Тот, кто позволяет доброму Господу править , BWV 93
Тот, кто позволяет доброму Господу править | |
---|---|
БВВ 93 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() Георг Ноймарк , автор гимна | |
Повод | Пятое воскресенье после Троицы |
Хорал | Тот, кто позволяет доброму Господу править |
Выполненный | 9 июля 1724 г Лейпциг .: |
Движения | Семь |
Вокал | Хор SATB и соло |
Инструментальный |
|
Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату « Кто только позволяет милому Богу править, [ 1 ] BWV 93 в Лейпциге в пятое воскресенье после Троицы и впервые исполнил его 9 июля 1724 года. Это часть его цикла хоральных кантат , второго цикла кантат, который он начал после того, как был назначен Томаскантором в 1723 году.
Кантата основана на семи строфах гимна Wer nur denlieben Gott läßt walten Георга Ноймарка , опубликованного в 1657 году. Первая и последняя строфы хорала использовались для внешних частей кантаты, а неизвестный либреттист перефразировал внутренние строфы гимна в текст пяти других частей. За первой частью, хоральной фантазией , следует последовательность арий, чередующихся с речитативами , ведущих к четырехчастному заключительному хоралу с дуэтом в центре.
Кантата написана для четырех солистов — сопрано , альта , тенора и баса , четырехголосного хора и барочного ансамбля из двух гобоев , двух скрипок , альта , виолы да гамба и бассо континуо .
История
[ редактировать ]Бах сочинил Хоральную кантату в 1724 году как часть своего второго годового цикла на пятое воскресенье после Троицы . только континуо-части первых четырех частей От первого исполнения сохранились . Рукописи полной ноты относятся к другому исполнению примерно в 1732/1733 году, поэтому неизвестно, имела ли кантата такую же структуру с самого начала. [ 2 ]
Предписанные чтения для воскресенья были из Первого послания Петра «Святите Господа Бога в сердцах ваших» ( 1 Петра 3:8–15 ) и из Евангелия от Луки , Петра великого улова ( Лк. 5). :1–11 . Текст кантаты основан на хорале из семи строф Георга Ноймарка , написанном в 1641 году и опубликованном в 1657 году в. Fortgepflantzter Musikalisch-Poetischer Lustwald . [ 3 ] Хорал в целом связан с предписанными чтениями. Конкретная отсылка к Евангелию проявляется в речитативном добавлении части 5. Слова хорала остаются неизменными в частях 1, 4 и 7 в симметричном расположении. Изменения в остальных частях — дело рук неизвестного поэта. Во 2-й и 5-й частях он сохранил исходные слова, но расширил их речитативами, в 3-й и 6-й частях он преобразовал идеи хорала в арии . [ 2 ]
Эту хоральную кантату не следует путать с хоральной прелюдией одноименной BWV 642 . Эта прелюдия к хоралу , находящаяся в сборнике Orgelbüchlein , также была основана на гимне Георга Ноймарка. [ 4 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Кантата в семи частях партитурирована для четырёх солистов — сопрано , альта , тенора и баса — четырёхголосного хора , двух гобоев , двух скрипок , альта , виолы да гамба и бассо континуо . [ 2 ]
- Припев: Тот, кто позволит доброму Господу править
- Речитатив (+ хорал, бас): Как помогают нам тяжелые заботы?
- Ария (тенор): Просто помолчи немного.
- Дуэтная ария (сопрано, альт): Он знает правильные часы радости
- Речитатив (+ хорал, тенор): Не думай в разгар скорби.
- Ария (сопрано): Я хочу посмотреть на господина.
- Хорал: Пойте, молись и ходите путями Божьими.
Музыка
[ редактировать ]В центральном дуэте скрипки и альты исполняют мелодию хорала. [ 5 ] Позже Бах аранжировал эту часть для органа как один из хоралов Шюблера , BWV 647. [ 6 ]
Вступительный припев представляет собой концерт, состоящий из трех элементов: оркестра, в котором доминируют два гобоя, играющего вступление и ритурнели , cantusfirmus в сопрано и других голосов, которые начинают каждую из трех частей и продолжают петь в длинном финале. ноты cantus Firmus, сопрано и альта в начале первой части, тенора и баса во второй, всех четырех голосов в последней части.
