Поддержка США Ирака во время ирано-иракской войны
![]() | |
![]() Ирак |
![]() Соединенные Штаты |
---|
Соединенными Штатами Поддержка баасистского Ирака во время ирано-иракской войны , в которой он воевал против послереволюционного Ирана , включала экономическую помощь на несколько миллиардов долларов, продажу технологий двойного назначения , военную разведку и подготовку специальных операций. . [ 1 ] [ 2 ] США отказались продавать оружие Ираку напрямую из-за связей Ирака с палестинскими группировками, которые США называют террористическими организациями, такими как Фронт освобождения Палестины и Организация Абу Нидаля . [ 3 ] однако было задокументировано несколько продаж технологий «двойного назначения»; в частности, в 1985 году Ирак приобрел 45 вертолетов Bell за 200 миллионов долларов. [ 4 ] [ 5 ] Особый интерес для современных ирано-американских отношений представляют обвинения в том, что правительство США активно поощряло иракского лидера Саддама Хусейна вторгнуться в Иран (сторонники этой теории часто описывают, что США дали Саддаму зеленый свет ), поддержанные значительным количеством сторонников этой теории. Косвенные доказательства и обычно считаются общепринятой точкой зрения в арабском мире , но некоторые ученые и бывшие правительственные чиновники США отрицают, что какой-либо такой сговор имел место, и никаких прямых документальных доказательств этого обнаружено не было. [ 6 ] [ 7 ]
Поддержка Ирака правительством США не была секретом и часто обсуждалась на открытых заседаниях Сената и Палаты представителей . 9 июня 1992 года Тед Коппел сообщил на ABC канале Nightline , что «администрация Рейгана и Буша разрешала — и часто поощряла — поток денег, сельскохозяйственных кредитов, технологий двойного назначения, химикатов и оружия в Ирак». [ 8 ]
Американские взгляды на Ирак не были с энтузиазмом поддержаны в его конфликте с Ираном, и деятельность по оказанию помощи была в основном направлена на то, чтобы предотвратить победу Ирана. Это было выражено Генри Киссинджером , когда он заметил: «Жаль, что они оба не могут проиграть». [ 9 ] [ 10 ]
Реакция США на конфликт
[ редактировать ]
Обмен разведданными США с послереволюционным Ираном
[ редактировать ]После иранской революции администрация Картера продолжала рассматривать Иран как оплот против Ирака и Советского Союза и поэтому попыталась наладить стратегическое партнерство с новым временным правительством Ирана под руководством премьер-министра Мехди Базаргана . Временный поверенный в делах американского посольства в Тегеране понял , Брюс Лейнген что иранские чиновники остро интересуются американской разведкой по Ираку, и убедил помощника государственного секретаря по делам Ближнего Востока Гарольда Х. Сондерса одобрить связь с США для обмена разведданными. Правительство Ирана, кульминацией которого стала встреча 15 октября 1979 года между давним офицером Центрального разведывательного управления (ЦРУ) Джорджем Кейвом и заместителем премьер-министра Ирана Аббасом Амир-Энтезамом и министром иностранных дел Эбрагимом Язди . Кейв рассказал Марку Дж. Гасиоровски , что он проинформировал Энтезама и Йезди о военных приготовлениях Ирака и секретных операциях, которые, по-видимому, были направлены на облегчение крупномасштабного вторжения в Иран, хотя окончательное решение еще не было принято (содержание брифинга Кейва было подтверждено Лэйнгеном, Йезди , Энтезам и Базарган). [ 6 ] [ 11 ] В частности, повторяя предупреждение Пентагона аналитика Говарда Тейчера, сделанное в марте 1979 года относительно планов Ирака в отношении богатой нефтью иранской провинции Хузестан , Кейв отметил, что Ирак создал подставную организацию, которая может спровоцировать беспорядки среди большинства населения Хузестана – арабского населения – однако Кейв подчеркнул, что война этого все еще можно было бы избежать, если бы численность вооруженных сил Ирана не продолжила свой послереволюционный спад. [ 12 ] Кроме того, Кейв призвал своих иранских собеседников следить за передвижением иракских войск с помощью систем IBEX, созданных ЦРУ еще во времена правления шаха . Хотя предсказания Тейчера и Кейва оказались точными, они были результатом косвенных доказательств, которые оспаривались внутри правительства США, и значение брифинга Кейва обсуждалось. [ 5 ] [ 6 ] [ 13 ] Например, по словам аналитика Бюро разведки и исследований (INR) Уэйна Уайта, который не был осведомлен о разведывательных данных, которые легли в основу брифинга Кейва: «Иракская армия делала немногим больше, чем просто продолжала выполнять свой хорошо известный годовой график, включающий в основном батальоны и бригады. учения на уровне учений... Очень небольшая часть иракских военных находилась где-то рядом с иракско-иранской границей». Аналогичным образом, глава отдела по Ирану в Госдепартаменте Генри Прехт заявил: «В то время у меня не было впечатления, что кто-то верит, что Ирак планирует крупное нападение, хотя мы думали, что [президент Ирака] Саддам [Хусейн] может мешать . В то время я не думал , что он бросит вызов своему более крупному и, возможно, еще более могущественному соседу» [ 6 ] [ 13 ] С другой стороны, Гасиоровски утверждал, что «если бы иранские лидеры действовали на основе информации, представленной на брифингах Кейва… жестокая восьмилетняя [ ирано-иракская война ] могла бы никогда не произойти». [ 14 ]
Довоенные отношения между Ираком и Ираном
[ редактировать ]Иракскому вторжению в Иран в сентябре 1980 года предшествовал длительный период напряженности между двумя странами на протяжении 1979 и 1980 годов, включая частые пограничные стычки, призывы иранского лидера Рухоллы Хомейни к мусульманам-шиитам в Ираке восстать против правящего суннитского Ба' АТ и обвинения в поддержке Ираком этнических сепаратистов в Иране. 18 июня 1979 года поверенный в делах США Чарли Наас спросил Язди об ухудшении отношений; Язди заявил, что он «не знает, что может беспокоить Ирак… конечно, мы не сделали ничего, чтобы их беспокоить». Хомейни недавно осудил арест Ираком шиитского лидера Мухаммада Бакира ас-Садра , но Язди заявил, что это не имеет ничего общего с попытками экспортировать Исламскую революцию в Ирак: Иран был просто озабочен защитой священных шиитских мест в Наджафе. и Кербела . Тем не менее, в ходе последующего разговора между Наасом и Энтезамом выяснилось, что последний ничего не знал о Национальном иранском радио и телевидении. передачи, осуждающие Ирак. [ 6 ] Продолжая стремиться к хорошим отношениям с иранскими властями, официальные лица США обнаружили значительные доказательства поддержки Ираком курдских повстанцев в Иране под руководством Джалала Талабани . Хотя считалось, что эти повстанцы не способны свергнуть иранское правительство военным путем, они подрывают позиции умеренных иранцев, что побудило Прехта обсудить возможность встречи с иракскими официальными лицами, чтобы убедить их, что поддержка Ираком курдов не в его интересах. [ 6 ] На протяжении всего этого времени Крис Эмери заявляет, что намерения Ирака в отношении Ирана были не совсем ясны, поскольку Саддам пригласил иранскую делегацию в страну после своего вступления на пост президента в июле. [ 7 ] в то время как ЦРУ в ноябре пришло к выводу (несмотря на предупреждение Кейва, сделанное в предыдущем месяце), что Ирак стремится к дипломатическому урегулированию с Ираном. [ 6 ] Саддам был готов работать с иранскими умеренными, такими как Язди, с которым он встретился в Гаване в октябре, но крах правительства Базаргана после захвата посольства США 4 ноября и начала иранского кризиса с заложниками – и последующая консолидация власти под По мнению Эмери, Хомейни «глубоко изменит подход Саддама к принятию решений». [ 6 ] Хотя иракские архивы предполагают, что Саддам планировал вторжение в Иран еще в феврале 1979 года, его удерживали от этого до июля 1980 года, когда послереволюционные чистки сделали Иран совершенно неподготовленным к нападению. [ 15 ] В ключевом докладе иракской военной разведки за июль 1980 года сделан вывод: «Очевидно, что в настоящее время у Ирана нет сил для проведения широких наступательных операций против Ирака или для широкомасштабной обороны». [ 7 ] [ 16 ]
Заявления о причастности США и обвинения в «зеленом свете»
[ редактировать ]Иранские лидеры, в том числе Хомейни и его преемник Али Хаменеи , уже давно придерживаются мнения, что США дали Саддаму Хусейну « зеленый свет » на начало вторжения в Иран. Официальные лица США решительно отвергли это обвинение. [ 6 ] Йост Хильтерманн отмечает, что зеленый свет США является также «традиционной мудростью в арабском мире ». [ 17 ] Фактически, подозрения Ирана в том, что США будут использовать Ирак в качестве ответного удара за захват заложников, возникли еще до вторжения, как Картер отметил в своем дневнике 10 апреля 1980 года: «Иранские террористы выдвигают всевозможные безумные угрозы, чтобы убить американских заложников. если на них вторгнется Ирак, которого они считают американской марионеткой». Для такого восприятия есть несколько причин, включая некоторые косвенные доказательства. [ 6 ]
