Jump to content

Лютеранская ортодоксальность

Лютеранская ортодоксальность была эрой в истории лютеранства , которая началась в 1580 году с написания Книги Конкорда и закончилась в эпоху просвещения . Лютеранская ортодоксальность была параллельна аналогичными эпохами в кальвинизме и Tridentine римско-католицизме после контрреформации .

Лютеранская схоластика была богословским методом, который постепенно развивался в эпоху лютеранского православия. Богословы использовали нео-аристотелевскую форму презентации, уже популярную в академических кругах, в своих работах и ​​лекциях. Они определили лютеранскую веру и защищали ее от полемики противостоящих сторон.

Часть серии на
Современная схоластика
Титульный лист религии (1625) от Франциско Суареса .
Фон

Протестантская Реформация
Контрреформация
Аристотелизм
Схоластика
Патристика

Современные схластики

Вторая схластика школы Саламанки
Лютеранская схоластика во время лютеранской православия
Рамизм среди реформированного православия
Метафизические поэты в англиканской церкви

Реакции в христианстве

Иезуиты против янсинизма
Лабадисты против иезуитов
Пиетизм против православных лютеранов
Дальнейшая реформация в голландском кальвинизме
Ричард Хукер против Рамистов

Реакции в философии

Неологи против лютеранов
Спинозисты против голландских кальвинистов
Деисты против англиканства
Джон Локк против епископа -позиционного флота

Мартин Лютер умер в 1546 году, а Филипп Меланхтон в 1560 году. После смерти Лютера произошел период шмалкальдической войны и споры среди крипто-кальвинистов , филиппистов , сакраментов , убиквитарианцев и Гнео-лутеран .

Раннее православие: 1580–1600

[ редактировать ]

Книга Конкорда дала внутреннее единство лютеранству, в котором было много споров, в основном между Гнео-Лютеранами и Филипписами , в римско-католическом внешнем давлении и в предполагаемом « крипто-кальвинистическом » влиянии. Лютеранское богословие стало более стабильным в своих теоретических определениях.

Высокая ортодоксальность: 1600–1685

[ редактировать ]

Лютеранская схоластика развивалась постепенно, особенно с целью рассеяния с иезуитами , и он был наконец создан Иоганном Герхардом (1582–1637). Авраам Каловиус (1612–1686) представляет кульминацию схоластической парадигмы в ортодоксальном лютеранстве. Other orthodox Lutheran theologians include (for example) Martin Chemnitz , Aegidius Hunnius , Leonhard Hutter (1563–1616), Nicolaus Hunnius , Jesper Rasmussen Brochmand , Salomo Glassius , Johann Hülsemann , Johann Conrad Dannhauer , Valerius Herberger , Johannes Andreas Quenstedt , Johann Фридрих Кениг и Иоганн Вильгельм Байер .

Богословское наследие Филиппа Меланхтона снова возникло в школе Гелмстедта и особенно в богословии Георгиуса Каликстуса (1586–1656), что вызвало синкретистический противоречие 1640–1686 гг. Другой богословской проблемой была крипто-ценотическое противоречие [ 1 ] 1619–1627.

Позднее православие: 1685–1730

[ редактировать ]

Позднее православие была разорвана влияниями рационализма и пиетизма . Православия произвела многочисленные пости , которые были важными религиозными показаниями. Наряду с гимнами, они сохранили православную лютеранскую духовность в этот период тяжелого влияния от пиетизма и неологии . Иоганн Герхард , Генрих Мюллер и Кристиан Скривер написали другие виды религиозной литературы. [ 2 ] Последним выдающимся православным лютеранским богословом до Просвещения и неологии был Дэвид Холлац . Более поздний ортодоксальный богослов, Валентин Эрнст Лёшер , принял участие в противоречии против пиетизма . Средневековая мистическая традиция продолжалась в работах Мартина Моллера , Иоганна Арндта и Иоахима Люткеманна . Пиетизм стал соперником православия, но принял некоторую ортодоксальную литературу, такую ​​как литература Арндта, Скривер и Стефана Пратория , которые часто были позже смешаны с пиетистской литературой.

