Jump to content

Пясецкий H-21

(Перенаправлено с H-21 Шони )

H-21 Шони/Рабочая лошадка
Армия США Piasecki H-21
Роль Военно-транспортный вертолет
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Вертолет Пясецкого
Первый полет 11 апреля 1952 г.
Ушедший на пенсию 1967
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи ВВС США
Армия США
Легкая авиация французской армии
Произведено 1952–1959
Разработано на основе Пясецкий HRP Спасатель

Piasecki H-21 Workhorse/Shawnee — американский вертолёт, четвёртый в линейке вертолётов с тандемным винтом , спроектированных и построенных компанией Piasecki Helicopter (позже Boeing Vertol ). Обычно называемый «летающий банан», это был многоцелевой вертолет, способный оснащаться колесами, лыжами или поплавками.

H-21 изначально был разработан Пясецким как арктический спасательный вертолет. H-21 имел функции для холодной погоды, позволяющие работать при температурах до -65 ° F (-54 ° C), и его можно было регулярно обслуживать в суровых холодных погодных условиях.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Кабина Пясецкого H-21

Компания Piasecki Helicopter спроектировала и успешно продала ВМС США серию вертолетов с тандемными винтами, начиная с HRP-1 1944 года. HRP-1 получил прозвище «летающий банан» из-за угла наклона хвостовой части фюзеляжа вверх, что обеспечивало что большие несущие винты не могли удариться о фюзеляж ни в каком положении полета. Позже это название было применено к другим вертолетам Пясецкого аналогичной конструкции, включая H-21.

В 1949 году Пясецкий предложил ВВС США (USAF) YH-21 Workhorse , который представлял собой улучшенную цельнометаллическую модификацию HRP-1. Используя два тандемных, полностью сочлененных трехлопастных несущих винта встречного вращения, H-21 был оснащен одним девятицилиндровым Curtis-Wright R-1820-103 Cyclone с наддувом мощностью 1150 л.с. (858 кВт) воздушного охлаждения радиальным двигателем .

После первого полета YH-21 11 апреля 1952 года ВВС США заказали 32 модели H-21A SAR и 163 более мощного штурмового транспортного варианта H-21B. [ 1 ] H-21B был оснащен модернизированной версией двигателя Wright 103 мощностью 1425 лошадиных сил на валу (1063 кВт) и имел удлиненные на 6 дюймов (152 мм) лопасти несущего винта. Благодаря улучшенным возможностям H-21B мог перевозить 22 полностью экипированных пехотинцев или 12 носилок, а также место для двух медицинских работников в качестве вертолета для медицинской эвакуации . H-21A и H-21B, способные работать в арктических условиях, были приняты на вооружение ВВС США и Королевских ВВС Канады (RCAF) для обслуживания и обслуживания дальней линии раннего предупреждения радиолокационных установок (DEW), простирающихся от Алеутских островов и Аляски. через канадскую Арктику в Гренландию и Исландию .

Интерьер кабины Piasecki H-21 с видом на кабину

В 1952 году некоторые H-21A были проверены вертолетной эскадрильей морской пехоты HMX-1 для воздушного нападения. [ 2 ] В 1957 году H-21B был передан в аренду Корпусу морской пехоты США (USMC) для использования вертолета в качестве воздушного буксира для буксировки вышедших из строя десантных кораблей и десантных машин на пляж. Во время оценки H-21B буксировал LST на скорости 5 узлов (9,3 км/ч; 5,8 миль в час) и имитированную гусеничную машину-амфибию от воды до пляжа. [ 3 ] Модернизированный двигатель Wright мощностью 1425 л.с., использованный в H-21B, также использовался в последующих вариантах, проданных как армии США (как H-21C Shawnee ), так и вооруженным силам ряда других стран. В 1962 году H-21 был переименован в CH-21 на вооружении армии США.

В 1959 году компания Vertol Aircraft, новое название компании Piasecki Helicopters, разработала концепцию подъема тяжелых грузов на короткие расстояния, где от двух до шести H-21B должны были быть соединены балками для подъема тяжелых грузов. Это считалось небезопасным, поскольку если бы у одного вертолета во время подъема возникли механические проблемы, это могло вывести конструкцию из равновесия и привести к падению всех вертолетов. [ 4 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Французская служба в Алжирской войне

[ редактировать ]
Шауни над рисовыми полями во Вьетнаме.