Во-первых, хотя администрация Картера была заинтересована во взаимодействии с Ираком с 1977 года, [ 7 ] давний альянс США и Ирана фактически сделал это невозможным. Однако после резкого разрыва в отношениях Ирана и США и американские, и иракские официальные лица сделали ряд положительных жестов друг другу; в частности, Саддам публично осудил советское вторжение в Афганистан , а 10 апреля заместитель госсекретаря по политическим вопросам Дэвид Д. Ньюсом предложил «возобновить дипломатические отношения с Ираком в любое время». Позже Саддам заявил, что Ирак принял предложение Ньюсома незадолго до начала войны, но «когда война началась, во избежание неправильного толкования мы отложили установление отношений». [ 6 ] [ 18 ] Картера В другом широко разрекламированном высказывании советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский заявил 14 апреля в телеинтервью: «Мы не видим фундаментальной несовместимости интересов между Соединенными Штатами и Ираком… мы не считаем, что американо-иракские отношения должны быть заморожены». в антагонизме». [ 19 ] Более того, ЦРУ, отчаянно нуждавшееся в разведывательной информации об Иране, поддерживало контакты с деятелями иранской оппозиции, включая Шапура Бахтияра и Голама Али Овейси , которые сами поддерживали контакты с иракскими чиновниками и поощряли Саддама к вторжению. Хотя нет никаких доказательств того, что Бахтияр или Овейси действовали по указанию США, осведомленность Ирана о таких контактах через документы, изъятые в посольстве США, усилила подозрения. [ 6 ]
9 июля Заговор Ноджеха , неудавшийся военный переворот против Хомейни, финансируемый иракской разведкой через Бахтияра, укрепил иранское мнение о том, что США и Ирак сговорились с целью обратить вспять иранскую революцию. Бахтияр ложно заявил заговорщикам, что их усилия получили «благословение» Америки, но США в них не участвовали. [ 6 ] [ 7 ] После пика в начале 1980 года Саддам снизил двустороннюю напряженность с Ираном, что привело к попытке государственного переворота, возможно, рассматривая успешный переворот как альтернативу войне. [ 7 ] В августе Саддам совершил поездку в Саудовскую Аравию , во время которой король Халид пообещал поддержку Саудовской Аравии вторжению в Иран, что, по словам Брайана Р. Гибсона, было «очень важным жестом, особенно в свете близости американо-саудовских отношений ». [ 20 ] Госсекретарь США Александр Хейг сообщил преемнику Картера Рональду Рейгану , что именно во время этого визита «президент Картер дал иракцам зеленый свет на начало войны против Ирана через [наследного принца] Фахда ». [ 21 ] но на конференции 2008 года несколько учёных и бывших чиновников США поставили под сомнение правдивость этого утверждения, а также мотивы его распространения как Хейгом, так и Фахдом. [ 6 ] [ 22 ] [ 23 ] Как описал Малкольм Бирн: «Американские ветераны были единодушны в том, что никакой «зеленый свет» никогда не был дан, и что документ Хейга, хотя и интригующий на первый взгляд, оставляет слишком много места для интерпретации, чтобы быть окончательной... комментарии не затрагивали различные политические аргументы, противодействующие вторжению, — главным образом, потенциальную опасность, которую представляют американские заложники в Тегеране». [ 5 ] По мнению Хэла Брэндса : «Хейг не был в правительстве в сентябре 1980 года… Таким образом, меморандум Хейга предоставляет веские доказательства только того факта, что один из источников министра считал, что тезис о зеленом свете верен». [ 7 ]
Кроме того, источники, связанные с иранским правительством, обвинили Бжезинского в личной встрече с Саддамом в Аммане , Иордания, в июле 1980 года. Говорят, что в качестве собеседника выступил король Иордании Хусейн , но два биографа короля — Ави Шлайм и Найджел Дж. Эштон — не нашел ничего, что могло бы подтвердить факт такой встречи. Гэри Сик , близкий помощник, сопровождавший Бжезинского во время поездки на Ближний Восток в 1980 году, сказал Брэндсу, что описанная встреча была невозможна: «Я был с ним по крайней мере 14 часов в день, включая краткий визит в Иорданию, и я могу абсолютно засвидетельствовать, что (1) Ирак не стоял на повестке дня, и (2) он физически не мог совершить такой визит – даже если бы он не спал всю ночь и тайно улетел в Багдад», причем последний вариант представляет собой вариант оригинальная претензия. [ 7 ]
Прелюдия к иракскому вторжению в Иран
[ редактировать ]9 апреля Разведывательное управление Министерства обороны (DIA) получило информацию от человека, считавшегося надежным источником, согласно которой вероятность вторжения Ирака в Иран составляет 50%. [ 6 ] [ 7 ] Анализ ЦРУ от 11 апреля более прямолинеен: «Факты указывают на то, что Ирак, вероятно, планировал начать крупную военную операцию против Ирана с целью свержения режима Хомейни» — и «стремился привлечь кувейтцев к действиям в качестве посредников в получении Соединенных Штатов». Одобрение и поддержка со стороны государств военных действий Ирака против Ирана». [ 6 ] [ 24 ] Сам Картер подтвердил, что опасения, что американские заложники будут казнены в случае нападения Ирака, были одной из причин, по которым он одобрил неудавшуюся спасательную операцию 24 апреля. Прехт и Сик — то, что они были удивлены вторжением, требует некоторого объяснения. [ 6 ]
Брэндс заявляет, что записка DIA от 9 апреля «была исключением из общей картины анализа американской разведки» и что «один американский чиновник [Тайчер], который утверждает, что предвидел вторжение (в отчете, датированном ноябрем 1979 года), сетует на то, что он не удалось убедить кого-либо еще в аппарате национальной безопасности в том, что такой вариант возможен». [ 7 ] Эмери предполагает, что эти предупреждения остались без внимания, потому что «те, кто сомневался, что они представляют собой убедительные доказательства, выиграли спор»; Лишь 17 сентября ЦРУ заявило, что «интенсификация пограничных столкновений между Ираном и Ираком достигла точки, когда серьезный конфликт теперь становится явной возможностью». [ 6 ] Даже тогда представитель Госдепартамента У. Натаниэль Хауэлл рассказал, что большинство его коллег думали, что Саддам блефует. Уайт вспоминал: «Начало войны [22 сентября] действительно стало неожиданностью для большинства из нас, потому что приличная часть сухопутных войск Ирака все еще находилась в гарнизоне. Поспешное перемещение оставшихся частей к фронту Сразу после начала крупных военных действий произошло событие, которое подтолкнуло меня к внезапному сценарию, в котором Саддам отдал приказ о нападении до того, как были завершены все военные приготовления». [ 6 ] [ 25 ] По словам Гибсона, Ирак также держал в секрете свои планы вторжения от Советов, несмотря на то, что это было нарушением договора 1972 года. [ 20 ] Технически Брандс заявляет, что высокопоставленный иракский чиновник Тарик Азиз ждал до 21 сентября, чтобы проинформировать чиновников в Москве о вторжении, которое должно было произойти на следующий день, тем самым оставаясь в формальном соответствии с советско-иракским договором о дружбе и сотрудничестве. [ 7 ] Таким образом, по мнению Эмери, «маловероятно, что Соединенные Штаты когда-либо располагали четкими доказательствами намерения Саддама вторгнуться в Иран... дезорганизованный и явно стремительный характер вторжения, когда большая часть иракской армии все еще находится в гарнизоне и происходящие в контексте пограничных стычек и агрессивной пропаганды, мутили воду для американских наблюдателей». [ 6 ]
Аналитик ЦРУ Брюс Ридель отмечает, что представители американской разведки внимательно следили за советскими военными учениями по вторжению в Иран на протяжении всего 1980 года. [ 26 ] Специальный координационный комитет (СНБ) США (SCC) Совета национальной безопасности был очень обеспокоен предотвращением советского вторжения в Иран, и это соображение не позволяло администрации Картера принять более жесткие меры против Ирана в ответ на кризис с заложниками. В сентябре 1980 года КГК решил предупредить Советский Союз, что вторжение в Иран будет считаться поводом для войны с Соединенными Штатами. В целом, как описывает Брэндс, «в период, предшествовавший вторжению, внимание администрации Картера было сосредоточено на чем-то другом; на заседании СНБ по Персидскому заливу 12 сентября речь шла о возможности советского, а не иракского вторжения в Иран, что вызвало беспокойство». [ 7 ]
Первоначальный нейтралитет США во время войны
