Хампи
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Хампи (город) , район Виджаянагара , Карнатака , Индия [1] |
Включает | Храм Вирупакши |
Критерии | Культурный: i, iii, iv |
Ссылка | 241 |
Надпись | 1985 г. (9-я сессия ) |
Находящийся под угрозой исчезновения | 1999–2006 |
Область | 4187,24 га |
Буферная зона | 19 453,62 га |
Веб-сайт | Археологическая служба Индии - Хампи |
Координаты | 15 ° 20'04 "N 76 ° 27'44" E / 15,33444 ° N 76,46222 ° E |
Хампи или Хампе ( Каннада: [hɐmpe] , также называемый Группой памятников в Хампи , является ЮНЕСКО, объектом Всемирного наследия расположенным в Хампи (город) , округ Баллари , ныне район Виджаянагара , восточно-центральная часть штата Карнатака , Индия. ) [2] Хампи предшествует Империи Виджаянагара ; он упоминается в Рамаяне и Пуранах индуизма как Пампа Деви Тиртха Кшетра. [3] [4] Хампи продолжает оставаться религиозным центром с храмом Вирупакша , действующим монастырем, связанным с Ади Шанкарой , и различными памятниками, принадлежащими старому городу. [5] [6]
Хампи был столицей империи Виджаянагара с 1336 по 1565 год, когда она была заброшена. [3] Это был укрепленный город. В хрониках, оставленных персидскими и европейскими путешественниками, особенно португальцами, говорится, что Хампи был процветающим, богатым и величественным городом у реки Тунгабхадра с многочисленными храмами, фермами и торговыми рынками. К 1500 году Хампи-Виджаянагара был вторым по величине городом в мире после Пекина и, вероятно, самым богатым в Индии в то время, привлекая торговцев из Персии и Португалии. [7] [8] Империя Виджаянагара потерпела поражение от коалиции мусульманских султанатов; его столица была завоевана, разграблена и разрушена армиями султаната в 1565 году, после чего Хампи остался в руинах. [3] [5] [9]
Руины Хампи , расположенные в Карнатаке, недалеко от небольшого современного города Хампи и города Хосапете в 13 километрах (8,1 миль), занимают площадь более 4100 гектаров (16 квадратных миль) и были описаны ЮНЕСКО как «строгий, грандиозный объект». из более чем 1600 сохранившихся останков последнего великого индуистского королевства в Южной Индии, которое включает в себя «форты, прибрежные сооружения, королевские и священные комплексы, храмы, святыни, залы с колоннами, мандапы, мемориальные сооружения, водные сооружения и другие». [10]
Этимология
[ редактировать ]Название произошло от старого названия реки Тунгабхадра , которая называлась Пампа, поэтому имя Хампи является английской версией каннада имени Хампе. [10]
Расположение
[ редактировать ]Хампи расположен на берегу реки Тунгабхадра в восточной части центральной Карнатаки, недалеко от государственной границы с Андхра-Прадешем . Это в 140 километрах (87 миль) к юго-востоку от археологических памятников Бадами и Айхоле . [13] [14]
Синоним Хампи , традиционно известный как Пампа-кшетра , Кишкиндха-кшетра или Бхаскара-кшетра , происходит от Пампы, другого имени богини Парвати в индуистской теологии. Согласно мифологии, дева Парвати (которая является реинкарнацией предыдущей жены Шивы, Сати) решает выйти замуж за одинокого аскета Шиву . [15] [16] Родители узнают о ее желании и отговаривают ее, но она добивается своего. Шива погружен в йогическую медитацию, не обращая внимания на мир; Парвати обращается к богам за помощью, чтобы разбудить его и привлечь его внимание. Индра посылает Камадеву — индуистского бога желания, эротической любви, влечения и привязанности — пробудить Шиву от медитации. Кама достигает Шивы и выпускает стрелу желания. [15] [16] Шива открывает свой третий глаз на лбу и сжигает Каму дотла.
Парвати не теряет надежды и решимости победить Шиву; она начинает жить, как он, и заниматься той же деятельностью — аскетизмом, йогой и тапасьей — пробуждая его и привлекая его интерес. Шива встречает Парвати в замаскированной форме и пытается отговорить ее, рассказывая ей о слабостях и проблемах личности Шивы. [15] [16] Парвати отказывается слушать и настаивает на своей решимости. Шива наконец принимает ее, и они женятся. [15] [16] Позже Кама был возвращен к жизни после свадьбы Шивы и Парвати. Согласно Стхала Пуране , Парвати (Пампа) вела свой аскетический образ жизни йогини на холме Хемакута, ныне являющемся частью Хампи, чтобы победить и вернуть аскетического Шиву к жизни домохозяина. [17] Шиву также называют Пампапати (что означает «муж Пампы»). [17] Река у холма Хемакута стала известна как река Пампа. [18] Санскритское слово Пампа трансформировалось в каннада слово Хампа, а место, где Парвати преследовала Шиву, стало известно как Хампе или Хампи. [17] [18] [19]
Это место было местом паломничества раннего средневековья, известным как Пампакшетра. Его известность пришла из глав Кишкиндхи индуистского эпоса Рамаяна , где Рама и Лакшмана встречаются с Хануманом , Сугривой и армией обезьян в поисках похищенной Ситы . Район Хампи во многом похож на место, описанное в эпосе. Региональная традиция считает, что именно то место, упомянутое в Рамаяне, привлекает паломников. [20] Его обнаружил инженер по имени полковник Колин Маккензи в 1800-х годах.
Древний до 14 века н.э.
[ редактировать ]императора Ашоки Скальные указы в Ниттуре и Удеголане — оба в районе Беллари 269–232 гг. До н. э. — предполагают, что этот регион был частью Империи Маурьев в III веке до нашей эры. эры . Во время раскопок на этом месте были обнаружены надпись Брахми и терракотовая печать, датируемые примерно II веком нашей [21] [22] Город упоминается в надписях Бадами Чалукья как Пампапура, датируемый VI-VIII веками. [20]
К 10 веку он стал центром религиозной и образовательной деятельности во время правления индуистских королей Кальяна Чалукьяса , чьи надписи гласят, что короли предоставили землю храму Вирупакши. [20] [23] Несколько надписей XI-XIII веков посвящены городищу Хампи и упоминают дары богине Хампа-деви. [21] , между XII и XIV веками индуистские короли империи Хойсала в Южной Индии построили храмы Дурге Согласно надписи, датированной примерно 1199 годом нашей эры , Хампадеви и Шиве. Хампи стал второй королевской резиденцией; один из царей Хойсала был известен как Хампейя-Одея, или «господин Хампи». [20] [23] По словам Бертона Стейна , в надписях периода Хойсала Хампи называют альтернативными именами, такими как Вирупакшапаттана, Виджая Вирупакшапура, в честь старого храма Вирупакши (Шивы) там. [21]
14 век и позже
[ редактировать ]Армии Делийского султаната , армии Алауддина Халджи и Мухаммада бин Туглака, вторглись и разграбили Южную Индию. Империя Хойсала и ее столица Дварасамудра на юге Карнатаки были разграблены и разрушены в начале 14 века армиями Алауддина Халджи . [24] [25] и снова в 1326 году н.э. армией Мухаммеда бин Туглака . [26] [27] [28]
Королевство Кампили в северо-центральной части Карнатаки последовало за распадом империи Хойсала. Это было недолговечное индуистское королевство со столицей примерно в 33 километрах (21 миле) от Хампи. [26] [29] [30] Королевство Кампили распалось после вторжения мусульманских армий Мухаммеда бин Туглака. Индуистские женщины Кампили совершили джаухар (ритуальное массовое самоубийство), когда солдаты Кампили потерпели поражение от армии Туглака. [31] [32] В 1336 году н.э. империя Виджаянагара на руинах королевства Кампили возникла . Она превратилась в одну из знаменитых индуистских империй Южной Индии, правившую более 200 лет. [29] [33]
