сабейцы
Сабейское королевство | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1200 г. до н.э. – 275 г. н.э. | |||||||
Капитал | Мариб | ||||||
Общие языки | сабаик | ||||||
Религия | Арабский политеизм | ||||||
Демон(ы) | сабейцы | ||||||
Правительство | Теократия (ранняя) Монархия (поздняя) [ 1 ] | ||||||
Мукарриб | |||||||
• 700–680 гг. до н. э. | Карибский город | ||||||
• 620–600 гг. до н. э. | Карибил Ватар | ||||||
• 60–20 гг. до н. э. | Иласарос | ||||||
Историческая эпоха | Железный век до античности | ||||||
• Учредил | 1200 г. до н. э. | ||||||
• Упразднено | 275 г. н. э. | ||||||
| |||||||
Сегодня часть | Йемен |
Сабеи сабеи или сабеи ( : : 𐩪𐩱 , латинизированный: S1Bʾ ; арабский : ٱلسَّبَئِيُّوْن , латинизированный Sə ас-Sabaʾiyyūn ; иврит : סְבָאִים , латинизированный : Хаим ) — древняя группа южноаравийцев . [ 2 ] Они говорили на сабайском языке , одном из древних южноаравийских языков . [ 3 ] Они основали королевство Саба (араб. سَبَأ ) на территории современного Йемена . [ 4 ] [ 5 ] которая считается библейской землей Савской. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] и «самое старое и важное из южноаравийских королевств». [ 2 ]
Точная дата основания Сабаха вызывает разногласия среди ученых. Кеннет Китчен датирует период существования королевства между 1200 г. до н.э. и 275 г. н.э. со столицей в Марибе , на территории современного Йемена . [ 9 ] С другой стороны, Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман считают, что «Сабейское царство начало процветать только с восьмого века до нашей эры» и что история Соломона и царицы Савской представляет собой «анахроничный набор событий седьмого века». [ 10 ] Королевство пало после долгой, но спорадической гражданской войны между несколькими йеменскими династиями, претендовавшими на королевский престол; [ 11 ] [ 12 ] благодаря этому покойное Химьяритское царство вышло победителем. [ 13 ]
Сабеи несколько раз упоминаются в еврейской Библии . В Коране , [ 14 ] их описывают либо как Саба ( سَبَأ , не путать с Ṣābiʾ , صَابِئ ), [ 4 ] [ 5 ] или как Кавм Тубба (араб. قَوْم تُبَّع , букв. «Люди Туббы»). [ 15 ] [ 16 ]
История
[ редактировать ]История Йемена |
---|
Йеменский портал |
Происхождение Сабейского царства неясно. [ 17 ] Кеннет Китчен датирует возникновение королевства примерно 1200 годом до нашей эры. [ 9 ] в то время как Роберт Небес утверждает, что формирование сабейского государства произошло не позднее 10 века до нашей эры, отмечая, что самый ранний известный сабейский правитель, Ядаил бин Дамарали, датируется периодом до 900 года до нашей эры. [ 18 ] Первоначально сабеи были одним из шаабов (сабейский: 𐩦𐩲𐩨 , латинизированный: šʿb ), «сообществ» на краю пустыни Сайхад. Очень рано, в начале 1-го тысячелетия до нашей эры, политические лидеры (сабеи: 𐩱𐩣𐩡𐩫 , латинизированные: ʾmlk ) этого племенного сообщества сумели создать огромное содружество шаабов, занимающее большую часть территории Южной Аравии, и приняли титул сабеев: 𐩣𐩫𐩧𐩨 𐩪𐩨𐩱 , латинизировано: mkrb sbʾ , «Мукарриб сабеян». [ 19 ]
Несколько факторов вызвали значительный упадок сабейского государства и цивилизации к концу I тысячелетия до н.э. [ 20 ] Саба была завоевана химьяритами в первом веке до нашей эры, но после распада первого Химьяритского царства царей Сабы и Зу Райдана Средне-Сабейское царство вновь появилось в начале второго века. [ 21 ] Обратите внимание, что Средне-Сабейское царство отличалось от Древнего Сабейского царства во многих важных отношениях. [ 22 ] Сабейское царство было окончательно завоевано химьяритами в конце III века , и в то время столицей был Мариб. Он был расположен вдоль полосы пустыни, названной Сайхадом средневековыми арабскими географами , которая сейчас называется Рамлат ас-Сабатайн .
