Хаммурапи
Хаммурапи 𒄩𒄠𒈬𒊏𒁉 | |
---|---|
Царь Вавилона Король четырех сторон света | |
Царь Старой Вавилонской империи | |
Царствование | в. 1792 – ок. 1750 г. до н.э. ( MC ) |
Предшественник | Син-Мубаллит |
Преемник | Самсу-ап |
Рожденный | в. 1810 г. до н.э. Вавилон |
Умер | в. 1750 г. до н.э. (59–60 лет) Вавилон |
Проблема | Самсу-ап |
Хаммурапи ( / ˌ x æ m ʊ ˈ r ɑː b i / ; древневавилонский аккадский : 𒄩𒄠𒈬𒊏𒁉 , латинизированный: Ḫâmmurapi ; [ а ] в. 1810 – ок. 1750 г. до н. э. ), также пишется Хаммурапи , [ 3 ] [ 4 ] был шестым аморейским царем Старой Вавилонской империи , правивший с ок. 1792 г. до ок. 1750 г. до н.э. Ему предшествовал его отец Син-Мубаллит , который отрекся от престола из-за ухудшения здоровья. Во время своего правления он завоевал города-государства Ларса , Эшнунна и Мари . Он изгнал Ишме-Дагана I , царя Ассирии , и заставил его сына Мут-Ашкура платить дань, в результате чего почти вся Месопотамия оказалась под властью Вавилона .
Хаммурапи наиболее известен тем, что издал Кодекс Хаммурапи , который, как он утверждал, получил от Шамаша , вавилонского бога справедливости. В отличие от более ранних шумерских сводов законов, таких как Кодекс Ур-Намму , который был сосредоточен на компенсации жертве преступления, Закон Хаммурапи был одним из первых сводов законов, в которых больший упор делался на физическое наказание преступника. Он предписывает конкретные наказания за каждое преступление и является одним из первых кодексов, устанавливающих презумпцию невиновности . Они были призваны ограничить то, что разрешено делать потерпевшему в качестве возмездия . Кодекс Хаммурапи и Закон Моисея в Торе имеют много общего.
Хаммурапи многие считали богом еще при его жизни. После своей смерти Хаммурапи почитался как великий завоеватель, распространивший цивилизацию и заставивший все народы поклониться Мардуку , национальному богу вавилонян. Позже его военные достижения стали принижаться, и его роль идеального законодателя стала основным аспектом его наследия. Для более поздних жителей Месопотамии правление Хаммурапи стало точкой отсчета для всех событий, происходящих в далеком прошлом. Даже после того, как построенная им империя рухнула, его по-прежнему почитали как образцового правителя, и многие короли Ближнего Востока считали его своим предком. Хаммурапи был заново открыт археологами в конце девятнадцатого века и с тех пор считается важной фигурой в истории права .
Жизнь
Предыстория и вознесение
Хаммурапи взошел на трон как царь небольшого королевства в условиях сложной геополитической ситуации. Хаммурапи был аморейским династии в городе-государстве Вавилон царем Первой и унаследовал власть от своего отца, Син-Мубаллита , в ок. 1792 г. до н.э. [ 5 ] Вавилон был одним из многих городов-государств, в основном управляемых амореями, которые разбросаны по центральным и южным равнинам Месопотамии и вели войны друг с другом за контроль над плодородными сельскохозяйственными землями. [ 6 ] Хотя многие культуры сосуществовали в Месопотамии, вавилонская культура приобрела определенную известность среди грамотных классов на Ближнем Востоке при Хаммурапи. [ 7 ] Цари, пришедшие до Хаммурапи, основали относительно небольшой город-государство в 1894 году до нашей эры, который контролировал небольшую территорию за пределами самого города. Вавилон находился в тени более древних, более крупных и могущественных царств, таких как Элам , Ассирия , Исин , Эшнунна и Ларса , в течение примерно столетия после его основания. Однако его отец Син-Мубаллит начал консолидировать власть над небольшой территорией южной центральной Месопотамии под властью Вавилона и ко времени своего правления завоевал второстепенные города-государства Борсиппа , Киш и Сиппар . [ 7 ]