Империя Виджаянагара построила свою столицу вокруг Хампи, назвав ее Виджаянагара. Историки предполагают, что Харихара I и Букка I , основатели империи, были командирами армии империи Хойсала , дислоцированной в регионе Тунгабхадра для отражения мусульманских вторжений из Северной Индии. Некоторые утверждают, что это были люди телугу, которые взяли под свой контроль северные части империи Хойсала во время ее упадка. [34] [35] [36] [37] Согласно таким текстам, как Видьяранья Каладжана, Видьяранья Вританта, Раджакаланирная, Питамахасамхита, Шивататваратнакара , они были казначейами Пратапа Рудры, царя Королевства Какатия. Когда Мухаммад бин Туглак пришел искать Баха-уд-Дина Гуршаспа (который укрывался при дворе Пратапа Рудры), Пратап Рудра был свергнут, а Какатия разрушен. В это время два брата Харихара I и Букка I с небольшой армией пришли на нынешнее место Виджаянагара, Хампи. Видьяранья, 12-й Джагадгуру Шрингери Шарада Питхама, взял их под свою защиту и возвел на трон, а в 1336 году нашей эры город стал называться Видьянагара. [38]
Они расширили инфраструктуру и храмы. По мнению Николаса Гиера и других ученых, [7] к 1500 году н. э. Хампи-Виджаянагара был вторым по величине средневековым городом в мире после Пекина и, вероятно, самым богатым в Индии. Его богатство привлекало торговцев 16-го века со всего Декана , Персии и португальской колонии Гоа . [8] [39] Правители Виджаянагара способствовали развитию интеллектуальных занятий и искусства, поддерживали сильную армию и вели множество войн с султанатами на севере и востоке. Они инвестировали в дороги, гидротехнические сооружения, сельское хозяйство, религиозные здания и общественную инфраструктуру. Сюда входят, как утверждает ЮНЕСКО, «форты, прибрежные сооружения, королевские и священные комплексы, храмы, святыни, залы с колоннами, мандапы (залы для сидения), мемориальные сооружения, ворота, контрольно-пропускные пункты, конюшни, водные сооружения и многое другое». [10] Это место было многоконфессиональным и многоэтническим; он включал индуистские и джайнские рядом друг с другом памятники. Здания в основном следовали южно-индийскому индуистскому искусству и архитектуре, относящейся к стилям Айхоле и Паттадакал , но строители Хампи также использовали элементы индийской архитектуры в Лотос-Махале, общественной бане и слоновьих конюшнях. [10]
Согласно историческим мемуарам, оставленным Хампи португальскими и персидскими торговцами, город имел размеры метрополии; они назвали его «одним из самых красивых городов». Несмотря на процветание и инфраструктуру, мусульманско-индуистские войны между мусульманскими султанатами и империей Виджаянагара продолжались. В 1565 году в битве при Таликоте коалиция мусульманских султанатов вступила в войну с империей Виджаянагара. [10] Они схватили и обезглавили короля Алия Рама Рая , [40] [41] за которым последовало массовое разрушение инфраструктуры Хампи и мегаполиса Виджаянагара. [10] [42] Город был разграблен, разграблен и сожжен в течение шести месяцев после войны, а затем превратился в руины, которые теперь называются Группой памятников в Хампи. [10] [42] [примечание 1]
Археологический памятник
[ редактировать ]Хампи и близлежащий регион оставались спорным и спорным регионом, на который претендовали местные вожди, хайдарабадские мусульманские низамы , короли маратхов индуистские , а также Хайдер Али и его сын Типу Султан Майсурский на протяжении всего 18 века. [44] В 1799 году Типу Султан потерпел поражение и был убит, когда британские войска и династия Вадияров объединились. Затем регион попал под британское влияние. [44] Руины Хампи были обследованы в 1800 году шотландским полковником Колином Маккензи , первым генеральным инспектором Индии . Маккензи написала, что участок Хампи заброшен и там живут только дикие животные. В спекулятивных статьях XIX века историки, последовавшие за Маккензи, обвиняли армии Хайдера Али и маратхов XVIII века в нанесении ущерба памятникам Хампи. [44]
Место Хампи оставалось игнорированным до середины 19 века, когда Александр Гринлоу посетил и сфотографировал это место в 1856 году. [45] Он создал архив из 60 калотипных фотографий храмов и королевских построек, стоявших в 1856 году. Эти фотографии хранились в частной коллекции в Соединенном Королевстве и не публиковались до 1980 года. [45] Они являются наиболее ценным источником памятников ученым середины XIX века в штате Хампи. [45]
Памятники на этом месте имели бы цвет, а не оттенок песчаника, который они имеют сегодня.
В переводе мемуаров, написанных Абдулом Раззаком , персидским посланником при дворе Девараи II (1424–1446), опубликованных в начале 1880-х годов, описываются некоторые памятники заброшенного места. В этом переводе впервые используются арабские термины, такие как «зенана», для описания некоторых памятников Хампи. [46] Некоторые из этих терминов впоследствии стали названиями. Александр Ри , офицер отдела археологических исследований администрации президента Мадраса в Британской Индии, опубликовал свое исследование этого места в 1885 году. [46] Роберт Сьюэлл опубликовал свой научный трактат «Забытая империя». [34] в 1900 году, что привлекло к Хампи широкое внимание ученых. [46] Растущий интерес побудил Ри и его преемника Лонгхерста расчистить и отремонтировать группу памятников Хампи. [46]
Это место имеет историческое и археологическое значение для периода Виджаянагара и ранее. [47] Археологическая служба Индии продолжает проводить раскопки в этом районе. [48]
Описание
[ редактировать ]-
Вид на базар Хампи с холма Матанга
-
Вход в храм Шри Кришны
-
Храм на вершине холма Матанга
-
Памятник Сасивекалу Ганеше
-
Ладскейп
-
Пейзаж_2
-
Мандапам с водоемом.
Хампи расположен на холмистой местности, образованной гранитными валунами. [49] Памятники Хампи, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, являются частью руин Виджаянагара. Почти все памятники были построены между 1336 и 1570 годами нашей эры во время правления Виджаянагара. [50] На территории насчитывается около 1600 памятников и она занимает площадь 41,5 квадратных километров (16,0 квадратных миль). [10]
Участок Хампи был изучен в трех широких зонах; первый был назван «священным центром» такими учеными, как Бертон Стайн и другими; [21] второй называют «ядром города» или «королевским центром»; а третий составляет остальную часть митрополита Виджаянагара. Священный центр, расположенный рядом с рекой, содержит старейшие храмы с историей паломничества и памятники, существовавшие еще до империи Виджаянагара. [51] В центре города и королевском центре находится более шестидесяти разрушенных храмов, помимо храмов в священном центре, но все храмы в центре города датируются империей Виджаянагара. Городское ядро также включает в себя коммунальную инфраструктуру, такую как дороги, акведук, резервуары для воды, мандапа, ворота и рынки, монастыри. [примечание 2] Этому различению способствуют около семидесяти семи каменных надписей. [51] [52] [53]
Большинство памятников индуистские; храмы и общественная инфраструктура, такая как резервуары и рынки, включают рельефы и произведения искусства, изображающие индуистских божеств и темы из индуистских текстов. [54] Есть также шесть джайнских храмов и памятников, а также мусульманская мечеть и гробница. [54] Архитектура построена из большого количества местного камня; доминирующим стилем является дравидийский , уходящий корнями в развитие индуистского искусства и архитектуры во второй половине I тысячелетия в регионе Декан. [55] Он также включал элементы искусства, которые развивались во время правления Империи Хойсала на юге между 11 и 14 веками, например, в колоннах храма Рамачандры и потолках некоторых храмовых комплексов Вирупакши. [56] [примечание 3] Архитекторы также применили индо-исламский стиль в нескольких памятниках, таких как баня королевы и слоновья конюшня, которые, по мнению ЮНЕСКО, отражают «высокоразвитое многорелигиозное и многоэтническое общество». [10] [57]
Список достопримечательностей
[ редактировать ]Индуистские храмы и памятники
[ редактировать ]-
Храм Вирупакши в Хампи
-
Руины храма Виджая Виттала
-
Гопурам храма Вирупакша
-
Фреска в интерьере храма. Храм Вирупакши
-
Фреска в интерьере храма, храм Вирупакша.
