Jump to content

Аэроспасьяль SA 330 Пума

(Перенаправлено с вертолета Puma )
АТ 330 Пума
Puma французской армии выступает над RIAT , 2010 г.
Роль Универсальный вертолет
Национальное происхождение Франция
Производитель Суд Авиация
Аэрокосмическая промышленность
Первый полет 15 апреля 1965 г.
Введение 1968
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Французская армия
Королевские ВВС
Румынские ВВС
Пакистанская армия
Произведено 1968–1987
Количество построенных 697
Варианты 330 индийских ринггитов
Атлас Орикс
Развитый в Еврокоптер AS332 Супер Пума
Еврокоптер AS532 Пума
Денел Руфальк

Aérospatiale SA 330 Puma — это четырехлопастной двухмоторный средний транспортно-служебный вертолет , разработанный и первоначально произведенный французским производителем аэрокосмической техники Sud Aviation .

Puma был разработан как новая конструкция в середине 1960-х годов в ответ на потребность французской армии в всепогодном многоцелевом вертолете среднего размера. Оснащенный парой двигателей Turbomeca Turmo турбовальных , он был спроектирован для перевозки до 16 сидящих солдат или максимум шести носилок с четырьмя сопровождающими для эвакуации раненых, а также перевозки до 2500 кг груза либо внутри, либо с использованием внешней стропы. . В конструкции Puma было реализовано несколько инноваций, в том числе автоматическая система контроля лопастей и относительно продвинутые меры по снижению вибрации, встроенные в главный редуктор и лопасти несущего винта. Он также был разработан для работы ночью, в суровых условиях полета и в климате от Арктики до пустыни . Puma также имеет намеренно высокий уровень резервной мощности, чтобы обеспечить эффективный полет даже при максимальном весе только с одним работающим двигателем.

15 апреля 1965 года первый прототип совершил свой первый полет ; первый серийный стандарт Puma совершил свой первый полет в сентябре 1968 года. Поставки французской армии начались в начале 1969 года; этот тип быстро оказался коммерческим успехом. Производство Puma продолжалось до 1980-х годов под руководством компании-преемника Sud Aviation Aérospatiale . Он также производился по лицензии в Румынии как IAR 330 ; две нелицензионные модификации — ударный вертолет Denel Rooivalk и многоцелевой вертолет Atlas Oryx — были построены в Южной Африке . Было разработано несколько усовершенствованных модификаций, таких как AS332 Super Puma и AS532 Cougar , которые производятся компанией Eurocopter и ее преемницей компанией Airbus Helicopters с начала 1990-х годов. Эти потомки Пумы продолжают производиться.

Значительные операции включают войну в Персидском заливе , южноафриканскую пограничную войну , португальскую колониальную войну , югославские войны , гражданскую войну в Ливане , войну в Ираке и войну за Фолклендские острова . Многие операторы решили модернизировать свой парк самолетов, часто добавляя больше возможностей и новых функций, таких как стеклянные кабины , навигация по системе глобального позиционирования (GPS) и защитные меры. Этот тип также широко использовался в гражданской сфере и эксплуатировался рядом гражданских операторов. Одним из крупнейших гражданских операторов Puma была компания Bristow Helicopters , которая регулярно использовала его для морских операций над Северным морем .

Разработка

[ редактировать ]

SA 330 Puma изначально был разработан компанией Sud Aviation для удовлетворения потребностей французской армии в всепогодном вертолете среднего размера, способном перевозить до 20 солдат, а также выполнять различные грузоперевозки. Выбор был сделан в пользу разработки новой конструкции вертолета, работы начались в 1963 году при поддержке правительства Франции. [1] Первый из двух прототипов Puma поднялся в воздух 15 апреля 1965 года; Также было построено еще шесть предсерийных моделей, последняя из которых совершила полет 30 июля 1968 года. Первый серийный SA 330 Puma поднялся в воздух в сентябре 1968 года, а поставки во французскую армию начались в начале 1969 года. [2]

SA 330B Пума, 2004 г.

В 1967 году Puma была выбрана Королевскими ВВС (RAF), которые были впечатлены характеристиками Puma. Ему было присвоено обозначение Puma HC Mk 1 . было подписано важное соглашение о совместном производстве Между Aerospatiale и Westland Helicopters из Великобритании . Тесное сотрудничество между французскими и британскими фирмами приведет к покупке Aérospatiale Gazelle Великобританией и Westland Lynx Францией. В рамках этого соглашения Westland произвела ряд компонентов и выполнила сборку «Пум» по заказу Королевских ВВС. [3] [4] [5]

SA 330 имел успех на экспортном рынке, многие страны закупили военные варианты Puma для службы в своих вооруженных силах; этот тип также получил широкое распространение на гражданском рынке, найдя широкое применение операторами для перевозки грузов на морские нефтяные платформы . [6] На протяжении большей части 1970-х годов SA 330 Puma был самым продаваемым транспортным вертолетом, производимым в Европе. [7] К июлю 1978 года гражданским заказчикам уже было поставлено более 50 «Пум», а мировой парк машин наработал более 500 000 часов. [8]

Румыния заключила соглашение с Aerospatiale о производстве Puma по лицензии как IAR 330 , изготовив не менее 163 самолетов этого типа для румынских вооруженных сил, гражданских операторов и нескольких собственных экспортных клиентов. [9] Индонезия также осуществила внутреннее производство SA 330. [10] [11] Южная Африка , страстный пользователь этого типа, выполнила свою собственную программу крупных модификаций и производства, проводимую государственной авиастроительной корпорацией Atlas для модернизации своих собственных самолетов Pumas, в результате чего самолет получил название Oryx . В 1990-х годах Denel также разработала ударный вертолет для ВВС ЮАР на базе Puma, известный как Denel Rooivalk . [9]

В 1974 году Aerospatiale начала разработку улучшенных вариантов Puma, стремясь создать преемника этого типа; эти усилия воплотились в AS332 Super Puma . Первый прототип AS332 Super Puma поднялся в воздух 13 сентября 1978 года и имел более мощные двигатели и более аэродинамически эффективный удлиненный фюзеляж; к 1980 году производство AS332 Super Puma обогнало производство первоначальной SA 330 Puma. [12] Производство SA 330 Puma компанией Aérospatiale прекратилось в 1987 году. [13] к этому времени всего было продано 697 экземпляров; [14] производство в Румынии продолжится и в 21 веке. [12]

Приборная панель самолета SA 330 Puma на вооружении пограничной полиции Западной Германии, 1985 год.

