Jump to content

Aerospace SA 330 Puma

(Перенаправлено из SA-330 )
В 330 Puma
Французская армия Puma, выступающая над Riat , 2010
Общая информация
Тип Утилита вертолета
Национальное происхождение Франция
Производитель Sud Aviation
Аэрокосмическая
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Французская армия
Номер построен 697
История
Производится 1968–1987
Дата введения 1968
Первый полет 15 апреля 1965 года
Варианты 330
Атлас Орикс
Превратился в Eurocopter AS332 Super Puma
Еврокоптер AS532 Cougar
Денель Роовалк

Aérospatiale SA 330 Puma представляет собой четырехлетний двухлетний средний транспортный/коммунальный вертолет , разработанный и первоначально производимый французским аэрокосмическим производителем Sud Aviation .

PUMA была разработана в качестве нового дизайна в середине 1960-х годов в ответ на требование французской армии для всепогодного полезного вертолета среднего размера. Основанный на паре двигателей Turbomeca Turmo Turboshaft , он был предназначен для перевозки до 16 сидящих солдат или максимум шести пометов с четырьмя служителями для эвакуации пострадавших, а также перевозка до 2500 кг груза либо внутри, либо с использованием внешнего стропа. Полем Конструкция PUMA включала несколько инноваций, в том числе автоматическую систему проверки лезвия и относительно продвинутые меры антивибрации, интегрированные в основную коробку передач и лопасти с основными роторами. Он также был предназначен для того, чтобы быть способным работать ночью, в неприятных условиях полета и в климате от Арктики до пустыни . PUMA также имеет намеренно высокий уровень резервной мощности, чтобы позволить эффективному полету даже при максимальном весе только с одним эксплуатационным двигателем.

15 апреля 1965 года первый прототип совершил свой первый полет ; Первый производственный стандарт Puma совершил свой первый рейс в сентябре 1968 года. Поставки французской армии начались в начале 1969 года; Тип быстро оказался коммерческим успехом. Производство PUMA продолжалось в 1980 -х годах под командованием преемников Sud Aviation Aérospatiale . Он также был получен лицензией в Румынии как IAR 330 ; два нелицензированных производных, атака Denel Rooivalk Attack и Helicopter Attack и Atlas Oryx были построены В Южной Африке . Было разработано несколько передовых производных, таких как AS332 Super Puma и AS532 Cougar были изготовлены Eurocopter и ее преемника Airbus Helicopters , и с начала 1990 -х годов . Эти потомки Пумы остаются в производстве.

Значительные операции включают войну в Персидском заливе , южноафриканская пограничная война , португальскую колониальную войну , Югославские войны , Ливанская гражданская война , война в Ираке и Войну Фолклендских островов . Многочисленные операторы решили модернизировать свои флоты, часто добавляя больше возможностей и новых функций, таких как стеклянные кабины , навигация системы глобальной системы позиционирования (GPS) и меры обороны. Этот тип также видел популярное использование в гражданской области и управляется рядом гражданских операторов. Одним из крупнейших гражданских операторов PUMA были вертолеты Bristow , которые регулярно использовали его для операций на берегу над Северным морем .

Разработка

[ редактировать ]

SAMA PUMA первоначально разработал SUMA Aviation, чтобы удовлетворить требование французской армии для всепогодного вертолета среднего размера, способного нести до 20 солдат, а также различные обязанности по борьбе с грузом. Выбор был сделан для разработки нового дизайна для вертолета, работа началась в 1963 году с поддержки от французского правительства. [ 1 ] Первый из двух прототипов PUMA вылетел 15 апреля 1965 года; Также были построены шесть еще предварительных моделей, последний из которых пролетел 30 июля 1968 года. Первое производство SA 330 Puma вылечилось в сентябре 1968 года, когда поставки французской армии начнут в начале 1969 года. [ 2 ]

В 330B Puma, 2004

В 1967 году PUMA была выбрана Королевскими ВВС (RAF), которые были впечатлены выступлением PUMA. Он получил обозначение Puma HC MK 1 . Значительное совместное производственное соглашение было подписано между аэропатильными и Вестлендскими вертолетами Великобритании. Тесное сотрудничество между французскими и британскими фирмами приведет к покупки Aérospatiale Gazelle в Великобритании и Westland Lynx France. В соответствии с настоящим Соглашением Westland производил ряд компонентов и выполнил сборку Pumas, заказанную RAF. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

SA 330 был успешным на экспортном рынке, многочисленные страны приобрели военные варианты PUMA, чтобы служить в своих вооруженных силах; оффшорных дождей Этот тип также был популярным на гражданском рынке, обнаружив общее использование операторами для транспортных пошлин на нефтяные платформы . [ 6 ] На протяжении большей части 1970 -х годов PUMA SA 330 был самым продаваемым транспортным вертолетом, производимым в Европе. [ 7 ] К июлю 1978 года более 50 Pumas уже были доставлены гражданским клиентам, и мировой флот накопил более 500 000 рабочих часов. [ 8 ]

Румыния вступила в договоренность с Aerospatiale для производства PUMA по лицензии в качестве IAR 330 , производив по меньшей мере 163 типа для румынских вооруженных сил, гражданских операторов и нескольких собственных экспортных клиентов. [ 9 ] Индонезия также занималась домашним производством SA 330. [ 10 ] [ 11 ] Южная Африка , увлеченный пользователь этого типа, выполнила свою собственную программу основной модификации и производства, проведенной государственной авиационной корпорацией Atlas для обновления собственных Pumas, полученный самолет был назван Oryx . В 1990 -х годах Денел также разработал бы вертолет атаки для ВВС Южной Африки на основе PUMA, известного как Denel Rooivalk . [ 9 ]

В 1974 году Aerospatiale начал разработку улучшенных вариантов PUMA, стремясь создать преемника для этого типа; Эти усилия будут накоплены в AS332 Super Puma . Первый прототип AS332 Super Puma отправился 13 сентября 1978 года с более мощными двигателями и более аэродинамически эффективным расширенным фюзеляжем; К 1980 году производство AS332 Super Puma обогнало производство SA 330 PUMA. [ 12 ] Производство SA 330 Puma от Aérospatiale прекратилась в 1987 году, [ 13 ] С этого времени было продано 697; [ 14 ] Производство в Румынии продолжится до 21 -го века. [ 12 ]

Инструментальная панель SA 330 PUMA в служении в Западной Германской пограничной полиции, 1985.

