Аэроспасьяль SA 330 Пума
АТ 330 Пума | |
---|---|
Puma французской армии выступает над RIAT , 2010 г. | |
Роль | Универсальный вертолет |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Суд Авиация Аэрокосмическая промышленность |
Первый полет | 15 апреля 1965 г. |
Введение | 1968 |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Французская армия Королевские ВВС Румынские ВВС Пакистанская армия |
Произведено | 1968–1987 |
Количество построенных | 697 |
Варианты | 330 индийских ринггитов Атлас Орикс |
Развитый в | Еврокоптер AS332 Супер Пума Еврокоптер AS532 Пума Денел Руфальк |
Aérospatiale SA 330 Puma — это четырехлопастной двухмоторный средний транспортно-служебный вертолет , разработанный и первоначально произведенный французским производителем аэрокосмической техники Sud Aviation .
Puma был разработан как новая конструкция в середине 1960-х годов в ответ на потребность французской армии в всепогодном многоцелевом вертолете среднего размера. Оснащенный парой двигателей Turbomeca Turmo турбовальных , он был спроектирован для перевозки до 16 сидящих солдат или максимум шести носилок с четырьмя сопровождающими для эвакуации раненых, а также перевозки до 2500 кг груза либо внутри, либо с использованием внешней стропы. . В конструкции Puma было реализовано несколько инноваций, в том числе автоматическая система контроля лопастей и относительно продвинутые меры по снижению вибрации, встроенные в главный редуктор и лопасти несущего винта. Он также был разработан для работы ночью, в суровых условиях полета и в климате от Арктики до пустыни . Puma также имеет намеренно высокий уровень резервной мощности, чтобы обеспечить эффективный полет даже при максимальном весе только с одним работающим двигателем.
15 апреля 1965 года первый прототип совершил свой первый полет ; первый серийный стандарт Puma совершил свой первый полет в сентябре 1968 года. Поставки французской армии начались в начале 1969 года; этот тип быстро оказался коммерческим успехом. Производство Puma продолжалось до 1980-х годов под руководством компании-преемника Sud Aviation Aérospatiale . Он также производился по лицензии в Румынии как IAR 330 ; две нелицензионные модификации — ударный вертолет Denel Rooivalk и многоцелевой вертолет Atlas Oryx — были построены в Южной Африке . Было разработано несколько усовершенствованных модификаций, таких как AS332 Super Puma и AS532 Cougar , которые производятся компанией Eurocopter и ее преемницей компанией Airbus Helicopters с начала 1990-х годов. Эти потомки Пумы продолжают производиться.
Значительные операции включают войну в Персидском заливе , южноафриканскую пограничную войну , португальскую колониальную войну , югославские войны , гражданскую войну в Ливане , войну в Ираке и войну за Фолклендские острова . Многие операторы решили модернизировать свой парк самолетов, часто добавляя больше возможностей и новых функций, таких как стеклянные кабины , навигация по системе глобального позиционирования (GPS) и защитные меры. Этот тип также широко использовался в гражданской сфере и эксплуатировался рядом гражданских операторов. Одним из крупнейших гражданских операторов Puma была компания Bristow Helicopters , которая регулярно использовала его для морских операций над Северным морем .
Разработка
[ редактировать ]SA 330 Puma изначально был разработан компанией Sud Aviation для удовлетворения потребностей французской армии в всепогодном вертолете среднего размера, способном перевозить до 20 солдат, а также выполнять различные грузоперевозки. Выбор был сделан в пользу разработки новой конструкции вертолета, работы начались в 1963 году при поддержке правительства Франции. [1] Первый из двух прототипов Puma поднялся в воздух 15 апреля 1965 года; Также было построено еще шесть предсерийных моделей, последняя из которых совершила полет 30 июля 1968 года. Первый серийный SA 330 Puma поднялся в воздух в сентябре 1968 года, а поставки во французскую армию начались в начале 1969 года. [2]
В 1967 году Puma была выбрана Королевскими ВВС (RAF), которые были впечатлены характеристиками Puma. Ему было присвоено обозначение Puma HC Mk 1 . было подписано важное соглашение о совместном производстве Между Aerospatiale и Westland Helicopters из Великобритании . Тесное сотрудничество между французскими и британскими фирмами приведет к покупке Aérospatiale Gazelle Великобританией и Westland Lynx Францией. В рамках этого соглашения Westland произвела ряд компонентов и выполнила сборку «Пум» по заказу Королевских ВВС. [3] [4] [5]
SA 330 имел успех на экспортном рынке, многие страны закупили военные варианты Puma для службы в своих вооруженных силах; этот тип также получил широкое распространение на гражданском рынке, найдя широкое применение операторами для перевозки грузов на морские нефтяные платформы . [6] На протяжении большей части 1970-х годов SA 330 Puma был самым продаваемым транспортным вертолетом, производимым в Европе. [7] К июлю 1978 года гражданским заказчикам уже было поставлено более 50 «Пум», а мировой парк машин наработал более 500 000 часов. [8]
Румыния заключила соглашение с Aerospatiale о производстве Puma по лицензии как IAR 330 , изготовив не менее 163 самолетов этого типа для румынских вооруженных сил, гражданских операторов и нескольких собственных экспортных клиентов. [9] Индонезия также осуществила внутреннее производство SA 330. [10] [11] Южная Африка , страстный пользователь этого типа, выполнила свою собственную программу крупных модификаций и производства, проводимую государственной авиастроительной корпорацией Atlas для модернизации своих собственных самолетов Pumas, в результате чего самолет получил название Oryx . В 1990-х годах Denel также разработала ударный вертолет для ВВС ЮАР на базе Puma, известный как Denel Rooivalk . [9]
В 1974 году Aerospatiale начала разработку улучшенных вариантов Puma, стремясь создать преемника этого типа; эти усилия воплотились в AS332 Super Puma . Первый прототип AS332 Super Puma поднялся в воздух 13 сентября 1978 года и имел более мощные двигатели и более аэродинамически эффективный удлиненный фюзеляж; к 1980 году производство AS332 Super Puma обогнало производство первоначальной SA 330 Puma. [12] Производство SA 330 Puma компанией Aérospatiale прекратилось в 1987 году. [13] к этому времени всего было продано 697 экземпляров; [14] производство в Румынии продолжится и в 21 веке. [12]
Дизайн
[ редактировать ]Aérospatiale SA 330 Puma — двухмоторный вертолет, предназначенный в основном для перевозки личного состава и логистической поддержки. В транспортном средстве на складных сиденьях могут разместиться до 16 солдат, а в конфигурации для эвакуации раненых в той же кабине можно разместить до шести носилок и четырех дополнительных военнослужащих. Puma также может выполнять обязанности по транспортировке грузов, либо путем внешней перевозки подвешенного полезного груза на специальном грузовом крюке , либо используя внутреннее пространство кабины; За один раз можно перевозить груз весом до 2500 кг. Гражданские «Пумы» имеют разнообразную компоновку салона, обычно предназначенную для различных видов пассажирского транспорта, включая VIP-персон . Для поисково-спасательных операций подъемник , часто крепящийся на правом борту фюзеляжа. обычно устанавливается [15]
