Бней Барух
![]() | Судя по всему, основной автор этой статьи тесно связан с ее предметом. ( Ноябрь 2019 г. ) |
![]() | |
Формирование | начало 1990-х |
---|---|
Основатель | Михаил Лайтман |
Тип | Каббала |
Штаб-квартира | Петах-Тиква , Израиль |
Веб-сайт | www |
Бней Барух (также известный как Каббала Лаам , иврит: קבלה לעם ) — универсалистская каббалистическая ассоциация, основанная Михаэлем Лайтманом в начале 1990-х годов. [1] По оценкам, в нем обучается около 50 000 студентов в Израиле и около 150 000 по всему миру. [2]
История
[ редактировать ]Бней Барух — это группа, обучающая Каббале в традиции Йехуды Ашлага (хасидского раввина). Раввин Йегуда Ашлаг эмигрировал из Польши в ишув в догосударственном Израиле в 1921 году. Он написал комментарий к Зоару под названием « Сулам» («Лестница»). Он стал очень популярен в Израиле, и по каббале его консультировал первый премьер-министр Государства Израиль Гурион Давид Бен- . [3] Опираясь на свое утверждение о том, что утверждение «Возлюби друга твоего, как самого себя», Иегуда Ашлаг предложил теорию «альтруистического коммунизма», форму социализма, советского типа основанную на принципах альтруизма и отличную от материалистического коммунизма .
Иегуда Ашлаг скончался в 1954 году. [4] После его смерти его ученики разделились: некоторые последовали за одним из его соратников, Иехудой Цви Брандвейном (1904–1969), который стал зятем Ашлага через его второй брак. [5] Группа Брандвейна прямо или косвенно стоит у истоков некоторых современных каббалистических движений, включая Каббалический центр Филипа Берга . [6] Другие ученики Иегуды Ашлага приняли руководство двух из четырех его сыновей: Бенджамина Шломо Ашлага (1907-1991), группа которого оставалась сравнительно небольшой, и Баруха Ашлага . [7]
Чтобы противостоять попытке брата Баруха Ашлага, Бенджамина Шломо Ашлага, отстаивать свою версию деятельности их отца в британских судах, Лайтман основал «Бней Барух» («Сыны Баруха»). [8] Постепенно группа развивалась. Ее внутренние источники сообщают, что прорыв произошел в 1997 году, когда группа начала предлагать бесплатные курсы каббалы через Интернет и радио (в 2007 году последовало телевидение) и в конечном итоге перенесла свою штаб-квартиру из харедим Бней-Брака в соседний (и более космополитичный) Петах-Тикву . [9] Через Интернет Бней Барух начал собирать членов по всему миру.
Доктрина
[ редактировать ]Лайтман проводит открытые уроки ежедневно с 3:00 до 6:00 и с 18:00 до 20:00 в прямом эфире (обычно в Петах-Тикве) или через Интернет. Уроки переводятся вживую на восемь языков, включая английский, русский, китайский, турецкий, итальянский, японский, а также на семь других языков в записи (в том числе арабский). [10] Многие студенты Бней Баруха следуют этим урокам, и каждый студент волен выбирать свой собственный режим обучения. У Бней Баруха также есть 27 центров по всему Израилю и более 150 центров по всему миру, где студенты Лайтмана проводят еженедельные вводные курсы. [11] На этих курсах нет разделения на мужчин и женщин, тогда как на ежедневных утренних и вечерних уроках мужчины и женщины учатся раздельно, хотя в разных странах разделение принимает разные формы. Как отмечает итальянский исследователь новых религиозных движений , Массимо Интровинье это разделение «вызывает удивление у критиков», но «не является беспрецедентным в каббалистических школах и продолжает практику Баруха Ашлага». [12]
Он утверждает, что то, чему он учит, — это не религия, а наука. Основной принцип каббалы Лайтмана — «люби друга как самого себя» как путь к постижению Творца. Оппоненты утверждают, что эта точка зрения не поддерживается большинством каббалистических текстов, как исторических, так и современных. Лайтман учит, что Авраам был не евреем, а вавилонянином. [13] По мнению Лайтмана, во времена Авраама вавилоняне столкнулись с кризисом растущего эгоизма, который отделил их друг от друга и разрушил их общество. Стремление найти источник этого социального кризиса в конечном итоге привело Авраама к открытию Творца (которого Лайтман, вслед за Иехудой Ашлагом, определяет как силу любви и отдачи). Авраам понял, что разрушение эгоизма было для вавилонян лишь возможностью объединиться на более высоком уровне и открыть для себя Творца, и начал распространять это представление среди жителей Вавилона. [14]