[ редактировать ]После начала войны политика администрации Картера была в целом нейтральной и включала несколько действий в пользу Ирана, хотя их также можно было рассматривать как направленные в первую очередь на предотвращение более широкой войны. Хотя многие официальные лица США были оптимистичны в отношении того, что ограниченные успехи Ирака вынудят Иран согласиться на сделку по передаче оружия в обмен на заложников (в этом не оказалось необходимости, поскольку Иран закупил достаточное количество оружия и техники в Сирии , Ливии , Северной Корее , Советском Союзе и Израиле ), Вскоре возник консенсус, что война нарушила весь прогресс, достигнутый в ходе переговоров с Садеком Табатабаи . [ 6 ] Когда Ирак в одностороннем порядке попытался разместить самолеты МиГ-23 , вертолеты и силы специального назначения в нескольких странах Персидского залива для использования их в операциях против Ирана, иракское присутствие первоначально было терпимо в Омане и Рас-эль-Хайме в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), но По словам Брэндса, официальные лица США, опасаясь регионального конфликта, «успешно оказали давление на чиновников Омана и ОАЭ, чтобы те отклонили просьбу Саддама». [ 6 ] [ 7 ] Госдепартамент предостерег Саддама от аннексии иранской территории. [ 7 ] 3 октября Бжезинский посоветовал Картеру, что «нам следует активно искать новые контакты с Ираном, чтобы изучить возможность оказания ему помощи ровно настолько, чтобы оказать достаточное давление на Ирак, чтобы тот отказался от большинства, если не от всех, своих текущих приобретений», сославшись на необходимость «чтобы защитить Иран от советского проникновения или внутреннего распада». [ 6 ] США безуспешно пытались остановить поток оружия из Иордании в Ирак. Несмотря на это, США терпели поставки оружия и разведданных из Египта в Ирак в обмен на помощь Ирака в прекращении дипломатической изоляции, которую Египет пережил в результате мирного договора с Израилем . Кроме того, Эмери заявляет, что США работали над тем, чтобы «возможность Ирака экспортировать [нефть] через Персидский залив... могла быть быстро восстановлена после прекращения боевых действий». [ 6 ] По словам Питера Хана, «Картер впервые задумался об отправке военной помощи Ираку только в декабре, после того как он проиграл президентские выборы 1980 года ». [ 27 ]
Анализ архивных документов США, проведенный Брэндсом, показывает, что официальные лица США в целом были встревожены вторжением в Ирак, но Бжезинский, возможно, был исключением. Сик напомнил, что «Збиг не скрывал того факта, что он рассматривал нападение Ирака как потенциально позитивное событие, которое окажет давление на Иран с целью освобождения заложников» в обмен на запасные части для иранской военной техники, построенной в основном США (однако Сик отрицал какие-либо предвидение вторжения Бжезинским). Однако план Бжезинского был сорван, по крайней мере в краткосрочной перспективе, тем, что Израиль и Вьетнам поставляли запасные части американского происхождения, в которых нуждался Иран. Брэндс считает ироничным то, что «тезис о зеленом свете... предполагает, что администрация Картера была достаточно умна, чтобы склонить диктатора, имеющего историю антипатии к Соединенным Штатам, к катастрофической войне, но достаточно неуклюжей, чтобы не предотвратить союзника [ Израиль] от действий, которые обанкротят всю инициативу». [ 7 ]

По мнению Эмери, утверждения о том, что поздний «наклон» администрации Рейгана в пользу Ирака был просто продолжением политики эпохи Картера, не могут быть подтверждены имеющимися доказательствами: «Стимул для Америки скорректировать свою политику нейтралитета и предпринять Окончательное решение о том, на чьей стороне стоять, было принято в 1982 году, когда иранские военные угрожали захватить Ирак». [ 6 ] По словам Картера, «я презирал Саддама Хусейна, потому что он напал на Иран, когда удерживали моих заложников. Именно президент Рейган установил дипломатические отношения с Саддамом Хусейном после того, как я покинул свой пост». [ 28 ] Гибсон утверждает: «Если бы Вашингтон знал заранее о вторжении, логика подсказывала бы, что время было бы отложено до тех пор, пока заложники не будут успешно освобождены». [ 20 ] Уильямсон Мюррей и Кевин М. Вудс описывают теорию зеленого света как «убедительно опровергнутую», цитируя Гибсона. [ 29 ] Хан заявляет, что «нет никаких доказательств в поддержку утверждения Ирана» о том, что США помогли спровоцировать конфликт, обнаруживая несколько дыр в этой теории. [ 27 ] Брэндс заключает: «Нет веских доказательств того, что был дан зеленый свет, но есть существенные документальные доказательства того, что администрация Картера не ожидала и не приветствовала войну». [ 7 ]
По состоянию на 2012 год в доступных иракских архивах не было обнаружено никаких упоминаний о соглашении с США относительно вторжения в Иран. Напротив, на встрече 17 октября 1980 года было записано, что Азиз обеспокоен тем, что «Хомейни, возможно, не поддержит это, но из-за своей ненависти к нам он примет [поддержку США] вместо соглашения с нами», и на той же встрече Саддам предположил, что что американские бортовые системы раннего предупреждения и управления (АВАКС), поставленные Саудовской Аравии, использовались для шпионажа за Ираком: «Они ведут наблюдение за зоной боевых действий, и мы не чувствуем себя в безопасности от такой процедуры… Мы боимся, что собранная информация так или иначе перейдет [к] иранцам». [ 7 ] Независимо от того, предоставили ли США какой-либо явный зеленый свет Саддаму, иранцы продолжают рассматривать неспособность Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) осудить вторжение Ирака или признать Ирак агрессором до тех пор, пока после вторжения Ирака в Кувейт не прошло почти десять лет. позже — как форма молчаливого соучастия в агрессии Ирака против Ирана — не только со стороны США, но и всего мира. [ 30 ] [ 31 ]
Поддерживать
[ редактировать ]США перейдут к поддержке Ирака к 1982 году
[ редактировать ]К середине 1982 года ход войны решительно изменился в пользу Ирана, который вторгся в Ирак, чтобы свергнуть правительство Саддама. [ 5 ] [ 32 ] Ридель вспоминал: «Только что произошла серия катастрофических поражений Ирака. Они были изгнаны из Ирана, и иракская армия выглядела так, как будто она разваливалась». [ 33 ] «Администрация Рейгана опасалась, что иранская армия может прорваться через Ирак к нефтяным месторождениям Кувейта и Саудовской Аравии», как описала Джудит Яфе; [ 34 ] Помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока и Южной Азии Николас Велиотес «обрисовал кошмарный сценарий, в котором иранцы вторгаются в Ирак, наносят поражение Ираку, а затем направляются прямо в Израиль, который отвлечен и ослаблен своей продолжающейся авантюрой в Ливане . " В результате США постепенно отказались от своей политики нейтралитета. [ 33 ] Хильтерманн говорит, что США "начали переворот после того, как Ирак, агрессор в войне, был изгнан с иранской территории возрождающимся Ираном, который затем решил реализовать свою собственную, бесплодную версию смены режима в Багдаде". [ 35 ]
События, предшествующие к войне в Ираке |
---|
![]() |
|
В феврале 1982 года Ирак был исключен из Госдепартамента списка государственных спонсоров терроризма , чтобы облегчить передачу технологий двойного назначения . этой стране [ 36 ] [ 37 ] По словам журналиста-расследователя Алана Фридмана , Хейг был «расстроен тем фактом, что решение было принято в Белом доме, хотя за список отвечал Госдепартамент». «Со мной не посоветовались», - как говорят, пожаловался Хейг. [ 1 ]
В марте президент Рейган подписал Меморандум по исследованию национальной безопасности (NSSM) 4-82, стремясь «пересмотреть политику США в отношении Ближнего Востока», а в июне Рейган подписал Директиву о принятии решений по национальной безопасности (NSDD), написанную в соавторстве с Тейчером, который находился теперь в СНБ, который определил: «Соединенные Штаты не могут позволить Ираку проиграть войну Ирану». [ 34 ] [ 37 ] В соответствии с этой директивой Томас Тветтен прибыл в Багдад 27 июля, чтобы поделиться с иракским «Мухабаратом» спутниковыми снимками ЦРУ о передвижениях иранских войск . Это было «первое предоставление США разведывательных данных Ираку», и оно вызвало недолгие дебаты о том, будет ли Ирак терпеть присутствие ЦРУ в стране: глава «Мухабарата» Барзан Тикрити сказал Твиттену «убираться к черту из Ирака», но иракцы военная разведка, «уже пускавшая слюни по этому поводу и неоднократно заявлявшая, насколько она ценна», впоследствии сообщила Твиттену, что «мы продолжим изучать вашу информацию и оценим, пригодится ли она нам каким-либо образом». [ 33 ] Правительство США предоставило Ираку спутниковые фотографии, показывающие размещение иранских сил. [ 38 ] которые позже были сочтены вводящей в заблуждение разведывательной информацией, призванной продлить войну с Ираном и увеличить влияние США в регионе, что способствовало поражению Ирака в Первой битве при Аль-Фао в феврале 1986 года. [ 39 ]
Сообщения об использовании Ираком химического оружия против Ирана дошли до ЦРУ еще в 1983 году, но США не предприняли никаких действий, чтобы сдержать нарушения Ираком международного права , не сумев даже предупредить ООН. [ 40 ] К ноябрю 1983 года Госдепартамент был проинформирован о «почти ежедневном использовании Ираком [химического оружия]». [ 41 ]
Нормализация отношений и негласная поддержка