Aérospatiale SA 330 Puma является вертолетом с двумя двигателями, в основном предназначенным для кадровых транспортных и логистических обязанностей. Как перевозчик отряда, до 16 солдат могут быть размещены на складных сиденьях, в то время как в конфигурации эвакуации пострадавшей та же салон может удерживать до шести пометов и четырех дополнительных персонала. PUMA также может выполнять грузовые транспортные обязанности, либо через внешнюю перевозку полезных нагрузок на выделенном грузовом крючке , либо с использованием внутреннего места в кабине; до максимального веса 2500 кг груза можно переносить за раз. Гражданские пума имеют различные макеты кабины, обычно предназначенные для различных форм пассажирского транспорта, включая VIP . В поисковой и спасательной емкости подъемник , часто устанавливаемый на правом бортовом фюзеляже. обычно устанавливается [ 15 ]

Пара двигателей Turbome Turmo Turmo Turmo Turmo Turmo Turmo к приводит тому, что основной ротор PUMA с четырьмя лезвиями. Роторы управляются с помощью пяти трансмиссии на стадии восстановления на типичной скорости 265 об / мин . В дизайне передачи было представлено несколько уникальных и необычных инноваций для того времени, таких как однократное производство вала ротора и меры антивибрации, интегрированные в основную коробку передач и основные лопасти ротора. [ 16 ] В PUMA также была автоматическая система осмотра лезвия , которая охраняла и предупреждала экипажи об усталости в лопатках ротора. Он снабжен парой гидравлических систем, которые намеренно работают независимо друг от друга, одна система питает только управление полетом самолета, в то время как другой обслуживает автопилот , шасси и тормоз ротора, а также управление полетом. [ 17 ]

С точки зрения производительности полета, PUMA была разработана, чтобы быть способной на высокие скорости, демонстрировать большую маневренность и обладать благоприятной горячей и высокой производительностью; Двигатели имеют преднамеренно высокий уровень резервной мощности, чтобы позволить PUMA эффективно эффективно летать даже при максимальном весе только с одним функционирующим двигателем, и выполнять свою миссию, если требуются обстоятельства. [ 18 ] Кабина обеспечивается обычным двойным элементом управления как для пилота, так и для пилота, в кабине предусмотрено третье место для члена или командира экипажа резервного запасного экипажа. PUMA оснащена электропилотом SFIM-Newmark Type 127; Автопилот способен к стабилизации рулона и высоты тона , оператор Load Hook также может непосредственно выполнять корректирующие корректировки положения вертолета со своей станции через автопилот. [ 19 ]

PUMA легко переносится на воздух с помощью тактических воздушных листов , таких как Transall C-160 и Lockheed C-130 Hercules ; Основной ротор, шасси и хвостовой уход все съемный до требований к более низкому пространству. Простота обслуживания была одной из целей, преследующей в дизайне PUMA; Многие из компонентов и систем, которые потребовали бы обычной проверки, были установлены для того, чтобы быть виден с уровня земли, использование ограниченных в жизни компонентов было сведено к минимуму, а ключевые области механических систем были разработаны для легкости. [ 15 ] PUMA также способна работать в ночное время, в негостеприимных условиях полета или в широком диапазоне климатов от Арктики до пустынной среды. [ 20 ]

Несмотря на то, что во время оригинального производственного запуска не было включено, многочисленные операторы PUMA установили дополнительные функции и современное оборудование в течение срока службы Rotorcraft. RAF оснастил свой флот PUMA навигационным оборудованием для системы глобальной системы позиционирования (GPS), а также множество мер самообороны, включая инфракрасные контрмеры и автоматические ракурсы / диспенсеры с мяки , и очки ночного видения для ночных рейсов. [ 20 ] Французская армия Light Aviation модернизировала свои Pumas для соответствия стандартам международной организации гражданской авиации , что включало добавление новых цифровых систем, включая системы командования и управления миссиями , такие как ссылка на данные Sitalat . [ 21 ] Сторонние компании, такие как Южная Африка Громовой Сити, предоставили программы расширения и модернизации жизни и модернизации жизни, некоторые операторы решили перестроить свои флоты стеклянными кабинами . [ 22 ]

Оперативная история

[ редактировать ]

Аргентина

[ редактировать ]

Во время Фолклендской войны/Герра -де -Малвинс в 1982 году пять SA 330 Pumas из армии Аргентинской армии и одна из аргентинских береговых охраны были развернуты в театре; Они могут работать либо на палубах военно -морских судов, а также выполнения миссий по всей широте островов; Все были потеряны в последующем конфликте. [ 23 ] 3 апреля, приземляя аргентинские войска в рамках захвата Южной Джорджии , пума был сильно поврежден стрелком стрельбы из британских сухопутных сил и вскоре врезался в местность. [ 24 ] 9 мая одна ракета Sea Dart зенитной ракеты была разрушена в HMS Coventry . [ 25 ]

23 мая пара Королевского флота морских гарриерс перехватила трех аргентинских пумов в середине миссии по снабжению в Порт -Ховард ; Во время последующего помолвки одна пума была уничтожена, сталкиваясь с местностью, а вторая была инвалида и впоследствии уничтожена пушкой от морских гарриьеров, третья Пума сбежала. [ 26 ] 30 мая пума была потеряна в окрестностях горы Кент в неясных обстоятельствах, возможно, из -за дружеского пожара ; [ 27 ] В том же дне в том же дне в том же дне в том же дне была сбита статья в аргентинском новостях, что в тот же день была сбита пума, сухопутными уволенная войсками SAS , недалеко от горы Кент. Шесть национальных гендармерских спецназа были убиты и еще восемь ранены в Даунинге. [ 28 ]

было нанято четыре Pumas В сентябре 1979 года во время операции Barracuda для перевозки французской штурмовой группы непосредственно в правительственной штаб -квартире империи Центральной Африки ; После чего конфисковало ценности и различные дипломатические и политические записи были быстро извлечены в близлежащее французское посольство непрерывными воздушными подъемами у Pumas. [ 29 ]

Одним из отличительных использования PUMA во французской службе был VIP -транспорт для перевозки президента Франции как дома, так и во время зарубежных дипломатических обязательств; Эти обязанности были перенесены в более крупную Super Puma AS332, так как стало доступно в достаточных количествах. [ 30 ] [ 31 ]

Французский Puma во время операции Desert Shield , 1990

Во время Первой войны в Персидском заливе 1991 года Франция решила отправить несколько Пумов в поддержку коалиционных сил, вступающих в конфликт с Саддама Хусейна Ираком . Те пумы, которые были назначены на роль выполнения боевых поисковых обязанностей, были быстро модифицированы с помощью GPS- приемников для расширения их навигационных возможностей. [ 32 ]

В рамках вклада Франции в НАТО вмешательство 1990 -х годов в Югославские войны , ряд французских пумов, работавших в регионе вместе с другими операторами PUMA, такими как Великобритания и Объединенные Арабские Эмираты ; Одной из частых миссий для этого типа было жизненно важное положение миссий гуманитарной помощи беженцам, избегающим продолжающегося этнического геноцида . [ 33 ] В апреле 1994 года французская пума выполнила ночную добычу британской команды SAS , а пилот сбитого морского Harrier с глубокой враждебной боснийской территории, самолет обнаружился под стрельбой, отступая из этого района. [ 34 ] [ 35 ] 18 июня 1999 года было выполнено единственное скоординированное воздушное вставку двух компаний французских десантников, помогающих возглавить быстрое закрепление Косовской Митровицы сухопутными войсками НАТО. [ 36 ]

