Jump to content

Хампи

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено из Хампи, Карнатака )

Группы памятников в Хампи
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Расположение Хампи (город) , район Виджаянагара , Карнатака , Индия [1]
Включает Храм Вирупакши
Критерии Культурный: i, iii, iv
Ссылка 241
Надпись 1985 г. (9-я сессия )
Находящийся под угрозой исчезновения 1999–2006
Область 4187,24 га
Буферная зона 19 453,62 га
Веб-сайт Археологическая служба Индии - Хампи
Координаты 15 ° 20'04 "N 76 ° 27'44" E  /  15,33444 ° N 76,46222 ° E  / 15,33444; 76,46222
Хампи расположен в штате Карнатака.
Хампи
Расположение Хампи

Хампи или Хампе ( Каннада: [hɐmpe] , также называемый Группой памятников в Хампи , является ЮНЕСКО, объектом Всемирного наследия расположенным в Хампи (город) , округ Баллари , ныне район Виджаянагара , восточно-центральная часть штата Карнатака , Индия. ) [2] Хампи предшествует Империи Виджаянагара ; он упоминается в Рамаяне и Пуранах индуизма как Пампа Деви Тиртха Кшетра. [3] [4] Хампи продолжает оставаться религиозным центром с храмом Вирупакша , действующим монастырем, связанным с Ади Шанкарой , и различными памятниками, принадлежащими старому городу. [5] [6]

Хампи был столицей империи Виджаянагара с 1336 по 1565 год, когда она была заброшена. [3] Это был укрепленный город. В хрониках, оставленных персидскими и европейскими путешественниками, особенно португальцами, говорится, что Хампи был процветающим, богатым и величественным городом у реки Тунгабхадра с многочисленными храмами, фермами и торговыми рынками. К 1500 году Хампи-Виджаянагара был вторым по величине городом в мире после Пекина и, вероятно, самым богатым в Индии в то время, привлекая торговцев из Персии и Португалии. [7] [8] Империя Виджаянагара потерпела поражение от коалиции мусульманских султанатов; его столица была завоевана, разграблена и разрушена армиями султаната в 1565 году, после чего Хампи остался в руинах. [3] [5] [9]

Руины Хампи , расположенные в Карнатаке, недалеко от небольшого современного города Хампи и города Хосапете в 13 километрах (8,1 миль), занимают площадь более 4100 гектаров (16 квадратных миль) и были описаны ЮНЕСКО как «строгий, грандиозный объект». из более чем 1600 сохранившихся останков последнего великого индуистского королевства в Южной Индии, которое включает в себя «форты, прибрежные сооружения, королевские и священные комплексы, храмы, святыни, залы с колоннами, мандапы, мемориальные сооружения, водные сооружения и другие». [10]

Этимология

[ редактировать ]

Название произошло от старого названия реки Тунгабхадра , которая называлась Пампа, поэтому имя Хампи является английской версией каннада имени Хампе. [10]

Расположение

[ редактировать ]
Хампи Виджаянагара в начале 16 века. В священном центре располагались крупные индуистские храмы и прилегающие рынки; городское ядро ​​включало королевский центр; пригородные спутники были распространены от нынешнего Гангавати до Хосапете. [11] [12]

Хампи расположен на берегу реки Тунгабхадра в восточной части центральной Карнатаки, недалеко от государственной границы с Андхра-Прадешем . Это в 140 километрах (87 миль) к юго-востоку от археологических памятников Бадами и Айхоле . [13] [14]

Синоним Хампи , традиционно известный как Пампа-кшетра , Кишкиндха-кшетра или Бхаскара-кшетра , происходит от Пампы, другого имени богини Парвати в индуистской теологии. Согласно мифологии, дева Парвати (которая является реинкарнацией предыдущей жены Шивы, Сати) решает выйти замуж за одинокого аскета Шиву . [15] [16] Родители узнают о ее желании и отговаривают ее, но она добивается своего. Шива погружен в йогическую медитацию, не обращая внимания на мир; Парвати обращается к богам за помощью, чтобы разбудить его и привлечь его внимание. Индра посылает Камадеву — индуистского бога желания, эротической любви, влечения и привязанности — пробудить Шиву от медитации. Кама достигает Шивы и выпускает стрелу желания. [15] [16] Шива открывает свой третий глаз на лбу и сжигает Каму дотла.

Парвати не теряет надежды и решимости победить Шиву; она начинает жить, как он, и заниматься той же деятельностью — аскетизмом, йогой и тапасьей — пробуждая его и привлекая его интерес. Шива встречает Парвати в замаскированной форме и пытается отговорить ее, рассказывая ей о слабостях и проблемах личности Шивы. [15] [16] Парвати отказывается слушать и настаивает на своей решимости. Шива наконец принимает ее, и они женятся. [15] [16] Позже Кама был возвращен к жизни после свадьбы Шивы и Парвати. Согласно Стхала Пуране , Парвати (Пампа) вела свой аскетический образ жизни йогини на холме Хемакута, ныне являющемся частью Хампи, чтобы победить и вернуть аскетического Шиву к жизни домохозяина. [17] Шиву также называют Пампапати (что означает «муж Пампы»). [17] Река у холма Хемакута стала известна как река Пампа. [18] Санскритское слово Пампа трансформировалось в каннада слово Хампа, а место, где Парвати преследовала Шиву, стало известно как Хампе или Хампи. [17] [18] [19]

Это место было местом паломничества раннего средневековья, известным как Пампакшетра. Его известность пришла из глав Кишкиндхи индуистского эпоса Рамаяна , где Рама и Лакшмана встречаются с Хануманом , Сугривой и армией обезьян в поисках похищенной Ситы . Район Хампи во многом похож на место, описанное в эпосе. Региональная традиция считает, что именно то место, упомянутое в Рамаяне, привлекает паломников. [20] Его обнаружил инженер по имени полковник Колин Маккензи в 1800-х годах.

Древний до 14 века н.э.

[ редактировать ]

императора Ашоки Скальные указы в Ниттуре и Удеголане — оба в районе Беллари 269–232 гг. До н. э. — предполагают, что этот регион был частью Империи Маурьев в III веке до нашей эры. эры . Во время раскопок на этом месте были обнаружены надпись Брахми и терракотовая печать, датируемые примерно II веком нашей [21] [22] Город упоминается в надписях Бадами Чалукья как Пампапура, датируемый VI-VIII веками. [20]

К 10 веку он стал центром религиозной и образовательной деятельности во время правления индуистских королей Кальяна Чалукьяса , чьи надписи гласят, что короли предоставили землю храму Вирупакши. [20] [23] Несколько надписей XI-XIII веков посвящены городищу Хампи и упоминают дары богине Хампа-деви. [21] , между XII и XIV веками индуистские короли империи Хойсала в Южной Индии построили храмы Дурге Согласно надписи, датированной примерно 1199 годом нашей эры , Хампадеви и Шиве. Хампи стал второй королевской резиденцией; один из царей Хойсала был известен как Хампейя-Одея, или «господин Хампи». [20] [23] По словам Бертона Стейна , в надписях периода Хойсала Хампи называют альтернативными именами, такими как Вирупакшапаттана, Виджая Вирупакшапура, в честь старого храма Вирупакши (Шивы) там. [21]

14 век и позже

[ редактировать ]

Армии Делийского султаната , армии Алауддина Халджи и Мухаммада бин Туглака, вторглись и разграбили Южную Индию. Империя Хойсала и ее столица Дварасамудра на юге Карнатаки были разграблены и разрушены в начале 14 века армиями Алауддина Халджи . [24] [25] и снова в 1326 году н.э. армией Мухаммеда бин Туглака . [26] [27] [28]

Королевство Кампили в северо-центральной части Карнатаки последовало за распадом империи Хойсала. Это было недолговечное индуистское королевство со столицей примерно в 33 километрах (21 миле) от Хампи. [26] [29] [30] Королевство Кампили распалось после вторжения мусульманских армий Мухаммеда бин Туглака. Индуистские женщины Кампили совершили джаухар (ритуальное массовое самоубийство), когда солдаты Кампили потерпели поражение от армии Туглака. [31] [32] В 1336 году н.э. империя Виджаянагара на руинах королевства Кампили возникла . Она превратилась в одну из знаменитых индуистских империй Южной Индии, правившую более 200 лет. [29] [33]

Империя Виджаянагара построила свою столицу вокруг Хампи, назвав ее Виджаянагара. Историки предполагают, что Харихара I и Букка I , основатели империи, были командирами армии империи Хойсала , дислоцированной в регионе Тунгабхадра для отражения мусульманских вторжений из Северной Индии. Некоторые утверждают, что это были люди телугу, которые взяли под свой контроль северные части империи Хойсала во время ее упадка. [34] [35] [36] [37] Согласно таким текстам, как Видьяранья Каладжана, Видьяранья Вританта, Раджакаланирная, Питамахасамхита, Шивататваратнакара , они были казначейами Пратапа Рудры, царя Королевства Какатия. Когда Мухаммад бин Туглак пришел искать Баха-уд-Дина Гуршаспа (который укрывался при дворе Пратапа Рудры), Пратап Рудра был свергнут, а Какатия разрушен. В это время два брата Харихара I и Букка I с небольшой армией пришли на нынешнее место Виджаянагара, Хампи. Видьяранья, 12-й Джагадгуру Шрингери Шарада Питхама, взял их под свою защиту и возвел на трон, а в 1336 году нашей эры город стал называться Видьянагара. [38]

Хампи расположен в каменистой местности. Вверху: одни из многочисленных руин рынка Виджаянагара на фоне реки Тунгабхадра.

