Jump to content

Архитектура майя

(Перенаправлено из архитектуры майя )

Архитектура испанской цивилизации майя охватывает несколько тысяч лет, несколько эпох политических изменений и архитектурных инноваций до колонизации Америки . [1] Зачастую зданиями, наиболее впечатляющими и легко узнаваемыми как творения народов майя, являются ступенчатые пирамиды конечного доклассического периода майя и более поздних периодов. Основываясь на общих мезоамериканских архитектурных традициях, майя использовали геометрические пропорции и сложную резьбу для строительства всего: от простых домов до богато украшенных храмов. [2] В этой статье основное внимание уделяется наиболее известным доклассическим и классическим образцам архитектуры майя. Храмы, подобные храмам в Паленке , Тикале и Ушмале, представляют собой зенит искусства и архитектуры майя. Благодаря наблюдению за многочисленными элементами и стилистическими различиями остатки архитектуры майя стали важным ключом к пониманию их религиозных верований и культуры в целом. [3] [4]

Городской дизайн

[ редактировать ]

Поскольку города майя распространились по разнообразной географии Мезоамерики , степень планирования территории, по-видимому, была минимальной, их города строились несколько бессистемно, как это диктовалось топографией каждого независимого места. Архитектура майя имеет тенденцию объединять в себе множество природных особенностей. Например, некоторые города, существовавшие на плоских известняковых равнинах северного Юкатана, превратились в огромные обширные муниципалитеты , в то время как другие, построенные на холмах Усумасинты, использовали естественную высоту рельефа , чтобы поднять свои башни и храмы на впечатляющую высоту. Однако некое подобие порядка, которого требует любой крупный город, все же царило. В начале крупномасштабного строительства обычно устанавливалась заранее определенная ось, совпадающая со сторонами света. В зависимости от местоположения и наличия природных ресурсов, таких как колодцы с пресной водой или сеноты , город рос, соединяя большие площади с многочисленными платформами, которые создавали основу почти для всех зданий майя, посредством дороги сакбеоб . По мере того, как добавлялось больше построек, а существующие постройки перестраивались или реконструировались, великие города майя, казалось, приобретали почти случайную идентичность, которая резко контрастировала с другими великими мезоамериканскими городами, такими как Теотиуакан , с его жесткой решетчатой ​​конструкцией.

Археологические раскопки в Паленке , штат Чьяпас, Мексика.

В центре города майя существовали большие площади, окруженные наиболее ценными правительственными и религиозными зданиями, такими как королевский акрополь , великие храмы-пирамиды и иногда площадки для игры в мяч . Хотя планировка города развивалась по воле природы, пристальное внимание уделялось направленной ориентации храмов и обсерваторий, чтобы они были построены в соответствии с интерпретацией орбит звезд майя. Непосредственно за пределами этого ритуального центра располагались постройки меньшей знати, меньшие храмы и отдельные святыни: менее священные и менее важные сооружения имели большую степень конфиденциальности. За пределами постоянно развивающегося городского ядра находились менее постоянные и более скромные дома простых людей.

Классический городской дизайн эпохи майя можно легко описать как разделение пространства великими памятниками и дамбами. В этом случае открытые общественные площади были местом сбора людей и центром городского дизайна, тогда как внутреннее пространство было совершенно второстепенным. Только в эпоху позднего постклассического периода великие города майя превратились в более похожие на крепости оборонительные сооружения, которым по большей части не хватало больших и многочисленных площадей классического периода. В постклассическом периоде в Петене, Гватемала, в защищенных местах, например, на полуостровах и островах в бассейне Петена , возникли более мелкие охраняемые поселения. На этих объектах были миниатюрные площади, а также меньшие церемониальные сооружения и каноны архитектурного дизайна, которые были изменены по сравнению с предыдущим классическим периодом, но представляли собой заметные изменения в дизайне по сравнению с классическим узором. [5]

Процесс строительства

[ редактировать ]

