Нюва
Нюва | |||
---|---|---|---|
![]() Нюва ремонтирует небесный столп работы Сяо Юньцуна (1596–1673) | |||
Традиционный китайский | Нува | ||
Упрощенный китайский | Нува | ||
|
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
![]() |
Нюва , также читается как Нюгуа , — богиня-мать , культурный герой , [ 1 ] и/или член Трех Правителей китайской мифологии . Она является богиней в китайской народной религии , китайском буддизме , конфуцианстве и даосизме . [ 2 ] Ей приписывают создание Столпа человечества и восстановление Небесного . [ 3 ]
Как создательница человечества, она вручную лепила людей из желтой глины. [ 4 ] В других историях, где она выполняет эту роль, она создавала только дворян. [ 5 ] и/или богатые [ 6 ] из желтой почвы. Истории различаются по другим деталям создания человечества, но в древнем Китае существовала традиция, согласно которой она создавала простолюдинов из коричневой глины. [ 5 ] История гласит, что она устала, когда создавала «богатых и знатных», поэтому все остальные, или «люди, сделанные из шнура», были созданы из ее «протаскивания веревки через грязь». [ 6 ]
В « Хуайнаньцзы» есть описание великой битвы между божествами, которая сломала колонны, поддерживающие Небеса, и вызвала большие разрушения. Произошло сильное наводнение, и Небеса рухнули. Нюва была той, кто заделывала дыры в Небесах пятью цветными камнями и использовала ноги черепахи, чтобы починить колонны. [ 4 ]
В литературе по всему Китаю есть много примеров ее появления, в которых она подробно описана в историях творения, и сегодня она остается важной фигурой для китайской культуры. Она является одной из самых почитаемых китайских богинь наряду с Гуаньинь и Мацзу . [ нужна ссылка ]
Имя
[ редактировать ]Иероглиф ню ( китайский : 女 ; букв. «женщина») является распространенным префиксом в именах богинь. Настоящее имя — ва , также читается как гуа ( китайский : 媧 ). Китайский иероглиф уникален для этого имени. Биррелл переводит это слово как «прекрасное», но отмечает, что оно «может быть истолковано как «лягушка » , что согласуется с ее водным мифом. [ 7 ] По-китайски слово «водоворот» — это во ( китайский : 渦 ), которое имеет то же произношение, что и слово «улитка» ( китайский : 蝸 ). Правая сторона всех этих иероглифов образована словом ва ( китайский : 咼 ), которое можно перевести как «спираль» или «спираль» как существительное, и как «вращение» или «вращаться» как глагол, чтобы описать « спиральное движение». Это мифическое значение также символически изображалось в виде циркуля в руке, который можно найти на многих картинах и портретах, связанных с ней.
Ее почтительное имя - Вахуан ( китайский : 媧皇 ; букв. «Императрица Ва»). [ 8 ]
Описание
[ редактировать ]
Хуайнаньцзы : связывает Нюва со временем, когда Небо и Земля находились в состоянии разрушения
Возвращаясь к более древним временам, четыре столба были сломаны; девять провинций были в руинах. Небо не полностью покрыло [землю]; Земля не удерживала [Небо] по всей [своей окружности]. Пожары вышли из-под контроля и не могли быть потушены; вода разлилась на огромных просторах и не собиралась отступать. Свирепые звери поедали невинных людей; хищные птицы хватали стариков и немощных. После этого Нюва сплавил пятицветные камни, чтобы залатать лазурное небо, отрезал ноги большой черепахи , чтобы сделать из них четыре столба, убил черного дракона, чтобы облегчить провинцию Цзи , и сложил в кучу тростник. и шлаки, чтобы остановить бурлящие воды. Лазурное небо было заплатано; четыре столба были поставлены; бушующие воды были слиты; в провинции Цзи было спокойно ; хитрые паразиты вымерли; непорочные люди [сохранили] жизнь. [ 9 ] [ а ]
Катастрофы предположительно были вызваны битвой между божествами Гунгун и Чжуаньсюй (событие, упомянутое ранее в « Хуайнаньцзы »), [ б ] пятицветные камни символизируют пять китайских элементов (дерево, огонь, земля, металл и вода), черный дракон был сущностью воды и, следовательно, причиной наводнений, провинция Цзи метонимически обозначает центральные регионы (китайский мир). ). [ 12 ] После этого Хуайнаньцзы рассказывает о том, как мудрецы-правители Нюва и Фуси установили порядок в королевстве, следуя Пути ( 道 ) и его силе ( 德 ). [ 9 ]