Aérospatiale SA 330 Puma — двухмоторный вертолет, предназначенный в основном для перевозки личного состава и логистической поддержки. В транспортном средстве на складных сиденьях могут разместиться до 16 солдат, а в конфигурации для эвакуации раненых в той же кабине можно разместить до шести носилок и четырех дополнительных военнослужащих. Puma также может выполнять обязанности по транспортировке грузов, либо путем внешней перевозки подвешенного полезного груза на специальном грузовом крюке , либо используя внутреннее пространство кабины; За один раз можно перевозить груз весом до 2500 кг. Гражданские «Пумы» имеют разнообразную компоновку салона, обычно предназначенную для различных видов пассажирского транспорта, включая VIP-персон . Для поисково-спасательных операций подъемник , часто крепящийся на правом борту фюзеляжа. обычно устанавливается [15]

Пара установленных на крыше двигателей Turbomeca Turmo турбовальных приводит в движение четырехлопастной несущий винт Puma. Роторы приводятся в движение пятиступенчатой ​​коробкой передач с типичной скоростью 265 об/мин . В конструкции трансмиссии было реализовано несколько уникальных и необычных для того времени инноваций, таких как цельное изготовление вала несущего винта и антивибрационные меры, встроенные в главный редуктор и лопасти несущего винта. [16] Puma также имела автоматическую систему проверки лопастей , которая защищала и предупреждала экипажи об усталостном растрескивании лопастей несущего винта. Он оснащен парой гидравлических систем, которые намеренно работают независимо друг от друга: одна система приводит в действие только органы управления полетом самолета, а другая обслуживает автопилот , ходовую часть и тормоз несущего винта, а также органы управления полетом. [17]

Что касается летных характеристик, Puma была спроектирована так, чтобы развивать высокие скорости, проявлять большую маневренность и обладать благоприятными характеристиками в жарких и высоких условиях; двигатели имеют намеренно высокий уровень резервной мощности, чтобы позволить Puma эффективно летать даже при максимальном весе только с одним работающим двигателем и продолжать выполнение своей миссии, если того потребуют обстоятельства. [18] Кабина оборудована обычным двойным управлением как для пилота, так и для второго пилота, в кабине предусмотрено третье место для резервного члена экипажа или командира. Puma оснащена электрогидравлическим автопилотом SFIM-Newmark Type 127; автопилот способен стабилизировать крен и тангаж , оператор грузового крюка также может напрямую корректировать положение вертолета со своего места через автопилот. [19]

«Пума» легко транспортируется по воздуху с помощью тактических авиалайнеров , таких как Transall C-160 и Lockheed C-130 Hercules ; Несущий винт, шасси и хвостовая балка являются съемными, что позволяет уменьшить занимаемое пространство. Простота обслуживания была одной из целей, преследуемых при проектировании Puma; Многие компоненты и системы, требующие регулярного осмотра, были расположены так, чтобы их было видно с уровня земли, использование компонентов с ограниченным сроком службы было сведено к минимуму, а ключевые области механических систем были спроектированы так, чтобы к ним был легкий доступ. [15] Puma также способна работать в ночное время, в неблагоприятных условиях полета или в широком диапазоне климатических условий — от арктического до пустынного . [20]

Хотя это и не было включено в первоначальный производственный цикл, многие операторы Pumas установили дополнительные функции и современное оборудование на протяжении всего срока службы винтокрылого аппарата. ВВС Великобритании оснастили свой флот Puma навигационным оборудованием системы глобального позиционирования (GPS), а также набором мер самообороны, включая инфракрасные средства противодействия и автоматические сигнальные ракеты / дозаторы соломы , а также очки ночного видения для полетов в ночное время. [20] модернизировала Легкая авиация французской армии свои «Пумы» в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации . Это включало добавление новых цифровых систем, включая системы управления миссией и контроля , такие как канал передачи данных Sitalat . [21] Сторонние компании, такие как южноафриканская Thunder City, предоставили программы продления срока службы и модернизации Puma, некоторые операторы решили обновить свой парк самолетов, установив на них стеклянные кабины . [22]

Операционная история

[ редактировать ]

Аргентина

[ редактировать ]

Во время Фолклендской войны/Мальвинского залива пять SA 330 Pumas аргентинской армии и один представитель аргентинской береговой охраны в 1982 году на театре военных действий были переброшены ; они могли действовать как с палуб кораблей ВМФ, так и выполнять миссии на всей территории островов; все были потеряны в последовавшем конфликте. [23] 3 апреля при высадке аргентинских войск в рамках захвата Южной Георгии «Пума» была сильно повреждена огнем из стрелкового оружия британских сухопутных войск и вскоре после этого врезалась в местность. [24] 9 мая единственная «Пума» была уничтожена «Си Дарт» зенитной ракетой , запущенной с авианосца « Ковентри» . [25]

23 мая пара » Королевского флота «Си Харриеров перехватила три аргентинских «Пумы» во время миссии по снабжению в Порт-Ховард ; во время последующего боя одна «Пума» была уничтожена в результате столкновения с местностью, вторая была выведена из строя и впоследствии уничтожена артиллерийским огнем «Си Харриеров», третья «Пума» скрылась. [26] 30 мая «Пума» была потеряна в районе горы Кент при невыясненных обстоятельствах, возможно, из-за дружественного огня ; [27] В статье на аргентинском новостном сайте MercoPress сообщалось, что в тот же день самолет «Пума» был сбит ракетой «Стингер» , выпущенной сухопутными войсками САС недалеко от горы Кент. шесть бойцов спецназа национальной жандармерии были убиты и еще восемь ранены. В результате сбития [28]

В сентябре 1979 года четыре «Пумы» были задействованы во время операции «Барракуда» для перевозки французской штурмовой группы прямо на штаб-квартиру правительства Центральноафриканской империи ; после чего конфискованные ценности и различные дипломатические и политические документы были быстро доставлены в близлежащее посольство Франции с помощью непрерывных воздушных лифтов «Пум». [29]

Одним из отличительных вариантов использования Puma на французской службе было использование VIP-транспорта для перевозки президента Франции как дома, так и во время дипломатических миссий за рубежом; эти обязанности были переданы более крупному AS332 Super Puma, поскольку он стал доступен в достаточном количестве. [30] [31]

Французская пума во время операции «Щит пустыни» , 1990 год.

Во время Первой войны в Персидском заливе 1991 года Франция решила направить несколько «Пум» для поддержки коалиционных сил, участвующих в конфликте с Саддама Хусейна Ираком . Те «Пумы», которым было поручено выполнять боевые поисково-спасательные функции, были быстро оснащены GPS- приемниками для улучшения их навигационных возможностей. [32]

В рамках вклада Франции в интервенцию под руководством НАТО в югославские войны в 1990-х годах несколько французских «Пум» действовали в регионе вместе с другими операторами «Пума», такими как Великобритания и Объединенные Арабские Эмираты ; Одной из частых миссий этого типа было жизненно важное предоставление гуманитарной помощи беженцам, спасающимся от продолжающегося этнического геноцида . [33] В апреле 1994 года французский самолет Puma осуществил ночную эвакуацию британского отряда SAS и сбитого пилота Sea Harrier из глубины враждебной боснийской территории. При отступлении из этого района самолет попал под обстрел из стрелкового оружия. [34] [35] 18 июня 1999 года 20 «Пум» осуществили единую скоординированную воздушную высадку двух рот французских десантников, что помогло возглавить быстрый захват Косовской Митровицы сухопутными войсками НАТО. [36]

К 2010 году и французская армия, и французский флот решили закупить отдельные варианты NHIndustries NH90, чтобы в конечном итоге заменить Puma на французской военной службе. [37] Начиная с июня 2014 года, пара Пум из Escadron d'Hélicoptères 1/67 'Pyrénées (EH 1/60) была переброшена в Чад и Нигер с июня 2014 года в рамках операции «Бархан» по подавлению исламистского повстанческого движения в регионе Сахеля . Первоначально действовавший из Нджамены в Чаде, отряд позже двинулся к Дирку и Мадаме в Нигере, поддерживая наземные войска и перекрывая пути снабжения повстанцев; отряд вернулся во Францию ​​в сентябре 2015 года после того, как его сменили другие средства французской армии. осталось около 20 самолетов SA 330 Pumas К 2016 году на вооружении ВВС Франции . [38]

Пара пум пролетает над Бейрутом, 1983 год.

