Jump to content

Набонид

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Набунаида )

Набонид
Набонид, деталь стелы в Британском музее, вероятно, из Вавилона, Ирак.
Царь Нововавилонской империи
Царствование 25 мая 556 г. до н.э. - 13 октября 539 г. до н.э.
Предшественник Это Мардук
Преемник Кир Великий
( Империя Ахеменидов )
Рожденный ок. 620–615 до н.э.
Харран
Умер Возможно, после 522 г. до н.э. [ 1 ]
Кармания (?)
Супруг Нитокрис (?)
(дочь Навуходоносора II ) (?)
Проблема
Среди
другие
Валтасар
Эннигальди-Нанна
Мать-Эсагила-ремат
Аккабуунма
аккадский Набу-наид
Династия Халдейская династия
(через брак) (?)
Отец Набу-балацу-икби
Мать Адад-гуппи

Набонид ( вавилонская клинопись :   Набу-Наид , [ 2 ] [ 3 ] что означает «Пусть Набу возвысится» [ 3 ] или «Набу хвалят») [ 4 ] был последним царем Нововавилонской империи , правившим с 556 г. до н.э. до падения Вавилона под властью Ахеменидской империи при Кире Великом в 539 г. до н.э. Набонид был последним коренным правителем древней Месопотамии . [ 5 ] [ 6 ] Конец его правления ознаменовал конец тысячелетнего шумеро - аккадского государства, царства и империи. Он также был последним независимым царем Вавилона . [ а ] Набонид, считающийся одним из самых ярких и индивидуалистических правителей своего времени, характеризуется некоторыми учеными как неортодоксальный религиозный реформатор и как первый археолог .

Происхождение Набонида, его связь с предыдущими королями и, как следствие, какие претензии он имел на трон, остаются неясными, учитывая, что Набонид не делал никаких генеалогических заявлений о родстве с предыдущими царями. Это говорит о том, что он не был ни родственником, ни связан с халдейской династией вавилонских правителей. Однако известно, что он сделал выдающуюся карьеру до того, как стал королем. Не исключено, что он был связан с халдейскими царями узами брака, возможно, женившись на дочери Навуходоносора II ( годы правления 605–562 до н.э.). Мать Набонида, Адад-гуппи , имела ассирийское происхождение. Его отец, Набу-балацу-икби , о котором мало что известно, также мог быть либо ассирийцем, либо вавилонянином. Некоторые историки предполагают, что либо Адад-гуппи, либо Набу-балацу-икби были членами династии Саргонидов , правившими Неоассирийской империей до ее падения в 609 году до нашей эры.

Набонид, к его собственному удивлению, был провозглашен царем после свержения и убийства Лабаши-Мардука ( ок. 556 г. до н. э.) в результате заговора, который, вероятно, возглавил сын Набонида Валтасар . Надписи и более поздние источники предполагают, что на протяжении всего своего правления Набонид работал над повышением статуса лунного бога Сина и понижением статуса традиционного национального божества Вавилона Мардука . Хотя некоторые предполагают, что Набонид хотел зайти настолько далеко, что полностью заменил Мардука Сином в качестве главы месопотамского пантеона , степень, в которой преданность Набонида Сину привела к религиозным реформам, обсуждается. Набонид находился в добровольном изгнании в Тайме , Аравия, с 552 по 543/542 годы до нашей эры. Причина этого неизвестна, хотя это могло быть связано с разногласиями с вавилонским духовенством и олигархией. Валтасар в этот период исполнял обязанности регента в Вавилонии, а Набонид продолжал признаваться царем.

Когда Набонид вернулся в Вавилонию в 543/542 г. до н.э., он активизировал свои религиозные усилия и восстановил Эхулхул, храм, посвященный Сину, в главном северном городе Харране . Правление Набонида внезапно закончилось с быстрой победой Кира Великого над его империей в 539 г. до н. э. После решающей битвы при Описе персы без боя вошли в Вавилон. В нескольких источниках утверждается, что Набонид был схвачен, но пощадён и, возможно, ему разрешили уйти в регион Кармании . Возможно, он жил в изгнании еще во времена правления Дария Великого ( годы правления 522–486 до н. э.).

Происхождение и связь с королевской семьей

[ редактировать ]
Рельеф Ашшурбанипала , правившего ассирийским царем в 669–631 гг. до н.э. Набонид подражал элементам Ашшурбанипала и его династии Саргонидов . Некоторые историки полагают, что Набонид был потомком Ашшурбанипала, или отца Ашшурбанипала Асархаддона .

Происхождение Набонида неясно, а скудные доступные подробности о нем оставляют много места для интерпретаций и спекуляций. В одной из своих надписей Набонид утверждает следующее: [ 10 ]

Я Набонид, единственный сын, у которого никого нет. В моем уме не было мысли о королевской власти. [ 10 ]

Отцом Набонида был человек по имени Набу-балацу-икби , которого Набонид называет в своих надписях «ученым советником». [ 11 ] «мудрый принц», «совершенный принц» и «героический правитель». [ 12 ] Тот факт, что Набу-балацу-икби не имеет связи с каким-либо вавилонским царем в надписях Набонида, обычно считается, что это указывает на то, что Набонид не был тесно связан с правящей династией Вавилонии ( халдейской династией ). [ 11 ] В своих надписях Набонид называет своих предшественников царями Вавилона, но не заявляет о своем происхождении ни от одного из них. [ 13 ] Ни в одной надписи Набонид не уточняет происхождение и этническую принадлежность своего отца, а просто упоминает его имя и пишет, что он был храбрым, мудрым и набожным. [ 14 ] Любопытно, что ни один человек по имени Набу-балацу-икби, которого можно было бы разумно идентифицировать как отца Набонида, не фигурирует в документах до правления Набонида, что делает статус и положение его отца неясными. [ 12 ] Неоднократные упоминания Набу-балацу-икби как «принца» в надписях Набонида предполагают своего рода благородный статус и политическую значимость. [ 15 ] [ 16 ]

Матерью Набонида была Адад-гуппи , [ 17 ] родился в ок. 648/649 г. до н.э. [ 18 ] Хотя когда-то предполагалось, что Адад-гуппи была частью вавилонского царского гарема , на сегодняшний день не существует никаких доказательств того, что Адад-гуппи действительно была наложницей предшественников Набонида. Однако она имела влияние при царском вавилонском дворе, согласно ее собственным надписям, утверждающим, что она имела влияние на царей Набопаласара ( годы правления 626–605 до н.э.), Навуходоносора II ( годы правления 605–562 до н.э.) и Нериглиссара (годы правления 605–562 до н.э.) и Нериглиссара ( годы правления 626–605 до н.э.). 560–556 до н. э.). [ 17 ] Хотя убедительных доказательств в настоящее время не существует, [ 19 ] Часто предполагается, что Адад-гуппи происходила из крупного города Харрана в северной Месопотамии (где она позже жила) и имела ассирийское происхождение. [ 20 ]

По мнению канадского ассириолога Поля-Алена Болье , более поздний интенсивный интерес Набонида к Харрану, периферийному городу его империи, можно объяснить только тем, что он и его мать родом из Харрана. [ 21 ] Династическое пророчество , более поздний документ, написанный после завоевания Вавилонии Александром Великим столетия спустя, подтверждает, что Набонид происходил из Харрана, поскольку в нем Набонид рассматривается как основатель и единственный представитель «династии Харрана». [ 22 ] По словам Болье, Адагоппа могла быть арамейкой, а не ассирийкой, поскольку ее имя «кажется арамейским». [ 21 ] В Харране Адад-гуппи служила жрицей, посвященной богу луны Сину . [ 14 ] Нет никаких доказательств того, что Адад-гуппи была жрицей высокого ранга, поскольку единственные титулы, которые она претендует в своих надписях, — это «мать Набонида» и «поклонница Сина, Нингала , Нуску и Садарнунны ». [ 23 ]

Связь Адад-гуппи с Харраном и то, что она, вероятно, рано в своей жизни вышла замуж за Набу-балацу-икби (как это было принято в древней Месопотамии), означают, что Набу-балацу-икби, скорее всего, также был известным жителем этого города. и, возможно, ассирийского или арамейского происхождения. [ 14 ] Фрауке Вейерсхойзер и Джейми Новотны предположили, что Набу-балацу-икби мог быть арамейским вождем. [ 24 ] Стивен Герберт Лэнгдон предположил, что Набу-балацу-икби был сыном Асархаддона ( годы правления 681–669 до н. э.) и, следовательно, одним из братьев Ашшурбанипала, но конкретных доказательств этой связи нет. [ 25 ]