В « Книге гор и морей» , датированной периодом Воюющих царств и династией Хань , кишки Нюва описываются как разбросанные по десяти духам. [ 13 ] [ нужен неосновной источник ]
В Лиецзы (ок. 475–221 до н. э.), глава 5 «Вопросы Тан» ( 卷第五 湯問篇 ), автор Ли Юкоу описывает, как Нюва восстанавливал первоначальные несовершенные небеса с помощью пятицветных камней и отрезал черепахе ноги. использовать в качестве подпорок, поддерживающих небо. [ 14 ]
В «Песнях Чу» (ок. 340–278 до н.э.), глава 3 « Просить небеса » ( китайский : 问天 ), автор Цюй Юань пишет, что Нюйва лепил фигурки из желтой земли, давая им жизнь и способность рожать детей. После того, как демоны сразились и сломали небесные столбы, Нюва непрестанно работал над устранением повреждений, расплавляя пятицветные камни, чтобы восстановить небеса. [ 15 ]
В Шуовэнь Цзецзы (ок. 58–147 гг. Н.э.), самом раннем словаре Китая, под статьей о Нюва автор Сюй Шэнь описывает ее как сестру и жену Фуси . Нюва и Фуси были изображены с переплетенными змееподобными хвостами на фреске династии Восточная Хань в храме Улян в уезде Цзясян, провинция Шаньдун. [ нужна ссылка ]
В Дуйи Чжи ( 獨異志 ; ок. 846–874 гг. н.э.), том 3, автор Ли Жун дает это описание.
Давным-давно, когда мир только появился, жили два человека: Ню Куа и ее старший брат. Они жили на горе Кунь-лунь . А простых людей на свете еще не было. Они говорили о том, чтобы стать мужем и женой, но им стало стыдно. Тогда брат сразу же отправился со своей сестрой на гору Кунь-лунь и произнес такую молитву: «О Небеса, если Ты пошлешь нас двоих как мужа и жену, то собери весь туманный пар. Если нет, то сотвори весь туманный пар рассеивается». При этом туманный пар тут же собрался. Когда сестра сблизилась со своим братом, они сплели траву веером, закрывающим их лица. Даже сегодня, когда мужчина берет жену, они держат веер, который является символом того, что произошло в давние времена. [ 16 ]
Есть истории, в которых она считается «супругой» Фуси, а не его сестрой. [ 2 ]
В главе 3 «Юйчуань Цзыцзи » ( 玉川子集 , ок. 618–907 гг. Н.э.) ( «Поэма о дружбе с Ма И», также известная как «Нюва изначально была женой Фуси» ), автор Лу Тонг описывает Нюва как жену Фуси. [ нужна ссылка ]
В «Сику Цюаньшу » Сыма Чжэнь (679–732) дает комментарий к главе пролога к Сыма Цяня » « Шиджи «Дополнение к историческим записям: история трех Августейших», в котором обнаруживается, что Три Августейших - это Нюва. , Фуси и Шэннун ; Фуси и Нюва имеют одну и ту же фамилию, Фэн ( китайский : 風 ; хмонг: Фадж). [ с ]
В сборнике « Четыре великие книги песен» (ок. 960–1279 гг. н. э.), составленном Ли Фаном и другими, в 78-м томе книги «Императорские чтения эпохи тайпинов» содержится глава «Обычаи Иншао династии Хань», в которой утверждается, что людей не было, когда небо и земля были разделены. Так, Нюва использовал желтую глину для изготовления людей. Но глина оказалась недостаточно прочной, поэтому она вложила в нее веревки, чтобы тела выпрямились. Говорят также, что она молила богов позволить ей стать богиней супружеских отношений. Существуют варианты этой истории. [ нужна ссылка ]
В мифах династии Мин о переходе от династии Шан к династии Чжоу Нюва принимал злые решения, которые в конечном итоге принесли пользу Китаю , например, послал духа лисы, чтобы поощрить разврат короля Чжоу , что привело к его свержению. [ 17 ] В других рассказах она и Фуси представлены исключительно как «великие нежные защитники человечества», не желающие прибегать к уловкам. [ 18 ]
Нюва и Фуси также считались богами шелка. [ 19 ]
Иконография Фуси и Нюва
[ редактировать ]Иконография Фуси и Нюва различается по внешнему виду в зависимости от периода времени, а также демонстрирует региональные различия. [ 20 ] В фресках и иконографии китайских гробниц Фуси и Нюва обычно имеют змееподобные тела и человеческое лицо или голову. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Нюва часто изображается держащим компас или несколько компасов, которые были традиционным китайским символом куполообразного неба. [ 1 ] Ее также считали воплощением звезд и неба. [ 1 ] или звездный бог.
