Aerospace SA 330 Puma
В 330 Puma | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Утилита вертолета |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Sud Aviation Аэрокосмическая |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Французская армия |
Номер построен | 697 |
История | |
Производится | 1968–1987 |
Дата введения | 1968 |
Первый полет | 15 апреля 1965 года |
Варианты | 330 Атлас Орикс |
Превратился в | Eurocopter AS332 Super Puma Еврокоптер AS532 Cougar Денель Роовалк |
Aérospatiale SA 330 Puma представляет собой четырехлетний двухлетний средний транспортный/коммунальный вертолет , разработанный и первоначально производимый французским аэрокосмическим производителем Sud Aviation .
PUMA была разработана в качестве нового дизайна в середине 1960-х годов в ответ на требование французской армии для всепогодного полезного вертолета среднего размера. Основанный на паре двигателей Turbomeca Turmo Turboshaft , он был предназначен для перевозки до 16 сидящих солдат или максимум шести пометов с четырьмя служителями для эвакуации пострадавших, а также перевозка до 2500 кг груза либо внутри, либо с использованием внешнего стропа. Полем Конструкция PUMA включала несколько инноваций, в том числе автоматическую систему проверки лезвия и относительно продвинутые меры антивибрации, интегрированные в основную коробку передач и лопасти с основными роторами. Он также был предназначен для того, чтобы быть способным работать ночью, в неприятных условиях полета и в климате от Арктики до пустыни . PUMA также имеет намеренно высокий уровень резервной мощности, чтобы позволить эффективному полету даже при максимальном весе только с одним эксплуатационным двигателем.
15 апреля 1965 года первый прототип совершил свой первый полет ; Первый производственный стандарт Puma совершил свой первый рейс в сентябре 1968 года. Поставки французской армии начались в начале 1969 года; Тип быстро оказался коммерческим успехом. Производство PUMA продолжалось в 1980 -х годах под командованием преемников Sud Aviation Aérospatiale . Он также был получен лицензией в Румынии как IAR 330 ; два нелицензированных производных, атака Denel Rooivalk Attack и Helicopter Attack и Atlas Oryx были построены В Южной Африке . Было разработано несколько передовых производных, таких как AS332 Super Puma и AS532 Cougar были изготовлены Eurocopter и ее преемника Airbus Helicopters , и с начала 1990 -х годов . Эти потомки Пумы остаются в производстве.
Значительные операции включают войну в Персидском заливе , южноафриканская пограничная война , португальскую колониальную войну , Югославские войны , Ливанская гражданская война , война в Ираке и Войну Фолклендских островов . Многочисленные операторы решили модернизировать свои флоты, часто добавляя больше возможностей и новых функций, таких как стеклянные кабины , навигация системы глобальной системы позиционирования (GPS) и меры обороны. Этот тип также видел популярное использование в гражданской области и управляется рядом гражданских операторов. Одним из крупнейших гражданских операторов PUMA были вертолеты Bristow , которые регулярно использовали его для операций на берегу над Северным морем .
Разработка
[ редактировать ]SAMA PUMA первоначально разработал SUMA Aviation, чтобы удовлетворить требование французской армии для всепогодного вертолета среднего размера, способного нести до 20 солдат, а также различные обязанности по борьбе с грузом. Выбор был сделан для разработки нового дизайна для вертолета, работа началась в 1963 году с поддержки от французского правительства. [ 1 ] Первый из двух прототипов PUMA вылетел 15 апреля 1965 года; Также были построены шесть еще предварительных моделей, последний из которых пролетел 30 июля 1968 года. Первое производство SA 330 Puma вылечилось в сентябре 1968 года, когда поставки французской армии начнут в начале 1969 года. [ 2 ]

В 1967 году PUMA была выбрана Королевскими ВВС (RAF), которые были впечатлены выступлением PUMA. Он получил обозначение Puma HC MK 1 . Значительное совместное производственное соглашение было подписано между аэропатильными и Вестлендскими вертолетами Великобритании. Тесное сотрудничество между французскими и британскими фирмами приведет к покупки Aérospatiale Gazelle в Великобритании и Westland Lynx France. В соответствии с настоящим Соглашением Westland производил ряд компонентов и выполнил сборку Pumas, заказанную RAF. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
SA 330 был успешным на экспортном рынке, многочисленные страны приобрели военные варианты PUMA, чтобы служить в своих вооруженных силах; оффшорных дождей Этот тип также был популярным на гражданском рынке, обнаружив общее использование операторами для транспортных пошлин на нефтяные платформы . [ 6 ] На протяжении большей части 1970 -х годов PUMA SA 330 был самым продаваемым транспортным вертолетом, производимым в Европе. [ 7 ] К июлю 1978 года более 50 Pumas уже были доставлены гражданским клиентам, и мировой флот накопил более 500 000 рабочих часов. [ 8 ]
Румыния вступила в договоренность с Aerospatiale для производства PUMA по лицензии в качестве IAR 330 , производив по меньшей мере 163 типа для румынских вооруженных сил, гражданских операторов и нескольких собственных экспортных клиентов. [ 9 ] Индонезия также занималась домашним производством SA 330. [ 10 ] [ 11 ] Южная Африка , увлеченный пользователь этого типа, выполнила свою собственную программу основной модификации и производства, проведенной государственной авиационной корпорацией Atlas для обновления собственных Pumas, полученный самолет был назван Oryx . В 1990 -х годах Денел также разработал бы вертолет атаки для ВВС Южной Африки на основе PUMA, известного как Denel Rooivalk . [ 9 ]
В 1974 году Aerospatiale начал разработку улучшенных вариантов PUMA, стремясь создать преемника для этого типа; Эти усилия будут накоплены в AS332 Super Puma . Первый прототип AS332 Super Puma отправился 13 сентября 1978 года с более мощными двигателями и более аэродинамически эффективным расширенным фюзеляжем; К 1980 году производство AS332 Super Puma обогнало производство SA 330 PUMA. [ 12 ] Производство SA 330 Puma от Aérospatiale прекратилась в 1987 году, [ 13 ] С этого времени было продано 697; [ 14 ] Производство в Румынии продолжится до 21 -го века. [ 12 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Aérospatiale SA 330 Puma является вертолетом с двумя двигателями, в основном предназначенным для кадровых транспортных и логистических обязанностей. Как перевозчик отряда, до 16 солдат могут быть размещены на складных сиденьях, в то время как в конфигурации эвакуации пострадавшей та же салон может удерживать до шести пометов и четырех дополнительных персонала. PUMA также может выполнять грузовые транспортные обязанности, либо через внешнюю перевозку полезных нагрузок на выделенном грузовом крючке , либо с использованием внутреннего места в кабине; до максимального веса 2500 кг груза можно переносить за раз. Гражданские пума имеют различные макеты кабины, обычно предназначенные для различных форм пассажирского транспорта, включая VIP . В поисковой и спасательной емкости подъемник , часто устанавливаемый на правом бортовом фюзеляже. обычно устанавливается [ 15 ]
