Формартин и Бьюкенская железная дорога
Формартин и Бьюкенская железная дорога | |
---|---|
Обзор | |
Местный | Шотландия |
История | |
Открыто | 23 июля 1858 г. |
Закрыто | 3 июля 1966 г. |
Технический | |
Длина линии | 57 миль (92 км) |
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) |
Formartine and Buchan Railway — железнодорожная компания, действовавшая на северо-востоке Шотландии. Он был построен, чтобы связать важные рыболовные порты Фрейзербург и Питерхед с Абердином . Он пересекался с главной линией Великой Северной Шотландии железной дороги (GNoS) в Дайсе . Из-за нехватки финансов линия открывалась поэтапно по мере поступления денег. Участок от Дайса до Минтлоу открылся в 1861 году, а оттуда до Питерхеда в 1862 году. Линия Фрейзербург открылась в 1865 году. Компания никогда не была прибыльной, и ее активно поддерживала финансовая организация GNoSR; формально он был поглощен этой компанией в 1866 году.
Обслуживаемая территория была хорошим сельскохозяйственным районом, и сельскохозяйственная продукция дополняла оживленное движение рыбы, в том числе экипажи рыбацких лодок, возвращавшиеся домой; существовал некоторый досуговый бизнес, особенно связанный с полем для гольфа и отелем, спонсируемым GNoSR, в Круден-Бей .
После 1950 года обычное использование линии сократилось, хотя на этой линии дела обстояли лучше, чем на некоторых других, из-за плохой дорожной сети в то время. Тем не менее, пассажирское сообщение было прекращено в 1965 году. Несмотря на развитие морской нефтяной промышленности, движение грузовых поездов в Питерхед в 1970 году и во Фрейзербург в 1979 году было прекращено. Сейчас на этой линии нет железнодорожного движения.
Продвижение и авторизация
[ редактировать ]
Ветка на Питерхед и Фрейзербург планировалась в 1846 году, но не была реализована из-за финансового краха, последовавшего за железнодорожной манией . Этот регион был одним из самых плодородных и процветающих частей Абердиншира, и в этом районе находились важные рыболовные порты Питерхед и Фрейзербург. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Попытка развивать железнодорожное сообщение возобновилась в 1854 году, и в парламенте были предложены конкурирующие схемы. После серии борьбы 23 июля 1858 года было разрешено строительство железной дороги Формартин и Бьюкен при поддержке Великой северной Шотландии (GNoSR). [ примечание 1 ] [ 2 ] Он должен был проходить от главной линии Абердин- Кит в Дайсе до Фрейзербурга и Питерхеда, разветвляясь в Минтлоу , с ответвлением на Эллон . Уставный капитал должен был составлять 300 000 фунтов стерлингов; Парламентский процесс обошелся GNoSR в 25 000 фунтов стерлингов. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 3 ] [ 6 ]
GNoSR пообещал подписку в размере 50 000 фунтов стерлингов на компанию «Формартин и Бьюкен»; Росс комментирует, что компания «выдавала ссуды и подписки компаниям, которые были неспособны погасить или принести необходимую прибыль и на чьих счетах, подготовленных [самим GNoSR], долги были скрыты». [ 7 ]
В ходе парламентского процесса лорду Салтуну удалось включить в разрешительный закон условие, требующее строительства и эксплуатации станции там, где линия должна была пересекать проспект, ведущий от Кэрнбулг-роуд к особняку. Станция в Филорте была предназначена для исключительного использования его светлости, его наследников и преемников, которые будут иметь право останавливать все пассажирские и товарные поезда по требованию. [ 2 ]
В Законе была указана ветка для обслуживания Эллона, но было решено, что сквозную линию было бы удобнее отклонить для обслуживания этого места, минуя отдельную ветку, и 19 апреля 1859 года был принят закон о внесении поправок. [ 5 ] [ 3 ]
Строительство и открытие
[ редактировать ]
Подписка на выпуск акций происходила очень медленно; хотя компания надеялась открыть линию до Питерхеда осенью 1860 года, суровая погода задержала работы. Мост через реку Итан обрушился во время строительства 3 февраля 1861 года, и Компания решила сначала достроить линию до временной конечной остановки в Олд-Дир. Этот участок маршрута был открыт 18 июля 1861 года. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 3 ] [ 8 ]
