Jump to content

Sikorsky CH-53 морской жереблет

(Перенаправлен из морского жеребца RH-53D )

CH-53 морской жереблет
Морский жереблет CH-53D с HMH-362 , приземляется на Фоб Эдинбург , провинция Гельменд , Афганистан
Общая информация
Тип с тяжелым подъемом Грузовой вертолет
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Сикорский самолет
Статус В эксплуатации
Основные пользователи United States Marine Corps (historical)
History
Manufactured1964–1978
Introduction date1966
First flightYCH-53: 14 October 1964
Retired2012 (USMC)[1]
VariantsHH-53 "Super Jolly Green Giant"/MH-53 Pave Low
Developed intoSikorsky CH-53E Super Stallion

( Морский жереблет CH-53 Sikorsky S-65 )-это американское семейство транспортных вертолетов с тяжелым подъемом , разработанными и построенным американским производителем Sikorsky Aircraft . Морский жереблет был первоначально разработан в ответ на запрос США, ВМС Бюро военно-морского военно-морского оружия сделанного в марте 1962 года на замену для вертолетов мохаве Sikorsky CH-37, летавших Корпусом морской пехоты Соединенных Штатов (USMC).

В июле 1962 года было выбрано предложение Сикорского, которое было по существу, было увеличенным S-61R, оснащенным двумя двигателями T64 T64 T64 и динамической системой S-64 / CH-54 . 14 октября 1964 года YCH-53A выполнил свой девичий рейс ; Первые поставки производственных CH-53 в оперативные единицы начались 12 сентября 1966 года. Первое боевое использование этого типа произошло в следующем году, когда он был развернут во Вьетнамский театр ; CH-53 быстро доказал свою ценность для перемещения тяжелых полезных нагрузок, особенно в результате восстановления поврежденных самолетов.

Several variants of the type were promptly introduced. The United States Air Force introduced the HH-53 "Super Jolly Green Giant", configured for special operations and combat search and rescue (CSAR) missions, during the latter part of the Vietnam War; the majority of these were subsequently rebuilt into the MH-53 Pave Low. The visually similar CH-53E Super Stallion is a heavier-lifting improved version of the rotorcraft, designated S-80E by Sikorsky; its third engine makes it more powerful than the Sea Stallion and thus displaced it for the heavy-lift mission. Furthermore, many early-build CH-53s were refitted with more powerful engines, while others were reconfigured for different mission roles, such as US presidential flights, training, and airborne mine countermeasures (AMCM) operations.

Several export deals for the CH-53 were made, leading to several international operators of the type. Among these are Germany, Iran, and Israel. Several unusual or high-profile operations have been undertaken, such as the capture and transportation of a Soviet advanced radar system to Israel under Operation Rooster 53 in 1969, and Iran's capture of five American CH-53s as a result of Operation Eagle Claw in 1980. Various operators deployed their CH-53s during international missions, often under the auspices of NATO or the United Nations, such as for UNSCOM in Iraq, in Kosovo with KFOR, IFOR in Bosnia and Herzegovina, and the ISAF in Afghanistan. While several operators have opted to retain the type into the twenty-first century, many others have opted to supplement or withdraw their Sea Stallions in favor of other platforms, sometimes with the more powerful CH-53E. The CH-53 remains in service with German and Israeli forces, and is one of the largest military helicopters in service. Germany is planning to replace its fleet as of the 2020s, with the latest version of the twin-rotor CH-47 Chinook. The latest version of the CH-53, the K model King Stallion is in production as of the 2020s entering service with the United States Marine Corps; this is replacing the Super Stallion, itself an upgraded version of Sea Stallion. The heavily upgraded Jolly Green Giant and Pave Low versions of the CH-53 were retired by 2008, flown by the U.S. Air Force for combat search and rescue. Overall, the CH-53 was replaced in many roles by the V-22 tilt rotor in U.S. service.

Development

[edit]

Origins

[edit]

In 1960, the United States Marine Corps (USMC) began to seek a replacement for their HR2S piston-powered helicopters. On 27 January 1961, the USMC began working with the U.S. Army, Navy, and Air Force on the "Tri-Service VTOL transport", which would eventually emerge as the LTV XC-142 tiltwing.[2] The design became more elaborate and the program stretched out, causing the USMC to drop out when they decided they would not receive a working machine in a satisfactory timeframe. In particular, there were concerns that the high levels of downwash produced by the XC-142A would render shipborne operations impractical.[2] In the end, the XC-142A, although a very innovative and capable machine, never entered production.[3]

In March 1962, the United States Navy's Bureau of Naval Weapons, acting on behalf of the USMC, issued a request for a "Heavy Helicopter Experimental / HH(X)".[2] The specifications dictated a load capability of 8,000 pounds (3,600 kg) with an operational radius of 100 nautical miles (190 km; 120 mi) at a speed of 150 knots (280 km/h; 170 mph). It was also specified to possess a higher top speed and greater lifting capacity than existing helicopters while also having a lower empty weight than preceding designs as well.[4] The HH(X) was to be used in the assault transport, aircraft recovery, personnel transport, and medical evacuation roles.[2] In the assault transport role, it was to be mostly used to haul heavy equipment instead of troops.[3]

In response, Boeing Vertol offered a modified version of the CH-47 Chinook; Kaman Aircraft offered a development of the British Fairey Rotodyne compound helicopter; and Sikorsky offered what amounted to a scaled-up version of the S-61R, with twin General Electric T64 turboshaft engines and the dynamic system of the S-64/CH-54, to be designated the S-65.[2] Kaman's proposal quickly died when the British government dropped its backing of the Rotodyne program. Competition between Boeing Vertol and Sikorsky was intense, with the Chinook having an advantage because it was being acquired by the United States Army.[3] During July 1962, it was announced that Sikorsky's bid had been selected as the winner on account of various considerations, including cost, technical factors, and production capability. However, a contract was not immediately forthcoming due to budgetary limitations.[2]

The YCH-53A prototype, 1964

The USMC had originally sought to procure four prototypes.[2] However, in light of funding shortfalls, Sikorsky, determined to keep the deal, reduced their estimate for the program's development costs by proposing that development could be performed with only two prototypes. Military officials favourably received the company's proposed reduction; in September 1962, Sikorsky was awarded a $9,965,635 (~$76.9 million in 2023) contract for the production of a pair of YCH-53A prototypes, as well as a mockup and a ground-test airframe.[2]

The development program did not go entirely smoothly, due to a shortage of engineering resources plus various failures of subcontractors and the government, but these problems were gradually overcome. There was also pressure against the program from U.S. Secretary of Defense Robert S. McNamara, who promoted the concept of "commonality" between the armed services by adopting the Chinook instead. However, the USMC managed to convince McNamara's staff that the Chinook could not meet their requirements without numerous expensive changes.[3]

The first YCH-53A performed its initial flight at the Sikorsky plant in Stratford, Connecticut, on 14 October 1964, about four months behind schedule.[2] During the previous month, the USMC had already placed an initial production contract for 16 helicopters. Flight trials went more smoothly than expected, helping make up for the time lost in development; on 19 November 1964, the type was formally introduced to the general public.[2] Around this time, it received the military designation and name CH-53A Sea Stallion. On 12 September 1966, the first deliveries of the CH-53 to an operational unit occurred.[5][2]

Further development

[edit]

The CH-53A arrived in Vietnam in January 1967 and proved useful, eventually recovering even more downed aircraft than the CH-54. A total of 141 CH-53As were built, including the two prototypes.[3] The U.S. Navy acquired 15 CH-53As from the USMC in 1971 for airborne mine countermeasures (AMCM) activities. The helicopters had more powerful T64-GE-413 turboshafts installed and received the designation RH-53A.[3]

The United States Air Force ordered the HH-53B in September 1966 and it first flew on 15 March 1967. It added a refueling probe, drop fuel tanks and a rescue hoist; it also featured upgraded T64-GE-3 engines. The Air Force used the HH-53B for combat search and rescue (CSAR).[6] HH-53C was an improved CSAR variant with a smaller 450 US gallons (1,700 L) fuel tank in exchange for more armor and better communication systems. The CH-53C was similar except it lacked a refueling probe. It was used by the USAF for more general transport work.[7]