В период с 1980 по 1984 год ВВС Ливана получили из Франции десять самолетов SA 330C Pumas для оснащения своей недавно сформированной 9-й транспортной эскадрильи на авиабазе в Бейруте , где она первоначально базировалась. В 1983 году эскадрилья была передислоцирована к северу от Бейрута , а ее «Пумы» были рассредоточены по небольшим импровизированным вертолетным площадкам вокруг Джунии и Адмы по соображениям безопасности. 23 августа 1984 года самолет «Пума», на борту которого находились Ливанских вооруженных сил начальник штаба и командир седьмой бригады генерал Надим аль-Хаким и восемь других старших офицеров, разбился в густом тумане недалеко от Бейрута , в результате чего погиб весь находившийся на борту персонал. [39] 1 июня 1987 года премьер-министр Ливана Рашид Карами был убит на борту самолета «Пума», направлявшегося в Бейрут, когда в чемодане для атташе, лежащем у него на коленях, взорвалась бомба; В результате взрыва также были ранены министр внутренних дел Абдулла Расси и трое из двенадцати других помощников и членов экипажа корабля «Пума», который был серьезно поврежден. [40] [41] [42]

На заключительном этапе гражданской войны в Ливане парк Puma сократился до семи или шести вертолетов в летном состоянии. [43] - обычно использовался для выполнения полетов связи с соседним Кипром от имени временного военного правительства генерала Мишеля Ауна , хотя нехватка топлива и проблемы с обслуживанием вынуждали их экипажи обычно заземлять их до конца войны в октябре 1990 года. [44]

После конфликта командование ВВС Ливана предпринимало последовательные усилия по восстановлению своей эскадрильи транспортных вертолетов с помощью Объединенных Арабских Эмиратов , и в 2010 году было поставлено семь вертолетов IAR 330 SM, ранее находившихся на вооружении ВВС Объединенных Арабских Эмиратов . [45]

В 2013 году ВВС Ливана переоборудовали IAR 330 SM в боевой вертолет , установив на усиленные поворотные установки одну ADEN Mk 4/5 30-мм револьверную пушку на модифицированной гондоле и пару 68-мм ракетных установок SNEB, взятых со списанного Hawker. Hunter FGA.70 и FGA.70A Истребители . Получившийся в результате боевой корабль Puma, получивший новое обозначение SA 330SM, прошел испытания 10 октября того же года во время воздушных маневров, проходивших на авиабазе Хамат . [46] Хотя испытания прошли успешно, SA 300SM не был принят на действительную службу, и вместо этого командование ВВС Ливана остановилось на вооруженной версии Eurocopter AS532 Cougar , семь вертолетов которой планировалось получить в течение следующих трех лет. [47]

Марокканская пума, 2012 г.

В 1974 году Марокко заключило соглашение с Францией о покупке 40 вертолетов «Пума» для своих вооруженных сил. [48] В 1970-х и 1980-х годах марокканские «Пума» участвовали в боевых действиях против сепаратистов Фронта ПОЛИСАРИО и помогли обеспечить больший контроль над регионом Западной Сахары ; Использование авиации марокканскими войсками было серьезно ограничено после того, как несколько самолетов были потеряны или повреждены из-за наличия предоставленных Советским Союзом 2К12 Куб в руках повстанцев в начале 1980-х годов. зенитных ракет [49]

В октябре 2007 года в рамках сделки стоимостью 2 миллиарда евро между Марокко и Францией в общей сложности 25 марокканских «Пум» должны пройти масштабную модернизацию и модернизацию. [50]

Португалия

[ редактировать ]

В 1969 году Португалия стала первым экспортным покупателем Puma, заказав 12 вертолетов для ВВС Португалии ; Португалия также станет первой страной, которая будет использовать Пумы в боевых действиях во время португальской колониальной войны ; этот тип использовался в боевых действиях для дополнения меньшего Alouette III парка вертолетов Анголы и во время войн за независимость Мозамбика . Этот тип имел преимущества большей автономности и транспортной вместимости по сравнению с другими эксплуатируемыми вертолетами. [51]

В 1980-х годах Португалия заключила незаконную договоренность с Южной Африкой, чтобы обойти Организации Объединенных Наций эмбарго , введенное в отношении Южной Африки, в соответствии с которым Франция отказалась предоставить модернизацию и запасные части для собственного флота Puma Южной Африки. В рамках секретной сделки Португалия заказала более мощные двигатели и новую авионику с публичным намерением использовать их на своих собственных «Пумах», однако многие компоненты были перенаправлены через в Заире подставную компанию южноафриканской оборонной фирме Armscorp , где они использовались. капитальный ремонт, модернизация и перестройка существующих «Пум», что в конечном итоге привело к созданию « Атлас Орикс» ; Португальские «Пумы» также получили значительные модернизации, которые были оплачены по условиям соглашения. [52]

В 2006 году ВВС Португалии начали получать поставки AgustaWestland AW101 Merlin , более крупного и мощного вертолета, пришедшего на замену стареющему парку Puma. [53]

Начиная с 2007 года Португалия предлагала продать восемь снятых с вооружения «Пум»; к 2015 году они все еще находились в продаже. [54]

Пума ВВС ЮАР, 2011 г.

