Jump to content

Хаммурапи

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Страница полузащищена
(Перенаправлено с царя Хаммурапи )

Хаммурапи
𒄩𒄠𒈬𒊏𒁉
Царь Вавилона
Король четырех сторон света
Хаммурапи (стоит) получает свои царские знаки отличия от Шамаша (или, возможно, Мардука ) [ 1 ]
Царь Старой Вавилонской империи
Царствование в. 1792 – ок. 1750 г. до н.э. ( MC )
Предшественник Син-Мубаллит
Преемник Самсу-ап
Рожденный в. 1810 г. до н.э.
Вавилон
Умер в. 1750 г. до н.э. (59–60 лет)
Вавилон
Проблема Самсу-ап

Хаммурапи ( / ˌ x æ m ʊ ˈ r ɑː b i / ; древневавилонский аккадский : 𒄩𒄠𒈬𒊏𒁉 , латинизированный: Ḫâmmurapi ; [ а ] в. 1810 – ок. 1750 г. до н. э. ), также пишется Хаммурапи , [ 3 ] [ 4 ] был шестым аморейским царем Старой Вавилонской империи , правивший с ок. 1792 г. до ок. 1750 г. до н.э. Ему предшествовал его отец Син-Мубаллит , который отрекся от престола из-за ухудшения здоровья. Во время своего правления он завоевал города-государства Ларса , Эшнунна и Мари . Он изгнал Ишме-Дагана I , царя Ассирии , и заставил его сына Мут-Ашкура платить дань, в результате чего почти вся Месопотамия оказалась под властью Вавилона .

Хаммурапи наиболее известен тем, что издал Кодекс Хаммурапи , который, как он утверждал, получил от Шамаша , вавилонского бога справедливости. В отличие от более ранних шумерских сводов законов, таких как Кодекс Ур-Намму , который был сосредоточен на компенсации жертве преступления, Закон Хаммурапи был одним из первых сводов законов, в которых больший упор делался на физическое наказание преступника. Он предписывает конкретные наказания за каждое преступление и является одним из первых кодексов, устанавливающих презумпцию невиновности . Они были призваны ограничить то, что разрешено делать потерпевшему в качестве возмездия . Кодекс Хаммурапи и Закон Моисея в Торе имеют много общего.

Хаммурапи многие считали богом еще при его жизни. После своей смерти Хаммурапи почитался как великий завоеватель, распространивший цивилизацию и заставивший все народы поклониться Мардуку , национальному богу вавилонян. Позже его военные достижения стали принижаться, и его роль идеального законодателя стала основным аспектом его наследия. Для более поздних жителей Месопотамии правление Хаммурапи стало точкой отсчета для всех событий, происходящих в далеком прошлом. Даже после того, как построенная им империя рухнула, его по-прежнему почитали как образцового правителя, и многие короли Ближнего Востока считали его своим предком. Хаммурапи был заново открыт археологами в конце девятнадцатого века и с тех пор считается важной фигурой в истории права .

Жизнь

Предыстория и вознесение

Карта, показывающая территорию Вавилона после вознесения Хаммурапи в ок. 1792 г. до н.э. , и после его смерти в ок. 1750 г. до н.э.

Хаммурапи взошел на трон как царь небольшого королевства в условиях сложной геополитической ситуации. Хаммурапи был аморейским династии в городе-государстве Вавилон царем Первой и унаследовал власть от своего отца, Син-Мубаллита , в ок. 1792 г. до н.э. [ 5 ] Вавилон был одним из многих городов-государств, в основном управляемых амореями, которые разбросаны по центральным и южным равнинам Месопотамии и вели войны друг с другом за контроль над плодородными сельскохозяйственными землями. [ 6 ] Хотя многие культуры сосуществовали в Месопотамии, вавилонская культура приобрела определенную известность среди грамотных классов на Ближнем Востоке при Хаммурапи. [ 7 ] Цари, пришедшие до Хаммурапи, основали относительно небольшой город-государство в 1894 году до нашей эры, который контролировал небольшую территорию за пределами самого города. Вавилон находился в тени более древних, более крупных и могущественных царств, таких как Элам , Ассирия , Исин , ​​Эшнунна и Ларса , в течение примерно столетия после его основания. Однако его отец Син-Мубаллит начал консолидировать власть над небольшой территорией южной центральной Месопотамии под властью Вавилона и ко времени своего правления завоевал второстепенные города-государства Борсиппа , Киш и Сиппар . [ 7 ]