Все данные свидетельствуют о том, что большинство каменных зданий существовало на вершине платформы, высота которой варьировалась от менее метра до 45 метров в зависимости от важности здания. Лестница из камня часто разделяла большие платформы с одной стороны, создавая общий бисимметричный вид архитектуры майя. В зависимости от преобладающих стилистических тенденций в местности эти платформы чаще всего были построены из лепнины и тесаного камня, а снаружи заполнены плотно утрамбованным гравием. Как и в случае со многими другими рельефами майя, рельефы на платформах часто были связаны с предполагаемым назначением жилого сооружения. Таким образом, когда подструктурные платформы были завершены, на прочном фундаменте платформ были построены величественные резиденции и храмы майя. При построении всех построек, похоже, мало внимания уделялось их утилитарной функциональности и много – внешней эстетике; однако определенный повторяющийся аспект, изогнутая арка , часто использовался, чтобы имитировать внешний вид и ощущение простой хижины майя. [ нужна ссылка ]

Храм Креста , Паленке

Хотя это и не было эффективным инструментом для увеличения внутреннего пространства, поскольку для поддержки высокого потолка требовались толстые каменные стены, в некоторых храмах использовались повторяющиеся арки или сводчатые своды , чтобы построить то, что майя называли пибналом , или потной баней , например, в Храм Креста в Паленке . По мере завершения строительства к слою штукатурки обычно добавлялись обширные рельефные работы. Тем не менее, было обнаружено множество резных фигурок на перемычках , а также настоящую резьбу по камню, используемую в качестве фасада. Обычно они продолжаются непрерывно вокруг всей конструкции и содержат различные произведения искусства, относящиеся к обитателям или назначению здания. Хотя это и не во всех местах майя, также было обнаружено широкое использование расписной лепнины. [ нужна ссылка ]

Хотя майя не использовали определенную единицу измерения, их здания по-прежнему строились в соответствии с золотой серединой . Для своих домов майя начинали с квадрата, а затем использовали шнур или лозу, чтобы измерить квадрат от угла до угла. Затем, изгибая шнур вниз, можно было установить новую базовую длину на основе предыдущего квадрата. Длина нового прямоугольника будет равна квадратному корню из двух — пропорции, встречающейся в природе. Поскольку майя имели религиозные подтексты, какие пропорции они использовали и когда, их форма измерения называется сакральной геометрией . Это также практиковалось египтянами . Майя играли с разными пропорциями в своих храмах и домах, чтобы создать симметричные и гармоничные конструкции без использования реальных единиц измерения. [6]

Было высказано предположение, что в сочетании с календарем длинного счета майя каждые пятьдесят два года или цикла храмы и пирамиды реконструировались и перестраивались. Теперь кажется, что процесс восстановления часто инициировался новым правителем или по политическим причинам, а не соответствовал календарному циклу. Однако процесс восстановления старых структур действительно является обычным явлением. В частности, Северный Акрополь в Тикале, кажется, представляет собой совокупность 1500-летних архитектурных изменений. [ нужна ссылка ]

Строительные материалы

Цивилизация майя использовала очень простые инструменты для строительства своих сооружений. Чаще всего использовались инструменты из камня, найденного в прилегающих районах. Известняк играл огромную роль в изготовлении инструментов майя, поскольку известняк географически был очень распространен в большинстве поселений. Местоположение городов майя выбиралось с учетом доступа к необходимым камням. Это позволило большинству карьеров располагаться прямо за городом, чтобы обеспечить легкий доступ к блокам, необходимым для строительства. [7] Основными карьерами по добыче известняка были Паленке и Тикаль . Хотя известняк был самым важным материалом, они все равно собирали песчаник из Киригуа и вулканический туф из Копана.

Народ майя использовал раствор в большинстве строительных проектов. Майя использовали очень сложный процесс обработки известняка при большом количестве тепла для создания раствора. [8] Раствор использовался настолько широко, что майя даже использовали его для скульптур, фасадов и полов. Их раствор оказался очень эффективным в течение длительного срока службы здания, но влажный климат может оказать негативное влияние на раствор.