Дэвид Холлац [ 3 ] Комбинированные мистические и учебные элементы. [ 4 ]

Содержание

[ редактировать ]

Схоластические догматики следовали историческому порядку спасительных действий Бога. Первое творение преподавалось, а затем осенью, после чего выкупается и завершено последними вещами. [ 5 ] Этот приказ, как независимая часть лютеранской традиции, не был получен из какого -либо философского метода. За ним последовали не только те, которые используют метод локусов, но и те, которые используют аналитический. [ 6 ] Обычный порядок локусов: [ 5 ]

  1. Священное Писание
  2. Троица (включая христологию и доктрину Святого Духа)
  3. Создание
  4. Провидение
  5. Предопределение
  6. Образ Бога
  7. Падение человека
  8. Грех
  9. Свободная воля
  10. Закон
  11. Евангелие
  12. Покаяние
  13. Вера и оправдание
  14. Хорошие работы
  15. Таинства
  16. Церковь
  17. Три поместья
  18. Последние вещи

Лютеранская схоластика

[ редактировать ]

Высокая схоластика в западном христианстве, нацеленная на исчерпывающее обращение с богословием, дополняя откровение от вычетов разума. Аристотель предоставил правила, в соответствии с которыми они продолжались, и через некоторое время он стал полномочием как для источника, так и для процесса богословия. [ 4 ]

Первоначальный отказ

[ редактировать ]

Лютеранство началось как энергичный протест против схоластики, начиная с Мартина Лютера . [ 4 ] Примерно в то время, когда он стал монахом, Лютер искал гарантии о жизни и был привлечен к богословии и философии, выражая особый интерес к Аристотелю и схоластике Уильям Окхэм и Габриэль Биль . [ 7 ] На него глубоко повлияли два преподавателя, Варфоломея Арнольди фон Использование Инедена и Джодокуса Трутфеттер, которые научили его с подозрением даже относиться даже к величайшим мыслителям, [ 7 ] и проверить все сам по опыту. [ 8 ] Философия оказалась неудовлетворительной, предлагая гарантию об использовании разума , но ни одно из значимости для Лютера, любви Бога. Разум не мог привести людей к Богу, он почувствовал, и у него развились отношения с любовью-ненавистью с Аристотелем из-за акцента последнего на разуме. [ 8 ] Для Лютера разум может быть использована для допроса людей и учреждений, но не Бога. Он полагал , что люди могли узнать о Боге только через божественное откровение , и, следовательно, Писание становилось все более важным для него. [ 8 ]

В частности, Лютер написал 43 и 44 для своего ученика Франца Гюнтера, чтобы публично защищаться в 1517 году в рамках получения степени баккалаурея библейка: [ 9 ]

Не просто неправильно сказать, что без Аристотеля ни один человек не может стать теологом; Напротив, мы должны сказать: он не богослов, который не становится одним без Аристотеля

Мартин Лютер считал, что это «совсем не в соответствии с Новым Заветом, чтобы написать книги о христианской доктрине». Он отметил, что до того, как апостолы написали книги, они «ранее проповедовали и преобразовали людей с физическим голосом, который также был их настоящей работой апостольского и Нового Завета». [ 10 ] Для Лютера было необходимо написать книги, чтобы противостоять всеми лже учителям и ошибкам сегодняшнего дня, но написание книг о христианском обучении пришло по цене. «Но так как стало необходимо писать книги, уже есть большая потеря, и существует неопределенность в отношении того, что означает». [ 11 ] Мартин Лютер преподавал проповедь и читал лекции по книгам Библии экзегетическим образом. Для Лютера Святой Павел был величайшим из всех систематических богословов , а его послание к римлянам было величайшим учебником догматики всех времен. [ 4 ]

Анализ произведений Лютера, однако, показывает зависимость от схоластических различий и способов аргументации даже после того, как он полностью отклонил схоластику. Лютер, кажется, чувствует себя комфортно с использованием таких богословских методов, если содержание богословия нормы писания, хотя его прямые утверждения относительно учебного метода однозначно негативно. [ 12 ]

Локусы Метод

[ редактировать ]

Начало метода локусов

[ редактировать ]
Loci Communes , 1521 Edition

Напротив, Филипп Меланхтон едва начал читать лекции по римлянам, прежде чем он решил сформулировать и организовать определения общих богословских терминов Послания в своих локальных коммунах . [ 13 ]

Процветание метода локусов

[ редактировать ]

