Jump to content

История торговли Китайской Народной Республики

(Перенаправлено с китайской торговли )

Торговля является ключевым фактором экономики Китая . За три десятилетия после развала коммунистического китайского государства в 1949 году торговые институты Китая сначала превратились в частично современную, но несколько неэффективную систему. Стремление к модернизации экономики, начавшееся в 1978 году, потребовало резкого ускорения товарных потоков и значительного повышения эффективности экономических операций . В последующие годы экономические реформы правительство приняло для развития социалистической рыночной экономики . Этот тип экономики сочетал центральное планирование с рыночными механизмами . Изменения привели к децентрализации и расширению институтов внутренней и внешней торговли , а также к значительному увеличению роли свободного рынка в распределении товаров и заметной роли внешней торговли и инвестиций в экономическом развитии.

В 2013 году Китай обогнал США как крупнейшую торговую державу в мире и играет жизненно важную роль в международной торговле. [1] и в последние годы все активнее участвует в торговых организациях и договорах. Китай стал членом Всемирной торговой организации в 2001 году. [2] Китай также имеет соглашения о свободной торговле с несколькими странами, включая Соглашение о свободной торговле между Китаем и Австралией , Соглашение о свободной торговле между Китаем и Южной Кореей , Зону свободной торговли между АСЕАН и Китаем , Швейцарию и Пакистан . [3]

Внутренняя торговля и распространение

[ редактировать ]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Примерно 63 процента населения проживало в сельской местности, где большинство людей работало в сельском хозяйстве и сельской промышленности. В рамках системы ответственности за сельское хозяйство, введенной в 1981 году, домашнее хозяйство заменило производственный коллектив в качестве основной производственной единицы. Семьи заключали договор с хозяйственным коллективом на обработку участка земли, сдавали государству определенное количество зерна или другой продукции и сельскохозяйственный налог, а также платили коллективу пошлину. После выполнения этих обязательств домохозяйство имело право сохранять излишки продукции или продавать их на свободных рынках. Были сняты ограничения на частные приусадебные участки и побочное производство в домашних хозяйствах, и большая часть продукции с них также продавалась на свободных рынках.

Распределение продуктов питания и других сельскохозяйственных товаров городским потребителям, промышленности и сельской местности, испытывающим дефицит продовольствия, осуществлялось в первую очередь государством и во вторую очередь производителями или кооперативами . Государство закупало сельскохозяйственные товары посредством натуральных налогов и закупок государственными коммерческими управлениями (государственными торговыми компаниями) при Министерстве торговли . Сельскохозяйственный налог был небольшим: с 12 процентов общей стоимости сельскохозяйственной продукции в 1952 году до 5 процентов в 1979 году.

В 1984 году количество сельскохозяйственных и побочных продуктов, подпадающих под государственное планирование и квоты на закупки, было сокращено с двадцати девяти до десяти и включало зерновые культуры , пищевое масло , сушеный табак , джут , коноплю и свиней . В 1985 г. была отменена система государственных квот на закупку сельскохозяйственной продукции. Вместо этого государство закупало зерно и хлопок по контракту по установленной цене. После выполнения договорных квот зерно и хлопок продавались на рынке по плавающим ценам. Если рыночные цены падали ниже указанной государственной цены, государство закупало все доступное на рынке зерно по государственной цене, чтобы защитить интересы производителей. Овощи, свиньи и водные продукты, продаваемые в городские, горнодобывающие и промышленные районы, продавались на местных рынках в соответствии со спросом. Местные коммерческие ведомства устанавливают цены на эти товары в зависимости от качества, чтобы защитить интересы городских потребителей. Все остальные сельскохозяйственные товары продавались на рынке государству, кооперативам или другим производителям.

Ограничения на частную предпринимательскую деятельность были значительно уменьшены, что позволило крестьянам, а также кооперативам перевозить сельскохозяйственные товары на сельские и городские рынки. Это также позволило быстро расширить свободные рынки в сельской местности и в городах. Число оптовых продовольственных рынков увеличилось на 450 процентов в период с 1983 по 1986 год, достигнув в общей сложности 1100, что ослабило давление на государственную сеть распределения продукции, которая была перегружена растущим сельскохозяйственным производством, порожденным сельскими реформами. В 1986 году количество свободных рынков, называемых «товарными ярмарками», насчитывало 61 000 по всей стране.

После того как продукты были заготовлены и доставлены в городские районы, они продавались потребителям в государственных магазинах и ресторанах. В середине 1980-х годов продукты питания можно было также приобрести на свободных рынках, где крестьяне продавали свою продукцию, и в частных ресторанах. Как отмечалось ранее, цены на свиней, водную продукцию и овощи определялись местными властями в зависимости от качества и спроса . Цены на остальные продукты свободно плавали на рынке. За исключением зерна, пищевого масла и некоторых других нормированных продуктов, продуктов питания было в достатке.

Промышленные товары, используемые в сельскохозяйственном производстве, были проданы сельскохозяйственным предприятиям в 1980-х годах. большую часть сельскохозяйственной продукции, включая химические удобрения , удобрения и инсектициды Местные кооперативы или государственные бюро снабжения и сбыта продавали домохозяйствам , по установленным ценам. Государство также предложило льготные цены на сельскохозяйственные ресурсы фермерам, выращивающим зерно, чтобы стимулировать производство зерна. Домохозяйствам было разрешено приобретать сельскохозяйственную технику и транспортные средства для перевозки товаров на рынок. Чтобы гарантировать, что сельские единицы смогут покрыть затраты на растущее количество промышленных ресурсов, необходимых для повышения урожайности, правительство периодически снижало цены на промышленные товары, продаваемые фермерам, одновременно повышая закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Однако в середине 1980-х годов разрыв в ценах между сельскохозяйственной и промышленной продукцией увеличился, что невыгодно фермерам.

