Jump to content

По еврейскому вопросу

(Перенаправлено из «О еврейском вопросе »)

« К еврейскому вопросу » — это ответ Карла Маркса на имевшие место в то время дебаты по еврейскому вопросу . Маркс написал это произведение в 1843 году, и оно было впервые опубликовано в Париже в 1844 году под немецким названием « Zur Judenfrage » в Deutsch-Französische Jahrbücher .

В эссе критикуются два исследования. [1] [2] соратник Маркса , младогегельянец , Бруно Бауэр , о попытке евреев добиться политического освобождения в Пруссии . Бауэр утверждал, что евреи могут добиться политической эмансипации, только отказавшись от своего особого религиозного сознания, поскольку политическая эмансипация требует светского государства ; Бауэр предполагает, что для социальных идентичностей, таких как религия, не осталось никакого «пространства». По мнению Бауэра, подобные религиозные требования несовместимы с идеей « прав человека ». Истинное политическое освобождение, по мнению Бауэра, требует отмены религии.

Маркс использует эссе Бауэра как возможность представить свой собственный анализ либеральных прав, утверждая, что Бауэр ошибается в своем предположении, что в «светском государстве» религия больше не будет играть заметную роль в общественной жизни. В качестве примера Маркс приводит распространение религии в Соединенных Штатах, где, в отличие от Пруссии, не было государственной религии . В анализе Маркса «светское государство» не противостоит религии, а фактически предполагает ее. Отмена религиозных или имущественных цензов для граждан не означает отмену религии или собственности, а лишь вводит способ рассматривать людей в абстракции от них. [3]

Затем Маркс выходит за рамки вопроса о религиозной свободе и переходит к своему реальному интересу к анализу Бауэра «политической эмансипации». Маркс заключает, что, хотя люди могут быть «духовно» и «политически» свободными в светском государстве, они все же могут быть связаны материальными ограничениями свободы из-за экономического неравенства - предположение, которое позже легло в основу его критики капитализма .

Ряд ученых и комментаторов считают «О еврейском вопросе», и в частности его второй раздел, в котором рассматривается работа Бауэра «Способность современных евреев и христиан стать свободными», антисемитскими . [4] хотя другие этого не делают. [5] [6] [7]

Краткое содержание содержания

[ редактировать ]

С точки зрения Маркса, Бауэр не может провести различие между политической эмансипацией и человеческой эмансипацией . Как отмечалось выше, политическая эмансипация в современном государстве не требует от евреев (или христиан) отказа от религии; только полное освобождение человека повлечет за собой исчезновение религии, но это пока невозможно «в рамках существующего до сих пор мирового порядка».

Во второй части эссе Маркс оспаривает «теологический» анализ иудаизма Бауэра и его отношение к христианству. Бауэр заявляет, что отказ от религии будет особенно трудным для евреев. По мнению Бауэра, иудаизм был примитивной стадией развития христианства. Следовательно, чтобы достичь свободы путем отказа от религии, христианам придется преодолеть только один этап, тогда как евреям придется преодолеть два.

В ответ на это Маркс утверждает, что еврейская религия не имеет значения, указанного в анализе Бауэра, поскольку она является всего лишь духовным отражением еврейской экономической жизни. Это отправная точка сложного и несколько метафорического аргумента, который опирается на стереотип о «еврее» как о финансово способном «торгаше» и утверждает особую связь между иудаизмом как религией и экономикой современного буржуазного общества. Таким образом, еврейская религия не должна исчезать в обществе, как утверждает Бауэр, поскольку она фактически является его естественной частью. Образно приравняв таким образом «практический иудаизм» к «торгашеству и деньгам», Маркс заключает, что «христиане стали евреями»; и, в конечном счете, именно человечество (как христиане, так и евреи) должно эмансипироваться от («практического») иудаизма. [8]

История публикации

[ редактировать ]

