Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт | |
---|---|
![]() Портрет, c. 1781 | |
Рожденный | |
Умер | 5 декабря 1791 года | (в возрасте 35 лет)
Работа | Список композиций |
Супруг | Констанц Вебер |
Родители | |
Родственники | Семья Моцарта |
Подпись | |
![]() |
Вольфганг Амадей Моцарт [ А ] [ B ] (27 января 1756 г. - 5 декабря 1791 г.) был плодовитым и влиятельным композитором классического периода . Несмотря на его короткую жизнь, его быстрый темп композиции привел к тому, что более 800 работ, представляющих практически каждый западный классический жанр своего времени. Многие из этих композиций признаются как вершины симфонического , концертного , камеры , оперного и хорового репертуара. Моцарт широко считается одним из величайших композиторов в истории западной музыки, [ 1 ] С его музыкой восхищалась своей «мелодичной красотой, его формальной элегантностью и ее богатством гармонии и текстуры». [ 2 ]
Моцарт родился в Зальцбурге , демонстрировал огромные способности из своего раннего детства. В пять лет он уже был компетентен на клавиатуре и скрипке, он начал составлять, и он выступил до европейской королевской семьи. Его отец взял его в грандиозный тур по Европе, а затем три поездки в Италию . В 17 лет он был музыкантом в Зальцбургском дворе, но стал беспокойным и путешествовал в поисках лучшей позиции. Поиск работы Моцарта привел к должностям в Париже , Мангейме , Мюнхене , и снова в Зальцбурге, во время которых он написал свои пять концертов для скрипки, концертные концерты Sinfonia и концерт для флейты и арфы , а также священные пьесы и массы , мотор эксулята Jubilate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilatate Jubilate и Opera Idomeneo , среди других работ.
Во время посещения Вены в 1781 году Моцарт был уволен с его позиции в Зальцбурге. Он остался в Вене, где он достиг славы, но мало финансовой безопасности. В первые годы Моцарта в Вене он произвел несколько известных работ, таких как Opera Die Entführung Aus Dem Serail , великая масса в C Minor , Quartets "Haydn" и ряд симфоний . В свои Венские годы Моцарт составлял более десятка концертов для фортепиано , многие считали некоторые из его величайших достижений. В последние годы его жизни Моцарт написал многие из своих самых известных работ, в том числе его последние три симфонии, кульминационные в « Юпитера» Симфонии , Серенаде Эйн Кляйн Нахтмусик , его концерт-кларнет , четыре оперы Ле Ноззе Ди Фигаро , Дон Джованни , Così Fan Tutte и Волшебная флейта и его Реквием . Реквием был в значительной степени незаконченным на момент его смерти в возрасте 35 лет, обстоятельства которых неопределенные и много мифологизированы.
Жизнь и карьера

Ранний период жизни
Семья и детство
Вольфганг Амадес Моцарт родился 27 января 1756 года у Леопольда Моцарта и Анны Марии , урожденной, в Getreidegasse 9 в Зальцбурге. [ 3 ] Зальцбург был столицей архиепископства Зальцбурга , церковного княжества в Священной Римской империи (сегодня в Австрии ). [ C ] Он был самым младшим из семи детей, пять из которых умерли в младенчестве. Его старшей сестрой была Мария Анна Моцарт (1751–1829), по прозвищу «Наннерл». Моцарт был крещен на следующий день после его рождения в соборе Святого Руперта в Зальцбурге. Запись о крещении дает его имя в латинизированной форме, так как Джоанн Крайсостомус Вольфгангус Теофил Моцарт . Он обычно называл себя "Вольфганг Амаде Моцарт" [ 4 ] Как взрослый, но его имя было много вариантов.
Леопольд Моцарт, уроженец Аугсбурга , [ 5 ] Затем имперским свободным городом в Священной Римской империи был незначительный композитор и опытный учитель. В 1743 году он был назначен четвертым скрипачом в музыкальном учреждении графа Леопольда Антона фон Фармиана , правящего принца-архаскопа в Зальцбурге . [ 2 ] Четыре года спустя он женился на Анне Марии в Зальцбурге. Леопольд стал заместителем оркестра Капеллмейстера в 1763 году. В течение года рождения его сына Леопольд опубликовал учебник для скрипки « Верс Эйнер Грюндлихен" Видингхуле , который добился успеха. [ 6 ]
Когда Наннерлу было семь лет, она начала уроки клавиатуры со своим отцом, в то время как ее трехлетний брат смотрел. Спустя годы, после смерти ее брата, она вспомнила:
Он часто проводил много времени в Клавье , выбирая трети, которые он когда -либо поразил, и его удовольствие показало, что это звучало хорошо. ... на четвертом году его возраста его отец, как бы игра, начал научить его нескольким минуэтам и частям в Клавье. ... он мог бы играть это безупречно и с величайшим деликатесом и сохранять точно вовремя. ... В возрасте пяти лет он уже сочинял маленькие пьесы, которые он играл с отцом, который записал их. [ 7 ]

Эти ранние произведения, K. 1–5, были записаны в Nannerl Notenbuch . Есть некоторые научные дебаты о том, было ли Моцарту четыре или пять лет, когда он создал свои первые музыкальные композиции, хотя нет никаких сомнений в том, что Моцарт сочинил свои первые три музыкальных произведения в течение нескольких недель друг от друга: K. 1A, 1B, и 1с. [ 9 ]
В свои первые годы отец Вольфганга был его единственным учителем. Наряду с музыкой он преподавал свои дети и академические предметы. [ 10 ] Биограф Соломон отмечает, что, хотя Леопольд был преданным учителем своим детям, есть доказательства того, что Моцарт стремился прогрессировать за пределами того, чему его учили. [ 10 ] Его первая просеиваемая чернила композиция и его преждевременные усилия с скрипкой были из его инициативы и стали сюрпризом для Леопольда, [ 11 ] кто в конце концов бросил сочинять, когда музыкальные таланты его сына стали очевидными. [ 12 ]
1762–73: Путешествие
В то время как Вольфганг был молодым, его семья совершила несколько европейских путешествий, в которых он и Наннерл выступали в качестве вундеркиндов . Они начались с выставки в 1762 году в суде принца-эльторана Максимилиан III в Баварии в Мюнхене, а также в имперских судах в Вене и Праге. Последовал длинный концертный тур, охватывающий три с половиной года, доставив семью в суды Мюнхена, Мангейм , Париж, Лондон, [ 13 ] Дувр, Гаага, Амстердам, Утрехт, Мехелен и снова в Париж и вернулись домой через Цюрих , Донаушен и Мюнхен. [ 14 ] Во время этой поездки Вольфганг встретил многих музыкантов и познакомился с работами других композиторов. Особенно значительным влиянием оказал Иоганн Кристиан Бах , которого он посетил в Лондоне в 1764 и 1765 годах. Когда ему было восемь лет, Моцарт написал свою первую симфонию , большинство из которых, вероятно, были расшифрованы его отцом. [ 15 ]

Семейные поездки часто были сложными, а условия путешествия были примитивными. [ 16 ] Им пришлось ждать приглашений и возмещения от дворянства, и они пережили долгие, почти смертельные заболевания вдали от дома: первый Леопольд (Лондон, лето 1764 г.), [ 17 ] Затем оба детей (Гаага, осень 1765 г.). [ 18 ] Семья снова отправилась в Вену в конце 1767 года и оставалась там до декабря 1768 года.
После года в Зальцбурге Леопольд и Вольфганг отправились в Италию, оставив Анну Марию и Наннерл дома. Этот тур длился с декабря 1769 года по март 1771 года. Как и в случае с более ранними путешествиями, Леопольд хотел продемонстрировать способности своего сына в качестве исполнителя и быстроразового композитора. Вольфганг встретил Йозефа Мислливичека и Джованни Баттиста Мартини в Болонье и был принят в качестве члена знаменитой академии Филармоники . Существует миф, согласно которому, находясь в Риме, он слышал, как Грегорио Аллери дважды Мисерере в исполнении в Сикстинской часовне . Предположительно, он впоследствии выписал это из памяти, создавая, таким образом, «первая несанкционированная копия этого близко охраняемого свойства Ватикана » . Однако как происхождение, так и правдоподобие этого счета оспариваются. [ 19 ] [ 20 ] [ D ] [ 21 ]
В Милане Моцарт написал Opera Mitridate, Re Di Ponto (1770), которая была выполнена с успехом. Это привело к дальнейшим оперным комиссиям . Он дважды возвращался со своим отцом в Милан (август - декабрь 1771; октябрь 1772 - март 1773 г.) для состава и премьер Асканио в Альбе (1771) и Люсио Силлы (1772). Леопольд надеялся, что эти визиты приведут к профессиональному назначению для его сына, и, действительно, решением архидука Фердинанда подумать о найме Моцарта, но из -за нежелания его матери Императрицы Марии Терезы нанимать «бесполезных людей», этот вопрос был отброшен [ E ] И надежды Леопольда никогда не были реализованы. [ 22 ] В конце путешествия Моцарт написал сольный мотет Exssultate, Jubilate , K. 165.
