Jump to content

Винаяк Дамодар Саваркар

Страница полузащита
(Перенаправлено из Vir Savarkar )

Повернуть
Винаяк Дамодар Саваркар
Саваркар
Рожденный ( 1883-05-28 ) 28 мая 1883 г.
Умер 26 февраля 1966 г. (1966-02-26) (в возрасте 82 лет)
Национальность Британские индейцы (1883-1947)
Индиан (1947-1966)
Другие имена Veer Savarkar
Swatantryaveer
Оккупация Политик, активист, писатель
Известен для Хиндутва
Политическая партия Индус Махасабха
Супруг
Ямунабай
( м. 1901; умер в 1963 году)
[ 1 ]
Родственники Ганеш Дамодар Саваркар (брат)

Винаяк Дамодар Саваркар [ А ] (28 мая 1883 - 26 февраля 1966 г.) был индийским политиком, активистом и писателем. Саваркар разработал индуистскую националистическую политическую идеологию индусов, в то время как в Ратнагири в Ратнагири. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Он был ведущей фигурой в индуистской махасабхе . [ 5 ] [ 6 ] Префикс «Veer» (то есть «храбрый») был применен к его имени его последователями. [ 7 ]

Саваркар начал свою политическую деятельность в качестве ученика средней школы и продолжал делать это в колледже Фергюссона в Пуне . [ 8 ] Он и его брат основали секретное общество под названием Общество Абхинад Бхарат . Когда он отправился в Соединенное Королевство для своего юридического обучения, он участвовал в таких организациях, как Индийский Дом и Общество Свободного Индии . Он также опубликовал книги, защищающие полную независимость Индии с помощью революционных средств. [ 9 ] Одна из опубликованных им книг под названием Индийская война за независимость об индийском восстании 1857 года была запрещена британскими колониальными властями. [ 10 ]

В 1910 году Саваркар был арестован британским правительством, и ему было приказано быть экстрадированным в Индию за его связь с Индийским Домом. Во время путешествия в Индию Саваркар поставил попытку сбежать из пароходов SS Morea и искать убежище во Франции, в то время как корабль был пришвартован в порту Марсель . Однако представители французского порта передали его обратном британскому правительству. По возвращении в Индию Саваркар был приговорен к пожизненному заключению на общую сумму пятьдесят лет и был перенесен в сотовой тюрьму на Андаманских и Никобарских островах . Он был освобожден в 1924 году британскими чиновниками после того, как он написал серию петиций по милосердирке британцам. [ 11 ] Он практически остановил любую критику британского режима после того, как был освобожден из тюрьмы. [ 12 ]

После освобождения от своего ограничения в районе Ратнагири в 1937 году Саваркар начал широко путешествовать, став сильным оратором и писателем, выступая за индуистское политическое и социальное единство. В своем адресале Ахмедабада он поддержал теорию двух наций . [ 13 ] Индуистская махасабха под руководством Саваркара одобрила идею Индии как индуистской раштра (индуистская нация ).

В 1939 году правящий Индийский национальный конгресс подал в отставку из -за Великобритании, объявив Индию воинственной во Второй мировой войне . Индуистская Махасабха при Саваркаре сформировала альянсы с мусульманской лигой и другими неконгрессными партиями, чтобы сформировать правительство во многих штатах. Впоследствии Конгресс под руководством Ганди начал движение «Отказ от Индии» ; Саваркар бойкотировал движение, [ 14 ] Написание письма под названием « Придерживайтесь ваших постов » и набирает индейцев для британских военных действий. [ 15 ] В 1948 году Саваркар был обвинен в качестве соучастника в убийстве Махатмы Ганди ; Он был оправдан судом из -за отсутствия доказательств.

Жизнь и карьера

Ранний период жизни

Саваркар родился 28 мая 1883 года в семье Брахманов Маратхи Хитпаван , в Дамодаре и Радхахай Саваркаре в деревне Бхагур, недалеко от города Нашик , Махараштра . [ 16 ] [ 17 ] У него было три других брата и сестер, а именно Ганеш , Нараян и сестра по имени Майна. [ Цитация необходима ] Саваркар начал свою активность в качестве ученика средней школы. [ 8 ] Когда ему было 12 лет, он возглавил сокурсников в атаке на свою деревенскую мечети после беспорядков индуистских мусульман, заявив: «Мы разбили мечеть до содержания сердца». [ 18 ] [ 19 ] В 1903 году в Нашике Савариркар и его старший брат Ганеш Саваркар основали Метру Мела, подземную революционную организацию, которая стала Обществом Абхинад Бхарат в 1906 году. [ 20 ] Основными целями Абхинава Бхарата было свержение британского правления и возрождение индуистской гордости. [ 21 ]

Студенческий активист

Братья Саваркар (слева направо) Нараян, Ганеш и Винаяк, с Шанта, сестрой Майной Кале и Ямуной

Саваркар продолжил свою политическую активность в качестве студента в колледже Фергюссона в Пуне . Савариркар находился под сильным влиянием радикального националистического лидера Локманья Тилак . Тилак, в свою очередь, был впечатлен молодым учеником и помог ему получить стипендию Шиваджи в 1906 году для обучения в Лондоне . [ 8 ] [ 22 ] В знак протеста против Бенгальского разделения 1905 года Саваркар возглавил костра иностранных турниров в Индии с другими студентами в присутствии Бал Гангадхар Тилак . [ 23 ]

Лондонские годы

В Лондоне Саваркар участвовал в таких организациях, как India House и Free India Society . Он также опубликовал книги, защищающие полную независимость Индии с помощью революционных средств. [ 9 ] Одна из опубликованных им книг под названием Индийская война за независимость об индийском восстании 1857 года была запрещена британскими колониальными властями. [ 24 ]

Савариркар находился под влиянием жизни и мышления итальянского националистического лидера Джузеппе Мадзини . Во время своего пребывания в Лондоне Саваркар перевел биографию Мадзини в Маратхи. [ 25 ] Он также повлиял на размышления о однокурсническом студенте по имени Маданлал Диндра . В 1909 году Динга убил Керзона Вилли , колониального офицера. Утверждается Марком Юргенсмейером, что Саваркар снабдил пистолет, который использовал Dhingra. Juergensmeyer также утверждал, что Савариркар дал слова для последнего заявления Dhingra, прежде чем он отправился на виселицу за убийство. Саваркар встретился с Мохандасом Ганди впервые в Лондоне вскоре после убийства Керзон-Вилли. Во время своего пребывания Ганди обсуждал Саваркара и других националистов в Лондоне о бесполезности борьбы с колониальным государством посредством актов терроризма и партизанской войны. [ 26 ]

Арест и транспорт в Индию

В Индии Ганеш Саваркар организовал вооруженное восстание против реформ Морли-Минто 1909 года и был приговорен к пожизненному заключению на Андаманских островах . [ 27 ] [ 28 ] Примерно в то же время Винаяк Саваркар был обвинен в участии в заговоре с целью свержения британского правительства в Индии путем организации убийств различных чиновников. [ 29 ] В надежде избежать ареста, Саваркар переехал в дом Бхикайджи Кама в Париже, [ 30 ] Но против совета его друзей, вернулся в Лондон. 13 марта 1910 года он был арестован в Лондоне по многочисленным обвинениям, включая закупки и распределение оружия, ведение войны против государства и выступил на крамодных выступлениях. Во время его ареста он нес несколько революционных текстов, в том числе копии своих запрещенных книг. Кроме того, британское правительство имело доказательства того, что он контрабанвал 20 пистолетов Браунинга в Индию, один из которых Анант Лаксман Канхер был убил коллекционера района Насик Амт Джексон в декабре 1909 года. [ 29 ] Во время судебного разбирательства по делу о заговоре с Насиком 1910 годы адвокат правительства утверждал, что Саваркар был трогательной частью и вдохновением за убийством Джексона. Бомбейский суд попробовал его по делу о заговоре Насика, приговорил его к сроку пожизненного составления и доставил его в печально известную сотовую тюрьму Андаманского острова и утратил его имущество. [ 31 ] [ 32 ]

Хотя его предполагаемые преступления были совершены как в Британии, так и в Индии, британские власти решили попробовать его в Индии. Соответственно, он был посажен на коммерческий корабль Мореа с полицейским сопровождением для его транспорта в Индию. Когда корабль пришвартовался во французском средиземноморском порту Марсель , Саваркар сбежал, прыгнув из окна корабля, проплыл на французский берег и попросил политического убежища. Чиновники французского порта проигнорировали его просьбы и передали его обратно своим британским похитителям. Когда французское правительство узнало об этом случае, они попросили вернуть Саваркара во Францию, и подали апелляцию в Периодический арбитражный суд . [ 33 ] [ 34 ] [ 29 ]

Французское дело перед постоянным арбитражным судом

Саваркар
Суд Постоянный арбитражный суд
Полное имя корпуса Арест и возвращение Саваркара (Франция против Великобритании)
Решенный 24 февраля 1911 года
Случай История
Предыдущие действия Обвиняемый в преступлении, уклоняющийся от ареста
Членство суда
Судьи сидят М. Бернатт , президент, избран панелью
Луи Рено
Граф Десарт
Г. Грэм
Александр де Саворнин Ломан
Дело мнения
Решение по Единодушная панель

