Старый режим
Древний режим |
---|
Структура |
История Франции |
---|
Темы |
Хронология |
Портал Франции |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм во Франции |
---|
режим Древний ( / ˌ ɒ̃ s j æ̃ r eɪ ˈ ʒ iː m / ; Французский: [ɑ̃sjɛ̃ ʁeʒim] ; горит. « старое правило » ) — политическая и социальная система Королевства Франции , которую Французская революция . опрокинула [1] путем отмены в 1790 г. феодального строя французского дворянства [2] а в 1792 году — казнь короля и провозглашение республики . [3] «Ancien Régime» теперь является распространенной метафорой, обозначающей «систему или режим, который больше не преобладает». [4] [а]
Административные и социальные структуры старого режима во Франции развивались на протяжении многих лет государственного строительства, законодательных актов (таких как Постановление Виллер-Котре ) и внутренних конфликтов. Попыткам династии Валуа реформировать и восстановить контроль над разрозненными политическими центрами страны препятствовали религиозные войны 1562–1598 годов. [5] Во время династии Бурбонов большая часть правления Генриха IV ( годы правления 1589–1610 ) и Людовика XIII ( годы правления 1610–1643 ), а также первые годы правления Людовика XIV ( годы правления 1643–1715 ) были сосредоточены на административной централизации. Несмотря на идею « абсолютной монархии » (прообразом которой является право короля издавать приказы посредством Letters de Cachet ) и усилия по созданию централизованного государства, старый режим Франции оставался страной системных нарушений: административных, юридических, судебных и церковных разделений и прерогативы часто пересекались, французское дворянство изо всех сил пыталось сохранить свое влияние в местной судебной системе и государственных органах власти, в то время как Фронда и другие крупные внутренние конфликты яростно оспаривали дополнительную централизацию.
Стремление к централизации напрямую связано с вопросами королевских финансов и способности вести войну. Внутренние конфликты и династические кризисы XVI и XVII веков между католиками и протестантами, внутренний семейный конфликт Габсбургов и территориальная экспансия Франции в 17 веке — все это требовало больших сумм, которые нужно было собрать за счет налогов, таких как земельный налог ( taille ) и налог на соль ( gabelle ), а также пожертвованиями людей и службами дворянства.
Одним из ключей к централизации была замена систем личного патронажа , организованных вокруг короля и других дворян, институциональными системами, построенными вокруг государства. [6] Назначения интендантов , представителей королевской власти в провинциях, сильно подорвали местный контроль со стороны региональных дворян. То же самое можно сказать и о большем доверии, которое королевский двор оказывал дворянам в мантиях в качестве судей и королевских советников. Создание региональных парламентов преследовало ту же первоначальную цель - облегчить введение королевской власти на вновь ассимилированных территориях, но по мере того, как парламенты обретали уверенность в себе, они начали становиться источниками разобщенности.
Происхождение термина
[ редактировать ]К концу 1789 года термин Ancien Régime широко использовался во Франции журналистами и законодателями для обозначения институтов французской жизни до революции. [7] Впервые оно появилось в печати на английском языке в 1794 году (через два года после провозглашения Первой Французской Республики ) и первоначально носило уничижительный характер. Саймон Шама заметил, что «практически как только этот термин был придуман, «старый режим» автоматически был отягощен ассоциациями как традиционализма, так и старения. Он породил общество, настолько пропитанное анахронизмами, что только шок огромного насилия мог освободить живых Институционально вялый, экономически неподвижный, культурно атрофированный и социально расслоенный, этот «старый режим» был неспособен к самомодернизации». [8]
Внешняя политика
[ редактировать ]Девятилетняя война: 1688–1697 гг.
[ редактировать ]Девятилетняя война (1688–1697 гг.) между Францией и коалицией Австрии и Священной Римской империи, Голландской республики, Испании, Англии и Савойи велась в континентальной Европе и прилегающих морях, а также в Ирландии, Северной Америке и Индия. Это была первая по-настоящему глобальная война . [9]
Людовик XIV вышел из франко-голландской войны в 1678 году как самый могущественный монарх Европы и абсолютный правитель, одержавший многочисленные военные победы. Используя сочетание агрессии, аннексии и квазилегальных средств, он приступил к расширению своих завоеваний для стабилизации и укрепления границ Франции, кульминацией чего стала короткая Война воссоединений (1683–1684). Заключенное в результате Ратисбонское перемирие гарантировало новые границы Франции на 20 лет, но последующие действия Людовика XIV, особенно его отмена Нантского эдикта в 1685 году, привели к ухудшению его военного и политического господства. Решение Людовика XIV пересечь Рейн в сентябре 1688 года было направлено на расширение его влияния и оказание давления на Священную Римскую империю , чтобы она признала его территориальные и династические претензии, но Леопольд I и немецкие принцы решили сопротивляться, и Генеральные штаты и Вильгельм III привели голландцы и англичане вступили в войну против Франции. Людовик XIV столкнулся с мощной коалицией, стремившейся ограничить его амбиции.
Основные бои развернулись вокруг границ Франции в Испанских Нидерландах , Рейнской области , герцогстве Савойском и Каталонии . Боевые действия в целом были выгодны армиям Людовика XIV, но к 1696 году Франция оказалась в тисках экономического кризиса. Морские державы (Англия и Голландская Республика) также были истощены в финансовом отношении, и когда Савойя вышла из альянса, все стороны стремились к урегулированию конфликта путем переговоров. По условиям Рисвикского договора (1697 г.) Людовик XIV сохранял за собой весь Эльзас , но был вынужден вернуть Лотарингию ее правителю и отказаться от любых завоеваний на правом берегу Рейна. Кроме того, Людовик XIV признал Вильгельма III законным королем Англии, а голландцы приобрели систему барьерных крепостей в испанских Нидерландах, чтобы обеспечить безопасность своих границ. Однако, когда больной и бездетный Карл II Испанский приближался к своему концу, новый конфликт по поводу наследства Испанской империи вскоре втянул Людовика XIV и Большой Альянс в последнюю войну: Война за испанское наследство .
Война за испанское наследство: 1701–1713 гг.
[ редактировать ]Помимо своей родины, Испания имела ряд крупных активов. Он контролировал важные территории в Европе и Новом Свете. Американские колонии Испании производили огромное количество серебра, которое каждые несколько лет доставлялось в Испанию конвоями.
У Испании также было много слабых мест. В его внутренней экономике было мало бизнеса, промышленности и передовых ремесел, и она была бедной. Испании пришлось импортировать практически все свое оружие, а ее большая армия была плохо обучена и плохо оснащена. У Испании был небольшой флот, поскольку мореплавание не имело большого значения для элиты. Местные и региональные органы власти и местная знать контролировали большую часть процесса принятия решений. Центральное правительство было довольно слабым, с посредственной бюрократией и немногими способными лидерами. Король Карл II правил с 1665 по 1700 год, но имел очень слабое физическое и психическое здоровье. [10]
Поскольку у короля Карла II не было детей, вопрос о том, кто унаследует испанский престол, спровоцировал крупную войну. Обосновавшаяся в Вене семья Габсбургов, к которой принадлежал Карл II, предложила своего кандидата на престол. [11] Однако Бурбоны, правящая семья Франции, инстинктивно выступали против расширения власти Габсбургов в Европе и имели своего собственного кандидата : Филиппа , внука могущественного Людовика XIV. Это было противостояние двух разных стилей. [12] : старого режима французский и испанский стиль против стиля Габсбургов.
Серебро Испании и ее неспособность защитить свои активы сделали его весьма заметной целью для амбициозных европейцев. На протяжении нескольких поколений англичане планировали захватить испанский флот с сокровищами — подвиг, который был совершен только один раз: в 1628 году голландцем Питом Хейном . Тем не менее английские моряки серьезно использовали возможности каперства и торговли в испанских колониях. [13]
Приближаясь к своей смерти, Карл II завещал свой трон кандидату Бурбонов, будущему Филиппу V Испанскому. Дед Филиппа, Людовик XIV, горячо поддержал этот выбор и предпринял односторонние агрессивные шаги, чтобы защитить жизнеспособность новых владений своей семьи, такие как перемещение французской армии в испанские Нидерланды и обеспечение эксклюзивных торговых прав для французов в Испанской Америке . [14] Однако быстро сформировалась коалиция врагов, выступавшая против быстрого расширения французской мощи, и с 1701 по 1714 год разразилась крупная европейская война. [15]
Для врагов Франции мысль о том, что Франция получит огромную силу, захватив Испанию и все ее европейские и заморские владения, была анафемой. Более того, перспектива захвата испанских территорий в Новом Свете оказалась весьма привлекательной. Враги Франции сформировали Большой союз во главе с Леопольдом I из Священной Римской империи , в который входили Пруссия и большинство других немецких государств, Голландская республика, Португалия , Савойя (в Италии ) и Англия . Противостоящим альянсом в основном были Франция и Испания, но также входили несколько более мелких немецких принцев и герцогов в Италии. В Нидерландах происходили обширные боевые действия, но масштабы войны снова изменились, когда умерли император Леопольд и его сын и преемник Иосиф. В результате эрцгерцог Карл, второй сын Леопольда, младший брат Иосифа , стал кандидатом Альянса на пост короля Испании и императора Священной Римской империи. [16]
Поскольку такой союз Испании и Священной Римской империи был бы слишком сильным в глазах союзников Карла VI, большинство союзников быстро заключили сепаратный мир с Францией. После еще одного года бесплодной кампании Карл VI сделал то же самое и отказался от своего желания стать королем Испании.
