013 г.
- ^ «СМИ | Паром Hovertravel на остров Уайт» . Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ ООО «Судно на воздушной подушке Hovermarine Transport» . 18 декабря 1974 года. Архивировано из оригинала 29 мая 2012 года . Проверено 26 мая 2012 г.
- ^ Янг, Робин (2 октября 2000 г.). «Болельщики оплакивают последний переход на воздушной подушке». Таймс . Великобритания. п. 6.
- ^ «Нави Мумбаи рассматривает возможность предоставления услуг на воздушной подушке» . Сифи . Нави Мумбаи. 3 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 3 января 2015 г.
- ^ «CCGS Мамилосса» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 4 декабря 2015 .
- ^ «CCGS Сипу Муин» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ «СВКО» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Округ предоставляет Камбрии судно на воздушной подушке» . Новости Би-би-си . 20 ноября 2009 года . Проверено 4 мая 2010 г.
- ^ «hoveraid.org — Главная» . hoveraid.org. Архивировано из оригинала 13 февраля 2014 года . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ «Фортфаст» . Автобус-дилижанс . Проверено 12 сентября 2009 г.
- ^ «LCAC/PGAC Wellington BH.7 (Иран) класс» . harpoondatabases.com. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ Пайк, Джон. «Иранские военные корабли» . globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 6 апреля 2014 года . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ "Иран представляет самодельный корабль на воздушной подушке для запуска ракет - NZweek" . nzweek.com. Архивировано из оригинала 23 февраля 2014 года . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ "Медиа/изображения/1388/03/06/100907865558" . jamejamonline.ir. Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ Юн, Лян; Блио, Алан (2012). Высокопроизводительные морские суда . Нью-Йорк: Спрингер. п. 323. ИСБН 978-1461408680 .
- ^ Робертс, Джон (2009). Защита нации: история современного Королевского флота . Издательство Сифорт. п. 69. ИСБН 978-1848320437 .
- ^ Марголис, Джонатан (10 декабря 1995 г.). «Наведите беспокойство на горизонт». Санди Таймс .
- ^ Холлебон, Эшли (2012). Судно на воздушной подушке: история . Историческая пресса. п. 107. ИСБН 978-0752464794 .
- ^ «Griffon Hoverwork» заключил контракт с Министерством обороны» . www.blandgroup.com . Bland Group UK Holdings Ltd. 13 ноября 2019 г. Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ Пайк, Джон. «Легкая машина на воздушной подушке 30 тонн (LACV 30)» . globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 21 сентября 2016 года . Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ «Добро пожаловать на веб-сайт Hovercruiser» . hovercruiser.org.uk. 2008. Архивировано из оригинала 3 февраля 2010 года . Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ "Клуб круизов на воздушной подушке Великобритании!" . Архивировано из оригинала 27 декабря 2018 года . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «Клуб судов на воздушной подушке Великобритании» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2009 года . Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ «Европейская федерация судов на воздушной подушке» . 2011. Архивировано из оригинала 4 июля 2011 года . Проверено 23 июня 2011 г.
- ^ «Ховерклуб Америки» . 2011. Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 23 июня 2011 г.
- ^ «Чемпионат мира по судам на воздушной подушке» . 2010. Архивировано из оригинала 3 мая 2010 года . Проверено 16 мая 2010 г.
- ^ «Всемирная федерация судов на воздушной подушке» . 2011. Архивировано из оригинала 17 февраля 2015 года . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «RC Судно на воздушной подушке» . hovercrafthq.com . Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 года . Проверено 10 декабря 2014 г.
- ^ «История парящей баржи» . Ховертранс . Великобритания. 25 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 25 августа 2010 года . Проверено 26 марта 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «С днем рождения, Columbia Helicopters! Компания из Орегона отмечает свое 50-летие» . Вертикальный . 18 апреля 2007 года . Проверено 24 августа 2012 г.
- ^ «Парящая баржа» . Вертолеты Колумбии . Архивировано из оригинала 13 февраля 2016 года . Проверено 24 августа 2012 г.
- ^ «Парящие поезда» . Железнодорожный мир. Архивировано из оригинала 10 сентября 2007 года . Проверено 12 сентября 2009 г.
- ^ «*** ОТСУТСТВУЕТ НАЗВАНИЕ *** ОТСУТСТВУЕТ НАЗВАНИЕ ***», Журнал «Железнодорожный журнал» , стр. 235, май 1973 г.
- ^ «Переписка и документы сэра Гарри Легг-Бурка, члена парламента» (PDF) . Университет Лидса. 2 июня 2004 г. Архивировано (PDF) из оригинала 27 марта 2009 г. . Проверено 14 октября 2009 г.
- ^ «Полный эйс!» . Тяжелый крутящий момент . № 18. Апрель 2019 г. Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Катер, Рон (5 июня 1970 г.). «Проблемы CEGB редко бывают незначительными» . Коммерческий мотор . стр. 80–82 . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ «Самое большое судно на воздушной подушке» . Книги рекордов Гиннесса. Архивировано из оригинала 25 мая 2006 года . Проверено 18 июля 2006 г.
- ^ «Книга рекордов Гиннеса — самое быстрое судно на воздушной подушке» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 года . Проверено 2 ноября 2014 г.
- ^ «Самая быстрая скорость на суше для судна на воздушной подушке» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 года . Проверено 2 ноября 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- «Гусеничная машина на воздушной подушке (TACV) Rohr Aerotrain» . Студии ШОННЕР. Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 24 октября 2009 г. Веб-страница, посвященная исследованиям гусеничных транспортных средств на воздушной подушке в США.
- Вольпе, Джон (декабрь 1969 г.). «На подходе: обтекатели без колес». Popular Science : 51. Статья об исследованиях гусеничных транспортных средств на воздушной подушке в США.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Судно на воздушной подушке в Керли
- «Будущее судов на воздушной подушке»
- Музей судов на воздушной подушке в Ли-он-Солент, Госпорт, Великобритания
- Фильм 1965 года о ховербусе Денни D2 из Шотландского киноархива , Национальная библиотека Шотландии.
- Суперсудно на воздушной подушке Королевской морской пехоты
- Простая история судна на воздушной подушке
- Клуб судов на воздушной подушке Великобритании
- Технология воздушной подушки для тяжелых грузовых перевозок, 1967 год .