Могущественное королевство Эшнунна контролировало верховья реки Тигр, а Ларса контролировала дельту реки. К востоку от Месопотамии находилось могущественное королевство Элам , которое регулярно вторгалось в небольшие государства южной Месопотамии и облагало их данью. В северной Месопотамии ассирийский царь Шамши-Адад I , уже унаследовавший многовековые ассирийские колонии в Малой Азии , расширил свою территорию на Левант и Центральную Месопотамию , [ 8 ] хотя его безвременная смерть несколько расколола его империю. [ 9 ]
Царствование и завоевания
Первые несколько лет правления Хаммурапи были довольно мирными. [ 10 ] Хаммурапи использовал свою власть для проведения ряда общественных работ, включая повышение городских стен в оборонительных целях и расширение храмов. [ 11 ] Могущественное королевство Элам, которое проходило по важным торговым путям через горы Загрос , вторглось на Месопотамскую равнину. [ 12 ] Имея союзников среди равнинных государств, Элам напал и разрушил королевство Эшнунна, разрушив ряд городов и впервые установив свою власть на частях равнины. [ 13 ]
Чтобы укрепить свои позиции, Элам пытался начать войну между Вавилонским царством Хаммурапи и царством Ларса. [ 14 ] Хаммурапи и царь Ларсы заключили союз, когда обнаружили эту двуличность и смогли сокрушить эламитов, хотя Ларса не внес большого вклада в военные усилия. [ 14 ] Возмущенный тем, что Ларса не смог прийти ему на помощь, Хаммурапи обратился против этой южной державы, таким образом получив контроль над всей равниной нижней Месопотамии к ок. 1763 год до нашей эры . [ 15 ]
Поскольку во время войны на юге Хаммурапи помогали его союзники с севера, такие как Ямхад и Мари , отсутствие солдат на севере привело к беспорядкам. [ 15 ] Продолжая свою экспансию, Хаммурапи обратил свое внимание на север, подавляя беспорядки. Вскоре после этого он уничтожил Эшнунну. [ 16 ] Затем вавилонские армии завоевали оставшиеся северные государства, включая бывшего союзника Вавилона Мари, хотя вполне возможно, что завоевание Мари было капитуляцией без какого-либо реального конфликта. [ 17 ] [ 18 ]
Хаммурапи вступил в затяжную войну с Ишме-Даганом I из Ассирии за контроль над Месопотамией, при этом оба царя заключили союзы с второстепенными государствами, чтобы одержать верх. В конце концов Хаммурапи одержал победу, вытеснив Ишме-Дагана I незадолго до своей смерти. Мут-Ашкур , новый царь Ассирии, был вынужден платить дань Хаммурапи. [ 19 ]
Всего за несколько лет Хаммурапи сумел объединить под своей властью всю Месопотамию. [ 18 ] Ассирийское царство выжило, но было вынуждено платить дань во время его правления, а из крупных городов-государств в регионе только Алеппо и Катна на западе Леванта сохранили свою независимость. [ 18 ] Однако одна стела (каменный памятник) Хаммурапи была найдена даже на севере, в Диярбекире , где он претендует на титул «царя амореев». [ 20 ]
Было обнаружено огромное количество договорных табличек , датированных периодом правления Хаммурапи и его преемников, а также 55 его собственных писем. [ 21 ] Эти письма дают представление о ежедневных испытаниях управления империей: от борьбы с наводнениями и внесения изменений в несовершенный календарь до заботы об огромных стадах скота в Вавилоне. [ 22 ] Хаммурапи умер и передал бразды правления империей своему сыну Самсу-илуне в ок. 1750 г. до н.э. , под властью которого Вавилонская империя начала быстро распадаться. [ 23 ]
Свод законов
Кодекс Хаммурапи представлял собой сборник из 282 законов, регулирующих широкий круг вопросов. [ 24 ] Это не самый ранний из сохранившихся сводов законов. [ 25 ] [ б ] но оказался более влиятельным в мировой политике и международных отношениях. [ 27 ] [ 28 ] поскольку вместо того, чтобы сосредоточиться на компенсации жертве преступления, как в более ранних шумерских законодательных кодексах, Кодекс Хаммурапи сосредоточился на физическом наказании преступника. [ 28 ] Это также был один из первых сводов законов, устанавливающих ограничения на то, что разрешено делать потерпевшему в качестве возмездия. [ 28 ] и один из самых ранних примеров идеи презумпции невиновности , предполагающий, что обвиняемый и обвинитель имеют возможность предоставить доказательства . [ 29 ] Структура кодекса очень специфична: за каждое правонарушение предусмотрено определенное наказание. Многие правонарушения приводили к смерти, обезображиванию или использованию философии Lex Talionis (« Око за око, зуб за зуб »). [ 30 ] [ 28 ]