Могущественное королевство Эшнунна контролировало верховья реки Тигр, а Ларса контролировала дельту реки. К востоку от Месопотамии находилось могущественное королевство Элам , которое регулярно вторгалось в небольшие государства южной Месопотамии и облагало их данью. В северной Месопотамии ассирийский царь Шамши-Адад I , уже унаследовавший многовековые ассирийские колонии в Малой Азии , расширил свою территорию на Левант и Центральную Месопотамию , [ 8 ] хотя его безвременная смерть несколько расколола его империю. [ 9 ]

Царствование и завоевания

Вотивный памятник из известняка из Сиппара, Ирак, датируемый ок. 1792 – ок. 1750 г. до н.э., изображающий царя Хаммурапи, поднимающего правую руку в поклонении, сейчас хранится в Британском музее.

Первые несколько лет правления Хаммурапи были довольно мирными. [ 10 ] Хаммурапи использовал свою власть для проведения ряда общественных работ, включая повышение городских стен в оборонительных целях и расширение храмов. [ 11 ] Могущественное королевство Элам, которое проходило по важным торговым путям через горы Загрос , вторглось на Месопотамскую равнину. [ 12 ] Имея союзников среди равнинных государств, Элам напал и разрушил королевство Эшнунна, разрушив ряд городов и впервые установив свою власть на частях равнины. [ 13 ]

Чтобы укрепить свои позиции, Элам пытался начать войну между Вавилонским царством Хаммурапи и царством Ларса. [ 14 ] Хаммурапи и царь Ларсы заключили союз, когда обнаружили эту двуличность и смогли сокрушить эламитов, хотя Ларса не внес большого вклада в военные усилия. [ 14 ] Возмущенный тем, что Ларса не смог прийти ему на помощь, Хаммурапи обратился против этой южной державы, таким образом получив контроль над всей равниной нижней Месопотамии к ок. 1763 год до нашей эры . [ 15 ]

Поскольку во время войны на юге Хаммурапи помогали его союзники с севера, такие как Ямхад и Мари , отсутствие солдат на севере привело к беспорядкам. [ 15 ] Продолжая свою экспансию, Хаммурапи обратил свое внимание на север, подавляя беспорядки. Вскоре после этого он уничтожил Эшнунну. [ 16 ] Затем вавилонские армии завоевали оставшиеся северные государства, включая бывшего союзника Вавилона Мари, хотя вполне возможно, что завоевание Мари было капитуляцией без какого-либо реального конфликта. [ 17 ] [ 18 ]

Хаммурапи вступил в затяжную войну с Ишме-Даганом I из Ассирии за контроль над Месопотамией, при этом оба царя заключили союзы с второстепенными государствами, чтобы одержать верх. В конце концов Хаммурапи одержал победу, вытеснив Ишме-Дагана I незадолго до своей смерти. Мут-Ашкур , новый царь Ассирии, был вынужден платить дань Хаммурапи. [ 19 ]

Всего за несколько лет Хаммурапи сумел объединить под своей властью всю Месопотамию. [ 18 ] Ассирийское царство выжило, но было вынуждено платить дань во время его правления, а из крупных городов-государств в регионе только Алеппо и Катна на западе Леванта сохранили свою независимость. [ 18 ] Однако одна стела (каменный памятник) Хаммурапи была найдена даже на севере, в Диярбекире , где он претендует на титул «царя амореев». [ 20 ]

Было обнаружено огромное количество договорных табличек , датированных периодом правления Хаммурапи и его преемников, а также 55 его собственных писем. [ 21 ] Эти письма дают представление о ежедневных испытаниях управления империей: от борьбы с наводнениями и внесения изменений в несовершенный календарь до заботы об огромных стадах скота в Вавилоне. [ 22 ] Хаммурапи умер и передал бразды правления империей своему сыну Самсу-илуне в ок. 1750 г. до н.э. , под властью которого Вавилонская империя начала быстро распадаться. [ 23 ]

