Хвала Тебе, Иисус Христос , BWV 91.
Слава Тебе, Иисус Христос | |
---|---|
БВВ 91 | |
Баха И. С. | |
Хорал | « Хвала Тебе, Иисус Христос » Мартин Лютер |
Выполненный | 25 декабря 1724 г. Лейпциг : |
Движения | 6 |
Вокал | Хор SATB и соло |
Инструментальный |
|
Gelobet seist du, Jesu Christ (Хвала Тебе, Иисус Христос), [ 1 ] BWV 91 — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Он написал Рождественскую кантату в Лейпциге в 1724 году на Рождество и впервые исполнил ее 25 декабря. Он основан на гимне « Gelobet seist du, Jesu Christ » Мартина Лютера , которому Бах написал это произведение, исполнилось 200 лет.
Баха Кантата принадлежит к циклу хоральных кантат , второму циклу кантат во время его пребывания на посту Томаскантора , начавшегося в 1723 году. Текст кантаты сохраняет первую и последнюю строфы хорала неизменными для хоральной фантазии хоральной и четырехчастной постановки , в то время как неизвестная либреттист перефразировал внутренние строфы в чередующиеся речитативы и арии .
Кантата написана для четырех вокальных солистов, четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из двух валторн , литавр , трех гобоев , струнных и бассо континуо .
История и слова
[ редактировать ]Хоральная кантата из цикла хоральных кантат Баха основана на главном рождественском хорале Лютера « Gelobet seist du, Jesu Christ ». Он был опубликован в 1524 году, т. е. исполнилось 200 лет, когда Бах сочинил свое произведение. [ 2 ] Его начало суммирует Рождество в двух строках: « Gelobet seist du, Jesu Christ, daß du Mensch geboren bist » (Хвала Тебе, Иисус Христос, поскольку Ты родился человеком). [ 1 ] Все семь строф заканчиваются возгласом Кириелейс . Кантата была первой, сочиненной Бахом к Рождеству в Лейпциге; в свой первый год в Лейпциге в 1723 году он решил снова исполнить Christen, ätzet diesen Tag , BWV 63 , написанную по этому случаю ранее в Веймаре. [ 3 ]
Предписанные чтения для праздника были из Послания к Титу : «Явилась милость Божия» ( Титу 2:11–14 ), чередующиеся с Исайей : «Младенец родился у нас» ( Исайя 9:2–7 ) и из Евангелие от Луки , Рождество , Благовещение пастырям и песнь ангелов ( Лк. 2:1–14 ). Типично для цикла хоральных кантат Баха, неизвестный либреттист сохранил первую и последнюю строфы неизменными, но преобразовал идеи строф внутренних строф в чередующиеся речитативы и арии. [ 2 ] В этих кантатах полный текст второй строфы также был сохранен для первого речитатива, но расширен построчно новым текстом. [ 2 ]
Бах возглавил « Томанерхор» при первом исполнении кантаты 25 декабря 1724 года. [ 4 ] [ 2 ] Он исполнил кантату еще четыре раза: 25 декабря, в 1731, 1732 или 1733 годах и дважды в 1740-х годах. [ 4 ] даже после того, как его Рождественская оратория была впервые исполнена в 1734 году, для которой он также использовал две строфы одного и того же хорала.
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в шесть частей . И текст, и мелодия гимна сохранены во внешних частях, хоральной фантазии и четырехчастном заключительном хорале. [ 5 ] Бах написал произведение для четырех вокальных солистов ( сопрано (S), альта (A), тенора (T) и баса (B)), четырехголосного хора и барочного инструментального ансамбля из двух валторн (Co) и литавр (Co). Ти), три гобоя (Ob), две партии скрипки (Vl), партия альта (Va) и бассо континуо . [ 4 ]
В следующей таблице движений партитура, тональность и размеры взяты из Альфреда Дюрра стандартного произведения Die Kantaten von JS Bach . [ 5 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Слава Тебе, Иисус Христос | Лютер | Хоральная фантазия | САТБ | 2Ко из 3Об | 2Вл А | соль мажор | |
2 | Великолепие высшей славы | анон, Лютер | Речитатив и хорал | С | ||||
3 | Бог, для которого земной круг слишком мал | анон. | Воздух | Т | 3Об | До мажор | 3 4 | |
4 | О, христианство! Ну тогда | анон. | Речитатив | Б | 2Вл А | |||
5 | Бедность, которую Бог берет на себя | анон. | Воздушный дуэт | на | 2 Вл | Ми минор | ||
6 | Он сделал все это для нас | Лютер | Хорал | САТБ | 2Ко из 3Об | 2Вл А | соль мажор |
Движения
[ редактировать ]1
[ редактировать ]Вступительный припев: « Gelobet seist du, Jesu Christ » (Вся хвала Тебе, Господи Иисусе Христе), [ 2 ] использует четыре хора: голоса, валторны, гобои и струнные. Материал ритурнелей , гаммы идут по выдержанным терциям в рожках, [ 6 ] присутствует также в интермедиях между пятью строками и в качестве сопровождения вокальных партий. Хоровую мелодию исполняет сопрано. Нижние голоса поставлены в подражание первой и последней строке, в аккордах второй и четвертой строки и в сочетании в центральной строке. [ 5 ] « От девственницы это правда ». [ 1 ] Джон Элиот Гардинер , проводивший паломничество к кантате Баха в 2000 году, отметил корни этого движения в 17 веке. [ 6 ]
2