Фуси и Нюва могут быть изображены как отдельные фигуры, расположенные в виде симметричной пары, или в виде двойных фигур с переплетенными змееподобными телами. [ 20 ] Их змееподобные хвосты также можно изобразить вытянутыми навстречу друг другу. [ 20 ] Это похоже на изображение Раху и Кету в индийской астрологии.
Фуси и Нюва также могут появляться по отдельности на отдельных кирпичах гробниц. [ 20 ] Обычно они держат или обнимают солнечные или лунные диски, содержащие изображения птицы ( или трехногой вороны) или жабы (иногда зайца), которые являются символами солнца и луны соответственно, и/или каждый из них держит квадрат или пара циркуля или растение «гриб долголетия» ( китайский : 靈芝 ; пиньинь : линчжи ). [ 20 ] [ 22 ] Фуси и Нюва, держащие солнце и луну, появляются еще в конце династии Западная Хань. [ 20 ] Другие вариации внешнего вида, такие как нижняя змееподобная форма тела (например, толстый или тонкий хвост), изображения ног (т. е. ног, расположенных вдоль змееподобного тела) и крыльев (например, крылья с перьями, выступающими из спины, как показано в поздний западный Хань Синань (新安) также существуют гробницы или меньшие перья, найденные на их плечах), а также в шляпах и прическах. [ 20 ]
В регионах Лоян фрески, относящиеся к поздней династии Западная Хань , Фуси и Нюйва, как правило, изображаются как отдельные фигуры, каждая из которых находится на каждой стороне центрального гребня гробниц, как в гробнице Бу Цяньцю. [ 20 ] Их можно встретить и без переплетающихся хвостов на каменных фресках того же периода. [ 20 ] Начиная с середины династии Восточная Хань , их хвосты начали переплетаться. [ 20 ]
В фресках Ганьсу, относящихся к периодам Вэй и Западный Цзинь , одной из наиболее типичных особенностей Фуси является «горная шляпа» ( китайский : 山字形 ; пиньинь : Шаньцзысин ), которая выглядит как трехконечная шапка, в то время как Нюва изображен. носили различные прически, характерные для ханьских женщин. [ 20 ] Оба божества одеты в одежду с широкими рукавами, которая отражает типичный ханьский стиль одежды, также часто изображаемый в искусстве династии Хань. [ 20 ]
-
Фуси и Нюва
-
Фуси и Нюва с башней и двумя драконами, Китай, раскопанные в скальной гробнице, щелочной завод, Пэншань, династия Восточная Хань, 25–220 гг. н.э.
-
Фуси и Нюйва держат солнечный и лунный диски соответственно, династия Восточная Хань, 25–220 гг.
-
Две соединенные фигуры — это Фуси и Нюва, держащие компас и линейку соответственно; картина, обнаруженная на могилах Астаны. Погребальные предметы в Турфанском регионе часто демонстрируют сильное китайское влияние, поскольку китайская культура Хань была представлена на раннем этапе ее истории. [ 23 ]
-
Фуси и Нюва, 1967 г., кладбище Астаны.
