История науки и техники в Китае
Часть серии о |
История науки и техники в Китае |
---|
Часть серии о |
История Китая |
---|
Древние китайские ученые и инженеры сделали значительные научные инновации, открытия и технологические достижения в различных научных дисциплинах, включая естественные науки , инженерное дело , медицину , военные технологии , математику , геологию и астрономию .
Среди самых ранних изобретений были счеты , солнечные часы и фонарь Конгмин . [ нужна ссылка ] Четыре великих изобретения — компас лет , порох , производство бумаги и книгопечатание — были одними из наиболее важных технологических достижений, известных Европе только к концу Средневековья, 1000 спустя. Династия Тан (618–906 гг. н.э.), в частности, была временем великих инноваций. [ нужна ссылка ] происходил значительный обмен между западными и китайскими открытиями Вплоть до династии Цин .
Иезуитские миссии в Китае в 16 и 17 веках представили западную науку и астрономию, одновременно переживая собственную научную революцию и в то же время возвращая китайские знания в области технологий в Европу. [1] [2] В 19 и 20 веках внедрение западных технологий было основным фактором модернизации Китая. Большая часть ранних западных работ по истории науки в Китае была выполнена Джозефом Нидэмом и его китайским партнером Лу Гвэй-дженом .
Мо Ди и школа имен
Этот раздел может потребовать очистки Википедии , чтобы соответствовать стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: неточное название раздела, куча необоснованных (и неправильных) утверждений, не-RS, включая что-то о Geocities, целые отрывки, написанные павлиньим языком, и т. д. См. страницу обсуждения. ( декабрь 2022 г. ) |
Период Воюющих царств начался 2500 лет назад, во времена изобретения арбалета . [3] Нидэм отмечает, что изобретение арбалета «намного опередило прогресс в области защитных доспехов», что сделало ношение доспехов бесполезным для принцев и герцогов штатов. [4] В это время в Китае также возникло множество зарождающихся школ мысли — « Сотня школ мысли» (諸子百家), разбросанных по многим государствам. Школы служили общинами, которые давали советы правителям этих государств. Мо Ди (墨翟 Мози, 470 г. до н.э. – ок. 391 г. до н.э.) представил концепции, полезные для одного из этих правителей, такие как оборонительные укрепления. Одна из этих концепций, фа (法 принцип или метод). [5] была расширена Школой Имен (名家 Мин цзя , мин =имя), которая положила начало систематическому исследованию логики. Развитие школы логики было прервано поражением династии политических спонсоров мохизма со стороны Цинь и признанием фа скорее законом, чем методом законниками (法家 Фа цзя ) .
Нидхэм далее отмечает, что династия Хань , которая завоевала недолговечную Цинь, осознала необходимость закона Лу Цзя и Шусунь Тонг , как это определяли ученые, а не генералы. [4]
Вы завоевали империю верхом на лошади, но верхом вам никогда не удастся ею управлять.
основанный на даосской Один из новейших давних достижений древних китайцев, философии, - это традиционная китайская медицина , включая иглоукалывание и фитотерапию . Практику иглоукалывания можно проследить еще в I тысячелетии до нашей эры, и некоторые ученые полагают, что есть свидетельства того, что практики, подобные иглоукалыванию, использовались в Евразии в раннем бронзовом веке . [7]
Используя теневые часы и счеты (оба изобретенные на древнем Ближнем Востоке , а затем распространившиеся в Китае), китайцы смогли записывать наблюдения, задокументировав первое зарегистрированное солнечное затмение в 2137 году до нашей эры и сделав первую запись какой-либо группы планет в 500 году до нашей эры. . [8] Однако эти утверждения весьма спорны и основаны на многих предположениях. [9] [10] «Книга шелка» была первым полным атласом комет, написанным ок. 400 г. до н.э. В нем перечислено 29 комет (называемых « несущимися звездами »), появившихся за период около 300 лет, с изображениями комет, описывающими событие, которому соответствовало их появление. [8]
В архитектуре вершина китайской технологии проявилась в Великой Китайской стене при первом китайском императоре Цинь Шихуанди между 220 и 200 годами до нашей эры. Типичная китайская архитектура мало изменилась со времен последующей династии Хань до 19 века. [ нужна ссылка ] Династия Цинь также разработала арбалет, который позже стал основным оружием в Европе. Несколько остатков арбалетов были найдены у солдат Терракотовой армии в гробнице Цинь Шихуанди. [11]
династия Хань
Чжан династии Восточная Хань Ученый и астроном Хэн (78–139 гг. н.э.) изобрел первую вращающуюся армиллярную сферу с приводом от воды (первая армиллярная сфера была изобретена греком Эратосфеном ) и каталогизировал 2500 звезд и более 100 созвездий. В 132 году он изобрел первый сейсмологический детектор , названный « Хоуфэн Дидун И » («Прибор для исследования ветра и сотрясения земли»). [12] Согласно « Истории поздней династии Хань » (25–220 гг. н. э.), этот сейсмограф представлял собой инструмент, похожий на урну, из которого бросался один из восьми шаров, чтобы указать, когда и в каком направлении произошло землетрясение. [12] 13 июня 2005 года китайские сейсмологи заявили, что создали копию инструмента. [12]
Инженер-механик Ма Цзюнь (ок. 200–265 гг. н.э.) был еще одной впечатляющей фигурой из древнего Китая. Ма Цзюнь усовершенствовал конструкцию шелкового ткацкого станка . [13] разработал механические цепные насосы для орошения дворцовых садов, [13] и создал большой и сложный механический кукольный театр для императора Мин Вэй , который приводился в действие большим скрытым водяным колесом . [14] Однако самым впечатляющим изобретением Ма Цзюня была колесница, указывающая на юг , — сложное механическое устройство, действовавшее как механическое компасное транспортное средство. Хотя точный механизм неясен, ученые полагают, что он включал использование дифференциальной передачи для приложения равного крутящего момента к колесам, вращающимся с разной скоростью, - устройство, которое можно найти во всех современных автомобилях . [15]
Штангенциркули были изобретены в Китае почти 2000 лет назад. [ нужна ссылка ] Китайская цивилизация была самой ранней цивилизацией, которая успешно экспериментировала с авиацией , а были воздушный змей и фонарь Kongming (прототип воздушного шара первыми летательными аппаратами ) .