Пара двигателей Turbome Turmo Turmo Turmo Turmo Turmo Turmo к приводит тому, что основной ротор PUMA с четырьмя лезвиями. Роторы управляются с помощью пяти трансмиссии на стадии восстановления на типичной скорости 265 об / мин . В дизайне передачи было представлено несколько уникальных и необычных инноваций для того времени, таких как однократное производство вала ротора и меры антивибрации, интегрированные в основную коробку передач и основные лопасти ротора. [ 16 ] В PUMA также была автоматическая система осмотра лезвия , которая охраняла и предупреждала экипажи об усталости в лопатках ротора. Он снабжен парой гидравлических систем, которые намеренно работают независимо друг от друга, одна система питает только управление полетом самолета, в то время как другой обслуживает автопилот , шасси и тормоз ротора, а также управление полетом. [ 17 ]
С точки зрения производительности полета, PUMA была разработана, чтобы быть способной на высокие скорости, демонстрировать большую маневренность и обладать благоприятной горячей и высокой производительностью; Двигатели имеют преднамеренно высокий уровень резервной мощности, чтобы позволить PUMA эффективно эффективно летать даже при максимальном весе только с одним функционирующим двигателем, и выполнять свою миссию, если требуются обстоятельства. [ 18 ] Кабина обеспечивается обычным двойным элементом управления как для пилота, так и для пилота, в кабине предусмотрено третье место для члена или командира экипажа резервного запасного экипажа. PUMA оснащена электропилотом SFIM-Newmark Type 127; Автопилот способен к стабилизации рулона и высоты тона , оператор Load Hook также может непосредственно выполнять корректирующие корректировки положения вертолета со своей станции через автопилот. [ 19 ]
PUMA легко переносится на воздух с помощью тактических воздушных листов , таких как Transall C-160 и Lockheed C-130 Hercules ; Основной ротор, шасси и хвостовой уход все съемный до требований к более низкому пространству. Простота обслуживания была одной из целей, преследующей в дизайне PUMA; Многие из компонентов и систем, которые потребовали бы обычной проверки, были установлены для того, чтобы быть виден с уровня земли, использование ограниченных в жизни компонентов было сведено к минимуму, а ключевые области механических систем были разработаны для легкости. [ 15 ] PUMA также способна работать в ночное время, в негостеприимных условиях полета или в широком диапазоне климатов от Арктики до пустынной среды. [ 20 ]
Несмотря на то, что во время оригинального производственного запуска не было включено, многочисленные операторы PUMA установили дополнительные функции и современное оборудование в течение срока службы Rotorcraft. RAF оснастил свой флот PUMA навигационным оборудованием для системы глобальной системы позиционирования (GPS), а также множество мер самообороны, включая инфракрасные контрмеры и автоматические ракурсы / диспенсеры с мяки , и очки ночного видения для ночных рейсов. [ 20 ] Французская армия Light Aviation модернизировала свои Pumas для соответствия стандартам международной организации гражданской авиации , что включало добавление новых цифровых систем, включая системы командования и управления миссиями , такие как ссылка на данные Sitalat . [ 21 ] Сторонние компании, такие как Южная Африка Громовой Сити, предоставили программы расширения и модернизации жизни и модернизации жизни, некоторые операторы решили перестроить свои флоты стеклянными кабинами . [ 22 ]
Оперативная история
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]Во время Фолклендской войны/Герра -де -Малвинс в 1982 году пять SA 330 Pumas из армии Аргентинской армии и одна из аргентинских береговых охраны были развернуты в театре; Они могут работать либо на палубах военно -морских судов, а также выполнения миссий по всей широте островов; Все были потеряны в последующем конфликте. [ 23 ] 3 апреля, приземляя аргентинские войска в рамках захвата Южной Джорджии , пума был сильно поврежден стрелком стрельбы из британских сухопутных сил и вскоре врезался в местность. [ 24 ] 9 мая одна ракета Sea Dart зенитной ракеты была разрушена в HMS Coventry . [ 25 ]
23 мая пара Королевского флота морских гарриерс перехватила трех аргентинских пумов в середине миссии по снабжению в Порт -Ховард ; Во время последующего помолвки одна пума была уничтожена, сталкиваясь с местностью, а вторая была инвалида и впоследствии уничтожена пушкой от морских гарриьеров, третья Пума сбежала. [ 26 ] 30 мая пума была потеряна в окрестностях горы Кент в неясных обстоятельствах, возможно, из -за дружеского пожара ; [ 27 ] В том же дне в том же дне в том же дне в том же дне была сбита статья в аргентинском новостях, что в тот же день была сбита пума, сухопутными уволенная войсками SAS , недалеко от горы Кент. Шесть национальных гендармерских спецназа были убиты и еще восемь ранены в Даунинге. [ 28 ]
Франция
[ редактировать ]было нанято четыре Pumas В сентябре 1979 года во время операции Barracuda для перевозки французской штурмовой группы непосредственно в правительственной штаб -квартире империи Центральной Африки ; После чего конфисковало ценности и различные дипломатические и политические записи были быстро извлечены в близлежащее французское посольство непрерывными воздушными подъемами у Pumas. [ 29 ]
Одним из отличительных использования PUMA во французской службе был VIP -транспорт для перевозки президента Франции как дома, так и во время зарубежных дипломатических обязательств; Эти обязанности были перенесены в более крупную Super Puma AS332, так как стало доступно в достаточных количествах. [ 30 ] [ 31 ]
Во время Первой войны в Персидском заливе 1991 года Франция решила отправить несколько Пумов в поддержку коалиционных сил, вступающих в конфликт с Саддама Хусейна Ираком . Те пумы, которые были назначены на роль выполнения боевых поисковых обязанностей, были быстро модифицированы с помощью GPS- приемников для расширения их навигационных возможностей. [ 32 ]
В рамках вклада Франции в НАТО вмешательство 1990 -х годов в Югославские войны , ряд французских пумов, работавших в регионе вместе с другими операторами PUMA, такими как Великобритания и Объединенные Арабские Эмираты ; Одной из частых миссий для этого типа было жизненно важное положение миссий гуманитарной помощи беженцам, избегающим продолжающегося этнического геноцида . [ 33 ] В апреле 1994 года французская пума выполнила ночную добычу британской команды SAS , а пилот сбитого морского Harrier с глубокой враждебной боснийской территории, самолет обнаружился под стрельбой, отступая из этого района. [ 34 ] [ 35 ] 18 июня 1999 года было выполнено единственное скоординированное воздушное вставку двух компаний французских десантников, помогающих возглавить быстрое закрепление Косовской Митровицы сухопутными войсками НАТО. [ 36 ]
К 2010 году и французская армия, и военно -морской флот Франции решили закупить отдельные варианты Nhindustries NH90, чтобы в конечном итоге заменить Puma на французской военной службе. [ 37 ] Начиная с июня 2014 года, пара Pumas of Escadron D'hélicoptères 1/67 'Pyrénées (EH 1/60) была развернута в Чад и Нигер с июня 2014 года в рамках операции Barkhane для нарушения исламского повстанца в регионе Сахеля . Первоначально работал из Н'Джамены в Чаде, отряд позже продвинулся вперед в Диркоу и Мадаму в Нигере, поддерживая сухопутные войска и промежуточные маршруты поставок для повстанца; Отряд вернулся во Францию в сентябре 2015 года после освобождения других активов французской армии. Примерно 20 SA 330 Pumas остались во французской службе воздушных и космических сил к 2016 году. [ 38 ]
