Мартин B-10
B-10 | |
---|---|
![]() B-10 пролетел во время тренировки на Maxwell Field | |
Общая информация | |
Тип | Бомбардировщик самолетов |
Производитель | Glenn L. Martin Company |
Дизайнер | |
Основные пользователи | Авиакомпании армии США |
Номер построен | 121 B-10 82 Модель 166 32 B-12 348 из всех вариантов, включая 182 экспортных версий |
История | |
Производится | 1933 – 1940 |
Дата введения | Ноябрь 1934 года |
Первый полет | 16 февраля 1932 года |
Ушедший на пенсию | 1949 ( Королевские Тайские ВВС ) |
Варианты | Мартин Модель 146 |
Martin B-10 был первым цельнометаллическим моноплановым бомбардировщиком , который регулярно использовался воздушным корпусом армии Соединенных Штатов , выйдя в службу в июне 1934 года. [ 1 ] чье выступление превосходило результаты самолета армии того Это был также первый массовый бомбардировщик , времени. [ 2 ]
B-10 послужил планером для B-12 , B-13 , B-14 , A-15 и O-45 обозначений с использованием двигателей Pratt & Whitney вместо Wright Cyclones. Всего было построено 348 из всех версий. Самыми крупнейшими пользователями были США с 166 и Нидерландами, с 121.
Дизайн и разработка
[ редактировать ]

B-10 начал революцию в дизайне бомбардировщика. Его универсальный моноплановый планер, наряду с закрытыми кабинами, вращающимися турелями из оружия (почти одновременно с собственным прилагаемым носовым бомбардировщиком 1933 года ) , убирающимся шасси, внутренним бухтом бомб и полным монтинге , стал стандартом для дизайнов бомбардировщиков по всему миру на протяжении десятилетий. [ 2 ] Это сделало все существующие бомбардировщики совершенно устаревшими. Мартин получил трофей Collier 1932 года за разработку XB-10. [ 3 ]
B-10 начался как Martin Model 123 , частное предприятие компании Glenn L. Martin в Балтиморе, штат Мэриленд . У него была команда из четырех человек: пилот , копилот, носовой стрелок и фюзеляж. Как и в предыдущих бомбардировщиках, четыре отсека экипажа были открыты, но у него также было несколько дизайнерских инноваций. [ 4 ] [ 5 ]
Эти инновации включали глубокий живот для внутреннего залива бомбы и выдвижного основного шасси . Его 600 л.с. (450 кВт) Wright SR-1820-E двигатели обеспечили достаточную мощность. Модель 123 впервые пролетела 16 февраля 1932 года и была доставлена для тестирования в армию США 20 марта в качестве XB-907. После тестирования он был отправлен обратно в Мартин для перепроектирования и был восстановлен как XB-10 . [ 4 ] [ 5 ]
XB-10, доставленный в армию, имела серьезные отличия от первоначального самолета. Там, где у модели 123 были кольца Тауненда , у XB-10 имели полные каплин NACA, чтобы уменьшить сопротивление . [ 6 ] Он также имел пару двигателей 675 л.с. (503 кВт) Right R -1820 -19 и увеличение крыльев на 8 футов (2,4 м) вместе с закрытой носовой башней. Когда XB-10 пролетел во время испытаний в июне, он зафиксировал скорость 197 миль в час (317 км/ч) на 6000 футов (1800 м). Это было впечатляющее выступление для 1932 года. [ 2 ]
После успеха XB-10 был внесен ряд изменений, включая сокращение команды из трех человек и добавление навесов для всех должностей экипажа. Армия заказала 48 из них 17 января 1933 года. Первые 14 самолетов были назначены YB-10 и доставлены на поле Райта , начиная с ноября 1933 года, и использовались в почтовой операции Air Air Corps . Производственная модель XB-10, YB-10, была очень похожа на его прототип. [ Цитация необходима ]
Оперативная история
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к этому . ( Июль 2016 г. ) |
Соединенные Штаты
[ редактировать ]

В 1935 году армия заказала дополнительно 103 самолета, обозначенных B-10B . Они имели лишь незначительные изменения от YB-10. Поставки начались в июле 1935 года . B-10BS служил с 2D-бомбардировкой на Langley Field , 9-й бомбардировке в Митчел Филд , 19-й группе бомбы на мартовском поле , 6-й композитной группе в зоне Панамского канала и 4-й композитной группой на Филиппинах . В дополнение к традиционным обязанностям в роли бомбардировщика, некоторые модифицированные YB-10 и B-12A были эксплуатированы на больших двойных поплавках для прибрежного патруля. [ 7 ] [ 8 ]