Для более важных строительных проектов майя покрывали всю внешнюю часть постройки штукатуркой , а затем красили яркими картинами, отдавая приоритет красному, желтому, зеленому и синему. [9]

Известные постройки

[ редактировать ]

Церемониальные платформы

[ редактировать ]

Обычно это были известняковые платформы высотой менее четырех метров, на которых проводились публичные церемонии и религиозные обряды. Построенные по типу типичной фундаментной платформы, они часто украшались резными фигурами, алтарями и, возможно, цомпантли , колом, который использовался для демонстрации голов жертв или побежденных мезоамериканских противников игры в мяч. Майя часто изображали в своей архитектуре флору и фауну. Некоторыми примерами этого являются статуи и изображения кукурузы в архитектуре майя.

Руины дворца Саил , Юкатан

Большие и часто богато украшенные дворцы обычно располагались недалеко от центра города и вмещали элиту населения. Каждый чрезвычайно большой королевский дворец или дворец, состоящий из множества палат на разных уровнях, можно было назвать акрополем. Однако часто они были одноэтажными, состояли из небольших комнат и обычно хотя бы одного внутреннего двора; эти конструкции, по-видимому, учитывают необходимую функциональность, требуемую от дома, а также отделку, необходимую для роста его обитателей. Археологи, кажется, согласны с тем, что во многих дворцах находятся различные гробницы.

В Копане (одном из самых могущественных и важных городов), под более чем четырехсотлетней реконструкцией, была обнаружена гробница одного из древних правителей, а Северный Акрополь в Тикале, по-видимому, был местом многочисленных захоронений во времена Терминальный доклассический и ранний классический периоды. [10]

Электронные группы

[ редактировать ]

« Группа Е » — это классификация, данная майянистами определенным структурным комплексам, присутствующим в ряде стоянок майя, расположенных в центральных и южных низменностях майя (например, в районе Петена ). Комплексы этого типа состоят из основной структуры ступенчатой ​​пирамиды, расположенной на западной стороне четырехугольной площади или платформы. Вдоль восточной стороны площади появляется приподнятое, но довольно удлиненное сооружение, идущее с севера на юг; В варианте есть три храмовых кургана меньшего размера на вершине этой платформы или заменяют ее, при этом середина этих подструктур расположена прямо напротив основной конструкции. Часто на северной и южной сторонах площади появляются еще две вспомогательные постройки соответственно. Основная западная структура обычно имеет террасы (т.е. имеет несколько уровней) со встроенными лестницами на каждой из четырех сторон, и только восточная лестница, ведущая с площади, обеспечивает доступ к вершине. Лестницы имеют большие балюстрады, выступающие из пирамиды и украшенные большими лепные маски и панно архитектурного искусства. В других примерах, предположительно более поздних, эта четырехсторонняя конфигурация лестницы отсутствует.

Комплексы E-группы названы в честь их прототипного примера, структуры E-VII-sub на месте Уаксактуна . Впервые они были идентифицированы как значимый комплекс археологом Франсом Бломом в 1924 году, который проводил раскопки под эгидой Вашингтонского института Карнеги .

Было высказано предположение, что эти E-группы являются обсерваториями, поскольку одноименная группа в Уахактуне содержит выравнивания, примерно соответствующие восходам солнца в дни солнцестояний и равноденствий . Однако архитектурная последовательность, зафиксированная в отчетах о раскопках, показывает, что эти расположения соединяют элементы разных периодов и, следовательно, никогда не могли быть функциональными с точки зрения наблюдений. [11] Кроме того, все остальные Е-группы имеют иную направленность, что относится к широко распространённым группам астрономических ориентаций, которые также встроены в ряд построек других типов. [12] Поэтому, учитывая, что их основным назначением были ритуальные и погребальные обряды, оснований относить группы Е к обсерваториям нет. [13] Другие идеи, похоже, проистекают из возможной истории создания, рассказанной рельефами и произведениями искусства, украшающими эти сооружения.