-
Скульптура в интерьере храма, храм Вирупакша
Храмовый и рыночный комплекс Вирупакша
[ редактировать ]Храм Вирупакши — старейшая святыня, основное место назначения паломников и туристов, а также место индуистского поклонения. [58] Части храмов Шивы, Пампы и Дурги существовали в 11 веке; он был расширен в эпоху Виджаянагара. [59] Храм представляет собой совокупность небольших храмов, регулярно перекрашиваемый гопурам высотой 50 метров (160 футов) , индуистский монастырь, посвященный Видьяранье традиции Адвайта Веданты , резервуар для воды ( Манматха ), общественную кухню, другие памятники и 750-метровый храм. Разрушенный каменный рынок длиной 2460 метров с монолитным храмом Нанди в восточной части. [58] [60] [61]
Храм обращен на восток, выравнивая святилища храмов Шивы и Пампа Деви по направлению к восходу солнца; вход отмечает большой гопурам. Надстройка представляет собой пирамидальную башню с пилястрами на каждом из которых украшены произведениями искусства, в том числе эротическими скульптурами. [62] Гопурам ведет в прямоугольный двор, который заканчивается еще одним гопурамом меньшего размера, датируемым 1510 годом нашей эры. К его южной стороне находится зал со 100 колоннами с индуистскими рельефами на всех четырех сторонах каждой колонны. [63] К этому общественному залу примыкает общественная кухня, характерная для других крупных храмов Хампи. В скале прорезан канал для подачи воды на кухню и в кормушку. Во дворе после небольшого гопурама есть дипа-стамбха (фонарный столб) и Нанди. [63] [64] [65]
Двор после небольшого гопурама ведет к главной мандапе храма Шивы, которая состоит из оригинальной квадратной мандапы и прямоугольной пристройки, состоящей из двух сросшихся квадратов и шестнадцати опор, построенных Кришнадеварайей. Потолок открытого зала над мандапой расписан, изображая легенду шиваизма, касающуюся брака Шивы и Парвати; другой раздел показывает легенду о Раме-Сите традиции вайшнавизма. [63] В третьем разделе изображена легенда о боге любви Каме, стреляющем стрелой в Шиву, чтобы заинтересовать его Парвати, а в четвертом разделе изображена процессия индуистского ученого Адвайты Видьяраньи. По мнению Джорджа Мичелла и других ученых, детали и цветовые оттенки позволяют предположить, что все потолочные росписи относятся к реконструкции XIX века, а темы оригинальных картин неизвестны. [63] [66] [67] Столбы мандапы украшены огромными яли , мифическим животным, сочетающим в себе черты лошади, льва и других животных с верхом на нем вооруженного воина - характерная черта Виджаянагара. [68]
В святилище храма есть мукха-линга ; Шива -лингам с лицом, отчеканенным латунью. [69] В храме Вирупакши также есть святыни меньшего размера для двух аспектов Парвати-Пампы и Бхуванешвари к северу от главного святилища. [70] Храм Бхуванешвари построен в стиле Чалукья, и вместо камня для горшков в нем используется гранит. На территории комплекса есть северная гопура, меньшая по размерам, чем восточная гопура, которая выходит к резервуару Манматха и тропе к реке с каменными рельефами, связанными с Рамаяной . [71] К западу от этого резервуара находятся святыни традиций шактизма и вайшнавизма, например, святыни Дурги и Вишну соответственно. [71] [72] Некоторые из святынь на пути этого паломника были побелены в XIX веке по приказу британского индийского офицера Ф. В. Робинсона, который стремился восстановить храмовый комплекс Вирупакша; побелка этого кластера исторических памятников продолжилась как традиция. [71]
Согласно местной традиции, Вирупакша — единственный храм, который продолжал оставаться местом сбора индуистов и часто посещался паломниками после разрушения Хампи в 1565 году. Храм привлекает большие толпы людей; ежегодный праздник Весной проводится с процессией колесниц в честь свадьбы Вирупакши и Пампы, а также торжественный праздник Маха Шиваратри . [62] Храм вызвал критику со стороны туристов за обращение с местным слоном Лакшми, который живет в задней части храма, в узком переулке. [73]
Храм Кришны, рынок, Нарасимха и лингам
[ редактировать ]Храм Кришны , также называемый храмом Балакришны, на другой стороне холма Хемакута, находится примерно в 1 километре (0,62 мили) к югу от храма Вирупакши. Он датирован 1515 годом н. э.; эта часть комплекса Хампи в надписях называется Кришнапура. [74] Перед разрушенным храмом находится длинная рыночная улица, которую местные жители также называют базаром. Между руинами каменных магазинов с колоннами проходит широкая дорога, по которой колесницы перевозили товары на рынок и обратно, а также проводились церемониальные мероприятия и праздничные торжества. К северу от этой дороги, в середине рынка, находится большой Пушкарани — общественный ступенчатый резервуар для воды с художественным павильоном в центре. Рядом с резервуаром находится общественный зал (мандапа), где люди могут сидеть. [74]
Храм открывается на восток; у него есть ворота с рельефами всех десяти аватаров Вишну, начиная с Матсьи внизу. Внутри находится разрушенный храм Кришны и небольшие разрушенные святыни богинь. [74] Храмовый комплекс разделен на мандапы, включая внешнюю и внутреннюю часть. В комплексе есть два входа в гопурам. Внутри открытая мандапа с 25 (5x5) отсеками ведет к закрытой мандапе с 9 (3x3) отсеками. [75] Оригинальное изображение Балакришны (младенца Кришны) в святилище сейчас находится в музее Ченнаи. Перед восточной гопурой проходит современная дорога, соединяющая Камалапурам с Хампи. В западном гопураме есть фризы с изображением боевого порядка и солдат. [74]
К югу от внешней части храма Кришны находятся два соседних святилища, в одном из которых находится самый большой монолитный Шива-лингам , а в другом - самый большой монолитный в Йоге- Нарасимхе аватар Вишну в Хампи. [74] 3-метровый (9,8 фута) Шива-лингам стоит в воде в кубической камере, на вершине которого нарисованы три глаза. К югу от него находится храм Нарасимхи высотой 6,7 метра (22 фута) — аватара Вишну, человеко-льва, — сидящего в позе йоги. Первоначально с монолитом Нарасимхи находилась богиня Лакшми, но на нем имеются признаки обширных повреждений, а пол покрыт углеродом — свидетельство попыток сжечь святыню. Статую очистили, а часть святыни отреставрировали. [74]
Храмово-рыночный комплекс Ачьютарайя
[ редактировать ]Храм Ачьютарайя, также называемый храмом Тирувенгаланатха, находится примерно в 1 километре (0,62 мили) к востоку от храма Вирупакша, а часть его священного центра находится недалеко от реки Тунгабхадра. В надписях он упоминается в Ачьютапуре и датируется 1534 годом нашей эры. Это один из четырех крупнейших комплексов Хампи. [76] Храм необычен тем, что обращен на север. Он посвящен Вишну. [77] Во времена Виджаянагара к храму подходили со стороны реки сначала мимо церемониального резервуара, а затем по рыночной улице с широкой дорогой. В храме был внешний гопурам, ведущий во двор с залом со 100 колоннами, и внутренний гопурам, ведущий к храму Вишну. [77] [78] На каждой стороне каждой колонны в 100-колонном зале расположены рельефы аватаров Вишну; другие божества, такие как Шива, Сурья, Дурга; сцены повседневной жизни — риши , влюбленные парочки, шутники; люди в асанах йоги ; люди в позах намасте ; и эмблемы Виджаянагара. [79] [80]
На воротах храма изображены династические эмблемы Виджаянагара; вепрь из Варахи , меч, солнце и луна. Храм и рыночная улица разрушены, но их планировка позволяет предположить, что это был крупный рынок, по улицам которого проезжали колесницы. [81] [82]
Храмовый и рыночный комплекс Виттала
[ редактировать ]Храмовый и рыночный комплекс Виттхала находится более чем в 3 км (1,9 мили) к северо-востоку от храма Вирупакша, недалеко от берегов реки Тунгабхадра. Это художественно сложный индуистский храм в Хампи, являющийся частью священного центра Виджаянагара. Неясно, когда и кем был построен храмовый комплекс; большинство ученых относят его к периоду строительства начала-середины 16 века. [83] В некоторых книгах упоминается, что его строительство началось во времена Деварайи II и продолжалось во времена правления Кришнадеварайи, Ачуйтараи и, вероятно, Садашиварайи и прекратилось из-за разрушения города в 1565 году. [38] Надписи включают мужские и женские имена, что позволяет предположить, что комплекс был построен несколькими спонсорами. Храм был посвящен Виттхале , форме Кришны, также называемой Витхоба. [83] Храм открывается на восток, имеет квадратную форму и имеет входной гопурам с двумя боковыми гопурами. Главный храм стоит посреди мощеного двора и нескольких вспомогательных святынь, ориентированных на восток. [83] Храм представляет собой единое сооружение во дворе размером 500 на 300 футов, окруженное тройным рядом колонн. Это невысокое одноэтажное строение средней высотой 25 м. В храме есть три отдельных отделения: гарбхагриха, ардхамандапа и махамандапа (или сабха мандапа). [38]
Во дворе храма Виттала есть святилище Гаруды в виде каменной колесницы; это часто изображаемый символ Хампи. Над колесницей находится башня, которую, по словам историка доктора С.Шеттара, снесли в 1940-х годах. [84] В передней части каменной колесницы находится большой квадратный осевой сабха мандапа с открытыми колоннами , или общественный зал. [83] Мандапа состоит из четырех секций, две из которых расположены на одной линии со святилищем храма. Мандапа имеет 56 резных каменных балок разного диаметра, формы, длины и отделки поверхности, при ударе по которым издаются музыкальные звуки; согласно местному традиционному поверью, этот зал использовался для публичных музыкальных и танцевальных праздников. [85] [86] Его классифицируют как Караккойл, храм, построенный по образцу храмовых колесниц, которые совершают процессии вокруг храма во время фестивалей. [87]
Мандапа связана с закрытой прадакшина-патхой для прогулок по святилищу. Вокруг этой осевой мандапы расположены (по часовой стрелке с востока); храм Гаруда, мандапа Кальяна (свадебные церемонии), мандапа со 100 колоннами, храм Аммана и мандапа Утсав (праздничный зал). Обнесенный стеной корпус занимает около 1,3 гектара (3,2 акра) с верандами с колоннами, обрамляющими стены комплекса. В юго-восточном углу находится кухня с мансардным окном ( фонарным светом ). [83] [52] [88]
За пределами храмового комплекса, к востоку-юго-востоку, находится рыночная улица с колоннадой длиной почти один километр (0,62 мили); все это сейчас в руинах. На севере находится еще один рынок и обращенная на юг святыня с рельефами сцен Рамаяны, Махабхараты и святых-вайшнавов. Северная улица заканчивалась храмом в честь индуистского философа Рамануджи . [83] [64] Область вокруг храма Виттала называлась Витталапура. Здесь находился вайшнавский матх (монастырь), спроектированный как центр паломничества, основанный на традиции Альвара . Судя по найденным надписям, это был также центр ремесленного производства. [52] [64] [88]
Памятники на холме Хемакута
[ редактировать ]Холм Хемакута расположен между храмовым комплексом Вирупакша на севере и храмом Кришны на юге. Это коллекция памятников скромных размеров, которые представляют собой сохранившиеся образцы храмов и построек до Виджаянагара и раннего Виджаянагара. На этом месте есть несколько важных надписей, оно легко доступно и открывает вид на некоторые части Хампи и плодородную сельскохозяйственную долину, которая отделяет священный центр от городского центра с его королевским центром. [89] [90]
На холме находится более тридцати храмов малого и среднего размера, а также цистерны с водой, ворота и светские павильоны. [90] Последние экземпляры датируются началом 14 века. [90] [91] Некоторые из сооружений представляют собой разноразмерные прототипы храмов или мандап, собранные из каменных блоков. Другие представляют собой завершенные памятники разного дизайна, например, в стиле Фамсана . [92] Две храмовые группы в этом стиле выглядят одинаково; у каждого есть тройная вимана, состоящая из квадратных святилищ, каждый из которых соединен со своей общей квадратной мандапой. [91] Башни (шикары) на них представляют собой пирамидальные гранитные конструкции, состоящие из одиннадцати сложенных друг на друга сужающихся квадратов и вершины в виде квадратного навершия калаши в стиле Декана. [91] Оба комплекса представляют собой храмы Шивы с тройным лингамом; Ранние источники ошибочно идентифицировали их как джайнские храмы из-за их простых внешних и внутренних стен.