К 2010 году и французская армия, и военно -морской флот Франции решили закупить отдельные варианты Nhindustries NH90, чтобы в конечном итоге заменить Puma на французской военной службе. [ 37 ] Начиная с июня 2014 года, пара Pumas of Escadron D'hélicoptères 1/67 'Pyrénées (EH 1/60) была развернута в Чад и Нигер с июня 2014 года в рамках операции Barkhane для нарушения исламского повстанца в регионе Сахеля . Первоначально работал из Н'Джамены в Чаде, отряд позже продвинулся вперед в Диркоу и Мадаму в Нигере, поддерживая сухопутные войска и промежуточные маршруты поставок для повстанца; Отряд вернулся во Францию ​​в сентябре 2015 года после освобождения других активов французской армии. Примерно 20 SA 330 Pumas остались во французской службе воздушных и космических сил к 2016 году. [ 38 ]

Пара Pumas Flying Over Beirut, 1983

В период с 1980 по 1984 год ливанские ВВС получили от Франции Ten SA 330C Pumas, чтобы оснастить свою недавно приподнятую 9 -ю транспортную эскадрилья на авиабазе Бейрут , где она была первоначально базирована. В 1983 году эскадрилья была перемещена к северу от Бейрута , и ее пума были рассеяны на небольших импровизированных вертолетах вокруг Йоуни и Адми по соображениям безопасности. 23 августа 1984 года пума, несущая ливанских вооруженных сил вождю-вооруженных сил и командир седьмой бригады , генерала Надима аль-Хакима , и восемь других высокопоставленных военных офицеров разбились в густом тумане возле Бейрута , убив всего персонала на борту. [ 39 ] 1 июня 1987 года ливанский премьер-министр Рахид Карами был убит на борту пумы на пути к Бейруту, когда бомба взорвалась в случае атташе на его коленях; Взрыв также пострадал министра внутренних дел Абдуллы Расси и трех других двенадцати помощников и членов экипажа на Пуме, что было серьезно повреждено. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]

На последнем этапе Ливанской гражданской войны флот PUMA, который теперь сократился до семи или шести вертолетов полезного состояния [ 43 ] - обычно использовался для проведения рейсов связи с соседним Кипре от имени временного военного правительства генерала Мишеля Ауна , хотя нехватка топлива и проблемы с техническим обслуживанием заставили их команды, как правило, обосновать их до конца войны в октябре 1990 года. [ 44 ]

После конфликта командование военно -воздушных сил Ливана предприняло последовательные усилия по восстановлению своей транспортной вертолетной эскадрильи с помощью Объединенных Арабских Эмиратов , и семи вертолетов IAR 330 SM, ранее находящихся в служении в ВВС Объединенных Арабских Эмиратов, были доставлены в 2010 году. [ 45 ]

ВВС превратили IAR 330 SM в , закаленном боковом приводе В 2013 году ливанские на . вертолетное установленное оружие Hunter FGA.70 и FGA.70A Истребители . Получившиеся в результате ПУМА, в результате которого было проведено судебные процессы 10 октября того же года во время авиационных маневров на авиабазе Хамат . [ 46 ] Несмотря на то, что испытания были успешными, SA 300SM не был принят на активную службу, так как командование ливанских ВВС устроило вместо этого на вооруженной версии Eurocopter AS532 Cougar , из которых семь вертолетов должны были быть получены в течение следующих трех лет. [ 47 ]

Марокканский Пума, 2012

В 1974 году Марокко заключил соглашение с Францией о покупке 40 вертолетов PUMA для своих вооруженных сил. [ 48 ] В течение 1970 -х и 1980 -х годов Марокканский Пумас увидел боевую службу против сепаратистов Polisario Front и помогал обеспечить больший контроль над регионом Западной Сахары ; Использование воздушной энергии марокканскими силами было серьезно сокращено после того, как несколько самолетов были потеряны или повреждены из-за присутствия в начале 1980-х годов в начале 1980-х годов в начале 1980-х годов в начале 1980-х годов. [ 49 ]

В октябре 2007 года, в рамках сделки между Марокко и Францией в размере 2 миллиарда евро, в общей сложности 25 марокканских пумов предназначены для обширной модернизации и модернизации. [ 50 ]

Португалия

[ редактировать ]

В 1969 году Португалия стала ранним экспортным клиентом для PUMA, заказав 12 вертолетов для португальских ВВС ; Португалия также будет первой страной, которая наняла Pumas в боевых операциях во время португальской колониальной войны ; Тип использовался оперативно для дополнения меньшего Alouette III вертолетного флота во время Анголы и Мозамбинских войн за независимость , тип имел преимущества большей автономии и транспортной мощности над другими эксплуатированными вертолетами. [ 51 ]

В течение 1980 -х годов Португалия участвовала в незаконной договоренности с Южной Африкой, чтобы обойти Организации Объединенных Наций эмбарго , применяемый в Южной Африке, в соответствии с которым Франция отказалась обеспечить модернизацию и запчасти для собственного флота Puma в Южной Африке. В скрытой сделке Португалия приказала более мощным двигателям и новой авионике с публичным намерением использовать их в собственной пумах, однако многие из компонентов были перенаправлены через Заире основанную на фронтальную компанию, в южноафриканскую оборонительную фирму Armscorp , где они использовались Чтобы пересмотреть, обновить и восстановить существующие Pumas, в конечном счете, приводя к атласу Oryx ; Португальские пума также получили значительные обновления, которые были оплачены в соответствии с условиями соглашения. [ 52 ]

В 2006 году Португальские ВВС начали получать поставки Agustawestland AW101 Merlin , более крупного и более способного вертолета, заменив стареющий флот Puma. [ 53 ]

Начиная с 2007 года, Португалия предлагает продать восемь своих снятых пум, они все еще были в продаже к 2015 году. [ 54 ]

Южноафриканские ВВС PUMA, 2011

Начиная с 1972 года, Pumas, управляемые SAAF, были развернуты в расширенных операциях на юго -западной Африке и Анголе во время пограничной войны . Пума была вовлечена в обычные войска; быстрое развертывание во время операций «последующее»; действует в качестве радио эстафеты ; эвакуация жертв ; спасение сбитого экипажа; вставка спецназа ; и крупномасштабные трансграничные операции, такие как саванна , мочевая , протеа , супер и модульная . Большинство приобретений Южной Африки PUMA, в том числе запасных частей, были сделаны до ожидаемого Организации Объединенных Наций эмбарго , которое было применено в 1977 году. [ 55 ] Впоследствии Южная Африка модернизировала многие из своих пумов, в конечном итоге прибыв в полученный коренной атлас Орикс ; Внешняя помощь и компоненты были получены посредством секретных транзакций с участием Португалии во время эпохи эмбарго вооружений. [ 52 ] [ 56 ]