HMH-362 CH-53Ds landing

Heavy lifting in tropical climates demanded more power, so the USMC decided to acquire an improved variant, the CH-53D, with uprated engines, originally the T64-GE-412 then later the T64-GE-413. The CH-53D also included an uprated transmission to go with the more powerful engines, and a revised interior to permit a load of 55 troops.[3]

The initial flight of the CH-53D was on 27 January 1969. The CH-53D served alongside the CH-53A through the rest of the Vietnam War. A VIP transport version designated VH-53D with plush accommodations was used by the USMC for the US presidential flights.[3] The US Navy also acquired CH-53D-based helicopters for minesweeping. These were designated RH-53D and included mine sweeping gear such as a pair of 0.50 BMG (12.7 mm) Browning machine guns for detonating mines. The Navy received 30 RH-53Ds beginning in 1973. After the RH-53Ds were in service, the RH-53As were handed back to the USMC and restored to CH-53A configuration.[3]

During the 1980s, Israeli Air Force's CH-53 Yas'ur fleet was upgraded by Israel Aircraft Industries and Elbit Systems. The project – which ended only in 1997 – improved the CH-53 avionics, robustness and extended its life span by at least two decades.

In 1989, some of the CH-53As being retired by the USMC were passed on to the U.S. Air Force for training, with these helicopters redesignated TH-53As. The TH-53As were stripped of most operational equipment and painted in USAF camouflage colors.[3]

Design

[edit]
CH-53 Sea Stallion recovers a disabled UH-60

The Sikorsky CH-53 Sea Stallion is a heavy lift military transport helicopter. The CH-53A carries a crew of four; pilot, copilot, crew chief, and an aerial observer. It can carry various payloads, including up to 38 fully-equipped troops, 24 litters with medical attendants, an internal cargo load of 8,000 pounds (3,600 kg), or an external load of 13,000 pounds (5,900 kg) on the single-point sling hook.[2] Access to the main cabin is via the large passenger door on the right side of the fuselage behind the cockpit, as well as by a power-operated loading ramp to the rear.[3] This loading ramp was capable of facilitating drive-on loading operations, enabling quicker cargo movements. The CH-53A was designed to have a useful payload capacity, in terms of weight, of almost half of the rotorcraft's empty weight.[4]

It is provisioned with mechanical flight controls, which are backed by three independent hydraulic systems.[3] As noted by Sikorsky engineer Edward S Carter Junior, the rotorcraft could be equipped to facilitate all-weather operations.[4] It shares a somewhat similar fuselage design, albeit on a substantially larger scale, with the Sikorsky S-61R series. While the Sea Stallion's fuselage is watertight, the helicopter is not intended for amphibious use and its ability to land on water is meant to only be used in emergency situations. To save space, which is normally at a premium on board most naval vessels, both the tail boom and the rotors can be folded while the helicopter is stowed; to reduce the workload involved in this process, an automated folding system was developed by Sikorsky.[4] Both the crew and vital systems are protected by armouring across key areas. All of the fuel was housed within sponsons on either side of the fuselage.[2] The CH-53A was typically equipped with a pair of 7.62×51mm NATO M60 machine guns that point out to each side of the fuselage.[3]

CH-53D releasing flares near Naval Air Station Patuxent River, 1982

The CH-53A features a fully-articulated six-bladed main rotor and four-bladed tail rotor.[2] According to Carter, the relatively high speed requirement stipulated by the USMC was the primary factor shaping the dynamic design.[4] While the Sea Stallion's dynamic systems were largely derived from those used on the earlier Sikorsky S-64 Skycrane, substantial reengineering were also involved due to the vastly different operating requirements. Extensive use of titanium was made across its dynamic components, particularly for elements that may have been susceptible to degradation over time due to metal fatigue.[4] Initially, the CH-53 was powered by a pair of General Electric T64-6 turboshaft engines, each of which provided up to 2,850 shaft horsepower (2,130 kW). These engines were located on the upper fuselage. Later engines included the T64-1, capable of generating up to 3,080 shp (2,300 kW), and the T64-16, which was rated for up to 3,485 shp (2,599 kW).[3] The HH-53B model featured T64-3 engines, which produced up to 3,080 shp (2,300 kW).[7]

The improved CH-53D features uprated engines, initially using the T64-GE-412 that could provide up to 3,695 shp (2,755 kW), then the T64-413 with its further elevated output of 3,925 shp (2,927 kW); these more powerful engines necessitated the use of an uprated transmission. Interior changes included additional seats, which allowed for up to 55 troops to be carried at a time. The CH-53D is generally armed with twin .50 BMG (12.7 mm) M2/XM218 machine guns. During the type's later years of service, it has become commonplace for CH-53Ds to have been retrofitted with various defensive countermeasures; such apparatus has often included an AN/ALE-39 chaff dispenser and an AN/ALQ-157 infrared countermeasure.[3]

Later production CH-53Ds featured a Blade Inspection Method (BIM) scheme to detect cracks in its metal rotors. BIM involved pressurizing the interior of the rotor blades with nitrogen. If a crack is present pressure is lost and a red indicator on the rotor blade tip was tripped. Later, the BIM system was connected to a cockpit display. BIM reduced the need to routinely swap rotor blades.[3]

Operational history

[edit]

United States

[edit]
Sea Stallion during BRIGHT STAR '85 exercise

The CH-53/HH-53 has seen considerable use in warzones and served in various conflict during its service. It was first used in the Vietnam War, often recovering downed aircraft and evacuating personnel. The CH-53D served alongside the CH-53A through the latter portion of the US's presence in Vietnam; both types played a critical role at the end of the conflict, performing evacuations of personnel during Operation Frequent Wind.[8]

U.S. Air Force HH-53 Super Jolly Green Giants were the primary search-and-rescue helicopter in Southeast Asia between 1967 and 1975, inserted the Operation Ivory Coast rescue team into the North Vietnamese prison camp at Son Tay in 1970, and carried the USMC and Air Force Security Forces who attempted to rescue the crew of SS Mayagüez.[9][8][10] Marine-flown Navy Sea Stallions were the rotary-wing element of Operation Eagle Claw, the attempted rescue of American hostages in Iran in 1980 that ended in disaster and embarrassment at "Desert One".[11][12] Marine CH-53s were used in Grenada during Operation Urgent Fury.[13]

CH-53E Super Stallion Landing на корабле, 2003

CH-53 управлялся ВВС, морским корпусом и флотом в поддержку операции «Иракская свобода» . Он также управляется всеми тремя службами в поддержку операции по устойчивой свободе в Афганистане. Это было в афганском театре, чем финальные оперативные миссии флота CH-53-го, были выполнены в феврале 2012 года. [ 14 ]

17 сентября 2007 года VMM-263 USMC был развернут с десятью MV-22B Ospreys , самолетом Tiltrotor . [ 15 ] V-22 был основной заменой парков USMC CH-53DS и CH-46E Sea Knights , но не более мощных CH-53ES ; Вместо этого . планируется вытеснить флоты военно-морского флота и USMC CH-53E [ 16 ] [ 17 ]

В сентябре 2011 года HMH-463 заменил свой CH-53DS CH-53ES. HMH-363 и HMH-362 должны управлять D-моделями до тех пор, пока эскадрильи не будут деактивированы. Оба блока должны быть реактивированы как эскадрильи MV-22 и CH-53K соответственно. Несколько вертолетов CH-53 будут сохранены для 3-го морского полка для обучения. [ 18 ] [ 19 ] HMH-362 вышел на пенсию последних CH-53DS после его боевого развертывания в августе 2012 года и выведена из эксплуатации в ноябре 2012 года. [ 20 ]

В августе 1968 года делегация израильских ВВС (IAF) посетила завод Сикорского в Коннектикуте, и в поисках информации для выбора следующего штурмоптера службы. [ 21 ] Делегация искала вертолет с увеличенной пропускной способностью полезной нагрузки, очень маневренной и устойчивой, который мог бы пережить прямые попадания из снарядов разных калибров. Они изучили CH-47 Chinook Boeing и CH-53 Сикорского, было признано, что последний был как больше, так и сильнее, чем любой из других вертолетов IAF, и, таким образом, представлял собой значительный прогресс с точки зрения возможностей. Основываясь на опыте, полученном в результате интенсивной борьбы с тогдашней шестидневной войной , делегация решила поддержать CH-53. [ 21 ]

Израильские воздушные силы CH-53 Yas'ur 2025 Подняв солдат 669 с носилками

2 октября 1969 года первые вертолеты S-65C-3 (CH-53D) были доставлены в Израиль первоначального порядка семи. [ 2 ] В то время страна была вовлечена в войну за истощение , и, таким образом, этот тип был быстро отправлен в бой. Получив еврейское имя Yas'ur ( Peter ), еще 35 вертолета были доставлены для выполнения последующих заказов. [ 2 ] 6 августа 1970 года была создана первая эскадрилья Yas'ur. В течение нескольких десятилетий этот тип служил основными грузовыми вертолетами МАФ, обычно используется для перевозки как войска, так и тяжелого оборудования.

