Боинг ВК-25
ВК-25 | |
---|---|
![]() | |
VC-25A 28000 над горой Рашмор в феврале 2001 г. | |
Роль | Президентский транспорт |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Боинг |
Первый полет | 16 мая 1987 г. (ВК-25А) |
Введение | 23 августа 1990 г. (ВК-25А) |
Статус | В строю (ВК-25А) В разработке (ВК-25Б) |
Основной пользователь | ВВС США |
Произведено | 1986–1990 (ВК-25А) |
Количество построенных | 2 (ВК-25А) |
Разработано на основе | ВК-25А: Боинг 747-200В ВК-25Б: Боинг 747-8I |
Boeing VC-25 — это военная версия авиалайнера Boeing 747 , модифицированная для президентских перевозок и обычно эксплуатируемая ВВС США (USAF) как Air Force One — позывной любого самолета ВВС США, на борту которого находится президент США. Соединенные Штаты.
На вооружении находятся только два экземпляра самолетов этого типа; это сильно модифицированные Boeing 747-200B, получившие обозначение VC-25A и имеющие бортовые номера 28000 и 29000. Хотя технически обозначение Air Force One применяется к самолету только тогда, когда на борту находится президент, этот термин обычно используется для обозначения VC. -25 вообще. Эти два самолета часто работают вместе с вертолетами Marine One , которые доставляют президента в аэропорты всякий раз, когда кортеж транспортных средств неуместен. два новых самолета на базе Boeing 747-8I ВВС США заказали , получивших обозначение VC-25B, для замены устаревших VC-25A.
Разработка
[ редактировать ]К 1985 году пара самолетов Boeing 707 на базе VC-137 , использовавшихся в качестве президентских самолетов, находилась в эксплуатации 23 и 13 лет соответственно, и ВВС США начали поиск возможной замены. В опубликованном запросе предложений говорилось, что выбранный самолет должен иметь не менее трех двигателей и дальность полета без дозаправки не менее 6000 миль (9700 км). И Boeing со своим 747 , и McDonnell Douglas с DC-10 боролись за право выбора, и в конечном итоге победителем стала работа Boeing. [1] Производство нынешних Боингов 747 началось во время президентства Рональда Рейгана (1981–1989).
VC-25 были построены в 1986 году и впервые поднялись в воздух в 1987 году. [2] Дизайн интерьера был создан первой леди Нэнси Рейган , которая использовала дизайн, напоминающий американский юго-запад . [3] Проблемы с внутренней проводкой систем связи задержали поставку двух самолетов до 1990 года. [2] во время правления Джорджа Буша-старшего .
ВВС сообщили, что эксплуатационные расходы на каждый VC-25A в 2014 году составляли 210 877 долларов (~ 267 357 долларов в 2023 году) в час. [4]
Дизайн и конфигурация
[ редактировать ]


VC-25 способен пролететь 7800 миль (12600 км) — примерно треть расстояния по всему миру — без дозаправки. ВК-25А может вместить более 70 пассажиров. [5] Каждый VC-25A стоил примерно 325 миллионов долларов. Хотя VC-25 имеет две основные палубы и грузовой отсек, как и обычный Боинг 747, его площадь составляет 4000 квадратных футов (370 м2). 2 ) площади было перепрофилировано под президентские обязанности. Самый нижний уровень занимает в основном грузовое пространство, где можно перевозить багаж и бортовой запас продовольствия. Основная пассажирская зона находится на втором этаже или главной палубе. [6] На верхней палубе расположены кабина экипажа и центр связи.
