Фонология
Часть серии о |
Лингвистика |
---|
Портал |
Фонология — это раздел лингвистики , который изучает, как языки систематически организуют свои телефоны или, для жестовых языков , их составные части знаков. Этот термин может также относиться конкретно к звуковой или знаковой системе определенного варианта языка . Когда-то изучение фонологии относилось только к изучению систем фонем в разговорных языках, но теперь может относиться и к любому лингвистическому анализу :
- на уровне ниже слова (включая слог , начало и время , артикуляционные жесты , артикуляционные особенности, мора и т. д.), или
- все уровни языка, на которых звуки или знаки структурированы для передачи лингвистического значения . [1]
Языки жестов имеют фонологическую систему, эквивалентную системе звуков в разговорных языках. Строительными блоками знаков являются характеристики движения, местоположения и формы рук. [2] Сначала для изучения фонологии знаков использовалась отдельная терминология («черема» вместо «фонема» и т. д.), но сейчас считается, что эти понятия применимы универсально ко всем человеческим языкам .
Терминология
[ редактировать ]Слово «фонология» (как и « фонология английского языка ») может относиться либо к области изучения, либо к фонологической системе данного языка. [3] Это одна из фундаментальных систем, которые, как считается, включает в себя язык, как и его синтаксис , морфология и лексика . Слово фонология происходит от древнегреческого φωνή , phōnḗ , «голос, звук», и суффикса -логия (от греческого λόγος , logos , «слово, речь, предмет обсуждения»).
Фонологию обычно отличают от фонетики , которая касается физического производства, акустической передачи и восприятия звуков или знаков языка. [4] [5] Фонология описывает, как они функционируют в пределах данного языка или между языками для кодирования значения. Для многих лингвистов фонетика принадлежит описательной лингвистике , а фонология — теоретической лингвистике , но установление фонологической системы языка обязательно является применением теоретических принципов к анализу фонетических данных в некоторых теориях. Это различие проводилось не всегда, особенно до появления современной концепции фонемы в середине 20 века. Некоторые разделы современной фонологии пересекаются с фонетикой в описательных дисциплинах, таких как психолингвистика и восприятие речи , что приводит к появлению особых областей, таких как артикуляционная фонология или лабораторная фонология .
Определения области фонологии различаются. Николай Трубецкой в «Основах фонологии» (1939) определяет фонологию как «изучение звука, относящегося к системе языка», в отличие от фонетики, которая представляет собой «изучение звука, относящегося к акту речи» (различие между языком и речь, по сути, является Фердинанда де Соссюра различием между языком и условно-досрочным освобождением ). [6] Совсем недавно Ласс (1998) пишет, что фонология в широком смысле относится к разделу лингвистики, изучающему звуки языка, а в более узком смысле «собственно фонология занимается функциями, поведением и организацией звуков как лингвистических объектов». [4] По данным Кларка и др. (2007), это означает систематическое использование звука для кодирования значения в любом разговорном человеческом языке или область лингвистики, изучающую это использование. [7]
История
[ редактировать ]Ранние свидетельства систематического изучения звуков языка появляются в Аштадхьяи 4-го века до нашей эры , санскритской грамматике, составленной Панини . В частности, Шива Сутры , вспомогательный текст к Аштадхьяи , представляет то, что можно считать списком фонем санскрита, с системой обозначений для них, которая используется во всем основном тексте, который касается вопросов морфологии , синтаксиса и семантика .