«Zur Judenfrage» был впервые опубликован Марксом и Арнольдом Руге в феврале 1844 года в Deutsch–Französische Jahr Bücher , журнале , который выпускал только один номер. [9] С декабря 1843 по октябрь 1844 года Бруно Бауэр издавал ежемесячный журнал Allgemeine Literatur-Zeitung («Общая литературная газета») в Шарлоттенбурге (ныне часть Берлина). В нем он ответил на критику Маркса и других его собственных эссе по еврейскому вопросу. Затем, в 1845 году, Фридрих Энгельс и Маркс опубликовали полемическую критику младогегельянцев под названием « Святое семейство» . В некоторых частях книги Маркс снова изложил свои взгляды, отличные от взглядов Бауэра, по еврейскому вопросу, а также по политическому и человеческому освобождению. [10]

Французский перевод появился в 1850 году в Париже в книге Германа Эвербека « Что такое Библия согласно новой немецкой философии?» ( Что такое Библия согласно новой немецкой философии? ).

В 1879 году историк Генрих фон Трейчке опубликовал статью «Unsere Aussichten» («Наши перспективы»), в которой потребовал от евреев ассимилироваться с немецкой культурой и назвал еврейских иммигрантов опасностью для Германии. Эта статья вызвала споры, на которые газета «Социалдемократ» , редактируемая Эдуардом Бернштейном , отреагировала переизданием почти всей второй части «Zur Judenfrage» в июне и июле 1881 года.

Все эссе было переиздано еще раз в октябре 1890 года в газете Berliner Volksblatt , затем под редакцией Вильгельма Либкнехта . [11]

В 1926 году в сборнике эссе Маркса появился английский перевод Г. Дж. Стеннинга под названием «О еврейском вопросе». [12]

Другой английский перевод «Zur Judenfrage» был опубликован (вместе с другими статьями, написанными Марксом) в 1959 году под названием « Мир без евреев » . [13] Редактор Дагоберт Д. Рунес намеревался продемонстрировать предполагаемый антисемитизм Маркса. [14] Текст Рун подвергся резкой критике со стороны Луи Харапа за грубое искажение взглядов Маркса. [15]

Интерпретации

[ редактировать ]

Маркс как антисемит

[ редактировать ]

В своей статье 1984 года «Марксизм против евреев» для Commentary английский журналист Пол Джонсон ссылается на вторую часть эссе Маркса как на свидетельство антисемитизма Маркса: [4] [16]

Давайте рассмотрим настоящего, мирского еврея – не субботнего еврея, как это делает Бауэр, а обычного еврея. Давайте не будем искать тайну еврея в его религии, а будем искать тайну его религии в настоящем еврее.Какова светская основа иудаизма? Практическая потребность, корысть. Какова мирская религия еврея? Торгашество . Каков его мирской Бог? Деньги [...] Организация общества, которая бы упразднила предпосылки для торгашества, а следовательно, и возможность торгашества, сделала бы еврея невозможным [...] Еврей эмансипировал себя по-еврейски не только потому, что он приобрел финансовую власть, но еще и потому, что благодаря ему и помимо него деньги стали мировой силой, а практический еврейский дух стал практическим духом христианских наций. Евреи освободились настолько, насколько христиане стали евреями [...] Деньги — это ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не может существовать никакой другой бог. Деньги унижают всех человеческих богов – и превращают их в товар [...] Вексель – настоящий бог еврея. Его бог — лишь иллюзорный вексель[...] Химерическая национальность еврея — это национальность купца, вообще денежного человека.

Исследователь антисемитизма Роберт Вистрич заявил, что «конечным результатом эссе Маркса является усиление традиционного антиеврейского стереотипа - отождествления евреев с зарабатыванием денег - самым резким образом». [17] Бернард Льюис назвал «О еврейском вопросе» «одним из классиков антисемитской пропаганды». [18]

Хэл Дрейпер (1977) [19] заметил, что язык части II «О еврейском вопросе» соответствует взгляду на роль евреев, изложенному в эссе еврейского социалиста Моисея Гесса «О денежной системе». По словам Эдварда Флэннери , Маркс считал евреев энтузиастами-капиталистами. [20]