Обычно президент садится и выходит из передней части главной палубы по передвижной лестнице , а журналисты и другие пассажиры входят через заднюю дверь главной палубы. [7] Однако в самолете также есть встроенная лестница, ведущая на нижнюю палубу, которая обычно используется, когда из соображений безопасности использование передвижной лестницы непрактично. [8]
«Белый дом»
[ редактировать ]Передняя часть самолета неофициально называется «Белым домом», что является отсылкой к официальной резиденции президента в Вашингтоне, округ Колумбия. [6] Президентский люкс включает в себя спальные помещения с двумя диванами, которые можно превратить в кровати, туалет и душ, туалетный столик, двойную раковину и личный кабинет или «Овальный кабинет» президента на борту Air Force One. При необходимости президент может обратиться к нации из своего кабинета. Эта возможность была добавлена после терактов 11 сентября , во время которых самолету пришлось приземлиться на базе ВВС Барксдейл , чтобы президент Джордж Буш обратился к нации. [9] Эти кабинеты, включая апартаменты президента, в основном расположены по правому (правому) борту (левого) борта проходит длинный коридор , а вдоль левого . В самолете также имеется конференц-зал, первоначально спроектированный как ситуационная комната , но теперь используемый для встреч с персоналом во время путешествий. В этом номере имеется 50-дюймовый плазменный телевизор, который можно использовать для проведения телеконференций. На самолете имеются полностью оборудованные служебные помещения телекоммуникационными системами (в том числе 87 телефонов и 19 телевизоров). [6]
На борту ВК-25 имеется медицинское пристройку, включающая в себя раскладной операционный стол, предметы первой необходимости, а также хорошо укомплектованную аптеку. Джордж Буш добавил к Air Force One беговую дорожку во время своего пребывания в должности. На каждом рейсе работают врач и медсестра. Самолет самодостаточен и может перевозить всю необходимую еду. Блюда готовятся на двух камбузах , которые вместе оборудованы для одновременного питания до 100 человек. [6] Президент получает личное меню. Место, где сидят гости, находится недалеко от центра самолета, за пределами «Белого дома». [6]
расположены отдельные помещения для гостей, старшего персонала, сотрудников секретной службы и службы безопасности ВВС, а также средств массовой информации В кормовой части главной палубы . Протокол гласит, что можно ходить позади отведенного места, но не вперед. [6] Аппаратура связи и кабина находятся на верхней палубе. Существуют также защищенные и незащищенные средства передачи голоса, факса и данных. [6] Хотя багажник самолета достаточен для перевозки вещей пассажиров, логистический поезд президента означает, что самолет должен лететь в сопровождении воздушного конвоя из нескольких грузовых транспортных средств, которые перевозят вертолеты, кортежи автомобилей и другое оборудование, требуемое президентское окружение. [6]
Операционная история
[ редактировать ]ВК-25А
[ редактировать ]VC-25A заменил VC-137C (военную версию Boeing 707 ) в качестве основы парка Air Force One . В некоторых случаях VC-25 служат транспортом вице-президента США, для чего они используют Air Force Two позывной . Самолеты VC-25A обслуживаются и эксплуатируются в рамках военных операций Президентской воздушной группой, входящей в состав Командования воздушной мобильности 89-го воздушного авиакрыла , базирующейся на объединенной базе Эндрюс в Кэмп-Спрингс, штат Мэриленд .
Самолет также может использоваться в качестве военного командного центра в случае такого инцидента, как ядерная атака. Эксплуатационные модификации включают дозаправки в воздухе. возможность [10] и меры противодействия зенитным ракетам . Бортовая электроника соединена проводами длиной примерно 238 миль (383 км), что вдвое больше, чем у обычного Боинга 747. Вся проводка покрыта прочной защитой для защиты от ядерного электромагнитного импульса в случае ядерной атаки. Самолет также оснащен средствами электронного противодействия (ECM) для подавления радаров противника, сигнальными ракетами для уклонения от ракет с тепловым наведением и помехами для уклонения от ракет с радиолокационным наведением. Все запасы стрелкового оружия и боеприпасов, не находящиеся в физическом владении сотрудников службы безопасности Секретной службы и ВВС на борту VC-25, уложены и закреплены в отдельных запираемых отсеках, каждый из которых имеет свой запирающий механизм для дополнительной безопасности. Многие другие возможности VC-25 засекречены по соображениям безопасности.