Пара установленных на крыше двигателей Turbomeca Turmo турбовальных приводит в движение четырехлопастной несущий винт Puma. Роторы приводятся в движение пятиступенчатой коробкой передач с типичной скоростью 265 об/мин . В конструкции трансмиссии было реализовано несколько уникальных и необычных для того времени инноваций, таких как цельное изготовление вала несущего винта и антивибрационные меры, встроенные в главный редуктор и лопасти несущего винта. [16] Puma также имела автоматическую систему проверки лопастей , которая защищала и предупреждала экипажи об усталостном растрескивании лопастей несущего винта. Он оснащен парой гидравлических систем, которые намеренно работают независимо друг от друга: одна система приводит в действие только органы управления полетом самолета, а другая обслуживает автопилот , ходовую часть и тормоз несущего винта, а также органы управления полетом. [17]
Что касается летных характеристик, Puma была спроектирована так, чтобы развивать высокие скорости, проявлять большую маневренность и обладать благоприятными характеристиками в жарких и высоких условиях; двигатели имеют намеренно высокий уровень резервной мощности, чтобы позволить Puma эффективно летать даже при максимальном весе только с одним работающим двигателем и продолжать выполнение своей миссии, если того потребуют обстоятельства. [18] Кабина оборудована обычным двойным управлением как для пилота, так и для второго пилота, в кабине предусмотрено третье место для резервного члена экипажа или командира. Puma оснащена электрогидравлическим автопилотом SFIM-Newmark Type 127; автопилот способен стабилизировать крен и тангаж , оператор грузового крюка также может напрямую корректировать положение вертолета со своего места через автопилот. [19]
«Пума» легко транспортируется по воздуху с помощью тактических авиалайнеров , таких как Transall C-160 и Lockheed C-130 Hercules ; Несущий винт, шасси и хвостовая балка являются съемными, что позволяет уменьшить занимаемое пространство. Простота обслуживания была одной из целей, преследуемых при проектировании Puma; Многие компоненты и системы, требующие регулярного осмотра, были расположены так, чтобы их было видно с уровня земли, использование компонентов с ограниченным сроком службы было сведено к минимуму, а ключевые области механических систем были спроектированы так, чтобы к ним был легкий доступ. [15] Puma также способна работать в ночное время, в неблагоприятных условиях полета или в широком диапазоне климатических условий — от арктического до пустынного . [20]
Хотя это и не было включено в первоначальный производственный цикл, многие операторы Pumas установили дополнительные функции и современное оборудование на протяжении всего срока службы винтокрылого аппарата. ВВС Великобритании оснастили свой флот Puma навигационным оборудованием системы глобального позиционирования (GPS), а также набором мер самообороны, включая инфракрасные средства противодействия и автоматические сигнальные ракеты / дозаторы соломы , а также очки ночного видения для полетов в ночное время. [20] модернизировала Легкая авиация французской армии свои «Пумы» в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации . Это включало добавление новых цифровых систем, включая системы управления миссией и контроля , такие как канал передачи данных Sitalat . [21] Сторонние компании, такие как южноафриканская Thunder City, предоставили программы продления срока службы и модернизации Puma, некоторые операторы решили обновить свой парк самолетов, установив на них стеклянные кабины . [22]
Операционная история
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]Во время Фолклендской войны/Мальвинского залива пять SA 330 Pumas аргентинской армии и один представитель аргентинской береговой охраны в 1982 году на театре военных действий были переброшены ; они могли действовать как с палуб кораблей ВМФ, так и выполнять миссии на всей территории островов; все были потеряны в последовавшем конфликте. [23] 3 апреля при высадке аргентинских войск в рамках захвата Южной Георгии «Пума» была сильно повреждена огнем из стрелкового оружия британских сухопутных войск и вскоре после этого врезалась в местность. [24] 9 мая единственная «Пума» была уничтожена «Си Дарт» зенитной ракетой , запущенной с авианосца « Ковентри» . [25]
23 мая пара » Королевского флота «Си Харриеров перехватила три аргентинских «Пумы» во время миссии по снабжению в Порт-Ховард ; во время последующего боя одна «Пума» была уничтожена в результате столкновения с местностью, вторая была выведена из строя и впоследствии уничтожена артиллерийским огнем «Си Харриеров», третья «Пума» скрылась. [26] 30 мая «Пума» была потеряна в районе горы Кент при невыясненных обстоятельствах, возможно, из-за дружественного огня ; [27] В статье на аргентинском новостном сайте MercoPress сообщалось, что в тот же день самолет «Пума» был сбит ракетой «Стингер» , выпущенной сухопутными войсками САС недалеко от горы Кент. шесть бойцов спецназа национальной жандармерии были убиты и еще восемь ранены. В результате сбития [28]
Франция
[ редактировать ]В сентябре 1979 года четыре «Пумы» были задействованы во время операции «Барракуда» для перевозки французской штурмовой группы прямо на штаб-квартиру правительства Центральноафриканской империи ; после чего конфискованные ценности и различные дипломатические и политические документы были быстро доставлены в близлежащее посольство Франции с помощью непрерывных воздушных лифтов «Пум». [29]
Одним из отличительных вариантов использования Puma на французской службе было использование VIP-транспорта для перевозки президента Франции как дома, так и во время дипломатических миссий за рубежом; эти обязанности были переданы более крупному AS332 Super Puma, поскольку он стал доступен в достаточном количестве. [30] [31]
Во время Первой войны в Персидском заливе 1991 года Франция решила направить несколько «Пум» для поддержки коалиционных сил, участвующих в конфликте с Саддама Хусейна Ираком . Те «Пумы», которым было поручено выполнять боевые поисково-спасательные функции, были быстро оснащены GPS- приемниками для улучшения их навигационных возможностей. [32]
В рамках вклада Франции в интервенцию под руководством НАТО в югославские войны в 1990-х годах несколько французских «Пум» действовали в регионе вместе с другими операторами «Пума», такими как Великобритания и Объединенные Арабские Эмираты ; Одной из частых миссий этого типа было жизненно важное предоставление гуманитарной помощи беженцам, спасающимся от продолжающегося этнического геноцида . [33] В апреле 1994 года французский самолет Puma осуществил ночную эвакуацию британского отряда SAS и сбитого пилота Sea Harrier из глубины враждебной боснийской территории. При отступлении из этого района самолет попал под обстрел из стрелкового оружия. [34] [35] 18 июня 1999 года 20 «Пум» осуществили единую скоординированную воздушную высадку двух рот французских десантников, что помогло возглавить быстрый захват Косовской Митровицы сухопутными войсками НАТО. [36]