В декабре 1979 года правительство Южной Африки признало присутствие своих вооруженных сил, действующих в Родезии ; Пума регулярно использовались в поддержку сухопутных войск Южноафриканской армии. [ 57 ] В июне 1980 года 20 Pumas сопровождали силу 8000 военнослужащих во время вторжения в Южноафриканскую Анголу в погоне за националистическими бойцами Свапо . [ 58 ] В 1982 году правительство подтвердило, что 15 военнослужащих были убиты, когда силы Свапо сбили южноафриканскую пуму, это была одна из худших потерь, понесенных в одном инциденте в конфликте. [ 59 ]

был предпринят, что тогдашний президент Паскаль Лиссуба В течение 1990-х годов тогдашний президент Паскаль Лиссуба из Республики Конго , скорее всего, предназначен для использования в гражданской войне . [ 60 ] Когда в 1991 году круизные лайнеры MTS Oceanos упали с дикого побережья Южной Африки, 13 Pumas сыграли решающую роль в спасательных усилиях, предоставив 225 выживших в безопасности во время плохих погодных условий. [ 61 ]

Великобритания

[ редактировать ]
RAF 2012 PUMA HC1 в Flight,

Первые два Pumas для Королевских ВВС были доставлены 29 января 1971 года, [ 62 ] [ 63 ] с первой оперативной эскадрилья ( 33 эскадрильи ), образовавшейся в RAF Odiham 14 июня 1971 года. [ 64 ] В RAF будет заказать в общей сложности 48 PUMA HC MK 1 для транспортных обязанностей; Во время войны с Фолклендами дополнительный SA 330J, ранее управляемый аргентинскими военно -морскими префектурой, был захвачен британскими войсками и отправлен обратно в Великобританию и использовался в качестве статического обучения RAF в течение нескольких лет. Этот SA 330J был позже отремонтирован Westland с использованием запчастей от поврежденного RAF PUMA XW215 и поместил в обслуживание RAF после длительного восстановления в качестве ZE449. [ 65 ] Puma стала обычным средством для британского спецназа, такого как SAS , и была описана как «хороша для скрытых задач». [ 66 ]

В начале 1970 -х и 1990 -х годов RAF Pumas обычно базировались в RAF Odiham ( 33 эскадрильи и 240 OCU ), RAF Gutersloh ( 230 Squadron ) и № 1563 RAF RAF в RAF Belize . Во время неприятностей также было обычным явлением, чтобы отряд базировался в RAF Aldergrove в Северной Ирландии. В 1994 году 230 эскадрилья переехала в RAF Aldergrove, чтобы обеспечить постоянное присутствие, чтобы увеличить Уэстленд Уэссекс эскадрильи 72 . В 2009 году 230 эскадрилья переехала в RAF Benson вместе с 33 эскадрилья из RAF Odiham. [ 67 ] [ 68 ]

Обновленная RAF PUMA HC2, 2014

Королевские ВВС PUMA также наблюдали активную службу в Венесуэле , Ираке, Югославии и Заире . [ 69 ] Британия часто отправляла Pumas по оказанию помощи стихийным бедствиям и гуманитарным миссиям, например, во время наводнения в Мозамбике 2000 года и ямайского флэш -наводнений в 1988 году ; [ 70 ] и проводить миротворческие операции в таких регионах, как Зимбабве и Персидский залив . [ 69 ]

Во время кульминации первой войны в Персидском заливе совместные силы Пумы из 230 и 33 эскадрильгов оказались решительными в быстро мобилизации и развертывании войск, чтобы не допустить саботации иракских войск саботировать нефтяное место . [ 66 ] С начала войны в Ираке в период с 2003 по 2009 год RAF Pumas будет использоваться для обеспечения мобильности войск через театр. [ 71 ] 15 апреля 2007 года два RAF Pumas столкнулись во время миссии спецназа недалеко от Багдада , Ирак. [ 72 ] В ноябре 2007 года пума разбился во время антипрагирующей операции в Ираке; Следствие обнаружило, что причина в первую очередь пилотная ошибка, однако, Министерство обороны (MOD) подвергалось критике за то, что он не смог оснастить PUMAS RAF -PUMAS ночным очками и неадекватными проверками технического обслуживания, ставя под угрозу безопасность, эти недостатки были рассмотрены после инцидента. [ 73 ]

В 2002 году Великобритания была приобретена шесть бывших юго-африканских SA 330L для продления срока службы типа. [ 74 ] В обширной программе обновления показали, что первый сервис PUMA HC MK2 вступил в службу в конце 2012 года и завершении в начале 2014 года, [ 75 ] Разрешение RAF Pumas оставаться на службе до 2025 года. В 2008 году он был запланирован на 30 Pumas, чтобы быть модернизированным, [ 76 ] впоследствии это было сокращено до 22, [ 77 ] и позже был пересмотрен вверх в общей сложности 24 HC MK2 Pumas. [ 78 ] Обновления включают внедрение двух двигателей Turbomeca Makila, новых коробок передач и хвостовых роторов, новых управления двигателями, цифрового автопилота, системы управления полетами, улучшенного набора защитных средств и баллистической защиты как для экипажа, так и для пассажиров. HC MK2 PUMA может перевозить вдвое пролеванную нагрузку в три раза больше, чем в диапазоне своего предшественника и был развернут для тактического транспорта войск, быстрого условного боя и гуманитарных миссий. [ 79 ]

Ожидается, что RAF заменит свой флот PUMA в середине 2020-х годов, при этом заменяющий роторство закупается в рамках новой средней программы вертолета . [ 80 ]

Частные военные компании

[ редактировать ]

Известно, что американская частная военная компания EP Aviation управляла многочисленными Pumas в Афганистане . [ 81 ]

Гражданский

[ редактировать ]

Одним из крупнейших и выдающихся операторов этого типа были вертолеты Bristow , где PUMA регулярно использовалась для операций на берегу над Северным морем . [ 9 ] [ 82 ] В течение 1970-х годов Бристоу стремился начать замену своих вертолетов Sikorsky S-61 , и PUMA была выбранной после того, как Aeropatiale была сделана предложение по высококонкурентной цене; PUMA G-BFSV был первым из тех, кто вступил в службу с Bristow. [ 83 ] С 1979 года Пума сформировала основу флота Бристоу; [ 84 ] Этот тип взял на себя обязанности уходящих в отставку вертолетов Бристоу в Уэстленде Уэссекс в 1981 году. [ 85 ] В 1982 году Бристоу решил дополнить свой тогдашний тотальный флот 11 SA 330J Pumas через введение более мощное Super Puma. [ 86 ]

Американский оператор Erickson Inc. управлял не менее четырех Pumas; Они использовались в соответствии с контрактом на вертикальное пополнение (Vertrep) на пятый флот Соединенных Штатов и седьмой флот Соединенных Штатов . [ 87 ]

Варианты

[ редактировать ]
Португальские воздушные силы PUMA во время упражнения по восстановлению космического челнока на авиабазе Ладжес , Азорские Азорские острова в 2004 году
Французская армия Puma на Riat 2010
Внешние видео
видео значок Французская армия Puma во время упражнения
видео значок Взгляд на полет SA 330J
видео значок Испанские ВВС SA 330 PUMA выступают на авиашоу в 2011 году

