Piasecki H-21
H-21 Shawnee/Workhorse | |
---|---|
![]() Piasecki Армия США H-21 | |
Общая информация | |
Тип | Военный транспортный вертолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Вертолет Piasecki |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | ВВС США |
История | |
Производится | 1952–1959 |
Первый полет | 11 апреля 1952 года |
Ушедший на пенсию | 1967 |
Разработан из | Piasecki HRP Rescuer |
Рабочая лошадка Piasecki H-21/Shawnee -американский вертолет, четвертый из линии вертолетов Tandem Rotor , разработанных и построенных Helicopter Piasecki (позже Boeing Vertol ). Обычно называемый «летающим бананом», это был многоцелевой вертолет, способный быть оснащенным колесами, лыжами или поплавками.
H-21 был первоначально разработан Piasecki в качестве вертолета Arctic Rescue. H-21 имел функции холодной погоды, позволяющая операции при температуре до -65 ° F (-54 ° C), и они могли регулярно поддерживаться в тяжелой холодной погоде.
Дизайн и разработка
[ редактировать ]
разработанный и успешно проданный военно флоту Соединенных Штатов -морскому Piasecki Helicopter , . что большие роторы не могли ударить фюзеляж ни в любом положении полета. Название было позже применено к другим вертолетам Piasecki аналогичного дизайна, включая H-21.
YH-21 В 1949 году Piasecki предложил рабочую лошадку , которая была улучшенной, полностью металлической производной HRP-1, в ВВС США (ВВС США). Используя два тандема, полностью сочлененные три-лезовые вращающиеся роторы, H-21 питали одним девятью цилиндром Curtis-Wright R-1820-103 Циклоном с наддувом с наддувом 1150 л.с. (858 кВт) с воздушным охлаждением радиального двигателя .
После первого полета YH-21 11 апреля 1952 года ВВС ВВС ВВС заказали модели SAR 32 H-21A и 163 более мощного варианта штурмового транспорта H-21B. [ 1 ] H-21B был оснащен оптимированной версией двигателя Wright 103, разработанной 1425 лошадиных сил вала (1063 кВт) и имели лопасти ротора, простиранные на 6 дюймов (152 мм). Благодаря улучшенным возможностям, H-21B мог содержать 22 полностью оборудованных пехотинца или 12 носителей, а также место для двух медицинских служителей, как вертолет Medevac . С его арктическим зимним возможностями H-21A и H-21B были предоставлены ВВС США и Королевские канадские ВВС (RCAF), чтобы поддерживать и обслуживание отдаленных ранних предупреждений (роса), простирающиеся от Алеутских островов и Аляски через канадскую Арктику в Гренландию и Исландию .

В 1952 году некоторые H-21A были оценены USMC вертолетной эскадрильи HMX-1 для авиасяза. [ 2 ] В 1957 году H-21B был предоставлен в аренду морской пехоты США (USMC), чтобы оценить вертолет как воздушный буксир для буксировки посадочных кораблей с ограниченными возможностями и амфибийных посадочных транспортных средств на пляж. Во время оценки H-21B буксировал LST на 5 кН (9,3 км/ч; 5,8 миль в час) и моделируемый выслешенный амфибийный автомобиль от воды до пляжа. [ 3 ] Повышенный двигатель Wright 1425 HP, используемый в H-21B, также использовался в последующих вариантах, продаваемых как армии США (как Shawnee H-21C ), так и вооруженные силы нескольких других стран. В 1962 году H-21 был переименован в CH-21 на службе армии США.