Сабейский народ говорил на семитском языке собственном , химьяритском . У каждого из этих народов были региональные королевства в древнем Йемене: минейцы в Вади -эль-Джавфе на севере, сабеи на юго-западной оконечности, простирающиеся от горной местности до моря; Катабанцы к востоку от к востоку от них и Хадарем них. Сабейцы, как и другие йеменские королевства того же периода, были вовлечены в чрезвычайно прибыльную торговлю пряностями , особенно ладаном и миррой . [ 23 ] Они оставили после себя множество надписей монументальным древним южноаравийским письмом , а также многочисленные документы, написанные родственным рукописным письмом Забур . Их присутствие также ощущается в Африке, где они оставили многочисленные следы, такие как надписи и храмы, относящиеся ко времени савейской колонизации Африки. . [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Религиозные практики
[ редактировать ]Османский ученый Махмуд аль-Алуси сравнил религиозные обычаи Южной Аравии с исламом в своей работе « Булуг аль-Араб фи Ахваль аль-Араб» .
Арабы в доисламский период практиковали определенные вещи, которые были включены в исламский шариат. Они, например, не женились ни на матери, ни на ее дочери. Самым тяжким преступлением они считали женитьбу на двух сестрах одновременно. Они также порицали любого, кто женился на его мачехе, и называли его дайзаном. Они совершили большой хадж и малую умру паломничества к Каабе , совершили обход вокруг тавафа Каабы , семь раз пробежали между горами Сафа и Марвасай , бросали камни и мылись после полового акта. Они также полоскали горло, вдыхали носом воду, подстригали ногти, удаляли все лобковые волосы и совершали ритуальное обрезание. Подобным же образом вору отсекли правую руку и побивали камнями прелюбодеев. [ 28 ]
По мнению средневекового религиоведа аль-Шахрастани , сабеи принимали как чувственный, так и умопостигаемый мир. Они не следовали религиозным законам, а сосредоточили свое поклонение на духовных сущностях. [ 29 ]
Упоминания в религиозных текстах
[ редактировать ]Писания бахаи
[ редактировать ]Сабеи много раз упоминаются в Писаниях бахаи как региональные жители и их религиозная практика. Эта религия считается одной из истинных религий Бога как ранняя часть исторического процесса прогрессивного откровения, в котором Бог направляет человечество, посылая Божественных Просветителей во все времена, чтобы обучать людей религии Бога. [ 30 ] Они также упоминаются в книге Абдул-Баха «Тайны божественной цивилизации» как те народы, которые, возможно, внесли вклад в создание основ науки логики. [ 31 ]
Библия
[ редактировать ]Сабеи упоминаются в библейских книгах Бытие , 3 Царств (куда входит повествование о Соломоне и царице Савской ), Исаии , Иоиля , Иезекииля и Иова . Последний упоминает сабеев, убивших скот и слуг Иова . [ 32 ] У Исаии они описаны как «высокие ростом». [ 33 ]
Коран
[ редактировать ]Имя Сабы упоминается в Коране в суре аль-Маида 5:69 , ан-Намле 27:15-44 и Саба 34:15-17. В суре «Аль-Маида» они упоминаются следующим образом: «Те, кто веруют, и те, кто являются евреями, и христианами, и сабеянами – всеми, кто верит в Бога и Последний день и поступает праведно – получат свою награду с их Господь; им нечего бояться, и они не будут скорбеть». Их упоминание в суре ан-Намль относится к этой местности в контексте Соломона и царицы Савской , тогда как их упоминание в суре Саба относится к Наводнению плотины , во время которого историческая плотина была разрушена в результате наводнения. Что касается фразы Каум Тубба «Люди Туббы», которая встречается в суре ад-Духан 44:37 и Каф 50:12-14, Тубба был титулом для царей Сабы , как и для химьяритов. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоутсма, Мартин Теодор (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . Полный. v5. Лейден: БРИЛЛ . п. 292. ИСБН 978-90-04-09791-9 . OCLC 258059170 – через Google Книги .
- ^ Перейти обратно: а б «Королевства древней Южной Аравии» . Британский музей . Архивировано из оригинала 4 мая 2015 года . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ Стюарт Манро-Хей, Аксум: африканская цивилизация поздней античности , 1991.
- ^ Перейти обратно: а б Коран 27:6-93
- ^ Перейти обратно: а б Коран 34:15-18
- ^ Берроуз, Роберт Д. (2010). Исторический словарь Йемена . Роуман и Литтлфилд . п. 319. ИСБН 978-0810855281 .