По словам Лайтмана, небольшая группа студентов, собравшаяся вокруг Авраама, в конечном итоге получила название «Израиль» по их желанию прилепиться к Творцу (от слова Яшар Эль , что означает «прямо к Творцу»). Как резюмировал Майерс, Бней Барух учит, что эта группа имела «духовное обозначение», а не этническое или религиозное, что указывает на практику, основанную на методе Авраама, сосредоточенную вокруг единства над растущим эго. [15] Хотя Авраам собрал лишь небольшую группу, его мудрость постепенно завоевала значительное число последователей. [16] который развивался с течением времени и завершился строительством Храма Соломона и Второго Храма . Однако в конце концов эго взяло верх, Первый и Второй Храмы были разрушены, а «евреи» рассеялись по народам. Целью такого рассеяния евреев по народам было в конечном итоге осуществить реформу («исправление») всего мира. [17]
Ключевым компонентом в этом развитии народа Израиля и человечества, утверждает Бней Барух, является желание, которое состоит из разных уровней. Первый соответствует развитию основных желаний, таких как еда, секс и кров. Следующие три степени развития желания относятся к социальным уровням – желание обладать собственностью, получить известность и контроль и, в конечном итоге, обладать знаниями о реальности. Развитие этих желаний рассматривается как катализатор развития человечества, т.е. когда желание развивается, человечество придумывает технологический способ удовлетворения этого растущего желания в виде новой, более совершенной технологии. Пятый и последний уровень желания развиваться – это духовное желание. Духовное желание развивается как чувство неудовлетворенности исполнением желаний на низших уровнях и порождает в человеке экзистенциальное исследование, наиболее ярко выражающееся в вопросе: «В чем смысл жизни?» [18] Это было, учит Бней Барух, когда-то редкостью, поэтому раввин Симеон бар Йохай приказал хранить Каббалу в тайне. Однако чем больше на протяжении веков мир впадал в духовный кризис, тем больше появлялось душ с духовными желаниями. Именно поэтому Исаак Лурия , по мнению Бней Баруха, открыл изучение Каббалы для всех евреев, а Иегуда Ашлаг начал распространять ее и на неевреев. С конца 20-го века, настаивает Бней Барух, метод соединения и преодоления эго, который, по мнению движения, был открыт в Вавилоне Авраамом и развивался каббалистами на протяжении тысячелетий, должен распространиться в массы. [19]
Двумя ключевыми понятиями учения Бней Баруха являются исправление и соединение. Исправление, основная концепция Каббалы в целом, означает постоянное усилие перехода от ненависти к любви, от эгоизма к альтруизму. [20] Идея состоит в том, что в нашем мире по-прежнему доминируют эгоизм и конфликты, но мы можем «соединиться» на более высоком уровне, чем наша обычная жизнь. «Если мы правильно соединимся, — говорит Лайтман, — то мы обнаружим в связях между нами особую силу», которую мы можем также назвать Богом: «Бог — это та сила, которую человечество открывает через правильные связи между людьми». [21] Лайтман утверждает, что в будущем мы сможем реализовать «альтруистический коммунизм» Иехуды Ашлага, который, по его утверждению, «совершенно отличается» от коммунизма советского образца: «Мы строим сбалансированное общество, в котором высшая сила, которая является силой связи и любви, находится среди нас и соединяет нас, и этим мы достигнем полного исправления». [22]
Споры
[ редактировать ]Бней Барух подвергается критике в Израиле со стороны трех разных групп.