По собственным надписям Набонида и надписям Адад-гуппи, в которых Набонид несколько раз называется ее «единственным сыном», можно с уверенностью утверждать, что Набонид был единственным ребенком. [ 12 ] Вероятно, Адад-гуппи впервые попал в Вавилон в качестве пленника после того, как вавилоняне и мидяне разграбили Харран в 610 г. до н. э. во время мидо-вавилонского завоевания Ассирийской империи . К 610 году до нашей эры ей было уже 39 лет. Предположительно, в этот момент уже родился Набонид, хотя точный год его рождения пока неизвестен. В одной из своих надписей Адад-гуппи утверждает, что при жизни видела своих потомков вплоть до своих праправнуков (т.е. правнуков Набонида), всего четыре поколения потомков. Если время между поколениями оценить примерно в 20–25 лет и предположить, что к моменту смерти Адад-гуппи ее праправнукам было около пяти лет, Набонид не могла родиться позднее ок. 615 г. до н. э., однако вполне мог родиться и раньше. [ 26 ]

Также возможно, что Набонид женился на одной из дочерей Навуходоносора II, и этот брак потенциально мог быть обеспечен благодаря влиянию его матери. Такая связь не только объяснила бы восхождение Набонида на престол (связь с царской семьей), но также объяснила бы более поздние исторические традиции, в которых сын Набонида, Валтасар , описывается как потомок Навуходоносора II; как в Книге Даниила в еврейской Библии , где Валтасар упоминается как (внук) сын Навуходоносора II. [ 17 ] Однако утверждение о том, что Валтасар является потомком Навуходоносора II, также может быть основано на царской пропаганде, а не на истинной генеалогической информации. [ 27 ] Древнегреческий , но ни это имя историк Геродот называет «последнюю великую царицу» Вавилонской империи Нитокрисой , ни какое-либо другое имя не засвидетельствовано в современных вавилонских источниках. Описание Нитокрисы Геродотом содержит множество легендарных материалов, из-за чего трудно определить, использует ли он это имя для обозначения жены или матери Набонида. В 1982 году Уильям Х. Ши предположил, что Нитокрис можно ориентировочно идентифицировать как имя жены Набонида и матери Валтасара. [ 28 ]

В своих надписях Адад-гуппи также утверждала, что Набонид происходил из династической линии Ашурбанипала ( годы правления 669–631 до н. э.), царя Неоассирийской империи . Согласно ее надписям, Адад-гуппи родился на двадцатом году правления Ашурбанипала как царя. [ 20 ] На момент ее рождения Харран был крупным оплотом Ассирии, а когда Неоассирийская империя пала в 609 г. до н.э., Харран был столицей ее правительства в изгнании . [ 29 ] В связи с ее заявлениями о том, что Набонид принадлежал к Саргонидам (династия Ашшурбанипала), Стефани Дэлли в 2003 году сочла «почти достоверным», что Адад-гуппи была дочерью Ашшурбанипала. [ 20 ] Майкл Б. Дик выступил против приговора Дэлли в 2004 году, указав, что, хотя Набонид действительно приложил все усилия, чтобы возродить некоторые старые ассирийские символы (например, ношение завернутого плаща на его изображениях, отсутствующее у других нововавилонских царей, но присутствующее в ассирийское искусство) и попытался связать себя с династией Саргонидов, «нет никаких доказательств того, что Набонид был родственником Саргонидов». династия». [ 30 ] По мнению Болье, то, что Адад-гуппи прямо не заявляла о каких-либо королевских предках, указывает на скромное происхождение. [ 19 ] Поскольку надписи, сделанные родственницами королей, относительно редки, однако, по мнению Уилфреда Г. Ламберта , вполне вероятно, что Адад-гуппи имел какой-то высокий статус. [ 15 ]

Докоролевская карьера

[ редактировать ]
Расположение некоторых крупных Месопотамии городов

Согласно Геродоту, чиновник по имени Лабинет (то же самое имя, которое использовалось для Набонида в древнегреческих источниках) присутствовал в качестве посредника и свидетеля от имени Вавилона на переговорах, вевшихся между Мидийским и Лидийским царствами после битвы при Затмении в 585 г. до н.э. [ 31 ] Вполне возможно, что этим послом был тот же человек, что и Набонид, впоследствии ставший царем Вавилона. [ 11 ]

В остальном имя Набонида плохо засвидетельствовано в источниках до его правления. Набонид указан в качестве главного свидетеля в юридическом документе 597 г. до н. э.; однако неясно, тот же ли это человек, что и более поздний царь, особенно с учетом того, что текст можно интерпретировать как относящийся к Набониду как к сыну Навуходоносора II. Однако маловероятно, чтобы царь Набонид не упомянул о том, что он сын Навуходоносора II. Если это одно и то же лицо и в документе он не назван сыном царя, то его должность, указанная в документе, ša muḫḫi ali (должностное лицо, отвечающее за город), будет означать, что дата рождения Набонида должна быть отодвинут еще дальше, до 620 г. до н.э., чтобы учесть возраст, необходимый для занятия этой должности. [ 32 ] Если упомянутый Набонид не является сыном Навуходоносора II, то в документе не упоминается отец этого Набонида, что позволяет предположить, что он занимал высокое положение (в других случаях отцы и деды обычно упоминались для различения), и тогда он вполне мог быть тот же человек, что и последующий король. Эту формулировку можно было бы истолковать как «сын человека царя» (т.е. принца), а не как «сын царя», что в этом случае объясняет упоминание Набонида о своем отце как о принце, в его царские надписи. [ 33 ]

Существует также еще одно письмо, датированное периодом между началом 590-х и 570-х годов до нашей эры, в котором описывается, что Набонид просил поднять налоги в определенном регионе. Также неясно, является ли этот Набонид тем же человеком, что и будущий царь. [ 32 ] Отсутствие уверенных упоминаний Набонида в источниках до его восшествия на престол может указывать на возможность того, что Набонид был не его именем при рождении, а вымышленным царственным именем, однако значение имени, то есть «да возвысится Набу», ослабляет такая возможность. [ 3 ]

Вавилонский историк Берос , действовавший столетия спустя, в эллинистический период , писал, что Набонид был «священником Бела ». Отсутствие упоминания о Набониде в более ранних документах, возможно, могло быть объяснено религиозной функцией. [ 17 ] В своих надписях Адад-гуппи утверждает, что представила своего сына Набонида царю Навуходоносору II и царю Нериглиссару, и что после этого Набонид выполняла для них обязанности «день и ночь» и «регулярно делала все, что им нравилось». [ 19 ] Поскольку Набонид считается ученым человеком, умевшим писать и враждовавшим с многочисленными священниками и учеными, вполне возможно, что до того, как он стал царем, он был придворным при царском дворе; однако никаких записей о выдающемся придворном по его имени не известно. [ 26 ]

Царствование

[ редактировать ]

Восхождение на трон

[ редактировать ]
Набонид, изображенный на стеле из Харрана

Набонид взошел на престол после распада прямой династической линии халдейской династии. После недолгого правления Нериглиссара, зятя Навуходоносора II, трон в апреле 556 г. до н. э. унаследовал сын Нериглиссара Лабаши-Мардук . [ 11 ] Берос ошибочно написал, что Лабаши-Мардук правил девять месяцев (хотя это можно объяснить ошибкой переписчика), и заявил, что «злые поступки» Лабаши-Мардука привели к тому, что его друзья устроили заговор против него, что в конечном итоге привело к избиению «ребенка-короля». до смерти. Затем заговорщики согласились, что править должен Набоннед (Набонид), один из заговорщиков. [ 34 ] Причина переворота против Лабаши-Мардука неизвестна. Вполне возможно, что, несмотря на то, что Лабаши-Мардук и его отец имели хорошие связи и богатство, в конечном итоге их считали простолюдинами, лишенными благородной крови. [ 35 ] Хотя Лабаши-Мардук, возможно, был внуком Навуходоносора II по линии его матери, что делало его частью царской родословной, также возможно, что он был сыном Нериглиссара и другой жены. Таким образом, восхождение на престол Лабаши-Мардука могло означать настоящий распад династии Навуходоносора II и могло как таковое вызвать сопротивление со стороны вавилонского населения. [ 13 ] Хотя Беросс упоминает Лабаши-Мардука как ребенка, вполне возможно, что он стал царем, будучи взрослым, поскольку коммерческие тексты, датированные двумя годами ранее, указывают на то, что Лабаши-Мардук в то время отвечал за свои дела. [ 11 ]