В 1956 году, ища способ использования вертолетов для наземных атак во время войны в Алжире , французские ВВС и французская армейская авиация ( Aviation Légère de l'Armée de Terre ) экспериментировали с вооружением Sikorsky S-55 , который затем был заменен на вооружении. более способными вертолетами Piasecki H-21 и Sikorsky H-34 . Некоторые вертолеты H-21C ВВС и армейской авиации Франции впоследствии были вооружены стационарными ракетами, стреляющими вперед, и пулеметами. У некоторых даже были стойки для бомб, но испытания показали, что H-21C не хватало маневренности и характеристик, необходимых для наземной атаки. H-21C был гораздо более успешным в качестве военного транспорта, и большинство находящихся на вооружении H-21C в конечном итоге были оснащены гибкими дверными орудиями, такими как .50 калибра. (12,7-мм) пулемет M2 Browning или (бывшая немецкая ) 20-мм авиационная автоматическая пушка MG 151/20 для оборонительного использования при высадке десанта под огнем. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Хотя H-21 был отстранен от наземных атак, официальные оценки армии США на тот момент показали, что на самом деле у этого типа было больше шансов выжить при попадании с земли, чем у Sikorsky CH-34; Предполагалось, что это является следствием расположения и конструкции топливных баков CH-34. К концу войны в Алжире десантные вертолеты H-21C использовались совместно с штурмовиками H-34 в крупных противоповстанческих операциях. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Операции армии США

[ редактировать ]

H-21C широко использовался в армии США, в первую очередь для перевозки войск и припасов. 24 августа 1954 года, благодаря дозаправке в воздухе, предоставленной самолетом U-1A Otter армии США , H-21C, известный как Amblin 'Annie, стал первым вертолетом, который беспосадочно пересек Соединенные Штаты. [ 8 ] [ 9 ] Армия проводила эксперименты по вооружению H-21C в качестве боевого корабля; некоторые шауни были вооружены гибкими пистолетами под носом, а другие были оснащены дверными пистолетами.

H-21 Shawnees из 8-й транспортной роты, Форт-Брэгг, 1956 год. В роте было 24 вертолета, 48 офицеров и прапорщиков и 246 рядовых.

Одна экспериментальная версия была испытана на самолете Boeing B-29 Superfortress калибра .50. Дистанционная турель установлена ​​под носом. H-21C (позже получивший обозначение CH-21C) был впервые переброшен в Южный Вьетнам в декабре 1961 года в составе 8-й и 57-й транспортных рот для поддержки войск армии Республики Вьетнам . На вооружении армии CH-21C Shawnee мог быть вооружен 7,62-мм (0,308 дюйма) или 12,7-мм (0,50 дюйма) пушками с гибкой дверью. Относительно медленный, незащищенные кабели управления и топливопроводы CH-21 оказались уязвимыми для вьетконговцев , которые все лучше снабжались автоматическим стрелковым оружием и тяжелыми (12,7-мм) зенитными пулеметами.

H-21, предназначенный для эксплуатации в холодную погоду, плохо показал себя в жаркой погоде Вьетнама. Несмотря на то, что он мог перевозить 20 пассажиров, при работе во Вьетнаме он мог поднять только девять. Пилоты сообщили, что двигатели, рассчитанные на 600 часов налета, во Вьетнаме проработали всего 200 часов или меньше. [ 10 ] Сбитый CH-21 Shawnee недалеко от лаосско-вьетнамской границы, повлекший за собой гибель четырех авиаторов в июле 1962 года, стал одним из первых потерь армии США во Вьетнамской войне . [ 11 ] Несмотря на эти события, Shawnee продолжал служить в качестве рабочей лошадки вертолета армии США во Вьетнаме до 1964 года, когда его заменил Bell UH-1 Huey . В 1965 году Boeing CH-47 Chinook был переброшен во Вьетнам, а позже в том же году большинство вертолетов CH-21 были сняты с вооружения армии и ВВС США.