Во-первых, некоторые академические исследователи Каббалы в традиции Гершома Шолема считают «прагматическую» Каббалу Бней Баруха некорректной с филологической точки зрения и не соответствующей древним источникам. Эта критика в основном ограничивается академической средой. [23]
Ортодоксальные евреи настаивают на том, что Каббале следует обучать только квалифицированных евреев, и считают распространение Каббалы Бней Барухом среди неевреев ересью и кощунством. [24]
Наконец, некоторые, связанные с антикультовым движением, считают Бней Барух культом , обвиняя его в культе личности своего лидера, в требовании преувеличенных денежных пожертвований от учеников и в «промывании мозгов». [25]
Как отмечают израильские учёные Марианна Руа-Мидбар и Адам Клин-Орон, уникальной особенностью израильского антикультового движения является то, что ортодоксальные евреи и светские критики религии строго сотрудничают в нескольких его организациях, так что их трудно распутать. строго религиозная и светская критика групп, названных там «культами». [26] Как отметил израильский ученый Боаз Хусс , практический, мирской подход Бней Баруха к каббале сильно отличается от академических реконструкций Шолема и Моше Иделя и от каббалы, преподаваемой в ортодоксальной среде, что объясняет часть критики. [27] С другой стороны, итальянский ученый Массимо Интровинье за группой в разных странах пришел к выводу после участия в наблюдении , что студенты Бней Баруха демонстрируют пугающе сильную преданность своему учителю и в среднем посвящают движению больше времени и ресурсов, чем его последователи. других духовных движений. Такое отношение распространено среди культов. Критика также объясняется интенсивными дебатами в Израиле о том, кто «уполномочен» давать определение Каббале: академические ученые, представители ортодоксального истеблишмента или новые, независимые и неаффилированные учителя, такие как Лайтман. [28]
Михаил Лайтман
[ редактировать ]Михаил Лайтман родился в белорусском городе Витебске , на территории бывшего Советского Союза (ныне Беларусь ), в 1946 году. Последователи называют его почетным титулом Рав или Раввин , хотя официально он никогда не был рукоположен в сан раввина. и он не совершает религиозных услуг. [29]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Интровинь (2017), 16.
- ^ Интровинь (2016); Блау (2015).
- ^ Бик (1980), 174.
- ^ Интровинье (2017), 9.
- ^ Интровинье (2016).
- ^ См. Майерс (2007).
- ^ Интровинь (2016); Интровинье (2017), 9.
- ^ Интровинь (2017), 16.
- ^ Интровинье (2016).
- ^ Центр МЕЙДА (2017).
- ^ Центр МЕЙДА (2017).
- ^ Интровинь (2017), 16.
- ^ Майерс (2011), 200-202.
- ^ Майерс (2011), 201-202.
- ^ Майерс (2011), 203.
- ^ Майерс (2011), 209-210.
- ^ Майерс (2011), 203.
- ^ Майерс (2011), 204-206.
- ^ Майерс (2011), 207.
- ^ Интровинье (2017), 14.
- ^ М. Лайтман, цитируется по Introvigne (2017), 15.
- ^ М. Лайтман, цитируется по Introvigne (2017), 15.
- ^ Интровинь (2017), 33.
- ^ Интровинье (2016).
- ^ См. Блау (2012); Центр МЕРИЯ (2017).
- ^ Руах-Мидбар и Клин-Орон (2013).
- ^ Хусс (2007).
- ^ Интровинье (2017), 31-32.
- ^ «www.kabbalah.info» (на испанском языке).