1713 года Утрехтский договор разрешил все эти проблемы. Франция отказалась от Ньюфаундленда и Новой Шотландии. Внук Людовика XIV стал королем Испании Филиппом V и сохранил все свои заморские колонии, но отказался от каких-либо прав на французский престол. Испания потеряла свои европейские владения за пределами самой родины. [17]
Бывшие члены альянса также извлекли выгоду из войны. Голландцы сохранили свою независимость перед лицом французской агрессии. Габсбурги захватили территории к северу от Австрии и Италии, включая испанские Нидерланды и Неаполь. Однако наибольшую выгоду от войны получила Великобритания , поскольку в дополнение к обширным внеевропейским территориальным завоеваниям за счет Испании и Франции она установила дополнительные сдерживающие факторы для французской экспансии внутри континента, умеренно усиливая своих европейских союзников. [14]
Мирная пауза: 1715–1740 гг.
[ редактировать ]Четверть века после Утрехтского договора прошли мирно, без крупных войн. Главные державы истощили себя в войне и понесли множество смертей, ветеранов-инвалидов, разрушенный флот, высокие пенсионные расходы, большие кредиты и высокие налоги. В 1683 году косвенные налоги принесли 118 миллионов ливров, но к 1714 году эти доходы упали всего до 46 миллионов ливров. [18]
Людовик XIV с его рвением к войне исчез, и его заменил маленький болезненный ребенок, последний выживший из династии Бурбонов. Эта смерть могла ввергнуть Францию в новый раунд войны. Людовик XV дожил до 1770-х годов. Главным лицом, принимающим решения во внешней политике Франции, был кардинал Флёри , который признавал необходимость восстановления Франции и поэтому проводил мирную политику.
Во Франции была плохо продуманная налоговая система, в которой большую часть денег оставляли откупщики, а казна всегда была нехваткой. Банковская система в Париже была неразвитой, и казначейство было вынуждено брать займы под очень высокие проценты. Финансовая система Лондона оказалась поразительно компетентной в финансировании не только британской армии, но и ее союзников. Королева Анна умерла, а ее преемник, король Георг I, был ганноверцем, который перенес свой двор в Лондон, но так и не научился бегло говорить по-английски и окружил себя немецкими советниками. Большую часть своего времени и внимания они уделяли ганноверским делам. Ему тоже угрожал нестабильный трон, поскольку претенденты Стюарты, которых долгое время поддерживал Людовик XIV, неоднократно угрожали вторжением через Ирландию или Шотландию и имели значительную внутреннюю поддержку со стороны фракции Тори. Однако сэр Роберт Уолпол был доминирующим лицом, принимающим решения с 1722 по 1740 год, в роли, которую позже назовут премьер-министром. Уолпол решительно отверг милитаристские варианты и продвигал мирную программу, с которой согласился Флёри, и две державы сформировали союз.
Могущество Голландской республики значительно уменьшилось, и поэтому она согласилась с британской идеей мира. В Вене императоры Габсбургов Священной Римской империи спорили с новым королем Испании из династии Бурбонов Филиппом V из-за контроля Габсбургов над большей частью Италии, но отношения с Францией не были драматичными. [19]
Провинции и административные единицы
[ редактировать ]Территориальная экспансия
[ редактировать ]В середине 15 века Франция была меньше, чем сегодня. [20] [б] и многочисленные приграничные провинции (такие как Руссильон , Сердань , Конфлан , Валлеспир , Капсир , Кале , Беарн , Наварра , графство Фуа , Фландрия , Артуа , Лотарингия , Эльзас , Труа-Эвеше , Франш-Конте , Савойя , Бресс , Бюже , Жекс). , Ницца Прованс ) были автономны или , Дофине и Бретань принадлежали Священной Римской империи , Короне Арагона или Королевству Наварры ; существовали также иностранные анклавы, такие как Комтат Венайссен .
Кроме того, некоторые провинции Франции якобы были личными феодальными владениями знатных семей. Примечательно, что Бурбонне , Форе и Овернь принадлежали Дому Бурбонов до тех пор, пока провинции не были насильственно интегрированы в королевские владения в 1527 году после падения Карла III, герцога Бурбонского .
С конца 15 века до конца 17 века и снова в 1760-х годах территория Франции значительно расширилась, и она попыталась лучше интегрировать свои провинции в административное целое.
Французские приобретения с 1461 по 1768 год.
[ редактировать ]- при Людовике XI - Прованс (1482 г.), Дофине (1461 г., под контролем Франции с 1349 г.)
- при Людовике XII – Милан (1500 г., потерян в 1521 г.), Неаполь (1500 г., потерян в 1504 г.)
- при Франциске I - Бретань (1532 г.)
- при Генрихе II — де-факто Труа-Евеше ( Мец , Туль , Верден ) (1552), Кале (1559)
- при Генрихе IV - графство Фуа (1607 г.)
- при Людовике XIII – Беарн и Наварра (1620 г., под контролем Франции с 1589 г. как часть Генриха IV ) владений
- при Людовике XIV
- Вестфальский договор (1648 г.) - города Декаполь в Эльзасе и де-юре Труа-Евеше
- Пиренейский договор (1659 г.) — Артуа , Северная Каталония ( Руссильон , Сердань )
- Неймегенский договор (1678–1679 гг.) – Франш-Конте , Фландрия
- Рисвикский договор (1697 г.) - Эльзас и Страсбург
- при Людовике XV – Лотарингия (1766 г.), Корсика (1768 г.)
Администрация
[ редактировать ]Несмотря на усилия королей по централизации, Франция оставалась лоскутным одеялом местных привилегий и исторических различий. Произвольная власть абсолютной монархии во многом ограничивалась историческими и региональными особенностями. [21] Административные (включая налогообложение), юридические ( парламент ), судебные и церковные подразделения и прерогативы часто пересекались (например, французские епископства и епархии редко совпадали с административными подразделениями).
Некоторые провинции и города получили особые привилегии, такие как более низкие ставки налога на габель или соль. Южная Франция управлялась писаным правом, адаптированным из римской правовой системы , но северная Франция использовала общее право , кодифицированное в 1453 году в письменную форму.
Представителем короля в его провинциях и городах был губернатор . Королевские офицеры, выбираемые из высшей знати, провинциальные и городские губернаторы (надзор за провинциями и городами часто совмещался) занимали преимущественно военные должности, отвечающие за оборону и охрану правопорядка. Губернаторы провинций, также называемые генерал-лейтенантами , также имели возможность созывать провинциальные парламенты , провинциальные поместья и муниципальные органы.
Титул губернатора впервые появился при Карле VI . Постановление Блуа 1579 г. сократило их число до 12, а постановление 1779 г. увеличило их число до 39 (18 губернаторов первого класса и 21 губернатор второго класса). Хотя в принципе они были представителями короля и их обвинения могли быть сняты по воле короля, некоторые губернаторы создали себя и своих наследников как провинциальную династию.
Губернаторы достигли пика своей власти с середины 16 до середины 17 века. Их роль в провинциальных беспорядках во время гражданских войн побудила кардинала Ришелье создать более послушные должности интендантов финансов, полиции и юстиции, а в 18 веке роль губернаторов провинций была значительно сокращена.
Основные провинции Франции со столицами провинций. В городах, выделенных жирным шрифтом, существовали провинциальные парламенты или суверенные советы во время старого режима . Примечание. Карта отражает современные границы Франции и не указывает на территориальное формирование Франции с течением времени. Провинции в списке могут включать в себя несколько других исторических провинций и округов (например, во время революции Гиенна состояла из восьми более мелких исторических провинций, включая Керси и Руэрг ). | |||
---|---|---|---|
1. Иль-де-Франс ( Париж ) | 25. Овернь ( Клермон-Ферран ) |
В попытке реформировать систему были созданы новые подразделения. Recettes générales , широко известные как généralités , первоначально были только налоговыми округами (см. «Государственные финансы» ниже). Первые 16 были созданы в 1542 году указом Генриха II . Их роль неуклонно возрастала, и к середине 17 века генералитеты находились под властью интендантов и были средством расширения королевской власти в вопросах правосудия, налогообложения и полиции. К моменту революции насчитывалось 36 генералитов , два последних были созданы в 1784 году.