Инвестиционное финансирование постепенно стало доступным, и линия до Питерхеда была открыта 3 июля 1862 года. GNoSR вложила 50 000 фунтов стерлингов в стоимость строительства линии. Пассажирская конечная остановка находилась где-то за пределами города на северо-западе и описывалась как находящаяся «практически в сельской местности». [ 9 ]
Расширение длиной в три четверти мили было открыто 9 августа 1865 года, чтобы товарные поезда могли достигать гавани Питерхеда. Расширение огибало север города, достигая с севера северной и южной гаваней; работа обошлась в 5000 фунтов стерлингов, не считая покупки земли. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 3 ] [ 10 ]
Отсутствие средств на подписку помешало продвинуться в строительстве филиала во Фрейзербурге, и компания фактически подумывала о его отказе. Однако было решено изменить маршрут, ответвившись от линии Питерхеда в Брукли (позже названной Мод ), проходящей через Стричен и придерживаясь восточной стороны Мормонд-Хилл . Для этого потребовался еще один разрешительный закон, принятый 21 июля 1863 года. Филиал был открыт 24 апреля 1865 года. [ 3 ] [ 2 ] [ 4 ]
Ранние поезда
[ редактировать ]
Некоторое время между Абердином, Питерхедом и Фрейзербургом курсировали три или четыре рейса в каждую сторону. Остановки делались на всех станциях, а время в пути варьировалось от 2 + 1 ⁄ 2 к 2 + 3 / 4 часа; Части поездов Питерхеда и Фрейзербурга соединялись и разделялись в Мод. Объем движения был таким, что основная линия между Киттибрюстером и Дайсом была увеличена вдвое, и она была введена в эксплуатацию в июле 1861 года. [ 3 ]
Объединение
[ редактировать ]
В 1865 г. ГНоСР управляла сетью линий, но более 75% принадлежало небольшим дочерним компаниям; такое расположение все чаще считалось неудовлетворительным. На сессии парламента 1866 года 30 июля 1866 года был принят Закон об объединении, в результате которого эти компании вошли в состав GNoSR. По состоянию на 30 ноября 1865 года директора Формартайн и Бьюкен сообщили о валовом доходе в размере 25 915 фунтов стерлингов, расходах в размере 13 960 фунтов стерлингов и процентных платежах в размере 7 009 фунтов стерлингов. Остаточная прибыль в размере 5216 фунтов стерлингов позволила выплатить обычные дивиденды в размере 1 + 1 ⁄ 4 % после выплаты привилегированного дивиденда в размере 5 %. Акции Formartine and Buchan Railway были финансово гарантированы GNoSR, а специальные акции GNoSR, которые они теперь получили в результате финансовой реструктуризации, имели соответствующую гарантию. [ 4 ] [ 11 ] [ 12 ]
Питерхед-Харбор Беженской железной дороги
[ редактировать ]
В 1884 году начались работы над большим проектом волнолома в Питерхеде, предназначенным для защиты залива Питерхед . Камень для волнореза был привезен из Стерлинг-Хилла, около В 2 + 1 ⁄ ; милях к югу от места расположения волнолома была построена железная дорога, известная как Железная дорога-убежище в гавани Питерхеда, для транспортировки камня он открылся в 1887 или 1888 году и не был коммерчески связан с ГНоСР. Тюрьма Питерхед открылась в 1888 году, и со следующего года в карьере использовался труд заключенных. Железная дорога была построена правильно с использованием сигнальных постов и системы абсолютных блокировок. Заключенных доставляли в карьер на специальных пассажирских поездах. четыре локомотива Hunslet На линии работали 0-6-0T. Вторая линия была построена на северной стороне залива рядом с Северным волнорезом примерно в 1910 году. Линия карьера до Южного волнореза продолжала существовать до 1950-х годов. [ 13 ]
Преобладание рыбного трафика
[ редактировать ]
В середине 1870-х годов у восточной Шотландии наблюдался значительный рост вылова сельди. Соответственно увеличилось количество лодок для ловли сельди, курсирующих из портов GNoSR: 736 во Фрейзербурге и 621 в Питерхеде. Помимо собственно рыбоперевозок, было немало пассажирских рейсов экипажей, направлявшихся домой. [ 14 ]