Четыре великих изобретения
« Четыре великих изобретения » ( упрощенный китайский : 四大发明 ; традиционный китайский : 四大發明 ; пиньинь : sì dà fāmíng ) — это компас , порох , производство бумаги и книгопечатание . Первыми были развиты бумага и книгопечатание. Печать была зафиксирована в Китае во времена династии Тан , хотя самые ранние сохранившиеся примеры набивных образцов ткани датируются периодом до 220 года. [16] Определить развитие компаса может быть сложно: магнитное притяжение иглы подтверждается Лоуэн -хэном , составленным между 20 и 100 годами нашей эры. [17] хотя первые бесспорные намагниченные иглы в китайской литературе появляются в 1086 году. [18]
К 300 году нашей эры Гэ Хун, алхимик династии Цзинь , убедительно записал химические реакции, возникающие при совместном нагревании селитры, сосновой смолы и древесного угля, в «Книге Мастера сохранения солидарности» . [19] Еще одно раннее упоминание о порохе, китайская книга ок. 850 г. н. э., указывает: [20]
Некоторые нагревали вместе серу , реальгар и селитру с медом ; возникает дым и пламя, так что их руки и лица обожжены, и даже весь дом, где они работали, сгорел.
Эти четыре открытия оказали огромное влияние на развитие китайской цивилизации и имели далеко идущие глобальные последствия. Порох, например, распространился среди арабов в 13 веке, а затем и в Европе. [21] По словам английского философа Фрэнсиса Бэкона , написавшего в Novum Organum :
Печать, порох и компас: эти три изменили весь облик и положение вещей во всем мире; первый в литературе , второй в военном деле , третий в мореплавании ; откуда последовали бесчисленные изменения, причем настолько, что ни одна империя, ни одна секта, ни одна звезда, кажется, не оказали большей власти и влияния в человеческих делах, чем эти механические открытия.
— [22]
Одним из наиболее важных военных трактатов всей китайской истории был « Хо Лун Цзин», написанный Цзяо Юем в 14 веке. Для порохового оружия в нем оговаривалось использование огненных стрел и ракет , огненных копий и огнестрельного оружия , наземных и морских мин , бомбардировок и пушек , двухступенчатых ракет , а также различных составов пороха, включая «магический порох», «ядовитый порох». и «ослепляющий и горящий порох» (см. его статью).
(990–1051) керамической подвижной печати Что касается изобретения Би Шэном в XI веке , она была дополнена деревянным подвижным шрифтом Ван Чжэня в 1298 году и бронзовым металлическим подвижным шрифтом Хуа Суй в 1490 году.
Научная революция Китая
Среди инженерных достижений раннего Китая были спички , сухие доки двойного действия , поршневой насос , чугун , железный плуг , конский хомут , многотрубная сеялка , тачка , подвесной мост , парашют , природный газ. в качестве топлива — карта рельефа , гребной винт , шлюзовой затвор и фунтовый шлюз . Династия Тан (618–907 гг. н.э.) и династия Сун (960–1279 гг. н.э.), в частности, были периодами великих инноваций. [ нужна ссылка ]
В VII веке книгопечатание было развито в Китае, Корее и Японии , где для печати отдельных страниц использовались изящные деревянные блоки ручной резьбы. [ нужна ссылка ] IX века Алмазная сутра — самый ранний известный печатный документ. [ нужна ссылка ] Подвижный шрифт какое-то время также использовался в Китае, но от него отказались из-за большого количества необходимых символов; только после Иоганна Гутенберга эта техника была заново изобретена в подходящей среде. [ нужна ссылка ]
Помимо пороха, китайцы также разработали улучшенные системы доставки византийского оружия огня греческого Мэн Хо Ю и Пен Хо Ци, впервые использованного в Китае ок. 900. [23] Китайские иллюстрации были более реалистичными, чем в византийских рукописях. [23] а подробные отчеты из 1044 года, рекомендующие его использование на городских стенах и валах, показывают, что латунный контейнер был оснащен горизонтальным насосом и соплом небольшого диаметра. [23] Записи битвы на Янцзы недалеко от Нанкина в 975 году дают представление об опасностях этого оружия, поскольку изменение направления ветра вернуло огонь на силы Сун. [23]
Династия Сун
Династия Сун (960–1279) принесла Китаю новую стабильность после столетия гражданской войны и положила начало новой области модернизации, поощряя экзамены и меритократию . Первый император Сун создал политические институты, которые давали большую свободу слова и мысли, что способствовало росту научного прогресса , экономических реформ и достижений в искусстве и литературе. [24] Торговля процветала как внутри Китая, так и за рубежом, а развитие технологий позволило монетным дворам в Кайфэне и Ханчжоу постепенно увеличивать производство. [24] В 1080 году монетные дворы императора Шэньцзуна выпустили 5 миллиардов монет (примерно 50 на одного гражданина Китая), а первые банкноты были выпущены в 1023 году. [24] Эти монеты были настолько прочными, что их все еще использовали 700 лет спустя, в 18 веке. [24]
В период династии Сун было много известных изобретателей и первых ученых. Государственный деятель Шэнь Го наиболее известен своей книгой, известной как « Очерки бассейна снов» (1088 г. н. э.). В нем он писал об использовании сухого дока для ремонта лодок, навигационном магнитном компасе и открытии концепции истинного севера (с магнитным склонением к Северному полюсу ). Шэнь Го также разработал геологическую теорию формирования земель, или геоморфологию происходило изменение климата , и предположил, что в геологических регионах в течение огромного промежутка времени .
Не менее талантливый государственный деятель Су Сун был наиболее известен своим инженерным проектом астрономическими Башни с часами в Кайфэне в 1088 году нашей эры. Башня с часами приводилась в движение вращающимся водяным колесом и спусковым механизмом. Вершину башни с часами венчала большая бронзовая вращающаяся армиллярная сфера с механическим приводом . также составил « Бэн Цао Ту Цзин» В 1070 году Су Сун вместе с группой ученых («Иллюстрированную фармакопею», оригинальный исходный материал с 1058 по 1061 год нашей эры). Этот фармацевтический трактат охватывал широкий круг других смежных предметов, включая ботанику , зоологию , минералогию и металлургию .