Ливан
[ редактировать ]
В период с 1980 по 1984 год ливанские ВВС получили от Франции Ten SA 330C Pumas, чтобы оснастить свою недавно приподнятую 9 -ю транспортную эскадрилья на авиабазе Бейрут , где она была первоначально базирована. В 1983 году эскадрилья была перемещена к северу от Бейрута , и ее пума были рассеяны на небольших импровизированных вертолетах вокруг Йоуни и Адми по соображениям безопасности. 23 августа 1984 года пума, несущая ливанских вооруженных сил вождю-вооруженных сил и командир седьмой бригады , генерала Надима аль-Хакима , и восемь других высокопоставленных военных офицеров разбились в густом тумане возле Бейрута , убив всего персонала на борту. [ 39 ] 1 июня 1987 года ливанский премьер-министр Рахид Карами был убит на борту пумы на пути к Бейруту, когда бомба взорвалась в случае атташе на его коленях; Взрыв также пострадал министра внутренних дел Абдуллы Расси и трех других двенадцати помощников и членов экипажа на Пуме, что было серьезно повреждено. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
На последнем этапе Ливанской гражданской войны флот PUMA, который теперь сократился до семи или шести вертолетов полезного состояния [ 43 ] - обычно использовался для проведения рейсов связи с соседним Кипре от имени временного военного правительства генерала Мишеля Ауна , хотя нехватка топлива и проблемы с техническим обслуживанием заставили их команды, как правило, обосновать их до конца войны в октябре 1990 года. [ 44 ]
После конфликта командование военно -воздушных сил Ливана предприняло последовательные усилия по восстановлению своей транспортной вертолетной эскадрильи с помощью Объединенных Арабских Эмиратов , и семи вертолетов IAR 330 SM, ранее находящихся в служении в ВВС Объединенных Арабских Эмиратов, были доставлены в 2010 году. [ 45 ]
ВВС превратили IAR 330 SM в , закаленном боковом приводе В 2013 году ливанские на . вертолетное установленное оружие Hunter FGA.70 и FGA.70A Истребители . Получившиеся в результате ПУМА, в результате которого было проведено судебные процессы 10 октября того же года во время авиационных маневров на авиабазе Хамат . [ 46 ] Несмотря на то, что испытания были успешными, SA 300SM не был принят на активную службу, так как командование ливанских ВВС устроило вместо этого на вооруженной версии Eurocopter AS532 Cougar , из которых семь вертолетов должны были быть получены в течение следующих трех лет. [ 47 ]
Марокко
[ редактировать ]
В 1974 году Марокко заключил соглашение с Францией о покупке 40 вертолетов PUMA для своих вооруженных сил. [ 48 ] В течение 1970 -х и 1980 -х годов Марокканский Пумас увидел боевую службу против сепаратистов Polisario Front и помогал обеспечить больший контроль над регионом Западной Сахары ; Использование воздушной энергии марокканскими силами было серьезно сокращено после того, как несколько самолетов были потеряны или повреждены из-за присутствия в начале 1980-х годов в начале 1980-х годов в начале 1980-х годов в начале 1980-х годов. [ 49 ]
В октябре 2007 года, в рамках сделки между Марокко и Францией в размере 2 миллиарда евро, в общей сложности 25 марокканских пумов предназначены для обширной модернизации и модернизации. [ 50 ]
Португалия
[ редактировать ]В 1969 году Португалия стала ранним экспортным клиентом для PUMA, заказав 12 вертолетов для португальских ВВС ; Португалия также будет первой страной, которая наняла Pumas в боевых операциях во время португальской колониальной войны ; Тип использовался оперативно для дополнения меньшего Alouette III вертолетного флота во время Анголы и Мозамбинских войн за независимость , тип имел преимущества большей автономии и транспортной мощности над другими эксплуатированными вертолетами. [ 51 ]
В течение 1980 -х годов Португалия участвовала в незаконной договоренности с Южной Африкой, чтобы обойти Организации Объединенных Наций эмбарго , применяемый в Южной Африке, в соответствии с которым Франция отказалась обеспечить модернизацию и запчасти для собственного флота Puma в Южной Африке. В скрытой сделке Португалия приказала более мощным двигателям и новой авионике с публичным намерением использовать их в собственной пумах, однако многие из компонентов были перенаправлены через Заире основанную на фронтальную компанию, в южноафриканскую оборонительную фирму Armscorp , где они использовались Чтобы пересмотреть, обновить и восстановить существующие Pumas, в конечном счете, приводя к атласу Oryx ; Португальские пума также получили значительные обновления, которые были оплачены в соответствии с условиями соглашения. [ 52 ]
В 2006 году Португальские ВВС начали получать поставки Agustawestland AW101 Merlin , более крупного и более способного вертолета, заменив стареющий флот Puma. [ 53 ]
Начиная с 2007 года, Португалия предлагает продать восемь своих снятых пум, они все еще были в продаже к 2015 году. [ 54 ]
ЮАР
[ редактировать ]
Начиная с 1972 года, Pumas, управляемые SAAF, были развернуты в расширенных операциях на юго -западной Африке и Анголе во время пограничной войны . Пума была вовлечена в обычные войска; быстрое развертывание во время операций «последующее»; действует в качестве радио эстафеты ; эвакуация жертв ; спасение сбитого экипажа; вставка спецназа ; и крупномасштабные трансграничные операции, такие как саванна , мочевая , протеа , супер и модульная . Большинство приобретений Южной Африки PUMA, в том числе запасных частей, были сделаны до ожидаемого Организации Объединенных Наций эмбарго , которое было применено в 1977 году. [ 55 ] Впоследствии Южная Африка модернизировала многие из своих пумов, в конечном итоге прибыв в полученный коренной атлас Орикс ; Внешняя помощь и компоненты были получены посредством секретных транзакций с участием Португалии во время эпохи эмбарго вооружений. [ 52 ] [ 56 ]
В декабре 1979 года правительство Южной Африки признало присутствие своих вооруженных сил, действующих в Родезии ; Пума регулярно использовались в поддержку сухопутных войск Южноафриканской армии. [ 57 ] В июне 1980 года 20 Pumas сопровождали силу 8000 военнослужащих во время вторжения в Южноафриканскую Анголу в погоне за националистическими бойцами Свапо . [ 58 ] В 1982 году правительство подтвердило, что 15 военнослужащих были убиты, когда силы Свапо сбили южноафриканскую пуму, это была одна из худших потерь, понесенных в одном инциденте в конфликте. [ 59 ]
был предпринят, что тогдашний президент Паскаль Лиссуба В течение 1990-х годов тогдашний президент Паскаль Лиссуба из Республики Конго , скорее всего, предназначен для использования в гражданской войне . [ 60 ] Когда в 1991 году круизные лайнеры MTS Oceanos упали с дикого побережья Южной Африки, 13 Pumas сыграли решающую роль в спасательных усилиях, предоставив 225 выживших в безопасности во время плохих погодных условий. [ 61 ]
Великобритания
[ редактировать ]
