РМ Хэйр
Р. М. Заяц | |
---|---|
Рожденный | Ричард Мервин Хэйр 21 марта 1919 г. Бэквелл , Англия |
Умер | 29 января 2002 г. Юэлм , Англия | (82 года)
Супруг | Кэтрин Верней |
Дети | Джон Э. Хэйр и др. |
Академическое образование | |
Альма-матер | Баллиол-колледж, Оксфорд |
Диссертация | Книги: «Язык морали» (1952). |
Докторантура | Гилберт Райл |
Другие советники | Гилберт Райл , Х.Х. Прайс |
Влияния | |
Академическая работа | |
Дисциплина | Философия |
Субдисциплина | |
Школа или традиция | Аналитическая философия |
Учреждения | |
Докторанты | Денис Тернер |
Известные студенты | |
Основные интересы | |
Известные идеи | |
Под влиянием |
Ричард Мервин Хэйр [а] FBA (21 марта 1919 — 29 января 2002), обычно упоминаемый как Р. М. Хэйр , был британским философом-моралистом , который занимал должность профессора моральной философии Уайта в Оксфордском университете с 1966 по 1983 год. Впоследствии он несколько лет преподавал. в Университете Флориды . Его метаэтические теории оказали влияние во второй половине двадцатого века.
Хэйр наиболее известен своим развитием прескриптивизма как метаэтической теории, которая, как он утверждает, подтверждается анализом формальных особенностей морального дискурса, а также своей защитой утилитаризма предпочтений, основанной на его прескриптивизме.
Некоторые из учеников Хэйра, такие как Брайан МакГиннесс , [1] Джон Лукас , [2] и Бернард Уильямс [3] стали известными философами. [4] Сын Хэра, Джон Э. Хэйр , также стал философом. Питер Сингер , известный своим участием в движении за освобождение животных (который изучал работу Хэра, будучи отличником в Мельбурнском университете , и лично познакомился с Хэром, когда он был Оксфордского университета ), аспирантом [5] явно принял некоторые элементы мысли Хэйра, но не его доктрину универсального прескриптивизма.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ричард Хэйр родился 21 марта 1919 года в Бэкуэлле , Сомерсет. Он учился в школе регби в Уорикшире, а затем в 1937 году в колледже Баллиол в Оксфорде , где читал великие произведения (классику). Присоединившись к корпусу подготовки офицеров еще в Регби, с началом Второй мировой войны он вызвался служить в Королевской артиллерии . [6]
Хэйр находился в плену у японцев с момента падения Сингапура в 1942 году до конца Второй мировой войны . [7] Военный опыт Хэра оказал длительное влияние на его философские взгляды, особенно на его мнение о том, что моральная философия обязана помогать людям проживать свою жизнь как моральные существа. К этому периоду относится его самая ранняя работа по философии, которая никогда не публиковалась. [8] [9] [10] , он пытался разработать систему, которая могла бы «служить руководством к жизни в самых суровых условиях» По словам CCW Тейлора . [4]
Он вернулся в Оксфорд после войны и в 1947 году женился на Кэтрин Верни, в результате брака у него родились сын и три дочери. (Сын Хэра, Джон Э. Хэйр , также является философом.) Он был избран научным сотрудником и преподавателем философии в Баллиоле с 1947 по 1966 год; почетный член Balliol с 1974 по 2002 год; и был назначен преподавателем естественной религии Уайльда в 1963–66; и профессор моральной философии Уайта, 1966–1983, который сопровождал переезд в Корпус-Кристи . Он был президентом Аристотелевского общества с 1972 по 1973 год. Он покинул Оксфорд в 1983 году, чтобы стать аспирантом-профессором философии в Университете Флориды в Гейнсвилле, и занимал эту должность до 1994 года. [4] [7]
После серии инсультов Р. М. Хэйр умер в Юэлме , Оксфордшир, 29 января 2002 года. [11]
На своей поминальной службе, состоявшейся в церкви Святой Марии в Оксфорде в мае того же года, Питер Сингер прочитал (как, по его мнению, Хейр хотел бы) лекцию о «Достижениях в моральной философии» Хэйра, которая завершилась чтением трех «основных, прочных» лекций. те, а именно, «восстановление разума моральных аргументов, различение интуитивных и критических уровней морального мышления и новаторство в развитии… прикладной этики». [5]
Влияния
[ редактировать ]На Хэра большое влияние оказал эмотивизм и А. Дж. Эйера Чарльза Л. Стивенсона . [12] философия обыденного языка , Дж. Л. Остина определенное прочтение позднейшей философии Людвига Витгенштейна , [4] утилитаризм и Иммануил Кант .