1773–77: занятость в Зальцбургском суде

В конце концов, вернувшись со своим отцом из Италии 13 марта 1773 года, Моцарт был нанят суда-музыкантом правителем Зальцбурга, принца-архбископом Иеронима Collerodo . У композитора было много друзей и поклонников в Зальцбурге [ 23 ] и имел возможность работать во многих жанрах, включая симфонии, сонаты, струнные квартеты, массы , серенад и несколько второстепенных опер. В период с апреля по декабрь 1775 года Моцарт развил энтузиазм по поводу концертов для скрипки, создав серию из пяти (единственных, которые он когда -либо писал), что неуклонно увеличивалось в их музыкальной изощренности. Последние три - К. 216 , К. 218 , К. 219 - теперь являются основными продуктами репертуара. В 1776 году он перевернул свои усилия в фортепианные концерты , кульминацией которого стал E - ♭ Concerto K. 271 начала 1777 года, который критику считает прорывной работой. [ 24 ]
Несмотря на эти художественные успехи, Моцарт становился все более недовольным со Сальцбургом и удвоил свои усилия по поиску позиции в другом месте. Одной из причин была его низкая зарплата, 150 флоринов в год; [ 25 ] Моцарт хотел составить оперы, и Зальцбург предоставил для них только редкие случаи. Ситуация ухудшилась в 1775 году, когда судебный театр был закрыт, особенно после того, как другой театр в Зальцбурге был в основном зарезервирован для посещения трупп. [ 26 ]
Две длинные экспедиции в поисках работы прервали это длительное пребывание в Зальцбурге. Моцарт и его отец посетили Вену с 14 июля по 26 сентября 1773 года, а Мюнхен с 6 декабря 1774 года по март 1775 года. Ни одно визит не был успешным, хотя путешествие Мюнхена привело к популярному успеху в премьере оперы Моцарта Ла -Финта Джардинььера . [ 27 ]
1777–78: Путешествие в Париж

В августе 1777 года Моцарт подал в отставку в Зальцбурге [ 29 ] [ f ] и 23 сентября снова выступил в поисках работы, с визитами в Аугсбург , Мангейм, Париж и Мюнхен. [ 30 ]
Mozart became acquainted with members of the famous orchestra in Mannheim, the best in Europe at the time. He also fell in love with Aloysia Weber, one of four daughters of a musical family. There were prospects of employment in Mannheim, but they came to nothing,[31] and Mozart left for Paris on 14 March 1778[32] to continue his search. One of his letters from Paris hints at a possible post as an organist at Versailles, but Mozart was not interested in such an appointment.[33] He fell into debt and took to pawning valuables.[34] The nadir of the visit occurred when Mozart's mother was taken ill and died on 3 July 1778.[35] There had been delays in calling a doctor—probably, according to Halliwell, because of a lack of funds.[36] Mozart stayed with Melchior Grimm at Marquise d'Épinay's residence, 5 rue de la Chaussée-d'Antin.[37]
While Mozart was in Paris, his father was pursuing opportunities of employment for him in Salzburg.[38] With the support of the local nobility, Mozart was offered a post as court organist and concertmaster. The annual salary was 450 florins,[39] but he was reluctant to accept.[40] By that time, relations between Grimm and Mozart had cooled, and Mozart moved out. After leaving Paris in September 1778 for Strasbourg, he lingered in Mannheim and Munich, still hoping to obtain an appointment outside Salzburg. In Munich, he again encountered Aloysia, now a very successful singer, but she was no longer interested in him.[41] Mozart finally returned to Salzburg on 15 January 1779 and took up his new appointment, but his discontent with Salzburg remained undiminished.[42]
Among the better-known works which Mozart wrote on the Paris journey are the A minor piano sonata, K. 310/300d, the "Paris" Symphony (No. 31), which were performed in Paris on 12 and 18 June 1778;[43] and the Concerto for Flute and Harp in C major, K. 299/297c.[44]
Vienna
1781: Departure

In January 1781, Mozart's opera Idomeneo premiered with "considerable success" in Munich.[45] The following March, Mozart was summoned to Vienna, where his employer, Archbishop Colloredo, was attending the celebrations for the accession of Joseph II to the Austrian throne. For Colloredo, this was simply a matter of wanting his musical servant to be at hand (Mozart indeed was required to dine in Colloredo's establishment with the valets and cooks).[g] He planned a bigger career as he continued in the archbishop's service;[47] for example, he wrote to his father:
My main goal right now is to meet the emperor in some agreeable fashion, I am absolutely determined he should get to know me. I would be so happy if I could whip through my opera for him and then play a fugue or two, for that's what he likes.[48]
Mozart did indeed soon meet the Emperor, who eventually was to support his career substantially with commissions and a part-time position.
In the same letter to his father just quoted, Mozart outlined his plans to participate as a soloist in the concerts of the Tonkünstler-Societät, a prominent benefit concert series;[48] this plan as well came to pass after the local nobility prevailed on Colloredo to drop his opposition.[49]
Желание Колредо предотвратить выступление Моцарта вне его учреждения в других случаях, которые проходили, что выразило гнев композитора; Одним из примеров был шанс выступить перед Императором у графини Тун за плату, равную половине его годовой зарплаты в Зальцбурге.
Ссора с архиепископом пришла в голову в мае: Моцарт попытался уйти в отставку, и ему было отказано. В следующем месяце было предоставлено разрешение, но крайне оскорбительно: композитор был уволен буквально «с ударом в задницу», управляемого стюардом архиепископа, граф Арко. Моцарт решил поселиться в Вене в качестве внештатного исполнителя и композитора. [ 50 ]
Ссора с Колредо была более сложной для Моцарта, потому что его отец встал на сторону него. Стюжно надеясь, что он послушно следит за Колредо обратно в Зальцбург, отец Моцарта обменивался интенсивными письмами со своим сыном, призывая его примириться со своим работодателем. Моцарт страстно защищал свое намерение продолжить независимую карьеру в Вене. Дискуссия закончилась, когда Архиепископ был уволен Моцартом, освободив себя как своего работодателя, так и требования его отца вернуться. Соломон характеризует отставку Моцарта как «революционный шаг», который значительно изменил ход его жизни. [ 51 ]
Ранние годы
Новая карьера Моцарта в Вене началась хорошо. Он часто выступал в качестве пианиста, особенно в соревнованиях перед императором с Музио Клементи 24 декабря 1781 года, [ 50 ] И вскоре он "зарекомендовал себя как лучшего для клавишника в Вене". [ 50 ] Он также процветал в качестве композитора, а в 1782 году завершил оперу Die Entführung Aus Dem Serail («Похищение от Сераглио»), премьера которого состоялась 16 июля 1782 года и достигла значительного успеха. Вскоре работа была выполнена «по всей немецкоязычной Европе», [ 50 ] и полностью создана репутация Моцарта как композитора.

Рядом с высоты его ссоров с Colrowero, Моцарт переехал в семью Вебера, которая переехала в Вену из Мангейма. Отец семьи, фридолин, умер, и теперь Веберы принимали участие в залах, чтобы свести концы с концами. [ 52 ]
Брак и дети
После того, как не удалось выиграть руку Алоисии Вебер, которая теперь была замужем за актером и художником Джозефом Ланге , интерес Моцарта перешел к третьей дочери семьи, Констанзе .