В 1969 году, во время войны за истощение, IAF CH-53s приземлился в Египте и передал захваченную советскую передовую радиолокационную систему обратно в Израиль для изучения израильских ученых и инженеров (см. Операцию Rooster 53 ). [ 22 ] Яс'ер также использовался в различных других способностях во время конфликта, включая поиск навигатора из сбитого IAF F-4 Phantom II под устойчивым огнем противника 30 июня 1970 года. [ 21 ]

Силы обороны Израиля Железные тропы разведки

Во время войны в Йом Кипур 1973 года Яс'ер регулярно перемещал артиллерийские батареи и для вставки подразделений ИДФ вокруг фронтов. Этот тип также использовался для эвакуации сотен раненых солдат и спасенных пилотов из -за вражеских линий как в Египте, так и в Сирии. [ 21 ] В одном помолвке один яс'е был атакован множеством самолетов, в том числе пара MIG-21 ; При отработке ущерба он все еще мог вернуться на базу. С 1973 года ИДФ также использовалось для приземления и извлечения коммандос Sayeret на рейды и патрулирование глубоко за вражескими линиями в Ливане Сирии и на Большом Ближнем Востоке. [ 21 ]

В течение 1980 -х годов израильские авиационные промышленности, наряду с Elbit Systems, начали крупную программу модернизации для флота IAF Yas'ur. Проект, который был завершен в 1997 году, улучшил авионику CH-53 и повысил свою надежность, а также продлил эксплуатационный срок службы флота как минимум на два десятилетия.

В 1989 году несколько Yas'urs использовались для выполнения пожарных операций на горе Кармель и его окрестностях . Они выполнили десятки низких эстакад в дым и пламя, сбросили 700 тонн воды на огонь и обливали его. 8 ноября 1992 года пара CH-53 выполнила одну из самых длинных операций по море в МАФ, чтобы забрать пассажира из расстроенной яхт- фантазии 2 у побережья Судана . [ 21 ]

Во время ливанской войны в 2006 году Хезболла сбил израильский яс-53 яс-53 с противотанковой ракетой, убив пять членов экипажа. [ 23 ] [ 24 ] По сообщениям, это была единственная боевая потеря израильского CH-53 во время этого конфликта. [ 25 ] [ 26 ]

16 августа 2012 года IAF временно обосновал свой флот CH-53 после того, как он испытывал трудности в полете, которые привели к аварийной посадке; Первоначальные отчеты утверждают, что проблема была связана с лезвиями ротора. [ 27 ] Флот снова был заземлен в течение трех недель после того, как CH-53 был разрушен пожаром во время тренировочных упражнений; Впоследствии IAF приписал эту потерю дефектному компоненту и обвинил Локхид Мартин в том, что он не сообщил о проблеме. [ 28 ]

Iaf yas'ur 2025

В течение 2015 года было объявлено, что Израиль планировал отозвать последний из своих ясров около 2025 года. [ 29 ] Изученные варианты замены включали CH-53K и CH-47F Chinook, с потенциальным заказом на приблизительно 20 вертолетов, размещенных для предпочтительного варианта. [ 30 ] В течение февраля 2021 года израильское министерство обороны объявило о выборе CH-53K для замены флота Yasur. [ 31 ] [ 32 ]

7 октября 2023 года, в течение первого дня войны из Израиль-Хама , и в первый раз, после ливанской войны в 2006 году в аналогичном инциденте, ХАМАС сбил IAF CH-53 с противотанковой ракетой и ударил по левому двигателю, При переносе около 50 десантников (очень необычная процедура, в отличие от утвержденной максимальной пропускной способности IAF 33 войска). [ 33 ] Пилот удалось безопасно приземлиться в открытом поле, разгрузив как экипаж, так и десантники. Затем CH-53 был поражен второй противотанковой ракетой, полностью разрушая вертолет. Обительники пережили нападение с незначительными до средними травмами. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]

Иранский морской жереблет в 1970 -х годах

В течение 1970-х годов первоначальный флот из шести морских жеребцов RH-53 был доставлен в Имперский Иранский флот Ирана (IIN). После иранской революции в 1979 году морские жеребцы продолжились на службе в переименованной Исламской Республике Иран -флот (ИРИН). [ 5 ] Они были дополнены пятью примерами ВМС США, которые были заброшены во время операции Eagle Claw в 1980 году. [ 37 ] США Несмотря на санкции , которые заблокировали нацию от приобретения запчастей и поддержки за рубежом, Иран, как сообщается, смог сохранить хотя бы часть их морских жеребцов в операционном состоянии; Этим усилиям помогал нелегальный экспорт контролируемых частей в Иран гражданами США. [ 38 ] [ 39 ]

Германия

[ редактировать ]
Heer CH-53G Полет в Альпах, 2005

В 1966 году немецкие военные оценили как CH-53, так и CH-47 как замену для вертолетов H-21 и H-34G с первоначальным требованием на 133. [ 40 ] Покупка CH-53 была одобрена в июне 1968 года, но из-за бюджетных ограничений было заказано только 110. [ 40 ] После доставки в 1969 году из двух предварительных вертолетов из Sikorsky производственные самолеты были построены VFW-Fokker в Speyer в Германии. [ 40 ] Первый немецкий вертолет CH-53G Среднего транспорта вылетел из Спейера 11 октября 1971 года и был доставлен в Bundeswehr 61 центр испытаний в Центре летных испытаний в Manching в декабре 1971 года. [ 40 ]

получил Авиационный корпус немецкой армии 110 типов CH-53GS, производные CH-53D, между 1971 и 1975 годами. 108 вертолетов были построены в Германии VFW-Fokker. Первый рейс немецкого CH-53G был сделан в 1971 году, за которым последовал в марте 1973 года поставкой первых машин в HeeresfliegerRegiment (HFLGRGT, полк армейского авиационного корпуса) 35 в Мендиге , и вскоре после недавно сформированного полка армии Авиационного корпуса). 15 базируется в Рейне и Армейском корпусе Авиационного полка 25, базирующейся в Лауфхейме . [ Цитация необходима ]

Bundeswehr CH-53G, 2019

Чтобы соответствовать еще более требовательным спецификациям, со временем CH-53G получила модификации 1990 года, предназначенные для улучшения срока службы и операционных возможностей. Они включали три основных обновления: новые системы предупреждения о ракетах и ​​самозащиты; предоставление двух внешних топливных баков, позволяющих увеличить диапазон до 1100 миль (1800 км) при перевозке 36 вооруженных солдат или полезной нагрузки 12 100 фунтов (5500 кг); и добавление кабины ночного видения -кабины для ночных полетов на низком уровне. Все CH-53G были обновлены Eurocopter Germany к началу 2001 года, что привело к обновленным вариантам GS/GE/GA. В результате иностранных военных операций 20 вертолетов CH-53G были преобразованы для выполнения боевых поисковых и спасательных миссий (CSAR). Версия CH-53GS оснащена модернизированным оборудованием IFR, дополнительными внешними топливными баками, кабиной ночного здравоохранения с низким светом и NVG, частичной баллистической защитой, коллекционерами пыли двигателя, ракетным счетчиком и вооружением самообороны. Кроме того, оригинальные двигатели были заменены более мощными двигателями T64-100. [ Цитация необходима ]