Хэйр считал, что этические правила не должны основываться на принципе полезности, хотя он принимал во внимание утилитарные соображения. Его гибридный подход к метаэтике отличает его от классических утилитаристов, таких как Джереми Бентам . Его книгу «Разбор этики» можно интерпретировать как утверждение, что Хэйр — такой же кантианец, как и утилитарист, но другие источники [13] не согласен с такой оценкой. Хотя Хэйр использовал многие концепции Канта, особенно идею универсализируемости , в своих нормативных этических взглядах он все же был консеквенциалистом , а не деонтологом . Сам Хэйр рассматривал возможность того, что Кант был таким же утилитаристом, как и он сам, в своей книге «Мог ли Кант быть утилитаристом?» [14]
Универсальный прескриптивизм
[ редактировать ]В серии книг, особенно «Язык морали» (1952), «Свобода и разум» (1963) и «Моральное мышление» (1981), Хэйр придал форму теории, которую он назвал универсальным прескриптивизмом . Согласно этому, моральные термины, такие как «добро», «должен» и «право», обладают двумя логическими или семантическими свойствами: универсализируемостью и предписывающестью . Под первым он имел в виду, что моральные суждения должны идентифицировать ситуацию, которую они описывают, согласно конечному набору универсальных терминов, исключая имена собственные , но не определенные описания . Под последним он имел в виду, что моральные агенты должны совершать те действия, которые, по их мнению, они обязаны совершать, всякий раз, когда они физически и психологически способны это сделать. Другими словами, он утверждал, что нет смысла искренне говорить: «Я должен сделать X», а затем не делать X. Франкена, Нобис и другие определили это как серьезный недостаток в системе Хэйра. поскольку оно, по-видимому, не принимало во внимание акрасию , или слабость воли. [15] [16] [17]
Хэйр утверждал, что сочетание универсализируемости и предписываемости приводит к определенной форме консеквенциализма , а именно, утилитаризма предпочтений . Если кратко, то это означает, что мы должны действовать так, чтобы максимально удовлетворить предпочтения людей.
Важность специфики
[ редактировать ]Хэйр отходит от точки зрения Канта, согласно которой при применении категорического императива следует использовать только самые общие максимы поведения (например, «не укради»), но игнорировать последствия . Игнорирование последствий приводит к абсурду: например, было бы неправильно украсть планы террориста по взрыву ядерного объекта. Необходимо учитывать все конкретные факты обстоятельств, включая возможные последствия. Они также включают соответствующие универсальные свойства фактов: например, психологическое состояние участников.
Прикладная этика и политическая философия
[ редактировать ]Хотя Хэйра в первую очередь интересовала метаэтика, он также внес важный вклад в области политической философии и прикладной этики. Среди его эссе в этих областях есть эссе о морали рабства, абортах. [18] и Золотое правило , и полувегетарианство получили наибольшее внимание. Самая важная работа Хэра в области политической философии и прикладной этики собрана в двух томах: «Очерки политической морали» (1989 г.) и «Очерки биоэтики» (1993 г.), оба опубликованные издательством Oxford University Press.
Выберите работы
[ редактировать ]- Заяц, РМ (1952). Язык морали . Оксфорд: Кларендон Пресс. ОСЛК 1034413 .
- Заяц, РМ (1972). Очерки философского метода . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520323346 .
- Заяц, РМ (1977). Свобода и разум . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780198810926 .
- Заяц, РМ (1981). Моральное мышление: его уровни, метод и суть . Оксфорд, Нью-Йорк: Clarendon Press Oxford University Press. ISBN 9780198246602 .
- Заяц, РМ (1982). «Этическая теория и утилитаризм». Ин Сен, Амартья ; Уильямс, Бернард (ред.). Утилитаризм и не только . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 22–38. ISBN 9780511611964 .
- Заяц, РМ (1983). Платон . Оксфорд, Нью-Йорк: Clarendon Press Oxford University Press. ISBN 9780192875853 .