Кодекс Хаммурапи был начертан на стеле и помещен в общественном месте, чтобы все могли его видеть, хотя считается, что грамотными были немногие. Позднее стела была разграблена эламитами и перевезена в их столицу Сузы ; он был заново открыт там в 1901 году в Иране и сейчас находится в Лувре в Париже . Кодекс Хаммурапи содержит 282 закона, записанных писцами на 12 табличках. [ 27 ] В отличие от более ранних законов, он был написан на аккадском языке , повседневном языке Вавилона, и поэтому его мог прочитать любой грамотный человек в городе. В это время аккадский язык заменил шумерский , и Хаммурапи начал языковые реформы, которые сделали аккадский язык наиболее распространенным языком в это время. [ 31 ] Резьба на вершине стелы изображает Хаммурапи, получающего законы от Шамаша , вавилонского бога справедливости. [ 32 ] а в предисловии говорится, что Хаммурапи был выбран Шамашом, чтобы донести законы до людей. [ 33 ]
Благодаря репутации Хаммурапи как законодателя, его изображения можно найти в зданиях законов по всему миру. Хаммурапи — один из 23 законодателей, изображенных на мраморных барельефах в палате Палаты представителей США в Капитолии США . [ 34 ] Фриз изображающий работы Адольфа Вейнмана, «великих законодателей истории», в том числе Хаммурапи, находится на южной стене здания Верховного суда США . [ 35 ] [ 36 ]
Наследие
Посмертное поминовение
Хаммурапи почитался выше всех других царей второго тысячелетия до нашей эры. [ 40 ] и он удостоился уникальной чести быть провозглашенным богом еще при жизни. [ 41 ] Личное имя «Хаммурапи-или», означающее «Хаммурапи — мой бог», стало обычным явлением во время и после его правления. В трудах, написанных вскоре после его смерти, Хаммурапи отмечается в основном за три достижения: принесение победы в войне, установление мира и установление справедливости. [ 41 ] Завоевания Хаммурапи стали рассматриваться как часть священной миссии по распространению цивилизации среди всех народов. [ 42 ] Стела из Ура прославляет его как могущественного правителя, который подчиняет зло и заставляет все народы поклоняться Мардуку . [ 43 ] На стеле написано: «Людей Элама, Гутиума, Субарту и Тукриша, чьи горы далеки и чьи языки неясны, я отдал в руку [Мардука]. Я сам продолжал проправлять их спутанные умы». Более поздний гимн, также написанный собственным голосом Хаммурапи, превозносит его как могущественную сверхъестественную силу для Мардука: [ 42 ]
Я царь, скоба, схватывающая беззаконников, объединяющая людей,
Я великий дракон среди королей, который сбивает их советы,
Я сеть, натянутая на врага,
Я наводящий страх, который, подняв свои свирепые глаза, выносит непокорным смертный приговор,
Я великая сеть, прикрывающая злой умысел,
Я молодой лев, разрывающий сети и скипетры,
Я — боевая сеть, которая ловит того, кто меня оскорбляет. [ 43 ]
После восхваления военных достижений Хаммурапи гимн наконец заявляет: «Я Хаммурапи, царь справедливости». [ 41 ] В более поздних торжествах роль Хаммурапи как великого законодателя стала подчеркиваться превыше всех его других достижений, а его военные достижения стали принижаться. Правление Хаммурапи стало точкой отсчета для всех событий далекого прошлого. Гимн богине Иштар , язык которого позволяет предположить, что он был написан во время правления Аммисадуки , четвертого преемника Хаммурапи, гласит: «Царь, который первым услышал эту песню как песню о вашем героизме, — Хаммурапи. Эта песня для вас была написана в его Царствуй, да будет ему дарована жизнь навеки!» [ 40 ] На протяжении столетий после его смерти законы Хаммурапи продолжали переписываться писцами в рамках письменных упражнений и даже частично переводились на шумерский язык. [ 44 ]