Перевозка рыбы в Лондон была особенно прибыльной, и когда отчеты о рыболовстве 1879 года показали, что Фрейзербург и Питерхед экспортировали большие объемы рыбы в порты Балтики , GNoSR договорилось зафрахтовать пароход в Абердине и назначить продавцам рыбы сквозную ставку по железной дороге. из портов Бьюкен в Абердин, а оттуда в Штеттин (как его тогда называли), подрезая суда меньшего размера. [ 15 ]
Движение на этой линии было очень сезонным; сезон сельди на северном побережье длился с июня по август, но сезон в Восточной Англии был позже, и соответственно экипажи мигрировали каждый год. [ 16 ] До упадка китобойного промысла в 1880-х годах китовый и тюленьий жир отправляли из Питерхеда в Данди для использования в джутовой промышленности. [ 17 ]
Торговля рыбой в Лондоне также была заметна, особенно в годы войны, когда было необходимо свести к минимуму прибрежные перевозки. Рынок крупного рогатого скота в Мод был исключительно загружен и обеспечивал большую перевозку скота на южные рынки. [ 2 ]
Экворт, писавший в 1890 году, описал движение линии:
Фрейзербург, вероятно, не увидит и дюжины туристов за год. Фрейзербург питается в основном сельдью; У Питерхеда к луку есть две дополнительные струны: киты и каторжники. Осужденные заняты строительством гавани-убежища примерно в миле к югу от города, и эта работа, судя по тому, что я видел по упорству гранита Питерхеда, вероятно, продлится им еще какое-то время. Что касается китов, то, согласно всем прецедентам, они должны приходить на корабли Питерхеда, чтобы их убивали. Однако в последние годы они проявляют все большее нежелание делать это. За последние пять лет стоимость продукции китового промысла, включая Питерхед и Данди, неуклонно и непрерывно снижалась с 88 000 фунтов стерлингов в 1884 году до 12 000 фунтов стерлингов в 1888 году. [ 18 ]
Акворт описал, как на самом деле работала торговля рыбой:
Рыболовный флот прибывает, скажем, в Питерхед и Фрейзербург в девять часов утра. Рыбу сортируют на пристани, продают с аукциона, упаковывают и отправляют на станцию. Их тут же загружают в грузовики, и к часу дня с каждого места запускается паровоз, примерно с 20 тоннами рыбы. В дюжине миль отсюда, на перекрестке Мод, два поезда, скажем, из 15 грузовиков объединяются, а оттуда убегают прямо на рынки юга: специальный поезд на 600 миль на экспресс-скорости повсюду. Вероятно, пройдет неделя, прежде чем пустые грузовики снова вернутся домой. Чтобы показать, с какой заботой следят за движением рыбы, позвольте мне рассказать из личного опыта. Однажды прошлой весной я уехал из Питерхеда в Лондон поездом в 14.45. В нескольких милях от Абердина нас остановили и узнали, что рыбная ловля, стартовавшая прямо перед нами, сломалась. Однако вскоре дело было исправлено: рыбный поезд и пассажирский трамвай были объединены, и в итоге мы прибыли в Абердин лишь с опозданием примерно на 20 минут. Встретившись там с начальником линии, ожидавшим нашего прибытия, я выразил сожаление по поводу задержки лондонского экспресса. «О, не говоря уже об экспрессе, — был его ответ, — я хочу доставить рыбу в Перт прямо у вас на глазах». [ 19 ]
Столкновение в Брукли, 1889 г.
[ редактировать ]
25 июля 1889 года поезд приближался к Брукли; его вызвал на станцию стрелок, размахивающий белым флагом, но точки были установлены на разъездах, и поезд врезался в разъезд, столкнувшись со стоящими транспортными средствами. На товарном дворе машинист гужевого транспорта погиб, семь пассажиров поезда и охранник получили ранения. Точки не были связаны с сигнализацией, и дальний сигнал был некорректно чистым.
Полковник Рич из Министерства торговли обнаружил, что непосредственной причиной было то, что молодой и неопытный стрелок вызвал поезд своим флагом, но Рич сказал, что
«Все обстоятельства, связанные с этим столкновением, указывают на грубую халатность со стороны Компании.
1-й. Есть единственная линия, которая работает без поездного штаба или поездного планшета.
2-й. На пассажирской линии есть сходящиеся точки, которые не заблокированы сигналами, хотя это абсолютно необходимо для обеспечения безопасного движения, а система блокировки используется уже 30 лет.
3-й. Для работы над точками был нанят молодой и неопытный человек.