Немецкая армия CH-53G на ILA 2016

Единицы авиационного корпуса немецкой армии провели широкий спектр международных миссий под эгидой ISAF с ISAF НАТО и ООН, предоставляя транспорт для членов UNSCOM в Ираке, служащий в Косово с KFOR , с Ифором в Боснии и Герцеговине, а в последнее время с ISAF с ISAF, с Ифором в Боснии и Герцеговине, а в последнее время с ISAF с с ISAF, а также с ISAF , а также с Исаф. в Афганистане. [ Цитация необходима ] 1 января 2013 года все армейские авиационные корпусы CH-53G были переведены в Немецкие ВВС и включены в крыло вертолета 64 . [ 41 ]

В течение 2010-х годов Германия, как сообщается, рассматривала варианты замены своего стареющего флота CH-53G, с кандидатами, включая модель Chinook и CH-53K . 29 сентября 2020 года Министерство обороны Германии отменило программу «Schwerer Transporthubschrauber» (STH) с тяжелыми вертолетными вертолетными вертолетами после 45-60 вертолетов после того, как инициатива будет считаться слишком дорогой, и заявил, что его флот CH-53 Гл. период пересмотра. [ 42 ] [ 43 ] В 2022 году федеральное правительство объявило, что все Германии CH-53 будут заменены 60 CH-47FS. [ 44 ]

В течение 1970 года пара S-65C-2 или S-65ö (эквивалентная стандарту CH-53D, хотя и без воздушного заправки) вертолеты были доставлены в Австрию. Предназначенные в первую очередь для выполнения воздушных спасательных операций в Альпах , они были назначены в 1-е крыло вертолета австрийских ВВС , что делает службу вторым иностранным оператором CH-53. [ 2 ] Их оборудование включало в себя тот же спасательный подъемник, что и HH-53 и фитинги для вспомогательных топливных баков и размещение для 38 пассажиров. Несмотря на то, что они хорошо выполнялись в операциях на высоких высотах, относительно высокие эксплуатационные расходы типа были основным фактором, способствующим решению Австрии продать оба роторкрата в Израиль в 1981 году. [ 2 ] Однако, со времен Galtür Avalanche 1999 года , в которой более 7000 тысяч человек перевезли в результате международного сотрудничества вертолетных ресурсов из Австрии, США, Германии, Франции и Швейцарии, включая 50 вертолетов, было проведено больше ресурсов вертолета. [ 45 ]

В течение 2003 года Fuerza Aérea Mexicana (FAM) приобрела четыре избыточных морских жеребца CH-53D от Израиля по цене 25 миллионов долларов США (~ 39,7 млн. Долл. США в 2023 году). [ 46 ] [ 47 ] До их доставки в 2005 году все вертолеты были обновлены до стандарта Yasur 2000. Из -за ограниченных бюджетов только два были фактически эксплуатированы 104 -й воздушной эскадрилья, а другая пара служила источником запасных частей. Их первоначальные миссии были транспортом военнослужащих и коммандос, но впоследствии их основная миссия была изменена на выполнение операций по спасению и оказанию помощи стихийным бедствием, а также переехала в BAM 8 в Юкатане . К 2013 году все примеры были навсегда отозваны с службы. [ 48 ]

Гражданское использование

[ редактировать ]

В течение 2007 года калифорнийская компания CH-53D конфигурировала первая коммерчески принадлежащая CH-53D в конфигурацию пожарной охраны, которая была названа фирмой как жереблет пожарный Компания планировала сделать их доступными для найма другими операторами; В дополнение к борьбе с пожаром, строительные работы и общие транспортные обязанности были представлены для флота. [ 49 ] В то время как флот, как сообщается, пролетел в течение нескольких лет, они вошли в хранение только после короткого периода использования из -за нехватки компонентов. [ 50 ]

Варианты

[ редактировать ]
USMC CH-53D TACLINGING в Al-Asad Airbase, Ирак, июнь 2006 г.
USMC VH-53D используется HMX-1
CH-53G Авиационного корпуса немецкой армии во время упражнения в Боснии, апрель 2002 г.
YCH-53A
Два прототипа с двумя 2850 двигателями SHP (2130 кВт) T64-GE-3.
CH-53A
Первоначальный производственный вариант для USMC. 139 построено.
RH-53A
CH-53A переименован с двумя 3925 SHP (2927 кВт) двигателя T64-GE-413 в качестве воздушных контрмеров шахт (AMCM) для военно-морского флота Соединенных Штатов . 15 конверсий.
TH-53A
Сниженные CH-53, используемые для обучения ВВС США .
CH-53D
CH-53A с улучшенной передачей, большей каютой для 55 войск и автоматического складывания лезвия ротора для Корпуса морской пехоты США , 126 построено.
RH-53d
Вариант AMCM ВМС Соединенных Штатов CH-53D, оснащенный пулеметами калибра 0,50 дюйма и обеспечением для заправки воздуха. 30 построено для USN. Шесть примеров также были экспортированы в Иран до иранской революции в 1979 году. [ 5 ] Эта версия может нести 25 000 фунтов (11 340 кг) груза с грузовым крючком. [ 51 ]
VH-53d
Два CH-53D для USMC VIP Transport .
VH-53f
Шесть несчастных VIP -вертолетов для ВМС США/морской пехоты.
CH-53G
Немецкая базовая версия CH-53D для Авиационного корпуса немецкой армии . Внутреннее обозначение Сикорского было S-65C-1. [ 52 ] Всего было произведено 112 112, включая 2 предварительного производства и 20, собранные VFW-Fokker и 90, построенные Speyer. [ 53 ] По состоянию на 2007 г. , 89 немецких CH-53 были в эксплуатации, и в 2014 году запланировано 80 человек. Все немецкие CH-53 будут получать двигатели T64-100 (в 3 партиях; первая партия уже установлена, вторая партия в настоящее время находится Установленная и 3 -я партия запланирована с доступным финансированием). Все получат IFR-способность. [ 54 ]
CH-53GS
Обновление 20 CH-53GS в конце 1990-х годов, с дополнительной ракетной счетчиком, модернизированной системой связи и навигации и добавлены два внешних топливных бака. [ 53 ] Позже они получили первую партию двигателей T64-100 для работы в горячих и высоких условиях, которые преобладают в Афганистане. Также были установлены пулеметы MG3 и M3M. [ 55 ] Обновление CH-53GS/GE также было заказано для предоставления возможностей боевых поисков (CSAR) для 26 вертолетов. [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
CH-53GE
Конфигурация, основанная на возможностях CH-53GS Боевой поиск и спасения (CSAR). [ 56 ] Конфигурация обновления была ранее известна как CH-53GSX. [ Цитация необходима ] Он дополнительно обновляется с современной электроникой, двумя внешними топливными баками, встречными мерами и пылевыми фильтрами для двигателей. Обновление было заказано для поддержки развертывания Афганистана. [ 55 ]
CH-53GA
Обновление еще 40 CH-53Gs с новой полевой палубой, новой системой управления полетом, автопилотом, навигационными и коммуникационными системами, FLIR, ECM и ракетными счетчиками, а также положениями для дополнительных внутренних топливных баков. Вертолет CH-53GA успешно завершил свой первый рейс в феврале 2010 года. [ 59 ] Обновление было завершено к 2013 году. [ 60 ]
S-65ö
Экспортная версия CH-53D для австрийских ВВС . Внутреннее обозначение Сикорского было S-65C-2. Только 2 были построены, впоследствии проданы Израилю. [ 52 ]
S-65C-3
Экспортная версия CH-53D для израильских ВВС . [ 52 ] Версия Yas'ur 2000 - это вертолеты, обновленные и улучшенные израильскими авиационными промышленностью , чтобы продлить срок службы в течение 2000 года. Yas'ur 2025 - это еще одна обновленная версия с новыми системами и новыми коробками передач. [ 61 ] Израиль завершил обновление к 2015 году и в настоящее время управляет 21 яйцами по состоянию на ноябрь 2023 года. [ 62 ] [ 63 ]