Ухаживание не прошло полностью гладко; Выживающая переписка указывает на то, что Моцарт и Констанция кратко расстались в апреле 1782 года в эпизоде, связанном с ревностью (Констанзе разрешила другому молодому человеку измерить своих телят в игре в гостиной). [ 53 ] Моцарт также столкнулся с очень сложной задачей, чтобы получить разрешение на брак от своего отца Леопольда . [ 54 ]
Брак состоялся в атмосфере кризиса. Даниэль Хардц предполагает, что в конечном итоге Констанзе переехал с Моцартом, который позорил бы ее по сравнению с нравами того времени. [ 55 ] Моцарт написал Леопольду 31 июля 1782 года: «Все добрые и благонамеренные советы, которые вы отправили, не смог рассмотреть случай человека, который уже зашел так далеко. [ 55 ] Хартц рассказывает: «Сестра Констанции Софи , со слезами на сознании, заявила, что ее мать отправит полицию после Констанции, если она не вернется домой [предположительно из квартиры Моцарта]». [ 55 ] 4 августа Моцарт написал баронессе фон Вальдштаттен, спрашивая: «Может ли полиция здесь войти в чей -либо дом? Возможно, это только уловка мадам Вебер, чтобы вернуть ее дочь. Если нет, я не знаю лучшего средства, чем на Выйти замуж за Констанзе завтра утром или, если возможно, сегодня ». [ 55 ]
Пара наконец поженилась 4 августа 1782 года в соборе Святого Стефана , за день до того, как по почте появилось согласительное письмо его отца. В договоре о браке Констанзе «присваивается своему жениху пятьсот Гулдена, которые ... последний пообещал увеличить с тысячей Гулдена», и общее «донести до выжившего». Кроме того, все совместные приобретения во время брака должны были оставаться общей собственностью обоих. [ 56 ]
У пары было шестеро детей, из которых только двое пережили младенчество: [ 57 ]
- Раймунд Леопольд (17 июня - 19 августа 1783 г.)
- Карл Томас Моцарт (21 сентября 1784 - 31 октября 1858 г.)
- Иоганн Томас Леопольд (18 октября - 15 ноября 1786 г.)
- Терезия Констанция Адельхейд Фридерике Мария Анна (27 декабря 1787 - 29 июня 1788 года)
- Анна Мария (умерла вскоре после рождения, 16 ноября 1789 года)
- Фрэз Ксавер Вольфгингс Моцарт (26 Дюлли 1791 - 29 Дюлли 1844 г.)
1782–87
В 1782 и 1783 годах Моцарт был близко познакомиться с работой Иоганна Себастьяна Баха и Джорджа Фридрича Генделя в результате влияния Готфрида ван Свютен , который владел множеством рукописей мастеров барокко . Исследование Моцарта этих результатов, вдохновленных композициями в стиле барокко, а затем повлияло на его музыкальный язык, например, в Fugal Cassages в Die Zauberflöte («Волшебная флейта») и финал симфонии № 41 . [ 2 ]
В 1783 году Моцарт и его жена посетили его семью в Зальцбурге. Его отец и сестра были сердечно вежливы для Констанции, но визит побудил композицию одного из великих литургических произведений Моцарта, массы в манометре . Несмотря на то, что он не был завершен, это была премьера в Зальцбурге, когда Констанзе пела сольную часть. [ 58 ]
Моцарт встретил Джозефа Гайдна в Вене около 1784 года, и два композитора стали друзьями. Когда Гайдн посетил Вену, они иногда играли вместе в импровизированном струнном квартете . Шесть квартетов Моцарта , посвященных Гайдну (K. 387, K. 421, K. 428, K. 458, K. 464 и K. 465) дата с периода 1782 по 1785 год, и считаются ответом на Opus Haydn's Opus. 33 Установка с 1781 года. [ 59 ] Гайдн написал: «Потомство больше не увидит такого таланта за 100 лет» [ 60 ] А в 1785 году сказал отцу Моцарта: «Я говорю вам перед Богом, и, как честный человек, ваш сын - величайший композитор, известный мне человеком и репутацией, у него есть вкус и более величайший навык в композиции». [ 61 ]
С 1782 по 1785 год Моцарт смонтировал концерты с собой в качестве солиста, представляя три или четыре новых концерта для фортепиано в каждом сезоне. Поскольку пространство в кинотеатрах было мало, он забронировал нетрадиционные места: большая комната в жилом доме Траттнерхоф и бальный зал ресторана Mehlgrube. [ 62 ] Концерты были очень популярны, и премьера его концертов в его репертуаре все еще есть твердые приспособления. Соломон пишет, что в течение этого периода Моцарт создал «гармоничную связь между нетерпеливым композитором и восхитительной аудиторией, которая была дана возможность свидетельствовать о трансформации и совершенстве крупного музыкального жанра». [ 62 ]
С существенным возвращением от его концертов и в других местах Моцарт и его жена приняли более роскошный образ жизни. Они переехали в дорогую квартиру с ежегодной арендной платой 460 флоринов. [ 63 ] Моцарт купил прекрасный Fortepiano у Антона Уолтера за 900 флоринов и бильярд за 300. [ 63 ] Моцарты отправили своего сына Карла Томаса в дорогую школу -интернат [ 64 ] [ 65 ] и держал слуги. В этот период Моцарт мало сэкономил свой доход. [ 66 ] [ 67 ]
14 декабря 1784 года Моцарт стал масоном , признался в Лодже Zur wohltätigkeit («Благоприятность»). [ 68 ] Масонство сыграло важную роль в оставшейся части жизни Моцарта: он посещал встречи, многие его друзья были масонами, и в различных случаях он сочинял масонскую музыку, например, Мауреруше Трауермусик . [ 69 ]
1786–87: вернуться в оперу

Несмотря на большой успех Die Entführung Aus Dem Serail , Моцарт сделал мало оперного письма в течение следующих четырех лет, создавая только две незаконченные работы и одноактную Der Schauspieldirektor . Вместо этого он сосредоточился на своей карьере солиста фортепиано и писателя концертов. Примерно в конце 1785 года Моцарт отошел от написания клавиатуры [ 71 ] [ страница необходима ] и начал свое знаменитое оперное сотрудничество с либреттистом Лоренцо да Понте . В 1786 году была успешная премьера Le Nozze Di Figaro в Вене. Его прием в Праге позже в этом году был еще более теплее, и это привело ко второму сотрудничеству с Da Ponte: Opera Don Jiovanni , премьера которого состоялась в октябре 1787 года, чтобы получить признание в Праге, но меньше успеха в Вене в 1788 году. [ 72 ] Они являются одними из самых известных работ Моцарта и являются основными оперными репертуаром сегодня, хотя на их премьеры их музыкальная сложность вызвала трудности как для слушателей, так и для исполнителей. Эти события не были свидетелями отца Моцарта, который умер 28 мая 1787 года. [ 73 ]
В декабре 1787 года Моцарт наконец получил устойчивый пост под аристократическим покровительством. Император Джозеф II назначил его своим «камерным композитором», постом, который валент в прошлом месяце после смерти Глюка . Это было назначение на неполный рабочий день, выплачивая всего 800 флоринов в год, и потребовалось только Моцарта только для составления танцев для ежегодных мячей в Redoutensaal (см. Mozart and Dance ). Этот скромный доход стал важным для Моцарта, когда наступили тяжелые времена. Судебные протоколы показывают, что Джозеф стремился не дать уважаемому композитору покинуть Вену в поисках лучших перспектив. [ 74 ] [1]
В 1787 году молодой Людвиг Ван Бетховен провел несколько недель в Вене, надеясь учиться с Моцартом. [ 75 ] Никакие надежные записи не сохранились, чтобы указать, встречались ли когда -либо два композитора .
Более поздние годы
1788–90

К концу десятилетия обстоятельства Моцарта ухудшились. Около 1786 года он перестал часто появляться на публичных концертах, и его доход сокращался. [ 76 ] Это было трудное время для музыкантов в Вене из-за австро-турецкой войны : как общий уровень процветания, так и способность аристократии поддерживать музыку, снизились. В 1788 году Моцарт увидел снижение дохода на 66% по сравнению с его лучшими годами в 1781 году. [ 77 ]
К середине 1788 года Моцарт и его семья переехали из центральной Вены в пригород Алсерд . [ 76 ] Хотя было высказано предположение, что Моцарт стремился сократить свои расходы на аренду, переехав в пригород, как он писал в своем письме Майклу фон Пучбергу , Моцарт не сократил свои расходы, а просто увеличил жилье в его распоряжении. [ 78 ] Моцарт начал брать деньги, чаще всего у своего друга и коллеги Мейсона Пучберга; «Жальная последовательность букв, умоляющих за кредиты», выживает. [ 79 ] Мейнард Соломон и другие предположили, что Моцарт страдает от депрессии, и кажется, что его музыкальный результат замедлился. [ 80 ] Основные работы периода включают в себя три последних симфонии (№ 39 , 40 и 41 , все с 1788 года) и последнюю из трех опер Da Ponte, Così Fan Tutte , премьера которого состоялась в 1790 году.