Мартин Чемниц , Матиас Хаффенреффер и Леонхард Хаттер Меланхтона просто расширились на локусы . [ 14 ] Однако с Chemnitz преобладал библейский метод. При предложении Меланхтона он прошел курс самостоятельного изучения. Он начал с тщательной работы через Библию на оригинальных языках, а также отвечает на вопросы, которые ранее озадачивали его. Когда он чувствовал себя готовым двигаться дальше, он медленно и осторожно обратил свое внимание на чтение ранних богословов церкви. Затем он обратился к текущим богословским проблемам и еще раз прочитал кропотливо, делая обильные заметки. [ 15 ] Его тенденция заключалась в том, чтобы постоянно поддерживать свои аргументы в отношении того, что сейчас известно как библейское богословие . Он понимал, что библейское откровение является прогрессивным - составление от более ранних книг до более поздних - и изучил свои вспомогательные тексты в их литературных контекстах и ​​исторических условиях. [ 4 ]

Аналитический метод

[ редактировать ]

Правильно говоря, лютеранская схоластика началась в 17 -м веке, когда богословская факультет Виттенберга приняла схоластический метод, чтобы отразить атаки иезуитских богословов второго схоластического периода римско -католицизма. [ 16 ]

Происхождение аналитического метода

[ редактировать ]

Философская школа нео-аристотелия началась среди римских католиков, например, университетов Падуа и Коимбры . Тем не менее, это распространилось на Германию к концу 16 -го века, что приводит к явно протестантской системе метафизики , связанной с гуманизмом . [ 17 ] Эта учебная система метафизики считала, что абстрактные концепции могут объяснить мир в четких, различных терминах. Это повлияло на характер научного метода . [ 18 ]

Якопо Забарелла , естественный философ из Падуи, учил, что можно начать с цели, а затем объяснить способы достижения цели. [ 18 ] Хотя это была научная концепция, которой лютеранцы не чувствовали, что богословие должно следовать, к началу 17 -го века лютеранский богослов Балтасар Ментацер пытался объяснить богословие таким же образом. Начиная с Бога как цели, он объяснил учение о человеке, природу богословия и то, как человек может достичь вечного счастья с Богом. Эта форма презентации, называемая аналитическим методом , заменила метод локусов, используемый Melancthon в его локальных коммунах . Этот метод сделал представление богословия более однородным, поскольку каждый богослов мог представить христианское учение как послание спасения и способ достижения этого спасения. [ 6 ]

Процветание аналитических и синтетических методов

[ редактировать ]

После времени Иоганна Герхарда лютераны потеряли свое отношение к тому, что философия была антагонистична к богословию. [ 19 ] Вместо этого лютеранские догматики использовали силлогистические аргументы и философские термины, распространенные в неотористотелиях того времени, чтобы провести тонкие различия и повысить точность их богословского метода. [ 20 ] Схоластические лютеранские богословы выполняли двойную задачу. Во -первых, они собирали тексты, организовали их, поддержали их аргументами и дали опровержения на основе богословов до них. Во-вторых, они завершили свой процесс, вернувшись к пререформации Scholastics, чтобы собрать дополнительные материалы, которые, по их мнению, также приняли Реформацию. Несмотря на то, что лютеранские схоластические богословы добавили свою собственную критику к схластике до реформации, они все еще оказали важное влияние. В основном эта практика послужила отдельной их богословии от прямого взаимодействия с Писанием. [ 4 ] Тем не менее, их богословие все еще было построено на Писании как авторитет, который не нуждался в внешней проверке. [ 21 ] Их учебный метод был предназначен для того, чтобы служить цели их богословия. [ 22 ] Некоторые догматики предпочитали использовать синтетический метод , в то время как другие использовали аналитический метод , но все они позволили Писанию определить форму и содержание своих утверждений. [ 23 ]

Злоупотребление методами

[ редактировать ]