- Заяц, РМ (1989). Очерки этической теории . Оксфорд, Англия, Нью-Йорк: Clarendon Press, Oxford University Press. ISBN 9780198240716 .
- Заяц, РМ (1989). Очерки политической морали . Оксфорд, Нью-Йорк: Clarendon Press Oxford University Press. ISBN 9780198249955 .
- Заяц, РМ (1992). Очерки религии и образования . Оксфорд, Нью-Йорк: Clarendon Press Oxford University Press . ISBN 9780198249962 .
- Заяц, РМ (1993). Очерки по биоэтике . Кларендон Пресс. ISBN 9780198236788 .
*Более полный список публикаций см. в аннотированной библиографии Кейта Берджесса-Джексона. [19]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Некрологи, Телеграф (9 января 2020 г.). «Брайан МакГиннесс, всемирно известный эксперт по Людвигу Витгенштейну – некролог» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ Лукас, Джон Рэндлоф (23 декабря 2002 г.). «Колледж Баллиол – История – Бывшие члены – Ричард Хэйр – Мемуары» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2002 года . Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ МакМахан, Джефф (2013). «Бернард Уильямс: Воспоминания» . Моральная философия Бернарда Уильямса . Перри, Александра; Эррера, CD (Кристофер Д.). Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 21. ISBN 9781443866002 . OCLC 887508392 . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Тейлор, CCW (5 февраля 2002 г.). «Профессор Р. М. Заяц» . Независимый . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Певец, Питер (2002). «Достижения Р. М. Хэра в моральной философии» (PDF) . Утилитас . 14 (3): 309–317. дои : 10.1017/S0953820800003629 . ISSN 1741-6183 . S2CID 145757614 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 сентября 2006 года.
- ^ Прайс, AW (2009). «Хэйр, Ричард Мервин (1919–2002), философ» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/76706 . Архивировано из оригинала 11 марта 2021 года . Проверено 5 мая 2021 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: непригодный URL ( ссылка ) (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .) - ^ Jump up to: а б О'Грейди, Джейн (1 февраля 2002 г.). «Ричард Хэйр» . Хранитель . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ «ОУП: Р.М. Хэйр в разговоре…» 11 декабря 2004. Архивировано из оригинала 11 декабря 2004 года . Проверено 8 мая 2019 г.
Однажды, находясь в отпуске из армии, я сел дома и написал эссе страниц в двадцать на тему «Моя философия» — вещь очень претенциозная, но простительная, поскольку мы все думали, что нас убьют на войне, и Я хотел зафиксировать это. ... Когда меня взяли в плен при падении Сингапура, я украл красивую бухгалтерскую книгу из офиса в тюрьме Чанги и использовал ее, чтобы расширить эссе до книги объемом около 150 страниц, написанной по несколько страниц в рукописи. когда у меня был досуг в течение трех с половиной лет тюремного заключения. ... Эта книга путешествовала со мной на спине почти до самой тайско-бирманской границы.
- ^ Прайс, Энтони. «Ричард Мервин Хэйр> «Очерк монизма» Хэра (Стэнфордская энциклопедия философии)» . plato.stanford.edu . Проверено 8 мая 2019 г.
Когда Сингапур пал, он украл бухгалтерскую книгу из тюрьмы Чанги и начал писать монографию под названием «Очерк монизма». Он нес это на спине во время марша и завершил незадолго до того, как его выпустили. Он напечатал ее, сделав несколько копий, оказавшись на свободе... Она остается очень малоизвестной... и представляет интерес как сама по себе, так и по точкам связи с его зрелым мышлением. Поскольку он доступен только в архивах Баллиол-колледжа в Оксфорде, он может обеспечить плотность цитирования. ...
- ^ Певец, Питер (2002). «Достижения Р. М. Хэра в моральной философии» (PDF) . Утилитас . 14 (3): 309–317. дои : 10.1017/S0953820800003629 . ISSN 1741-6183 . S2CID 145757614 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 сентября 2006 года.
Он [Заяц] никогда не боялся задавать самые спорные вопросы, такие как «Что не так с рабством?» и его ответы всегда были поучительными. (Действительно, именно эту статью он смог написать с авторитетом, которым могли обладать немногие другие, поскольку, как он отмечает, он был, так сказать, рабом, когда, будучи пленником японцев, работал над Бирманская железная дорога.)