В 1959 году Vertol Aircraft, новое название Helicopters Piasecki, разработало концепцию тяжелого подъема на короткие расстояния, где от двух до шести H-21B были связаны балки для подъема тяжелых грузов. Это считалось небезопасным, потому что, если у одного вертолета были механические проблемы во время лифта, он мог бы разоблачить структуру и привести к сбою всех вертолетов. [ 4 ]
Оперативная история
[ редактировать ]Французская служба в алжирской войне
[ редактировать ]
В 1956 году, ищущий способ использовать вертолеты для атаки на земле в Алжирской войне , военно-воздушной и авиационной авиации французской армии ( авиация Légère de L'Armée de Terre экспериментировал с вооружением Sikorsky S-55 ) более способными Piasecki H-21 и Sikorsky H-34 вертолетами . Впоследствии некоторые Французские ВВС и армейские вертолеты H-21C были впоследствии вооружены фиксированными, передвижными ракетами и пулеметами. У некоторых даже были стойки для бомб, но тесты обнаружили, что у H-21C не хватало маневренности и производительности, необходимых для наземной атаки. H-21C был гораздо более успешным в качестве транспорта войск, и большинство H-21CS в эксплуатации были в конечном итоге оснащены гибкими дверными пушками, такими как .50 Cal. (12,7 мм) M2 Browning Пулемет или (Ex- German ) MG 151/20 20 мм самолета самолета, для защитного использования при приземлении штурмовых сил под огнем. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Хотя H-21 был удален из наземной атаки, официальные оценки армии США в то время указывали, что этот тип фактически с большей вероятностью выжил в результате наземного огня, чем был Sikorsky CH-34; Предполагалось, что это является следствием местоположения и строительства топливных баков CH-34. К концу Алжирской войны вертолеты H-21C использовались в соответствии с вертолетами H-34 наземных атаковых атаковых атаковых вертолетов в крупных операциях по борьбе с повстанцами. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Операции армии США
[ редактировать ]H-21C увидел обширную службу с армией США, в первую очередь для использования в транспортировке войск и расходных материалов. 24 августа 1954 года, с помощью заправки в полете, предоставленной U-1A U-1-выдрой армии США , H-21C, известный как Amblin 'Annie, стал первым вертолетом, который не перешел Соединенные Штаты. [ 8 ] [ 9 ] Эксперименты были проведены армией в вооружении H-21C как приземление; Некоторые Shawnees были вооружены гибкими пушками под носом, в то время как другие были оснащены дверными пушками.

Одна экспериментальная версия была протестирована с Boeing B-29 Superfortress .50 Cal. Отдаленная башня установлена под носом. H-21C (позже обозначенный CH-21C) был впервые развернут в Южном Вьетнаме в декабре 1961 года с 8-м и 57-м транспортными компаниями армии в поддержку армии Вьетнамских войск. На службе армии Шони CH-21C может быть вооружен 7,62 мм (0,308 дюйма) или 12,7 мм (.50 дюймов) гибкими дверными оружием. Относительно медленные, незащищенные кабели и топливные кабели CH-21 оказались уязвимыми для Вьетконга , которые все более хорошо поставлялись с автоматическими стрельбами и тяжелыми (12,7 мм) зенитными пулеметами.
H-21, который был разработан для операций с холодной погодой, плохо выступал в жаркую погоду во Вьетнаме. Несмотря на то, что он способен нести 20 пассажиров, он может поднять только девять при работе во Вьетнаме. Пилоты сообщили, что двигатели, которые были оценены в течение 600 часов времени полета, длились только 200 часов или меньше во Вьетнаме. [ 10 ] Снижение Шони из CH-21 возле лаосской вьетнамской границы со смертью четырех авиаторов в июле 1962 года стало одними из самых ранних жертв армии США в войне во Вьетнаме . [ 11 ] Несмотря на эти события, Shawnee продолжал на службе в качестве рабочей лошадки вертолета армии США во Вьетнаме до 1964 года, когда она была заменена колоколом UH-1 Huey . В 1965 году Boeing CH-47 Chinook был развернут во Вьетнаме, а затем в том же году большинство вертолетов CH-21 были отозваны из активной инвентаризации в армии США и ВВС.
Варианты
[ редактировать ]- XH-21
- Обозначение ВВС США первого прототипа H-21.
- YH-21 Work Horse
- Поиск и спасение ВВС США (SAR) версия HRP-2 для теста на обслуживание, восемнадцать построенных
- H-21A Work Horse (Модель 42)
- То же самое, что и YH-21 с подробными изменениями и приводимыми к одному 1250-л.с. Wright R-1820 -102, переизведенный CH-21A в 1962 году, 32, построенный для ВВС США, 6 для Королевских канадских ВВС
- H-21B Work Horse (Модель 42)
- То же самое, что и H-21A, но с всплывшим двигателем Wright (1425 л.с.) и местами для 20 войск, автопилот в качестве стандартной и ограниченной защиты брони и внешних топливных баков, стали CH-21B в 1962 году, 163, построенный для войск США. 10 построено для японских сил самообороны ; 10 H-21B построено для французского флота .