Первые два Pumas для Королевских ВВС были доставлены 29 января 1971 года, [ 62 ] [ 63 ] с первой оперативной эскадрилья ( 33 эскадрильи ), образовавшейся в RAF Odiham 14 июня 1971 года. [ 64 ] В RAF будет заказать в общей сложности 48 PUMA HC MK 1 для транспортных обязанностей; Во время войны с Фолклендами дополнительный SA 330J, ранее управляемый аргентинскими военно -морскими префектурой, был захвачен британскими войсками и отправлен обратно в Великобританию и использовался в качестве статического обучения RAF в течение нескольких лет. Этот SA 330J был позже отремонтирован Westland с использованием запчастей от поврежденного RAF PUMA XW215 и поместил в обслуживание RAF после длительного восстановления в качестве ZE449. [ 65 ] Puma стала обычным средством для британского спецназа, такого как SAS , и была описана как «хороша для скрытых задач». [ 66 ]
В начале 1970 -х и 1990 -х годов RAF Pumas обычно базировались в RAF Odiham ( 33 эскадрильи и 240 OCU ), RAF Gutersloh ( 230 Squadron ) и № 1563 RAF RAF в RAF Belize . Во время неприятностей также было обычным явлением, чтобы отряд базировался в RAF Aldergrove в Северной Ирландии. В 1994 году 230 эскадрилья переехала в RAF Aldergrove, чтобы обеспечить постоянное присутствие, чтобы увеличить Уэстленд Уэссекс эскадрильи 72 . В 2009 году 230 эскадрилья переехала в RAF Benson вместе с 33 эскадрилья из RAF Odiham. [ 67 ] [ 68 ]

Королевские ВВС PUMA также наблюдали активную службу в Венесуэле , Ираке, Югославии и Заире . [ 69 ] Британия часто отправляла Pumas по оказанию помощи стихийным бедствиям и гуманитарным миссиям, например, во время наводнения в Мозамбике 2000 года и ямайского флэш -наводнений в 1988 году ; [ 70 ] и проводить миротворческие операции в таких регионах, как Зимбабве и Персидский залив . [ 69 ]
Во время кульминации первой войны в Персидском заливе совместные силы Пумы из 230 и 33 эскадрильгов оказались решительными в быстро мобилизации и развертывании войск, чтобы не допустить саботации иракских войск саботировать нефтяное место . [ 66 ] С начала войны в Ираке в период с 2003 по 2009 год RAF Pumas будет использоваться для обеспечения мобильности войск через театр. [ 71 ] 15 апреля 2007 года два RAF Pumas столкнулись во время миссии спецназа недалеко от Багдада , Ирак. [ 72 ] В ноябре 2007 года пума разбился во время антипрагирующей операции в Ираке; Следствие обнаружило, что причина в первую очередь пилотная ошибка, однако, Министерство обороны (MOD) подвергалось критике за то, что он не смог оснастить PUMAS RAF -PUMAS ночным очками и неадекватными проверками технического обслуживания, ставя под угрозу безопасность, эти недостатки были рассмотрены после инцидента. [ 73 ]
В 2002 году Великобритания была приобретена шесть бывших юго-африканских SA 330L для продления срока службы типа. [ 74 ] В обширной программе обновления показали, что первый сервис PUMA HC MK2 вступил в службу в конце 2012 года и завершении в начале 2014 года, [ 75 ] Разрешение RAF Pumas оставаться на службе до 2025 года. В 2008 году он был запланирован на 30 Pumas, чтобы быть модернизированным, [ 76 ] впоследствии это было сокращено до 22, [ 77 ] и позже был пересмотрен вверх в общей сложности 24 HC MK2 Pumas. [ 78 ] Обновления включают внедрение двух двигателей Turbomeca Makila, новых коробок передач и хвостовых роторов, новых управления двигателями, цифрового автопилота, системы управления полетами, улучшенного набора защитных средств и баллистической защиты как для экипажа, так и для пассажиров. HC MK2 PUMA может перевозить вдвое пролеванную нагрузку в три раза больше, чем в диапазоне своего предшественника и был развернут для тактического транспорта войск, быстрого условного боя и гуманитарных миссий. [ 79 ]
Ожидается, что RAF заменит свой флот PUMA в середине 2020-х годов, при этом заменяющий роторство закупается в рамках новой средней программы вертолета . [ 80 ]
Частные военные компании
[ редактировать ]Известно, что американская частная военная компания EP Aviation управляла многочисленными Pumas в Афганистане . [ 81 ]
Гражданский
[ редактировать ]Одним из крупнейших и выдающихся операторов этого типа были вертолеты Bristow , где PUMA регулярно использовалась для операций на берегу над Северным морем . [ 9 ] [ 82 ] В течение 1970-х годов Бристоу стремился начать замену своих вертолетов Sikorsky S-61 , и PUMA была выбранной после того, как Aeropatiale была сделана предложение по высококонкурентной цене; PUMA G-BFSV был первым из тех, кто вступил в службу с Bristow. [ 83 ] С 1979 года Пума сформировала основу флота Бристоу; [ 84 ] Этот тип взял на себя обязанности уходящих в отставку вертолетов Бристоу в Уэстленде Уэссекс в 1981 году. [ 85 ] В 1982 году Бристоу решил дополнить свой тогдашний тотальный флот 11 SA 330J Pumas через введение более мощное Super Puma. [ 86 ]
Американский оператор Erickson Inc. управлял не менее четырех Pumas; Они использовались в соответствии с контрактом на вертикальное пополнение (Vertrep) на пятый флот Соединенных Штатов и седьмой флот Соединенных Штатов . [ 87 ]
Варианты
[ редактировать ]

Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Аэрокосмические версии
[ редактировать ]- В 330а
- Прототипы, первоначально называемые «Alouette IV». [ 88 ]
- До 330B
- Первоначальная производственная версия для Французской армии Light Aviation . Приводится в действие на 884 кВт (1185 л.с.) двигателей Turbomeca Turmo IIIC4. 132 куплено Францией. [ 89 ]
- SA 330 Orchid
- SA 330, модифицированный для нести радиолокационную систему с надписью на поле боевых действий с вращающейся антенной -антенной для французской армии. Один демонстратор был построен, полет в 1986 году. Программа Orchidée была отменена в 1990 году, но прототип вернулся в службу в 1991 году, чтобы служить в войне в Персидском заливе , что привело к производству аналогичной системы, основанной на еврокоптере Cougar . [ 90 ]
- До 330с
- Первоначальная экспортная производственная версия. Приводится в действие на 1044 кВт (1400 л.с.) Турбомека Турмо IVB. [ 91 ]
- SA.330E
- Версия, созданная Westland Helicopters для RAF под обозначением Puma HC MK. 1
- SA.330F
- Первоначальная гражданская экспортная экспортная версия с двигателями Turbomeca Turmo IIIC4 Turboshaft. [ 92 ]
- SA.330G
- Обновленная гражданская версия с 1175 кВт (1575 л.с.) двигателями Turmo IVC Turmo. [ 92 ]
- SA.330H
- Модернизированная французская армия и экспортная версия с двигателями Turbomeca Turmo IVC и композитными лопастями главного ротора. Обозначен SA 330BA французскими воздушными и космическими силами. Все выжившие французская армия SA 330BS преобразовано в этот стандарт. [ 92 ]
- SA.330J
- Модернизированная версия гражданского транспорта с композитными лопастями ротора и с более высоким максимальным весом взлета. [ 93 ]
- SA.330L
- Обновленная версия для « горячих и высоких » условий. Военный эквивалент гражданского SA.330J. [ 93 ]
- SA.330S
- Модернизированная версия SA 330L (сами из SA 330C) для португальских ВВС. Приводится в движение двигателями Turbomeca Makila . [ 93 ]
- SA.330SM
- Ливанская версия орудийного корабля, установленная на закаленной боковой панели, укрепляет одну револьверную пушку Aden Mk 4/5 30 мм на модифицированной стручке и пару ракетных пусковых установок SNEB с каждой стороны.