Ибн Джинни из Мосула , пионер фонологии, в X веке много писал по арабской морфологии и фонологии в таких работах, как «Китаб аль-Муншиф» , «Китаб аль-Мухтасаб» и « Китаб аль-Хашиш . [8]
Изучение фонологии в том виде, в котором она существует сегодня, определяется формирующими исследованиями польского ученого XIX века Яна Бодуэна де Куртенэ . [9] : 17 который (вместе со своими учениками Николаем Крушевским и Львом Щербой в Казанской школе ) сформировал современное употребление термина фонема в серии лекций 1876–1877 годов. Слово фонема было придумано несколькими годами ранее, в 1873 году, французским лингвистом А. Дюфриш-Деженеттом . В документе, прочитанном 24 мая на заседании Парижского лингвистического общества , [10] Дюфриш-Деженетт предложил, чтобы фонема служила однословным эквивалентом немецкого Sprachlaut . [11] Последующие работы Бодуэна де Куртенэ, хотя часто и не получившие признания, считаются отправной точкой современной фонологии. , он также работал над теорией фонетических чередований (то, что сейчас называется аллофонией и морфофонологией ) и, возможно, оказал влияние на работы Соссюра По мнению Э. Кёрнера . [12]
Влиятельной школой фонологии в межвоенный период была Пражская школа . Одним из ее ведущих членов был князь Николай Трубецкой , чьи «Grundzüge der Phonologie» ( «Принципы фонологии ») [6] опубликованная посмертно в 1939 году, является одной из наиболее важных работ в этой области того периода. Находясь под непосредственным влиянием Бодуэна де Куртенэ, Трубецкой считается основателем морфонологии , но эта концепция также была признана де Куртенэ. Трубецкой также разработал понятие архифонемы . Другой важной фигурой пражской школы был Роман Якобсон , один из самых выдающихся лингвистов 20 века. Луи Ельмслева также Глоссематика внесла свой вклад, сосредоточив внимание на языковой структуре, независимой от фонетической реализации или семантики. [9] : 175
В 1968 году Ноам Хомский и Моррис Халле опубликовали «Звуковой образец английского языка» (SPE), основу генеративной фонологии . С этой точки зрения фонологические репрезентации представляют собой последовательности сегментов , состоящих из отличительных особенностей . Эти особенности были расширением более ранних работ Романа Якобсона, Гуннара Фанта и Морриса Халле. Характеристики описывают аспекты артикуляции и восприятия, принадлежат к универсально фиксированному набору и имеют двоичные значения + или –. Существует как минимум два уровня репрезентации: базовая репрезентация и поверхностная фонетическая репрезентация. Упорядоченные фонологические правила управляют тем, как лежащее в основе представление преобразуется в фактическое произношение (так называемая поверхностная форма). Важным следствием влияния SPE на фонологическую теорию было преуменьшение значения слога и акцент на сегментах. Более того, генеративисты объединили морфофонологию с фонологией, что одновременно решало и создавало проблемы.
Естественная фонология - это теория, основанная на публикациях ее сторонника Дэвида Стэмпа в 1969 году и, более конкретно, в 1979 году. С этой точки зрения фонология основана на наборе универсальных фонологических процессов , которые взаимодействуют друг с другом; те, которые активны, и те, которые подавлены, зависят от языка. Фонологические процессы действуют не на сегменты, а на отличительные особенности внутри просодических групп. Просодические группы могут быть как небольшими, как часть слога, так и большими, как целое высказывание. Фонологические процессы неупорядочены по отношению друг к другу и применяются одновременно, но результат одного процесса может быть входом для другого. Второй по величине естественный фонолог - Патрисия Донеган, жена Стампе; Есть много естественных фонологов в Европе и несколько в США, например Джеффри Натан. Принципы естественной фонологии были распространены на морфологию Вольфгангом У. Дресслером , который основал естественную морфологию.
В 1976 году Джон Голдсмит представил автосегментарную фонологию . Фонологические явления больше не рассматриваются как оперирующие одной линейной последовательностью сегментов, называемых фонемами или комбинациями признаков, а скорее как включающие в себя некоторые параллельные последовательности признаков, расположенные на нескольких уровнях. Автосегментарная фонология позже развилась в геометрию признаков , которая стала стандартной теорией представления для таких различных теорий организации фонологии, как лексическая фонология и теория оптимальности .