Операторы

[ редактировать ]
CH-53-2000 Yas'ur (S-65C-3) израильских ВВС во время 65-го Дня независимости Израиля в 2013 году в 2013 году
 Германия
 Иран
 Израиль

Бывшие операторы

[ редактировать ]
S-65ö австрийских ВВС, припаркованных в RAF Greenham Common в 1974 году.
 Австрия
 Германия
 Мексика
 Израиль
 Соединенные Штаты
  • ВВС США (см. MH-53 Pave Low )
  • Корпус морской пехоты США [ 1 ]
    • HMH-361 "Flying Tigers" , 1977–1990 (преобразовано в CH-53E Super Stallion, 1990-Present)
    • HMH-366 "Hammerheads" , 1994–2000 гг. (Преобразовано в Super Stallion CH-53E, 2008–2022)
    • HMH-461 "Ironhorse" , 1966–1988 (первоначально преобразованный CH-53E Super Stallion, 2008–2022; впоследствии преобразован в CH-53K Кинг-Жереб.
    • HMH-462 "Тяжелые перевозчики" , 1965–1992 гг.
    • HMH-769 "Titan" , 1971–1990 (первоначально преобразованный RH-53D Sea жеребец, 1990–1996 гг.; Позднее преобразован в Super жеребцов CH-53E, 1996–2008 гг.; Впоследствии будет преобразован в CH-53K King Stallion в 2026 году) в 2026 году) в 2026 году) в 2026 г.
    • HMH-772 "Flying Armadillos" , 1971–2000 с (преобразовано в Super Stallion CH-53E, 2000-е годы-PRESENT)
    • HMHT-302 "Phoenix" , 1987–1995 (обученные воздушные заводы и специалисты на CH-53 до 1995 года, сегодня только тренируются по супер-желудочному жеребюме CH-53E, 1987-PRESENT)
  • ВМС США [ 68 ] (преобразован в морской дракон MH-53E)

Самолеты на дисплее

[ редактировать ]
CH-53A в музее, 2012
CH-53d в Национальном музее военно-морской авиации
На дисплее

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
На дисплее

Несчастные случаи и инциденты

[ редактировать ]

Из-за большого размера самолета и вместимости войск аэрофотоснимки с участием H-53-вертолетов были одними из самых смертоносных аварий на вертолете .

  • 23 июня 1967 года : USMC CH-53A BU. Никто #65-082 не столкнулся с армией UH-1B #63-8572 армии США #63-8572. Во время взлета из лагеря Леженун , все 20 морских пехотинцев на борту были убиты вместе с двумя пассажирами UH-1B. [ 72 ]
  • 8 января 1968 года : USMC CH-53A #65-100 HMH-463 потерпел крушение в лесу HảI LăANG к югу от базы боевой базы . [ 73 ]
  • 19 февраля 1968 года : USMC CH-53A #65-055 врезался в Маунти Маунтин, убив всех 13 сотрудников на борту. [ 74 ]
  • 22 февраля 1968 года : USMC CH-53A #65-060, был поражен зенитным пожаром и потерпел крушение на боевой базе KHE SANH , убив двух морских пехотинцев. [ 75 ]
  • 1 мая 1968 года : USMC CH-53A #65-058 врезался в море у Quảng Trị провинции, убив одного члена экипажа. [ 76 ]
  • 28 июля 1968 года : USMC CH-53A #65-061 разбился к югу от Данана, убив всех пяти членов экипажа. [ 77 ]
  • 1 сентября 1969 года : USMC CH-53A #65-059 потерпел крушение в провинции Тхаи Тин, убив всех пяти членов экипажа. [ 78 ]
  • 13 сентября 1970 года : USMC CH-53D #65-181 был поражен зенитным пожаром и разбился без смертельных случаев. [ 79 ]
  • 26 октября 1970 года : USMC CH-53D #65-192 потерпел крушение на испытательном полете возле Дананг, убив одного члена экипажа. [ 80 ]
  • 30 октября 1970 года : USMC CH-53D #65-259 был поражен зенитным пожаром и потерпел крушение в провинции Кунг Нам , убив двух членов экипажа. [ 81 ]
  • 18 февраля 1971 года : USAF CH-53C #65-227 из 21-й эскадрильи специальных операций пострадал от пожара в Лаосе без смертельных случаев. [ 82 ]
  • 18 февраля 1971 года : USMC CH-53D #65-189 потерпел крушение возле Хуế , убив всех девяти сотрудников на борту. [ 83 ]
  • 1 марта 1971 года : ВВС США CH-53C #65-229 из 21-й эскадрильи специальных операций пострадал от пожара и потерпела крушение возле Лонг Тинга , убив шесть сотрудников. [ 84 ]
  • 11 июля 1972 года : USMC CH-53D #65-177 был поражен поверхностью до воздуха и разбился возле Quảng Trị , убив трех членов экипажа и 45 южно-вьетнамских морских пехотинцев. [ 85 ]
  • 24 января 1975 года : ВВС США CH-53C #65-338 из 21-й эскадрильи специальных операций потерпел неудачу на главе главного ротора и потерпел крушение возле базы Накона Фанома Королевского тайского военно-морского флота , убив всех четырех сотрудников на борту. [ 86 ]
  • 13 мая 1975 года : ВВС США CH-53C #65-231 21-й эскадрильи специальных операций потерпела крушение к западу от Накхонской королевской базы ВВС, убив 23 персонала ВВС [ 87 ]
  • 15 мая 1975 года . В ходе в Маягесе инцидента три CH-53 из 21-й эскадрильи специальных операций были сбиты кхмером- рубцами , что привело к гибели десяти морских пехотинцев, двух военно-морских корпусов и двух членов экипажа ВВС. [ 88 ]
  • 26 сентября 1975 года : ВВС США CH-53C #65-342 601-й эскадрилья тактической авиации потерпел крушение возле Delbrück ( Падерборн ) Германии, убивающей 16 человек на борту.
  • 10 мая 1977 года : CH-53 разбился в Израиле , что привело к гибели 54 человека.
  • 21 октября 1977 года : CH-53 разбился в Миндоро, Филиппины, во время операций с нагрузкой стропы из-за недостатка дизайна на хвостовом роторном приводе; 31 американские морские пехотинцы, служащие в оперативной крепости, были убиты. [ 89 ]
  • 11 декабря 1978 года Немецкой армейского корпуса армии -53G Среднего транспортного вертолетного полка : CH . Во время приземления в плохой видимости хвостовой ротор ударил по земле. Из четырех обитателей один был убит. [ 90 ]
  • 25 апреля 1980 года : шесть USN RH-53 были потеряны в операции Eagle Claw , неудачная попытка спасти американских заложников в Иране .
  • 26 ноября 1980 года : CH-53G Среднего транспортного вертолетного полка Авиационного корпуса немецкой армии . Все четыре обитателя были убиты. [ 91 ]
  • 14 сентября 1982 года : CH-53A #65-083 [ 92 ] разбился в Северное море у побережья Дании во время упражнения НАТО « Северная свадьба », убив всех 5 военнослужащих на борту: [ 93 ] Пилот, капитан Уильям Х. "Сонни" Кокс; Со-пилот капитан Джеймс Б. Хафф; Шеф экипажа SSGT. Гари Дж. "Бутч" Лестер; Сержант Тимоти А. "Тим" Крейтон; и капеллан, флот Cdr. Дэвид Р. Моррисон. Морский жереблет был частью морской тяжелой вертолетной эскадрильи-777. [ 94 ]
  • 27 апреля 1983 года : CH-53D разбился в Атлантике у побережья Вирджинии. Авария привела к утоплению морской 1 -й лейтенант Дэвид А. Бойл. Иск, поданный отцом Бойла, отправился в Верховный суд . [ 95 ]
  • 24 марта 1984 года : CH-53D врезался в гору в Южной Корее во время ночной операции, убив 29. [ 96 ]
  • 6 мая 1985 года : CH-53D пережил сбой передачи и упал в Японское море, убив 17. [ 96 ] Он возвращался на аэродромную станцию ​​морской пехоты Футенма из MCAS Iwakuni, префектуру Ямагучи. [ Цитация необходима ]
  • 29 декабря 1988 года . Израильский яс'ер разбился во время миссии по пограничному стойке на границе Израиль-Египта. Исследование определило, что высокочастотная гетеродиновая вибрация, вызванная коррекцией отношения с поздним контролем во время падения пилотом (единственная смертность), вызвала структурную недостаточность; Разделение хвоста самолета и его непосредственное, быстрое противодействие и последующее сбое. Три оставшихся жильца были ранены. Кадры этой аварии можно увидеть в режиме онлайн. Система амортизаторов для предотвращения быстрой коррекции и, следовательно, гетеродиновых вибраций, была установлена ​​с тех пор на оставшихся вертолетах Yas'ur. [ Цитация необходима ]
  • 20 марта 1989 года : морской жереблет потерпел крушение, когда он был на маневрировании у горного восточного побережья Южной Кореи, недалеко от П'Оханга. 22 на борту были убиты. Шестнадцать других морских пехотинцев, в том числе один на земле, были ранены в аварии. [ 97 ]
  • 18 мая 1990 года : USMC CH-53D на пути к аэродроме морской пехоты Тустин потерпел крушение в округе Империал, штат Калифорния, убив одного члена экипажа и травмировав пять других. При восхождении на полете замок шага, задействованный одним главным лезвием ротора, вызывая сильную вибрацию, которая привела к тому, что хвостовой ротор покинул самолет при 2200 футов (670 м) AGL. Крутящий момент и быстрое вращение способствовали дальнейшему разрыву самолетов, только что обращаются с кормовой частью главной передачи. Авторация привела к отскоку, переворачивалась и стрелял. Вспомогательные танки были прикреплены. [ Цитация необходима ] Более 200 военнослужащих были убиты в результате несчастных случаев с участием CH-53A, CH-53D и CH-53E с 1969 по 1990 год. [ 98 ]
  • 14 марта 1994 года : CH-53D посадил на первое место и ворвался на военную взлетно-посадочную полосу в Северной Калифорнии. Один морской пехотинец был убит, а четыре морских пехотинца получили ранения. [ 99 ]
  • 4 февраля 1997 года : два CH-53 столкнулись в результате катастрофы на вертолете в Израиле. В общей сложности 73 человека погибли в результате аварии. [ 100 ]
  • 21 декабря 2002 года -53G Среднего транспортного вертолетного вертолетного полка Германской армейского корпуса : CH . Расследование после аварии пришло к выводу, что авария была вызвана механическим сбоем. [ 101 ]
  • 23 ноября 2003 года : MH-53M разбился возле авиабазы ​​Баграма в Афганистане. Пять американских военнослужащих были убиты. [ 102 ]
  • 13 августа 2004 года : USMC CH-53D с аэродромов Корпуса морской пехоты Футенма врезался в Международный университет Окинавы на Окинаве, Япония . Никаких серьезных ущерба или травм не произошло, но авария вызвала международный инцидент из -за напряженных отношений с использованием Футенмы в США. Сбой был вызван ошибкой обслуживания. [ 103 ] [ 104 ] [ 105 ]
  • 28 ноября 2008 года Авиационного корпуса -53G Регистратин 84+36 Среднего вертолетного транспортного полка Германии . CH : шесть обитателей. [ 106 ] Разрушение и частичное восстановление вертолетных обломков были завершены в июне 2009 года, Helilifting 84+36, погруженные ниже ее сестры 84+32 до деревни Альпнах . [ 107 ]
  • 26 июля 2010 года . Израильский CH-53 разбился во время учебного посадка в Карпатских горах в Румынии, убив шести израильских солдат и одного румынского. [ Цитация необходима ]
  • 29 марта 2011 : USMC CH-53D из залива МакБХ Канеохе врезался в залив, убив один и ранив три. [ 108 ]
  • 19 января 2012 года : USMC CH-53 потерпел крушение на юге Афганистана. Шесть военнослужащих Международной помощи (ИСАФ), все морские пехотинцы, были убиты в результате аварии. [ 109 ]

