История Ирландии (400–795)
История Ирландии |
---|
Портал Ирландии |
Раннесредневековая история Ирландии , часто называемая раннехристианской Ирландией , охватывает V-VIII вв., от постепенного выхода из протоисторического периода ( надписи огама на примитивном ирландском языке , упоминания в греко-римской этнографии ) до начала Эпоха викингов . Этот период включает в себя хиберно-шотландскую миссию христианизированной Великобритании Ирландии в регионы языческой и распространение ирландского культурного влияния на континентальную Европу . [1]
Обзор
[ редактировать ]Раннехристианская Ирландия возникла после того, как страна вышла из загадочного снижения численности населения и уровня жизни, которое, как показывают археологические данные, продолжалось с ок. 100–300 гг. н.э. В этот период, названный Ирландским темным веком» « Томасом Чарльзом-Эдвардсом , население было полностью сельским и рассредоточенным, с небольшими кольцевыми крепостями, которые были крупнейшими центрами человеческой деятельности. Известно около 40 000 из них, хотя их могло быть до 50 000. [2] и «археологи согласны с тем, что большая часть из них представляет собой фермы зажиточных слоев раннесредневековой Ирландии». Обычно это цокольные этажи : подземные ходы и камеры, в которых можно спрятаться или сбежать. [3] Вполне вероятно, что набеги на Великобританию в поисках рабов и другой добычи дали важный импульс развитию почти полностью аграрной экономики. Загоны на берегу озера, называемые кранногами, продолжали использоваться и, похоже, особенно ассоциировались с ремеслами. [4]
Старое мнение о том, что раннее средневековое ирландское земледелие было сосредоточено на животноводстве, было опровергнуто исследованиями пыльцы и другими доказательствами, и теперь ясно, что выращивание зерновых культур становилось все более важным примерно с 200 года нашей эры, причем ячмень и овес были более важными культурами, чем рожь , пшеница и другие. [5] Скот очень ценился, а угон скота составлял значительную часть военных действий, поэтому скот нуждался в постоянном присутствии пастуха в светлое время суток, а на ночь его помещали в загон. К концу периода самые большие стада, вероятно, принадлежали монастырям. Как правило, мягкие ирландские зимы, по-видимому, означали, что их никогда не помещали зимой в крытые убежища, хотя молодые телята могли проводить некоторое время в птичнике. [6] В начале периода произошла очень значительная вырубка лесов, так что к 9 веку большие участки леса стали редкими, а местная сосна обыкновенная вырубилась почти до полного исчезновения; большие территории болот . средневековым ирландцам было труднее повлиять на [7]
, начали формироваться небольшие города К 800 году вокруг некоторых крупных монастырей, таких как Трим и Лисмор , и в них проживали некоторые короли, но основания викингами более крупных городов еще не произошло. В остальном короли жили в крепостях, больших размеров, чем обычно, но в целом похожих; однако среди членов королевской семьи было гораздо больше владения такими предметами роскоши, как сложные кельтские броши . [8] Последняя часть периода была пиком ирландского вклада в островное искусство , чьи сохранившиеся произведения включают иллюминированные рукописи , наиболее известную Келлскую книгу , броши, которые носили духовенство, а также знать, резные каменные высокие кресты и другие отдельные остатки металлических изделий, такие как клады Дерринафлан и Арда .
Ранняя христианская история
[ редактировать ]Записанная история Ирландии начинается с появления христианства и латинской грамотности, начиная с V века или, возможно, немного раньше. По сравнению с соседними островными обществами, раннехристианская Ирландия хорошо документирована, по крайней мере, для более поздних периодов, но эти источники нелегко интерпретировать. Многие вопросы остаются без ответа, и изучение раннехристианской Ирландии продолжает порождать новые теории и новые открытия. С конца XIX века, когда такие ученые, как Куно Мейер и Уитли Стоукс, стали применять все более строгий подход к изучению письменных источников, из письменных материалов было извлечено много новой информации. Новые области, такие как палеоботаника , внесли свой вклад в дебаты, а объем археологических свидетельств увеличился.
Церковная история
[ редактировать ]Первым достоверным историческим событием в истории Ирландии, записанным в « Хрониках процветания Аквитании» , является рукоположение Папой Селестиной I Палладиуса . в качестве первого епископа ирландских христиан в 431 году, что показывает, что в Ирландии уже жили христиане Проспер говорит в своей книге «Contra Collatorem» , что этим актом Селестина «сделала варварский остров христианским», хотя ясно, что христианизация острова была более длительным и постепенным процессом. Миссия Святого Патрика традиционно датируется примерно тем же временем - самая ранняя дата его прибытия в Ирландию в ирландских анналах - 432 год, - хотя собственные сочинения Патрика не содержат ничего, что можно было бы точно датировать. [9] Вполне вероятно, что деятельность Палладия происходила на юге Ирландии, возможно, связанная с Кашелом , тогда как деятельность Патрика была позже, на севере, и была связана с Армой .
