Качайтесь радостно , BWV 36
Взлетай радостно | |
---|---|
БВВ 36 | |
Церковная кантата И.С. Баха | |
![]() Томасовская церковь , Лейпциг | |
Связанный | на основе 36c |
Повод | Первое воскресенье Адвента |
Текст кантаты | Пикандер ? |
Хорал | |
Выполненный | 2 декабря 1731 г Лейпциг .: |
Движения | 8 |
Вокал | Хор SATB и соло |
Инструментальный |
|
Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату Schwingt freuden ihr hoch (Радостно взмываем вверх). [ 1 ] BWV 36 , в Лейпциге в 1731 году, в первое воскресенье Адвента . Он опирался на материал предыдущих поздравительных кантат, начиная с Schwingt freudig euch empor , BWV 36c (1725). Евангелием воскресенья было Входо-Вход Иерусалима , поэтому настроение светской работы соответствовало «ликующим возгласам народа Осанна ». В уникальной структуре кантат Баха он вставил четыре части, заимствованные из предыдущих произведений, с четырьмя строфами из двух важных адвентистских гимнов » Лютера , чтобы добавить литургическую направленность: три из « Nun komm, der Heiden Heiland » Николая. и одну из « Wie schön leuchtet дер Моргенштерн ». Впервые он исполнил кантату в ее окончательном виде, состоящую из двух частей и восьми частей, 2 декабря 1731 года.
История и слова
[ редактировать ]Бах сочинил кантату в 1731 году в Лейпциге , в первое воскресенье Адвента , начало лютеранского церковного года. [ 2 ] В Лейпциге это было единственное воскресенье Адвента, когда исполнялась кантата, тогда как tempus clausum (время тишины) соблюдалось в остальные три воскресенья. [ 3 ] Предписанные чтения для воскресенья были из Послания к Римлянам : «Приближается ночь, придет день» ( Римлянам 13:11–14 ) и из Евангелия от Матфея «Вход в Иерусалим» ( Матфея 21:1–9) . ).
Части музыки Бах основывал на одноименной кантате Schwingt freudig euch empor , BWV 36c , которую он сочинил ко дню рождения преподавателя Лейпцигского университета и впервые исполнил весной 1725 года. [ 4 ] Текст, вероятно, был написан Пикандером , который изменил его в поздравительную кантату для графини Шарлотты Фридерики Вильгельмины Анхальт-Кётенской, Steigt freuden in die Luft , BWV 36a , впервые исполненную 30 ноября 1726 года. Другая версия была поздравительной кантатой для члена семьи Ривиниусов из Лейпцига, Die Freude шевелится , BWV 36b , вероятно, в 1735 году. [ 5 ]
Бах превратил светскую музыку в кантату первого воскресенья Адвента, сначала объединив четыре части и просто добавив хорал, заключительную строфу « Wie schön leuchtet der Morgenstern ». Либреттист этой обработки, который остался близок к светской кантате без привязки к чтениям, неизвестен. Клаус Хофманн отмечает, что ликующее начало соответствует Евангелию о входе в Иерусалим «с ликующими возгласами народа Осанна». [ 5 ] Дата адаптации неизвестна, поскольку версия сохранилась только в копии, сделанной учеником Баха Кристофом Нихельманном . [ 4 ]
Наконец, в 1731 году Бах значительно переработал кантату и написал новую партитуру. он интерполировал Арии не речитативами , а тремя строфами из адвентистского гимна Лютера « Nun komm, der Heiden Heiland ». Этот главный гимн первого воскресенья Адвента уже открывал его кантату по тому же случаю в 1714 году, Nun komm, der Heiden Heiland , BWV 61 , и он использовал его в качестве основы для своей хоральной кантаты Nun komm, der Heiden Heiland , BWV 62 , 1724 год. [ 6 ] Строфы гимна «служат в некоторой степени привязкой кантаты к истории Адвента, а также придают ей литургическую цель и четкую направленность». [ 5 ] Джон Элиот Гардинер называет это «структурно необычным». [ 7 ] Бах разделил кантату на две части, которые исполнялись до и после проповеди, завершив первую часть строфой из гимна Николая. Для контекста он заменил 7-ю строфу, закрывавшую всю кантату, строфой 6, а часть II — заключительной строфой гимна Лютера. [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]
Бах впервые исполнил кантату 2 декабря 1731 года, через неделю после Wachet auf, uns die Stimme , BWV 140 .
