Вотивная месса
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( февраль 2022 г. ) |
В литургии католической церкви вотивная месса (лат. Missa votiva ) — это месса, совершаемая для вотума , особого намерения. [ 1 ] Такая месса не соответствует богослужению того дня, в который она совершается. Каждый день в году определил для него ряд канонических часов и (кроме Страстной пятницы ) соответствующую мессу, содержащую, например, тот же сборник и одно и то же Евангелие . В большинстве дней месса будет соответствовать офису, но иногда могут проводиться и другие мессы. [ 1 ] Вотивные мессы появляются в Римских и Галликанских обрядах . [ 2 ] Избирательная месса — это разновидность вотивной мессы, которую совершают в честь умерших людей.
История
[ редактировать ]Принцип вотивной мессы старше ее названия. Почти в самом зарождении западных литургий (с их принципом смены согласно календарю) месса время от времени служилась, по-видимому, со специальными молитвами и уроками, с каким-то особым намерением, независимо от обычного дневного богослужения. Среди чудес, цитируемых Августином Гиппопотамом в « De civ. Dei », XXII, 8, есть история некоего Гесперия, излечившегося от злого духа посредством частной мессы, произнесенной в его доме с особыми молитвами за него — обетной мессы за его излечивать. [ 1 ]
Первые сакраментарии содержат множество примеров того, что сейчас называют вотивными мессами. Итак, в книге Леонина есть мессы « in natale episcoporum » (изд. Feltoe, стр. 123–26), « de siccitate temporis » (изд. Feltoe, 142), « contra impetitores » (изд. Feltoe, 27) и т. д. на протяжении всего. Действительно, мессы рукоположения и заупокойных, которые встречаются в этой книге, а также во всем Римском обряде и Галликском обряде , являются примерами вотивных месс для всех видов рукоположений (изд. Уилсона, стр. 22–30 и т. д.). .), для собирающихся креститься (изд. Уилсон 34), годовщин рукоположений (153–54), монахинь (156), для больных (282), для браков (265), королей (276), путешественников (283), мертвых (301 кв.) и большого собрания месс общего характера, которые должны совершаться в любое воскресенье (224–44). В этой книге впервые встречается это название: « Missa votiva in Sanctorum Memoriale » (стр. 367; Rheinau and S. Gallen MSS.). В Григорианском Сакраментарии также имеется большая коллекция таких месс и название « Missa votiva » (например, Patrologia Latina , 78, 256). [ 1 ]
На протяжении всего Средневековья вотивная месса была регулярным учреждением. Принцип заключался в том, что, в то время как одна официальная (капитулярная) высокая месса читалась в соответствии с должностью, священник, который читал частную мессу с особым намерением, читал обетную мессу, соответствующую его намерению. Огромное количество форм, представленных в средневековых Миссалах, позволяло реализовать любые возможные намерения. Действительно, кажется, что когда-то священник обычно служил вотивную мессу, когда бы он ни служил. Иоанн Белет в тринадцатом веке описывает серию вотивных месс, которые когда-то совершались ( fuit quoddam tempus ) каждый день в неделю: в воскресенье - Святой Троицы; Понедельник, на благотворительность; Вторник – для мудрости; Среда Святого Духа; Четверг Ангелов; Пятница Креста; Суббота Пресвятой Богородицы (Explic. div. offic., 51). Это полностью игнорирует церковный год. [ 1 ]
Но существовало общее мнение, что, по крайней мере в главные праздники, даже частные мессы должны соответствовать чину дня. Праздник Святой Троицы начался с обетной мессы, которую нужно было читать в любое воскресенье после Пятидесятницы, когда праздника не было. [ 1 ]
Избирательная масса
[ редактировать ]Избирательная месса — это особый тип вотивной мессы, в которой один или несколько крещеных католиков просят празднующего священника вознести мессу Богу в пользу спасения одной или нескольких душ, временно живущих в Чистилище. Хотя Святая Месса всегда предлагается только Богу, она также может быть посвящена одному или нескольким католическим святым, чтобы попросить их заступническую молитву к Богу.