- ^ Сент-Джон Симпсон (2002). Царица Савская: сокровища древнего Йемена . Британское музейное издательство . п. 8. ISBN 0714111511 .
- ^ Кухня, Кеннет Андерсон (2003). О достоверности Ветхого Завета . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 116. ИСБН 0802849601 .
- ^ Перейти обратно: а б Кеннет А. Китчен. Серия «Мир «Древней Аравии» . Документация по Древней Аравии. Часть I. Хронологические рамки и исторические источники стр.110
- ^ Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер, Дэвид и Соломон: В поисках библейских священных царей и корней западной традиции , с. 171
- ^ Мюллер, Д.Х. (1893), ( на Химьярские надписи немецком языке), Мордтманн, стр. 53
- ^ Джавад Али, «Артикуляция в истории арабов до ислама», том 2, стр. 420
- ^ Небес 2023 , с. 303.
- ^ Перейти обратно: а б Уилер, Брэннон М. (2002). Пророки в Коране: Введение в Коран и мусульманская экзегеза . Международная издательская группа «Континуум». п. 166. ИСБН 0-8264-4956-5 – через Google Книги .
- ^ Коран 44:37. - Юсуф Али
- ^ Коран 50:12-14.
- ^ Небес 2023 , с. 330.
- ^ Небес 2023 , с. 332.
- ^ Korotayev 1996 , pp. 2–3.
- ^ Korotayev 1995 , p. 98.
- ^ Korotayev 1996 .
- ^ КОРОТАЕВ, А. (1994). Среднесабайский БН З: родовая группа или глава рода?. Журнал семитических исследований , 39(2), 207-219 .
- ^ «Йемен | Факты, история и новости» . ИнфоПожалуйста .
- ^ Атенеум . Дж. Лекция. 1894. с. 88.
- ^ Полуха, Ева (28 января 2016 г.). Нестандартное мышление: очерки истории и (недо)развития Эфиопии . Корпорация Xlibris. ISBN 978-1-5144-2223-6 .
- ^ Вавилонские и восточные записи . Д. Натт. 1894. с. 107.
- ^ Джепп, Сара; Герлах, Ирис; Хитген, Хольгер; Шнелле, Майк (2011). «Йеха и Хавелти: культурные контакты между Сабахом и Д'МТ — новое исследование в Эфиопии » Материалы семинара по арабским исследованиям 41 : 145–160. ISSN 0308-8421 . JSTOR 41622129 .
- ^ аль-Алуси, Мухаммад Шукри. Булуг аль-Араб фи Ахваль аль-Араб, Vol. 2 . п. 122.
- ^ Уолбридж, Джон (1998). «Объяснение греческих богов в исламе» . Журнал истории идей . 59 (3): 389–403. дои : 10.2307/3653893 . ISSN 0022-5037 .
- ^ «Справочная библиотека бахаи – Указания Guardian, страницы 51–52» . ссылка.bahai.org . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ «Тайна божественной цивилизации | Справочная библиотека бахаи» . www.bahai.org . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Иов 1: 14–15.
- ^ Исаия 45:14
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бафаких, М. А., Объединение древнего Йемена. Борьба между Сабой, Химьяром и Хадрамаутом с I по III век христианской эры . Париж, 1990 г. (Библиотека Райдана, 1).
- Клотц, Дэвид (2015). «Дарий I и сабейцы: древние партнеры в мореплавании по Красному морю». Журнал ближневосточных исследований . 74 (2): 267–280. дои : 10.1086/682344 . S2CID 163013181 .
- Korotayev, Andrey (1995). Ancient Yemen . Oxford: Oxford University Press. ISBN 0-19-922237-1 .
- Коротаев, Андрей (1996). Доисламский Йемен . Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 3-447-03679-6 .
- Небес, Норберт (2023). «Ранняя Саба и ее соседи» . В Раднере, Карен; Мёллер, Надин; Поттс, Д.Т. (ред.). Оксфордская история древнего Ближнего Востока: эпоха Персии . Том. 5. Издательство Оксфордского университета. стр. 299–375. ISBN 978-0-19-068766-3 .
- Рикманс Дж., Мюллер В.В. и Абдалла Ю. Тексты из Древнего Йемена, начертанные на дереве . Лувен-ла-Нев, 1994 (Публикации Института востоковедов Лувена, 43).
- Статья в Британской энциклопедии
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Южно-аравийская «Надпись Абрахи» на сабейском языке. Архивировано 3 февраля 2016 г. в Wayback Machine на веб-сайте Смитсоновского института / NMNH.