Аэрокосмические версии

[ редактировать ]
В 330а
Прототипы, первоначально называемые «Alouette IV». [ 88 ]
До 330B
Первоначальная производственная версия для Французской армии Light Aviation . Приводится в действие на 884 кВт (1185 л.с.) двигателей Turbomeca Turmo IIIC4. 132 куплено Францией. [ 89 ]
SA 330 Orchid
SA 330, модифицированный для нести радиолокационную систему с надписью на поле боевых действий с вращающейся антенной -антенной для французской армии. Один демонстратор был построен, полет в 1986 году. Программа Orchidée была отменена в 1990 году, но прототип вернулся в службу в 1991 году, чтобы служить в войне в Персидском заливе , что привело к производству аналогичной системы, основанной на еврокоптере Cougar . [ 90 ]
До 330с
Первоначальная экспортная производственная версия. Приводится в действие на 1044 кВт (1400 л.с.) Турбомека Турмо IVB. [ 91 ]
SA.330E
Версия, созданная Westland Helicopters для RAF под обозначением Puma HC MK. 1
SA.330F
Первоначальная гражданская экспортная экспортная версия с двигателями Turbomeca Turmo IIIC4 Turboshaft. [ 92 ]
SA.330G
Обновленная гражданская версия с 1175 кВт (1575 л.с.) двигателями Turmo IVC Turmo. [ 92 ]
SA.330H
Модернизированная французская армия и экспортная версия с двигателями Turbomeca Turmo IVC и композитными лопастями главного ротора. Обозначен SA 330BA французскими воздушными и космическими силами. Все выжившие французская армия SA 330BS преобразовано в этот стандарт. [ 92 ]
SA.330J
Модернизированная версия гражданского транспорта с композитными лопастями ротора и с более высоким максимальным весом взлета. [ 93 ]
SA.330L
Обновленная версия для « горячих и высоких » условий. Военный эквивалент гражданского SA.330J. [ 93 ]
SA.330S
Модернизированная версия SA 330L (сами из SA 330C) для португальских ВВС. Приводится в движение двигателями Turbomeca Makila . [ 93 ]
SA.330SM
Ливанская версия орудийного корабля, установленная на закаленной боковой панели, укрепляет одну револьверную пушку Aden Mk 4/5 30 мм на модифицированной стручке и пару ракетных пусковых установок SNEB с каждой стороны.
SA.330Z
Прототип с хвостовым ротором " Fenestron ". [ 94 ]
В.331 Pum Makila
Тест двигателя для серии Super Puma AS.332, оснащенные двумя двигателями Turbomeca Makila

Версии других производителей

[ редактировать ]
Atlas Aircraft Corporation Oryx
Восстановленный и модернизированный SA 330 PUMA, построенный для южноафриканских ВВС.
Iptn Nas 330J
Версия, которая была собрана Iptn of Indonesia под местным обозначением NAS 330J и Aerospatiale Devication SA 330J. Одиннадцать единиц были произведены.
330
Построенная лицензии версии SA 330 Puma, изготовленная румынской аэронавтической промышленностью Румынии. Обозначить как SA 330L аэропатированным.
IAR-330 PUMA шокирован
24 модифицировано для противотанковой войны.
IAR-330 Puma Naval
3 Модифицировано для румынского флота, используя Socat Avionics.
Westland Puma HC MK 1
SA 330E эквивалент, собранная Westland Helicopters для RAF, впервые пролетел 25 ноября 1970 года. Несколько сходства с SA 330B, используемым вооруженными войсками Франции. RAF разместил первоначальный заказ на 40 PUMA в 1967 году с еще восьми самолетов замены истощения в 1979 году. [ 65 ]
Airbus Helicopters Puma Hc.mk 2
Модифицированный Puma HC Mk1s, [ 95 ] В общей сложности 24 модернизации с более мощными двигателями Turbomeca Makila 1A1, стеклянной кабиной и новой авионикой, безопасной коммуникацией и улучшенным оборудованием для самозащиты. [ 75 ]

Операторы

[ редактировать ]

Текущие операторы

[ редактировать ]
Аэрокосмическая аэрокосмическая аэрокосмическая аэрозоль
 Бразилия
 Чили
 Демократическая Республика Конго
 Эквадор
 Франция
 Габон
 Гвинея
 Кения
 Кувейт
 Ливан
 Пламя
 Марокко
 Пакистан
 Румыния
Puma HC2 эскадрильи № 33 с использованием вспышек над Афганистаном, в то время как в стране развернулся в стране в рамках операции Toral , 2015.
 Великобритания

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Алжир
 Аргентина
 Бельгия
Aérospatiale Puma из испанских ВВС
 Камерун
 Эфиопия
 Индонезия
 Ирак
 Ирландия
 Мексика
 Нигерия
 Собственный
Контрактный PUMA пополняет USS Benfold для команды Sealift военно -морского флота США
 Филиппины
SA 330 Puma, ранее используемый Bundesgrenzschutz в Западной Германии (пограничная полиция).
 Португалия
 Сенегал
 ЮАР
 Togo
 Тунис
 Объединенные Арабские Эмираты
 Великобритания

Примечательные несчастные случаи и инциденты

[ редактировать ]

Технические характеристики (SA 330H PUMA)

[ редактировать ]
Орфографически спроецированная диаграмма рисунка SA330 Puma Line
Orthographically projected diagram of the SA330 Puma Line Drawing

Данные из All The World's All All Aircraft 1976–77 [ 133 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3
  • Вместимость: 16 пассажиров
  • Длина: 18,15 м (59 футов 6½ дюймов)
  • Диаметр ротора: 15,00 м (49 футов 2½ дюймов)
  • Высота: 5,14 м (16 футов 10½ дюймов)
  • Область диска: 177,0 м² (1 905 футов²)
  • Пустой вес: 3536 кг (7795 фунтов)
  • Максимальный вес взлета : 7000 кг (15 430 фунтов)
  • Силовая установка: 2 × Turbomeca Turmo IVC Turboshasfts , 1175 кВт (1575 л.с.) каждый

Производительность

Вооружение

Примечательные выступления в СМИ

[ редактировать ]

Смотрите также

[ редактировать ]