Некоторые лютеранские схоластические богословы, например, Иоганн Герхард , [ 24 ] использовал экзегетическое богословие наряду с лютеранской схоластикой. Однако в Калове даже в его удалении преобладает его использование аналитического метода [ 25 ] С Иоганном Фридрихом Кенигом и его учеником Йоханнесом Андреасом Кенстедтом , [ 26 ] Схоластическое лютеранское богословие достигло своего зенита. [ 4 ] Однако лютеранский ученый 20 -го века Роберт Пруус придерживался мнения, что Кениг перешел за борт с учебным методом, перегружая свою небольшую книгу «Theologia positiva acroamatica» с различиями аристотелевства. [ 20 ] Он отметил, что схоластический метод был по своей природе загружен ошибками. В частности, догматики иногда устанавливали причины и следствия без подходящих связей. Когда догматики заставили загадки веры вписаться в строгие отношения и следствия, они создали «серьезные несоответствия». [ 20 ] Кроме того, иногда они делали ненормальные или необоснованные выводы из писаний своих оппонентов, которые не только были непродуктивными, но и нанесли ущерб их собственной причине больше, чем у их соперников. [ 20 ] Более поздние православные догматики имели тенденцию иметь огромное количество искусственных различий. [ 6 ]

Достоинства методов

[ редактировать ]

С другой стороны, лютеранский схоластический метод, хотя и часто утомительный и сложный, сумел в значительной степени избежать неопределенности и ошибки двусмысленности . В результате их сочинения понятны и склонны к искажению только теми, кто полностью против их богословия. [ 20 ] Использование схоластической философии также сделало лютеранское православие более интеллектуально строгим. Богословские вопросы могут быть решены в чистом порезе, даже в научном, манере. Использование философии дало православным лютеранским богословам лучшие инструменты для передачи их традиции, чем в противном случае. Стоит также отметить, что только после того, как неототелевские философские методы были прекращены, ортодоксальный лютеранство стало критиковать как строгий нехристианский формализм. [ 6 ]

Различие между учебным богословием и методом

[ редактировать ]

Термин «схоластика» используется для обозначения как учебного богословия , которая возникла во время пререформационной церкви, так и методологию, связанной с ней. В то время как лютераны отвергают богословие схластики, некоторые принимают свой метод. [ 4 ] Генри Эйстер Джейкобс пишет о схоластическом методе:

Метод является применением наиболее строгих приборов логики к формулированию и анализу богословских определений. Метод как таковой не может быть порочным, так как звуковая логика всегда должна держать в пределах своих границ. Это стало ложным, когда логика, как наука, которая связана только с естественным, и с сверхъестественным, только поскольку она была принесена откровением, в сфере естественного задержания, предпринимает не только тест сверхъестественное, но для определения всех его отношений. [ 4 ]

Поклонение и духовность

[ редактировать ]

Конгрегации сохранили полные массовые ритуалы в своем обычном поклонении, как предполагает Лютер. В своем Hauptgottesdienst (главном службе поклонения) святое причастие в каждом воскресенье отмечалось и фестиваль. Традиционные части обслуживания были сохранены, и иногда даже ладан . использовался [ 27 ] Услуги проводились на местном языке, но в Германии латыни также присутствовали как в обычных , так и в правильных частях службы. Это помогло студентам сохранить их знакомство с языком. [ 28 ] Еще во времена Иоганна Себастьяна Баха церкви в Лейпциге все еще слышали полифонические мотеты на латыни, латинские глории , скандировали латинские , и веры в латыни. [ 29 ]

Церковная музыка процветала, и эта эпоха считается «золотым веком» лютеранского гимноди . [ 30 ] Некоторые из них включают в себя Филипп Николай , Иоганн Хеерманн , Иоганн фон Рист и Бенджамин Шмольк в Германии, Хэкин Спегель в Швеции, Томас Хансен Кинг в Дании, Петтер, который в Норвегии, Халгримур Петтурссон в Исландии и Хемминки Маскаленен в Финландии. Самым известным ортодоксальным лютеранским гимнрантором является Пол Герхардт . Видимые церковные музыканты и композиторы включают Майкла Педаториуса , Мелхиора Вулпиуса , Иоганна Германа Шейна , Генриха Шюца , Иоганна Крюгера , Диатериха Букстехуде и Баха. [ 31 ] [ 32 ] Как правило, 17 -й век был более сложным временем, чем более ранний период Реформации , отчасти из -за тридцатилетней войны . Финляндия перенесла сильный В 1696-1697 годах голод в рамках того, что сейчас называется маленьким ледниковым периодом , и почти треть населения погибли. [ 33 ] Эта борьба за выживание часто можно увидеть в гимнах и религиозных трудах.