Политическое наследие
Во время правления Хаммурапи Вавилон узурпировал положение «самого святого города» в южной Месопотамии у своего предшественника, Ниппура . [ 46 ] Под властью преемника Хаммурапи Самсу-илуны недолговечная Вавилонская империя начала распадаться. В северной Месопотамии и амореи, и вавилоняне были изгнаны из Ассирии Пузур -Сином , коренным правителем, говорящим на аккадском языке , ок. 1740 г. до н.э. Примерно в то же время носители аккадского языка свергли вавилонское правление амореев на крайнем юге Месопотамии, создав династию Силенд , более или менее расположенную в районе древнего Шумера. Неэффективные преемники Хаммурапи столкнулись с дальнейшими поражениями и потерей территории от рук ассирийских царей, таких как Адаси и Бел-ибни , а также династии Силенд на юге, Элама на востоке и касситов с северо-востока. Таким образом, Вавилон быстро превратился в то маленькое и незначительное государство, которым он когда-то был при своем основании. [ 47 ]
Победный удар для аморейской династии Хаммурапи произошел в 1595 году до н.э., когда Вавилон был разграблен и завоеван могущественной Хеттской империей , тем самым положив конец всему политическому присутствию амореев в Месопотамии. [ 48 ] Однако индоевропейскоязычные хетты не остались, передав Вавилон своим союзникам- касситам , народу, говорящему на изолированном языке , из горного региона Загроса . Эта касситская династия правила Вавилоном более 400 лет и переняла многие аспекты вавилонской культуры , включая свод законов Хаммурапи. [ 48 ] Однако даже после падения династии Амореев Хаммурапи все еще помнили и почитали. [ 44 ] Когда эламский царь Шутрук-Наххунте I совершил набег на Вавилон в 1158 г. до н. э. и унес множество каменных памятников, он приказал стерть большую часть надписей на этих памятниках и вырезать на них новые надписи. [ 44 ] Однако на стеле, содержащей законы Хаммурапи, были стерты только четыре или пять столбцов, и никакой новой надписи так и не было добавлено. [ 45 ] Спустя более тысячи лет после смерти Хаммурапи цари Суху , земли вдоль реки Евфрат, к северо-западу от Вавилона, объявили его своим предком. [ 49 ]
Нововавилонская царская надпись, которая предназначалась для отображения на стеле, отмечает царское предоставление налоговых льгот девяти вавилонским городам и представляет главного героя как второго Хаммурапи. [ 50 ]
Связь с библейскими персонажами и Моисеевым законом
В конце девятнадцатого века Кодекс Хаммурапи стал основным центром дебатов в ожесточенных спорах Babel und Bibel («Вавилон и Библия») в Германии по поводу связи между Библией и древними вавилонскими текстами. [ 51 ] В январе 1902 года немецкий ассириолог Фридрих Делич прочитал лекцию в Sing-Akademie zu Berlin перед кайзером и его женой, в которой утверждал, что Моисеевые законы Ветхого Завета были напрямую скопированы с Кодекса Хаммурапи. [ 52 ] Лекция Делича была настолько противоречивой, что к сентябрю 1903 года ему удалось собрать 1350 коротких статей из газет и журналов, более 300 более длинных статей и двадцать восемь брошюр, написанных в ответ на эту лекцию, а также на предыдущую о История Потопа в эпосе о Гильгамеше . В этих статьях Делич в подавляющем большинстве содержал критику, хотя некоторые и сочувствовали. Кайзер дистанцировался от Делича и его радикальных взглядов, и осенью 1904 года Делич был вынужден прочитать свою третью лекцию в Кельне и Франкфурте-на-Майне, а не в Берлине. [ 51 ] Предполагаемая связь между Законом Моисея и Кодексом Хаммурапи позже стала основной частью аргумента Делича в его книге 1920–21 годов Die große Täuschung ( «Великий обман» ) о том, что еврейская Библия была безнадежно загрязнена вавилонским влиянием и что только путем устранения человеческий Ветхий Завет полностью мог христианам наконец поверить в истинное, арийское послание Нового Завета . [ 52 ] В начале двадцатого века многие ученые полагали, что Хаммурапи был Амрафелом , царем Сеннаара из Книги Бытия 14:1. [ 53 ] [ 54 ] В настоящее время эта точка зрения в значительной степени отвергнута. [ 55 ] [ 56 ] и существование Амрафила не засвидетельствовано ни в каких писаниях за пределами Библии. [ 56 ]
