Смотреть
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на арабском языке . (сентябрь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Королевство Савское | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
~ 1000 г. до н.э. – 275 г. н.э. | |||||||
Капитал | Сирва Мариб Искусство | ||||||
Официальные языки | сабаик | ||||||
Религия | Арабский политеизм | ||||||
Демон(ы) | Шебанс | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
Мукарриб ( король ) | |||||||
• 700–680 гг. до н. э. | Карибский город | ||||||
• 620–600 гг. до н. э. | Карибил Ватар | ||||||
• 60–20 гг. до н. э. | Илишарах Яхдуб I | ||||||
История | |||||||
• Учредил | ~ 1000 г. до н.э. | ||||||
• Упразднено | 275 г. н. э. | ||||||
| |||||||
Сегодня часть | Йемен |
История Йемена |
---|
Йеменский портал |
Савская ) 1000 ʃiːbə/; Sabaean: 𐩪𐩨𐩱, romanized: SBʾ; Hebrew: שְׁבָא, romanized: Šəḇāʾ; Arabic: سبأ, romanized: Sabaʾ; Geʽez: ሳባ, romanized: Sabaʾ) (1000г. до н. э. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] - 275 г. н.э. [ 4 ] ) — древнее королевство, упомянутое в еврейской Библии и Коране . Он особенно присутствует в традиции ортодоксального Тевахедо в сегодняшнем Йемене , а также считается домом царицы Савской , имя которой в еврейских текстах не названо, но известно как Македа в эфиопских текстах и как Билкис в арабских текстах. По словам еврейского историка Иосифа Флавия , Савская была домом царевны Фарбис , которая, как говорят, была женой Моисея до того, как он женился на Ципоре .
Нет единого мнения о точном местонахождении Савской, хотя современные ученые относят ее к территории, охватывающей Южную Аравию и Африканский Рог .
утверждает Британская энциклопедия , что библейское повествование о Савской было основано на древней цивилизации сабеев в Южной Аравии. [ 5 ] Эту точку зрения разделяют израильский археолог Исраэль Финкельштейн и американский историк Нил Ашер Зильберман , оба из которых пишут, что «Сабейское царство начало процветать только с восьмого века до нашей эры» и что история Соломона и Савской является «анахронизмом седьмого века». Стандартная пьеса века, призванная узаконить участие Иуды в прибыльной арабской торговле «в отношении повествования о Соломоне, ведущем Израиль к завоеванию Савы». [ 6 ]
Библейская традиция
[ редактировать ]Два имени Шеба (на иврите пишется через шин ) и Себа (пишется через самех ) несколько раз упоминаются в Библии с разной генеалогией. Например, в « Поколениях Ноя». [ 7 ] Сева, наряду с Деданом , указан как потомок Ноя сына Хама (как сыновья Раамы , сына Хуша ). Далее в Бытия Книге [ 8 ] Шеба и Дедан указаны как имена сыновей Иокшана , сына Авраама . Еще одна Шеба занесена в Таблицу Наций. [ 9 ] как сын Иоктана , другого потомка сына Ноя Сима .
Есть несколько возможных причин этой путаницы. Одна из теорий состоит в том, что сабеи основали множество колоний, чтобы контролировать торговые пути, и разнообразие их караванных стоянок сбивало с толку древних израильтян , поскольку их этнология основывалась на географических и политических признаках, а не обязательно на расовых. [ 10 ] Другая теория предполагает, что сабеи были выходцами из южного Леванта и основали свое царство на руинах минейцев . [ 11 ]
Самой известной претензией на славу библейской земли Савской стала история царицы Савской , которая отправилась в Иерусалим , чтобы допросить царя Соломона , прибыв в большом караване с драгоценными камнями, пряностями и золотом ( 3 Царств 10 ). Апокрифический ( христианский арабский текст Китаб аль-Магал «Книга свитков»), [ 12 ] считающаяся частью литературы Клементины , и сирийская Пещера сокровищ упоминают традицию, согласно которой после основания детьми Сабы (сына Иоктана) вплоть до времен Соломона существовала преемственность из 60 женщин-правительниц .
Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях » описывает место под названием Саба как обнесенный стеной королевский город Эфиопии , который Камбиз II переименовал в Мероэ . Он пишет, что «он был окружен Нилом и другими реками, Астапом и Астабором », обеспечивая защиту как от иностранных армий, так и от речных наводнений. По словам Иосифа Флавия, именно завоевание Сабы принесло большую славу молодому египетскому принцу, одновременно раскрыв его личное прошлое, когда он был ребенком-рабом по имени Моисей . [ 13 ]
Мусульманская традиция
[ редактировать ]В Коране Шеба упоминается в суре ан-Намль в разделе, где говорится о визите царицы Савской к Соломону . [ 14 ] В Коране эта древняя община упоминается наряду с другими общинами, уничтоженными Богом. [ 15 ]
Согласно Корану, Соломон повелел царице Савской прийти к нему как подданную, после чего она предстала перед ним ( ан-Намль , 30–31, 45). Прежде чем прибыла царица, Соломон перенес ее трон на свое место с помощью человека, обладавшего знанием Священного Писания ( Коран 27:40). Она узнала замаскированный трон и наконец приняла веру Соломона.
Мусульманские комментаторы, такие как ат-Табари , аз-Замахшари , аль-Байдави, дополняют эту историю в различных моментах. Имя королевы дано как Билкис , вероятно, происходящее от греческого παλλακίς или еврейского «пилегеш» , «наложница». [ 16 ] он затем женился на королеве, в то время как другие традиции утверждают, что он выдал ее замуж за туббу Хамдана По некоторым данным , . [ 17 ] представленной аль-Хамдани , царица Савская была дочерью Ильшары Яхдиба, химьяритского царя Наджрана Согласно исламской традиции , . [ 18 ]
Хотя Коран и его комментаторы сохранили самое раннее литературное отражение полной легенды Билкис, у ученых нет сомнений в том, что это повествование заимствовано из еврейского мидраша . [ 17 ]
Библейские рассказы о царице Савской и кораблях Офира послужили основой для легенд об израильтянах, путешествовавших в свите царицы Савской, когда она вернулась в свою страну, чтобы воспитать своего ребенка от Соломона. [ 19 ] Существует мусульманская традиция, согласно которой первые евреи прибыли в Йемен во времена царя Соломона после политико-экономического союза между ним и царицей Савской. [ 20 ]
Мусульманские ученые, в том числе Ибн Касир , рассказывали, что жители Шебы были арабами из Южной Аравии . [ 21 ]
Эфиопская и йеменская традиция
[ редактировать ]В средневековом эфиопском культурном произведении под названием « Кебра Нагаст » Шеба находилась в Эфиопии. [ 22 ] Поэтому некоторые ученые указывают на регион на севере Тыграя и Эритреи , который когда-то назывался Саба (позже названный Мероэ ), как возможную связь с библейской Савой. [ 23 ] Дональд Н. Левин связывает Шебу с Шевой (провинцией, где современная Аддис-Абеба ) в Эфиопии. расположена [ 24 ]
Традиционные йеменские генеалогии также упоминают Сабу, сына Кахтана ; Ранние исламские историки отождествляли Кахтана с Йоктаном ( Иоктаном ), сыном Евера ( Худа ) в еврейской Библии (Быт. 10:25-29). Джеймсу А. Монтгомери трудно поверить, что Кахтан был библейским Иоктаном , исходя из этимологии, . [ 25 ] [ 26 ]
Спекуляции на месте
[ редактировать ]Современные историки сходятся во мнении, что центр сабейской цивилизации находился в районе Мариба и Сирвы , на территории современного Йемена . [ 27 ] [ 28 ] Позже они расширили свое присутствие на некоторые части Северной Аравии. [ 28 ] и Африканский Рог на территории современной Эфиопии. [ 29 ]
Благодаря связи с царицей Савской, это место стало тесно связано с национальным престижем, и различные царские дома заявляли о своем происхождении от царицы Савской и Соломона . Согласно средневековому эфиопскому произведению Кебра Нагаст , Сева находилась в Эфиопии. Руины во многих других странах, в том числе в Судане , Египте , Омане и Иране, считаются местонахождением Савы, но имеются лишь минимальные доказательства.