Варианты

[ редактировать ]
ХН-21
Обозначение ВВС США первого прототипа H-21.
YH-21 Рабочая лошадь
Версия HRP-2 для поисково-спасательных операций (SAR) ВВС США для эксплуатационных испытаний, построено восемнадцать.
H-21A Рабочая лошадь (модель 42)
То же, что YH-21 с подробными изменениями, оснащенный одним Wright R-1820 -102 мощностью 1250 л.с., переименованным в CH-21A в 1962 году, 32 построено для ВВС США, 6 для Королевских ВВС Канады.
H-21B Рабочая лошадь (модель 42)
То же, что и H-21A, но с усиленным двигателем Райта (1425 л.с.) и местами для 20 военнослужащих, автопилотом в стандартной комплектации, ограниченной бронезащитой и внешними топливными баками. В 1962 году было построено 163 экземпляра CH-21B для вооруженных сил США. 10 построено для Сил самообороны Японии ; 10 H-21B построены для ВМС Франции .
Рабочая лошадка Ш-21Б
Спасательная переделка H-21B, ставшая в 1962 году HH-21B.
H-21C Шони (Модель 43)
Версия H-21B для армии США, в 1962 году стала CH-21C, для вооруженных сил США построено 334 экземпляра. 32, построенный по лицензии компанией Weser Flugzeugbau для армии Западной Германии. 98 построено для ВВС Франции и армейской авиации Франции (ALAT).
XH-21D Шони (Модель 71).
Два H-21C были оснащены двумя турбовальными двигателями General Electric T58 вместо Wright R-1820. Не запущен в производство.
СН-21А
H-21A переименован в 1962 году.
СН-21Б
H-21B переименован в 1962 году.
СН-21С
H-21C переименован в 1962 году.
HH-21B
Ш-21Б переименован в 1962 году.
Модель 42А
Переоборудование компанией Vertol Aircraft (Канада) восьми H-21 Королевских ВВС Канады для гражданского использования. Оборудован для перевозки 19 пассажиров или 2820 фунтов (1279 кг) внутреннего груза или подвесного груза весом 5000 фунтов (2268 кг).
Модель 44А
Коммерческий 19-местный транспортный вариант H-21B. Всего 11 (шведское военное обозначение: Hkp 1), 2 для ВВС Швеции , 9 для ВМС Швеции . 2 используется в целях испытаний/оценки Силами самообороны Японии.
Модель 44Б
Коммерческая 15-местная/грузовая версия H-21B.
Модель 44С
Коммерческая восьмиместная представительская версия H-21B.
СН-127
Vertol Canada Model 44
Пясецкий HkP1
Piasecki model 44 для ВМС Швеции.

Операторы

[ редактировать ]
армии США в полете H-21

Военные операторы

[ редактировать ]
 Канада
 Демократическая Республика Конго
 Франция
Hkp 1 в ВМС Швеции маркировке
 Япония
 Швеция
 Соединенные Штаты
HH-21 в составе ВВС США.
 Западная Германия

Гражданские операторы

[ редактировать ]
 Соединенные Штаты

Самолет на выставке

[ редактировать ]
ВВС США CH-21B в Национальном музее ВВС США.
  • FR94 - H-21C на статической экспозиции в Музее легкой авиации армии и вертолетов в Даксе, Ланды . [ 25 ]
  • FR106 выставлен в музее Ailes Anciennes в аэропорту Тулуза-Бланьяк. [ 26 ]

Германия

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Годен к полетам
Статический дисплей
Модель 44A с JGSDF в авиационном парке Бихоро , август 2009 г.
CH-21 в RCAF маркировке в Канадском музее авиации
Хранится или находится на реставрации

Технические характеристики (CH-21C)

[ редактировать ]
Чертеж рабочей лошадки Piasecki YH-21 в трех проекциях
3-view line drawing of the Piasecki YH-21 Workhorse