Примерно в это же время Моцарт совершил несколько длинных путешествий, надеясь улучшить свои состояния, посетив Лейпциг, Дрезден и Берлин весной 1789 года, а также Франкфурт , Мангейм и другие немецкие города в 1790 году.
1791
В прошлом году Моцарта, пока его последняя болезнь не нанесла поражение, время высокой производительности - и, по некоторым отчетам, одним из личных выздоровлений. [ 81 ] [ H ] Он много написал, в том числе некоторые из его самых восхищенных работ: оперы «Волшебная флейта» ; финальный концерт для фортепиано ( K. 595 в B ♭ ); Clarinet Concerto K. 622; последний в его серии струнных квинтетов ( K. 614 в E ♭ ); Motet Ave Verum Corpus K. 618; и незаконченный Реквием К. 626.
Финансовое положение Моцарта, источник беспокойства в 1790 году, наконец начал улучшаться. Хотя доказательства неубедительны, [ 82 ] Похоже, что богатые покровители в Венгрии и Амстердаме пообещали аннуитеты Моцарту в обмен на случайную композицию. Считается, что он извлек выгоду из продажи танцевальной музыки, написанной в его роли композитора имперской камеры. [ 82 ] Моцарт больше не одолжил большие суммы у Пушберга и начал погасить свои долги. [ 82 ]
Он испытал большое удовлетворение в общественном успехе некоторых своих работ, в частности, волшебная флейта (которая проводилась несколько раз за короткий период между ее премьере и смертью Моцарта) [ 83 ] и маленькая масонская кантата К. 623, премьера 17 ноября 1791 года. [ 84 ]
Последняя болезнь и смерть

Моцарт заболел в Праге на премьеру, 6 сентября 1791 года, из его оперы La Clemenza di Tito , которая была написана в том же году для комиссии для императора Леопольда II . коронационных праздников [ 85 ] В течение некоторого времени он продолжал свои профессиональные функции и провел премьеру « Волшебной флейты 30 сентября». Его здоровье ухудшилось 20 ноября, после чего он стал прикованным к постели, страдая от отека, боли и рвоты. [ 86 ]
Моцарт в последние дни ухаживал за своей женой и ее младшей сестрой, и его посетил семейный доктор Томас Франц Клосет. Он был психически занят задачей завершения своего Реквиема , но доказательства того, что он продиктовал отрывки своему ученику Францу Ксаверу Сюссмайру, минимальны. [ 87 ]
Моцарт умер в своем доме 5 декабря 1791 года [ 88 ] Новая роща описывает его похороны:
(в возрасте 35 лет) в 12:55.Моцарт был похоронен в общей могиле в соответствии с современным венским обычаем на кладбище Сент -Маркса за пределами города 7 декабря. Если, как говорится в последующих сообщениях, ни одного скорбящего не присутствовали, это также согласуется с венскими таможнями в то время; Позже Отто Джан (1856) написал, что Salieri , Süssmayr , Van Swieten присутствовали и два других музыканта. Сказка о шторме и снегу ложна; День был спокойным и мягким. [ 89 ]
Выражение «обычная могила» относится ни к не общей могиле, ни не пустую могилу, а отдельной могиле для члена простых людей (то есть, а не аристократии). Общие могилы подвергались раскопкам через десять лет; Могилы аристократов не были. [ 90 ]
Причина смерти Моцарта не известна с уверенностью. Официальный отчет о хитзигесах Frieselfieber («тяжелая миолевая лихорадка», относящаяся к сыпи, которая выглядит как семена просо ), является скорее симптоматическим описанием, чем диагнозом. Исследователи предложили более ста причин смерти, включая острую ревматическую лихорадку , [ 91 ] [ 92 ] стрептококковая инфекция, [ 93 ] [ 94 ] Трихиноз , [ 95 ] [ 96 ] грипп , отравление ртути и редкое заболевание почек . [ 91 ]
Скромные похороны Моцарта не отражали его положение с публикой в качестве композитора; Поминальные службы и концерты в Вене и Праге были хорошо посещены. Действительно, в период сразу после его смерти его репутация существенно выросла. Соломон описывает «беспрецедентную волну энтузиазма» [ 97 ] за его работу; Биографии были написаны в первую очередь Шлихтегроллом , Нимекшеком и Ниссеном , а издатели стремились создать полные издания его работ. [ 97 ]
Внешний вид и характер

Физический внешний вид Моцарта был описан тенором Майклом Келли в его воспоминаниях : «Удивительно маленький человек, очень тонкий и бледный, с изобилием прекрасных, честных волос, из которых он был довольно тщеславным». биограф Нимцшек написал: «В [его] телосложении не было ничего особенного. Его ранний Его лицо лица была напоминает о детства о детском дел о оспе . [ 98 ] Из его голоса его жена позже написала, что «это был тенор, довольно мягкий в том, чтобы говорить и деликатно в пении, но когда что -то возбудило его, или стало необходимо привлечь его, это было и мощным, и энергичным». [ 99 ]
Он любил элегантную одежду. Келли вспомнила его на репетиции: «[Он] был на сцене со своей малиновой пелиссой и золотой шляпой с петухой , давая время музыки оркестру». Основываясь на картинах, которые исследователи смогли найти Моцарта, он, казалось, носил белый парик для большинства своих официальных случаев - исследователи Зальцбурга Моцартеум объявил, что только один из его четырнадцати портретов, которые они нашли, показал ему без его парика. [ 98 ]
Моцарт обычно работал долго и усердно, отдельные композиции в огромном темпе, когда приближались сроки. Он часто делал эскизы и черновики; В отличие от Бетховена, они в основном не сохраняются, поскольку его жена стремилась уничтожить их после его смерти. [ 100 ]
Моцарт жил в центре венского музыкального мира и знал значительное количество и разнообразие людей: коллеги -музыканты, театральные исполнители, коллеги -зелеными и аристократами, включая некоторое знакомство с императором Иосифом II . Соломон считает, что его тремя самыми близкими друзьями были Готфрид фон Жакн, граф Август Хатцфельд и Сигмунд Барисани; Другие включали его старшего коллеги Джозефа Гайдна , певцов Франца Ксавера Герла и Бенедикта Шак , а также игрока Рога Джозефа Лутгеба . Leutgeb и Mozart несли своего рода дружелюбное издевательство, часто с Leutgeb в качестве задницы практических шуток Моцарта . [ 101 ]
Он наслаждался бильярдными , танцами и держал домашних животных, включая канарейку, звездочку , собаку и лошадь для отдыха. [ 102 ] У него была поразительная любовь к скатологическому юмору , который сохраняется в его выживших письмах, в частности, написанных его двоюродной сестре Марии Анне Текла Моцарта около 1777–1778 гг., И в его переписке со своей сестрой и родителями. [ 103 ] Моцарт также написал скатологическую музыку, серию канонов , которые он пел со своими друзьями. [ 104 ] У него было ухо для языков, и он путешествовал по всей Европе в детстве, свободно свободно занимался латинскими, итальянскими и французскими в дополнение к его родному Зальцбургскому диалекту немецкого языка. Возможно, он также понял и говорил по-английски, в шутку написав «Вы-задница» после того, как его 19-летний студент Томас Этвуд совершил бездумную ошибку в своих документах. [ 105 ] [ 106 ]
Моцарт был поднят католиком и оставался набожным членом церкви на протяжении всей своей жизни. [ 107 ] [ 108 ] Он принял учения масонства в 1784 году. [ 109 ]
Работы, музыкальный стиль и инновации
Стиль
Музыка Моцарта, как и Гайдн , является архетипом классического стиля . В то время, когда он начал сочинять, в европейской музыке доминировали стиль Galant , реакция против сильно развивающейся запутанности барокко . По последовательно, и в значительной степени в руках самого Моцарта, контрапунтные сложности позднего барокко появились еще раз, смягчены и дисциплинированные новыми формами и адаптированы к новой эстетической и социальной среде. Моцарт был универсальным композитором и писал в каждом крупном жанре, включая Symphony , Opera, сольный концерт, камерную музыку, включая струнный квартет и струнный квинтет , а также сонату для фортепиано . Эти формы не были новыми, но Моцарт выдвинул свою техническую изощренность и эмоциональный охват. Он почти в одиночку развил и популяризировал классический концерт для фортепиано . Он написал много религиозной музыки , включая крупномасштабные массы , а также танцы, дивертименти , серенад и другие формы легких развлечений. [ 110 ]
Центральные черты классического стиля присутствуют в музыке Моцарта. Ясность, баланс и прозрачность являются отличительными признаками его работы, но упрощенные представления о ее деликатной маске - исключительная сила его лучших шедевров, таких как концерт для фортепиано № 24 в C Minor, K. 491; Симфония № 40 в G Minor, K. 550; и опера Дон Джованни . Чарльз Розен подчеркивает:
Только благодаря признанию насилия и чувственности в центре работы Моцарта мы можем начать понимание его структур и понимания его великолепия. Парадоксальным образом Малой поверхностная характеристика Шумана симфонии G может помочь нам увидеть демон Моцарта более стабильно. Во всех высших выражениях Моцарта страданий и террора есть что -то шокирующе сладострастное. [ 111 ]
В течение последнего десятилетия Моцарт часто эксплуатировал хроматическую гармонию. Примечательным экземпляром является его струнный квартет в C Major , K. 465 (1785), чье введение изобилует хроматическими подвесками, вызывая прозвище работы, квартет «диссонанс».