Промышленность

[ редактировать ]

После 1982 года реформы перевели экономику Китая на смешанную систему , основанную на обязательном планировании , управленческом планировании (использование экономических рычагов, таких как налоги , цены и кредит , вместо административных указов) и свободный рынок . В конце 1984 года дальнейшие реформы городской промышленной экономики и торговли сократили объем обязательного планирования, увеличили автономию предприятий и авторитет профессиональных менеджеров, ослабили контроль над ценами для рационализации цен и сократили субсидии предприятиям. Эти изменения создали «социалистическую плановую сырьевую экономику», по существу двойную экономику, в которой плановое распределение и распределение дополняется рыночным обменом, основанным на плавающих или свободных ценах.

В результате этих реформ распределение товаров, используемых в промышленном производстве, было основано на обязательном планировании с фиксированными ценами, ориентировочном планировании с плавающими ценами и свободном рынке. Обязательное планирование охватывало шестьдесят промышленных товаров, включая уголь , сырую нефть , стальной прокат , цветные металлы , древесину , цемент , электроэнергию , основные промышленные химикаты , химические удобрения, основные машины и электрооборудование, химические волокна, газетную бумагу , сигареты и продукцию оборонной промышленности . После того, как предприятия, находящиеся под обязательным планированием, выполнили обязательные планы государства и контракты на поставку, они могли продать излишки продукции коммерческим ведомствам или другим предприятиям. Цены на излишки промышленных товаров колебались в пределах, установленных государством. В штате также существовала плановая система распределения таких важных материалов, как уголь, железо и сталь , древесина и цемент . Руководители предприятий, решившие перевыполнить запланированные производственные задачи, закупили на рынке дополнительные материалы. Созданы крупные города оптовые рынки промышленных товаров в дополнение к государственной системе распределения .

При планировании под руководством предприятия пытаются достичь запланированных государством целей, но принимают собственные меры по производству и сбыту, исходя из ориентации планов государства, наличия сырья и незавершенных материалов и энергоносителей, а также потребностей рынка. Цены на продукцию, находящуюся в рамках руководящего планирования, представляют собой либо единые цены, либо плавающие цены, устанавливаемые государством, либо цены, согласованные между покупателями и поставщиками. Производство и распространение продукции, не включенной в планы государства, регулируются рыночными условиями.

Латеральное экономическое сотрудничество

[ редактировать ]

Китай также предпринял меры по развитию «латеральных экономических связей», то есть экономического сотрудничества через региональные и институциональные границы. Китая До конца 1970-х годов плановая экономика поощряла региональную и организационную автаркию , в результате которой предприятия, контролируемые местными властями, находили практически невозможным вести бизнес с другими предприятиями, не контролируемыми тем же институтом, и такая практика приводила к экономическим растратам и неэффективности. Латеральное экономическое сотрудничество устранило некоторые барьеры в секторах кадров, ресурсов, капитала, технических , а также закупок и сбыта товаров знаний . В целях содействия расширению и повышению эффективности производства и распределения товаров между регионами и между институциональными подразделениями поощрялись связи между производителями сырья и полуфабрикатов и перерабатывающими предприятиями, производственными предприятиями и исследовательскими подразделениями (включая колледжи и университеты), гражданскими и военные предприятия, различные транспортные предприятия, промышленные, сельскохозяйственные, торговые и внешнеторговые предприятия.

Также создана многоуровневая сеть трансрегиональных объединений экономического сотрудничества. Седьмая пятилетка (1986–90) разделила Китай на три региона — восточный, центральный и западный, каждый со своими планами экономического развития . Помимо трех крупных регионов, созданы три эшелона зон экономического сотрудничества. Первый эшелон — зоны экономического развития национального уровня — пересекал границы нескольких провинций и связывал основные экономические районы. Среди них были Шанхайская экономическая зона, Северо-Восточная экономическая зона, энергетические базы с центром в провинции Шаньси , Экономическая зона Пекин - Тяньцзинь - Таншань и Юго-Западная экономическая зона. Сеть второго эшелона связывала столицы провинций с назначенными портами и городами вдоль жизненно важных путей сообщения и включала экономическую зону Хуайхай (состоящую из пятнадцати прибрежных префектур и городов в Цзянсу , Аньхой , Хэнань и Шаньдун провинциях зону дельты Жемчужной реки ) и экономическую . Зона с центром в южном городе Гуанчжоу . Третий уровень зон сосредоточен в столицах провинций и включает Нанкинскую ассоциацию регионального экономического сотрудничества. Формировались и менее масштабные боковые экономические связи ниже уровня провинции, между префектурами, уездами и городами.