Хайам Маккоби утверждал, что «О еврейском вопросе» является примером того, что он считает «ранним антисемитизмом » Маркса. По словам Маккоби, Маркс в своем эссе утверждает, что современный коммерциализированный мир — это триумф иудаизма, псевдорелигии, богом которой являются деньги. Маккоби предположил, что Маркс был смущен своим еврейским происхождением и использовал евреев как «критерий зла». Маккоби пишет, что в последующие годы Маркс ограничил то, что он считает антипатией к евреям, частными письмами и беседами из-за сильной публичной идентификации с антисемитизмом со стороны его политических врагов как слева ( Пьер-Жозеф Прудон и Михаил Бакунин ), так и справа. (аристократия и церковь). [21]

По мнению социолога Роберта Файна (2006), эссе Бауэра «отражало в целом предвзятое представление о евреях как о «торговце» и «финансисте » , тогда как «цель Маркса заключалась в защите права евреев на полную гражданскую и политическую эмансипацию (то есть равные гражданские и политические права) наряду со всеми другими гражданами Германии». Файн утверждает, что «линия атаки Маркса состоит не в том, чтобы противопоставить грубый стереотип Бауэра о евреях реальному положению евреев в Германии», а в том, чтобы «показать, что Бауэр не имеет ни малейшего представления о природе современной демократии». [22] Социолог Ларри Рэй в своем ответе Файну (2006 г.) признает, что Файн прочитал эссе как ироническую защиту еврейской эмансипации. Он указывает на двусмысленность языка Маркса. Рэй переводит предложение из «Zur Judenfrage» и интерпретирует его как ассимиляционистскую позицию, «при которой в эмансипированном человечестве нет места для евреев как отдельной этнической или культурной идентичности» и которая защищает «общество, в котором как культурные, так и экономические разница устранена». Здесь Рэй видит Маркса в «направлении левого мышления, которое неспособно справиться с формами угнетения, не связанными напрямую с классом». [23]

Другие интерпретации

[ редактировать ]

В книге Абрама Леона 1946 года «Еврейский вопрос» Леон исследует еврейскую историю с материалистической точки зрения. По мнению Леона, в эссе Маркса используется формулировка, согласно которой «нельзя начинать с религии, чтобы объяснить еврейскую историю; наоборот: сохранение еврейской религии или национальности может быть объяснено только «настоящим евреем», то есть скажем, евреем в его экономической и социальной роли». [24]

Исаак Дойчер (1959) [25] сравнивает Маркса с Элишей бен Абуя , Барухом Спинозой , Генрихом Гейне , Розой Люксембург , Львом Троцким и Зигмундом Фрейдом , всех из которых он считает еретиками, отвергающими еврейство, но все же принадлежащими к еврейской традиции. По мнению Дойчера, «идея социализма и бесклассового и безгосударственного общества» Маркса, выраженная в эссе, так же универсальна, как «Этика и Бог» Спинозы. Оформив свой революционный экономический и политический проект как освобождение мира от иудаизма, Маркс выразил «мессианское желание», которое само по себе было « вполне христианским », по словам Дэвида Ниренберга . [26]

Шломо Авинери (1964), признавая антисемитизм Маркса как факт, также утверждает, что философская критика Марксом иудаизма затмевает его поддержку еврейской эмансипации как непосредственной политической цели. [27] Авинери отмечает, что в дебатах Бауэра с рядом современных еврейских полемистов Маркс полностью поддержал взгляды еврейских писателей, направленные против Бауэра. [27] В письме Арнольду Руге , написанном в марте 1843 года, Маркс пишет, что намеревался поддержать петицию евреев в Губернское собрание . Он объясняет, что, хотя он и не любит иудаизм как религию, его также не убеждает точка зрения Бауэра (что евреев нельзя эмансипировать, пока они не откажутся от иудаизма). Однако в письме он также поясняет, что его поддержка петиции носит чисто тактический характер и призвана способствовать его усилиям по ослаблению христианского государства. [28]

