Белл UH-1N Твин Хьюи
UH-1N Ирокез CH-135 Твин Хьюи | |
---|---|
![]() | |
UH-1N «Хьюи» из состава эскадрильи ВММ-261, (Усиленный) , 2012 г. | |
Роль | Универсальный вертолет |
Национальное происхождение | США/Канада |
Производитель | Белл Вертолет |
Первый полет | апрель 1969 г. |
Введение | Октябрь 1970 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВВС США Корпус морской пехоты США (исторический) Канадские вооруженные силы (исторический) ВМС США (исторический) |
Произведено | 1969–1970-е годы |
Разработано на основе | Белл UH-1H Ирокез |
Варианты | Белл 212 Белл 412 Белл UH-1Y Веном |
Bell UH-1N Twin Huey — средний военный вертолет, разработанный и производимый американским аэрокосмическим производителем Bell Helicopter . Он является членом обширного семейства Huey , первоначальной версией был CUH-1N Twin Huey (позже CH-135 Twin Huey ), который впервые был заказан канадскими вооруженными силами в 1968 году.
Всего через год после первоначальных обсуждений UH-1N совершил свой первый полет в апреле 1969 года. Его закупка военными США поначалу вызывала споры из-за высокого уровня канадского оборудования, такого как двигатели Pratt & Whitney Canada PT6T турбовальные . Однако приобретение было одобрено, и в октябре 1970 года «Твин Хьюи» был быстро доставлен в ВВС США и отправлен в передовые боевые части во Вьетнаме. В следующем году канадские вооруженные силы, Корпус морской пехоты США и США Все военно-морские силы получили свои первые образцы; Белл также быстро адаптировал Twin Huey в гражданский вертолет Bell 212 , а также более поздний Bell 412 . [ 1 ]
«Твин Хьюи» участвовал в многочисленных конфликтах, первым из которых была война во Вьетнаме , где они обычно использовались для поддержки спецназа разведывательных миссий . В тылу они использовались в качестве основного вертолета общего назначения на различных стартовых площадках межконтинентальных баллистических ракет , а также в качестве служебных транспортных средств для перевозки президента США и других высокопоставленных чиновников Первой вертолетной эскадрильи морской пехоты . USMC UH-1N действовали во время вторжения в Ирак в 2003 году , обеспечивая разведку, связь и непосредственную поддержку с воздуха наземным войскам. За рубежом UH-1N участвовали в колумбийском вооруженном конфликте и Фолклендской войне . В 2010-х и 2020-х годах несколько эксплуатантов занимались заменой Twin Huey на более новые вертолеты, такие как Bell UH-1Y Venom (развитие UH-1N) и AgustaWestland AW139 .
Разработка
[ редактировать ]UH-1N был первоначально разработан в результате переговоров между канадскими вооруженными силами (CF) и Bell Helicopter по теме нового универсального вертолета в 1968 году. [ 2 ] с удлиненным фюзеляжем В частности, CF хотел, чтобы он был основан на Bell 205 , опыт эксплуатации которого у службы уже был, но вместо этого был оснащен парой двигателей для более высокого уровня безопасности. Кроме того, как сообщается, выбор этого двигателя, двигателя Pratt & Whitney Canada PT6T турбовального , был обусловлен политическими факторами. Его первоначальное обозначение было CUH-1N Twin Huey ; позже CF принял новую систему обозначений, в соответствии с которой винтокрылая машина получила новое обозначение CH-135 Twin Huey . [ 2 ] [ 3 ] CF одобрил разработку винтокрылой машины 1 мая 1968 года. [ 1 ] Всего было закуплено 50 CH-135, поставки которых начались в мае 1971 года. [ 4 ]

Американские военные быстро заинтересовались UH-1N, и некоторые официальные лица стремились быстро закупить этот тип, однако закупки едва не состоялись. председатель комитета Палаты представителей по вооруженным силам Против этого выступил тогдашний Л. Мендель Риверс , которому не нравилось, что двигатели Pratt & Whitney Canada PT6T для UH-1N производились в Канаде. Либеральное Юго канадское правительство того времени не поддерживало вмешательство США во Вьетнаме, а также выступало против политики США в -Восточной Азии , а также принимало американских уклонистов . Риверс также был обеспокоен тем, что закупка двигателей приведет к дефициту торгового баланса с Канадой. Конгресс одобрил покупку Twin Huey только тогда, когда был уверен, что в США будет найден источник двигателей PT6T/T400. Несмотря на эти опасения, продажа была разрешена, и военные службы США заказали 294 Bell 212 под обозначением UH-1N , поставки начались в 1970 году. [ 4 ]
