Посланник воздушной скорости
AS.6 Посланник | |
---|---|
![]() Последний выживший Airspeed Envoy, которым управляла компания Private Charter Ltd в аэропорту Манчестера (Кольцевая дорога) в 1948 году. | |
Общая информация | |
Тип | Транспорт |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | ООО "Эйрспид" |
Дизайнер | |
Количество построенных | 52 |
История | |
Изготовлено | 1934–1939 |
Дата введения | 1934 |
Первый полет | 26 июня 1934 г. |
Ушедший на пенсию | 1951 |
Варианты | Вице-король воздушной скорости Скорость полета в Оксфорде . |
Airspeed AS.6 Envoy — легкий двухмоторный транспортный самолет, разработанный и произведенный британской авиастроительной компанией Airspeed Ltd.
Envoy возник как более тяжелая двухмоторная версия легкого транспортного самолета Courier компании Airspeed . Поскольку он во многом разделял свою конструкцию с этим более ранним самолетом, его было относительно легко разработать; прототипа Доверие к проекту было настолько велико, что через неделю после первого полета он уже выступал в качестве демонстрационного самолета для публики. Серийное производство Envoy было начато еще до этого первого полета. Вначале Airspeed тесно сотрудничала с британским производителем двигателей Wolseley Motors как ключевой поставщик и первый заказчик Envoy; Впоследствии разработка распространилась на широкий спектр двигателей и конфигураций.
Большинство экземпляров Envoys было произведено компанией Airspeed на ее заводе на аэродроме Портсмут , Хэмпшир . Этот тип также производился за рубежом, в Японии, компанией Mitsubishi после приобретения лицензии на компании в Нагое заводе ; В местном масштабе он был известен как пассажирский транспорт типа Mitsubishi Hinazuru . Хотя многие клиенты Envoy были в гражданском секторе, где он использовался для самых разных целей — от воздушных гонок до работы в качестве авиалайнера , — он также нашел аудиторию у военных эксплуатантов. Convertible Envoy был разработан для Южной Африки , которая искала модель, которую можно было бы быстро переконфигурировать между гражданскими и военными задачами, и которая была оборудована для использования в качестве легкого бомбардировщика и самолета-разведчика для последних целей. Envoy послужил основой для Airspeed Oxford , военизированного учебно-тренировочного самолета, эксплуатировавшегося в больших количествах союзниками во и вокруг нее время Второй мировой войны .
Разработка
[ редактировать ]В начале 1930-х годов компания Airspeed успешно представила инновационный Courier , первый британский самолет с убирающимся шасси . [ 1 ] Очень быстро после первого полета руководство компании осознало, что логичным последующим проектом будет увеличенная версия самолета с двумя двигателями, требующая значительно меньше проектных работ, чем эквивалентная инициатива с чистого листа. Разработку проекта возглавил соучредитель AH (Hessell) Tiltman ; [ 2 ] В ноябре 1933 года правление Airspeed разрешило продолжение проекта. К январю 1934 года шесть самолетов, включая прототип, находились на разных стадиях постройки. [ 1 ]
26 июня 1934 года прототип G-ACMT совершил свой первый полет , пилотируемый CHA Colman. [ 1 ] Неделю спустя доверие к прототипу было настолько велико, что компания Airspeed решила отправить его на первое публичное выступление на выставке Общества британских авиаконструкторов (SBAC) в Хендоне . [ 2 ] К сентябрю 1934 года прототип проходил сертификационные испытания летной годности в RAF Martlesham Heath . Кроме того, хорошо продвигалась работа над специализированным гоночным вариантом самолета Airspeed Viceroy . [ 1 ]
Первоначально Airspeed тесно сотрудничала с британским производителем двигателей Wolseley Motors над Envoy последнего ; Первоначально он был разработан для работы с двигателем Wolseley Aries . [ 1 ] Это партнерство включало, среди прочего, продажу первых двух Envoys компании Wolseley и ее владельцу лорду Наффилду . Прототип и несколько самолетов раннего производства были оснащены двигателями Aries; однако впоследствии в начале 1936 года прототип был модернизирован с использованием Wolseley Scorpio (среди других изменений). [ 3 ]