Китайские астрономы были первыми, кто зафиксировал наблюдения сверхновой , первой из которых была SN 185 , зарегистрированная во времена династии Хань . Во времена династии Сун китайские астрономы сделали еще два примечательных наблюдения сверхновых: SN 1006 , самую яркую зарегистрированную сверхновую в истории; и SN 1054 , что сделало Крабовидную туманность первым астрономическим объектом, связанным со взрывом сверхновой. [25]
Археология
В первой половине династии Сун (960–1279 гг.) изучение археологии развивалось из антикварных интересов образованных дворян и их желания возродить использование древних сосудов в государственных ритуалах и церемониях. [26] Это, а также убеждение в том, что древние сосуды были продуктами «мудрецов», а не простых людей, подверглось критике со стороны Шэнь Го, который применил междисциплинарный подход к археологии, включив свои археологические находки в исследования по металлургии, оптике, астрономии, геометрии и древней музыке. . [26] Его современник Оуян Сю (1007–1072) составил аналитический каталог древних натертостей на камне и бронзе, который, по словам Патрисии Б. Эбри, стал пионером идей в ранней эпиграфике и археологии. [27] В соответствии с убеждениями более позднего Леопольда фон Ранке (1795–1886), некоторые дворяне Сун, такие как Чжао Минчэн (1081–1129), поддерживали примат современных археологических находок древних надписей над историческими работами, написанными постфактум, которые они утверждали, что они ненадежны в отношении предыдущих доказательств. [28] Хун Май (1123–1202) использовал древние сосуды эпохи династии Хань, чтобы опровергнуть ошибочные описания сосудов Хань в археологическом каталоге Богуту , составленном во второй половине правления Хуэйцзуна (1100–1125). [28]
Геология и климатология
В дополнение к своим исследованиям в области метеорологии, астрономии и археологии, упомянутым выше, Шэнь Го также выдвигал гипотезы в отношении геологии и климатологии в своих «Очерках бассейна снов» 1088 года, в частности, в своих утверждениях относительно геоморфологии и изменения климата . Шэнь считал, что форма земли со временем менялась из-за постоянной эрозии , поднятия и отложения ила , и привел свои наблюдения за горизонтальными слоями окаменелостей, встроенных в скалу в Тайхане, как доказательство того, что этот район когда-то был местом расположения древнего морского побережья, которое сместился на сотни миль на восток за огромный промежуток времени. [29] [30] [31] Шен также написал, что, поскольку окаменелый бамбук был найден под землей в засушливой северной климатической зоне, где он никогда не рос, климат естественным образом со временем изменился географически. [31] [32]
Химия
До династии Сун китайская медицина классифицировала лекарства по системе Чжэнхэ бэнцао (травы эпохи Чжэнхэ):
- Превосходные лекарства, связанные с бессмертием, использовались для реализации жизненных сил.
- Средние наркотики, обогащающие природу
- Некачественными лекарствами были те, которые использовались для лечения болезней.
Эти ранние формы лекарств изготавливались примитивными методами, обычно из простых сушеных трав или необработанных минералов. Из них были созданы комбинации, известные как «эликсиры бессмертия». Эти ранние магические практики, поддержанные императорскими дворами Цинь Шихуанди (259–210 до н. э.) и императором У (156–87 до н. э.), в конечном итоге привели к первым химическим наблюдениям в древнем Китае. Китайские алхимики искали способы сделать киноварь , золото и другие минералы растворимыми в воде , чтобы их можно было принимать внутрь, например, используя раствор нитрата калия в уксусе. примесь ( хлорида ион Было обнаружено, что солюбилизация киновари происходит только в том случае, если присутствует ). Золото также было растворимым, когда йодат присутствовал в отложениях сырой селитры. [33]
Монгольская передача
Монгольское правление при династии Юань стало свидетелем технического прогресса с экономической точки зрения: первое массовое производство бумажных банкнот было осуществлено Хубилай-ханом в 13 веке. [ нужна ссылка ] Многочисленные контакты между Европой и монголами произошли в 13 веке, особенно через нестабильный франко-монгольский союз . Китайский корпус, опытный в осадной войне, составлял неотъемлемую часть монгольских армий, ведущих кампанию на Западе. В 1259–1260 военный союз франкских рыцарей правителя Антиохии и Богемонда VI его тестя Хетума I с монголами под предводительством Хулагу , в рамках которого они вместе сражались за завоевания мусульманской Сирии , взяв вместе город Алеппо , а затем Дамаск . [34] Вильгельма Рубрука , посла к монголам в 1254–1255 годах, личного друга Роджера Бэкона , также часто называют возможным посредником в передаче ноу-хау пороха между Востоком и Западом. [35] был Часто говорят , что компас представлен магистром тамплиеров Пьером де Монтегю между 1219 и 1223 годами во время одного из его путешествий с целью посещения монголов в Персии . [36]
Китайская и арабская астрономия перемешались под властью монголов. Мусульманские астрономы работали в Китайском астрономическом бюро, созданном Хубилай-ханом, а некоторые китайские астрономы работали также в Персидской обсерватории Марага . [37] До этого, в древние времена, индийские астрономы передавали свои знания китайскому двору. [38]
Теория и гипотеза
Как отмечает Тоби Э. Хафф, досовременная китайская наука развивалась нестабильно без прочной научной теории , в то время как отсутствовал последовательный системный подход по сравнению с современными европейскими работами, такими как « Согласование и несогласованные каноны» из Грациана Болоньи ( фл . 12 век). ). [39] На этот недостаток китайской науки сетовал даже математик Ян Хуэй (1238–1298), который критиковал более ранних математиков, таких как Ли Чуньфэн (602–670), которые довольствовались использованием методов без разработки их теоретического происхождения или принципов, заявляя:
Люди древности меняли названия своих методов от проблемы к проблеме, так что, поскольку не было дано никакого конкретного объяснения, невозможно было определить их теоретическое происхождение или основу.
