Железная дорога Инвернесс и Перт
![]() Участок бывшего путевого полотна возле Мьюира из Логи, Абердиншир. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обзор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Местный | Шотландия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Даты работы | 1 июня 1863 г. – 1 февраля 1865 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преемник | Хайлендская железная дорога | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технический | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Железная дорога Инвернесса и Перта (I&PJR) была железнодорожной компанией, которая построила линию, обеспечивающую более прямой маршрут между Инвернессом и югом для пассажиров и товаров. До момента открытия единственным маршрутом был окольный путь через Абердин . I&PJR была построена от пересечения дружественной железной дороги Инвернесс и Абердин в Форресе до железной дороги Перт и Данкелд в Данкелде .
Он открылся для движения в 1863 году. Северная часть его маршрута пересекала дикую и малонаселенную местность, а высокие вершины на линии были трудными для локомотивов того времени. В 1865 году компания объединилась с железной дорогой Инвернесса и Абердина, образовав вместе Хайлендскую железную дорогу .
Короткая ветка до Аберфелди была построена компанией в 1865 году и закрыта в 1965 году.
К концу века Хайлендская железная дорога оказалась под политическим давлением со стороны конкурирующих железнодорожных предложений и согласилась построить более короткий маршрут между Инвернессом и Авимором , соединяясь с первоначальной линией. Он открылся в 1898 году. Первоначальный маршрут от Форреса до Авимора закрылся в 1965 году, но прямая линия от Инвернесса до Перта продолжает работать как главная линия Хайленда .
Первая железная дорога в Инвернесс
[ редактировать ]
По мере того, как строительство железной дороги набирало темпы дальше на юг, в 1850 году железная дорога в конечном итоге достигла Абердина вдоль восточного побережья. К этому времени было общепринято, что любой город нуждается в железнодорожном сообщении, если он хочет процветать, и город, который не смог его получить, был обречен. . [ 1 ]
Заинтересованные стороны в Инвернессе задумались о создании собственного железнодорожного сообщения, поскольку они знали о коммерческих и социальных выгодах. Однако топографическое препятствие в виде гор Монадлиат препятствовало любому маршруту, идущему прямо на юг, и было очевидно, что в настоящее время такая железная дорога невозможна. Они довольствовались достижением Абердина, что, по крайней мере, давало им возможность добраться до юга, хотя и значительно окольным путем. [ 2 ]

Джозеф Митчелл был инженером из Инвернесса, и его динамичный подход в сочетании с деловыми интересами в Бурге способствовал разработке практической схемы достижения Абердина. Но даже это было серьезной проблемой, и первым шагом, рекомендованным Митчеллом, было строительство железной дороги на восток до Нэрна вдоль побережья. Железная дорога Инвернесса и Нэрна получила санкционирующий парламентский акт 24 июля 1854 года. Будущая траектория на юг была четко обозначена: законопроект был озаглавлен «Участок железной дороги Инвернесс-Перт от Инвернесса до Нэрна (или северный участок)». [ 3 ] Линия Нэрн открылась 5 ноября 1855 года. [ 4 ]
Соединение с Абердином
[ редактировать ]
Следующим шагом было расширение территории от Нэрна до Абердина, но его масштабы были устрашающими; Союз с интересами в Абердине казался возможным путем вперед. После долгих трудных переговоров была сформирована Великая Северная Шотландская железная дорога и построена линия от Абердина до Кита , открывшаяся к этому месту 10 октября 1856 года. [ 4 ] [ 5 ] На западном конце была построена железнодорожная развязка Инвернесса и Абердина (I&AJR), которая должна была строиться от Нэрна до Кита; I&AJR был утвержден парламентом 21 июля 1856 года; [ 6 ] этот раздел открылся 18 августа 1858 года. [ 6 ] С этого дня I&AJR работала на железной дороге Инвернесс и Нэрн, но на данный момент последняя компания сохранила свое независимое существование. Позже 17 мая 1861 года I&AJR поглотила железную дорогу Инвернесс и Нэрн. [ 7 ]
Поворот на юг
[ редактировать ]Хотя это был полезный прогресс, все еще искали более прямой маршрут на юг, а техническое развитие локомотивов значительно улучшилось, что сделало маршрут, преодолевающий высокие перевалы в горах, по крайней мере возможным. Первоначально предполагалось, что точка, в которой такая линия будет проходить на юг, будет Нэрном, но коммерческая ценность рыболовных интересов дальше на восток от I&AJR была важным фактором, и отправная точка на юге была изменена на Форрес. Проспект образования линии был издан в 1860 году. [ 8 ]