Заручившись поддержкой нескольких военных заказчиков, Bell Helicopters заинтересовалась разработкой коммерческой полезной модели для гражданского рынка; В 1971 году сертификат типа (FAA) выдало Bell 212 Федеральное управление гражданской авиации . [ 2 ] Позже была получена омологация для выполнения полетов по правилам полетов по приборам (ППП), для которых была установлена соответствующая авионика. В 1977 году компания сертифицировала Bell 212 для выполнения полетов по ППП одним пилотом, что сделало его первым вертолетом в мире, получившим такой сертификат. [ 2 ] Еще одной ключевой возможностью стал европейский рынок; Bell провела переговоры с итальянским производителем вертолетов Agusta о производстве AB-212 по лицензии . [ 2 ] Эта модель, первые экземпляры которой были поставлены в 1971 году, во многом не отличалась от своих аналогов американского производства и производилась как для гражданских, так и для военных операторов. В 1976 году началось производство AB-212ASW , модели, ориентированной на противолодочную борьбу . [ 2 ]
Bell 412 является дальнейшим развитием Bell 212, основным отличием которого является составной четырехлопастной несущий винт. [ 4 ] UH-1N также был преобразован в модернизированный четырехлопастной UH-1Y , который был разработан для замены UH-1N на вооружении морской пехоты США. [ 5 ]
Дизайн
[ редактировать ]

Bell UH-1N Twin Huey — это двухмоторный военный вертолет среднего размера , который в основном используется в качестве грузового транспорта. Мощность обеспечивается двигателем PT6T-3/T400 Turbo Twin Pac, состоящим из пары двигателей Pratt & Whitney Canada PT6, турбовальных установленных рядом и приводящих в движение общую коробку передач и один выходной вал. [ 2 ] [ 6 ] Эти двигатели способны развивать мощность до 1342 кВт (1800 л.с.). В случае выхода из строя одной силовой секции оставшаяся секция может выдавать мощность 671 кВт (900 л.с.) в течение 30 минут или 571 кВт (765 л.с.) непрерывно, что позволяет UH-1N сохранять крейсерские характеристики при максимальном весе. [ 4 ] [ 2 ] Он способен выполнять полеты по правилам полетов по приборам и в ночных условиях. [ 6 ]
На UH-1N часто летает экипаж из четырех человек, в который входят два пилота и два командира экипажа; В воздухе эти командиры экипажей обслуживают оружие, один пилот выполняет функции штурмана, а другой активно летает. [ 7 ] Салон обычно имеет 15-местную конфигурацию, в которой им может управлять один пилот и перевозиться до 14 пассажиров; на практике UH-1N редко мог нести такое количество самолетов, если только он не имел ограниченного количества топлива и оборудования из-за ограничений по весу и погодных условий. [ 6 ] В конфигурации для перевозки грузов внутренний объем кабины составляет 220 футов³ (6,23 м³). В рамках медицинской эвакуации можно перевозить до шести носилок. [ 6 ] Также можно перевозить внешнюю нагрузку до 5000 фунтов (2268 кг). [ 1 ] На службе Корпуса морской пехоты США (USMC) в кабине будет установлено до трех радиостанций, чтобы командиры могли оставаться в воздухе, координируя действия наземных войск. UH-1N обычно был вооружен одним пулеметом калибра .50 на левом борту вертолета, а пулемет калибра 7,62 мм - на правом борту. [ 7 ]
Для повышения безопасности в ключевых системах UH-1N предусмотрен высокий уровень резервирования; к ним относятся дублирующие гидравлическую , электрическую и топливную системы. Также были установлены системы пожаротушения. [ 2 ] Морская пехота США решила модифицировать большое количество своих UH-1N с помощью системы повышения устойчивости, которая обеспечивает сервоприводы к головке несущего винта, чтобы помочь стабилизировать самолет во время полета. Эта модификация удалила гироскопическую «стабилизирующую штангу» на вершине головки несущего винта, вместо этого полагаясь на компьютерную систему для обеспечения устойчивости. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]