В феврале 1936 года воздушный корпус армии США использовал 13 B-10B 49-й эскадрильи бомб, чтобы сбросить припасы жителям Вирджинии острова Танжера- и Мэриленда Смита острова ; С судами, неспособными добраться до острова из -за тяжелого льда в Чесапикском заливе , островитяне столкнулись с голодом после сильного зимнего шторма. Полеты B-10B поставки проходили более ранние рейсы по снабжению на островами на острове Goodyear Brimprise 2 февраля 1936 года и бомбардировщиками эскадрильи B-6A 9 и 10 февраля 1936 года. [ 9 ] [ 10 ]
Благодаря своей продвинутой работе компания Martin полностью ожидала, что экспортные заказы на B-10 затонут. Армия США владела правами на дизайн Model 139. После того, как приказы армии были заполнены в 1936 году, Мартин получил разрешение на экспорт модели 139 и доставил версии в несколько воздушных сил. К ним относятся шесть модели 139WS, проданные SIAM в апреле 1937 года, приведена в действие цикло-двигателям Wright R-1820 -G3, а также 20 модели 139WS, проданных Турции в сентябре 1937 года, приведена на основе двигателей R-1820-G2. [ Цитация необходима ]
Китай
[ редактировать ]Rocaf приобрел 139WC в 1936 году, когда он был представлен, это был самый быстрый самолет в Китае.
139WC в основном использовался для ночной бомбардировки и морской разведки . [ 11 ]
25 августа 1937 года, когда воздушные сражения усилились в начале второй китайско-японской войны , [ 12 ] Пять китайских националистических бомбардировщиков 8-го и 30-го и 30-й эскадрильи , состоящих из трех Heinkel He 111as и двух Martin B-10, летящих со своей базы в Нанкине в Шанхай , успешно бросили свои бомбы на японские посадочные силы в Liuhe, Taicang ,, к северо -западу от Шанхая. Тем не менее, японские самолеты преследовали бомбардировщиков и выстрелили в два из Хейкеля, заставляя их потерпеть крах земли; Два члена экипажа были убиты на земле японскими самолетами. [ 13 ] [ 14 ]

Поскольку Национальная революционная армия Китая отчаянно боролась за то, чтобы занять свои оставшиеся должности в битве при Шанхае , китайские ВВС нанесли серьезный удар с пестрой смесями самолетов против японских позиций в Шанхае 14 октября 1937 года, состоящей из трех B- 10-е, два Heinkel He 111as, пять дуглас O-2 MCS, Five Northrop Gammas и три Curtiss Hawk IIIS из Нанкина ближе к вечеру; Вечером один бомбардировщик был запущен каждый час из Нанкина, чтобы атаковать японские позиции в Шанхае до 3:00 15 октября.
19 мая 1938 года два B-10 2-й BG, 14-й эскадрильи , возглавляемой капитаном Хсу Хуан-Шенгом и лейтенантом Тенг Йен-Бо, успешно управлял первым воздушным рейдом на материковую Японию.
Во время бескоративного ночного рейда на Японию B-10 сняли 2 миллиона листовок, «предупреждая совесть японского народа о зверствах, совершенных японским вторжением и оккупацией Китая», в городах Нагасаки, Фукуока, Куруме, Сага, и другие, при разведывании авиабаз, портов, военных кораблей и фабрик. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Голландская Ост -Индия
[ редактировать ]
В середине 1930-х годов правительство Нидерландов приняло доктрину защиты Нидерландов Ост-Индии , которая опиралась на использование наземных бомбардировщиков от любых атакующих сил, при этом приказы защитников отменены, чтобы заплатить за бомбардировщики. Martin 139 был выбран в предпочтениях голландскому телевизору Fokker , так как все его металлическое строительство считалось более надежным, чем стальная трубка и ткань Fokker, в то время как бомбардировщик Martin также уже был в производстве и, следовательно, будет доступен раньше. [ 20 ] Двенадцать Мартина 139 WH-1 были заказаны в 1936 году Королевских Нидерландов Ост-Индии (ML-KNIL), за которым последовали 26 улучшенных WH-2 в марте 1937 года, достаточные бомбардировщики для оборудования группы из трех эскадриг. [ 21 ] В декабре 1937 года был вынесен приказ на 39 Martin 139 WH-3S, после чего в ноябре 1938 года был приказ на 40 Martin 139 WH-3AS. Еще два Martin 139 WH-3AS были приказаны в июле 1939 года замену самолета, потерянных во время доставки. Последний из этих самолетов замены истощения был доставлен в марте 1940 года, в том числе последний построенный Martin B-10/139. [ 22 ] В начале войны с Японией в декабре 1941 года около 58 Мартин (WH-3 и WH-3AS) были введены в эксплуатацию с шестью эскадрильами, примерно примерно на 20 старых вариантов в резерве. [ 23 ] B-10 ML-KNIL служили в защите Голландской Ост-Индии .