Свод законов

Стела Кодекс Хаммурапи . Лувр , Париж

Кодекс Хаммурапи представлял собой сборник из 282 законов, регулирующих широкий круг вопросов. [ 24 ] Это не самый ранний из сохранившихся сводов законов. [ 25 ] [ б ] но оказался более влиятельным в мировой политике и международных отношениях. [ 27 ] [ 28 ] поскольку вместо того, чтобы сосредоточиться на компенсации жертве преступления, как в более ранних шумерских законодательных кодексах, Кодекс Хаммурапи сосредоточился на физическом наказании преступника. [ 28 ] Это также был один из первых сводов законов, устанавливающих ограничения на то, что разрешено делать потерпевшему в качестве возмездия. [ 28 ] и один из самых ранних примеров идеи презумпции невиновности , предполагающий, что обвиняемый и обвинитель имеют возможность предоставить доказательства . [ 29 ] Структура кодекса очень специфична: за каждое правонарушение предусмотрено определенное наказание. Многие правонарушения приводили к смерти, обезображиванию или использованию философии Lex Talionis Око за око, зуб за зуб »). [ 30 ] [ 28 ]

Кодекс Хаммурапи был начертан на стеле и помещен в общественном месте, чтобы все могли его видеть, хотя считается, что грамотными были немногие. Позднее стела была разграблена эламитами и перевезена в их столицу Сузы ; он был заново открыт там в 1901 году в Иране и сейчас находится в Лувре в Париже . Кодекс Хаммурапи содержит 282 закона, записанных писцами на 12 табличках. [ 27 ] В отличие от более ранних законов, он был написан на аккадском языке , повседневном языке Вавилона, и поэтому его мог прочитать любой грамотный человек в городе. В это время аккадский язык заменил шумерский , и Хаммурапи начал языковые реформы, которые сделали аккадский язык наиболее распространенным языком в это время. [ 31 ] Резьба на вершине стелы изображает Хаммурапи, получающего законы от Шамаша , вавилонского бога справедливости. [ 32 ] а в предисловии говорится, что Хаммурапи был выбран Шамашом, чтобы донести законы до людей. [ 33 ]

Благодаря репутации Хаммурапи как законодателя, его изображения можно найти в зданиях законов по всему миру. Хаммурапи — один из 23 законодателей, изображенных на мраморных барельефах в палате Палаты представителей США в Капитолии США . [ 34 ] Фриз изображающий работы Адольфа Вейнмана, «великих законодателей истории», в том числе Хаммурапи, находится на южной стене здания Верховного суда США . [ 35 ] [ 36 ]

Наследие

Посмертное поминовение

Табличка Хаммурапи ( 𒄩𒄠𒈬𒊏𒁉 , 4-я строка сверху), царя Вавилона. Британский музей. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]

Хаммурапи почитался выше всех других царей второго тысячелетия до нашей эры. [ 40 ] и он удостоился уникальной чести быть провозглашенным богом еще при жизни. [ 41 ] Личное имя «Хаммурапи-или», означающее «Хаммурапи — мой бог», стало обычным явлением во время и после его правления. В трудах, написанных вскоре после его смерти, Хаммурапи отмечается в основном за три достижения: принесение победы в войне, установление мира и установление справедливости. [ 41 ] Завоевания Хаммурапи стали рассматриваться как часть священной миссии по распространению цивилизации среди всех народов. [ 42 ] Стела из Ура прославляет его как могущественного правителя, который подчиняет зло и заставляет все народы поклоняться Мардуку . [ 43 ] На стеле написано: «Людей Элама, Гутиума, Субарту и Тукриша, чьи горы далеки и чьи языки неясны, я отдал в руку [Мардука]. Я сам продолжал проправлять их спутанные умы». Более поздний гимн, также написанный собственным голосом Хаммурапи, превозносит его как могущественную сверхъестественную силу для Мардука: [ 42 ]

