Раскол эльфов
В Дж.Р.Р. Толкина эльфы легендариуме или квенди — разделенный (разделенный) народ. Они проснулись в Куивиенене на континенте Средиземья , где были разделены на три племени: Миньяр (Первые), Татьяр (Вторые) и Неляр (Третьи). призвал их Через некоторое время Оромэ жить с Валар в Валиноре, на Амане . Этот призыв и последовавшее за ним Великое Путешествие разделили Эльфов на две основные группы (и множество второстепенных), которые так и не смогли полностью воссоединиться.
Толкин заявил, что эти истории были созданы для того, чтобы создать мир для его эльфийских языков , а не наоборот. Ученый-Толкиен Том Шиппи пишет, что «Сильмариллион» возник из лингвистических отношений между двумя языками, квенья и синдарин , разделенных эльфов. Исследователь Толкина Верлин Флигер утверждает, что Толкин использовал индоевропейский тип протоязыка в качестве модели . По ее мнению, раскол эльфов отражает прогрессирующий упадок и падение Средиземья от его первоначального совершенства; высшие эльфы — это те, кто меньше всего отклонился от этого состояния, а это означает, что в схеме Толкина происхождение является показателем характера .
Контекст
[ редактировать ]Автор
[ редактировать ]Дж. Р. Р. Толкин (1892–1973) наиболее известен как автор высокого фэнтези произведений «Хоббит» и «Властелин колец» . Он был профессиональным филологом , знатоком изменений слов между языками. [ 1 ] Он создал семью изобретенных языков для эльфов , тщательно спроектировав различия между ними, чтобы отразить их отдаленность от их воображаемого общего происхождения. Он заявил, что его языки привели его к созданию вымышленной мифологии « Сильмариллиона» , чтобы создать мир, в котором могли бы существовать его языки. В этом мире раскол эльфийских народов отражал фрагментацию их языков. [ 2 ] [ 3 ]
Пробуждение эльфов
[ редактировать ]В Толкина эльфы легендариуме проснулись в Куивиэнене , заливе на восточном берегу моря Хелкар, на континенте Средиземье , где они были разделены на три племени: Миньяр (Первые), Татьяр (Вторые) и Неляр (Третий). Через некоторое время их призвал Вала Оромэ , охотник, чтобы они жили с ним и другими Валар в Валиноре, на Амане . Эльдары — это те, кто принял призыв. Их имя, буквально «Звездный народ» , было дано им Оромэ на их родном языке — «Примитивный Квендиан» . [ 4 ] [ 5 ] Авари — это те, кто отказался от вызова. [ 5 ] Половина авари («отказников») [ 6 ] происходили из самого крупного племени неляров, но в путь отправилась большая часть неляров. [ а ] [ Т 1 ]
Раскол Эльдар
[ редактировать ]Эльдары мигрировали на запад через север Средиземья тремя группами. Миньяры стали известны как Ваньяры, что означает « Прекрасные Эльфы» , с золотисто-светлыми волосами. [ 5 ] Татьяры, мигрировавшие на запад, стали известны как нолдор или глубинные эльфы , обладая глубокими знаниями ремесел и навыков. Неляры, отправившиеся на запад, были известны как Телери ( Те, кто приходят последними ) или, как они называли себя, Линдары или Певцы . Они остались на востоке Амана, в Тол Эрессеа. [ 5 ]
Синдар
[ редактировать ]Те из телери, которые достигли Белерианда по Великому морю , но предпочли не переходить в Валинор, позже были названы синдарами ( серыми эльфами ); их языком был синдарин . Они остались на западе Средиземья и находились под властью Тингола. [ 5 ] Многие синдары предпочли остаться в поисках своего лорда Тингола (Эльвэ), который исчез ближе к концу путешествия. Позже они населили Дориат и были названы Иатрим или Народом Пояса , в честь волшебного «Пояса Мелиан », который окружал и защищал королевство. [ Т 2 ]
Тех, кто пришел к берегам Великого моря Белегаэр, но решил остаться там, или кто прибыл слишком поздно для переправы, называли Фалатрим ( Люди Берега ) . Им правил Кирдан Корабел. [ 5 ]
Тех, кто решил остаться и заселить земли к северо-западу от Белерианда, называли Митрим или Серый народ , дав название этому региону и великому озеру там. Большинство из них позже слились с нолдорами, вернувшимися в Средиземье, особенно с нолдорами Гондолина . [ Т 3 ] Тех, кто достиг Амана, звали Аманьяр Телери ; их также называли Фалмари, Люди Волн , знатоки кораблей и моря. [ Т 4 ]
ноябрь