Арест Саваркара в Марселе заставил французское правительство протестовать против англичан, утверждая, что англичане не могут восстановить Саваркара, если они не примут соответствующие юридические разбирательства для его исполнения. Спор был представлен в постоянном суде международного арбитража в 1910 году, и он принял решение в 1911 году. Дело вызвало много споров, как сообщалось, французская пресса широко сообщалось, и он считал интересный международный вопрос о праве убежища. [ 35 ]

Во -первых, суд постановил, что, поскольку между двумя странами между двумя странами была схема сотрудничества в отношении возможности побега Саваркара в Марселе, и не было ни силы, ни мошенничества в побуждении французских властей вернуться к ним Саваркару, британские власти не имели Чтобы вернуть его к французам, чтобы последние провели процедуру исполнения. С другой стороны, Трибунал также отметил, что в аресте и доставке Саваркара было «нерегулярность» Саваркара. [ 36 ]

Суд и приговор

Прибыв в Бомбей , Савариркар был доставлен в центральную тюрьму Йервады в Пуне . Испытание перед специальным трибуналом было начато 10 сентября 1910 года. [ 37 ] Одним из обвинений в Саваркаре было подстрекательство к убийству коллекционера Нашика Амт Джексона . Вторым был сговор с заговором в соответствии с Индийским уголовным кодексом 121-A против Императора короля. [ 38 ] [ 39 ] После двух судебных процессов Саваркар, которому тогда 28 лет, был осужден и приговорен к 50-летнему тюремному заключению и доставлен 4 июля 1911 года к печально известной клеточной тюрьме на Андаманских и Никобарских островах . Его считали британским правительством как политзаключенным. [ 5 ] [ Лучший источник необходим ]

Саваркар в тюремной одежде

Заключенный в Андаман

Статуя Винаяка Дамодара Саваркара в сотовой тюрьме .

Петиции о помиловании

1911

Саваркар подал заявку на правительство Бомбея на определенные уступки в связи с его приговором. Однако, по правительственному письму № 2022 от 4 апреля 1911 года, его заявление было отклонено, и ему было сообщено, что вопрос об исправлении второго приговора о транспортировке за пожизненный жизнь. [ 40 ] Через месяц после прибытия в сотовую тюрьму, Андаманские и Никобарские острова, Саваркар подал свое первое петицию по помилованию 30 августа 1911 года. Это ходатайство было отклонено 3 сентября 1911 года. [ 41 ]

1913

Саваркар представил свою следующую петицию по помилованию 14 ноября 1913 года и лично представил его члену дома Совета генерала губернатора, сэру Реджинальду Крэддоку. [ 42 ] В своем письме он назвал себя « блудным сыном », стремящимся вернуться в « родительские двери правительства ». [ B ] Он написал, что его освобождение из тюрьмы пересмотрит веру многих индейцев в британском правлении. Кроме того, он сказал: « Более того, мое обращение в конституционную линию вернет всех этих введенных в заблуждение молодых людей в Индии и за рубеж добросовестным, поэтому я надеюсь, что мое будущее будет. Поскольку мое обращение является [ 44 ]

1917
Петиция о помил от Veer Savarkar

В 1917 году Саваркар представил еще одну петицию по помилованию, на этот раз для общей амнистии всех политзаключенных. 1 февраля 1918 года Саваркар был проинформирован о том, что петиция о помиловании была размещена перед британским колониальным правительством. [ 45 ] В декабре 1919 года была королевская прокламация короля Георга V. Пункт 6 этого прокламации включал в себя декларацию королевского помилования политическим правонарушителям. [ 46 ] Ввиду королевской провозглашения Савариркар представил свое четвертое помилование [ 47 ] ходатайство британскому колониальному правительству 30 марта 1920 года, [ 48 ] в котором он заявил, что «до сих пор не верить в воинственную школу типа Буканина , я не вкладываю даже мирного и философского анархизма куропаткин [sic.] или толстого. А что касается моих революционных тенденций в прошлом - Это не только сейчас для объекта делиться помилованием, но и за годы до этого я сообщил и написал правительству в моих ходатайствах (1918, 1914) о моем твердом намерении соблюдать Конституцию и стоять за ней, как только Начало было создано для того, чтобы создать это мистером Монтегю. [ 49 ]

Это ходатайство было отвергнуто 12 июля 1920 года британским колониальным правительством. [ 50 ] После рассмотрения ходатайства британское колониальное правительство подумать о выпуске Ганеша Саваркара, но не Винаяка Саваркара. Обоснование для этого было указано следующим образом [ 51 ]

Можно отметить, что если Ганеш будет освобожден и Винаяк будет сохранен под стражей, последний в какой -то степени станет заложником для первого, который увидит, что его собственное проступка не станет поставить под угрозу шансы его брата на освобождение в будущую дату.

Саваркар подписал заявление, подтверждающее его судебное разбирательство, вердикт и британское законодательство, и отказавшись от насилия, сделка за свободу.

Ратнагири лет под ограниченной свободой

2 мая 1921 года братья Саваркар были переведены из Андаманского в материковую Индию, а Винаяк был отправлен в тюрьму в Ратнагири , а Ганеш в тюрьму Биджапур. Во время своего заключения в тюрьме Ратнагири в 1922 году Винаяк написал свои «основные данные индуиста», которая сформулировала его теорию индуиста. [ 52 ] Ганеш (Бабарао) Саваркар был безоговорочно освобожден из тюрьмы в 1922 году. [ 53 ] 6 января 1924 года был освобожден Винаяк, но был ограничен районом Ратнагири . Вскоре после его освобождения он начал работать над консолидацией индуистского общества или индуистского сангатана. [ 54 ] Колониальные власти предоставили ему бунгало, и ему разрешили посетители. [ 55 ] Во время своего интернирования он встретил влиятельных людей, таких как Махатма Ганди и Бр Амбедкар . [ Цитация необходима ] Натхурам Годсе , который позже убил Ганди, также впервые встретил Саваркара в качестве девятнадцатилетнего ребенка в 1929 году. [ 56 ] Саваркар стал плодовитым писателем за годы ограниченной свободы в Ратнагири. Однако его издатели должны были иметь отказ от ответственности, что они были полностью разведены от политики. Саваркар оставался ограниченным районом Ратнагири до 1937 года. В то время он был безоговорочно освобожден недавно избранным правительством Бомбейского президентства . [ 57 ]

Лидер индуистского махасабхи

Саваркар в качестве президента индуистской Махасабхи во время Второй мировой войны выдвинул лозунг «индуировать всю политику и милитаризировать индусов» и решил поддержать британские военные усилия в Индии в поисках военной подготовки индусов. [ 58 ] Когда в 1942 году Конгресс начал движение «Выйти из Индии» , Саваркар раскритиковал его и попросил индусов оставаться активными в военных действиях, а не не подчиняться правительству; [ 59 ] Он также призвал индусов поступить в вооруженные силы, чтобы выучить «искусство войны». [ 60 ]

Индуистская Махасабха под руководством Саваркара организовала индуистские милитаризационные советы , которые набирали вооруженные силы для помощи британцам во Второй мировой войне . [ 15 ]

Он напал на британские предложения о передаче власти, атакуя как на Конгресс, так и англичане для уступки мусульманских сепаратистам. Вскоре после обретения независимости Сяма Прасад Мукерджи подал в отставку с поста вице-президента индуистского махасабхи, диссоциируя себя от своей доски Akhand Hindustan ( неразделенная Индия ), которая подразумевала разбиение. [ 61 ]

Оппозиция покинуть движение Индии

При Саваркаре индуистская Махасабха открыто выступила против призывов к движению «Выйти из Индии» и официально бойкотировал его. [ 14 ] Саваркар даже пошел в той степени, когда написал письмо под названием « Придерживайтесь ваших постов », в котором он проинструктировал индуистских сабхайтов, которые оказались «членами муниципалитетов, местных тел, законодательных органов или тех, кто служил в армии ... чтобы придерживаться их Сообщения «по всей стране, и не присоединиться к движению« Выйти из Индии любой ценой ». [ 14 ]

Альянс с мусульманской лигой и другими

Индийский национальный конгресс одержал огромную победу на выборах в Индийской провинции 1937 года , уничтожив мусульманскую лигу и индуистскую Махасабху. Однако в 1939 году министерства Конгресса подали в отставку в знак протеста против действий вице -короля Лорда Линлитгоу об объявлении Индии воинственной во второй мировой войне, не консультируясь с индийским народом. Это привело к индуистскому Махасабху под президентством Саваркара, присоединившись к рукам с мусульманской лигой и другими сторонами, чтобы сформировать правительства в некоторых провинциях. Такие коалиционные правительства были сформированы в Синде, NWFP и Бенгалии. [ 56 ]

В Синде члены индуистской Махасабхи присоединились к Гулама Хуссейна Хидатулла правительству мусульманской лиги . В собственных словах Саваркара,

«Свидетельствуйте тот факт, что только недавно в Синде, Синд-Хинду-Сабха по приглашению взял на себя ответственность за объединение рук с самой лигой в управлении коалиционным правительством [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]

В северо -западной пограничной провинции члены индуистской Махасабхи присоединились к Сардару Аурангзеву Хану из мусульманской лиги, чтобы сформировать правительство в 1943 году. Членом Кабинета Махасабхи был министр финансов Мехар Чанд Ханна. [ 65 ] [ 66 ]