К 2010 году и французская армия, и французский флот решили закупить отдельные варианты NHIndustries NH90, чтобы в конечном итоге заменить Puma на французской военной службе. [37] Начиная с июня 2014 года, пара Пум из Escadron d'Hélicoptères 1/67 'Pyrénées (EH 1/60) была переброшена в Чад и Нигер с июня 2014 года в рамках операции «Бархан» по подавлению исламистского повстанческого движения в регионе Сахеля . Первоначально действовавший из Нджамены в Чаде, отряд позже двинулся к Дирку и Мадаме в Нигере, поддерживая наземные войска и перекрывая пути снабжения повстанцев; отряд вернулся во Францию в сентябре 2015 года после того, как его сменили другие средства французской армии. осталось около 20 самолетов SA 330 Pumas К 2016 году на вооружении ВВС Франции . [38]
Ливан
[ редактировать ]В период с 1980 по 1984 год ВВС Ливана получили из Франции десять самолетов SA 330C Pumas для оснащения своей недавно сформированной 9-й транспортной эскадрильи на авиабазе в Бейруте , где она первоначально базировалась. В 1983 году эскадрилья была передислоцирована к северу от Бейрута , а ее «Пумы» были рассредоточены по небольшим импровизированным вертолетным площадкам вокруг Джунии и Адмы по соображениям безопасности. 23 августа 1984 года самолет «Пума», на борту которого находились Ливанских вооруженных сил начальник штаба и командир седьмой бригады генерал Надим аль-Хаким и восемь других старших офицеров, разбился в густом тумане недалеко от Бейрута , в результате чего погиб весь находившийся на борту персонал. [39] 1 июня 1987 года премьер-министр Ливана Рашид Карами был убит на борту самолета «Пума», направлявшегося в Бейрут, когда в чемодане для атташе, лежащем у него на коленях, взорвалась бомба; В результате взрыва также были ранены министр внутренних дел Абдулла Расси и трое из двенадцати других помощников и членов экипажа корабля «Пума», который был серьезно поврежден. [40] [41] [42]
На заключительном этапе гражданской войны в Ливане парк Puma сократился до семи или шести вертолетов в летном состоянии. [43] - обычно использовался для выполнения полетов связи с соседним Кипром от имени временного военного правительства генерала Мишеля Ауна , хотя нехватка топлива и проблемы с обслуживанием вынуждали их экипажи обычно заземлять их до конца войны в октябре 1990 года. [44]
После конфликта командование ВВС Ливана предпринимало последовательные усилия по восстановлению своей эскадрильи транспортных вертолетов с помощью Объединенных Арабских Эмиратов , и в 2010 году было поставлено семь вертолетов IAR 330 SM, ранее находившихся на вооружении ВВС Объединенных Арабских Эмиратов . [45]
В 2013 году ВВС Ливана переоборудовали IAR 330 SM в боевой вертолет , установив на усиленные поворотные установки одну ADEN Mk 4/5 30-мм револьверную пушку на модифицированной гондоле и пару 68-мм ракетных установок SNEB, взятых со списанного Hawker. Hunter FGA.70 и FGA.70A Истребители . Получившийся в результате боевой корабль Puma, получивший новое обозначение SA 330SM, прошел испытания 10 октября того же года во время воздушных маневров, проходивших на авиабазе Хамат . [46] Хотя испытания прошли успешно, SA 300SM не был принят на действительную службу, и вместо этого командование ВВС Ливана остановилось на вооруженной версии Eurocopter AS532 Cougar , семь вертолетов которой планировалось получить в течение следующих трех лет. [47]
Марокко
[ редактировать ]В 1974 году Марокко заключило соглашение с Францией о покупке 40 вертолетов «Пума» для своих вооруженных сил. [48] В 1970-х и 1980-х годах марокканские «Пума» участвовали в боевых действиях против сепаратистов Фронта ПОЛИСАРИО и помогли обеспечить больший контроль над регионом Западной Сахары ; Использование авиации марокканскими войсками было серьезно ограничено после того, как несколько самолетов были потеряны или повреждены из-за наличия предоставленных Советским Союзом 2К12 Куб в руках повстанцев в начале 1980-х годов. зенитных ракет [49]
В октябре 2007 года в рамках сделки стоимостью 2 миллиарда евро между Марокко и Францией в общей сложности 25 марокканских «Пум» должны пройти масштабную модернизацию и модернизацию. [50]
Португалия
[ редактировать ]В 1969 году Португалия стала первым экспортным покупателем Puma, заказав 12 вертолетов для ВВС Португалии ; Португалия также станет первой страной, которая будет использовать Пумы в боевых действиях во время португальской колониальной войны ; этот тип использовался в боевых действиях для дополнения меньшего Alouette III парка вертолетов Анголы и во время войн за независимость Мозамбика . Этот тип имел преимущества большей автономности и транспортной вместимости по сравнению с другими эксплуатируемыми вертолетами. [51]
В 1980-х годах Португалия заключила незаконную договоренность с Южной Африкой, чтобы обойти Организации Объединенных Наций эмбарго , введенное в отношении Южной Африки, в соответствии с которым Франция отказалась предоставить модернизацию и запасные части для собственного флота Puma Южной Африки. В рамках секретной сделки Португалия заказала более мощные двигатели и новую авионику с публичным намерением использовать их на своих собственных «Пумах», однако многие компоненты были перенаправлены через в Заире подставную компанию южноафриканской оборонной фирме Armscorp , где они использовались. капитальный ремонт, модернизация и перестройка существующих «Пум», что в конечном итоге привело к созданию « Атлас Орикс» ; Португальские «Пумы» также получили значительные модернизации, которые были оплачены по условиям соглашения. [52]
В 2006 году ВВС Португалии начали получать поставки AgustaWestland AW101 Merlin , более крупного и мощного вертолета, пришедшего на замену стареющему парку Puma. [53]
Начиная с 2007 года Португалия предлагала продать восемь снятых с вооружения «Пум»; к 2015 году они все еще находились в продаже. [54]
ЮАР
[ редактировать ]Начиная с 1972 года, «Пумы», эксплуатируемые ВВС США, использовались в расширенных операциях в Юго-Западной Африке и Анголе во время пограничной войны . «Пума» участвовала в обычных войсках; быстрое развертывание во время «последующих» операций; действуют как радиореле ; эвакуация пострадавших ; спасение сбитого экипажа; ввод спецназа ; и крупномасштабные трансграничные операции, такие как Savannah , Uric , Protea , Super и Modular . Большинство закупок южноафриканской компании Puma, включая запасные части, были сделаны до ожидаемого Организации Объединенных Наций эмбарго , которое было введено в 1977 году. [55] Южная Африка впоследствии модернизировала многие из своих Пум, в конечном итоге придя к производному местному Атласу Ориксу ; внешняя помощь и компоненты были получены посредством секретных сделок с Португалией в эпоху эмбарго на поставки оружия. [52] [56]
В декабре 1979 года правительство ЮАР признало присутствие своих вооруженных сил, действующих в Родезии ; Пумы регулярно использовались для поддержки сухопутных войск южноафриканской армии. [57] В июне 1980 года 20 «Пум» сопровождали отряд численностью 8000 человек во время вторжения ЮАР в Анголу в поисках националистических бойцов СВАПО . [58] В 1982 году правительство подтвердило, что 15 военнослужащих погибли в результате сбития южноафриканской «Пумы» силами СВАПО. Это была одна из самых больших потерь, понесенных за один инцидент в ходе конфликта. [59]