В одной из этих групп есть исторически важная надпись, в которой говорится, что Кампила построил памятник в начале 14 века. Эта надпись связывает Хампи с королевством Кампили и предполагает связь истории Кампили с историей последовавшей за ней Империи Виджаянагара. [91] Стиль храмов на холме Хемакута предполагает, что это мог быть учебный центр для экспериментов с различными типами индуистских храмов. Представленные стили включают стили периода Чалукья, периода Раштракута и более поздних периодов. Возможно, это также был образец первоначального храма Вирупакши, который позже был значительно расширен за счет гопурам, мандалы и других дополнений. Похожий памятник, посвященный Нарасимхе, человеку-льву-аватару Вишну, расположен к востоку от Хампи; надпись рядом с ним гласит, что он действовал в 1379 году нашей эры. [91] [90]
На холме Хемакута также есть памятники с двумя монолитными Ганешей ; Кадалекалу Ганеша и Сасивекалу Ганеша. [93] Кадалекалу Ганеша, названный в честь живота Ганеши в форме грамма , находится в центре священного центра Хампи на восточной стороне холма недалеко от Матанги. [94] Открытая мандапа с колоннадой ведет к святилищу, в котором находится монолитное изображение Ганеши высотой более 4,5 метров (15 футов), вырезанное на месте из сохранившейся скалы. Бивень и другие части Ганеши были повреждены, но левая рука, в которой он держит рисовый пирог, к которому тянется хобот, сохранилась. [89]
Сасивекалу Ганеша, названный в честь живота Ганеши в форме горчичного семени, находится недалеко от храма Кришны к юго-западу от Кадалекалу Ганеши. Это монолит высотой 2,4 метра (7,9 футов), который также был вырезан на месте из сохранившейся породы. Шасивекалу Ганеша вырезан с изображением его матери Парвати, на коленях которой он сидит. Ее видно только сзади статуи. Памятник расположен внутри мандапы с открытыми колоннами; левая рука и бивень повреждены. [93] [95]
Храм Хазара Рамы
[ редактировать ]Храм Хазара Рамы, упоминаемый в надписях как храм Рамачандры, занимал западную часть центра города в королевской центральной части Хампи. Этот храм был посвящен Раме, известному из «Рамаяны» , и аватару Вишну. Это был церемониальный храм королевской семьи. Храм датируется началом 15 века и приписывается I. Деварайе [96] На внешних стенах храма изображены индуистские Маханавами ( Дасара ), процессия и празднования весеннего фестиваля Холи в параллельных группах произведений искусства. [96] Самая нижняя полоса изображает марширующих слонов, над ней - лошади во главе с всадниками, затем солдаты, прославляемые публикой, затем танцоры и музыканты, а верхний слой изображает процессию широкой публики. Изображение отражает описание празднеств и шествий в сохранившихся мемуарах персов и португальцев, посетивших столицу Виджаянагара. [97] [98]
На внутренних стенах храма есть фризы, содержащие обширное повествование индуистского эпоса Рамаяна . [99] [96] В храме есть входная мандапа и зал для проведения яджны , потолок которого предназначен для вентиляции дыма и дыма через крышу. Внутри главной мандапы находятся четыре колонны с замысловатой резьбой в стиле Хойсала; эта резьба включает изображения Рамы, Лакшманы и Ситы из вайшнавизма , Дурги как Махишасурамардини из шактизма и Шивы-Парвати из шиваизма . [96] Изображения отсутствуют в квадратном святилище. В храме есть святыня меньшего размера с фризами, изображающими легенды об аватарах Вишну. [99]
Этот разрушенный храмовый комплекс известен тысячами резных фигурок и надписей, сложными фресками, изображающими индуистскую теософию, и обширным внутренним двором, усеянным садами. [100]
Храм Кодандарама и прибрежные памятники
[ редактировать ]Храмовый комплекс Кодандарама расположен недалеко от реки Тунгабхадра, к северу от храма Ачьютарайя. Храм выходит на Чакратиртху , где Тунгабхадра поворачивает на север, к Гималаям. На берегах реки, считающейся священной, расположены гхат эпохи Виджаянагара и мандапа для купания. Перед храмом под деревом Пипал находится дипа стамбха (столб освещения), а внутри находится святилище, посвященное Раме, Сите, Лакшмане и Хануману. [101] Рядом, вплоть до Котитиртхи на севере, находится ряд небольших святилищ, посвященных Виттале, Анджанее, Шиве и другим божествам. На скале расположены рельефы Ананташаяны Вишну (лежащего Вишну, создающего космический цикл, Ранганатхи), фризы, повествующие легенды о Нарасимхе и Прахладе, а также двадцать четыре аватары Вишну согласно пуранической традиции вайшнавизма. Рядом с рекой находится скала, на которой вырезаны 1008 лингамов Шиваизма. [101]
Храмовый комплекс Паттабхирама
[ редактировать ]Храмовый комплекс Паттабхирама находится в южном пригородном центре, за пределами священного центра и центра города, примерно в 500 метрах (550 ярдов) от музея АСИ Хампи. [102] Он был центром экономической и культурной деятельности этого пригорода, который сейчас расположен к северо-востоку от Камалапуры. Комплекс, также известный как Варадеви Аммана Паттана, вероятно, был построен в начале 16 века и посвящен Раме (аватару Вишну). [102] В комплексе есть главный храм, двор с колоннадой внутри ограды и мандапа с 64 колоннами (8x8 квадратных) и крышей перед святилищем. Комплекс и святилище обращены на восток; обычный вход проходил через восточную гопуру. [102] [103] Руины позволяют предположить, что гопурам имел шесть ярусов. Храм Паттабхирамы включал в себя 100-колонный зал — вероятно, зал для кормления, — прикрепленный к южной стене огороженного комплекса. На колоннах есть рельефы, изображающие индуистские темы, включая богов, богинь, сцены из индуистского текста, йогу и намасте. [104]
Платформа Маханавами, комплекс общественных площадей
[ редактировать ]Платформа Маханавами, также называемая «Великой платформой», «Залом аудиенций», «Дасарой» или памятником «Маханавами Дибба», находится на территории площадью 7,5 гектара (19 акров) в одной из самых высоких точек внутри королевского центра ( ядро города). Он имеет церемониальные постройки. [105] [106] Он упоминается в мемуарах иностранцев, посетивших Виджаянагар, некоторые называют его «Домом Победы». [107] Самый большой памятник в этом комплексе имеет три восходящие квадратные ступени, ведущие к большой квадратной платформе, над которой, вероятно, стояла деревянная мандапа. Он был сожжен во время разрушения Хампи. [108]
Два нижних уровня платформы выполнены из гранита. На нем есть рельефы — возможно, каталог королевской деятельности XIV века — и ряды марширующих животных, включая слонов, лошадей и верблюдов. [105] [109] Рельефы на южной стороне изображают музыкантов и танцоров, в том числе танцовщиц на палках . Рельефы третьего уровня изображают боевое шествие, пары и сцены простых граждан, празднующих Холи (Васантотсава), обливающих друг друга водой. [108] [106] [110] Рядом с большой платформой находится зал для аудиенций, в котором, вероятно, также был деревянный павильон, о чем свидетельствуют 100 каменных пней; это тоже сгорело. [105]
К югу от платформы находится акведук, ведущий воду к большому симметричному ступенчатому резервуару из гранита, раскопанному археологами в 1980-х годах. В комплексе есть еще один большой бассейн с водой, возможно, для водных видов спорта, а также сад и различные мандапы. Возле ступенчатого резервуара стоит разрушенный памятник, похожий на храм. [108] [53]
Водная инфраструктура
[ редактировать ]Квадратный водный павильон, также называемый Королевскими ваннами, находится на юго-востоке королевского центра. Он имеет павильон, резервуар для воды и способ подачи к нему пресной воды и отвода промывных вод и стоков. Бассейн окружен богато украшенным сводчатым заливом с колоннами. [111] Рядом находятся руины акведука. [111] Современное название этого здания – Королевская баня – вероятно, неверное, поскольку это была общественная баня для мужчин и путешественников. [111] [112] Внутренние арки здания демонстрируют влияние индо-исламской архитектуры , отражающей эпоху, когда индуистское и мусульманское искусство в Индии влияли друг на друга. [113]