В Бенгалии индуистская Махасабха присоединилась к партии Кришак Праджа, возглавлявшего Министерство прогрессивного коалиции Фазлула Хак в декабре 1941 года. [ 67 ] Саваркар оценил успешное функционирование коалиционного правительства. [ 63 ] [ 62 ]

Арест и оправдательный приговор в убийстве Ганди

Групповая фотография людей, обвиняемых в деле об убийстве Махатмы Ганди. Стоя : Шанкар Кистайя , Гопал Годсе , Маданлал Пахва , значок Дигамбара . Сидеть : Нараян Апте , Саваркар, Натхурам Годсе , Вишну Каркаре

После убийства Ганди 30 января 1948 года полиция арестовала убийцу Натурам Годсе и его предполагаемых сообщников и заговорщиков. Он был членом индуистской Махасабхи и Раштрии Сэйамсевак Санг . Godse был редактором Agrani - Hindu Rashtra , Marathi Daily от Pune, которой управляла компания "The Hindu Rashtra Prakashan Ltd" (публикации индуистской нации). Эта компания внесла вклад таких выдающихся лиц, как Гулабчанд Хирачанд , Бхалджи Пендхаркар и Югалкар Бирла . Саваркар инвестировал фунтов стерлингов в компанию 15000 . Саваркар, бывший президент индуистской Махасабхи, был арестован 5 февраля 1948 года из своего дома в парке Шиваджи и держал под стражей в дорожной тюрьме Артур , Бомбей. Он был обвинен в убийстве, заговоре с целью убийства и подстрекательством к убийству. За день до его ареста Саваркар в публичном письменном заявлении, как сообщалось в «Таймс оф Индии» , Бомбей от 7 февраля 1948 года, назвал убийство Ганди фратрическим преступлением, угрожая существованию Индии как зарождающейся нации. [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] Месса документов, изъятых из его дома, не показала ничего, что могло бы быть связанным с убийством Ганди. [ 71 ] : Глава 12 Из -за отсутствия доказательств Саваркар был арестован в соответствии с Законом о профилактическом содержании. [ 71 ] : Глава 11

Свидетельство значка

Годс взял на себя полную ответственность за планирование и осуществление убийства. Однако, согласно утвержденному значку Digambar , 17 января 1948 года Натурам Годс отправился в последний даршан (аудитория/интервью) с Савариркаром в Бомбее перед убийством. В то время как Бэдж и Шанкар ждали снаружи, Натхурам и Апте вошли. Выйдя из Апте, сказал Бэрдж, что Саваркар благословил их « Яшасви Хун Я » (« यशस्वी होऊन या », будьте успешными и возвращаются). Апте также сказал, что Саваркар предсказал, что 100 лет Ганди закончились, и не было никаких сомнений в том, что задача будет успешно завершена. [ 72 ] [ 73 ] Однако показания значка не были приняты, поскольку доказательства утверждающего не имели независимого подтверждения, и, следовательно, Саваркар был оправдан. [ Цитация необходима ]

В последнюю неделю августа 1974 года г -н Манохар Малгонкар несколько раз видел значок Дигамбер и, в частности, подвергал сомнению его о достоверности его показаний против Саваркара. [ 71 ] : Примечания Значок настаивал на том, что г -н Манохар Малгонкар , «хотя он выпал полную историю сюжета, насколько он знал, без особого убеждения, он совершил доблестную борьбу против того, чтобы его заставили дать показания против Саваркара». [ 71 ] : Глава 12 В конце концов, значок сдался. Он согласился сказать о присяге, что увидел Натхарама Годсе и Апте с Саваркаром и что Саваркар, на слушании Бэнда, благословил их предприятие. [ 71 ] : Глава 12

Капур комиссия

12 ноября 1964 года в религиозной программе, организованной в Пуне, чтобы отпраздновать освобождение Гопала Годсе , Маданлала Пахва и Вишну Каркаре из тюрьмы после истечения срока их приговоров, Г.В. Кеткар, внук Бала Гангадхара Тилака , [ 74 ] Бывший редактор Кесари , а затем редактор « Тарун Бхарат », который руководил этой функцией, дал информацию о заговоре с целью убить Ганди, о котором он исповедовал знание за шесть месяцев до этого акта. Кеткар был арестован. Общественный фурор последовал как за пределами, так и внутри Законодательного собрания Махараштры и оба дома индийского парламента . Под давлением 29 членов парламента и общественного мнения тогдашний министр внутренних дел профсоюзов Гульзарилал Нанда назначил Гопала Сварупа Патака , члена парламента и старшего адвоката Верховного суда Индии в качестве комиссии по расследованию для повторного рассмотрения заговора с целью убийства Ганди. Центральное правительство намеревалось провести тщательное расследование с помощью старых записей в консультации с правительством Махараштры. Патаку было дано три месяца для проведения своего расследования; Впоследствии Джеванлал Капур, отставной судья Верховного суда Индии , был назначен председателем комиссии. [ 75 ]

Реинвестирование Комиссии привело к тому, что секретарь и телохранитель Савариркара показали, что Саваркар встретился с Godse и Apte прямо перед тем, как Ганди был убит. [ 76 ]

Комиссия была предоставлена ​​доказательствами, не представленными в суде; Особенно свидетельство двух близких помощников Саваркара - Аппа Рамачандра Касар, его телохранитель, и его секретарь Гаджанана Вишну Дэмл. [ 77 ] Показания г -на Касара и г -на Дэмла уже были зарегистрированы Бомбейской полицией 4 марта 1948 года, [ 78 ] : 317  Но, по -видимому, эти показания не были представлены в суде во время судебного разбирательства. В этих свидетельствах говорится, что Godse и Apte посетили Саваркар 23 или около 24 января, [ 78 ] : 317  Это было, когда они вернулись из Дели после инцидента с бомбой. Дэмл сверг, что Годс и Апте увидели Савариркара в середине января и сидели с ним (Саваркаром) в своем саду. CID Bombay продолжал бдение в Саваркаре с 21 до 30 января 1948 года. [ 78 ] : 291–294  В отчете о преступлении CID не упоминается Godse или Apte Meeting Savarkar в течение этого времени. [ 78 ] : 291–294 

Судья Капур пришел к выводу: «Все эти факты, взятые вместе, были разрушительными в любой теории, кроме заговора с целью убийства Савариркаром и его группой». [ 77 ] [ 79 ] [ 80 ]

Арест Саваркара был в основном основан на показаниях одобрительного значка Дигамбара . Комиссия не повторно обведите значок Дигамбар . [ 78 ] Во время расследования комиссии значок был жив и работал в Бомбее .

Более поздние годы

После убийства Ганди, дома Саваркара в Дадаре, Бомбей был забит злыми толпами. После того, как он был оправдан по обвинениям, связанным с убийством Ганди, и освобожден из тюрьмы, правительство Саваркар был арестован за выступление «индуистские националистические речи»; Он был освобожден после того, как согласился отказаться от политической деятельности. Он продолжил обращаться к социальным и культурным элементам индуса. Он возобновил политическую активность после того, как запрет на него был снят; Однако он был ограничен до его смерти в 1966 году из -за плохого здоровья.

В 1956 году он выступил против обращения Бр Амбедкара в буддизм, назвав его «бесполезным актом», на который Амбедкар ответил публичным вопросом об использовании эпитета « VEER » (это означает смелый ) Савариркаром. [ 81 ]

22 ноября 1957 года Раджа Махендра Пратап перенес законопроект в Лок Сабхе , чтобы признать услугу для страны таких людей, как Вир Саваркар, Бариндра Кумар Гош и Бхупендранат Датта . Но законопроект был побежден 48 голосами, предпочитая его, и 75 против него. Этот законопроект также был поддержан коммунистическим лидером, таким как А.К. Гопалан . [ 82 ] [ 83 ]

Смерть

8 ноября 1963 года умерла жена Саваркара Ямунабай. 1 февраля 1966 года Саваркар отказался от лекарств, пищи и воды, которые были названы Playopavesha (быстро до смерти). [ 84 ] Перед своей смертью он написал статью под названием «Атмахатя нахи Атмаарпан», в которой он утверждал, что когда жизнь закончится и способность служить обществом не остается больше, лучше закончить жизнь по желанию, а не ждать смерть. Его состояние было описано как «чрезвычайно серьезным» до его смерти 26 февраля 1966 года в его резиденции в Бомбее (ныне Мумбаи), и что он столкнулся с трудностями в дыхании; Усилия по его возрождению провалились и были объявлены мертвыми в 11:10 утра ( IST ) в тот день. До его смерти Савариркар попросил своих родственников провести только свои похороны и покончить с ритуалами 10 -го и 13 -го дня индуистской веры. [ 85 ] Соответственно, его последние обряды были проведены в электрическом крематории в местности Сонапура Бомбея его сыном Вишвасом на следующий день. [ 86 ]

Не было официального траура со стороны комитета Конгресса Махараштра -Прадеш или центрального правительства в Дели во время его смерти. Ни один министр из кабинета Махараштры не появился, чтобы отдать дань уважения и уважения Саваркару. [ 87 ] [ Примечание 1 ] Политическое безразличие к Саваркару также продолжилось после его смерти. [ Примечание 2 ] После смерти Неру правительство Конгресса под руководством премьер -министра Шастри начало платить ему ежемесячную пенсию. [ 89 ]