Начиная с конца 1970 года, всего через несколько месяцев после получения первых поставок этого типа, ВВС США начали перевооружать 20-ю эскадрилью специальных операций во Вьетнаме UH-1N, дополняя и, в конечном итоге, заменяя одномоторные UH-1F и UH-1P. . [ 6 ] Вооруженный миниганами (или 40-мм гранатометами) и ракетными установками, окрашенный в камуфляж без американской маркировки и только со знаком «Зеленый шершень», UH-1N поддерживал разведывательные миссии спецназа из залива Камрань . [ 8 ]
Первые поставки UH-1N ВМС США и морской пехоты США состоялись в 1971 году. Всего было получено 205 UH-1N, не считая шести представительских транспортных самолетов VH-1N, которые использовались для перевозки президента США и других высокопоставленных лиц. высокопоставленные чиновники, находящиеся в ведении Первой вертолетной эскадрильи морской пехоты . [ 9 ] В отличие от CF, на вооружении США UH-1N сохранил официальное название «Ирокез» от одномоторного варианта UH-1 , хотя военнослужащие США называют этот самолет «Хьюи» или «Твин Хьюи». [ 10 ]
На вооружении Канады CH-135 Twin Huey регулярно использовался в качестве тактического транспорта для перемещения войск и техники по передовым районам зоны боевых действий; медицинской эвакуации . Также проводились полеты [ 3 ] Дальнейшая деятельность включала перевозки VIP-персон, поисково-спасательные операции и миссии по борьбе с наркотиками. CH-135 неоднократно использовались для поддержки миссий ООН миротворческих в различных регионах, включая Центральную Америку , Сомали и Гаити . [ 3 ]
В 1978 году ВВС Аргентины приобрели восемь самолетов Bell 212. [ 2 ] 1982 года Во время Фолклендской войны Аргентина направила пару Bell 212 на взлетно-посадочную полосу в Гуз-Грин , где они выполняли общие вспомогательные обязанности, включая восстановление многочисленных сбитых пилотов. К концу боевых действий оба самолета были еще целы и летны, но были захвачены и разобраны британскими войсками. [ 11 ] [ 2 ]
USMC UH-1N были развернуты во время вторжения в Ирак в 2003 году ; они обычно использовались для обеспечения разведки и связи наземных войск. Несколько UH-1N были призваны для обеспечения непосредственной поддержки с воздуха во время тяжелых боев в битве при Насирии . [ 12 ] По сравнению с ударным вертолетом Bell AH-1 Cobra , UH-1N имел более широкую зону обстрела своим вооружением и, таким образом, играл полезную роль в ближнем бою, обычно работая совместно с Cobras. [ 7 ]
ВВС США используют устаревшие UH-1N для выполнения своей задачи по межконтинентальным баллистическим ракетам , предоставляя служебный вертолет для перевозки между такими базами, как авиабаза Майнот , авиабаза Фрэнсиса Э. Уоррена и авиабаза Мальмстрем, к стартовым площадкам ракет в Северной Дакоте, Монтане, Вайоминге, Небраске и Колорадо. [ 6 ] UH-1N также используется 36-й спасательной эскадрильей (36 RQS) на авиабазе Фэйрчайлд в Вашингтоне для проведения поисково-спасательных операций и операций по медицинской эвакуации. [ 13 ] а также 459-я авиатранспортная эскадрилья, базирующаяся на авиабазе Йокота в Японии. [ 14 ]
В августе 2013 года ВВС США заявили, что близки к завершению разработки плана по поддержанию и модернизации своих UH-1N на следующие шесть-десять лет. Он был предназначен для решения задач по полетам и безопасности, исследования скромных улучшений в возможностях и сокращения пробелов в возможностях. Хотя UH-1N стала одной из старейших платформ, эксплуатируемых этой службой, сохранение ее считалось «минимальным риском». Модернизация всего флота включала освещение кабины, совместимое с ночным видением, ударопрочные сиденья для бортинженеров, а также установку системы предупреждения о местности и устройства предотвращения дорожно-транспортных происшествий. ВВС США также находились в процессе приобретения UH-1N бывшей морской пехоты США, возможно, с привлечением до 26 вертолетов, чтобы либо добавить их в действующий парк ВВС США, либо оставить их в резерве. [ 15 ]