[ редактировать ]В конце 1983 года Рейган выбрал Дональда Рамсфельда своим посланником на Ближнем Востоке; Рамсфельд встречался с Саддамом в Багдаде в декабре 1983 и марте 1984 года. «26 ноября 1984 года Ирак и США восстановили дипломатические отношения ». [ 37 ] Сообщается, что США стремились нормализовать отношения с Ираком в конце 1983 года, но Саддам не соглашался до 1984 года. [ 41 ]
Согласно показаниям Тейчера в 1995 году и отдельным интервью с бывшими представителями администрации Рейгана и Буша, ЦРУ тайно направляло вооружения и высокотехнологичные компоненты в Ирак через фальшивые прикрытия и дружественные третьи стороны, такие как Иордания, Саудовская Аравия, Египет и Кувейт, и они тайно поощряли мошенническим торговцам оружием и другим частным военным компаниям сделать то же самое:
[T] Соединенные Штаты активно поддерживали военные усилия Ирака, предоставляя иракцам кредиты на миллиарды долларов, предоставляя иракцам американскую военную разведку и советы, а также внимательно отслеживая продажи оружия Ираку третьими странами, чтобы убедиться, что Ирак необходимое военное вооружение. Соединенные Штаты также предоставили иракцам стратегические оперативные советы, чтобы лучше использовать их активы в боевых действиях ... ЦРУ, включая директора ЦРУ Кейси и заместителя директора Гейтса, знало, одобряло и помогало в продаже товаров неамериканского происхождения. боевое оружие, боеприпасы и транспортные средства в Ирак. Мои записи, меморандумы и другие документы в моих файлах СНБ показывают или имеют тенденцию показывать, что ЦРУ знало, одобряло и помогало в продаже Ираку военного оружия, боеприпасов и транспортных средств неамериканского происхождения. [ 42 ]
Полные масштабы этих тайных передач пока неизвестны. Файлы Тейчера по этому вопросу надежно хранятся в Президентской библиотеке Рональда Рейгана , а многие другие документы эпохи Рейгана, которые могли бы пролить новый свет на эту тему, остаются засекреченными. [ 41 ] Тейчер также, под угрозой предъявления обвинения большому жюри за возможное нарушение своей присяги национальной безопасности из-за своих разоблачений, подпишет письменные показания, в которых откажется от всего, что он сказал. [ 43 ]

Примерно две из каждых семи лицензий на экспорт технологий «двойного назначения», одобренных в период с 1985 по 1990 годы Министерством торговли США, «отдавались либо непосредственно иракским вооруженным силам, иракским конечным пользователям, занимающимся производством оружия, либо иракским предприятия, подозреваемые в переключении технологии на производство оружия массового уничтожения, согласно расследованию, проведенному Банковского комитета Палаты представителей председателем Генри Б. Гонсалесом . Конфиденциальные файлы Министерства торговли также показывают, что администрации Рейгана и Буша одобрили по меньшей мере 80 прямых поставок иракской армии . В их число входили компьютеры, оборудование связи, авиационное навигационное и радиолокационное оборудование. [ 44 ]
В соответствии с президентской директивой США начали предоставлять тактические советы иракской армии на поле боя. «Преобладающая точка зрения, — говорит Алан Фридман, — заключалась в том, что, если Вашингтон хочет предотвратить победу Ирана, ему придется поделиться с Саддамом некоторыми из своих наиболее секретных разведывательных фотографий». [ 1 ]
Время от времени, благодаря тайной поддержке Белого дома в обмене разведданными, офицеров разведки США даже отправляли в Багдад, чтобы помочь интерпретировать спутниковую информацию. Поскольку Белый дом стал играть все более активную роль в тайной помощи Саддаму в управлении его вооруженными силами, Соединенные Штаты даже построили в Багдаде дорогую высокотехнологичную пристройку, чтобы обеспечить прямой приемник спутниковой разведки и улучшить обработку информации. .. [ 1 ] : 27
Американские военные обязательства, начавшиеся с обмена разведданными, быстро и тайно расширялись на протяжении всей ирано-иракской войны. Бывший чиновник Белого дома объяснил, что «к 1987 году наши люди фактически давали тактические военные советы иракцам на поле боя, и иногда они оказывались за иранской границей вместе с иракскими войсками». [ 1 ] : 38
Ирак использовал эти данные для нанесения ударов по иранским позициям с применением химического оружия, говорит посол Гэлбрейт. [ 45 ]

По словам армии полковника в отставке У. Патрика Ланга , старшего офицера разведки Министерства обороны США в то время, «использование газа иракцами на поле боя не вызывало глубокой стратегической озабоченности» Рейгана и его помощников. , потому что они «отчаялись убедиться, что Ирак не проиграет». [ 46 ] Ланг сообщил, что более 60 офицеров Разведывательного управления Министерства обороны тайно предоставляли подробную информацию об иранских развертываниях. Он предупредил, что АСВ «никогда бы не согласилось с применением химического оружия против гражданского населения, но его применение против военных целей рассматривалось как неизбежное в борьбе Ирака за выживание». Администрация Рейгана не прекратила помощь Ираку после получения сообщений, подтверждающих применение отравляющего газа против курдского гражданского населения. [ 47 ] [ 48 ]
Хильтерманн говорит, что, когда иракские военные направили свое химическое оружие против курдов во время войны, убив около 5000 человек в городе Халабджа и ранив еще тысячи, администрация Рейгана стремилась скрыть вину иракского руководства, ошибочно предположив, что иранцы были частично ответственен за нападение . [ 35 ]
Формы поддержки США
[ редактировать ]Запасные части для медведей
[ редактировать ]Из-за введенного ООН эмбарго воюющим сторонам и противодействия Советского Союза конфликту, иракским инженерам стало все труднее ремонтировать и заменять оборудование, поврежденное в бою. [ 49 ] [ 50 ] По словам Кеннета Р. Тиммермана , «Саддам предвидел одно непосредственное последствие своего вторжения в Иран: прекращение поставок оружия из СССР». [ 2 ]
Когда он начал свою атаку, Советы были заняты играми в Иране. Их не позабавило, что иракцы расстроили их планы. На протяжении нескольких поколений КГБ работал над проникновением в ряды шиитского духовенства Ирана. В феврале 1979 года, когда аятолла Хомейни пришел к власти и изгнал американцев из Ирана, Советы получили больше, чем они когда-либо могли себе представить. ... Боссу КГБ Юрию Андропову [без труда] удалось убедить Брежнева и Косыгина согласиться на эмбарго на поставку оружия в Ирак... п. 83-84
По словам Говарда Тейчера, Соединенные Штаты оказали Ираку помощь посредством программы военной помощи, известной как «Медвежьи запасные части», в рамках которой американские военные «следили за тем, чтобы запасные части и боеприпасы для советского оружия или вооружения советского образца были доступны странам, которые стремились сократить свои вооружения». зависимость от Советов в оборонных целях». [ 42 ] Согласно письменным показаниям Тейчера в суде 1995 года:
Если бы «Bear Spares» производились за пределами США, то США могли бы организовать поставку этого оружия третьей стране без прямого участия. Израиль, например, имел очень большие запасы советского вооружения и боеприпасов, захваченных во время различных войн. По предложению США израильтяне передавали запчасти и вооружение третьим странам... Точно так же Египет производил оружие и запчасти по советским образцам и поставлял это оружие и боеприпасы иракцам и другим странам. [ 42 ]
Экспорт двойного назначения
[ редактировать ]
9 февраля 1994 года сенатор Ригл представил отчет, широко известный как « Отчет Ригла », в котором говорилось, что «патогенные (что означает «вызывающая болезнь»), токсигенные (что означает «ядовитые») и другие материалы биологических исследований были экспортированы. в Ирак в соответствии с заявкой и лицензией Министерства торговли США ». В нем добавлено: «Эти экспортированные биологические материалы не были ослаблены или ослаблены и были способны к воспроизводству». [ 53 ] Затем в отчете подробно описываются 70 поставок (включая сибирскую язву ) из Соединенных Штатов в иракские правительственные учреждения за три года, и делается вывод: «Позже выяснилось, что эти микроорганизмы, экспортированные Соединенными Штатами, были идентичны тем, которые инспекторы ООН обнаружили и извлекли из иракских биологических материалов». военная программа». [ 54 ]
Дональд Ригл , председатель сенатского комитета , составившего вышеупомянутый отчет Ригла , сказал:
Инспекторы ООН выявили множество произведенных Соединенными Штатами товаров, которые были экспортированы из Соединенных Штатов в Ирак по лицензиям, выданным Министерством торговли, и [установили], что эти предметы использовались для дальнейшего развития Ираком химического и ядерного оружия и его системы доставки ракет. программы развития. ... Исполнительная власть нашего правительства одобрила 771 различную экспортную лицензию на продажу Ираку технологий двойного назначения. Я считаю, что это разрушительный рекорд.