Религиозные и политические взгляды

Хиндутва

В отличие от Даянанды Сарасвати , Свами Вивекананды и Шри Ауробиндо , которые были «людьми религии», которые ввели реформы в обществе и поставили индуизм перед миром, Саваркар смешал политику и религию и начал крайнюю форму индуистского национализма. [ 90 ]

Во время его тюремного заключения взгляды Саваркара начали все больше поворачиваться к индуистскому культурному и политическому национализму, и следующий этап его жизни оставался посвященным этой причине. [ 91 ] В короткий период, который он провел в тюрьме Ратнагири, Саваркар опубликовал свой идеологический трактат - Хиндутва: кто такой индус? в 1923 году. [ 92 ] В этой работе Саваркар продвигает дальностопное новое видение индуистского социального и политического сознания. Саваркар начал описывать «индус» как патриотического жителя Бхаратаварши , выходя за рамки религиозной идентичности. [ 91 ] Подчеркивая необходимость патриотического и социального единства всех индуистских сообществ, он описал индуизм , джайнизм , сикхизм и буддизм как одно и то же. Он обрисовал свое видение « индуистской раштра » ( индуистской нации ) как « Акханд Бхарат » ( Юнайтед Индия ), якобы растянувшись по всему индийскому субконтиненту . [ 93 ] Он определил индусов как не арийских и не дравидийцев, но как «люди, которые живут как дети общей родины, обожая общего Холиленда». [ 94 ]

Согласно Шарме, празднование Саваркара и оправдание насилия в отношении [британских] женщин и детей в его описании мятежа 1857 года, «превратило индусов в самый образ ислама, который он определил и нашел настолько непреодолимым». [ 95 ]

Ученые, историки и индийские политики были разделены на их интерпретацию идей Саваркара. Самопровозглашенный атеист, [ 96 ] Саваркар считает индуистом как культурную и политическую идентичность. Он часто подчеркивал социальное и общинное единство между индусами, сикхами, буддистами и джайнами, исключая мусульман и христиан. Саваркар рассматривал мусульман и христиан как «неудачи» в индийской цивилизации, которые не могли действительно быть частью нации. [ 97 ] Он утверждал, что самые святые места ислама и христианства находятся на Ближнем Востоке, а не в Индии, поэтому лояльность мусульман и христиан к Индии разделены. [ 97 ] [ 98 ]

После освобождения из тюрьмы 6 января 1924 года, [ 99 ] Саваркар помог основать организацию Ratnagiri Hindu Sabha , стремясь работать для социального и культурного сохранения индуистского наследия и цивилизации. [ 100 ]

Сосредоточив свою энергию на написании, Саваркар написал индуистскую пад-пада-шахи [ 59 ] - Книга, документирующая империю Маратхи - и мою транспортировку на всю жизнь - рассказ о его ранних революционных днях, аресте, судебном разбирательстве и заключении. [ 101 ] Он также написал и опубликовал коллекцию стихов, пьес и романов. Он также написал книгу под названием Majhi Janmathep («My Life») о своем опыте в Андаманской тюрьме. [ 102 ]

Индуистская ортодоксальность

Он был явной критикой ряда индуистских религиозных практик, которые он считал иррациональными и считал их препятствием для материального прогресса индусов. Он полагал, что религия является неважным аспектом «индуистской идентичности».

Он был против кастовой системы , и в своем эссе 1931 года под названием « Семь кандалы индуистского общества» он написал «один из самых важных компонентов таких предписаний прошлого, которые мы слепо перенесены и которые заслуживают того, чтобы их бросили в пыльные корзины Истории - это жесткая кастовая система ». [ 103 ] [ 104 ]

Однако в 1939 году Саваркар заверил, что его партия индуистская махасабха не обязательно поддержит введение неприкасаемых в храмы. Саваркар сказал: «Таким образом, партия не будет вводить и не поддерживать обязательный законодательный орган относительно вступления в храм неприкасаемыми и т. Д. В старых храмах за пределами которого нельзя допустить, что нельзя допустить обычай как в силе сегодня». [ 105 ] [ 106 ]

Фашизм

В своей речи перед 20 000 сильной аудитории в Пуне 1 августа 1938 года Савариркар стоял под правом Германии на нацизм и Италии на фашизм; Их достижение беспрецедентной славы на мировой стадии и успешное привитие национальной солидарности оправдывало этот выбор. [ 107 ] Саваркар раскритиковал Неру за то, что он осудил Германию и Италию, заявив, что «кроры индуистских сангатанистов в Индии [..]. [ 107 ] Он провозгласил свою поддержку немецкой оккупации Чехословакии на одном дыхании. [ 107 ]

По мере того, как Вторая мировая война стала неизбежным, Саваркар первоначально выступал за политику нейтрализма, сосредоточенной на геостратегических уравнениях Индии, но его риторика со временем стала более грубой, и он выразил последовательную поддержку политике Гитлера в отношении евреев. [ 107 ] [ 108 ] В речи 14 октября было предложено, чтобы пути Гитлера были приняты для общения с индийскими мусульманами. [ 107 ] 11 декабря он охарактеризовал евреев как коммунальную силу. [ 107 ] В следующем марте Саваркар приветствует возрождение Германии арийской культуры, их прославление Свастики и «крестовый поход» против арийских врагов - было надежда, что победа Германии наконец -то засучит индусов Индии. [ 107 ]

5 августа 1939 года Саваркар подчеркнул, как общая направление «мысли, религии, языка и культуры» была необходима для национальности, что позволяет немцам и евреям быть значительными в качестве одной нации. [ 107 ] К концу года он непосредственно приравнивал мусульман Индии к немецким евреям-по словам Четан Бхатт , оба были подозреваны в том, что укрывают лишнюю лояльность и стали незаконными присутствием в органической нации. [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] Эти речи распространялись в немецких газетах с нацистской Германией, даже выдвинув человека в отношении контакта за взаимодействие с Саваркаром, который прилагал искренние усилия по установлению рабочих отношений с нацистами. В конце концов, Саваркар был бы одарен копией Мейна Кампфа . [ 107 ]

Нацисты и евреи

Саваркар поддержал антиврейскую политику Гитлера. В 1939 году он считал, что «немцы и евреи нельзя рассматривать как нация». В том же году он сравнил индийских мусульман с евреями Германии, сказав: «Индийские мусульмане в целом более склонны идентифицировать себя и свои интересы с мусульманами за пределами Индии, чем индусы, которые живут по соседству, как евреи в Германии». [ 110 ] [ 111 ]

В 1941 году Саваркар поддержал евреев, пересекающих их отечество Израиля, в том, что, по его мнению, защитит мир от исламской агрессии. [ 108 ] [ 112 ] В своем письме от 19 декабря 1947 года Саваркар отметил «создание независимого еврейского государства в Палестине как на моральных, так и политических основаниях», добавив, что «еврейский народ не несет политической злости в сторону индуса». [ 113 ] [ 114 ]

Остается неизвестно, отозвал ли Саваркар свою поддержку нацистской Германии после того, как Холокост стал общеизвестно. [ 108 ] Однако 15 января 1961 года он положительно говорил о нацизме Гитлера против «трусливой демократии» Неру. [ 108 ]

Теория двух наций

В своих более ранних работах Савариркар выступал за «независимость Индии от британского правления», тогда как в более поздних работах он сосредоточился на «индуистской независимости от христиан и мусульман». [ 115 ] В своей книге 1909 года Индийская война за независимость Саваркар подчеркивает единство индуистов-мусульман , заявляя, что они работали вместе для «освобождения своей страны» во время восстания в 1857 году . В своем значении к книге Саваркар заявляет, что чувство ненависти к мусульманам было необходимо во время периода Шиваджи , но сейчас было бы «несправедливым и глупым», чтобы кормить такую ​​ненависть. [ 116 ]

К 1923 году, когда было опубликовано его основные данные индуиста , Савариркар больше не подчеркивал индуистс-мусульманское единство и в первую очередь сосредоточен на «индуистах», а не на «индейцах». [ 117 ] Его сочинения на Хиндуве появились сразу после того, как он был переведен из клеточной тюрьмы в тюрьму в Ратнагири в 1921 году, и поэтому, позже ученые предположили, что его пребывание в этих тюрьмах способствует изменению его взглядов. Эти ученые указывают на утверждения Саваркара о том, что мусульманские надзиратели в клеточной тюрьме благосклонно относились к мусульманским заключенным, не плохо обращаясь с индусами; Паншламское движение Хилафат , возможно, также повлияло на его взгляды на мусульман, пока он оставался в Ратнагири в 1921–1923 годах. По словам Бхай Парманда , его коллега -заключенного в сотовой тюрьме в 1915–1920 годах, Саваркар уже сформировал свои представления о индуизме, прежде чем они встретились. [ 118 ]

Саваркар в 1937 году во время 19-й сессии индуистской Махасабхи в Ахмедабаде поддержал теорию из двух стран . [ 119 ] Он сказал:-

В Индии проживают две антагонистические страны рядом. Индия не может быть предполагалась сегодня как унитарная и однородная нация. Напротив, в основном есть две страны: индусы и мусульмане, в Индии. [ 120 ]

В 1940-х годах теория двух наций была поддержана Мухаммедом Али Джинна и Савариркаром. [ 121 ] Саваркар объявил 15 августа 1943 года в Нагпуре:

Я не ссорился с теорией двух наций мистера Джинны. Мы индусы сами нароны, и это исторический факт, что индусы и мусульмане - две нации. [ 122 ]