- SH-21B Work Horse
- Спасение преобразования H-21B, стало HH-21B в 1962 году.
- H-21C Shawnee (модель 43)
- Версия армии США H-21B, стала CH-21C в 1962 году, 334, построенная для американских сил. 32 Построен по лицензии Уэзером Флугзеугбау для западно немецкой армии. 98 построено для французской авиации и авиации французской армии (Алат).
- XH-21D Shawnee (модель 71).
- Два H-21C, повторные с двумя двигателями General Electric T58 TURBOSHAFT вместо Wright R-1820. Не помещается в производство.
- CH-21A
- H-21A переименован в 1962.
- CH-21B
- H-21b переименован в 1962 году.
- CH-21C
- H-21C переименован в 1962 году.
- HH-21B
- SH-21B переименован в 1962 году.
- Модель 42а
- Преобразование Vertol Aircraft (Канада) восьми Королевских канадских ВВС H-21 для гражданского использования. Оснащен для перевозки 19 пассажиров или 2820 фунтов (1279 кг) внутренней груза или 5000 -фунтовой (2268 кг) пониженной нагрузки.
- Модель 44а
- Коммерческая транспортная версия H-21B 19 пассажиров. 11 Всего (Шведское военное обозначение: HKP 1), 2 для шведских ВВС , 9 для шведского флота . 2 Используется в целях тестирования/оценки силами самообороны Японии.
- Модель 44B
- Коммерческая версия H-21B с 15 пассажирами/грузовым судом.
- Модель 44C
- Коммерческая исполнительная версия H-21B из восьми пассажиров.
- CH-127
- Vertol Canada Model 44
- Piasecki HKP1
- Piasecki Model 44 для шведского флота
Операторы
[ редактировать ]
Военные операторы
[ редактировать ]

Гражданские операторы
[ редактировать ]Самолеты на дисплее
[ редактировать ]Канада
[ редактировать ]- 642 - Мы выставляем в Музее ПВО Обороны CFB Bagotville , Квебек [ 23 ]
- 641 - демонстрируется в воздушном парке Heritage в музее ВВС Comox CFB Comox , Британская Колумбия [ 24 ]
Франция
[ редактировать ]
- FR94-H-21C на статическом выставке в музее Авиации армии Легере и вертолета в Даксе, Ландес . [ 25 ]
- FR106 выставлен в музее "Ailes Anciennes" в аэропорту Тулуз-Благнак. [ 26 ]
Германия
[ редактировать ]- 83+07-H-21C на статическом дисплее в музее вертолета в Бюкбубурге в Бюкбубурге, Нижняя Саксония . [ 27 ] [ 28 ]
- 83+08-H-21C на статическом дисплее на военном историческом музее аэродром Берлин-Гатоу в Берлине, Берлин . [ 29 ]
- 83+11-H-21C на статическом показе на выставке полета Hermeskeil в Гермеселе, Рейнленд-Палатинат . [ 30 ]
- 83+17-xh-21d на статическом дисплее в музее Auto & Technik Sinshaim в Синшайме, Баден-Вюртемберг . [ 31 ]
Япония
[ редактировать ]- JG-0001-Модель 44A на статическом дисплее в Авиационном парке Бихоро в Бихоро, Хоккайдо . [ 32 ]
- JG-0002-Модель 44A на статическом дисплее в авиационном музее Tokorozawa в Токорозаве, Сайтама . [ 33 ] [ 34 ] [ 32 ]
- 02-4756-H-21B на статическом дисплее в воздушном парке JASDF в Хамамацу, Шизуока . [ 35 ] [ 36 ]
Россия
[ редактировать ]- N74056 - Модель 44A на статическом дисплее в Центральном музее ВВС в Монино, Москва . [ 37 ]
Швеция
[ редактировать ]- 01001 - HKP 1 на статическом дисплее в Шведском музее ВВС в Линкёпинге, östergötland . [ 38 ]
- 01009 - HKP 1 на статическом выставке в Музее обороны в Готленде в Тингштаде , Готланд . [ 39 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Airworhy
- 54-4001-CH-21B Airworhy в Музее Classic Rotors в Рамоне, штат Калифорния . Это последний H-21 все еще пролетел. [ 40 ] [ 41 ]
- Статический дисплей