По словам следователей Ригла, Центры по контролю за заболеваниями США отправили в Ирак 14 отдельных агентов, «имеющих биологическое значение». [ 55 ]
Планирование боя и боевая разведка
[ редактировать ]Более 60 офицеров разведывательного управления Министерства обороны США оказывали помощь в планировании боевых действий, а США также предоставляли военным Саддама Хусейна боевые разведданные, включая спутниковые фотографии. [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
Дипломатическая поддержка
[ редактировать ]В 1984 году Иран представил в Совет Безопасности ООН проект резолюции, ссылаясь на Женевский протокол 1925 года, осуждающий использование Ираком химического оружия на поле боя. В ответ Соединенные Штаты поручили своему представителю в ООН лоббировать дружественных представителей в поддержку предложения не принимать «решения» по использованию Ираком химических боеприпасов. Если можно было добиться поддержки, препятствующей принятию резолюции, тогда делегация США должна была продолжить и проголосовать за отсутствие каких-либо действий; если поддержки не последовало, делегат США должен был вообще воздержаться от голосования.
USDEL должен работать над выработкой общей позиции Запада в поддержку предложения «не принимать решения» по иранскому проекту резолюции об использовании Ираком химического оружия. Если такое предложение получит разумную и широкую поддержку и спонсорство, USDEL должен проголосовать за него. Если Запад не поддержит идею «отсутствия решения», USDEL должен воздержаться. [ 59 ]
Представители США заявили, что Комиссия ООН по правам человека является «неподходящим форумом» для рассмотрения подобных нарушений. По словам Джойс Баттл, Совет Безопасности в конечном итоге опубликовал «президентское заявление», осуждающее использование нетрадиционного оружия, «не называя при этом Ирак стороной-нарушителем». [ 37 ] В 1988 году министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз признал использование Ираком химического оружия против Ирана , но заявил, что Иран первым применил его против Ирака. [ 60 ]
Участвующие стороны
[ редактировать ]По словам Расса Бейкера, написавшего в Columbia Journalism Review , «обширная сеть», базирующаяся в США и других странах, питала военный потенциал Ирака вплоть до августа 1990 года, когда Саддам вторгся в Кувейт. [ 61 ]
Саркис Соганалян
[ редактировать ]
Алан Фридман пишет, что Саркис Соганалян , один из самых известных торговцев оружием во время холодной войны , закупал оружие восточного блока и французского производства, а также заключал крупные сделки с Ираком с молчаливого одобрения Центрального разведывательного управления. [ 1 ]
Самым известным [торговцем оружием] был Саркис Соганалян, бывший подрядчик ЦРУ из Майами, который в 1980-е годы выступал посредником в поставках военной техники для Ирака на десятки миллиардов долларов, сообщая о многих своих сделках чиновникам в Вашингтоне. [Соганалян] был близок к иракскому руководству, офицерам разведки и другим представителям администрации Рейгана. Во многих отношениях он был живым воплощением правдоподобного отрицания , служа ключевым проводником для ЦРУ и других операций правительства США. п. 36
В интервью Уильяму Кистнеру Соганалян заявил, что «тесно сотрудничает с правительством США». [ 62 ] По словам Тиммермана, Соганалян также помог иракцам получить противотанковые ракеты TOW , за что впоследствии был привлечен к ответственности Министерством юстиции США. [ 2 ]
Национальный банк труда
[ редактировать ]Скандал « Иракгейт » показал, что филиал крупнейшего итальянского банка Banca Nazionale del Lavoro (BNL) в Атланте, штат Джорджия, частично полагался на кредиты, гарантированные налогоплательщиками США, для направления 5 миллиардов долларов в Ирак в период с 1985 по 1989 год. В августе 1989 года, когда Агенты ФБР совершили обыск в отделении BNL в Атланте, управляющему отделением Кристоферу Дрогоулу было предъявлено обвинение в предоставлении несанкционированных, тайных и незаконных кредитов Ираку, некоторые из которых, согласно его обвинительному заключению, были использованы для закупки оружия и оружейных технологий. [ 63 ] Однако обоснованность этих утверждений оспаривалась, поскольку в 1980-х и 90-х годах Ираку не предоставлялись кредиты правительства США, кроме того, было теоретически невозможно направить сельскохозяйственные кредиты в фонд вооружений. [ 64 ] Расследование, проведенное администрацией Клинтона, пришло к выводу: «Мы не нашли доказательств того, что агентства или официальные лица США незаконно вооружали Ирак или что преступления были совершены путем обмена [американских сельскохозяйственных] товаров на военную технику». [ 65 ]
По данным Financial Times , в скандале, поставляющем полезные в военном отношении технологии в Ирак, участвовали компании Hewlett-Packard , Tektronix и филиал Matrix Churchill в Огайо . [ 61 ]
Еще до начала войны в Персидском заливе в 1990 году журнал Intelligencer Journal of Pennsylvania в ряде статей сообщал: «Если американские и иракские войска вступят в бой в Персидском заливе, вероятно, будут использованы оружейные технологии, разработанные в Ланкастере и косвенно проданные Ираку. против американских сил... И помощь в этой... передаче технологий оказывала принадлежащая Ираку британская фирма по производству точных инструментов Matrix Churchill, чьи американские операции в Огайо недавно были связаны с сложной иракской сетью закупок оружия". [ 61 ]
«Целый объект, завод по производству карбида вольфрама, который был частью комплекса Аль-Атир, — сообщил Кеннет Тиммерман сенатскому комитету по банковским, жилищным и городским делам, — был взорван МАГАТЭ в апреле 1992 года, потому что он находился на Сердце иракской тайной программы создания ядерного оружия, ПК-3. Оборудование для этого завода, судя по всему, было поставлено производителем Kennametal в Латробе, штат Пенсильвания, и большим количеством других американских компаний при финансировании, предоставленном филиалом компании в Атланте. Банк БНЛ». [ 66 ]
Если не считать New York Times , Los Angeles Times и Теда Коппела из ABC, история с Иракскими воротами так и не набрала особого оборота, даже несмотря на то, что в скандал был вовлечен Конгресс США. См. статью журналиста Уильяма Сафайра , представленную в протоколе Конгресса членом палаты представителей Томом Лантосом . [ 63 ]
Напротив, компания Alcolac International, штат Мэриленд, транспортировала тиодигликоль , прекурсор иприта , в Ирак. Компания Alcolac была успешно привлечена к ответственности за нарушения закона об экспортном контроле.
Индекс американских компаний
[ редактировать ]По данным немецкой ежедневной газеты Die Tageszeitung , которая, как сообщается, рассмотрела не прошедшую цензуру копию 11-тысячной декларации Ирака Совету Безопасности ООН в 2002 году, почти 150 иностранных компаний поддержали программу Саддама Хусейна по созданию оружия массового уничтожения . Двадцать четыре американские фирмы участвовали в экспорте материалов в Багдад. [ 67 ] Еще более длинный список американских компаний и их участия в Ираке был предоставлен газетой LA Weekly в мае 2003 года. [ 68 ]
Развитие энергетики и безопасность
[ редактировать ]Проект трубопровода в Акабе
[ редактировать ]
Правительство Соединенных Штатов поддержало строительство нового нефтепровода, который пройдет на запад из Ирака через всю территорию страны к иорданскому портовому городу Акаба , обеспечивая доступ к нему со стороны Красного моря. Корпорация Bechtel выступила генеральным подрядчиком этого проекта. Дональд Рамсфельд лично обсуждал преимущества трубопровода с Саддамом Хусейном в 1983 году. Однако проект Акабы так и не вышел за рамки чертежной доски из-за его близости к Израилю, на чем настаивали проектировщики. Он проходил так близко к границе, что иракское руководство опасалось, что израильская сторона может позже вывести его из строя, просто «бросив в него несколько ручных гранат». [ 2 ]
Танкерная война и военное участие США
[ редактировать ]Танкерная война началась, когда Ирак атаковал иранские танкеры и нефтяной терминал на острове Харг в 1984 году. Иран нанес ответный удар, атаковав танкеры, перевозившие иракскую нефть из Кувейта, а затем и все танкеры стран Персидского залива, поддерживающие Ирак. Обе страны атаковали нефтяные танкеры и торговые суда, в том числе нейтральных стран, стремясь лишить противника торговли. После неоднократных атак Ирака на главный экспортный объект Ирана на острове Харк , Иран атаковал кувейтский танкер возле Бахрейна 13 мая 1984 года и саудовский танкер в водах Саудовской Аравии 16 мая. После этого резко участились нападения на корабли мирных стран в Персидском заливе. , и этот этап войны получил название «Танкерная война».