У Моцарта был подарок для поглощения и адаптации ценных особенностей музыки других. Его путешествия помогли в создании уникального композиционного языка. [ 112 ] В Лондоне в детстве он встретил Дж. С. Баха и услышал свою музыку. В Париже, Мангейме и Вене он встретился с другими композиционными влияниями, а также с авангардными возможностями оркестра Мангейма . В Италии он столкнулся с итальянской увертейкой и оперной буйной , оба из которых глубоко повлияли на эволюцию его практики. В Лондоне и Италии стиль Галанта был в Ascendent: простая, легкая музыка с манией для кадровки ; акцент на тонизированном, доминантном и субдоминантом исключении других гармоний; симметричные фразы; и четко сформулировали перегородки в общей форме движений. [ 113 ] Некоторые из ранних симфоний Моцарта являются итальянскими увертюрами , с тремя движениями, столкнувшимися друг с другом; Многие из них гомотональны (все три движения имеют одинаковую ключевую подпись, причем медленное среднее движение находится в относительной несовершеннолетней ). Другие имитируют работы Дж. С. Баха, а другие показывают простые округлые бинарные формы, выведенные венскими композиторами.

Когда Моцарт созрел, он постепенно включал больше функций, адаптированных из барокко. Например, симфония № 29 в крупном K. 201 имеет основную тему контрапунтала в своем первом движении и экспериментирование с нерегулярными фразами. У некоторых из его квартетов 1773 года есть Fugal Finales, вероятно, под влиянием Гайдна, который включил три таких финала в его недавно опубликованный Opus 20 Set. Влияние периода Штурма и Дранг («Шторм и Стресс») в музыке, с его краткой предзнаменованием романтической эры , очевидно в музыке обоих композиторов в то время. Симфония Моцарта № 25 в G Minor K. 183 является еще одним отличным примером.
Моцарт иногда переключал свое внимание между оперными и инструментальной музыкой. Он производил оперы в каждом из преобладающих стилей: Opera Buffa , таких как Le Nozze Di Figaro , Don Jovanni и Così Fan Tutte ; Opera Seria , такая как Idomeneo ; и Singspiel , из которого Die Zauberflöte является наиболее известным примером любого композитора. В своих более поздних операх он использовал тонкие изменения в инструментах, оркестровой текстуре и цвете тона , для эмоциональной глубины и для того, чтобы отметить драматические сдвиги. Здесь его достижения в области оперы и инструментального состава взаимодействовали: его все более сложное использование оркестра в симфонии и концертах повлияло на его оперную оркестров -Поперационные композиции. [ 114 ]
Кечел каталог
Для однозначной идентификации работ Mozart номер каталога Köchel используется . Это уникальное число, назначенное в обычном хронологическом порядке, каждому из его известных работ. На работу ссылается аббревиатура "K." или "kv", за которым следует это число. Первое издание каталога было завершено в 1862 году Людвигом фон Кёчелом . С тех пор он неоднократно обновлялся, поскольку научные исследования улучшают знания дат и подлинность отдельных работ. [ 115 ]
Инструменты
Хотя некоторые из ранних произведений Моцарта были написаны для клавесина, он также познакомился в свои первые годы с Fortepianos, созданным регенсбургским строителем Францем Якобом Спётом . Позже, когда Моцарт посещал Аугсбург, он был впечатлен Стейном Фортепианосом и поделился этим в письме своему отцу. [ 116 ] 22 октября 1777 года Моцарт премьера составила свой концерт с тройной пианино , K. 242, на инструментах, предоставленных Stein. Аугсбургский собор Органист Деммлер играл первого, Моцарта вторую, а Стейн - третья часть. [ 117 ] В 1783 году, живя в Вене, он приобрел инструмент Уолтером . [ 118 ] Леопольд Моцарт подтвердил привязанность, которую Моцарт имел со своим Уолтером Фортепиано: «Невозможно описать суеты. [ 119 ]
Влияние

Его самым известным учеником был Иоганн Непомук Хаммел , [ 120 ] между Переходная фигура классической и романтической эпохами, которую Моцарты принимали в свой дом в Вене в течение двух лет в детстве. [ 121 ] Более важным является влияние, которое Моцарт оказал на композиторов последующих поколений. С тех пор, как после его смерти всплеск его репутации, изучение его результатов стало стандартной частью обучения классических музыкантов. [ 122 ]
Людвиг Ван Бетховен , юниор Моцарта на пятнадцать лет, оказал глубокое влияние его работа, с которой он был знаком в подростковом возрасте. [ 123 ] Считается, что он исполнял оперы Моцарта во время игры в судебном оркестре в Бонне [ 124 ] и поехал в Вену в 1787 году в надежде учиться у старшего композитора. Некоторые из работ Бетховена имеют прямые модели в сопоставимых работах Моцарта, и он написал Cadenzas ( WOO 58) на Mozart D Minor Piano Concerto K. 466 . [ 125 ] [ я ]
Композиторы отдали дань уважения Моцарту, написав наборы вариаций на его темах. Бетховен написал четыре таких набора (соч. 66, WOO 28, WOO 40, WOO 46). [ 126 ] Другие включают в себя введение и вариации Фернандо Сора на тему Моцарта (1821), вариации Михаила Глинка тему от Opera Mozart The Magic Flute (1822), Frédéric Shopin вариации на Дон Джованни (1827) и вариации и фугу Макса Регере на тему Моцарта (1914), основанная на теме вариации в фортепианной сонате К. 331 . [ 127 ] Пиотр Ильях Чайковский , который почитал Моцарта, написал свой оркестровый люкс № 4 в G, Моцартиану (1887), как дань ему. [ 128 ]
Ссылки
Примечания
- ^ Источники различаются в отношении английского произношения имени Моцарта. Fradkin 1996 , руководство по радио классической музыки, настоятельно рекомендует использовать фонему [ts] буквы z (таким образом / ˈ w ʊ l f ɡ æ ə ˌ æ æ eɪ ˈ d ə s для ˈ m oʊ t s ːr t / wuulf -gang am -day . -səs moht -sart ), но в противном случае рассматривает английское произношение полностью приемлемым Немецкое произношение - это [ˈvɔlfɡaŋ ʔamaˈdeːʊs ˈmoːtsaʁt] .
- ^ Крещено как Джоанн Крайсостомус Вольфгангус Теофил Моцарт . Моцарт использовал в разное время и места, разные версии своего имени; Подробнее см. Имя Моцарта .
- ^ Источник: Уилсон 1999 , с. 2. Многие изменения европейских политических границ с момента времени Моцарта затрудняют назначение ему однозначную национальность; Для обсуждения см. Национальность Моцарта .