Саваркар не только говорил об индуистском, индуистской нации и индуистском радже, но и хотел зависеть от сикхов в Пенджабе, чтобы создать сикхистан. Саваркар заверил сикхов, что «когда мусульмане проснулись от своих дневных драйвов Пакистана, они увидят, что вместо этого устроили сикхистан в Пенджабе». [ 123 ] Саваркар далее спровоцировал сикхов, утверждая, что сикхи ранее занимали Афганистан, когда их было не так много, и теперь есть миллионы сикхов. [ 124 ]

Мусульмане

С момента своего времени в тюрьме Саваркар был известен своими антимусульманскими сочинениями. [ 125 ] [ 115 ] Историки, в том числе Рэйчел МакДермотт, Леонард А. Гордон , Эйнсли Эмбри , Фрэнсис Притчетт и Деннис Далтон штат , которые Саваркар продвигал антимусульманскую форму индуистского национализма. [ 126 ]

Саваркар видел, как мусульмане в индийской полиции и военных - «потенциальными предателями». Он выступал за то, чтобы Индия сократила количество мусульман в армии, полиции и государственной службе и запрещает мусульманам владеть или работать на заводах боеприпасов. [ 127 ] Саваркар раскритиковал Ганди за то, что он обеспокоен индийскими мусульманами. [ C ]

Саваркар говорит, что в своей книге 1963 года «Славенные эпохи индийской истории » мусульмане и христиане хотели «уничтожить» индуизм. [ 115 ]

Женщины

Историк Винаяк Чатурведи пишет, что в речи 1937 года Савариркар сказал, что «кухня и дети являются основными обязанностями женщин» и предположил, что у них есть здоровые дети. В отличие от Тилака, который сказал, что женщинам не должно быть допущено образование вообще, поскольку чтение может сделать их «аморальными» и «неподходящими», Саваркар сдержал менее экстремальный взгляд. Саваркар не выступал против образования женщин, но предположил, что образование сосредоточено на том, как они могут быть хорошими матерями и создать поколение патриотических детей. В эссе «Красота и долг женщин» он заявил, что главным обязанностью женщины было ее дети, ее дом и ее страну. Согласно Саваркару, любая женщина, отступающая от своих внутренних обязанностей, была «морально виновна в нарушении доверия». [ 129 ]

В шестой книге 1963 года славные эпохи индийской истории Саваркар выступал за использование изнасилования в качестве политического инструмента. [ 130 ] Он обвинил мусульманских женщин в активной поддержке злодеяний мусульманских мужчин против индуистских женщин, Саваркар писал, что молодых и красивых мусульманских девушек должны быть захвачены, обращены и представлены воинам Маратхи, чтобы вознаградить их, заявив, что мусульманский правитель Типу Султан также распределенные девушки -индуисты среди своих Воины. Далее он написал: [ 131 ]

"Пусть султаны и их сверстники возьмут на себя обязанность, что в случае индуистской победы наше предрастание и ненавистная лота будут отомстить за мусульманских женщин. Как только они преследуют это ужасное задержание, что мусульманские женщины тоже стоят в одном и том же затруднительном положении В случае победы индусов, будущие мусульманские завоеватели никогда не осмеливаются думать о таком приставлении индуистских женщин ».

Согласно Шарме, основываясь на обучении Свами Рамдаса, Саваркар оправдывает убийство бесчисленных британских женщин и детей в 1857 году. Шарма перевела несколько отрывков из «Саваркара Самграха», который первоначально находится на родном языке Саваркара на английский, чтобы привести примеры. [ 132 ]

В Джханси 12 женщин вместе с 23 детьми и 75 мужчин были убиты. Саваркар называет это убийством британских белых как бали или «святой жертвы». [ 132 ]

На странице 202 тома 5, Саваркар Самграха , на своем родном языке, пишет Саваркар (перевод Шармой):

У женщин были маленькие дети на круге, и эти дети цеплялись за своих матерей. Эти женщины, младенцы и дети старшего возраста были виновны в том, что они белые и обезглавлены черным мечом [ 132 ]

Когда некоторые мужчины, женщины и дети были убиты в реке Ганга, Саваркар описывает это как «празднование» годовщины Пласси на странице 196. [ 132 ] В Канпуре, когда было убито 150 детей и женщин, он цитирует неэмоционально в соответствии с Шармой на своем родном языке, что мясники вошли в Бибигарх ... и Море подстой крови распространилось на повсюду » . [ 132 ] В другом инциденте 16 мая Саваркар описывает судьбу английских женщин и детей следующим образом:

Если какая -то женщина или ребенок умоляли о пощаде, люди кричали: «Месть за цепочки Мерута, месть за рабство, месть за сарай боеприпасов. Мстительный меч затем обезглавил умоляющую голову [ 132 ]

Наследие

Саваркар на марке Индии в 1970 году

Он известен среди последователей почетным префиксом , означающим «смелый». [ 133 ] [ 134 ] [ 135 ] В 2002 году аэропорт в Порт -Блэре , Андаман и столице Никобара был переименован в международный аэропорт Veer Savarkar . [ 136 ] Один из памятных синих бляшек , прикрепленных к Индийскому дому, исправленному Комиссией по историческим зданиям и памятникам для Англии, гласит здесь «Винаяк Дамодар Саваркар, 1883–1966, индийский патриот и философ жили». [ 137 ]

  • Правительство Индии была выпущена памятной почтовой маркой в ​​1970 году. [ 138 ] [ 139 ]
  • Портрет Саваркара был представлен в индийском парламенте в 2003 году. [ 140 ]
  • Партия Шив Сена потребовала, чтобы индийское правительство посмертно дало ему высшую гражданскую награду Индии, Бхарат Ратна . [ 141 ] Uddhav Thackeray , Shiv Sena chief, while reiterating this demand for Bharat Ratna in 2017, has also suggested that a replica of the prison cell where Savarkar was imprisoned should be built in Mumbai and the youth should be educated about Savarkar's contribution towards the 'Hindu Rashtra 'и индийская борьба за свободу. [ 142 ]
Премьер -министр Нарендра Моди отдает дань уважения Саваркару, в годовщину рождения в парламентском доме, Нью -Дели, 28 мая 2014 г.

В 1926 году, спустя два года после освобождения Саваркар из тюрьмы, была опубликована биография под названием « Жизнь адвоката Саваркара » и авторизованная определенной «читрагуптой». Пересмотренная версия была опубликована в 1939 году с дополнениями Индры Пракаш из индуистского махасабхи. Второе издание книги было опубликовано в 1987 году Вир Саваркаром Пракашаном, официальным издателем сочинений Саваркара. В своем предисловии Равиндра Ваман Рамдас пришел к выводу: «Читрагупта - это не кто иной, как Вир Саваркар». [ 143 ] [ 144 ] [ 134 ]

Книги

Он написал 38 книг на английском и маратхи, [ 150 ] состоящий во многих эссе, два романа, называемые восстанием Мопла и транспортировкой , [ 151 ] Поэзия и пьесы, самым известным из его книг, его историческое исследование Индийская война за независимость, 1857 год и его брошюра Хиндутва: кто такой индус? Полем [ 152 ]

Примечания

  1. ^ произношение , Marathi произношение: [ʋinaːal Saveless Q‧)
  2. ^ Он встретил Саваркара, который, как говорят, представил просьбу о помиловании, в которой он назвал себя «блудным сыном», стремящимся вернуться »к родительским дверям правительства» [ 43 ]
  3. ^ Он описал ненасилие Махатмы Ганди как «абсолютно грешное» и критиковал часто экспрессируемое заботу Ганди о благополучии мусульман Индии. [ 128 ]
  1. ^ После его смерти, поскольку Савариркар отстаивал милитаризацию, некоторые подумали, что было бы уместно, если его смертные останки будут нести на смиренности с оружием. Просьба об этом была сделана тогдашнему министру обороны YB Chavan . Но Чаван отклонил это предложение, и ни один министр из кабинета Махараштры не появился на территории кремации, чтобы отдать дань уважения Саваркару. В Нью -Дели спикер Лок Сабхи отклонил просьбу о том, чтобы он отдал дань уважения Саваркару.
  2. ^ Когда Й.Б. Чаван, как министр внутренних дел Индии, отправился на Андаманские острова; Его спросили, хочет ли он посетить тюрьму Саваркара, но он не был заинтересован. [ Цитация необходима ] Когда Морарджи Десаи посетил премьер -министр на Андаманских островах, он тоже отказался посетить Саваркар в своей тюремной камере. [ 88 ]