- 51-15857-CH-21B на статическом выставке в Национальном музее ВВС США в Wright-Patterson AFB в Дейтоне, штат Огайо . Он был получен от базы ВВС Эглин в январе 1965 года. [ 42 ]
- 51-15859-CH-21B на статическом дисплее в Мемориальном парке линкора в Мобиле, штат Алабама . [ 43 ] [ 44 ]
- 51-15886-CH-21C на статическом дисплее в Аэрокосмическом музее Калифорнии в аэропорту Макклеллана (бывший McClellan AFB ) в Макклеллане, штат Калифорния . [ 45 ]
- 51-15892-CH-21B на статическом дисплее в музее воздушного музея Quonset в бывшей военно-морской авиационной станции Quonset Point в Северном Кингстауне, Род-Айленд . [ 46 ]
- 52-8676-CH-21B на статическом дисплее в стратегическом воздушном командовании и аэрокосмической музее возле AFB Offutt в Ашленде, штат Небраска . [ 47 ]
- 52-8685-CH-21B на статическом дисплее в Музее авиации в Robins AFB возле Уорнера Робинса, штат Джорджия . [ 48 ]
- 52-8688-CH-21B на статическом дисплее в Центре наследия базы ВВС Трэвис недалеко от Фэрфилда, штат Калифорния . [ 49 ]
- 52-8691/52-8706-CH-21B на статическом дисплее на базе ВВС в Киртланде в Альбукерке, штат Нью-Мексико . Этот планер представляет собой состав из двух разных планеров и окрашен как 53-4343. [ 50 ]
- 52-8696-CH-21B на статическом дисплее на совместной базе Elmendorf-Richardson недалеко от Анкориджа, Аляска . [ 51 ]
- 53-4323-HH-21B на статическом выставке в Мемориальном парке Berryman War в Бриджпорте, штат Вашингтон . [ 52 ]
- 53-4324-CH-21B на статическом дисплее в Винтажном музее полетов в Форт-Уэрте, штат Техас . [ 53 ] Этот планер ранее был выставлен в Музее транспорта Pate в Крессоне, штат Техас . [ 54 ]
- 53-4326-CH-21B на статическом выставке в Музее воздушного воздуха March на базе Air Reserve March (бывший март AFB ) в Риверсайде, штат Калифорния . [ 55 ]
- 53-4347-CH-21B на статическом дисплее в Музее самолетов в Пуэбло Вейсброд в Пуэбло, штат Колорадо . [ 56 ] [ 57 ]
- 53-4354-CH-21C на статическом выставке в Арканзасском воздушном и военном музее в Фейетвилле, штат Арканзас . [ 58 ]
- 53-4362-SH-21B на статическом дисплее в Музее транспорта и промышленности Аляски в Василле, Аляска . [ 59 ]
- 53-4366-CH-21B на статическом дисплее в Музее полета в Сиэтле , штат Вашингтон. [ 60 ]
- 53-4367-CH-21B на статическом дисплее в Музее среднеатлантического воздуха , Рединг, Пенсильвания . [ 61 ]
- 53-4369-CH-21B на статическом выставке в Авиационном музее армии США недалеко от форта Новосель в Дейлвилле, штат Алабама . [ 62 ]
- 53-4389-CH-21B на статическом дисплее в музее Pima Air & Space, прилегающей к Дэвис-Монтан АФБ в Тусоне, штат Аризона . [ 63 ]
- 54-4404-CH-21B на статическом дисплее в Музее авиационного наследия Аляски в Анкоридже, Аляска . [ 64 ]
- 55-4140-CH-21C на статическом дисплее в Американском музее и образовательном центре Американского вертолета в Западном Честере, штат Пенсильвания. [ 65 ] Этот планер ранее был выставлен в Музее Intrepid Sea, Air & Space в Нью -Йорке, Нью -Йорк . [ 66 ]
- 55-4218-CH-21C на статическом дисплее в Музее Aviation & Space Evergreen в МакМиннвилле, штат Орегон . [ 67 ] Этот планер ранее был выставлен в музее Air and Space в бывшем AFB Lowry AFB в Денвере , штат Колорадо. Он нарисован как 53-4379. [ 68 ]
- 56-2040-CH-21C на статическом выставке в Авиационном музее армии Соединенных Штатов в Форт Новосель, недалеко от Дейлвилла, штат Алабама. [ 69 ]