UH-1N участвовал в боевых действиях в вооруженном конфликте в Колумбии . 16 октября 2013 года самолет UH-1N разбился в северном департаменте Ла-Гуахира , в районе, где доминируют FARC . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
ВМС США планировали вывести из эксплуатации UH-1N к сентябрю 2014 года после 43 лет службы. 773-я эскадрилья легких ударных вертолетов морской пехоты была последней эскадрильей морской пехоты этого типа, их последнее развертывание произошло в 2013 году, когда два вертолета отправились на корабле Королевского военно-морского флота Нидерландов для развертывания станции Африканского партнерства. На смену UH-1N пришел модернизированный UH-1Y Venom; десять представляют собой модернизированные планеры UH-1N, после чего морская пехота США решила вместо этого закупить новые планеры. К 2014 году пять невооруженных HH-1N оставались в эксплуатации морской пехоты США, пока они также не были заменены на UH-1Y и выведены из эксплуатации в 2015 году, единственные оставшиеся HH-1N из 44, которые были преобразованы из 38 UH-1N и шести VH-1N. . [ 9 ] Последнее боевое развертывание UH-1N морской пехоты США состоялось в Афганистане в 2010 году. Служба списала UH-1N во время «церемонии захода солнца» на объединенной резервной базе военно-морской авиабазы Новый Орлеан 28 августа 2014 года. [ 19 ] [ 20 ]
К марту 2013 года ВВС США эксплуатировали 62 UH-1N Twin Hueys, 25 из которых обеспечивали безопасность на объектах межконтинентальных баллистических ракет , 19 размещались на объединенной базе Эндрюс для эвакуации базирующихся в Вашингтоне правительственных чиновников в чрезвычайных ситуациях, а 18 использовались для испытаний и обучения. Поскольку большинство из них были закуплены в 1969 году, ВВС США искали замену. [ 21 ] Первые требования были выданы в 2007 году, но процесс неоднократно откладывался. 24 сентября 2018 года ВВС США объявили Boeing / Leonardo, представленную модель AgustaWestland AW139, победителем, опередив Sikorsky / Lockheed Martin HH-60U Black Hawk и корпорации Сьерра-Невада модернизированный UH-60L Force Hawk . Boeing получила первоначальный контракт на сумму 375 миллионов долларов на четыре MH-139, при этом планировалось построить 84 вертолета при общей стоимости программы в 2,38 миллиарда долларов. Первые поставки были запланированы на 2021 год. [ 22 ] [ 23 ]
Варианты
[ редактировать ]Канадские варианты
[ редактировать ]
- CUH-1N Твин Хьюи
- Первоначальное обозначение многоцелевого транспортного вертолета UH-1N в Вооруженных силах Канады. [ 1 ] [ 4 ]
- CH-135 Твин Хьюи
- Канадская версия UH-1N. [ 1 ] [ 4 ] Канада закупила 50 CH-135, поставки начались в 1971 году. Самолеты были сняты с вооружения канадских вооруженных сил в 1996 году и сняты с вооружения в декабре 1999 года. 41 из уцелевших CH-135 были приобретены правительством США в декабре 1999 года и переданы Национальная армия Колумбии и Национальная полиция Колумбии . По крайней мере один CH-135 был уничтожен в бою. Номер 135135 был передан Национальной полиции Колумбии и управлялся Управлением по борьбе с наркотиками (DIRAN). Он был разрушен на земле повстанцами FARC 18 января 2002 года после инцидента, в ходе которого он был сбит обстрелом. Два CH-135 выставлены в музеях: один в Канадском музее авиации в Оттаве и один в Национальном музее ВВС Канады в CFB Трентон . [ 24 ]
Варианты США
[ редактировать ]
- UH-1N Ирокез
- Первоначальная серийная модель, используемая ВВС США, ВМС США и морской пехотой США. За прошедшие годы морская пехота США, являющаяся основным эксплуатантом, разработала ряд модернизаций для самолетов, включая улучшенную авионику, защиту и турель FLIR . ВВС США планировали заменить свои UH-1N на общую платформу поддержки вертикального подъема для поддержки деятельности межконтинентальных баллистических ракет. [ 25 ] но также рассмотрел вопрос о продлении срока службы своего нынешнего флота. [ 26 ]
- ВХ-1Н
- VIP транспортная конфигурация [ 1 ]
- HH-1N
- Вариант САР. [ 1 ]
- UH-1Y Веном
- Замена и модернизация UH-1N в рамках программы модернизации H-1 для морской пехоты США, призванная совпасть с аналогичной модернизацией ударного вертолета AH-1W до стандарта AH-1Z Viper с общими двигателями и другими основными системами.