Общие сведения о Франции по городам (и провинциям). Области в красные — государственные выплаты (примечание: также следует включать 36, 37 и части 35); белая страна выборов ; желтый pays d'imposition (см. «Государственные финансы» ниже). | ||
---|---|---|
1. Община Бордо , ( Ажен , Гиенна ) | общность 20. Орлеанское ( Orléanais ) |
Государственные финансы
[ редактировать ]Стремление к более эффективному сбору налогов было одной из основных причин французской административной и королевской централизации в период раннего Нового времени. Тайлле . стал основным источником королевского дохода От уплаты налога освобождались духовенство и дворяне (за исключением недворянских земель, находящихся в pays d'état , см. ниже), офицеры короны, военнослужащие, магистраты, университетские профессора и студенты, а также некоторые города ( villes franches ), такие как Париж.
Провинции были трех видов: pays d'élection , pays d'état и pays d'inposition . В pays d'élection (длительное владение французской короны; некоторые провинции обладали эквивалентной автономией pays d'état , но утратили ее в результате королевских реформ) начисление и сбор налогов были доверялся выборным должностным лицам (по крайней мере, первоначально, поскольку позже эти должности были куплены), а налог, как правило, был «личным» и поэтому взимался с недворянских лиц.
В pays d'état («провинции с провинциальными поместьями») Бретань , Лангедок , Бургундия , Овернь , Беарн , Дофине , Прованс и некоторые части Гаскони , такие как Бигор , Комменж и Четыре долины , недавно приобрели провинции, которые были возможность сохранять определенную местную автономию в плане налогообложения, размер налога устанавливался местными советами, и налог, как правило, был « реальным » и поэтому прикреплялся к недворянским землям (дворяне, владевшие такими землями, были обязаны платить налоги с их). Pays d'imposition представляли собой недавно завоеванные земли, имевшие свои собственные местные исторические институты (они были похожи на pays d'état, в рамках которых их иногда группировали), но налогообложением контролировал королевский интендант .
История налогообложения
[ редактировать ]Налоговые округа претерпели множество изменений с 14 века. До XIV века надзор за сбором королевских налогов обычно входил в обязанности baillis и sénéchaux в их пределах. Реформы XIV и XV веков привели к тому, что королевская финансовая администрация Франции управлялась двумя финансовыми управлениями, которые работали коллегиально: четыре генеральных директора по финансам (также называемые генеральными советами или генеральными приемниками ) курировали сбор налогов ( taille , aides , и т. д.) агентами по сбору налогов ( receveurs ), а четыре Trésoriers de France (казначеи) контролировали доходы от королевских земель (« domaine royal »).
Вместе они были « мессенджерами финансов» . Четыре члена каждого совета были разделены по географическим округам (хотя термин «генералите» появился только в конце 15 века). Области были названы Лангедуил, Лангедок, Отр-Сена и Йонна и Номандия (последний был создан в 1449 году, остальные три раньше), при этом директора региона «Лангедуэль» обычно имели почетное превосходство. К 1484 году число генералитов увеличилось до шести.
В XVI веке короли Франции, стремясь осуществлять более прямой контроль над королевскими финансами и обойти двойное управление, обвиняемое в плохом надзоре, провели многочисленные административные реформы, включая реструктуризацию финансового управления и увеличение количество генералитов . В 1542 году Франция была разделена на 16 генералитов . Их число увеличилось до 21 в конце 16 века и до 36 во время Французской революции; последние два были созданы в 1784 году.
Управление генералитетами эпохи Возрождения претерпело множество реформ. В 1577 году Генрих III учредил в каждом генералите по пять казначеев ( trésoriers généraux ), которые сформировали финансовое бюро. В 17 веке надзор за генералитетами взяли на себя интенданты финансов , юстиции и полиции. Выражения «общее» и «намерение» стали примерно синонимами.
До конца 17 века сборщиков налогов называли сборщиками налогов . В 1680 году была создана система Ferme générale — франчайзинговой таможенной и акцизной операции, в которой отдельные лица покупали право собирать хвост от имени короля посредством шестилетних судебных решений (некоторые налоги, такие как адъютанты и габель, были отдавались в аренду таким образом еще в 1604 году). Главные сборщики налогов в этой системе были известны как Fermiers généraux («генеральные фермеры»).
Тайлле был лишь одним из многих налогов. Существовали также тайлон (налог на военные цели), национальный налог на соль ( габель ), национальные тарифы ( адъютанты ) на различные продукты (вино, пиво, масло и другие товары), местные тарифы на специальные продукты ( дуан ) или взимаются с продуктов, ввозимых в город ( октрои ) или продаваемых на ярмарках, и местных налогов. Наконец, церковь получала обязательный налог или десятину , дайм .
Людовик XIV создал несколько дополнительных налоговых систем, в том числе подушную систему налогообложения , которая началась в 1695 году и коснулась каждого человека, включая дворян и духовенство, хотя освобождение от налога можно было купить за большую единовременную сумму, а «диксиема» (1710–1717 гг., Возобновленная в 1710–1717 гг.) 1733), который был принят для поддержки военных и представлял собой настоящий налог на доходы и стоимость имущества. В 1749 году при Людовике XV был введен в действие новый налог, основанный на dixième , vingtième , для сокращения королевского дефицита и действовавший до конца старого режима .
Плата за занятие государственных должностей
[ редактировать ]Еще одним ключевым источником государственного финансирования было взимание платы за государственные должности (например, большинство членов парламентов, магистратов, метрдотелей и финансовых служащих). Многие из гонораров были довольно высокими, но некоторые должности давали дворянство и могли быть финансово выгодными. Использование должностей для получения прибыли стало стандартной практикой еще в XII и XIII веках. Закон 1467 года сделал эти должности безотзывными, за исключением случаев смерти, отставки или конфискации титула, а после покупки должности, как правило, становились наследственными обязанностями, которые передавались внутри семей с оплатой за передачу титула. [22]
Стремясь увеличить доходы, государство часто прибегало к созданию новых офисов. До того, как это было объявлено незаконным в 1521 году, можно было оставить дату вступления в силу передачи права собственности открытой. В 1534 году правило, адаптированное из церковной практики, сделало право преемника недействительным, если предыдущий держатель должности умер в течение сорока дней после передачи, и должность вернулась государству. Однако новая плата, jouissante выживания, защитила от этого правила. [22] В 1604 году Сюлли ввел новый налог — полет или «ежегодный налог» в размере шестидесятой части официального сбора, который позволял обладателю титула быть свободным от правила сорока дней. Полетта название и продажность должностей стали ключевыми проблемами в парламентских восстаниях 1640-х годов, получивших Фронда .
Государство также потребовало «бесплатного подарка», который церковь собирала с лиц, занимающих церковные должности, посредством налогов, называемых децимами (примерно двадцатая часть официального сбора, установленного при Франциске I).
Государственные финансы также в значительной степени зависели от заимствований, как частных (у крупных банковских семей Европы), так и государственных. Наиболее важным государственным источником заимствований была система rentes sur l'Hôtel de Ville в Париже, своего рода система государственных облигаций, предлагающая инвесторам ежегодные проценты. Впервые эта система стала использоваться в 1522 году при Франциске I.
До 1661 года главой финансовой системы во Франции вообще был сюринтендант финансов . В том же году сюринтендант Николя Фуке отошел от власти, и эту должность заменил менее влиятельный генеральный контролер финансов .
Справедливость
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2015 г. ) |
Суды низшей инстанции
[ редактировать ]Правосудие в сеньорических землях, в том числе принадлежащих церкви или находящихся в пределах городов, обычно контролировалось сеньором или уполномоченными им офицерами. В 15 веке большая часть юридических полномочий сеньора была передана бальяжам или сенешоссе и президио , оставив только дела, касающиеся сеньорских сборов и обязанностей, а также мелкие дела местного правосудия. Лишь некоторые сеньоры, обладающие властью высшего правосудия (сеньорское правосудие делилось на «высшее», «среднее» и «низкое» правосудие), могли приводить в исполнение смертный приговор и только с согласия президентов .
Преступления дезертирства, грабежи на шоссе и попрошайничество (так называемые cas prévôtaux ) находились под надзором прево де маршо , который требовал быстрого и беспристрастного правосудия. В 1670 году их деятельностью контролировал президиум .
Национальная судебная система состояла из трибуналов, называемых bailliages на севере Франции и sénéchaussées на юге Франции. Эти трибуналы насчитывали около 90 в 16 веке и гораздо больше в конце 18 века, находились под контролем генерал-лейтенанта и подразделялись на:
- проректор находится под надзором проректора ;
- или (как это было в Нормандии ) в виконтов, находящихся под контролем виконта , - должность, которую также могли занимать недворяне;
- или (в некоторых частях северной Франции) в замки, контролируемые замком , - также должность, которую могли занимать недворяне;
- или, на юге, в вигерии или бейли, которыми руководит вигье или бейль .