— [40]
Несмотря на это, китайские мыслители Средневековья выдвинули некоторые гипотезы, соответствующие современным принципам науки. Ян Хуэй предоставил теоретическое доказательство предположения о том, что дополнения к параллелограммам , диаметр которых равен диаметру любого данного параллелограмма, равны друг другу. [40] Сунь Сиконг (1015–1076) выдвинул идею о том, что радуга возникает в результате контакта солнечного света с влагой в воздухе, а Шэнь Го (1031–1095) расширил эту идею, описав атмосферную рефракцию . [41] [42] [43] Шен считал, что солнечные лучи преломляются, прежде чем достигнут поверхности Земли, поэтому внешний вид наблюдаемого Солнца с Земли не соответствует его точному местоположению. [43] Совпадая с астрономическими работами своего коллеги Вэй Пу , Шэнь и Вэй поняли, что старая методика расчета среднего Солнца была неточной по сравнению с видимым Солнцем, поскольку последнее находилось впереди него в ускоренной фазе движения и позади него в отсталая фаза . [44] Шэнь поддержал и расширил убеждения, ранее выдвинутые учеными династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.), такими как Цзин Фан (78–37 г. до н.э.) и Чжан Хэн (78–139 гг. н.э.), о том, что лунное затмение происходит, когда Земля препятствует солнечному свету, идущему навстречу. Луна, солнечное затмение - это препятствие Луне солнечному свету, достигающему Земли, Луна имеет сферическую форму, как шар, а не плоскую, как диск, а лунный свет - это просто солнечный свет, отраженный от поверхности Луны. [45] Шен также объяснил, что празднование полнолуния происходило, когда свет Солнца наклонялся на определенный градус, и что фазы серпа Луны доказывают, что Луна имеет сферическую форму, используя метафору наблюдения за разными углами серебряного шара, брошенного с белым порошком. на одну сторону. [46] [47] Хотя китайцы приняли идею небесных тел сферической формы, концепция сферической Земли (в отличие от плоской Земли ) не была принята в китайской мысли до появления работ итальянского иезуита Маттео Риччи (1552–1610) и китайского астронома Сюя . Гуанци (1562–1633) в начале 17 века. [48]
Фармакология
были отмечены достижения традиционной китайской медицины В средние века . Император Гаозун (годы правления 649–683) из династии Тан (618–907) в 657 году поручил составить научный сборник Материи медики , в котором задокументировано 833 лекарственных вещества, полученных из камней, минералов, металлов, растений, трав, животных, овощей, фруктов, и зерновые культуры. [49] В своей книге «Бэнцао Туцзин» («Иллюстрированная фармакопея») учёный-чиновник Су Сун (1020–1101) не только систематически классифицировал травы и минералы в соответствии с их фармацевтическим применением, но также проявил интерес к зоологии . [50] [51] [52] [53] Например, Су сделал систематические описания видов животных и экологических регионов, в которых они могут быть найдены, таких как пресноводный краб Eriocher sinensis, обнаруженный в реке Хуай , протекающей через Аньхой , на водных путях недалеко от столицы , а также водохранилищ и болот Хэбэя. . [54]
Часовое искусство и часовой механизм
Хотя Bencao Tujing был важной фармацевтической работой того времени, Су Сун, пожалуй, более известен своими работами в области часового дела . В его книге Синьи Сянфаяо (新儀象法要; букв. «Основы нового метода механизации вращения армиллярной сферы и небесного глобуса») задокументирована сложная механика его астрономической башни с часами в Кайфэне . Это включало использование спускового механизма и первого известного в мире цепного привода для приведения в действие вращающейся армиллярной сферы, венчающей верхушку, а также 133 фигурок часового механизма, расположенных на вращающемся колесе, которые отбивали часы ударами в барабаны, звоном гонгов, ударами в колокола и т. д. и держа в руках таблички со специальными объявлениями, появляющимися из открывающихся и закрывающихся оконных ставен. [55] [56] [57] [58] Хотя именно Чжан Хэн применил первую движущую силу к армиллярной сфере с помощью гидравлики в 125 году нашей эры, [59] [60] именно И Син (683–727) в 725 году нашей эры первым применил спусковой механизм к небесному глобусу с водяным приводом и часам с боем. [61] Часолог ранней династии Сун Чжан Сысунь (конец X века) использовал жидкую ртуть в своих астрономических часах, потому что поступали жалобы на то, что зимой вода в резервуарах клепсидры слишком легко замерзает. [62]
Магнетизм и металлургия
Письменный труд Шэнь Го 1088 года содержит также первое письменное описание магнитного стрелочного компаса , первое описание в Китае экспериментов с камерой-обскура , изобретение (990–1051) печатания подвижными шрифтами ремесленником Би Шэном , метода повторения ковка чугуна под холодным дутьем, подобная современному бессемеровскому процессу , и математическая основа сферической тригонометрии , которую позже освоит астроном и инженер Го Шоуцзин (1231–1316). [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] Используя визирную трубку увеличенной ширины для корректировки положения полярной звезды (которая смещалась на протяжении веков), Шен открыл концепцию истинного севера и магнитного склонения к Северному магнитному полюсу , концепцию, которая в годы поможет мореплавателям. прийти. [70] [71]
Помимо метода, аналогичного упомянутому выше бессемеровскому процессу, в средние века в китайской металлургии были и другие заметные достижения. В 11 веке рост металлургической промышленности вызвал обширную вырубку лесов из-за использования древесного угля в процессе плавки. [72] [73] Чтобы решить проблему вырубки лесов, китайцы Сун придумали, как производить кокс из битуминозного угля в качестве заменителя древесного угля. [72] [73] с гидравлическим приводом Хотя о сильфонах для нагрева доменной печи писали со времен изобретения Ду Ши (ум. 38) в I веке нашей эры, первая известная нарисованная и напечатанная иллюстрация их работы находится в книге, написанной в 1313 году. Ван Чжэнь (эт. 1290–1333). [74]
Математика
Цинь Цзюшао (ок. 1202–1261) был первым, кто ввел символ нуля . в китайскую математику [75] вместо нулей использовались пробелы До этого нововведения в системе счетных палочек . [76] Треугольник Паскаля впервые был проиллюстрирован в Китае Ян Хуэем в его книге «Сянцзе Цзючжан Суанфа» (详解九章算法), хотя ранее около 1100 года он был описан Цзя Сянем . [77] Хотя « Введение в вычислительные исследования » (算学启蒙), написанное Чжу Шицзе (фл. XIII век) в 1299 году, не содержало ничего нового в китайской алгебре , оно оказало большое влияние на развитие японской математики . [78]
Алхимия и даосизм
В поисках эликсира жизни и желания создавать золото из различных смесей материалов даосы тесно связались с алхимией . [79] Джозеф Нидэм назвал их занятия протонаучными, а не просто лженаукой . [79] Фэрбенк и Голдман пишут, что тщетные эксперименты китайских алхимиков действительно привели к открытию новых металлических сплавов , видов фарфора и красителей . [79] Однако Натан Сивин не учитывает столь тесную связь между даосизмом и алхимией , которую некоторые китаеведы , заявляя, что алхимия была более распространена в светской сфере и практиковалась мирянами. утверждают [80]
Эксперименты с различными материалами и ингредиентами в Китае в средний период привели к открытию множества мазей, кремов и других смесей практического применения. В арабском труде 9-го века « Китаб аль-Хавасс аль-Кабир» перечислены многочисленные продукты, родом из Китая, в том числе водостойкий и пылеотталкивающий крем или лак для одежды и оружия, китайский лак , лак или крем, защищающий кожу. предметы, полностью огнестойкий цемент для стекла и фарфора, рецепты китайских и индийских чернил , водостойкий крем для шелковой одежды подводных водолазов и крем, специально используемый для полировки зеркал. [81]
Пороховая война
Существенным изменением, которое отличало средневековую войну от войны раннего Нового времени, стало использование в бою порохового оружия. Шелковое знамя X века из Дуньхуана изображает первое художественное изображение огненного копья , прототипа ружья. [82] В военной рукописи Уцзин Цзунъяо 1044 года перечислены первые известные письменные формулы пороха, предназначенные для легких бомб, бросаемых из катапульт или сбрасываемых защитниками за городскими стенами. [83] К 13 веку были разработаны бомбовый снаряд в железной оболочке, ручная пушка , фугас и ракета . [84] [85] Как свидетельствует Хуолунцзин Цзяо Юя и Лю Боуэна , к 14 веку китайцы разработали тяжелую пушку , полые и начиненные порохом взрывающиеся ядра , двухступенчатую ракету с ракетой-носителем , морскую мину и колесный механизм для воспламенения. ряды предохранителей. [86] [87]
Деятельность иезуитов в Китае
Иезуитские китайские миссии XVI и XVII веков познакомили Китай с западной наукой и астрономией, которые тогда переживали собственную революцию. Один современный историк пишет, что при дворах позднего Мин иезуиты «считались впечатляющими, особенно благодаря своим знаниям в области астрономии, составления календарей, математики, гидравлики и географии». [88] , Общество Иисуса По словам Томаса Вудса представило «существенный объем научных знаний и обширный набор умственных инструментов для понимания физической вселенной, включая евклидову геометрию, которая сделала постижимым движение планет». [1] Другой эксперт, которого цитирует Вудс, сказал, что научная революция, принесенная иезуитами, совпала со временем, когда наука в Китае находилась на очень низком уровне:
[Иезуиты] предприняли усилия по переводу западных математических и астрономических работ на китайский язык и пробудили интерес китайских ученых к этим наукам. Они провели обширные астрономические наблюдения и выполнили первые современные картографические работы в Китае. Они также научились ценить научные достижения этой древней культуры и сделали их известными в Европе. Благодаря переписке европейские ученые впервые узнали о китайской науке и культуре.