Хотя Набонид в своих надписях утверждает, что у него было мало сторонников и что он сам не жаждал трона, он, должно быть, был ведущей фигурой в заговоре, который привел к свержению и смерти Лабаши-Мардука. [ 12 ] Набонид пользовался постоянной поддержкой вавилонских военных на протяжении всего своего правления, и вполне возможно, что армия сыграла роль в его восхождении на престол. [ 17 ] Хотя Беросс утверждал, что Лабаши-Мардук правил девять месяцев, Список царей Урука дает Лабаши-Мардуку правление только три месяца. [ 11 ] а таблички с контрактами из Вавилонии предполагают, что он мог править всего два месяца. [ 34 ] Судя по всему, это был период либо замешательства после незаметного дворцового переворота, либо короткой гражданской войны. Согласно табличкам с контрактом, Лабаши-Мардук по-прежнему признавался королем в Уруке как минимум до 19 июня, а в городе Сиппар как минимум до 20 июня. Самая ранняя табличка, датированная правлением Набонида в Сиппаре, датируется 26 июня. Однако табличка, написанная еще 25 мая в Ниппуре, датируется правлением Набонида, а последняя табличка, датированная правлением Лабаши-Мардука в самом Вавилоне, датируется 24 мая. Самая ранняя табличка, датированная Набонидом в самом Вавилоне, датируется 14 июля. Эти доказательства можно согласовать, утверждая, что Набонид, возможно, был признан в сердце Вавилона, включая Ниппур и Вавилон, уже 25 мая, тогда как некоторые отдаленные города продолжали признавать Лабаши-Мардука (хотя он, вполне возможно, был мертв в то время на счет возможного дворцового переворота) на посту короля до июня. [ 36 ] К концу июня 556 г. до н.э. таблички, датированные Набонидом, известны по всей Вавилонии. [ 11 ]

Учитывая возраст его матери и то, что Набонид имел долгую карьеру на королевской службе до 556 г. до н. э., к тому времени, когда он стал царем, он, должно быть, был относительно старым. [ 17 ] Похоже, что Набонид не собирался становиться царем и принял царский сан неохотно. Хотя нежелание принять царскую власть часто используется как форма королевской пропаганды, есть несколько надписей Набонида, некоторые из которых датированы более чем десятилетним периодом его правления (тогда, когда ему больше не нужно было оправдывать свое правление легитимностью), в которых он указывает, что не желал престола. В одной из надписей Набонид описывает себя посещающим святилища Мардука и Набу в поисках руководства, с беспокойной совестью и вопросом, было ли его воцарение законным: [ 37 ]

Сердце Мардука, милорда, успокоилось. С благоговением я восхвалял (его) и искал его святилища с молитвами и мольбами. Таким образом, я обратился к нему с молитвами, рассказав ему, что было у меня на сердце: «Позволь мне действительно быть королем, который угодит твоему сердцу, я, который, не зная, не думал о царской власти для себя, когда ты, о господин господствующих , доверили мне (правление) более важное, чем правление, которое осуществляли в прошлом другие цари, которых вы призвали. Продлите мои дни, пусть состарятся мои годы, позвольте мне выполнить функцию кормильца. [ 37 ]

Таким образом, возможно, что, хотя Набонид был видной фигурой в группе заговорщиков, свергнувших и убивших Лабаши-Мардука, он не собирался вступать на трон сам, но его убедили в этом другие заговорщики. [ 38 ] Вероятно, главным организатором заговора против Лабаши-Мардука был сын Набонида Валтасар. Валтасар был главным бенефициаром всего этого дела, поскольку он стал назначенным наследником престола, а также унаследовал большие частные поместья Лабаши-Мардука, став в одночасье одним из самых богатых и видных людей в Вавилонии. Валтасар не мог претендовать на трон для себя, пока его отец был еще жив, но, посадив на трон своего отца, старика (это означало, что его правление могло быть переходным и продлилось всего несколько лет), Валтасар считал, что трон обеспечил себе в будущем. [ 39 ]

Раннее правление

[ редактировать ]
Гранитная звезда Набонида.

Самая ранняя зарегистрированная деятельность Набонида как царя заключалась в посещении города Сиппар 4 июля 556 г. до н.э., где он пожертвовал три мины золота в городской храм, храм Эбаббара . Цель визита могла быть политической, поскольку Сиппар признал Лабаши-Мардука царем всего за две недели до этого, почти через месяц после того, как Набонид был провозглашен царем. [ 40 ]

Осенью 556 г. до н.э. [ 41 ] Набонид возглавил вавилонскую армию в походе на Юм, восточная Киликия , где Нериглиссар провел кампанию в 557 году до нашей эры. Тот факт, что Набонид провел там кампанию вскоре после кампании Нериглиссара, может свидетельствовать о том, что Сирии , находившейся под сюзеренитетом Вавилонии, угрожали налетчики из Киликии. [ 17 ] или может указывать на то, что Набонид в целом обеспокоен безопасностью империи. [ 41 ] Эта первоначальная кампания оказалась успешной, и пленные, подарки и добыча были возвращены в Вавилон для использования на ежегодном новогоднем фестивале . Вавилонские записи сообщают, что число заключенных, позже распределенных в храмовые рабы, составило 2850 человек. [ 17 ] Отпраздновав новогодний праздник, Набонид предпринял небольшое путешествие по южной Вавилонии, посетив города Киш , Ларса , Урук и Ур . [ 42 ] В Уруке он провел детальную реорганизацию храма Эанны , внося коррективы в схему жертвоприношений, [ 43 ] и восстановил некоторые подношения, которые были прерваны во время правления Нериглиссара. [ 44 ] Одна надпись предполагает, что Набонид предпринял вторую успешную кампанию в Киликию в 555 г. до н.э. [ 45 ] по пути возможно нападение на город Хама в Сирии, [ 46 ] но запись фрагментарна. [ 45 ]

Хотя Набонид делал традиционные царские пожертвования на строительство храмов в Вавилоне, главного строительного проекта своего правления, [ 17 ] провозгласил своим намерением вскоре после того, как он стал королем, [ 47 ] восстанавливал храм Эхулхул , храм, посвященный Сину, в Харране, [ 17 ] который был разрушен мидянами в 610 г. до н. э. Набонид в начале своего правления отмечал, что дата разрушения храма является странным совпадением: он был разрушен ровно за 54 года до того, как он стал царем. 54 года — это три 18-летних цикла, или полный цикл Луны . [ 48 ] Хотя Эльхулхул не был восстановлен до тех пор, пока Набонид не вернулся из длительного пребывания в Тайме в Аравии , вполне возможно, что строительные работы начались значительно раньше, и, похоже, это было его целью с тех пор, как он вступил на трон. В надписях Набонида также упоминается, что мидийцы угрожали Харрану, «окружая» его, и вполне возможно, что строительные работы были отложены на более поздний период его правления из-за угрозы мидийских набегов, помешавших строительным работам. [ 49 ] Согласно его надписям, Мардук и Син приказали Набониду восстановить храм во сне, и боги заверили его, что Мидяне в конечном итоге будут восстановлены, и строительство можно будет начать, не подвергаясь угрозе набегов. [ 48 ] Помимо собственных религиозных убеждений Набонида, восстановление Эхулхула и окружающего его города Харрана могло также быть политически мотивированным. После падения Ассирии политическая гегемония на Ближнем Востоке была разделена между Вавилонией и Мидянами, и этот вопрос оставался нерешенным ко времени Набонида. Поскольку Набонид часто упоминает и сравнивает себя со своими предшественниками Навуходоносором II и Нериглиссаром, как завоевателями, так и воинами, а некоторые надписи намекают на то, что Набонид был озабочен военными вопросами в год своего воцарения, похоже, что Набонид готовился решить этот вопрос. [ 50 ]

Набонид в Тайме

[ редактировать ]
Карта Нововавилонской империи при Набониде. Тайма находится в северной Аравии, на юго-западе империи.