После инаугурации президента, повлекшей за собой смену должности, уходящему президенту предоставляется транспорт на самолете VC-25 до места назначения. Самолет этого рейса не использует позывной Air Force One, поскольку на нем не находится президент в должности. И для президентов Билла Клинтона , и для Джорджа Буша этот рейс был известен как Special Air Mission 28000 , где число представляет собой бортовой номер самолета. [11] [12]

VC-25A также использовался для перевозки умерших бывших президентов, поскольку в гостевой зоне в кормовой части «Белого дома» есть стулья и столы, которые можно снять и положить на их место гроб. [6] Тела Рональда Рейгана, Джеральда Форда и Джорджа Буша-старшего были перевезены в Вашингтон на государственные похороны, а затем в места их последнего упокоения. Полковник Марк Тиллман, пилот президента Джорджа Буша-младшего, сказал: «Мы будем заботиться о президенте практически с того момента, когда он находится у власти, до момента, когда он находится в штате». [6] На похоронах президента Рональда Рейгана в 2004 году Тиллман сказал, что экипаж преобразовал переднюю часть самолета, чтобы она выглядела так, как она выглядела бы, когда Рейган был президентом; Куртки Air Force One президента и Нэнси Рейган были разложены на стульях, чтобы «они чувствовали себя как дома». [6] Специально разработанный гидравлический подъемник (аналогичный тому, который используется в авиакомпаниях общественного питания) с президентской печатью, прикрепленной по бокам, поднимает гроб до левой кормовой двери для входа в VC-25A. Традиция размещать гробы в пассажирском салоне восходит к убийству Джона Кеннеди , когда экипаж не хотел, чтобы тело президента помещалось в грузовой отсек. [13] и снова во время государственных похорон Линдона Б. Джонсона . [14]
Два самолета VC-25A планируется вывести из эксплуатации: первый — в 2027 году, а второй — в 2028 году. [ нужна ссылка ]
ВК-25Б
[ редактировать ]Самолеты ВК-25А устарели и стали менее рентабельными в эксплуатации. Командование воздушной мобильности ВВС США изучило возможные замены, и первые сообщения в прессе предполагали, что ВВС США рассмотрят возможность приобретения Boeing 747-8 и Airbus A380 . [15] 7 января 2009 года Командование материально-техническими средствами ВВС опубликовало новое уведомление о поиске источников для замены самолета, который должен поступить на вооружение к 2017 году, а еще два самолета появятся в 2019 и 2021 годах. [16] 28 января 2009 года компания EADS North America, представляющая EADS и ее подразделение Airbus, подтвердила, что не будет реагировать на уведомление ВВС США, поскольку сборка только трех самолетов в США не будет иметь финансового смысла. [17] Это сделало Boeing единственным производителем самолетов, заинтересованным в поставке самолетов на замену. [18] и, как сообщается, также изучает вариант 787 . [19] 28 января 2015 года ВВС объявили о выборе Боинга 747-8 для замены устаревшего VC-25A для президентского транспорта. [20] [21]
10 мая 2016 года ВВС опубликовали в Интернете поправку к своему контракту с Air Force One, разрешающую Boeing начать предварительное проектирование. Эта версия резюме контракта подтверждает, что правительство закупит два модифицированных самолета 747-8. В январе 2016 года компания Boeing получила контракт на определение возможностей снижения затрат в таких областях, как техническое обслуживание, дозаправка в воздухе и связь. [22] [23] 15 июля 2016 года компания Boeing получила еще один контракт на снижение рисков на предпроектные и производственные разработки (EMD) для решения «спецификаций системы, системы экологического контроля, салона самолета, электрической и энергетической системы, а также подходов к обеспечению и техническому обслуживанию». риски развития и затраты жизненного цикла. [24]