предпринял тайные попытки закупить излишки «Пум» СААФ, которые Паскаль Лиссуба В 1990-х годах тогдашний президент Республики Конго , скорее всего, предназначались для использования в гражданской войне в Конго . [60] Когда круизный лайнер MTS Oceanos затонул у Дикого побережья Южной Африки в 1991 году, целых 13 «Пум» сыграли решающую роль в спасательных операциях, доставив 225 выживших в безопасное место во время плохих погодных условий. [61]
Великобритания
[ редактировать ]Первые две «Пумы» для Королевских ВВС были доставлены 29 января 1971 года. [62] [63] первая оперативная эскадрилья ( 33-я эскадрилья ) сформировалась в ВВС Великобритании в Одихаме 14 июня 1971 года. [64] ВВС Великобритании заказали в общей сложности 48 самолетов Puma HC Mk 1 для транспортных нужд; во время Фолклендской войны дополнительный SA 330J, ранее принадлежавший аргентинской военно-морской префектуре, был захвачен британскими войсками, отправлен обратно в Великобританию и использовался в качестве статического учебного пособия британских ВВС в течение нескольких лет. Этот SA 330J был позже отремонтирован компанией Westland с использованием деталей от поврежденного RAF Puma XW215 и принят на вооружение RAF после длительного ремонта как ZE449. [65] Puma стала обычным транспортным средством для британских спецназовцев, таких как SAS , и была описана как «подходящая для секретных задач». [66]
В период с начала 1970-х по 1990-е годы RAF Pumas обычно базировались в RAF Odiham ( 33-я эскадрилья и 240-я OCU ), RAF Gutersloh ( 230-я эскадрилья ) и в RAF № 1563 Flight RAF в RAF Belize . Во время «Неприятностей» отряд также часто базировался в ВВС Великобритании в Олдергроуве в Северной Ирландии. В 1994 году 230-я эскадрилья была переведена в Королевские ВВС в Олдергроуве, чтобы обеспечить постоянное присутствие в составе Westland Wessex 72- й эскадрильи . В 2009 году 230-я эскадрилья перебазировалась в RAF Benson вместе с 33-й эскадрильей из RAF Odiham. [67] [68]
Пумы Королевских ВВС также прошли действительную службу в Венесуэле , Ираке, Югославии и Заире . [69] Великобритания часто отправляла Пумы для оказания помощи при стихийных бедствиях и гуманитарных миссий, например, во время наводнения в Мозамбике в 2000 году и внезапного наводнения на Ямайке в 1988 году ; [70] и проводить миротворческие операции в таких регионах, как Зимбабве и Персидский залив . [69]
В разгар Первой войны в Персидском заливе объединенные силы «Пума» из 230-й и 33-й эскадрилий оказались решающими в быстрой мобилизации и развертывании войск, чтобы не допустить диверсии иракских войск на нефтяном месторождении Румайла . [66] С самого начала войны в Ираке , с 2003 по 2009 год, RAF Pumas будут использоваться для обеспечения мобильности войск на театре военных действий. [71] 15 апреля 2007 года две «Пумы» ВВС Великобритании столкнулись во время миссии спецназа недалеко от Багдада , Ирак. [72] разбился самолет Puma В ноябре 2007 года во время антиповстанческой операции в Ираке ; Расследование показало, что причиной в первую очередь была ошибка пилота, однако Министерство обороны (МО) подверглось критике за неоснащение RAF Pumas очками ночного видения и неадекватные проверки технического обслуживания, ставящие под угрозу безопасность. Эти недостатки были устранены после инцидента. [73]
В 2002 году Великобритания закупила шесть бывших южноафриканских самолетов SA 330L, чтобы продлить срок их службы. [74] В рамках обширной программы модернизации первый Puma HC Mk2 был введен в эксплуатацию в конце 2012 года и завершен в начале 2014 года. [75] что позволит «Пума» ВВС Великобритании оставаться в эксплуатации до 2025 года. В 2008 году планировалось модернизировать 30 «Пум», [76] впоследствии это число было сокращено до 22, [77] и позже был пересмотрен в сторону повышения, в общей сложности до 24 HC Mk2 Pumas. [78] Модернизации включают в себя установку двух двигателей Turbomeca Makila, новых коробок передач и рулевых винтов, новых органов управления двигателем, цифрового автопилота, системы управления полетом, улучшенного комплекса защитных средств и баллистической защиты экипажа и пассажиров. HC Mk2 Puma может перевозить удвоенную полезную нагрузку на дальность, в три раза большую, чем его предшественник, и использовался для тактической транспортировки войск, быстрых боевых действий и гуманитарных миссий. [79]
Ожидается, что ВВС Великобритании заменят свой парк Puma в середине 2020-х годов, при этом замена винтокрылых машин будет закуплена в рамках программы New Medium Helicopter . [80]
Частные военные компании
[ редактировать ]Известно, что американская частная военная компания EP Aviation эксплуатировала многочисленные «Пумы» в Афганистане . [81]
Гражданский
[ редактировать ]Одним из крупнейших и известных операторов этого типа была Bristow Helicopters , где Puma регулярно использовалась для морских операций над Северным морем . [9] [82] В 1970-е годы Bristow стремилась начать замену своих вертолетов Sikorsky S-61 , и Puma была выбрана после того, как Aerospatiale сделала очень конкурентоспособное предложение; Puma G-BFSV была первой машиной этого типа, поступившей на вооружение Bristow. [83] С 1979 года «Пума» составляла основу флота Бристоу; [84] этот тип взял на себя обязанности вышедших из эксплуатации вертолетов Westland Wessex компании Bristow в 1981 году. [85] В 1982 году компания Bristow решила пополнить свой тогдашний парк из 11 самолетов SA 330J Pumas введением более мощной модели Super Puma. [86]
Американский оператор Erickson Inc. эксплуатировал как минимум четыре машины Pumas; они использовались по контракту для вертикального пополнения запасов (VERTREP) Пятого и Седьмого флотов США . [87]
Варианты
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Пума французской армии во время учений | |
Вид из кабины самолета SA 330J. | |
SA 330 Puma ВВС Испании на авиашоу в 2011 году. |
Аэрокосмические версии
[ редактировать ]- СА 330А
- Прототипы, первоначально называвшиеся «Алуэтт IV». [88]
- АТ 330Б
- Первоначальная серийная версия для легкой авиации французской армии . Оснащен двигателями Turbomeca Turmo IIIC4 мощностью 884 кВт (1185 л.с.). 132 закуплены Францией. [89]
- SA 330 Орхидея
- SA 330 модифицирован для установки радиолокационной системы наблюдения за полем боя Orchidée с вращающейся антенной под фюзеляжем для французской армии. Один демонстратор был построен и совершил полет в 1986 году. Программа Orchidée была отменена в 1990 году, но прототип снова поступил на вооружение в 1991 году для участия в войне в Персидском заливе , что привело к производству аналогичной системы на базе Eurocopter Cougar . [90]
- В 330С
- Первоначальная экспортная производственная версия. Оснащен двигателями Turbomeca Turmo IVB мощностью 1044 кВт (1400 л.с.). [91]
- СА.330Э
- Версия, производимая Westland Helicopters для ВВС Великобритании под обозначением Puma HC Mk. 1.