В мае 553 г. до н. э. Набонид отправился в поход в Аравию, первоначально для подавления восстания в Антиливанских горах . Вавилоняне одержали победу относительно быстро, и Набонид все еще оставался у Антиливанских гор в августе, наблюдая за транспортировкой припасов обратно в Вавилон. После периода болезни Набонид двинулся на Амурру и Эдом и захватил неизвестный город. К декабрю 553 г. до н. э. или январю 552 г. до н. э. Набонид вел кампанию в Аравии, сражаясь против царя Дадану . К марту или апрелю Набонид разгромил царя Дадану и захватил другие города Аравии, в том числе город Тайму, который он основал в качестве временной резиденции к лету 552 г. до н.э. [ 51 ] Вавилонские источники утверждают, что Набонид завоевал арабские земли вплоть до Медины (в то время называемой Ятрибу). [ 52 ] После завоевания Таймы Набонид оставался там около десяти лет, не возвращаясь в Вавилон до сентября или октября 543 или 542 года до нашей эры. [ 53 ] Октябрь 543 г. до н. э. — дата возвращения, наиболее подтвержденная сохранившимися вавилонскими документами. [ 54 ] Цель этого длительного пребывания, фактически самоизгнания, в Тайме неясна и обсуждается. [ 55 ] [ 56 ] без предложенного объяснения, имеющего всеобщую поддержку. [ 57 ]

Древние руины на Тайме

История этого периода малоизвестна и не может быть подробно реконструирована из-за отсутствия источников. Записи в ряде царских хроник за этот период полностью или почти полностью отсутствуют. [ 58 ] Согласно «Стихотворению Набонида» , предвзятый [ 59 ] Документ, вероятно, написанный во время правления Кира Великого (который в конечном итоге сверг Набонида), Набонид провел обширные строительные работы в Тайме, укрепив его новыми стенами, украсив новыми зданиями и построив царский дворец, похожий на, но, вероятно, значительно меньший, чем его царский дворец в Вавилоне, [ 60 ] по сути, перестроил город на вавилонский манер. [ 48 ] Современные археологические раскопки на Тайме показали, что в VI веке город претерпел значительное расширение, включая строительство обширной ирригационной системы. Некоторые мотивы на некоторых руинах указывают на явное вавилонское влияние, например, стол для приношений с полумесяцем, звездой и крылатым диском (напоминает религиозные мотивы в Вавилонии). [ 60 ]

Причину арабской кампании установить нетрудно, поскольку она, вероятно, представляет собой следующий шаг в растущем экспансионизме Вавилонии на западе. Вавилонские войска впервые вступили в контакт с собственно арабскими царствами после завоевания Леванта у Ассирии. [ 61 ] и кампания, скорее всего, была направлена ​​​​на расширение Вавилонской империи на запад. [ 55 ] Благодаря множеству торговых путей, проходящих через Аравию, этот регион был невероятно богат и представлял собой привлекательную цель. [ 62 ] Вполне возможно, что целью завоевания Таймы был контроль над этими важными торговыми путями, проходившими через город (включая главный торговый путь из Египта в Вавилон). Чтобы эффективно воспользоваться преимуществами торгового пути, власть должна была быть подкреплена сильными местными вавилонскими силами. [ 55 ] Однако размещения вавилонских войск в Тайме и оставления ответственного наместника было бы достаточно, царю не нужно было бы оставаться в Аравии в течение десяти лет, чтобы умиротворить регион. [ 52 ] Более того, помимо экономической выгоды, регион Тайма не имел особой стратегической пользы. Арабы не представляли угрозы для Вавилона или какой-либо другой державы в то время, и хотя Египет был потенциально могущественным противником, который боролся с египтянами путем укрепления города, изолированного глубоко в Аравии, а не путем укрепления и размещения гарнизонов на вавилонских землях в Палестине. это было бы маловероятной стратегией. Из-за удаленности и недоступности Таймы аргумент о том, что Набонид намеревался переместить центр тяжести своей империи на запад, построив там новую столицу, не имеет под собой никаких оснований. [ 63 ]

Хотя у Набонида могли быть мотивы остаться в Тайме по религиозным причинам, учитывая, что в этом регионе было несколько выдающихся лунных божеств, а Набонид был приверженцем лунного бога Сина, маловероятно, что такое масштабное предприятие могло быть мотивировано исключительно вера. [ 64 ] По мнению Уайзмана, любые религиозные объяснения длительного пребывания в Тайме можно отбросить, поскольку ни в одном источнике не упоминается о наличии или строительстве вавилонских храмов или храма, посвященного Сину, в городе. [ 55 ] Болье также указывает, что Стихотворение Набонида, в остальном сосредоточенное на религиозных верованиях царя, не упоминает о какой-либо религиозной деятельности в Тайме, что, несомненно, произошло бы, если бы кампания и длительное пребывание были религиозно мотивированными. [ 64 ]

Во время пребывания Набонида в Тайме его сын и наследник Валтасар был назначен правителем Вавилона в качестве регента. [ 53 ] Возможно, что длительное пребывание в Тайме было результатом политической борьбы с фракцией, возможно, возглавляемой его собственным сыном Валтасаром, которая выступала против реформистской религиозной позиции Набонида, и было достигнуто соглашение об отправке в добровольное изгнание, пока Валтасар правил как регент в Вавилоне. В своих надписях Набонид приписывает свое пребывание в Тайме «нечестию вавилонян». [ 64 ]

Набонид, вероятно, начал кампанию на западе только после того, как убедился, что мидяне на севере больше не представляют угрозы. Болье считает возможным, что Набонид подтолкнул Кира Великого к восстанию и ведению войны против мидян и даже вступил с ним в союз, поскольку начало пребывания Набонида в Тайме совпадает с началом правления Кира. Пер, Болье: «Если не предположить, что царь был совершенно лишен стратегических способностей, трудно поверить, что он мог бы задействовать значительную часть вавилонской армии в длительной кампании в Аравии, не убедившись, что северные и восточные границы Империя будет в безопасности, по крайней мере, в течение определенного количества лет». [ 65 ] Продолжая пребывание в Тайме, Кир Великий консолидировал под своей властью обширную империю. Валтасар как регент остро осознал угрозу, исходящую от растущей империи Ахеменидов Кира , поскольку записано, что он тратил ресурсы на проекты в Сиппаре и близлежащих оборонительных сооружениях. [ 53 ]

Религиозная политика

[ редактировать ]
Харранская стела , изображающая Набонида молящимся луне (т.е. Сину ), солнцу и Венере.

Набонида обычно характеризуют как попытку религиозных реформ в Вавилонии, желая возвысить бога луны Сина до статуса верховного божества и понизив вавилонское национальное божество Мардука. [ 17 ] [ 66 ] Возвышение Сина было похоже на то, как божество Инанна было возведено на видное положение в Уруке во времена Аккадской империи , более чем за тысячу лет до этого, или как Мардук первоначально был вознесен в Вавилонии при Навуходоносоре I ( р. ок. 1125–1104 гг. до н.э.). В отличие от этих более ранних успешных возвышений, попытка возвысить Син потерпела неудачу. Эта неудача объясняется тем, что возвышение Сина встретило значительное сопротивление внутри самой Вавилонии, а также потому, что вторжение и завоевание персов положили конец политическим средствам, с помощью которых можно было завершить возвышение. [ 66 ]

Помимо строительных надписей, «Стихотворение Набонида» также намекает на попытки сделать Сина главным богом месопотамского пантеона. Публикация Стихотворения в 1924 году привлекла внимание ученых к другим надписям и записям, касающимся Набонида. Примечательно, что во многих его надписях Мардук не признается главой пантеона или вообще его не упоминает, и они часто содержат непропорционально высокую похвалу Сину. [ 66 ] Кажется вероятным, что преданность Набонида Сину неуклонно возрастала на протяжении всего его правления, поскольку эпитеты, данные Мардуку и Сину на протяжении его правления, значительно различались. [ 67 ] Даже в начале его правления эпитеты, присвоенные Мардуку, были лишь минимальными: такие эпитеты, как «король богов», «господин господ» и «предводитель богов», - набор титулов заметно меньше, чем обычно. Напротив, Сину дан большой набор эпитетов, в том числе некоторые ранее неслыханные, например, «сияющий бог», «свет человечества», «возвышенный бог» и «возвышенный господин». Набонид вряд ли мог начать проводить религиозные реформы в начале своего правления, тем более что он занял трон только путем узурпации. Его ранние надписи якобы ортодоксальны, хотя и указывают на намеренную сдержанность в прославлении Мардука и намеренное непропорциональное прославление Сина. [ 68 ]

Стихотворение о Набониде , предвзятый документ, написанный о правлении Набонида, вероятно, во время правления Кира Великого.