- SA.330Z
- Прототип с хвостовым ротором " Fenestron ". [ 94 ]
- В.331 Pum Makila
- Тест двигателя для серии Super Puma AS.332, оснащенные двумя двигателями Turbomeca Makila
Версии других производителей
[ редактировать ]- Atlas Aircraft Corporation Oryx
- Восстановленный и модернизированный SA 330 PUMA, построенный для южноафриканских ВВС.
- Iptn Nas 330J
- Версия, которая была собрана Iptn of Indonesia под местным обозначением NAS 330J и Aerospatiale Devication SA 330J. Одиннадцать единиц были произведены.
- 330
- Построенная лицензии версии SA 330 Puma, изготовленная румынской аэронавтической промышленностью Румынии. Обозначить как SA 330L аэропатированным.
- IAR-330 PUMA шокирован
- 24 модифицировано для противотанковой войны.
- IAR-330 Puma Naval
- 3 Модифицировано для румынского флота, используя Socat Avionics.
- Westland Puma HC MK 1
- SA 330E эквивалент, собранная Westland Helicopters для RAF, впервые пролетел 25 ноября 1970 года. Несколько сходства с SA 330B, используемым вооруженными войсками Франции. RAF разместил первоначальный заказ на 40 PUMA в 1967 году с еще восьми самолетов замены истощения в 1979 году. [ 65 ]
- Airbus Helicopters Puma Hc.mk 2
- Модифицированный Puma HC Mk1s, [ 95 ] В общей сложности 24 модернизации с более мощными двигателями Turbomeca Makila 1A1, стеклянной кабиной и новой авионикой, безопасной коммуникацией и улучшенным оборудованием для самозащиты. [ 75 ]
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]
- Французские воздушные и космические силы [ 96 ] [ 97 ]
- Cayenne - аэропорт Félix Eboué , Французская Гвиана
- Международный аэропорт Джибути -Амбули , Джибути
- Международный аэропорт La Tontouta , Новая Каледония
- Sols изучить базу Someview , Haute-Corse, Франция
- Французская армия легкая авиация [ 96 ]
- Военные Габона [ 96 ] [ 98 ]
- Международный аэропорт Léon-MBI , Libreville
- Транспортировка воздушной эскадрильи
- Международный аэропорт Léon-MBI , Libreville
- Кения ВВС [ 96 ] [ 99 ]
- MOI Air Base , округ Найроби -Сити
- Вертолетная эскадрилья
- MOI Air Base , округ Найроби -Сити
- Ливанские ВВС [ 96 ] [ 100 ]
- Вуджа аль -Хаджар Авиабаза , Хамат
- 9 эскадрилья
- Вуджа аль -Хаджар Авиабаза , Хамат
- Королевские марокканские воздушные силы [ 96 ] [ 101 ]
- Первая авиабаза , Рабат-Сале-Кенитра
- Тактические маневры эскадрильи
- Первая авиабаза , Рабат-Сале-Кенитра
- Пакистанские ВВС [ 96 ]
- Пакистанский армейский авиационный корпус [ 96 ] [ 102 ]
- Мултанский международный аэропорт , Пенджаб
- 24 -я армейская авиационная эскадрилья
- QASIM Airbase , Dhamial
- 13 -я армейская авиационная эскадрилья
- 28 -я армейская авиационная эскадрилья
- Мултанский международный аэропорт , Пенджаб
- Румынские ВВС (EEE IAR 330 ) [ 96 ] [ 103 ]
- 71 -я авиабаза , округ Клуж
- Secadrila 712
- Squadrila 713
- 90 -я база AirLift , округ Ильфов
- Secadrila 903
- 95 -я авиабаза , округ Бакэу
- Squadrila 952
- 71 -я авиабаза , округ Клуж
- Румынский флот (см. IAR 330 ) [ 96 ] [ 104 ]
- Аэродром Tuzla, округ Констананха
- Группа 256
- Аэродром Tuzla, округ Констананха

- Королевские ВВС [ 96 ]
- RAF Akrotiri , Кипр
- Эскадрилья № 84 (2023 - присутствующий ) [ 105 ]
- Раф Бенсон , Оксфордшир, Англия
- Эскадрилья № 22 (OEU) (2020– Присутствует ) [ 106 ]
- Эскадрилья № 33 (1971–171 годы )
- Эскадрилья № 230 (1971–171 годы )
- Раф Одихам , Хэмпшир, Англия
- № 28 эскадрилья (OCU) (2015– Присутствует )
- Медицинские линии , бруней
- № 1563 Полет (1971–1993; 2004–2009; 2022 - присутствующий ) [ 107 ]
- RAF Akrotiri , Кипр
Бывшие операторы
[ редактировать ]
- Индонезийские ВВС [ 96 ] [ 113 ]
- Atang Senjaya Air Base Base , West Java
- Воздушное крыло 4 - воздушная эскадрилья 8 (повторно 30 декабря 2023 г.) [ 114 ]
- Atang Senjaya Air Base Base , West Java


- Королевские ВВС
- Раф Одихам , Хэмпшир, Англия
- № 27 (R) эскадрилья (OCU) (1993–1998) [ 126 ]
- № 240 Блок оперативного преобразования (1971–1993) [ 127 ]
- RAF Aldergrove , графство Антрим, Северная Ирландия
- Эскадрилья № 72 (1997–2002) [ 128 ]
- Раф Одихам , Хэмпшир, Англия
Примечательные несчастные случаи и инциденты
[ редактировать ]- 29 марта 2022 г. - восемь миротворцев ООН (шесть пакистанцев, россиянец и серб), часть миссии стабилизации Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго, была убита в результате крушения вертолета Пума, управляемого авиационным корпусом Пакистанской армии , когда Разведка миссия в проблемной Восточной Демократической Республике Конго . Причина аварии еще предстоит выяснить. [ 129 ] [ 130 ] [ 131 ] [ 132 ]
Технические характеристики (SA 330H PUMA)
[ редактировать ]
Данные из All The World's All All Aircraft 1976–77 [ 133 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Вместимость: 16 пассажиров
- Длина: 18,15 м (59 футов 6½ дюймов)
- Диаметр ротора: 15,00 м (49 футов 2½ дюймов)
- Высота: 5,14 м (16 футов 10½ дюймов)
- Область диска: 177,0 м² (1 905 футов²)
- Пустой вес: 3536 кг (7795 фунтов)
- Максимальный вес взлета : 7000 кг (15 430 фунтов)
- Силовая установка: 2 × Turbomeca Turmo IVC Turboshasfts , 1175 кВт (1575 л.с.) каждый
Производительность
- Никогда не превышайте скорость : 273 км/ч (147 узлов, 169 миль в час)
- Максимальная скорость : 257 км/ч (138 узлов, 159 миль в час)
- Скорость круиза : 248 км/ч (134 узла, 154 миль в час) Econ Cruise
- Диапазон : 580 км (313 нм, 360 миль)
- Потолок обслуживания : 4800 м (15 750 футов)
- Скорость подъема : 7,1 м/с (1400 футов/мин)
Вооружение
- Оружие:
Примечательные выступления в СМИ
[ редактировать ]Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
- Атлас Орикс
- Денель Роовалк
- Eurocopter AS332 Super Puma
- Еврокоптер AS532 Cougar
- Eurocopter EC225 Super Puma Mk II+
- Eurocopter EC725 Super Cougar
- 330
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- McGowen 2005, p. 123.