Ссылки
[ редактировать ]- Ашлаг, Фейга. (2005). «Не повторяйте ошибок! Воспоминания Фейги Ашлаг, вдовы покойного рава Баруха Ашлага».
- Бик, Авраам. (1980). «Между святым Арием и Карлом Марксом». Хедим 110: 174–81 (на иврите).
- Блау, Ури. (2012). «Заплатите, и вы будете спасены: строгий кодекс Каббала Лаам». «Гаарец» , 30 августа.
- Богнер, Джесси. (2014). Эгоист: Мемуары . Торонто, Онтарио, и Бруклин, штат Нью-Йорк: Издательство Лайтман Каббала.
- ХаМодиа (1991). «Светлая память раввину АСМОР Баруху Ашлагу». Архивировано 16 декабря 2015 г. в Wayback Machine HaModia . 15 сентября (на иврите).
- Гус, Боаз. (2005). «Все, что вам нужно, это LAV: Мадонна и постмодернистская каббала». Еврейский ежеквартальный обзор 95 (4): 611–24.
- Гус, Боаз. (2007). «« Уполномочивает стражей »: полемика академических ученых еврейского мистицизма против практикующих каббалу». В «Полемических встречах: эзотерический дискурс и его другие » под редакцией Олава Хаммера и Коку фон Штукрада , 81–103. Лейден и Бостон: Брилл.
- Интровинье, Массимо. (2016). «Бней Барух». Проект «Мировые религии и духовность», Университет Содружества Вирджинии.
- Интровинье, Массимо. (2017). «Прагматические каббалисты: Бней Барух и глобализация каббалы». Междисциплинарный журнал исследований религии , 13,2: 1-38.
- Комад, Зенита. (2015). МЫ: Художник, Каббалист и Круг Эксперимента . Торонто, Онтарио, и Бруклин, штат Нью-Йорк: Издательство ARI.
- Лайтман, Михаил (2008). Зоар: Аннотации к комментарию Ашлага . Торонто, Онтарио и Нью-Йорк: Издательство Лайтман Каббала.
- Меир, Джонатан. (2007). «Открывающие и открытое внутри сокровенного: о противостоянии «последователям» раввина Йехуды Ашлага и распространении эзотерической литературы». Каббала: Журнал по изучению еврейских мистических текстов 16: 151–258 (на иврите).
- Майерс, Джоди. (2007). Каббала и духовные поиски: Центр Каббалы в Америке . Вестпорт, Коннектикут: Прегер.
- Майерс, Джоди. (2011). «Каббала для язычников: разнообразные души и универсализм в современной каббале». В книге «Каббала и современное духовное возрождение » под редакцией Боаза Хусса, 181–212. Беэр-Шева, Израиль: Университет Бен-Гуриона, издательство Негев.
- Нив, Юваль. (2013) «Каббалат Кахал: Как Каббала изменила жизнь Аркадия Духина». . Кснет . 26 ноября (на иврите).
- Рабинович, Цви. (2000). Хасидизм в Израиле: история хасидского движения и его хозяев на Святой Земле . Нортвейл, Нью-Джерси и Иерусалим: Джейсон Аронсон.
- Руах-Мидбар, Марианна и Адам Клин-Орон. (2013). «Скажи мне, кто твои враги»: правительственные отчеты о «культовом» феномене в Израиле». Журнал научного изучения религии 52 (4): 810–26.
- Центр MEIDA, Иерусалимский институт Ван Леера . (2017). «Бней Барух».
- Винокур, Семен. (2012). Каббалист: Кинематографический роман . Торонто, Онтарио и Нью-Йорк: Издательство Лайтман Каббала.
- Едиот Ахронот . (2016). «7000 участников Первого конгресса Каббала Лаам в Израиле». Едиот Ахронот . 25 февраля (на иврите).
- Йифра, Иегуда. (2017) «Откровение через исследование». Макор Ришон (Мусаф Шабат). 31 марта (на иврите).