Чтобы уменьшить количество дел в парламентах, некоторым бальяжам предоставил Генрих II Франции расширенные полномочия , которые назывались президиумами .
Прево или их эквиваленты были судьями первого уровня для недворян и священнослужителей. При осуществлении своих юридических функций они заседали единолично, но должны были консультироваться с определенными адвокатами, называемыми адвокатами или прокурорами , которых они выбирали сами. Говоря техническим языком, этих юристов «вызвали на совет». Апелляции на их приговоры подавались в парламенты , которые также обладали юрисдикцией в первой инстанции в отношении исков, возбужденных против дворян . Байлаж и Президио были также первым судом по некоторым преступлениям, называемым cas royaux , которые раньше находились под надзором местных сеньоров: святотатство, оскорбление величества , похищение людей , изнасилование , ересь , подмена денег, подстрекательство к мятежу, восстание и незаконный ношение оружие. Апелляции на залога решения поступали в региональные парламенты .
Самым важным из королевских трибуналов был превоте. [с] и президент Парижа, Шатле , которым руководили прево Парижа, гражданские и уголовные лейтенанты, а также королевский офицер, отвечающий за поддержание общественного порядка в столице, генерал-лейтенант полиции Парижа.
Высшие суды
[ редактировать ]Следующими были cours souveraines или высшие суды, решения которых могли быть отменены только «королем на его совете» (см. раздел «Администрация» ниже).
- Парламенты - всего 14: Париж, Лангедок ( Тулуза ), Прованс ( Экс ), Франш-Конте ( Безансон ), Гиенна ( Бордо ), Бургундия ( Дижон ), Фландрия ( Дуэ ), Дофине ( Гренобль ), Труа-Эвеше ( Мец ), Лотарингия ( Нанси ), Наварра ( По ), Бретань ( Ренн , кратко в Нанте ), Нормандия ( Руан ) и (с 1523 по 1771 год) Домб ( Треву ). также существовал парламент в Савойе ( Шамбери С 1537 по 1559 год ). Первоначально парламенты носили только судебный характер (апелляционные суды для гражданских и церковных судов низшей инстанции), но начали брать на себя ограниченные законодательные функции. Самым важным парламентом , как в административной сфере (охватывающей большую часть северной и центральной Франции), так и в престижном, был парламент Парижа, который также был судом первой инстанции для пэров королевства и по королевским делам.
- Суверенные советы — Эльзас ( Кольмар ), Руссильон ( Перпиньян ), Артуа ( провинциальный совет , Аррас ) и с 1553 по 1559 год Корсика ( Бастия ); ранее Фландрия, Наварра и Лотарингия (преобразованные в парламенты). Суверенные советы представляли собой региональные парламенты на недавно завоеванных землях.
- Счетная палата – Париж, Дижон , Блуа , Гренобль , Нант . Счетная палата контролировала расходование государственных средств, защиту королевских земель ( domaine royal ) и юридические вопросы, связанные с этими областями.
- Курсы помощи – Париж, Клермон , Бордо , Монтобан . Куры помощников контролировали дела в стране выборов , часто касающиеся налогов на вино, пиво, мыло, нефть, металлы и т. д.
- Счетная палата в сочетании с Cours des Aides – Экс , Бар-ле-Дюк , Доль , Нанси , Монпелье , По , Руан
- Цены валют – Париж; кроме того , Лион (1704–71) и (после 1766 г.) Счетная палата Бар-ле-Дюка и Нанси. Обменный курс контролировал деньги, монеты и драгоценные металлы.
- Большой совет - создан в 1497 году для надзора за делами, касающимися церковных бенефиций; время от времени король добивался вмешательства Великого совета в дела, которые считались слишком спорными для парламента .
Главой судебной системы во Франции был канцлер .
Администрация
[ редактировать ]Одним из устоявшихся принципов французской монархии было то, что король не мог действовать без совета своего советника, и формула «le roi en son conseil» выражала этот совещательный аспект. Управление французским государством в период раннего Нового времени претерпело долгую эволюцию, поскольку на смену феодальной клиентелистской системе пришел истинно административный аппарат, опиравшийся на старое дворянство, новое канцлерское дворянство («noblesse de robe») и профессиональных административных специалистов.
Королевский совет
[ редактировать ]При Карле VIII и Людовике XII в Conseil du Roi (Королевском совете) доминировали члены около двадцати благородных или богатых семей. При Франциске I число советников увеличилось примерно до 70 человек (хотя старая знать тогда была пропорционально более важной, чем в предыдущем столетии). Наиболее важными позициями при дворе были должности Великих Офицеров Короны Франции во главе с коннетаблем (главным военным офицером королевства, пока он не был устранен в 1627 году) и канцлером .
Королевская администрация в эпоху Возрождения была разделена на небольшой совет («секретный», а затем «высший» совет) из 6 или менее членов (3 члена в 1535 году, 4 в 1554 году) по важным государственным вопросам и более крупный совет по судебным делам. или финансовые дела. Франциска I иногда критиковали за то, что он слишком сильно полагался на небольшое количество советников, а Генрих II , Екатерина Медичи и их сыновья часто оказывались неспособными вести переговоры между противостоящими семьями Гизов и Монморанси в своих советах.
Со временем аппарат принятия решений совета был разделен на несколько королевских советов. Его подсоветы можно в целом сгруппировать как «правительственные советы», «финансовые советы» и «судебные и административные советы». С названиями и подразделениями 17 и 18 веков подсоветы были следующими:
Правительственные советы :
- Conseil d'en haut («Высший совет», касающийся наиболее важных государственных вопросов) – состоит из короля, наследного принца («дофина»), канцлера, генерального контролера финансов и государственного секретаря в ответственный за иностранные дела.
- Conseil des dépêches («Совет сообщений», касающийся уведомлений и административных отчетов из провинций) - состоит из короля, канцлера, государственных секретарей, генерального контролера финансов и других советников в зависимости от обсуждаемых вопросов.
- Совет Совести
Финансовые советы :
- Conseil royal des Finances («Королевский совет финансов») - состоит из короля, «руководителя финансового совета» (почетная должность), канцлера, генерального контролера финансов и двух его советников, а также интендантов финансы.
- Королевский торговый совет
Судебные и административные советы :
- Conseil d'Etat et des Finances или Conseil ordinaire des Finances - к концу 17 века его функции в значительной степени взяли на себя три следующих секции.
- Conseil privé или Conseil des partys или Conseil d'État («Тайный совет» или «Государственный совет», касающийся судебной системы, официально учрежденный в 1557 году) - крупнейший из королевских советов, состоящий из канцлера, герцогов с пэрами. министры и государственные секретари, генеральный контролер финансов , 30 государственных советников , 80 метрдотелей и интендантов финансов.
- Большой финансовый отдел
- Малый финансовый отдел
Помимо вышеперечисленных административных учреждений, короля окружала также обширная личная и придворная свита (королевская семья, камердинеры , гвардия, почетные офицеры), перегруппированная под названием « Maison du Roi ».
После смерти Людовика XIV регент Филипп II, герцог Орлеанский, отказался от некоторых из вышеупомянутых административных структур, в первую очередь от государственных секретарей, которые были заменены советами. Эта система правления, названная Полисинодией , просуществовала с 1715 по 1718 год.
Государственные должности 17 века
[ редактировать ]При Генрихе IV и Людовике XIII административный аппарат суда и его советов был расширен, а доля «noblesse de robe» увеличилась и достигла кульминации в следующих должностях в 17 веке:
- Первый министр : министры и государственные секретари — такие как Сюлли , Кончини (который также был губернатором нескольких провинций), Ришелье , Мазарини , Жан-Батист Кольбер , кардинал де Флери , Тюрго и т. д. — осуществляли мощный контроль над государственным управлением в 17 и 18 века. Однако титул «главного государственного министра» за этот период присваивался только шесть раз, а сам Людовик XIV отказался выбрать «премьер-министра» после смерти Мазарини.
- Канцлер Франции (также называемый «garde des sceaux» или «Хранителем печатей»; в случае недееспособности или немилости канцлеру обычно разрешалось сохранять свой титул, но королевские печати передавались заместителю, называемому «гард де со» [24] )
- -генеральный финансовый директор Контролер , ранее называвшийся суперинтендантом финансов .
- Государственные секретари : созданы в 1547 году Генрихом II , имеют большее значение после 1588 года, обычно их 4, но иногда 5:
- министр иностранных дел
- Государственный секретарь по вопросам войны также курировал приграничные провинции Франции.