См. также
[ редактировать ]- Царица Савская
- В могиле
- сабейцы
- Список правителей Сабы и Химьяра
- Катабан
- Древнеюжноаравийский язык
- Древняя история Йемена
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тора, Евангелие и Коран: три книги, два города, одна история - Антон Весселс. Архивировано 8 февраля 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Краткая история Саудовской Аравии - Джеймс Винбрандт - Страница 11. Архивировано 8 февраля 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Погибшие народы — Харун Яхья — Страница 113. Архивировано 8 февраля 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Эллинистическая экономика - Зофия Х. Арчибальд, - Страница 123. Архивировано 8 февраля 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Британская энциклопедия, Саба
- ^ Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер (2007). Давид и Соломон: в поисках библейских священных царей и корней западной традиции . Саймон и Шустер. п. 171.
- ^ Бытие 10:7.
- ^ Бытие 25:3.
- ^ Бытие 10:28.
- ^ Джавад Али, «Артикуляция в истории арабов до ислама», том 7, стр. 421.
- ^ HOMMEL, Южноаравийская хрестоматия (Мюнхен, 1892 г.), стр. 64.
- ^ "Книга Магалла".
- ^ Иосиф Флавий, Еврейские древности II.10.
- ^ Уилер, Брэннон (2002). Пророки в Коране: Введение в Коран и мусульманская экзегеза . А&С Черный. ISBN 978-0-8264-4956-6 .
- ^ Коран 50:14
- ^ Георг Фрейтаг (1837), «ﺑَﻠٔﻘَﻊٌ», арабо-латинский лексикон , Шветшке, с. 44а
- ^ Перейти обратно: а б Э. Уллендорф (1991), «БИЛКИС», Энциклопедия ислама , том. 2 (2-е изд.), Брилл, стр. 1219–1220 гг.
- ^ AFL Beeston (1995), "SABAʾ", Энциклопедия ислама , том. 8 (2-е изд.), Брилл, стр. 663–665
- ^ Хаим Зев Хиршберг; Хайим Дж. Коэн (2007), «АРАБИЯ», Энциклопедия иудаики , том. 3 (2-е изд.), Гейл, с. 295
- ^ Йосеф Тоби (2007), «ЦАРСТВА САВСКАЯ», Энциклопедия иудаики , том. 16 (2-е изд.), Гейл, с. 765
- ^ Брэннон М. Уилер. «Люди колодца». АЗ Пророков в исламе и иудаизме .
- ^ Эдвард Уллендорф, Эфиопия и Библия (Оксфорд: University Press Британской академии, 1968), стр. 75
- ^ Поиски Ковчега Завета: Истинная история Скрижалей Моисея, Стюарт Манро-Хей
- ^ Дональд Н. Левин , Воск и золото: традиции и инновации в культуре Эфиопии (Чикаго: University Press, 1972).
- ^ Маалуф, Тони (2003). «Неудачное начало (Быт. 16:1–6)» . Арабы в тени Израиля: развитие Божьего пророческого плана для линии Измаила . Крегель академик . п. 45. ИСБН 9780825493638 . Архивировано из оригинала 28 июля 2018 года . Проверено 28 июля 2018 г.