Lloyd's of London , британский страховой рынок, подсчитал, что танкерная война повредила 546 коммерческих судов и убила около 430 гражданских моряков. Крупнейшие атаки были совершены Ираном против кувейтских судов, и 1 ноября 1986 года Кувейт официально обратился к иностранным державам с просьбой защитить его судоходство. Советский Союз согласился зафрахтовать танкеры, начиная с 1987 года, а ВМС США предложили обеспечить защиту танкеров, плавающих под флагом США , 7 марта 1987 года. Операция Prime Chance была операцией Командования специальных операций США, направленной на защиту нефти под флагом США. Танкеры от атаки Ирана. Операция состоялась примерно в то же время, что и операция «Эрнест Уилл» — в основном усилия ВМФ по сопровождению танкеров через Персидский залив.
Согласно международному праву нападение на такие корабли будет рассматриваться как нападение на США, что позволит США ответить военным путем. Эта поддержка защитит суда, направляющиеся в иракские порты, эффективно гарантируя поток доходов Ирака на время войны.
Силы специальных операций также оказали помощь в этих усилиях. 160- й авиационный полк специальных операций управлял вертолетами AH-6 с большой баржи, стоящей на якоре в море. Вторая платформа управлялась спецназовцами из Форт-Брэгга, пилотировавшими OH-58D . «Эти штуки выглядели чрезвычайно зловеще. Все они были черными, ощетинившимися антеннами, и имели огромный круглый модуль прицела около двух футов в диаметре, прикрепленный к мачте над лопастями несущего винта. вещи на земле - это гигантское насекомое, смотрящее на тебя перед смертью", - цитирует слова офицера спецназа. [ 1 ]
14 апреля 1988 года фрегат USS Samuel B. Roberts был сильно поврежден иранской миной. Американские силы ответили 18 апреля операцией «Богомол» , ставшей крупнейшим столкновением надводных кораблей ВМС США со времен Второй мировой войны. Два иранских корабля были уничтожены, в результате чего погибло 55 моряков, а американский вертолет был сбит, в результате чего погибли два пилота. [ 69 ]
Ряд исследователей и бывших военнослужащих утверждают, что Соединенные Штаты проводили операции «черных» во время войны против иранских военных объектов. Подполковник Роджер Чарльз, работавший в канцелярии министра обороны Пентагона, говорит, что ВМС ночью использовали специально оборудованные патрульные катера Mark III с целью выманить иранские канонерские лодки подальше от территориальных вод, где они могли бы быть обстрелян и уничтожен. «Они вылетели ночью и установили ложные ходовые огни так, чтобы издалека казалось, что рядом находится торговое судно, которое иранцы хотят осмотреть». [ 1 ]
Информация, собранная в ходе операции «Игер Ледник» , сверхсекретной программы сбора разведданных, также использовалась ЦРУ для бомбардировки производственных предприятий в Иране. [ 1 ]
с авианосцем «Старк» Инцидент
[ редактировать ]Иракский реактивный истребитель по ошибке атаковал военный корабль США « Старк» в мае 1987 года, убив 37 военнослужащих и ранив 21. [ 70 ] Но внимание в Вашингтоне было сосредоточено на изоляции Ирана; приняв извинения Саддама за ошибку, Белый дом раскритиковал минирование Ираном международных вод, а в октябре 1987 года США атаковали иранские нефтяные платформы в ответ на нападение Ирана на кувейтский танкер Sea Isle City под американским флагом . [ 69 ]
Долгосрочные интересы
[ редактировать ]В ответ на дальнейшие иракские химические атаки на курдское гражданское население после прекращения огня с Ираном в августе 1988 года американские сенаторы Клэйборн Пелл и Джесси Хелмс призвали к введению всеобъемлющих экономических санкций против Ирака , включая нефтяное эмбарго и строгие ограничения на экспорт технологий двойного назначения. Хотя последующий закон был принят Сенатом США, он встретил сильную оппозицию в Палате представителей и не стал законом. В своем редком упреке госсекретарь Джордж Шульц осудил «неоправданные и отвратительные» нападения Ирака, которые помощник Шульца Чарльз Редман охарактеризовал как «неприемлемые для цивилизованного мира». Однако даже после этих заявлений Госдепартамент рекомендовал воздержаться от санкций. [ 71 ]
В октябре 1989 года президент Буш подписал NSD 26, который начинается словами: «Доступ к нефти Персидского залива и безопасность ключевых дружественных государств в этом районе жизненно важны для национальной безопасности США». Что касается Ирака, в директиве говорилось: «Нормальные отношения между Соединенными Штатами и Ираком будут служить нашим долгосрочным интересам и способствовать стабильности как в Персидском заливе, так и на Ближнем Востоке». [ 72 ] [ 73 ]
См. также
[ редактировать ]- Деятельность ЦРУ в Ираке
- Международная помощь участникам боевых действий в ирано-иракской войне
- Рейс 655 авиакомпании Иран Эйр
- Дело Иран-контрас
- Прокси-конфликт между Ираном и Саудовской Аравией
- Операция «Стойкий» была создана весной 1983 года Госдепартаментом США с целью остановить незаконный поток американского оружия в Иран.
- Советская поддержка Ирака во время ирано-иракской войны
- Итальянская поддержка Ирака во время ирано-иракской войны
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Фридман, Алан. Паутина: секретная история того, как Белый дом незаконно вооружил Ирак , Bantam Books, 1993.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тиммерман, Кеннет Р. Лобби смерти: как Запад вооружил Ирак . Нью-Йорк, компания Houghton Mifflin, 1991.
- ^ «Поддержка Саддамом Хусейном международного терроризма» . georgewbush-whitehouse.archives.gov . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ Сциолино, Элейн (1991). Государство-преступник: стремление Саддама Хусейна к власти и кризис в Персидском заливе . Джон Уайли и сыновья . п. 168 . ISBN 9780471542995 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бирн, Малькольм (2013). «Критическая устная история: новый подход к изучению роли Соединенных Штатов в войне». Ирано-иракская война: новые международные перспективы . Рутледж . ISBN 9780415685245 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Эмери, Крис (2013). «Переоценка реакции администрации Картера на ирано-иракскую войну». Ирано-иракская война: новые международные перспективы . Рутледж . ISBN 9780415685245 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Брэндс, Хэл (2012). «Саддам Хусейн, США и вторжение в Иран: был ли зеленый свет?» . История холодной войны . 12 (2). Рутледж : 319–343. дои : 10.1080/14682745.2011.564612 . S2CID 154354622 .
- ^ Коппел, Тед. Военный корабль США «Винсеннес»: публичная война, секретная война , ABC Nightline . 1 июля 1992 года.
- ^ Маккарти, Эндрю К. (3 марта 2012 г.). «Жалко, что кто-то должен победить» . Национальное обозрение онлайн . Архивировано из оригинала 30 марта 2013 года . Проверено 7 ноября 2012 г.
- ^ Сциолино, Элейн (1991). Государство-преступник: стремление Саддама Хусейна к власти и кризис в Персидском заливе . Джон Уайли и сыновья . п. 163 . ISBN 9780471542995 .
- ^ Гасиоровски 2012 , стр. 622–623.
- ^ Гасиоровски 2012 , стр. 614, 617, 620, 622–623.
- ^ Перейти обратно: а б Гасиоровски 2012 , с. 620.
- ^ Гасиоровски 2012 , стр. 626–627.
- ^ Гасиоровски 2012 , стр. 614, 620–621, 623, 626–627.
- ^ Мюррей, Уильямсон; Вудс, Кевин М. (2014). «Контекст« горечи и гнева » ». Ирано-иракская война, военная и стратегическая история . Издательство Кембриджского университета . стр. 59–61, 63 (электронная книга, номера страниц приблизительные). ISBN 9781107062290 .
- ^ Блайт, Джеймс Г.; и др. (2012). Становясь врагами: американо-иранские отношения и ирано-иракская война, 1979-1988 гг . Rowman & Littlefield Издательство . п. 68. ИСБН 978-1-4422-0830-8 .
- ^ «Выдержки из иракского документа о встрече с посланником США» . Нью-Йорк Таймс . 23 сентября 1990 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2017 г. Проверено 12 мая 2017 г.
- ^ Сциолино, Элейн (1991). Государство-преступник: стремление Саддама Хусейна к власти и кризис в Персидском заливе . Джон Уайли и сыновья . стр. 162 - 163 . ISBN 9780471542995 .
Когда пять месяцев спустя Ирак вторгся в Иран, Саддам предположил (и справедливо), что Соединенные Штаты не сделают ничего, чтобы остановить его.
- ^ Перейти обратно: а б с Гибсон, Брайан Р. (2010). Тайные отношения: американская внешняя политика, разведка и ирано-иракская война, 1980-1988 гг . АВС-Клио . стр. 31–36. ISBN 9780313386107 .