Легенды
[ редактировать ]Появление в Фэншэнь Яньи
[ редактировать ]
Нюва фигурирует в знаменитом династии Мин романе « Фэншэнь Банг» . Как показано в этом романе, Нюва почитается со времен династии Ся за создание пятицветных камней для исправления небес, которые наклонились после того, как Гунгун опрокинул один из небесных столбов, гору Бучжоу . Шан Жун попросила короля Шана Чжоу нанести ей визит в знак глубокого уважения. Увидев ее статую, Чжоу полностью охватил похоть при виде прекрасной древней богини Нюва. Он написал эротическое стихотворение на соседней стене и ушел. Когда Нюва позже вернулась в свой храм после посещения Желтого Императора , она увидела мерзость слов Чжоу. В гневе она поклялась, что династия Шан расплатится за его преступление. В ярости Нюва лично поднялась во дворец, пытаясь убить короля, но внезапно была поражена двумя большими лучами красного света.
После того, как Нюва поняла, что королю Чжоу уже суждено править королевством еще двадцать шесть лет, Нюва вызвала трёх своих подчинённых — Тысячелетнюю Лисицу (впоследствии ставшую Даджи ), Нефритовую Пипу и Девятиголового Фазана . Этими словами Нюва принес в династию Шан предназначенный хаос: «Удача, которую Чэн Тан завоевал шестьсот лет назад, тускнеет. Я говорю вам о новом небесном мандате , который определяет судьбу для всех. Вы трое должны войти в дом короля Чжоу. дворец, где ты должен его околдовать. Что бы ты ни делал, не причиняй никому вреда. Если ты выполнишь мое приказание и сделаешь это хорошо, тебе будет разрешено перевоплотиться в человека». [ 24 ] После этих слов о Нюва больше никогда не слышали, но он все еще оставался основным косвенным фактором падения династии Шан.
Создание человечества
[ редактировать ]Паньгу считался богом-творцом в китайской мифологии . Он был гигантом, спящим внутри яйца хаоса. Проснувшись, он встал и разделил небо и землю. Затем Паньгу умер, встав, и его тело превратилось в реки, горы, растения, животных и все остальное в мире, среди которых есть могущественное существо, известное как Хуасю (華胥). Хуасю родила брата и сестру-близнецов Фуси и Нюва. Говорят, что Фуси и Нюва — существа с человеческими лицами и телами змей. [ 25 ]
Нюва создала человечество из-за своего одиночества, которое со временем становилось все сильнее. Она вылепила из желтой земли или, по другим версиям, желтой глины формы людей. Эти люди позже стали богатыми дворянами общества, потому что они были созданы собственными руками Нювы. Однако большая часть человечества была создана, когда Нюва протащила веревку по грязи, чтобы начать массовое производство, что она и сделала, потому что создание каждого человека вручную было слишком трудоемким и энергозатратным. Эта история творения дает этиологическое объяснение социальной иерархии в древнем Китае. Дворянство считало, что они более важны, чем массовое производство большинства человечества, потому что Нюва потребовалось время, чтобы создать их, и к ним непосредственно прикасалась ее рука. [ 26 ] В другой версии создания человечества Нюва и Фуси пережили великий потоп. По повелению небесного Бога они поженились, и у Нювы родился ребенок, представлявший собой кусок мяса. Этот комок мяса был разрезан на мелкие кусочки, и куски разбросаны по всему миру, который затем стал людьми. [ 27 ]
Нюва родилась через три месяца после своего брата Фуси , которого она позже взяла в мужья; этот брак является причиной того, что Нюве приписывают изобретение идеи брака. [ 26 ]
До того, как они поженились, они жили на горе Кунь-лунь . Молитва была произнесена после того, как эти двое стали виновными в том, что влюбились друг в друга. Молитва следующая:
«О Небеса, если Ты пошлешь нас как мужа и жену, тогда заставь весь туман собраться. Если нет, то заставь весь туман рассеяться». [ 26 ]