В сентябре 1936 года Уолсли внезапно решил прекратить производство авиационных двигателей из-за того, что лорд Наффилд счел бюрократические требования Министерства авиации чрезмерными. Соответственно, в Airspeed решили адаптировать самолет для работы с множеством различных двигателей. [ 3 ] Это решение привело к тому, что клиентам был предложен выбор различных двигателей для их самолетов; в число этих силовых установок входили радиальные двигатели Aries, Armstrong Siddeley Cheetah V или Armstrong Siddeley Lynx IVC . [ 2 ] [ 4 ]
Вначале Airspeed продвигала Envoy, участвуя в воздушных гонках на отдельных самолетах и выполняя многочисленные полеты на дальние расстояния. [ 5 ] В этой рекламной кампании также использовалась специализированная версия Viceroy, адаптированная для гонок. [ 5 ] Производство «Посланника» было произведено в трех отдельных сериях; Первоначальным серийным самолетам не хватало некоторых функций, которые присутствовали на более поздних экземплярах, таких как на задней кромке закрылки . Было построено семнадцать самолетов Серии I, за ними последовали тринадцать самолетов Серии II (оснащенных раздельными закрылками ) и улучшенная Серия III, из которых было построено девятнадцать. [ 2 ] [ 6 ] Как и предыдущий Courier, «колониальная» модель Envoy была разработана для зарубежных клиентов. [ 7 ]
Дизайн
[ редактировать ]Airspeed Envoy представлял собой двухмоторный моноплан с низкорасположенной кабиной, полностью деревянной конструкции, за исключением покрытых тканью рулей. Он имел убирающуюся назад основную ходовую часть с неподвижным хвостовым колесом. С самого начала проектировавшийся как двухмоторная разработка более раннего Courier компании , эти два самолета имели множество общих черт, в том числе почти идентичную деревянную конструкцию, одинаковые внешние панели крыла и основное шасси . [ 2 ]
Планер имел фанерную внешнюю поверхность, а конструкция также была деревянной и считалась традиционной для той эпохи. [ 6 ] В типичной конфигурации в кабине могли разместиться восемь пассажиров и один пилот, а обычный запас топлива Envoy составлял 78 галлонов и размещался в паре алюминиевых баков в центральной части. обычно использовался отдельный кормовой отсек Для хранения багажа , доступный через внешнюю дверь на правом борту самолета. [ 6 ] Если был установлен дополнительный туалет , требовалось уменьшить максимальную вместимость до шести пассажиров. Доступ пассажиров в салон осуществлялся через единственную дверь на левом борту самолета. [ 6 ]
Крыло Envoy менялось в зависимости от модели: первые самолеты не имели закрылков , в отличие от более поздних серийных моделей. [ 6 ] Он также имел подвесные удлинительные крылья, на которых опционально можно было разместить пару дополнительных топливных баков емкостью 30 галлонов для увеличения дальности полета самолета. Центроплан крыла составлял единое целое с полумонококовым фюзеляжем самолета , имел удлинение 8,16, средний двугранник 5 градусов и угол наклона фюзеляжа 2 градуса. [ 6 ]
На различных моделях Envoy использовался целый ряд двигателей. В то время как первоначальные самолеты были оснащены парой двигателей Wolseley Aries , другие модели были оснащены силовыми установками, такими как Armstrong Siddeley Cheetah V и Armstrong Siddeley Lynx IVC радиальные двигатели . Независимо от используемого двигателя, каждый из них размещался внутри соответствующего капота, обычно это кольцо Тауненда с короткой хордой , а также капоты с более широким хордом с блистерами для головок цилиндров и без них. [ 2 ] [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]Гражданское использование
[ редактировать ]Первый серийный Envoy I, G-ACVH , поднялся в воздух в октябре 1934 года и использовался в качестве демонстрационного самолета. Второй, также Series I, но оснащенный Wolseley Aries III , радиальными двигателями [ 2 ] был доставлен лорду Наффилду . Этот самолет должен был участвовать в воздушной гонке МакРобертсона из Англии в Австралию в 1934 году, но самолет был поврежден и снят с гонки. [ 5 ] Другой самолет, специально модифицированная версия с баками дальнего действия ( AS 8 Viceroy ), долетел до Афин , но покинул гонку из-за повреждений. [ 2 ] Одиночный посланник участвовал в гонке Шлезингера в Йоханнесбург, но разбился на полпути, в результате чего погибли двое членов экипажа. [ 8 ] [ 9 ]