Надписи того времени, когда Набонид провел в Тайме, по-видимому, предполагают, что царь вернулся к «ортодоксальности» в этот период, при этом надписи больше не прославляли Сина в непропорциональной степени (божество почти не упоминалось) и вместо этого давали Мардуку более сложные и подходящие эпитеты. такие как «первейший из богов», «возвышенный царь богов», «повелитель всего» и «царь неба и подземного мира». Эти надписи резко контрастируют с надписями Набонида, сделанными в годы после его возвращения в Вавилон, где Син неоднократно превозносится, а Мардук более или менее игнорируется, за исключением одной надписи, где он появляется просто как товарищ Сина. [ 69 ] Вполне возможно, что возвращение к ортодоксии во время пребывания Набонида в Тайме произошло потому, что Вавилония находилась под регентством Валтасара, который мог убедить Набонида держаться подальше от Вавилонии и обеспечить явный возврат к ортодоксальности, опасаясь конфронтации с олигархией и духовенством. [ 70 ]

Надписи, сделанные после возвращения Набонида в Вавилон, позволяют предположить, что он больше не колебался в превознесении Сина и начал проводить религиозную реформу, которая дошла до отказа от Мардука, который был бесспорным верховным божеством Вавилона на протяжении как минимум шести столетий. [ 71 ] Некоторые надписи приписывают Сину традиционные титулы Мардука, например, «царь богов» и «отец и создатель богов». [ 72 ] например, эта надпись, касающаяся строительных работ в храме Эбаббар в Ларсе (это не тот храм, что одноименный храм в Сиппаре), приписывает Сину традиционные титулы Мардука: [ 73 ]

Что касается Эбаббара, храма Шамаша в Ларсе, то в далекие дни Син, царь богов, повелитель богов и богинь, обитающих на небесах и в подземном мире, разгневался на этот город и храм, большие кучи песка накопилось над ним, и его часовню больше не было видно. [ 74 ]

Некоторые надписи также указывают на попытку исторического ревизионизма: успехи Навуходоносора II приписываются в надписях не Мардуку, а Сину, а одна надпись описывает Сина, а не ассирийского божества Ашура, как доверившего ассирийским царям Асархаддону и Ашурбанипал с универсальным правлением. Син также заменил Мардука роль призыва правителей к власти. В одной из надписей говорится, что Набониду было предназначено стать царем божествами Сином и Нингаль (супруга Сина) в утробе его матери. [ 75 ] Возвышение Сина достигло своего апогея после восстановления Эхулхула, и последний известный текст Набонида, содержащий религиозные элементы, доходит до того, что традиционные жилища Мардука в Вавилоне, храмы Эсагила и Эзида, упоминаются как храмы и жилища Сина. [ 76 ] Хотя не похоже, что Эсагила когда-либо была «узурпирована» Сином, замена Мардука в храме Сином была планом, серьезно рассматриваемым Набонидом, который оправдал его, указав, что в храме присутствовал лунный символизм, поскольку он был отмечен знаком символ полумесяца, что должно было означать, что изначально он предназначался для Сина. [ 77 ] В одной из надписей Сину дан эпитет «бог богов», самый высокий известный эпитет, когда-либо присвоенный месопотамскому божеству. [ 73 ]

Конкретных свидетельств, касающихся религиозных идей Набонида, относительно мало, и ни один из сохранившихся документов не содержит каких-либо богословских оснований веры и убеждений царя. [ 66 ] Не все историки разделяют мнение, что Набонид был религиозным реформатором. По словам Дональда Уайзмана , Набонид «не стремился создать для [Сина] какую-либо исключительную роль в Вавилоне». [ 17 ] Уайзман характеризует Набонида как глубоко религиозного человека, поддерживающего Мардука, как и всех других вавилонских царей. [ 55 ] Помимо храма Эльхулхул, в надписях записано также, что Набонид проводил реставрационные работы в храмах в самом Вавилоне, Ларсе, Сиппаре и Ниппуре. [ 17 ] Уайзман объясняет противодействие Набонида со стороны религиозных чиновников тем, что царь ввел в храмах и святилищах новую королевскую кассу, в которой часть доходов храмов должна была передаваться царю под надзором королевских чиновников, и отмечает что более поздние документы Кира Великого, в которых Набонид упоминается как непочтительный по отношению к Мардуку, могут быть пропагандой. [ 55 ] Хотя Набонид использует во многих надписях нехарактерно высокие эпитеты для Сина, Вейхерхойзер и Новотны отметили, что большинство этих эпитетов обычно ограничиваются надписями и текстами, которые документируют работу над храмом Эхулхул в Харране, культовом центре Сина. Таким образом, Вайхерхойзер и Новотный не считают доказательства достаточно убедительными, чтобы поддержать идею о том, что Набонид фанатично продвигал Син и стремился полностью заменить Мардука в самой Вавилонии. [ 78 ]

Позднее царствование и падение Вавилона

[ редактировать ]
Хроника Набонида . Написанная в более поздний период персидского правления, эта табличка высмеивала Набонида и его правление, отмечая его долгое отсутствие в Вавилоне и критикуя его религиозную политику.
Кир Великий , завоевавший Вавилон в 539 г. до н.э., изображен с короной Хемхем , или четырехкрылым херувимом- божеством-покровителем.

Неясно, почему Набонид вернулся в Вавилон из Таймы. Возможные объяснения включают страх перед растущей властью Кира Великого или, возможно, серьезные разногласия с Валтасаром по вопросам религии и степени его власти. [ 79 ] [ 80 ] По возвращении он также быстро начал серьезно проводить намеченные им религиозные реформы, возможно, затрачивая так много усилий из-за своего преклонного возраста и желая довести реформы до своей смерти. [ 80 ] Главным проектом более позднего правления Набонида было завершение строительства Эхулхула в Харране. [ 81 ] храм был перестроен прямо на первоначальном фундаменте. [ 82 ] Сам Набонид считал восстановление храма главным достижением своего правления. [ 83 ] Строительные работы велись также в Уре, Ларсе, Сиппаре и Аккаде . [ 84 ] Некоторые данные свидетельствуют о том, что во время более позднего правления Набонида в Вавилонии был голод. Набонид, по-видимому, объяснил то, что люди не реагировали на религиозные реформы короля, признаком гнева Сина, тогда как население, вероятно, объяснило это гневом Мардука на еретическую веру короля. [ 85 ]

Новогодний праздник, приостановленный на время отсутствия царя в Тайме, отмечался в традиционном порядке ежегодно еще раз после возвращения Набонида. [ 53 ] [ 86 ] Примечательно, что фестиваль был приостановлен в отсутствие Набонида, поскольку фактически он представлял собой ежегодное восстановление власти Мардука и проводился для обеспечения благополучия Вавилона. [ 87 ] Угроза Кира приближалась все ближе. Хотя записи слишком фрагментарны, чтобы говорить с уверенностью, похоже, что конфронтация между персидскими и вавилонскими войсками уже произошла зимой 540/539 г. до н.э. недалеко от Урука. [ 77 ] После празднования Новогоднего праздника в 539 г. до н. э. [ 88 ] У Набонида были статуи богов Урука, [ 89 ] Аккад, [ 90 ] Киш, Марад и Хурсагкаламма доставлены в столицу в целях безопасности, что является обычным первым шагом в ожидании нападения с северо-востока. [ 53 ] Это говорит о том, что Набонид ожидал нападения персов и готовился за несколько месяцев до него. [ 90 ] Хотя это был общепринятый метод защиты божественных статуй во время войны (враги-победители обычно крали культовые статуи), транспортировка статуй таким способом вызывала значительные нарушения культов перевозимых богов. Например, транспортировка статуи Иштар из Урука в Вавилон, вероятно, означала, что подношения еды и питья нужно было доставить из Урука в Вавилон и передать статуе, чтобы гарантировать, что культ не будет прерван. [ 89 ]

Карта пути Кира Великого во время его вторжения в Вавилонию в 539 г. до н.э.

Боги некоторых городов, близких к Вавилону, таких как Кута , Сиппар и Борсиппа , не были привезены в столицу. [ 53 ] Причина этого неизвестна, но были предложены спекулятивные объяснения. Сидней Смит , опубликовавший перевод Цилиндра Набонида , предположил в 1924 году, что Набонид мог также вызвать статуи этих городов в столицу, но что местное жречество было возмущено попыткой Набонида провести религиозную реформу и поэтому отказалось. Позже Смит предложил альтернативную гипотезу, в которой он постулировал, что Сиппар, Борсиппа и Кута находились в центре Вавилона, защищенные сильными укреплениями и Мидийской стеной (построенной при Навуходоносоре II для защиты от атак с севера), и как таковые не могли бы им нужно было отправить свои статуи в Вавилон для защиты, тогда как более отдаленные города, такие как Урук, не были так хорошо защищены. [ 91 ] Это кажется маловероятным, учитывая, что Киш и Хурсагкаламма были ближе к Вавилону, чем Сиппар. Более того, Стефан Завадский продемонстрировал в 2012 году, что Сиппар действительно послал в Вавилон определенных богов, но не главную статую их божества-покровителя Шамаша. Это означает, что объяснение того, что Сиппар и другие города отказались отправить своих богов в Вавилон, кажется маловероятным. Завадский предложил несколько возможных объяснений, в том числе то, что Сиппар хотел отпраздновать свои традиционные культовые ритуалы, которые были близки по времени к персидскому вторжению, и что поэтому не было времени переносить статую в Вавилон, или что, возможно, сам Набонид приказал статуя останется в Сиппаре. Набонид мог приказать это, поскольку он намеревался остановить персов на небольшом расстоянии к северу от Сиппара, и удаление статуи из Сиппара могло быть истолковано как неверие Набонида в свою собственную победу. [ 92 ]