— [2]
Иоганн Адам Шалль опубликовал «Юань Цзин Шуо, Объяснение телескопа» в 1626 году на латыни и китайском языке. В книге Шаля упоминаются телескопические наблюдения Галилея. [89] [90]
И наоборот, иезуиты были очень активны в передаче китайских знаний в Европу. Работы Конфуция были переведены на европейские языки через ученых-иезуитов, находившихся в Китае. Маттео Риччи начал сообщать о мыслях Конфуция, а отец Просперо Инторчетта опубликовал жизнь и труды Конфуция на латыни в 1687 году. [91] Считается, что такие работы имели большое значение для европейских мыслителей того периода, особенно среди деистов и других философских групп Просвещения , которые были заинтересованы в интеграции системы морали Конфуция в христианство . [92] [93]
Последователи французского физиократа Франсуа Кенэ привычно называли его «Конфуцием Европы», и он лично отождествлял себя с китайским мудрецом. [94] Доктрина и даже название « невмешательства », возможно, были вдохновлены китайской концепцией У Вэй . [95] [96] Однако экономические идеи древней китайской политической мысли в последующие века оказали мало влияния за пределами Китая. [97] Гете Конфуций был известен как « Веймарский ». [98]
Научно-технологический застой
Один вопрос, который был предметом споров среди историков, заключался в том, почему Китай не совершил научную революцию и почему китайские технологии отставали от европейских. Было предложено множество гипотез, от культурных до политических и экономических. Джон К. Фэрбенк , например, утверждал, что китайская политическая система враждебна научному прогрессу. Что касается Нидэма, он писал, что культурные факторы не позволяют традиционным китайским достижениям развиться в то, что можно было бы назвать «наукой». Именно религиозные и философские рамки китайских интеллектуалов лишили их возможности поверить в идеи законов природы:
Дело было не в том, что для китайцев не существовало порядка в природе, а скорее в том, что это не был порядок, установленный разумным личным существом, и, следовательно, не было уверенности в том, что разумные личные существа смогут писать на своих менее земных языках. божественный свод законов, который он установил прежде. Даосы действительно презирали бы такую идею , считая ее слишком наивной для тонкости и сложности Вселенной, какой они ее интуитивно представляли.
— [99]
Другой выдающийся историк науки, Натан Сивин , утверждал, что в 17 веке в Китае действительно произошла научная революция; однако его следует понимать в контексте своего времени и культуры, а не через призму Запада как аналога европейской революции. [100]
Есть также вопросы о философии традиционной китайской медицины, которая, частично заимствованная из даосской философии, отражает классическую китайскую веру в то, что индивидуальный человеческий опыт выражает причинные принципы, действующие в окружающей среде на всех уровнях. Поскольку его теория предшествовала использованию научного метода , она подвергалась различной критике, основанной на научном мышлении. Философ Роберт Тодд Кэрролл , член Общества скептиков , считал иглоукалывание лженаукой , потому что оно «путает метафизические утверждения с эмпирическими утверждениями». [101]
Более поздние историки поставили под сомнение политические и культурные объяснения и уделили больше внимания экономическим причинам. [ нужна ссылка ] Марка Элвина Ловушка равновесия высокого уровня является одним из хорошо известных примеров такого подхода. В нем утверждается, что китайское население было достаточно большим, рабочая сила достаточно дешевой, а производительность сельского хозяйства достаточно высокой, чтобы не требовать механизации: тысячи китайских рабочих были способны быстро выполнять любую необходимую работу. [ нужна ссылка ] Другие события, такие как Хайдзин , Опиумные войны и возникшая в результате ненависть к европейскому влиянию, помешали Китаю осуществить промышленную революцию; копирование прогресса Европы в больших масштабах будет невозможно в течение длительного периода времени. Политическая нестабильность при правлении Цыси (оппозиция и частые колебания между модернистами и консерваторами), республиканские войны (1911–1933), китайско-японская война (1933–1945), коммунистическая/националистическая война (1945–1949), а также более поздняя Культурная революция изолировала Китай в самые критические времена. Кеннет Померанц утверждал, что значительные ресурсы, перевезенные из Нового Света в Европу, сыграли решающую роль в развитии Европы и Китая. [ нужна ссылка ]
В своей книге « Ружья, микробы и сталь » Джаред Даймонд постулирует, что отсутствие географических барьеров на большей части территории Китая (по сути, это широкая равнина с двумя большими судоходными реками и относительно гладкой береговой линией) привело к созданию единого правительства без конкуренции. По прихоти правителя, который не любил новые изобретения, технология могла быть задушена на полвека и более. Напротив, европейские барьеры в виде Пиренеев, Альп и различных защищаемых полуостровов (Дания, Скандинавия, Италия, Греция и т. д.) и островов (Великобритания, Ирландия, Сицилия и т. д.) привели к тому, что меньшие страны находились в постоянной конкуренции друг с другом. другой. Если бы правитель решил игнорировать научные достижения (особенно военные или экономические), его более продвинутые соседи вскоре узурпировали бы его трон. Это объяснение, однако, игнорирует тот факт, что Китай был политически раздроблен в прошлом и, следовательно, не был по своей природе склонен к политическому объединению. [102]
Китайская Республика (1912–1949)
стала Китайская Республика (1912–1949) свидетелем серьезного внедрения современной науки в Китай. Большое количество китайских студентов учились за границей в Японии, Европе и США. Многие вернулись, чтобы помогать преподавать и основать многочисленные школы и университеты. Среди них были многочисленные выдающиеся деятели, в том числе Цай Юаньпэй , Ху Ши , Вэн Вэньхао , Дин Вэньцзян , Фу Сю-нянь и многие другие. В результате в Китае произошел колоссальный рост современной науки. Когда в 1949 году Коммунистическая партия захватила материковую часть Китая, некоторые из этих китайских ученых и учреждений переехали на Тайвань. Туда же переехала и центральная академия наук Academia Sinica .