Я рекомендую безотлагательно исправить все эти недостатки». [ 20 ]
Филиалы
[ редактировать ]Боддамская ветка
[ редактировать ]В 1897 году ГНОСР открыла ветку до небольшого рыбацкого порта Боддам , где также находился карьер. Значительная часть цели ветки заключалась в обслуживании нового роскошного курортного отеля, который строила GnoSR, Cruden Bay Hotel. Это было связано с новым полем для гольфа; филиал присоединился к линиям Бьюкена в Эллоне . Некоторые члены сообщества выразили протест, когда железнодорожная компания начала предлагать дешевые воскресные билеты игрокам в гольф, которых привлекло новое поле, открывшееся в Круден-Бэй. Было ощущение, что эти игроки в гольф оскверняют субботу. Отель так и не достиг своей коммерческой цели, и традиционный филиальный бизнес также не смог развиваться так, как хотелось. Пассажирское сообщение на линии было прекращено в 1932 году, а отель был реквизирован военными в начале Второй мировой войны и больше никогда не открывался. Грузоперевозки продолжались недолго, но 31 декабря 1948 года филиал полностью закрылся. [ 17 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
Ветка Сент-Комбс
[ редактировать ]1 июля 1903 года была открыта короткая ветка из Фрейзербурга в Сент-Комбс. [ 24 ] Его целью было обслуживание небольших портов Инвераллохи и Сент-Комбс , а в частности роскошного курортного отеля и поля для гольфа, запланированных GNoSR в Круден-Бей. Отель и вся ветка потерпели финансовый крах, и обслуживание пассажиров на линии было прекращено с 31 октября 1932 года. Отель продолжал использоваться до 1940 года, когда он был реквизирован военными; после Второй мировой войны он больше не открывался и был снесен. Служба на линии была прекращена 31 октября 1948 года. [ 21 ]
Двадцатый век до 1947 года
[ редактировать ]В 1914 году расширение портовых сооружений в Питерхеде привело к сокращению гавани, которая к тому времени уже мало использовалась. Его сократили до конечной остановки в Роанхедсе, на краю доков. В 1930-х годах произошел бум в отрасли лова сельди, что потребовало расширения порта, а затем и дальнейших вывозов. После национализации путь подняли вплоть до пассажирской станции. [ 25 ]
Во время Первой мировой войны гавань Питерхед использовалась для бункеровки тральщиков и других судов. Для этого по линии Бьюкен в порт было доставлено более 88 тысяч тонн угля. [ 17 ]
Кроме того, Адмиралтейство создало дирижаблей станцию RNAS Longside . в Ленабо 3 + 1 ⁄ ; мили от станции Лонгсайд численность персонала на объекте составляла около 500 человек. В 1916 году GNoSR построило к нему линию для помощи в его строительстве и поставках. [ примечание 2 ] По ветке было перевезено в общей сложности 31 913 тонн военной техники, в основном угля, для газового завода на объекте. RNAS была создана специально для обнаружения подводных лодок в качестве вспомогательного средства флота в Питерхеде.
Ветка использовалась как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Пассажирские перевозки включали в себя рядовых военно-морских сил, которых иногда размещали в сквозных вагонах южных поездов в Абердине или пересаживали в «Lenabo Special» (обычно одиночный вагон), к которому часто были прикреплены фургоны и грузовики с припасами.
После войны ветка была закрыта в 1920 году и поднята в 1923 году. [ 13 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
В 1923 году GNoSR была включена в состав Лондонской и Северо-Восточной железной дороги (LNER) в соответствии с Законом о железных дорогах 1921 года .