Железная дорога Инвернесс-Перт-Джанкшн была образована парламентским актом 22 июля 1861 года с акционерным капиталом в 654 000 фунтов стерлингов. [ 9 ] Маршрут должен был включать две вершины на большой высоте, пересекающие горы. Линия будет идти до Данкелда и присоединиться к существующей там железной дороге Перт и Данкелд ; P&DR проходила от станции «Данкельд» (фактически в Бирнаме) до Стэнли на Северо-Восточной железной дороге Шотландии , и были предоставлены полномочия на проезд в Перт. Маршрут длиной 103 мили от Форреса до Авимора был чрезвычайно малонаселенным, поэтому промежуточное движение было очень небольшим. [ 10 ] Высота вершины Друимуахдара составляла 1484 фута; вершина Давы находилась на высоте 1052 фута над уровнем моря. [ 11 ] На этой линии будет проходить железнодорожная развязка Инвернесса и Абердина. [ 8 ]
Несмотря на сложный рельеф местности, крупных инженерных работ потребовалось сравнительно немного, хотя требовалось большое количество обычных мостов. Для строительства потребовалось 8 виадуков, 126 мостов через реки и ручьи и 119 над дорогами. [ 12 ] Строительство было быстрым, и линия открывалась поэтапно: от Данкельда до Питлохри 1 июня 1863 года, от Форреса до Авимора 3 августа 1863 года и последнего участка от Авимора до Питлохри 9 сентября 1863 года. [ 10 ] [ 13 ]
Поезда ежедневно курсировали по четыре поезда в одну сторону, один из которых доставлял товары; время в пути составило от 6 часов до 6 часов 50 минут. [ 14 ]
Джозеф Митчелл позже записал, что строительство линии обошлось в 798 111 фунтов стерлингов; приобретение земли составило 70 000 фунтов стерлингов, а парламентские и предварительные инженерные расходы составили 50 893 фунта стерлингов: более низкая стоимость за милю, чем у сопоставимых линий. Он также критиковал директоров компании за открытие линии до того, как все было готово и до того, как критически важный персонал был обучен, и в первые несколько дней в работе были серьезные сбои. [ 14 ]
Объединение с образованием Хайлендской железной дороги.
[ редактировать ]Железная дорога Инвернесс и Перт поглотила железную дорогу Перт и Данкелд 28 февраля 1864 года в соответствии с Законом 1863 года. [ 13 ] [ 15 ] и 1 февраля 1865 года она объединилась с железной дорогой Инвернесс и Абердин; и объединенная компания изменила свое название на Хайлендскую железную дорогу 29 июня 1865 года (в соответствии с Законом о Хайлендской железной дороге). [ 16 ] [ 15 ] I&AJR уже поглотила железную дорогу Инвернесса и Россшира согласно Закону от 30 июня 1862 года. [ 9 ] [ 17 ] [ 18 ]
В Перте Шотландская Северо-Восточная железная дорога использовала главный вокзал, контролируемый Шотландской центральной железной дорогой (SCR). В качестве гостей SNER поезда железной дороги Инвернесс и Перт также использовали главный вокзал. Очевидно, что SCR обладала эффективной монополией и полностью использовала ее в своих платежах за пользование, которые в 1865 году составляли 10 000 фунтов стерлингов и увеличивались ежегодно. SNER и I&PJR возражали против этого, но безрезультатно, и одно время компания Инвернесса рассматривала возможность строительства независимой линии от Мертли до Перта; естественно, SCR возразил против этого, и схема не получила развития. На короткое время SNER открыла станцию Перт-Глазго-Роуд и останавливала там свои поезда; Пассажирам приходилось пересаживаться на главный вокзал для дальнейшего путешествия, идя по улице. Последовал арбитраж, которым управляла Great Western Railway , и был определен бессрочный лимит в 5000 фунтов стерлингов. [ 19 ]
Аберфельдский филиал
[ редактировать ]Закон разрешил строительство железной дороги Страттей и Бредалбейн от линии Инвернесс и Перт от Баллинлуига до Аберфелди ; он получил королевское одобрение в 1846 году. [ 20 ] в ожидании скорого строительства линии Инвернесс и Перт, но она не была построена, и полномочия были приостановлены Законом от 10 июня 1847 года. [ 21 ]
Когда была построена I&PJR, компания I&PJR сама построила ветку до Аберфелди из Баллинлуига , идущую почти по тому же маршруту, что и предыдущие державы. На девятимильном маршруте был 41 мост, что было самым дорогим строительством на милю в будущей системе Хайленда. [ 22 ] Это было 8 + 3/4 мили, открыт 3 Длина была промежуточная станция июля 1865 года. В Грандтулли . [ 9 ] [ 23 ] Дополнительная станция была открыта в Бальнагарде 2 декабря 1935 года.