заявил Тридентский собор , что вера в заступничество святых является каноном, в который обязан верить каждый католик.
Канон V. Если кто-нибудь скажет, что служить мессы в честь святых и для получения их ходатайства перед Богом, как того хочет Церковь, является обманом; пусть он будет анафемой.
Согласно католической доктрине, любой святой может молить Бога заступиться своей божественной благодатью за любую живую человеческую душу, но в рамках иерархического порядка заступнической силы: сначала Иисуса Христа посредством мессы (поклонения), затем Пресвятой Девы Марии. ( гипердулия ), другие святые и, наконец, иерархия ангелов.
Благочестивая практика избирательной мессы также основана на вере в существование Чистилища . Для католической веры в момент смерти происходит отделение души от земного тела. Душа выдерживает особый суд Бога Всеведущего и поэтому не может потерпеть неудачу в Его суде. Суд основан на балансе личных грехов и заслуг во спасении, приобретенных в течение земной жизни отдельной души. Душа не может ничего сделать для улучшения своего загробного состояния после смерти. Там Есть три возможных суда Божия по предназначению души после смерти тела: Рай , Чистилище и Ад .
Только души, которые умирают в святости, то есть без пятна личного или первородного греха , допускаются в Рай сразу после вынесения ими особого приговора. В противном случае, если они умерли с нераскаянным простительным, но не смертным грехом на своей душе, которая, таким образом, все еще нуждается в очищении, душа должна сначала войти в Чистилище, прежде чем войти в Рай, чтобы гарантировать, что ничто нечистое, связанное с грехом, не попадет в присутствие Бога. (Накопленный) нераскаянный и, следовательно, нераскаянный (непрощенный) грех, который является не просто простительным, но и смертным, искупление которого невозможно (из-за смерти тела), ведет в Ад, мучительное состояние бытия, в котором, как минимум, это вечная разлука с Богом без возможности сближения. (« Spem Omnem Derelinquas, Anima » («Оставь всякую надежду, душа»] — традиционно четыре слова, обозначающие входные врата в ад.)
Считается, что душа остается в Чистилище в течение ограниченного периода времени, чтобы искупить свои грехи и получить их прощение от Бога. Искупление должно удовлетворить бесконечную справедливость Бога, прежде чем душа сможет быть допущена в Рай. Считается, что количество месяцев или лет в Чистилище пропорционально тяжести грехов, совершенных во время земного пути.
Считается, что Избирательная Месса имеет право сократить искупительный приговор, если Бог в бесконечной справедливости соизволит проявить милосердие и даровать милость меньшего наказания душе, для которой Месса предлагается выжившими родственниками и другими благотворителями. Молитва святых Богу также может способствовать достижению того же вывода.
Считается, что когда искупительный приговор удовлетворит Божью справедливость, святой Архангел Михаил отправляется в Чистилище, чтобы освободить искупленные души и привести их в Рай . Рай посвящен видению истины и созерцанию Лика Божия , что является высшей и последней целью человеческой души. В Раю иерархия ангелов и душ молится и поклоняется Богу и вечно живет в общении , ожидая, пока искупающиеся души, оставшиеся в Чистилище, будут окончательно спасены и будут вознаграждены воскресшей плотью на Общем Суде в конце (земного) время.