Многие первые авиакомпании приняли Envoy в свой парк самолетов. Британская компания North Eastern Airways была первой, кто использовал этот тип авиалайнера; Фирма использовала несколько самолетов Envoy, которые столкнулись с трудностями на некоторых маршрутах из-за ограниченного спроса пассажиров и трудностей с навигацией, что привело к ее прекращению в 1938 году. [ 10 ] Индийский оператор Tata Air Service управлял единственным посланником в демонстрационном полете между Бомбеем (сегодня известным как Мумбаи ) и Калькуттой (с тех пор переименованным в Калькутту ) 25 февраля 1935 года, чтобы подтвердить жизнеспособность авиапочты между двумя городами. Среди наиболее успешных авиакомпаний, эксплуатирующих Envoy, была Japan Air Transport Co. (NKYKK - Nihon Koku Yuso KK) и чехословацкая фирма Czech Airlines (CSA), последняя заказала четырем Envoys начать свои полеты 1 октября 1935 года. [ 11 ]
Заказы на «Посланник» поступали от самых разных заказчиков, многие из которых были распространены по всей Британской империи . Пара самолетов была доставлена авиакомпании Ansett Airlines в Австралии . Испанская компания Commercial Air Hire приобрела один из первых самолетов Envoy для гражданских целей; Впоследствии он был призван на военную службу вместе с несколькими посланниками во время гражданской войны в Испании . [ 7 ] Два посланника использовались в качестве личных самолетов отдельных китайских губернаторов; один из них мог эксплуатироваться в военных целях. [ 12 ] В мае 1937 года King's Flight получила единственный Envoy III в качестве замены de Havilland Dragon Rapide ; этот самолет получил регистрационный номер G-AEXX и был окрашен в характерные красный и синий цвета. [ 13 ] [ 14 ]
В середине-конце 1930-х годов несколько зарубежных компаний вступили в переговоры с Airspeed с целью получения лицензии на производство Envoy самостоятельно. Японская компания Mitsubishi успешно это сделала, выпустив его как пассажирский транспорт типа Mitsubishi Hinazuru . [ 15 ] Австрийская фирма Hirtenberger также получила лицензию на местное производство самолетов, в то время как другие организации, такие как югославское предприятие, также предприняли усилия по обеспечению аналогичных условий. [ 16 ]
Военное использование
[ редактировать ]«Посланник» также видел военное применение, принятый на вооружение ВВС разных стран. Самолет в больших количествах использовался ВВС Испании , Японии , Южной Африки , Финляндии , Китая и Великобритании , а также ряда других стран.
Семь посланников были заказаны для совместного использования ВВС ЮАР (SAAF) и South African Airways , три из которых были поставлены в военной форме, а четыре доставлены South African Airways, где они использовались на воздушном маршруте Йоханнесбург – Блумфонтейн – Порт. Элизабет 12 октября 1936 года. [ 17 ] Эти самолеты, известные как «Конвертируемый посланник», могли быть в кратчайшие сроки оснащены бомбодержателями и пулеметом с ручным управлением в спинной башне Армстронга Уитворта . [ 18 ] [ 19 ] Соответственно, каждый из этих семи самолетов мог быть преобразован рабочим расчетом из четырех человек в течение четырех часов из транспортного варианта в легкий бомбардировщик или самолет-разведчик; в такой конфигурации экипаж состоял из четырех человек; пилот, штурман, радист и стрелок. Хотя это и не был крупный заказ, компания Airspeed существенно выиграла от работы по разработке Convertible Envoy, когда впоследствии разработала дальнейшие военизированные версии самолета. [ 18 ]
Королевские военно-воздушные силы (RAF) закупили несколько посланников для работы в сфере связи как внутри страны, так и за рубежом в британском владычестве . [ 20 ] В октябре 1936 года британское министерство авиации разместило крупный заказ на 136 самолетов Envoy, специально оборудованных для обучения экипажей для выполнения требований спецификации T.23/36 . [ 21 ] Эти усовершенствованные самолеты получили новое обозначение компании как AS.10 и поступили на вооружение Королевских ВВС как Airspeed Oxford . [ 18 ]