Весь филиал в Аберфелди был закрыт 3 мая 1965 года. [ 24 ]
Двойной путь на главной линии
[ редактировать ]По мере приближения конца девятнадцатого века вес поездов на главной линии значительно увеличился за счет более быстрых, тяжелых и частых пассажирских поездов. Работа банковских машин на спуске после помощи поездам на вершине усугубила проблемы с пропускной способностью линий, и пришло время исправить ситуацию. 6 августа 1897 года был принят Закон о Хайлендской железной дороге (дополнительные полномочия), дающий компании право удвоить линию от Стэнли-Джанкшен до Авимора. В Авиморе уже строилась новая прямая линия до Инвернесса (см. Ниже). Новый капитал в размере 750 000 фунтов стерлингов был частью разрешения, хотя большая часть этой суммы, вероятно, была направлена на сужение прямой линии. [ 25 ]
Ко 2 июля 1900 года дублирование было завершено от Блэр-Атолла до перекрестка в Далнакардохе и дошло до Далнаспидала к 13 мая 1901 года. Тем временем было решено провести двойной путь до перекрестка графства Марч, и это было достигнуто 10 июня 1901 года. Участок от графства Марч до Далвинни был завершен к 17 мая 1910 года. «Марш графства» был местом пересечения, и теперь название было заменено на «Саммит Друимуахдар». Хотя полномочия парламента были расширены в 1905 году, а затем в 1915 году, удвоения существующего маршрута больше не проводилось. [ 25 ]
Прямая железная дорога Инвернесс и Авимор
[ редактировать ]Со временем движение на восток от Инвернесса до Авимора стало рассматриваться как ненужное усложнение, особенно с учетом увеличения объемов движения на участке Дингуолл. Более того, было известно, что Великая Северная Шотландская железная дорога планировала построить новую линию от Элгина, Морей до Инвернесса, а Западная Хайлендская железная дорога планировала подход к Грейт-Глену из Форт-Уильяма. Ожидалось, что парламент отнесется с пониманием к этим предложениям, если Хайлендская железная дорога не улучшит свою линию в интересах своих клиентов.
Поэтому в 1883 году были предприняты шаги по строительству более короткого и прямого маршрута от Инвернесса до Авимора, прямой железной дороги Инвернесса и Авимора, неофициально известной как маршрут Карр-Бридж, в отличие от обозначения первоначального маршрута как маршрут Дава. Это было разрешено 28 июля 1884 года. [ 26 ] Сначала использовалось написание Карр Бридж, которое через короткое время обычно было заменено Каррбриджем. [ 25 ]
В любом случае для Хайлендской железной дороги это было самое важное событие десятилетия. Отключение было 34 + 1 ⁄ . мили новой линии между Авимором и Инвернессом Хайлендская железная дорога не спешила со строительством разрешенной линии, и в конечном итоге было предоставлено четыре продления срока завершения строительства линии - два до и два во время строительства. [ 25 ]
Прямая линия открывалась поэтапно: от Авимора до Карр-Бридж 6 июля 1892 года; от Карр-Бридж до Давиота 8 июля 1897 года; и, наконец, из Давиота в Инвернесс (перекресток Милберн) 1 ноября 1898 года. [ 27 ] У «Прямой линии» появилась новая вершина — Слохд, высотой 1315 футов. [ 11 ]
Операционные вопросы
[ редактировать ]Крутые уклоны на линии, как через Даву, так и через Каррбридж, потребовали интенсивного двойного движения поездов. Компания Highland Railway построила несколько локомотивов 0-6-4T для банковских товарных поездов. В 1909 году компания North British Locomotive Company построила четыре мощных танковых двигателя 0-6-4 по проекту Питера Драммонда для использования в качестве банковских двигателей. Еще четыре были доставлены в 1911 году. Это были самые большие танковые паровозы HR, которые работали в основном между Блэр-Атоллом и Далнаспидалом для выполнения банковских обязанностей, а также для местных перевозок между Блэр-Атоллом и Пертом. Они были выведены в период с 1932 по конец 1936 года. [ 28 ]
До 1907 года все товарные поезда на линии имели дополнительный тормозной вагон в середине поезда, чтобы обеспечить достаточную тормозную мощность на спусках. Рядом с линией возле вершины Слохд на случай чрезвычайной ситуации стояли две дюжины ветвей, расположенных через определенные промежутки времени. [ 29 ]
Закрытие участка Дава
[ редактировать ]Маршрут Каррбриджа не отделял все сквозное движение от маршрута Дава, и многие сквозные поезда продолжали его использовать. Однако со временем стало очевидно, что сохранение двух длинных горных маршрутов является неустойчивым, и были предприняты шаги по закрытию маршрута Дава. Он был закрыт 18 октября 1965 года вместе с многочисленными промежуточными станциями на оставшейся части маршрута. По первоначальному железнодорожному маршруту Инвернесс и Перт-Джанкшен между Авимором и Стэнли-Джанкшен продолжали курсировать поезда по главной линии Инвернесса, которая, конечно же, использовала маршрут Каррбриджа к северу от Авимора.