Розничные продажи

[ редактировать ]

Розничные продажи в Китае резко изменились в конце 1970-х и начале 1980-х годов, когда экономические реформы увеличили предложение продуктов питания и потребительских товаров, предоставили государственным розничным магазинам свободу приобретать товары самостоятельно, а также предоставили отдельным лицам и коллективам большую свободу заниматься розничной торговлей. , сфера услуг и общественного питания в сельской и городской местности. Розничные продажи увеличились на 300 процентов с 1977 по 1985 год, увеличиваясь в среднем на 13,9–10,5 процентов в год с поправкой на инфляцию . В 1980-е годы розничные продажи в сельской местности росли на 15,6 процента в год, опережая рост розничных продаж в городских районах на 9,7 процента и отражая более быстрый рост доходов в сельской местности. В 1977 г. продажи в сельскую местность составляли 52% общего объема розничных продаж; в 1984 году продажи в сельской местности составляли 59,2 процента от общего объема. В 1985 году потребительские товары составляли примерно 88 процентов розничных продаж, а остальные 12 процентов составляли сельскохозяйственные материалы и оборудование.

В 1980-е годы также быстро росло число предприятий розничной торговли. В 1985 году насчитывалось 10,7 миллиона предприятий розничной торговли, общественного питания и обслуживания, что на 850 процентов больше, чем в 1976 году. Наиболее примечательным в расширении розничной торговли был быстрый рост коллективных и индивидуальных предприятий розничной торговли. В 1985 году число лиц, занимающихся бизнесом, составило 12,2 миллиона человек, что более чем в 40 раз превышает показатель 1976 года. Более того, поскольку государственные предприятия либо сдавались в аренду, либо передавались в коллективную собственность, либо сдавались в аренду частным лицам, доля государственной торговли в общем объеме розничных продаж упала с 90,3 процента в 1976 году до 40,5 процента в 1985 году.

В 1987 году большинство городских предприятий розничной торговли и услуг, включая государственные, коллективные и частные предприятия или торговцев, располагались либо в крупных коммерческих районах центра города, либо в небольших торговых районах по соседству. Торговых районов в окрестностях было много, и они были расположены так, что по крайней мере один из них находился в нескольких минутах ходьбы почти от каждого дома. Они смогли удовлетворить почти все повседневные потребности своих клиентов. Типичный район торгового района в Пекине будет включать одноэтажный универмаг, книжный магазин, хозяйственный магазин, мастерскую по ремонту велосипедов, чайную и пекарню, ресторан, театр, прачечную, банк, почту, парикмахерскую, фотостудию и электроприборы. ремонтная мастерская. В универмагах были небольшие аптеки, и в них продавался широкий ассортимент товаров для дома, бытовой техники, велосипедов, игрушек, спортивных товаров, тканей и одежды. Крупные торговые районы в больших городах содержали увеличенные версии местных магазинов, а также многочисленные специализированные магазины, в которых продавались такие товары, как музыкальные инструменты, спортивные товары, головные уборы, канцелярские товары, изделия ручной работы, фотоаппараты и часы.

Дополнением к этим предприятиям розничной торговли были свободные рынки, на которых частные и коллективные предприятия предоставляли услуги, продавали товары или продавали еду и напитки. Крестьяне из окрестных сельских районов сбывали на этих рынках излишки или побочную продукцию. В 1980-х годах в городских районах также произошло возрождение «ночных рынков», свободных рынков, которые работали по вечерам и предлагали расширенные часы работы, с которыми не могли сравниться более формальные заведения.

В сельской местности снабженческо-сбытовые кооперативы управляли универсальными магазинами и небольшими торговыми комплексами вблизи поселковых и поселковых администраций. К этому бизнесу добавились коллективный и индивидуальный бизнес, а также свободные рынки, возникшие в сельской местности в 1980-е годы в результате сельских реформ. Вообще говоря, в деревне было доступно меньше потребительских товаров, чем в городе. Но этот недостаток был частично компенсирован расширением доступа некоторых крестьян в городские районы, где они могли покупать потребительские товары и продавать сельскохозяйственную продукцию.

Ряд важных потребительских товаров, включая зерно, хлопчатобумажную ткань, мясо, яйца, пищевое масло, сахар и велосипеды, были нормированы в 1960-х и 1970-х годах. Чтобы приобрести эти товары, работникам приходилось использовать купоны, которые они получали от своих рабочих подразделений . К середине 1980-х годов нормирование более семидесяти наименований было отменено; производство потребительских товаров увеличилось, и большинство товаров имелось в наличии. Зерно, пищевое масло и некоторые другие товары по-прежнему требовали купонов. В 1985 году нормирование свинины было восстановлено в двадцати одном городе, поскольку запасы свинины иссякли. Свинину можно было купить по более высоким ценам в супермаркетах и ​​на свободных рынках.

Внешняя торговля

[ редактировать ]

В 2010 году Китай стал крупнейшим экспортером в мире. [4] : 88  Так оставалось по крайней мере до 2023 года. [4] : 88 

История китайской внешней торговли

[ редактировать ]

Китайская внешняя торговля началась еще во времена династии Западная Хань знаменитый « Шелковый путь » через Центральную Азию впервые проложили (206 г. до н. э. – 9 г. н. э.), когда китайские посланники . Во времена более поздних династий китайские корабли торговали по всей морской Азии , достигая африканского побережья, а караваны расширяли торговые контакты в Центральной Азии и на Ближнем Востоке . Однако внешняя торговля никогда не была основным видом экономической деятельности, и китайские императоры считали страну полностью самодостаточной. Во времена династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911) торговля официально не поощрялась. В середине восемнадцатого века правительство ограничило морскую торговлю, создав Кантонскую систему .