- 56-2077-CH-21C на статическом дисплее в Музее транспорта армии США AY FORT EUSTIS, недалеко от Ньюпорта, Вирджиния . [ 70 ]

- 56-2142-CH-21C на статическом выставке в аэрокосмическом музее Hill в AFB Hill недалеко от Огдена, штат Юта . Этот планер окрашен как 54-4002. [ 71 ]
- 56-2159-CH-21C на статическом дисплее в музее Pima Air & Space, прилегающей к Дэвис-Монтан АФБ в Тусоне, штат Аризона . [ 72 ]
- Хранится или находится в восстановлении
- 52-8623-CH-21B в хранении в Музее летных испытаний ВВС в Эдвардс AFB в Эдвардсе, штат Калифорния . [ 73 ]
- 52-8683-H-21B в хранении с преобразованием баслер-турбо в Ошкош, штат Висконсин . [ 74 ]
- 53-4329-CH-21B под восстановлением в Музея полета Центре восстановления в Пейн-Филде в Эверетте, штат Вашингтон . [ 75 ]
- 54-4003-CH-21B в хранении Американского музея и образовательного центра Американского вертолета в Западном Честере, штат Пенсильвания . Этот планер ранее был выставлен в Музее Флоренции Air & Rickile в Флоренции, штат Южная Каролина . [ 76 ]
- C/N 438 - Модель 44B в хранилище в непрерывном состоянии в Приложении Гиллеспи Филд Музея воздушного и космического космоса Сан -Диего в Эль -Каджоне, штат Калифорния . [ 77 ]
Спецификации (CH-21C)
[ редактировать ]
Данные с самолета армии США с 1947 года [ 78 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3–5 (пилот, второй пилот, начальник экипажа и один или два канонира во Вьетнаме)
- Емкость: ** 20 войск или
- 12 носителей
- Длина: 52 фута 6 в (16,00 м)
- Высота: 15 футов 9 дюймов (4,80 м)
- Пустой вес: 8 950 фунтов (4060 кг)
- Валовой вес: 15 200 фунтов (6895 кг)
- Силовая установка: 1 × Радиальный поршневый поршневый двигатель Right R-1820-103 Циклон 9-цилиндровый
- Главный диаметр ротора: 2 × 44 фута 0 дюймов (13,41 м)
- Основная зона ротора: 3 041 кв. Фута (282,5 м. 2 ) * Раздел лезвия: - NACA 0012 [ 79 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 127 миль в час (204 км/ч, 110 кН)
- Скорость круиза: 98 миль в час (158 км/ч, 85 кН)
- Диапазон: 265 миль (426 км, 230 нми)
- Потолок обслуживания: 9450 футов (2880 м)
- Нагрузка диска: 5 фунтов/кв. Футов (24 кг/м 2 )
- Мощность/масса : 0,09 л.с./фунт (0,15 кВт/кг)
Вооружение
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бриджман 1952, с. 30
- ^ «Здесь приходит кожа». Популярная механика , апрель 1952 г., с. 101, внизу страницы.
- ^ «Летающая спасательная суда работает на суше или море». Популярная механика , июль 1957 г., с. 106
- ^ «Рабочие лошади воздуха». Популярная механика , март 1959 г., с. 100
- ^ Jump up to: а беременный Франция, оперативная исследовательская группа, Отчет о операционной исследовательской миссии на вертолете H-21 (1959)
- ^ Jump up to: а беременный Райли, Дэвид, Французские вертолетные операции в Алжире , Газета морской пехоты, февраль 1958 г., с. 21-26
- ^ Jump up to: а беременный Шрадер, Чарльз Р. Первая вертолетная война: логистика и мобильность в Алжире, 1954-1962 Westport, CT: Praeger Publishers (1999)
- ^ Новая пропора , Fox Valley Sport Aviation Assoc., Vol.2, выпуск 12, с. 5
- ^ «Boeing: Исторический снимок: CH-21 Shawnee/Vertol 44 Helicopter» .
- ^ Халберштам, Дэвид (19 января 1963 г.). «Пилоты армии во Вьетнаме говорят, что H-21 не являются адекватными» . New York Times . п. 3 Получено 3 мая 2019 года .