Вскоре после того, как последние боги вошли в Вавилон, Кир вторгся в Вавилонию. [ 53 ] [ 93 ] Несмотря на приготовления Набонида, Вавилония относительно быстро пала перед персами. [ 93 ] Конфликт длился менее месяца. [ 78 ] Кажется вероятным, что персидскому вторжению предшествовало восстание человека по имени Угбару , который мог быть назначенным вавилонским правителем региона Гутиум . Угбару восстал против Набонида, присоединился к Киру и стал главным полководцем вавилонской кампании. В зависимости от того, когда это произошло, восстание Угбару могло быть одним из факторов, заставивших Набонида вернуться из Таймы. [ 94 ] Первым шагом Кира было нападение на город Опис . Битва при Описе стала решающей победой персов, нанеся тяжелые потери вавилонянам и вынудив вавилонские войска отступить за Мидийскую стену. Вскоре после этого, [ 95 ] 10 октября 539 г. до н. э., [ 96 ] Сиппар был взят Киром без боя, и Набонид отступил в Вавилон. [ 95 ] Почему Сиппар сдался без боя, неясно. Возможно, власти Сиппара были недовольны религиозной политикой Набонида или считали поражение Вавилона при Описе настолько решающим, что дальнейшее сопротивление было бессмысленным. Очевидно, в то время возникла некоторая путаница, поскольку табличка из Сиппара, датированная 11 октября (на следующий день после падения города), все еще была датирована правлением Набонида. [ 96 ]

12 октября, [ 96 ] персидская армия во главе с правителем Угбару без боя вошла в Вавилон. [ 95 ] Последняя табличка, датированная правлением Набонида, находится в Уруке и датирована 13 октября, что обычно считается датой окончания его правления. [ 96 ] Персидские войска со щитами были назначены охранять храмы Вавилона, чтобы жрецы в безопасности могли продолжать свои службы и ритуалы. 29 числа [ 97 ] или 30 [ 95 ] В октябре Кир сам вошел в Вавилон в качестве его нового царя. Он получил одобрение народа, хотя было ли это как освободитель от угнетения, как представлял себя Кир, или как завоеватель, остается открытым для интерпретации. [ 95 ] Конец правления Набонида иногда альтернативно датируется падением Вавилона перед персами 12 октября, на день раньше, чем последняя табличка, датированная правлением Набонида, или вступлением Кира в город, когда Кир формально стал царем. [ 98 ]

Древние сведения относительно судьбы Набонида после падения Вавилона расходятся. Греческий историк V/IV веков до н.э. Ксенофонт писал, что Угбару (или « Гобрий ») убил Набонида после захвата Вавилона, но возможно, что Ксенофонт имел в виду Валтасара, чья смерть при падении Вавилона также записана в Библейской книге. Дэниела. [ 1 ] Беросс писал, что Набонид сдался Киру в Борсиппе после падения Вавилона, который обошёлся с ним «милосердно», сохранив ему жизнь и позволив ему уйти в отставку или, возможно, назначив его губернатором в Кармании (приблизительно современный Керман) . провинция в Иране), где Набонид и прожил остаток своей жизни. [ 95 ] [ 1 ] В царской хронике просто говорится, что Набонид был схвачен в Вавилоне после отступления, оставляя его дальнейшую судьбу неясной. [ 1 ] Династическое пророчество подтверждает рассказ Бероса, утверждая, что Набонид был смещен со своего трона и поселился «в другой стране». [ 95 ] [ 1 ] Если верить Беросу, Набонид жил во время правления Дария Великого ( годы правления 522–486 до н.э.), пережив как Кира, так и сына и преемника Кира Камбиза II , учитывая, что Берос утверждает, что «царь Дарий, однако, забрал часть свою провинцию для себя». Учитывая возраст его матери на момент ее смерти, не исключено, что Набонид тоже прожил бы более столетия. [ 1 ]

Судьба Валтасара неизвестна, поскольку ни один из источников не описывает, что с ним произошло. [ 99 ] Обычно предполагается, что Валтасар был убит персами в Вавилоне, когда город пал, 12 октября. [ 1 ] [ 95 ] хотя, возможно, он уже был убит в битве при Описе , [ 27 ] взят в плен и казнен или сослан вместе со своим отцом. [ 99 ]

Семья, дети и потомки

[ редактировать ]
В глиняном цилиндре записано восстановление . Набонидом зиккурата Сина в Уре, а также просьба к Сину защитить Набонида и его сына Валтасара

Подробностей о семье Набонида мало. Вероятно, у него была большая семья еще до того, как он стал королем, поскольку его мать Адад-гуппи в своих надписях утверждает, что у нее были праправнуки, [ 26 ] и Набонид, по-видимому, был единственным ребенком Адад-гуппи. [ 12 ] Наличие у Адад-гуппи праправнуков означает, что у Набонида были правнуки в начале его правления, хотя имена, происхождение, количество и пол этих потомков не упоминаются. [ 26 ] Известные дети Набонида: [ 17 ] [ 24 ] [ 27 ] [ 53 ] [ 100 ]

  • Валтасар (аккадский: Бел-шар-усур ) [ 27 ] – сын. Наследный принц на протяжении всего правления Набонида и регент 553–543/542 гг. до н.э. [ 53 ]
  • Эннигальди-Нанна (аккадский: Эн-нигальди-Нанна ) [ 24 ] – дочь. Посвящена отцом в качестве энтум -жрицы в Уре. [ 17 ]
  • Мать-Эсагила-ремат [ 100 ] или Ина-Эсагила-рисат [ 24 ] (аккадский: Ина-Эсагил-ришат ) [ 24 ] – дочь. Упоминается как получатель десятины в Сиппаре. [ 100 ] в остальном о ней мало что известно. [ 17 ]
  • Аккабуунма (аккадский: Аккабуунма , точное прочтение неизвестно) [ 24 ] – дочь. Записано в архивных текстах Сиппара. [ 100 ]
  • Возможно, в архивных текстах Сиппара записана еще одна дочь, однако ее имя неизвестно. [ 100 ]

Некоторые более поздние вавилоняне претендовали на свое происхождение от Набонида. Нидинту-Бел, который восстал против царя Ахеменидов Дария Великого в конце 522 г. до н. э. и был провозглашен царем Вавилона, взял имя Навуходоносор III и утверждал, что является сыном Набонида. Настоящим отцом Нидинту-Бела был человек по имени Мукин-зери из местной известной семьи Зазакку. [ 101 ] Менее чем через год после поражения Нидинту-Бела Вавилон снова восстал против Дария в 521 г. до н.э. На этот раз лидером стал Араха, который, как и Нидинту-Бел, провозгласил себя сыном Набонида и взял имя Навуходоносор IV . [ 102 ] На самом деле Аракха был сыном человека по имени Халдита. [ 102 ] [ 103 ] и был не коренным вавилонянином, а скорее урартцем [ 104 ] ( Армянский ). [ 103 ]

Наследие

[ редактировать ]

Характер и память

[ редактировать ]
Навуходоносор (1795) Уильяма Блейка . На картине Навуходоносор II изображен обнаженным и безумным, живущим как дикое животное. История безумия Навуходоносора II первоначально относилась к Набониду.

Ни один другой нововавилонский царь не был охарактеризован так разнообразно, как Набонид. [ 105 ] Хотя некоторые классические авторы забыли или опустили подробности о Набониде в своих описаниях Вавилонии, сохранив его только как имя в своих списках царей, империя Ахеменидов, пришедшая на смену правлению Набонида в Вавилонии, рассматривала его правление как пример, который никогда не должен подражать. Ахемениды не считали важной более традиционную работу Набонида, восстановление храмов и т. д., но подчеркивали в своей историографии моменты, когда Набонид шел вразрез с тем, чего ожидали от вавилонского царя. Кир Великий оправдал свое завоевание Вавилона, представив себя воином, божественно назначенным Мардуком, и написав отчеты о «еретических» действиях Набонида. [ 106 ]

После падения Вавилона постепенно сформировалась легенда о Набониде, который сошел с ума из-за своей религиозной политики, которая в конечном итоге нашла свое отражение в эллинистической и еврейской традиции. [ 107 ] В Книге Даниила предполагаемое безумие Набонида приписывается Навуходоносору II. [ 108 ] Обвинение в безумии не встречается ни в каких клинописных источниках. Стихотворение резко критикует Набонида, особенно его религиозную политику, и хотя Кир Великий представлен скорее освободителем, чем завоевателем, в нем не делается прямого утверждения о том, что Набонид был безумен. «Династическое пророчество» и « Цилиндр Кира» предлагают аналогичные отчеты, критикуя Набонида и его политику, но не характеризуя его как безумца. [ 108 ] Некоторые вавилонские источники более нейтральны. Вавилонские хроники , более объективное описание вавилонской истории, отмечают отсутствие царя в Вавилоне в течение многих лет подряд и, как следствие, приостановку празднования Нового года, но не выносят никакого суждения по поводу этих событий. В своей истории Вавилонии Беросс представляет Набонида как узурпатора, в чем сам Набонид признался, но не сообщает ничего, что можно было бы истолковать как отрицательную оценку царя. Таким образом, ясно, что современные взгляды на Набонида не были полностью негативными. Если бы вавилоняне повсеместно отвергли Набонида как некомпетентного и нечестивого еретика, маловероятно также, что двое более поздних вавилонских мятежников заявили бы, что являются его сыновьями. Клинописные источники предполагают, что вавилоняне помнили Набонида как неортодоксального и заблуждающегося, но не безумного. [ 109 ]