Дэвид Ниренберг считает, что Маркс использовал антииудаизм как теоретическую основу для осмысления мира и критического взаимодействия с ним. [29]

В своей книге «За Маркса » 1965 года Луи Альтюссер говорит, что «в «О еврейском вопросе» , «Философии государства» Гегеля и т. д., и даже обычно в «Святом семействе », что «... Маркс просто применял теорию отчуждения, т.е. , теорию «человеческой природы» Фейербаха на политику и конкретную деятельность человека, прежде чем распространить ее (в значительной степени) на политическую экономию в « Рукописях ». [30] Он выступает против тенденции, согласно которой « Капитал больше не читается как «О еврейском вопросе», а «О еврейском вопросе» читается как «Капитал » . [31] Для Альтюссера это эссе «является глубоко «идеологическим текстом», «приверженным борьбе за коммунизм», но не будучи марксистским; «поэтому его теоретически нельзя отождествлять с более поздними текстами, которые должны были определить исторический материализм ». [32]

Дэвид Маклеллан утверждал, что «О еврейском вопросе» следует понимать в контексте дебатов Маркса с Бруно Бауэром о природе политической эмансипации в Германии. По словам Маклеллана, Маркс использовал слово «Judentum» в его разговорном значении «торговля», чтобы доказать, что немцы страдают от капитализма и должны быть освобождены от него. Вторую половину эссе Маркса, заключает Маклеллан, следует читать как «расширенную игру слов в адрес Бауэра». [5]

Стивен Гринблатт (1978) [33] сравнивает это эссе с Кристофера Марлоу пьесой «Мальтийский еврей» . По словам Гринблатта, «оба писателя надеются сосредоточить внимание на деятельности, которая одновременно кажется чуждой и в то же время центральной для жизни общества, и направить против этой деятельности антисемитские чувства аудитории». Гринблатт приписывает Марксу «резкое, даже истерическое отрицание своего религиозного происхождения».

Феминистка Венди Браун утверждает, что «О еврейском вопросе» представляет собой в первую очередь критику либеральных прав, а не критику иудаизма, и что явно антисемитские отрывки, такие как «Деньги — это ревнивый бог Израиля, перед лицом которого ни один другой бог не может существуют» следует читать в этом контексте. [6]

Йоав Пелед (1992) [34] видит, что Маркс «переносит дискуссию по поводу еврейской эмансипации из плана теологии... в плоскость социологии», тем самым обходя один из главных аргументов Бауэра. По мнению Пеледа, «это был далеко не удовлетворительный ответ Бауэру, но он позволил Марксу представить убедительные доводы в пользу эмансипации и в то же время начать критику экономического отчуждения». Он заключает, что «философские достижения Маркса в книге «О еврейском вопросе» были обусловлены и неразрывно связаны с его приверженностью еврейскому эмансипации».

Фрэнсис Уин говорит: «Те критики, которые видят в этом предвкушение «Майн кампф», упускают из виду один существенный момент: несмотря на неуклюжую фразеологию и грубые стереотипы, эссе на самом деле было написано в защиту евреев. ответ Бруно Бауэру, который утверждал, что евреям не следует предоставлять полные гражданские права и свободы, если они не были крещены как христиане». Хотя Бруно Бауэр утверждал, что он атеист, он считал иудаизм низшей религией. [35]

Политолог профессор Иэн Хэмпшер-Монк написал в своем учебнике: «Эта работа [«О еврейском вопросе»] приводилась в качестве доказательства предполагаемого антисемитизма Маркса, но только самое поверхностное прочтение ее могло поддержать такую ​​интерпретацию». [36]

Во второй части эссе Маркс ссылается на брошюру Томаса Мюнцера 1524 года « Апология» , в которой нападает на Мартина Лютера. [16] Мюнцер писал: «Смотри! Наш государь и правители являются причиной всякого ростовщичества, воровства и грабежа; они забирают во владение все созданное. Рыба в воде, птицы в воздухе, продукты земли – все должно быть их (Исаия v.)». [37] Оценка Марксом позиции Мюнцера была истолкована как сочувственное отношение Маркса к животным. Также возможно, что Мюнцер имел в виду безрассудство суверенных правителей, которые принимали даже то, что создал Бог (для всего человечества и мира), как свое собственное. [38]