- ^ Хардинг 1990, с. 261–262.
- ^ «Всемирные воздушные силы 1955 стр. 621» . FlightGlobal.com . Получено 4 августа 2018 года .
- ^ «Торговые регистры» . Армстрада.sipri.org. Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Получено 3 февраля 2019 года .
- ^ Аркелл рейс 21 июня 1957 г., с. 844.
- ^ «Мировой рынок вертолетов 1967, стр. 60» . FlightGlobal.com . Получено 4 августа 2016 года .
- ^ "Aéronautique Naval H-21" . Helis.com . Получено 5 Janogy 2013 .
- ^ Jump up to: а беременный «Мировой рынок вертолетов 1967, стр. 62» . Полезной проницательности. 2018 . Получено 4 августа 2018 года .
- ^ «Мировой рынок вертолетов 1967, стр. 65» . FlightGlobal.com . Получено 4 августа 2016 года .
- ^ Swanborough and Bowers 1963, с. 398–399.
- ^ Полет 13 мая 1955 г., с. 668.
- ^ «Мировой рынок вертолетов 1967, стр. 61» . FlightGlobal.com . Получено 4 августа 2016 года .
- ^ «Вертолеты в гражданских операциях, стр. 388» . FlightGlobal.com. 21 марта 1958 года . Получено 10 февраля 2015 года .
- ^ «Гарольд А. Скаруп, автор Shelldrake» . silverhawkauthor.com . Архивировано с оригинала 6 января 2019 года . Получено 6 января 2019 года .
- ^ «Руководство по самолету воздушного парка CAFM Heritage» (PDF) . Получено 3 сентября 2022 года .
- ^ «Досье планера-Piaseck-vertol H-21C-PH Shawnee, S/N FR94 ADT, C/N FR94» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Эйлс Анкиенн Тулуз» . aatlse.org . Получено 23 ноября 2016 года .
- ^ "Vertol V-43 (H-21C)" . Музей вертолета Бюккебург . Получено 21 октября 2016 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Досье планера-piaseckih-21, s/n 83+07 Heeresfliegertruppe, c/n wg7» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Транспорт Хабшоу Вертол (Piasecki) V-43A (H-21C) (идентификация самолетов Bundeswehr: 83+08)» . Музей военной истории аэродрома Бундесвера Берлин Гатоу (на немецком языке). 2 января 2016 года . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ "Flugzeuge" . Flugausstellung . Архивировано из оригинала 31 декабря 2015 года . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-piaseckih-21, s/n 83+17 luftwaffe, c/n wg17» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный Томпсон, Пол. "JGSDF - где они сейчас?" Полем J-Hangar Space . J-Hangarspace . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Опыт экспонатов» . Авиационный музей Токорозава . Архивировано с оригинала 14 марта 2016 года . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piasecki 44A, S/N 50002 JASDF, C/N 44-20» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piaseck-vertol CH-21B Work Horse, S/N 02-4756 JASDF, C/N B148» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ Томпсон, Пол. "JASDF - где они сейчас?" Полем J-Hangarspace . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ "Досье планера-Piasecki 44C, C/N 44-417, C/R N74056" . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ "HKP 1" . Музей ВВС.SE (на шведском языке). Linköping: Государственные музеи истории обороны. 21 апреля 2010 г. Архивировано с оригинала 13 августа 2010 года . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Вертолет - Музей обороны Готленда» . DigitalMuseum.org (на шведском языке). Tingstäde: Готлендс Форсварнсмуз. 18 октября 2017 года. Архивировано с оригинала 27 июля 2020 года . Получено 27 июля 2020 года .