Технические характеристики (CH-53D)

[ редактировать ]
Немецкий армейский стрелок на борту CH-53
CH-53G Двигатель

Данные от deagel.com, [ 110 ] История ВМС США, [ 111 ] Международный каталог, [ 5 ] Файл фактов ВМС США [ 112 ] [ 113 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 пилота, 1 или более нагрузочных мастеров / членов экипажа
  • Емкость: 38 войск (55 в альтернативной конфигурации) или 24 носилки / 8000 фунтов (3600 кг) полезная нагрузка
  • Ширина: 28 футов 4 в (8,64 м) над крыльями -заглушками
15 футов 6 в (5 м) через фюзеляж
  • Пустой вес: 23 628 фунтов (10 717 кг)
  • Вес валового веса: 33 500 фунтов (15 195 кг)
  • Максимальный вес взлета: 42 000 фунтов (19 051 кг)
  • Силовая установка: 2 × Electric Electric T64-GE-413 Двигатели турбоссафта , 3925 SHP (2927 кВт) каждый
  • Главный диаметр ротора: 72 фута 2,8 дюйма (22,017 м)
  • Основная зона ротора: 4098,1 кв. Фута (380,73 м. 2 ) 6-летний главный ротор
  • Раздел лезвия: - NACA 0011 MOD [ 114 ]

Производительность

  • Максимальная скорость: 170 кН (200 миль в час, 310 км/ч)
  • Скорость круиза: 150 кН (170 миль в час, 280 км/ч)
  • Диапазон: 540 нм (620 миль, 1000 км)
  • Боевой диапазон: 95 нм (109 миль, 176 км)
  • Диапазон паром: 886 нми (1,020 миль, 1,641 км)
  • Потолок обслуживания: 16 750 футов (5110 м)
  • Скорость подъема: 2460 футов/мин (12,5 м/с)
  • Нагрузка диска: 8,95 фунта/кв. Фута (43,7 кг/м 2 )

Вооружение

  • Два дверных монтированных .50 BMG GAU-15/ Пулеметы. .50 BMG GAU-21 . У некоторых есть рампа, установленная на рампе
  • Немецкие CH-53GS могут установить два двумя заменены MG3 7,62 × 51 мм в боковых дверях, которые должны быть пулемета .

Смотрите также

[ редактировать ]