Они расширили инфраструктуру и храмы. По мнению Николаса Гиера и других ученых, [7] к 1500 году н. э. Хампи-Виджаянагара был вторым по величине средневековым городом в мире после Пекина и, вероятно, самым богатым в Индии. Его богатство привлекало торговцев 16-го века со всего Декана , Персии и португальской колонии Гоа . [8] [39] Правители Виджаянагара способствовали развитию интеллектуальных занятий и искусства, поддерживали сильную армию и вели множество войн с султанатами на севере и востоке. Они инвестировали в дороги, гидротехнические сооружения, сельское хозяйство, религиозные здания и общественную инфраструктуру. Сюда входят, как утверждает ЮНЕСКО, «форты, прибрежные сооружения, королевские и священные комплексы, храмы, святыни, залы с колоннами, мандапы (залы для сидения), мемориальные сооружения, ворота, контрольно-пропускные пункты, конюшни, водные сооружения и многое другое». [10] Это место было многоконфессиональным и многоэтническим; он включал индуистские и джайнские рядом друг с другом памятники. Здания в основном следовали южно-индийскому индуистскому искусству и архитектуре, относящейся к стилям Айхоле и Паттадакал , но строители Хампи также использовали элементы индийской архитектуры в Лотос-Махале, общественной бане и слоновьих конюшнях. [10]

Согласно историческим мемуарам, оставленным Хампи португальскими и персидскими торговцами, город имел размеры метрополии; они назвали его «одним из самых красивых городов». Несмотря на процветание и инфраструктуру, мусульманско-индуистские войны между мусульманскими султанатами и империей Виджаянагара продолжались. В 1565 году в битве при Таликоте коалиция мусульманских султанатов вступила в войну с империей Виджаянагара. [10] Они схватили и обезглавили короля Алия Рама Рая , [40] [41] за которым последовало массовое разрушение инфраструктуры Хампи и мегаполиса Виджаянагара. [10] [42] Город был разграблен, разграблен и сожжен в течение шести месяцев после войны, а затем превратился в руины, которые теперь называются Группой памятников в Хампи. [10] [42] [примечание 1]

Археологический памятник

[ редактировать ]
Макет Хампи

Хампи и близлежащий регион оставались спорным и спорным регионом, на который претендовали местные вожди, хайдарабадские мусульманские низамы , короли маратхов индуистские , а также Хайдер Али и его сын Типу Султан Майсурский на протяжении всего 18 века. [44] В 1799 году Типу Султан потерпел поражение и был убит, когда британские войска и династия Вадияров объединились. Затем регион попал под британское влияние. [44] Руины Хампи были обследованы в 1800 году шотландским полковником Колином Маккензи , первым генеральным инспектором Индии . Маккензи написала, что участок Хампи заброшен и там живут только дикие животные. В спекулятивных статьях XIX века историки, последовавшие за Маккензи, обвиняли армии Хайдера Али и маратхов XVIII века в нанесении ущерба памятникам Хампи. [44]

Каменная колесница Гаруда и гопурам храма Виттхала в 1856 году (слева) и 2016 году.

Место Хампи оставалось игнорированным до середины 19 века, когда Александр Гринлоу посетил и сфотографировал это место в 1856 году. [45] Он создал архив из 60 калотипных фотографий храмов и королевских построек, стоявших в 1856 году. Эти фотографии хранились в частной коллекции в Соединенном Королевстве и не публиковались до 1980 года. [45] Они являются наиболее ценным источником памятников ученым середины XIX века в штате Хампи. [45]

Памятники на этом месте имели бы цвет, а не оттенок песчаника, который они имеют сегодня.

В переводе мемуаров, написанных Абдулом Раззаком , персидским посланником при дворе Девараи II (1424–1446), опубликованных в начале 1880-х годов, описываются некоторые памятники заброшенного места. В этом переводе впервые используются арабские термины, такие как «зенана», для описания некоторых памятников Хампи. [46] Некоторые из этих терминов впоследствии стали названиями. Александр Ри , офицер отдела археологических исследований администрации президента Мадраса в Британской Индии, опубликовал свое исследование этого места в 1885 году. [46] Роберт Сьюэлл опубликовал свой научный трактат «Забытая империя». [34] в 1900 году, что привлекло к Хампи широкое внимание ученых. [46] Растущий интерес побудил Ри и его преемника Лонгхерста расчистить и отремонтировать группу памятников Хампи. [46]

Это место имеет историческое и археологическое значение для периода Виджаянагара и ранее. [47] Археологическая служба Индии продолжает проводить раскопки в этом районе. [48]

Описание

[ редактировать ]

Хампи расположен на холмистой местности, образованной гранитными валунами. [49] Памятники Хампи, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, являются частью руин Виджаянагара. Почти все памятники были построены между 1336 и 1570 годами нашей эры во время правления Виджаянагара. [50] На территории насчитывается около 1600 памятников и она занимает площадь 41,5 квадратных километров (16,0 квадратных миль). [10]

Участок Хампи был изучен в трех широких зонах; первый был назван «священным центром» такими учеными, как Бертон Стайн и другими; [21] второй называют «ядром города» или «королевским центром»; а третий составляет остальную часть митрополита Виджаянагара. Священный центр, расположенный рядом с рекой, содержит старейшие храмы с историей паломничества и памятники, существовавшие еще до империи Виджаянагара. [51] В центре города и королевском центре находится более шестидесяти разрушенных храмов, помимо храмов в священном центре, но все храмы в центре города датируются империей Виджаянагара. Городское ядро ​​также включает в себя коммунальную инфраструктуру, такую ​​как дороги, акведук, резервуары для воды, мандапа, ворота и рынки, монастыри. [примечание 2] Этому различению способствуют около семидесяти семи каменных надписей. [51] [52] [53]

Большинство памятников индуистские; храмы и общественная инфраструктура, такая как резервуары и рынки, включают рельефы и произведения искусства, изображающие индуистских божеств и темы из индуистских текстов. [54] Есть также шесть джайнских храмов и памятников, а также мусульманская мечеть и гробница. [54] Архитектура построена из большого количества местного камня; доминирующим стилем является дравидийский , уходящий корнями в развитие индуистского искусства и архитектуры во второй половине I тысячелетия в регионе Декан. [55] Он также включал элементы искусства, которые развивались во время правления Империи Хойсала на юге между 11 и 14 веками, например, в колоннах храма Рамачандры и потолках некоторых храмовых комплексов Вирупакши. [56] [примечание 3] Архитекторы также применили индо-исламский стиль в нескольких памятниках, таких как баня королевы и слоновья конюшня, которые, по мнению ЮНЕСКО, отражают «высокоразвитое многорелигиозное и многоэтническое общество». [10] [57]

Список достопримечательностей

[ редактировать ]

Индуистские храмы и памятники

[ редактировать ]

Храмовый и рыночный комплекс Вирупакша

[ редактировать ]

Храм Вирупакши — старейшая святыня, основное место назначения паломников и туристов, а также место индуистского поклонения. [58] Части храмов Шивы, Пампы и Дурги существовали в 11 веке; он был расширен в эпоху Виджаянагара. [59] Храм представляет собой совокупность небольших храмов, регулярно перекрашиваемый гопурам высотой 50 метров (160 футов) , индуистский монастырь, посвященный Видьяранье традиции Адвайта Веданты , резервуар для воды ( Манматха ), общественную кухню, другие памятники и 750-метровый храм. Разрушенный каменный рынок длиной 2460 метров с монолитным храмом Нанди в восточной части. [58] [60] [61]

Храм обращен на восток, выравнивая святилища храмов Шивы и Пампа Деви по направлению к восходу солнца; вход отмечает большой гопурам. Надстройка представляет собой пирамидальную башню с пилястрами на каждом из которых украшены произведениями искусства, в том числе эротическими скульптурами. [62] Гопурам ведет в прямоугольный двор, который заканчивается еще одним гопурамом меньшего размера, датируемым 1510 годом нашей эры. К его южной стороне находится зал со 100 колоннами с индуистскими рельефами на всех четырех сторонах каждой колонны. [63] К этому общественному залу примыкает общественная кухня, характерная для других крупных храмов Хампи. В скале прорезан канал для подачи воды на кухню и в кормушку. Во дворе после небольшого гопурама есть дипа-стамбха (фонарный столб) и Нанди. [63] [64] [65]