Китайская Народная Республика
После создания Народной Республики в 1949 году Китай реорганизовал свою научную систему по советскому образцу. Хотя в результате государственной политики, которая привела к голоду во время « Большого скачка» и политическому хаосу во время « Культурной революции» , страна находилась в научном регрессе, научные исследования в области ядерного оружия и запуска спутников по-прежнему имели большой успех. С 1975 года наука и технологии были одной из четырех модернизаций , и их высокоскоростное развитие было объявлено Дэн Сяопином необходимым для всего национального экономического развития . Другие гражданские технологии, такие как сверхпроводимость и высокопроизводительный гибридный рис, привели к новым разработкам благодаря применению науки в промышленности и передаче иностранных технологий .
В марте 1986 года Китай запустил крупномасштабный план развития технологий — « Проект 863» . [103] : 88
Поскольку Китайская Народная Республика становится все более тесно связанной с мировой экономикой , правительство уделяет больше внимания науке и технологиям. Это привело к увеличению финансирования, улучшению научной структуры и выделению большего количества денег на исследования. Эти факторы привели к прогрессу в сельском хозяйстве , медицине , генетике и глобальным изменениям . В 2003 году китайская космическая программа позволила Китаю стать третьей страной, отправившей людей в космос, и поставила цель отправить человека на Марс к 2030 году. В 2000-х и 2010-х годах Китай стал ведущей научной и промышленной державой в более передовых областях, таких как такие как супервычисления , искусственный интеллект , сверхскоростные поезда , аэронавтика , исследования ядерной физики и другие области.
В 2014 году был создан Китайский инвестиционный фонд индустрии интегральных микросхем с целью снизить зависимость от иностранных полупроводниковых компаний. [104] : 274
В 2016 году Китай стал страной с самым высоким уровнем научных достижений, если судить по публикациям. Хотя до этого США были крупнейшим производителем научных исследований, в 2016 году Китай опубликовал 426 000 исследований, а США — 409 000. [105] Однако эти цифры несколько относительны, так как они также зависят от того, как учитывается авторство в международном сотрудничестве (например, учитывается ли одна статья на человека или распределяется ли авторство между авторами). [105]
См. также
- Китайская астрономия
- Китайская математика
- История китайской археологии
- Список китайских открытий
- Список китайских изобретений
- Список изобретений и открытий неолитического Китая
- Военная история Китая
- История каналов в Китае
- Наука и цивилизация в Китае
- Традиционная китайская медицина
- Две бомбы, один спутник
- Энциклопедия Юнлэ
Ссылки
Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б Томас Вудс , Как католическая церковь построила западную цивилизацию (Вашингтон, округ Колумбия: Возрождение, 2005 г.)
- ^ Перейти обратно: а б Агустин Удиас, с. 53.
- ^ Нидхэм, Робинсон и Хуанг 2004 , с. 218.
- ^ Перейти обратно: а б Нидхэм, Робинсон и Хуанг, 2004 , с. 10.
- ^ Нидхэм, 1956, стр. 185.
- ^ Лу Цзя (196 г. до н.э., 前漢書 (Чиэнь Хань Шу) (История бывшей династии Хань) , глава 43, стр. 6b и Тун Цзянь Кан Му (Основное зеркало всеобщей истории), глава 3, стр. 46b ), как указано в Needham, Robinson & Huang 2004 , p. 10.
- ^ «Новые точки акупунктуры воздействуют на черепные нервы рук» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2006 г. Проверено 19 февраля 2007 г. , [1]
- ^ Перейти обратно: а б Древняя китайская астрономия. Архивировано 22 февраля 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Ф. Эспенак. «Солнечные затмения, представляющие исторический интерес» . Архивировано из оригинала 9 марта 2008 г.
- ^ Ф. Р. Стивенсон (1997). Исторические затмения и вращение Земли . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Оружие терракотовой армии.
- ^ Перейти обратно: а б с [электронная почта защищена] . «People's Daily Online – Китай воскрешает самый ранний в мире сейсмограф» . english.people.com.cn .
- ^ Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 39.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 158.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 40.
- ^ Шелаг Вайнкер
- ^ «Магнит притягивает иглу». Ли Шу-хуа, с. 176.
- ^ Ли Шу-хуа, стр. 182f.
- ^ Лян, стр. Приложение C VII.
- ^ Келли, с. 4.
- ^ Келли, с. 22. «Около 1240 года арабы получили знания о селитре («Китайский снег») с Востока, возможно, через Индию. Вскоре после этого они узнали о порохе. Они также узнали о фейерверках («Китайские цветы») и ракетах («Китайские стрелы» )"
- ^ Novum Organum, Книга I, CXXIX - Адаптировано из перевода 1863 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тернбулл, с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с д Специальное рождественское издание «Деньги мира» , Orbis Publishing Ltd, 1998 г.
- ^ Mayall NU (1939), Крабовидная туманность, вероятная сверхновая , Листовки Астрономического общества Тихоокеанского региона, т. 3, с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б Джулиус Томас Фрейзер и Фрэнсис К. Хабер, Время, наука и общество в Китае и на Западе (Амхерст: University of Massachusetts Press , ISBN 0-87023-495-1 , 1986), стр. 227.
- ^ Патрисия Б. Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1999, ISBN 0-521-66991-X ), стр. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Рудольф, Р.К. «Предварительные заметки по сунской археологии», Журнал азиатских исследований (том 22, номер 2, 1963): 169–177.
- ^ Джозеф Нидхэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 603–604, 618.
- ^ Натан Сивин, Наука в Древнем Китае: исследования и размышления. (Брукфилд, Вермонт: VARIORUM, Ashgate Publishing, 1995), Глава III, стр. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Алан Кам-люн Чан , Грегори К. Кланси и Хуэй-Чье Лой, Исторические перспективы восточноазиатской науки, технологий и медицины (Сингапур: Издательство Сингапурского университета, 2002, ISBN 9971-69-259-7 ), стр. 15.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 618.
- ^ Энтони Р. Батлер ; Кристофер Глидуэлл (2008). Селин, Хелейн (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер. п. 89.
- ^ «История крестовых походов», Рене Груссе, с. 581, ISBN 2-262-02569-X
- ^ «Восточные истоки западной цивилизации», Джон М.Хобсон, стр. 186, ISBN 0-521-54724-5
- ^ «Великий мэтр» . templis.free.fr .