- Государственный секретарь военно-морского флота
- Государственный секретарь Maison du Roi (королевское окружение и личная военная гвардия), который также курировал духовенство, дела Парижа и приграничных провинций.
- Государственный секретарь по делам протестантов (вместе с секретарем Королевского дома в 1749 г.).
- Государственные советники (обычно 30)
- Мастер запросов (обычно 80)
- управляющие (6) Финансовые
- Коммерческие управляющие (4 или 5)
- Государственные министры (переменная)
- Казначеи
- Генеральные фермеры
- Суперинтендант почтовой системы
- Генеральный директор по зданиям
- Генеральный директор укреплений
- Генерал-лейтенант полиции Парижа (отвечает за общественный порядок в столице)
- Архиепископ Парижский
- Королевский духовник
Королевская администрация в провинциях выполняла роль балий и сенешоссе в средние века, но в период раннего Нового времени она пришла в упадок, и к концу 18 века бальяжи выполняли только судебную функцию. Основной источник королевской административной власти в провинциях в XVI и начале XVII веков принадлежал губернаторам (которые олицетворяли «присутствие короля в его провинции»), должности, которые долгое время занимали только самые высокопоставленные семьи в провинции. царство. В период гражданских войн раннего Нового времени король все чаще обращался к более сговорчивым и послушным эмиссарам, что вызвало рост провинциальных интендантов при Людовике XIII и Людовике XIV. Инденданты выбирались из числа метрдотелей заказов . Те, кто был прикреплен к провинции, имели юрисдикцию в отношении финансов, правосудия и полиции.
К 18 веку королевская административная власть прочно утвердилась в провинциях, несмотря на протесты местных парламентов. Помимо своей роли апелляционных судов, региональные парламенты получили привилегию регистрировать указы короля и подавать королю официальные жалобы на указы. Таким образом, они приобрели ограниченную роль представительного голоса (преимущественно) класса магистратов. Отказ парламента зарегистрировать указы (часто касающиеся финансовых вопросов) позволил королю добиться их регистрации посредством королевской ассизы («lit de Justice»).
Другими традиционными представительными органами в королевстве были États généraux (созданные в 1302 году), которые воссоединили три сословия королевства (духовенство, дворянство и третье сословие) и États provinciaux (провинциальные поместья). Генеральные штаты (созванные в этот период в 1484, 1560–1561, 1576–1577, 1588–1589, 1593, 1614 и 1789 годах) были воссоединены во время финансовых кризисов или созваны партиями, недовольными королевскими прерогативами (Лига, гугеноты). , но у них не было истинной власти, поскольку разногласия между тремя орденами сделали их слабыми, и они были распущены, не успев завершить свою работу. В знак французского абсолютизма они перестали созываться с 1614 по 1789 год. Провинциальные сословия оказались более эффективными и были созваны королем в ответ на фискальную и налоговую политику.
Религия
[ редактировать ]Французская монархия была неразрывно связана с католической церковью (формула была la France est la fille aînée de l'église , или «Франция — старшая дочь церкви»), а французские теоретики божественного права королей и жреческой власти в эпоху Возрождения эти связи стали явными. Генрих IV смог взойти на престол только после отречения от протестантизма. Символическая власть католического монарха проявилась в его коронации (король был помазан освященным маслом в Реймсе ), и широко распространено мнение, что он способен вылечить золотуху возложением рук (сопровождаемое формулой « король касается тебя», но Бог исцеляет тебя »).
В 1500 году во Франции было 14 архиепископств (Лион, Руан, Тур, Санс, Бурж, Бордо, Ош, Тулуза, Нарбонна, Экс-ан-Прованс, Эмбрун, Вьенна, Арль и Реймс) и 100 епископств. К 18 веку число архиепископств и епископств увеличилось до 139 (см. Список епархий Ancien Régime во Франции ). Верхние уровни французской церкви состояли преимущественно из старой знати, как из провинциальных семей, так и из семей королевского двора, и многие должности стали де-факто наследственными владениями, причем некоторые члены имели несколько должностей. В дополнение к феодальным владениям, которыми члены церкви владели как сеньоры, церковь также владела сеньорскими землями сама по себе и отправляла на них правосудие.
В начале 16 века светское духовенство ( викарии , викарии , каноники и т. д.) насчитывало во Франции около 100 000 человек. [20]
Другие светские полномочия церкви включали в себя политическую роль первого сословия в «États Généraux» и «États Provinciaux» (провинциальных ассамблеях), а также в провинциальных советах или синодах, созываемых королем для обсуждения религиозных вопросов. Церковь также претендовала на прерогативу судить определенные преступления, в первую очередь ересь, хотя религиозные войны во многом сделали это преступление в ведении королевских судов и парламента. Наконец, аббаты, кардиналы и другие прелаты часто нанимались королями в качестве послов, членов его советов (таких как Ришелье и Мазарини ) и на других административных должностях.
Теологический факультет Парижа (часто называемый Сорбонной ) содержал цензурный совет , который проверял публикации на предмет их религиозной ортодоксальности. Однако во время религиозных войн контроль над цензурой перешел к парламенту, а в 17 веке - к королевским цензорам, хотя церковь сохраняла право подавать петиции.
Церковь была основным поставщиком школ (начальных школ и «колледжей») и больниц («Hôtel-Dieu», « Сестры милосердия » ) и распределила помощь бедным в дореволюционной Франции.
Прагматическая санкция Буржа (1438 г., отмененная Людовиком XI , но восстановленная Генеральным статом Тура в 1484 г.) обеспечила выборы епископов и аббатов кафедральных соборов и аббатств Франции, тем самым лишив Папу эффективного контроля над Французская церковь и разрешение на начало галликанской церкви . Однако в 1515 году Франциск I подписал новое соглашение с папой Львом X — Болонский конкордат , который давал королю право выдвигать кандидатов, а папе — право инвеституры . Соглашение привело галликанцев в ярость, но дало королю контроль над важными церковными должностями, которые приносили пользу дворянам.
Несмотря на освобождение от уплаты налога , церковь была обязана платить короне налог, называемый «бесплатным даром» («don gratuit»), который она собирала со своих должностных лиц, в размере примерно двадцатой стоимости должности (это была «décime», перераспределяемый каждые пять лет). В свою очередь, церковь взимала со своих прихожан обязательную десятину, называемую « дайм ».
В эпоху Контрреформации французская церковь создала многочисленные религиозные ордена, такие как иезуиты , и значительно улучшила качество своих приходских священников; Первые десятилетия 17-го века характеризовались массовым излиянием религиозных текстов и религиозного рвения, примером которого являются святой Франциск Сальский и святой Винсент де Поль . Хотя Нантский эдикт (1598 г.) разрешил существование протестантских церквей в королевстве (характеризуемом как «государство в государстве»), в течение следующих восьмидесяти лет права гугенотов медленно разрушались, пока Людовик XIV наконец не отменил указ в 1685 г., вызвавший массовую эмиграцию гугенотов в другие страны. Религиозные практики, слишком близкие к протестантизму (например, янсенизм ) или мистическим (например, квиетизм ), также строго подавлялись, равно как и распутство или явный атеизм .
Постоянное духовенство (принадлежащее к католическим религиозным орденам ) во Франции в 16 веке насчитывало десятки тысяч человек. Некоторые ордена, такие как бенедиктинцы , были в основном сельскими; другие, такие как доминиканцы (также называемые «якобинцами») и францисканцы (также называемые «кордельерами»), действовали в городах. [20]
Хотя в XVIII веке церковь подверглась нападкам со стороны философов Просвещения , а набор духовенства и монашеских орденов прекратился после 1750 года, цифры показывают, что в целом население оставалось глубоко католической страной (неявки на богослужения не превышали 1% в середине века [25] ). Накануне революции церковь владела более 7% земли страны (цифры различаются) и приносила ежегодный доход в размере 150 миллионов ливров.
галликанство
[ редактировать ]Людовик XIV поддержал Галликанскую церковь , чтобы она предоставила правительству большую роль, чем Папа, в выборе епископов и доходах от вакантных епископств. Во Франции не было инквизиции, а папские декреты вступали в силу только после того, как их одобряло правительство. Людовик избегал раскола и хотел большей королевской власти над Французской церковью, но не хотел вырваться из-под власти Рима. Папа также признал, что «самый христианский король» был могущественным союзником, которого невозможно оттолкнуть. [26]
Монастыри
[ редактировать ]До Французской революции монашеская община составляла центральный элемент экономической, социальной и религиозной жизни многих населенных пунктов при старом режиме. С момента окончания религиозных войн до Французской революции Менат , Клюнийское аббатство, основанное в 1107 году, управляло долиной Сиуле в северо-западном регионе Клермонской епархии. Монахи были крупными землевладельцами и установили разнообразные и сложные связи со своими соседями. Они получили сеньорские права; предоставлял работу сельской бедноте и ежедневно контактировал с нотариусами, торговцами и хирургами. Хотя они и не руководили непосредственно религиозной жизнью верующих, как это делали приходские священники, монахи выступали в ней движущей силой, создавая приходское духовенство, оказывая милостыню и социальные услуги, исполняя роль ходатаев.