- ^ Хейг, Александр . «ТЕМЫ ДЛЯ ГОВОРЯ (СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО/ЧУВСТВИТЕЛЬНО)» (PDF) . Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ Блайт, Джеймс Г.; и др. (2012). Становясь врагами: американо-иранские отношения и ирано-иракская война, 1979-1988 гг . Rowman & Littlefield Издательство . стр. 5, 58–59, 63–69, 260–262. ISBN 978-1-4422-0830-8 .
- ^ Посол США в Саудовской Аравии Джеймс Э. Акинс привел анекдот, который может быть связан со слухами о зеленом свете: «Когда началась дезинтеграция и был подготовлен отчет об этом - экономическом, политическом и военном распаде [Ирана] - армия была полностью очищена, а люди, пришедшие к власти, были молодыми и некомпетентными. Подразумевалось, что правительство не продержится долго. Копия такого отчета была передана саудитам, и саудовцы были весьма впечатлены. этим отчетом, потому что они смертельно боялись правительства иранских мулл. То, что саудовцы сделали с этим отчетом, в некоторой степени нарушает эту версию. Есть много людей, которые считают, что саудовцы передали копию этого отчета Саддаму. ни один саудовец никогда не говорил мне, что его передали, и ни один иракец никогда не говорил мне, что они получили копию этого отчета от саудовцев, хотя они могли это сделать, независимо от того, получили они это или нет, Саддам также пришел к такому же выводу самостоятельно. В этом нет никаких сомнений. Если бы он получил подтверждение своих выводов из американского отчета, это сделало бы его еще более решительным выступить против Ирана». «Интервью с Джеймсом Акинсом» . PBS «Линия фронта» . 2000. Архивировано из оригинала 5 октября 2017 г. Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Возможный ирано-иракский конфликт» (Документ). Штаб стратегического предупреждения. 11 апреля 1980 г. п. 2. Доступно онлайн здесь. Проверено 5 октября 2017 г.
- ↑ Эта гипотеза позже была подтверждена иракскими архивами. Видеть Гибсон, Брайан Р. (2 ноября 2010 г.). «Переписывая историю: Ирано-иракская война 30 лет спустя» . Маджалла: ведущий арабский журнал . Архивировано из оригинала 2 мая 2016 г. Проверено 15 февраля 2022 г.
Эти стенограммы и документы показывают, что иракским генералам было приказано вторгнуться в Иран всего за несколько дней до фактического вторжения. Застигнутые врасплох генералы имели лишь ограниченные ресурсы и могли вести войну только в той мере, в какой позволяли их материально-технические возможности. Это создало проблемы в Багдаде, поскольку режим хотел, чтобы его войска продвигались вперед, но его войска не могли доставить на фронт достаточно припасов для продолжения наступления. Это полностью опровергает предыдущие объяснения начала войны, согласно которым Саддам намеревался вести ограниченную войну, чтобы физически вернуть себе реку Шатт-эль-Араб и создать буферную зону, чтобы обеспечить превосходство Ирака над водным путем.
- ^ Блайт, Джеймс Г. (2012). Становясь врагами: американо-иранские отношения и ирано-иракская война, 1979-1988 гг . Rowman & Littlefield Издательство . стр. 20–21, 69–70. ISBN 978-1-4422-0830-8 .
Брюс Ридель : На протяжении всего 1980 года, после советского вторжения в Афганистан, мы перехватывали советские сообщения о командно-штабных учениях по вторжению в Иран. ... Чего нельзя было сказать, так это того, действительно ли Советы планировали вторжение или это было просто упражнение по планированию. ... они сделали это в первый раз или они делали это каждый год, но мы узнали об этом только в этом году?
- ^ Перейти обратно: а б Хан, Питер (2011). Миссии выполнены?: Соединенные Штаты и Ирак после Первой мировой войны . Издательство Оксфордского университета . стр. 72–73. ISBN 9780195333381 .
Нет никаких доказательств в поддержку утверждения Ирана о том, что администрация Картера поощряла Хусейна вторгнуться в Иран. Когда в начале 1980-х годов напряженность возросла, Иран открыто обвинил Соединенные Штаты в провоцировании нападения Ирака, но Картер категорически отверг это обвинение. «Мы не знали об этом шаге и не имели на него влияния, — писал Картер в своих мемуарах о сообщениях об иракской угрозе вторжения в Иран в апреле 1980 года, — но Иран, тем не менее, обвинял нас в этом». Как отмечает ученый Брюс Джентльсон, маловероятно, чтобы Картер, поставив на карту свою внутриполитическую репутацию ради своей способности разрешить кризис с заложниками в Иране, поддержал бы иракскую агрессию, которая осложнила его миссию по освобождению заложников, либо во время военной спасательной миссии в апреле. 1980 г. или в дипломатических инициативах, предпринятых позднее в том же году. Действительно, в середине сентября официальные лица США вели переговоры об условиях соглашения об освобождении заложников с Садехом Табатабаем, иранским эмиссаром, который согласился представить условия в выгодном свете Хомейни. Но иракское вторжение 22 сентября задержало возвращение Табатабаи в Тегеран и впоследствии отвлекло режим Хомейни от рассмотрения условий. Президент США также выразил опасения, что вторжение поставит под угрозу жизни заложников или затронет другие государства Персидского залива. Картер впервые задумался об отправке военной помощи Ираку только в декабре, после того как потерял президентские выборы 1980 года .
- ^ «Господин президент Джимми Картер о «Палестине: мир, а не апартеид», Ираке, приветствии шаха Ирана в Белом доме, продаже оружия Индонезии во время оккупации Восточного Тимора и многом другом» . Демократия сейчас! . 10 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2016 г. Проверено 27 сентября 2016 г.
- ^ Мюррей, Уильямсон; Вудс, Кевин М. (2014). «1980: Начало иракского вторжения». Ирано-иракская война, военная и стратегическая история . Издательство Кембриджского университета . стр. 102–103 (электронная книга, номера страниц приблизительные). ISBN 9781107062290 .
- ^ Блайт, Джеймс Г.; и др. (2012). Становясь врагами: американо-иранские отношения и ирано-иракская война, 1979-1988 гг . Rowman & Littlefield Издательство . стр. 71–82, 261–262. ISBN 978-1-4422-0830-8 .
- ^ см . Мнение бывшего иранского чиновника Сейеда Хоссейна Мусавиана : Мусавиан, Сейед Хосейн ; Шахидсалесс, Шахир (2015). Иран и Соединенные Штаты: взгляд изнутри на неудачное прошлое и путь к миру . Издательство Блумсбери . п. 82. ИСБН 9781501312069 .
В любом случае оценка Ирана основывалась на том, чему они были свидетелями, а не на знаниях о секретных переговорах. Для них тот факт, что правительство США не осудило вторжение Ирака, не признало его нарушением международного права и актом агрессии и не призвало к эвакуации иракских войск с оккупированных земель в Иране, был явным доказательством того, что американцы поддержали действия Ирака. вторжение.
- ^ см . Таннер, Генри (22 июня 1982 г.). «Иран заявляет, что вывод иракцев не положит конец войне» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 23 октября 2017 г. Проверено 10 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Блайт, Джеймс Г.; и др. (2012). Становясь врагами: американо-иранские отношения и ирано-иракская война, 1979-1988 гг . Rowman & Littlefield Издательство . стр. 97, 112–119, 362. ISBN. 978-1-4422-0830-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Яфе, Джудит (2013). «Изменение американских взглядов на ирано-иракскую войну». Ирано-иракская война: новые международные перспективы . Рутледж . ISBN 9780415685245 .
- ^ Перейти обратно: а б Хильтерманн, Йост Р. Халабья: Америка, похоже, не возражала против отравляющего газа. Архивировано 19 октября 2005 г. в Wayback Machine , трибуна International Herald . 17 января 2003 г.
- ^ Противостояние в Персидском заливе; Помощь США помогла Хусейну подняться наверх; Критики говорят, что законопроект уже готов . The New York Times , 13 августа 1990 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Битва, Джойс. Рукопожатие с Саддамом Хусейном: США склоняются к Ираку, 1980-1983 гг. Архивировано 4 февраля 2012 г. в Wayback Machine , Электронная информационная книга Архива национальной безопасности № 82 . Архив национальной безопасности Университета Джорджа Вашингтона, 25 февраля 2003 г.