Кодекс на Завета Моисею дал Параллели между этим повествованием и тем , что Яхве вершине горы Синай в библейской Книге Исход , а также сходство между двумя юридическими кодексами предполагают наличие у них общего семитского происхождения. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] Тем не менее, фрагменты предыдущих сводов законов были найдены, и маловероятно, что законы Моисея были напрямую вдохновлены Кодексом Хаммурапи. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ с ] Некоторые ученые оспаривают это; Дэвид П. Райт утверждает, что Кодекс еврейского Завета «прямо, в первую очередь и во всем» основан на Законах Хаммурапи. [ 61 ] В 2010 году группа археологов из Еврейского университета клинописную табличку, датируемую восемнадцатым или семнадцатым веком до нашей эры, обнаружила в Хацоре в Израиле содержащую законы, явно заимствованные из Кодекса Хаммурапи. [ 62 ]
Ссылки
Примечания
- ^ от аморейского Аммурапи («родственник - целитель»), от Амму («родственник по отцовской линии») и Рапи («целитель»). Классик Алан Миллард настаивает на том, что Хаммурапи — более правильное написание. [ 2 ]
- ^ Ему предшествовали Кодекс Ур-Намму , Законы Эшнунны и Кодекс Липит-Иштар . [ 26 ]
- ↑ Бартон, бывший профессор семитских языков в Пенсильванском университете, заявил, что, хотя между двумя текстами есть сходство, изучение обоих законов в целом «убеждает студента, что законы Ветхого Завета ни в коей мере не являются существенными». зависит от вавилонских законов». Он утверждает, что «такое сходство» возникло из-за «сходства предшественников и общего интеллектуального мировоззрения» между двумя культурами, но что «поразительные различия показывают, что прямого заимствования не было». [ 58 ]
Цитаты
- ^ Ру 1992 , между 266–267.
- ^ Миллард 2004 .
- ^ Хвшнау 2023 .
- ^ Хоун, Чарльз Ф. (1917). Викиисточник . [ сканировать ] . Том. 1 – через
- ^ Ван Де Миеруп 2005 , с. 1.
- ^ Ван Де Миеруп 2005 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2005 , с. 3.
- ^ Ван Де Миеруп 2005 , стр. 3–4.
- ^ Ван Де Миеруп 2005 , с. 16.
- ^ Адольф, Антоний (8 мая 2013 г.). Мир: всемирная история . Джон Уайли и сыновья. п. 3. ISBN 978-0-7456-5459-1 .
В одном из ранних исследований утверждается, что «во время его правления царили мир и процветание», хотя более поздние исследования ограничивают этот преимущественно мирный период первыми двумя десятилетиями правления Хаммурапи.
- ^ Арнольд 2005 , с. 43.
- ^ Ван Де Миеруп 2005 , стр. 15–16.
- ^ Ван Де Миеруп 2005 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2005 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2005 , с. 31.
- ^ Ван Де Миеруп 2005 , стр. 40–41.
- ^ Ван Де Миеруп 2005 , стр. 54–55, 64–65.
- ^ Jump up to: а б с Арнольд 2005 , с. 45.
- ^ Бек, Роджер Б.; Блэк, Линда; Кригер, Ларри С.; Нейлор, Филипп С.; Шабака, Дахия Ибо (1999). Всемирная история: закономерности взаимодействия . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел . ISBN 978-0-395-87274-1 . OCLC 39762695 .
- ^ Клей, Альберт Тобиас (1919). Империя амореев . Издательство Йельского университета . п. 97 .
- ^ Брестед 2003 , с. 129.
- ^ Брестед 2003 , стр. 129–130.
- ^ Арнольд 2005 , с. 42.
- ^ Х. Отто Зоммер (1908). Викиисточник . . Записи прошлого, Том II, Часть III. – через
- ^ Драйвер и Майлз (1952) , с. 9.
- ^ Рот 1995 , стр. 13, 23, 57.
- ^ Jump up to: а б Брестед 2003 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б с д Бертман 2003 , с. 71 .