Части 2 и 5 составлены аналогично, с чередованием слегка орнаментированных линий хорала с речитативом.
В первой арии Бах использует мотив, превращающий начало хоральной мелодии в мажор, выражающий доверие к Богу. Кантата завершается четырехголосной постановкой хорала. [ 2 ] [ 7 ]
Записи
[ редактировать ]- И.С. Бах: Кантаты BWV 93 и BWV 131 , Ганс Тамм , Виндсбахер Кнабенчор , Consortium Musicum, Тереза Жилис-Гара , Ингеборг Русс , Петер Шрайер , Франц Красс , EMI Electrola 1966
- Кантаты Баха Том 3 – Вознесение, Троица, Троица , Карл Рихтер , Мюнхенский хор Баха , Мюнхенский оркестр Баха , Эдит Матис , Анна Рейнольдс , Петер Шрайер , Дитрих Фишер-Дискау , архивное производство 1975 г.
- Кантата Баха Том 14 , Хельмут Риллинг , Гахингер Канторей , Коллегия Баха Штутгарт , Арлин Огир , Энн Мюррей , Адальберт Краус , Вальтер Хельдвейн , Хансслер 1979
- И.С. Бах: Das Kantatawerk - Священные кантаты Том 5 , Николаус Харнонкур , Тельцер Кнабенчор , Concentus Musicus Wien , солист Tölzer Knabenchor, Пауль Эссвуд , Курт Эквилуз , Рууд ван дер Меер , Тельдек 1979
- И.С. Бах: Кантаты О вечный огонь, о зарождение любви BWV 34; Любой, кто позволяет только доброму Господу управлять BWV 93; То, что делает Бог, то хорошо сделано BWV 100 , Карл-Фридрих Берингер , Виндсбахер Кнабенчор , Consortium Musicum, Сюзанна Винтер , Ребекка Мартин , Маркус Шефер , Себастьян Блут , Rondeau Production 1999
- И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 21 , Тон Купман , Амстердамский барочный оркестр и хор , Дебора Йорк , Франциска Готвальд , Пол Агнью , Клаус Мертенс , Антуан Маршан 2000
- И.С. Бах: Кантаты на полный литургический год Том. 5 , Сигисвальд Куйкен , La Petite Bande , Сири Торнхилл , Петра Носкайова , Кристоф Генц , Ян ван дер Краббен , Accent 2005
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деллал, Памела . «BWV 93 – «Тот, кто позволит доброму Господу править» » . ЭммануэльМузыка . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дюрр, Альфред ; Джонс, Ричард Д.П. (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Издательство Оксфордского университета . стр. 425–429. ISBN 978-0-19-929776-4 .
- ^ «Кто господь добрый править / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха. 2008 год . Проверено 29 июня 2011 г.
- ^ Уильямс, Питер. Органная музыка Дж. С. Баха , стр. 311–312 (Издательство Кембриджского университета, 2003).
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Тот, кто позволит доброму Господу править» . Сайт кантат Баха. 2009 . Проверено 29 июня 2011 г.
- ^ Смит, Крейг . «Кантата Баха, ноты BWV 93» . Эммануэль Музыка . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ Минчем, Джулиан (2010). «Глава 7 BWV 93 Тот, кто оставляет всю власть Богу» . jsbachcantatas.com . Проверено 24 августа 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тот, кто позволяет доброму Господу править, BWV 93 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Тот, кто позволит доброму Господу управлять BWV 93; BC A 104 / Хоральная кантата (5-е воскресенье после Троицы) Бах Digital
- Кантата BWV 93 Кто только позволяет Господу управлять историей, озвучивание, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография, обсуждение, Веб-сайт кантат Баха
- BWV 93 «Кто позволит доброму Господу править» английский перевод, Университет Вермонта
- BWV 93 «Тот, кто позволяет доброму Господу править» текст, подсчет очков, Университет Альберты
- Гардинер, Джон Элиот (2008). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 24, 71, 88, 93, 131, 177 и 185 (Кантаты, том 3) (примечания для СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 11 августа 2018 г.
- Люк Дан: BWV 93.7 bach-chorales.com