Во время начала Тихоокеанской войны подразделения голландского Мартина были следующими: [ 24 ]
- Т.е. vliegtuiggroep (VLG-I) на основе аэродрома Andir , Bandoeng , который состоял из 1E Afdeling (1-Vlg-I) и 2E Afdeling (2-Vlg-I), каждый состоит из девяти Martin 139WH-3/3A с дополнительными двумя самолетами как бронировать. Каждое Афдельгинг имеет отряд во время войны, а Патриуй Бутнер из 1-Vlg-I размещены в Таракане и Патрии Кук из 2-Vlg-I, размещенных на аэродроме Самаринды II , Мелак .
- Iie vliegtuiggroep (VLG-II) на основе аэродрома Singosari , Маланг , который состоял из 1E Afdeling (1-Vlg-II) с девятью WH-3/3A с тремя дополнительными запасами и тремя WH-2. Во время войны четыре Патрии состояли из трех самолетов плюс резерв из 1-VLG-II, а экипажи мобилизованы из Калиджати . летной школы
- Iiie vliegtuiggroep (vlg-iii), основанный на аэродроме Tjililitan , Батавии , который состоял из Afdeling 1e (1-Vlg-III) и 3E Afdeling (3-VLG-III), каждый из которых оснащен девять и 2e Afdeling (2-Vlg-III) с девятью WH-2 с двумя дополнительными запасами. 7e Afdeling Bommenwerpers , резервный подразделение, мобилизованное 15 декабря 1941 года, были размещены под VLG-III и состояли из одного WH-2, двух WH-3 и шести WH-3A.

В усилиях по укреплению британской защиты Малайского полуострова голландские Ост-Индии послали несколько эскадрильи ML-Knil. Включили 22 Мартина 139-х годов из VLG-III, которые были организованы в три эскадрильи, которые прибыли в Сингапур 9 декабря 1941 года. Из-за отсутствия координации британские А.А. приняли голландские Мартинс за вражеские самолеты и вовлекая их, когда они приближались к Сингапуру. Затем Мартинс был размещен в Сембаванге . [ 25 ] В начале января 1942 года голландские Мартинс вместе с британскими бомбардировщиками Бленхейма разобрались по западному побережью Малайи, чтобы остановить аванс японцев. [ 26 ] 8 января девять Мартина и четыре австралийских Гудзона напали на подозреваемый японский тендер на гидросамолетном плане, якорь на якоре в Южно -Китайском море, но результаты были неубедительными. На следующий день девять Мартина «довольно успешно» разбомбили несколько японских кораблей, разгружающих груз в Куантане . [ 27 ] Два Мартина были сбиты японцами около Пенанга 1 января, в то время как еще четыре Мартины были потеряны во время нападения на японские силы на реке Муар 19 января . В тот же день голландские истребители были отозваны на Суматру, в то время как Мартинс также был снят на Java три дня спустя. [ 28 ]
Таиланд
[ редактировать ]Шесть B-10 сформировали силы средних бомбардировщиков Королевских ВВС Тайца в начале войны франко-тайской войны 1940–1941 годов . [ 29 ] Они выполнили несколько бомбардировок во время войны, с их первой миссией против Xieng Khuang , Laos и близлежащего аэродрома 15 декабря 1940 года, [ 30 ] С последней миссией против Сисофона в том, что сейчас является Камбоджей 28 января в самом конце войны Франко-Тайя. [ 31 ] Позже B-10 были назначены на аэродром в Прае в рамках армии Phayap для вторжения в штат Шан. [ 32 ]
Турция
[ редактировать ]После того, как он был доставлен в сентябре 1937 года, Martin 139WTS были назначены на 55 -й и 56 -й Тайяре Бёлугу (авиационные эскадрильи) 9 -го Тайяра Табуру (авиационный батальон). [ 33 ] Во время Второй мировой войны самолеты были широко развернуты для наблюдения за Черным морем . [ 34 ] После замены британскими Бленхеймами и Бофортами в 1944 году, Мартин 139 Вт служил резервным самолетом до 1946 года, когда двенадцать из шестнадцати оставшихся самолетов все еще работали. [ 33 ]
Наследие
[ редактировать ]Во время своего творения B-10B был настолько продвинутым, что генерал Генри Х. Арнольд назвал его чудом авиации своего дня. Это было наполовину снова так же быстро, как и любой биплановый бомбардировщик, и быстрее, чем любой современный боец. B-10 начал революцию в дизайне бомбардировщика, что делает существующие бомбардировщики совершенно устаревшими. [ 6 ]
Быстрые достижения в области дизайна бомбардировщиков в конце 1930-х годов означали, что B-10 был затмешен к тому времени, когда Соединенные Штаты вступили в Вторую мировую войну . Модель 139 в бою в Китае и Юго -Восточной Азии перенесли те же недостатки, что и другие средние бомбардировщики ранней войны, т. Е. Недостаточно броней и оружия, в то время как она не может опередить новейших бойцов.