Связанная разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. McGowen 2005, p. 123.
  2. ^ Тейлор 1976, с. 41
  3. ^ Озеро 2001, с. 97–98.
  4. ^ Джеймс 1991, с. 485–486.
  5. ^ Frawley 1997, p. 13
  6. ^ Зеленый 1978, с. 70
  7. ^ Лейшман 2006, с. 43
  8. ^ Ламберт, Марк. «Aerospatiale преследует продажи гражданских вертолетов». Архивированный 2013-05-16 в The Wayback Machine Flight International , 8 июля 1978 года. С. 76
  9. ^ Jump up to: а беременный в McGowen 2005, p. 124
  10. ^ Уолдрон, Грег (8 июля 2011 г.). «Еврокоптер обновляет партнерство в Индонезии» . Flightglobal .
  11. ^ "1965: SA330 PUMA". Архивировано 5 марта 2013 года, в Machine Wayback Eurocopter , получено: 7 апреля 2013 года.
  12. ^ Jump up to: а беременный McGowen 2005, p. 154
  13. ^ Озеро 2001, с. 100
  14. ^ Тейлор 1988, с. 57
  15. ^ Jump up to: а беременный Нил 1970, с. 814–815.
  16. ^ Нил 1970, с. 814–817.
  17. ^ Нил 1970, с. 817.
  18. ^ Нил 1970, с. 814.
  19. ^ Нил 1970, с. 815.
  20. ^ Jump up to: а беременный "Puma HC1." Архив 2013-05-01 в The Wayback Machine Королевские ВВС , полученные: 10 апреля 2013 года.
  21. ^ ЛЕРТ, ФЕДЕРИК. «Франция испытает новые цифровые информационные системы вертолета». Архивировал 2015-01-20 на The Wayback Machine IHS Jane's Defense Weekly , 30 ноября 2014 года.
  22. ^ Бирнс, Хилка. «Громовой город запускает программу преобразования PUMA». Архив 2013-05-16 в The Wayback Machine Flight International , 15 октября 2008 года.
  23. ^ Смит 2006, с. 23–24, 38.
  24. ^ Смит 2006, с. 16–17.
  25. ^ Смит 2006, с. 122
  26. ^ Смит 2006, с. 82, 123.
  27. ^ Смит 2006, с. 124
  28. ^ «Аргентинский Пума сбил американскую« Стингер »ракета. - Mercopress» . Mercopress . Архивировано из оригинала 2012-03-28 . Получено 2009-11-07 .
  29. ^ Titley 1997, p. 136
  30. ^ Titley 1997, p. 71
  31. ^ Рипли 2010, с. 11
  32. ^ RIP и HASIK 2002, с. 155
  33. ^ Ripley 2010, с. 56, 60, 81–82.
  34. ^ Райан, Майк (2005). Операторы (1. Publ. Ed.). Лондон: Коллинз. С. 33–35. ISBN  0-00719-937-6 .
  35. ^ «Пилот британского самолета спасен в Боснии» . Питтсбург Пост-Газета . 17 апреля 1994 года. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Получено 8 апреля 2013 года .
  36. ^ Ripley 2010, с. 77–78.
  37. ^ Флери, Паскаль (17 декабря 2010 г.). «Первый тактический транспортный вертолет Eurocopter для Франции выполняет свой первый полет» . Еврокоптер. Архивировано из оригинала 2013-07-29.
  38. ^ Kraak Air International декабрь 2016, стр. 88–95.
  39. ^ O'Ballance, Гражданская война в Ливане (1998), с. 148.
  40. ^ Ihsan hijazi: «Ливанский премьера убит в Коптер Бласте», «Нью -Йорк Таймс» , 2 июня 1987 г.
  41. ^ «Премьер -министр Карами убил» . Раз ежедневно . 2 июня 1987 года . Получено 26 января 2014 года .
  42. ^ «Взрыв бомбы вертолета убивает ливанского премьер -министра» . Los Angeles Times . Доступа 1 июня 1987 года. Архивировано с оригинала 5 марта 2016 года . Получено 22 июля 2012 года .
  43. ^ «Всемирные воздушные силы 1983» . FlightGlobal.com. п. 359. Архивировано из оригинала 21 мая 2013 года . Получено 30 марта 2013 года .
  44. ^ Micheletti and Debay, Victory A Souk El-Gharb-10-й бригада спасает Ливан (1989), с. 18
  45. ^ «Архивная копия» (PDF) . www.inss.org.il. ​Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2016 года . Получено 11 января 2022 года . {{cite web}}: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка )
  46. ^ «SA/IAR 330 PUMA - военные на Ближнем Востоке» . milinme.wordpress.com . 23 ноября 2013 года. Архивировано с оригинала 2016-05-16 . Получено 2016-07-05 .
  47. ^ «Официальный сайт ливанской армии» . Архивировано с оригинала 2015-05-13 . Получено 2016-07-06 .
  48. ^ Keucher 1987, p. 65
  49. ^ Дин 1986, с. 46–47.
  50. ^ Джарри, Эммануэль (23 октября 2007 г.). «Саркози начинает поездку в Марокко с железнодорожным сделкой» . Независимый онлайн . Архивировано из оригинала 7 июля 2015 года . Получено 13 апреля 2013 года .
  51. ^ Босгра и Крым 1972, стр. 27-32.
  52. ^ Jump up to: а беременный Вегар, Хосе. "Жесткие торговые вручения рук" влете ». Бюллетень атомных ученых , ноябрь 1997, 53 (6). С. 12–13.
  53. ^ Агентство Лузы (3 февраля 2006 г.). « Старый» Пума прощается с прибытием восьми EH-101 » . Rtp. Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года.
  54. ^ «Правительство снова пытается продать 8 колониальных вертолетов » . Sic. 20 мая 2015 года. Архивировано с оригинала 3 октября 2018 года . Получено 29 июля 2018 года .
  55. ^ «Южная Африка готова справиться с глобальным сжатием». Толедо -лезвие , 1 ноября 1977 г.
  56. ^ «PIK, чтобы показать в споре с ORYX-подряд» . Mail & Guardian . 13 марта 1998 года. Архивировано с оригинала 7 июля 2015 года . Получено 12 апреля 2013 года .
  57. ^ «Силы в Зимбабве, Южная Африка признает» . Milwaukee Journal . 2 декабря 1979 г. с. 20 [ мертвая ссылка ]
  58. ^ «Отчет: Южноафриканские силы занимают позицию в Анголе» . Санкт -Петербург Таймс . 27 июня 1980 г. с. 15
  59. ^ Александр, Дуглас (12 августа 1982 г.). «15 южноафриканцев убиты в Анголе -толчке» . Возраст . Fairfax Media . п. 9
  60. ^ «Оффшорные записи решают загадку сделки« Чоппер гражданской войны » . Mail & Guardian . 5 апреля 2010 года. Архивировано с оригинала 7 апреля 2013 года . Получено 12 апреля 2013 года .
  61. ^ Рен, Кристофер С. (5 августа 1991 г.). «Более 500 спасены, поскольку греческие круизные лайнеры опускаются у южноафриканского побережья» . New York Times . Архивировано с оригинала 18 марта 2017 года . Получено 14 февраля 2017 года .
  62. ^ "World News" Архивировал 2013-05-16 на The Wayback Machine . Flight International , Vol. 99, № 3230, 4 февраля 1971 г., с. 144
  63. ^ "Wildcat Trakout" Аархивирована 2013-05-16 на машине Wayback . Flight International , Vol. 99, № 3240, 15 апреля 1971 года, с. 532–534.
  64. ^ Эшворт 1989, с. 108
  65. ^ Jump up to: а беременный Озеро 2001, с. 102–103.
  66. ^ Jump up to: а беременный Райан 2005, с. 95
  67. ^ "Операция Tiger 9". Air International , январь 2010, вып. 78, № 1. С. 7