Варианты итальянского производства
[ редактировать ]
- Агуста-Белл AB 212
- Версия для гражданского или военного транспорта. Построен по лицензии в Италии компанией Agusta .
- Агуста-Белл AB 212EW
- Версия РЭБ для Турции .
- Агуста-Белл AB 212ASW
- Противолодочная , противокорабельная версия вертолета AB 212, построенная по лицензии в Италии компанией Agusta . Эксплуатируется ВМС Италии , ВМС Греции и ВМС Исламской Республики Иран , Перу, Испании, Турции и Венесуэлы. [ 4 ]
- AB 212ASW — это модель 212 Twin Huey с выступающим обтекателем над кабиной. Раннее производство имело обтекатель куполообразной формы, а более позднее производство имело более плоский «барабанный» обтекатель. Левая лебедка используется для погружения гидролокатора Bendix ASQ-18 . Другие изменения включают усиление конструкции для полной массы 11 197 фунтов (5080 кг), ECM , крепления для крепления на палубе корабля и защиту от коррозии. Вооружение — две торпеды Mk 44 или Mk 46 или две глубинные бомбы для противолодочной обороны и четыре ракеты AS.12 с проводным наведением класса «воздух-поверхность» для противокорабельной обороны. [ 27 ] [ 28 ]
Операторы
[ редактировать ]


- Аргентинские ВВС [ 29 ]
- 7-я авиационная бригада - 1-я поисково-спасательная эскадрилья
- ВВС Бангладеш [ 29 ]
- 9-я эскадрилья «Скорпионы» [ 30 ]

- В ВВС Италии имеется 36 самолетов. [ 29 ] [ 31 ]
- Итальянский флот [ 29 ]
- ВВС Ливана Самолет 7 [ нужна ссылка ]


- ВВС Филиппин — 4 единицы доставлены в 250-е президентское воздушное авиакрыло 251-й специальной воздушной эскадрильи. Ушедший на пенсию. [ 29 ] [ 32 ]


Бывшие операторы
[ редактировать ]
- Канадские вооруженные силы [ 35 ]
- 403-я эскадрилья оперативной подготовки вертолетов [ 36 ]
- 408-я эскадрилья тактических вертолетов [ 37 ]
- 422-я эскадрилья тактических вертолетов [ 36 ]
- 424-я транспортно-спасательная эскадрилья [ 38 ]
- 427-я тактическая вертолетная эскадрилья [ 39 ]
- 430-я эскадрилья тактических вертолетов [ 40 ]
- 444-я эскадрилья боевой поддержки [ 41 ]
- до объединения Королевского военно-морского флота Канады VU 32 - вспомогательная эскадрилья [ 42 ]
- Испытательное учреждение аэрокосмической техники [ 43 ]
- Базовый рейс Колд-Лейк [ 44 ]
- База спасения Гусь Бэй [ 41 ]


Самолет на выставке
[ редактировать ]- Мемориальный парк линкора , Мобил, Алабама, США [ 51 ]
- CH-135 135114 — Канадский музей авиации и космонавтики , Оттава , Онтарио , Канада [ 52 ]
- CH-135 135102 - Национальный музей ВВС Канады [ 53 ]
- UH-1N 159198 — Музей авиации Flying Leatherneck в MCAS Miramar, Сан-Диего, Калифорния . [ 54 ]
Технические характеристики (USMC UH-1N, с изменениями)
[ редактировать ]

Данные из информационного бюллетеня USMC UH-1N , [ 55 ] Международный справочник военных самолетов, 2002–2003 гг. [ 56 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 человека (пилот, второй пилот, командир экипажа, стрелок)
- Вместимость: 6–8 военнослужащих в боевой экипировке или эквивалентный груз массой 4400 фунтов (1996 кг).