Двор после небольшого гопурама ведет к главной мандапе храма Шивы, которая состоит из оригинальной квадратной мандапы и прямоугольной пристройки, состоящей из двух сросшихся квадратов и шестнадцати опор, построенных Кришнадеварайей. Потолок открытого зала над мандапой расписан, изображая легенду шиваизма, касающуюся брака Шивы и Парвати; другой раздел показывает легенду о Раме-Сите традиции вайшнавизма. [63] В третьем разделе изображена легенда о боге любви Каме, стреляющем стрелой в Шиву, чтобы заинтересовать его Парвати, а в четвертом разделе изображена процессия индуистского ученого Адвайты Видьяраньи. По мнению Джорджа Мичелла и других ученых, детали и цветовые оттенки позволяют предположить, что все потолочные росписи относятся к реконструкции XIX века, а темы оригинальных картин неизвестны. [63] [66] [67] Столбы мандапы украшены огромными яли , мифическим животным, сочетающим в себе черты лошади, льва и других животных с верхом на нем вооруженного воина - характерная черта Виджаянагара. [68]

В святилище храма есть мукха-линга ; Шива -лингам с лицом, отчеканенным латунью. [69] В храме Вирупакши также есть святыни меньшего размера для двух аспектов Парвати-Пампы и Бхуванешвари к северу от главного святилища. [70] Храм Бхуванешвари построен в стиле Чалукья, и вместо камня для горшков в нем используется гранит. На территории комплекса есть северная гопура, меньшая по размерам, чем восточная гопура, которая выходит к резервуару Манматха и тропе к реке с каменными рельефами, связанными с Рамаяной . [71] К западу от этого резервуара находятся святыни традиций шактизма и вайшнавизма, например, святыни Дурги и Вишну соответственно. [71] [72] Некоторые из святынь на пути этого паломника были побелены в XIX веке по приказу британского индийского офицера Ф. В. Робинсона, который стремился восстановить храмовый комплекс Вирупакша; побелка этого кластера исторических памятников продолжилась как традиция. [71]

Согласно местной традиции, Вирупакша — единственный храм, который продолжал оставаться местом сбора индуистов и часто посещался паломниками после разрушения Хампи в 1565 году. Храм привлекает большие толпы людей; ежегодный праздник Весной проводится с процессией колесниц в честь свадьбы Вирупакши и Пампы, а также торжественный праздник Маха Шиваратри . [62] Храм вызвал критику со стороны туристов за обращение с местным слоном Лакшми, который живет в задней части храма, в узком переулке. [73]

Храм Кришны, рынок, Нарасимха и лингам

[ редактировать ]
Руины храма Кришны

Храм Кришны , также называемый храмом Балакришны, на другой стороне холма Хемакута, находится примерно в 1 километре (0,62 мили) к югу от храма Вирупакши. Он датирован 1515 годом н. э.; эта часть комплекса Хампи в надписях называется Кришнапура. [74] Перед разрушенным храмом находится длинная рыночная улица, которую местные жители также называют базаром. Между руинами каменных магазинов с колоннами проходит широкая дорога, по которой колесницы перевозили товары на рынок и обратно, а также проводились церемониальные мероприятия и праздничные торжества. К северу от этой дороги, в середине рынка, находится большой Пушкарани — общественный ступенчатый резервуар для воды с художественным павильоном в центре. Рядом с резервуаром находится общественный зал (мандапа), где люди могут сидеть. [74]

Шива-лингам (слева) и свирепые монолиты Йоги-Нарасимхи, вырезанные на месте. Нарасимха поврежден, на его постаменте имеются следы ожогов.

Храм открывается на восток; у него есть ворота с рельефами всех десяти аватаров Вишну, начиная с Матсьи внизу. Внутри находится разрушенный храм Кришны и небольшие разрушенные святыни богинь. [74] Храмовый комплекс разделен на мандапы, включая внешнюю и внутреннюю часть. В комплексе есть два входа в гопурам. Внутри открытая мандапа с 25 (5x5) отсеками ведет к закрытой мандапе с 9 (3x3) отсеками. [75] Оригинальное изображение Балакришны (младенца Кришны) в святилище сейчас находится в музее Ченнаи. Перед восточной гопурой проходит современная дорога, соединяющая Камалапурам с Хампи. В западном гопураме есть фризы с изображением боевого порядка и солдат. [74]

К югу от внешней части храма Кришны находятся два соседних святилища, в одном из которых находится самый большой монолитный Шива-лингам , а в другом - самый большой монолитный в Йоге- Нарасимхе аватар Вишну в Хампи. [74] 3-метровый (9,8 фута) Шива-лингам стоит в воде в кубической камере, на вершине которого нарисованы три глаза. К югу от него находится храм Нарасимхи высотой 6,7 метра (22 фута) — аватара Вишну, человеко-льва, — сидящего в позе йоги. Первоначально с монолитом Нарасимхи находилась богиня Лакшми, но на нем имеются признаки обширных повреждений, а пол покрыт углеродом — свидетельство попыток сжечь святыню. Статую очистили, а часть святыни отреставрировали. [74]

Слева: руины храма Ачьютарайя; Справа: рынок перед руинами храма.

Храмово-рыночный комплекс Ачьютарайя

[ редактировать ]

Храм Ачьютарайя, также называемый храмом Тирувенгаланатха, находится примерно в 1 километре (0,62 мили) к востоку от храма Вирупакша, а часть его священного центра находится недалеко от реки Тунгабхадра. В надписях он упоминается в Ачьютапуре и датируется 1534 годом нашей эры. Это один из четырех крупнейших комплексов Хампи. [76] Храм необычен тем, что обращен на север. Он посвящен Вишну. [77] Во времена Виджаянагара к храму подходили со стороны реки сначала мимо церемониального резервуара, а затем по рыночной улице с широкой дорогой. В храме был внешний гопурам, ведущий во двор с залом со 100 колоннами, и внутренний гопурам, ведущий к храму Вишну. [77] [78] На каждой стороне каждой колонны в 100-колонном зале расположены рельефы аватаров Вишну; другие божества, такие как Шива, Сурья, Дурга; сцены повседневной жизни — риши , влюбленные парочки, шутники; люди в асанах йоги ; люди в позах намасте ; и эмблемы Виджаянагара. [79] [80]

На воротах храма изображены династические эмблемы Виджаянагара; вепрь из Варахи , меч, солнце и луна. Храм и рыночная улица разрушены, но их планировка позволяет предположить, что это был крупный рынок, по улицам которого проезжали колесницы. [81] [82]

Храмовый и рыночный комплекс Виттала

[ редактировать ]
Гопурам и рынок храма Виттхала.

Храмовый и рыночный комплекс Виттхала находится более чем в 3 км (1,9 мили) к северо-востоку от храма Вирупакша, недалеко от берегов реки Тунгабхадра. Это художественно сложный индуистский храм в Хампи, являющийся частью священного центра Виджаянагара. Неясно, когда и кем был построен храмовый комплекс; большинство ученых относят его к периоду строительства начала-середины 16 века. [83] В некоторых книгах упоминается, что его строительство началось во времена Деварайи II и продолжалось во времена правления Кришнадеварайи, Ачуйтараи и, вероятно, Садашиварайи и прекратилось из-за разрушения города в 1565 году. [38] Надписи включают мужские и женские имена, что позволяет предположить, что комплекс был построен несколькими спонсорами. Храм был посвящен Виттхале , форме Кришны, также называемой Витхоба. [83] Храм открывается на восток, имеет квадратную форму и имеет входной гопурам с двумя боковыми гопурами. Главный храм стоит посреди мощеного двора и нескольких вспомогательных святынь, ориентированных на восток. [83] Храм представляет собой единое сооружение во дворе размером 500 на 300 футов, окруженное тройным рядом колонн. Это невысокое одноэтажное строение средней высотой 25 м. В храме есть три отдельных отделения: гарбхагриха, ардхамандапа и махамандапа (или сабха мандапа). [38]

Святилище Гаруда в виде каменной колесницы в храме Виттала.