- ^ Весел, Жива (15 мая 2004 г.). « Исламская и китайская астрономия при монголах: малоизвестный случай передачи», в: Ивонн Дольд-Самплониус, Джозеф В. Добен, Менсо Фолкертс и Бенно ван Дален, ред., Из Китая в Париж. 2000 лет передачи Математические идеи. Серия: Боэций 46, Штутгарт (Штайнер), 2002, стр. 327–356» . Абстракция Ираника . 25 . doi : 10.4000/abstractairanica.4985 – через Abstractairanica.revues.org.
- ^ «Домой» – через www.nybooks.com.
- ^ Хафф, Тоби Э. (18 августа 2003 г.). Расцвет ранней современной науки: ислам, Китай и Запад (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета . п. 303. дои : 10.1017/cbo9781316257098 . ISBN 978-0-521-82302-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 104.
- ^ Натан Сивин, Наука в Древнем Китае: исследования и размышления. (Брукфилд, Вермонт: VARIORUM, Ashgate Publishing, 1995), Глава III, стр. 24.
- ^ Юн Сик Ким, Естественная философия Чу Си (1130–1200) (DIANE Publishing, 2002, ISBN 0-87169-235-X ), стр. 171.
- ^ Перейти обратно: а б Пол Донг, Главные загадки Китая: паранормальные явления и необъяснимое в Народной Республике (Сан-Франциско: China Books and Periodicals, Inc., 2000, ISBN 0-8351-2676-5 ), стр. 72.
- ^ Натан Сивин, Наука в Древнем Китае: исследования и размышления. (Брукфилд, Вермонт: VARIORUM, Ashgate Publishing, 1995), Глава III, стр. 16–19.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 227 и 414–416.
- ^ «Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 415–416.
- ^ Пол Донг, Главные загадки Китая: паранормальные явления и необъяснимое в Народной Республике (Сан-Франциско: China Books and Periodicals, Inc., 2000, ISBN 0-8351-2676-5 ), стр. 71–72.
- ^ Дайниан Фан и Роберт Сонне Коэн, Китайские исследования в области истории и философии науки и техники (Дордрехт: Kluwer Academic Publishers, 1996, ISBN 0-7923-3463-9 ), стр. 431–432.
- ^ Чарльз Бенн, Золотой век Китая: повседневная жизнь в династии Тан . Издательство Оксфордского университета, 2002 г., ISBN 0-19-517665-0 ), стр. 235.
- ^ У Цзин-нуан, Иллюстрированная китайская Материя Медика . (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2005), стр. 5.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 648–649.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 6, Биология и биологические технологии, Часть 1, Ботаника . (Тайбэй: Caves Books Ltd., 1986), стр. 174–175.
- ^ Шафер, Эдвард Х. «Аурипигмент и реальгар в китайской технологии и традиции», Журнал Американского восточного общества (том 75, номер 2, 1955): 73–89.
- ^ Уэст, Стивен Х. «Реснички, чешуя и щетина: потребление рыбы и моллюсков в восточной столице Северной песни», Гарвардский журнал азиатских исследований (том 47, номер 2, 1987): 595–634.
- ^ Джозеф Нидхэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 2: Машиностроение (Тайбэй: Caves Books, Ltd. 1986), стр. 111, 165 и 445–448.
- ^ Лю, Хэпин. «Водяная мельница» и Императорский покровительство Северной Сун искусству, торговле и науке», The Art Bulletin (том 84, номер 4, 2002 г.): 566–595.
- ^ Тони Фрай, Обзор теории архитектуры: архитектурное проектирование в китайском времени (Сидней: Сиднейский университет, 2001), стр. 10–11.
- ^ Дерк Бодде, Китайская мысль, общество и наука (Гонолулу: Гавайский университет Press, 1991), стр. 140.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 2: Машиностроение (Тайбэй: Caves Books, Ltd. 1986), стр. 30.
- ^ У. Скотт Мортон и Чарльтон М. Льюис, Китай: его история и культура. (Нью-Йорк: McGraw-Hill, Inc., 2005), стр. 70.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 2: Машиностроение (Тайбэй: Caves Books, Ltd. 1986), стр. 470–475.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 2: Машиностроение (Тайбэй: Caves Books, Ltd. 1986), стр. 469–471.
- ^ Сал Рестиво, Математика в обществе и истории: социологические исследования (Дордрехт: Kluwer Academic Publishers, 1992, ISBN 1-4020-0039-1 ), стр. 32.
- ^ Натан Сивин, Наука в Древнем Китае: исследования и размышления. (Брукфилд, Вермонт: VARIORUM, Ashgate Publishing, 1995), Глава III, стр. 21, 27 и 34.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 1, Физика (Тайбэй: Caves Books Ltd., 1986), стр. 98 и 252.
- ^ Сюй, Мэй-лин. «Китайская морская картография: морские карты досовременного Китая», Imago Mundi (том 40, 1988): 96–112.
- ^ Жак Герне, История китайской цивилизации (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1996, ISBN 0-521-49781-7 ), стр. 335.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химическая технология, Часть 1: Бумага и печать (Тайбэй: Caves Books, Ltd, 1986), стр. 201.
- ^ Хартвелл, Роберт (1966). «Рынки, технологии и структура предприятий в развитии черной металлургии Китая одиннадцатого века». Журнал экономической истории . 26 : 29–58. дои : 10.1017/S0022050700061842 . S2CID 154556274 .
- ^ Натан Сивин, Наука в Древнем Китае: исследования и размышления. (Брукфилд, Вермонт: VARIORUM, Ashgate Publishing, 1995), Глава III, стр. 22.
- ^ Питер Мон, Магнетизм в твердом состоянии: Введение (Нью-Йорк: Springer-Verlag Inc., 2003, ISBN 3-540-43183-7 ), стр. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Вагнер, Дональд Б. «Управление черной металлургией в Китае одиннадцатого века», Журнал экономической и социальной истории Востока (том 44, 2001 г.): 175–197.
- ^ Перейти обратно: а б Патрисия Б. Эбри, Энн Уолтхолл и Джеймс Б. Пале, Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история (Бостон: Houghton Mifflin Company, 2006, ISBN 0-618-13384-4 ), стр. 158.
- ^ Джозеф Нидхэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 2, Машиностроение (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 376.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 43.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 62–63.
- ^ Нидхэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 134–137.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с Джон Кинг Фэрбенк и Мерл Голдман, Китай: Новая история (Кембридж: Массачусетс; Лондон: The Belknap Press of Harvard University Press, 2-е изд., 2006 г., ISBN 0-674-01828-1 ), стр. 81.
- ^ Натан Сивин, «Даосизм и наука» в медицине, философии и религии в Древнем Китае. Архивировано 23 июня 2008 г. в Wayback Machine (Variorum, 1995). Проверено 13 августа 2008 г.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химическая технология, Часть 4, Спагирические открытия и изобретения: аппараты, теории и дары (Тайбэй: Caves Books Ltd., 1986), стр. 452.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химические технологии, Часть 7, Военные технологии; Пороховая эпопея (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 220–262.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химические технологии, Часть 7, Военные технологии; Пороховая эпопея (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 70–73 и 117–124.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химические технологии, Часть 7, Военные технологии; Пороховая эпопея (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 173–174, 192, 290 и 477.
