Я доволен своим счастьем , BWV 84
Я доволен своей удачей | |
---|---|
БВВ 84 | |
Сольная церковная кантата И.С. Баха | |
![]() "Одинадцатый час рабочих" Гравюра Яна Луйкена | |
Повод | Семидесятые |
Текст кантаты | Пикандер ? |
Хорал | « Кто знает, как близок мне мой конец » Эмили Юлиана фон Шварцбург-Рудольштадт |
Выполненный | 9 февраля 1727 г Лейпциг .: |
Движения | 5 |
Вокал |
|
Инструментальный |
|
Я доволен своим состоянием, [ 1 ] BWV 84 — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Он сочинил сольную кантату для сопрано в Лейпциге в 1727 году для воскресной Септуагесимы и руководил первым исполнением, вероятно, 9 февраля 1727 года.
Бах сочинил это произведение на четвертом году работы Томаскантором в Лейпциге . Текст аналогичен тексту кантаты Ich bin vergnügt mit meinem Stande («Я доволен своей позицией»), который Пикандер опубликовал в 1728 году, но нет уверенности, что он написал также и текст кантаты. Его мысли о довольстве находятся в духе начала Просвещения , выраженные простым языком. Заключительный хорал — 12-я строфа гимна Wer weiß « , wie nahe mir mein Ende » Эмили Юлианы фон Шварцбург-Рудольштадт . «Ich bin vergnügt mit meinem Glücke» — одно из немногих произведений, которые Бах сам называл «Кантатой».
Бах структурировал произведение в пять частей , чередуя арии и речитативы , а также заключительный хорал. Для озвучивания требуется лишь небольшой ансамбль солистки-сопрано, три дополнительные вокальные партии для хорала и инструментальный ансамбль в стиле барокко из гобоя , струнных и бассо континуо . Если первая ария задумчива и элегична , то вторая имеет танцевально-народный характер.
История и слова
[ редактировать ]Бах написал сольную кантату в Лейпциге, на четвертом году работы в качестве Томаскантора (директора церковной музыки) в Лейпциге , в третье воскресенье перед Великим постом , названное Септуагесима . [ 1 ] Предписанные чтения для воскресенья были взяты из Первого послания к Коринфянам , «погони за победой» ( 1 Коринфянам 9:24–10:5 ), и из Евангелия от Матфея , притчи о работниках в винограднике ( Мф. 20:1–16 ). В более ранние годы Бах уже сочинил по этому случаю две кантаты: «Нимм, была deinist, und gehe hin» , BWV 144 , в 1724 году, и хоральную кантату « Ich hab in Gottes Herz und Sinn» , BWV 92 , в 1725 году . mit meinem Glücke — одно из немногих произведений, которое Бах сам назвал «Кантату». [ 2 ] [ 3 ]
Как и в предыдущие годы, текст кантаты связан с Евангелием в том смысле, что христианин должен довольствоваться своей долей удачи, не завидуя другим, которые могут показаться более удачливыми. Название и текст демонстрируют сходство с Пикандера « Ich bin vergnügt mit meinem Stande» («Я доволен своей позицией»), опубликованным в 1728 году. Неясно, написаны ли оба текста Пикандром, или Пикандр основывал свой на предыдущем, или если Пикандер уже был доступен на момент составления, но был изменен. [ 1 ] Как замечает баховед Клаус Хофманн , мысли выдержаны в духе начала Просвещения , «восхваления бережливости, скромности в том, что Бог выделил нам, удовлетворения, отсутствия зависти к другим». Язык — это уже не «риторический пафос поэзии барокко», а «радикальность и артистичность образности. Язык прост и лаконичен, он скорее рационален, чем образен». [ 4 ]

Заключительный хорал - 12- я строфа похоронного гимна « Кто знает, как близок мне конец » Эмили Юлианы фон Шварцбург-Рудольштадт (1686). [ 5 ] Бах использовал свою первую строфу в своих кантатах « Куда ты идешь?» BWV 166 (1724) и « Кто знает, насколько близок мне мой конец?» БВВ 27 (1726 г.). [ 1 ]
Бах руководил первым спектаклем, вероятно, 9 февраля 1727 года. [ 1 ]
Музыка
[ редактировать ]Оценка и структура