Я царь, скоба, схватывающая беззаконников, объединяющая людей,
Я великий дракон среди королей, который сбивает их советы,
Я сеть, натянутая на врага,
Я наводящий страх, который, подняв свои свирепые глаза, выносит непокорным смертный приговор,
Я великая сеть, прикрывающая злой умысел,
Я молодой лев, разрывающий сети и скипетры,
Я — боевая сеть, которая ловит того, кто меня оскорбляет. [ 43 ]

После восхваления военных достижений Хаммурапи гимн наконец заявляет: «Я Хаммурапи, царь справедливости». [ 41 ] В более поздних торжествах роль Хаммурапи как великого законодателя стала подчеркиваться превыше всех его других достижений, а его военные достижения стали принижаться. Правление Хаммурапи стало точкой отсчета для всех событий далекого прошлого. Гимн богине Иштар , язык которого позволяет предположить, что он был написан во время правления Аммисадуки , четвертого преемника Хаммурапи, гласит: «Царь, который первым услышал эту песню как песню о вашем героизме, — Хаммурапи. Эта песня для вас была написана в его Царствуй, да будет ему дарована жизнь навеки!» [ 40 ] На протяжении столетий после его смерти законы Хаммурапи продолжали переписываться писцами в рамках письменных упражнений и даже частично переводились на шумерский язык. [ 44 ]

Политическое наследие

Копия стелы Хаммурапи, узурпированная Шутруком-Наххунте I. Стела была стерта лишь частично и никогда не переписывалась. [ 45 ]

Во время правления Хаммурапи Вавилон узурпировал положение «самого святого города» в южной Месопотамии у своего предшественника, Ниппура . [ 46 ] Под властью преемника Хаммурапи Самсу-илуны недолговечная Вавилонская империя начала распадаться. В северной Месопотамии и амореи, и вавилоняне были изгнаны из Ассирии Пузур -Сином , коренным правителем, говорящим на аккадском языке , ок. 1740 г. до н.э. Примерно в то же время носители аккадского языка свергли вавилонское правление амореев на крайнем юге Месопотамии, создав династию Силенд , более или менее расположенную в районе древнего Шумера. Неэффективные преемники Хаммурапи столкнулись с дальнейшими поражениями и потерей территории от рук ассирийских царей, таких как Адаси и Бел-ибни , а также династии Силенд на юге, Элама на востоке и касситов с северо-востока. Таким образом, Вавилон быстро превратился в то маленькое и незначительное государство, которым он когда-то был при своем основании. [ 47 ]

Победный удар для аморейской династии Хаммурапи произошел в 1595 году до н.э., когда Вавилон был разграблен и завоеван могущественной Хеттской империей , тем самым положив конец всему политическому присутствию амореев в Месопотамии. [ 48 ] Однако индоевропейскоязычные хетты не остались, передав Вавилон своим союзникам- касситам , народу, говорящему на изолированном языке , из горного региона Загроса . Эта касситская династия правила Вавилоном более 400 лет и переняла многие аспекты вавилонской культуры , включая свод законов Хаммурапи. [ 48 ] Однако даже после падения династии Амореев Хаммурапи все еще помнили и почитали. [ 44 ] Когда эламский царь Шутрук-Наххунте I совершил набег на Вавилон в 1158 г. до н. э. и унес множество каменных памятников, он приказал стерть большую часть надписей на этих памятниках и вырезать на них новые надписи. [ 44 ] Однако на стеле, содержащей законы Хаммурапи, были стерты только четыре или пять столбцов, и никакой новой надписи так и не было добавлено. [ 45 ] Спустя более тысячи лет после смерти Хаммурапи цари Суху , земли вдоль реки Евфрат, к северо-западу от Вавилона, объявили его своим предком. [ 49 ]

Нововавилонская царская надпись, которая предназначалась для отображения на стеле, отмечает царское предоставление налоговых льгот девяти вавилонским городам и представляет главного героя как второго Хаммурапи. [ 50 ]