1 августа 2017 года издание Defense One сообщило, что, стремясь сократить расходы на программу замены, ВВС США заключили контракт на закупку двух самолетов 747-8 Intercontinental (747-8I) у Boeing, которые первоначально были заказаны в 2011 году авиакомпанией Boeing. Трансаэро — российская авиакомпания. Прежде чем они были доставлены, компания объявила о банкротстве и была закрыта; два самолета хранились в логистическом аэропорту Южной Калифорнии в пустыне Мохаве, чтобы предотвратить коррозию. 27 февраля 2018 года Белый дом объявил о соглашении с Boeing на сумму 3,9 миллиарда долларов США (~ 4,66 миллиарда долларов в 2023 году) о модификации двух непроданных самолетов 747-8 для замены нынешних VC-25A. Новый самолет получит обозначение VC-25B. [25] Эти самолеты будут оснащены телекоммуникационным и охранным оборудованием, чтобы довести их уровень безопасности до необходимого для президентского самолета уровня. [26] В апреле 2022 года генеральный директор Boeing Дэйв Кэлхун заявил, что, по его мнению, компания понесет убытки в размере 660 миллионов долларов по программе VC-25B после пересмотра контракта президентом Трампом. [27]
VC-25 В июне 2019 года президент Трамп объявил о своих планах изменить окраску с традиционных белых и ультрамариновых оттенков на красный, белый и синий. [28] [29] Это было бы первое отклонение от схемы окраски Раймонда Лоуи с тех пор, как она была представлена в 1962 году на самолете VC-137C , который впервые использовался в качестве Air Force One во время администрации Кеннеди . [30] Администрация Байдена отказалась от новой конструкции, сославшись на «дополнительные инженерные разработки, а также увеличение времени и затрат». [31] [32] Модифицированная версия традиционной схемы была анонсирована в марте 2023 года. [33] [32]
Работы по модификации Боингов 747 начались на заводе Boeing в Сан-Антонио в 2020 году. [34] По данным The Wall Street Journal , процессу разработки мешали многочисленные «производственные неудачи», в том числе обнаружение пустых мини-бутылок из-под текилы на одном из самолетов и использование домкратов, которые не были рассчитаны на выдержку веса самолета. самолет. Хотя угон не привел к повреждению самолетов, «агентство по управлению подрядчиками Пентагона официально потребовало от Boeing улучшить свою деятельность». [35]
Хотя первоначальная дата поставки была назначена на 2024 год, Пентагон ожидает, что самолеты опоздают на два-три года. [31] при этом ВВС прогнозируют поставку первого VC-25B в 2027 году, а второго - в 2028 году, согласно пресс-релизу 2023 года. [33] Как только новые самолеты будут доставлены, VC-25A будут сняты с вооружения и помещены в музеи. [36]
Варианты
[ редактировать ]- ВК-25А
- на базе Боинга 747-200В
- ВК-25Б
- на базе Боинга 747-8 Интерконтиненталь.
Операторы
[ редактировать ]- ВВС США
- 89-е авиакрыло Президентской авиатранспортной группы (PAG) - авиабаза Эндрюс , Мэриленд
Технические характеристики (ВК-25А)
[ редактировать ]Данные Boeing BDS [37]
Общие характеристики
- Экипаж: 26 человек: летный состав (пилот, второй пилот, бортинженер, штурман), [2] бортпроводники, связь, техническое обслуживание и охрана
- Вместимость: 76 пассажиров
- Длина: 231 футов 10 дюймов (70,66 м)
- Размах крыльев: 196 футов 8 дюймов (59,94 м)
- Рост: 63 фута 5 дюймов (19,33 м)
- Максимальный взлетный вес: 833 000 фунтов (377 842 кг)
- Силовая установка: 4 General Electric CF6-80C2B1 с тягой 56 700 фунтов силы (252 кН) каждый. турбовентиляторных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 547,5 узлов (630,1 миль в час, 1014,0 км/ч) на высоте 35 000 футов (10 668 м)
- Максимальная скорость: 0,92 Маха.
- Крейсерская скорость: 500 узлов (580 миль в час, 930 км/ч) / M0,84 на высоте 35 000 футов (10 668 м)
- Дальность: 6800 миль (7800 миль, 12600 км)
- Практический потолок: 45 100 футов (13 700 м)
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]VC-25 «Air Force One» — выдающийся символ президента США и его полномочий; с Белым домом и президентской печатью он является одним из самых узнаваемых президентских символов. [38] Air Force One часто появлялся в популярной культуре и художественной литературе, в том числе в боевике года 1997 Air Force One , где у самолета была спасательная капсула и парашютная рампа, в отличие от настоящего президентского самолета. [39]
См. также
[ редактировать ]- Инцидент с фотографией Air Force One
- Воздушные Силы Два
- Воздушные перевозки глав государств и правительств
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Томас, Х. «США рассматривают возможность Air Force One от Airbus». Архивировано 6 апреля 2009 г. на сайте Wayback Machine heraldnet.com , 17 января 2009 г. Проверено: 26 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс 2000, стр. 55–56.