Связанная разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а беременный «Конец эры для иконы морской авиации» . Aero-news.net. 12 августа 2012 года . Получено 15 апреля 2013 года .
  2. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий «S-65/H-53A/D SEA SLALLION/H-53E Super Stallion» . sikorskyarchives.com . Получено 28 марта 2021 года .
  3. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п «S-65 Origins / US Marine CH-53A & CH-53D SEALION» . Airvectors.net, 1 января 2016 года.
  4. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Картер, Эдвард С. младший (сентябрь 1965 г.). «Технологический вклад программы разработки транспортных вертолетов CH-53A» . Журнал самолетов . 2 (5): 430–436. doi : 10.2514/3.43679 .
  5. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Frawley 2002, p. 148.
  6. ^ Дональд, Дэвид, изд. «Сикорский S-65». Полная энциклопедия мировых самолетов . Barnes & Noble Books, 1997. ISBN   0-7607-0592-5 .
  7. ^ Jump up to: а беременный USAF HH-53B, HH-53C, & CH-53C , Vectorsite.net, 1 мая 2006 года.
  8. ^ Jump up to: а беременный Данхэм, Джордж Р. (1990). Морские пехотинцы США во Вьетнаме: The Bither End, 1973–1975 гг . Государственный штаб -квартира по истории и музеям, Корпус морской пехоты США. ISBN  978-0-16-026455-9 . Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  9. ^ Gargus 2007, с. 284-288.
  10. ^ Wetterhahn 2002, p. 26
  11. ^ Картер (1982) , с. 519.
  12. ^ Бак, Питер (2015). Попытка спасения заложников Ирана: тематическое исследование . Pickle Partners. ISBN  978-1782899686 .
  13. ^ Крейшер, Отто. «Операция срочной ярости - гренада» . Ассоциация морской пехоты и Фонд. Архивировано с оригинала 19 апреля 2016 года . Получено 6 апреля 2016 года .
  14. ^ "Корпус морской пехоты США уходит на пенсию CH-53D" . Rotorhub, 24 февраля 2012 года.
  15. ^ Монтгомери, Дейв (19 сентября 2007 г.). «1-я эскадрилья V-22 тихо развернута в Ираке» . Команда военно -морских воздушных систем . ВМС США. Архивировано из оригинала 27 июля 2009 года . Получено 1 декабря 2008 года .
  16. ^ «Сикорский заключил контракт на разработку в размере 3,0 млрд долларов для корпуса морской пехоты CH-53K Heavy-Lift Helicopter», архивировав 27 ноября 2008 года на машине Wayback . Самолет Sikorsky, 5 апреля 2006 года.
  17. ^ «Новый тяжелый лифт -вертолет начинает разработку» . Корпус морской пехоты США, 9 января 2006 г.
  18. ^ GIDGET FUENTES (26 сентября 2011 г.). «Движение на Гавайях знаменует собой конец для винтажных CH-53» . Армейские времена . Архивировано с оригинала 30 сентября 2011 года . Получено 26 сентября 2011 года .
  19. ^ «Эскадрилья морской пехоты пролетает финальный тур с вертолетом эпохи Вьетнама в Афганистане» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2011 года . Получено 20 марта 2012 года .
  20. ^ « Уродливые ангелы» деактивируют после 60 лет службы » . dvidshub.net . Получено 27 марта 2018 года .
  21. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон «Сикорский CH-53 (« Яс'ер »(бенревер))» . Израильские ВВС . Получено 28 марта 2021 года .
  22. ^ Операция «Петух» - Израиль захватывает египетский радар в войне за истощение . Еврейская виртуальная библиотека . Получено 16 марта 2008 года.
  23. ^ «Безопасность и защита: координационные возможности» . Иерусалимский пост . 12 августа 2011 года.
  24. ^ «Израиль исследования CH-53 съемки» . Flightglobal . 6 августа 2006 г.
  25. ^ Гринберг, Ханан (12 августа 2006 г.). «Хизбулла сбивает вертолет на юге Ливана» . Ynet.
  26. ^ Cordesman, ах; Салливан, WD; Салливан Г. (2007). Уроки израильской войны из Израильской Гезболлы 2006 года . Значительные проблемы серии. CSIS Press. п. 122. ISBN  978-0-89206-505-9 Полем Тем не менее, IAF потерял только один самолет в бою и четыре в несчастных случаях. Три апачи AH-64 были потеряны. Во-первых, длинный ящик AH-64, который был потерян в результате технической проблемы, и два AH-64 были потеряны в результате столкновения в воздухе, вызванном ошибкой пилота. F-16 разбился во время взлета после неудачи шин. Единственной боевой потерей был транспортный вертолет CH-53, который только что разгрузил войска и был поражен во время взлета китайским светом QW-1 Sam
  27. ^ Эгози, Ари. «Флот израильских воздушных сил CH-53 после аварийной посадки». Flight International , 17 августа 2012 года.
  28. ^ Эгози, Ари (21 марта 2020 г.). «Разломы Израиля, переключатель разломов, Lockheed для CH-53 Fire» . verticalmag.com.
  29. ^ Израильские воздушные силы ищут подъем от CH-53K FlightGlobal , 10 августа 2015 года.
  30. ^ Аронгейм, Анна (2 августа 2018 г.). «Две защитные компании конкурируют, чтобы заменить вертолеты из Израиля» . Иерусалимский пост . Архивировано из оригинала 7 февраля 2018 года.
  31. ^ «Израиль выбирает CH-53K King Reslion в качестве нового транспортного вертолета IDF» . Времена Израиля . Получено 25 февраля 2021 года .
  32. ^ Зитун, Йоав (25 февраля 2021 г.). «IDF одобряет использование CH-53K King Stallion в качестве своего нового грузового вертолета» . Ynet.
  33. ^ "ASN Wikibase Acdurence # 346569" . Авиационная сеть безопасности.
  34. ^ "Яс'е 2025 #985" Кондор " (от иврита). Sky-high.co.il.
  35. ^ Новостная программа 12 канала "UVDA": «Воины из самолета, которые почти разбились, говорят» (от иврита). Мако.
  36. ^ «Вертолет, несущий израильские войска на юг после того, как нападение ХАМАСа пострадало от взрыва» «Таймс Израиля», 15 октября 2023 г.
  37. ^ RH-53D Список производства извлечен 28 апреля 2012 года.
  38. ^ «Директор сингапурской фирмы, приговоренная за незаконную экспорту компонентов контролируемых самолетов в Иран» . Justice.gov. 5 ноября 2009 г.
  39. ^ «Иран планирует использовать захваченный американский коптер против нас» Medium.com. 22 февраля 2014 года.
  40. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Крюгер, Альфред (ноябрь -декабрь 1972 г.). Воздушная дайджест . 24 (6). Воздушная бритаж . {{cite journal}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  41. ^ Рэй, Роланд (14 декабря 2012 г.). «Мы хотим предложить вам новый военный дом» . Schwäbische Zeitung (на немецком языке) . Получено 6 января 2013 года .
  42. ^ Спренгер, Себастьян (14 января 2020 года). «Lockheed, Boeing входит в тяжелую транспортную вертолетную гонку Германии» . defensenews.com.
  43. ^ Ньюдик, Томас (29 сентября 2020 года). «Топоры Германии планируют купить Sikorsky CH-53K или Boeing CH-47-вертолеты» . thedrive.com.
  44. ^ Твиттер Германия в США , 5 июля 2023 года , извлечен 5 июля 2023 г.
  45. ^ «BBC News | Европа | Лавины спасатели находят тело девочки» . News.bbc.co.uk. ​Получено 3 апреля 2024 года .
  46. ^ Медельин, Хорхе Алехандро (27 апреля). «Израиль доставляет в Мексику военные вертолеты » . Универсальный . Мехико.
  47. ^ Барзилай, Амнон (19 декабря 2003 г.). «Мексика покупает 2 ракетных корабля, 4 чопперы, за 90 миллионов долларов» . Хаарец .
  48. ^ Jump up to: а беременный Роа, Адриан (21 ноября 2015 г.). «Они обнаружили вертолет CH-53 Sedenna, пожертвованную в штат Идальго » . Infodefense.com.
  49. ^ Розенлоф, Ким (31 января 2007 г.). «Тяжелый лифт» пожарные жеребцы, готовые к пожарной торговле » . ainonline.com.
  50. ^ Арчер, Майкл (23 августа 2020 г.). «Сага о CH-53D« пожарных жеребцах » . Airattackmag.com.
  51. ^ Джон Пайк. "RH-53D" . Globalsecurity.org .
  52. ^ Jump up to: а беременный в Sikorsky H-53 морской жеребец архив 8 июня 2017 года на машине Wayback . Получено 28 апреля 2012 года.
  53. ^ Jump up to: а беременный Иден, Пол. «Сикорский H-53», Энциклопедия современных военных самолетов . Янтарные книги, 2004. ISBN   1-904687-84-9 .
  54. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 декабря 2010 года . Получено 21 апреля 2009 года . {{cite web}}: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка )
  55. ^ Jump up to: а беременный Модернизированный вертолет для использования Афганистана , Bundeswehr.de. ( Английский перевод .)