К началу VI века в церкви образовались отдельные епархии, в которых епископы были высшими церковными деятелями, но страна все еще была преимущественно языческой. Верховные короли Ирландии продолжали языческие обычаи до правления Диармайта мак Сербайла ок. 558 г., традиционно первый христианский верховный король. Монашеское движение, возглавляемое аббатом, зародилось в середине VI века, и к 700 году Ирландия стала, по крайней мере, номинально, христианской страной, а церковь стала полностью частью ирландского общества. Статус священнослужителей регулировался светским законом, и многие ведущие священнослужители происходили из аристократических ирландских семей. Монастыри в 8 веке даже воевали друг с другом. [10]
С VII века ирландские церковники, такие как Колумбан и Колумба, действовали в Галлии , Шотландии и англосаксонской Англии . Смешение ирландского, пиктского , англосаксонского и даже византийского стилей создало островной стиль искусства, представленный Линдисфарнским Евангелием и Келлской книгой . Репутация Ирландии в области науки была такова, что многие ученые приезжали из Великобритании и континентальной Европы, чтобы учиться в ирландских школах.
Политическая история
[ редактировать ]Эоин МакНил определил «самый старый достоверный факт в политической истории Ирландии» как существование в поздней предыстории пентархии, вероятно, состоящей из койседы или «пятых» Улайда ( Ольстер), Коннахты (Коннахт), Лайгина ( Ленстер), Муму ( Мюнстер ) и Миде (Мит), хотя в некоторых источниках Миде не учитывается и разделяется Муму на две части. [11] Однако на заре истории этой пентархии уже не существовало. Возникновение новых династий, особенно Уи Нейла на севере и в Мидлендсе и Эоганахты на юго-западе, изменило политический ландшафт. Уи Нейл, или их родительская группа Коннахта, в IV или V веках сократили бывшую пятую часть Улайдов до графств Даун и Антрим , основав подчиненное королевство Аиргалла в центре и королевство Уи Нейл в Айлехе на западе. старой провинции. Ранние ирландские анналы также показывают регулярные войны между Уи Нейлами и Лайгинами в центральных графствах, когда Уи Нейл завоевывали вплоть до границы Килдэр / Оффали и претендовали на королевский сан Тары , что начало концептуализироваться как Верховное королевство Ирландии. . Это привело к новому разделению страны на две половины: Лет Куинн , «половина Конна» в честь Конна Ста Битв , предполагаемого предка Уи Нейла и Коннахты, на севере, и Лет Мога , «половина Муга», после Муг Нуадат , предполагаемый предок Эоганахты, на юге. Династическая пропаганда утверждала, что это традиционное разделение, восходящее ко II веку, но, вероятно, оно возникло в VIII веке, на пике власти Уи Нейла. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Флехнер и Мидер 2016 , стр. 231–241.
- ^ Из Кронина , стр. 550.
- ^ Из Кронина , стр. 237–249, с 550 (цитируется) по 553.
- ^ Из Кронина , стр. 257–259.
- ^ Из Кронина , стр. 264–265, 559–536.
- ^ Из Кронина , с. 549.
- ^ Из Кронина , стр. 568–573.
- ^ Из Кронина , стр. 550–553.
- ^ Даибхи О Кроинин, Раннесредневековая Ирландия 400–1200 , Longman, 1995, стр. 1, 14–40
- ^ Кэтлин Хьюз, «Церковь в ирландском обществе, 400–800», в Dáíbhí Ó Cróinín (ред.), Новая история Ирландии, том 1: Доисторическая и ранняя Ирландия , Oxford University Press, 2005, стр. 301–330
- ^ Эоин МакНил, Фазы ирландской истории , Дублин, 1920, стр. 98–132.
- ^ Из Кронина , стр. 182–234.
Библиография
[ редактировать ]- Флехнер, Рой; Медер, Свен, ред. (2016). Ирландцы в раннесредневековой Европе: идентичность, культура и религия . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9781137430595 .
- Грин, Элис Стопфорд (1925). История ирландского государства до 1014 года . Лондон: Макмиллан.
- Скин, Уильям (1889). Кельтская Шотландия — История древнего Альбана. Том. III . Эдинбург: Дэвид Дуглас.
- Фостер, РФ, изд. (1989). Оксфордская иллюстрированная история Ирландии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-822970-4 .
- Нил, Кеннет (1979). Ирландский народ. Иллюстрированная история . Дублин: Гилл и Макмиллан. ISBN 0-7171-0915-1 .
- О Кронин, Дайви , изд. (2008). Новая история Ирландии: доисторическая и ранняя Ирландия . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-922665-8 .
- Даунхэм, Клэр (2017). Средневековая Ирландия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107651654 .
- О'Коррен, Доннача (1972). Ирландия до норманнов. История Ирландии Гилла . Дублин: Гилл и Макмиллан. ISBN 0-7171-0559-8 .