Эра лютеранской ортодоксальности не очень известна, и она очень часто рассматривалась только через взгляд на либеральное богословие и пиетизм и, таким образом, недооценивается. Широкий разрыв между богословием православия и рационализмом иногда ограничивал более поздние богословские нео-лютеранские и конфессиональные лютеранские попытки понять и восстановить лютеранскую православие.

Совсем недавно ряд социальных историков, а также исторических богословов вывели лютеранское православие на передний план их исследования. Эти ученые расширили понимание лютеранской православия, включив такие темы, как проповедь и катехизис, религиозная литература, популярное благочестие, религиозный ритуал, музыка и гимнодия, а также проблемы культурных и политических историков. [ 34 ]

Можно сказать, что наиболее значимыми богословами ортодоксальности являются Мартин Чемниц и Иоганн Герхард . Лютеранская ортодоксальность также может быть отражена в таких правителях, как Эрнст I, герцог Сакс-Кубург-Альтенбург и Густав Адольф Швеции .

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Лютеранское богословие после 1580 года в христианской циклопедии
  2. ^ "Без названия документа" . Архивировано с оригинала 2015-09-24 . Получено 2015-03-05 .
  3. ^ Для выбора богословия Холлаца см. В экзамене, глава 1, Prolegomena, Вопрос 18. (Google Books)
  4. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Джейкобс, Генри Эйстер . « Схоластика в Лут. Церковь ." Лютеранская циклопедия. Нью -Йорк: Скрибнер, 1899. С. 434–5.
  5. ^ Jump up to: а беременный Hasgugglami, она, веселая богослов . транзит Luund, Gen, L. St. Луи: Концентра, 1968. 302
  6. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Hasgugglami, она, веселая богослов . транзит Luund, Gen, L. St. Луи: Концентра, 1968. 301.
  7. ^ Jump up to: а беременный Марти, Мартин . Мартин Лютер . Викинг Пингвин, 2004, с. 5
  8. ^ Jump up to: а беременный в Марти, Мартин . Мартин Лютер . Викинг Пингвин, 2004, с. 6
  9. ^ Лютер, Том в Hartmann Pigs, Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трубнер. 1913, стр. 313
  10. ^ Цитаты, найденные в WA 10 I, I, p. 625, 15 и далее. взят из Morphologie des Luthertums [формирование лютеранства] (Мюнхен: Ч. Чак, Верлагсбуххандлунг, 1931–32): Том 1: Теология Ун и Уэлтаншаунг Дес Лутертумс Хаптсахлих IM 16. Ун. В основном в 16 и 17 -м Столетия]: Перевод Уолтера А. Хансена: Вернер Элерт, Структура лютеранства: богословие и философия жизни лютеранства, особенно в шестнадцатом и семнадцатом веках, Уолтер Р. Хансен, (Сент -Луис: CPH, 1962). п. 188
  11. ^ Wa 10 я, я, с. 627, взято из Morphologie des Luthertums [формирование лютеранства], (Мюнхен: Ch Beck'sche Verlagsbuchhandlung, 1931–32): том 1: Theologie und Weltanschauung des Luthertums Hauptsächlich Im 16. Und 17. лютеранство в основном в 16 и 17 -м Столетия]: Перевод Уолтера А. Хансена: Вернер Элерт, Структура лютеранства: богословие и философия жизни лютеранства, особенно в шестнадцатом и семнадцатом веках, Уолтер Р. Хансен, (Сент -Луис: CPH, 1962). п. 188
  12. ^ Bagchi, DVN (2006). «Sic et non: Лютер и схоластика». В Trueman, Карл Р .; Кларк, Р. Скотт (ред.). Протестантская схоластика: очерки в переоценке . Юджин, или: WIPF и Stock. С. 3–15. ISBN  978-0853648536 .
  13. ^ Для дальнейшего расследования см. В контурах локальных коммун (Google Books) и выбор из работы: «По каким причинам следует делать хорошие работы?» (Google Books)
  14. ^ Для примера этого из Chemnitz см. В этой главе о Alaricived Archived 2009-02-26 на Machine от его локусовых богослов .