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в пять частей . Последовательность чередующихся арий и речитативов завершается хоралом. Бах написал произведение для солистки-сопрано, четырехголосного хора только в хорале и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из гобоя (Ob), двух скрипок (Vl), альта (Va) и бассо континуо . [ 6 ] Заголовок партитуры с автографом гласит: «JJ Dominica Septuagesimae Cantata», что означает: «Иисус поможет. Кантата для воскресной Септуагесимы». [ 3 ] Бах добавил более точную дополнительную страницу: «Доминика Септуаж. / Я доволен своим счастьем / à / Сопрано Соло è / 3 Ripieni / 1 Hautbois / 2 Violini / Viola / e Continuo / di / Joh:Seb:Bach». [ 3 ] Оценка скромная, соответствует неделям, предшествующим Великому посту. [ 7 ] Продолжительность указана около 16 минут. [ 1 ]
В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . [ 6 ] Тональности взяты из и тактовые размеры книги баховеда Альфреда Дюрра обо всех кантатах с использованием символа общего времени (4/4). [ 1 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Я доволен своей удачей | Пикандер | Воздух | Сопрано | Ob | 2Вл А | Ми минор | 3/4 |
2 | Бог мне ничего не должен | Пикандер | Речитатив | Сопрано | ![]() | |||
3 | Я ем свой маленький хлеб с радостью | Пикандер | Воздух | Сопрано | Ob | Вл | соль мажор | 3/8 |
4 | В поте лица моего | Пикандер | Речитатив | Сопрано | 2Вл А | ![]() | ||
5 | А пока я счастливо живу в тебе | Шварцбург-Рудольштадт | Хорал | САТБ | Ob | 2Вл А | Ми минор | ![]() |
Движения
[ редактировать ]Хотя вокальные и инструментальные партии ограничены, Бах достигает разнообразия за счет движений разной инструментовки и характера. [ 1 ]
1
[ редактировать ]
Вступительная ария: « Я доволен своим состоянием, которым наградил меня наш дорогой Бог». [ 1 ] медленный и задумчивый, в сопровождении всех инструментов, напоминающий медленную часть концерта для гобоя. [ 4 ] Джон Элиот Гардинер , дирижировавший в 2000 году « Паломничеством кантаты Баха », отметил в дневнике проекта, что Бах, который, возможно, не был доволен своим положением в Лейпциге, сочинял музыку, изображающую «двойственность и сложность». Его музыка «динамична и изменчива», отражая «задумчивые, смиренные, элегические» настроения. [ 2 ] Музыковед Джулиан Минчем отмечает, что арию можно сравнить с Ich bin in mir vergnügt , BWV 204 (Я доволен собой), которую он описывает как «также очень личное произведение для соло-сопрано с похожей темой, исследующее сопоставимые человеческие эмоции». [ 8 ]
2
[ редактировать ]Первый речитатив « Бог мне действительно ничего не должен ». [ 9 ] оно сухое. [ 8 ]
3
[ редактировать ]Вторая ария « Я с радостью ем свой кусочек хлеба и от души оставляю ближнему его » . [ 9 ] танцует под аккомпанемент двух партий облигато : гобоя и скрипки. Они выражают в яркой фигуративности на скрипке и несколько упрощенном варианте на гобое текст « ein fröhlicher Geist, ein dankbares Herze, das lobet und preist » (счастливый дух, благодарное сердце, воздающее хвалу). [ 9 ] [ 1 ] Хофманн отмечает, что ария изображает «пасторальную идиллию с деревенской музыкальной сценой - дань уважения утопии Просвещения о простой, счастливой деревенской жизни». Фигура скрипки напоминает гул волынки или шарманки . Голос скачет вверх по шестым, имеет «народный характер» и передает «удовлетворенное спокойствие». [ 4 ] Минчем отмечает, что первые четыре ноты ритурнели гобоя — это первые четыре ноты заключительного хорала, обращенные к мажору . [ 8 ]
4
[ редактировать ]
Второй речитатив: « В поте лица своего я пока хлебом своим буду наслаждаться ». [ 9 ] сопровождается струнными. [ 8 ]
5
[ редактировать ]Хорал « Ich leb indes in dir vergnüget und sterb ohn alle Kümmernis » (Тем временем я живу довольный Тобой и умираю без проблем), [ 9 ] представляет собой четырехголосную постановку на мелодию « Кто только позволяет господу доброму править » Георга Ноймарка . [ 10 ] Гардинер интерпретирует маркировку сопрано соло ea 3 ripieni (для сопрано и трех партий рипьено ) как означающую, что ни один инструмент не играет колла парте с голосами. [ 2 ]
Записи
[ редактировать ]Список взят из подборки, представленной на веб-сайте кантат Баха. [ 11 ] В следующей таблице ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованном исполнении, отмечены зеленым фоном.