Связь с библейскими персонажами и Моисеевым законом

В конце девятнадцатого века Кодекс Хаммурапи стал основным центром дебатов в ожесточенных спорах Babel und Bibel («Вавилон и Библия») в Германии по поводу связи между Библией и древними вавилонскими текстами. [ 51 ] В январе 1902 года немецкий ассириолог Фридрих Делич прочитал лекцию в Sing-Akademie zu Berlin перед кайзером и его женой, в которой утверждал, что Моисеевые законы Ветхого Завета были напрямую скопированы с Кодекса Хаммурапи. [ 52 ] Лекция Делича была настолько противоречивой, что к сентябрю 1903 года ему удалось собрать 1350 коротких статей из газет и журналов, более 300 более длинных статей и двадцать восемь брошюр, написанных в ответ на эту лекцию, а также на предыдущую о История Потопа в эпосе о Гильгамеше . В этих статьях Делич в подавляющем большинстве содержал критику, хотя некоторые и сочувствовали. Кайзер дистанцировался от Делича и его радикальных взглядов, и осенью 1904 года Делич был вынужден прочитать свою третью лекцию в Кельне и Франкфурте-на-Майне, а не в Берлине. [ 51 ] Предполагаемая связь между Законом Моисея и Кодексом Хаммурапи позже стала основной частью аргумента Делича в его книге 1920–21 годов Die große Täuschung ( «Великий обман» ) о том, что еврейская Библия была безнадежно загрязнена вавилонским влиянием и что только путем устранения человеческий Ветхий Завет полностью мог христианам наконец поверить в истинное, арийское послание Нового Завета . [ 52 ] В начале двадцатого века многие ученые полагали, что Хаммурапи был Амрафелом , царем Сеннаара из Книги Бытия 14:1. [ 53 ] [ 54 ] В настоящее время эта точка зрения в значительной степени отвергнута. [ 55 ] [ 56 ] и существование Амрафила не засвидетельствовано ни в каких писаниях за пределами Библии. [ 56 ]

Кодекс на Завета Моисею дал Параллели между этим повествованием и тем , что Яхве вершине горы Синай в библейской Книге Исход , а также сходство между двумя юридическими кодексами предполагают наличие у них общего семитского происхождения. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] Тем не менее, фрагменты предыдущих сводов законов были найдены, и маловероятно, что законы Моисея были напрямую вдохновлены Кодексом Хаммурапи. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ с ] Некоторые ученые оспаривают это; Дэвид П. Райт утверждает, что Кодекс еврейского Завета «прямо, в первую очередь и во всем» основан на Законах Хаммурапи. [ 61 ] В 2010 году группа археологов из Еврейского университета клинописную табличку, датируемую восемнадцатым или семнадцатым веком до нашей эры, обнаружила в Хацоре в Израиле содержащую законы, явно заимствованные из Кодекса Хаммурапи. [ 62 ]

Ссылки

Примечания

  1. ^ от аморейского Аммурапи («родственник - целитель»), от Амму («родственник по отцовской линии») и Рапи («целитель»). Классик Алан Миллард настаивает на том, что Хаммурапи — более правильное написание. [ 2 ]
  2. ^ Ему предшествовали Кодекс Ур-Намму , Законы Эшнунны и Кодекс Липит-Иштар . [ 26 ]
  3. Бартон, бывший профессор семитских языков в Пенсильванском университете, заявил, что, хотя между двумя текстами есть сходство, изучение обоих законов в целом «убеждает студента, что законы Ветхого Завета ни в коей мере не являются существенными». зависит от вавилонских законов». Он утверждает, что «такое сходство» возникло из-за «сходства предшественников и общего интеллектуального мировоззрения» между двумя культурами, но что «поразительные различия показывают, что прямого заимствования не было». [ 58 ]