- ^ Для получения более подробной информации об истории см. В истории Miserere (Allegri) .
- ^ Eisen & Keefe 2006 , p. почему бы не поверить, что вам нужно для композитора или бесполезны 268: «Вы просите меня взять молодой Зальцбургер в вашу службу. Я не знаю , Бесполезные люди и дают титулы такого рода.
- ^ Архиепископ Колредо отреагировал на просьбу, отклонив как Моцарта, так и его отца, хотя увольнение последнего фактически не было выполнено.
- ^ Моцарт жалуется на это в письме своему отцу от 24 марта 1781 года. [ 46 ]
- ^ Совсем недавно Wolff 2012 решительно выступал за представление о карьере Моцарта в конце своей жизни как на подъеме, прерванной его внезапной смертью.
- ^ Для получения более подробной информации см. Бетховена и Моцарт .
Цитаты
- ^ Buch 2017 , «Введение».
- ^ Jump up to: а беременный в Iron & Sadie 2001 .
- ^ Арнольд, Розмари; Тейлор, Роберт; Эйзеншмид, Райнер (2009). Австрия . Бадекер. ISBN 978-3-8297-6613-5 Полем OCLC 416424772 .
- ^ Немецкий 1965 , с. 9
- ^ Соломон 1995 , с. 21
- ^ Соломон 1995 , с. 32
- ^ Немецкий 1965 , с. 455.
- ^ Соломон 1995 , с. 44
- ^ Анданте в C Major, K. 1A , Allegro In C Major, K. 1B , Allegro в F Major, K.1C : оценки в Международном проекте библиотеки музыки
- ^ Jump up to: а беременный Соломон 1995 , с. 39–40
- ^ Немецкий 1965 , с. 453.
- ^ Соломон 1995 , с. 33.
- ^ «Вольфганг Амадеус Моцарт | Композитор | Синие бляшки» . Английское наследие . Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Получено 25 сентября 2020 года .
- ^ Гроув 1954 , с. 926.
- ^ Миердтер, Джо (2009). «Биография Моцарта» . midiworld.com . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Получено 20 декабря 2014 года .
- ^ Halliwell 1998 , с. 51, 53.
- ^ Halliwell 1998 , с. 82–83.
- ^ Halliwell 1998 , с. 99–102.
- ^ «Мисерере Аллери: выводы» . www.ancientgrove.co.uk . Архивировано с оригинала 9 ноября 2022 года . Получено 11 ноября 2022 года .
- ^ Gutman 2000 , p. 271.
- ^ Chrissochoidis, Ilias (лето 2010). «Лондон Моцарьяна: спорной возраст Вольфгана и ранние выступления Мисерера Аллери » . Музыкальные времена . Тол. 151, нет. 1911. С. 83–89. Предоставляет новую информацию в этом эпизоде.
- ^ Halliwell 1998 , с. 172, 183–185.
- ^ Соломон 1995 , с. 106
- ^ Соломон 1995 , с. 103
- ^ Соломон 1995 , с. 98
- ^ Соломон 1995 , с. 107
- ^ Соломон 1995 , с. 109
- ^ Ватикан 1770 .
- ^ Halliwell 1998 , p. 225
- ^ Сэди 1998 .
- ^ Дребс, Джеральд (1992). «Школа Мангейма» - центр до -класса музыки и Моцарта » . Джеральд-Дребс.ч (на немецком языке). Архивировано из оригинала 7 февраля 2015 года.
- ^ Немецкий 1965 , с. 174.
- ^ Соломон 1995 , с. 149
- ^ Halliwell 1998 , с. 304–305.
- ^ Abert 2007 , p. 509
- ^ Halliwell 1998 , p. 305.
- ^ «Письмо Ва Моцарта своему отцу» Архивировало 22 января 2023 года на машине Wayback , Париж, 9 июля 1778 года (на немецком языке); в английском архивировании 22 января 2023 года на машине Wayback ; Mozarteum
- ^ Halliwell 1998 , chs. 18–19.
- ^ Соломон 1995 , с. 157
- ^ Halliwell 1998 , p. 322.
- ^ Сэди 1998 , §3.
- ^ Жан Массин ; Бриджит Массин , ред. (1983). Histoire de la musique occidentale . Париж: Файард . п. 613.
Он писал в течение этого периода, что всякий раз, когда он или кто -то еще играли одну из своих композиций, это было как если бы стол и стулья были единственными слушателями.
- ^ Немецкий 1965 , с. 176
- ^ Einstein 1965 , с. 276–277.
- ^ Сэди 1980 , вып. 12, с. 700.
- ^ Spaethling 2000 , с. 235–238.
- ^ Spaethling 2000 , p. 238.
- ^ Jump up to: а беременный Spaethling 2000 , p. 237 ; Письмо датируется 24 марта 1781 года.
- ^ Spaethling 2000 , с. 238–239.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Сэди 1998 , §4
- ^ Соломон 1995 , с. 247
- ^ Соломон 1995 , с. 253.
- ^ Соломон 1995 , с. 259
- ^ Соломон 1995 , с. 258
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Heartz 2009 , p. 47
- ^ Немецкий 1965 , с. 204
- ^ Соломон 1995 , с. 265–266.
- ^ Соломон 1995 , с. 270
- ^ См. Barry 2000 для подробного обсуждения влияния Opus 33 на квартеты "Гайдн".
- ^ Лэндон 1990 , с. 171.
- ^ Mozart & Mozart 1966 , p. 1331. Письмо Леопольда его дочери Наннерлу , 14–16 мая 1785 года.
- ^ Jump up to: а беременный Соломон 1995 , с. 293
- ^ Jump up to: а беременный Соломон 1995 , с. 298
- ^ Соломон 1995 , с. 430.
- ^ Соломон 1995 , с. 578.
- ^ Соломон 1995 , §27.
- ^ Соломон 1995 , с. 431.
- ^ Соломон 1995 , с. 321.
- ^ Руштон, Джулиан (2005). Моцарт: необычная жизнь . Связанный совет Королевской школы музыки . п. 67
- ^ «Чешский музей музыки, чтобы показать" Моцарт "Пианино" . Радио праха . 31 января 2007 года. Архивировано с оригинала 2 декабря 2019 года . Получено 14 декабря 2018 года .
- ^ Соломон 1995
- ^ Freeman 2021 , с. 131–168.
- ^ Палмер, Уиллард (2006). WA Mozart: Введение в его клавиатуру . Alfred Music Publishing. п. 4. ISBN 978-0-7390-3875-8 .
- ^ Соломон 1995 , с. 423–424
- ^ Haberl 2006 , с. 215–255.
- ^ Jump up to: а беременный Сэди 1998 , §6
- ^ Соломон 1995 , с. 427, 432.
- ^ Лоренц 2010 .
- ^ Сэди 1980 , вып. 12, с. 710.
- ^ Steptoe 1990 , p. 208
- ^ Соломон 1995 , §30.
- ^ Jump up to: а беременный в Соломон 1995 , с. 477
- ^ Соломон 1995 , с. 487.
- ^ И не так, как ранее указано 15 ноября; См. Abert 2007 , p. 1307, FN 9
- ^ Freeman 2021 , с. 193–230.
- ^ Соломон 1995 , с. 491.
- ^ Соломон 1995 , с. 493, 588.
- ^ «Последний год и смерть Моцарта - 1791» . Классический FM (Великобритания) . Архивировано из оригинала 19 декабря 2017 года . Получено 17 декабря 2017 года .
- ^ Сэди 1980 , вып. 12, с. 716.
- ^ Вальтер Браунис [на немецком языке] . Умирает Irae, умирает Illa - день гнева, день плаката: заметки о вводе в эксплуатацию, происхождении и завершении Реквиемы Моцарта (KV 626) (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2014 года.
- ^ Jump up to: а беременный Некоторые 2010
- ^ Кроуфорд, Франклин (14 февраля 2000 г.). «Фольская игра исключена в смерти Вольфганга Амадея Моцарта» . Эврикалерт! Полем Американская ассоциация по развитию науки . Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 года . Получено 26 апреля 2014 года .