Затем после молитвы, означающей, что они могут пожениться, собрался туманный пар. В интимной близости они делали веер из травы, чтобы скрыть свои лица, поэтому во время современных браков пара держит веер вместе. Соединившись, эти двое стали представителями Инь и Ян ; Фуси связано с Ян , а мужественность, а Нюва связана с Инь и женственностью. Это далее определяется тем, что Фуси получил квадрат плотника , который символизирует его отождествление с физическим миром, поскольку квадрат плотника связан с прямыми линиями и квадратами, что приводит к более прямолинейному мышлению. Тем временем Нюве подарили компас , который символизировал ее отождествление с небесами, поскольку компас ассоциируется с кривыми и кругами, что приводит к более абстрактному мышлению. Женитьба этих двоих символизировала союз Неба и Земли. [ 26 ] В других версиях Нюва изобрел компас, а не получил его в подарок. [ 28 ] Кроме того, здесь комплексно выражена система мужского и женского пола, философия ян-инь: сначала как Фуси и Нюйва, затем как циркуль (мужской род) и квадрат (женский род), и в-третьих, как Нюйва. (женщина) с циркулем (мужчина) и Фуси (мужчина) с угольником (женщина). [ 29 ]
Нюва восстанавливает небеса
[ редактировать ]
Нюва восстанавливает небеса ( китайский : 女娲補天 ; китайский : 女娲补天 ; пиньинь : Nǚwā bϔtiān ) — известная тема в китайской культуре . Мужество и мудрость Нюва вдохновили древних китайцев управлять стихиями природы и стали любимым предметом китайских поэтов , художников и скульпторов . [ 30 ] наряду с множеством поэзии и искусства, таких как романы, фильмы, картины и скульптуры; например, скульптуры, украшающие Наньшань [ 31 ] и Яан . [ 32 ]
Хуайнаньцзы рассказывает древнюю историю о том, как четыре столба , поддерживающие небо, необъяснимым образом рухнули. Другие источники пытались объяснить причину, то есть битву между Гун Гун и Чжуаньсюй или Чжужун . Не в силах смириться со своим поражением, Гун Гун намеренно ударился головой о гору Бучжоу (不周山), которая была одним из четырех столбов. Половина неба упала, образовав зияющую дыру, а сама Земля треснула; Земли Ось была наклонена на юго-восток, а небо поднялось на северо-запад. Говорят, что именно по этой причине западный регион Китая выше восточного и что большинство его рек текут на юго-восток. То же самое объяснение применимо к Солнцу, Луне и звездам, которые переместились на северо-запад. Лесной пожар сжег леса и заставил диких животных взбеситься и напасть на невинные народы, в то время как вода, вытекающая из земной трещины, казалось, не замедлялась. [ 33 ]
Нюва пожалела людей, которых она создала, и попыталась восстановить небо. Она собрала со дна реки пять цветных камней (красный, желтый, синий, черный и белый) , расплавила их и залатала ими небо: с тех пор небо (облака) стало разноцветным. Затем она убила гигантскую черепаху (или черепаху), некоторые версии назвали черепаху Ао , отрезав четыре ноги существа, чтобы использовать их в качестве новых опор для поддержки неба. Но Нюва не справился с этим идеально, потому что из-за неравной длины ног небо наклонялось. После того, как работа была выполнена, Нюва прогнал диких животных, потушил пожар и справился с наводнением с помощью огромного количества пепла от горящего тростника, и мир стал таким же мирным, как и раньше. [ 33 ] [ 34 ]
Императрица Нюва
[ редактировать ]Многие китайцы хорошо знают своих Трех Правителей и Пяти Императоров , то есть первых лидеров человечества, а также культурных героев согласно верованиям Северного Китая . Но списки различаются и зависят от используемых источников. [ 35 ] Одна из версий включает Нюва как одного из Трех Правителей, правивших после Фуси и до Шэннуна . [ 36 ]
Миф о Трех Правителях рассматривает их как фигуры полубогов, и этот миф используется, чтобы подчеркнуть важность имперского правления. Разница между источниками связана с тем, что Китай обычно был разделен до династий Цинь и Хань, а версия с Фуси, Шэннуном и Нюва использовалась, чтобы подчеркнуть правление и структуру. [ 37 ]
Во время своего матриархального правления она сразилась с вождем соседнего племени, победила его и взяла на вершину горы. Побеждённый женщиной, вождь почувствовал стыд за то, что жив, и ударил головой о небесный бамбук, чтобы покончить с собой и из мести. Его поступок прорвал дыру в небе и вызвал наводнение, охватившее весь мир. Наводнение убило всех людей, кроме Нювы и ее армии, которую защищала ее божественность. После этого Нюва залатал небо пятью цветными камнями, пока наводнение не утихло. [ 38 ]
Популярная культура
[ редактировать ]- В династии Мин фантастическом романе «Введение богов » (1567 г.) Нюва была зачинщицей краха династии Шан , поскольку она послала демона-лиса Даджи развратить короля Чжоу за то, что последний словесно осквернил ее статую в храме.