- Длина: 57 футов 8 дюймов (17,58 м)
- Высота: 14 футов 5 дюймов (4,39 м)
- Максимальный взлетный вес: 10 500 фунтов (4763 кг)
- Силовая установка: 1 двигатель Pratt & Whitney Canada T400-CP-400 турбовальный , мощностью 1250 л.с. (930 кВт).
- Аварийная мощность 900 л.с. (671 кВт) для каждой силовой секции
- Диаметр несущего винта: 48 футов 0 дюймов (14,63 м)
- Площадь несущего винта: 1808 кв. футов (168,0 м ). 2 )
- Секция лезвия: - корень: NACA 0010.8 ; Совет: мод NACA 0005.4. [ 57 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 130 узлов (150 миль в час, 240 км/ч)
- Крейсерская скорость: 110 узлов (130 миль в час, 200 км/ч)
- Дальность: 248 миль (285 миль, 459 км)
- Практический потолок: 17 300 футов (5 300 м)
- Скорость набора высоты: 1755 футов/мин (8,92 м/с).
Вооружение
- 2,75-дюймовые (70-мм) ракетные блоки,
- 0,50 дюйма (12,7 мм) ГАУ-16 , пулемет
- 7,62-мм (0,308 дюйма) миниган ГАУ-17 или 7,62-мм (0,308 дюйма) М240 легкий пулемет
Галерея
[ редактировать ]-
CH-135 Twin Huey, номер 135102, в составе Многонациональных сил и наблюдателей на Синае, Египет, 1989 г.
-
CH-135 Twin Huey 135137 в оригинальном сине-серо-зеленом камуфляже, который носили эти самолеты до 1986/88 года.
-
CH-135 Twin Huey 135135 в ранней маркировке SAR, 1988 год. Этот самолет служил на базе спасательной службы Гуз-Бэй и ранее был приписан к 424-й транспортно-спасательной эскадрилье CFB Трентон .
-
CH-135 Twin Huey 135127 с базы Rescue Goose Bay в более поздней схеме SAR, использовавшейся после 1986–88 годов.
-
CH-135 Twin Huey 135103 со специальной маркировкой для летных испытаний. Самолет использовался Испытательным центром аэрокосмической техники в CFB Cold Lake в 1987 году.
-
CH-135 Twin Huey 135103 после перекраски в антиИК-оливково-зеленую схему
-
Канадские CH-135 Twin Hueys на службе в многонациональных силах и наблюдателях на Синае, Египет, 1989 г.
-
Значок CH-135 Twin Huey, который носили некоторые воздушные и наземные экипажи канадских вооруженных сил , 1980-е годы.
-
Значок 408-й тактической вертолетной эскадрильи UTTH, который носили экипажи CH-135 Twin Huey примерно в 1990 году. Значок основан на щите провинции Альберта .
-
UH-1N служит в составе 1-й вертолетной эскадрильи на объединенной базе Эндрюс.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Муца 1986, стр. 31-33.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Эль Белл 212 в воздушной войне» . Официальный журнал ФАУ . Архивировано из оригинала 28 октября 2008 года . Проверено 30 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Связи с общественностью ВВС / Министерство национальной обороны (6 апреля 2004 г.). «Белл CH-135 Твин Хьюи» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2012 года . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дрендел 1983, стр. 14–17.
- ^ Иден 2004, с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «UH-1N Хьюи» . аф.мил . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Хэмель, Джеймс Д. (18 ноября 2005 г.). «Старейший вертолет корпуса доказал свою эффективность в Ираке» . морские пехотинцы.мил.
- ^ Mutza Air Enthusiast , декабрь 1986 г. – апрель 1987 г., стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б «Корпус морской пехоты выведет из эксплуатации вертолеты UH-1N в сентябре; HH-1N в 2015 году» . Seapowermagazine.org . 4 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2014 года . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ Дрендел 1983, с. 9.