- ^ Дики, Кристофер, Томас, Эван (22 сентября 2002 г.). «Как случился Саддам» . Newsweek . Архивировано из оригинала 13 декабря 2011 года . Проверено 20 августа 2011 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Times, специально для Нью-Йорка (19 января 1987 г.). «ИРАК ПРИПИСЫВАЕТ КЛЮЧЕВОЕ ПОРАЖЕНИЕ 86-ГО ГОДА ДЕЗИНФОРМАЦИИ ИЗ США» The New York Times . ISSN 0362-4331 . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Харрис, Шейн; Помощь, Мэтью М. (26 августа 2013 г.). «Эксклюзив: файлы ЦРУ доказывают, что Америка помогала Саддаму, когда он травил газом Иран» . Внешняя политика . Архивировано из оригинала 15 сентября 2014 г. Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Доббс, Майкл (30 декабря 2002 г.). «США сыграли ключевую роль в наращивании Ирака» . Вашингтон Пост . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Заявление бывшего чиновника СНБ Говарда Тейчера. Архивировано 26 мая 2012 г. в Wayback Machine в Окружной суд США, Южный округ Флориды. Обычная текстовая версия
- ^ Хиббард, Джастин (2 марта 2003 г.). «ЧИЛИйСКИЕ СВЯЗИ / Карлос Кардоэн – торговец оружием в Ираке, бывший друг правительства США, а теперь скрывающийся от правосудия – все еще набивает свои карманы прибылями от нашего аппетита к вину» . СФГЕЙТ . Проверено 17 июня 2023 г.
- ^ Смит, Р. Джеффри. Десятки американских предметов, использованных в вооружении Ирака, заархивировано 8 октября 2012 г. в Wayback Machine , Washington Post . 22 июля 1992 года.
- ↑ Гэлбрейт, Питер В. « Настоящие умиротворители Ирака. Архивировано 15 сентября 2009 г. в Wayback Machine , The Boston Globe . 31 августа 2006 г.
- ↑ Тайлер, Патрик Э. Офицеры говорят, что США помогли Ираку в войне, несмотря на использование газа. Архивировано 30 июня 2017 г. в Wayback Machine New York Times, 18 августа 2002 г.
- ^ Груша, Роберт. США заявляют, что отслеживали иракские сообщения о газе, заархивированные 30 января 2018 г. в Wayback Machine , New York Times . 15 сентября 1988 года.
- ^ Чедвик, Алекс и Шустер, Майк. Связи США с Саддамом во время ирано-иракской войны . Архивировано 26 февраля 2018 г. на Wayback Machine Национальном общественном радио . 22 сентября 2005 г.
- ^ «Иракцы использовали в основном оборудование советского производства, и поскольку русские соблюдали эмбарго на поставки оружия, у иракцев почти закончились боеприпасы». Мартин, Терренс Л. и Рид, Роб. «Торговцы смертью», Discovery Channel Productions. 12 июля 1999 г.
- ^ «Египет закупил большое количество советского вооружения на протяжении 1960-х и 1970-х годов, и у него все еще были большие запасы советских боеприпасов, запасных частей, ракетных установок и самолетов... Всего через несколько дней после того, как Советский Союз ввел эмбарго в конце сентября В 1980 году [Анвар] Садат посовещался с администрацией Картера, а затем объявил, что Египет продаст Ираку советское оружие на 1 миллиард долларов». Тиммерман, Кеннет Р. Лобби смерти: как Запад вооружил Ирак , стр. 86.
- ^ Лаурия, Джо. Ирак приобрел сибирскую язву у американской компании. Архивировано 14 августа 2015 г. в Wayback Machine , Vancouver Sun. 22 октября 2001 г.
- ^ Дуэлфер, Чарльз. Всеобъемлющий отчет специального советника директора Центральной разведки по иракскому оружию массового уничтожения. Архивировано 15 октября 2012 г., в Wayback Machine , 30 сентября 2004 г., Том 3, «Биологическая война», стр. 21.
- ^ Банковский комитет Сената США. Второй отчет персонала об экспорте товаров двойного назначения из США, связанных с ХБО, в Ирак. Архивировано 30 ноября 2016 г. в Wayback Machine , 25 мая 1994 г.
- ^ Ригл-младший, Дональд В. Экспорт США в Ирак двойного назначения, связанный с химическим и биологическим оружием, и его возможное влияние на последствия войны в Персидском заливе для здоровья. Архивировано 6 июля 2012 г. в Wayback Machine , Комитет по банковскому делу, жилищному строительству и Городские дела, 25 мая 1994 г.
- ^ Друри, Том. Как Ирак строил свои программы вооружения с небольшой помощью своих друзей Архивировано 23 марта 2017 г. в Wayback Machine , St. . 16 марта 2003 г.
- ↑ Архив национальной безопасности , 31 января 1995 г., Заявление Говарда Тейчера перед Окружным судом США, Южный округ Флориды [www.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/NSAEBB82/iraq61.pdf]
- ↑ Национальное общественное радио, 22 сентября 2005 г., «Связи США с Саддамом во время ирано-иракской войны». Архивировано 26 февраля 2018 г. на Wayback Machine.
- ^ Роберт, Фиск (2005). Великая война за цивилизацию: завоевание Ближнего Востока . Англия: Четвертая власть.
- ^ Телеграмма Государственного департамента от Джорджа П. Шульца в миссию при Европейском отделении Организации Объединенных Наций и других международных организациях. « Комиссия ООН по правам человека: Пункт 12: Резолюция Ирана об использовании Ираком химического оружия. Архивировано 28 июня 2014 г. в Wayback Machine », 14 марта 1984 г.
- ^ Шмеманн, Серж; Times, специально для Нью-Йорка (2 июля 1988 г.). «Ирак признает использование газа, но утверждает, что Иран применил его в войне» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бейкер, Расс В. (март 1993 г.). «Ворота Ирака: тот, кому (почти) удалось уйти» . Обзор журналистики Колумбии . Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 г. Проверено 8 ноября 2012 г.
- ^ Кистнер, Уильям. Крупнейший торговец оружием времен холодной войны. Архивировано 24 июля 2018 г. в Wayback Machine . PBS « Линия фронта» . март 2001 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сафайр, Уильям (19 мая 1992 г.). «Скандал администрации Ирака» . Отчет Конгресса. Архивировано из оригинала 13 мая 2016 года . Проверено 15 июля 2006 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Харвуд, Ричард (16 апреля 1994 г.). « МИФ ОБ ИРАКГАТАХ » . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ «Мнение | Устроить скандал там, где его нет» . Нью-Йорк Таймс . 20 марта 1995 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ↑ Тиммерман, Кеннет Р. «Свидетельские показания перед сенатским комитетом по банковскому делу, жилищному строительству и городским делам», 27 октября 1992 г.
- ^ Патерсон, Тони. В просочившемся отчете говорится, что немецкие и американские фирмы поставляли оружие Саддаму. Архивировано 11 декабря 2008 г. в Wayback Machine The Independent . 18 декабря 2002 г.
- ^ Кроган, Джо. Сделано в США, Часть III: The Dishonor Roll. Архивировано 19 июня 2011 г. в Wayback Machine , LA Weekly . 01 мая 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пенистон, Брэдли. Нет высшей чести: спасение военного корабля США «Сэмюэл Б. Робертс» в Персидском заливе. Архивировано 22 июня 2012 г. в Wayback Machine , Naval Institute Press. 2006.
- ^ Мартинс, Марк С. (зима 1994 г.). «Правила ведения боевых действий для сухопутных войск: вопрос обучения, а не юриспруденции» (PDF) . Обзор военного права . 143 : 43–46. Архивировано (PDF) из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ Сциолино, Элейн (1991). Государство-преступник: стремление Саддама Хусейна к власти и кризис в Персидском заливе . Джон Уайли и сыновья . п. 171 . ISBN 9780471542995 .
- ^ «Директива национальной безопасности 26» (PDF) . Белый дом. 02.10.1989. Архивировано из оригинала (PDF) 18 марта 2003 г. Проверено 12 октября 2006 г.
- ^ Сциолино, Элейн (1991). Государство-преступник: стремление Саддама Хусейна к власти и кризис в Персидском заливе . Джон Уайли и сыновья . стр. 172 - 173 . ISBN 9780471542995 .
Источники
[ редактировать ]- Гасиоровски, Марк Дж. (осень 2012 г.). «Помощь разведки США Ирану, май – октябрь 1979 г.» (PDF) . Ближневосточный журнал . 66 (4): 613–627. дои : 10.3751/66.4.13 . S2CID 144299252 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блайт, Джеймс Г.; и др. (2012). Становясь врагами: американо-иранские отношения и ирано-иракская война, 1979-1988 гг . Rowman & Littlefield Издательство . ISBN 978-1-4422-0830-8 .
- Брайан Р. Гибсон, Тайные отношения: американская внешняя политика, разведка и ирано-иракская война, 1980–88 гг . Прегер, 2010.
- Брюс Джентльсон, С такими друзьями: Рейган, Буш и Саддам, 1982–1990 гг . Нью-Йорк, WW Нортон, 1994.
- Марк Фитиан, Вооружение Ирака: как США и Великобритания тайно создали военную машину Саддама . Бостон, издательство Северо-Восточного университета, 1997.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рукопожатие с Саддамом Хусейном: США склоняются к Ираку, 1980-1984 гг. Электронная информационная книга Архива национальной безопасности № 82
- Дипломатические и торговые отношения США с Ираком, 1980 г. - 2 августа 1990 г.