Британские железные дороги и закрытие
[ редактировать ]В 1948 году LNER перешла в национальную собственность как часть British Railways. Поначалу изменилось относительно мало, за исключением введения дизельных моторвагонных пассажирских поездов в июне 1959 года. [ 29 ] Однако перевод движения на дороги, который был очевиден до войны, теперь ускорился, поскольку в начале 1960-х годов были реализованы широкомасштабные программы улучшения дорог. Финансовые потери значительно возросли. В конце концов, эта ситуация была сочтена неустойчивой, и 3 мая 1965 года пассажирские перевозки между Мод и Питерхедом были прекращены, после чего 7 сентября 1970 года было закрыто грузовое сообщение на этой линии. Участок Дайс — Фрейзербург закрылся для пассажиров 4 октября 1965 года, и отгружено 6 октября 1979 года. [ 30 ]
Как и в других отраслях, большая часть основного транспорта была перенаправлена на дороги, но окончательное закрытие линии Бьюкен в 1979 году произошло на фоне значительного трафика удобрений и труб для морских газопроводов. Впоследствии такое движение было осуществлено по дороге из Инверури. [ 17 ]
Впоследствии трасса была поднята, и большая часть маршрута теперь образует Formartine and Buchan Way , пешеходную и велосипедную дорожку на большие расстояния. [ 31 ]
Кампания за открытие
[ редактировать ]Группа под названием «Кампания за Северо-Восточную железную дорогу» была запущена в апреле 2021 года и выступает за повторное открытие некоторых частей линии Бьюкен, хотя и с существенными участками совершенно нового маршрута. Однако предложенная схема не была включена в последний обзор стратегических транспортных проектов правительства Шотландии (STPR2). [ 32 ]
В сентябре 2023 года правительство Шотландии выделило Кампании North East Rail 250 000 фунтов стерлингов на проведение исследования устойчивого транспорта железнодорожного сообщения с Питерхедом и Фрейзербургом. [ 33 ]
Локации
[ редактировать ]Дайс в Питерхед
[ редактировать ]- Дайс; станция на магистральной линии ГНоСР; открыт 20 сентября 1854 г.; закрыт 6 мая 1968 г.;
- Парк-Хилл; открыт 18 июля 1861 г.; переименован в Паркхилл 3 апреля 1950 г.; закрыт 3 апреля 1950 г.;
- Новый Мачар; открыт 18 июля 1861 г.; переименован в Ньюмачар 1904; закрыт 4 октября 1965 г.;
- Удный; открыт 18 июля 1861 г.; закрыт 4 октября 1965 г.;
- Ньюбург-роуд; открыт 18 июля 1861 г.; переименован в Логьерьев 1862 г.; закрыт 4 октября 1965 г.;
- Эсслемонт; открыт 18 июля 1861 г.; закрыт 15 сентября 1952 г.;
- Эллон; открыт 18 июля 1861 г.; закрыт 4 октября 1965 г.; переход на ветку Боддам;
- Арнаж; открыт 18 июля 1861 г.; закрыт 4 октября 1965 г.;
- Ошнагатт; открыт 18 июля 1861 г.; закрыт 4 октября 1965 г.;
- Брукли; открыт 18 июля 1861 г.; переименован в Нью-Мод-Джанкшен 24 апреля 1865 г.; переименован в Мод-Джанкшн, 1866 г.; переименован в Мод 21 сентября 1925 г.; закрыт 4 октября 1965 г.; перекресток с линией Фрейзербург;
- Аббатство Дир; специальная платформа для паломничества, открытая 17 июля 1932 г.; последнее вероятное использование 2 июля 1939 г.;
- Старый олень и Минтлоу; открыт 18 июля 1861 г.; переименован в Минтло 1 декабря 1867 г.; закрыт 3 мая 1965 г.;
- Длинная сторона; открыт 3 июля 1862 г.; закрыт 3 мая 1965 г.;
- Новое сиденье; открыт 3 июля 1862 г.; переименован в Newsseat 1884; закрыт 3 мая 1965 г.;
- Инверуги; открыт 3 июля 1862 г.; закрыт 3 мая 1965 г.;
- Питерхед; открыт 3 июля 1862 г.; закрыт 3 мая 1965 г.;
- Доки Питерхеда .
Мод — Фрейзербург
[ редактировать ]- Брукли (Мод); выше;
- Стричен; открыт 24 апреля 1865 г.; закрыт 4 октября 1965 г.;
- Мормонд; открыт 24 апреля 1865 г.; закрыт 4 октября 1965 г.;
- Лонмэй; открыт 24 апреля 1865 г.; закрыт 4 октября 1965 г.;
- Ратен; открыт 24 апреля 1865 г.; закрыт 4 октября 1965 г.;
- Филорт; открыт в частном порядке для Saltoun House 24 апреля 1865 года; публика 26 июля 1926 г.; закрыт 4 октября 1965 г.;
- Филортский мост; открыт 1 июля 1903 г.; закрыт 3 мая 1965 г.;
- Фрейзербург; открыт 24 апреля 1865 г.; закрыт 4 октября 1965 г.; соединение с Фрейзербургом и легкой железной дорогой Сент-Комбс . [ 34 ] [ 35 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэр Малкольм Барклай-Харви, История Великой Северной железной дороги Шотландии , 1949, страницы 43 и 44.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джон Томас и Дэвид Тернок, Региональная история железных дорог Великобритании: Том 15, Север Шотландии , Дэвид и Чарльз, Ньютон Эббот, 1989, ISBN 0 946537 03 8, страницы 183 и 184
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Х.А. Валланс, Железная дорога Великого Севера Шотландии , Дэвид и Чарльз, Долиш, 1965, страницы с 61 по 63.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дональд Дж. Грант, Справочник железнодорожных компаний Великобритании , Матадор, Кибворт Бошан, 2017, ISBN 978 1785893 537, страницы 207 и 208.