Во время гражданской войны в Испании десять посланников AS.6 были получены испанскими республиканцами , причем националистическая сторона использовала двух, в том числе одного, перебежавшего от республиканцев. [ 22 ] в качестве транспортных, разведывательных самолетов или легких бомбардировщиков. [ 23 ] Один из посланников-националистов влетел в гору в июне 1937 года, убив генерала Эмилио Мола ; этот посланник был их демонстратором и был продан за 6000 фунтов стерлингов наличными (шесть банкнот Банка Англии по 1000 фунтов стерлингов). [ 24 ]
Во время Второй мировой войны немецкие Люфтваффе захватили несколько самолетов Envoy и какое-то время эксплуатировали некоторые из них в качестве учебно-тренировочных самолетов. [ 25 ]
Япония
[ редактировать ]В 1935 году пара Envoy-I была доставлена в Японию: один для оценки Japan Air Transport Co. (NKYKK – Nihon Koku Yuso KK), а другой для Воздушной службы Императорского флота Японии как Airspeed LXM . [ 26 ] Три месяца спустя был отдан дополнительный приказ еще четырем посланникам. [ 27 ]
После приобретения лицензии началось местное производство самолета на в Нагое Mitsubishi заводе по производству пассажирских транспортных средств типа «Мицубиси Хиназуру» . [ 15 ] Первоначально он был оснащен двигателями Gasuden Jimpu , но позже использовались Armstrong Siddeley Lynx или Wolseley Aries Mk.III двигатели , изготовленные по лицензии. Хотя самолеты производства Mitsubishi во многом были идентичны своим аналогам британского производства, они отличались тем, что были оснащены посадочными закрылками, а также дополнительными несущими рамами вокруг окон пассажирского салона и покрытием фонаря транспортной кабины. [ 26 ] Летные испытания самолета с двигателем Jimpu привели к катастрофе, в результате которой погиб наблюдатель за летными испытаниями (первая гибель во время летных испытаний самолета Mitsubishi), в которой виноваты двигатели, создающие чрезмерное сопротивление, что привело к переходу на британские двигатели, изготовленные по лицензии. До прекращения производства в Нагое было построено одиннадцать самолетов, все из которых выполняли внутренние рейсы авиакомпании NKYKK (позже ставшей Greater Japan Airways ). [ 26 ]
Послевоенная эпоха
[ редактировать ]К концу Второй мировой войны в эксплуатации осталось очень мало посланников. Один из самолетов RAF Envoy III, переживших конфликт, впоследствии был утилизирован как излишек и эксплуатировался компанией Private Charter Ltd как G-AHAC для гражданских пассажирских чартерных рейсов. Он был списан и, наконец, списан в аэропорту Толлертон в Ноттингеме в 1950 году. [ 20 ]
Варианты
[ редактировать ]- AS.6 Посланник I
- Оснащен двумя поршневыми двигателями Wolesley AR9 мощностью 200 л.с. (149 кВт) . 5 построено
- AS.6A Посланник I
- Оснащен двумя радиально-поршневыми двигателями Armstrong Siddeley Lynx IVC мощностью 240 л.с. (179 кВт) . 5 построено
- AS.6D Посланник II
- Оснащен двумя радиально-поршневыми двигателями Wright R-760-E2 Whirlwind 7 мощностью 350 л.с. (261 кВт) , построено восемь.
- AS.6E Посланник III
- мощностью 340 л.с. (254 кВт) Оснащен двумя двигателями Walter Castor . 5 построено
- АС.6Г
- I мощностью 250 л.с. (186 кВт) Оснащен двумя двигателями Wolseley Scorpio .
- AS.6H Посланник
- III мощностью 225 л.с. (168 кВт) Оснащен двумя двигателями Wolseley Aries . 1 построен
- AS.6J Посланник III
- Семиместный легкий транспортный самолет. Оснащен двумя радиально-поршневыми двигателями Armstrong Siddeley Cheetah IX мощностью 345 л.с. (257 кВт) . 27 построено
- AS.6JC Посланник
- Оснащен двумя радиально-поршневыми двигателями Armstrong Siddeley Cheetah IX мощностью 350 л.с. (261 кВт). 4 построено
- AS.6JM Посланник
- Оснащен двумя радиально-поршневыми двигателями Armstrong Siddeley Cheetah IX мощностью 350 л.с. (261 кВт). 3 построено
- AS.6K Посланник III
- Трехэтажный.