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Инстр. |
---|---|---|---|---|---|
И.С. Бах: Кантаты №106, №84 | Герман Шерхен Камерный хор Венской академии Оркестр Венской государственной оперы | Ласло Магда | Вестминстер | 1952 | |
И.С. Бах: Кантаты BWV 49 и BWV 84 | Вильгельм Эманн Вестфальский хор Инструментальный ансамбль | Агнес Гейбл | Петь | 1961 | |
Бах: Кантаты BWV 52, BWV 84 и BWV 209. | Раймонд Леппард Английский камерный оркестр | Элли Амелинг | Филипс | 1982 | |
Кантата Баха Том 26. | Хельмут Риллинг Гехингер Канторей Вюртембергский камерный оркестр Хайльбронна | Арлин Огер | Хэнсслер | 1983 | |
Издание Баха Том. 15 - Кантаты Том. 8 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерландский Бах-Коллегиум | Рут Холтон | блестящая классика | 2000 | Период |
Кантаты Баха Том. 20: Наарден / Саутвелл / Семидесятые / Шестидесятые | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Миа Перссон | Слава одному Богу | 2000 | Период |
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 20 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Сандрин Пиау | Антуан Маршан | 2003 | Период |
И.С. Бах: Христос, который есть моя жизнь - Кантаты BWV 27, 84, 95 и 161 | Филипп Эрревеге Вокальный колледж, Джентльмен | Дороти Милдс | Гармония Мунди Франция | 2007 | Период |
И.С. Бах: Священные сольные кантаты для сопрано. | Гельмут Мюллер-Брюль Вокальный ансамбль Баха в Кёльне Кёльнский камерный оркестр | Сири Торнхилл | Наксос | 2007 | Камера |
И.С. Бах: Кантаты Том. 41 (Сольные кантаты) – BWV 56, 82, 84, 158 | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | Кэролин Сэмпсон | ДО | 2007 | Период
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дюрр, Альфред ; Джонс, Ричард Д.П. (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Издательство Оксфордского университета . стр. 628–631. ISBN 978-0-19-929776-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гардинер, Джон Элиот (2009). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 18, 84, 92, 126, 144 и 181 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 16 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гроб, Йохен (2014). «BWV 84 / BC A 43» (на немецком языке). s-line.of . Проверено 20 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хофманн, Клаус (2008). «Я доволен своим счастьем / (Я доволен своим счастьем), BWV 84» (PDF) . Сайт кантат Баха. п. 8 . Проверено 30 января 2012 г.
- ^ «Кто знает, как близок мне конец? / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха. 2006 год . Проверено 30 января 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бишоф, Вальтер Ф. «BWV 84 Я доволен своим счастьем» . Университет Альберты . Проверено 19 января 2015 г.
- ^ Вольф, Кристоф (2003). Третий годовой цикл кантат из Лейпцига Баха (1725–1727), II (PDF) . Сайт кантат Баха. стр. 7–8 . Проверено 20 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Минчем, Джулиан (2010). «Глава 37 Bwv 84 - Кантаты Иоганна Себастьяна Баха» . jsbachcantatas.com . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Деллал, Памела . «BWV 84 – Я доволен своим счастьем» . ЭммануэльМузыка . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Тот, кто позволит доброму Господу править» . Сайт кантат Баха. 2009 . Проверено 30 января 2012 г.
- ^ Орон, Арье (2015). «Кантата BWV 84 Я счастлива своему счастью» . Сайт кантат Баха . Проверено 19 января 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Я доволен своей удачей, BWV 84 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Я доволен своим счастьем BWV 84; BC A 43 / Священная кантата (Септуагесима) Баха Digital
- BWV 84 Я доволен своим счастьем английский перевод, Университет Вермонта
- Люк Дан: BWV 84.5 bach-chorales.com
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Я доволен своим счастьем, BWV 84 : выступление Нидерландского общества Баха (видео и справочная информация)