- ^ Перейти обратно: а б с д Барклай-Харви, страницы с 45 по 48.
- ^ Э.Ф. Картер, Историческая география железных дорог Британских островов , Касселл, Лондон, 1959, стр. 293.
- ^ Дэвид Росс, Великая железная дорога севера Шотландии: новая история , Stenlake Publishing, Catrine, 2015, ISBN 978 1 84033 701 3, стр. 42
- ^ Росс, страница 56.
- ^ Росс, страница 64.
- ^ Росс, стр. 78.
- ^ Валланс, стр. 65
- ^ Росс, стр. 83
- ^ Перейти обратно: а б Региональная история, стр. 187 и 188.
- ^ Росс, страница 101.
- ^ Росс, страницы 103 и 122.
- ^ Ветка Сент-Комбс от "WRS", в книге "История и рассказы о линии Бьюкен" , составленная Аланом Х. Сангстером, Oxford Publishing Co, Пул, 1983, ISBN 086093179X , страницы с 70 по 73.
- ^ Перейти обратно: а б с д Региональная история, стр. 188
- ^ WM Acworth, Железные дороги Шотландии: их нынешнее положение , Джон Мюррей, Лондон, 1890, стр. 123
- ^ Акворт, стр. 131
- ↑ Полковник Ф.Э. Рич, Отчеты о происшествии: отрывок из происшествия в Брукли 25 июля 1889 г. , Торговая палата, 1889 г.
- ^ Перейти обратно: а б Региональная история, стр. 316
- ^ HA Vallance, к северу от Абердина , журнал Railway Magazine, январь 1956 г.
- ^ MJ Митчелл, Отель Cruden Bay и его трамвай , в «Истории и рассказах линии Бьюкен» , составленный Аланом Х. Сангстером, Oxford Publishing Co, Пул, 1983, ISBN 086093179X , страницы с 34 по 40.
- ^ Региональная история, страницы 186 и 187.
- ^ Региональная история, стр. 210.
- ^ Барклай-Харви, стр. 217.
- ^ Росс, страница 188.
- ^ Я Уилкинсон, Это был Ленабо, Это было , в Алане Х. Сангстере (составитель), «История и рассказы о линии Бьюкен» , Oxford Publishing Co, Пул, 1983, ISBN 086093179X , страницы с 59 по 61.
- ^ Валланс, стр. 171.
- ^ Региональная история, стр. 315.
- ^ Formartine и Buchan Way , на сайте CycleGrampian.co.uk http://www.cyclegrampian.co.uk/trail/formartineway.html.
- ↑ Гнев, поскольку железнодорожное сообщение Питерхеда и Фрейзербурга исключено из государственного транспортного обзора , в Buchan Observer, 21 января 2022 г.
- ^ «Исследование по изучению восстановления железной дороги между Абердином и Бьюкеном» . Новости Би-би-си. 1 сентября 2023 г.
- ^ ME Quick, Железнодорожные пассажирские станции в Англии, Уэльсе и Шотландии: хронология , версия 5.03, сентябрь 2021 г., Историческое общество железных дорог и каналов, загрузка в электронном виде
- ^ Полковник М.Х. Кобб, Железные дороги Великобритании - исторический атлас , Ian Allan Publishing Limited, Шеппертон, 2003, ISBN 07110 3003 0
- Предварительная группировка британских железнодорожных компаний
- Железная дорога Великого Севера Шотландии
- Закрытые железнодорожные линии в Шотландии
- Ранние шотландские железнодорожные компании
- Закрытие буков в Шотландии
- Железнодорожные линии открылись в 1861 году.
- Железнодорожные компании упразднены в 1866 году.
- 1861 заведения в Шотландии
- Закрытие 1866 года в Шотландии
- Британские компании, основанные в 1858 году.
- Железнодорожные компании, основанные в 1858 году.
- Британские компании прекратили свое существование в 1866 году.
- Бьюкен