Постановления
[ редактировать ]Эта идея разрешить проводить вотивные мессы только тогда, когда не происходит особого праздника, в конечном итоге привела к появлению правил, содержащихся в более поздних миссалах (1570 г.). Согласно им, существует различие между строго так называемыми вотивными мессами и вотивными мессами в более широком смысле. Первые — это те, которые повелено произносить в определенные дни; второй вид — те, которые священник может говорить или нет по своему усмотрению. [ 1 ]
Строгие вотивные мессы — это, во-первых, те, которые упорядочены по рубрикам Миссала, а именно месса Пресвятой Богородицы каждую субботу в году, не занятая двойным, полудвойным, октавным бдением, ферией Великого поста или угольной мессой. день, или перенесенная воскресная канцелярия (Рубр. Быт., IV, 1). Это « Мисса де Св. Мария » в пяти формах для разных времен года среди обетных месс в конце Миссала. Вотивные мессы также могут быть заказаны Папой или Ординарием в определенных серьезных случаях ( pro re gravi ). Таковы выборы папы или епископа во время войны, чумы, гонений и так далее. [ 1 ]
Такие вотивные мессы могут быть заказаны обычными во все дни, за исключением двойных первого или второго класса, Пепельной среды и ферий Страстной недели, канун Рождества и Пятидесятницы; за исключением дней, в которые служба произносится с тем же намерением или событием, которое предписано вотивной Мессой. В этом случае месса должна соответствовать службе, как обычно. Третий вид строго обетной мессы - это месса, совершаемая во время так называемых «Сорок часов». По этому случаю Месса в первый и третий дни посвящена Святому Причастию; на второй день – за мир. Но в двойки первого и второго класса, в воскресные дни первого и второго класса, в Пепельную среду, на Страстной неделе, в октавы Крещения, Пасхи, Пятидесятницы, накануне Рождества и Пятидесятницы, Месса дня должна скажем так, с добавлением коллекции Святого Причастия к сумме дня в соответствии с одним заключением. [ 1 ]
Другой вид вотивной мессы ( поздняя sumpta ) может совершаться любым священником на полудвойном, простом или ферии по его усмотрению, кроме воскресенья, Пепельной среды, накануне Рождества, Крещения, Пятидесятницы, в октавы Крещения, Пасха, Пятидесятница, Тело Христово, Страстная неделя и День поминовения усопших. Также нельзя проводить вотивную мессу в день, служба которого уже является службой по тому же случаю; но в этом случае должна быть отслужена соответствующая дневная месса в соответствии с обычными правилами. Вотивная месса может быть взята у любого из тех, кто находится в конце миссала, или у общего собрания святых , или у их имущества, если из текста не следует, что это их праздник. Воскресная или праздничная месса не может быть использована в качестве обетной мессы. То же самое нельзя сказать и о Беатусе , если только это не разрешено особым индутом . [ 1 ]
«Глорию» следует произносить в вотивных мессах pro re gravi , если только цвет не фиолетовый; также в вотивных Мессах Пресвятой Девы в субботу, ангелов, когда бы они ни произносились, в литургиях святых, когда они произносятся в день, когда они названы в Мартирологе, или во время их октав. Символ веры произносится на торжественных вотивных мессах pro re gravi . Первая и третья мессы «Сорока часов» содержат «Славу» и «Символ веры», а не «Месса мира» (но если она проводится в воскресенье, то в ней есть «Символ веры»). Торжественные вотивные мессы имеют только один сбор; другие рассматриваются как полупарные, с поминками дня и т. д. по обычному правилу. Цвет вотивной мессы соответствует празднуемому событию, за исключением того, что красный используется для обозначения Святых Невинных. Он красный для избрания папы, белый — в годовщину избрания или посвящения епископа, фиолетовый — в общем случае просьбы об особой благодати и Страстях. [ 1 ]
Частный случай вотивных месс для каждого дня недели, соответствующий вотивным должностям, установленным Папой Львом XIII , был отменен Указом « Divino afflatu » от 1 ноября 1911 года. Реквиемы и мессы по бракосочетанию на самом деле являются частными случаями вотивной мессы. . [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Вотивная месса ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Дженнер, Генри (1909). «Галликанский обряд» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк . Проверено 11 июня 2021 г. - через NewAdvent.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Келли, Джей Ти (6 февраля 2020 г.). «Массы, Вотив» . Новая католическая энциклопедия .