- ^ «Vertol H-21 Shawnee/Work Horse» . Классические роторы . Архивировано с оригинала 3 марта 2016 года . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Реестр FAA [N64606]» . Федеральное авиационное управление . Министерство транспорта США. Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 года . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ "Vertol CH-21B Workhorse" . Национальный музей ВВС США . 29 мая 2015 года . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Сбор самолетов» . Мемориальный парк линкора . USS Алабама. Архивировано с оригинала 28 июля 2016 года . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piaseck-vertol CH-21B Work Horse, S/N 51-15859 USAF, C/N B.6» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piasecki CH-21C Shawnee, S/N 51-15886 US, C/R N48082» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ Кэрролл, Шон. "[Без названия]" . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ "CH-21B" Work Horse " . Стратегическое воздушное командование и аэрокосмический музей . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ "CH-21B" рабочая лошадка " . Музей авиации . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piaseck-vertol H-21B Work Horse, S/N 52-8688 USAF, C/R N6795» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piasecki UH-21B Work Horse, S/N 52-8691 ВВС США» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Брифинг тура на парке наследия» (PDF) . Матануска-Суйтнана Школьный округ . Май 2007 г. Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piaseckih-21, S/N 53-4323 USAF, C/N B.73, C/R N6793» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ "Piasecki CH-21B Workhorse" . Винтажный летающий музей . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piasecki CH-21B Work Horse, S/N 53-4324 USAF, C/N B74» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ "H-21 Workhorse" . Музей мартовского полета . Архивировано с оригинала 21 октября 2016 года . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Фактические самолеты на выставке в Пуэбло» . Музей самолетов Пуэбло Вейсброд . Архивировано с оригинала 25 декабря 2016 года . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Самолет 53-4347 Данные» . Airport-data.com . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piaseckih-21, S/N 53-4354 USAF» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 8 ноября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piaseckih-21, S/N 53-4362» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ "Piasecki H-21B (CH-21B) Рабочая лошадка" . Музей полета . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Самолеты музея воздуха в середине Атлантики» . Музей воздуха в середине Атлантики . Архивировано из оригинала 7 июня 2012 года . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piasecki HH-21B Work Horse, S/N 53-4369 US, C/R N109RB» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piaseck-vertol CH-21B Work Horse, S/N 53-4389 USAF, C/N B.139» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piasecki H-21B Work Horse, S/N 54-4004 USAF» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ "Piasecki H-21 / CH 21B Рабочая лошадка" . Американский музей и образовательный центр Американского вертолета . Архивировано с оригинала 21 октября 2016 года . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piasecki CH-21C Shawnee, S/N 55-4140 US, C/N C.94» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Вертолеты» . Evergreen Museum Campus . Вечнозеленый музей. Архивировано из оригинала 31 мая 2017 года . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piaseckih-21, S/N 55-4218 Армия США» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piasecki CH-21C Shawnee, S/N 56-2040 US, C/N C.202» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piasecki CH-21C Shawnee, S/N 56-2077 US, C/N C.239» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ "CH-21C" рабочая лошадка " . Хилл ВВС база . 27 сентября 2007 года. Архивировано с оригинала 19 октября 2016 года . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Рабочая лошадка» . Музей Air & Space Pima . Pimaair.org. Архивировано с оригинала 21 октября 2016 года . Получено 20 октября 2016 года .
- ^ «Инвентарь самолетов» . Летный тест Исторический фонд . Архивировано с оригинала 19 октября 2016 года . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piasecki H-21B Work Horse, S/N 52-8683 USAF, C/N B.45, C/R N57968» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piaseckih-21, S/N 53-4329 USAF, C/R N6794» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера-Piaseck-vertol H-21B Work Horse, S/N FR09 ADT, C/N B.155» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 21 октября 2016 года .
- ^ «Досье планера - Piasecki 44B, C/R N74058» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca . Получено 17 ноября 2016 года .
- ^ Хардинг 1990, с.262.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Получено 16 апреля 2019 года .
- Аркелл, Василий. «Вертолеты, в отличие от: (2) полеты на американском вертоле 44» . Полет , вып. 71, № 2526. С. 844–846.
- Бриджман, Леонард. Джейн все мировые самолеты 1952–53 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd., 1952.
- Герцог, Р.А., Операции на вертолете в Алжире [транс. Французский], Департамент армии (1959).
- Хардинг, Стивен. Самолет армии США с 1947 года . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1990. ISBN 1-85310-102-8 .
- Сванборо, Ф.Г. и Бауэрс, Петр М. Военные самолеты США с 1909 года . Лондон: Патнэм, 1963.
- «Военно -воздушные силы мира» . Полет , вып. 67, № 2416, 13 мая 1955 года. С. 615–668.
- «Мировой рынок вертолетов» . Полет , вып. 94, № 3096, 11 июля 1968 года. С. 48–60.
- Музей ВВС США (издание 1975 года)
Внешние ссылки
[ редактировать ]