  15. ^ Martin Chemnitii Единое описание жизни. В дополнение к тем, кто для Брауншвейга, Epitaphiis [представление Мартина Хемница Описание жизни {Автобиография}. Вместе с эпитафами, построенными ему в Брауншвейге] . 1719. Перевод на английский как автобиография Мартина Хемниц . Аль Гребнер, транс. Богословский квартал , вып. 3, нет.
  16. ^ Thorluck, A. Дух лютеранских богословов Виттенберга в течение 17 -го века , Гамбург и Гота, 1852, с. 55. Как цитируется в Preus, Роберт. Вдохновение Писания: изучение богословия лютеранских догматиков 17 -го века . Лондон: Оливер и Бойд, 1957.
  17. ^ Хеймггл, Шет, Хитри богословия . транзит Luund, Gen, L. St. Луи: Концентра, 1968. 299
  18. ^ Jump up to: а беременный Hasgugglami, она, веселая богослов . транзит Luund, Gen, L. St. Луи: Концентра, 1968. 300.
  19. ^ Gass, W., Geschichte der Protestantischen Dogmatik, I, 206ff. Как цитируется в Preus, Роберт. Вдохновение Писания: изучение богословия лютеранских догматиков 17 -го века . Лондон: Оливер и Бойд, 1957.
  20. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Preus, Роберт. Вдохновение Писания: изучение богословия лютеранских догматиков 17 -го века . Лондон: Оливер и Бойд, 1957.
  21. ^ Kahnis, Карл Фридрих Август , Die Lutherische Dogmatik, Leipzig, 1874, I, 21. Как цитируется в Preus, Robert. Вдохновение Писания: изучение богословия лютеранских догматиков 17 -го века . Лондон: Оливер и Бойд, 1957.
  22. ^ Wundt, Maximilian., Die Deutsche Schulmetaphysik des 17. Jahrhunderts , Tübingen, 1939, p. 110. Как цитируется в Preus, Роберт. Вдохновение Писания: изучение богословия лютеранских догматиков 17 -го века . Лондон: Оливер и Бойд, 1957.
  23. ^ Кирн, Отто. Grundriss der Evangelischen Dogmatik , Leipzip, 1905, p. 3 Как цитируется в Preus, Роберт. Вдохновение Писания: изучение богословия лютеранских догматиков 17 -го века . Лондон: Оливер и Бойд, 1957.
  24. Для нескольких выборов богословия Герхарда, местной богословской книги. 1. Введение 31 и местная богословская книга 1, 2: природа Бога, гл. 4, 59. (Google Books)
  25. ^ Hägglund, Bengt, История богословия . транс. Lund, Gene, L. St. Louis: Concordia, 1968. с. 301. Примеры догматического метода Калова см. В этих выборах из догматики Шмида.
  26. ^ Для нескольких выборов богословия Quenstedt, см. Didactico-Polemica Часть 1, глава 1, раздел 2, и Вопрос 3 богословский
  27. ^ Геш. дюймовый ЭВ -церковь в Германии , с. 300 Рудольф Рочолл
  28. ^ Поклонение и литургия в 17 веке архивировали 2006-03-17 на The Wayback Machine лютеранскую музыку, доступ к 7 ноября 2006 г.
  29. ^ 16-го века Поклонение и литургия в архивировании 2006-03-17 в The Wayback Machine лютеранскую музыку, доступ к 7 ноября 2006 г.
  30. ^ Гимноди, христианский архив 2005-04-26 в The Wayback Machine , статья в христианской циклопедии
  31. ^ Композиторы 17-го века Архивировали 2006-03-17 на The Wayback Machine лютеранскую музыку, доступ к 7 ноября 2006 г.
  32. ^ Композиторы лютеранской музыки 18 -го века, доступ к 7 ноября 2006 г.
  33. ^ История Финляндии. Финляндия хронология архив 2011-04-27 в The Wayback Machine , Фаган, Брайан М. (2001-12-24). Маленький ледниковый период: как климат вошел в историю, 1300-1850 . Основные книги. ISBN  0-465-02272-3 .
  34. ^ Халворсон, Майкл Дж. (2010). Генрих Хешусий и конфессиональная полемика в ранней лютеранской православии . Фарнхэм, Англия: Ашгейт издательство. С. 18–20. ISBN  978-0-7546-6470-3 Полем OCLC   1011233712 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a44589df8c72212a5f2c9e1e19a3883__1718411160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/83/6a44589df8c72212a5f2c9e1e19a3883.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lutheran orthodoxy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)