Дата
Санаи Газневи | |
---|---|
![]() Сокращенная версия Хадика аль-хакика Санаи, созданная в Каджаре, Иран , датированная 3 мая 1806 года. | |
Родное имя | Санаи Газневи |
Рожденный | 1080 Газни , империя Газневидов |
Умер | 1131/1141 [ 1 ] Газни , империя Газневидов |
Занятие | Персидская литература |
Жанр | Суфийская поэзия , Литература мудрости |
Известные работы | Обнесенный стеной сад истины |
Из серии статей о: |
Дата ( 473 – 545 гг. хиджры) |
---|
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Хаким Абул-Маджд Маджуд ибн Адам Санаи Газнави ( персидский : Хаким Абул-Маджд Маджуд ибн Адам Санаи Газнави ), более известный как Санаи , был персидским поэтом из Газни . Он прожил свою жизнь в империи Газневидов , которая сейчас расположена в Афганистане . Он родился в 1080 году и умер между 1131 и 1141 годами. [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Санаи был персом [ 3 ] [ 4 ] Мусульманин-суннит . [ 4 ] Он был связан с двором Газневида Бахрам -шаха, правившего в 1117–1157 гг. [ 5 ]
Работает
[ редактировать ]Он написал огромное количество мистических стихов, из которых «Обнесенный стеной Сад Истины» или « Хадикат аль-Хакика» (حدیقه الحقیقه و شریعه الطریقه) является его главным произведением и первым персидским мистическим эпосом суфизма. Посвященное Бахрам Шаху произведение выражает идеи поэта о Боге, любви, философии и разуме. [ 6 ]
На протяжении почти 900 лет «Сад истины, окруженный стеной», неизменно читался как классика и использовался в качестве суфийского учебника. По словам майора Т. Стивенсона: «Слава Санаи всегда основывалась на его «Хадике» ; это самая известная и, безусловно, самая почитаемая на Востоке из его работ; именно благодаря этой работе он образует одну из великой тройки суфийских учителей — Санаи, Аттар , Джалалуддин Руми ». Санаи учил, что похоть, жадность и эмоциональное возбуждение стоят между человечеством и божественным знанием, которое было единственной истинной реальностью ( Хакк ). Любовь ( Ишк ) и общественное сознание являются для него основой религии; человечество спит, живя в пустынном мире. Для Санаи общей религией были только привычки и ритуалы.
Поэзия Санаи оказала огромное влияние на персидскую литературу . Он считается первым поэтом, который использовал касыду (оду), газель (лирику) и маснави (рифмованное двустишие) для выражения философских, мистических и этических идей суфизма .
Влияние и наследие
[ редактировать ]Поэтическое влияние
[ редактировать ]Руми признал Санаи и Аттара своими двумя великими вдохновителями, сказав: « Аттар — это душа, а Санаи — его два глаза. Я пришел после Санаи и Аттара». Обнесенный стеной Сад Истины также послужил образцом для Низами » «Махзан аль-Асрар («Сокровищница тайн»). [ 7 ]
Современные культурные отсылки
[ редактировать ]В конце фильма Форма воды» « Гильермо дель Торо 2017 года есть отсылка к поэзии Хакима Санаи . В финальной сцене фильма рассказчик читает несколько стихов без указания авторства, хотя в титрах фильма есть отсылка к «Адаптированным произведениям Хакима Санаи». Исследуя Библиотеки Конгресса блог «С места кошачьей птицы» , Питер Арменти подтвердил с помощью читателей блога Catbird , что стихотворение, произнесенное в конце «Формы воды», является адаптацией дель Торо перевода Прии Хеменуэй оригинального стихотворения Хакима Санаи. Перевод Хеменвея появляется в «Книге всего: Путешествие сердечного желания: Обнесенный стеной сад истины Хакима Санаи» (2002). [ 8 ]
Котировки
[ редактировать ]- Поэзия Санаи подчеркивает возможность «пробуждения»;
Пока человечество остается всего лишь багажом в мире
Его понесет, как в лодке, спящей.
Что они могут видеть во сне?
Какая тут может быть настоящая заслуга или наказание?