- СА.330Ф
- Первоначальная гражданская экспортная версия с турбовальными двигателями Turbomeca Turmo IIIC4. [92]
- СА.330Г
- Модернизированная гражданская версия с двигателями Turbomeca Turmo IVC мощностью 1175 кВт (1575 л.с.). [92]
- SA.330H
- Модернизированная французская армия и экспортная версия с двигателями Turbomeca Turmo IVC и композитными лопастями несущего винта. Обозначен SA 330Ba ВВС Франции. Все уцелевшие SA 330B французской армии переоборудованы под этот стандарт. [92]
- SA.330J
- Модернизированная гражданская транспортная версия с композитными лопастями несущего винта и увеличенной максимальной взлетной массой. [93]
- СА.330Л
- Модернизированная версия для « жарких и высоких » условий. Военный аналог гражданского SA.330J. [93]
- СА.330С
- Модернизированная версия SA 330L (переделанная из SA 330C) для ВВС Португалии. Оснащен двигателями Turbomeca Makila . [93]
- СА.330СМ
- Ливанская версия боевого корабля переоборудована путем установки на усиленные боковые вертлюжные установки одной 30-мм револьверной пушки ADEN Mk 4/5 на модифицированной гондоле и пары 68-мм ракетных установок СНЭБ с каждого борта.
- SA.330Z
- Прототип с « фенестрон ». рулевым винтом [94]
- SA.331 Пума Макила
- Испытательный стенд двигателя для серии AS.332 Super Puma с двумя двигателями Turbomeca Makila.
Версии других производителей
[ редактировать ]- Авиастроительная корпорация Атлас Орикс
- Восстановленный и модернизированный SA 330 Puma, построенный для ВВС ЮАР.
- ИПТН Сетевое хранилище данных 330J
- Версия, собранная IPTN Индонезии под местным обозначением NAS 330J и обозначением SA 330J в Aerospatiale. Было выпущено одиннадцать единиц.
- 330 индийских ринггитов
- Лицензионная версия SA 330 Puma производства Industria Aeronautica Română , Румыния. Обозначен компанией Aerospatiale как SA 330L.
- IAR-330 Пума в шоке
- 24 модифицирован для противотанковой борьбы.
- IAR-330 Пума Навал
- 3 модифицирован для ВМС Румынии с использованием авионики SOCAT.
- Вестленд Пума ХК Мк 1
- Эквивалент SA 330E, собранный компанией Westland Helicopters для ВВС Великобритании, первый полет состоялся 25 ноября 1970 года. Несколько сходств с SA 330B, используемым во французских вооруженных силах. Королевские ВВС разместили первоначальный заказ на 40 самолетов «Пума» в 1967 году, а в 1979 году - еще на восемь устаревших самолетов. [65]
- Вертолеты Airbus Puma HC.Mk 2
- Модифицированная Puma HC Mk1s, [95] Всего 24 самолета модернизированы более мощными двигателями Turbomeca Makila 1A1, стеклянной кабиной и новой авионикой, защищенной связью и улучшенными средствами самозащиты. [75]
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]- Французские воздушно-космические силы [96] [97]
- Кайенна – аэропорт Феликса Эбуэ , Французская Гвиана
- Международный аэропорт Джибути-Амбули , Джибути
- Международный аэропорт Ла Тонтута , Новая Каледония
- Авиабаза Солензара , Верхняя Корс, Франция
- Легкая авиация французской армии [96]
- Военные Габона [96] [98]
- Международный аэропорт Леон-Мба , Либревиль
- Транспортная авиационная эскадрилья
- Международный аэропорт Леон-Мба , Либревиль
- Кенийские ВВС [96] [99]
- Авиабаза Мои , округ Найроби-Сити
- Вертолетная эскадрилья
- Авиабаза Мои , округ Найроби-Сити
- Ливанские ВВС [96] [100]
- Авиабаза Вуджа Аль-Хаджар , Хамат
- 9-я эскадрилья
- Авиабаза Вуджа Аль-Хаджар , Хамат
- Королевские ВВС Марокко [96] [101]
- Первая авиабаза , Рабат-Сале-Кенитра
- Эскадрильи тактического маневрирования
- Первая авиабаза , Рабат-Сале-Кенитра
- Пакистанские ВВС [96]
- Корпус армейской авиации Пакистана [96] [102]
- Международный аэропорт Мултан , Пенджаб
- 24-я армейская авиационная эскадрилья
- Авиабаза Касим , Дхамиал
- 13-я армейская авиационная эскадрилья
- 28-я армейская авиационная эскадрилья
- Международный аэропорт Мултан , Пенджаб
- Румынские ВВС (см. IAR 330 ) [96] [103]
- 71-я авиабаза , округ Клуж
- 712-я эскадрилья
- 713-я эскадрилья
- 90-я авиабаза , уезд Илфов
- 903-я эскадрилья
- 95-я авиабаза , уезд Бакэу
- 952-я эскадрилья
- 71-я авиабаза , округ Клуж
- ВМС Румынии (см. IAR 330 ) [96] [104]
- Аэродром Тузла, жупания Констанца
- Группа 256
- Аэродром Тузла, жупания Констанца
- Королевские ВВС [96]
- RAF Акротири , Кипр
- 84-я эскадрилья (2023 – настоящее время ) [105]
- Королевские ВВС Бенсон , Оксфордшир, Англия
- 22-я эскадрилья (ОЭУ) (2020 – настоящее время ) [106]
- 33-я эскадрилья (1971 – настоящее время )
- 230-я эскадрилья (1971 – настоящее время )
- RAF Odiham , Хэмпшир, Англия
- 28-я эскадрилья (OCU) (2015 – настоящее время )
- Medicine Lines , Бруней
- Рейс № 1563 (1971–1993; 2004–2009; 2022 – настоящее время ) [107]
- RAF Акротири , Кипр
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Индонезийские ВВС [96] [113]
- База ВВС Атанг Сенджая , Западная Ява
- 4-е авиакрыло - 8-я авиационная эскадрилья (выведена в отставку 30 декабря 2023 г.) [114]
- База ВВС Атанг Сенджая , Западная Ява
- Королевские ВВС
- RAF Odiham , Хэмпшир, Англия
- 27-я эскадрилья (OCU) (1993–1998) [126]
- № 240 Отдел оперативного переоборудования (1971–1993). [127]
- RAF Aldergrove , графство Антрим, Северная Ирландия
- 72-я эскадрилья (1997–2002 гг.) [128]
- RAF Odiham , Хэмпшир, Англия
Известные аварии и инциденты
[ редактировать ]- 29 марта 2022 г. – Восемь миротворцев ООН (шестеро пакистанцев, один россиянин и серб), входящие в состав Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго, погибли в результате крушения вертолета Puma, эксплуатируемого Корпусом армейской авиации Пакистана во время полета. разведывательная миссия в неспокойной восточной Демократической Республике Конго . Причина крушения пока не установлена. [129] [130] [131] [132]
Технические характеристики (SA 330H Пума)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1976–77 гг. [133]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Вместимость: 16 пассажиров
- Длина: 18,15 м (59 футов 6½ дюйма)
- Диаметр ротора: 15,00 м (49 футов 2½ дюйма)
- Высота: 5,14 м (16 футов 10½ дюйма)
- Площадь диска: 177,0 м² (1905 футов²)
- Пустой вес: 3536 кг (7795 фунтов)
- Максимальный взлетный вес : 7000 кг (15 430 фунтов)
- Силовая установка: 2 Turbomeca Turmo IVC турбовальных двигателя по 1175 кВт (1575 л.с.) каждый.