- ^ Тейлор 1976, с. 41
- ^ Озеро 2001, с. 97–98.
- ^ Джеймс 1991, с. 485–486.
- ^ Frawley 1997, p. 13
- ^ Зеленый 1978, с. 70
- ^ Лейшман 2006, с. 43
- ^ Ламберт, Марк. «Aerospatiale преследует продажи гражданских вертолетов». Архивированный 2013-05-16 в The Wayback Machine Flight International , 8 июля 1978 года. С. 76
- ^ Jump up to: а беременный в McGowen 2005, p. 124
- ^ Уолдрон, Грег (8 июля 2011 г.). «Еврокоптер обновляет партнерство в Индонезии» . Flightglobal .
- ^ "1965: SA330 PUMA". Архивировано 5 марта 2013 года, в Machine Wayback Eurocopter , получено: 7 апреля 2013 года.
- ^ Jump up to: а беременный McGowen 2005, p. 154
- ^ Озеро 2001, с. 100
- ^ Тейлор 1988, с. 57
- ^ Jump up to: а беременный Нил 1970, с. 814–815.
- ^ Нил 1970, с. 814–817.
- ^ Нил 1970, с. 817.
- ^ Нил 1970, с. 814.
- ^ Нил 1970, с. 815.
- ^ Jump up to: а беременный "Puma HC1." Архив 2013-05-01 в The Wayback Machine Королевские ВВС , полученные: 10 апреля 2013 года.
- ^ ЛЕРТ, ФЕДЕРИК. «Франция испытает новые цифровые информационные системы вертолета». Архивировал 2015-01-20 на The Wayback Machine IHS Jane's Defense Weekly , 30 ноября 2014 года.
- ^ Бирнс, Хилка. «Громовой город запускает программу преобразования PUMA». Архив 2013-05-16 в The Wayback Machine Flight International , 15 октября 2008 года.
- ^ Смит 2006, с. 23–24, 38.
- ^ Смит 2006, с. 16–17.
- ^ Смит 2006, с. 122
- ^ Смит 2006, с. 82, 123.
- ^ Смит 2006, с. 124
- ^ «Аргентинский Пума сбил американскую« Стингер »ракета. - Mercopress» . Mercopress . Архивировано из оригинала 2012-03-28 . Получено 2009-11-07 .
- ^ Titley 1997, p. 136
- ^ Titley 1997, p. 71
- ^ Рипли 2010, с. 11
- ^ RIP и HASIK 2002, с. 155
- ^ Ripley 2010, с. 56, 60, 81–82.
- ^ Райан, Майк (2005). Операторы (1. Publ. Ed.). Лондон: Коллинз. С. 33–35. ISBN 0-00719-937-6 .
- ^ «Пилот британского самолета спасен в Боснии» . Питтсбург Пост-Газета . 17 апреля 1994 года. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Получено 8 апреля 2013 года .
- ^ Ripley 2010, с. 77–78.
- ^ Флери, Паскаль (17 декабря 2010 г.). «Первый тактический транспортный вертолет Eurocopter для Франции выполняет свой первый полет» . Еврокоптер. Архивировано из оригинала 2013-07-29.
- ^ Kraak Air International декабрь 2016, стр. 88–95.
- ^ O'Ballance, Гражданская война в Ливане (1998), с. 148.
- ^ Ihsan hijazi: «Ливанский премьера убит в Коптер Бласте», «Нью -Йорк Таймс» , 2 июня 1987 г.
- ^ «Премьер -министр Карами убил» . Раз ежедневно . 2 июня 1987 года . Получено 26 января 2014 года .
- ^ «Взрыв бомбы вертолета убивает ливанского премьер -министра» . Los Angeles Times . Доступа 1 июня 1987 года. Архивировано с оригинала 5 марта 2016 года . Получено 22 июля 2012 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1983» . FlightGlobal.com. п. 359. Архивировано из оригинала 21 мая 2013 года . Получено 30 марта 2013 года .
- ^ Micheletti and Debay, Victory A Souk El-Gharb-10-й бригада спасает Ливан (1989), с. 18
- ^ «Архивная копия» (PDF) . www.inss.org.il. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2016 года . Получено 11 января 2022 года .
{{cite web}}
: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) - ^ «SA/IAR 330 PUMA - военные на Ближнем Востоке» . milinme.wordpress.com . 23 ноября 2013 года. Архивировано с оригинала 2016-05-16 . Получено 2016-07-05 .
- ^ «Официальный сайт ливанской армии» . Архивировано с оригинала 2015-05-13 . Получено 2016-07-06 .
- ^ Keucher 1987, p. 65
- ^ Дин 1986, с. 46–47.
- ^ Джарри, Эммануэль (23 октября 2007 г.). «Саркози начинает поездку в Марокко с железнодорожным сделкой» . Независимый онлайн . Архивировано из оригинала 7 июля 2015 года . Получено 13 апреля 2013 года .
- ^ Босгра и Крым 1972, стр. 27-32.
- ^ Jump up to: а беременный Вегар, Хосе. "Жесткие торговые вручения рук" влете ». Бюллетень атомных ученых , ноябрь 1997, 53 (6). С. 12–13.
- ^ Агентство Лузы (3 февраля 2006 г.). « Старый» Пума прощается с прибытием восьми EH-101 » . Rtp. Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года.
- ^ «Правительство снова пытается продать 8 колониальных вертолетов » . Sic. 20 мая 2015 года. Архивировано с оригинала 3 октября 2018 года . Получено 29 июля 2018 года .
- ^ «Южная Африка готова справиться с глобальным сжатием». Толедо -лезвие , 1 ноября 1977 г.
- ^ «PIK, чтобы показать в споре с ORYX-подряд» . Mail & Guardian . 13 марта 1998 года. Архивировано с оригинала 7 июля 2015 года . Получено 12 апреля 2013 года .
- ^ «Силы в Зимбабве, Южная Африка признает» . Milwaukee Journal . 2 декабря 1979 г. с. 20 [ мертвая ссылка ]
- ^ «Отчет: Южноафриканские силы занимают позицию в Анголе» . Санкт -Петербург Таймс . 27 июня 1980 г. с. 15
- ^ Александр, Дуглас (12 августа 1982 г.). «15 южноафриканцев убиты в Анголе -толчке» . Возраст . Fairfax Media . п. 9
- ^ «Оффшорные записи решают загадку сделки« Чоппер гражданской войны » . Mail & Guardian . 5 апреля 2010 года. Архивировано с оригинала 7 апреля 2013 года . Получено 12 апреля 2013 года .