Оценка и структура
[ редактировать ]
Кантата написана для четырех солистов — сопрано , альта , тенора и баса , четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из двух гобоев д'амур , двух скрипок , альта и бассо континуо . Он состоит из двух частей по четыре части в каждой. Интерполяция припева и арий с хоралами уникальна для кантат Баха. [ 3 ]
Нет. | Заголовок | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Взлетай радостно | Хор | САТБ | 2ОбДа | 2Вл и БК | ре мажор | 3/4 |
2 | Ныне приди, Спаситель язычников | Хоровой | Сопрано, высокий | 1 обда (с сопрано), 1 обда (с альтом) | до нашей эры | Фа# минор | ![]() |
3 | Любовь движется нежными шагами | Воздух | Тенор | 1ОбДа (только) | до нашей эры | си минор | 3/8 |
4 | Форсирует строки в Cythara | Хорал | САТБ | 1ОбДа (с Сопрано), 1ObDa (Альто) |
1Вл (полковник Сопрано), 1Вл (с альтом), Ва (с тенором), до нашей эры |
ре мажор | ![]() |
Нет. | Заголовок | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|
5 | Добро пожаловать, дорогой дорогой! | Воздух | Бас | 2Вл, Ва, Бк | ре мажор | ![]() | |
6 | Ты равен Отцу | Хоровой | Тенор | 2ОбДа | до нашей эры | си минор | 3/4 |
7 | Даже приглушенными, слабыми голосами | Воздух | Сопрано | 1Вл (приглушён), Bc | соль мажор | 12/8 | |
8 | Слава Богу Отцу | Хорал | САТБ | 1ОбДа (с Сопрано), 1ObDa (Альто) |
1Вл (полковник Сопрано), 1Вл (альто), Ва (перевал Теноре), Британская Колумбия |
си минор | ![]() |
Музыка
[ редактировать ]Кантата уникальна среди церковных кантат Баха своей структурой арий в сочетании с хоралом вместо речитативов. Исполненный через неделю после Wachet auf, ruft uns die Stimme , BWV 140 , он показывает акцент Баха на хорале даже после его второго цикла хоральных кантат , начатого в 1724 году. [ 10 ]
Вступительный припев открывается ритурнелью , в которой доминируют два контрастных мотива : струнные играют короткую восходящую фигуру в триолях, гобои д'амур играют обширную мелодию. Как и в светской модели, движение состоит из двух одинаковых частей, каждая из которых состоит из двух контрастирующих частей: « Schwingt freudig euch empor zu den erhabnen Sternen » (Радостно взмывайте вверх к высоким звездам). [ 1 ] и « Ещё стоп! » (Но стоп!). [ 1 ] [ 8 ] Первым вступает бас, самый низкий регистр, за ним следуют теноры, альты и сопрано. Эта восходящая последовательность также отражает текст: «парящий ввысь», буквально «качающийся вверх». [ 5 ]

Гардинер, который дирижировал тремя кантатами в первое воскресенье Адвента во время паломничества кантаты Баха с хором Монтеверди в 2000 году, описал это движение как «духовный мадригал – капризный, легкий по текстуре и глубоко удовлетворяющий, когда все его виртуозные технические требования были выполнены». встретились: эти хитрые ходы, деления и хроматические интервалы во всех голосах, и цепочки триольных фигур в унисон Гобои д'амур и первые скрипки». Он сравнивает фигуры на « hallet ein! » (стоп) в средней части с « Wohin? » (где) в арии « Eilt, eilt Баха » в «Страстях по Иоанну» . [ 7 ]
Все три постановки строф хорала Лютера. [ 11 ] различны, начиная с дуэта сопрано и альта в первой строфе. Голоса дублируются гобоями д'амур и передают текст частями разной длины с шестнадцатью тактами для финального « Gott solch Geburt ihm bestellt » (что Бог предназначил Ему такое рождение). [ 7 ] Альфред Дюрр отмечает выразительность музыки, особенно в шестисекундных скачках по настойчивой просьбе « nun komm » (теперь приди), синкопированном ритме на « des sich wundert alle Welt » (перед которым дивится весь мир), [ 1 ] и смелая хроматика в последней строке. [ 10 ] Теноровая ария отражает « Любовь приближается нежными шагами ». [ 1 ] с гобоем д'амур в качестве инструмента облигато , «традиционного музыкального символа любви», [ 5 ] намекая на концепцию Иисуса как жениха и Души как невесты, [ 2 ] который также является основой гимна Николая, завершающего первую часть «воодушевляющей четырехчастной гармонизацией». [ 7 ]