В девятнадцатом веке европейские страны использовали военную силу, чтобы начать устойчивую торговлю с Китаем. Со времени Опиумной войны до основания Народной Республики в 1949 г. различные западные страны, а начиная с 1890-х гг (1839–1842 гг . . ) и экономической базы и действуют с привилегированным статусом в Китае. Одним из классических отчетов этого периода является книга Карла Кроу « 400 миллионов клиентов » , юмористическое, но реалистичное руководство, имеющее глубокие идеи. [5] Иностранные привилегии были отменены с возникновением Народной Республики.

Внешняя торговля не составляла значительной части китайской экономики в первые тридцать лет существования Народной Республики. Как и в большинстве крупных континентальных стран, объем торговли с другими странами был невелик по сравнению с внутренней экономической деятельностью. В 1950-е и 1960-е годы общий объем внешней торговли составлял лишь около 2 процентов валового национального продукта (ВНП). В 1970-х годах торговля быстро росла, но в 1979 году она все еще составляла лишь около 6 процентов ВНП.

Однако значение внешней торговли в этот период намного превышало ее объем. Иностранный импорт смягчил временную, но острую нехватку продуктов питания, хлопка и другой сельскохозяйственной продукции, а также долгосрочный дефицит ряда важнейших товаров, включая сырье, такое как хром , и промышленные товары, такие как химические удобрения и готовые стальные изделия. Приобретение иностранных заводов и оборудования позволило Китаю использовать более передовые технологии развитых стран для ускорения собственного технологического роста и экономического развития .

В 1950-е годы Китай импортировал советские установки и оборудование для программы развития первой пятилетки (1953–57). В то же время китайское правительство расширило экспорт сельскохозяйственной продукции, чтобы погасить кредиты, которые финансировали импорт. Общий объем торговли достиг пика в эквиваленте 4,3 миллиарда долларов США в 1959 году, но внезапный спад сельскохозяйственного производства в 1959-61 годах потребовал от руководства Китая приостановить дальнейший импорт техники для закупки иностранного зерна. В рамках политики « опоры на собственные силы » в 1962 году общий объем торговли снизился до 2,7 миллиардов долларов США. По мере оживления экономики в середине 1960-х годов заводы и оборудование снова заказывались у иностранных поставщиков, планировался существенный рост внешней торговли. Но в конце 1960-х годов деятельность Культурной революции (1966–76) снова привела к спаду торговли.

Прагматичная возглавляемая кампания модернизации, партийными лидерами Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином , а также растущие контакты Китая с западными странами привели к резкому ускорению торговли в начале 1970-х годов. Особое внимание уделялось импорту современных заводов и оборудования, а после 1973 года нефть стала все более важным экспортным товаром. С 1970 по 1975 год объем торговли увеличился более чем вдвое, достигнув 13,9 миллиардов долларов США. Рост в этот период составлял около 9 процентов в год. Доля торговли в ВВП выросла с 1,7 процента в 1970 году до 3,9 процента в . году 1975 снижение торговли.

Начиная с конца 1970-х годов Китай изменил маоистскую стратегию экономического развития и к началу 1980-х годов взял на себя политику большей открытости внешнему миру и расширения внешнеэкономических связей и торговли. Политика открытости привела к реорганизации и децентрализации институтов внешней торговли, принятию правовой базы для облегчения внешнеэкономических связей и торговли, прямых иностранных инвестиций, созданию специальных экономических зон , быстрому расширению внешней торговли, импорту зарубежные технологии и методы управления, выход на международные финансовые рынки , участие в международных внешнеэкономических организациях. Эти изменения не только принесли пользу китайской экономике, но и интегрировали Китай в мировую экономику . В 1979 году китайская торговля составила 27,7 миллиардов долларов США, что составляет 6 процентов ВНП Китая, но лишь 0,7 процента от общего объема мировой торговли . В 1985 году внешняя торговля Китая выросла до 70,8 миллиардов долларов США, что составляет 20 процентов ВНП Китая и 2 процента от общего объема мировой торговли, что поставило Китай на шестнадцатое место в рейтинге мировой торговли.

В таблице ниже показан среднегодовой рост (в номинальном долларовом выражении) внешней торговли Китая в эпоху реформ.

Период Двусторонняя торговля Экспорт Импорт
1981-85 +12.8% +8.6% +16.1%
1986-90 +10.6% +17.8% +4.8%
1991-95 +19.5% +19.1% +19.9%
1996–2000 +11.0% +10.9% +11.3%
2000-05 +24.6% +25.0% +24.0%
2006 +27.2% +19.9% +23.8%
2007 +25.6% +20.8% +23.4%
2008 +17.9% +17.4% +18.5%

Торговая политика в 1980-е годы

[ редактировать ]

В рамках политики открытости внешнему миру экспорту, импорту и иностранному капиталу отводилась роль в содействии экономическому развитию . Экспорт приносил иностранную валюту , которая использовалась для финансирования внутренних проектов развития и приобретения передовых иностранных технологий и управленческого опыта . Импорт средств производства и промышленного оборудования, иностранные кредиты и инвестиции были использованы для улучшения инфраструктуры в приоритетных областях энергетики , транспорта и телекоммуникаций , а также для модернизации машиностроения и электронной промышленности. Чтобы заработать больше иностранной валюты и сохранить валютные резервы , иностранный капитал также использовался для расширения производства экспортных товаров, таких как текстиль, и заменителей импорта, таких как потребительские товары.