Государственная фонология , возникшая в начале 1980-х годов как попытка унифицировать теоретические представления о синтаксических и фонологических структурах, основана на представлении о том, что все языки обязательно следуют небольшому набору принципов и различаются в зависимости от выбора ими определенных бинарных параметров . То есть фонологические структуры всех языков по существу одинаковы, но существуют ограниченные вариации, объясняющие различия в поверхностных реализациях. Принципы считаются нерушимыми, но параметры иногда могут вступать в противоречие. Среди выдающихся деятелей в этой области — Джонатан Кэй , Жан Лоуэнстамм, Жан-Роже Верно, Моник Шаретт и Джон Харрис.
На курсе летнего института LSA в 1991 году Алан Принс и Пол Смоленский разработали теорию оптимальности — общую архитектуру фонологии, согласно которой языки выбирают произношение слова, которое лучше всего удовлетворяет списку ограничений, упорядоченных по важности; ограничение более низкого ранга может быть нарушено, когда нарушение необходимо для соблюдения ограничения более высокого ранга. Вскоре этот подход был распространен на морфологию Джоном Маккарти и Аланом Принсом и стал доминирующим направлением в фонологии. Обращение к фонетическому обоснованию ограничений и репрезентативных элементов (например, особенностей) в различных подходах подверглось критике со стороны сторонников «фонологии без веществ», особенно со стороны Марка Хейла и Чарльза Рейсса . [13] [14]
Комплексный подход к фонологической теории, который объединяет синхронические и диахронические описания звуковых моделей, был инициирован в последние годы в «Эволюционной фонологии» . [15]
Анализ фонем
[ редактировать ]Важная часть традиционных, прегенеративных школ фонологии изучает, какие звуки можно сгруппировать в различные единицы языка; эти единицы известны как фонемы . Например, в английском языке звук «p» в слове «pot » произносится с придыханием (произносится [pʰ] ), а в слове «spot» — без придыхания (произносится [p] ). Однако носители английского языка интуитивно трактуют оба звука как вариации ( аллофоны , которые не могут дать начало минимальным парам ) одной и той же фонологической категории, то есть фонемы /p/ . (Традиционно утверждается, что если бы звук [pʰ] без придыхания с придыханием был заменен на [p] в месте , носители английского языка все равно услышали бы одни и те же слова; то есть два звука воспринимались бы как «одинаковые» / p/ .) Однако в некоторых других языках эти два звука воспринимаются как разные и, следовательно, относят к разным фонемам. Например, в тайском , бенгальском и кечуа существует минимальное количество пар слов, для которых придыхательность является единственной контрастирующей чертой (два слова могут иметь разные значения, но с той лишь разницей в произношении, что одно имеет придыхательный звук, тогда как другое имеет придыхательный звук). безнаддувный).
Таким образом, часть фонологического изучения языка включает в себя изучение данных (фонетических транскрипций речи носителей языка ) и попытку определить, каковы основные фонемы и каков звуковой состав языка. Наличие или отсутствие минимальных пар, как уже говорилось выше, является часто используемым критерием для решения вопроса о том, следует ли отнести два звука к одной и той же фонеме. Однако часто необходимо принимать во внимание и другие соображения.
Конкретные фонематические контрасты в языке могут со временем меняться. Когда-то [f] и [v] — два звука, имеющие одинаковое место и способ артикуляции и различающиеся только звонкостью, — были в английском языке аллофонами одной и той же фонемы, но позднее стали относиться к отдельным фонемам. Это один из главных факторов исторического изменения языков, описанного в исторической лингвистике .
Результаты и идеи исследований восприятия речи и артикуляции усложняют традиционную и несколько интуитивную идею о том, что взаимозаменяемые аллофоны воспринимаются как одна и та же фонема. Во-первых, перестановка аллофонов одной и той же фонемы может привести к образованию неузнаваемых слов. Во-вторых, реальная речь, даже на уровне слов, сильно артикулирована, поэтому проблематично рассчитывать на возможность объединения слов в простые сегменты, не влияя при этом на восприятие речи.