Абортивные усилия по модернизации дизайна, Martin Model 146 , были введены в конкурс дизайна на длинные бомбардировщика USAAC в 1934–5 годах. Бомбардировщик занял сильное второе место, и его превзошли только Boeing B-17 в диапазоне и выносливости. Тем не менее, он имел более высокий потолок на 28 500 футов (8700 м), составлял всего 2 мили в час (3 км/ч) медленнее и носил на 313 фунтов (142 кг) меньше в бомбах, чем в бомбах, при более чем половине стоимости. Тем не менее, дизайн рассматривался как тупик, и вместо этого был выбран претендент на третье место, Douglas B-18 . [ 35 ]
Варианты
[ редактировать ]




Мартин Модель 123
[ редактировать ]Частное предприятие компании Martin, предшественник XB-10, служило прототипом для серии, один из них построен. [ 36 ]
- XB-907
- Обозначение армии США для модели 123 в оценке, [ 36 ] с открытыми кабинами и двумя Wright SR-1820-E, доставленными в апреле 1932 года.
- XB-907A
- Модифицирован XB-907 после того, как Мартин вернул его в армию США для дальнейших операционных испытаний, [ 6 ] с большим размахом крыльев и двумя Wright R-1820-19.
- XB-10
- Обозначение прототипа при приобретении Авиационным корпусом армии Соединенных Штатов, модифицировано XB-907A с закрытыми кабинами и башной и однопользой. [ 2 ] [ 37 ]
Martin Model 139, 139a и 139b
[ редактировать ]Версии Army Air Corps, 165 построены.
- YB-10
- Модель 139A, тестовая и производственная версия XB-10 с экипажем, уменьшенной до трех членов, и два 675 л.с. (503 кВт) R-1820-25, 14, построенные, некоторые временно вылетают в качестве плавучих плоскостей. [ 7 ]
- YB-10A
- YB -10A отличался от YB-10 только в его двигателях. Он использовал радиалы Wright R-1820 -31 с турбозарядной, позволяя ему достигать скорости 236 миль в час (380 км/ч). Это сделало его самым быстрым самолетом серии B-10. Несмотря на это преимущество, был построен только один, как испытательный самолет. [ 7 ]
- B-10
- Согласно одному источнику, два дополнительных самолета, заказанные в 1936 году. [ 7 ]
- B-10B
- Модель 139, основная производственная версия с двумя двигателями 775 л.с. (578 кВт) R-1820-33, 105 построенных, поставлено в августе 1936 года. [ 7 ]
- B-10M
- Согласно одному источнику, это было, это были B-10BS, преобразованные в качестве целевых буксиров. [ 7 ] Согласно собственному архиву Мартина, это было обозначение YB-10 после тестирования, а затем использовалось для миссий Airmail и Alaska, 13 из 14 построенных все еще были на службе в апреле 1940 года.