- ^ Виктимология: теории и приложения , Энн Уолберт Берджесс , Альберт Р. Робертс, Шерил Регер, Jones & Bartlett Learning , 2009, стр. 103
- ^ Принц 1904 , стр. 606–607.
- ^ Махер, Джон К. (2017). Многоязычие: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. п. 108. ИСБН 978-0-19-872499-5 .
... Аккадский (вавилонский) заменил шумерский... Кодекс Хаммурапи был написан на повседневном языке Вавилона, аккадском. Хаммурапи ( ок. 1810–1750 гг. до н.э. ), шестой царь Первой Вавилонской империи, инициировал языковую реформу, чтобы сделать аккадский язык выдающимся лингва-франка древности; надписи обнаружены на каменных, серебряных и глиняных изделиях.
- ^ Кляйнер, Фред С. (2010). Искусство Гарднера сквозь века: западная перспектива . Том. 1 (Тринадцатое изд.). Бостон, Массачусетс: Обучение Уодсворта Сенгеджа. п. 29. ISBN 978-0-495-57360-9 . Архивировано из оригинала 17 июня 2014 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Смит, Дж. М. Поуис (2005). Происхождение и история еврейского права . Кларк, Нью-Джерси: The Lawbook Exchange, Ltd., с. 13. ISBN 978-1-58477-489-1 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ «Хаммурапи» . Архитектор Капитолия . Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 года . Проверено 19 мая 2008 г.
- ^ «Судебные фризы» (PDF) . Верховный суд США . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июня 2010 года . Проверено 19 мая 2008 г.
- ^ Бискупик, Джоан (11 марта 1998 г.). «Законодатели: с двух фризов великие деятели истории права смотрят на скамью Верховного суда» . ООО «Компания ВП». Вашингтон Пост. Архивировано из оригинала 18 августа 2020 года . Проверено 28 ноября 2017 г.
- ^ Клинописные таблички в Британском музее (PDF) . Британский музей. 1905. стр. Таблички 44 и 45. Архивировано (PDF) из оригинала 29 января 2021 года . Проверено 14 марта 2020 г.
- ^ Бадж, Э. А. Уоллис (Эрнест Альфред Уоллис) ; Кинг, LW (Леонард Уильям) (1908). Путеводитель по вавилонским и ассирийским древностям . Лондон: Отпечатано по заказу попечителей. п. 147 .
- ^ Полная транскрипция: «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu . Архивировано из оригинала 4 ноября 2021 года . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2005 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б с Ван Де Миеруп 2005 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2005 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2005 , стр. 126–127.
- ^ Jump up to: а б с Ван Де Миеруп 2005 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2005 , стр. 129–130.
- ^ Шнайдер, Тамми Дж. (2011), Введение в древнюю месопотамскую религию , Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство William B. Eerdmans Publishing Company , стр. 58–59, ISBN 978-0-8028-2959-7 , заархивировано из оригинала 12 ноября 2021 года , получено 1 ноября 2020 года.
- ^ Ру 1992 , стр. 243–246.
- ^ Jump up to: а б ДеБлуа 1997 , с. 19.
- ^ Ван Де Миеруп 2005 , с. 130.
- ^ Фрейзер, Мэри; Адали, Селим Феррух (25 ноября 2021 г.). « Справедливые приговоры, вынесенные бывшим королем Чамму-рапи»: Новая королевская надпись в археологических музеях Стамбула» . Zeitschrift für Assyriologie und vorderasiatische Archäologie . 111 (2): 231–262. дои : 10.1515/za-2021-2004 . ISSN 0084-5299 . S2CID 244530410 . Архивировано из оригинала 20 марта 2023 года . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Циолковский 2012 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Циолковский 2012 , стр. 23–25.
- ^ Роджерс, Роберт В.; Колер, Кауфманн ; Ястроу, Маркус . «Амрафэль» . Еврейская энциклопедия . Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 года . Проверено 24 ноября 2012 г.
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Бытие 14 - новая международная версия» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2021 года . Проверено 24 ноября 2012 г.
- ^ Норт, Роберт (1993). «Авраам». В Мецгере Брюс М.; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 5 . ISBN 978-0-19-504645-8 .