Начиная с 1972 года, «Пумы», эксплуатируемые ВВС США, использовались в расширенных операциях в Юго-Западной Африке и Анголе во время пограничной войны . «Пума» участвовала в обычных войсках; быстрое развертывание во время «последующих» операций; действуют как радиореле ; эвакуация пострадавших ; спасение сбитого экипажа; ввод спецназа ; и крупномасштабные трансграничные операции, такие как Savannah , Uric , Protea , Super и Modular . Большинство закупок южноафриканской компании Puma, включая запасные части, были сделаны до ожидаемого Организации Объединенных Наций эмбарго , которое было введено в 1977 году. [55] Южная Африка впоследствии модернизировала многие из своих Пум, в конечном итоге придя к производному местному Атласу Ориксу ; внешняя помощь и компоненты были получены посредством секретных сделок с Португалией в эпоху эмбарго на поставки оружия. [52] [56]

В декабре 1979 года правительство ЮАР признало присутствие своих вооруженных сил, действующих в Родезии ; Пумы регулярно использовались для поддержки сухопутных войск южноафриканской армии. [57] В июне 1980 года 20 «Пум» сопровождали отряд численностью 8000 человек во время вторжения ЮАР в Анголу в поисках националистических бойцов СВАПО . [58] В 1982 году правительство подтвердило, что 15 военнослужащих погибли в результате сбития южноафриканской «Пумы» силами СВАПО. Это была одна из самых больших потерь, понесенных за один инцидент в ходе конфликта. [59]

предпринял тайные попытки закупить излишки «Пум» СААФ, которые Паскаль Лиссуба В 1990-х годах тогдашний президент Республики Конго , скорее всего, предназначались для использования в гражданской войне в Конго . [60] Когда круизный лайнер MTS Oceanos затонул у Дикого побережья Южной Африки в 1991 году, целых 13 «Пум» сыграли решающую роль в спасательных операциях, доставив 225 выживших в безопасное место во время плохих погодных условий. [61]

Великобритания

[ редактировать ]
RAF Puma HC1 в полете, 2012 г.

Первые две «Пумы» для Королевских ВВС были доставлены 29 января 1971 года. [62] [63] первая оперативная эскадрилья ( 33-я эскадрилья ) сформировалась в ВВС Великобритании в Одихаме 14 июня 1971 года. [64] ВВС Великобритании заказали в общей сложности 48 самолетов Puma HC Mk 1 для транспортных нужд; во время Фолклендской войны дополнительный SA 330J, ранее принадлежавший аргентинской военно-морской префектуре, был захвачен британскими войсками, отправлен обратно в Великобританию и использовался в качестве статического учебного пособия британских ВВС в течение нескольких лет. Этот SA 330J был позже отремонтирован компанией Westland с использованием деталей от поврежденного RAF Puma XW215 и принят на вооружение RAF после длительного ремонта как ZE449. [65] Puma стала обычным транспортным средством для британских спецназовцев, таких как SAS , и была описана как «подходящая для секретных задач». [66]

В период с начала 1970-х по 1990-е годы RAF Pumas обычно базировались в RAF Odiham ( 33-я эскадрилья и 240-я OCU ), RAF Gutersloh ( 230-я эскадрилья ) и в RAF № 1563 Flight RAF в RAF Belize . Во время «Неприятностей» отряд также часто базировался в ВВС Великобритании в Олдергроуве в Северной Ирландии. В 1994 году 230-я эскадрилья была переведена в Королевские ВВС в Олдергроуве, чтобы обеспечить постоянное присутствие в составе Westland Wessex 72- й эскадрильи . В 2009 году 230-я эскадрилья перебазировалась в RAF Benson вместе с 33-й эскадрильей из RAF Odiham. [67] [68]

Модернизированный RAF Puma HC2, 2014 г.

Пумы Королевских ВВС также прошли действительную службу в Венесуэле , Ираке, Югославии и Заире . [69] Великобритания часто отправляла Пумы для оказания помощи при стихийных бедствиях и гуманитарных миссий, например, во время наводнения в Мозамбике в 2000 году и внезапного наводнения на Ямайке в 1988 году ; [70] и проводить миротворческие операции в таких регионах, как Зимбабве и Персидский залив . [69]

В разгар Первой войны в Персидском заливе объединенные силы «Пума» из 230-й и 33-й эскадрилий оказались решающими в быстрой мобилизации и развертывании войск, чтобы не допустить диверсии иракских войск на нефтяном месторождении Румайла . [66] С самого начала войны в Ираке , с 2003 по 2009 год, RAF Pumas будут использоваться для обеспечения мобильности войск на театре военных действий. [71] 15 апреля 2007 года две «Пумы» ВВС Великобритании столкнулись во время миссии спецназа недалеко от Багдада , Ирак. [72] разбился самолет Puma В ноябре 2007 года во время антиповстанческой операции в Ираке ; Расследование показало, что причиной в первую очередь была ошибка пилота, однако Министерство обороны (МО) подверглось критике за неоснащение RAF Pumas очками ночного видения и неадекватные проверки технического обслуживания, ставящие под угрозу безопасность. Эти недостатки были устранены после инцидента. [73]

В 2002 году Великобритания закупила шесть бывших южноафриканских самолетов SA 330L, чтобы продлить срок их службы. [74] В рамках обширной программы модернизации первый Puma HC Mk2 был введен в эксплуатацию в конце 2012 года и завершен в начале 2014 года. [75] что позволит «Пума» ВВС Великобритании оставаться в эксплуатации до 2025 года. В 2008 году планировалось модернизировать 30 «Пум», [76] впоследствии это число было сокращено до 22, [77] и позже был пересмотрен в сторону повышения, в общей сложности до 24 HC Mk2 Pumas. [78] Модернизации включают в себя установку двух двигателей Turbomeca Makila, новых коробок передач и рулевых винтов, новых органов управления двигателем, цифрового автопилота, системы управления полетом, улучшенного комплекса защитных средств и баллистической защиты экипажа и пассажиров. HC Mk2 Puma может перевозить удвоенную полезную нагрузку на дальность, в три раза большую, чем его предшественник, и использовался для тактической транспортировки войск, быстрых боевых действий и гуманитарных миссий. [79]

Ожидается, что ВВС Великобритании заменят свой парк Puma в середине 2020-х годов, при этом замена винтокрылых машин будет закуплена в рамках программы New Medium Helicopter . [80]

Частные военные компании

[ редактировать ]

Известно, что американская частная военная компания EP Aviation эксплуатировала многочисленные «Пумы» в Афганистане . [81]

Гражданский

[ редактировать ]

Одним из крупнейших и известных операторов этого типа была Bristow Helicopters , где Puma регулярно использовалась для морских операций над Северным морем . [9] [82] В 1970-е годы Bristow стремилась начать замену своих вертолетов Sikorsky S-61 , и Puma была выбрана после того, как Aerospatiale сделала очень конкурентоспособное предложение; Puma G-BFSV была первой машиной этого типа, поступившей на вооружение Bristow. [83] С 1979 года «Пума» составляла основу флота Бристоу; [84] этот тип взял на себя обязанности вышедших из эксплуатации вертолетов Westland Wessex компании Bristow в 1981 году. [85] В 1982 году компания Bristow решила пополнить свой тогдашний парк из 11 самолетов SA 330J Pumas введением более мощной модели Super Puma. [86]

Американский оператор Erickson Inc. эксплуатировал как минимум четыре машины Pumas; они использовались по контракту для вертикального пополнения запасов (VERTREP) Пятого и Седьмого флотов США . [87]

Варианты

[ редактировать ]
ВВС Португалии Пума во время учений по восстановлению космического корабля "Шаттл" на авиабазе Лажеш , Азорские острова , 2004 год.
французской армии Пума на выставке RIAT 2010
Внешние видео
значок видео Пума французской армии во время учений
значок видео Вид из кабины самолета SA 330J.
значок видео SA 330 Puma ВВС Испании на авиашоу в 2011 году.