[ редактировать ]Речитатив для сопрано « Сияние высшей славы». [ 1 ] каждую строчку хоральной строфы готовит современными стихами. Хотя новый текст установлен как секко-речитатив , в хоральных линиях используется мелодия хорала, сопровождаемая повторением первой строки хорала в двойном темпе. [ 5 ]
3
[ редактировать ]Теноровая ария « Gott, dem der Erden Kreis zu klein » (Бог, для которого слишком мал земной шар) [ 1 ] сопровождается тремя гобоями. [ 5 ] [ 6 ]
4
[ редактировать ]В речитативе для баса: « О Christenheit! Волан, so mache die bereit » (О христианство! Итак, приготовьтесь), [ 1 ] струны освещают голос. [ 5 ] Это медленное аккомпаньято относится , которое хроматически к «юдоли слез». [ 6 ]
5
[ редактировать ]Последняя ария « Нищета, которую Бог берет на себя », [ 1 ] представляет собой дуэт, противопоставляющий « Armut » (бедность) и « Überfluss » (изобилие), « Menschlich Wesen » (человек), представленный хроматическими восходящими линиями, и « Engelsherrlichkeiten » (ангельское великолепие), [ 1 ] проявляется в колоратурах и триадических мелодиях. [ 5 ] Скрипки в унисон играют пунктирный мотив . Бах переработал кантату в 1730-х годах, а затем добавил к голосам «мелодичные синкопы», изображая людей, пытающихся петь, как ангелы. [ 6 ]
6
[ редактировать ]Иногда в заключительном хорале валторны имеют самостоятельные партии. [ 7 ] « Das Hat er alles uns getan » Он сделал все это для нас), [ 1 ] ; они приукрашивают особенно финальный Кириелейс [ 5 ] к тому, что Гардинер назвал «воодушевляющим двухтактовым ритмом». [ 6 ]
Записи
[ редактировать ]Список записей представлен на сайте кантат Баха. [ 8 ] [ 9 ] Ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованных выступлениях, показаны на зеленом фоне.
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Орх. тип |
---|---|---|---|---|---|
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates, Episode / Vol. | Густав Леонхардт Музыкальный концерт в Вене |
|
Тельдек | 1979 | Период |
Кантата Баха Том 47. | Хельмут Риллинг Гехингер Канторей | Хэнсслер | 1984 | ||
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 20 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 2000 | Период | |
Издание Баха Том. 14 - Кантаты Том. 7 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерландский Бах-Коллегиум | блестящая классика | 2000 | Период | |
Кантаты Баха Том. 14: Нью-Йорк [ 6 ] | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Слава одному Богу | 2000 | Период | |
И.С. Бах: Рождественские кантаты из Лейпцига | Филипп Эрревеге Вокальный колледж, Джентльмен | Гармония мирового франка | 2014 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты Vol. 31 кантата из Лейпцига 1724 г. - BWV 10, 93, 107, 178 | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 2004 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты Vol. 31 кантата из Лейпцига 1724 г. - BWV 10, 93, 107, 178 | Рудольф Лутц Хор и оркестр Фонда И.С. Баха |
|
Фонд И.С. Баха | 2016 | Период |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Брокер 2024 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шульце 2006 .
- ^ Минчем 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бах Цифровой 2024 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дюрр 1981 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гардинер 2005 .
- ^ Дан 2024 .
- ^ Концерн 2024 .
- ^ Музиквеб 2024 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- «Gelobet seist du, Jesu Christ BWV 91; BC A 9b» . Бах Цифровой . 2024 . Проверено 13 августа 2024 г.
- Дан, Люк (2024). «БВВ 91,6» . bach-chorales.com . Проверено 13 августа 2024 г.
- Деллал, Памела (2024). «BWV 91 – «Gelobet seist du, Jesu Christ» » . Эммануэль Музыка . Проверено 16 августа 2024 г.
- Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 109–111 . ISBN 3-423-04080-7 .
- Гардинер, Джон Элиот (2005). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 40, 91, 110 и 121 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 31 декабря 2018 г.
- Минчем, Джулиан (2010). «Глава 28 BWV 91 Gelobet seist du, Jesu Christ / Славим Тебя, Иисус Христос» . jsbachcantatas.com . Проверено 24 августа 2022 г.
- Орон, Арье (2024). «Кантата BWV 91 Gelobet seist du, Jesu Christ» . Сайт кантат Баха . Проверено 18 августа 2024 г.
- Шульце, Ханс-Иоахим (2006). «Предисловие». Gelobet seist du, Jesu Christ / Вся хвала Тебе, Господь Иисус Христос / BWV 91 (PDF) . Карус-Верлаг . п. 4 . Проверено 19 августа 2024 г.
- «Кантата для солистов [4], хора и оркестра BWV.101, «Gelobet seist du, Jesu Christ, BWV» » . Музыкальная сеть . 2024 . Проверено 19 августа 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Gelobet seist du, Jesu Christ, BWV 91 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- BWV 91 Хвала Тебе, Иисус Христос, английский перевод, Университет Вермонта
- BWV 91 «Хвала тебе», текст «Иисус Христос», оценка, Университет Альберты
- И.С. Бах - Кантата BWV 91 "Gelobet seist du, Jesu Christ" (Фонд И.С. Баха) на YouTube