Цитаты

  1. ^ Ру 1992 , между 266–267.
  2. ^ Миллард 2004 .
  3. ^ Хвшнау 2023 .
  4. ^ Хоун, Чарльз Ф. (1917). Священные книги и ранняя литература Востока   . Том. 1 – через Викиисточник . [ сканировать  Ссылка на вики-источник]
  5. ^ Ван Де Миеруп 2005 , с. 1.
  6. ^ Ван Де Миеруп 2005 , стр. 1–2.
  7. ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2005 , с. 3.
  8. ^ Ван Де Миеруп 2005 , стр. 3–4.
  9. ^ Ван Де Миеруп 2005 , с. 16.
  10. ^ Адольф, Антоний (8 мая 2013 г.). Мир: всемирная история . Джон Уайли и сыновья. п. 3. ISBN  978-0-7456-5459-1 . В одном из ранних исследований утверждается, что «во время его правления царили мир и процветание», хотя более поздние исследования ограничивают этот преимущественно мирный период первыми двумя десятилетиями правления Хаммурапи.
  11. ^ Арнольд 2005 , с. 43.
  12. ^ Ван Де Миеруп 2005 , стр. 15–16.
  13. ^ Ван Де Миеруп 2005 , с. 17.
  14. ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2005 , с. 18.
  15. ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2005 , с. 31.
  16. ^ Ван Де Миеруп 2005 , стр. 40–41.
  17. ^ Ван Де Миеруп 2005 , стр. 54–55, 64–65.
  18. ^ Jump up to: а б с Арнольд 2005 , с. 45.
  19. ^ Бек, Роджер Б.; Блэк, Линда; Кригер, Ларри С.; Нейлор, Филипп С.; Шабака, Дахия Ибо (1999). Всемирная история: закономерности взаимодействия . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел . ISBN  978-0-395-87274-1 . OCLC   39762695 .
  20. ^ Клей, Альберт Тобиас (1919). Империя амореев . Издательство Йельского университета . п. 97 .
  21. ^ Брестед 2003 , с. 129.
  22. ^ Брестед 2003 , стр. 129–130.
  23. ^ Арнольд 2005 , с. 42.
  24. ^ Х. Отто Зоммер (1908). Законы Хаммурапи, царя Вавилонии   . Записи прошлого, Том II, Часть III. – через Викиисточник .
  25. ^ Драйвер и Майлз (1952) , с. 9.
  26. ^ Рот 1995 , стр. 13, 23, 57.
  27. ^ Jump up to: а б Брестед 2003 , с. 141.
  28. ^ Jump up to: а б с д Бертман 2003 , с. 71 .
  29. ^ Виктимология: теории и приложения , Энн Уолберт Берджесс , Альберт Р. Робертс, Шерил Регер, Jones & Bartlett Learning , 2009, стр. 103
  30. ^ Принц 1904 , стр. 606–607.
  31. ^ Махер, Джон К. (2017). Многоязычие: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. п. 108. ИСБН  978-0-19-872499-5 . ... Аккадский (вавилонский) заменил шумерский... Кодекс Хаммурапи был написан на повседневном языке Вавилона, аккадском. Хаммурапи ( ок. 1810–1750 гг. до н.э. ), шестой царь Первой Вавилонской империи, инициировал языковую реформу, чтобы сделать аккадский язык выдающимся лингва-франка древности; надписи обнаружены на каменных, серебряных и глиняных изделиях.
  32. ^ Кляйнер, Фред С. (2010). Искусство Гарднера сквозь века: западная перспектива . Том. 1 (Тринадцатое изд.). Бостон, Массачусетс: Обучение Уодсворта Сенгеджа. п. 29. ISBN  978-0-495-57360-9 . Архивировано из оригинала 17 июня 2014 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
  33. ^ Смит, Дж. М. Поуис (2005). Происхождение и история еврейского права . Кларк, Нью-Джерси: The Lawbook Exchange, Ltd., с. 13. ISBN  978-1-58477-489-1 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
  34. ^ «Хаммурапи» . Архитектор Капитолия . Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 года . Проверено 19 мая 2008 г.
  35. ^ «Судебные фризы» (PDF) . Верховный суд США . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июня 2010 года . Проверено 19 мая 2008 г.
  36. ^ Бискупик, Джоан (11 марта 1998 г.). «Законодатели: с двух фризов великие деятели истории права смотрят на скамью Верховного суда» . ООО «Компания ВП». Вашингтон Пост. Архивировано из оригинала 18 августа 2020 года . Проверено 28 ноября 2017 г.
  37. ^ Клинописные таблички в Британском музее (PDF) . Британский музей. 1905. стр. Таблички 44 и 45. Архивировано (PDF) из оригинала 29 января 2021 года . Проверено 14 марта 2020 г.