Кто не знает своей души, как сможет он узнать душу другого? и тот, кто знает только руки и ноги, как сможет познать Божество? Пророки не способны понять этот вопрос; почему ты по глупости утверждаешь, что делаешь это? Когда ты представишь доказательство этого предмета, тогда ты познаешь чистую сущность веры; иначе что общего между верой и тобой? лучше бы тебе молчать и не говорить глупостей. Учёные все говорят вздор; ибо истинная религия не выткана у ног каждого. [ 9 ]
Его средство для этого пробуждения — предание себя Богу, его поэзию называют «основным ароматом пути любви». Он наносит удар по человеческому лицемерию и глупости; [ 10 ]
- Другие беспечны, — будь мудр и на этом пути умолчи язык свой. Условие, возлагаемое на такого человека, состоит в том, что он должен получать всю пищу и питье от Создателя, а не от причин. Иди, терпи лишения, если хочешь, чтобы тебя лелеяли; а если нет, довольствуйтесь дорогой в ад. Никто никогда не достиг своей цели, не претерпев трудностей. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Список персидских поэтов и авторов
- Персидская литература
- Руми
- Низами Гянджеви
- Аттар Нишапура
- Известные исследователи Санаи:
Примечания
[ редактировать ]- ^ CE Босворт, Поздние Газневиды , (Columbia University Press, 1977), 108.
- ^ CE Босворт, Поздние Газневиды , 108.
- ^ Брюйн, JTP де (1997). «Санаи» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Без вещей . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- ^ Jump up to: а б Эдвард Дж. Браун , Литературная история Персии с древнейших времен до Фирдаша , 543 стр., Adamant Media Corporation, 2002, ISBN 978-1-4021-6045-5 , ISBN 978-1-4021-6045-5 (см. стр. 437)
- ^ Гулам Аббас Далал, Этика в персидской поэзии . (Abhinav Publications, 1995), 95.
- ^ "Санаи." Британская энциклопедия. 2008. Британская энциклопедия Интернет. 15 июля 2008 г. < http://www.britanica.com/EBchecked/topic/521711/Sanai >.
- ^ JTP Де Брюйн (15 декабря 2002 г.). «ХАДИКАТ АЛЬ-ХАКИКА ВА ШАРИАТ АЛЬ-ТАРИКА» . Ираника . Проверено 6 сентября 2010 г.
"«Хадикат аль-Хакика» — не только одно из первых в длинной череде персидских дидактических манави, но и одно из самых популярных произведений такого рода, о чем свидетельствует большое количество копий, сделанных на протяжении веков. О его огромном влиянии на персидскую литературу свидетельствуют многочисленные цитаты из стихотворения, встречающиеся как в мистических, так и в светских произведениях. Его взяли за образец несколько других поэтов, в том числе Незами, Аттар, Руми, Авхади и Джами.
- ^ «Кто написал стихотворение в конце «Формы воды»? | С места кошачьей птицы: поэзия и литература в Библиотеке Конгресса» . blogs.loc.gov . Арменти, Питер. 09.03.2018 . Проверено 21 июля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Источник: Из: Закрытый сад истины, отредактированный и переведенный Дж. Стивенсоном в 1910 году.
- ^ Ошо, Unio Mystica , Том 1, Глава 1, Международный фонд Раджниша.
- ^ Источник: Из: Закрытый сад истины, отредактированный и переведенный Дж. Стивенсоном в 1910 году.
Ссылки
[ редактировать ]- «Хадикат аль-Хакика ва Шариат ат-Тарика» в энциклопедии Ираника JTP Де Брюйна [1]
- Э.Г. Браун. Литературная история Персии . (Четыре тома, 2256 страниц и двадцать пять лет написания). 1998. ISBN 0-7007-0406-X
- Ян Рыпка, История иранской литературы . Издательство Рейдель. 1968 год OCLC 460598 . ISBN 90-277-0143-1
- Бо Утас, Персидская суфийская поэма: словарь и терминология . Серия монографий Скандинавского института азиатских исследований, Curzon Press, 1977. ОСЛК 4705360
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Санай на персидском оригинале
- Тысяча лет персидского рубаята: антология катренов с десятого по двадцатый век вместе с оригинальным персидским произведением Резы Сабери (мягкая обложка - ноябрь 2000 г.)
- Диван и Хаким Санаи Газневи - Предисловие и исследование Рахи Муайри. Кахкашанская библиотека. Мешхед, Иран.
- Санаи, Д.Л. Пендлбери [Транс] (1974) Обнесенный стеной Сад Истины - в сокращении (Лондон: Octagon Press)
- Английский перевод частей Хадика
- Первая книга Хадикату'л-Хакикат, переведенная на английский язык, доступна на archive.org.