Производительность
- Никогда не превышайте скорость : 273 км/ч (147 узлов, 169 миль в час).
- Максимальная скорость : 257 км/ч (138 узлов, 159 миль в час)
- Крейсерская скорость : 248 км/ч (134 узла, 154 миль в час), экономичный круиз.
- Дальность : 580 км (313 морских миль, 360 миль)
- Практический потолок : 4800 м (15750 футов)
- Скорость набора высоты : 7,1 м/с (1400 футов/мин).
Вооружение
- Оружие:
- калибра 7,62 мм (0,30 дюйма) Спаренные пулеметы
- бокового обстрела 20-мм (0,787 дюйма) пушка
- Различные другие
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Атлас Орикс
- Денел Руфальк
- Еврокоптер AS332 Супер Пума
- Еврокоптер AS532 Пума
- Eurocopter EC225 Супер Пума Mk II+
- Еврокоптер EC725 Супер Пума
- 330 индийских ринггитов
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Макгоуэн 2005, с. 123.
- ^ Тейлор 1976, с. 41.
- ^ Лейк 2001, стр. 97–98.
- ^ Джеймс 1991, стр. 485–486.
- ^ Фроули 1997, с. 13.
- ^ Грин 1978, с. 70.
- ^ Лейшман 2006, с. 43.
- ^ Ламберт, Марк. «Aerospatiale гонится за продажами гражданских вертолетов». Архивировано 16 мая 2013 г. в Wayback Machine Flight International , 8 июля 1978 г., с. 76.
- ^ Jump up to: а б с Макгоуэн 2005, с. 124.
- ^ Уолдрон, Грег (8 июля 2011 г.). «Eurocopter возобновляет партнерство с Индонезией» . FlightGlobal .
- ^ «1965: SA330 Puma». Архивировано 5 марта 2013 года на Wayback Machine Eurocopter , дата обращения: 7 апреля 2013 года.
- ^ Jump up to: а б Макгоуэн 2005, с. 154.
- ^ Озеро 2001, с. 100.
- ^ Тейлор 1988, с. 57.
- ^ Jump up to: а б Нил 1970, стр. 814–815.
- ^ Нил 1970, стр. 814–817.
- ^ Нил 1970, с. 817.
- ^ Нил 1970, с. 814.
- ^ Нил 1970, с. 815.
- ^ Jump up to: а б «Пума ХК1». Архивировано 1 мая 2013 г. в Wayback Machine Royal Air Force , дата обращения: 10 апреля 2013 г.
- ^ Лерт, Фредерик. «Франция испытывает новые цифровые информационные системы для вертолетов». Архивировано 20 января 2015 г. в Wayback Machine IHS Jane's Defense Weekly , 30 ноября 2014 г.
- ^ Бирнс, Хилка. «Город Грома запускает программу конверсии Puma». Архивировано 16 мая 2013 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 15 октября 2008 г.
- ^ Смит 2006, стр. 23–24, 38.
- ^ Смит 2006, стр. 16–17.
- ^ Смит 2006, с. 122.
- ^ Смит 2006, стр. 82, 123.
- ^ Смит 2006, с. 124.
- ^ «Аргентинская «Пума» сбита американской ракетой «Стингер». — MercoPress» . МеркоПресс . Архивировано из оригинала 28 марта 2012 г. Проверено 7 ноября 2009 г.
- ^ Титли 1997, с. 136.
- ^ Титли 1997, с. 71.
- ^ Рипли 2010, с. 11.
- ^ Рип и Хасик 2002, с. 155.
- ^ Рипли 2010, стр. 56, 60, 81–82.
- ^ Райан, Майк (2005). Операторы (1. изд. изд.). Лондон: Коллинз. стр. 33–35. ISBN 0-00719-937-6 .
- ^ «Пилот сбитого британского самолета спасен в Боснии» . Питтсбург Пост-Газетт . 17 апреля 1994 года. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 8 апреля 2013 г.
- ^ Рипли 2010, стр. 77–78.
- ^ Флери, Паскаль (17 декабря 2010 г.). «Первый тактический транспортный вертолет Eurocopter NH90 TTH для Франции совершил свой первый полет» . Еврокоптер. Архивировано из оригинала 29 июля 2013 г.
- ^ Crack Air International , декабрь 2016 г., стр. 88–95.
- ^ О'Балланс, Гражданская война в Ливане (1998), с. 148.
- ^ Ихсан Хиджази: «Премьер-министр Ливана убит в результате взрыва вертолета», The New York Times , 2 июня 1987 г.
- ^ «Премьер-министр Карами убит» . Таймс Дейли . 2 июня 1987 года . Проверено 26 января 2014 г.
- ^ «Взрыв на вертолете убил премьер-министра Ливана» . Лос-Анджелес Таймс . АП. 1 июня 1987 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 22 июля 2012 г.
- ^ «ВВС мира 1983» . Flightglobal.com. п. 359. Архивировано из оригинала 21 мая 2013 года . Проверено 30 марта 2013 г.
- ^ Микелетти и Дебай, Победа при Сук Эль-Гарбе - 10-я бригада спасает Ливан (1989), стр. 18.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . www.inss.org.il. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2016 года . Проверено 11 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «SA/IAR 330 Puma — военные на Ближнем Востоке» . milinme.wordpress.com . 23 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2016 г. Проверено 5 июля 2016 г.
- ^ «Официальный сайт ливанской армии » .
- ^ Кейчер 1987, с. 65.
- ^ Дин 1986, стр. 46–47.
- ^ Джарри, Эммануэль (23 октября 2007 г.). «Саркози начинает поездку в Марокко с железнодорожной сделки» . Независимый онлайн . Архивировано из оригинала 7 июля 2015 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ Босгра и Кримпен 1972, стр. 27–32.