Эта точка зрения во многом основана на утверждении арабских историков-мусульман о том, что их старейшим предком является Кахтан, которого они идентифицируют как библейского Иоктана (Быт. 10:25–26). Монтгомери считает, что трудно примирить Джоктана с Кахтаном на основе этимологии.
- ^ Максуд, расскажи эту историю. «Адам Бану Хузаа » Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ Майкл Вуд, «Царица Савская» , BBC History.
- ^ Перейти обратно: а б Уже не 2023 , с. 299.
- ^ Nebes 2023 , pp. 348, 350.
Библиография
[ редактировать ]- Алессандро де Мегрэ. Аравия Феликс в переводе Ребекки Томпсон. Лондон: Стейси Интернэшнл, 2002. ISBN 1-900988-07-0
- Andrey Korotayev . Ancient Yemen . Oxford: Oxford University Press, 1995 . ISBN 0-19-922237-1 .
- Андрей Коротаев. Доисламский Йемен . Висбаден: Harrassowitz Verlag , 1996. ISBN 3-447-03679-6 .
- Кеннет А. Китчен: Серия «Мир древней Аравии». Документация по Древней Аравии. Часть I. Хронологические рамки и исторические источники. Ливерпуль 1994.
- Вальтер В. Мюллер: Очерк истории Старой Южной Аравии. В: Вернер Даум (ред.): Йемен . Пингвин-Верлаг, Инсбрук / Умшау-Верлаг, Франкфурт-на-Майне, 1987 г., OCLC 17785905 , С. 50–56.
- Вальтер В. Мюллер (редактор), Герман фон Виссманн: История Сабаха II Великой империи сабеев до ее конца в начале 4 века до нашей эры. (= Австрийская академия наук, Философско-исторический класс. Отчеты о заседаниях. Том 402). Вена: Издательство Австрийской академии наук, 1982, ISBN 3-7001-0516-9 .
- Небес, Норберт (2023). «Ранняя Саба и ее соседи» . В Раднере, Карен; Мёллер, Надин; Поттс, Д.Т. (ред.). Оксфордская история древнего Ближнего Востока: эпоха Персии . Том. 5. Издательство Оксфордского университета. стр. 299–375. ISBN 978-0-19-068766-3 .
- Ярослав Ткач: Саба 1. В: Paulys Realencyclopädie der classicische Altertumwissenschaft (RE). Том IA, 2, Штутгарт, 1920, стр. 1298–1511.
- Герман фон Виссманн: Об истории и краеведении Старой Южной Аравии (сборник Эдуарда Глазера. № III = Австрийская академия наук, философско-исторический класс, протоколы заседаний. Том 246). Вена: Бёлаус, 1964.
- Герман фон Виссманн: История Сабейской империи и кампания Элия Галла. В: Хильдегард Темпорини: Взлет и падение римского мира . II. Том девятый, первая половина тома. Де Грютер, Берлин/Нью-Йорк, 1976 г., ISBN 3-11-006876-1 , с. 308
- Питш, Дана, Питер Кун, Томас Шолтен, Ули Бруннер, Хольгер Хитген и Ирис Герлах. «Голоценовые почвы и отложения вокруг оазиса Мариб, Йемен, другие сабейские сокровища». Голоцен 20.5 (2010): 785-99. Распечатать.
- «Саба», Британская энциклопедия , 2013. Интернет. 27 сентября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Царица Савская мистифицирует в Бауэрсе» - новостная статья Калифорнийского университета в Ирвине о выставке царицы Савской в музее Бауэрса
- «Плотина в Марибе» от Saudi Aramco World онлайн - март/апрель 1978 г.
- Восстановлен храм царицы Савской (2000, BBC)
- Уильям Лео Хансберри, Э. Харпер Джонсон, «Золотое прошлое Африки: истинная личность царицы Савской сбивает с толку исторические исследования» , Ebony , апрель 1965 г., стр. 136 — подробное обсуждение предыдущих учёных, связывавших библейскую Савскую с Эфиопией.