Триадические группы

[ редактировать ]

Они состоят из возвышенной площадки (то ли обширного акрополя, то ли крутой пирамиды) с монументальной лестницей, центральным зданием, обращенным к лестнице, и двумя боковыми постройками, обращенными друг к другу по обе стороны платформы. Этот формальный комплекс приписывают земному воссозданию Небесного Очага (современное созвездие Ориона) или сцены для ритуалов возведения на престол. [14] Совсем недавно Триадические группы интерпретировались как святилища, посвященные воскресению Кукурузного Бога на Цветочной Горе. [15] Такие комплексы появляются в позднем доклассическом времени и постепенно уменьшаются в количестве, пока не исчезнут в раннем постклассическом периоде.

Пирамиды и храмы

[ редактировать ]
Тикаль , храмовая пирамида с выступающей крышей.

Часто самые важные святилища располагались на вершинах высоких пирамид майя, некоторые из которых превышали двести футов, например, в Эль-Мирадоре . Святилище наверху обычно возвышалось гребнем или гребнем крыши. Хотя недавние открытия указывают на широкое использование пирамид в качестве гробниц, сами храмы, похоже, редко, если вообще когда-либо, содержат захоронения. Пирамиды майя имели плоские вершины и были похожи на пирамиды ацтеков, хотя ацтеки были людьми, построившими свои пирамиды, неотличимыми друг от друга.

В Чичен-Ице есть пирамида под названием Эль-Кастильо («замок»). Имея четыре лестницы, каждая из которых имеет 91 ступеньку (с верхней площадкой их общее число достигает 365), а также другие архитектурные элементы, встречающиеся в астрономически значительных количествах, это хороший пример объединения мифов майя и астрономических циклов в архитектуре. Древние египетские цивилизации верили, что в небе есть силы, вызывающие дождь и даже сдерживающие ураганы. Чтобы подобраться достаточно близко, чтобы силы могли их услышать, они построили пирамиды. Месопотамцы строили зиккураты, похожие на пирамиды со ступенями. Кроме того, майя и многие другие жители Мезоамерики строили свои пирамиды высоко над окружающими лесами, чтобы видеть небеса. Помимо почитания небесных богов, пирамиды майя также служили обсерваториями солнечных событий. Пирамиды майя даже хорошо ориентировались по сторонам света: на север, восток, запад и юг, так что их использовали как компас. Также называемая пирамидой Кукулькана, эта структура представляет собой замечательное зрелище, наблюдаемое тысячами современных посетителей. в дни равноденствий. Лучи заходящего солнца проецируются на северную балюстраду, создавая иллюзию змеи, извивающейся по ступеням пирамиды. Змея состоит из нескольких треугольных форм, что придает ей вид змеи с ромбовидной спиной. У подножия северной лестницы расположены массивные скульптуры змеиных голов, что делает этот эффект еще более убедительным. Хотя широко распространено мнение, что этот эффект света и тени был достигнут специально для записи равноденствий. [16] [17] эта идея крайне маловероятна: было показано, что это явление можно наблюдать без серьезных изменений в течение нескольких недель вокруг равноденствий, что делает невозможным определение какой-либо даты, наблюдая только за этим эффектом. [18]

Архитектура майя сильно отличается от других мезоамериканских культур. Смесь мифологии и астрономических событий можно найти почти во всех дворцах и пирамидальных сооружениях майя. Также можно заметить сильное влияние тольтеков в архитектуре Чичен-Ицы. Толтеки вторглись в среду майя и объединили их культурные традиции около 1000 года. [19]