Империя Виджаянагара построила обширную водную инфраструктуру, [112] [114] Вот некоторые примеры: резервуар Манматха возле храма Вирупакша, датируемый примерно 9 веком, появился раньше Виджаянагара. Согласно найденной там надписи, резервуар Манматха был модернизирован и в 1199 году нашей эры добавлен храм Дурги. [115] Включение в резервуар произведений искусства, таких как воин, сражающийся со львом, датируется 13 веком, когда Хойсалас часто посещал Хампи. [115]
Памятники Хампи включают в себя акведуки для подачи воды в резервуары и другие части города, а также стоки и каналы для удаления перелива воды. [112] Раскопки 1980-х годов возле платформы Маханавами в центре города обнаружили большой резервуар с квадратными ступенями, питаемый акведуком. [116] Резервуары были коммунальными службами; некоторые, возможно, использовались для королевских церемоний. [117]
Археологические раскопки 1990 года выявили двадцать три колодца и цистерны в мегаполисе Хампи-Виджаянагара. Из них тринадцать были найдены за пределами городских стен в пригороде, а десять — внутри. Из них двенадцать находились на обочинах дорог, восемь возле храмов, десять в жилых районах и два использовались для орошения в центре города. В долине Дароджи было обнаружено больше водных сооружений, предназначенных для сельского хозяйства. По мнению археологов Кэтлин Моррисон и Карлы Синополи, водная инфраструктура Хампи предназначалась для путешественников, ритуалов, домашнего использования и орошения. [118]
Фонтаны и общественная кухня
[ редактировать ]В нескольких крупных храмах Хампи есть встроенная кухня и залы для кормлений со 100 и более колоннами. [64] [65] В Хампи также была специальная общественная Бходжана шала (дом еды), где многочисленные тхали (блюда) были последовательно вырезаны в скале по обе стороны водного канала. Один из примеров находится возле восьмиугольного фонтана на юге королевского центра; [119] Согласно эпиграфическим источникам, эта Хампи бходжан шала представляла собой утада калуве , или «канал, связанный с едой». [120]
Слоновьи конюшни и вольер
[ редактировать ]На востоке королевского центра находится Гаджашала, или слоновья конюшня, состоящая из одиннадцати квадратных камер, выровненных с севера на юг. Проемы в конюшни арочные; над десятью камерами чередуются рифленые и простые купола. В середине конюшни находится лестница, ведущая на крышу. [121] [122]
Вольер находится рядом со слоновьей конюшней; Так он был назван в персидских мемуарах, перевод которых в XIX веке стал для многих первым знакомством с руинами Хампи. [46] [123] В ограждении находится Лотос-Махал , последний представляет собой двухэтажный павильон в королевском центре. [124] Лотос Махал сочетает в себе симметричный квадратный дизайн индуистской мандалы с лопастными арками, сводами и куполами индо-исламского стиля. Его фундамент и пирамидальные башни основаны на архитектуре индуистского храма. [124] Как и почти все сооружения в королевском центре Хампи, этот памятник не имеет никаких надписей или эпиграфов, упоминающих его, поэтому датировать его и установить его функцию с помощью доказательств было сложно. Однако Лотос Махал и другие постройки в центре города Хампи не были построены под патронажем мусульман, в отличие от гробниц в различных мусульманских кварталах города. Эти здания отражают ассимилятивный подход индуистских правителей Виджаянагара. Лотос-Махал выглядит как синкретичное, перегруженное пространство, цель которого неясна. Предполагается, что это зал совета. [124] [125]
Другие индуистские храмы и памятники
[ редактировать ]В священном центре, недалеко от южных берегов реки Тунгабхадра и недалеко от храмового комплекса Виттала, находятся ворота и памятник, который теперь называется «Царские весы». [126] [127] Последний похож на те, что встречаются у входов в южноиндийские индуистские храмы во время церемоний тула-пурушдана или тулабхарам , во время которых человек дарит подарок весом, равным или превышающим вес его тела. [126] [127] [128]
Правители Виджаянагара построили форты, укрепленные ворота и сторожевые башни после того, как их династия была основана на руинах войны и для защиты от повторяющихся набегов и вторжений. Арки с выступами в индуистском стиле — обычные ворота и сторожевые башни в Хампи. [примечание 4] Одни из таких ворот расположены к юго-востоку от джайнского храма Ганагитти; [129] он включает в себя центральную стену барбакана, предназначенную для того, чтобы заманить в ловушку и сбить с толку незнакомца, стремящегося к сюрпризу, в то время как частые посетители знали три изменения направления перед воротами. Эти функциональные индуистские памятники можно узнать по легендарному индуистскому персонажу, включенному в них, например, по Бхиме из «Махабхараты», прославившему Пандавов. Еще одни такие ворота находятся на северо-восточной дороге к индуистскому памятнику Таларигат и храму Виттала. [129] [130]
На территории Хампи сохранилось более 1600 руин, в основном индуистских, разбросанных по обширной территории. [10] Другие важные памятники включают храм возле восьмиугольной ванны Сарасвати , индуистской богини знаний и музыки; храм Анантасаяна Вишну в пригороде; храм Уддана Вирбхадра Шивы и Вишну; святилище Кали, свирепая форма Дурги, необычно изображенная с шариком риса и ковшом ( Аннапурна ); [131] подземный храм в королевском центре; пещерный храм Сугрива; [132] памятники холма Матанга; храм Пурандарадаса, посвященный ученому-музыканту, известному своей музыкальной традицией Карнатик ; храм Чандрашекхара Шивы возле памятника ванне королевы; и холм Маляванта, посвященный Раме-Сите-Лакшмане и Шиве. На холме Маляванта находится несколько святынь, в том числе храм Рагхунатхи и ряд лингамов Шивы, высеченных в камне. [133]
Джайнские памятники
[ редактировать ]Рельефы джайнских храмов в Хампи включают джайнские храмы Хемкут , Ратнантрайкут, Парсванатх Чаран и джайнские храмы Ганагитти. В этих храмах, построенных в 14 веке, сейчас отсутствует большая часть идолов. [134]
Храмовый комплекс Ганагитти
[ редактировать ]Храм Ганигитти Джайн находится недалеко от ворот Бхимы на юго-востоке центральной части города Хампи. Перед ним монолитный фонарный столб. [129] Храм обращен на север; Судя по надписи в храме, он датирован 1385 годом нашей эры, во время правления индуистского короля Харихара II. [129] Он посвящен Тиртханкаре Кунтхунатхе и имеет простые стены, мандапу с колоннами и квадратное святилище, в котором отсутствует статуя Джины. На столбах капители, дверные проемы украшены. Над святилищем возвышается сужающаяся квадратная пирамидальная башня в дравидском стиле. Остальные памятники на территории храма находятся в руинах. [129]
Другие джайнские храмы и памятники
[ редактировать ]Группа джайнов в 150 метрах (160 ярдов) к востоку от слоновьей конюшни. Один храм, обращенный на север, посвящен Паршванатхе Тиртханкаре. Согласно надписи в храме, он был построен королем Деварайей II и датируется 1426 годом нашей эры. Перед храмом два разрушенных храма; один посвящен Шиве, а другой посвящен Махавире . [135] Джайнские Тиртханкары также включены в рельефы внутри индуистских храмов. [67] [136] [137]
Мусульманские памятники