Доставка товаров на винокурню Даллас Дху продолжалась до Форрес-Ист до 21 мая 1967 года, и этот короткий участок линии был официально закрыт 30 июня 1967 года. Кривая Форрес-Уэст сохранялась до 15 августа 1966 года. Линия от Авимора до Боут-оф-Гартен продолжалась. использовался для грузовых перевозок до 16 июня 1969 года. [ 24 ]
Стратспейская железная дорога
[ редактировать ]После закрытия участка к северу от Авимора историческая линия железной дороги Стратспей вновь открыла линию на север от Авимора до Боут-оф-Гартен, движение которой началось в 1978 году. В 2002 году она была продлена до Брумхилла, что составило общее расстояние около десяти миль. Долгосрочная цель — вновь открыться до Грантауна-он-Спей.
Локации
[ редактировать ]- Форрес; открыт 25 марта 1858 года для железной дороги Инвернесс и Абердин; заменена станцией, выходящей на маршрут Дава, 3 августа 1863 года; все еще открыт;
- Раффорд; открыт 3 августа 1863 г.; закрыт 31 мая 1865 г.;
- Данфейл; открыт 3 августа 1863 г.; закрыт 18 октября 1965 г.;
- Дава; открыт 1 ноября 1864 г.; закрыт 18 октября 1965 г.;
- Саммит Дава ; 1052 фута;
- Платформа Castle Grant; открыт в 1938 г.; закрыт в 1949 г.;
- Грантаун; открыт 3 августа 1863 г.; переименован в Грантаун-он-Спей 1 июня 1912 года; переименован в Грантаун-он-Спей-Уэст 5 июня 1950 года; закрыт 18 октября 1965 г.;
- Брум Хилл; открыт 3 августа 1863 г.; закрыт 18 октября 1965 г.;
- Лодка Гартена; пересечение с железной дорогой Стратспей (GNoSR) ; открыт 3 августа 1863 г.; закрыт 18 октября 1965 г.;
- Авимор; перекресток с прямой железной дорогой Инвернесса и Авимора ; открыт 3 августа 1863 г.; все еще открыт;
- Лодка Инша; открыт 9 сентября 1863 г.; переименован в Кинкрейг 1 сентября 1871 г.; закрыт 18 октября 1965 г.;
- Кингасси; открыт 9 сентября 1863 г.; все еще открыт;
- Ньютонмор; открыт 9 сентября 1863 г.; все еще открыт;
- Далвинни; открыт 9 сентября 1863 г.; все еще открыт;
- Саммит Друимуачдар; 1484 фута;
- Дальнаспидал; открыт в июне 1864 г.; закрыт 3 мая 1965 г.;
- Струан; открыт 9 сентября 1863 г.; закрыт 3 мая 1965 г.;
- Платформа Черного острова; впервые использовался с 17 июня по 2 июля 1904 г.; нет в публичном расписании; закрыт 11 апреля 1959 г.;
- Блэр Атоул; открыт 9 сентября 1863 г.; переименован в Блэр Атолл 7 сентября 1893 года; все еще открыт;
- Килликранки; открыт 1 июля 1864 г.; закрыт 3 мая 1965 г.;
- Питлохри; открыт 1 июня 1863 г.; все еще открыт;
- Аберфелди-Джанкшен ;
- Баллинлуиг; открыт 1 июня 1863 г.; закрыт 3 мая 1965 г.;
- Гуай; открыт 1 июня 1863 г.; закрыт 3 августа 1959 г.;
- Дальгиз; открыт 1 июня 1863 г.; закрыт 3 мая 1965 г.;
- Данкельд и Бирнам; конец на соединении с железной дорогой Перта и Данкелда ; открыт 7 апреля 1856 г.; все еще открыт
- Рохиллион;
- Муртли;
- Стэнли Джанкшен . [ 30 ]
Аберфельдский филиал
[ редактировать ]- Аберфелди; открыт 3 июля 1865 г.; закрыт 3 мая 1965 г.;