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ Бруно Бауэр, Еврейский вопрос ( Еврейский вопрос ), Брауншвейг, 1843 г.
  2. ^ Бруно Бауэр: «Способность современных евреев и христиан стать свободными», в: Двадцать один лист из Швейцарии , под редакцией Георга Хервега , Цюрих и Винтертур, 1843, стр. 56–71.
  3. ^ Маркс 1844: «[T] политическое аннулирование частной собственности не только не отменяет частную собственность, но даже предполагает ее. Государство по-своему отменяет различия по рождению, социальному рангу, образованию, профессии, когда оно заявляет, что происхождение, социальное положение, образование, род занятий являются неполитическими различиями, когда он провозглашает, не принимая во внимание эти различия, что каждый член нации является равноправным участником национального суверенитета , когда он рассматривает все элементы реальной жизни народа. нации с точки зрения государства. Тем не менее, государство позволяет частной собственности, образованию, занятию действовать по-своему – т. е. как частная собственность , как образование, как занятие, и оказывать влияние своей особой природы. упраздняя эти действительные различия, государство существует только на предпосылке их существования; оно чувствует себя политическим государством и утверждает свою всеобщность только в противоположности этим элементам своего бытия».
  4. ^ Перейти обратно: а б Джонсон, Пол (1 апреля 1984 г.). «Марксизм против евреев» . Комментаторский журнал .
  5. ^ Перейти обратно: а б Дэвид Маклеллан: Маркс до марксизма (1970), стр. 141–142.
  6. ^ Перейти обратно: а б Браун, Венди (1995). «Права и идентичность в эпоху поздней современности: новый взгляд на «еврейский вопрос» ». В Сарате, Остин; Кернс, Томас (ред.). Идентичность, политика и права . Издательство Мичиганского университета. стр. 85–130.
  7. ^ Ниренберг 2013 , с. 423–459.
  8. ^ Маркс 1844: «С другой стороны, если еврей признает, что его практическая природа бесполезна, и работает над ее отменой, он высвобождается из своего предыдущего развития и работает над освобождением человека как таковым и восстает против высшего практического выражения человеческого я». - отчуждение».
  9. ^ Руге, Арнольд; Маркс, Карл, ред. (1981). Немецко-французские ежегодники . Лейпциг: Возвращение.
  10. ^ Энгельс, Маркс: Святое семейство 1845, Глава VI, Еврейский вопрос № 1 , № 2 , № 3
  11. ^ Полное издание Маркса-Энгельса (МЕГА) , Том II, аппарат, с. 648 ( немецкий ) Дитц, Берлин, 1982 г.
  12. ^ Карл Маркс Избранные эссе , перевод Х. Дж. Стеннинга (Леонард Парсонс, Лондон и Нью-Йорк, 1926), стр. 40–97.
  13. ^ «Обзор мира без евреев» . Западный социалист . 27 (212). Канада: 5–7. 1960.
  14. ^ «Дискуссия: Маркс и антисемитизм» . Мировой Социалист . 27 (214). Канада: 11, 19–21. 1960.
  15. ^ Харап, Луи (июль – август 1959 г.). «Карл Маркс и еврейский вопрос» (PDF) . Еврейские течения . через Marxists.org : 220–229.
  16. ^ Перейти обратно: а б Маркс 1844 г.
  17. ^ Р. Вистрич в Советском журнале по делам евреев, 4:1, 1974.
  18. ^ Бернард Льюис. Семиты и антисемиты: исследование конфликтов и предрассудков. (1999). WW Нортон и компания. ISBN   0-393-31839-7 стр. 112
  19. ^ Дрейпер 1977
  20. ^ Эдвард Х. Фланнери . Страдания евреев: двадцать три века антисемитизма. Паулист Пресс. (2004). ISBN   0-8091-4324-0 стр. 168