Обсерватории

[ редактировать ]
Эль-Караколь, обсерватория , Чичен-Ица, Мексика

Майя были заядлыми астрономами и наносили на карту фазы небесных объектов, особенно Солнца , Венеры и Луны . Во многих храмах есть дверные проемы и другие элементы, соответствующие небесным событиям. Круглые храмы, часто посвящённые Кукулькану , пожалуй, чаще всего современные гиды по руинам называют «обсерваториями». Однако сейчас известно, что многие здания различного типа и назначения были ориентированы по астрономическим соображениям, в основном на восходы и закаты солнца в определенные даты. [20] [21] Зарегистрированные даты сконцентрированы в четырех значимых для сельского хозяйства сезонах и, как правило, разделены кратными элементарными периодами календарной системы (13 и 20 дней), что позволяет предположить, что такая ориентация позволяла использовать календари наблюдений, предназначенные для облегчения правильного планирования сельскохозяйственных и сельскохозяйственных работ. сопутствующие церемониальные мероприятия. [22] Хотя большинство важных зданий майя были ориентированы на основе астрономических критериев, их основные функции были религиозными, жилыми или административными; Таким образом, ярлык «обсерватория», применяемый к любому структурному типу, вряд ли оправдан.

Площадки для игры в мяч

[ редактировать ]
Большая площадка для игры в мяч в Чичен-Ице

В качестве неотъемлемого аспекта мезоамериканского образа жизни площадки для ритуальной игры в мяч строились по всему царству майя, часто в больших масштабах. Игровые дорожки площадок для игры в мяч были ограничены двумя длинными стенами. Суды, построенные ранее в истории майя (как в Кобе ), имели наклонные стороны, тогда как построенные позже (как в Чичен-Ице ) имели вертикальные стороны. Часто концы были закрыты, чтобы создать Суд в форме формы, если смотреть сверху.

Когда майя играли в игры на площадках для игры в мяч, мяч был сделан из твердой резины и иногда достигал фута в диаметре. Его передавали между командами, расположенными на противоположных концах площадки. Игроки могли ударить по нему только коленями или бедрами, как в современном футболе или футболе. Очки можно было набрать, когда сопернику не удавалось правильно вернуть мяч. В центральной Мексике, а в поздние времена и на Юкатане каменные кольца устанавливались высоко в боковых стенах двора. Особым триумфом для игрока считалось выбить мяч через кольцо. [23]

Пещерные места

[ редактировать ]