[ редактировать ]Тех из Телери, которые отказались пересечь Туманные горы и остались в долине Андуина, называли Нандор ( Те [Эльфы], которые поворачивают назад ). [ 5 ] Тех из Нандор, которые позже вошли в Белерианд, называли Лайкенди ( Зеленые Эльфы или Зеленые Люди , названные так потому, что их одежда часто была зеленой). [ 7 ] «Лайкенди» — это термин на квенья, а на синдарине — «Лэгрим». Они поселились в Оссирианде, восточном регионе Белерианда, и славились своим пением. Услышав о мирных территориях короля Тингола, Денетор, сын Ленвэ, собрал как можно больше своих рассеянных людей и, наконец, отважился отправиться на запад через Эред Луин в Оссирианд. Хотя в некоторых случаях зеленые эльфы Оссирианда действительно участвовали в битвах и раздорах, связанных с Морготом ( , Первая битва при Белерианде ), по большей части они были простым, мирным и замкнутым народом. например [ Т 1 ] Нандор, живший вокруг Андуина, стал известен как Таварвайт и жил в Лотлориэне и Лихолесье ; их также называли Сильванами или Лесными Эльфами. Там к ним присоединились те авари, которые в итоге решили перебраться на Запад. [ Т 5 ]
Это мягкое
[ редактировать ]Ваньяры были самыми прекрасными и благородными из Высших Эльфов; их имя означает «Ярмарка», так как у них золотые волосы. Их небольшой клан был основан Имином, первым эльфом, пробудившимся в Куивиенене, со своей женой Иминьэ и их двенадцатью товарищами: они в общих чертах соответствуют миньярам. Ингве был эльфом-ванья, который путешествовал с Вала Оромэ в Валинор и стал их королем. Ваньяры говорили на диалекте Квенья, называемом Ваньярин. Поскольку они остались в Валиноре, они не принимали участия в войнах в Белерианде, за исключением Войны Гнева , которая положила конец этому региону. [ Т 3 ]
Светлые и Темные Эльфы
[ редактировать ]Ваньяр, нолдор и те из телери, которые достигли Валинора, называются Калакенди ( Эльфы Света ), потому что они увидели свет Двух Древ Валинора . На квенье , языке нолдор в Валиноре, всех остальных эльфов называли Морикенди ( Эльфы Тьмы ) в знак признания того факта, что они не видели (и не желали) Света Валинора, но позже к синдарам причислили ни в одной из этих групп. Вместо этого Морикенди использовалось для всех остальных эльфов, кроме нолдоров, ваньяров, фалмари и синдаров. [ 2 ] [ 8 ] Исследователь Толкина Том Шиппи отмечает, что Раскол позволил Толкину объяснить существование из скандинавской мифологии , Дёккальфаров и Льосальфаров Светлых и Тёмных Эльфов. Светлые эльфы жили в Альфхейме («Эльфийском доме») и соответствуют его Калакенди. Темных эльфов, живших под землей в Свартальфхейме («Чёрный эльфийский дом»), Толкин «реабилитирует» как своего Морикенди. [ 2 ]
Нолдоринские изгнанники
[ редактировать ]Большая часть нолдор вернулась с Феанором в Белерианд в Средиземье до восхода Солнца. Однако Феанор поспешно отплыл на кораблях, украденных у (Телерин) Фалмари. Фалмари сопротивлялись, и нолдор Феанора сражались и убили их в Первом Родоубийстве, битве эльфов с эльфами. Кроме того, Феанор оставил после себя нолдора своего сводного брата Финголфина , который тоже хотел вернуться. Разъяренный Финголфин был вынужден совершить опасное путешествие пешком через Хелкараксэ, Скрежетающий лед далекого севера. Эти группы нолдор стали известны как Изгнанники. В Белерианде они разделились по месту проживания, а именно Хитлум , Гондолин , Дортонион , Нарготронд и Марка Маэдроса . [ Т 6 ] [ Т 7 ]
Слияние нолдор и синдар
[ редактировать ]После Войны Гнева, завершившей Первую Эпоху, большая часть выживших нолдор и синдар (в основном смешавшихся в один народ) вернулась на Запад, чтобы поселиться в Тол Эрессеа . Остальные оставались в Средиземье на протяжении Второй и Третьей эпох , войдя в царство Лихолесья лесных эльфов или основав королевства Линдон , Эрегион , Лотлориэн и Ривенделл . [ Т 3 ]
Раскол Авари
[ редактировать ]После Разделения авари разделились еще сильнее, чем эльдары, хотя эльфам и людям запада Средиземья мало что известно об их истории, и они почти не фигурируют в легендариуме. [ 5 ] Существовало по меньшей мере шесть сородичей, и они продолжали называть себя «Квенди». [ б ] считая ушедших, эльдар, дезертирами. Некоторые из этих племен позже отправились на запад, смешавшись с нандорами в Рованионе , а некоторые даже достигли Белерианда , хотя обычно оставались в недружественных отношениях с синдарами. [ Т 1 ]
Анализ