- ^ Альфред В. Кросби, Метание огня: технология снарядов в истории (Кембридж: Cambridge University Press, 2002, ISBN 0-521-79158-8 ), стр. 100–103.
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химические технологии, Часть 7, Военные технологии; Пороховая эпопея (Тайбэй: Caves Books, Ltd., 1986), стр. 203–205, 264, 508.
- ^ Джон Норрис, Ранняя пороховая артиллерия: 1300–1600 (Мальборо: The Crowood Press, Ltd., 2003), стр. 11.
- ^ Патрисия Бакли Эбри, с. 212.
- ^ link.springer.com/article/10.107/s 00016-020-00254-0
- ^ wdl.org/en/item/11434/
- ^ «Окна в Китай», Джон Паркер, с. 25.
- ^ «Окна в Китай», Джон Паркер, с. 25, ISBN 0-89073-050-4
- ^ «Восточное происхождение западной цивилизации», Джон Хобсон, с. 194-195, ISBN 0-521-54724-5
- ^ Ротбард, стр. 366.
- ^ Естественные науки, Лондонская школа экономики и политики. «Кафедра экономической истории» (PDF) . lse.ac.uk.
- ^ «Восточные истоки западной цивилизации», Джон М. Хобсон, стр. 196
- ^ Ротбард, стр. 23.
- ^ Хуаньинь, Ян (1993). «Конфуций (Кун Цзы)» (PDF) . Перспективы: Ежеквартальный обзор сравнительного образования . XXIII (1/2): 211–19. дои : 10.1007/bf02195036 . S2CID 147505060 .
- ^ Нидхэм и Ван 1954 , с. 581.
- ^ Сивин, Натан (март 1985 г.). «Почему научная революция не произошла в Китае — или произошла?». Эколог . 5 (1): 39–50. дои : 10.1007/BF02239866 . ISSN 0251-1088 .
- ^ «Лженаука — Словарь скептиков — Skepdic.com» . Skepdic.com .
- ^ Блаут, Джеймс М. (1 июля 1999 г.). «Энвайронментализм и европоцентризм». Географическое обозрение . 89 (3): 391–408. дои : 10.1111/j.1931-0846.1999.tb00225.x . ISSN 0016-7428 .
- ^ Минами, Казуши (2024). Народная дипломатия: как американцы и китайцы изменили американо-китайские отношения во время холодной войны . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN 9781501774157 .
- ^ Чжан, Анджела Хуюэ (2024). High Wire: как Китай регулирует крупные технологические отрасли и управляет своей экономикой . Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/oso/9780197682258.001.0001 . ISBN 9780197682258 .
- ^ Перейти обратно: а б Толлефсон, Джефф (18 января 2018 г.). «Китай объявлен крупнейшим в мире производителем научных статей» . Природа . 553 (7689): 390. Бибкод : 2018Natur.553..390T . дои : 10.1038/d41586-018-00927-4 .
Источники
- Патрисия Бакли Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая . Кембридж, Нью-Йорк и Мельбурн: Издательство Кембриджского университета, 1996. ISBN 0-521-43519-6 .
- Марк Элвин, «Ловушка равновесия высокого уровня: причины упадка изобретений в традиционной китайской текстильной промышленности» в WE Willmott, Economic Organization in Chinese Society (Стэнфорд, Калифорния, Stanford University Press, 1972), стр. 137. –172.
- «Ловушка равновесия высокого уровня» (PDF) . (64,3 КБ)
- Келли, Джек (2004). Порох: алхимия, бомбарды и пиротехника: история взрывчатки, изменившей мир . Основные книги. ISBN 978-0-465-03718-6 .
- Лян, Цземин (2006). Китайская осадная война: механическая артиллерия и осадные орудия древности . Сингапур, Республика Сингапур: Леонг Кит Мэн. ISBN 978-981-05-5380-7 .
- Нидэм, Джозеф ; Ван, Лин (王玲) (1954). Наука и цивилизация в Китае . Том. 1 Вводные указания . Издательство Кембриджского университета.
- Нидэм, Джозеф (1956). Наука и цивилизация в Китае . Том. 2 История научной мысли . п. 697. ИСБН 978-0-521-05800-1 .
- Джозеф Нидэм (1986). Наука и цивилизация в Китае , Том 4, Часть 2 : Машиностроение . Тайбэй: Caves Books Pty. Ltd.
- Нидэм, Джозеф ; Робинсон, Кеннет Г.; Хуан, Джен-Ю (2004). «Наука и цивилизация в Китае» . 7, часть II Общие выводы и размышления . Издательство Кембриджского университета.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Ли Шу-хуа, «Происхождение компаса 11. Магнит и компас», Исида , Том. 45, № 2. (июль 1954 г.)
- Ротбард, Мюррей Н. (2006). Экономическая мысль до Адама Смита: австрийский взгляд на историю экономической мысли . Челтнэм, Великобритания: Эдвард Элгар. ISBN 978-0-945466-48-2 .
- Стивен Тернбулл, Стены Константинополя, 324–1453 гг. н.э. , Osprey Publishing , ISBN 1-84176-759-X
- Агустин Удиас, В поисках небес и земли: история иезуитских обсерваторий (Дордрехт, Нидерланды: Kluwer Academic Publishers, 2003)
- Шелаг Вайнкер в книге Энн Фаррер (редактор), «Пещеры тысячи Будд», 1990, публикации Британского музея, ISBN 0-7141-1447-2
- Сивин, Натан. «Наука и медицина в императорском Китае – состояние дел». Журнал азиатских исследований (1988): 41–90. онлайн
- Сивин, Натан. 2005. «Многомерный подход к исследованиям древней науки». Восточноазиатская наука, технологии и медицина, вып. 23. Временный издатель: 10–25. JSTOR 43150669 .
- Томас Вудс , Как католическая церковь построила западную цивилизацию (Вашингтон, округ Колумбия: Regenery, 2005), ISBN 0-89526-038-7
Внешние ссылки
- Институт истории естествознания Китайской академии наук
- Китайское общество истории науки и техники
- Сеть научно-популярного альянса, Интернет-сообщество Китая
- Китайская ассоциация науки и технологий
- Китайская международная ассоциация содействия развитию науки и технологий (CIAPST)
- Китайская научно-популярная сеть
- Китайский научно-исследовательский институт популяризации науки
- Китайская ассоциация преподавателей детских наук
- Китайский статистический ежегодник по науке и технологиям, 1991–2015 гг.