Аэрокосмические версии

[ редактировать ]
СА 330А
Прототипы, первоначально называвшиеся «Алуэтт IV». [88]
АТ 330Б
Первоначальная серийная версия для легкой авиации французской армии . Оснащен двигателями Turbomeca Turmo IIIC4 мощностью 884 кВт (1185 л.с.). 132 закуплены Францией. [89]
SA 330 Орхидея
SA 330 модифицирован для установки радиолокационной системы наблюдения за полем боя Orchidée с вращающейся антенной под фюзеляжем для французской армии. Один демонстратор был построен и совершил полет в 1986 году. Программа Orchidée была отменена в 1990 году, но прототип снова поступил на вооружение в 1991 году для участия в войне в Персидском заливе , что привело к производству аналогичной системы на базе Eurocopter Cougar . [90]
В 330С
Первоначальная экспортная производственная версия. Оснащен двигателями Turbomeca Turmo IVB мощностью 1044 кВт (1400 л.с.). [91]
СА.330Э
Версия, производимая Westland Helicopters для ВВС Великобритании под обозначением Puma HC Mk. 1.
СА.330Ф
Первоначальная гражданская экспортная версия с турбовальными двигателями Turbomeca Turmo IIIC4. [92]
СА.330Г
Модернизированная гражданская версия с двигателями Turbomeca Turmo IVC мощностью 1175 кВт (1575 л.с.). [92]
SA.330H
Модернизированная французская армия и экспортная версия с двигателями Turbomeca Turmo IVC и композитными лопастями несущего винта. Обозначен SA 330Ba ВВС Франции. Все уцелевшие SA 330B французской армии переоборудованы под этот стандарт. [92]
SA.330J
Модернизированная гражданская транспортная версия с композитными лопастями несущего винта и увеличенной максимальной взлетной массой. [93]
СА.330Л
Модернизированная версия для « жарких и высоких » условий. Военный аналог гражданского SA.330J. [93]
СА.330С
Модернизированная версия SA 330L (переделанная из SA 330C) для ВВС Португалии. Оснащен двигателями Turbomeca Makila . [93]
СА.330СМ
Ливанская версия боевого корабля переоборудована путем установки на усиленные боковые вертлюжные установки одной 30-мм револьверной пушки ADEN Mk 4/5 на модифицированной гондоле и пары 68-мм ракетных установок СНЭБ с каждого борта.
SA.330Z
Прототип с « фенестрон ». рулевым винтом [94]
SA.331 Пума Макила
Испытательный стенд двигателя для серии AS.332 Super Puma с двумя двигателями Turbomeca Makila.

Версии других производителей

[ редактировать ]
Авиастроительная корпорация Атлас Орикс
Восстановленный и модернизированный SA 330 Puma, построенный для ВВС ЮАР.
ИПТН Сетевое хранилище данных 330J
Версия, собранная IPTN Индонезии под местным обозначением NAS 330J и обозначением SA 330J в Aerospatiale. Было выпущено одиннадцать единиц.
330 индийских ринггитов
Лицензионная версия SA 330 Puma производства Industria Aeronautica Română , Румыния. Обозначен компанией Aerospatiale как SA 330L.
IAR-330 Пума в шоке
24 модифицирован для противотанковой борьбы.
IAR-330 Пума Навал
3 модифицирован для ВМС Румынии с использованием авионики SOCAT.
Вестленд Пума ХК Мк 1
Эквивалент SA 330E, собранный компанией Westland Helicopters для ВВС Великобритании, первый полет состоялся 25 ноября 1970 года. Несколько сходств с SA 330B, используемым во французских вооруженных силах. Королевские ВВС разместили первоначальный заказ на 40 самолетов «Пума» в 1967 году, а в 1979 году - еще на восемь устаревших самолетов. [65]
Вертолеты Airbus Puma HC.Mk 2
Модифицированная Puma HC Mk1s, [95] Всего 24 самолета модернизированы более мощными двигателями Turbomeca Makila 1A1, стеклянной кабиной и новой авионикой, защищенной связью и улучшенными средствами самозащиты. [75]

Операторы

[ редактировать ]

Текущие операторы

[ редактировать ]
французской армии Aérospatiale Puma
 Бразилия
 Чили
 Демократическая Республика Конго
 Эквадор
 Франция
 Габон
 Гвинея
 Кения
 Кувейт
 Ливан
 Малави
 Марокко
 Пакистан
 Румыния
Puma HC2 из 33-й эскадрильи использует сигнальные ракеты над Афганистаном во время дислокации в стране в рамках операции «Торал» , 2015 год.
 Великобритания

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Алжир
 Аргентина
 Бельгия
Aérospatiale Puma ВВС Испании.
 Камерун
 Эфиопия
 Индонезия
 Ирак
 Ирландия
 Мексика
 Нигерия
 Мой собственный
Контрактованная компания Puma доставляет запасы авианосцу USS Benfold для командования морских перевозок ВМС США.
 Филиппины
SA 330 Puma, ранее использовавшийся Bundesgrenzschutz (пограничной полицией) Западной Германии.
 Португалия
 Сенегал
 ЮАР
 Togo
 Тунис
 Объединенные Арабские Эмираты
 Великобритания

Известные аварии и инциденты

[ редактировать ]

Технические характеристики (SA 330H Пума)

[ редактировать ]
Ортогональная проекция линейного рисунка SA330 Puma
Orthographically projected diagram of the SA330 Puma Line Drawing

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1976–77 гг. [133]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3
  • Вместимость: 16 пассажиров
  • Длина: 18,15 м (59 футов 6½ дюйма)
  • Диаметр ротора: 15,00 м (49 футов 2½ дюйма)
  • Высота: 5,14 м (16 футов 10½ дюйма)
  • Площадь диска: 177,0 м² (1905 футов²)
  • Пустой вес: 3536 кг (7795 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес : 7000 кг (15 430 фунтов)
  • Силовая установка: 2 Turbomeca Turmo IVC турбовальных двигателя по 1175 кВт (1575 л.с.) каждый.