Арамейская свитков молитва Набонида, один из текстов, найденных среди Мертвого моря , написанная столетия спустя, [ когда? ] содержит то, что могло быть источником истории о безумном Набониде. В молитве утверждается, что Набонид в течение семи лет страдал страшной кожной болезнью, от которой он излечился, молясь богу иудеев . Эта история похожа на месопотамские традиции, в которых боги проклинали царей кожными заболеваниями и заставляли их бродить по засушливым степям, как дикие животные. Существует аналогичный текст эллинистического периода в Уруке, в котором говорится, что Шульги ( ок. 2094–2046 до н.э.), царь Третьей династии Ура , был проклят кожной болезнью после осквернения Мардука и возвышения Сина в его место. Не исключено, что эта легенда тогда была связана с Набонидом, возвысившим Сина на место Мардука, с более поздними еврейскими летописцами, связывавшими кожные заболевания с безумием, а рассказ о том, что он был приговорен бродить по пустыне, как дикое животное, с длительным пребыванием Набонида на Тайме. [ 110 ]

Современные историки по-разному характеризуют Набонида. Когда в первой половине XIX века было обнаружено больше его надписей в сочетании с литературными источниками, описывающими его и его время, Набонида стали описывать по-разному. Некоторые характеризовали его как старого антиквара, не интересующегося государственными делами и сосредоточенного исключительно на археологических раскопках. Другие считали Набонида злым узурпатором, чья некомпетентность привела к падению его древней империи. Другие считали Набонида религиозным фанатиком, одержимым идеей сделать бога луны верховным божеством своей империи. По мнению Болье, историки сегодня представляют Набонида как явно способного правителя, который пытался спасти Нововавилонскую империю, мощное, но наспех построенное и политически нестабильное царство, от ее внутренней нестабильности и отчаянного геополитического положения. [ 111 ] Ламберт охарактеризовал Набонида как «самого индивидуалистического правителя своего времени» из-за его неортодоксальной религиозной политики и длительного пребывания в Аравии. [ 98 ] Вейерсхойзер и Новотный писали, что, вопреки откровенно негативным оценкам персидского периода, Набонид был относительно успешным правителем, осуществившим множество строительных проектов, руководившим своими армиями в успешных кампаниях вдали от центра Вавилона и обеспечивавшим процветание своей империи. Вейерхойзер и Новотный считали Набонида «несомненно одной из самых ярких личностей древней Месопотамии». [ 4 ]

Набонид как археолог

[ редактировать ]
Отрывок с описанием раскопок
Клинописный отчет Набонида о раскопках фундамента, принадлежащего Нарам-Сину из Аккада.

Набонида иногда называют «первым археологом ». [ 112 ] [ 113 ] Набонид проводил раскопки, основанные на устоявшейся в Месопотамии идее о том, что для того, чтобы правильно отремонтировать и перестроить храм, необходимо раскопать его фундамент, чтобы его можно было восстановить в соответствии с первоначальными планами. Есть свидетельства того, что Набонид был большим антикваром, чем его предшественники, такие как Набопаласар и Навуходоносор II, которые проводили аналогичные раскопки во время реставрационных работ храмов. [ 114 ]

Деятельность Набонида и его надписи предполагают особый интерес к истории. Он заметно возродил должность энтум -жрицы в Уре и посвятил в эту должность свою дочь , а в его надписях как царя также упоминаются предыдущие вавилонские и ассирийские правители, еще Эриба-Мардук (который правил царем Вавилона в 8 веке). до нашей эры). [ 115 ] Доказательства того, что Набонид больше интересовался историей, чем его предшественники, также существуют в том, что Набопаласар и Навуходоносор II часто были очень краткими в своих описаниях предметов, найденных при раскопках храмов, лишь вкратце упоминая об обнаружении закладок фундамента храмов и о том, что царь отложил на хранение. камень. Набонид, с другой стороны, высказывается более откровенно и в трех известных случаях даже пытался датировать этих предыдущих правителей, помещая Шагаракти-Шуриаша ( ок . 1245–1233 до н.э.) за 800 лет до его собственного правления, а Нарам-Сина из Аккада ( ок. ок. 2254–2218 до н.э.), за 3200 лет до его собственного правления. [ 116 ] Его попытка датировки правления Нарам-Сина, основанная на том, что было найдено во время раскопок храма, построенного царем, является самой ранней известной датировкой археологического артефакта, и хотя предложенная Набонидом дата отклоняется примерно на 1500 лет, она все же была очень хорошая оценка, учитывая отсутствие точных технологий датирования. [ 112 ] [ 113 ] Набонид также является единственным нововавилонским царем, который в своих надписях дает историческое представление о том, почему восстановленные им храмы вообще пришли в упадок, например, объясняет, как разграбление Харрана мидянами повредило храмы в городе. [ 116 ]

При восстановлении храма Эбаббар в Сиппаре Набонид обнаружил статую Саргона Аккадского ( ок. 2334–2279 до н. э.). Набонид восстановил поврежденную статую из-за своего «благоговения перед богами» и «уважения к царской власти». Таким образом, причина восстановления статуи объясняется не только религиозными факторами, но также интересом к Саргону как царю и уважением к Аккадской империи, первому имперскому периоду древней Месопотамии. После открытия статуи Набонид, похоже, провел другую работу, которая предполагает интерес к Аккадской империи, например, восстановление храма, посвященного Иштар в Аккаде, а также раскопки дворца Нарам-Сина в Аккаде. [ 117 ] Эти раскопки, хотя в основном начинались с реставрации религиозных зданий, также обнаружили археологические артефакты, которые использовались как в политических, так и в научных целях. В отличие от предшествующих нововавилонских царей, которые по большей части молчали об Ассирии, Набонид явно позиционировал себя и вавилонских царей как преемников ассирийских царей, называя их своими «царственными предками», которые правили как вселенские монархи на всей территории Ближнего Востока. Восток. Таким образом, ассоциация с аккадскими царями посредством раскопок могла быть частично политически мотивированной, связывая Нововавилонскую империю не только с Неоассирийской империей, но и со старой Аккадской империей. [ 118 ]

Терракотовый цилиндр Набонида, записывающий реставрационные работы храма Шамаша в Ларсе.

В двух своих известных надписях Набонид принимает традиционный титул старых неоассирийских царей (хотя и опускает титул «царь Ассирии»). [ б ] что резко контрастирует с типично скромными титулами нововавилонских царей. [ 120 ] В своем титуле, использованном в надписи, предназначенной для Харрана (т. е. на территории бывшей Ассирии), после восстановления Эхулхула Набонид использовал следующие титулы: [ 121 ] [ 122 ]

Я Набонид, великий царь, сильный царь, царь Вселенной , царь Вавилона, царь Четырех четвертей , восстановитель Эсагилы и Эзиды, чью судьбу Син и Нингаль определили для этого жребия, пока он был в утробе матери. королевской власти; сын Набу-балацу-икби, мудрого принца, почитателя великих богов, я. [ 121 ] [ 122 ]

Использование типичных ассирийских титулов, таких как «царь Вселенной» и «царь четырех четвертей», а также эпитетов «сильный царь» и «великий царь», возможно, происходит из надписей ассирийских царей, обнаруженных в Харране во время строительные работы в Эхулхуле, и Набонид принял эти титулы как часть своих претензий на наследие Неоассирийской империи. Более примечательно наличие некоторых ассирийских титулов в некоторых надписях, предназначенных для собственно Вавилонии. [ 121 ] Титул «царь Вселенной», например, был включен в титулы Набонида, как показано в надписи в Уре: [ 121 ]

Набонид, царь Вселенной, царь Вавилона, который (восстановил) Энунмах, бит Хилши , посреди Эгишнугал, для своей госпожи Нингаль. [ 121 ]

Существуют также более стандартные вавилонские примеры титула Набонида до восстановления Эхулхула без ассирийских элементов: [ 122 ]

Набонид, царь Вавилона, восстановитель Эсагилы и Эзиды, исполнитель благочестивых дел, сын Набу-балацу-икби, совершенный принц, я. [ 122 ]