Во дворе храма Виттала есть святилище Гаруды в виде каменной колесницы; это часто изображаемый символ Хампи. Над колесницей находится башня, которую, по словам историка доктора С.Шеттара, снесли в 1940-х годах. [84] В передней части каменной колесницы находится большой квадратный осевой сабха мандапа с открытыми колоннами , или общественный зал. [83] Мандапа состоит из четырех секций, две из которых расположены на одной линии со святилищем храма. Мандапа имеет 56 резных каменных балок разного диаметра, формы, длины и отделки поверхности, при ударе по которым издаются музыкальные звуки; согласно местному традиционному поверью, этот зал использовался для публичных музыкальных и танцевальных праздников. [85] [86] Его классифицируют как Караккойл, храм, построенный по образцу храмовых колесниц, которые совершают процессии вокруг храма во время фестивалей. [87]

Мандапа связана с закрытой прадакшина-патхой для прогулок по святилищу. Вокруг этой осевой мандапы расположены (по часовой стрелке с востока); храм Гаруда, мандапа Кальяна (свадебные церемонии), мандапа со 100 колоннами, храм Аммана и мандапа Утсав (праздничный зал). Обнесенный стеной корпус занимает около 1,3 гектара (3,2 акра) с верандами с колоннами, обрамляющими стены комплекса. В юго-восточном углу находится кухня с мансардным окном ( фонарным светом ). [83] [52] [88]

За пределами храмового комплекса, к востоку-юго-востоку, находится рыночная улица с колоннадой длиной почти один километр (0,62 мили); все это сейчас в руинах. На севере находится еще один рынок и обращенная на юг святыня с рельефами сцен Рамаяны, Махабхараты и святых-вайшнавов. Северная улица заканчивалась храмом в честь индуистского философа Рамануджи . [83] [64] Область вокруг храма Виттала называлась Витталапура. Здесь находился вайшнавский матх (монастырь), спроектированный как центр паломничества, основанный на традиции Альвара . Судя по найденным надписям, это был также центр ремесленного производства. [52] [64] [88]

Памятники на холме Хемакута

[ редактировать ]

Холм Хемакута расположен между храмовым комплексом Вирупакша на севере и храмом Кришны на юге. Это коллекция памятников скромных размеров, которые представляют собой сохранившиеся образцы храмов и построек до Виджаянагара и раннего Виджаянагара. На этом месте есть несколько важных надписей, оно легко доступно и открывает вид на некоторые части Хампи и плодородную сельскохозяйственную долину, которая отделяет священный центр от городского центра с его королевским центром. [89] [90]

Храмы на холме Хемакута

На холме находится более тридцати храмов малого и среднего размера, а также цистерны с водой, ворота и светские павильоны. [90] Последние экземпляры датируются началом 14 века. [90] [91] Некоторые из сооружений представляют собой разноразмерные прототипы храмов или мандап, собранные из каменных блоков. Другие представляют собой завершенные памятники разного дизайна, например, в стиле Фамсана . [92] Две храмовые группы в этом стиле выглядят одинаково; у каждого есть тройная вимана, состоящая из квадратных святилищ, каждый из которых соединен со своей общей квадратной мандапой. [91] Башни (шикары) на них представляют собой пирамидальные гранитные конструкции, состоящие из одиннадцати сложенных друг на друга сужающихся квадратов и вершины в виде квадратного навершия калаши в стиле Декана. [91] Оба комплекса представляют собой храмы Шивы с тройным лингамом; Ранние источники ошибочно идентифицировали их как джайнские храмы из-за их простых внешних и внутренних стен.

В одной из этих групп есть исторически важная надпись, в которой говорится, что Кампила построил памятник в начале 14 века. Эта надпись связывает Хампи с королевством Кампили и предполагает связь истории Кампили с историей последовавшей за ней Империи Виджаянагара. [91] Стиль храмов на холме Хемакута предполагает, что это мог быть учебный центр для экспериментов с различными типами индуистских храмов. Представленные стили включают стили периода Чалукья, периода Раштракута и более поздних периодов. Возможно, это также был образец первоначального храма Вирупакши, который позже был значительно расширен за счет гопурам, мандалы и других дополнений. Похожий памятник, посвященный Нарасимхе, человеку-льву-аватару Вишну, расположен к востоку от Хампи; надпись рядом с ним гласит, что он действовал в 1379 году нашей эры. [91] [90]

На холме Хемакута также есть памятники с двумя монолитными Ганешей ; Кадалекалу Ганеша и Сасивекалу Ганеша. [93] Кадалекалу Ганеша, названный в честь живота Ганеши в форме грамма , находится в центре священного центра Хампи на восточной стороне холма недалеко от Матанги. [94] Открытая мандапа с колоннадой ведет к святилищу, в котором находится монолитное изображение Ганеши высотой более 4,5 метров (15 футов), вырезанное на месте из сохранившейся скалы. Бивень и другие части Ганеши были повреждены, но левая рука, в которой он держит рисовый пирог, к которому тянется хобот, сохранилась. [89]

Сасивекалу Ганеша, названный в честь живота Ганеши в форме горчичного семени, находится недалеко от храма Кришны к юго-западу от Кадалекалу Ганеши. Это монолит высотой 2,4 метра (7,9 футов), который также был вырезан на месте из сохранившейся породы. Шасивекалу Ганеша вырезан с изображением его матери Парвати, на коленях которой он сидит. Ее видно только сзади статуи. Памятник расположен внутри мандапы с открытыми колоннами; левая рука и бивень повреждены. [93] [95]

Храм Хазара Рамы

[ редактировать ]
Слева: храм Хазара Рама; Справа: колонны внутри.

Храм Хазара Рамы, упоминаемый в надписях как храм Рамачандры, занимал западную часть центра города в королевской центральной части Хампи. Этот храм был посвящен Раме, известному из «Рамаяны» , и аватару Вишну. Это был церемониальный храм королевской семьи. Храм датируется началом 15 века и приписывается I. Деварайе [96] На внешних стенах храма изображены индуистские Маханавами ( Дасара ), процессия и празднования весеннего фестиваля Холи в параллельных группах произведений искусства. [96] Самая нижняя полоса изображает марширующих слонов, над ней - лошади во главе с всадниками, затем солдаты, прославляемые публикой, затем танцоры и музыканты, а верхний слой изображает процессию широкой публики. Изображение отражает описание празднеств и шествий в сохранившихся мемуарах персов и португальцев, посетивших столицу Виджаянагара. [97] [98]

Слева: на внешних стенах храма Хазара Рама изображены праздничные индуистские процессии; Справа: Будда как аватар Вишну . согласно Вишну-пуране, внутри храма

На внутренних стенах храма есть фризы, содержащие обширное повествование индуистского эпоса Рамаяна . [99] [96] В храме есть входная мандапа и зал для проведения яджны , потолок которого предназначен для вентиляции дыма и дыма через крышу. Внутри главной мандапы находятся четыре колонны с замысловатой резьбой в стиле Хойсала; эта резьба включает изображения Рамы, Лакшманы и Ситы из вайшнавизма , Дурги как Махишасурамардини из шактизма и Шивы-Парвати из шиваизма . [96] Изображения отсутствуют в квадратном святилище. В храме есть святыня меньшего размера с фризами, изображающими легенды об аватарах Вишну. [99]

Этот разрушенный храмовый комплекс известен тысячами резных фигурок и надписей, сложными фресками, изображающими индуистскую теософию, и обширным внутренним двором, усеянным садами. [100]

Храм Кодандарама и прибрежные памятники

[ редактировать ]
Скульптуры Шивлинга и Нанди на скалах реки Тунгабхадра, Хампи.

Храмовый комплекс Кодандарама расположен недалеко от реки Тунгабхадра, к северу от храма Ачьютарайя. Храм выходит на Чакратиртху , где Тунгабхадра поворачивает на север, к Гималаям. На берегах реки, считающейся священной, расположены гхат эпохи Виджаянагара и мандапа для купания. Перед храмом под деревом Пипал находится дипа стамбха (столб освещения), а внутри находится святилище, посвященное Раме, Сите, Лакшмане и Хануману. [101] Рядом, вплоть до Котитиртхи на севере, находится ряд небольших святилищ, посвященных Виттале, Анджанее, Шиве и другим божествам. На скале расположены рельефы Ананташаяны Вишну (лежащего Вишну, создающего космический цикл, Ранганатхи), фризы, повествующие легенды о Нарасимхе и Прахладе, а также двадцать четыре аватары Вишну согласно пуранической традиции вайшнавизма. Рядом с рекой находится скала, на которой вырезаны 1008 лингамов Шиваизма. [101]

Храм Паттабхирама в пригороде Хампи

Храмовый комплекс Паттабхирама

[ редактировать ]

Храмовый комплекс Паттабхирама находится в южном пригородном центре, за пределами священного центра и центра города, примерно в 500 метрах (550 ярдов) от музея АСИ Хампи. [102] Он был центром экономической и культурной деятельности этого пригорода, который сейчас расположен к северо-востоку от Камалапуры. Комплекс, также известный как Варадеви Аммана Паттана, вероятно, был построен в начале 16 века и посвящен Раме (аватару Вишну). [102] В комплексе есть главный храм, двор с колоннадой внутри ограды и мандапа с 64 колоннами (8x8 квадратных) и крышей перед святилищем. Комплекс и святилище обращены на восток; обычный вход проходил через восточную гопуру. [102] [103] Руины позволяют предположить, что гопурам имел шесть ярусов. Храм Паттабхирамы включал в себя 100-колонный зал — вероятно, зал для кормления, — прикрепленный к южной стене огороженного комплекса. На колоннах есть рельефы, изображающие индуистские темы, включая богов, богинь, сцены из индуистского текста, йогу и намасте. [104]