Производительность

Вооружение

Заметные выступления в СМИ

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Макгоуэн 2005, с. 123.
  2. ^ Тейлор 1976, с. 41.
  3. ^ Лейк 2001, стр. 97–98.
  4. ^ Джеймс 1991, стр. 485–486.
  5. ^ Фроули 1997, с. 13.
  6. ^ Грин 1978, с. 70.
  7. ^ Лейшман 2006, с. 43.
  8. ^ Ламберт, Марк. «Aerospatiale гонится за продажами гражданских вертолетов». Архивировано 16 мая 2013 г. в Wayback Machine Flight International , 8 июля 1978 г., с. 76.
  9. ^ Jump up to: а б с Макгоуэн 2005, с. 124.
  10. ^ Уолдрон, Грег (8 июля 2011 г.). «Eurocopter возобновляет партнерство с Индонезией» . FlightGlobal .
  11. ^ «1965: SA330 Puma». Архивировано 5 марта 2013 года на Wayback Machine Eurocopter , дата обращения: 7 апреля 2013 года.
  12. ^ Jump up to: а б Макгоуэн 2005, с. 154.
  13. ^ Озеро 2001, с. 100.
  14. ^ Тейлор 1988, с. 57.
  15. ^ Jump up to: а б Нил 1970, стр. 814–815.
  16. ^ Нил 1970, стр. 814–817.
  17. ^ Нил 1970, с. 817.
  18. ^ Нил 1970, с. 814.
  19. ^ Нил 1970, с. 815.
  20. ^ Jump up to: а б «Пума ХК1». Архивировано 1 мая 2013 г. в Wayback Machine Royal Air Force , дата обращения: 10 апреля 2013 г.
  21. ^ Лерт, Фредерик. «Франция испытывает новые цифровые информационные системы для вертолетов». Архивировано 20 января 2015 г. в Wayback Machine IHS Jane's Defense Weekly , 30 ноября 2014 г.
  22. ^ Бирнс, Хилка. «Город Грома запускает программу конверсии Puma». Архивировано 16 мая 2013 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 15 октября 2008 г.
  23. ^ Смит 2006, стр. 23–24, 38.
  24. ^ Смит 2006, стр. 16–17.
  25. ^ Смит 2006, с. 122.
  26. ^ Смит 2006, стр. 82, 123.
  27. ^ Смит 2006, с. 124.
  28. ^ «Аргентинская «Пума» сбита американской ракетой «Стингер». — MercoPress» . МеркоПресс . Архивировано из оригинала 28 марта 2012 г. Проверено 7 ноября 2009 г.
  29. ^ Титли 1997, с. 136.
  30. ^ Титли 1997, с. 71.
  31. ^ Рипли 2010, с. 11.
  32. ^ Рип и Хасик 2002, с. 155.
  33. ^ Рипли 2010, стр. 56, 60, 81–82.
  34. ^ Райан, Майк (2005). Операторы (1. изд. изд.). Лондон: Коллинз. стр. 33–35. ISBN  0-00719-937-6 .
  35. ^ «Пилот сбитого британского самолета спасен в Боснии» . Питтсбург Пост-Газетт . 17 апреля 1994 года. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 8 апреля 2013 г.
  36. ^ Рипли 2010, стр. 77–78.
  37. ^ Флери, Паскаль (17 декабря 2010 г.). «Первый тактический транспортный вертолет Eurocopter NH90 TTH для Франции совершил свой первый полет» . Еврокоптер. Архивировано из оригинала 29 июля 2013 г.
  38. ^ Crack Air International , декабрь 2016 г., стр. 88–95.
  39. ^ О'Балланс, Гражданская война в Ливане (1998), с. 148.
  40. ^ Ихсан Хиджази: «Премьер-министр Ливана убит в результате взрыва вертолета», The New York Times , 2 июня 1987 г.
  41. ^ «Премьер-министр Карами убит» . Таймс Дейли . 2 июня 1987 года . Проверено 26 января 2014 г.
  42. ^ «Взрыв на вертолете убил премьер-министра Ливана» . Лос-Анджелес Таймс . АП. 1 июня 1987 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 22 июля 2012 г.
  43. ^ «ВВС мира 1983» . Flightglobal.com. п. 359. Архивировано из оригинала 21 мая 2013 года . Проверено 30 марта 2013 г.
  44. ^ Микелетти и Дебай, Победа при Сук Эль-Гарбе - 10-я бригада спасает Ливан (1989), стр. 18.
  45. ^ «Архивная копия» (PDF) . www.inss.org.il. ​Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2016 года . Проверено 11 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  46. ^ «SA/IAR 330 Puma — военные на Ближнем Востоке» . milinme.wordpress.com . 23 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2016 г. Проверено 5 июля 2016 г.
  47. ^ «Официальный сайт ливанской армии » .
  48. ^ Кейчер 1987, с. 65.
  49. ^ Дин 1986, стр. 46–47.
  50. ^ Джарри, Эммануэль (23 октября 2007 г.). «Саркози начинает поездку в Марокко с железнодорожной сделки» . Независимый онлайн . Архивировано из оригинала 7 июля 2015 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
  51. ^ Босгра и Кримпен 1972, стр. 27–32.
  52. ^ Jump up to: а б Вегар, Хосе. «Торговец жестким оружием подает в суд». Бюллетень ученых-атомщиков , ноябрь 1997 г., 53(6). стр. 12–13.
  53. ^ Агентство LUSA (3 февраля 2006 г.). « Старые» PUMA прощаются в пятницу с прибытием восьми EH-101» . РТП. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
  54. ^ «Governo volta a tentar vender 8 helicópteros da Guerra Colonial» . НИЦ. 20 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2018 г. . Проверено 29 июля 2018 г.
  55. ^ «Южная Африка готова справиться с глобальным сжатием». Толедо Блейд , 1 ноября 1977 г.
  56. ^ «Пик даст показания в споре о контрабанде Орикса» . Почта и Хранитель . 13 марта 1998 года. Архивировано из оригинала 7 июля 2015 года . Проверено 12 апреля 2013 г.
  57. ^ «Силы в Зимбабве, признает Южная Африка» . Милуоки Джорнал . 2 декабря 1979 г. с. 20. [ мертвая ссылка ]
  58. ^ «Отчет: Южноафриканские войска занимают позиции в Анголе» . «Санкт-Петербург Таймс» . 27 июня 1980 г. с. 15.
  59. ^ Александр, Дуглас (12 августа 1982 г.). «15 южноафриканцев убиты в ходе ангольской атаки» . Возраст . Фэрфакс Медиа . п. 9.
  60. ^ «Оффшорные записи раскрывают тайну сделки с вертолетом времен гражданской войны» . Почта и Хранитель . 5 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 года . Проверено 12 апреля 2013 г.
  61. ^ Рен, Кристофер С. (5 августа 1991 г.). «Более 500 человек спасены после затопления греческого круизного лайнера у берегов Южной Африки» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 18 марта 2017 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
  62. ^ «Мировые новости» . Архивировано 16 мая 2013 г. в Wayback Machine . Flight International , Том. 99, № 3230, 4 февраля 1971 г., с. 144.
  63. ^ «Тренировка Wildcat». Архивировано 16 мая 2013 г. в Wayback Machine . Flight International , Том. 99, № 3240, 15 апреля 1971 г., стр. 532–534.
  64. ^ Эшворт 1989, с. 108.
  65. ^ Jump up to: а б Озеро 2001, стр. 102–103.
  66. ^ Jump up to: а б Райан 2005, с. 95.
  67. ^ «Операция Тигр 9». Air International , январь 2010 г., Том. 78, № 1. с. 7.