  38. ^ Бадж, Э. А. Уоллис (Эрнест Альфред Уоллис) ; Кинг, LW (Леонард Уильям) (1908). Путеводитель по вавилонским и ассирийским древностям . Лондон: Отпечатано по заказу попечителей. п. 147 .
  39. ^ Полная транскрипция: «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu . Архивировано из оригинала 4 ноября 2021 года . Проверено 4 ноября 2021 г.
  40. ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2005 , с. 128.
  41. ^ Jump up to: а б с Ван Де Миеруп 2005 , с. 127.
  42. ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2005 , с. 126.
  43. ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2005 , стр. 126–127.
  44. ^ Jump up to: а б с Ван Де Миеруп 2005 , с. 129.
  45. ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2005 , стр. 129–130.
  46. ^ Шнайдер, Тамми Дж. (2011), Введение в древнюю месопотамскую религию , Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство William B. Eerdmans Publishing Company , стр. 58–59, ISBN  978-0-8028-2959-7 , заархивировано из оригинала 12 ноября 2021 года , получено 1 ноября 2020 года.
  47. ^ Ру 1992 , стр. 243–246.
  48. ^ Jump up to: а б ДеБлуа 1997 , с. 19.
  49. ^ Ван Де Миеруп 2005 , с. 130.
  50. ^ Фрейзер, Мэри; Адали, Селим Феррух (25 ноября 2021 г.). « Справедливые приговоры, вынесенные бывшим королем Чамму-рапи»: Новая королевская надпись в археологических музеях Стамбула» . Zeitschrift für Assyriologie und vorderasiatische Archäologie . 111 (2): 231–262. дои : 10.1515/za-2021-2004 . ISSN   0084-5299 . S2CID   244530410 . Архивировано из оригинала 20 марта 2023 года . Проверено 20 марта 2023 г.
  51. ^ Jump up to: а б Циолковский 2012 , с. 25.
  52. ^ Jump up to: а б Циолковский 2012 , стр. 23–25.
  53. ^ Роджерс, Роберт В.; Колер, Кауфманн ; Ястроу, Маркус . «Амрафэль» . Еврейская энциклопедия . Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 года . Проверено 24 ноября 2012 г.
  54. ^ «Отрывок из Библейских ворот: Бытие 14 - новая международная версия» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2021 года . Проверено 24 ноября 2012 г.
  55. ^ Норт, Роберт (1993). «Авраам». В Мецгере Брюс М.; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 5 . ISBN  978-0-19-504645-8 .
  56. ^ Jump up to: а б Гранерёд, Гар (26 марта 2010 г.). Авраам и Мелхиседек: Деятельность переписчиков времен Второго Храма в Бытие 14 и Псалме 110 . Берлин, Германия: Вальтер де Грюйтер. п. 120. ИСБН  978-3-11-022346-0 .
  57. ^ Jump up to: а б Дуглас, доктор юридических наук; Тенни, Меррилл К. (2011). Иллюстрированный библейский словарь Зондервана . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. п. 1323. ИСБН  978-0-310-22983-4 .
  58. ^ Jump up to: а б с Бартон 1916 , с. 406.
  59. ^ Jump up to: а б Унгер, М.Ф .: Археология и Ветхий Завет . Гранд-Рапидс: Zondervan Publishing Co., 1954, стр. 156–157.
  60. ^ Jump up to: а б Фри, JP: Археология и библейская история . Уитон: Писание Пресс, 1950, 1969, с. 121
  61. ^ Райт, Дэвид П. (2009). Изобретение закона Бога: как библейский кодекс завета использовал и пересматривал законы Хаммурапи . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. стр. 3 и пассим. ISBN  978-0-19-530475-6 .
  62. ^ Горовиц, Уэйн; Осима, Такаёси; Вукосавович, Филип (2012). «Асор 18: Фрагменты сборника клинописных законов из Асора» . Израильский журнал исследований . 62 (2): 158–176. ISSN   0021-2059 . JSTOR   43855622 .

Источники

Царственные титулы
Предшественник Короли Вавилона
в. 1792 – ок. 1750 г. до н.э. ( MC )
Преемник

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 96ae3197cdc4073d022e2ea3869077ed__1720488840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/ed/96ae3197cdc4073d022e2ea3869077ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hammurabi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)