Ссылки

  1. ^ «Ямунабай Винаяк (Май) Саваркар» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Получено 1 июня 2022 года .
  2. ^ Чандра 1989 , с. 145.
  3. ^ Times 1966 , p. 143.
  4. ^ «Хиндутва - это не то же самое, что индуизм сказал Саваркар» . www.telegraphindia.com . Архивировано из оригинала 20 апреля 2020 года . Получено 8 июня 2020 года .
  5. ^ Jump up to: а беременный «Обзор Винаяка Дамодара Саваркара» . Encyclopædia Britannica . Архивировано с оригинала 25 июля 2019 года . Получено 27 февраля 2020 года .
  6. ^ «Винаяк Дамодар Саваркар | Биография, история и книги | Британская» . Архивировано с оригинала 25 июля 2019 года . Получено 27 февраля 2020 года .
  7. ^ Chaturvedi 2022 , с. 195, 197: «Самая ранняя опубликованная ссылка, которую я обнаружил до сих пор, - это биография маратхи 1924 года под названием Savarkar от Sadashiv Rajaram Ranade ... Vinayakrao Swatantraveer Остальная часть своей жизни, но в какой-то момент авторы начали использовать Veer в своих английских работах, когда писали о нем .... К концу 1930-х годов кажется, что процесс был завершен: теперь он был официально «Veer Savarkar».
  8. ^ Jump up to: а беременный в Jaffrelot 2017 , с. 127–182.
  9. ^ Jump up to: а беременный В. Сундарам (10 мая 2008 г.). «Вспоминая все революционеры 1857 года» . Новости сегодня Индия ТВ. Архивировано из оригинала 6 февраля 2010 года . Получено 13 июня 2010 года .
  10. ^ Вишана, Викрам (5 ноября 2020 г.). «Саваркар до индуирования: суверенитет, республиканизм и популизм в Индии, c.1900–1920» . Современная интеллектуальная история . 18 (4): 1106–1129. doi : 10.1017/s1479244320000384 . ISSN   1479-2443 . S2CID   224983230 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2021 года . Получено 25 июля 2021 года .
  11. ^ Jha, DK (2022). Асасассин Ганди: создание Бога Натхама и его идея Индии Penguin Random House India Private Limited. П. 25. ISBN  978-93-5492-168-1 Полем Архивировано с оригинала 19 ноября 2022 года . Получено 18 ноября 2022 года .
  12. ^ Деваре, А. (2013). История и создание современного индуса Тейлор и Фрэнсис. П. 168. ISBN  978-1-136-19708-6 Полем Архивировано из оригинала 30 января 2024 года . Получено 19 ноября 2022 года .
  13. ^ Bombwall, KR (1967). Основы индийского федерализма . Азиатская издательство. п. 228. Это был Саваркар, а не Джинна, которая впервые выдвинула теорию из двух наций. В своем президентском обращении на сессии Ахмедабада (1937) индуистского махасабхи он заявил: «Есть две антагонистические страны. Живясь бок о бок в Индии».
  14. ^ Jump up to: а беременный в Прабху Бапу (2013). Индус Махасабха в колониальной Северной Индии, 1915–1930 гг.: Создание нации и истории . Routledge. С. 103–. ISBN  978-0-415-67165-1 Полем Архивировано с оригинала 3 января 2016 года . Получено 13 февраля 2016 года .
  15. ^ Jump up to: а беременный McKean 1996 , p. 72
  16. ^ Sampath 2019 , с. [ страница необходима ] .
  17. ^ Bhave 2009 , с. 12–13.
  18. ^ Jyotirmaya Sharma 2011 , с. 128
  19. ^ «Саваркар, наставник Моди: человек, который думал Ганди сисси» . Экономист . 20 декабря 2014 года. Архивировано с оригинала 6 февраля 2016 года . Получено 22 декабря 2014 года .
  20. ^ Tejani, Shabnum (5 января 2021 года). Индийский секуляризм: социальная и интеллектуальная история, 1890-1 Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-05832-4 Полем Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Получено 18 мая 2022 года .
  21. ^ Bapu, Prabhu (2013). Индус Махасабха в колониальной Северной Индии, 1915-1930 гг.: Создание нации и истории . Routledge. ISBN  978-0-415-67165-1 Полем Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Получено 18 мая 2022 года .
  22. ^ Кумар, М. (2006). История и пол в националистических трудах Саваркара. Социолог, 34 (11/12), 33–50. http://www.jstor.org/stable/276444182 Архивировано 26 ноября 2022 года на машине Wayback
  23. ^ «Когда Душехра использовалась для поддержания гнева против британского правления» . 5 октября 2022 года.
  24. ^ Вишана, Викрам (5 ноября 2020 г.). «Саваркар перед индуизмом: суверенитет, республиканизм и популизм в Индии, ок. 1900–1920» . Современная интеллектуальная история . 18 (4): 1106–1129. doi : 10.1017/s1479244320000384 . ISSN   1479-2443 . S2CID   224983230 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2021 года . Получено 25 июля 2021 года .
  25. ^ Кумар, М. (2006). История и пол в националистических трудах Саваркара. Социолог, 34 (11/12), стр. 33–50. Архивировано 26 ноября 2022 года на машине Wayback
  26. ^ Juergensmeyer, Mark. «Ганди против терроризма». Daedalus, vol. 136, нет. 1, 2007, с. 30–39. JStor, http://www.jstor.org/stable/20028087 Архивировал 17 августа 2022 года на машине Wayback . Доступ 17 августа 2022 года.
  27. ^ Babli Sinha 2014 , p. 129
  28. ^ Pandey, BN (1979). Индийское националистическое движение, 1885-1947 гг.: Выбор документов. (Без названия). | Страницы- = 23-24 [1] Архивировано 18 октября 2023 г. на машине Wayback
  29. ^ Jump up to: а беременный в Chaturvedi 2022 , p. 114
  30. ^ Трехан 1991 , с. 23
  31. ^ «सावरांनी ...» BBC News मराठी . Архивировано из оригинала 30 января 2024 года . Получено 6 сентября 2023 года .
  32. ^ «Дело заговора Nasik 1910» . Бомбейский Высокий суд . Архивировано из оригинала 9 апреля 2009 года . Получено 6 сентября 2023 года .
  33. ^ «Счастливое дело» . Американский журнал международного права . 5 (1): 208–210. 1911. DOI : 10.2307/2186778 . ISSN   0002-9300 . JSTOR   2186778 .
  34. ^ Hamilton, P. Ed., 1999. Постоянный арбитражный суд: Международное арбитражное разрешение и разрешение споров. Kluwer Law International Bv. [2] Архивировано 5 апреля 2023 года на машине Wayback
  35. ^ Sampath 2019 , с. 276
  36. ^ Голди 1972 .
  37. ^ Паланде, 1958 , с. 456.
  38. ^ Андерсон 2003 .
  39. ^ Вагнер 2010 , с. 14
  40. ^ Паланде, 1958 , с. 467.
  41. ^ Паланде, 1958 , с. 478.
  42. ^ Majumdar 1975 , стр. 211-213.
  43. ^ Takle 2016 .
  44. ^ «Саваркар умолял британцев о пощаде» . The Times of India . 3 мая 2002 года. Архивировано из оригинала 31 мая 2015 года . Получено 29 мая 2015 года .
  45. ^ Паланде, 1958 , с. 480.
  46. ^ Паланде, 1958 , с. 469.
  47. ^ Сампат, Викрам (18 октября 2019ота). «Рахул Ганди должен подумать о том, почему бабушка Индира назвала Саваркар патриотом» . Печать . Архивировано из оригинала 23 января 2021 года . Получено 28 февраля 2021 года .
  48. ^ Паланд, 1958 , стр. 472–476.
  49. ^ Noorani 2005 .
  50. ^ Паланде, 1958 , с. 477.
  51. ^ Паланде, 1958 , с. 472.
  52. ^ McKean 1996 , с. 73, 79, 85.
  53. ^ Jha, D. (2023). Убийца Ганди: создание Натурума Годсе и его идея Индии. Verso books.page = 2
  54. ^ Times 1971 , p. 54
  55. ^ Malgonkar, M.; Kapoor, P. (2008). Мужчины, которые убили Ганди . Роли книги. п. 41. ISBN  978-93-5194-083-8 Полем Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Получено 25 марта 2023 года .
  56. ^ Jump up to: а беременный Андерсен 1972 , с. 673–682.
  57. ^ Malgonkar 2008 , p. 13
  58. ^ Гьянендра Пандей (2006). Обычное насилие: нации, фрагменты, истории . Издательство Стэнфордского университета. С. 127 -. ISBN  978-0-8047-5264-0 Полем Получено 3 марта 2012 года .
  59. ^ Jump up to: а беременный Amberish Diwanji (23 августа 2004 г.). "Кто был Вир Саваркар?" (PHP) . Архивировано из оригинала 13 мая 2006 года . Получено 28 июля 2006 года .
  60. ^ Стивен Ней, Уильям Теодоре де Бари; 1988). Источники индийской традиции Motila Publishers. стр. 880–. ISBN  978-81-208-0467-8 Полем Архивировано с оригинала 1 января 2014 года . Получено 3 марта 2012 года .
  61. ^ Г.С. Бхаргава. "Апофеоз Джинны?" Полем Трибуна, Чандигарх . Архивировано из оригинала 28 января 2010 года . Получено 23 февраля 2010 года .
  62. ^ Jump up to: а беременный Винаяк Дамодар Саваркар (1963). Собранные произведения VD Savarkar . Махараштра Прантик Индусабха. стр. 479-480.
  63. ^ Jump up to: а беременный Шамсул Ислам (2006). Религиозные аспекты индийского национализма: изучение RSS . СМИ. С. 213–. ISBN  978-81-7495-236-3 .