Данные самолетов армии США с 1947 года. [ 78 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3–5 человек (пилот, второй пилот, командир экипажа и один или два стрелка во Вьетнаме)
  • Вместимость: ** 20 военнослужащих или
    • 12 носилок
  • Длина: 52 фута 6 дюймов (16,00 м)
  • Высота: 15 футов 9 дюймов (4,80 м)
  • Пустой вес: 8950 фунтов (4060 кг)
  • Полная масса: 15 200 фунтов (6895 кг)
  • Силовая установка: 1 × Wright R-1820-103 Cyclone 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 1425 л.с. (1063 кВт)
  • Диаметр несущего винта: 2 × 44 фута 0 дюймов (13,41 м).
  • Площадь несущего винта: 3041 кв. Футов (282,5 м ). 2 ) * Секция лезвия: NACA 0012 [ 79 ]

Производительность

  • Максимальная скорость: 127 миль в час (204 км/ч, 110 узлов)
  • Крейсерская скорость: 98 миль в час (158 км/ч, 85 узлов)
  • Диапазон: 265 миль (426 км, 230 миль)
  • Практический потолок: 9450 футов (2880 м)
  • Нагрузка на диск: 5 фунтов/кв. футов (24 кг/м) 2 )
  • Мощность/масса : 0,09 л.с./фунт (0,15 кВт/кг)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Бриджмен 1952, с. 30.
  2. ^ «А вот и кожаные шеи». «Популярная механика» , апрель 1952 г., с. 101, внизу страницы.
  3. ^ «Летающие аварийно-спасательные работы на суше или на море». «Популярная механика» , июль 1957 г., с. 106
  4. ^ "Рабочие лошадки воздуха". «Популярная механика» , март 1959 г., с. 100.
  5. ^ Jump up to: а б Франция, Группа исследования операций, Отчет миссии исследования операций на вертолете H-21 (1959 г.)
  6. ^ Jump up to: а б Райли, Дэвид, Французские вертолетные операции в Алжире , Вестник морской пехоты, февраль 1958 г., стр. 21–26.
  7. ^ Jump up to: а б Шрейдер, Чарльз Р. Первая вертолетная война: логистика и мобильность в Алжире, 1954–1962 гг. Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers (1999)
  8. ^ The New Propwash , Fox Valley Sport Aviation Assoc., Том 2, Выпуск 12, стр. 5
  9. ^ «Boeing: Исторический снимок: вертолет CH-21 Shawnee/Vertol 44» .
  10. ^ Хальберштам, Дэвид (19 января 1963 г.). «Пилоты армейских вертолетов во Вьетнаме говорят, что H-21 не подходят» . Нью-Йорк Таймс . п. 3 . Проверено 3 мая 2019 г.
  11. ^ Хардинг 1990, стр. 261–262.
  12. ^ «ВВС мира, 1955 г., стр. 621» . Flightglobal.com . Проверено 4 августа 2018 г.
  13. ^ «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org. Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Проверено 3 февраля 2019 г.
  14. Аркелла Рейс , 21 июня 1957 г., с. 844.
  15. ^ «Мировой рынок вертолетов, 1967 г., стр. 60» . Flightglobal.com . Проверено 4 августа 2016 г.
  16. ^ «Н-21 военно-морское воздухоплавание» . helis.com . Проверено 5 января 2013 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Мировой рынок вертолетов, 1967 г., стр. 62» . Flightglobal Insight. 2018 . Проверено 4 августа 2018 г.
  18. ^ «Мировой рынок вертолетов, 1967 г., стр. 65» . Flightglobal.com . Проверено 4 августа 2016 г.
  19. ^ Суонборо и Бауэрс 1963, стр. 398–399.
  20. Рейс 13 мая 1955 г., с. 668.
  21. ^ «Мировой рынок вертолетов, 1967 г., стр. 61» . Flightglobal.com . Проверено 4 августа 2016 г.
  22. ^ «Вертолеты в гражданских операциях стр. 388» . Flightglobal.com. 21 марта 1958 года . Проверено 10 февраля 2015 г.
  23. ^ «Гарольд А. Скааруп, автор «Шеллдрейка» . silverhawkauthor.com . Архивировано из оригинала 6 января 2019 года . Проверено 6 января 2019 г.
  24. ^ «Путеводитель по самолетам авиапарка CAFM Heritage» (PDF) . Проверено 3 сентября 2022 г.
  25. ^ «Досье на планер — Piasecki-Vertol H-21C-PH Shawnee, серийный номер FR94 AdT, серийный номер FR94» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  26. ^ «Айлс Ансьен Тулуза» . aatlse.org . Проверено 23 ноября 2016 г.