Поэтому разные лингвисты по-разному подходят к проблеме соотнесения звуков с фонемами. Например, они различаются по степени фонетического сходства аллофонов. Существуют также разные мнения относительно того, является ли эта группировка звуков чисто инструментом лингвистического анализа или отражает реальный процесс, связанный с тем, как человеческий мозг обрабатывает язык.
С начала 1960-х годов лингвисты-теоретики отошли от традиционного понятия фонемы, предпочитая рассматривать основные единицы на более абстрактном уровне, как компонент морфем ; эти единицы можно назвать морфофонемами , а анализ с использованием этого подхода называется морфофонологией .
Другие темы
[ редактировать ]Помимо минимальных единиц, которые могут служить цели различения значения (фонем), фонология изучает то, как звуки чередуются или заменяют друг друга в разных формах одной и той же морфемы ( алломорфы ), а также, например, слоговую структуру, ударение , геометрия особенностей , тон и интонация .
Фонология также включает в себя такие темы, как фонотактика (фонологические ограничения на то, какие звуки могут появляться в каких позициях в данном языке) и фонологическое чередование (как произношение звука меняется посредством применения фонологических правил , иногда в заданном порядке, который можно кормление или кровотечение , [16] ), а также просодия , изучение супрасегменталов и таких тем , как ударение и интонация .
Принципы фонологического анализа могут применяться независимо от модальности , поскольку они предназначены для использования в качестве общих аналитических инструментов, а не специфичных для языка. Те же принципы были применены к анализу жестовых языков (см. Фонемы в жестовых языках ), хотя сублексические единицы не реализуются как звуки речи.
См. также
[ редактировать ]- Абсолютная нейтрализация
- Акцент (социолингвистика)
- Черология
- Английская фонология
- Список фонологов
- неограмматик
- Фонологическое развитие
- Фонологическая иерархия
- Фонология второго языка
Примечания
[ редактировать ]- ^ Брентари, Дайан; Фенлон, Иордания; Кормье, Кирси (июль 2018 г.). «Фонология жестового языка» . Оксфордская исследовательская энциклопедия лингвистики . дои : 10.1093/акр/9780199384655.013.117 . ISBN 9780199384655 . S2CID 60752232 .
- ^ Стоко, Уильям К. (1978) [1960]. Структура языка жестов: описание систем визуальной коммуникации глухих американцев . Кафедра антропологии и лингвистики Университета Буффало. Исследования по лингвистике, Периодические статьи. Том. 8 (2-е изд.). Силвер-Спринг, Мэриленд: Linstok Press.
- ^ «Определение ФОНОЛОГИИ» . www.merriam-webster.com . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ласс, Роджер (1998). Фонология: введение в основные понятия . Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк; Мельбурн, Австралия: Издательство Кембриджского университета . п. 1. ISBN 978-0-521-23728-4 . Проверено 8 января 2011 г., ISBN в мягкой обложке 0-521-28183-0.
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Карр, Филип (2003). Английская фонетика и фонология: введение . Массачусетс, США; Оксфорд, Великобритания; Виктория, Австралия; Берлин, Германия: Издательство Blackwell Publishing. ISBN 978-0-631-19775-1 . Проверено 8 января 2011 г., ISBN в мягкой обложке 0-631-19776-1.
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Трубецкой Н., Grundzüge der Phonologie (опубликовано в 1939 г.), переведено К. Балтаксом как «Принципы фонологии» , University of California Press, 1969 г.
- ^ Кларк, Джон; Яллоп, Колин; Флетчер, Джанет (2007). Введение в фонетику и фонологию (3-е изд.). Массачусетс, США; Оксфорд, Великобритания; Виктория, Австралия: Blackwell Publishing . ISBN 978-1-4051-3083-7 . Проверено 8 января 2011 г. Альтернативный ISBN 1-4051-3083-0.