- ^ Уильямс, Руди. «Рейган совершил первый и последний полет на заказанном им самолете». Архивировано 8 апреля 2016 года в Wayback Machine Министерства обороны США , 10 июня 2004 года. Дата обращения: 28 июля 2013 года.
- ^ Батлер, Эми и Гай Норрис, «Предрешенный вывод», Aviation Week and Space Technology, 9 июня 2014 г., стр. 40-41.
- ^ «ВК-25 — Air Force One» . ВВС . Архивировано из оригинала 17 января 2024 года . Проверено 26 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Уоллес, Крис (ведущий). «На борту Air Force One». Fox News , 24 ноября 2008 г. Дата обращения: 28 ноября 2008 г.
- ^ Харрис, Том. «Как работает Air Force One». Архивировано 13 апреля 2010 года на сайте Wayback Machine HowStuffWorks.com . Проверено: 10 октября 2006 г.
- ^ Кейт, Тамара (31 августа 2023 г.). «Почему Байден теперь регулярно поднимается по короткой лестнице в Air Force One» . Национальное общественное радио . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ Стебнер, Грег (рассказчик). «На борту Air Force One». Архивировано 3 февраля 2009 года на канале Wayback Machine National Geographic Channel , 25 января 2009 года. Дата обращения: 26 июня 2009 года.
- ^ «Air Force One: Офис президента в небе» . Белый дом . Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Фельсенталь, Кэрол. «Когда Билл Клинтон покинул Белый дом». Архивировано 22 декабря 2015 года в Wayback Machine . Chicago Daily Observer , 22 января 2009 г. Дата обращения: 26 июня 2009 г.
- ^ «Буш летит в Техас, чтобы начать постпрезидентскую жизнь». Архивировано 21 августа 2017 года в Wayback Machine The New York Times , 20 января 2009 года. Дата обращения: 9 сентября 2011 года.
- ^ Бернштейн, Адам (29 апреля 2006 г.). «Полковник Джеймс Суиндэл; пилотировал номер один после смерти Кеннеди» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 года . Проверено 16 августа 2011 г.
- ^ Фоли, Томас (25 января 1973 г.). «Тысячи жителей Вашингтона не боятся попрощаться с Джонсоном». Лос-Анджелес Таймс . п. А1.
- ^ «США рассматривают Airbus A380 в качестве Air Force One и потенциальной замены C-5» . Полет Глобал. 17 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2016 г. . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ «Программа президентской рекапитализации самолетов ВВС США (PAR)». Архивировано 31 марта 2019 года в Wayback Machine USAF Materiel Command , 7 января 2009 года. Дата обращения: 8 января 2009 года.
- ^ «EADS отклоняет заявку на замену Air Force One» . Полет Глобал. 28 января 2009 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2016 г. Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ «Программа президентской рекапитализации самолетов ВВС США (PAR), список заинтересованных поставщиков». Архивировано 17 июля 2011 года в Wayback Machine USAF Material Command , 7 января 2009 года. Дата обращения: 8 января 2009 года.
- ^ Батлер, Эми. «Единственный претендент Boeing на новый Air Force One». Архивировано 14 февраля 2016 года на Wayback Machine Aviation Week , 28 января 2009 года. Проверено 28 января 2009 года.
- ^ AF идентифицирует платформу Boeing 747-8 для следующего Air Force One. Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine .
- ^ Мехта, Аарон (28 января 2015 г.). «Boeing приглашен на замену Air Force One» . Новости обороны . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ «Рекапитализация президентских самолетов» . ФедБизОппс. 10 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2018 г. Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ «Новый Air Force One для Трампа или Клинтон уже в пути» . Времена ВВС. 11 мая 2016 года . Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ «Boeing выигрывает второй контракт на Air Force One» . Авиационная неделя. 21 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 9 июня 2021 г. Проверено 21 июля 2016 г.