- ^ Беккер, Сандер (20 августа 2009 г.). «В настоящее время Моцарт рухнул на Стрептокок» [на то время Би, который Моцарт скончался от Streptococcus]. Верность . Архивировано из оригинала 24 апреля 2014 года . Получено 25 апреля 2014 года . Полем
- ^ Бакалар, Николас (17 августа 2009 г.). «Что на самом деле убило Моцарта? Может быть, стрептококк» . New York Times . Архивировано из оригинала 30 июня 2014 года . Получено 24 апреля 2014 года .
- ^ Хиршманн, Ян В. (11 июня 2001 г.). "Специальная статья: что действительно убило Моцарта?" Полем Джама внутренняя медицина . 161 (11): 1381–1389. doi : 10.1001/archinte.161.11.1381 . ISSN 0003-9926 . PMID 11386887 . Архивировано с оригинала 2 февраля 2016 года . Получено 26 января 2016 года .
- ^ Дюпоу-Камет, Джин (22 апреля 2002 г.). «Переписка редактора: трихинеллез вряд ли будет отвечать за смерть Моцарта» . JAMA Внутренняя медицина (критический комментарий и ответ). 162 (8): 946, автор ответ 946–947. doi : 10.1001/archinte.162.8.946 . PMID 11966352 . Архивировано с оригинала 2 февраля 2016 года . Получено 26 января 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный Соломон 1995 , с. 499
- ^ Jump up to: а беременный «Объяснил новый портрет Моцарта, который показывает музыканта без его парика» . Телеграф . 11 января 2013 года. Архивировано с оригинала 10 января 2022 года . Получено 7 мая 2018 года .
- ^ Соломон 1995 , с. 308.
- ^ Соломон 1995 , с. 310.
- ^ Соломон 1995 , §20.
- ^ Соломон 1995 , с. 319
- ^ Соломон 1995 , с. 169
- ^ Список канонов можно найти в Mozart и Scatology#в музыке .
- ^ «Скрытые таланты Вольфганг Моцарта» Питера Трудгилла , 10 февраля 2020 года, « Новый европейский
- ^ « Исследования Томаса Этвуда с Моцартом » , Сесила Бернарда Олдмана 1925
- ^ Гольдштейн, Джек (2013). 101 Удивительные факты Моцарта . Andrews UK Limited.
- ^ Abert 2007 , p. 743 .
- ^ «Вольфганг Амадеус Моцарт - Венский композитор, оперы, симфонии» . Encyclopædia Britannica . 28 мая 2024 года.
- ^ Grove 1954 , с. 958–982 .
- ^ Розен 1998 , с. 324.
- ^ Соломон 1995 , гл. 8. Обсуждение источников стиля, а также его ранние подражательные способности.
- ^ Heartz 2003 .
- ^ Эйнштейн 1965 , с. [ страница необходима ] .
- ^ Zaslaw & Cowdery 1990 , pp. 331–3
- ^ «Письма Вольфганга Амадея Моцарта. (1769–1791), Вольфганг Амадеус Моцарт» . www.gutenberg.org . Архивировано из оригинала 26 декабря 2021 года . Получено 5 февраля 2021 года .
- ^ Слой, Адольф; Улрих, Германн (2001). Деммлер [Демлер, Дюммлер], Иоганн Майкл . Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/GMO/9781561592630.Article.07542 .
- ^ Латчам, Майкл (1997). «Моцарт и фортепиано Габриэля Антона Уолтера». Ранняя музыка . XXV (3): 383–400. doi : 10.1093/rannj/xxv.3.383 .
- ^ Бауэр, Вильгельм (1963). Моцарт: буквы и записи (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 20 февраля 2021 года . Получено 5 февраля 2021 года .
- ^ Кролл, Марк (лето 2007). «Хаммел и романтики» . Ранняя музыка Америка . 13 (2): 20–23 (20). ProQuest 222748015 - через ProQuest .
- ^ Соломон 1995 , с. 574.
- ^ См., Например: Темпера, Николас (октябрь 1961 г.). «Влияние Моцарта на английскую музыку». Музыка и письма . 42 (4): 307–318. doi : 10.1093/мл/42.4.307 . JSTOR 732768 .
- ^ Джан, Отто ; Таунсенд, Полин Д.; Гроув, Джордж (1882). Жизнь Моцарта . Лондон, Novello, Ewer & Co.
- ^ Свингманн .
- ^ Churgin 1987 , с. 457–458.
- ^ Churgin 1987 , p. 458.
- ^ Март, Гринфилд и Лейтон 2005 .
- ^ Уайли, Роланд Джон (2001). "Чайковский, Pyotr il'yich". Grove Music Online . Оксфорд: издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/GMO/9781561592630.Article.51766 . ( требуется членство в публичной библиотеке в Великобритании )
Источники
- Abert, Hermann (2007). Ва Моцарт . Перевод Спенсера, Стюарт. Клифф Эйзен (ред.). Нью -Хейвен: издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-07223-5 Полем OCLC 70401564 .
- Барри, Барбара Р. (2000). Философский камень: очерки в трансформации музыкальной структуры . Хиллсдейл, Нью -Йорк: Pendragon Press . ISBN 978-1-57647-010-7 Полем OCLC 466918491 .
- Бух, Дэвид (2017). «Вольфганг Амадеус Моцарт» . Оксфордские библиографии : музыка . Оксфорд: издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/obo/9780199757824-0193 . (требуется подписка)
- Чургина, Батюя (осень 1987). «Реквием Бетховена и Моцарта: новое соединение» (PDF) . Журнал музыкологии . 5 (4): 457–477. doi : 10.2307/7638440 . JSTOR 763840 .
- Deutsch, Отто Эрих (1965). Моцарт: документальная биография . Питер Брэнскомб , Эрик Блом , Джереми Нобл (транс.). Стэнфорд: издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-0233-1 Полем OCLC 8991008 .
- Эйнштейн, Альфред (1965). Моцарт: Его персонаж, его работа . Galaxy Book 162. Артур Мендель , Натан Бродер (пер.) (6 -е изд.). Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-304-92483-7 Полем OCLC 456644858 .
- Эйзен, Клифф ; Keefe, Simon P. , eds. (2006). Энциклопедия Кембриджа Моцарта . Кембридж: издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-85659-1 .
- Эйзен, Клифф ; Сэди, Стэнли (2001). «Моцарт, Вольфганг Амадес» . Grove Music Online . Оксфорд: издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/GMO/9781561592630.Article.6002278233 . ( требуется членство в публичной библиотеке в Великобритании )
- Фрэдкин, Роберт А (1996). Хорошо вспыхнутый диктор: Руководство по произношению по классической музыке . Блумингтон: издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-21064-7 .
- Фриман, Даниэль Э. (2021). Моцарт в Праге . Миннеаполис: издания Calumet. ISBN 978-1-950743-50-6 .
- Словарь музыки и музыкантов Гроув (5 -е изд.). Нью -Йорк: Macmillam Press. 1954.
- Гутман, Роберт (2000). Моцарт: культурная биография . Лондон: Харкорт Брэйс . ISBN 978-0-15-601171-6 Полем OCLC 45485135 .
- Halliwell, Ruth (1998). Семья Моцарта: Четыре жизни в социальном контексте . Нью -Йорк: Clarendon Press . ISBN 978-0-19-816371-8 Полем OCLC 36423516 .
- Haberl, Dieter (2006). «Первая поездка Бетховена в Вену: знакомство его школьной поездки в Ва -Моцарт». Новый музыкальный ежегодник (на немецком языке) (14). OCLC 634798176 .
- Heartz, Daniel (2003). Музыка в европейских столицах: стиль Галанта, 1720–1780 (1 -е изд.). Нью -Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-05080-6 Полем OCLC 50693068 .
- Heartz, Daniel (2009). Моцарт, Гайдн и Ранний Бетховен, 1781–1802 . Нью -Йорк: WW Norton. ISBN 978-0-393-06634-0 .
- Лэндон, Говард Чендлер Роббинс (1990). 1791: Моцарт в прошлом году . Лондон: Фламинго. ISBN 978-0-00-654324-4 Полем OCLC 20932333 .
- Лоренц, Майкл (9 августа 2010 г.). «Квартира Моцарта на Alsergrund» . Архивировано с оригинала 1 ноября 2014 года . Получено 27 сентября 2010 года .