Китай принял ряд мер по развитию своих внешнеэкономических связей, максимизируя роль импорта, экспорта и иностранного капитала в экономическом развитии. Внешнеторговые организации были реорганизованы, а контроль за импортом и экспортом ослаблялся или усиливался в зависимости от торгового баланса и уровня валютных резервов. Крупные закупки иностранных заводов и оборудования привели к ограничению импорта в период с 1980 по 1983 год. Из-за расширения экспорта в середине 1980-х годов, большого профицита валютных резервов и децентрализованного управления внешней торговлей импорт резко увеличился. Огромные неконтролируемые закупки потребительских товаров привели к торговому дефициту и 1985 годах, что привело к введению системы лицензирования импорта и экспорта, ужесточению контроля над расходами иностранной валюты и девальвации юаня в 1984 с целью сокращения торгового дефицита и обеспечения импортировались не товары народного потребления, а машины, оборудование и полуфабрикаты. В 1985 году Китай имел валютные резервы в размере 11,9 миллиардов долларов США.

Китай присоединился к ряду международных экономических организаций, став членом Всемирного банка , Международного валютного фонда , Азиатского банка развития , Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а также Соглашения о нескольких волокнах . Китай стал наблюдателем ГАТТ в 1982 году и официально подал заявку на участие в качестве полноправного члена в июле 1986 года. Китай также отказался от своего неприятия иностранного капитала, занимая деньги у международных кредитных организаций, иностранных правительств, иностранных коммерческих банков и консорциумов и разрешая иностранным банкам открыть филиалы в Китае. Китайское правительство поддерживало хороший кредитный рейтинг на международном уровне и не накапливало огромных внешних долгов , как многие другие коммунистические и развивающиеся страны. В период с 1979 по 1985 год Китай подписал кредиты на общую сумму 20,3 миллиарда долларов США, из которых 15,6 миллиарда долларов США уже были использованы. Большая часть кредитов пошла на инфраструктурные проекты, такие как энергетика и транспорт, а также на финансирование импорта сырья. Банк Китая , главный валютный банк, открыл филиалы за рубежом и участвовал в международных финансовых рынках в Еврооблигации и синдицирование кредитов .

Также были созданы правовые и институциональные рамки для содействия иностранным инвестициям и торговле . Законы о налогообложении , совместных предприятиях , иностранных инвестициях и смежных областях были обнародованы для поощрения иностранных инвестиций. В 1979 году Китай создал четыре особые экономические зоны в Шэньчжэне , Чжухае , Шаньтоу (в провинции Гуандун) и Сямыне (в провинции Фуцзянь). (См. Особые экономические зоны Китайской Народной Республики .) Особые экономические зоны, по сути, представляли собой зоны экспортной переработки, предназначенные для привлечения иностранных инвестиций, расширения экспорта и импорта технологий и опыта. В 1984 году четырнадцать прибрежных городов были признаны «открытыми городами». Они также были предназначены для привлечения иностранных фондов и технологий. Но в 1985 году правительство решило сосредоточить ресурсы только на четырех городах: Даляне , Гуанчжоу , Шанхае и Тяньцзине . Хотя специальные экономические зоны и открытые города имели право предоставлять инвестиционные стимулы , проблемы с бюрократической волокитой , бюрократическим вмешательством и отсутствием базовой инфраструктуры привели к меньшему количеству иностранных инвестиций и меньшему количеству высокотехнологичных проектов, чем первоначально предполагалось.

С 1979 по 1985 год Китай получил 16,2 миллиарда долларов США иностранных инвестиций. К 1986 году в Китае было более 6200 предприятий, финансируемых из-за рубежа, в том числе 2741 совместное предприятие, 3381 предприятие, управляемое совместно, и 151 предприятие с единственными иностранными инвестициями. Из совместных предприятий 70 процентов приходилось на производственные предприятия (обрабатывающие или перерабатывающие), а 30 процентов - на сферу услуг (в первую очередь гостиницы или туризм). Гонконг предоставил 80 процентов партнеров совместного предприятия, США — 7 процентов и Япония — 6 процентов.

Организация внешней торговли

[ редактировать ]

Все более сложная внешняя торговля [6] Система претерпела расширение и децентрализацию в конце 1970-х и 1980-х годах. В 1979 году Министерства внешней торговли девять внешнеторговых корпораций утратили монополию на импортные и экспортные операции , поскольку промышленным министерствам было разрешено создавать собственные внешнеторговые предприятия. Провинциальным филиалам государственных внешнеторговых корпораций была предоставлена ​​большая автономия, а некоторым провинциям, особенно Фуцзянь , Гуандун и специальным муниципалитетам Пекин , Тяньцзинь и Шанхай , было разрешено создавать независимые импортно-экспортные компании на провинциальном уровне. Некоторым избранным провинциальным предприятиям была предоставлена ​​автономия в принятии решений по внешней торговле. В 1982 году Комиссия Государственного совета по контролю за импортом-экспортом, Комиссия по иностранным инвестициям и контролю , Министерство внешней торговли и Министерство внешних экономических связей были объединены в Министерство внешних экономических связей и торговли . В 1984 году система внешней торговли подверглась дальнейшей децентрализации. Внешнеторговые корпорации этого и других министерств и подразделений провинциального уровня стали независимыми от своих головных организаций и несли ответственность за свои прибыли и убытки. Была также создана агентская система внешней торговли, при которой импорт и экспорт осуществлялись специализированными предприятиями и корпорациями, выступавшими в качестве агентов на на комиссионной основе.