- RB-10MA
- Одна бывшая модель NEIAF Model 139WH-3A впечатлила в июле 1942 года и вылетела из Австралии в Соединенные Штаты. [ 7 ]
- YB-12
- Модель 139B. С 250 или 500 галлонами США (950 или 1890 л) флотационными камерами для безопасности на перелетах на чрезмерных воде и двумя радиальными двигателями Pratt & Whitney R -1690 -11 «Hornet». Эти двигатели 775 л.с. (578 кВт) дали аналогичные результаты на B-10B (218 миль в час (351 км/ч)), семь построенных, пять, все еще находящиеся в службе в апреле 1940 года. [ 7 ]
- (Y) B-12A
- Производственная версия YB-12 с предоставлением топливного бака GAL (1380 л) 365 в США (1380 л) в бомбном заливе, что дает B-12A боевой диапазон 1240 миль (2000 км), 25 построенных, 23 все еще в обслуживании в Апрель 1940. [ 7 ]
- YB-13
- Вновь версия YB-10, питаемой двумя 700 л.с. (520 кВт) Pratt & Whitney R-1860-17 Hornet B радиальные двигатели. Десять были по заказу, но отменены до начала производства, а не построены. [ 7 ]
- XB-14
- Чтобы проверить новые 900 л.с. (670 кВт) Pratt & Whitney YR-1830-9 «Твин-оса», один из них построил, которые были преобразованы обратно в YB-12 после тестирования. [ 7 ]
- A-15
- Предлагаемый вариант атаки YB-10 с двумя двигателями 750 л.с. (560 кВт) R-1820-25 никогда не был построен. Контракт упал на A-14 Shrike . [ 38 ]
- Йо-45
- С двумя 750 л.с. (560 кВт) Wright R-1820-17, предложенной высокоскоростной роли наблюдения, один B-10 начал преобразовать в 1934 году, а другой в 1935 году, но оба были остановлены до завершения и были преобразованы обратно в B -10 с.
Модель 139W и 166
[ редактировать ]Экспортные версии, 100 построенных (182, включая модель 166, см. Ниже).
- Модель 139WA
- Демонстратор Мартина для Аргентины, позже продан Аргентинскому флоту.
- Модель 139WAA
- Экспортная версия аргентинской армии, 22, построена, доставлена в апреле 1938 года.
- Модель 139WAN
- Экспортная версия для аргентинского флота, 12 построено, доставлена в ноябре 1937 года.
- Модель 139WC и WC-2
- Экспортная версия для Китая, шесть и три построена, доставлена в феврале и августе 1937 года. [ 1 ] [ 39 ]
- Модель 139WH
- Экспортная версия для Нидерландов, используемая в Нидерландах Ост -Индии. Тринадцать WH-1, приводящих в действие 770 л.с. (570 кВт) циклона GR-1820-F53, доставленные с декабря 1936 года, за которым следует 26 WH-2, с 875 л.с. (652 кВт) двигателями GR-1820-G3, поставленными в 1938 году. [ 40 ]
- Модель 139WR
- Одиночный демонстратор Советского Союза. [ 7 ] [ 39 ]
- Модель 139WSM и WSM-2
- Экспортная версия для SIAM, три и три построена, доставлена в марте и апреле 1937 года. [ 7 ]
- Модель 139WSP
- Предлагаемая лицензионная версия будет построена CASA из Испании, производство, заблокированное Государственным департаментом США.
- Модель 139WT
- Экспортная версия для Турции, 20 встроенных, доставлена в сентябре 1937 года. [ 1 ]

- Модель 166
Окончательная версия, aka 139WH-3 и 139WH-3A, 82 построено.
- Экспортная версия для Нидерландов, используемая в Нидерландах Ост -Индии. Перепроектированные крылья, нос и одиночный навес из «стеклянного дома», бомбардировки между двигателями и фюзеляжем, а также лучшие двигатели. WH-3 имел два 900 л.с. (670 кВт) R-1820-G5 (40, построенный, поставлен в сентябре 1938 года), WH-3A имел два 1000 л.с. (750 кВт) R-1820-G-105A (42 построено, доставлено Март 1940). С бомбами бомбы нагрузка бомбы может быть удвоена на более короткий диапазон. Всего было построено 121 из всех типов для голландцев. [ 7 ]
Операторы
[ редактировать ]- Авиационная служба армии получила 22 модели 139WAA самолета, [ 41 ] плюс 1 фюзеляж для обучения.
- Аргентинский флот - Аргентинская военно -морская авиация получила 12 модель 139WAN и 1 модель 139WA самолета. [ 42 ]
- Китайские националистические ВВС приказали девять Мартина 139S (шесть M-139WC-1 и три M-139C-2), которые были доставлены в 1936 и 1937 годах. [ 43 ] [ 44 ]
- Королевские ВВС Тайцы получили шесть самолетов модели 139 Вт в апреле 1937 года и использовали их во время войны с французской тайной 1940–41 гг. [ 29 ] и во время вторжения в Бирму 1942 года . В 1942 году ему было дано еще девять бывших самолетов бывшего гончика. Они оставались в эксплуатации до 1949 года. [ 46 ]
- Турецкие ВВС получили 20 самолетов модели 139 Вт в сентябре 1937 года.