монастыри
[ редактировать ]Сообщества монахинь во Франции накануне революции насчитывали в среднем 25 членов, а средний возраст - 48 лет. Монахини пришли в профессию позже и жили дольше, чем когда-либо. В общем, у них было мало богатства. Набор персонала варьировался от региона к региону и в зависимости от образа жизни монастыря (активный или созерцательный, строгий или богатый, низший или средний класс). Характер мужского и женского монашества сильно различался во Франции как до, так и во время революции. Монастыри, как правило, были более изолированными и менее централизованно контролируемыми, что способствовало большему разнообразию среди них, чем среди мужских монастырей. [27]
Реформация и протестантское меньшинство
[ редактировать ]Французский протестантизм, который был в основном кальвинистским , получил поддержку со стороны мелкой знати и торговых классов. Двумя его главными оплотами были юго-запад Франции и Нормандия, но даже там католики составляли большинство. Протестантизм во Франции считался серьезной угрозой национальному единству, поскольку гугенотское меньшинство чувствовало более близкое родство с немецкими и голландскими кальвинистами, чем со своими собратьями-французами. Стремясь укрепить свои позиции, гугеноты часто вступали в союз с врагами Франции. Враждебность между двумя сторонами привела к французским религиозным войнам и трагической резне в День Святого Варфоломея . Религиозные войны закончились в 1593 году, когда гугенот Генрих Наваррский (1553–1610), который уже фактически был королем Франции, стал католиком и был признан как католиками, так и протестантами королем Генрихом IV (годы правления 1589–1610).
Основные положения Нантского эдикта (1598 г.), который Генрих IV издал в качестве хартии религиозных свобод для гугенотов, разрешали гугенотам проводить религиозные службы в определенных городах каждой провинции, позволяли им контролировать и укреплять восемь городов, основывали специальные суды для суда над гугенотами и предоставили гугенотам те же гражданские права, что и католикам.
Военные привилегии были включены в указ, чтобы развеять опасения меньшинства. Со временем эти привилегии стали явно подвергаться злоупотреблениям. В 1620 году гугеноты провозгласили конституцию «Республики реформатских церквей Франции», а премьер-министр кардинал Ришелье (1585–1642) воспользовался всеми полномочиями государства и захватил Ла-Рошель после длительной осады в 1628 году. Следующий В этом году Алеский договор оставил гугенотам свободу вероисповедания, но лишил их военных свобод.
Монпелье был одним из самых важных из 66 вилл де Сюрете , переданных гугенотам указом 1598 года. Политические учреждения и университет города были переданы гугенотам. Напряженность в отношениях с Парижем привела к осаде королевской армией в 1622 году. Условия мира предусматривали демонтаж городских укреплений. Была построена королевская цитадель, а университет и консульство перешли под контроль католиков. Еще до Эдикта Алеса протестантское правление было мертво, и « вилли-де-сюрте» больше не существовало.
К 1620 году гугеноты перешли в оборону, и правительство все чаще оказывало давление. Серия небольших гражданских войн, разразившаяся на юге Франции между 1610 и 1635 годами, долгое время рассматривалась историками как региональные распри между соперничающими дворянскими семьями. Новый анализ показывает, что гражданские войны на самом деле носили религиозный характер и были пережитками французских религиозных войн, которые в значительной степени закончились Нантским эдиктом. Небольшие войны в провинциях Лангедок и Гиенна заставили католиков и кальвинистов использовать разрушение церквей, иконоборчество, насильственное обращение в другую веру и казнь еретиков в качестве предпочтительного оружия.
Людовик XIV действовал все более агрессивно, пытаясь заставить гугенотов перейти в другую веру. Сначала он отправил миссионеров, которых поддерживал фонд для финансового вознаграждения обращенных в католицизм. Затем он ввел штрафы, закрыл школы гугенотов и исключил их из любимых профессий. Обостряя атаку, он попытался силой обратить гугенотов в свою веру, отправив вооруженные драконнады (солдат), чтобы занять и разграбить их дома. Наконец, Эдикт Фонтенбло 1685 года отменил Нантский эдикт. [28] [29]
Отмена запретила протестантские службы, потребовала, чтобы дети получали католическое образование, и запретила эмиграцию большей части гугенотов. Это оказалось катастрофой для гугенотов и дорого обошлось Франции, поскольку спровоцировало гражданское кровопролитие, разрушило торговлю и привело к незаконному бегству из страны около 180 000 протестантов, многие из которых стали интеллектуалами, врачами и бизнес-лидерами в Англии, Шотландии, Нидерландах, Пруссии и других странах. ЮАР; также 4000 отправились в американские колонии. [28] [29]
Англичане приветствовали французских беженцев, предоставив деньги как от правительства, так и от частных агентств для их переселения. Гугеноты, оставшиеся во Франции, стали католиками и назывались «новообращенными». Лишь несколько протестантских деревень остались в изолированных районах. [28] [29]
К 1780-м годам протестанты составляли около 700 000 человек, или 2% населения. Это больше не было любимой религией элиты, поскольку большинство протестантов были крестьянами. Протестантизм по-прежнему оставался незаконным. Закон редко соблюдался, но мог представлять угрозу или неудобство для протестантов.
Кальвинисты жили в основном на юге Франции, а около 200 000 лютеран жили в Эльзасе, где Вестфальский договор 1648 года. их все еще защищал [30]
Кроме того, во Франции проживало от 40 000 до 50 000 евреев, в основном сосредоточенных в Бордо, Меце и некоторых других городах. Они имели весьма ограниченные права и возможности, не считая ростовщического бизнеса, но их статус был легальным. [31]
Социальная структура
[ редактировать ]Политическая власть была широко рассредоточена среди элит. Суды, называемые парламентами, были влиятельными, особенно во Франции. Однако у короля было всего около 10 000 чиновников на королевской службе: действительно очень мало для большой страны с очень медленными внутренними коммуникациями и неадекватной дорожной системой. Обычно путешествие было быстрее на океанском или речном судне. [32] Различные сословия королевства (духовенство, дворянство и простолюдины) время от времени собирались вместе в Генеральных штатах , но на практике Генеральные штаты не имели власти, поскольку могли обращаться к королю с петициями, но не могли сами принимать законы.
Католическая церковь контролировала около 40% богатства страны, которое было связано с долгосрочными пожертвованиями, которые можно было увеличить, но не уменьшить. Король, а не папа, назначал епископов, но обычно ему приходилось вести переговоры с знатными семьями, имевшими тесные связи с местными монастырями и церковными учреждениями.
Дворянство занимало второе место по богатству, но не имело единства. Каждый дворянин имел свои земли, свою сеть региональных связей и свою военную силу. [32]
Города имели квазинезависимый статус и в значительной степени контролировались ведущими купцами и гильдиями. Париж был, безусловно, крупнейшим городом с населением 220 000 человек в 1547 году и историей устойчивого роста. В Лионе и Руане проживало около 40 000 человек, но в Лионе было мощное банковское сообщество и яркая культура. Следующим был Бордо, население которого в 1500 году составляло всего 20 000 человек. [32]
Роль женщин в последнее время привлекла внимание, особенно в отношении их религиозности. [33] [34]
Крестьяне
[ редактировать ]Крестьяне составляли подавляющее большинство населения и во многих случаях имели четко установленные права, которые власти должны были уважать. В 1484 году около 97% из 13-миллионного населения Франции жили в сельских деревнях. В 1700 году не менее 80% 20-миллионного населения составляли крестьяне.
В 17 веке крестьяне были связаны с рыночной экономикой, обеспечивали большую часть капиталовложений, необходимых для роста сельского хозяйства, и часто меняли деревни и города. Географическая мобильность , напрямую связанная с рынком и потребностью в инвестиционном капитале, была основным путем к социальной мобильности. Устойчивое ядро французского общества, состоящее из городских гильдий и деревенских рабочих, имело случаи ошеломляющей социальной и географической преемственности, но даже это ядро требовало регулярного обновления. [35]
Признание существования обоих этих обществ, постоянной напряженности между ними и обширной географической и социальной мобильности, связанной с рыночной экономикой, были ключом к эволюции социальной структуры, экономики и даже политической системы ранней современной Франции. Парадигма школы «Анналов» недооценивала роль рыночной экономики, не могла объяснить природу капиталовложений в сельскую экономику и сильно преувеличивала социальную стабильность. [35] Требования крестьян сыграли важную роль в формировании первых этапов Французской революции 1789 года. [36]
Историки исследовали многочисленные аспекты крестьянской жизни во Франции, такие как: [37]
- Борьба с природой и обществом
- Жизнь и смерть в крестьянской деревне
- Дефицит и незащищенность в аграрной жизни
- Источник крестьянской силы; деревенская община
- Крестьянские протесты и народные восстания
- Крестьянская революция 1789 года.