Есть также пещерные места, важные для майя. Пещерные места майя включают пещеру Джолжа , пещеру в Надж-Туниче , пещеры Канделария и Пещеру Ведьмы. также бытуют мифы о создании Среди майя в Мексике до сих пор используются современными майя пещер. Некоторые пещерные места в горах Чьяпас . Некоторые из этих пещер были полностью или частично искусственными. [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Хронология майя | МЕЗОАМЕРИКАНСКИЙ исследовательский центр» . www.marc.ucsb.edu . Проверено 1 ноября 2019 г.
  2. ^ Пауэлл, Кристофер. Диссертация «Формы священного пространства: предлагаемая система геометрии, используемая для планирования и проектирования искусства и архитектуры майя, а также некоторые последствия, касающиеся космологии майя». 2010. Техасский университет. https://www.mayaexploration.org/pdf/PowellDissertation2010_MayaGeometry.pdf
  3. ^ «Доиспанский город и национальный парк Паленке» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 1 декабря 2019 г.
  4. ^ «FAMSI — Фонд развития мезоамериканских исследований, Inc» . www.famsi.org . Проверено 1 декабря 2019 г.
  5. ^ Шварц, Кевин (январь 2016 г.). «Архитектура доказательства Майи Шварц» . Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . дои : 10.1007/978-94-007-7747-7_9822 .
  6. ^ Барнхарт, Эдивин (2015). От майя до ацтеков: раскрыта древняя Мезоамерика (PDF) . Шантильи, Вирджиния: Великие курсы. стр. 105–123. Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2017 г. Проверено 1 декабря 2019 г.
  7. ^ Мур, Кристина. «Строительство Майя: строительные материалы» . www.courses.psu.edu . Архивировано из оригинала 17 мая 2021 г. Проверено 21 ноября 2018 г.
  8. ^ «Архитектура Майя» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 21 ноября 2018 г.
  9. ^ «Здания Майя» . mayansandtikal.com . Проверено 21 ноября 2018 г.
  10. ^ Прайс, Т.Д., Бертон, Дж.Х., Шарер, Р.Дж., Бьюкстра, Дж.Э., Райт, Л.Е., Трэкслер, Л.П. и Миллер, К.А. (2010). Короли и простолюдины Копана: изотопные свидетельства происхождения и движения в период классического майя. Журнал антропологической археологии , 29 (1), 15–32. ИСО 690
  11. ^ Шпрайц, Иван (2021). Астрономическое значение групп E в архитектуре майя: переоценка . Простор, край, час. Том 18. Любляна: Заложба ZRC. дои : 10.3986/9789610505013 . ISBN  978-961-05-0501-3 . S2CID   234817994 .
  12. ^ Спрайц, Иван; Санчес Нава, Педро Франциско (2016). «Астрономия и архитектура в низменностях майя». Журнал археологии небесных пейзажей . 2 (2): 189–215. дои : 10.1558/jsa.30050 .
  13. ^ Шпрайц, Иван (2021). «Астрономические аспекты комплексов группы Е-типа и их значение для понимания архитектуры и городского планирования древних майя» . ПЛОС ОДИН . 16 (4): e0250785. Бибкод : 2021PLoSO..1650785S . дои : 10.1371/journal.pone.0250785 . ПМЦ   8078784 . ПМИД   33905449 .
  14. ^ Хансен 1998
  15. ^ Шиманский 2013
  16. ^ «Древние обсерватории: Чичен-Ица» . www.exploratorium.edu . Проверено 7 мая 2018 г.
  17. ^ «Чичен-Ица ​​— объект всемирного наследия — National Geographic» . Nationalgeographic.com . 15 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 года . Проверено 7 мая 2018 г.
  18. ^ Шпрайц, Иван; Санчес Нава, Педро Франциско (2018). «Солнце в Чичен-Ице и Дзибильчалтуне: предполагаемая важность равноденствий в Мезоамерике». Мексиканская археология . XXV (149): 26–31.
  19. ^ «Чичен-Ица» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 14 января 2018 года . Проверено 7 мая 2018 г.
  20. ^ Авени, А.; Хартунг, Х. (1986). Городское планирование и календарь майя . Филадельфия: Американское философское общество.
  21. ^ Авени, Энтони Ф. (2001). Наблюдатели за небом: переработанная и обновленная версия «Наблюдателей за небом» Древней Мексики . Остин: Издательство Техасского университета.
  22. ^ Санчес Нава, Педро Франциско; Шпрайц, Иван (2015). Астрономические ориентации в архитектуре равнинных майя . Мехико: Национальный институт антропологии и истории. ISBN  978-607-484-727-7 .
  23. ^ Проскурякова, Татьяна. (2002). Альбом архитектуры майя. Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., стр.38.
  24. ^ Брэди, Дж. Э., и Эшмор, В. (1999). Горы, пещеры, вода: идейные пейзажи древних майя. Археология ландшафта: современные перспективы , 124–145.
  • Хансен, Ричард Д., Непрерывность и разобщенность: доклассические предшественники классической архитектуры майя . Калифорнийский университет, Лос-Анджелес [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
  • Хьюстон, Стивен Д. (редактор), Функция и значение в классической архитектуре майя . Думбартон-Оукс, 1998 год.
  • Мартин, Саймон и Мэри Миллер, Куртуазное искусство древних майя . Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 2004.
  • Шимански, Ян, «Между смертью и божественностью. Переосмысление значения триадических групп в древней культуре майя». Варшава 2013.

. О'Кон, Джеймс А., Утерянные секреты технологий майя , Нью-Йорк. Карьера Пресс, 2012

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b025d2566a266bac59677e6ee00091e__1720069620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/1e/3b025d2566a266bac59677e6ee00091e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maya architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)