  21. ^ Хайам Маккоби. Антисемитизм и современность: инновации и преемственность. Рутледж. (2006). ISBN   0-415-31173-X стр. 64–66.
  22. Роберт Файн: Карл Маркс и радикальная критика антисемитизма. Архивировано 5 февраля 2012 г. в Wayback Machine в: Engage Journal 2, май 2006 г.
  23. Ларри Рэй: Маркс и радикальная критика различий. Архивировано 1 июня 2008 г. в Wayback Machine в: Engage Journal 3, сентябрь 2006 г.
  24. ^ Леон 1950, Глава первая , Помещения
  25. ^ Исаак Дойчер: Послание еврея-нееврея в американском социалистическом 1958 году.
  26. ^ Ниренберг 2013 , с. 4.
  27. ^ Перейти обратно: а б Авинери, Шломо (1964). «Маркс и еврейская эмансипация». Журнал истории идей . 25 (3). Издательство Пенсильванского университета: 445–450. дои : 10.2307/2707911 . JSTOR   2707911 .
  28. ^ «Меня только что посетил руководитель здешней еврейской общины, который попросил меня подать петицию в защиту евреев в Провинциальное собрание, и я готов это сделать. Как бы сильно мне не нравилась еврейская вера, точка зрения Бауэра кажется для меня это слишком абстрактно. Дело в том, чтобы сделать как можно больше брешей в христианском государстве и пронести как можно больше разумного. По крайней мере, это надо попытаться - и озлобление растет с каждым прошением. отклонено с протестами». Постскриптум к письму Маркса Арнольду Руге в Дрезден, написанному: Кёльн, 13 марта 1843 г.
  29. ^ Ниренберг, Дэвид (2013). Антииудаизм: западная традиция . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 423–459. ISBN  978-0-393-34791-3 .
  30. Альтюссер 1965, Часть первая: «Философские манифесты» Фейербаха , впервые опубликовано в La Nouvelle Critique , декабрь 1960 года.
  31. Альтюссер, 1965, Часть вторая: О молодом Марксе: теоретические вопросы , впервые появилось в La Pensée , март – апрель 1961 г.
  32. ^ Альтюссер 1965, Часть пятая: «Рукописи 1844 года» , впервые опубликовано в La Pensée , февраль 1963 года.
  33. ^ Стивен Дж. Гринблатт: Марлоу, Маркс и антисемитизм, в: Critical Inquiry , Vol. 5, № 2 (зима, 1978 г.), стр. 291–307; Отрывок. Архивировано 12 августа 2007 г. в Wayback Machine.
  34. ^ Ю. Пелед: От теологии к социологии: Бруно Бауэр и Карл Маркс по вопросу еврейской эмансипации, в: История политической мысли , том 13, номер 3, 1992, стр. 463–485 (23); Абстрактный
  35. ^ Фрэнсис Уин (2001). Карл Маркс: Жизнь . WW Нортон и компания. п. 56. ИСБН  978-0393321579 . Проверено 10 марта 2014 г.
  36. ^ Иэн Хэмпшер-Монк, История современной политической мысли (1992), Blackwell Publishing, стр. 496
  37. ^ Томас Мюнцер : Высокопричинное Шуцреде , или Апология , 1524, Альстедтер, английский перевод, цитируется из книги Карла Каутского : Коммунизм в Центральной Европе во времена Реформации , 1897, Глава 4, VIII. Подготовка Мюнцера к восстанию.
  38. ^ Уайльд, Лоуренс (осень 2000 г.). « Твари тоже должны стать свободными»: Маркс и различие животных и людей» . Капитал и класс . 24 (72): 37–53. дои : 10.1177/030981680007200103 . S2CID   144525600 . Архивировано из оригинала 19 марта 2011 года — через «Мифы и легенды Маркса».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 297da6ff2455e58a4105dc45792b3d16__1721630580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/16/297da6ff2455e58a4105dc45792b3d16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
On the Jewish Question - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)