Министерство внешних экономических связей и торговли

[ редактировать ]

Основными функциями Министерства внешних экономических связей и торговли были установление и контроль внешнеторговой политики ; работать с Госпланом по установлению долгосрочных внешнеторговых планов и годовых квот на импорт и экспорт; контролировать импорт и экспорт посредством лицензий и квот; курировать управление внешнеторговыми корпорациями и предприятиями; и координировать экономические и торговые отношения с правительствами иностранных государств и международными экономическими организациями. Министерство также проводило международного рынка исследования , руководило институтами внешнеэкономических связей и торговли и руководило Главным таможенным управлением .

Внешнеторговые корпорации и предприятия

[ редактировать ]

В конце 1980-х годов в Китае существовало множество специализированных национальных корпораций, занимавшихся импортными и экспортными операциями в таких областях, как декоративно-прикладное искусство, текстиль, натуральные продукты и побочные продукты животного происхождения, различные виды продуктов питания, химикаты, продукция легкой промышленности, технологии металлов и полезных ископаемых, промышленное оборудование и оборудование, нефтехимия и нефтепродукты, научные инструменты, аэрокосмические технологии и услуги, корабли и вооружение. Хотя номинально контролировалась Министерством внешних экономических связей и торговли, каждая из этих корпораций несла ответственность за свои прибыли и убытки. В число этих предприятий, например, входила промышленная корпорация Great Wall, которая импортировала и экспортировала транспортные средства, спутники и другую продукцию, связанную с аэрокосмическими программами, механическое оборудование, электротехническую продукцию, оборудование и инструменты, медицинское оборудование и химикаты. Северная промышленная корпорация Китая, подчиненная Министерству артиллерийской промышленности, использовала военные производственные мощности для производства гражданской продукции на экспорт. Коммерческая деятельность Китайской Северной промышленной корпорации включала продажу тяжелого оборудования, оборудования и инструментов, а также тяжелых транспортных средств; продукция легкой химической промышленности, такая как пластмассы, краски и покрытия; и высокоточное машиностроение, оптическое и оптико-электронное оборудование. Другие корпорации предлагали различные профессиональные консультационные услуги. Одна из них, Китайская международная корпорация экономических консультантов, предоставляла экономическую и юридическую экспертизу в области инвестиций и другой экономической деятельности.

Финансовые операции и инвестиции

[ редактировать ]

В середине 1980-х годов иностранная валюта и резервы контролировались Государственным управлением валютного контроля при Народном банке Китая , центральном банке. Ассигнования иностранной валюты банкам, министерствам и предприятиям утверждались Государственным управлением валютного контроля. Банк Китая , валютное подразделение Народного банка Китая, потерял свою монополию на все валютные операции в 1984 году, когда Сельскохозяйственный банк , Народный строительный банк , Китайский промышленный и коммерческий банк и Китайская международная трастовая и инвестиционная корпорация (CITIC) ) было разрешено торговать в иностранной валюте . Банк Китая оставался основным валютным банком Китая и предоставлял кредиты для производственных и коммерческих операций, связанных с экспортом, открывал филиалы за рубежом, поддерживал корреспондентские отношения с иностранными банками и проводил исследования международных валютных тенденций. Банк Китая также активно работал на международных финансовых рынках посредством такой деятельности, как синдицирование кредитов и выпуск иностранных облигаций . CITIC, созданная в 1979 году для содействия иностранным инвестициям в Китае, также занимала и давала международные займы и выпускала иностранные облигации, а также поощряла и участвовала в совместных предприятиях, импортировала иностранные технологии и оборудование и делала зарубежные инвестиции. В 1986 году CITIC была переименована в CITIC Group и сместила акцент на энергетическую, металлургическую и сырьевую отрасли, у которых были проблемы с привлечением инвестиций. В конце 1986 года группа CITIC создала 47 совместных предприятий, инвестировала в 114 отечественных компаний и выпустила иностранные облигации на сумму 550 миллионов долларов США. Китайский инвестиционный банк был основан в 1981 году как канал средне- и долгосрочных кредитов от международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк .

Другие организации, занимающиеся торговлей

[ редактировать ]

Госсовета Госплановая комиссия и Государственная экономическая комиссия занимались долгосрочным планированием развития внешней торговли , а также разрабатывали национальные приоритеты импорта и экспорта. Вопросами внешней торговли также занимались несколько других организаций Госсовета: Управление специальных экономических зон, Управление государственной инспекции импорта и экспорта товаров, Главное таможенное управление и Китайское бюро путешествий и туризма. Китайский совет по развитию международной торговли (CCPIT) оказал помощь Министерству внешних экономических связей и торговли во внешнеторговых отношениях. CCPIT обслуживал торговые делегации в Китай и из него, организовывал внешнеторговые выставки в Китае и китайские выставки в других странах, а также издавал периодические издания, пропагандирующие китайскую торговлю. Народная страховая компания Китая расширила свою деятельность в 1980 году с целью поощрения внешней торговли. Новые категории страхования, предлагаемые иностранным фирмам, включали компенсационную торговлю, запуск спутников, безопасность атомных электростанций, страхование морских нефтяных разработок, страхование от невыполнение контракта и страхование от политических рисков .