  68. ^ № 31 - 35 Истории эскадрильи архивировали 26 апреля 2009 года на машине Wayback . Воздух власти - история организации RAF . 15 января 2008 года. Получено 28 декабря 2009 года.
  69. ^ Jump up to: а беременный «33 История эскадрильи». Архив 2013-06-15 в The Wayback Machine Royal Air Force , полученные: 8 апреля 2013 года.
  70. ^ МакГреал, Крис (2 апреля 2000 г.). «Помощь на наводнениях« недостаточно » - ООН» . Хранитель . Архивировано с оригинала 15 марта 2016 года . Получено 17 декабря 2016 года .
  71. ^ Райан 2005, с. 170.
  72. ^ Джадд, Терри (16 апреля 2007 г.). «Два британских солдата убили в Ираке, когда вертолеты сталкиваются» . Независимый . Архивировано с оригинала 2015-07-08 . Получено 12 сентября 2018 года .
  73. ^ Савилл, Ричард. «Защитные клапаны топлива на смертельном вертолете Puma Crash« не были проверены в течение 30 лет ». Архивированный 2018-01-17 в The Wayback Machine The Telegraph , 9 декабря 2009 г.
  74. ^ Penney Flight International 26 ноября - 2 декабря 2002 г., с. 74
  75. ^ Jump up to: а беременный «Великобритания мод получает первый модернизированный Puma HC2». Архивировал 2012-10-16 в The Wayback Machine FlightGlobal , 13 сентября 2012 года. Получено: 5 января 2013 г.
  76. ^ «RAF получает средства для большего количества беспилотных летательных аппаратов, обновление PUMA». Архивированный 2008-09-22 в The Wayback Machine FlightGlobal , 5 сентября 2008 года. Получено: 23 декабря 2008 г.
  77. ^ «Обновление Puma HC2 для входа в финальную фазу летных испытаний». Архивированный 2012-09-20 в The Wayback Machine FlightGlobal , 11 июля 2012 года. Получено: 29 августа 2012 года.
  78. ^ «Последний Puma возглавляет расширение жизни» (PDF) . Министерство обороны - оборудование и поддержка . Получено 6 апреля 2013 года .
  79. ^ «Великобритания мод получает первый модернизированный вертолет Puma HC MK2» . Airforce Technology . 14 сентября 2012 года. Архивировано с оригинала 6 июля 2015 года.
  80. ^ «Промышленная стратегия обороны и безопасности: стратегический подход к британскому промышленным секторам обороны и безопасности (CP 410)» (PDF) . Gov.uk. ​Министерство обороны. 26 марта 2021 г. с. 99. Архивировал (PDF) из оригинала на 2021-03-23 . Получено 18 сентября 2021 года .
  81. ^ "Ditch EP Aviation SA.330J PUMA N605R" .
  82. ^ Хили 2003, с. 233.
  83. ^ Хили 2003, с. 127, 139.
  84. ^ Хили 2003, с. 127
  85. ^ «Авиационная авария фирма обрезает« рискованный »вертолетный флот». Вестник . Newsquest . 10 ноября 1981 г. с. 1
  86. ^ Хили 2003, с. 139
  87. ^ «Эриксон США ВМС -поддержка MSC расширилась» . shephardmedia.com . 16 октября 2014 года.
  88. ^ Colonges, Monique; Де Сильва, Кристиан (2019). 1939-2019 Marignane - 80 лет пионеров (PDF) . Вертолеты Airbus. п. 80. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2021 года . Получено 5 июня 2021 года .
  89. ^ Озеро 2001, с. 101.
  90. ^ Озеро 2001, с. 104
  91. ^ Озеро 2001, с. 102
  92. ^ Jump up to: а беременный в Озеро 2001, с. 103
  93. ^ Jump up to: а беременный в Озеро 2001, с. 105
  94. ^ Озеро 2001, с. 106
  95. ^ "Puma HC2" . Королевские ВВС . Получено 15 сентября 2023 года .
  96. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с «Всемирные воздушные силы 2021» . FlightGlobal.com. Архивировано из оригинала 10 января 2021 года . Получено 7 марта 2021 года .
  97. ^ "Армия воздуха " Scrumble.nl Получено 9 мая
  98. ^ «Габонская армия и гендармерия» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
  99. ^ «ВВС Кении» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
  100. ^ «Ливанские ВВС» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
  101. ^ «Королевские марокканские воздушные силы» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
  102. ^ «Пакистанская армия» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
  103. ^ «ВВС Румынии» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
  104. ^ «Румыния военно -морской флот» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
  105. ^ Cacoyannis, Xenia Zubova Sofie (4 апреля 2023 г.). «Начало новой эры в RAF Akrotiri в качестве Pumas заменит вертолеты Griffin на Кипре» . Силы.net . Получено 25 апреля 2023 года .
  106. ^ «22 эскадрильи повторно формируется в RAF Benson» . Королевские ВВС . 14 мая 2020 года . Получено 9 мая 2023 года .
  107. ^ «Несмотря на все усилия Weather 1563 FLT недавно достиг первоначальной эксплуатации в Брунее, а еще 2 самолета PUMA проводят испытания на воздушное авиации до того, как будут доступны для задач и обучения» . RAF Benson (Facebook) . 12 октября 2022 года . Получено 9 мая 2023 года .
  108. ^ Всемирные силы 1987 года , Flight International, 28 ноября 1987 г., с. 38, архивировано с оригинала 16 мая 2013 года , извлечен 23 марта 2013 г.
  109. ^ Jump up to: а беременный «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 40» . Полезной проницательности. 2019. Архивировано с оригинала 1 января 2018 года . Получено 5 января 2019 года .
  110. ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 42» . FlightGlobal.com. Архивировано с оригинала 21 января 2019 года . Получено 5 января 2019 года .
  111. ^ Jump up to: а беременный «Всемирные воздушные силы 2019» . Полезной проницательности. 2019. Архивировано с оригинала 23 января 2019 года . Получено 5 января 2019 года .
  112. ^ «Всемирные силы Всемирного воздуха 1987» . Flight International. 28 ноября 1987 г. с. 52. Архивировано из оригинала 6 июля 2015 года . Получено 23 марта 2013 года .
  113. ^ «Военно -воздушные силы Индонезии» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
  114. ^ ВВС, TNI (30 декабря 2023 г.). « Дорога в музей Диргантара: SA-330 Puma выполняет последнюю летающую миссию Богор-Йогьякарта» » . X (ранее Твиттер) .
  115. ^ «Всемирные силы Всемирного воздуха 1987» . Flight International. 28 ноября 1987 г. с. 65. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Получено 23 марта 2013 года .
  116. ^ «Всемирные воздушные силы 1983 стр. 352» . Полезной проницательности. 2019. Архивировано с оригинала 9 января 2018 года . Получено 5 января 2019 года .