Платформа Маханавами, комплекс общественных площадей

[ редактировать ]

Платформа Маханавами, также называемая «Великой платформой», «Залом аудиенций», «Дасарой» или памятником «Маханавами Дибба», находится на территории площадью 7,5 гектара (19 акров) в одной из самых высоких точек внутри королевского центра ( ядро города). Он имеет церемониальные постройки. [105] [106] Он упоминается в мемуарах иностранцев, посетивших Виджаянагар, некоторые называют его «Домом Победы». [107] Самый большой памятник в этом комплексе имеет три восходящие квадратные ступени, ведущие к большой квадратной платформе, над которой, вероятно, стояла деревянная мандапа. Он был сожжен во время разрушения Хампи. [108]

Памятник на платформе Маханавами

Два нижних уровня платформы выполнены из гранита. На нем есть рельефы — возможно, каталог королевской деятельности XIV века — и ряды марширующих животных, включая слонов, лошадей и верблюдов. [105] [109] Рельефы на южной стороне изображают музыкантов и танцоров, в том числе танцовщиц на палках . Рельефы третьего уровня изображают боевое шествие, пары и сцены простых граждан, празднующих Холи (Васантотсава), обливающих друг друга водой. [108] [106] [110] Рядом с большой платформой находится зал для аудиенций, в котором, вероятно, также был деревянный павильон, о чем свидетельствуют 100 каменных пней; это тоже сгорело. [105]

К югу от платформы находится акведук, ведущий воду к большому симметричному ступенчатому резервуару из гранита, раскопанному археологами в 1980-х годах. В комплексе есть еще один большой бассейн с водой, возможно, для водных видов спорта, а также сад и различные мандапы. Возле ступенчатого резервуара стоит разрушенный памятник, похожий на храм. [108] [53]

Водная инфраструктура

[ редактировать ]
Резервуар для воды в храме Кришны
Купальня Королевы, построенная в индо-исламском стиле.

Квадратный водный павильон, также называемый Королевскими ваннами, находится на юго-востоке королевского центра. Он имеет павильон, резервуар для воды и способ подачи к нему пресной воды и отвода промывных вод и стоков. Бассейн окружен богато украшенным сводчатым заливом с колоннами. [111] Рядом находятся руины акведука. [111] Современное название этого здания – Королевская баня – вероятно, неверное, поскольку это была общественная баня для мужчин и путешественников. [111] [112] Внутренние арки здания демонстрируют влияние индо-исламской архитектуры , отражающей эпоху, когда индуистское и мусульманское искусство в Индии влияли друг на друга. [113]

Империя Виджаянагара построила обширную водную инфраструктуру, [112] [114] Вот некоторые примеры: резервуар Манматха возле храма Вирупакша, датируемый примерно 9 веком, появился раньше Виджаянагара. Согласно найденной там надписи, резервуар Манматха был модернизирован и в 1199 году нашей эры добавлен храм Дурги. [115] Включение в резервуар произведений искусства, таких как воин, сражающийся со львом, датируется 13 веком, когда Хойсалас часто посещал Хампи. [115]

Ступенчатый квадратный резервуар для воды

Памятники Хампи включают в себя акведуки для подачи воды в резервуары и другие части города, а также стоки и каналы для удаления перелива воды. [112] Раскопки 1980-х годов возле платформы Маханавами в центре города обнаружили большой резервуар с квадратными ступенями, питаемый акведуком. [116] Резервуары были коммунальными службами; некоторые, возможно, использовались для королевских церемоний. [117]

Археологические раскопки 1990 года выявили двадцать три колодца и цистерны в мегаполисе Хампи-Виджаянагара. Из них тринадцать были найдены за пределами городских стен в пригороде, а десять — внутри. Из них двенадцать находились на обочинах дорог, восемь возле храмов, десять в жилых районах и два использовались для орошения в центре города. В долине Дароджи было обнаружено больше водных сооружений, предназначенных для сельского хозяйства. По мнению археологов Кэтлин Моррисон и Карлы Синополи, водная инфраструктура Хампи предназначалась для путешественников, ритуалов, домашнего использования и орошения. [118]

Фонтаны и общественная кухня

[ редактировать ]

В нескольких крупных храмах Хампи есть встроенная кухня и залы для кормлений со 100 и более колоннами. [64] [65] В Хампи также была специальная общественная Бходжана шала (дом еды), где многочисленные тхали (блюда) были последовательно вырезаны в скале по обе стороны водного канала. Один из примеров находится возле восьмиугольного фонтана на юге королевского центра; [119] Согласно эпиграфическим источникам, эта Хампи бходжан шала представляла собой утада калуве , или «канал, связанный с едой». [120]

Слоновьи конюшни и вольер

[ редактировать ]

На востоке королевского центра находится Гаджашала, или слоновья конюшня, состоящая из одиннадцати квадратных камер, выровненных с севера на юг. Проемы в конюшни арочные; над десятью камерами чередуются рифленые и простые купола. В середине конюшни находится лестница, ведущая на крышу. [121] [122]

Лотос-Махал (слева) и слоновьи конюшни: памятники синкретического стиля.

Вольер находится рядом со слоновьей конюшней; Так он был назван в персидских мемуарах, перевод которых в XIX веке стал для многих первым знакомством с руинами Хампи. [46] [123] В ограждении находится Лотос-Махал , последний представляет собой двухэтажный павильон в королевском центре. [124] Лотос Махал сочетает в себе симметричный квадратный дизайн индуистской мандалы с лопастными арками, сводами и куполами индо-исламского стиля. Его фундамент и пирамидальные башни основаны на архитектуре индуистского храма. [124] Как и почти все сооружения в королевском центре Хампи, этот памятник не имеет никаких надписей или эпиграфов, упоминающих его, поэтому датировать его и установить его функцию с помощью доказательств было сложно. Однако Лотос Махал и другие постройки в центре города Хампи не были построены под патронажем мусульман, в отличие от гробниц в различных мусульманских кварталах города. Эти здания отражают ассимилятивный подход индуистских правителей Виджаянагара. Лотос-Махал выглядит как синкретичное, перегруженное пространство, цель которого неясна. Предполагается, что это зал совета. [124] [125]

Другие индуистские храмы и памятники

[ редактировать ]

В священном центре, недалеко от южных берегов реки Тунгабхадра и недалеко от храмового комплекса Виттала, находятся ворота и памятник, который теперь называется «Царские весы». [126] [127] Последний похож на те, что встречаются у входов в южноиндийские индуистские храмы во время церемоний тула-пурушдана или тулабхарам , во время которых человек дарит подарок весом, равным или превышающим вес его тела. [126] [127] [128]

Правители Виджаянагара построили форты, укрепленные ворота и сторожевые башни после того, как их династия была основана на руинах войны и для защиты от повторяющихся набегов и вторжений. Арки с выступами в индуистском стиле — обычные ворота и сторожевые башни в Хампи. [примечание 4] Одни из таких ворот расположены к юго-востоку от джайнского храма Ганагитти; [129] он включает в себя центральную стену барбакана, предназначенную для того, чтобы заманить в ловушку и сбить с толку незнакомца, стремящегося к сюрпризу, в то время как частые посетители знали три изменения направления перед воротами. Эти функциональные индуистские памятники можно узнать по легендарному индуистскому персонажу, включенному в них, например, по Бхиме из «Махабхараты», прославившему Пандавов. Еще одни такие ворота находятся на северо-восточной дороге к индуистскому памятнику Таларигат и храму Виттала. [129] [130]

Восьмиугольная ванна

На территории Хампи сохранилось более 1600 руин, в основном индуистских, разбросанных по обширной территории. [10] Другие важные памятники включают храм возле восьмиугольной ванны Сарасвати , индуистской богини знаний и музыки; храм Анантасаяна Вишну в пригороде; храм Уддана Вирбхадра Шивы и Вишну; святилище Кали, свирепая форма Дурги, необычно изображенная с шариком риса и ковшом ( Аннапурна ); [131] подземный храм в королевском центре; пещерный храм Сугрива; [132] памятники холма Матанга; храм Пурандарадаса, посвященный ученому-музыканту, известному своей музыкальной традицией Карнатик ; храм Чандрашекхара Шивы возле памятника ванне королевы; и холм Маляванта, посвященный Раме-Сите-Лакшмане и Шиве. На холме Маляванта находится несколько святынь, в том числе храм Рагхунатхи и ряд лингамов Шивы, высеченных в камне. [133]