[ редактировать ]Территория Хампи включает в себя мусульманский квартал с исламскими гробницами, двумя мечетями и кладбищем. Их нет ни в священном центре, ни в королевском центре города Хампи. Некоторые мусульманские памятники являются частью центра города, а другие находятся в пригородах, где проживало большинство жителей Виджаянагара. Они находятся в северо-восточной долине центра города, где также находятся поселения индуистов и джайнов. Большая часть этого региона сильно заилена, а почва скрывает заброшенные храмы, дороги, резервуары для воды, ворота и жилые кварталы. [138] [139]
Мечеть и гробница Ахмад Хана
[ редактировать ]На юго-востоке центра города, по дороге из Камалапуры в Анегонди, перед каналом Турутту в орошаемой долине, стоит мусульманский памятник. Этот памятник был впервые построен в 1439 году Ахмад-ханом, мусульманским офицером армии индуистского короля Девараи II. Памятники включают мечеть, восьмиугольный колодец и гробницу. Мечеть лишена купола и представляет собой павильон с колоннами, а гробница имеет купол и арки. [139] Другие мусульманские памятники и кладбище были добавлены позже рядом с наследием Ахмад-хана. [139]
Прием
[ редактировать ]В мемуарах Никколо де Конти , итальянского купца и путешественника, посетившего Хампи около 1420 года, город имел предполагаемую окружность 60 миль (97 км), а его укрепления заключали в себе сельское хозяйство и поселения. В 1442 году Абдул Раззак , приехавший из Персии , описал его как город с семью уровнями фортов, с внешними слоями для сельского хозяйства, ремесел и проживания, внутренними третьим-седьмым слоями, очень переполненными магазинами и базарами (рынками). [140]
В 1520 году Доминго Паес , португальский путешественник, посетил Виджаянагару в составе торгового контингента из португальского Гоа. Он написал свои мемуары под названием Chronica dos reis de Bisnaga , в которых заявил, что Виджаянагара был «таким же большим, как Рим, и очень красивым на вид… самым обеспеченным городом в мире». [141] [142] По словам Паеса, «внутри него много рощ, в садах домов, много водоводов, впадающих в его середину, а местами есть озера...». [142]
Чезаре Федеричи , итальянский купец и путешественник, посетил его через несколько десятилетий после поражения и краха Виджаянагарской империи в 1565 году. По словам Синополи, Йохансена и Моррисона, Федеричи описал его как совсем другой город. Он писал: «Город Безенегер (Хампи-Виджаянагара) не совсем разрушен, однако дома стоят неподвижно, но пусты, и, как сообщается, в них нет никого, кроме Тигреса и других диких зверей». [143]
Историк Уилл Дюрант в своей книге «Наше восточное наследие: история цивилизации» пересказывает историю Виджаянагара и называет его завоевание и разрушение обескураживающей историей. Он пишет: «Ее очевидная мораль состоит в том, что цивилизация — это ненадежная вещь, чей хрупкий комплекс порядка и свободы, культуры и мира» может в любой момент быть свергнут войной и жестоким насилием. [144] [примечание 5]
См. также
[ редактировать ]- У него есть стрижка
- Хижина
- Канакагири
- Кришна Дева Райя
- Суратра
- Образование
- Империя Виджаянагара
- Виджаянагара Архитектура
Примечания
[ редактировать ]- ^ О разрушении и сожжении города свидетельствуют количество древесного угля, растрескавшиеся от жары подвалы и сгоревшие архитектурные элементы, найденные археологами в районе Виджаянагара. [43] [9]
- ^ По мнению Анилы Вергезе и Дитера Эйгнера, литературные и эпиграфические данные свидетельствуют о существовании матхов Адвайта-Смарта (монастырей), а также монастырей Шайва и Вайшнавов — как шри-вайшнавских, так и двайта-вайшнавских матхов . Все это было поддержано правителями Виджаянагара. Однако из всех них после падения Виджаянагара выжили только Адвайта и Шайва. [52]
- ^ В регионе Декан недалеко от Хампи, особенно в Паттадакале - еще одном объекте всемирного наследия, Бадами , Айхоле на севере и простирающемся дальше на юг к Белуру и Халебиду, существовала богатая традиция строительства изысканных индуистских храмов с сочетанием стилей Северной Индии и Южной Индии. Это было внезапно прекращено, заявляют Мейстер и Даки, после первой четверти XIV века после разрушительного вторжения со стороны Делийского султаната . Южноиндийские художники и архитекторы восстановили Виджаянагару, приняв в основном дравидийский стиль. [55]
- ^ Строители Хампи также в некоторых местах включили арки в исламском стиле в укрепленные ворота.
- ^ . История, руины и храмы Хампи сделали его одним из первых мест необычного туризма в 1960-х годах и позже Туристы собирались на его холмах и среди его руин, чтобы проводить вечеринки и духовные ретриты, и в некоторых публикациях их называли «Хампи-хиппи», а Хампи - «затерянным городом». [145] [146]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бурадикатти, Кумар (19 ноября 2020 г.). «Баллари потеряет Хампи и многое другое» . Индус .
- ^ «Группа памятников в Хампи» . Всемирное наследие . Проверено 20 декабря 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с Анила Вергезе 2002 , стр. 1–18
- ^ Джон М. Фриц; Джордж Мичелл; Клэр Арни (2001). Новый взгляд на Хампи: недавние исследования в Виджаянагаре . Публикации Марга. стр. 1–7. ISBN 978-81-85026-53-4 .
- ^ Jump up to: а б Fritz & Michell 2016 , стр. 11–23, задняя страница.
- ^ Жоан-По Рубье (2002). Путешествие и этнология в эпоху Возрождения: Южная Индия глазами европейцев, 1250–1625 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 234–236. ISBN 978-0-521-52613-5 .
- ^ Jump up to: а б Майкл С. Ховард (2011). Транснационализм и общество: Введение . МакФарланд. стр. 77–78. ISBN 978-0-7864-8625-0 .
- ^ Jump up to: а б Николас Ф. Гир (2014). Истоки религиозного насилия: азиатская перспектива . Лексингтон. стр. 11–14. ISBN 978-0-7391-9223-8 . , Цитировать: «На пике своей славы, около 1500 года, с населением около 500 000 и площадью шестьдесят квадратных миль, Виджаянагара был вторым по величине городом в мире после Пекина».
- ^ Jump up to: а б Лисетт, Марк Т.; Моррисон, Кэтлин Д. (2013). «Переосмысление падения Виджаянагара: политическое разрушение и историческое строительство в истории Южной Индии 1». Журнал экономической и социальной истории Востока . 56 (3): 433–470. дои : 10.1163/15685209-12341314 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Группа памятников в Хампи , ЮНЕСКО
- ^ Вергезе, Анила (2000). Археология, искусство и религия: новые взгляды на Виджаянагару . Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 vi–viii. ISBN 978-0-19-564890-4 .
- ^ К.Д. Моррисон и К.М. Синополи (2006), Виджаянагара: Археологические исследования , Дж. Фриц и др. (ред.), Монография VPR, Манохар, страницы 423–434
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 154–155.
- ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 85–87.
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс Лохтефельд 2002 , стр. 503–505.
- ^ Jump up to: а б с д Дэвид Кинсли 1988 , стр. 46–52, 42–44.
- ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б Анила Вергезе 2002 , стр. 6–7, 40, 92
- ^ Д. Девакунджари (2007). Серия всемирного наследия: Хампи . Eicher Goodearth Ltd., Нью-Дели – для археологической службы Индии . п. 8. ISBN 978-81-87780-42-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Арнольд П. Камински; Роджер Д. Лонг (2016). Национализм и империализм в Южной и Юго-Восточной Азии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 75–76. ISBN 978-1-351-99742-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. стр. 31–32. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- ^ Д. Девакунджари (2007). Серия «Всемирное наследие» Хампи . Eicher Goodearth Ltd., Нью-Дели - для археологической службы Индии. п. 11. ISBN 978-8187780427 . Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ Jump up to: а б Д.В. Деварадж; К.С. Патил (1987). Виджаянагара, Прогресс исследований . Управление археологии и музеев. стр. 112–113.
- ^ Авраам Эрали (2015). Эпоха гнева: история Делийского султаната . Книги о пингвинах. стр. 155–157. ISBN 978-93-5118-658-8 .