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Бернардс, Моник, «Ибн Джинни», в: Энциклопедия ислама, ТРИ, под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон. Онлайн-консультация 27 мая 2021 г.Впервые опубликовано в Интернете: 2021 г.Первое печатное издание: 9789004435964, 20210701, 2021-4.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон, Стивен Р. (2021). Фонология в ХХ веке (Второе, исправленное и дополненное изд.). Берлин: Language Science Press. дои : 10.5281/zenodo.5509618 . ISBN 978-3-96110-327-0 . ISSN 2629-172X . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Анон (вероятно, Луи Хаве ). (1873) «О природе носовых согласных». Критический обзор истории и литературы 13, № 23, с. 368.
- ^ Роман Якобсон , Избранные произведения: слово и язык , том 2, Вальтер де Грюйтер, 1971, стр. 396.
- ^ Э. Ф. Кёрнер , Фердинанд де Соссюр: происхождение и развитие его лингвистической мысли в западных исследованиях языка. Вклад в историю и теорию лингвистики , Брауншвейг: Фридрих Видег и Зон [Оксфорд и Элмсфорд, Нью-Йорк: Pergamon Press], 1973.
- ^ Хейл, Марк; Рейсс, Чарльз (2008). Фонологическое предприятие . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-953397-8 .
- ^ Хейл, Марк; Рейсс, Чарльз (2000). « Злоупотребление психоактивными веществами» и «дисфункционализм»: современные тенденции в фонологии». Лингвистический запрос . 31 (1): 157–169. JSTOR 4179099 .
- ^ Блевинс, Джульетта. 2004. Эволюционная фонология: появление звуковых моделей . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Голдсмит 1995:1.
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Джон М.; и Юэн, Колин Дж. (1987). Принципы фонологии зависимости . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Блох, Бернар (1941). «Фонематическое перекрытие». Американская речь . 16 (4): 278–284. дои : 10.2307/486567 . JSTOR 486567 .
- Блумфилд, Леонард . (1933). Язык . Нью-Йорк: Х. Холт и компания. (Пересмотренная версия книги Блумфилда «Введение в изучение языка» 1914 г. ).
- Брентари, Дайан (1998). Просодическая модель фонологии жестового языка. Кембридж, Массачусетс: MIT Press .
- Хомский, Ноам . (1964). Актуальные проблемы лингвистической теории. В Дж. А. Фодоре и Дж. Дж. Каце (ред.), Структура языка: Чтения по философскому языку (стр. 91–112). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
- Хомский, Ноам; и Галле, Моррис . (1968). Звуковой образец английского языка . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Клементс, Джордж Н. (1985). «Геометрия фонологических особенностей». Ежегодник фонологии . 2 : 225–252. дои : 10.1017/S0952675700000440 . S2CID 62237665 .
- Клементс, Джордж Н.; и Сэмюэл Дж. Кейзер. (1983). Фонология CV: порождающая теория слога . Монографии по лингвистическим исследованиям (№ 9). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 0-262-53047-3 (пбк); ISBN 0-262-03098-5 (hbk).
- де Лейси, Поль, изд. (2007). Кембриджский справочник по фонологии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-84879-4 . Проверено 8 января 2011 г.
- Донеган, Патрисия. (1985). О естественной фонологии гласных. Нью-Йорк: Гарленд. ISBN 0-8240-5424-5 .
- Ферт, младший (1948). «Звуки и просодии». Труды Филологического общества . 47 (1): 127–152. дои : 10.1111/j.1467-968X.1948.tb00556.x .
- Гилберс, Дикки; де Хооп, Хелен (1998). «Конфликтующие ограничения: введение в теорию оптимальности». Лингва . 104 (1–2): 1–12. дои : 10.1016/S0024-3841(97)00021-1 .