- ^ Кевин Бройнингер, Аманда Масиас (27 февраля 2018 г.). «Белый дом заключает сделку с Boeing на сумму 3,9 миллиарда долларов на поставку двух новых самолетов Air Force One» . CNBC . Архивировано из оригинала 27 февраля 2018 года . Проверено 27 февраля 2018 г.
- ^ «Трамп хотел более дешевый Air Force One. Поэтому ВВС США закупают недоставленные Боинги 747 у обанкротившейся российской фирмы» . Защита Один . Архивировано из оригинала 1 августа 2017 года . Проверено 2 августа 2017 г.
- ^ «Генеральный директор: Boeing следовало отказаться от сделки Трампа по Air Force One» . 27 апреля 2022 г. Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Аллен, Майк (12 июля 2018 г.). «Сенсация: Трамп хочет новую жесткую окраску Air Force One» . Аксиос . Архивировано из оригинала 3 октября 2020 года . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ «Трамп проведет редизайн Air Force One» . Новости Би-би-си . 17 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 7 августа 2020 г. . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Паттон, Фил (24 февраля 2009 г.). «Air Force One: Графическая история» . Американский институт графических искусств . Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Тангель, Эндрю; Рестучча, Эндрю (10 июня 2022 г.). «Байден отменяет план Трампа по окраске Air Force One в красный, белый и синий» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Либерманн, Орен (10 марта 2023 г.). «Представлена новая цветовая схема для Air Force One, которая отказывается от дизайна Трампа» . CNN . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Новый дизайн окраски для «Next Air Force One» » . ВВС США. Служба новостей ВВС. 10 марта 2023 г. Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Первый новый Air Force One начинает процесс модификации» . 11 марта 2020 г.
- ^ Тангель, Эндрю (5 апреля 2022 г.). «Новый самолет Boeing Air Force One пострадал из-за производственных неудач» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ Фонд Буша хочет сдать Air Force One в отставку для музея.
- ^ "Технические характеристики Air Force One". Архивировано 22 марта 2016 года в Wayback Machine Boeing Defense, Space and Security . Проверено: 26 марта 2016 г.
- ^ « Мы единственный самолет в небе » . Политик . Сентябрь 2016 г.
Гордон Джондро: Вы не сможете спрятать сине-белый Боинг 747 с надписью «Соединенные Штаты Америки» сверху. Вы не можете переместить его тайно при дневном свете.
- ^ Хардести 2003, с. 15.
- Библиография
- Информационный бюллетень «VC-25 - Air Force One». Архивировано 25 октября 2014 года в Wayback Machine ВВС США , 1 июля 2003 года.
- Альбертацци, Ральф и Джеральд Ф. Терхорст. Летающий Белый дом: история Air Force One . Продажи книг, 1979. ISBN 0-698-10930-9 .
- Браун, Дэвид. Вопросы и ответы: Президентский реактивный самолет Air Force One. Архивировано 14 апреля 2010 года в Wayback Machine National Geographic News , 29 мая 2003 года.
- Дорр, Роберт Ф. Air Force One . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 2002. ISBN 0-7603-1055-6 .
- Хардести, фон. Air Force One: самолет, который сформировал современное президентство . Чанхассен, Миннесота: Northword Press, 2003. ISBN 1-55971-894-3 .
- Харрис, Том. «Как работает Air Force One». Архивировано 13 апреля 2010 года на сайте Wayback Machine HowStuffWorks.com . Проверено: 10 октября 2006 г.
- Дженкинс, Деннис Р. Боинг 747-100/200/300/SP (Серия AirlinerTech, Том 6). Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2000. ISBN 1-58007-026-4 .
- «Технический приказ 00-105Е-9, раздел 9, глава 7». Архивировано 22 июля 2011 года в Wayback Machine.
- Уолш, Кеннет Т. Air Force One: история президентов и их самолетов . Нью-Йорк: Гиперион, 2003. ISBN 1-4013-0004-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]