- ^ Рошен Брокерс (2002). История тупиков Индии для детей, 3000 г. до н. э. – н. э. Книги о пингвинах. п. 195. ИСБН 978-0-14-333544-3 .
- ^ Jump up to: а б Дэвид М. Найп (2015). Ведические голоса: сокровенные рассказы о живой традиции Андхры . Издательство Оксфордского университета. стр. 38–39. ISBN 978-0-19-026673-8 .
- ^ Б.Л. Райс (2001). Справочник Майсура . Азиатские образовательные услуги. стр. 353–354. ISBN 978-81-206-0977-8 .
- ^ Роберт Брэднок; Рома Брэднок (2000). Справочник по Индии . МакГроу-Хилл. п. 959. ИСБН 978-0-658-01151-1 .
- ^ Jump up to: а б Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. стр. 18–19. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- ^ Синтия Талбот (2001). Доколониальная Индия на практике: общество, регион и идентичность в средневековой Андхре . Издательство Оксфордского университета. стр. 281–282. ISBN 978-0-19-803123-9 .
- ^ Мэри Сторм (2015). Голова и сердце: доблесть и самопожертвование в искусстве Индии . Тейлор и Фрэнсис. п. 311. ИСБН 978-1-317-32556-7 .
- ^ Канхайя Л. Шривастава (1980). Положение индусов при Делийском султанате, 1206-1526 гг . Мунширам Манохарлал. п. 202. ИСБН 9788121502245 .
- ^ Дэвид Гилмартин; Брюс Б. Лоуренс (2000). Помимо турок и индуистов: переосмысление религиозных идентичностей в исламизированной Южной Азии . Университетское издательство Флориды. стр. 300–306, 321–322. ISBN 978-0-8130-3099-9 .
- ^ Jump up to: а б Сьюэлл, Роберт (1900). Забытая империя (переиздание 1924 г.). Джордж Аллен и Анвин.
- ^ Шастри 1955 г.
- ^ Н. Вентакараманайя, Ранняя мусульманская экспансия в Южной Индии , 1942; Б. Сурья Нараяна Рао, История Виджаянагара , 1993 г.
- ^ Камат 2001 , стр. 157–160.
- ^ Jump up to: а б с Мурти, Х. В. Шриниваса; Рамакришнан, Р. (1982). История Карнатаки . С Чанд. п. 148.
- ^ Рене Дж. Барендсе (2016). Аравийские моря: мир Индийского океана семнадцатого века: мир Индийского океана семнадцатого века . Тейлор и Фрэнсис. п. 68. ИСБН 978-1-317-45835-7 .
- ^ Герман Кульке; Дитмар Ротермунд (2004). История Индии . Рутледж. п. 191. ИСБН 978-0-415-32920-0 . , Цитата: "Когда в январе 1565 года началась битва, она, казалось, развернулась в пользу Виджаянагара - однако внезапно два мусульманских генерала Виджаянагара перешли на другую сторону. Рама Райя был взят в плен и немедленно обезглавлен".
- ^ Eaton 2006 , стр. 98, Цитата: «Хусейн (...) приказал обезглавить его на месте и набить ему голову соломой (для демонстрации)».
- ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , с. 23.
- ^ Вергезе, Анила (2004). «Божества, культы и короли Виджаянагара». Мировая археология . 36 (3): 416–431. дои : 10.1080/1468936042000282726812a . S2CID 162319660 .
- ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 50–51.
- ^ Jump up to: а б с д и Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 52–53.
- ^ Дж. М. Фриц и Джордж Мичелл, 2001 .
- ^ «Группа памятников в Хампи, Карнатака - Археологическая служба Индии» . Asi.nic.in. Проверено 11 августа 2015 г.
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 13–14.
- ^ Хампи , Археологическая служба Индии.
- ^ Jump up to: а б Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. стр. 31–39. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Вергезе, Анила; Эйнер, Дитер (1998). «Монашеский комплекс в Виталапуре, Хампи Виджаянагара». Исследования Южной Азии . 14 (1): 127–140. дои : 10.1080/02666030.1998.9628555 .
- ^ Jump up to: а б с Фриц, Джон М. (1986). «Виджаянагара: авторитет и значение южноиндийской имперской столицы». Американский антрополог . 88 (1): 44–55. дои : 10.1525/aa.1986.88.1.02a00030 . S2CID 143926888 .
- ^ Jump up to: а б Анила Вергезе 2002 , стр. 20–22.
- ^ Jump up to: а б Майкл В. Мейстер и Мадхусудан А. Даки 1996 , стр. XVIII–XVIII.
- ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 18–22.
- ^ Анила Вергезе 2000 , стр. 1–12.
- ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 58–65.
- ^ Нэшнл Географик (2008). Священные места всей жизни: 500 самых мирных и могущественных мест в мире . Национальное географическое общество. стр. 123–124. ISBN 978-1-4262-0336-7 .
- ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 38–42.
- ^ Майкл В. Мейстер и Мадхусудан А. Дакай 1996 , стр. 21–23, 91–92.
- ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 58–65, 155.
- ^ Jump up to: а б с д Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 60–63.
- ^ Jump up to: а б с д Даллапиккола, Алабама; Вергезе, Анила (2001). «Храм Рамануджи» в Витталапуре, Хампи». Исследования Южной Азии . 17 (1): 109–116. дои : 10.1080/02666030.2001.9628595 . S2CID 191354648 .
- ^ Jump up to: а б Мак, Александра (2004). «Один пейзаж, много опыта: разные точки зрения на храмовые районы Виджаянагара». Журнал археологического метода и теории . 11 (1): 59–81. doi : 10.1023/b:jarm.0000014617.58744.1d . S2CID 143695706 .
- ^ Купер, Илей (1997). «Виджаянагар или Виктория? Потолок храма Вирупакша в Хампи». Исследования Южной Азии . 13 (1): 67–69. дои : 10.1080/02666030.1997.9628526 .
- ^ Jump up to: а б Даллапиккола, Алабама (1997). «Роспись потолка в храме Вирупакша, Хампи». Исследования Южной Азии . 13 (1): 55–66. дои : 10.1080/02666030.1997.9628525 .
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 63.
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 64.
- ^ Джордж Мичелл 1977 , стр. 150–151.
- ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 62–66.
- ^ Адам Харди 1995 , стр. 130–131, 330.
- ^ «5 причин, почему получать «благословение слона» в Индии неэтично» . 24 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 70–72.
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 70–71.
- ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 105–107.
- ^ С. Сеттар (1990). Хампи, средневековый мегаполис . Кала Ятра. стр. 25–27. ОСЛК 24461300 .
- ^ Джеймс Мэллинсон и Даниэла Бевилаква (2016), Проект хатха-йоги , SOAS, Лондонский университет
- ^ К.М. Суреш (1998). Скульптурное искусство Хампи . Управление археологии и музеев. стр. 190–195.
- ^ Анима Вергезе (1996). Д.В. Деварадж, К.С. Патил (ред.). Виджаянагара, Прогресс исследований . Управление археологии и музеев. стр. 100-1 179–191.
- ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 47–49.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 98–103.
- ^ Прасад, Шьям С. (25 октября 2014 г.). «Ошибка слоновьих пропорций» . Новости Бангалорского зеркала. Группа «Таймс» . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Патил, Хемант А.; Гаджбхар, Шришаил С. (2012). «Акустический анализ музыкальной колонны большой сцены храма Виттала в Хампи, Индия». Международная конференция по обработке сигналов и связи (SPCOM) , 2012 г. IEEE. стр. 1–5. дои : 10.1109/spcom.2012.6290213 . ISBN 978-1-4673-2014-6 . S2CID 6715610 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Кумар, Аниш; Джаякумар, Т.; Рао, К. Бабу; и др. (2008). «Неразрушающая характеристика музыкальных колонн Махамандапама храма Виттхала в Хампи, Индия». Журнал Акустического общества Америки . 124 (2): 911–917. Бибкод : 2008ASAJ..124..911K . дои : 10.1121/1.2945170 . ПМИД 18681583 .
- ^ Редди, Г. Венкатрамана (2010). Алаям – Индуистский храм – воплощение индуистской культуры . Майлапур, Ченнаи: Шри Рамакришна Матх. стр. 31, 32. ISBN. 978-81-7823-542-4 .
- ^ Jump up to: а б Александра Мак (2001). «Храмовый район Витталапура». Марг: Журнал искусств . 53 (1): 24–39.
- ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 66–69.
- ^ Jump up to: а б с д Анила Вергезе 2002 , стр. 37–39.
- ^ Jump up to: а б с д и Джордж Мичелл 1995 , стр. 28–29.
- ^ Винаяк Бхарн и Крупали Круше 2014 , стр. 72–74.
- ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 68–69.
- ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 27, 36–37.
- ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б с д Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 84–86.