- ^ Jump up to: а б Вегар, Хосе. «Торговец жестким оружием подает в суд». Бюллетень ученых-атомщиков , ноябрь 1997 г., 53(6). стр. 12–13.
- ^ Агентство LUSA (3 февраля 2006 г.). « Старые» PUMA прощаются в пятницу с прибытием восьми EH-101» . РТП. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
- ^ «Governo volta a tentar vender 8 helicópteros da Guerra Colonial» . НИЦ. 20 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2018 г. . Проверено 29 июля 2018 г.
- ^ «Южная Африка готова справиться с глобальным сжатием». Толедо Блейд , 1 ноября 1977 г.
- ^ «Пик даст показания в споре о контрабанде Орикса» . Почта и Хранитель . 13 марта 1998 года. Архивировано из оригинала 7 июля 2015 года . Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ «Силы в Зимбабве, признает Южная Африка» . Милуоки Джорнал . 2 декабря 1979 г. с. 20. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Отчет: Южноафриканские войска занимают позиции в Анголе» . «Санкт-Петербург Таймс» . 27 июня 1980 г. с. 15.
- ^ Александр, Дуглас (12 августа 1982 г.). «15 южноафриканцев убиты в ходе ангольской атаки» . Возраст . Фэрфакс Медиа . п. 9.
- ^ «Оффшорные записи раскрывают тайну сделки с вертолетом времен гражданской войны» . Почта и Хранитель . 5 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 года . Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ Рен, Кристофер С. (5 августа 1991 г.). «Более 500 человек спасены после затопления греческого круизного лайнера у берегов Южной Африки» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 18 марта 2017 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ «Мировые новости» . Архивировано 16 мая 2013 г. в Wayback Machine . Flight International , Том. 99, № 3230, 4 февраля 1971 г., с. 144.
- ^ «Тренировка Wildcat». Архивировано 16 мая 2013 г. в Wayback Machine . Flight International , Том. 99, № 3240, 15 апреля 1971 г., стр. 532–534.
- ^ Эшворт 1989, с. 108.
- ^ Jump up to: а б Озеро 2001, стр. 102–103.
- ^ Jump up to: а б Райан 2005, с. 95.
- ^ «Операция Тигр 9». Air International , январь 2010 г., Том. 78, № 1. с. 7.
- ^ Jump up to: а б «История 33-й эскадрильи». Архивировано 15 июня 2013 г. в Wayback Machine Royal Air Force , дата обращения: 8 апреля 2013 г.
- ^ МакГрил, Крис (2 апреля 2000 г.). «Помощи на случай наводнения недостаточно» – ООН» . Хранитель . Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года . Проверено 17 декабря 2016 г.
- ^ Райан 2005, с. 170.
- ^ Джадд, Терри (16 апреля 2007 г.). «Два британских солдата погибли в Ираке при столкновении вертолетов» . Независимый . Архивировано из оригинала 8 июля 2015 г. Проверено 12 сентября 2018 г.
- ^ Сэвилл, Ричард. «Топливные предохранительные клапаны на разбившемся вертолете Puma `не проверялись 30 лет'». Архивировано 17 января 2018 г. в Wayback Machine The Telegraph , 9 декабря 2009 г.
- ^ Penney Flight International , 26 ноября - 2 декабря 2002 г., с. 74.
- ^ Jump up to: а б «Минобороны Великобритании получило первую модернизированную модель Puma HC2». Архивировано 16 октября 2012 г. на сайте Wayback Machine Flightglobal , 13 сентября 2012 г. Дата обращения: 5 января 2013 г.
- ^ «Королевские ВВС получают средства на приобретение большего количества БПЛА Reaper и модернизацию Puma». Архивировано 22 сентября 2008 г. в Wayback Machine Flightglobal , 5 сентября 2008 г. Дата обращения: 23 декабря 2008 г.
- ^ «Модернизированная Puma HC2 выходит на заключительную фазу летных испытаний». Архивировано 20 сентября 2012 г. в Wayback Machine Flightglobal , 11 июля 2012 г. Дата обращения: 29 августа 2012 г.
- ^ «Последняя Пума стремится к продлению жизни» (PDF) . Министерство обороны – Оборонное оборудование и поддержка . Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ «Минобороны Великобритании получило первый модернизированный вертолет Puma HC Mk2» . Военно-воздушные технологии . 14 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2015 г.
- ^ «Промышленная стратегия обороны и безопасности: стратегический подход к промышленному сектору обороны и безопасности Великобритании (CP 410)» (PDF) . Gov.uk. Министерство обороны. 26 марта 2021 г. с. 99. Архивировано (PDF) из оригинала 23 марта 2021 г. Проверено 18 сентября 2021 г.
- ^ "DITCH EP AVIATION SA.330J PUMA N605R" .
- ^ Хили 2003, с. 233.
- ^ Хили 2003, стр. 127, 139.
- ^ Хили 2003, с. 127.
- ^ «Фирма, занимающаяся авиакатастрофами, отказывается от «рискованного» вертолетного парка» . Вестник . Новостиквест . 10 ноября 1981 г. с. 1.
- ^ Хили 2003, с. 139.
- ^ «Продлена поддержка MSC Erickson ВМС США» . shephardmedia.com . 16 октября 2014 г.
- ^ Колонж, Моник; Де Сильва, Кристиан (2019). 1939-2019 Мариньян - 80 лет новаторства (PDF) . Вертолеты Эйрбас. п. 80. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2021 года . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Озеро 2001, с. 101.
- ^ Озеро 2001, с. 104.
- ^ Озеро 2001, с. 102.
- ^ Jump up to: а б с Озеро 2001, с. 103.
- ^ Jump up to: а б с Озеро 2001, с. 105.
- ^ Озеро 2001, с. 106.
- ^ «Пума ХК2» . Королевские ВВС . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «ВВС мира 2021» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 10 января 2021 года . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ «Армия воздуха» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ «Армия и жандармерия Габона» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ «ВВС Кении» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ «Ливанские ВВС» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ «Королевские ВВС Марокко» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ «Пакистанская армия» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ «ВВС Румынии» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ «ВМС Румынии» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ Какояннис, Ксения Зубова Софи (4 апреля 2023 г.). «Начало новой эры в ВВС Великобритании в Акротири, поскольку Pumas заменяет вертолеты Griffin на Кипре» . Forces.net . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ «Реформирование 22-й эскадрильи в ВВС Великобритании в Бенсоне» . Королевские ВВС . 14 мая 2020 г. Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ «Несмотря на все усилия погоды, авиация 1563 Flt недавно достигла начальной боевой готовности в Брунее, а еще два самолета Puma прошли воздушные испытания, прежде чем быть готовыми к выполнению задач и обучению» . Королевские ВВС Бенсон (Facebook) . 12 октября 2022 г. Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ ВВС мира, 1987 г. , Flight International, 28 ноября 1987 г., стр. 38, заархивировано из оригинала 16 мая 2013 г. , получено 23 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «ВВС мира, 1987 г., стр. 40» . Flightglobal Insight. 2019. Архивировано из оригинала 1 января 2018 года . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 42» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 21 января 2019 года . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «ВВС мира 2019» . Flightglobal Insight. 2019. Архивировано из оригинала 23 января 2019 года . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ «ВВС мира 1987» . Рейс Интернешнл. 28 ноября 1987 г. с. 52. Архивировано из оригинала 6 июля 2015 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «ВВС Индонезии» . Scramble.nl . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ ВВС, TNI (30 декабря 2023 г.). " Дорога в музей Диргантара: SA-330 Puma выполняет заключительный полет Богор-Джокьякарта" " . X (ранее Twitter) .