  117. ^ «World Air Sorces 2013» (PDF) . Полезной проницательности. 2013. Archived (PDF) из оригинала 16 декабря 2012 года . Получено 23 марта 2013 года .
  118. ^ «Мировые воздушные силы» . Flight International. 1987. с. 74. Архивировано из оригинала 2015-01-09 . Получено 2013-03-25 .
  119. ^ "Directory World Air Forces 2004" . Flight International . BEED Business Information . 16–22 ноября 2004 г. с. 80. ISSN   0015-3710 . Архивировано из оригинала 11 мая 2013 года . Получено 16 апреля 2013 года .
  120. ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 80» . FlightGlobal.com. Архивировано с оригинала 30 апреля 2019 года . Получено 5 января 2019 года .
  121. ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 81» . FlightGlobal.com. Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Получено 5 января 2019 года .
  122. ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 84» . FlightGlobal.com. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Получено 1 апреля 2013 года .
  123. ^ " мира " Всемирные " силы .
  124. ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 95» . FlightGlobal.com. Архивировано с оригинала 4 сентября 2017 года . Получено 5 января 2019 года .
  125. ^ Барри Уилер (28 августа 1975 г.), Всемирные воздушные силы 1975 , Flight International, p. 291, архив с оригинала 16 мая 2013 года , извлечен 23 марта 2013 г.
  126. ^ «Эскадрилья № 27» . Музей Королевских ВВС . Получено 9 мая 2023 года .
  127. ^ «240 Оперативное блок преобразования» . Воздух власти - история организации RAF . Получено 9 мая 2023 года .
  128. ^ «Эскадрилья № 72» . Музей Королевских ВВС . Получено 9 мая 2023 года .
  129. ^ «Восемь убитов, когда вертолетные аварии ООН в восточной части ДРК» . www.aljazeera.com . Получено 2022-03-31 .
  130. ^ «Шесть офицеров пакистанской армии, солдаты мученились в аварии в Коптере ООН» . Express Tribune . 2022-03-29 . Получено 2022-03-31 .
  131. ^ Сиддики, Навид (2022-03-29). «Шесть пакистанских офицеров, солдаты мученились в аварии на вертолете в Конго: ISPR» . Dawn.com . Получено 2022-03-31 .
  132. ^ «Восемь миротворцев ООН погибли в результате крушения вертолета в ДРК» . Хранитель . Agence France-Presse. 2022-03-29 . Получено 2022-03-31 .
  133. ^ Тейлор 1976, с. 41–42.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андраде, Джон. Воинство 1982 . Лондон: Aviation Press Limited, 1982. ISBN   0 907898 01 7 .
  • Эшворт, Крис. Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Веллингборо, Великобритания: Патрик Стивенс Limited, 1989. ISBN   1-85260-013-6 .
  • Дин, Дэвид Дж. Роль ВВС в конфликте с низкой интенсивностью . Air University Press, 1986. ISBN   1-42892-827-8 .
  • Эдгар О'Балс , Гражданская война в Ливане, 1975–92 , Пэлгрейв Макмиллан, Лондон, 1998. ISBN   0-333-72975-7
  • Фроули, Джерард. Международный каталог гражданских самолетов . Aerospace Publications Pty Ltd, 1997 ISBN   1-875671-26-9
  • Грин, Уильям. Иллюстрированная энциклопедия мировых коммерческих самолетов . Полумесяц, 1978. ISBN   0-51726-287-8 .
  • Хили, Эндрю. Лидер с фронта: Bristow Helicopters, первые 50 лет . Темпус, 2003. ISBN   0-75242-697-4 .
  • Джексон, Пол А. Французская военная авиация . Эрл Шилтон, Лестершир, Англия: публикации округа Мидленд, 1979. ISBN   0 904597 18 0
  • Джеймс, Дерек Н. Вестлендский самолет с 1915 года . Лондон: Путнэм, 1991. ISBN   0-85177-847-X .
  • Jefford, C G. RAF Squadrons , First Edition 1988, Airlife Publishing, Великобритания, ISBN   1 85310 053 6 .
  • Кеучер, Эрнест. Р. Военная помощь и внешняя политика . Технологический институт ВВС, 1989. ISBN   0-91617-101-9 .
  • Краак, январь "пустыня". Air International , декабрь 2016 г., вып. 91, № 6. С. 88–95. ISSN   0306-5634 .
  • Озеро, Джон. «Вариант файл: Aérospatiale SA 330 Puma». International Air Power Review , Том 2 Осень/Осень 2001. Norwalk, CT, USA: Airtime Publishing. ISBN   1-880588-34-X . ISSN 1473-9917. С. 96–107.
  • Лейшман, Дж. Гордон. Принципы вертолетной аэродинамики . Издательство Кембриджского университета, 2006. ISBN   0-52185-860-7 .
  • МакГоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их воздействия . ABC-Clio, 2005. ISBN   1-85109-468-7 .
  • Нил, Молли. "Сниас-Уэстленд SA.330 PUMA". Flight International , 14 мая 1970 года. С. 810–817.
  • Микелетти, Эрик и Дебай, Ив. Победа для Souk El-Gharb-10-й бригаде спасает Ливан в Ливане-десять дней в основе боевых действий , журнал Raids N.º41, октябрь 1989 года. ISSN 0769-4814. стр. 18–24.
  • Пенни, Стюарт. «Всемирные воздушные силы 2002» . Flight International , Vol. 162, № 4859, 26 ноября - 2 декабря 2002 года. С. 33–78.
  • Рип, Майкл Рассел и Джеймс М. Хасик. Точная революция: GPS и будущее воздушной войны . Военно -морской институт Пресс, 2002. ISBN   1-55750-973-5 .
  • Рипли, Тим. Конфликт на Балканах 1991–2000 гг . Osprey Publishing, 2010. ISBN   1-84176-290-3 .
  • Райан, Майк. Операторы: Внутри мирового спецназа . HarperCollins, 2005. ISBN   0-00719-937-6 .
  • Смит, Гордон. Боевой Атлас Фолклендской войны 1982 года . Naval-history.net, 2006. ISBN   1-84753-950-5 .
  • Рэй Штуртивант, Раф-летающие тренировки и поддержки с 1912 года , Air-Britain (Историки), Англия, 2007, ISBN   0 85130 365 x
  • Тейлор, Джон В.Р., изд. Джейн «Все мировые самолеты» 1976–77 . Лондон: Макдональд и Джейн, 1976. ISBN   0-354-00538-3 .
  • Тейлор, Джон В.Р., изд. Джейн «Все мировые самолеты» 1988–89 . Кулсдон, Суррей, Великобритания: информационная группа Джейн, 1988. ISBN   0-7106-0867-5 .
  • Титли. Брайан. Темный возраст: Политическая одиссея императора Бокасса . McGill-Queen's Press, 1997. ISBN   0-77357-046-2 .
  • Криф, Ван и С. Босгра. Португалия и НАТО Комитет Ангола, 1972.
  • Уилер, Барри. «Всемирные воздушные силы 1975» . Flight International , Vol. 108, № 3468, 28 августа 1975 года. С. 290–314.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f57928d4966826ff843c13c95559dfb3__1725745800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/b3/f57928d4966826ff843c13c95559dfb3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aérospatiale SA 330 Puma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)