- AS.8 Вице-король
- Специальный, уникальный гоночный автомобиль, разработанный для гонки MacRobertson Race от Envoy.
- Скорость полета LXM
- Одного посланника оценила Воздушная служба Императорского флота Японии.
- Пассажирский транспорт типа Mitsubishi Hinazuru
- ( Hinazuru - en Young Crane ) Лицензионное производство Mitsubishi, оснащено закрылками и оснащено двигателями Gasuden Jimpu или лицензионными двигателями Armstrong Siddeley Lynx или Wolseley Aries Mk.III . Одиннадцать построено с 1936 по 1938 год.
Операторы
[ редактировать ]Посланник также служил в Китае , Независимом государстве Хорватия , Финляндии , Словакии и Испании .
- South African Airways эксплуатировала четыре самолета. [ 29 ]
- Южноафриканские ВВС [ 29 ]
- Норт-Истерн Эйрвэйз [ 30 ]
- Олли Эйр Сервис
- Портсмут, Саутси и остров Уайт Авиация [ 31 ]
- Частный Чартер, ООО
- Королевские ВВС
- Авиация флота [ 34 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Envoy с двигателем Cheetah, VH-UXY , пилотируемый Чарльзом Ульмом , исчез в декабре 1934 года во время попытки пролететь по тихоокеанскому маршруту между Оклендом и Гонолулу . [ 2 ] Он был специально построен с большим топливным баком дальнего действия, заполнявшим середину кабины. [ 35 ] [ 2 ]
Максвелл Финдли фатально разбил еще один Envoy, модифицированный топливными баками дальнего действия, в северной Родезии во время африканской воздушной гонки Портсмут — Йоханнесбург Шлезингер в октябре 1936 года . Они должны были использовать Viceroy , купленный за 5500 фунтов стерлингов; но когда испанский (военный) покупатель предложил им 9500 фунтов стерлингов (стоимость самолета плюс первый приз в размере 4000 фунтов стерлингов), они обналичили чек и заказали Envoy с двигателем Cheetah и баками дальнего действия, которые имели такие же характеристики, как и Viceroy. Но в Аберкорне в Африке им не удалось дождаться, пока стихнет ветер, и начать спускаться с горы. Они с максимальной нагрузкой взлетели в гору против ветра, но не смогли преодолеть деревья за полосой и разбились. [ 24 ] [ 36 ]
Прототип Envoy (демонстратор) был продан испанским националистам за 6000 фунтов стерлингов наличными (шесть банкнот Банка Англии по 1000 фунтов стерлингов) в сентябре 1936 года и использовался в качестве VIP-транспорта. 3 июня 1937 года он врезался в гору, в результате чего погибли все находившиеся на борту, включая генерала Мола. [ 24 ] [ 37 ]
Технические характеристики (AS.6J серии III)
[ редактировать ]Данные Airspeed Aircraft с 1931 года. [ 4 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Вместимость: 6 пассажиров
- Длина: 34 фута 6 дюймов (10,52 м)
- Размах крыльев: 52 фута 4 дюйма (15,95 м)
- Высота: 9 футов 6 дюймов (2,90 м)
- Площадь крыла: 339 кв. футов (31,5 м 2 )
- Пустой вес: 4057 фунтов (1840 кг)
- Полная масса: 6300 фунтов (2858 кг)
- Силовая установка: 2 Armstrong Siddeley Cheetah семицилиндровых радиальных двигателя IX мощностью по 345 л.с. (257 кВт) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 210 миль в час (340 км/ч, 180 узлов) на высоте 7300 футов (2230 м)
- Крейсерская скорость: 192 миль в час (309 км/ч, 167 узлов) при мощности 75% и высоте 7300 футов (2230 м).
- Дальность: 650 миль (1050 км, 560 миль) при мощности 62,5% и 10 000 футов (3050 м)
- Практический потолок: рабочая высота 22 500 футов (6 900 м).