- В династии Цин романе «Сон о Красной палате» (1754 г.) рассказывается, как Нюва собрал 36 501 камень, чтобы залатать небо, но оставил один неиспользованным. Неиспользованный камень играет важную роль в сюжетной линии романа. [ 39 ]
- Статуя богини Нюва под названием «Небо Патчинг» работы профессора Юаня Сикуня была выставлена на Таймс-сквер в Нью-Йорке 19 апреля 2012 года в честь Дня Земли (2012 г.), что символизировало важность защиты озонового слоя . [ 40 ] Ранее эта 3,9-метровая статуя выставлялась в Пекине находится в Венском международном центре в Вене . , а теперь с 21 ноября 2012 года [ 41 ]
- В китайской серии видеоигр « Легенда о мече и фее» (с 1995 г. по настоящее время) ряд игровых персонажей являются женщинами- полубогами , потомками Нювы, которая изображается как богиня-мать, изгнанная из из Пантеона Небесного -за ее верности люди восстают против тирании божеств.
- «Богиня Нюва латает небо» (2013) — приложение для iPhone и iPad от Zero Studio. [ 42 ]
- Историю о том, как Нюва латает небо, пересказала Кэрол Чен в ее книге «Богиня Нува латает небо» (2014), которую проиллюстрировал «Мэн Сяньлун». [ 43 ]
- В гонконгском фильме 2014 года «Король обезьян» режиссера Чеанг Поу Соя показана битва между Нефритовым императором ( Чоу Юн Фат ) и Королем демонов-быком ( Аарон Квок ). Нува ( Чжан Цзилинь ) жертвует собой, чтобы восстановить небеса и построить небесные врата, чтобы защитить небеса от вторжения демонов. [ 44 ]
- Добавлена в качестве играбельной китайской богини в SMITE . [ нужна ссылка ]
- Нува — главный персонаж Shin Megami Tensei V. [ нужна ссылка ]
- Ню Ва — игровой персонаж в серии Dynasty Warriors . [ нужна ссылка ]
- В мобильной игре Dislyte 2022 года Фэн Нуси — легендарный эспер, обладающий способностями Нюва. [ нужна ссылка ]
- В «Гремлинах» Нува — тот, кто создал Могваев. [ нужна ссылка ]
- Нюва, исправляющая небо пятью цветными камнями, и ее жертва появляются в романе Приста BL «Страж» (Чжэнь Хун) как часть эпизода воспоминаний. [ нужна ссылка ]
- Нюва также присутствует в мультсериале «LEGO Monkie Kid», где она играет роль создательницы Предвестника Хаоса, и повествование о том, как она ремонтирует «Небесный Столп» с помощью пяти цветных камней, присутствует и является обязательным для сюжета. линия 5 сезона.