- Март, Иван; Гринфилд, Эдвард ; Лейтон, Роберт (2005). Czajkowski, Paul (ed.). Руководство по пингвину по компактным дискам и DVD, 2005–2006 (30 -е изд.). Лондон: Пингвин . ISBN 978-0-14-102262-8 Полем OCLC 416204627 .
- Моцарт, Вольфганг; Моцарт, Леопольд (1966). Андерсон, Эмили (ред.). Письма Моцарта и его семьи (2 -е изд.). Лондон: Макмиллан . ISBN 978-0-393-02248-3 Полем OCLC 594813 .
- Розен, Чарльз (1998). Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен (2 -е изд.). Нью -Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-31712-1 Полем OCLC 246977555 .
- Сэди, Стэнли , изд. (1998). Новая Гроув Словарь оперы . Нью -Йорк: Словары музыки Гроув. ISBN 978-0-333-73432-2 Полем OCLC 39160203 .
- Сэди, Стэнли, изд. (1980). Новая роща словарь музыки и музыкантов (6 -е изд.). Лондон: Макмиллан . ISBN 978-0-333-23111-1 Полем OCLC 5676891 .
- Schwaegermann, Ingrid. Моцарта «Моцарт, Волшебная флейта и Бетховен» . ludwig0van0beethoven.tripod.com (raptus) . Получено 8 августа 2024 года . ( на немецком языке )
- Соломон, Мейнард (1995). Моцарт: жизнь (1 -е изд.). Нью -Йорк: Харперколлинс . ISBN 978-0-06-019046-0 Полем OCLC 31435799 .
- Spaethling, Robert, ed. (2000). Письма Моцарта, жизнь Моцарта: выбранные буквы . Перевод Роберта Споллинга. WW Norton. ISBN 0-393-04719-9 Полем Получено 8 августа 2024 года - через интернет -архив .
- Степто, Эндрю (1990). Моцарт - от Ponte Operas: культурный и музыкальный фон до свадьбы Фигаро, Дона Джованни и, таким образом, фанатов . Оксфорд: Clarendon Press . ISBN 978-0-19-816221-6 Полем OCLC 22895166 .
- «Награда папского конного порядка« Золотой шпоры »Вольфганг Амадеус Моцарт» . Ватиканские секретные архивы . 4 июля 1770 года. Архивировано с оригинала 18 сентября 2010 года . Получено 27 сентября 2010 года .
- Вакин, Даниэль Дж. (24 августа 2010 г.). «После смерти Моцарта, бесконечная кода» . New York Times .
- Уилсон, Питер Хэмиш (1999). Священная Римская империя, 1495–1806 . Лондон: Макмиллан.
- Вольф, Кристоф (2012). Моцарт у ворот к своему состоянию: служение Императору, 1788–1791 . Нью -Йорк: Нортон. ISBN 978-0-393-05070-7 .
- Заслав, Нил ; Каудери, Уильям, ред. (1990). Compleate Mozart: гид по музыкальным произведениям Вольфганг Амадеус Моцарт . Нью -Йорк и Лондон: WW Norton & Company. ISBN 978-0-393-02886-7 .
Дальнейшее чтение
См. Buch 2017 для обширной библиографии
- Бадура-Скода, Ева ; Бадура-Скода, Пол (2018). Интерпретация Моцарта: исполнение его пианино и других композиций (2 -е изд.). Routledge. ISBN 9781135868505 .
- Баумол, Уильям Дж . И Хильда Баумол. «Об экономике музыкальной композиции в Вене». Журнал культурной экономики 18.3 (1994): 171–198. онлайн
- Braunbehrens, Volkmar (1990). Моцарт: Жизненные картинки . Г. Люббе. ISBN 978-3-7857-0580-3 .
- Кэрнс, Дэвид (2006). Моцарт и его оперы . Беркли, Калифорния: издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-22898-6 Полем OCLC 62290645 .
- Холмс, Эдвард (2005). Жизнь Моцарта . Нью -Йорк: Cosimo Classics. ISBN 978-1-59605-147-8 Полем OCLC 62790104 . (Впервые опубликовано Чепменом и Холлом в 1845 году).
- Каллен, Стюарт А. (2000). Отличные композиторы . Сан -Диего: Люкент. ISBN 978-1-56006-669-9 .
- Киф, Саймон П. Моцарт (Routledge, 2018).
- Keefe, Simon P., ed. Моцарт в контексте (издательство Cambridge University Press, 2018).
- Маршалл, Роберт Льюис. Бах и Моцарт: очерки о загадке гениальности (Университет Рочестер Пресс, 2019).
- Mozart, Wolfgang (1972). Мерсманн, Ганс (ред.). Письма Вольфганга Амадея Моцарта . Нью -Йорк: Dover Publications . ISBN 978-0-486-22859-4 Полем OCLC 753483 .
- Рейсингер, Элизабет. «Принц и вундер. Acta Musicologica 91.1 (2019): 48–70 отрывок .
- Шредер, Дэвид. Опыт Моцарта: компаньон слушателя (ScareCrow, 2013). выдержка
- Сваффорд, Ян (2020). Моцарт - правление любви . Нью -Йорк: Харпер. ISBN 978-0-06-243357-2 Полем OCLC 1242102319 .
- Till, Nicholas (1995). Моцарт и Просвещение: правда, добродетель и красота в опесах Моцарта . Нью -Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-31395-6 Полем OCLC 469628809 .
- Вудфилд, Ян (сентябрь 2020 г.). «Ранний прием опер Моцарта в Лондоне: упущенная возможность Берни». Музыка восемнадцатого века . 17 (2): 201–214. doi : 10.1017/s147857062000024x . ISSN 1478-5706 .
Внешние ссылки



- Домашняя страница для Фонда Зальцбурга Моцартеума
- «Обнаружение Моцарта» . BBC Radio 3 .
- Вольфганг Амадей Моцарт в IMDB
- Оцифрованные документы
- Работы Вольфганга Амадеуса Моцарта в Project Gutenberg
- Работает по Вольфгангу Амадеусу Моцарту в интернет -архиве
- Работает Вольфганг Амадеус Моцарт в Librivox (аудиокниги общественного достояния)
- «Моцарт» названия ; Моцарт в качестве автора в Google Books
- Digital Mozart Edition Archived 18 февраля 2017 года на The Wayback Machine ( Международный фонд Mozarteum )
- «Моцарт» названия от Gallica (на французском языке)
- Из британской библиотеки
- Письма Леопольда Моцарта и Вольфганга Амадея Моцарта (на немецком языке) ( Государственная библиотека Баден )
- Ноты
- Полные ноты (баллы) из издания Neue Mozart ( Международный фонд Mozarteum )
- Оценка Моцарта из Мюнхенского Центра оцифровки (MDZ)
- Названия Моцарта из Университета Рочестера
- Бесплатные результаты Wolfgang Amadeus Mozart в Международном проекте библиотеки музыки (IMSLP)
- Свободные результаты Wolfgang Amadeus Mozart в библиотеке хоровой общественной достояния (Choralwiki)
- Бесплатная ноты набранных работ Моцарта с cantorion.org
- Проект Mutopia имеет композиции Wolfgang Amadeus Mozart
- Вольфганг Амадей Моцарт в Musopen проекте
- Вольфганг Амадей Моцарт
- 1756 Рождения
- 1791 Смерть
- Австрийские музыканты 18-го века
- Классические композиторы 18-го века
- Немецкие композиторы 18-го века
- Клавишники 18-го века
- Музыканты мужского пола 18-го века
- Австрийские классические пианисты
- Мужские классические пианисты
- Австрийские композиторы классического периода
- Австрийские масоны
- Австрийские мужские классические композиторы
- Австрийские оперные композиторы
- Австрийские римские католики
- Католические литургические композиторы
- Детские классические музыканты
- Классические композиторы церковной музыки
- Композиторы наградили рыцарство
- Композиторы для педали на пианино
- Композиторы для фортепиано
- Композиторы из Зальцбурга
- Композиторы из Вены
- Композиторы масонской музыки
- Немецкие классические пианисты
- Немецкие композиторы классического периода
- Немецкие классические композиторы мужского пола
- Немецкие классические пианисты мужского пола
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие пианисты
- Немецкие римские католики
- Мужские оперные композиторы
- Музыканты наградили рыцарство
- Музыканты из Зальцбурга
- Органные импровизаторы
- Педали на пианино
- Римско -католические масоны
- Строслевые композиторы квартета