Структура внешней торговли

[ редактировать ]

Преобладающей формой внешней торговли после 1949 г. был импорт товаров промышленных производителей из развитых стран и оплата их экспортом продуктов питания, сырья и продукции легкой промышленности, особенно текстиля. Образец менялся по мере того, как того требовали обстоятельства; В период экономического коллапса, последовавшего за « Большим скачком» (1958–60), импорт продовольствия увеличился с незначительного количества в 1959 году до 39 процентов всего импорта в 1962 году. В то же время импорт машин и оборудования упал с 41 процента до 5 процентов от суммы. С этого времени продукты питания и живые животные оставались значительной, хотя и снижающейся, долей импорта, составив 14,8 процента от общего объема в 1980 году, но снизившись до 4,1 процента в 1985 году. Картина также менялась с течением времени по мере постепенного расширения промышленного сектора Китая. увеличение доли экспорта, приходящегося на промышленные товары. Промышленная промышленность обеспечивала лишь 30 процентов всего экспорта в 1959 году, 37,9 процента в 1975 году и выросла до 44,9 процента в 1985 году.

Важные изменения произошли в нескольких конкретных категориях торговли в 1970-х и 1980-х годах. Импорт текстильных волокон вырос с 5,8 процента в 1975 году до 10,7 процента в 1980 году, поскольку китайская текстильная промышленность росла быстрее, чем внутренние поставки хлопка, но затем упал до 4 процентов в 1985 году, когда внутреннее производство хлопка увеличилось. Импорт незавершенной текстильной продукции также увеличился с 1,3 процента в 1975 году до 5,3 процента в 1985 году в результате роста текстильной промышленности. На долю железа и стали приходилось примерно 20 процентов импорта в 1970-х годах, затем эта доля упала до 11,6 процента в 1980 году, а затем выросла до 14,9 процента в 1985 году. Импорт промышленных товаров, машин и транспортного оборудования составлял 62,6 процента от общей стоимости импорта в 1975 году, упал до 53,9 процента в 1980 году, поскольку импорт был сокращен в «период перестройки» экономики (1979–81), и снова вырос до 75,2 процента в 1985 году. Что касается экспорта, доля продуктов питания упала до 12,5 процента в 1985 году. Самым быстрорастущим экспортным товаром в 1970-х годах был нефть , которая впервые была экспортирована в 1973 году. Нефть взлетела до 12,1 процента всего экспорта в 1975 году, 22 процентов в 1980 году и 21,2 процента в 1985 году. В 1980-х годах экспорт текстиля быстро рос. Хотя экспорт незавершенного текстиля по-прежнему составлял около 14 процентов от общего объема экспорта, доля экспорта всех категорий текстиля выросла с 5 процентов в 1975 году до 18,7 процента в 1984 году. В 1986 году текстиль заменил нефть в качестве крупнейшей статьи экспорта Китая.

Торговые партнеры

[ редактировать ]

В 1950-е годы основным внешнеторговым партнером Китая был Советский Союз . В 1959 году торговля с Советским Союзом составляла почти 48 процентов от общего объёма торговли Китая. Поскольку в начале 1960-х годов отношения между двумя странами ухудшились , объем торговли упал, снизившись к 1966 году до чуть более 7 процентов китайской торговли. все коммунистические страны составляли около 15 процентов. В 1986 году, несмотря на торговый договор с Советским Союзом, китайско-советская торговля, по данным китайской таможенной статистики, составляла лишь 3,4 процента от общего объема торговли Китая, тогда как торговля со всеми коммунистическими странами упала до 9 процентов от общего объема. Были проведены исследования, связывающие политическое влияние Китая с его торговыми способностями. Страны, которые зависят от Китая экономически, склонны умиротворять Китай политически, позволяя Китаю обрести вновь обретенное влияние. [7]

К середине 1960-х годов Япония стала ведущим торговым партнером Китая, на долю которой в 1966 году приходилось 15 процентов торговли. Япония была наиболее естественным торговым партнером Китая; лучшее транспортное она была ближе к Китаю, чем любая другая индустриальная страна, и имела с ним сообщение. Японская экономика была высоко развита в тех областях, где Китай был самым слабым, особенно в тяжелой промышленности и современных технологиях, в то время как Китай был хорошо обеспечен некоторыми важными природными ресурсами , которых не хватало Японии, особенно углем и нефтью . В 1980-х годах на долю Японии приходилось более 20 процентов внешней торговли Китая, а в 1986 году она обеспечивала 28,9 процента импорта Китая и 15,2 процента его экспорта. Начиная с конца 1970-х годов у Китая был торговый дефицит с Японией. [ нужна ссылка ]

Начиная с 1960-х годов Гонконг неизменно оставался ведущим рынком для экспорта Китая и его вторым по величине партнером в общей торговле. В 1986 году Гонконг получил 31,6 процента китайских товаров, проданных за границу, и поставлял около 13 процентов китайского импорта. Гонконг был крупным рынком китайских продуктов питания и служил перевалочным портом для китайских товаров, реэкспортируемых в другие страны. [ нужна ссылка ]

Соединенные Штаты запрещали торговлю с Китаем до начала 1970-х годов. После этого торговля быстро росла, и после полной нормализации дипломатических и торговых отношений в 1979 году Соединенные Штаты стали вторым по величине импортером в Китай, а в 1986 году стали третьим по величине партнером Китая в общей торговле. Большинство американских товаров, импортируемых Китаем, представляли собой либо высокотехнологичную промышленную продукцию, например самолеты, либо сельскохозяйственную продукцию, в первую очередь зерно и хлопок. [ нужна ссылка ]