- Грантулли; открыт 3 июля 1865 г.; закрыт 3 мая 1965 г.;
- Бальнагард; открыт 2 декабря 1935 г.; закрыт 3 мая 1965 г.;
- Баллинлуиг; станция главной линии. [ 30 ]
Текущие операции
[ редактировать ]Часть линии между Авимором и Стэнли-Джанкшен продолжит использоваться в 2022 году как часть главной линии Хайленд ; пассажирские перевозки осуществляются компанией ScotRail . проходит Линия наследия Стратспейской железной дороги между Авимором и Брумхиллом .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Клод Гамильтон Эллис написал подробное описание маршрута Давы в журнале Railway Magazine в январе 1934 года. Оно называется «Инвернесс через Даву» и иллюстрировано многочисленными фотографиями, сделанными Гамильтоном Эллисом.
О.С. Нок написал описание линии, уделив особое внимание вопросам эксплуатации и локомотивов, под названием « Главная линия Хайленда» . Он появился в двух частях в журнале «Железнодорожный журнал» в январе 1939 года и апреле 1939 года.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Томас и Дэвид Тернок, Региональная история железных дорог Великобритании: Том 15, Север Шотландии , Дэвид и Чарльз, Ньютон Эббот, 1989, ISBN 0 946537 03 8, стр. 314
- ^ Томас и Тернок, страницы 217 и 218.
- ^ Томас и Тернок, страница 222.
- ^ Jump up to: а б Томас и Тернок, страницы 315 и 316.
- ^ HE Vallance et al, The Highland Railway , Дэвид и Чарльз, Ньютон Эббот, 1938, расширенное издание 1985, ISBN 0-946537-24-0, страницы 15 и 16
- ^ Jump up to: а б Томас и Тернок, стр. 169.
- ^ Валланс и др., стр. 19.
- ^ Jump up to: а б Нил Т. Синклер, The Highland Main Line , Atlantic Publishers, Penryn, 1998, ISBN 0 906899 96 6, стр. 22
- ^ Jump up to: а б с Э.Ф. Картер, Историческая география железных дорог Британских островов , Касселл, Лондон, 1959, страницы 329 и 330.
- ^ Jump up to: а б Валланс и др., стр. 24 и 25.
- ^ Jump up to: а б Валланс и др., стр. 197.
- ^ Томас и Тернок, страница 234.
- ^ Jump up to: а б Картер, стр. 260.
- ^ Jump up to: а б Синклер, стр. 26–28.
- ^ Jump up to: а б Валланс и др., стр. 28 и 29.
- ^ Росс, стр. 44.
- ^ Картер, страница 318.
- ^ Валланс и др., стр. 32.
- ^ Томас и Тернок, стр. 115.
- ^ Картер, страница 147.
- ^ Картер, страница 597.
- ^ Синклер, страница 30.
- ^ Томас и Тернок, стр. 125.
- ^ Jump up to: а б Валланс и др., стр. 188.
- ^ Jump up to: а б с д Росс, страницы 103 и 104.
- ^ Валланс и др., стр. 175.
- ^ Томас и Тернок, страница 317.
- ^ Росс, страница 155.
- ^ DLG Hunter, Хайлендская железная дорога в ретроспективе , Moorfoot Publishing, Эдинбург, 1988, ISBN 0 906606 14 4, стр. 12
- ^ Jump up to: а б ME Quick, Железнодорожные пассажирские станции в Англии, Уэльсе и Шотландии: хронология , версия 5.03, сентябрь 2021 г., Историческое общество железных дорог и каналов, загрузка в электронном виде, в алфавитном порядке