- ^ «ВВС мира 1987» . Рейс Интернешнл. 28 ноября 1987 г. с. 65. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира, 1983 г., стр. 352» . Flightglobal Insight. 2019. Архивировано из оригинала 9 января 2018 года . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ «ВВС мира 2013» (PDF) . Flightglobal Insight. 2013. Архивировано (PDF) из оригинала 16 декабря 2012 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира» . Рейс Интернешнл. 1987. с. 74. Архивировано из оригинала 9 января 2015 г. Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ «Справочник ВВС мира 2004» . Рейс Интернешнл . Деловая информация Рида . 16–22 ноября 2004 г. с. 80. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 11 мая 2013 года . Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 80» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 30 апреля 2019 года . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 81» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 84» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ " "Военно-воздушные силы мира". Архивировано 24 октября 2012 г. в Wayback Machine Flight International , 5–11 декабря 1990 г., стр. 76.
- ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 95» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ Барри Уилер (28 августа 1975 г.), World Air Forces 1975 , Flight International, стр. 291, заархивировано из оригинала 16 мая 2013 г. , получено 23 марта 2013 г.
- ^ «27-я эскадрилья» . Музей Королевских ВВС . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ «240 отряд оперативного переоборудования» . Воздух власти - История организации RAF . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ «72-я эскадрилья» . Музей Королевских ВВС . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ «Восемь человек погибли в результате крушения вертолета ООН на востоке ДРК» . www.aljazeera.com . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ «Шесть офицеров и солдат пакистанской армии погибли в результате крушения вертолета ООН» . «Экспресс Трибьюн» . 29 марта 2022 г. Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Сиддики, Навид (29 марта 2022 г.). «Шесть пакистанских офицеров и солдат погибли в результате крушения вертолета в Конго: ISPR» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ «Восемь миротворцев ООН погибли в результате крушения вертолета в ДРК» . Хранитель . Агентство Франс-Пресс. 29 марта 2022 г. Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Тейлор 1976, стр. 41–42.
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Джон. Милитар 1982 года выпуска . Лондон: Aviation Press Limited, 1982. ISBN 0 907898 01 7 .
- Эшворт, Крис. Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Веллингборо, Великобритания: Патрик Стивенс Лимитед, 1989. ISBN 1-85260-013-6 .
- Дин, Дэвид Дж. Роль ВВС в конфликтах низкой интенсивности . Издательство Воздушного университета, 1986. ISBN 1-42892-827-8 .
- Эдгар О'Балланс , Гражданская война в Ливане, 1975–92 , Пэлгрейв Макмиллан, Лондон, 1998. ISBN 0-333-72975-7
- Фроули, Джерард. Международный справочник гражданских самолетов . Aerospace Publications Pty Ltd, 1997 г. ISBN 1-875671-26-9
- Грин, Уильям. Иллюстрированная энциклопедия гражданской авиации мира . Книги Полумесяца, 1978. ISBN 0-51726-287-8 .
- Хили, Эндрю. Лидерство с фронта: Bristow Helicopters, первые 50 лет . Темпус, 2003. ISBN 0-75242-697-4 .
- Джексон, Пол А. Французская военная авиация . Эрл Шилтон, Лестершир, Англия: Публикации округа Мидленд, 1979. ISBN 0 904597 18 0
- Джеймс, Дерек Н. Вестленд Самолеты с 1915 года . Лондон: Патнэм, 1991. ISBN 0-85177-847-X .
- Джеффорд, CG. Squadrons RAF , первое издание 1988 г., Airlife Publishing, Великобритания, ISBN 1 85310 053 6 .
- Койчер, Эрнест. Р. Военная помощь и внешняя политика . Технологический институт ВВС, 1989. ISBN 0-91617-101-9 .
- Краак, Ян. «Пустынная пума». Air International , декабрь 2016 г., том. 91, № 6. С. 88–95. ISSN 0306-5634 .
- Лейк, Джон. «Вариант файла: Aérospatiale SA 330 Puma». International Air Power Review , Том 2, осень/осень 2001 г. Норуолк, Коннектикут, США: AIRtime Publishing. ISBN 1-880588-34-X . ISSN 1473-9917. стр. 96–107.
- Лейшман, Дж. Гордон. Основы аэродинамики вертолета . Издательство Кембриджского университета, 2006. ISBN 0-52185-860-7 .
- Макгоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО, 2005. ISBN 1-85109-468-7 .
- Нил, Молли. «СНИАС-Вестланд SA.330 Пума». Flight International , 14 мая 1970 г., стр. 810–817.
- Микелетти, Эрик и Дебэ, Ив. Победа на Сук Эль-Гарбе – 10-я бригада спасает Ливан в Ливане – десять дней в самом центре боевых действий , журнал RAIDS № 41, октябрь 1989 г. ISSN 0769-4814. стр. 18–24.
- Пенни, Стюарт. «ВВС мира 2002» . Flight International , Том. 162, № 4859, 26 ноября – 2 декабря 2002 г., стр. 33–78.
- Рип, Майкл Рассел и Джеймс М. Хасик. Революция точности: GPS и будущее воздушной войны . Издательство Военно-морского института, 2002. ISBN 1-55750-973-5 .
- Рипли, Тим. Конфликт на Балканах 1991–2000 гг . Издательство Оспри, 2010. ISBN 1-84176-290-3 .
- Райан, Майк. Операторы: Внутри мирового спецназа . ХарперКоллинз, 2005. ISBN 0-00719-937-6 .
- Смит, Гордон. Боевой атлас Фолклендской войны 1982 года . Naval-History.net, 2006. ISBN 1-84753-950-5 .
- Рэй Стертивант, Подразделения летной подготовки и поддержки Королевских ВВС с 1912 года , Air-Britain (Историки), Англия, 2007 г., ISBN 0 85130 365 Х
- Тейлор, Джон В.Р., изд. Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Макдональд и Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 .
- Тейлор, Джон В.Р., изд. Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1988. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Титли. Брайан. Темные века: Политическая одиссея императора Бокассы . McGill-Queen's Press, 1997. ISBN 0-77357-046-2 .
- Кримпен, Ван и К. Босгра. Португалия и НАТО . Ангольский комитет, 1972 год.
- Уилер, Барри. «ВВС мира 1975» . Flight International , Том. 108, № 3468, 28 августа 1975 г., стр. 290–314.