Западная Европа играла важную роль во внешней торговле Китая с середины 1960-х годов. ФРГ , в частности , большую часть этого периода уступала только Японии по поставкам промышленных товаров в Китай. Китай проводил политику широких закупок промышленных товаров и заключил сделки различного масштаба почти со всеми западноевропейскими странами. В 1986 году на Западную Европу приходилось почти 18 процентов внешней торговли Китая, причем импорт превышал экспорт. [ нужна ссылка ]

Страны третьего мира уже давно служат рынком для китайской сельскохозяйственной продукции и продукции легкой промышленности. В 1986 году развивающиеся страны закупали около 15 процентов китайского экспорта и поставляли около 8 процентов китайского импорта. Китай расширил торговые и инвестиционные связи со многими африканскими странами, такими как Чад, Судан и Демократическая Республика Конго, отчасти для защиты стратегических природных ресурсов, таких как нефть и полезные ископаемые. [ нужна ссылка ]

Великобритания является вторым по величине инвестором в Китае и, отметим, крупнейшим в Америке. [8] [ не удалось пройти проверку ]

В 2018 году США ввели 25-процентные пошлины на широкий спектр китайского импорта. [9] Китайские товары составили 16 миллиардов долларов, и Министерство торговли Китая ввело 25-процентный тариф на импорт из США на сумму 16 миллиардов долларов. [10] Торговая война между Китаем и США усилилась в августе 2019 года, когда США пригрозили 10% тарифами на оставшиеся 300 миллиардов долларов китайского импорта после введения 25% тарифов на китайский импорт на сумму 250 миллиардов долларов в предыдущем году. [11] [9] С мая 2018 года китайские инвестиции в американские стартапы замедлились, а к 2019 году стали незначительными. [12] Хотя США оставались крупнейшим торговым партнером Китая, [13] к 2023 году экспорт Китая в США стал одним из самых низких за почти два десятилетия, что частично объясняется снижением потребительского спроса в США после пандемии. [14]

К 2020 году Китай стал крупнейшим торговым партнером более чем 120 стран. [15] : 228 

Годовой мировой экспорт упал в 2023 году впервые за семь лет, при этом Ассоциация государств Юго-Восточной Азии стала крупнейшим региональным торговым партнером Китая, за ней следует Европейский Союз. [13] В 2023 году торговля с Россией быстро ускорилась: китайский экспорт увеличился почти на 47 процентов. [13] 2024 год начался с того, что двусторонняя торговля между Китаем и Россией достигла знаковой отметки в 240 миллиардов долларов. [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Анджела Монаган (10 января 2014 г.). «Китай превосходит США как крупнейшую торговую державу мира» . Хранитель .
  2. ^ «ВТО – Китай – Информация о членах» . wto.org .
  3. ^ «Китай и Швейцария подписывают соглашение о свободной торговле» . eubusiness.com .
  4. ^ Jump up to: а б Браун, Керри (2023). China Incorporated: Политика мира, где Китай — номер один . Лондон: Bloomsbury Academic . ISBN  978-1-350-26724-4 .
  5. ^ Карл Кроу, 400 миллионов клиентов: опыт американца, живущего в Китае - некоторые счастливые, некоторые грустные, и чему они его научили (Нью-Йорк; Лондон: Harpers, 1937). Перепечатано: D'Asia Vue, с введением Эзры Фогеля; перепечатано: Гонконг: Earnshaw Books, с введением Пола Френча.
  6. ^ Статистика торгового баланса Китая, 2001-2011 гг. , Всемирная торговая организация, июль 2012 г.
  7. ^ Кастнер, Скотт (24 декабря 2014 г.). «Покупка влияния? Оценка политических последствий международной торговли Китая». Журнал разрешения конфликтов . 60 (6): 980–1007. 28р. дои : 10.1177/0022002714560345 . S2CID   155806674 .
  8. ^ Посол Китая в Великобритании.
  9. ^ Jump up to: а б Аппельбаум, Биньямин (24 ноября 2021 г.). «Трамп хотел наказать Китай. Мы все еще платим за это» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 марта 2024 г.
  10. ^ Имберт, Фред. «Китай вводит 25-процентные пошлины на американские товары стоимостью 16 миллиардов долларов» . CNBC . Проверено 26 марта 2024 г.
  11. ^ «Хронология: ключевые даты торговой войны между США и Китаем» . Рейтер . 2019-08-02 . Проверено 26 марта 2024 г.
  12. ^ Спаршотт, Джеффри. «Экономика в реальном времени: напряженность между США и Китаем распространяется по всей экономике» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 26 марта 2024 г.
  13. ^ Jump up to: а б с «Годовой экспорт Китая упал впервые за семь лет» . CNBC . Проверено 26 марта 2024 г.
  14. ^ Палмер, Дуг. «По мере роста напряженности импорт США из Китая резко падает» . Политик . Проверено 26 марта 2024 г.
  15. ^ Джин, Кейю (2023). Новый учебник Китая: за пределами социализма и капитализма . Нью-Йорк: Викинг. ISBN  978-1-9848-7828-1 .
  16. ^ «Объем торговли Китая и России в 2023 году достигнет рекордного уровня в 240 миллиардов долларов – китайская таможня» . Рейтер . 11 января 2024 г. Проверено 26 марта 2024 г.

Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . [1]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c22857f53db0388cb4cb0b2585634e3__1712248140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/e3/2c22857f53db0388cb4cb0b2585634e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of trade of the People's Republic of China - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)