  64. ^ Мани Шанкар Айяр (1 января 2009 г.). Время перехода: Раджив Ганди в 21 век . Пингвин книги Индия. С. 75 -. ISBN  978-0-670-08275-9 .
  65. ^ Шамсул Ислам (2006). Религиозные аспекты индийского национализма: изучение RSS . СМИ. С. 313–. ISBN  978-81-7495-236-3 .
  66. ^ Крейг Бакстер (1969). Ян Сангх: биография индийской политической партии . Университет Пенсильвании Пресс. п. 20 ISBN  9780812275834 .
  67. ^ Сумит Саркар (2014). Современная Индия 1886–1947 гг . Pearson Education India. С. 349 -. ISBN  978-93-325-4085-9 .
  68. ^ «Обвинения, обрамленные против Саваркара и других обвиняемых» . Savarkar.org. Архивировано из оригинала 17 октября 2010 года . Получено 2 сентября 2010 года .
  69. ^ «Письменное заявление Саваркара» . Savarkar.org. Архивировано из оригинала 14 октября 2010 года . Получено 2 сентября 2010 года .
  70. ^ Манохар Малгаокар. «Примечание автора в первое издание» . IndiaClub.com. Архивировано из оригинала 21 марта 2012 года . Получено 2 сентября 2010 года .
  71. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Манохар Малгонкар (2008). Мужчины, которые убили Ганди . Нью -Дели: Lotus (Roli Books). п. 354. ISBN  978-81-7436-617-7 .
  72. ^ Абдул Гафур Абдул Маджид Ноорани (2002) Саваркар и Хиндутва: Связь с годом оставила книги, ISBN   81-87496-28-2 , ISBN   978-81-87496-28-1 с. 4 и 114
  73. ^ Махатма Ганди - Последний этап, Том 2 Навадживан Паб. Дом, 1958 г. с.752
  74. ^ «Интервью: К. Кеткар» . Кембриджский университет, Центр исследований Южной Азии. Архивировано с оригинала 2 декабря 2013 года . Получено 29 августа 2009 года .
  75. ^ Jagdishchandra Jain (1987). Ганди забытый Махатма . Нью -Дели: Миттал публикации. ISBN  978-81-7099-037-6 .
  76. ^ Sitapati, V. (2020). Jugalbandi: BJP перед Моди . Penguin Random House India Private Limited. п. 46. ​​ISBN  978-93-5305-989-7 Полем Архивировано с оригинала 19 ноября 2022 года . Получено 19 ноября 2022 года .
  77. ^ Jump up to: а беременный Ag Noorani (15–28 марта 2003 г.). «Саваркар и Ганди» . Фронт . Тол. 20, нет. 6. Архивировано из оригинала 22 августа 2009 года . Получено 29 августа 2009 года .
  78. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и JL Kapur (1969). Отчет по вопросам расследования по заговору с целью убийства Махатмы . Правительство Индии. Архивировано с оригинала 9 сентября 2016 года . Получено 30 октября 2018 года .
  79. ^ Раджеш Рамчандран (6 сентября 2004 г.). "Месдерность?" Полем Журнал Outlook . Архивировано из оригинала 25 октября 2010 года.
  80. ^ Бадри Райна (29 августа 2004 г.). «RSS и убийство Ганди» . Народная демократия . Коммунистическая партия Индии (марксист). Архивировано из оригинала 12 августа 2009 года . Получено 1 октября 2009 года .
  81. ^ «RSS и Ambedkar: дух товарищества, которого никогда не существовало» . Проволока . 14 апреля 2018 года. Архивировано с оригинала 13 ноября 2022 года . Получено 18 ноября 2022 года .
  82. ^ Ядав, Шьямлал (1 апреля 2023 г.). «Разделенные над Саваркаром: когда -то депутаты за ЧПИ Фероз Ганди заговорил за него» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года . Получено 2 апреля 2023 года .
  83. ^ Ганди, Фероз; Гопалан, Айллат Куттьери; Пай, Бапу Натт; Тьяги, Махавир; Чаудхури, Тридиб; Datar, Balwantrao Nageshrao; Тахир, Мухаммед; Сен, Ашок Кумар; Нарасимхан, кр; Сингх (Патиала), Хукум; Пратап, Махендра (18 июля 2022 года). «Признание (обслуживание страны) Билл» . Лок Сабха Цифровая библиотека . Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года . Получено 2 апреля 2023 года .
  84. ^ Рационализм: Собранные произведения справедливости Ра Джахагирдар (Retd.) (1927-2011) pg. 122
  85. ^ "Саваркар мертв" . Индийский экспресс . 27 февраля 1966 года. С. 1, 5. Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Получено 28 февраля 2018 года .
  86. ^ «Последнее путешествие Саваркара» . Индийский экспресс . Пресс доверие Индии. 28 февраля 1966 г. с. 1. Архивировано из оригинала 14 октября 2021 года . Получено 28 февраля 2018 года .
  87. ^ McKean 1996 , p. 95
  88. ^ J. Kuruvachira (2006) Индуисты современной Индии: критическое исследование интеллектуальной генеалогии публикаций Hindutva Rawat. ISBN   81-7033-995-2 , ISBN   978-81-7033-995-3
  89. ^ McKean 1996 , p. 94
  90. ^ Jyotirmaya Sharma 2011 , с. 127
  91. ^ Jump up to: а беременный Виной Лал (22 октября 2006 г.). «Veer Savarkar - идеолог индуиста» . Архивировано из оригинала (PHP) 9 сентября 2006 года . Получено 22 октября 2006 года .
  92. ^ Представитель, наш (24 января 2016 г.). «Саваркар в Ахмедабаде» объявил «теорию двух наций в 1937 году, Джинна последовала 3 года спустя» . Counterview .
  93. ^ Мисра, Амаленду. «Саваркар и дискурс об исламе в до независимой Индии». Журнал Азиатской истории, вып. 33, нет. 2, 1999, с. 142–84. JStor, http://www.jstor.org/stable/41933141 Архивировал 28 октября 2022 года на машине Wayback . Доступ 28 октября 2022 года.
  94. ^ Винаяк Д. Саваркар (1923). «Кто индус» (PDF) . Основы индуса . Ратнагири. Архивировано (PDF) из оригинала 21 декабря 2014 года . Получено 4 марта 2012 года . {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
  95. ^ Jyotirmaya Sharma 2011 , с. 148.
  96. ^ Чандра, Бипан (июнь 1992 г.). «Использование истории и роста коммунизма» (PDF) . В Кумаре, Прамод (ред.). К пониманию коммунизма . Чандигарх: Центр исследований в области сельской и промышленной развития. п. 384. ISBN  978-81-85835-17-4 Полем OCLC   27810012 . Архивировано (PDF) от оригинала 17 января 2020 года . Получено 10 октября 2019 года .
  97. ^ Jump up to: а беременный Sathianathan Clarke (2017). Конкурирующие фундаментализма: насильственный экстремизм в христианстве, исламе и индуизме . Вестминстер Джон Нокс Пресс.
  98. ^ Уильям Элисон (2016). Амар Акбар Энтони: Болливуд, Братство и Нация . Гарвардский университет издательство. ISBN  978-0-674-49599-9 Полем Архивировано из оригинала 14 октября 2021 года . Получено 24 июня 2017 года .
  99. ^ Дхананджай Кир (1990). Доктор Амбедкар: жизнь и миссия . Популярный Пракашан. Стр. 54–. ISBN  978-81-7154-237-6 Полем Архивировано из оригинала 11 июля 2014 года . Получено 13 февраля 2016 года .
  100. ^ Jai Narain Sharma (2008). Энциклопедия выдающихся мыслителей . Концептуальная издательская компания. С. 22-. ISBN  978-81-8069-492-9 Полем Архивировано из оригинала 11 июля 2014 года . Получено 13 февраля 2016 года .
  101. ^ Винаяк Саваркар (1984). Мой транспорт на всю жизнь . Мумбаи (Индия): Swatantryaveer Savarkar Rashtriya Smarak Trust.
  102. ^ Винаяк Саваркар (1927). Мази Джанматпе . Парчур Пракашан Мандир. ISBN  978-81-86530-12-2 .
  103. ^ Сампат, Викрам (10 декабря 2018 г.). «Саваркар хотел разбить кастовую систему, готовить креветки и не поклоняться корову» . theprint.in . Архивировано из оригинала 3 февраля 2021 года . Получено 11 июля 2021 года .
  104. ^ Sampath 2019 , с. 481–482.
  105. ^ Саваркар, Vd; Bhide, Anant Sadashiv (1941). «Пропаганда вихря-винтика» Вера Саваркара.: Заявления, сообщения и выдержки из президентского дневника его пропагандистских туров, интервью с декабря 1937 года по октябрь 1941 года . п. 128. Архивировано из оригинала 13 мая 2023 года . Получено 1 мая 2023 года .
  106. ^ Ислам, Шамсул (23 марта 2022 г.). «Правда о Саваркаре и Касте» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 1 мая 2023 года . Получено 1 мая 2023 года .
  107. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Марзия Касолари. «Иностранная связь Хиндутвы в 1930-х годах: архивные доказательства». Экономический и политический еженедельный . 35 (4): 222–224.
  108. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Бхатт, Четан (2001). Индуистский национализм: происхождение, идеологии и современные мифы . Routledge. С. 107–108. ISBN  9781859733486 .
  109. ^ Юлия Эгорова (2008). Евреи и Индия: восприятие и образ . Routledge. п. 41
  110. ^ Равишанкар, Ра. (19 июля 2002 г.). «Настоящий Сарваркар» . Фронт . Архивировано из оригинала 20 ноября 2023 года . Получено 19 октября 2023 года .