- ^ «H-83 Bell 212 C/N 30834» . Хелис.com. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ Стаут, Джей А. Хаммер сверху, Воздушный бой морской пехоты над Ираком . Книги Баллантайна, 2005. ISBN 978-0-89141-871-9 .
- ^ Бейли, Карл Э. (2 августа 2017 г.). «Информационный бюллетень 36-й спасательной эскадрильи (AETC)» . Агентство исторических исследований ВВС . Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ «Yokota считает вертолеты UH-1N «абсолютно безопасными» » . Звезды и полосы . 3 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2016 г. Проверено 6 ноября 2016 г.
- ^ «ВВС планируют десятилетнее продление контракта с Хьюи» . Militarytimes.com. 22 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 22 августа 2013 года . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ «Вертолет разбился на границе с Венесуэлой» . Колумбиец. 16 октября 2013 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ «Двенадцать погибших солдат покинули атаку ФАРК в Майкао | Нация» . Noticiascaracol.com. Архивировано из оригинала 25 октября 2013 года . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ «Трое полицейских убиты в результате нападения FARC в Майкао | 20130201» . Caracol.com.co. Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ «Последний полет UH-1N Huey для HMLA-773» . морские пехотинцы.мил. 3 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 7 сентября 2014 г. . Проверено 7 сентября 2014 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (4 сентября 2014 г.). «UH-1N 'Хьюи' ушел из службы морской пехоты США» . Еженедельник защиты Джейн IHS . Архивировано из оригинала 6 декабря 2014 года.
- ^ «UH-72 Lakota может стать кандидатом на службу в ВВС» . Defensemedianetwork.com. 10 марта 2013 года. Архивировано из оригинала 14 мая 2013 года . Проверено 17 мая 2013 г.
- ^ «Boeing выигрывает контракт на замену UH-1N от ВВС США» . Рейс Интернешнл. 25 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 г. Проверено 27 сентября 2018 г.
- ^ «Boeing выигрывает контракт с ВВС на создание замены Хьюи» . Журнал ВВС . 24 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2018 г. Проверено 27 сентября 2018 г.
- ^ Уокер, RWR (июнь 2006 г.). «Подробный список серийных номеров канадских военных самолетов CH-135 Twin Huey Вооруженных сил Канады» . Архивировано из оригинала 31 октября 2007 года . Проверено 2 декабря 2008 г.
- ^ «Обоснование бюджета ВВС США на 2011 год» (PDF) . saffm.hq.af.mil. п. 4-1. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2012 года . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ «ВВС США планируют продление Хьюи на десятилетие» . Архивировано из оригинала 22 августа 2013 года.
- ^ Грин 1980, с. 229.
- ^ Вуд 1985, с. 490.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в «ВВС мира 2018» . Flightglobal Insight. 2018. Архивировано из оригинала 6 февраля 2018 года . Проверено 16 июня 2018 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Полет высоко в Бангладеш» . Эйр Интернешнл . Архивировано из оригинала 4 октября 2021 года.
- ^ "ХХ.212" . Аэронавтика Милитаре. Архивировано из оригинала 27 февраля 2019 года . Проверено 22 мая 2019 г.
- ^ «Орбаты» .
- ^ «ВВС мира 2021» . FlightGlobal. 4 декабря 2020 г. Проверено 5 января 2021 г.
- ^ «ВВС мира 2014» (PDF) . Flightglobal Insight. 2014. Архивировано (PDF) из оригинала 25 декабря 2013 года . Проверено 17 января 2014 г.
- ^ «Белл CH-135 Твин Хьюи» . canadianwings.com . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 21 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «403-я эскадрилья активирована как эскадрилья оперативной подготовки» . Связи с общественностью ВВС/Министерство национальной обороны . 24 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2013 г. Проверено 10 января 2013 г.
- ^ «История 408-й эскадрильи тактических вертолетов (THS)» . Связи с общественностью ВВС/Министерство национальной обороны . 22 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2013 г. . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ «История 424-й эскадрильи» . Связи с общественностью ВВС/Министерство национальной обороны . 31 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 года . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ «История 427-й авиационной эскадрильи специального назначения» . Связи с общественностью ВВС/Министерство национальной обороны . 28 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 2 сентября 2012 г. Проверено 10 января 2012 г.