- ^ Jump up to: а б Гранерёд, Гар (26 марта 2010 г.). Авраам и Мелхиседек: Деятельность переписчиков времен Второго Храма в Бытие 14 и Псалме 110 . Берлин, Германия: Вальтер де Грюйтер. п. 120. ИСБН 978-3-11-022346-0 .
- ^ Jump up to: а б Дуглас, доктор юридических наук; Тенни, Меррилл К. (2011). Иллюстрированный библейский словарь Зондервана . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. п. 1323. ИСБН 978-0-310-22983-4 .
- ^ Jump up to: а б с Бартон 1916 , с. 406.
- ^ Jump up to: а б Унгер, М.Ф .: Археология и Ветхий Завет . Гранд-Рапидс: Zondervan Publishing Co., 1954, стр. 156–157.
- ^ Jump up to: а б Фри, JP: Археология и библейская история . Уитон: Писание Пресс, 1950, 1969, с. 121
- ^ Райт, Дэвид П. (2009). Изобретение закона Бога: как библейский кодекс завета использовал и пересматривал законы Хаммурапи . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. стр. 3 и пассим. ISBN 978-0-19-530475-6 .
- ^ Горовиц, Уэйн; Осима, Такаёси; Вукосавович, Филип (2012). «Асор 18: Фрагменты сборника клинописных законов из Асора» . Израильский журнал исследований . 62 (2): 158–176. ISSN 0021-2059 . JSTOR 43855622 .
Источники
- Арнольд, Билл Т. (2005). Кем были вавилоняне? . Издательство «Брилл» . ISBN 978-90-04-13071-5 . OCLC 225281611 .
- Бартон, Джордж А. (1916). Археология и Библия . Филадельфия: Американский союз воскресных школ . OCLC 38608139 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 года . Проверено 29 декабря 2022 г.
- Бертман, Стивен (2003). Справочник по жизни в Древней Месопотамии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-518364-1 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
- Брестед, Джеймс Генри (2003). Древнее время, или История раннего мира, Часть 1 . Издательство Кессинджер. ISBN 978-0-7661-4946-5 . OCLC 69651827 .
- ДеБлуа, Лукас (1997). Знакомство с Древним миром . Рутледж . ISBN 978-0-415-12773-8 . OCLC 231710353 .
- Драйвер, Годфри Р .; Майлз, Джон К. (1952). Вавилонские законы: отредактированные с переводом и комментариями . Том. 1: Юридический комментарий. Оксфорд: Кларендон Пресс . ISBN 978-1-55635-229-4 . OCLC 493362814 .
- Хвшнау, Ардалан (10 февраля 2023 г.). «Новый старый вавилонский список дат с названиями годов Хаммурапи» . Журнал исследований по истории и археологии (84): 665–686. Архивировано из оригинала 10 марта 2023 года . Проверено 10 марта 2023 г.
- Миллард, Алан (2004) [1993]. «Хаммурапи» . В Мецгере, Брюс М .; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-504645-8 .
- Принс, Дж. Дайнли (1904). «Кодекс Хаммурапи» . Американский журнал теологии . 8 (3): 601–609. дои : 10.1086/478479 . JSTOR 3153895 .
- Рот, Марта Т. (1995). Юридические сборники Месопотамии и Малой Азии . Атланта: Общество библейской литературы . ISBN 978-0-7885-0104-3 . Архивировано из оригинала 5 октября 2022 года . Проверено 13 декабря 2022 г.
- Ру, Жорж (1992) [1864]. Древний Ирак . Лондон: Penguin Group . ISBN 978-0-14-012523-8 .
- Ван Де Миеруп, Марк (2005). Царь Вавилона Хаммурапи: Биография . Издательство Блэквелл . ISBN 978-1-4051-2660-1 . OCLC 255676990 .
- Циолковски, Теодор (2012), Гильгамеш среди нас: современные встречи с древним эпосом , Итака, Нью-Йорк и Лондон, Англия: издательство Корнельского университета, ISBN 978-0-8014-5035-8 , заархивировано из оригинала 9 октября 2021 года , получено 1 ноября 2020 года.
Внешние ссылки
- Более пристальный взгляд на Кодекс Хаммурапи. Архивировано 22 июля 2017 года в Wayback Machine в Лувре.
- Работы Хаммурапи в Project Gutenberg
- Работы Хаммурапи или о нем в Internet Archive
- Имена года Хаммурапи