  111. ^ Casolari, Marzia (2000). «Иностранная связь Хиндутвы в 1930-х годах: архивные доказательства» . Экономический и политический еженедельный . 35 (4): 218–228. ISSN   0012-9976 . JSTOR   4408848 . Архивировано из оригинала 22 ноября 2023 года . Получено 19 октября 2023 года .
  112. ^ М. Фридман; П. Кенни. Партизанские истории: прошлое в современной глобальной политике . Спрингер. п. 115.
  113. ^ «Бог и политика в светской Индии» . Получено 19 октября 2023 года .
  114. ^ Гупта, Аноп Кумар. «Пересмотр индийского дискурса о сионизме и Израиле» . blogs.timesofisrael.com . Архивировано из оригинала 21 ноября 2023 года . Получено 19 октября 2023 года .
  115. ^ Jump up to: а беременный в Винаяк Чатурведи (2010). «Переосмысление знаний с действием: В.Д. Саваркар, Бхагавад Гита, и истории войны». Современная интеллектуальная история . 7 (2): 417–435 [420]. doi : 10.1017/s1479244310000144 . S2CID   145318807 . Будучи одним из интеллектуальных основателей индуистского национализма, Саваркар стал самым противоречивым индийским политическим мыслителем прошлого века, получив известность за свою программу «индуизировать политику и милитаризацию индуса», для его антимусульманской и антихристианской политики, политики и милитариза и за его пропаганду насилия в повседневной жизни.
  116. ^ Chaturvedi 2022 , с. 97
  117. ^ Chaturvedi 2022 , с. 41
  118. ^ Chaturvedi 2022 , с. 42
  119. ^ «Саваркар в Ахмедабаде» объявил «теорию двух наций в 1937 году, Джинна последовала 3 года спустя» . 24 января 2016 года. Архивировано с оригинала 26 апреля 2023 года . Получено 18 октября 2023 года .
  120. ^ «Саваркар в Ахмедабаде» объявил «теорию двух наций в 1937 году, Джинна последовала 3 года спустя» . 24 января 2016 года. Архивировано с оригинала 26 апреля 2023 года . Получено 18 октября 2023 года .
  121. ^ Ахмад, Джамилуддин. Некоторые недавние выступления и сочинения мистера Джинны . С. 283–284.
  122. ^ Mukherjee, S.; Рамасвами С. (1996). Политология ежегодно 1996 . Глубокие и глубокие публикации. п. 242. ISBN  978-81-7100-833-9 Полем Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Получено 18 октября 2023 года .
  123. ^ Ислам, Шамсул (2006). Саваркарские мифы и факты . Anamika Pub & Distributors. п. 89. ISBN  978-81-7495-234-9 Полем Однако во главе с его слепой оппозицией Конгрессу он был готов позволить сикхам организовывать как отдельное сообщество и нацию. Он пошел в той мере, чтобы позволить им иметь их сикхистан или отдельную сикхскую родину.
  124. ^ Малик, Н.С. (1997). Всеиндийская мусульманская лига, 1906-47 . Национальный книжный фонд. п. 574.
  125. ^ Винаяк Чатурведи (2003). «Vinayak & Me: Hindutva и политика именования». Социальная история . 28 (2): 155–173. doi : 10.1080/0307102032000082525 . S2CID   143605490 . Саваркар приобрел важную государственную репутацию по всей Индии, особенно в индуистской махасабхе, за его националистические и антимусульманские писания, за его патриотические действия в Индии и Великобритании, и за то, что он провел большую часть своей взрослой жизни в качестве политического заключенного.
  126. ^ Рэйчел Фелл МакДермотт; Леонард А. Гордон; Эйнсли Т. Эмбри; Фрэнсис В. Притчетт; Деннис Далтон, ред. (2014). Источники индийских традиций: современная Индия, Пакистан и Бангладеш . Издательство Кембриджского университета . п. 483. ISBN  978-0-231-13830-7 .
  127. ^ McKean 1996 , p. 89
  128. ^ Старейшина 2009 , с. 880.
  129. ^ Винаяк Чатурведи (4 октября 2010 г.). Эллек Боэмер; Профессор мировой литературы на английском языке Эллеке Боэмер; Розинка Чаудхури (ред.). Индийский постколониальный: критический читатель . Routledge. С. 147–148. ISBN  978-1-136-81957-5 Полем Архивировано из оригинала 9 октября 2022 года . Получено 9 октября 2022 года .
  130. ^ Венди Донигер, Марта Крейвен Нуссбаум (2015). Плюрализм и демократия в Индии: обсуждение права индуса . Издательство Оксфордского университета. п. 292. ISBN  978-0-19-539553-2 Полем Архивировано с оригинала 19 ноября 2022 года . Получено 19 ноября 2022 года .
  131. ^ Мегха Кумар (2006). «История и пол в националистических трудах Саваркара». Социолог . 34 (11–12): 43–44. JSTOR   27644182 .
  132. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Jyotirmaya Sharma; А. Рагурамараджу (6 декабря 2012 г.). Обучение морали: свобода, знание и множество культур . Routledge. С. 324–326. ISBN  978-1-136-19826-7 Полем Архивировано с оригинала 10 октября 2022 года . Получено 10 октября 2022 года .
  133. ^ Ziya US Salam (21 мая 2018 г.). Шафрановых флагов и черепочек: индуса, мусульманская идентичность и идея Индии . Sage Publishing India. ISBN  9789352807352 Полем Архивировано из оригинала 24 сентября 2022 года . Получено 24 сентября 2022 года .
  134. ^ Jump up to: а беременный Кама Маклин; Дж. Дэвид Элам, ред. (5 февраля 2016 г.). Революционная жизнь в Южной Азии: акты и последствия антиколониальных политических действий . Routledge. С. 14-. ISBN  978-1-317-63712-7 Полем Архивировано из оригинала 24 сентября 2022 года . Получено 24 сентября 2022 года .
  135. ^ «Swatantra Veer Savarkar Sadashiva Rajaram Ranade: Vishnu Panicker: скачать бесплатно, заимствовать и потоковую передачу: интернет -архив» . Получено 1 октября 2022 года .
  136. ^ «Порт-аэропорт Блэр получает 450 рупий в землетрясение» . Бизнес -стандарт Индия . Пресс доверие Индии. 9 июня 2009 г. Архивировано с оригинала 14 октября 2021 года . Получено 20 февраля 2010 года .
  137. ^ «Поиск синих бляшек» . Историческая комиссия по строительству и памятникам для Англии. Архивировано из оригинала 14 октября 2021 года . Получено 13 июня 2010 года .
  138. ^ «Саваркар, опытный человек, сыграл роль в борьбе за свободу: Абхишек Сингхви» . Индия сегодня . 21 октября 2019 года. Архивировано с оригинала 18 декабря 2019 года . Получено 18 декабря 2019 года .
  139. ^ «Индийские почтовые марки - марки, выпущенные в 1970 году» . Indianpostagestamps.com . Архивировано с оригинала 21 октября 2019 года . Получено 18 декабря 2019 года .
  140. ^ «Президент представляет портрет Саваркар в центральном зале парламента» . Zee News . 26 февраля 2003 года. Архивировано с оригинала 24 октября 2020 года . Получено 21 августа 2020 года .
  141. ^ «Шив Сена требует Бхарат Ратна для Veer Savarkar» . News.biharprabha.com. Ани 15 сентября 2015 года. Архивировано с оригинала 26 сентября 2015 года . Получено 15 сентября 2015 года .
  142. ^ Uddhav Thackeray ищет «Bharat Ratna» для Veer Savarkar Archived 12 августа 2018 года на машине Wayback . Ежедневные новости и анализ . (23 апреля 2017 г.). Получено 17 декабря 2018 года.
  143. ^ Гровер 1993 , с. 498.
  144. ^ Салам 2018 , с. 32
  145. ^ «Секция журнала - суббота, дополнительно» . Трибуна . Архивировано с оригинала 19 ноября 2022 года . Получено 19 ноября 2022 года .
  146. ^ Veer Savarkar (2001) Архивировал 26 марта 2017 года на машине Wayback . IMDB
  147. ^ «Разрешить» . Редифф . 6 сентября 2001 года. Архивировано с оригинала 6 марта 2012 года . Получено 8 марта 2012 года .
  148. ^ Дешмух, Гаятри (13 января 2017 г.). «Вир Саваркар ищет свою месть на экране» . The Times of India . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Получено 10 февраля 2021 года .
  149. ^ Худа, Рандип (22 марта 2024 г.), Сватантра Вир Саваркар (Биография, Драма), Рандип Худа, Анкита Локханд, Апиндердип Сингх, Ананд Пандит Кинофильм, Авак Фильмы, Легенда Глобальная студия , изд 18 марта 2024
  150. ^ Goodrick-Clarke 2000 , p. 46
  151. ^ Times 1950 , p. 191.
  152. ^ "Ресурсы" . Savarkar.org . Архивировано из оригинала 8 августа 2021 года . Получено 8 августа 2021 года .

Библиография

Дальнейшее чтение

  • Кумар, Мегха (ноябрь -декабрь 2006 г.). «История и пол в националистических трудах Саваркара». Социолог . 34 (11/12): 33–50. JSTOR   27644182 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 059e7447d499a4c421c85084a15a0cf2__1726402800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/f2/059e7447d499a4c421c85084a15a0cf2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vinayak Damodar Savarkar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)