Джайнские памятники

[ редактировать ]

Рельефы джайнских храмов в Хампи включают джайнские храмы Хемкут , Ратнантрайкут, Парсванатх Чаран и джайнские храмы Ганагитти. В этих храмах, построенных в 14 веке, сейчас отсутствует большая часть идолов. [134]

Храмовый комплекс Ганагитти

[ редактировать ]
Джайнский храм Ганагитти

Храм Ганигитти Джайн находится недалеко от ворот Бхимы на юго-востоке центральной части города Хампи. Перед ним монолитный фонарный столб. [129] Храм обращен на север; Судя по надписи в храме, он датирован 1385 годом нашей эры, во время правления индуистского короля Харихара II. [129] Он посвящен Тиртханкаре Кунтхунатхе и имеет простые стены, мандапу с колоннами и квадратное святилище, в котором отсутствует статуя Джины. На столбах капители, дверные проемы украшены. Над святилищем возвышается сужающаяся квадратная пирамидальная башня в дравидском стиле. Остальные памятники на территории храма находятся в руинах. [129]

Другие джайнские храмы и памятники

[ редактировать ]

Группа джайнов в 150 метрах (160 ярдов) к востоку от слоновьей конюшни. Один храм, обращенный на север, посвящен Паршванатхе Тиртханкаре. Согласно надписи в храме, он был построен королем Деварайей II и датируется 1426 годом нашей эры. Перед храмом два разрушенных храма; один посвящен Шиве, а другой посвящен Махавире . [135] Джайнские Тиртханкары также включены в рельефы внутри индуистских храмов. [67] [136] [137]

Мусульманские памятники

[ редактировать ]
Могила Ахмад-хана в Хампи

Территория Хампи включает в себя мусульманский квартал с исламскими гробницами, двумя мечетями и кладбищем. Их нет ни в священном центре, ни в королевском центре города Хампи. Некоторые мусульманские памятники являются частью центра города, а другие находятся в пригородах, где проживало большинство жителей Виджаянагара. Они находятся в северо-восточной долине центра города, где также находятся поселения индуистов и джайнов. Большая часть этого региона сильно заилена, а почва скрывает заброшенные храмы, дороги, резервуары для воды, ворота и жилые кварталы. [138] [139]

Мечеть и гробница Ахмад Хана

[ редактировать ]

На юго-востоке центра города, по дороге из Камалапуры в Анегонди, перед каналом Турутту в орошаемой долине, стоит мусульманский памятник. Этот памятник был впервые построен в 1439 году Ахмад-ханом, мусульманским офицером армии индуистского короля Девараи II. Памятники включают мечеть, восьмиугольный колодец и гробницу. Мечеть лишена купола и представляет собой павильон с колоннами, а гробница имеет купол и арки. [139] Другие мусульманские памятники и кладбище были добавлены позже рядом с наследием Ахмад-хана. [139]

Каждый камень в Хампи рассказывает нам историю.
Скалы Хампи
Руины Хампи, 19 век.
Храм Кришны в 1868 году
Храм Рамы в 1868 году
Храм Виттала в 1880 году
Королевские весы 1858 года.

В мемуарах Никколо де Конти , итальянского купца и путешественника, посетившего Хампи около 1420 года, город имел предполагаемую окружность 60 миль (97 км), а его укрепления заключали в себе сельское хозяйство и поселения. В 1442 году Абдул Раззак , приехавший из Персии , описал его как город с семью уровнями фортов, с внешними слоями для сельского хозяйства, ремесел и проживания, внутренними третьим-седьмым слоями, очень переполненными магазинами и базарами (рынками). [140]

В 1520 году Доминго Паес , португальский путешественник, посетил Виджаянагару в составе торгового контингента из португальского Гоа. Он написал свои мемуары под названием Chronica dos reis de Bisnaga , в которых заявил, что Виджаянагара был «таким же большим, как Рим, и очень красивым на вид… самым обеспеченным городом в мире». [141] [142] По словам Паеса, «внутри него много рощ, в садах домов, много водоводов, впадающих в его середину, а местами есть озера...». [142]

Чезаре Федеричи , итальянский купец и путешественник, посетил его через несколько десятилетий после поражения и краха Виджаянагарской империи в 1565 году. По словам Синополи, Йохансена и Моррисона, Федеричи описал его как совсем другой город. Он писал: «Город Безенегер (Хампи-Виджаянагара) не совсем разрушен, однако дома стоят неподвижно, но пусты, и, как сообщается, в них нет никого, кроме Тигреса и других диких зверей». [143]