Падение
[ редактировать ]В 1789 году старый режим был свергнут Французской революцией . Хотя Франция в 1785 году столкнулась с экономическими трудностями, которые касались главным образом справедливости налогообложения, она была одной из самых богатых и могущественных стран Европы. [38] Французы и меньшим количеством произвольных наказаний , также пользовались большей политической свободой чем многие их соотечественники-европейцы.
Однако Людовик XVI , его министры и широко распространенное французское дворянство стали крайне непопулярными, поскольку крестьяне и, в меньшей степени, буржуазия были обременены разорительно высокими налогами, которые взимались для поддержки богатых аристократов и их роскошного образа жизни.
Историки объясняют внезапный крах старого режима отчасти его жесткостью. Аристократы столкнулись с растущими амбициями купцов, торговцев и зажиточных фермеров, объединившихся с обиженными крестьянами, наёмными работниками и интеллектуалами, находившимися под влиянием идей философов Просвещения . По мере развития революции власть перешла от монархии и привилегированных по рождению к более представительным политическим органам, таким как законодательные собрания, но конфликты между ранее союзными республиканскими группами вызвали значительные разногласия и кровопролитие.
Все большее число французов впитывало идеи «равенства» и «свободы личности», представленные Вольтером , Дидро , Тюрго и другими философами и социальными теоретиками эпохи Просвещения. Американская революция продемонстрировала, что идеи Просвещения об организации управления действительно могут быть реализованы на практике. Некоторые американские дипломаты, такие как Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон , жили в Париже и свободно общались там с представителями французского интеллектуального класса. Более того, контакты между американскими революционерами и французскими солдатами, которые оказывали помощь Континентальной армии в Северной Америке во время американской войны за независимость , способствовали распространению революционных идеалов во Франции.
Через некоторое время многие люди во Франции начали критиковать демократический дефицит своего правительства, выступать за свободу слова , бросать вызов Римско-католической церкви и осуждать прерогативы дворянства. [39]
Революция была вызвана не одним событием, а серией событий, которые в совокупности необратимо изменили организацию политической власти, природу общества и реализацию индивидуальных свобод.
Ностальгия
[ редактировать ]Для некоторых наблюдателей этот термин стал обозначать определенную ностальгию. Например, Шарль де Талейран как-то язвительно заметил:
Кто не жил в XVIII веке до революции, тот не знает сладости жизни : [д] («Кто не жил в восемнадцатом веке до революции, тот не знает сладости жизни».)
Эта привязанность была вызвана предполагаемым упадком культуры и ценностей после революции, в ходе которой аристократия потеряла большую часть своей экономической и политической власти в пользу того, что считалось богатой, грубой и материалистической буржуазией. XIX века Эта тема повторяется во французской литературе , где Оноре де Бальзак и Гюстав Флобер одинаково критикуют нравы новых высших классов. Для такого мировоззрения старый режим олицетворял ушедшую эпоху утонченности и изящества до революции и связанных с ней изменений, которые положили начало грубой неопределенной современности.
Историк Алексис де Токвиль выступил против этого определяющего повествования в своем классическом исследовании «L'Ancien Régime et la Révolution» , в котором подчеркивалась преемственность французских институтов до и после революции.
См. также
[ редактировать ]- Франция в период раннего Нового времени
- Цензура в старом режиме
- Основные законы Королевства Франции
- Постановление о французском лесном хозяйстве 1669 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Согласно Оксфордскому словарю английского языка (второе издание, 1989 г.) и Новому Оксфордскому американскому словарю (третье издание, 2010 г.), оригинальный французский язык переводится как «старое правило». Этот термин больше не нужно выделять курсивом, поскольку он стал частью английского языка . Согласно Новому Оксфордскому американскому словарю (2010), когда оно пишется с заглавной буквы, оно относится конкретно к политической и социальной системе во Франции до Французской революции. Если оно не написано с заглавной буквы, оно может относиться к любой политической или социальной системе, которая была вытеснена.
- ^ В 1492 году примерно 450 000 км. 2 по сравнению с 550 000 км 2 сегодня.
- ^ называлось превоте , Несмотря на то, что превоте Парижа оно фактически являлось залогом . Видеть [23]
- ^ "Тот, кто не жил в XVIII веке до Революции, не знает сладости жизни и не может себе представить, какое счастье может быть в жизни. Это век, выковавший все победоносное оружие против этого неуловимого противника под названием скука Любовь, Поэзия, музыка, театр, живопись, архитектура, двор, салоны, парки и сады, гастрономия, литература, искусства, науки — все способствовало удовлетворению физических, интеллектуальных и даже нравственных аппетитов, утончению всякого сладострастия, всего элегантность и все удовольствия. Семнадцатый век был великим веком славы, восемнадцатый — веком расстройства желудка». Шарль-Морис де Талейран-Перигор: Мемуары принца де Талейрана: Исповедь Талейрана, т. 1-5 Глава: Молодежь – Круг мадам дю Барри.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Девевер, Ричард (14 июня 2017 г.). «Об изменении численности дворянства при старом режиме, 1500–1789» (PDF) . L'Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Национальное собрание (19 июня 1790 г.). «Указ об отмене дворянства» (PDF) . Открытый университет . Архивировано (PDF) из оригинала 19 октября 2017 г. Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ «Древний режим» , Европа, 1450–1789 гг.: Энциклопедия раннего современного мира , The Gale Group Inc., 2004 г. , получено 26 февраля 2017 г. - через Encyclepedia.com
- ^ «Определение ДРЕВНЕГО РЕЖИМА» . merriam-webster.com . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ «Религиозные войны | Французская история | Британская энциклопедия» . britannica.com . Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ Major 1994 , стр. xx – xxi.
- ^ Дойл 2012 , с. 1.
- ^ Шама, Саймон (1989). Граждане: хроника Французской революции . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 184.
- ^ Вольф, Джон Б. (1951). Возникновение великих держав: 1685–1715 гг . Харпер. стр. 15–53. ISBN 9789070084745 .
- ^ Нолан, Катал Дж. (2008). Войны эпохи Людовика XIV, 1650-1715 гг . стр. 71, 444–445.
- ^ Вольф (1951) , с. 59-91.
- ^ Лопес, Игнасио Висент (1 января 1994 г.). «Вопрос стиля» . Мадрид
- ^ Сацума, Синсуке (2013). Британия и колониальная морская война в начале восемнадцатого века: серебро, морская мощь и Атлантика . Бойделл и Брюэр. стр. 1–2. ISBN 9781843838623 .
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, Пол (1987). Взлет и падение великих держав . Случайный дом. ISBN 0-394-54674-1 .
- ^ Камен, Генри (1969). Война за наследство в Испании, 1700-1715 гг .
- ^ Фолкнер, Джеймс (2015). Война за испанское наследство 1701–1714 гг .
- ^ Линч, Джон (1989). Бурбонская Испания 1700–1808 гг .
- ^ Дэвис, Уильям Стернс (1919). История Франции с древнейших времен до Версальского договора . Хоутон Миффлин. п. 193 .
- ^ Робертс, Пенфилд (1947). В поисках безопасности: 1715–1740 гг . стр. 1–20. ; Огг, Дэвид (1965). Европа старого режима: 1715-1783 гг . стр. 128–150.
- ^ Перейти обратно: а б с Белый (1994) , с. 50.
- ^ Моррилл, Дж. С. (1978). Бриггс, Р.; Кирстед, РФ; Ковени, П.Дж.; Меттам, Р.; Хаттон, Р.; Клайтс, Джозеф; Бакстер, Дуглас К.; Хамшер, Альберт М. (ред.). «Французский абсолютизм как ограниченная монархия» . Исторический журнал . 21 (4): 961–972. дои : 10.1017/S0018246X00000777 . ISSN 0018-246X . JSTOR 2638977 . S2CID 159560630 .
- ^ Перейти обратно: а б Лосось (1975) , с. 77.
- ^ Лосось (1975) , с. 73.
- ^ Лосось (1975) , с. 67.
- ^ Вигери (1995) , с. 280.
- ^ Вольф (1968) , с. 388–392.
- ^ Рэпли, Элизабет; Рэпли, Роберт (1997). «Образ религиозных женщин в« старом режиме »:« Etats Des Religieuses »1790–1791». Французская история . 11 (4): 387–410. дои : 10.1093/fh/11.4.387 .
- ^ Перейти обратно: а б с Вольф (1968) , гл. 24.