  27. ^ «Вертол В-43 (Н-21С)» . Вертолетный музей Бюкебурга . Проверено 21 октября 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  28. ^ «Досье на планер – PiaseckiH-21, серийный номер 83+07 Heeresfliegertruppe, c/n WG7» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  29. ^ «Транспортный вертолет Вертол (Пясецкий) V-43A (H-21C) (идентификатор самолета Бундесвера: 83+08)» . Военно-исторический музей аэродрома Бундесвера Берлин-Гатов (на немецком языке). 2 января 2016 г. Проверено 20 октября 2016 г.
  30. ^ «Флюгцойге» . Flugausstellung . Архивировано из оригинала 31 декабря 2015 года . Проверено 21 октября 2016 г.
  31. ^ «Досье на планер — PiaseckiH-21, серийный номер 83+17 Люфтваффе, серийный номер WG17» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  32. ^ Jump up to: а б Томпсон, Пол. «JGSDF – где они сейчас?» . J-Ангар . J-HangarSpace . Проверено 21 октября 2016 г.
  33. ^ «Экспонат опыта» . Музей авиации Токородзава . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 21 октября 2016 г.
  34. ^ «Досье о планере – Piasecki 44A, серийный номер 50002 JASDF, серийный номер 44-20» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  35. ^ «Досье о планере – Piasecki-Vertol CH-21B Work Horse, серийный номер 02-4756 JASDF, серийный номер B148» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  36. ^ Томпсон, Пол. «JASDF – Где они сейчас?» . J-HangarSpace . Проверено 21 октября 2016 г.
  37. ^ «Досье на планер – Piasecki 44C, c/n 44-417, c/r N74056» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  38. ^ «ГКП 1» . Flygvapenmuseum.se (на шведском языке). Линчёпинг: Государственные музеи истории обороны. 21 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 13 августа 2010 года . Проверено 21 октября 2016 г.
  39. ^ «Вертолет – Музей обороны Готланда» . digitaltmuseum.org (на шведском языке). Суд: Музей обороны Готланда. 18 октября 2017 г. Архивировано из оригинала 27 июля 2020 г. . Проверено 27 июля 2020 г.
  40. ^ «Вертол Н-21 Шони/Рабочая Лошадь» . Классические роторы . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 20 октября 2016 г.
  41. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N64606]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США. Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 года . Проверено 20 октября 2016 г.
  42. ^ «Вертол CH-21B Рабочая лошадка» . Национальный музей ВВС США . 29 мая 2015 года . Проверено 20 октября 2016 г.
  43. ^ «КОЛЛЕКЦИЯ АВИАЦИОННЫХ САМОЛЕТОВ» . Мемориальный парк линкора . Военный корабль США «АЛАБАМА». Архивировано из оригинала 28 июля 2016 года . Проверено 20 октября 2016 г.
  44. ^ «Досье на планер — Piasecki-Vertol CH-21B Work Horse, серийный номер 51-15859 USAF, c/n B.6» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 20 октября 2016 г.
  45. ^ «Досье по планеру – Piasecki CH-21C Shawnee, серийный номер 51-15886 США, c/r N48082» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 20 октября 2016 г.
  46. ^ Кэрролл, Шон. «[Без названия]» . Проверено 21 октября 2016 г.
  47. ^ «Ч-21Б «Рабочая лошадка» » . Стратегический авиационный командный и аэрокосмический музей . Проверено 20 октября 2016 г.
  48. ^ «Ч-21Б «Рабочая лошадка» » . Музей авиации . Проверено 20 октября 2016 г.
  49. ^ «Досье на планер — Piasecki-Vertol H-21B Work Horse, серийный номер 52-8688 USAF, c/r N6795» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 20 октября 2016 г.
  50. ^ «Досье по планеру — рабочая лошадка Piasecki UH-21B, серийный номер 52-8691 USAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  51. ^ «Брифинг по туру по парку наследия» (PDF) . Школьный округ района Матануска-Суситна . Май 2007 года . Проверено 21 октября 2016 г.
  52. ^ «Досье на планер – PiaseckiH-21, серийный номер 53-4323 USAF, c/n B.73, c/r N6793» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  53. ^ «Рабочая лошадка Пясецкого CH-21B» . Музей старинных летательных аппаратов . Проверено 20 октября 2016 г.