- Голдсмит, Джон А. (1979). Цели автосегментной фонологии . В Д. А. Диннсене (ред.), Современные подходы к фонологической теории (стр. 202–222). Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- Голдсмит, Джон А. (1989). Автосегментарная и метрическая фонология: новый синтез . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Голдсмит, Джон А. (1995). «Фонологическая теория». В Джоне А. Голдсмите (ред.). Справочник по фонологической теории . Справочники Блэквелла по лингвистике. Издательство Блэквелл. ISBN 978-1-4051-5768-1 .
- Гуссенховен, Карлос и Джейкобс, Хайке. «Понимание фонологии», Ходдер и Арнольд, 1998. 2-е издание, 2005 г.
- Хейл, Марк; Рейсс, Чарльз (2008). Фонологическое предприятие . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-953397-8 .
- Галле, Моррис (1954). «Стратегия фонемики» . Слово . 10 (2–3): 197–209. дои : 10.1080/00437956.1954.11659523 .
- Галле, Моррис. (1959). Звуковой образец русского языка . Гаага: Мутон.
- Харрис, Зеллиг. (1951). Методы структурной лингвистики . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Хокетт, Чарльз Ф. (1955). Руководство по фонологии . Публикации Университета Индианы по антропологии и лингвистике, мемуары II. Балтимор: Уэверли Пресс.
- Хупер, Джоан Б. (1976). Введение в естественную генеративную фонологию . Нью-Йорк: Академическая пресса. ISBN 9780123547507 .
- Якобсон, Роман (1949). «Об идентификации фонематических образований». Работы Копенгагенского лингвистического кружка . 5 : 205–213. дои : 10.1080/01050206.1949.10416304 .
- Якобсон, Роман ; Фант, Гуннар; и Галле, Моррис. (1952). Предварительные сведения к анализу речи: отличительные черты и их корреляты . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- Кайс, Эллен М.; и Шоу, Патрисия А. (1985). К теории лексической фонологии. В Э. Колине и Дж. Андерсоне (ред.), Ежегодник фонологии 2 (стр. 1–30).
- Кенстович, Михаил . Фонология в порождающей грамматике . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Ладефогед, Питер. (1982). Курс фонетики (2-е изд.). Лондон: Харкорт Брейс Йованович.
- Мартине, Андре (1949). Фонология как функциональная фонетика . Оксфорд: Блэквелл.
- Мартине, Андре (1955). Экономика фонетических изменений: Трактат по диахронической фонологии . Берн: А. Франке СА
- Наполи, Донна Джо (1996). Лингвистика: Введение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Пайк, Кеннет Ли (1947). Фонематика: метод сведения языка к письму . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
- Сэндлер, Венди и Лилло-Мартин, Дайан. 2006. Язык жестов и лингвистические универсалии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- Сапир, Эдвард (1925). «Звуковые закономерности в языке». Язык . 1 (2): 37–51. дои : 10.2307/409004 . JSTOR 409004 .
- Сапир, Эдвард (1933). «Психологическая реальность фонем». Журнал нормальной и патологической психологии . 30 : 247–265.
- де Соссюр, Фердинанд . (1916). Курс общего языкознания . Пэрис: Пайот.
- Стампе, Дэвид. (1979). Диссертация по естественной фонологии . Нью-Йорк: Гарленд.
- Сводеш, Моррис (1934). «Фонематический принцип». Язык . 10 (2): 117–129. дои : 10.2307/409603 . JSTOR 409603 .
- Трагер, Джордж Л.; Блох, Бернар (1941). «Слоговые фонемы английского языка». Язык . 17 (3): 223–246. дои : 10.2307/409203 . JSTOR 409203 .
- Трубецкой, Николай . (1939). Grundzüge der Phonologie . Работы Пражского лингвистического кружка 7.
- Твадделл, Уильям Ф. (1935). Об определении фонемы. Языковая монография №. 16. Язык .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с фонологией, на Викискладе?
- Фонетика и фонология в Керли