- ^ Анна Фрис Даллапиккола (1992). Храм Рамачандры в Виджаянагаре Американский институт индийских исследований. стр. 100-1 1–19. ISBN 978-81-85425-27-6 .
- ^ Анна Л. Даллапиккола (1996). Д.В. Деварадж, К.С. Патил (ред.). Виджаянагара, Прогресс исследований . Управление археологии и музеев. стр. 128–134.
- ^ Jump up to: а б Роджер Тёпельманн (1990). Индия в Германии: вклад Дармштадта в дискурс об индийской религии, культуре и обществе (на немецком языке). П. Ланг. стр. 273–278. ISBN 978-3-631-42335-6 .
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 178 .
- ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 108–109.
- ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 93–94.
- ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 73–74.
- ^ К.М. Суреш (1998). Скульптурное искусство Хампи . Управление археологии и музеев. стр. 84–87.
- ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 88–89.
- ^ Jump up to: а б Анна Либера Даллапиккола; Анила Вергезе (1998). Скульптура в Виджаянагаре: иконография и стиль . Издательство Манохар. стр. 2–3, 27–28, 91–95. ISBN 978-81-7304-232-4 .
- ↑ Об этом упоминают мемуары португальцев, которые посещали Виджаянагару и торговали с ним. [53]
- ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 88–90.
- ^ Анна Даллапиккола (2010). Великая платформа в Виджаянагаре: архитектура и скульптура . Манохар. стр. 1–9. ISBN 978-8173048586 .
- ^ Дж. Мичелл (1986). «Глава: Народная традиция в монументальной обстановке: скульптуры на Большой платформе в Виджаянагаре» . У Локеша Чандры; Джьотиндра Джайн; и др. (ред.). Размеры индийского искусства . Агам Кала Пракашан. стр. 101–104.
- ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с Мичелл, Джордж (1985). «Виджаянагара: архитектурный рекорд». Исследования Южной Азии . 1 (1): 19–41. дои : 10.1080/02666030.1985.9628330 .
- ^ Д. Фэйрчайлд Рагглс (2013). «На задворках архитектурной и ландшафтной истории». Мукарнас . 30 (1): 95–117. дои : 10.1163/22118993-0301P0006 .
- ^ Доминик Дж. Дэвисон-Дженкинс (1997). Системы ирригации и водоснабжения Виджаянагара . Манохар. стр. 1–12. ISBN 978-81-7304-031-3 . OCLC 879239921 .
- ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , с. 65.
- ^ Роджер Данн (2005), Фотографии Хампи, Индия , Bridgewater Review, 24 (1), стр. 15–18.
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 90.
- ^ Кэтлин Моррисон Карла Синополи (1991), Археологические исследования в столичном регионе Виджаянгара: 1990 , в Виджаянагаре: Ход исследований, Редакторы: Д.В. Деварадж, К.С. Патил, страницы 67–69
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 74.
- ^ Анила Вергезе 2002 , с. 30.
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 82–83.
- ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 70–72.
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 77–78.
- ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 77–81.
- ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 68–70.
- ^ Jump up to: а б Анила Вергезе 2002 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 102–103.
- ^ Рао, Налини (19 июля 2016 г.). «Королевская религиозная благотворительность в досовременной Индии: социальные и политические последствия» . Международный журнал исследований Дхармы . 4 (1): 7–19. дои : 10.1186/s40613-016-0030-z .
- ^ Jump up to: а б с д и Фриц и Мичелл, 2016 , с. 95.
- ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 57–58.
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 73.
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 104.
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 96.
- ^ «Джайн: Хампи» . Архивировано из оригинала 30 октября 2018 года . Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 83.
- ^ Смит, Алан (1999). «Высеченные в скале элементы Виджаянагара». Исследования Южной Азии . 15 (1): 41–46. дои : 10.1080/02666030.1999.9628564 .
- ^ Х. Т. Талвар (1997). Джайнское искусство и архитектура в Виджаянагаре, Хампи . Управление археологии и музеев правительства Карнатаки. стр. 15–21. OCLC 40418652 .
- ^ Джон Фриц; Джордж Мичелл (1991). Капила Вацяян (ред.). Концепции космоса, древнего и современного . Абхинав. стр. 198–199. ISBN 978-81-7017-252-9 .
- ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , с. 97.
- ^ Карла М. Синополи (2003). Политическая экономия ремесленного производства: Ремесленная империя в Южной Индии, около 1350–1650 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 146–149. ISBN 978-1-139-44074-5 .
- ^ Арнольд П. Камински; Роджер Д. Лонг (2016). Национализм и империализм в Южной и Юго-Восточной Азии: эссе, представленные Дамодару Р.СарДесаи . Тейлор и Фрэнсис. п. 66. ИСБН 978-1-351-99743-0 .
- ^ Jump up to: а б Тапан Райчаудхури; Ирфан Хабиб; Дхарма Кумар (1982). Кембриджская экономическая история Индии: Том 1, C.1200-C.1750 . Издательство Кембриджского университета. п. 122. ИСБН 978-0-521-22692-9 .
- ^ Карла Синополи; Питер Йохансен; Кэтлин Моррисон (2009). Стивен Э. Фалконер и Чарльз Л. Редман (ред.). Политика и власть: археологические перспективы ландшафтов ранних государств . Издательство Университета Аризоны. п. 37. ИСБН 978-0-8165-2603-1 .
- ^ Уилл Дюрант (2011). Наше восточное наследие: история цивилизации . Саймон и Шустер. п. 579. ИСБН 978-1-4516-4668-9 .
- ^ Билл Эйткен (1999). Угадав Декан: мотоцикл в сердце Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 219–221. ISBN 978-0-19-564711-2 .
- ^ Дэвид Хэтчер Чилдресс (1985). Затерянные города Китая, Центральной Азии и Индии: Путеводитель для путешественника . Приключения. стр. 186–187. ISBN 978-0-932813-00-8 .
Библиография
[ редактировать ]- С.Сринивасачар, Т.С.Сатян, Хампи: легендарная столица империи Виджаянагара , (Управление археологии и музеев), правительство. Карнатака, 1995 г.
- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Кембриджские ученые. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- Итон, Ричард М. (2006). Социальная история Декана, 1300–1761: восемь жизней индейцев . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-71627-7 .
- Хизер Элгуд (2000). Индуизм и религиозные искусства . Академик Блумсбери. ISBN 978-0-304-70739-3 .
- Дж. М. Фриц; Джордж Мичелл, ред. (2001). Новый взгляд на Хампи: недавние исследования в Виджаянагаре . Марг. ISBN 978-81-85026-53-4 .
- Фриц, Джон М; Мичелл, Джордж (2016). Виджаянагарская медицина . Хайко. ISBN 978-81-8495-602-3 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века . Абхинав. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Камат, Сурьянатх У. (2001). Краткая история Карнатаки: от доисторических времен до наших дней . Бангалор: Книги Юпитера. LCCN 80905179 . OCLC 7796041 .
- Стелла Крамриш (1993). Индуистский храм . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Джордж Мичелл (1977). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- Джордж Мичелл (1995). Архитектура и искусство Южной Индии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-44110-0 .
- Дэвид Кинсли (1988). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-90883-3 .
- Джеймс Лохтефельд (2002), Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Vol. 2: N – Z , Rosen Publishing, ISBN. 978-0-8239-2287-1
- А. Н. Лонгхерст, Описанные и проиллюстрированные руины Хампи (Laurier Books Ltd., 1998). ISBN 81-206-0159-9
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан А. Даки (1996). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-81-86526-00-2 .
- Шастри, К. А. Нилаканта (1955). История Южной Индии от доисторических времен до падения Виджаянагара . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета . OCLC 1035966644 .
- Животное Вергезе (2002). Хампи Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-565433-2 .
- Анила Вергезе (2000). Археология, искусство и религия: новые взгляды на Виджаянагару . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-564890-4 .
- Руины Хампи: Путеводитель ISBN 81-7525-766-0
- Государственный справочник штата Карнатака, 1983 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музей Хампи , Археологическая служба Индии
- Группа памятников в Хампи , Список всемирного наследия ЮНЕСКО
- Исследовательский проект Виджаянагара , Пенсильванский музей
- Поля победы: Виджаянагара. Архивировано 21 сентября 2015 года в Wayback Machine , Кэтлин Моррисон, Калифорнийский университет в Беркли.
- Хампи
- Объекты всемирного наследия в Индии
- Империя Виджаянагара
- Археологические памятники в Карнатаке
- Бывшие столицы Индии
- Города-призраки в Индии.
- Туристические достопримечательности в Карнатаке
- Форты в Карнатаке
- Индуистские храмы X века
- Объекты всемирного наследия под угрозой
- Архитектура в Индии
- Индуистские храмы разграблены в мусульманский период на Индийском субконтиненте