- Советские воздушные силы купили один самолет для оценки.
Выживший самолет
[ редактировать ]
- Единственный сохранившийся пример выставлен в Национальном музее ВВС США на базе ВВС-Паттерсон возле Дейтона, штат Огайо . Самолет окрашен как B-10, используемый в аляскинском рейсе 1934 года, но был экспортной версией Martin 139WAA, проданной 1938 году в Аргентине . , Техас, в 1973–1976 годах и выставлен на выставку в 1976 году. [ 47 ]
- Порука разбитого голландского Мартина 166WH-3 в Восточном Калимантане , Индонезия была заново открыта во время экспедиции местной газеты Berau Post в начале августа 2018 года, основанной на истории местных жителей сельского хозяйства о разбитых самолетах на вершине горы. Обломка расположена на Gunung Besar, Long Keluh Village, Kelay District, Berau Regency . [ 48 ] Большие части крушения, такие как два двигателя, средний и задний фюзеляж, хвост и лифты, и правое крыло все еще сохраняются во время экспедиции. По данным местного жителя деревни, местные жители на протяжении десятилетий разграбили части крушения. Номер самолета, «M-574», все еще был виден среди моха в крушении. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Сообщалось, что «M-574» пропал без вести во время миссии над юго-восточным голландским Борнео 5 января 1941 года. [ 52 ]
- Различные части разбитых B-10, такие как турели и крылья , были извлечены из джунглей Борнео , были выставлены в музее военнослужащих Лухтваарта (Музей военной авиации) в Соэстерберге Нидерланды и . [ 53 ] С момента закрытия MLM они хранятся в Музее воинственных боевых средств Nationaal , расположенном на бывшей авиабазе Soesterberg .
Спецификации (B-10B)
[ редактировать ]
Данные из военных самолетов США с 1909 года. [ 54 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 44 фута 9 в (13,64 м)
- Размах крыльев: 70 футов 6 в (21,49 м)
- Высота: 15 футов 5 дюймов (4,70 м)
- Область крыла: 678 кв. Футов (63,0 м 2 )
- Пустой вес: 9 681 фунт (4391 кг)
- Вес валового веса: 14 700 фунтов (6668 кг)
- Максимальный вес взлета: 16 400 фунтов (7,439 кг)
- Силовая установка: 2 × Wright R-1820-33 Циклон (F-3) 9-цилиндровые радиальные поршневые двигатели с воздушным охлаждением, 775 л.с. (578 кВт) каждый
- Пропеллеры: 3-летопод
Производительность
- Максимальная скорость: 213 миль в час (343 км/ч, 185 кН)
- Скорость круиза: 193 миль в час (311 км/ч, 168 кН)
- Диапазон: 1,240 миль (2000 км, 1,080 нми)
- Потолок обслуживания: 24 200 футов (7400 м)
- Загрузка крыла: 21,7 фунта/кв. Фута (106 кг/м 2 )
- Мощность/масса : 0,105 л.с./фунт (0,173 кВт/кг)
Вооружение
- Оружие: 3 × 0,300 дюйма (7,62 мм) Пулеметы Браунинг
- Бомбы: 2260 фунтов (1025 кг)
Смотрите также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов бомбардировщика
- Список военных самолетов Соединенных Штатов
- Список самолетов Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Джексон 2003, с. 246
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Eden and Moeng 2002, p. 931.
- ^ Collier Trophy представлен Мартину , 1 июня 1933 года.
- ^ Jump up to: а беременный «Новейший самолет Army Fish-наша армия достигает потрясающих скоростей (фотография модели 123, обозначение армии США XB-907, в полете)». Популярная наука, октябрь 1932 года. Получено: 22 декабря 2010 года.
- ^ Jump up to: а беременный «М-лист». Аэрофалили. Получено: 22 декабря 2010 года.
- ^ Jump up to: а беременный в Phytzimon 1969, p. 1846.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не Eden and Moeng 2002, p. 932.
- ^ Swanborough and Bowers 1964, p. 331.
- ^ Bentley, Stewart W., Jr., Phd., Прикосновение величия: полковник Уильям С. Бентли -младший, USAAC/USAF; Авиационный пионер , Блумингтон, Индиана: Authorhouse, 2010, ISBN 978-1-4490-2386-7 , стр. 41-42.
- ^ Аноним, «бомбардировки, чтобы принести еду жертвам льда», Chicago Tribune , 2 февраля 1936 года.
- ^ Клюэт, Натан (23 июня 2023 г.). «Мартин B -10 - прыжок в военной авиации» . Плоскость . Получено 17 июня 2024 года .