- ^ Перейти обратно: а б с Ван Рюймбеке, Бертран (2001). «Побег из Вавилона». Христианская история . 20 (3): 38–42.
- ^ Астон (2000) , с. 61-72.
- ^ Астон (2000) , с. 72–89.
- ^ Перейти обратно: а б с Баумгартнер, Фредерик Дж. (1995). Франция в шестнадцатом веке . Пресса Святого Мартина. стр. 4–7. ISBN 9780312099640 .
- ^ Гибсон, Венди (1989). Женщины во Франции семнадцатого века . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. ISBN 9780333463956 .
- ^ Рэпли, Элизабет (1990). Посвящённые: женщины и церковь во Франции семнадцатого века . McGill-Queen's Press - MQUP. ISBN 9780773507272 .
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз, Джеймс Б. (1991). «Географическая и социальная мобильность во Франции раннего Нового времени». Журнал социальной истории . 24 (3): 563–577. дои : 10.1353/jsh/24.3.563 . см . школы Анналов Интерпретацию Губер, Пьер (1986). Французское крестьянство в семнадцатом веке .
- ^ Макфи, Питер (1989). «Французская революция, крестьяне и капитализм». Американский исторический обзор . 94 (5): 1265–1280. дои : 10.2307/1906350 . JSTOR 1906350 .
- ^ Волох, Иссер , изд. (1970). Крестьянство при старом режиме: условия и протесты . Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 9780030798306 .
- ^ Гаш, Норман. «Размышления о революции – Французская революция». Национальное обозрение .
Однако в 1789 году Франция была самым большим, богатым и могущественным государством в Западной Европе.
[ нужна проверка ] - ^ «Истоки Французской революции» . Historyguide.org . 30 октября 2006 г. Проверено 18 ноября 2011 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Астон, Найджел (2000). Религия и революция во Франции, 1780-1804 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 978-0-8132-0977-7 . OCLC 59522675 . , подробный обзор
- Белый, Люсьен (1994). Современная Франция: 1498–1789 гг . Сборник: Premier Cycle (на французском языке). Париж: ППУ. ISBN 2-1304-7406-3 .
- Дойл, Уильям, изд. (2012). Оксфордский справочник по старому режиму . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-1992-9120-5 .
- Майор, Дж. Рассел (1994). От монархии эпохи Возрождения к абсолютной монархии: французские короли, дворяне и сословия . Джу Пресс. ISBN 0-8018-5631-0 .
- Лосось, JHM (1975). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Университетские книги в мягкой обложке. Том. 681. Лондон: Метуэн. ISBN 0-4167-3050-7 .
- Вигери, Жан де (1995). История и словарь эпохи Просвещения 1715–1789 гг . Коллекция: Книги (на французском языке). Париж: Лаффон. ISBN 2-2210-4810-5 .
- Вольф, Джон Б. (1968). Людовик XIV . Голланц. ISBN 978-0-5750-0088-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейкер, Кейт Майкл (1987). Французская революция и создание современной политической культуры . Том. 1. Политическая культура старого режима. Оксфорд: Пергамон Пресс.
- Беренс, CBA Ancien Regime (1989)
- Блэк, Джереми. От Людовика XIV до Наполеона: судьба великой державы (1999)
- Блюш, Франсуа (1993). The Ancien Régime: Институты и общество (на французском языке) (Карманное издание). Париж: Фаллуа. ISBN 2-2530-6423-8 .
- Броклисс, Лоуренс и Колин Джонс. Медицинский мир Франции раннего Нового времени (1997); очень подробная съемка, 1600–1790-е гг. ISBN 0-1982-2750-7
- Дарнтон, Роберт. (1982). Литературное подполье старого режима. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Дойл, Уильям, изд. (2001). Старый режим Франции: 1648–1788 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-1987-3129-9 . ОЛ 6796918М .
- Губер, Пьер (1972). Людовик XIV и двадцать миллионов французов . ISBN 978-0-3947-1751-7 . , социальная история из школы Анналов
- Губер, Пьер (1986). Французское крестьянство в семнадцатом веке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-5213-1269-1 .
- Хаузер, Х. «Характерные черты французской экономической истории с середины шестнадцатого до середины восемнадцатого века». Обзор экономической истории , том 4, страница 3, 1933, стр. 257–272. JSTOR 2590647
- Холт, Мак П. Возрождение и Реформация во Франции: 1500–1648 (2002) ISBN 0-1987-3165-5
- Джонс, Колин. Великая нация: Франция от Людовика XV до Наполеона (2002). ISBN 0-1401-3093-4 ОЛ 7348269M
- Хуанна, Арлетт; Хамон, Филипп; Билоги, Доминик; Тик, Гай (1998). История и словарь религиозных войн (на французском языке) (изд. Букена). Париж: Лаффон. ISBN 2-2210-7425-4 .
- Хуанна, Арлетт; Хамон, Филипп; Билоги, Доминик; Тик, Гай (2001). Франция эпохи Возрождения; История и словарь (на французском языке) (изд. Букена). Париж: Лаффон. ISBN 2-2210-7426-2 .
- Кендалл, Пол Мюррей. Людовик XI: Универсальный паук . (1971). ISBN 0-3933-0260-1
- Корс, Алан Чарльз. Энциклопедия Просвещения (1990; 2-е изд. 2003 г.) ISBN 0-1951-0430-7
- Кнехт Р.Дж. Взлет и падение Франции эпохи Возрождения . (1996). ISBN 0-0068-6167-9
- Ле Рой Ладури, Эммануэль. Старый режим: история Франции 1610–1774 (1999), политический обзор ISBN 0-6312-1196-9
- Линдси, JO изд. Новая Кембриджская современная история, Vol. 7: Старый режим, 1713–1763 (1957) онлайн
- Линн, Джон А. Войны Людовика XIV, 1667–1714 (1999) ISBN 0-5820-5629-2
- Майер, Арно (2010) [1981]. Стойкость старого режима: Европа до Великой войны . Лондон и Бруклин, Нью-Йорк: Оборотная сторона . ISBN 978-1-8446-7636-1 .
- О'Горман, Фрэнк. «Англия восемнадцатого века как старый режим», в книге Стивена Тейлора, изд. Ганноверская Британия и Империя (1998) утверждает, что внимательное сравнение с Англией показывает, что во Франции действительно был Ancien Régime, а в Англии его не было (нападка на Джонатана Кларка. Английское общество, 1688–1832 (1985))
- Перкинс, Джеймс Брек. Франция при Людовике XV (1897 г.)
- Пиллорже, Рене; Пиллорже, Сюзанна (1995). Франция в стиле барокко, France Classique 1589–171 (на французском языке) (изд. Букена). Париж: Лаффон. ISBN 2-2210-8110-2 .
- Поттер, Дэвид. История Франции, 1460–1560: возникновение национального государства (1995)
- Райли, Джеймс К. «Французские финансы, 1727–1768», Журнал современной истории (1987), том 59, страница 2, стр. 209–243 JSTOR 1879726
- Рош, Дэниел. Франция в эпоху Просвещения (1998), обширная история 1700–1789 гг. ISBN 0-6740-0199-0
- Шепер, Т.Дж. Экономика Франции во второй половине правления Людовика XIV (Монреаль, 1980).
- Спенсер, Самия И., изд. Француженки и эпоха Просвещения. 1984.
- Сазерленд, DMG «Крестьяне, лорды и Левиафан: победители и проигравшие от отмены французского феодализма, 1780–1820», Журнал экономической истории (2002), том 62, стр. 1–24 JSTOR 2697970
- Токвиль, Алексис де (1856). Старый режим и революция (изд. 2008 г.). Издательство Пингвин. ISBN 0-1414-4164-Х . ОЛ 25953921М .
- Сокровище, GRR семнадцатого века, Франция (2-е изд. 1981 г.), ведущий научный обзор.
- Сокровище, краткая научная биография GRR Людовика XIV (2001); отрывок
Религия
[ редактировать ]- Макманнерс, Джон (1999). Церковь и общество во Франции восемнадцатого века . Том. 1: Духовный истеблишмент и его социальные последствия, Vol. 2: Религия народа и политика религии.
- Палмер, Р.Р. (1939). Католики и неверующие во Франции восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета .
- Ван Клей, Дейл (1996). Религиозные истоки Французской революции: от Кальвина до гражданской конституции, 1560–1791 гг .
- Уорд, WR (1999). Христианство при старом режиме, 1648–1789 гг .
- Древний режим
- Средневековая история Франции
- Французский Ренессанс
- Ранняя современная история Франции
- Консерватизм во Франции
- Культурная история Франции
- Политическая история Франции
- Экономическая история Франции
- 15 век во Франции
- 16 век во Франции.
- 17 век во Франции.
- 18 век во Франции
- Французская монархия
- Короли Франции
- Французские слова и фразы