- ^ Рен, Кристофер С. (5 августа 1991 г.). «Более 500 спасены, поскольку греческие круизные лайнеры опускаются у южноафриканского побережья» . New York Times . Архивировано с оригинала 18 марта 2017 года . Получено 14 февраля 2017 года .
- ^ "World News" Архивировал 2013-05-16 на The Wayback Machine . Flight International , Vol. 99, № 3230, 4 февраля 1971 г., с. 144
- ^ "Wildcat Trakout" Аархивирована 2013-05-16 на машине Wayback . Flight International , Vol. 99, № 3240, 15 апреля 1971 года, с. 532–534.
- ^ Эшворт 1989, с. 108
- ^ Jump up to: а беременный Озеро 2001, с. 102–103.
- ^ Jump up to: а беременный Райан 2005, с. 95
- ^ "Операция Tiger 9". Air International , январь 2010, вып. 78, № 1. С. 7
- ^ Jump up to: а беременный «33 История эскадрильи». Архив 2013-06-15 в The Wayback Machine Royal Air Force , полученные: 8 апреля 2013 года.
- ^ МакГреал, Крис (2 апреля 2000 г.). «Помощь на наводнениях« недостаточно » - ООН» . Хранитель . Архивировано с оригинала 15 марта 2016 года . Получено 17 декабря 2016 года .
- ^ Райан 2005, с. 170.
- ^ Джадд, Терри (16 апреля 2007 г.). «Два британских солдата убили в Ираке, когда вертолеты сталкиваются» . Независимый . Архивировано с оригинала 2015-07-08 . Получено 12 сентября 2018 года .
- ^ Савилл, Ричард. «Защитные клапаны топлива на смертельном вертолете Puma Crash« не были проверены в течение 30 лет ». Архивированный 2018-01-17 в The Wayback Machine The Telegraph , 9 декабря 2009 г.
- ^ Penney Flight International 26 ноября - 2 декабря 2002 г., с. 74
- ^ Jump up to: а беременный «Великобритания мод получает первый модернизированный Puma HC2». Архивировал 2012-10-16 в The Wayback Machine FlightGlobal , 13 сентября 2012 года. Получено: 5 января 2013 г.
- ^ «RAF получает средства для большего количества беспилотных летательных аппаратов, обновление PUMA». Архивированный 2008-09-22 в The Wayback Machine FlightGlobal , 5 сентября 2008 года. Получено: 23 декабря 2008 г.
- ^ «Обновление Puma HC2 для входа в финальную фазу летных испытаний». Архивированный 2012-09-20 в The Wayback Machine FlightGlobal , 11 июля 2012 года. Получено: 29 августа 2012 года.
- ^ «Последний Puma возглавляет расширение жизни» (PDF) . Министерство обороны - оборудование и поддержка . Получено 6 апреля 2013 года .
- ^ «Великобритания мод получает первый модернизированный вертолет Puma HC MK2» . Airforce Technology . 14 сентября 2012 года. Архивировано с оригинала 6 июля 2015 года.
- ^ «Промышленная стратегия обороны и безопасности: стратегический подход к британскому промышленным секторам обороны и безопасности (CP 410)» (PDF) . Gov.uk. Министерство обороны. 26 марта 2021 г. с. 99. Архивировал (PDF) из оригинала на 2021-03-23 . Получено 18 сентября 2021 года .
- ^ "Ditch EP Aviation SA.330J PUMA N605R" .
- ^ Хили 2003, с. 233.
- ^ Хили 2003, с. 127, 139.
- ^ Хили 2003, с. 127
- ^ «Авиационная авария фирма обрезает« рискованный »вертолетный флот». Вестник . Newsquest . 10 ноября 1981 г. с. 1
- ^ Хили 2003, с. 139
- ^ «Эриксон США ВМС -поддержка MSC расширилась» . shephardmedia.com . 16 октября 2014 года.
- ^ Colonges, Monique; Де Сильва, Кристиан (2019). 1939-2019 Marignane - 80 лет пионеров (PDF) . Вертолеты Airbus. п. 80. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2021 года . Получено 5 июня 2021 года .
- ^ Озеро 2001, с. 101.
- ^ Озеро 2001, с. 104
- ^ Озеро 2001, с. 102
- ^ Jump up to: а беременный в Озеро 2001, с. 103
- ^ Jump up to: а беременный в Озеро 2001, с. 105
- ^ Озеро 2001, с. 106
- ^ "Puma HC2" . Королевские ВВС . Получено 15 сентября 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с «Всемирные воздушные силы 2021» . FlightGlobal.com. Архивировано из оригинала 10 января 2021 года . Получено 7 марта 2021 года .
- ^ "Армия воздуха " Scrumble.nl Получено 9 мая
- ^ «Габонская армия и гендармерия» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
- ^ «ВВС Кении» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
- ^ «Ливанские ВВС» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
- ^ «Королевские марокканские воздушные силы» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
- ^ «Пакистанская армия» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
- ^ «ВВС Румынии» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
- ^ «Румыния военно -морской флот» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
- ^ Cacoyannis, Xenia Zubova Sofie (4 апреля 2023 г.). «Начало новой эры в RAF Akrotiri в качестве Pumas заменит вертолеты Griffin на Кипре» . Силы.net . Получено 25 апреля 2023 года .
- ^ «22 эскадрильи повторно формируется в RAF Benson» . Королевские ВВС . 14 мая 2020 года . Получено 9 мая 2023 года .
- ^ «Несмотря на все усилия Weather 1563 FLT недавно достиг первоначальной эксплуатации в Брунее, а еще 2 самолета PUMA проводят испытания на воздушное авиации до того, как будут доступны для задач и обучения» . RAF Benson (Facebook) . 12 октября 2022 года . Получено 9 мая 2023 года .
- ^ Всемирные силы 1987 года , Flight International, 28 ноября 1987 г., с. 38, архивировано с оригинала 16 мая 2013 года , извлечен 23 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а беременный «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 40» . Полезной проницательности. 2019. Архивировано с оригинала 1 января 2018 года . Получено 5 января 2019 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 42» . FlightGlobal.com. Архивировано с оригинала 21 января 2019 года . Получено 5 января 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Всемирные воздушные силы 2019» . Полезной проницательности. 2019. Архивировано с оригинала 23 января 2019 года . Получено 5 января 2019 года .
- ^ «Всемирные силы Всемирного воздуха 1987» . Flight International. 28 ноября 1987 г. с. 52. Архивировано из оригинала 6 июля 2015 года . Получено 23 марта 2013 года .
- ^ «Военно -воздушные силы Индонезии» . Scramble.nl . Получено 9 мая 2023 года .
- ^ ВВС, TNI (30 декабря 2023 г.). « Дорога в музей Диргантара: SA-330 Puma выполняет последнюю летающую миссию Богор-Йогьякарта» » . X (ранее Твиттер) .