- ^ Солнце, Ляндганг. «Шанхай 1937 - где началась Вторая мировая война» . Шанхай 1937: где началась Вторая мировая война . Получено 20 ноября 2020 года .
- ^ "Мученик Чен Синьг-дзи" . Air.mnd.gov.tw. Получено 20 ноября 2020 года .
- ^ «Мученик Юн Фэн-Зенг» . Air.mnd.gov.tw. Получено 20 ноября 2020 года .
- ^ Данн, Ричард Л. Warbirdforum.com , 2006. Получено: 16 мая 2013 года.
- ^ Li & li 1998 , p. 265
- ^ Xu 2001 , P. 126.
- ^ Fenby 2009 , p. 320.
- ^ Андервуд 1942 , с. 86
- ^ Casius 1983, с. 1–2.
- ^ Casius 1983, p. 2
- ^ Casius 1983, p. 3
- ^ Shores, Cull & Izawa 1992, с. 59–60
- ^ Oktorino 2019, с. 42
- ^ Oktorino 2019, с. 82–83
- ^ Oktorino 2019, с. 84–85
- ^ Oktorino 2019, с. 93 и 96
- ^ Oktorino 2019, с. 99
- ^ Jump up to: а беременный Молодой 1984, с. 23
- ^ Молодой 1984, с. 27–28
- ^ Молодой 1984, с. 33
- ^ Чианг май с воздушной катастрофой Полем Национальная библиотека Чианг Май (в тайском языке) . Получено 23 июня 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Мартин 139 WT B10 .. 1923 - 1950 PEORIOR TUAF Aircrafts [ sic ] 1923 -1950 Dönemi Turk Hvkk Ucaklari» . www.tayyareci.com . Архивировано из оригинала 7 января 2023 года . Получено 7 января 2023 года .
- ^ Орикс. «От Мартина 139 до Kızılelma: 85 лет турецких бомбардировщиков» . Орикс . Получено 7 января 2023 года .
- ^ Дэвид D Gravermoen B -10 - бомбардировщик Мартина
- ^ Jump up to: а беременный Phytzimon 1967/1969, p. 1845.
- ^ "Фотография XB-10." Архивированный 2011-07-22 (Несоответствие даты) На Wayback Machine 10af.afrc.af.mil. Получено: 17 июля 2011 года.
- ^ Swanborough and Bowers 1964, p. 332.
- ^ Jump up to: а беременный Боугер, Джо. «Мартин B-10». Американские военные самолеты , 11 июля 1999 года. Получено: 13 июня 2010 года.
- ^ Casius 1983, с. 2–3, 6.
- ^ Ай, Карлос (15 августа 2013 г.). «Иллюстрированный каталог самолетов аргентинских ВВС» . Авиационная газета (на испанском языке) . Получено 31 мая 2014 года .
- ^ «Пожертвование Мартина B-10». Архивированный 2007-10-26 в Национальном музее ВВС США ВВС . Получено: 13 июня 2010 года.
- ^ Андерссон 2008, с
- ^ «Фотографии, а также картины ROC» . Архивировано с оригинала 20 октября 2013 года . Получено 13 июня 2013 года .
- ^ Shores, Cull and Izawa 1992, с. 38, 56.
- ^ Casius 1983, p. 20
- ^ "Факт ВВС США Мартин B-10. Архивированный 2007-10-26 в Национальном музее ВВС США ВВС . Получено 13 июня 2010 года.
- ^ Координаты 1 ° 52'28 ° 52'.3 "E / 1,87373737373737373711 ° NI
- ^ «Раскрытие тайны горы самолета: имя взято из самолета, который разбился» . Berau.prokal.co (на индонезийском). 17 августа 2018 года . Получено 26 сентября 2022 года .
- ^ «Самолет на горе подозревается, что это Мартин B-10» . Berau.prokal.co (на индонезийском). 17 августа 2018 года . Получено 26 сентября 2022 года .
- ^ «Тайна горы самолета в Берау Регенсии» . Tintakaltim.com (на индонезийском). 26 марта 2019 года . Получено 26 сентября 2022 года .
- ^ «Авария Мартин 166 WH-3 M-574, 05 января 1941 года» . Aviation-sfeepety.net . Получено 26 сентября 2022 года .
- ^ "Мартин B-10" (на голландском языке). Архивировано 2010-10-23 в Machine Machine Netherlands Museum . Получено 22 декабря 2010 года.
- ^ Swanborough and Bowers, 1964, p. 333.