  68. Истории 31–35 эскадрилий. Архивировано 26 апреля 2009 г. в Wayback Machine . Воздух власти – история организации RAF . 15 января 2008 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
  69. ^ Jump up to: а б «История 33-й эскадрильи». Архивировано 15 июня 2013 г. в Wayback Machine Royal Air Force , дата обращения: 8 апреля 2013 г.
  70. ^ МакГрил, Крис (2 апреля 2000 г.). «Помощи на случай наводнения недостаточно» – ООН» . Хранитель . Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года . Проверено 17 декабря 2016 г.
  71. ^ Райан 2005, с. 170.
  72. ^ Джадд, Терри (16 апреля 2007 г.). «Два британских солдата погибли в Ираке при столкновении вертолетов» . Независимый . Архивировано из оригинала 8 июля 2015 г. Проверено 12 сентября 2018 г.
  73. ^ Сэвилл, Ричард. «Топливные предохранительные клапаны на разбившемся вертолете Puma `не проверялись 30 лет'». Архивировано 17 января 2018 г. в Wayback Machine The Telegraph , 9 декабря 2009 г.
  74. ^ Penney Flight International , 26 ноября - 2 декабря 2002 г., с. 74.
  75. ^ Jump up to: а б «Минобороны Великобритании получило первую модернизированную модель Puma HC2». Архивировано 16 октября 2012 г. на сайте Wayback Machine Flightglobal , 13 сентября 2012 г. Дата обращения: 5 января 2013 г.
  76. ^ «Королевские ВВС получают средства на приобретение большего количества БПЛА Reaper и модернизацию Puma». Архивировано 22 сентября 2008 г. в Wayback Machine Flightglobal , 5 сентября 2008 г. Дата обращения: 23 декабря 2008 г.
  77. ^ «Модернизированная Puma HC2 выходит на заключительную фазу летных испытаний». Архивировано 20 сентября 2012 г. в Wayback Machine Flightglobal , 11 июля 2012 г. Дата обращения: 29 августа 2012 г.
  78. ^ «Последняя Пума стремится к продлению жизни» (PDF) . Министерство обороны – Оборонное оборудование и поддержка . Проверено 6 апреля 2013 г.
  79. ^ «Минобороны Великобритании получило первый модернизированный вертолет Puma HC Mk2» . Военно-воздушные технологии . 14 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2015 г.
  80. ^ «Промышленная стратегия обороны и безопасности: стратегический подход к промышленному сектору обороны и безопасности Великобритании (CP 410)» (PDF) . Gov.uk. ​Министерство обороны. 26 марта 2021 г. с. 99. Архивировано (PDF) из оригинала 23 марта 2021 г. Проверено 18 сентября 2021 г.
  81. ^ "DITCH EP AVIATION SA.330J PUMA N605R" .
  82. ^ Хили 2003, с. 233.
  83. ^ Хили 2003, стр. 127, 139.
  84. ^ Хили 2003, с. 127.
  85. ^ «Фирма, занимающаяся авиакатастрофами, отказывается от «рискованного» вертолетного парка» . Вестник . Новостиквест . 10 ноября 1981 г. с. 1.
  86. ^ Хили 2003, с. 139.
  87. ^ «Продлена поддержка MSC Erickson ВМС США» . shephardmedia.com . 16 октября 2014 г.
  88. ^ Колонж, Моник; Де Сильва, Кристиан (2019). 1939-2019 Мариньян - 80 лет новаторства (PDF) . Вертолеты Эйрбас. п. 80. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2021 года . Проверено 5 июня 2021 г.
  89. ^ Озеро 2001, с. 101.
  90. ^ Озеро 2001, с. 104.
  91. ^ Озеро 2001, с. 102.
  92. ^ Jump up to: а б с Озеро 2001, с. 103.
  93. ^ Jump up to: а б с Озеро 2001, с. 105.
  94. ^ Озеро 2001, с. 106.
  95. ^ «Пума ХК2» . Королевские ВВС . Проверено 15 сентября 2023 г.
  96. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «ВВС мира 2021» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 10 января 2021 года . Проверено 7 марта 2021 г.
  97. ^ «Армия воздуха» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
  98. ^ «Армия и жандармерия Габона» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
  99. ^ «ВВС Кении» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
  100. ^ «Ливанские ВВС» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
  101. ^ «Королевские ВВС Марокко» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
  102. ^ «Пакистанская армия» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
  103. ^ «ВВС Румынии» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
  104. ^ «ВМС Румынии» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
  105. ^ Какояннис, Ксения Зубова Софи (4 апреля 2023 г.). «Начало новой эры в ВВС Великобритании в Акротири, поскольку Pumas заменяет вертолеты Griffin на Кипре» . Forces.net . Проверено 25 апреля 2023 г.
  106. ^ «Реформирование 22-й эскадрильи в ВВС Великобритании в Бенсоне» . Королевские ВВС . 14 мая 2020 г. Проверено 9 мая 2023 г.
  107. ^ «Несмотря на все усилия погоды, авиация 1563 Flt недавно достигла начальной боевой готовности в Брунее, а еще два самолета Puma прошли воздушные испытания, прежде чем быть готовыми к выполнению задач и обучению» . Королевские ВВС Бенсон (Facebook) . 12 октября 2022 г. Проверено 9 мая 2023 г.
  108. ^ ВВС мира, 1987 г. , Flight International, 28 ноября 1987 г., стр. 38, заархивировано из оригинала 16 мая 2013 г. , получено 23 марта 2013 г.
  109. ^ Jump up to: а б «ВВС мира, 1987 г., стр. 40» . Flightglobal Insight. 2019. Архивировано из оригинала 1 января 2018 года . Проверено 5 января 2019 г.
  110. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 42» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 21 января 2019 года . Проверено 5 января 2019 г.
  111. ^ Jump up to: а б «ВВС мира 2019» . Flightglobal Insight. 2019. Архивировано из оригинала 23 января 2019 года . Проверено 5 января 2019 г.
  112. ^ «ВВС мира 1987» . Рейс Интернешнл. 28 ноября 1987 г. с. 52. Архивировано из оригинала 6 июля 2015 года . Проверено 23 марта 2013 г.
  113. ^ «ВВС Индонезии» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
  114. ^ ВВС, TNI (30 декабря 2023 г.). " Дорога в музей Диргантара: SA-330 Puma выполняет заключительный полет Богор-Джокьякарта" " . X (ранее Twitter) .
  115. ^ «ВВС мира 1987» . Рейс Интернешнл. 28 ноября 1987 г. с. 65. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 23 марта 2013 г.
  116. ^ «ВВС мира, 1983 г., стр. 352» . Flightglobal Insight. 2019. Архивировано из оригинала 9 января 2018 года . Проверено 5 января 2019 г.
  117. ^ «ВВС мира 2013» (PDF) . Flightglobal Insight. 2013. Архивировано (PDF) из оригинала 16 декабря 2012 года . Проверено 23 марта 2013 г.