- Время набора высоты: до 10 000 футов (3050 м), 8 мин.
- Нагрузка на крыло: 18,6 фунтов/кв. футов (91 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,11 л.с./фунт (0,18 кВт/кг)
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Тейлор 1970 , с. 54
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Джексон 1973 , с. 20
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1970 , стр. 54–55.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 1970 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 1970 , с. 56
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тейлор 1970 , с. 69
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1970 , с. 57
- ^ «Один из девяти». Рейс , 8 октября 1936 г., стр. 352–354.
- ^ Тейлор 1970 , стр. 61–62.
- ^ Тейлор 1970 , стр. 57–58.
- ^ Тейлор 1970 , стр. 58, 60–61.
- ^ Тейлор 1970 , стр. 62–63.
- ^ Джексон 1973 , с. 23
- ^ Тейлор 1970 , с. 66
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1970 , стр. 58–60.
- ^ Тейлор 1970 , стр. 65–66.
- ^ Джексон 1973 , с. 21
- ^ Jump up to: а б с Рейс 30 июня 1938 г. , с. 628
- ^ Тейлор 1970 , стр. 63–64.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1970 , стр. 67–69.
- ^ Хэмлин 2001 , стр. 18–26.
- ^ Джексон 1973 , стр. 392–393.
- ^ Хаусон 1979 , стр. 68–78.
- ^ Jump up to: а б с Норвегия 1954 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б Кетли и Рольф 1996 , с. 11
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 1970 , с. 60
- ^ Норвегия 1954 , с. 226.
- ^ Миддлтон, октябрь 1978 г. , с. 526.
- ^ Jump up to: а б Миддлтон, октябрь 1978 г. , с. 528.
- ↑ Архив 1992 № 2 , с. 46.
- ^ Миддлтон, октябрь 1978 г. , стр. 525–526.
- ^ Тейлор 1970 , стр. 66–67.
- ^ Озеро 1999 , с. 122.
- ^ Стертивант и Берроу 1995 , с. 13
- ^ Норвегия 1954 , стр. 221–224.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 155
- ^ Хэмлин 2001 , с. 11
Библиография
[ редактировать ]- Хэмлин, Джон (2001). Файл Оксфорда, консула и посланника . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd. ISBN 0 85130 2890 .
- Хаусон, Джеральд (июль – сентябрь 1979 г.). «Контрабандные крылья гражданской войны в Испании... Тайный вклад Великобритании». Любитель воздуха . № 10. С. 68–78.
- Джексон, Эй Джей (1973). Британские гражданские самолеты с 1919 года: Том 1 (2-е изд.). Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-10006-9 .
- Кетли, Барри; Рольфе, Марк (1996). Птенцы Люфтваффе 1935–1945: Учебные подразделения Люфтваффе и их самолеты . Олдершот, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN 978-0-9519899-2-0 .
- Озеро, Алан (1999). Летающие части Королевских ВВС . Шрусбери , Великобритания: Airlife. ISBN 1-84037-086-6 .
- Миддлтон, Дон (октябрь 1978 г.). «Элегантный посланник Airspeed - Часть 2». Самолет ежемесячно . Том. 6, нет. 10. С. 524–529.
- «Современный тренер» . Полет . 30 июня 1938 г., стр. 628–632.
- Норвегия, Невилл Шют (1954). Слайд-правило . Лондон: Уильям Хайнеманн.
- «Довоенный парк авиалайнеров: 2. North Eastern Airways Ltd». Архив . № 2. Эйр-Британия . 1992. стр. 45–46. ISSN 0262-4923 .
- Шорс, Кристофер; Фрэнкс, Норман; Гость, Рассел (1990). Над окопами: полный отчет об асах-истребителях и подразделениях ВВС Британской империи 1915–1920 гг . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 0-948817-19-4 .
- Стертивант, Рэй; Берроу, Мик (1995). Самолеты ВВС флота с 1939 по 1945 год . Танбридж-Уэллс, Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd. 0-85130-232-7 .
- Тейлор, ХА (1970). Скорость полета самолетов с 1931 года . Лондон: Издательство Патнэм. ISBN 0-370-00110-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]