Басовая ария, начинающая II часть, « Добро пожаловать, сокровище достойное! » (Добро пожаловать, сокровище достойное!) [ 1 ] показывает «отголоски первой части» и избегает регулярной структуры да капо . [ 7 ] [ 2 ] Басовый голос — это Vox Christi , обращающийся к невесте. Приветственный жест из светской кантаты кажется соответствующим выраженному чувству. [ 8 ] Следующая строфа гимна « Der du bist dem Vater gleich » (Ты, подобный Отцу), [ 1 ] шестая строфа гимна Лютера, «повествующая о грехах плоти и миссии Христа по искуплению человечества», отмечена как «molt' allegro». [ 7 ] Тенор поет мелодию хорала без украшений, как cantus Firmus , [ 5 ] но гобои д'амур играют с «настойчивым всплеском полудрожащей активности». [ 2 ] Дюрр видит выражение « Kampf und Sieg des Gottessohnes » (борьба и победа Сына Божьего) над « das krank Fleisch » (слабая/больная плоть) человека. [ 12 ] Гардинер сравнивает это с частью трио-сонаты. Последнюю арию он называет « берцезой Баха чистого волшебства» и сравнивает ее с «эхо-арией» из IV части «Рождественской оратории» . Текст « Auch mit gedämpften, schwachen Stimmen » (также приглушенным, слабым голосом) [ 1 ] иллюстрируется приглушенным ( con sordino ) соло скрипки. [ 7 ] Заключительный хорал, заключительная строфа гимна Лютера « Lob sei Gott dem Vater ton » (Хвала Богу, Отцу) [ 1 ] представляет собой четырехчастную настройку. [ 12 ]
Записи
[ редактировать ]Список записей предоставлен на сайте кантат Баха. [ 13 ] хор с одним голосом в партии ( ОВПП ) и ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованном исполнении Зелёным фоном отмечены .
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Тип хора | Орх. тип |
---|---|---|---|---|---|---|
Бах Сделано в Германии Том. 1 – Кантаты I | Гюнтер Рамин Томанерхор Оркестр Гевандхауса |
|
Лейпциг Классик | 1952 | ||
И.С. Бах: Кантаты BWV 36, BWV 64 | Вильгельм Эманн Вестфальский хор Солисты немецкого Баха |
|
Петь | 1969 | ||
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates, Эпизод / Том 2. | Николас Арнонкур Музыкальный концерт в Вене |
|
Тельдек | 1974 | Период | |
Бах Сделано в Германии Том. 4 – Кантаты VIII | Ханс-Йоахим Ротч Томанерхор Новый Музыкальный Коллегиум Баха | Вечный | 1981 | |||
Кантата Баха Том 61. | Хельмут Риллинг Гехингер Канторей Бах-коллегия Штутгарта | Хэнсслер | 1982 | |||
И.С. Бах: Адвентистские кантаты | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Архивная продукция | 1992 | Период | ||
И.С. Бах: Адвентскантатен | Филипп Эрревеге Вокальный колледж, Джентльмен | Гармония мира | 1996 | Период | ||
Издание Баха Том. 14 - Кантаты Том. 7 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерланды Бах Коллегиум | блестящая классика | 2000 | Период | ||
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 18 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 2002 | Период | ||
И.С. Бах: Кантаты на полный литургический год Том. 9: «Nun komm, der Heiden Heiland» — Кантаты BWV 61 · 36 · 62 · 132 | Сигисвальд Куйкен Маленькая группа | Акцент | 2008 | ОВПП | Период | |
Томанерхор Лейпциг - Церковный год с Бахом, Том 1: Адвент - Кантаты BWV 36, 61, 62. | Георг Кристоф Билдер Томанерхор Оркестр Гевандхауса |
|
Рондо Продакшн | 2009 | ||
И.С. Бах: Кантаты Vol. 47 | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 2010 | Период
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Брокер 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Минчам 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б Дюрр 1971 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Вольф 2002 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хофманн 1998 , с. 4.