- ^ Фокс, Маргалит (17 февраля 2002 г.). «РМ Хэйр, британский философ, умер в возрасте 82 лет; искал логику в морали» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ Бенн, Пирс. «РМ Хэйр (1919–2002) | Выпуск 35 | Философия сегодня» . философияnow.org . Проверено 9 мая 2019 г.
Теория эмотивизма, которую по-разному защищали К. Л. Стивенсон и молодой А. Дж. Эйер, легла в основу ранних работ Хэйра, и он был озабочен как признанием ее идей, так и исправлением ее неточностей. ... Хэйр не полностью отвергал эмотивизм, но ... Он последовательно выступал против «дескриптивизма», который считал, что значение моральных предикатов - хорошее, плохое, правильное, неправильное, должное и т. д. - исчерпывающе описывало мораль. особенности реальности.
- ^ Кертлер, Хью Мерсер (1971). «Что Кант мог бы сказать зайцу» (PDF) . Разум . 80 (318): 295–297. дои : 10.1093/mind/LXXX.318.295 . ISSN 0026-4423 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2020 года.
- ^ Заяц, РМ (1993). «Мог ли Кант быть утилитаристом?» . В Дэнси, РМ (ред.). Кант и критика: Новые очерки в честь WH Werkmeister . Синтезирующая библиотека. Дордрехт: Springer Нидерланды. стр. 91–113. дои : 10.1007/978-94-015-8179-0_4 . ISBN 978-94-015-8179-0 . S2CID 145446053 . Проверено 6 мая 2021 г.
- ^ Нобис, Натан. «ГЛАВА 4: Универсальный рациональный прескриптивизм Хэра» . Колледж Морхаус. Архивировано из оригинала 13 октября 2014 года . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ Франкена, Уильям (июль 1988 г.). «Заяц о моральной слабости и определении морали» (PDF) . Этика . 98 (4): 779–792. дои : 10.1086/293005 . S2CID 144508385 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 ноября 2013 года.
- ^ Заяц, РМ (1991). «Универсальный прескриптивизм». Товарищ по этике . Питер Сингер (ред.). Оксфорд, Великобритания: Справочник Блэквелла. ISBN 0-631-16211-9 . ОСЛК 22762715 .
- ^ Заяц, РМ (весна 1975 г.). «Аборт и золотое правило» (PDF) . Философия и связи с общественностью . 4 (3): 201–222. ПМИД 11661183 .
- ^ Берджесс-Джексон, Кейт. «(Ричард Мервин Хэйр) Аннотированная библиография» (PDF) . Архивировано из оригинала 4 мая 2006 года . Проверено 12 декабря 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Прайс, AW (2004). «Заяц, Ричард Мервин» (PDF) . Труды Британской академии . 124 : 117–37.
- Прайс, AW «Заяц, Ричард Мервин (1919–2002)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/76706 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энтони Прайс. «Ричард Мервин Хэйр» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- RM Hare - страница ресурсов, содержащая сочинения Хэра, дополнительную литературу, обзоры, некрологи и библиографию [Архивировано Wayback Machine ]
- РМ Хэйр в разговоре (к своему 80-летию) [Архивировано Wayback Machine]
- РМ Заяц . (на итальянском языке) [Архивировано Wayback Machine]
- 1919 рождений
- 2002 смертей
- Военные из Сомерсета
- Британские писатели-публицисты XX века
- Британские философы XX века
- Британские писатели научно-популярной литературы XXI века
- Британские философы XXI века
- Выпускники Баллиол-колледжа в Оксфорде
- Аналитические философы
- Англиканские философы
- Аристотелевские философы
- Персонал британской армии времен Второй мировой войны
- Офицеры Королевской артиллерии
- Британские специалисты по этике
- Британские писатели-мужчины научной литературы
- Британские военнопленные времен Второй мировой войны
- Заключенные Бирманской железной дороги
- Консеквенциалисты
- Английские англиканцы
- Стипендиаты Баллиол-колледжа, Оксфорд
- Люди, получившие образование в школе регби
- Люди из Бэквелла
- Британские политические философы
- Президенты Аристотелевского общества
- Персонал Королевской артиллерии
- Британские социальные философы
- факультет Университета Флориды
- Утилитаристы
- Профессора моральной философии Уайта
- Витгенштейновские философы
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Японией