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Другой перевод того же текста также дан у Льюиса. [ 10 ]
- ^ «В древние времена Гун Гун и Чжуань Сюй сражались, каждый стремился стать теархом . В ярости они разбились о гору Бучжоу; столбы Небес сломались; веревки Земли порвались. Небеса наклонились на северо-запад, и, таким образом, солнце и Луна, звезды и планеты сместились в этом направлении. Земля стала неполной на юго-востоке, и таким образом водные наводнения и насыпи почвы опустились в этом направлении». [ 11 ]
- ↑ Комментарий Сыма Чжэня включен в более поздний сборник «Сику Цюаньшу», составленный Цзи Юнем и Лу Сисюн (陸錫熊). [ нужна ссылка ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Скарпари, Маурицио (2006). Древний Китай: китайская цивилизация от истоков до династии Тан . Перевод Милана, ABA Нью-Йорк: Barnes & Noble . п. 86. ИСБН 978-0-7607-8379-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Тайны Вселенной в 100 символах . Нью-Йорк: Книги Чартвелла . 2022. стр. 105, 127. ISBN. 978-0-7858-4142-5 .
- ^ «Нюгуа» . Оксфордский справочник . Проверено 18 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ли, Ирвин (1990). «Божественность и спасение: Великие богини Китая». Азиатское фольклористика . 49 (1): 53–68. дои : 10.2307/1177949 . JSTOR 1177949 .
- ^ Перейти обратно: а б Харари, Юваль Ной (2015). Sapiens: Краткая история человечества . Перевод Харари, Юваль Ной ; Перселл, Джон; Вацман, Хаим . Лондон: Penguin Random House UK. п. 152. ИСБН 978-0-09-959008-8 . OCLC 910498369 .
- ^ Перейти обратно: а б Уиллард Гердон Окстоби, изд. (2002). Мировые религии: восточные традиции (2-е изд.). Дон Миллс, Онтарио: Издательство Оксфордского университета . п. 325. ИСБН 0-19-541521-3 . OCLC 46661540 .
- ^ Энн Биррелл (1999), пер., Классика гор и морей. Книги о пингвинах.
- ^ Император Ва . Хандиан . Проверено 18 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Майор и др. (2010) , гл. 6.
- ^ Льюис (2006) , с. 111.
- ^ Майор и др. (2010) , гл. 3.
- ^ Майор и др. (2010) , гл. 6 н.
- ^ Великая классика Дикого Запада . Классика гор и морей [ Шань Хай Цзин ] (на китайском языке).
- ^ Джайлз, Лайонел (1912). ДАОИСТСКИЕ УЧЕНИЯ В переводе из книги Лие-Цзы (1-е изд.). Священные тексты: Лондон: Джон Мюррей. стр. 78–79 . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ Цюй, Юань (2017). Песни Чу: Антология древней китайской поэзии Цюй Юаня и других . Издательство Колумбийского университета. стр. 61–102.
- ^ Перевод в Биррелле 1993, 35.
- ^ Ни, Сюэтин К. (2023). Китайские мифы: от космологии и фольклора к богам и бессмертным . Лондон: Янтарные книги. стр. 76–77. ISBN 978-1-83886-263-3 .
- ^ Китайские мифы и сказки . Лондон: Издательство Flame Tree . 2018. С. 25, 27. ISBN. 978-1-78755-237-1 .
- ^ Вуд, Фрэнсис (2002). Шелковый путь: две тысячи лет в сердце Азии . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . п. 29. ISBN 978-0-520-23786-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Вампель Сухадольник, Наташа (28 июня 2019 г.). «Передача ханьских живописных мотивов на западную периферию» . Азиатские исследования . 7 (2): 47–86. дои : 10.4312/as.2019.7.2.47-86 . ISSN 2350-4226 . S2CID 198704018 .
- ^ Чжан, Фань (28 июня 2019 г.). «Китайско-буддийская встреча: синтез Фуси-Нюва и Чинтамани в китайском искусстве раннего средневековья» . Азиатские исследования . 7 (2): 87–111. дои : 10.4312/as.2019.7.2.87-111 . ISSN 2350-4226 . S2CID 198651581 .
- ^ Перейти обратно: а б Нельсон, Сара М. (2019). Шаманизм и происхождение государств: дух, сила и пол в Восточной Азии . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-315-42029-5 . OCLC 1111577750 .
- ^ «Живопись Фуси и Нюва | Основные моменты» . НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КОРЕИ . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ Аллан, Сара; Аллан, Сара (1991). Форма черепахи: миф, искусство и космос в раннем Китае . Серия SUNY по китайской философии и культуре. СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-0460-7 .