  56. ^ Jump up to: а беременный «Германия обновляет свои вертолеты CH-53G» . Оборонная индустрия ежедневно, 21 июня 2009 года.
  57. ^ Хойл, Крейг. «Eurocopter получает соглашение о восстановлении персонала для немецкой армии CH-53» . Flight International, 23 июня 2009 г.
  58. ^ "Eurocopter Знаки договора на модернизацию 26 CH53 Bundeswehr Helicopters для миссий по восстановлению персонала" [ Постоянная мертвая ссылка ] Полем Еврокоптер, 18 июня 2009 г.
  59. ^ Хойл, Крейг. «Прототип немецкой армии CH-53GA летит» . Flight International , 11 февраля 2010 года.
  60. ^ «Немецкий Heeresflieger Order CH-53 Обновление» Архивировало 22 июня 2008 года на машине Wayback . Flug Revue, 25 февраля 2007 г.
  61. ^ «Израиль начинает тестировать обновленную вертолета CH-53» . 5 января 2009 г.
  62. ^ «Вертолет Yas'ur будет жить еще один век» (от иврита). Официальный сайт IAF.
  63. ^ Израиль приобретает избыточные вертолеты CH-53 для запчастей - FlightGlobal , 25 января 2013 г.
  64. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Мировые воздушные силы 2014» (PDF) . Полезной проницательности. 2014 . Получено 19 мая 2014 года .
  65. ^ «Военно -воздушные силы мира - 1981» . Flightglobal . Получено 19 мая 2014 года .
  66. ^ «Армейские и воздушные вертолеты» . Flugrevue. 14 декабря 2012 года. Архивировано с оригинала 12 апреля 2013 года . Получено 17 января 2013 года .
  67. ^ Рэй, Роланд (11 января 2013 г.), «Бундесвер: 1200 постов остаются в Лауфейме» , Schwäbische Zeitung (на немецком языке) , получено 23 марта 2013 г.
  68. ^ «RH-53D морской жереблет» . airvictorymuseum.com. Архивировано из оригинала 23 мая 2013 года . Получено 26 июля 2013 года .
  69. ^ "Яс'е 471 - Марсия Шаким" (от иврита). Sky-high.co.il
  70. ^ «Воздушные визуальные эффекты - досье планера - Sikorsky CH -53A морской жереблет, S/N 471 IDF, C/N 65.078» . Aerialvisuals.ca . Получено 25 августа 2024 года .
  71. ^ «Архив экспонатов на открытом воздухе» . Ним . Получено 15 июня 2024 года .
  72. ^ «ASN Wikibase Acderence #74276» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  73. ^ «ASN Wikibase Acderence #76027» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  74. ^ «ASN Wikibase Acderence #138150» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  75. ^ «ASN Wikibase Acdurence #148200» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  76. ^ «ASN Wikibase Acderence #148202» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  77. ^ «ASN Wikibase Acdurence #148203» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  78. ^ «ASN Wikibase Acdurence #148201» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  79. ^ «ASN Wikibase Acderence #148205» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  80. ^ «ASN Wikibase Acderence #148207» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  81. ^ «ASN Wikibase Acdurence #148208» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  82. ^ «ASN Wikibase Acdurence #56222» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  83. ^ «ASN Wikibase Acderence #148206» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  84. ^ «ASN Wikibase Acdurence #56221» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  85. ^ «ASN Wikibase Acderence #148204» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  86. ^ «ASN Wikibase Acderence #56218» . Авиационная сеть безопасности . Получено 4 октября 2017 года .
  87. ^ Данхэм, Джордж Р. (1990). Американские морские пехотинцы во Вьетнаме: «Борьба», 1973-1975 гг . Ассоциация морской пехоты. п. 240 . ISBN  9780160264559 . Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  88. ^ Wetterhahn 2002, с. 195–177.
  89. ^ «Информация о аварии на вертолете 1977 года» . Получено 4 января 2012 года .
  90. ^ "ASN Acdurence № 55637" . Авиационная сеть безопасности . Получено 3 марта 2013 года .
  91. ^ "V65-079" . helis.com . Получено 23 марта 2013 года .
  92. ^ «Морская тяжелая вертолетная эскадрилья 777» . 9 февраля 2024 года.
  93. ^ «Авария Sikorsky CH-53A морской жереблет 153312» . Aviation-sfeepety.net . Получено 9 февраля 2024 года .
  94. ^ Стипендия, Starship 402 Мемориальные краны. «Starship 402 Memorial Taps стипендия» . Starship 402 Мемориальная стипендия TAPS . Получено 9 февраля 2024 года . {{cite web}}: CS1 Maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  95. ^ «Судебное решение может оказать большое влияние на костюмы в коптере» . Los Angeles Times . 15 января 1987 года . Получено 6 сентября 2011 года .
  96. ^ Jump up to: а беременный « Это становится хуже»: лента жертвы Коптера детализирует недостатки ремесла » . Los Angeles Times . 14 мая 1986 г. Получено 8 июня 2012 года .
  97. ^ «Кравление на вертолете убивает 1 морской пехотинец, ранения 5: военные: неудача возле Солтонского моря является последним в серии смертельных несчастных случаев с участием самолета. Более 200 военнослужащих были убиты в аналогичных коптерах, построенных Сикорским с 1969 года» . Los Angeles Times . 20 мая 1990 года . Получено 8 июня 2012 года .
  98. ^ «Кравление на вертолете убивает 1 морской пехотинец, ранения 5: военные: неудача возле Солтонского моря является последним в серии смертельных несчастных случаев с участием самолета. Более 200 военнослужащих были убиты в аналогичных коптерах, построенных Сикорским с 1969 года» . Los Angeles Times . 20 мая 1990 года . Получено 8 июня 2012 года .
  99. ^ «1 морской пехотинец, 4 пострадала от аварии вертолета на базе Тустина» . Los Angeles Times . 14 марта 1994 года . Получено 8 июня 2012 года .
  100. ^ «Яс -2000» . Israeli.weapons.com . Получено 10 марта 2007 года .
  101. ^ Рэй, Роланд (21 декабря 2012 г.). «Десять лет после аварии вертолета о Кабуле: солдаты не забываются» . Schwäbische Zeitung (на немецком языке) . Получено 1 февраля 2013 года .
  102. ^ Майкл Роберт Паттерсон. «Экипаж вертолета США: убит в Афганистане, 23 ноября 2003 года» . Arlingtoncemetery.net . Получено 2 мая 2022 года .
  103. ^ Кэрол, Джо. « Футенма делит экспаты Окинавы ». The Japan Times , 8 июня 2010 года.
  104. ^ « Плохие воспоминания о базах нас задерживаются ». Japan Times , 29 апреля 2010 года.
  105. ^ Задача, ребенок. « Отсутствующий PIN -код вызвал сбой в коптере: отчет ». Японские времена , 6 октября
  106. ^ «Немецкий военный вертолет на высоте 2600 м» (на немецком языке). Кантональная полиция Облажна. 28 ноября 2008 г. Получено 3 марта 2013 года .
  107. ^ «Бундесвер Хели из зоны Титлиса» . 20 минут (на немецком языке). 26 июня 2009 г. Получено 23 марта 2013 года .
  108. ^ «Местные новости и заголовки на Гавайях - 1 умирание морской пехоты, 3 раненых в аварии Канеохе -Бэй» . Гонолулу Звездный Адвертизер . Архивировано с оригинала 6 апреля 2015 года.
  109. ^ "US Copter Cass в Афганистане; 6 мертвых" . CBS News, 20 января 2012 года.
  110. ^ "CH-53D Морский жеребец" . Deagel.com. Архивировано из оригинала 21 сентября 2006 года . Получено 10 марта 2007 года .
  111. ^ «CH-53A/D/E Морский жеребец и морской дракон MH-53E» . ВМС США. Архивировано из оригинала 6 февраля 1997 года . Получено 28 марта 2021 года .
  112. ^ «Файл факта CH-53D» . ВМС США. 17 мая 1999 года. Архивировано из оригинала 14 ноября 2008 года . Получено 26 октября 2007 года .
  113. ^ «Морские пехотинцы и вертолеты, 1962–1973» (PDF) . Морские пехотинцы.mil . Архивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2012 года . Получено 27 марта 2018 года .
  114. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Получено 16 апреля 2019 года .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d3c939a2f7342a196d6d7f5b906d1d3e__1727025900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/3e/d3c939a2f7342a196d6d7f5b906d1d3e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sikorsky CH-53 Sea Stallion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)