- ^ Концерн 2005 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гардинер 2009 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с Дюрр 1971 , с. 102.
- ^ Вольф 2002 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Дюрр 2006 , с. 82.
- ^ Браатц и Орон 2006 .
- ^ Перейти обратно: а б Дюрр 2006 , с. 83.
- ^ Концерн 2012 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]Результаты
- Взлетайте радостно, BWV 36 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- «Взлетайте радостно BWV 36; BC A 3b / Священная кантата (1-е воскресенье Адвента)» . Бах Цифровой . 1954 год . Проверено 30 мая 2014 г.
Книги
- Дюрр, Альфред (1971). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. ISBN 3-423-04080-7 .
- Дюрр, Альфред (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-929776-2 .
Интернет-источники
Несколько баз данных предоставляют дополнительную информацию о каждой кантате, такую как история, партитура, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография и музыкальный анализ.
Полные записи кантат Баха сопровождаются примечаниями музыкантов и музыковедов, Джон Элиот Гардинер прокомментировал свое «Паломничество кантаты Баха» , Клаус Хофманн написал для Масааки Судзуки, Кристоф Вольф для Тона Купмана.
- Амвросий, З. Филип (2012). «BWV 36 Радостно взмывайте ввысь» . Университет Вермонта . Проверено 27 ноября 2012 г.
- Бах, Питер (2012). «Радостно покачивайтесь» (на немецком языке). bach.de. Проверено 27 ноября 2012 г.
- Бишоп, Уолтер Ф. (2012). «BWV 36 Радостно взмывайте ввысь» . Университет Альберты . Проверено 27 ноября 2012 г.
- Браатц, Томас; Орон, Арье (2006). «Хоровые мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / А теперь наступит Небесное нагорье » Сайт песен Баха . Получено 26 ноября.
- Деллал, Памела (2021). «BWV 62 – Приди, языческий спаситель» . pameladellal.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
- Гардинер, Джон Элиот (2009). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 36, 61, 62, 70, 132 и 147 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 31 декабря 2018 г.
- Хофманн, Клаус (1998). «Взлетайте радостно, BWV 36 / Радостно взлетайте ввысь» (PDF) . Сайт кантат Баха . Проверено 30 ноября 2012 г.
- Минчем, Джулиан (2010). «Глава 34 Bwv 36 - Кантаты Иоганна Себастьяна Баха» . jsbachcantatas.com . Проверено 18 августа 2022 г.
- Орон, Арье (2005). «Ныне приди Языческий Спас / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха . Проверено 1 декабря 2012 г.
- Орон, Арье (2012). «Кантата BWV 36 Качайтесь радостно» . Сайт кантат Баха . Проверено 27 ноября 2012 г.
- Вольф, Кристоф (2002). «Третий годовой цикл Лейпцигских кантат (1725–1727), III» (PDF) . Сайт кантат Баха . Проверено 29 ноября 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Взлетайте радостно, BWV 36 : выступление Нидерландского общества Баха (видео и справочная информация)
- Люк Дан: BWV 36.4 bach-chorales.com
- Люк Дан: BWV 36.8 bach-chorales.com