  118. ^ «ВВС мира» . Рейс Интернешнл. 1987. с. 74. Архивировано из оригинала 9 января 2015 г. Проверено 25 марта 2013 г.
  119. ^ «Справочник ВВС мира 2004» . Рейс Интернешнл . Деловая информация Рида . 16–22 ноября 2004 г. с. 80. ISSN   0015-3710 . Архивировано из оригинала 11 мая 2013 года . Проверено 16 апреля 2013 г.
  120. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 80» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 30 апреля 2019 года . Проверено 5 января 2019 г.
  121. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 81» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 5 января 2019 г.
  122. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 84» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 1 апреля 2013 г.
  123. ^ " "Военно-воздушные силы мира". Архивировано 24 октября 2012 г. в Wayback Machine Flight International , 5–11 декабря 1990 г., стр. 76.
  124. ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 95» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 5 января 2019 г.
  125. ^ Барри Уилер (28 августа 1975 г.), World Air Forces 1975 , Flight International, стр. 291, заархивировано из оригинала 16 мая 2013 г. , получено 23 марта 2013 г.
  126. ^ «27-я эскадрилья» . Музей Королевских ВВС . Проверено 9 мая 2023 г.
  127. ^ «240 отряд оперативного переоборудования» . Воздух власти - История организации RAF . Проверено 9 мая 2023 г.
  128. ^ «72-я эскадрилья» . Музей Королевских ВВС . Проверено 9 мая 2023 г.
  129. ^ «Восемь человек погибли в результате крушения вертолета ООН на востоке ДРК» . www.aljazeera.com . Проверено 31 марта 2022 г.
  130. ^ «Шесть офицеров и солдат пакистанской армии погибли в результате крушения вертолета ООН» . «Экспресс Трибьюн» . 29 марта 2022 г. Проверено 31 марта 2022 г.
  131. ^ Сиддики, Навид (29 марта 2022 г.). «Шесть пакистанских офицеров и солдат погибли в результате крушения вертолета в Конго: ISPR» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 31 марта 2022 г.
  132. ^ «Восемь миротворцев ООН погибли в результате крушения вертолета в ДРК» . Хранитель . Агентство Франс-Пресс. 29 марта 2022 г. Проверено 31 марта 2022 г.
  133. ^ Тейлор 1976, стр. 41–42.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андраде, Джон. Милитар 1982 года выпуска . Лондон: Aviation Press Limited, 1982. ISBN   0 907898 01 7 .
  • Эшворт, Крис. Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Веллингборо, Великобритания: Патрик Стивенс Лимитед, 1989. ISBN   1-85260-013-6 .
  • Дин, Дэвид Дж. Роль ВВС в конфликтах низкой интенсивности . Издательство Воздушного университета, 1986. ISBN   1-42892-827-8 .
  • Эдгар О'Балланс , Гражданская война в Ливане, 1975–92 , Пэлгрейв Макмиллан, Лондон, 1998. ISBN   0-333-72975-7
  • Фроули, Джерард. Международный справочник гражданских самолетов . Aerospace Publications Pty Ltd, 1997 г. ISBN   1-875671-26-9
  • Грин, Уильям. Иллюстрированная энциклопедия гражданской авиации мира . Книги Полумесяца, 1978. ISBN   0-51726-287-8 .
  • Хили, Эндрю. Лидерство с фронта: Bristow Helicopters, первые 50 лет . Темпус, 2003. ISBN   0-75242-697-4 .
  • Джексон, Пол А. Французская военная авиация . Эрл Шилтон, Лестершир, Англия: Публикации округа Мидленд, 1979. ISBN   0 904597 18 0
  • Джеймс, Дерек Н. Вестленд Самолеты с 1915 года . Лондон: Патнэм, 1991. ISBN   0-85177-847-X .
  • Джеффорд, CG. Squadrons RAF , первое издание 1988 г., Airlife Publishing, Великобритания, ISBN   1 85310 053 6 .
  • Койчер, Эрнест. Р. Военная помощь и внешняя политика . Технологический институт ВВС, 1989. ISBN   0-91617-101-9 .
  • Краак, Ян. «Пустынная пума». Air International , декабрь 2016 г., том. 91, № 6. С. 88–95. ISSN   0306-5634 .
  • Лейк, Джон. «Вариант файла: Aérospatiale SA 330 Puma». International Air Power Review , Том 2, осень/осень 2001 г. Норуолк, Коннектикут, США: AIRtime Publishing. ISBN   1-880588-34-X . ISSN 1473-9917. стр. 96–107.
  • Лейшман, Дж. Гордон. Основы аэродинамики вертолета . Издательство Кембриджского университета, 2006. ISBN   0-52185-860-7 .
  • Макгоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО, 2005. ISBN   1-85109-468-7 .
  • Нил, Молли. «СНИАС-Вестланд SA.330 Пума». Flight International , 14 мая 1970 г., стр. 810–817.
  • Микелетти, Эрик и Дебэ, Ив. Победа на Сук Эль-Гарбе – 10-я бригада спасает Ливан в Ливане – десять дней в самом центре боевых действий , журнал RAIDS № 41, октябрь 1989 г. ISSN 0769-4814. стр. 18–24.
  • Пенни, Стюарт. «ВВС мира 2002» . Flight International , Том. 162, № 4859, 26 ноября – 2 декабря 2002 г., стр. 33–78.
  • Рип, Майкл Рассел и Джеймс М. Хасик. Революция точности: GPS и будущее воздушной войны . Издательство Военно-морского института, 2002. ISBN   1-55750-973-5 .
  • Рипли, Тим. Конфликт на Балканах 1991–2000 гг . Издательство Оспри, 2010. ISBN   1-84176-290-3 .
  • Райан, Майк. Операторы: Внутри мирового спецназа . ХарперКоллинз, 2005. ISBN   0-00719-937-6 .
  • Смит, Гордон. Боевой атлас Фолклендской войны 1982 года . Naval-History.net, 2006. ISBN   1-84753-950-5 .
  • Рэй Стертивант, Подразделения летной подготовки и поддержки Королевских ВВС с 1912 года , Air-Britain (Историки), Англия, 2007 г., ISBN   0 85130 365 Х
  • Тейлор, Джон В.Р., изд. Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Макдональд и Джейн, 1976. ISBN   0-354-00538-3 .
  • Тейлор, Джон В.Р., изд. Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1988. ISBN   0-7106-0867-5 .
  • Титли. Брайан. Темные века: Политическая одиссея императора Бокассы . McGill-Queen's Press, 1997. ISBN   0-77357-046-2 .
  • Кримпен, Ван и К. Босгра. Португалия и НАТО . Ангольский комитет, 1972 год.
  • Уилер, Барри. «ВВС мира 1975» . Flight International , Том. 108, № 3468, 28 августа 1975 г., стр. 290–314.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c3554a7044e409b3de13d5514ec872c6__1721461740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/c6/c3554a7044e409b3de13d5514ec872c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aérospatiale SA 330 Puma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)