Более длинный вариант надписи, описывающей ремонтные работы на стенах Вавилона, гласит: [ 123 ]

Набонид, царь Вавилона, внимательный принц, пастырь, который обеспечивает, тот, кто постоянно внимателен к воле богов, мудрый (и) благочестивый, тот, кто постоянно ищет святыни великих богов, наиболее подобающие воин, творение мудреца богов — бога Мардука — порождение богини Эруа — создателя всех правителей — избранного богом Набу — наследника Эсагила , контролирующего (космическая) гармония — творение бога Ниншику — (всезнающего творца всего) — избранного богом Наннару — повелителя короны, делающего известными астрологические знаки — того, кто каждый день стремится (продемонстрировать) преданность великие боги (и), чьи мысли сосредоточены на обеспечении продовольствием Эсагила и Эзиды , сына Набу-баласу-икби, мудрого принца, - это я. [ 123 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Набонид был последним независимым коренным царем Вавилона. Иностранные правители, в том числе Ахемениды, использовали этот титул еще долго после 539 г. до н. э., а списки вавилонских царей продолжали признавать иностранных правителей вплоть до парфянского периода , спустя столетия после падения Нововавилонской империи. [ 7 ] Кроме того, вавилоняне несколько раз восставали против своих иностранных правителей, коронуя местных царей, чей контроль над городом и частями остальной части Вавилонии во всех случаях длился всего несколько месяцев. Последним таким местным царем-мятежником был Шамаш-Эриба (484 г. до н. э.). [ 8 ] или Нидин-Бел (336/335 до н.э.). [ 9 ]
  2. Некоторые несовременные источники также приписывают Набониду титул «царя Ассирии». В «Молитве Набонида», одном из арамейских текстов в свитках Мертвого моря , Набонид упоминается как «Набонид, царь Ассирии и Вавилона, великий царь». [ 119 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Болье 1989 , с. 231.
  2. ^ Бертен 1891 , с. 50.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Болье 1989 , с. 85.
  4. ^ Перейти обратно: а б Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 3.
  5. ^ Ханиш 2008 , с. 32.
  6. ^ Болье 1989 , с. 1.
  7. ^ Сакс и Уайзман 1954 , с. 209.
  8. ^ Waerzeggers 2018 , с. 12.
  9. ^ Кредитование 2005 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 67.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Уайзман 1991 , с. 243.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Болье 1989 , с. 68.
  13. ^ Перейти обратно: а б Грюнтанер 1949 , с. 409.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Грюнтанер 1949 , с. 410.
  15. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1972 , с. 54.
  16. ^ Догерти 1929 , стр. 16–17.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Уайзман 1991 , с. 244.
  18. ^ Болье 1989 , с. 70.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Болье 1989 , с. 69.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Дэлли 2003 , с. 177.
  21. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 76.
  22. ^ Waerzeggers 2015 , с. 183.
  23. ^ Болье 1989 , стр. 68–69.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 4.
  25. ^ Леви 1945–1946 , с. 406.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Болье 1989 , с. 77.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Чавалас 2000 , с. 164.
  28. ^ Ши 1982 , стр. 137–138.
  29. ^ Грюнтанер 1949 , с. 411.
  30. ^ Дик 2004 , с. 15.
  31. ^ Уайзман 1991 , с. 235.
  32. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 83.
  33. ^ Догерти 1929 , с. 30.
  34. ^ Перейти обратно: а б Болье 2006 , с. 139.
  35. ^ Кредитование 2006 .
  36. ^ Болье 1989 , стр. 87–88.
  37. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 89.
  38. ^ Болье 1989 , с. 90.
  39. ^ Болье 1989 , стр. 90–98.
  40. ^ Болье 1989 , с. 115.
  41. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 116.
  42. ^ Болье 1989 , с. 117.
  43. ^ Болье 1989 , стр. 121–122.
  44. ^ Уайзман 1991 , с. 138.
  45. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 127.
  46. ^ Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 5.
  47. ^ Болье 1989 , с. 107.
  48. ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1972 , с. 56.
  49. ^ Болье 1989 , стр. 108–109.
  50. ^ Болье 1989 , стр. 114–115.
  51. ^ Болье 1989 , стр. 168–169.
  52. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 178.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Уайзман 1991 , с. 248.
  54. ^ Болье 1989 , с. 165.
  55. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уайзман 1991 , с. 247.
  56. ^ Болье 1989 , с. 171.
  57. ^ Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 6.
  58. ^ Болье 1989 , с. 149.
  59. ^ Болье 1989 , с. 172.
  60. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , стр. 174–175.
  61. ^ Болье 1989 , с. 180.
  62. ^ Болье 1989 , с. 181.
  63. ^ Ламберт 1972 , с. 62.
  64. ^ Перейти обратно: а б с Болье 1989 , с. 184.
  65. ^ Болье 1989 , с. 109.
  66. ^ Перейти обратно: а б с д Болье 1989 , с. 43.
  67. ^ Болье 1989 , с. 45.
  68. ^ Болье 1989 , стр. 49–50.
  69. ^ Болье 1989 , стр. 54–55.
  70. ^ Болье 1989 , с. 63.
  71. ^ Болье 1989 , с. 62.
  72. ^ Болье 1989 , стр. 55–59.
  73. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 55.
  74. ^ Болье 1989 , стр. 55–56.
  75. ^ Болье 1989 , стр. 56–57.
  76. ^ Болье 1989 , с. 61.
  77. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 219.
  78. ^ Перейти обратно: а б Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 12.
  79. ^ Ламберт 1972 , с. 61.
  80. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 203.
  81. ^ Болье 1989 , с. 205.
  82. ^ Вайерсхойзер и Новотны 2020 , стр. 11.
  83. ^ Болье 1989 , с. 211.
  84. ^ Болье 1989 , с. 210.
  85. ^ Ламберт 1972 , с. 63.
  86. ^ Болье 1989 , с. 187.
  87. ^ Ламберт 1972 , с. 60.
  88. ^ Болье 1989 , с. 220.
  89. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 221.
  90. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 222.
  91. ^ Болье 1989 , с. 223.
  92. ^ Завадский 2012 , стр. 51.
  93. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 224.
  94. ^ Болье 1989 , с. 229.
  95. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уайзман 1991 , с. 249.
  96. ^ Перейти обратно: а б с д Болье 1989 , с. 230.
  97. ^ Болье 2018 , с. 247.
  98. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1972 , с. 53.
  99. ^ Перейти обратно: а б Вайерсхойзер и Новотны 2020 , стр. 13.
  100. ^ Перейти обратно: а б с д и Болье 1989 , с. 137.
  101. ^ Нильсен 2015 , стр. 55–57.
  102. ^ Перейти обратно: а б Кредитование 1998 .
  103. ^ Перейти обратно: а б Олмстед 1938 , с. 402.
  104. ^ Нильсен 2015 , с. 56.
  105. ^ Сак 1983 , с. 59.
  106. ^ Сак 1983 , с. 62.
  107. ^ Сак 1983 , с. 63.
  108. ^ Перейти обратно: а б Болье 2007 , с. 137.
  109. ^ Болье 2007 , с. 139.
  110. ^ Болье 2007 , стр. 138–140.
  111. ^ Болье 1989 , с. xiii.
  112. ^ Перейти обратно: а б Сильверберг 1997 , с. viii.
  113. ^ Перейти обратно: а б Келли и Томас 2013 , с. 2.
  114. ^ Болье 1989 , с. 138.
  115. ^ Болье 1989 , с. 139.
  116. ^ Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 140.
  117. ^ Алекса Бартельмус и Джон Тейлор. «СБОР И СОЕДИНЕНИЕ ИСТОРИИ: НАБОНИДУС И КАССИТСКОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ Э(УЛ)МАША (ИШТАР)-АННУНЕТУ В СИППАР-АННУНЕТУ». Журнал клинописных исследований, том. 66 , 2014 , стр 111-12 . 113–28.
  118. ^ Болье 1989 , стр. 141–143.
  119. ^ Сак 1983 , с. 64.
  120. ^ Болье 1989 , с. 143.
  121. ^ Перейти обратно: а б с д и Болье 1989 , с. 214.
  122. ^ Перейти обратно: а б с д Догерти 1929 , с. 17.
  123. ^ Перейти обратно: а б Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 53.

Библиография

[ редактировать ]

Веб-источники

[ редактировать ]
Набонид
Нединастическая / Халдейская династия
Родился: ок. 620–615 до н. э.   Умер: после 522 до н. э. (?)
Предшественник Царь Вавилона
556–539 до н.э.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80cd2d5ba6f3618377a24a9fa3f0945c__1720578660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/5c/80cd2d5ba6f3618377a24a9fa3f0945c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nabonidus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)