- ^ «430-я эскадрилья» . Связи с общественностью ВВС/Министерство национальной обороны . 28 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2013 г. . Проверено 10 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «История 444-й эскадрильи» . Связи с общественностью ВВС/Министерство национальной обороны . 11 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2012 года . Проверено 10 января 2012 г.
- ^ «Вспомогательная эскадрилья ВУ 32» . AEROWAREdesigns . 2012. Архивировано из оригинала 6 августа 2012 года . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ Шоу 1990, с. 86.
- ^ «417-я эскадрилья боевого обеспечения — История» . Связи с общественностью ВВС/Министерство национальной обороны . 3 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 года . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ «ВВС Израиля – Типы самолетов» . aeroflight.com. Архивировано из оригинала 3 марта 2010 года . Проверено 22 января 2013 г.
- ^ «Самолет Сил обороны Ямайки» . jdfmil.org. Архивировано из оригинала 11 мая 2013 года . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ «30 лет вертолетной эксплуатации» . Mindef.gov.sg. Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года . Проверено 22 января 2013 г.
- ^ «Последний полет UH-1N Huey для HMLA-773» . helihub.com. Архивировано из оригинала 7 сентября 2014 года . Проверено 3 сентября 2014 г.
- ^ Ежемесячник ВВС, с. 14 января 2014 г.
- ^ « Вертолеты «Хьюи» совершают последние полеты для ВМС США» . ktvn.com. 6 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 г.
- ^ «Коллекция самолетов» . ussalabama.com. Архивировано из оригинала 4 сентября 2012 года . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Канадский музей авиации и космонавтики , изд. (2018). «Колокол CH-135 «Твин Хьюи» » . Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 года . Проверено 9 августа 2018 г.
- ^ «Твин Хьюи» . Национальный музей ВВС Канады . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Музей авиации «Летающий Лезернек» (2022 г.). «Белл UH-1N» . www.flyingleathernecks.org . Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 года . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ «Информационный бюллетень морской пехоты США UH-1N» . Корпус морской пехоты США. 4 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2007 г. Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ Фроули 2002, с. 33.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Чант, Кристофер. Боевые вертолеты ХХ века . Книги Грэма Бихага, Крайстчерч, Дорсет, Англия, 1996.
- Дебэ, Ив. Боевые вертолеты . Франция: История и коллекции, 1996.
- Дрендел, Лу. Хьюи . Squadron/Signal Publications, Кэрроллтон, Техас, 1983 г. ISBN 0-89747-145-8 .
- Иден, Пол. «Звонок 212/412». Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- Франсильон, Рене, Дж. Вьетнам: Война в воздухе , Нью-Йорк: Arch Cape Press, 1987.
- Фроули, Джерард. Международный справочник военных самолетов , Aerospace Publications Pty Ltd, 2002 г. ISBN 1-875671-55-2 .
- Грин, Уильям. Самолеты-наблюдатели , издательство Frederick Warne Publishing, 1980. ISBN 0-7232-1604-5 .
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , Том. 182, № 5370. С. 40–64. ISSN 0015-3710.
- Меско, Джим, Аэромобиль: Вертолетная война во Вьетнаме . Публикации сигналов эскадрильи, 1984.
- Мутца, Уэйн. «Тайно в Камбоджу». Air Enthusiast , тридцать два года, декабрь 1986 г. – апрель 1987 г., стр. 22–31. ISSN 0143-5450.
- Мутца, Уэйн. UH-1 Хьюи в действии . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1986. ISBN 0-89747-179-2 .
- Мутца, Уэйн. UH-1 Хьюи в цветах . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1992. ISBN 0-89747-279-9 .
- Шоу, Робби: Супербаза 18 Холодное озеро - Северные стражи Канады , Osprey Publishing, Лондон, 1990. ISBN 0-85045-910-9
- Технические характеристики Хьюи Плюс 204, 205 и 214
- Вуд, Дерек. Справочник Jane's World по признанию самолетов , издательство Jane's Publishing Company, 1985. ISBN 0-7106-0343-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]