  54. ^ «Досье о планере — Piasecki CH-21B Work Horse, серийный номер 53-4324 USAF, c/n B74» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  55. ^ «Рабочая лошадка Н-21» . Марч Филдский музей авиации . Архивировано из оригинала 21 октября 2016 года . Проверено 20 октября 2016 г.
  56. ^ «Настоящие самолеты, выставленные на выставке в Пуэбло» . Музей авиации Пуэбло-Вейсброд . Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 года . Проверено 20 октября 2016 г.
  57. ^ «Данные о самолете 53-4347» . Аэропорт-Data.com . Проверено 20 октября 2016 г.
  58. ^ «Досье на планер – PiaseckiH-21, серийный номер 53-4354 USAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 8 ноября 2016 г.
  59. ^ «Досье на планер – PiaseckiH-21, серийный номер 53-4362» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 20 октября 2016 г.
  60. ^ «Пясецкий H-21B (CH-21B) Рабочая лошадка» . Музей авиации . Проверено 20 октября 2016 г.
  61. ^ «Самолеты Среднеатлантического музея авиации» . Среднеатлантический музей авиации . Архивировано из оригинала 7 июня 2012 года . Проверено 20 октября 2016 г.
  62. ^ «Досье на планер — Piasecki HH-21B Work Horse, серийный номер 53-4369 США, c/r N109RB» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  63. ^ «Досье на планер — Piasecki-Vertol CH-21B Work Horse, серийный номер 53-4389 USAF, c/n B.139» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 20 октября 2016 г.
  64. ^ «Досье на планер — Piasecki H-21B Work Horse, серийный номер 54-4004 USAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 20 октября 2016 г.
  65. ^ «Пясецкий H-21/CH 21B Рабочая лошадка» . Американский музей вертолетов и образовательный центр . Архивировано из оригинала 21 октября 2016 года . Проверено 21 октября 2016 г.
  66. ^ «Досье по планеру – Piasecki CH-21C Shawnee, серийный номер 55-4140 США, серийный номер C.94» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  67. ^ «Вертолеты» . Кампус музея Эвергрин . Эвергринский музей. Архивировано из оригинала 31 мая 2017 года . Проверено 20 октября 2016 г.
  68. ^ «Досье по планеру – PiaseckiH-21, серийный номер 55-4218 Армии США» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 20 октября 2016 г.
  69. ^ «Досье по планеру – Piasecki CH-21C Shawnee, серийный номер 56-2040 США, серийный номер C.202» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  70. ^ «Досье по планеру – Piasecki CH-21C Shawnee, серийный номер 56-2077 США, серийный номер C.239» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  71. ^ «СН-21С «Рабочая лошадка» » . База ВВС Хилл . 27 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2016 г. Проверено 20 октября 2016 г.
  72. ^ «РАБОЧАЯ ЛОШАДЬ» . Музей авиации и космонавтики Пима . Pimaair.org. Архивировано из оригинала 21 октября 2016 года . Проверено 20 октября 2016 г.
  73. ^ «Инвентаризация самолетов» . Исторический фонд летных испытаний . Архивировано из оригинала 19 октября 2016 года . Проверено 21 октября 2016 г.
  74. ^ «Досье по планеру — Piasecki H-21B Work Horse, серийный номер 52-8683 USAF, c/n B.45, c/r N57968» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  75. ^ «Досье на планер – PiaseckiH-21, серийный номер 53-4329 USAF, c/r N6794» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  76. ^ «Досье на планер — Piasecki-Vertol H-21B Work Horse, серийный номер FR09 AdT, серийный номер B.155» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 октября 2016 г.
  77. ^ «Досье по планеру – Пясецкий 44Б, к/р N74058» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 17 ноября 2016 г. .
  78. ^ Хардинг 1990, стр.262.
  79. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62d74c1edd9a330dbca8a80fcbe0eaed__1715034780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/ed/62d74c1edd9a330dbca8a80fcbe0eaed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piasecki H-21 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)