- ^ «Всемирные силы Всемирного воздуха 1987» . Flight International. 28 ноября 1987 г. с. 65. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Получено 23 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1983 стр. 352» . Полезной проницательности. 2019. Архивировано с оригинала 9 января 2018 года . Получено 5 января 2019 года .
- ^ «World Air Sorces 2013» (PDF) . Полезной проницательности. 2013. Archived (PDF) из оригинала 16 декабря 2012 года . Получено 23 марта 2013 года .
- ^ «Мировые воздушные силы» . Flight International. 1987. с. 74. Архивировано из оригинала 2015-01-09 . Получено 2013-03-25 .
- ^ "Directory World Air Forces 2004" . Flight International . BEED Business Information . 16–22 ноября 2004 г. с. 80. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 11 мая 2013 года . Получено 16 апреля 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 80» . FlightGlobal.com. Архивировано с оригинала 30 апреля 2019 года . Получено 5 января 2019 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 81» . FlightGlobal.com. Архивировано из оригинала 16 июня 2018 года . Получено 5 января 2019 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 84» . FlightGlobal.com. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Получено 1 апреля 2013 года .
- ^ " мира " Всемирные " силы .
- ^ «Всемирные воздушные силы 1987 стр. 95» . FlightGlobal.com. Архивировано с оригинала 4 сентября 2017 года . Получено 5 января 2019 года .
- ^ Барри Уилер (28 августа 1975 г.), Всемирные воздушные силы 1975 , Flight International, p. 291, архив с оригинала 16 мая 2013 года , извлечен 23 марта 2013 г.
- ^ «Эскадрилья № 27» . Музей Королевских ВВС . Получено 9 мая 2023 года .
- ^ «240 Оперативное блок преобразования» . Воздух власти - история организации RAF . Получено 9 мая 2023 года .
- ^ «Эскадрилья № 72» . Музей Королевских ВВС . Получено 9 мая 2023 года .
- ^ «Восемь убитов, когда вертолетные аварии ООН в восточной части ДРК» . www.aljazeera.com . Получено 2022-03-31 .
- ^ «Шесть офицеров пакистанской армии, солдаты мученились в аварии в Коптере ООН» . Express Tribune . 2022-03-29 . Получено 2022-03-31 .
- ^ Сиддики, Навид (2022-03-29). «Шесть пакистанских офицеров, солдаты мученились в аварии на вертолете в Конго: ISPR» . Dawn.com . Получено 2022-03-31 .
- ^ «Восемь миротворцев ООН погибли в результате крушения вертолета в ДРК» . Хранитель . Agence France-Presse. 2022-03-29 . Получено 2022-03-31 .
- ^ Тейлор 1976, с. 41–42.
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Джон. Воинство 1982 . Лондон: Aviation Press Limited, 1982. ISBN 0 907898 01 7 .
- Эшворт, Крис. Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Веллингборо, Великобритания: Патрик Стивенс Limited, 1989. ISBN 1-85260-013-6 .
- Дин, Дэвид Дж. Роль ВВС в конфликте с низкой интенсивностью . Air University Press, 1986. ISBN 1-42892-827-8 .
- Эдгар О'Балс , Гражданская война в Ливане, 1975–92 , Пэлгрейв Макмиллан, Лондон, 1998. ISBN 0-333-72975-7
- Фроули, Джерард. Международный каталог гражданских самолетов . Aerospace Publications Pty Ltd, 1997 ISBN 1-875671-26-9
- Грин, Уильям. Иллюстрированная энциклопедия мировых коммерческих самолетов . Полумесяц, 1978. ISBN 0-51726-287-8 .
- Хили, Эндрю. Лидер с фронта: Bristow Helicopters, первые 50 лет . Темпус, 2003. ISBN 0-75242-697-4 .
- Джексон, Пол А. Французская военная авиация . Эрл Шилтон, Лестершир, Англия: публикации округа Мидленд, 1979. ISBN 0 904597 18 0
- Джеймс, Дерек Н. Вестлендский самолет с 1915 года . Лондон: Путнэм, 1991. ISBN 0-85177-847-X .
- Jefford, C G. RAF Squadrons , First Edition 1988, Airlife Publishing, Великобритания, ISBN 1 85310 053 6 .
- Кеучер, Эрнест. Р. Военная помощь и внешняя политика . Технологический институт ВВС, 1989. ISBN 0-91617-101-9 .
- Краак, январь "пустыня". Air International , декабрь 2016 г., вып. 91, № 6. С. 88–95. ISSN 0306-5634 .
- Озеро, Джон. «Вариант файл: Aérospatiale SA 330 Puma». International Air Power Review , Том 2 Осень/Осень 2001. Norwalk, CT, USA: Airtime Publishing. ISBN 1-880588-34-X . ISSN 1473-9917. С. 96–107.
- Лейшман, Дж. Гордон. Принципы вертолетной аэродинамики . Издательство Кембриджского университета, 2006. ISBN 0-52185-860-7 .
- МакГоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их воздействия . ABC-Clio, 2005. ISBN 1-85109-468-7 .
- Нил, Молли. "Сниас-Уэстленд SA.330 PUMA". Flight International , 14 мая 1970 года. С. 810–817.
- Микелетти, Эрик и Дебай, Ив. Победа для Souk El-Gharb-10-й бригаде спасает Ливан в Ливане-десять дней в основе боевых действий , журнал Raids N.º41, октябрь 1989 года. ISSN 0769-4814. стр. 18–24.
- Пенни, Стюарт. «Всемирные воздушные силы 2002» . Flight International , Vol. 162, № 4859, 26 ноября - 2 декабря 2002 года. С. 33–78.
- Рип, Майкл Рассел и Джеймс М. Хасик. Точная революция: GPS и будущее воздушной войны . Военно -морской институт Пресс, 2002. ISBN 1-55750-973-5 .
- Рипли, Тим. Конфликт на Балканах 1991–2000 гг . Osprey Publishing, 2010. ISBN 1-84176-290-3 .
- Райан, Майк. Операторы: Внутри мирового спецназа . HarperCollins, 2005. ISBN 0-00719-937-6 .
- Смит, Гордон. Боевой Атлас Фолклендской войны 1982 года . Naval-history.net, 2006. ISBN 1-84753-950-5 .
- Рэй Штуртивант, Раф-летающие тренировки и поддержки с 1912 года , Air-Britain (Историки), Англия, 2007, ISBN 0 85130 365 x
- Тейлор, Джон В.Р., изд. Джейн «Все мировые самолеты» 1976–77 . Лондон: Макдональд и Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 .
- Тейлор, Джон В.Р., изд. Джейн «Все мировые самолеты» 1988–89 . Кулсдон, Суррей, Великобритания: информационная группа Джейн, 1988. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Титли. Брайан. Темный возраст: Политическая одиссея императора Бокасса . McGill-Queen's Press, 1997. ISBN 0-77357-046-2 .
- Криф, Ван и С. Босгра. Португалия и НАТО Комитет Ангола, 1972.
- Уилер, Барри. «Всемирные воздушные силы 1975» . Flight International , Vol. 108, № 3468, 28 августа 1975 года. С. 290–314.
Внешние ссылки
[ редактировать ]