Источники
[ редактировать ]- Андерссон, Леннарт (2008). Энциклопедия самолетов и авиации в Китае до 1949 года . Тайбэй, ROC: AHS ROC. ISBN 978-957-28533-3-7 .
- Бриджотер, ХК и Питер Скотт. Боевые цвета № 4: Перл -Харбор и за его пределами, с декабря 1941 года по май 1942 года . Лутон, Бедфордшир, Великобритания: Руководящие публикации, 2001. ISBN 0-9539040-6-7 .
- Казиус, Джеральд. «Большие палки Батавии». Энтузиаст воздуха , выпуск двадцать два, август-ноябрь 1983 г., с. 1–20. Бромли, Кент, Великобритания: Pilot Press Ltd, 1983. ISSN 0143-5450 .
- «Collier Trophy представлен Мартину Рузвельтом для нового дизайна самолета». New York Times , 1 июня 1933 года.
- Иден, Пол и Софи Монг, ред. Полная энциклопедия мировых самолетов . Лондон: Amber Books Ltd., 2002. ISBN 0-7607-3432-1 .
- Фенби, Джонатан (2009). Чиан Кай Шек: Генерализимо Китая и нация, которую он потерял . Да капо пресса. ISBN 978-0786739844 .
- Fitzsimons, Bernard, ed. Иллюстрированная энциклопедия оружия и войны 20 -го века . Нью -Йорк: Purnell & Sons Ltd., 1969, первое издание 1967. ISBN 0-8393-6175-0 .
- Гленн Л. Мартин Авиационный музей. Характеристики Мартина .
- Gravermoen, David D. B -10 - бомбардировщик Мартина . Спартанбург: Дакар издательство ISBN 978-0996993203 .
- Джексон, Роберт. Энциклопедия военных самолетов . Лондон: Parragon Publishing, 2003. ISBN 1-4054-2465-6 .
- Ледет, Мишель (апрель 2002 г.). «Самолеты в японских цветах» [Самолет союзников в японских цветах]. Самолет: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (109): 17–21. ISSN 1243-8650 .
- Ледет, Мишель (май 2002 г.). «Самолеты в союзе с японскими цветами». Самолет: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (110): 16–23. ISSN 1243-8650 .
- Ли, Сяобинг; Li, Hongshan, eds. (1998). Китай и Соединенные Штаты: новая история холодной войны . Университетская пресса Америки. ISBN 9780761809784 .
- Окторино, Нино (2019). Elang Duel - Воздушные сражения над голландской Ост -Индией (на индонезийском). Джакарта: PT Elex Media Komputindo. ISBN 9786230000997 .
- Берега, Кристофер; Калл, Брайан и Ясухо Изава. Кровавые руины: Том первый: дрейф до войны до падения Сингапура . Лондон: Grub Street, 1992. ISBN 0-948817-50-X
- Сванборо, Ф. Гордон и Питер М. Бауэрс. Военные самолеты США с 1909 года . Нью -Йорк: Патнэм, 1964. ISBN 0-85177-816-X .
- Тейлор, Джон WR "Мартин B-10". Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью -Йорк: Сыновья GP Putnam's, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Сюй, Гуанцкю (2001). Военные крылья: Соединенные Штаты и Китайская военная авиация, 1929–1949 . Greenwood Press. ISBN 9780313320040 .
- Андервуд, Дж. Бартон (ноябрь 1941 г.). «Америка играет свою роль в китайских ВВС» . Летающая и популярная авиация . Тол. 29, нет. 5. ISSN 0015-4806 .
- Янг, Эдвард М. "Забытая воздушная война Франции". Выпуск энтузиаста Air Twenty Five, август - ноябрь 1984 г., с. 22–33. Бромли, Кент: Pilot Press. ISSN 0143-5450 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нуньес Падин, Хорхе Феликс; Бенедетто, Фернандо С. (2007). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). Мартин 139 Вт в Аргентине . Сериал в Аргентине (на испанском). Том. Буэнос -Айрес, Аргентина: воздушные силы. Арчндд из оригинала 13 марта 2016 года . Получено 29 июля 2016 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Информационный бюллетень Национального музея ВВС США на Мартина B-10
- Мартин Бомбардировщики ~ Американские боевые самолеты 20 -го века Рэя Вагнера Архивировали 27 февраля 2012 года на машине Wayback
- «Phantom Raiders of the Air » .
- Короткий фильм 15 AF Heritage - High Strategy - Team Bomber and Tankers (1980) доступна для бесплатного просмотра и загрузки в интернет -архиве .