Историк Уилл Дюрант в своей книге «Наше восточное наследие: история цивилизации» пересказывает историю Виджаянагара и называет его завоевание и разрушение обескураживающей историей. Он пишет: «Ее очевидная мораль состоит в том, что цивилизация — это ненадежная вещь, чей хрупкий комплекс порядка и свободы, культуры и мира» может в любой момент быть свергнут войной и жестоким насилием. [144] [примечание 5]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ О разрушении и сожжении города свидетельствуют количество древесного угля, растрескавшиеся от жары подвалы и сгоревшие архитектурные элементы, найденные археологами в районе Виджаянагара. [43] [9]
  2. ^ По мнению Анилы Вергезе и Дитера Эйгнера, литературные и эпиграфические данные свидетельствуют о существовании матхов Адвайта-Смарта (монастырей), а также монастырей Шайва и Вайшнавов — как шри-вайшнавских, так и двайта-вайшнавских матхов . Все это было поддержано правителями Виджаянагара. Однако из всех них после падения Виджаянагара выжили только Адвайта и Шайва. [52]
  3. ^ В регионе Декан недалеко от Хампи, особенно в Паттадакале - еще одном объекте всемирного наследия, Бадами , Айхоле на севере и простирающемся дальше на юг к Белуру и Халебиду, существовала богатая традиция строительства изысканных индуистских храмов с сочетанием стилей Северной Индии и Южной Индии. Это было внезапно прекращено, заявляют Мейстер и Даки, после первой четверти XIV века после разрушительного вторжения со стороны Делийского султаната . Южноиндийские художники и архитекторы восстановили Виджаянагару, приняв в основном дравидийский стиль. [55]
  4. ^ Строители Хампи также в некоторых местах включили арки в исламском стиле в укрепленные ворота.
  5. ^ . История, руины и храмы Хампи сделали его одним из первых мест необычного туризма в 1960-х годах и позже Туристы собирались на его холмах и среди его руин, чтобы проводить вечеринки и духовные ретриты, и в некоторых публикациях их называли «Хампи-хиппи», а Хампи - «затерянным городом». [145] [146]
  1. ^ Бурадикатти, Кумар (19 ноября 2020 г.). «Баллари потеряет Хампи и многое другое» . Индус .
  2. ^ «Группа памятников в Хампи» . Всемирное наследие . Проверено 20 декабря 2006 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Анила Вергезе 2002 , стр. 1–18
  4. ^ Джон М. Фриц; Джордж Мичелл; Клэр Арни (2001). Новый взгляд на Хампи: недавние исследования в Виджаянагаре . Публикации Марга. стр. 1–7. ISBN  978-81-85026-53-4 .
  5. ^ Jump up to: а б Fritz & Michell 2016 , стр. 11–23, задняя страница.
  6. ^ Жоан-По Рубье (2002). Путешествие и этнология в эпоху Возрождения: Южная Индия глазами европейцев, 1250–1625 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 234–236. ISBN  978-0-521-52613-5 .
  7. ^ Jump up to: а б Майкл С. Ховард (2011). Транснационализм и общество: Введение . МакФарланд. стр. 77–78. ISBN  978-0-7864-8625-0 .
  8. ^ Jump up to: а б Николас Ф. Гир (2014). Истоки религиозного насилия: азиатская перспектива . Лексингтон. стр. 11–14. ISBN  978-0-7391-9223-8 . , Цитировать: «На пике своей славы, около 1500 года, с населением около 500 000 и площадью шестьдесят квадратных миль, Виджаянагара был вторым по величине городом в мире после Пекина».
  9. ^ Jump up to: а б Лисетт, Марк Т.; Моррисон, Кэтлин Д. (2013). «Переосмысление падения Виджаянагара: политическое разрушение и историческое строительство в истории Южной Индии 1». Журнал экономической и социальной истории Востока . 56 (3): 433–470. дои : 10.1163/15685209-12341314 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Группа памятников в Хампи , ЮНЕСКО
  11. ^ Вергезе, Анила (2000). Археология, искусство и религия: новые взгляды на Виджаянагару . Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 vi–viii. ISBN  978-0-19-564890-4 .
  12. ^ К.Д. Моррисон и К.М. Синополи (2006), Виджаянагара: Археологические исследования , Дж. Фриц и др. (ред.), Монография VPR, Манохар, страницы 423–434
  13. ^ Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 154–155.
  14. ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 85–87.
  15. ^ Jump up to: а б с д Джеймс Лохтефельд 2002 , стр. 503–505.
  16. ^ Jump up to: а б с д Дэвид Кинсли 1988 , стр. 46–52, 42–44.
  17. ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 14–15.
  18. ^ Jump up to: а б Анила Вергезе 2002 , стр. 6–7, 40, 92
  19. ^ Д. Девакунджари (2007). Серия всемирного наследия: Хампи . Eicher Goodearth Ltd., Нью-Дели – для археологической службы Индии . п. 8. ISBN  978-81-87780-42-7 .
  20. ^ Jump up to: а б с д Арнольд П. Камински; Роджер Д. Лонг (2016). Национализм и империализм в Южной и Юго-Восточной Азии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 75–76. ISBN  978-1-351-99742-3 .
  21. ^ Jump up to: а б с д Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. стр. 31–32. ISBN  978-0-521-26693-2 .
  22. ^ Д. Девакунджари (2007). Серия «Всемирное наследие» Хампи . Eicher Goodearth Ltd., Нью-Дели - для археологической службы Индии. п. 11. ISBN  978-8187780427 . Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 1 октября 2012 года .
  23. ^ Jump up to: а б Д.В. Деварадж; К.С. Патил (1987). Виджаянагара, Прогресс исследований . Управление археологии и музеев. стр. 112–113.
  24. ^ Авраам Эрали (2015). Эпоха гнева: история Делийского султаната . Книги о пингвинах. стр. 155–157. ISBN  978-93-5118-658-8 .
  25. ^ Рошен Брокерс (2002). История тупиков Индии для детей, 3000 г. до н. э. – н. э. Книги о пингвинах. п. 195. ИСБН  978-0-14-333544-3 .
  26. ^ Jump up to: а б Дэвид М. Найп (2015). Ведические голоса: сокровенные рассказы о живой традиции Андхры . Издательство Оксфордского университета. стр. 38–39. ISBN  978-0-19-026673-8 .
  27. ^ Б.Л. Райс (2001). Справочник Майсура . Азиатские образовательные услуги. стр. 353–354. ISBN  978-81-206-0977-8 .
  28. ^ Роберт Брэднок; Рома Брэднок (2000). Справочник по Индии . МакГроу-Хилл. п. 959. ИСБН  978-0-658-01151-1 .
  29. ^ Jump up to: а б Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. стр. 18–19. ISBN  978-0-521-26693-2 .
  30. ^ Синтия Талбот (2001). Доколониальная Индия на практике: общество, регион и идентичность в средневековой Андхре . Издательство Оксфордского университета. стр. 281–282. ISBN  978-0-19-803123-9 .
  31. ^ Мэри Сторм (2015). Голова и сердце: доблесть и самопожертвование в искусстве Индии . Тейлор и Фрэнсис. п. 311. ИСБН  978-1-317-32556-7 .
  32. ^ Канхайя Л. Шривастава (1980). Положение индусов при Делийском султанате, 1206-1526 гг . Мунширам Манохарлал. п. 202. ИСБН  9788121502245 .
  33. ^ Дэвид Гилмартин; Брюс Б. Лоуренс (2000). Помимо турок и индуистов: переосмысление религиозных идентичностей в исламизированной Южной Азии . Университетское издательство Флориды. стр. 300–306, 321–322. ISBN  978-0-8130-3099-9 .
  34. ^ Jump up to: а б Сьюэлл, Роберт (1900). Забытая империя (переиздание 1924 г.). Джордж Аллен и Анвин.
  35. ^ Шастри 1955 г.
  36. ^ Н. Вентакараманайя, Ранняя мусульманская экспансия в Южной Индии , 1942; Б. Сурья Нараяна Рао, История Виджаянагара , 1993 г.
  37. ^ Камат 2001 , стр. 157–160.
  38. ^ Jump up to: а б с Мурти, Х. В. Шриниваса; Рамакришнан, Р. (1982). История Карнатаки . С Чанд. п. 148.
  39. ^ Рене Дж. Барендсе (2016). Аравийские моря: мир Индийского океана семнадцатого века: мир Индийского океана семнадцатого века . Тейлор и Фрэнсис. п. 68. ИСБН  978-1-317-45835-7 .
  40. ^ Герман Кульке; Дитмар Ротермунд (2004). История Индии . Рутледж. п. 191. ИСБН  978-0-415-32920-0 . , Цитата: "Когда в январе 1565 года началась битва, она, казалось, развернулась в пользу Виджаянагара - однако внезапно два мусульманских генерала Виджаянагара перешли на другую сторону. Рама Райя был взят в плен и немедленно обезглавлен".
  41. ^ Eaton 2006 , стр. 98, Цитата: «Хусейн (...) приказал обезглавить его на месте и набить ему голову соломой (для демонстрации)».
  42. ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , с. 23.
  43. ^ Вергезе, Анила (2004). «Божества, культы и короли Виджаянагара». Мировая археология . 36 (3): 416–431. дои : 10.1080/1468936042000282726812a . S2CID   162319660 .
  44. ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , с. 51.
  45. ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 50–51.
  46. ^ Jump up to: а б с д и Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 52–53.
  47. ^ Дж. М. Фриц и Джордж Мичелл, 2001 .
  48. ^ «Группа памятников в Хампи, Карнатака - Археологическая служба Индии» . Asi.nic.in. ​Проверено 11 августа 2015 г.
  49. ^ Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 13–14.
  50. ^ Хампи , Археологическая служба Индии.
  51. ^ Jump up to: а б Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. стр. 31–39. ISBN  978-0-521-26693-2 .
  52. ^ Jump up to: а б с д Вергезе, Анила; Эйнер, Дитер (1998). «Монашеский комплекс в Виталапуре, Хампи Виджаянагара». Исследования Южной Азии . 14 (1): 127–140. дои : 10.1080/02666030.1998.9628555 .
  53. ^ Jump up to: а б с Фриц, Джон М. (1986). «Виджаянагара: авторитет и значение южноиндийской имперской столицы». Американский антрополог . 88 (1): 44–55. дои : 10.1525/aa.1986.88.1.02a00030 . S2CID   143926888 .
  54. ^ Jump up to: а б Анила Вергезе 2002 , стр. 20–22.
  55. ^ Jump up to: а б Майкл В. Мейстер и Мадхусудан А. Даки 1996 , стр. XVIII–XVIII.
  56. ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 18–22.
  57. ^ Анила Вергезе 2000 , стр. 1–12.
  58. ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 58–65.
  59. ^ Нэшнл Географик (2008). Священные места всей жизни: 500 самых мирных и могущественных мест в мире . Национальное географическое общество. стр. 123–124. ISBN  978-1-4262-0336-7 .
  60. ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 38–42.
  61. ^ Майкл В. Мейстер и Мадхусудан А. Дакай 1996 , стр. 21–23, 91–92.
  62. ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 58–65, 155.
  63. ^ Jump up to: а б с д Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 60–63.