- ^ Миллидж, Джудит (1999). Китайские боги и мифы . Книги Чартвелла. ISBN 978-0-7858-1078-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Тьюри, Ева М. (2017). Введение в мифологию: современные подходы к классическим и мировым мифам . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-026298-3 . OCLC 946109909 .
- ^ Ляньфе, Ян (1993). «Вода в традиционной китайской культуре». Журнал популярной культуры . 27 (2): 51–56. дои : 10.1111/j.0022-3840.1993.00051.x . ISSN 0022-3840 .
- ^ Робертс, Дэвид Линдси; Люнг, Аллен Юк Лун; Линс, Эбигейл Фрегни (2012), «От сланца к Интернету: технологии в учебной программе по математике», Третий международный справочник по математическому образованию , Springer New York, стр. 525–547, doi : 10.1007/978-1-4614- 4684-2_17 , ISBN 978-1-4614-4683-5
- ^ Шинц, Альфред (1996). Волшебный квадрат: Города Древнего Китая . Издание Акселя Менгеса. ISBN 978-3-930698-02-8 .
- ^ «НУВА РЕМОНТИРУЕТ НЕБО (Нюва Бу Тянь)» . Пекин: Китай в ваших мыслях. 2013 . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ дартман. «Богиня Ню Ва, латающая небо» . Панорамио . Архивировано из оригинала 12 октября 2016 г. Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Житао Ли. «Нюва, латающая небо» . Время мечтаний . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Жертвенные церемонии Нюва» . Пекин: Институт Конфуция онлайн. 26 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 г. Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ «Нюва восстанавливает небеса» . Скрырок . 5 февраля 2013 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 г. Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Хакер, Чарльз (1995). Имперское прошлое Китая: введение в китайскую историю и культуру . Издательство Стэнфордского университета . п. 22. ISBN 978-0-8047-2353-4 .
- ^ Лю Вэй/автор (2002) Китайская цивилизация в новом свете. ISBN 962-07-5314-3 , с. 142.
- ^ Нагель-Ангерманн, Моник (ноябрь 2015 г.). «Три Августа» . Копните в Историю . 17 :4 – через EBSCOhost.
- ^ Марк Исаак (2 сентября 2002 г.). «Истории о наводнениях со всего мира» . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Ляньхуа Энди (25 сентября 2015 г.). «Penciptaan Bumi & Manusia Menurut Chiness Mitologi (Pangu, Nüwa & Fuxi)» (на индонезийском языке) . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ «Представление богини Нюва на Таймс-сквер в Нью-Йорке и в Пекине» . Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). 22 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ «Статуя озона открыта в Вене в честь годовщины Монреальского протокола» . ЮНИДО. 22 ноября 2012 года . Проверено 15 ноября 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Богиня Нюва латает небо» . Нулевая студия. 2013 . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ «Богиня Нува латает небо - серия «Китайская библиотека» (мягкая обложка)» . ЭйБукс . 2014 . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Джедд Джонг (4 февраля 2014 г.). «Король обезьян» . Проверено 15 ноября 2015 г.
Общая библиография
[ редактировать ]- Биррелл, Энн (1993), Китайская мифология: Введение , Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса .
- Льюис, Марк Эдвард (2006), Мифы о потопе в раннем Китае , Олбани: State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-6663-6 .
- Майор Джон С.; и др., ред. (2010), Хуайнаньцзы: Руководство по теории и практике государственного управления в раннем ханьском Китае , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0-231-14204-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллан, Сара (1991), Форма черепахи: миф, искусство и космос в раннем Китае , серия SUNY по китайской философии и культуре, SUNY Press, ISBN 0-7914-0460-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Нувой, на Викискладе?
- Три государя и пять императоров
- Инвеститура персонажей Богов
- Персонажи «Путешествия на Запад»
- Сон персонажей Красной палаты
- Богини искусств
- Бодхисаттвы
- Буддийские богини
- Божества в китайской народной религии
- Китайские богини
- Мифы о сотворении мира
- Богини-создатели
- Брачные богини
- Матери-богини
- Мифологические королевы
- Змеиные богини
- Сторонники неба
- даосские божества