[ редактировать ]Мэтью Дикерсон в своей статье в Энциклопедии Толкина JRR отмечает «очень сложные изменения со смещением значений, приписываемых одним и тем же именам», когда Толкин работал над своей концепцией эльфов, их делений и миграций. Тем не менее, отмечает он, Толкин придерживался последовательной схемы. Он заявляет, что разделение эльфов позволило Толкину, профессиональному филологу , разработать два эльфийских языка , различных, но родственных: квенья для эльдар и синдарин для синдар, цитируя собственное заявление Толкина о том, что эти истории были созданы для создания мира для языки, а не наоборот. [ 5 ]
Шиппи предполагает, что «настоящий корень» «Сильмариллиона» лежит в лингвистических отношениях, полных звуковых изменений и различий в семантике, между двумя языками разделенных эльфов. Он добавляет, что эльфов разделяет не цвет кожи, несмотря на такие названия, как светлый и темный, а их история, включая миграцию. [ 2 ]
Ученый-толкин Верлин Флигер утверждает, что в « Лхаммасе» и « Этимологиях » Толкин использовал индоевропейский тип протоязыков с ветвями и подветвями языковых семей, изобретая свои различные языки Средиземья . Эта картина растущего разделения аналогична постепенному упадку и падению Средиземья от его первоначального совершенства, главным элементом которого является Раскол Эльфов. [ 9 ] В схеме Толкина высшие эльфы — это те, кто меньше всего отклонился от своего первоначального состояния (подчиняясь воле Валар , путешествуя в Валинор и продолжая говорить на высшем языке, квенья). И наоборот, низшие эльфы, авари, распались на множество родственных групп с разными языками, когда они в конечном итоге распространились по Средиземью. Таким образом, Толкин полагал, что происхождение должно служить ориентиром для определения характера ; различия между различными эльфийскими языками отражают как Раскол, так и события «Сильмариллиона» . [ 2 ] [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Пропорции из 144, которые на момент начала Марша стали Авари или Эльдар, были примерно: Миньяр 14: Авари 0, Эльдар 14; Татьяр 56: Авари 28, Эльдар 28; Неляр 74: Авари 28, Эльдар 46: Аманьяр Телери 20, Синдар и Нандор 26». ( Нандор 8 - стр. 412) Видно, что авари состоят из примерно равного количества татьяров и неляров. [ Т 1 ]
- ↑ Это имя превратилось в разные формы на языке каждого племени: Кинди, Куинд, Хвенти, Виндан, Кинн-лай и Пенни. [ Т 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Толкин 1994 , «Квенди и Эльдар».
- ^ Толкин 1977 , гл. 21 «О Турине Турамбаре»
- ^ Jump up to: а б с Толкин 1977 , гл. 24 «О путешествии Эарендиля и Войне гнева»
- ^ Толкин 1977 , гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
- ^ Толкин 1980 , «История Галадриэли и Келеборна», «Приложение A: Лесные эльфы и их речь»
- ^ Толкин 1977 , гл. 13 «О возвращении нолдор»
- ^ Толкин 1977 , гл. 14 «О Белерианде и его королевствах»
вторичный
[ редактировать ]- ^ Карпентер, Хамфри (1977). Дж. Р. Р. Толкин: Биография . Лондон: Джордж Аллен и Анвин . стр. 111, 200, 266 и далее. ISBN 0-04-928037-6 . ОСЛК 3046822 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шиппи, Том (2001). Дж. Р. Р. Толкин: Автор века . ХарперКоллинз . стр. 228–231. ISBN 978-0261-10401-3 .
- ^ Jump up to: а б Флигер, Верлин (1983). «Свет во тьме». Расщепленный свет: логотипы и язык в мире Толкина . Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс . стр. 88–131. ISBN 978-0-8028-1955-0 .
- ^ Тайлер, JEA (1980). Новый спутник Толкина . Книги Эйвон . п. 166. ИСБН 978-0-380-46904-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дикерсон, Мэтью (2013) [2007]. «Эльфы: Сородичи и миграции». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 152–154. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ «Авари» . Парф Эделлен: Эльфийский словарь . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ Фостер, Роберт (1971). Полное руководство по Средиземью . Нью-Йорк: Дель Рей . ISBN 978-0-345-32436-8 .
- ^ Фими, Димитра (2010) [2008]. Толкин, Раса и история культуры: от фей до хоббитов . Пэлгрейв Макмиллан . п. 158. ИСБН 978-0-230-21951-9 . OCLC 222251097 .
- ^ Флигер, Верлин (1983). «Болезнь мифологии». Расщепленный свет: логотипы и язык в мире Толкина . Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс . стр. 65–87. ISBN 978-0-8028-1955-0 .
Источники
[ редактировать ]- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, JRR (1980). Кристофер Толкин (ред.). Неоконченные сказки . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-29917-3 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1994). Кристофер Толкин (ред.). Война драгоценностей . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-71041-3 .