  64. ^ Jump up to: а б с д Даллапиккола, Алабама; Вергезе, Анила (2001). «Храм Рамануджи» в Витталапуре, Хампи». Исследования Южной Азии . 17 (1): 109–116. дои : 10.1080/02666030.2001.9628595 . S2CID   191354648 .
  65. ^ Jump up to: а б Мак, Александра (2004). «Один пейзаж, много опыта: разные точки зрения на храмовые районы Виджаянагара». Журнал археологического метода и теории . 11 (1): 59–81. doi : 10.1023/b:jarm.0000014617.58744.1d . S2CID   143695706 .
  66. ^ Купер, Илей (1997). «Виджаянагар или Виктория? Потолок храма Вирупакша в Хампи». Исследования Южной Азии . 13 (1): 67–69. дои : 10.1080/02666030.1997.9628526 .
  67. ^ Jump up to: а б Даллапиккола, Алабама (1997). «Роспись потолка в храме Вирупакша, Хампи». Исследования Южной Азии . 13 (1): 55–66. дои : 10.1080/02666030.1997.9628525 .
  68. ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 63.
  69. ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 64.
  70. ^ Джордж Мичелл 1977 , стр. 150–151.
  71. ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 62–66.
  72. ^ Адам Харди 1995 , стр. 130–131, 330.
  73. ^ «5 причин, почему получать «благословение слона» в Индии неэтично» . 24 апреля 2019 г.
  74. ^ Jump up to: а б с д и ж Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 70–72.
  75. ^ Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 70–71.
  76. ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 47–48.
  77. ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 105–107.
  78. ^ С. Сеттар (1990). Хампи, средневековый мегаполис . Кала Ятра. стр. 25–27. ОСЛК   24461300 .
  79. ^ Джеймс Мэллинсон и Даниэла Бевилаква (2016), Проект хатха-йоги , SOAS, Лондонский университет
  80. ^ К.М. Суреш (1998). Скульптурное искусство Хампи . Управление археологии и музеев. стр. 190–195.
  81. ^ Анима Вергезе (1996). Д.В. Деварадж, К.С. Патил (ред.). Виджаянагара, Прогресс исследований . Управление археологии и музеев. стр. 100-1 179–191.
  82. ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 47–49.
  83. ^ Jump up to: а б с д и ж Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 98–103.
  84. ^ Прасад, Шьям С. (25 октября 2014 г.). «Ошибка слоновьих пропорций» . Новости Бангалорского зеркала. Группа «Таймс» . Проверено 12 ноября 2020 г.
  85. ^ Патил, Хемант А.; Гаджбхар, Шришаил С. (2012). «Акустический анализ музыкальной колонны большой сцены храма Виттала в Хампи, Индия». Международная конференция по обработке сигналов и связи (SPCOM) , 2012 г. IEEE. стр. 1–5. дои : 10.1109/spcom.2012.6290213 . ISBN  978-1-4673-2014-6 . S2CID   6715610 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  86. ^ Кумар, Аниш; Джаякумар, Т.; Рао, К. Бабу; и др. (2008). «Неразрушающая характеристика музыкальных колонн Махамандапама храма Виттхала в Хампи, Индия». Журнал Акустического общества Америки . 124 (2): 911–917. Бибкод : 2008ASAJ..124..911K . дои : 10.1121/1.2945170 . ПМИД   18681583 .
  87. ^ Редди, Г. Венкатрамана (2010). Алаям – Индуистский храм – воплощение индуистской культуры . Майлапур, Ченнаи: Шри Рамакришна Матх. стр. 31, 32. ISBN.  978-81-7823-542-4 .
  88. ^ Jump up to: а б Александра Мак (2001). «Храмовый район Витталапура». Марг: Журнал искусств . 53 (1): 24–39.
  89. ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 66–69.
  90. ^ Jump up to: а б с д Анила Вергезе 2002 , стр. 37–39.
  91. ^ Jump up to: а б с д и Джордж Мичелл 1995 , стр. 28–29.
  92. ^ Винаяк Бхарн и Крупали Круше 2014 , стр. 72–74.
  93. ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 68–69.
  94. ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 27, 36–37.
  95. ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 36–37.
  96. ^ Jump up to: а б с д Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 84–86.
  97. ^ Анна Фрис Даллапиккола (1992). Храм Рамачандры в Виджаянагаре Американский институт индийских исследований. стр. 100-1 1–19. ISBN  978-81-85425-27-6 .
  98. ^ Анна Л. Даллапиккола (1996). Д.В. Деварадж, К.С. Патил (ред.). Виджаянагара, Прогресс исследований . Управление археологии и музеев. стр. 128–134.
  99. ^ Jump up to: а б Роджер Тёпельманн (1990). Индия в Германии: вклад Дармштадта в дискурс об индийской религии, культуре и обществе (на немецком языке). П. Ланг. стр. 273–278. ISBN  978-3-631-42335-6 .
  100. ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 178 .
  101. ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 108–109.
  102. ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 93–94.
  103. ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 73–74.
  104. ^ К.М. Суреш (1998). Скульптурное искусство Хампи . Управление археологии и музеев. стр. 84–87.
  105. ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 88–89.
  106. ^ Jump up to: а б Анна Либера Даллапиккола; Анила Вергезе (1998). Скульптура в Виджаянагаре: иконография и стиль . Издательство Манохар. стр. 2–3, 27–28, 91–95. ISBN  978-81-7304-232-4 .
  107. Об этом упоминают мемуары португальцев, которые посещали Виджаянагару и торговали с ним. [53]
  108. ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 88–90.
  109. ^ Анна Даллапиккола (2010). Великая платформа в Виджаянагаре: архитектура и скульптура . Манохар. стр. 1–9. ISBN  978-8173048586 .
  110. ^ Дж. Мичелл (1986). «Глава: Народная традиция в монументальной обстановке: скульптуры на Большой платформе в Виджаянагаре» . У Локеша Чандры; Джьотиндра Джайн; и др. (ред.). Размеры индийского искусства . Агам Кала Пракашан. стр. 101–104.
  111. ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , с. 91.
  112. ^ Jump up to: а б с Мичелл, Джордж (1985). «Виджаянагара: архитектурный рекорд». Исследования Южной Азии . 1 (1): 19–41. дои : 10.1080/02666030.1985.9628330 .
  113. ^ Д. Фэйрчайлд Рагглс (2013). «На задворках архитектурной и ландшафтной истории». Мукарнас . 30 (1): 95–117. дои : 10.1163/22118993-0301P0006 .
  114. ^ Доминик Дж. Дэвисон-Дженкинс (1997). Системы ирригации и водоснабжения Виджаянагара . Манохар. стр. 1–12. ISBN  978-81-7304-031-3 . OCLC   879239921 .
  115. ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , с. 65.
  116. ^ Роджер Данн (2005), Фотографии Хампи, Индия , Bridgewater Review, 24 (1), стр. 15–18.
  117. ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 90.
  118. ^ Кэтлин Моррисон Карла Синополи (1991), Археологические исследования в столичном регионе Виджаянгара: 1990 , в Виджаянагаре: Ход исследований, Редакторы: Д.В. Деварадж, К.С. Патил, страницы 67–69
  119. ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 74.
  120. ^ Анила Вергезе 2002 , с. 30.
  121. ^ Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 82–83.
  122. ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 70–72.
  123. ^ Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 77–78.
  124. ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 77–81.
  125. ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 68–70.
  126. ^ Jump up to: а б Анила Вергезе 2002 , с. 49.
  127. ^ Jump up to: а б Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 102–103.
  128. ^ Рао, Налини (19 июля 2016 г.). «Королевская религиозная благотворительность в досовременной Индии: социальные и политические последствия» . Международный журнал исследований Дхармы . 4 (1): 7–19. дои : 10.1186/s40613-016-0030-z .
  129. ^ Jump up to: а б с д и Фриц и Мичелл, 2016 , с. 95.
  130. ^ Анила Вергезе 2002 , стр. 57–58.
  131. ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 73.
  132. ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 104.
  133. ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 96.
  134. ^ «Джайн: Хампи» . Архивировано из оригинала 30 октября 2018 года . Проверено 11 августа 2016 г.
  135. ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 83.
  136. ^ Смит, Алан (1999). «Высеченные в скале элементы Виджаянагара». Исследования Южной Азии . 15 (1): 41–46. дои : 10.1080/02666030.1999.9628564 .
  137. ^ Х. Т. Талвар (1997). Джайнское искусство и архитектура в Виджаянагаре, Хампи . Управление археологии и музеев правительства Карнатаки. стр. 15–21. OCLC   40418652 .
  138. ^ Джон Фриц; Джордж Мичелл (1991). Капила Вацяян (ред.). Концепции космоса, древнего и современного . Абхинав. стр. 198–199. ISBN  978-81-7017-252-9 .
  139. ^ Jump up to: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , с. 97.
  140. ^ Карла М. Синополи (2003). Политическая экономия ремесленного производства: Ремесленная империя в Южной Индии, около 1350–1650 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 146–149. ISBN  978-1-139-44074-5 .
  141. ^ Арнольд П. Камински; Роджер Д. Лонг (2016). Национализм и империализм в Южной и Юго-Восточной Азии: эссе, представленные Дамодару Р.СарДесаи . Тейлор и Фрэнсис. п. 66. ИСБН  978-1-351-99743-0 .
  142. ^ Jump up to: а б Тапан Райчаудхури; Ирфан Хабиб; Дхарма Кумар (1982). Кембриджская экономическая история Индии: Том 1, C.1200-C.1750 . Издательство Кембриджского университета. п. 122. ИСБН  978-0-521-22692-9 .
  143. ^ Карла Синополи; Питер Йохансен; Кэтлин Моррисон (2009). Стивен Э. Фалконер и Чарльз Л. Редман (ред.). Политика и власть: археологические перспективы ландшафтов ранних государств . Издательство Университета Аризоны. п. 37. ИСБН  978-0-8165-2603-1 .
  144. ^ Уилл Дюрант (2011). Наше восточное наследие: история цивилизации . Саймон и Шустер. п. 579. ИСБН  978-1-4516-4668-9 .
  145. ^ Билл Эйткен (1999). Угадав Декан: мотоцикл в сердце Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 219–221. ISBN  978-0-19-564711-2 .
  146. ^ Дэвид Хэтчер Чилдресс (1985). Затерянные города Китая, Центральной Азии и Индии: Путеводитель для путешественника . Приключения. стр. 186–187. ISBN  978-0-932813-00-8 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 511302a3348186835f9a6b30a0f08a83__1721602260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/83/511302a3348186835f9a6b30a0f08a83.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hampi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)